Правом назначения принудительных мер медицинского характера обладает. Цели принудительных мер медицинского характера

Принудительные меры медицинского характера не являются наказанием, а именуются иными мерами уголовно-правового воздействия. Между наказанием и принудительными мерами медицинского характера имеется некоторое сходство: во-первых, они обладают принудительным характером; во-вторых, им присуще не любое принуждение, а только государственное, ибо они назначаются государственными органами, от имени государства и обеспечиваются принудительной силой государства; в-третьих, они назначаются судом. Здесь, однако, заканчивается сходство и начинается различие:

1) наказание назначается приговором суда, тогда как принудительные меры медицинского характера назначаются определением суда;

2) основания применения наказания и принудительных мер медицинского характера имеют некоторое отличие. Основанием для назначения наказания является совершение общественно опасного, предусмотренного уголовным законом, виновного и наказуемого деяния, именуемого преступлением. Основание применения принудительных мер медицинского характера нельзя охарактеризовать столь однозначно. Во-первых, для их применения необходимо наличие у лица психического расстройства. Во-вторых, они могут быть применены в случае совершения лицом общественно опасного, противоправного деяния, предусмотренного статьями Особенной части УК РФ. Это деяние может быть не преступным в том случае, если характер и степень психического расстройства таковы, что исключают вменяемость субъекта. Подобного рода деяния именуются общественно опасными деяниями невменяемых. Однако характер и степень психического расстройства могут не исключать вменяемость, в таком случае принудительные меры медицинского характера назначаются лицам, совершившим преступления. В-третьих, основанием применения принудительных мер медицинского характера является необходимость лечения лица, вызванная его психическим расстройством, вследствие чего оно представляет собой общественную опасность. Часть 2 ст. 97 УК РФ указывает, что принудительные меры медицинского характера лицам, имеющим психические расстройства, назначаются только в тех случаях, когда психические расстройства связаны с опасностью для себя или других лиц либо с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда. К лицам, которые имеют психические расстройства, но не представляют опасности по своему психическому состоянию, принудительные меры медицинского характера как вид иных мер уголовно-правового характера применяться не могут. В отношении них суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством о здравоохранении. Вопрос о том, представляет ли лицо общественную опасность и нуждается ли в применении принудительных мер медицинского характера, решается судебно-психиатрической экспертизой;

3) наказание и принудительные меры медицинского характерапреследуют различные цели. В соответствии со ст. 43 УК РФ целями наказания является восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений со стороны осужденного и предупреждение совершения новых преступлений со стороны других членов общества. Цели принудительных мер медицинского характера иные. Прежде всего, применение принудительных мер медицинского характера преследует цель излечения лиц, страдающих психическим расстройством, либо, если это невозможно, -- улучшения их психического состояния. В числе целей применения принудительных мер медицинского характера названо предупреждение совершения новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ, со стороны лиц, имеющих психические расстройства. В этом плане цели наказания и принудительных мер медицинского характера совпадают, однако достигаются они совершенно разными способами;

4) наказание и принудительные меры медицинского характера различаются по своей сути, по содержанию. Наказание является карой и заключается в совокупности предусмотренных уголовным законом правоограничений. Принудительные меры медицинского характера не несут в себе отрицательной оценки со стороны государства и не являются по своему содержанию карой. Содержание принудительных мер медицинского характера, на наш взгляд, заключено в самом названии. Содержание медицинских мер зависит от вида психического расстройства, медицинских показаний;

5) принудительные меры медицинского характера, в отличие от наказания, не влекут за собой судимости как особого правового последствия их применения;

6) наказание всегда носит срочный характер. Длительность применения принудительных мер медицинского характера полностью зависит от психического состояния больного, поэтому в определении суда не указываются сроки. Уголовное право. Общая часть: учебник / отв. ред. И. Я. Козаченко. -- 4-е изд., перераб. и доп. -- М. : Норма, 2008. - С 692-695.

Принудительные меры медицинского характера как вид иных мер уголовно-правового характера следует отличать от принудительных мер медицинского характера, применяемых в административном порядке. В соответствии с Законом РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее -- Закон о психиатрической помощи) лицо может быть подвергнуто принудительному психиатрическому освидетельствованию и принудительному помещению в психиатрический стационар. Принудительное психиатрическое освидетельствование проводится в случаях, когда по имеющимся данным лицо совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих;

б) его беспомощность, т. е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности;

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

Госпитализация в психиатрический стационар в недобровольном порядке возможна в случаях, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает его опасность для себя или окружающих, его беспомощность или ухудшение психического состояния.

Таким образом, принудительные меры медицинского характера, в частности принудительное психиатрическое освидетельствование, в соответствии с Законом о психиатрической помощи могут применяться к лицам, у которых только подозревается психическое расстройство, в целях его диагностирования, тогда как установленные Уголовным кодексом принудительные меры медицинского характера применяются лишь к лицам, у которых факт психического расстройства четко установлен судебно-психиатрической экспертизой.

В современном обществе ежедневно совершается огромное количество преступлений. Они могут иметь разные причины, степени тяжести, последствия. Некоторые из них преступники совершают намеренно, с определенным умыслом. Но есть и такие правонарушения, которые осуществляются неосознанно, вследствие психического расстройства. К таким людям не может быть применено стандартное В этом случае актуальными считаются принудительные меры медицинского характера.

Общее понятие

Итак, это особенная форма принуждения государством, которая содержит в себе юридические и медицинские аспекты. Она заключается в том, что для лиц, совершивших тяжкое преступление в состоянии невменяемости или вменяемости под влиянием психического расстройства, может быть использовано принудительное заключение в лечебное заведение. При этом специалисты осуществляют все необходимые медицинские манипуляции для восстановления психики и общественных связей нарушителя.

Меры принудительного медицинского характера вправе устанавливать только суд после консультации с группой специалистов. Регулируются такие отношения и исполнительным законодательством.

Применение принудительных мер медицинского характера осуществляется к психически нездоровым людям, которые за свои деяния не могут быть заключены в тюрьму. Воздействие имеет характер терапевтического лечения в закрытых учреждениях.

Какие основания для выбора подобных мер существуют?

Этот вопрос очень важен при выборе наказания за преступление. Принудительные меры медицинского характера могут быть установлены судом, если присутствуют такие основания:

  • то деяние, которое совершило лицо, предусматривается Особым разделом Уголовного кодекса и было совершено в состоянии невменяемости;
  • в результате преступления у человека развилось нарушение психики, при котором не может быть назначено тюремное заключение;
  • общественная опасность лица;
  • необходимость в лечении токсикомании, наркомании, алкоголизма или другой патологии, связанной с подобными зависимостями.

Если серьезной угрозы от нарушителя норм законодательства нет, то принудительные меры медицинского характера не назначается.

Цели ПММХ

Теперь следует разобраться в том, для чего суд принимает такое решение. Можно выделить такие цели принудительных мер медицинского характера:

  1. Защитная. Она должна оградить общество от того противоправного поведения психически нездорового лица, которое несет опасность окружающим. Нужно отметить, что действия злоумышленника обусловлены патологическими изменениями в психике.
  2. Социализирующая. Так как нарушитель действует против устоев общества не по своей воле, а вследствие заболевания, то необходимо помочь ему вернуться к нормальной жизни. Самостоятельно он этого сделать не может.
  3. Превентивная. Суд своим решением старается предупредить совершение этим лицом повторных преступлений.

Кроме того, принудительные меры медицинского характера в основном нужны для того, чтобы вылечить расстройство и стабилизировать состояние психики.

Кому может предназначаться такое принуждение?

Существует несколько категорий людей, к которым можно применить такое наказание. Производство о применении принудительных мер медицинского характера справедливо к таким нарушителям:

1. Невменяемым. В момент осуществления действия, преступающего закон, они находились в измененном психическом состоянии вследствие хронического, временного, стационарного расстройства. Вследствие заболевания лицо не могло осуществлять контроль над тем, что делает, или осознавать последствия и характер собственных поступков. Нужно отметить, что основания применения принудительных мер медицинского характера здесь присутствуют, и они более чем достаточны. Уголовная ответственность и наказание в этом случае бессмысленны. Дело в том, что и во время осуществления противоправных действий, и после этого такой человек не может адекватно оценить свои поступки, реально осознать последствия своих действий.

2. Ограниченно вменяемые. То есть такие нарушители имеют психические заболевания и расстройства, которые могли повлиять на поведение и сделать личность социально-опасной. Однако вменяемость они не исключают. Осознание своих действий присутствует, однако оно ограничивается. Основания принудительных мер медицинского характера для таких лиц присутствуют, наблюдение специалистов предписывается вкупе с уголовным наказанием.

3. Лица, у которых расстройство психический функций случилось после осуществления злодеяния или на стадии досудебного следствия (судебного слушания), тюремного заключения. В этом случае нарушитель может быть освобожден от отбывания наказания. При этом он обязан находиться под неусыпным контролем специалистов.

Признаки ПММХ

Применение мер принудительного характера отличается от других типов наказания некоторыми особенностями:

  • Условия, в которых будет пребывать нарушитель, обязательно должны быть такими, чтобы он не смог навредить себе или окружающим в период лечения.
  • Такие меры назначаются в принудительном порядке. При этом мнение самого лица или его законных представителей (опекунов) не учитывается.
  • Их назначение основано на оценке глубины поражения психики, тяжести совершенного деяния, а также на прогнозе последующего развития расстройства. Учитывается также то, насколько опасным для общества может быть нарушитель.
  • Заниматься назначением, изменением или прекращением таких мер может только суд. При этом заключение психиатрической экспертизы не является основополагающим в принятии решения. Судья может принимать эти сведения или отвергать по собственному усмотрению.
  • Применение принудительных мер медицинского характера обязано быть привязано к принципу тактичного и бережного отношения к личности нарушителя. Позволяется только необходимая достаточность принуждения, при которой лицу можно помочь социализироваться и предотвратить повторение негативных действий.

Особенности ПММХ

Итак, по указанию УК, принудительные меры медицинского характера являются той формой государственного принуждения, которая несущественно, но ограничивает права больного. Естественно, применение такого лечения имеет свою специфику:

  • Нет возможности установления срока, на который пациенту потребуется помощь психиатров. Дело в том, что спрогнозировать время и эффективность излечения не возьмется даже самый опытный доктор.
  • Состояние психического здоровья больного на протяжении всего периода терапии может существенно меняться, причем как лучшую, так и в худшую сторону.
  • Правовое регулирование таких решений достаточно проблематично. Очень многое зависит от пенитенциарной службы, мнения и добросовестности докторов.
  • Нет единого документа, в котором точно фиксируются все условия перемещения и содержания лиц с психическими проблемами. Это в некоторых случаях может обусловить нарушение прав больного.

Исполнение представленных мер осуществляется после вынесенного судом постановления в указанном учреждении. Постановление (принудительные меры медицинского характера не могут применяться вечно) часто меняется. Периодически судебно-медицинская комиссия может повторно освидетельствовать нарушителя. Это нужно для того, чтобы постоянно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья пациента и вовремя изменить или отменить представленную меру.

Контроль за исполнением принудительного лечения тоже ложится на плечи судебных органов. Он фиксируется в нескольких документа. Первым из них является решение обоснованности принудительных мер МХ. Во втором фиксируются сроки повторных освидетельствований лица, а также прописывается своевременность дальнейших действий по прекращению, изменению или продлению таких мер.

Виды ПММХ

Теперь же нужно разобраться в том, где и как происходит лечение. Прежде всего, учтите, что места избираются только судом. При этом большое значение имеет состояние психики нарушителя, а также уровень его Производство принудительных мер медицинского характера судья может мотивировать заключением эксперта о здоровье обвиняемого. Хотя он может и не опираться на мнение докторов.

Существуют такие виды принудительных мер медицинского характера:

  1. Оказание помощи и наблюдение в амбулаторном режиме. Оно проводится в рядовой психиатрической больнице или отделении иного учреждения здравоохранения. Здесь не требуется особых условий и дополнительных охранных мер, при этом лицо не находится здесь постоянно. Такое лечение назначается человеку, который по состоянию своей психики не нуждается в стационарном наблюдении. Дело в том, что он не представляет серьезной опасности для окружения. В свою очередь, он обязан регулярно проходить осмотры психиатра и принимать назначенное лечение. Оказывается такая помощь по месту проживания или без отрыва от отбывания наказания. Если больному не назначено лишение свободы, то посещать его психиатр может и на дому.
  2. Принудительное лечение в обычном психиатрическом стационаре. Сюда помещаются те нарушители, которые не могут проходить терапию амбулаторно, однако им не нужно интенсивное наблюдение. Такие люди на свободе сохраняют вероятность совершения злодеяний, даже если общий прогноз их состояния положительный. Однако во время наблюдения нет необходимости в специальных условиях. То есть человек может свободно перемещаться в стационаре. Лечение производится в тех учреждениях, основной функцией которых не является исполнение принудительных мер.
  3. Оказание помощи в условиях специализированного психиатрического стационара. В такое учреждение попадают именно те лица, которые направляются на исправление судом. Они требуют постоянного наблюдения, так как могут быть очень опасными для окружения. Указанное учреждение требует наличия не только дополнительного медицинского персонала, но и собственной охраны.
  4. Лечение в режимном учреждении с особым наблюдением. Здесь содержатся нарушители, которые представляют чрезвычайную опасность для общества и для себя. Они нуждаются в интенсивном наблюдении. Такие лица могут страдать слабоумием или хроническими расстройствами. Они способны неоднократно совершать особо тяжкие злодеяния, нарушать больничный режим и нападать на персонал.

В некоторых странах есть особенный вид принудительного лечения - кастрация. Это относится к лицам, совершившим сексуальное насилие с особой жестокостью, над несовершеннолетними или малолетними детьми. Такая кастрация производится при помощи специальных лекарственных препаратов, которые способствуют угнетению сексуального влечения.

Такие виды принудительных мер медицинского характера часто применяются практически ко всем нарушителям с психическими проблемами. Однако последний тип помощи не может быть назначен детям до 16 лет.

Процедура продления МПХ

Производство о применении мер медицинского характера может возвращаться в суд неоднократно. Дело в том, что при вынесении решения не указывается точный срок завершения лечения. Суд не может точно знать, когда у больного наступит улучшение или полное излечение. Первое освидетельствование после назначения представленных мер производится через полгода. Инициировать его может как лечащий врач, так и сам пациент или его родственник (законный представитель). Заключение комиссии при этом может стать основанием для отмены или продления ранее установленных мер.

Если состояние пациента ко времени освидетельствования не улучшилось, то, скорее всего, будет принято решение о продлении представленного лечения. Нужно отметить, что последующие пересмотры и освидетельствования личности проводятся через год.

Существуют случаи, когда дела о применении принудительных мер медицинского характера пересматриваются во внеочередном порядке. Например, если у человека наступили существенные улучшения в психическом состоянии.

Порядок прекращения ПММХ

Дела о применении принудительных мер медицинского характера могут пересматриваться до тех пор, пока не появится решение об их отмене. Если лицо, совершившее преступление, имеет существенное улучшение состояния психики, то лечение может быть завершено. То есть основания для его применения исчезают.

Нужно отметить, что изменения в состоянии здоровья могут способствовать смягчению решения судьи или назначению более строгого наказания. При этом заключение судебно-медицинских экспертов-психиатров не имеет существенного значения. Суд может принимать или не принимать его к сведению по собственному усмотрению.

Если решение компетентными органами было принято в сторону отмены ПММХ, то соответствующее решение должно быть передано в местные органы здравоохранения. Здесь уже принимается решение о направлении преступника в обычное лечебное учреждение.

Бывают случаи, когда человек, совершивший злодеяние, несмотря на решение суда, может считать, что ему еще требуется медицинская помощь. В этом случае по собственному желанию пациент может остаться для продолжения терапии. При этом у него есть возможность выбора. Больной может проходить лечение там, где и раньше, или выбирать другое учреждение.

После отмены лечения преступник может отбывать более строгое наказание, которое предполагает ограничение или лишение свободы.

Особенности прохождения лечения в совокупности с отбыванием уголовного наказания

Бывают случаи, что расстройство случилось уже после совершения деяния или же оно не исключает вменяемости лица. В этом случае уголовное наказание может быть назначено наряду с принудительным лечением. Чаще всего такие приговоры выносятся частично вменяемым больным, алкоголикам и наркоманам, которым требуется избавление от пагубной зависимости.

После завершения психической реабилитации лицо продолжает отбывать назначенный срок заключения. Однако если преступник продолжал терапию на момент окончания пребывания в тюрьме, то принудительное лечение автоматически не прекращается. Для его отмены необходимо медицинское освидетельствование и решение суда.

Терапия может осуществляться в том учреждении, где отбывает срок преступник, или же в специальном заведении. При этом существует одна особенность. То время, которое преступник пробудет на лечении, засчитывается в уголовный срок при его назначении или восстановлении. Расчет таков: день принудительного лечения - день заключения в тюрьме.

Вот и все особенности этой темы. Будьте законопослушными. Удачи!

Новая редакция Ст. 97 УК РФ

1. Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам:

а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса, в состоянии невменяемости;

б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;

в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;

г) утратил силу;

д) совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

2. Лицам, указанным в части первой настоящей статьи, принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.

3. Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами.

4. В отношении лиц, указанных в пунктах "а" - "в" части первой настоящей статьи и не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые материалы в федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для решения вопроса о лечении указанных лиц в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или направлении указанных лиц в стационарные учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.

Комментарий к Статье 97 УК РФ

1. Принудительные меры медицинского характера (ПММХ) - это особая разновидность медицинских мер, применяемых к лицу, страдающему психическим расстройством, без его согласия или согласия его законных представителей в случае совершения им общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом.

2. ПММХ применяются по назначению (решению) суда. Они не являются мерами уголовного наказания. От последнего, назначаемого исключительно по приговору суда, эти меры отличаются по цели и субъектам их применения, характеру и сущности применяемого принуждения, срокам и процедурам реализации и уголовно-правовым последствиям их применения.

3. Основания и порядок применения ПММХ регулируются как УК, так и УИК, УПК, а также отдельными нормами Закона о психиатрической помощи и нормами иного федерального законодательства о здравоохранении.

4. ПММХ представляют собой комплексный институт материального и процессуального права, содержание которого включает как юридическую, так и медицинскую составляющую.

4.1. Юридическая составляющая данного института включает в себя нормативное закрепление материально-правовых оснований, цели, видов, порядка применения, изменения и прекращения ПММХ к тем или иным субъектам уголовно-правовых отношений; определение их правового статуса, а также процессуальные формы установления оснований и процедуры применения ПММХ к конкретным субъектам.

4.2. Медицинская составляющая той или иной ПММХ зависит от психического состояния (диагноза и характера психического расстройства, прогноза его течения и т.п.) и общественной опасности лица, в отношении которого она применяется. Необходимые рекомендации в этом направлении должна высказать (в своем заключении) комиссия врачей-психиатров либо судебно-психиатрическая экспертная комиссия (СПЭК), проводившая по решению органа предварительного расследования или суда амбулаторное или стационарное исследование (экспертизу; ст. 203 УПК) данного лица. Эти рекомендации не являются обязательными для суда, так как окончательное определение вида ПММХ, применяемой к тому или иному субъекту, относится к компетенции суда, а не комиссии врачей-психиатров.

5. Коммент. статья исчерпывающе определяет круг лиц, к которым суд может применить ПММХ. При этом их применение является правом, а не обязанностью суда, поскольку в ходе судебного заседания он самостоятельно и по своему внутреннему убеждению оценивает наличие правовых и фактических оснований для этого, а также целесообразность их назначения.

6. Общими основаниями для применения той или иной ПММХ (п. "а" - "в" ч. 1 коммент. статьи) для каждой из названных в законе групп являются: а) обязательное наличие у лица того или иного психического расстройства (см. коммент. к ст. 21 - 22) либо такого, неразрывно связанного с психическим расстройством заболевания, как хронический алкоголизм или наркомания; б) совершение данным лицом общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом; в) наличие достаточных данных (доказательств; ст. 69 УПК), свидетельствующих о возможности причинения этим лицом в связи с наличием у него психического расстройства существенного вреда себе, другим лицам либо иным, охраняемым законом интересам (ч. 2 коммент. статьи).

Только одновременное наличие (единство) трех названных составляющих и образует надлежащее основание для применения судом ПММХ.

7. Лица, не совершавшие общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законом, но нуждающиеся в лечении и по своему болезненному (психическому) состоянию представляющие опасность для общества или себя, не могут быть субъектами ПММХ. Разрешение вопроса о необходимости их (добровольного или принудительного) лечения должно осуществляться в рамках Закона о психиатрической помощи (ст. 4, 12, 29 - 35) и иного федерального законодательства о здравоохранении, а не в рамках норм гл. 15 УК РФ и гл. 51 УПК.

8. Перечень лиц, к которым возможно применение ПММХ, открывают лица, совершившие общественно опасные деяния, предусмотренные нормами Особенной части УК, в состоянии невменяемости. Именно эти лица, как свидетельствует судебная статистика, занимают лидирующее положение среди субъектов ПММХ. О понятии и признаках невменяемости см. коммент. к ст. 21, 81.

8.1. Лица, страдающие психическим расстройством и совершившие общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, уже в момент совершения деяния были не в состоянии осознавать характер совершаемых ими действий или реально оценивать их социальное значение. Они также могли не обладать способностью к руководству своими действиями из-за поражения волевой сферы психики, и, следовательно, не в состоянии проявить вину (умысел или неосторожность) в уголовно-правовом смысле. Поэтому они не являются не только субъектами преступного посягательства, но и субъектами УО.

8.2. Применение ПММХ в отношении этой группы лиц продолжается (по решению суда) до тех пор, пока комиссия врачей-психиатров не придет к выводу о выздоровлении лица, страдающего психическим расстройством, либо о таком стойком улучшении состояния его здоровья, которое в принципе исключает возможность причинения с его стороны существенного вреда себе, другим лицам и охраняемым законом интересам государства и общества.

9. В п. "б" ч. 1 коммент. статьи названа вторая группа лиц, к которым по решению суда (ст. 443 УПК) также могут быть применены ПММХ. Главным отличием этой группы от первой является то, что здесь психическое расстройство у лиц, нуждающихся в применении ПММХ, возникло уже после совершения преступления. Следовательно, в момент совершения преступления они были полностью вменяемы, осознавали фактическую сторону и общественно опасный характер совершаемых ими действий (бездействия), осознавали их (его) социальное значение и сознательно руководили ими.

9.1. Совершив преступление в состоянии вменяемости, лица, принадлежащие ко второй группе, должны были подлежать УО. Однако в силу тех или иных жизненных ситуаций уже после совершения преступления, а нередко и после назначения наказания, у них возникло или развилось то или иное психическое расстройство (см. коммент. к ст. 21), исключающее возможность назначения им наказания либо возможность его дальнейшего отбывания, так как в силу своего болезненного состояния они уже объективно не могли правильно воспринимать и оценивать сущность и содержание мер государственного принуждения, связанных с назначением и отбыванием наказания.

9.2. Нуждаясь в принудительном лечении, эти лица стали субъектами второй группы ПММХ, освобождение которых от наказания предусмотрено ст. 81. Эта группа включает в себя: а) лиц, которым нельзя назначить наказание по приговору суда, поскольку в ходе предварительного следствия или к моменту вынесения приговора судом выяснилось, что они страдают психическим расстройством той или иной степени тяжести; это расстройство лишает их возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия); по заключению комиссии врачей-психиатров они объективно нуждаются в принудительном лечении; б) лиц, заболевших психическим расстройством уже в момент отбывания наказания, назначенного по приговору суда.

9.3. В отношении первой из названных групп следует различать временный или хронический характер наступившего психического расстройства, так как они влекут разные уголовно-правовые и процессуальные последствия. Так, временное (обратимое) психическое расстройство обвиняемого (подсудимого), наступившее после совершения преступления, но до вынесения обвинительного приговора судом, установленное заключением судебно-психиатрической экспертизы (ст. 196, 203 УПК) и нашедшее свое подтверждение в ходе судебного заседания, влечет лишь временное приостановление производства по делу (ст. 238 УПК), назначение ПММХ до выхода лица из болезненного состояния с последующим возобновлением (судом) предварительного следствия или судебного разбирательства и рассмотрением дела в общем порядке (при условии, что за время лечения не истекли сроки давности привлечения к УО (ст. 78)).

9.4. Хроническое (необратимое) психическое расстройство требует от суда не только обоснованного решения о применении конкретной ПММХ, но и обязательного формулирования в определении решения об освобождении лица от наказания (ст. 443 УПК).

9.5. Лицо, которое заболело психическим расстройством во время отбывания наказания и которому была назначена ПММХ, по выздоровлении должно отбыть оставшуюся часть наказания, однако с учетом времени, в течение которого продолжалось принудительное лечение (см. коммент. к ст. 103).

9.6. Возможны ситуации, когда временное психическое расстройство, установленное заключением экспертизы и определением суда (ст. 443 УПК), со временем приобретает характер хронического (необратимого) и, наоборот, считавшееся хроническим заканчивается полным выздоровлением лица. В первой ситуации, временное приостановление производства по делу (ст. 238 УПК) теряет свой смысл, и суд по представлению комиссии врачей-психиатров должен принять решение об освобождении такого лица от наказания и продолжения применения к нему ПММХ без указания ее срока (см. коммент. к ст. 102). Во втором случае (если, конечно, в результате предпринятого лечения лицо полностью восстановило способность правильно осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий) должно быть принято решение о возобновлении производства по делу, в рамках которого суд обязан решить вопрос либо о производстве предварительного расследования в общем порядке, либо о мере ответственности обвиняемого (если к этому моменту не истекли сроки давности, предусмотренные ст. 78 и 83).

10. В п. "в" ч. 1 коммент. статьи говорится о группе лиц, которые страдают той или иной формой психического расстройства, не исключающего вменяемости и назначения наказания (см. коммент. к ст. 22), но одновременно нуждаются в амбулаторном применении ПММХ.

10.1. Наличие психического расстройства, не исключающего вменяемости, устанавливается исключительно судом на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы (ст. 196, 203 УПК).

11. Применение ПММХ будет законным и обоснованным только тогда, когда суд в ходе судебного заседания достоверно установит наличие двух обязательных составляющих (оснований) данного института: а) самого общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом; б) реальной опасности лица, совершившего это деяние, связанной с потенциальной (но достаточно реальной) возможностью причинения им иного существенного вреда охраняемым законом интересам либо опасностью для себя или других лиц.

11.1. Подобная опасность может быть обусловлена, например, острыми проявлениями психических расстройств, бредовыми идеями со стороны названных лиц, расстройствами влечений, тяжелыми аффективными расстройствами или иными болезненными нарушениями психики, создающими потенциальную возможность совершения ими новых общественно опасных деяний или причинения иного существенного вреда себе или охраняемым законом интересам.

11.2. Суду при назначении той или иной ПММХ следует исходить не только из реального (имеющегося) психического состояния данного лица в момент рассмотрения дела судом, возможно характеризующегося временным улучшением, но и из объективной оценки всего характера и течения имеющегося расстройства, тенденций его развития, рекомендаций комиссии врачей-психиатров, проводивших судебно-психиатрическую экспертизу, так как современная психиатрия располагает достаточными исходными данными не только для объективной оценки имеющегося психического расстройства, но и для объективного прогнозирования возможных тенденций его развития в известных временных рамках.

11.3. Если по заключению комиссии врачей-психиатров лица, указанные в ч. 1 коммент. статьи, не представляют существенной опасности для общества или себя, но объективно нуждаются в лечении, суд не вправе назначить им ПММХ вне зависимости от характера и тяжести совершенного общественно опасного деяния и диагноза болезни. УД в отношении названных лиц прекращается, и суд сообщает о них органам здравоохранения по месту жительства для возможного принятия необходимых лечебных и реабилитационных мер в соответствии с Законом о психиатрической помощи.

12. Исполнение ПММХ осуществляется в соответствии с требованиями УИК, Законом о психиатрической помощи и иным федеральным законодательством о здравоохранении, а также ведомственными нормативными документами. Так, в соответствии с Законом о психиатрической помощи: а) принудительное лечение названных лиц осуществляется в психиатрических стационарах, находящихся в ведении органов здравоохранения РФ; б) в ходе всего курса лечения эти лица, хотя и содержатся отдельно, но пользуются равными правами с другими пациентами названных учреждений; в) страдая психическим расстройством, они признаются инвалидами по психическому заболеванию и весь период пребывания в психическом стационаре имеют право на пособие по государственному социальному страхованию и пенсию на общих основаниях.

Другой комментарий к Ст. 97 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Принудительные меры медицинского характера - это меры государственного принуждения, назначаемые судом на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы психически нездоровым лицам, совершившим общественно опасные деяния либо преступления.

2. Принудительными рассматриваемые меры являются потому, что они: а) применяются независимо от желания больного или его законных представителей; б) сопряжены с определенными ограничениями личной свободы психически нездорового лица; в) назначаются, изменяются, прекращаются по решению суда.

3. Основаниями применения принудительных мер медицинского характера являются: а) совершение лицом общественно опасного деяния либо преступления; б) наличие у данного лица психического расстройства, имеющего уголовно-правовое значение (под ним понимается расстройство, исключающее вменяемость либо ее не исключающее, но влияющее на назначение наказания, а также расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания); в) общественная опасность лица, которая определяется его психическим состоянием и характером содеянного (при определении общественной опасности психически нездорового лица следует учитывать глубину, стойкость и динамику психического расстройства, а также характер деяния, который позволяет выявить связь между ним и расстройством психики).

4. Принудительные меры медицинского характера применяются к лицам: а) признанным судом невменяемыми; б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение либо исполнение наказания; в) страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости.

5. Применение принудительных мер медицинского характера является правом, а не обязанностью суда.

6. Вопросам применения принудительных мер медицинского характера посвящено Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 7 апреля 2011 г. N 6 "О практике применения судами принудительных мер медицинского характера".

  • Глава 15 УК РФ. Принудительные меры медицинского характера
  • Вверх

Основания применения принудительных мер медицинского характера. В ч. 1 ст. 97 указанытри категории лиц, которым судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера.

Во-первых , это лица, совершившие запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости. Такие лица в силу расстройства психики не способны осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, поэтому они не подлежат уголовной ответственности (ст. 21 УК). Привлечение к уголовной ответственности и применение наказания к подобным лицам бессмысленно, нецелесообразно и несправедливо. Более того, это недопустимо, так как означало бы привлечение к ответственности без вины.

Во-вторых , это лица, у которых после совершения преступления (до суда, во время судебного разбирательства либо в период исполнения наказания) наступило психическое расстройство, лишающее их возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими и делающее невозможным назначение или исполнение им наказания. Такие лица освобождаются судом от наказания либо от дальнейшего его отбывания (ч. I ст. 81 УК), в случае выздоровления они могут подлежать уголовной ответственности и наказанию, если не истекли сроки давности, предусмотренные ст. 78 и 83 УК.

В-третьих , это лица, совершившие преступление и страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Речь идет об относительно неглубоких психических расстройствах, ограничивающих способность субъекта преступления понимать характер и значение своих действий или руководить ими (ст. 22 УК). Принудительное лечение в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра (ч. 2 ст. 99 УК) применяется к таким лицам наряду с уголовным наказанием.

Всех перечисленных лиц объединяет то, что они: а) страдают психическим расстройством, б) совершили запрещенное законом общественно опасное деяние и в) признаны нуждающимися в психиатрическом лечении. Однако наличие этих признаков не означает, что указанные категории лиц подлежат обязательному принудительному лечению. Принудительные меры медицинского характера указанным категориям лиц назначаются только в случаях, когда их психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (ч. 2 ст. 97 УК).

В каждом конкретном случае основание применения принудительных мер медицинского характера складывается из совокупности указанных в законе условий:

    лицо относится к одной из указанных в ч. 1 ст. 97 УК категорий (оно страдает психическим расстройством, совершило запрещенное законом общественно опасное деяние и признано нуждающимся в психиатрическом лечении);

    это лицо представляет социальную опасность (для себя или для других лиц).

Целями применения принудительных мер медицинского характера является излечение лиц, указанных в ч. 1 ст. 97 УК, или такое улучшение их психического состояния, при котором они перестают представлять общественную опасность, а также предупреждение совершения такими лицами новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК (ст. 98 УК).

Сказанное выше подтвердил ЛВС РФ в постановлении от 7 апреля 2011 г. № 6: «принудительные меры медицинского характера являются мерами уголовно-правового характера и применяются только к лицам, совершившим предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, а также к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, и лишь при условии, когда психическое расстройство связано с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (части 1 и 2 статьи 97 УК РФ). При этом цели применения принудительных мер медицинского характера отличаются от целей применения наказания и в силу статьи 98 УК РФ заключаются в излечении или улучшении психического состояния указанных лиц, а также предупреждении совершения ими новых предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяний».

Цель излечения предполагает полное выздоровление лица как результат применения к нему правильно назначенных принудительных мер медицинского характера (например, помещения в стационар с определенным видом режима, применения к нему медикаментозной терапии, психо- и трудотерапии, а также иных мер, направленных на восстановление его психического здоровья и социальную реабилитацию). В тех нередких случаях, когда полное излечение упомянутых лиц невозможно, достаточным признается достижение хотя бы цели стойкого «улучшения психического состояния» этих лиц, как минимум делающее их безопасными для себя и других лиц.

Цель предупреждения новых общественно опасных деяний со стороны лиц, указанных в ч. 1 ст. 97 УК, означает достижение в результате применения принудительных мер медицинского характера такого состояния больного, при котором он перестает быть общественно опасным как для себя, так и для других лиц. Средствами реализации этой цели являются различные организационно-профилактические и лечебно-реабилитационные меры в отношении таких лиц в виде изоляции их от общества, установления режимных ограничений, применения необходимых медицинских средств и методов.

В случаях, когда имеются объективные данные, свидетельствующие о том, что рассматриваемая цель достигнута, применение к нему указанных принудительных медицинских мер должно быть прекращено. При необходимости к лицу могут быть применены общие меры психиатрической помощи в соответствии с законодательством о здравоохранении.

Конституция РФ закрепила тезис о том, что защита прав, свобод и законных интересов личности - одна из центральных и приоритетных задач, строящегося демократического государства и гражданского общества (ст. 2, 17,3 8, 46, 52 Конституции РФ). Поэтому, и применение принудительных мер медицинского характера призвано служить не только наиболее полной реализации целей и задач уголовного судопроизводства, но и эффективному обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан.

Не всегда общественно опасные деяния совершают вменяемые лица. В принудительном лечении нуждается до 60 % душевнобольных, совершивших преступление или иное общественно опасное деяние.

Лица, страдающие психическими расстройствами, являются самой уязвимой в правовом отношении категорией населения страны. Об этом говорится и в международных актах, где одним из показателей уровня социально-экономического развития, гуманизации и демократизации общества называется соблюдение и обеспечение прав человека в сфере психического здоровья.

Принудительное лечение - это особый вид государственного принуждения, особая мера социальной защиты от действий душевнобольных.

Применение принудительных мер медицинского характера затрагивает права личности, поэтому данная проблема имеет как юридическую, так и общественную значимость. Об этом свидетельствуют имевшие в недавнем прошлом факты злоупотреблений принудительными мерами медицинского характера в отношении инакомыслящих, помещение диссидентов в специальные психиатрические больницы системы МВД.

В этой связи особую актуальность приобретают законность и обоснованность применения принудительного лечения, поскольку принуждение всегда связано с существенным ограничением прав человека. Применение принудительных мер медицинского характера призвано служить не только наиболее полной реализации целей и задач уголовного судопроизводства, но и эффективному обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан.

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы комплексно исследовать данный институт, предпосылки и правовые последствия применения принудительных мер медицинского характера.

Задачами данной работы является изучение понятия, правовой природы принудительных мер медицинского характера, оснований применения принудительных мер, их целей, категорий лиц, к которым могут быть применены указанные меры, видов принудительных мер, проблем исполнения принудительных мер медицинского характера.

Глава 1. Понятие принудительных мер медицинского характера

1.1 Понятие и правовая природа принудительных мер медицинского характера


В уголовном законе не дано определение принудительных мер медицинского характера, поэтому этот пробел восполняется в юридической литературе. Уголовный кодекс содержит специальный раздел (VI) под названием "Принудительные меры медицинского характера". В данном разделе указаны основания применения принудительных мер (ст. 97), цели применения (ст. 98), виды принудительных мер медицинского характера (ст. 99), а также сформулированы нормы, определяющие порядок продления, изменения и прекращения применения таких мер (ст. 100 - 104). Исходя из этих нормативных положений ученые дают определение этого института уголовного права. Принудительные меры медицинского характера - это предусмотренные уголовным законом виды принудительного лечения, применяемые судом к лицам, совершившим общественно опасное деяние или преступление, предусмотренное Особенной частью УК, страдающим психическими расстройствами, в случаях, когда эти расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.

Основания и пределы применения принудительных мер медицинского характера установлены уголовным законом, порядок - уголовно-процессуальным, а их исполнение определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами. В связи с этим можно сделать вывод, что принудительные меры являются уголовно-правовыми мерами государственного принуждения.

Принудительные меры медицинского характера не являются наказанием, но имеют с ним сходство - это меры государственного принуждения, назначаемые судом и обеспечиваемые принудительной силой государственных органов.

Различие их в том, что наказание применяется к виновным в совершении преступления, принудительные меры медицинского характера - к лицам, страдающим психическими расстройствами и представляющим общественную опасность в силу своего состояния и совершения ими общественно опасного деяния (или преступления). Общественная опасность невменяемого характеризуется двумя критериями: юридическим и медицинским. Юридический критерий отражает тяжесть совершенного общественно опасного деяния, поведение больного до и после его совершения, социально-психологические установки лица и т. д. Медицинский критерий характеризуется клинической формой психического заболевания, его глубиной и сложностью, динамикой протекания болезни и т. п.

Одного критерия - юридического или медицинского - недостаточно для определения общественной опасности невменяемого. Вывод об этом можно сделать лишь на основе их совокупности. Однако надо иметь в виду, что превалирующим все же является психическое состояние лица, не только учитываемое на момент его освидетельствования, но и прогнозируемое на будущее. Применение принудительных мер не допускается, если лицо страдает таким психическим расстройством, которое исключает рецидив общественно опасного деяния либо не связано с опасностью для себя или других. И наоборот, если оно в результате временного улучшения состояния в момент его освидетельствования не представляет опасности, но с учетом характера течения болезни и выработанных психиатрией критериев нельзя исключить возможность повторения общественно опасного деяния, то применение принудительных мер будет обоснованным.

Принудительные меры медицинского характера не выражают отрицательной оценки от имени государства и суда общественно опасного деяния лиц, к которым они применяются; эти меры лишены карательного характера и не влекут судимости. Лица, к которым применены такие меры, не могут быть амнистированы или помилованы. Кроме того, они могут назначаться постановлением суда, и суд не устанавливает их продолжительность, так как нельзя определенно установить срок излечения или улучшения состояния здоровья лица с психическими расстройствами. Их длительность полностью зависит от психического состояния больного.

Принудительными эти меры признаются ввиду того, что лечение проводится без согласия лица, страдающего психическим расстройством, либо без согласия его законных представителей. Кроме того, эти меры влекут определенные ограничения правового статуса лица (в частности, ограничение свободы).

Уголовной ответственности и наказанию подлежит только психически полноценное лицо, осознающее фактический характер происходящего и способное руководить своим поведением. Поэтому если общественно опасное деяние осуществляется в состоянии невменяемости, индивид не является субъектом преступления и не может нести уголовную ответственность. В ситуации, когда преступное деяние совершается вменяемым гражданином, который после его завершения начинает страдать психическим расстройством, обусловившим наступление невменяемости, он признается субъектом преступления. Однако такое лицо не подлежит уголовному наказанию в силу неспособности воспринимать карательное и воспитательное воздействие. Заметим также, что лицо, совершившее преступление и страдающее психическим расстройством, не исключающим вменяемости, подлежит уголовной ответственности и наказанию. Вместе с тем наличие такого заболевания требует применения к нему мер лечения, направленных на улучшение его состояния.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по правовой природе принудительные меры медицинского характера являются уголовно-правовыми мерами безопасности, сущность которых заключается в принудительном лечении лиц, совершивших уголовно-противоправные деяния и представляющих по своему психическому состоянию опасность для общества.

1.2 Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера

Уголовный кодекс РФ содержит ст. 97 "Основания применения принудительных мер медицинского характера". Одним из оснований применения этих мер в соответствии с ч. 1 ст. 97 УК является возможность назначения их судом лицам, совершившим общественно опасные деяния, предусмотренные Особенной частью УК. При отсутствии в деянии признаков состава преступления либо совершении лицом малозначительного деяния, или недоказанности совершения деяния данным лицом дело должно быть прекращено, а следовательно, нет оснований для назначения принудительных мер медицинского характера.

Так, Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 10.04.1997 обоснованно отменено Определение Ульяновского областного суда в отношении Васина (дело направлено на новое рассмотрение). Васин совершил ряд общественно опасных деяний. На основании п. "г" ч. 1 ст. 99 УК ему было назначено принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением, так как он страдает реактивным истерическим психозом. Однако суд судебное разбирательство провел поверхностно, не проверил обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса о доказанности совершения данным лицом общественно опасных деяний, а следовательно, и о применении к Васину принудительной меры медицинского характера.

Вторым основанием применения принудительных мер медицинского характера является наличие у лица, совершившего общественно опасное деяние, психического расстройства.

Уголовный закон называет три категории лиц, страдающих психическими расстройствами, к которым могут быть применены принудительные меры медицинского характера (п. п. "а", "б", "в" ч. 1 ст. 97 УК):

а) совершившие общественно опасные деяния в состоянии невменяемости;

б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;

в) совершившие преступление и страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

При признании лица невменяемым в отношении совершенного им общественно опасного деяния, а также при подтверждении связи психических расстройств лица с возможностью причинения этим лицом иного существенного вреда (риск совершения им повторного общественно опасного деяния) либо с опасностью для себя и других лиц (попытки самоубийства, вспышки агрессивности) суд может назначить принудительные меры медицинского характера.

Таким образом, можно отнести к основаниям применения принудительных мер медицинского характера три обстоятельства:

1. совершение лицом преступления (общественно опасного деяния);

2. наличие у лица, его совершившего, психических аномалий различной степени тяжести;

3. такой характер психических аномалий, который связан с возможностью причинения этим лицом иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.

В соответствии с законом (ст. 98) "целями применения принудительных мер медицинского характера являются излечение лиц, указанных в ч. 1 ст. 97 настоящего Кодекса, или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса".

В случае назначения принудительных мер медицинского характера по существу речь идет о двух направлениях деятельности: медицинском и правоохранительном. Цель медицинского характера определяется альтернативно: "излечение" либо "улучшение психического состояния" психически больных лиц. Целью правового характера является предупреждение совершения ими новых общественно опасных деяний.

В юридической литературе отмечается, что перечень целей, закрепленный в ст. 98 УК РФ, является неполным. Рядом ученых высказывается предложение отнести к целям принудительных мер медицинского характера "проведение мер социальной реабилитации" (выработка у больных навыков жизни в обществе) в той мере, в какой это возможно в условиях медицинских учреждений, осуществляющих принудительное лечение. Иногда к целям применения принудительных мер медицинского характера относят создание условий, способствующих лечению ограниченно вменяемых, алкоголиков и наркоманов и достижению целей наказания.

Принудительные меры медицинского характера имеют двуединую цель. С одной стороны, применение принудительных мер медицинского характера защищает интересы больного, поскольку реализация этих мер направлена на излечение либо улучшение его психического состояния. С другой стороны, принудительные меры медицинского характера выражают интересы общества, так как осуществление принудительного лечения направлено на предотвращение новых уголовно-противоправных действий со стороны психически больных лиц.


1.3 Лица, к которым могут быть применены принудительные меры медицинского характера


Субъектами принудительного воздействия медицинского характера являются три категории лиц: невменяемые лица; вменяемые субъекты, у которых психическое расстройство наступило после совершения преступления; ограниченно вменяемые лица.

Невменяемые - это лица, совершившие общественно опасные деяния в состоянии психического расстройства либо иного болезненного состояния психики, вследствие которого такое лицо не могло действовать осознанно либо руководить своими действиями во время совершения опасного деяния.

Уголовный закон (ч. 1 ст. 21 УК) называет следующие четыре группы расстройств, относящихся к формуле невменяемости: хроническое психическое расстройство, временное психическое расстройство, слабоумие иное болезненное состояние психики.

Хроническое психическое расстройство практически неизлечимо, оно характеризуется длительностью течения и тенденцией к прогрессированию, утяжелению вызванных болезнью нарушений психики.

Временное психическое расстройство охватывает различные по продолжительности болезненные процессы, оканчивающиеся выздоровлением. Основной признак временного расстройства - не его продолжительность, а принципиальная возможность полного выздоровления.

Слабоумие объединяет стойкие, необратимые расстройства познавательной деятельности с обеднением психики, поражением интеллекта, критических способностей, нарушениями личности. Различают врожденное (олигофрения) и приобретенное слабоумие.

К иному болезненному состоянию психики относят психические расстройства, не попавшие ни в одну из трех групп, но исключающие вменяемость.

Психическое расстройство обусловливает невменяемость, когда достигает известной глубины (степени тяжести), определенной формулой юридического критерия, т.е. такого состояния, когда лицо не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими.

Ко второй категории лиц относятся вменяемые субъекты, заболевшие психической болезнью после совершения преступления, вследствие чего стало невозможно назначение либо исполнение наказания, так как данные лица утратили уголовно-процессуальную либо уголовно-исполнительную дееспособность.

Уголовно-процессуальная недееспособность заключается в неспособности лица, совершившего преступление, понимать происходящее в период следствия либо судебного разбирательства, давать показания и участвовать в совершении уголовно-процессуальных действий вследствие расстройства психической деятельности.

Уголовно-исполнительная недееспособность заключается в неспособности лица, совершившего преступление, понимать происходящее в период исполнения наказания и отбывать назначенное наказание вследствие расстройства психической деятельности.

В случае процессуальной либо уголовно-исполнительной недееспособности лица, совершившего преступление, принудительное лечение назначается до выхода из болезненного состояния. Если психическое заболевание имеет тяжелый и необратимый характер, суд с самого начала принимает решение об освобождении от наказания и при наличии показаний - о применении принудительных мер медицинского характера.

К третьей категории относятся ограниченно вменяемые субъекты - это "лица, совершившие преступления и страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости" (п. "в" ч. 1 ст. 97 УК).

Одни психиатры (Горинов В. В., Шостакович Б. В.) считают, что к психическим расстройствам, не исключающим вменяемости, относятся: последствия черепно-мозговых травм, резидуальные состояния перенесенных ранее органических заболеваний мозга, начальные стадии церебрального атеросклероза и другие сосудистые заболевания головного мозга, а также неглубокие степени умственной отсталости (олигофрении). Другие авторы (Алмазов Б. Н., Кербиков О. В.) полагают, что ограниченно вменяемыми в первую очередь могут быть признаны психопаты и олигофрены. Многие авторы ограничиваются общим указанием на пограничные нервно-психические расстройства. В целом разброс мнений о медицинском критерии ограниченной вменяемости настолько велик, что не позволяет юристам-практикам правильно сориентироваться в его содержании.

При наличии законных оснований суд вправе вынести обвинительный приговор и назначить ограниченно вменяемому лицу наказание наряду с принудительной мерой медицинского характера.

Глава 2. Виды принудительных мер медицинского характера

медицинский принудительный воздействие психиатрический

В соответствии с уголовным законом видами принудительных мер медицинского характера являются:

1. амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра (п. "а" ч. 1 ст. 99 УК);

2. принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа (п. "б" ч. 1 ст. 99 УК);

3. принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа (п. "в" ч. 1 ст. 99 УК);

4. принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением (п. "г" ч. 1 ст. 99 УК).

Вид принудительных мер медицинского характера назначает суд, учитывая при этом заключение судебно-психиатрической или судебно-наркологической экспертизы. Заключение экспертизы не является для суда обязательным, как и любое доказательство, оно подлежит проверке и оценке, однако несогласие с выводом экспертов должно быть мотивировано.

Указанные в законе виды принудительных мер медицинского характера представляет собой, по существу, типы медицинских учреждений, которые различаются режимом содержания и интенсивностью медикаментозного воздействия. Выбор соответствующего типа медицинского учреждения зависит, прежде всего, от прогноза опасности личности, который влияет не только на избрание типа медицинского учреждения, но и на наказание. Так, при назначении наказания, не связанного с изоляцией от общества, принудительное лечение осуществляется в социально-терапевтическом учреждении со специальным и трудовым режимом. Таковыми учреждениями в настоящее время являются наркологические отделения психиатрических и психоневрологических больниц; психоневрологические, наркологические диспансеры и поликлиники по месту жительства осужденного. Если лицо, нуждающееся в лечении, осуждено к наказанию, связанному с изоляцией от общества, то он проходит лечение в исправительном учреждении.

Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» наряду с принудительными мерами медицинского характера, которые назначаются только судом, предусматривает возможность неотложной госпитализации лиц, страдающих психическими расстройствами. Такая госпитализация, в принципе, также носит черты мер социальной защиты, но основания ее иные: лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до постановления судьи, если психическое расстройство является столь тяжелым, что обусловливает непосредственную опасность лица для себя или окружающих; или исключает его способность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или может причинить существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния лица .

Амбулаторное лечение или наблюдение, которое не требует изоляции лица, характерной для помещения в стационарное психиатрическое заведение, может быть применено к таким правонарушителям, которые совершили преступления, не относящиеся к категории тяжких или особо тяжких, и не склонны к агрессивным проявлениям. Амбулаторная психиатрическая помощь лицу может быть представлена в виде консультативно-лечебной помощи или диспансерного наблюдения. Консультативно-лечебная помощь оказывается врачом-психиатром лишь по просьбе или с согласия лица или его опекунов. Ее оказание не связано с совершением лицом противоправного деяния. Диспансерное наблюдение может устанавливаться без согласия лица, страдающего психическими расстройствами и совершившего правонарушение. Диспансерное наблюдение устанавливается за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром.

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение - мера медицинского характера, соединенная с исполнением наказания (ст. 104 УК).

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре может быть назначено, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре.

Психиатрические стационары общего типа представляют собой психиатрические больницы, клиники, институты, научные центры, которые осуществляют психиатрическое лечение всех больных в общем порядке. Указанные стационары не специализируются на принудительном лечении. Это означает, что режим содержания психически больных лиц, находящихся на добровольном, недобровольном и принудительном лечении, фактически остается одинаковым.

Психиатрические стационары специализированного типа предназначены для проведения принудительного лечения лиц, совершивших общественно опасные деяния, и осуществляют специальный режим содержания пациентов, исключающий совершение побегов и совершение повторных эксцессов, выходящих за рамки закона.

Постоянное наблюдение в специализированных стационарах обеспечивается дополнительным медицинским персоналом и наружной охраной, которая осуществляется службой обеспечения безопасности. К числу контрольно-наблюдательных мер относятся:

Использование охранной сигнализации;

Организация прогулок в строго изолированных местах;

Контроль за передачами;

Проведение необходимых мероприятий в строгом соответствии с инструкцией.

Режим психиатрического стационара специализированного типа с интенсивным наблюдением еще более ужесточен, что обусловлено тяжестью заболевания помещенных лиц и их опасностью для окружающих. Режим этого лечебного учреждения предполагает наблюдение за каждым душевнобольным, а также возможность применении необходимых мер безопасности в виде физического стеснения и изоляции. Такие меры применяются в тех случаях, когда по мнению врача- психиатра, иными методами невозможно предотвратить действия госпитализированного лица, представляющие непосредственную опасность для него или других лиц.

В связи с вышеизложенным, рассмотрим пример назначения принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа.

Петров совершил разбойное нападение с незаконным проникновением в жилище, с применением предмета, используемого в качестве оружия, при следующих обстоятельствах.

23. 07. 01. около 8 час. Петров с целью совершения разбоя через незакрытую дверь незаконно вошел в кв. 49 д. 11 по ул. Ленина с-за Сергиевский, где, взяв со стола нож и используя в качестве оружия, приставлял его к шее и животу Ивановой Анны 15-ти лет, причинив ей колотые раны в области живота, которые не причинили вреда здоровью, а затем открыто похитил 140 руб. и выпил флакон туалетной воды стоимостью 420 руб.

Потерпевшая Иванова Анна пояснила, что 23. 07. 01. около 8 час утра она, открыв глаза, увидела Петрова Николая, который попросил ее не шуметь и вышел из спальни. Она оделась, но через несколько минут в комнату зашел Петров и, держа в руке нож, потребовал не кричать, угрожая зарезать. Затем он из ее сумки достал 70 руб., нашел туалетную воду и выпил. Заявив, что за ним гонится банда, намереваясь его убить, он приставил к ее телу нож, причинив ей в этой части тела ранения, выбросил 70 руб. в окно, заставил ее выбросить в окно веревку, так как ему, якобы, передадут на веревке водку. В комнату зашла с улицы мама Ивановой Анны и Петров, оставив нож на кухне, убежал. (Из заключения судмедэксперта видно, что Ивановой Анне причинены колотые раны живота, эти повреждения не причинили вреда здоровью).

Иванова Тамара Викторовна - мать потерпевшей, пояснила, что она уходя из квартиры около 8 час., дверь не закрыла, а когда возвратилась около 10 час, то увидела Петрова в состоянии алкогольного опьянения и прогнала его из квартиры.

Из заключения судебно-психиатрической экспертизы видно, что у Петрова Н. Н. В период инкриминируемого ему деяния имели место психические и поведенческие расстройства здоровья, в результате употребления алкоголя, абстинентное состояние (синдром отмены) с делирием, в отношении инкриминируемого ему деяния признан невменяемым, нуждается в направлении на принудительное лечение в психиатрический стационар специализированного типа.

При таких обстоятельствах Петров от уголовной ответственности должен быть освобожден и направлен на принудительное лечение в психиатрический стационар специализированного типа.

Основываясь на таком выводе комиссии врачей-психиатров суд вынес следующее решение: освободить от уголовной ответственности, направить на принудительное лечение в психиатрический стационар специализированного типа.

Глава 3. Исполнение принудительных мер медицинского характера

3.1 Порядок продления, изменения и прекращения применения принудительных мер медицинского характера


В ходе применения принудительных мер медицинского характера, учитывая цели их применения, может изменяться психическое состояние лиц, подвергнутых этим мерам. В интересах соблюдения прав этих категорий лиц, названных в ч. 1 ст. 97 УК, исходя из факта невозможности прогнозирования времени, достаточного для излечения или улучшения их психического состояния, уголовное законодательство регламентирует вопросы продления, изменения и прекращения применения принудительных мер медицинского характера (ст. 102 УК). Принципиальными в этом вопросе следует считать положения закона о том, что только суд принимает решение о продлении, изменении и прекращении применения принудительных мер медицинского характера (ч. 1 ст. 102 УК), а также об осуществлении регулярного комиссионного освидетельствования лиц, находящихся на принудительном лечении, что позволяет не только решать, но и осуществлять судебный контроль за ходом применения этих мер. Освидетельствование лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся на принудительном лечении, осуществляет комиссия врачей-психиатров, которая проводит такие освидетельствования не реже одного раза в 6 месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры. В УК Федеральным законом от 20.03.2001 внесены изменения, касающиеся положения о том, что освидетельствование может осуществляться и вне зависимости от установленных в законе сроков, с учетом психического состояния лица, по инициативе лечащего врача, по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника через администрацию учреждения. Такое ходатайство подается через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, вне зависимости от времени последнего освидетельствования. Закрепление в уголовном законе регулярности комиссионного освидетельствования лиц, страдающих психическими расстройствами и находящихся на принудительном лечении, является дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов этих лиц.

Представление в суд заключения комиссии врачей-психиатров осуществляет администрация стационара.

Первое заключение комиссии врачей-психиатров о продлении применения принудительной меры медицинского характера направляется в суд по истечении 6 месяцев после его начала, а в дальнейшем комиссионные освидетельствования проводятся по общему правилу, а заключение о необходимости продления этих мер направляется в суд один раз в год.

Суд продляет принудительные меры медицинского характера при отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера (ч. 2 ст. 102 УК), иными словами, врачи-психиатры в заключение должны прийти к выводу об отсутствии существенных изменений либо отсутствии данных о стойкости состояния больного и учесть это состояние с точки зрения опасности для него и других лиц. Изменение принудительных мер медицинского характера может произойти как в сторону смягчения, так и в сторону перехода к более жесткому его виду. Для изменения принудительной меры медицинского характера необходимо, чтобы не только отпала необходимость в применении ранее назначенной меры, но и возникла необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера (ч. 3 ст. 102 УК). Имеются в виду основания применения различных видов принудительного медицинского характера, раскрытых в ст. ст. 100, 101 УК. Практика показывает, что улучшение психического состояния психически больного позволяет врачам-психиатрам в заключение ставить вопрос о переводе этого лица из стационара специализированного типа в стационар общего типа, а возможно, и использовании перехода к амбулаторному принудительному наблюдению и лечению; а при ухудшении психического состояния - наоборот.

Основанием для прекращения применения принудительных мер является либо выздоровление лица, либо такое изменение его психического состояния, при котором отпадает его общественная опасность, а следовательно, отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры. Наиболее ярким показателем прекращения применения принудительного лечения является выздоровление, хотя чаще психиатры имеют дело с улучшением клинического состояния, а нередко его ухудшением, но результатом является уменьшение опасности этих лиц. В случае если эти изменения расцениваются как достаточно стойкие, есть основания ставить вопрос перед судом об отмене принудительных мер. Суд может передать органам здравоохранения необходимые материалы в отношении этих лиц для дальнейшего лечения или направления в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством о здравоохранении.


3.2 Проблемы правового регулирования исполнения принудительных мер медицинского характера

В настоящее время почти полностью отсутствует правовое регулирование процесса исполнения принудительных мер медицинского характера.

Их применение складывается из двух составных частей: назначения и исполнения. Процедура назначения регламентирована нормами гл. 51 УПК. Завершается эта процедура вступлением в силу постановления суда о применении к лицу принудительной меры медицинского характера определенного вида.

Исполнение принудительных мер медицинского характера начинается с доставки и приема лица в стационарное психиатрическое учреждение (или с момента начала амбулаторного наблюдения и лечения), а завершается вступлением в силу решения суда об их отмене.

По своему содержанию сфера исполнения принудительного лечения сложна и разнообразна. Она охватывает кроме собственно лечебной работы также организацию периодических врачебных освидетельствований для постановки перед судом вопроса о продлении назначенной меры или изменении ее вида; организацию системы безопасности психиатрических стационаров, осуществляющих принудительное лечение; систему документации, необходимой для надлежащего осуществления принудительного лечения и др. Из всех аспектов рассматриваемой деятельности более или менее удовлетворительно урегулирован законом лишь один – относящийся к основаниям и порядку продления, изменения и отмены принудительных медицинских мер; прочие ее аспекты были и остаются практически без законодательной регламентации.

Согласно ч.3 ст. 97 УК «порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством и иными федеральными законами». По логике, заложенной в этой норме, основные вопросы исполнения принудительного лечения следовало урегулировать Уголовно-исполнительным кодексом. Однако при подготовке УИК РФ разработчики ограничили уголовно-исполнительную деятельность деятельностью по исполнению наказаний и исправлению осужденных.

В итоге в настоящее время значительная часть вопросов, касающихся исполнения принудительных медицинских мер, не может решаться с опорой на действующее законодательство. В их числе оказались вопросы доставки больных в психиатрические учреждения, осуществляющие принудительные медицинские меры; ряд вопросов документирования и документооборота; правового положения лиц, бежавших или уклоняющихся от принудительного лечения.

Неудовлетворительна правовая регламентация содержания больных в указанных учреждениях (которая имеет специфику, не вполне учитываемую действующим законодательством о здравоохранении); некоторых аспектов деятельности этих учреждений (например, их охраны и обеспечения безопасности) и пр.

На практике такого рода вопросы решаются либо так, как они решались в условиях прежнего законодательства РСФСР (порядок исполнения принудительных мер медицинского характера регламентировался ведомственными нормативно-правовыми актами - специальной межведомственной инструкцией, приказами и положениями Минздрава СССР и др. В настоящее время эти документы утратили юридическую силу, а новые аналогичные подзаконные акты не приняты, т.к. теперь сфера исполнения принудительных мер медицинского характера признана предметом законодательного регулирования. На этом основании Министерство юстиции РФ не регистрирует подобные инструкции и приказы), либо по аналогии с порядком, существующим в общепсихиатрической практике, либо «по логике здравого смысла». При этом постоянно возникают серьезные нестыковки и противоречия, часто носящие межведомственный характер и не имеющие юридической базы для своего разрешения. Проиллюстрировать сказанное можно примерами из практики.

В одной из областей Восточной Сибири психически больного предстояло направить на принудительное лечение в психиатрическую больницу специализированного типа с интенсивным наблюдением (ПБСТИН). Стационара такого типа в регионе нет, и больного предстояло везти на значительное расстояние через территорию нескольких субъектов РФ. К моменту вступления в силу решения суда этот гражданин находился в областной психиатрической больнице органов здравоохранения.

Подобный вариант доставки в ПБСТИН действующими нормативными актами не регламентирован7 , в связи с чем исполнение судебного решения неоправданно затянулось. В конечном итоге сопровождать представляющего особую опасность душевнобольного поручили заместителю главного врача областной психиатрической больницы, в помощь которому выделили двух сотрудников милиции. Из-за отсутствия правовой регламентации практически каждый вопрос (на кого конкретно возложить доставку, каким транспортом ее осуществлять, кто оплатит расходы и др.) приходилось решать на основе личных договоренностей, межведомственных согласований.

Второй пример связан с документацией, необходимой для принятия больного в стационар. Иногда единственным документом бывает копия судебного решения о назначении принудительного лечения. Администрация стационара требует предоставления еще одного документа – удостоверяющего личность больного. В период действия межведомственных нормативных актов, регламентирующих осуществление принудительных медицинских мер, такой документ при приеме в больницу значился как обязательный. Теперь требование относительно его предоставления вызывает разногласия. Лица, производящие доставку, считают его незаконным, настаивая, чтобы больного приняли на основании одной лишь копии постановления суда. Администрация стационара резонно возражает: для госпитализации доставленного необходим документ, удостоверяющий, что в стационар помещается именно то лицо, в отношении которого вынесено судебное постановление.

7 В большинстве случаев больные направляются в ПБСТИН непосредственно из следственного изолятора. Их доставка в стационар производится сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Этот порядок закреплен в ведомственных документах.

Заключение


Таким образом, мы узнали, что принудительные меры медицинского характера - это предусмотренные уголовным законом виды принудительного лечения, применяемые судом к лицам, совершившим общественно опасное деяние или преступление, предусмотренное Особенной частью УК, страдающим психическими расстройствами, в случаях, когда эти расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.

Основаниями для применения принудительных мер медицинского характера могут быть: совершение лицом деяния, предусмотренного особенной частью УК РФ в состоянии невменяемости; в случае последующего психического расстройства, лица, совершившего указанное деяние; совершившим преступление и страдающим психическим расстройством, не исключающими вменяемости.

Принудительное лечение применяется в целях: ограждения общества от повторных действий лица, страдающего психическим расстройством, обеспечения безопасности самих этих лиц, их излечение от психического заболевания и приспособление их к условиям общественной жизни.

Виды принудительных мер медицинского характера: амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего, специализированного типа или специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Специфика производства по применению принудительных мер медицинского характера определяется тем, что оно касается лиц, страдающих психическими расстройствами и требующих в этой связи повышенной защиты их прав, свобод и законных интересов в рамках уголовного процесса. В этих случаях болезненное состояние человека лишает его возможности осуществлять эту защиту самостоятельно.

Список используемой литературы


I. Нормативно – правовые акты:

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [текст]: официальный текст с изменениями и дополнениями на 01.01.2009 г. – М.: Амега – Л, 2009. – 39 с.

2 Уголовный кодекс (1996): официальный текст с изменениями и дополнениями на 15. 10.2009 г. – М.: Юрайт - 2009. – 175 с.

3 Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 22.08.2004, с изм. от 27.02.2009) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”

II. Научная литература:

1. Достовалов, С. А. Цели применения принудительных мер медицинского характера // Законность. 2000. - № 1. - С. 50.

2. Журавлев, М.П., Рарог, А.И. Уголовное право России: Учебник / М.П. Журавлев, А.И. Рарог. - М.: Дело, 2005. – 476 с.

3. Исаева, С.Н. К вопросу о нравственном воспитании осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. - № 4. – С. 46.

4. Максимов, С.В. Цели принудительных мер медицинского характера // Российский следователь.2002. - №12. – С. 27.

5. Назаренко, Г.В. Принудительные меры медицинского характера в уголовном праве: Учебное пособие для юридических вузов и факультетов / Г.В. Назаренко. – М.: Юристъ, 2000. – 56 с.

6. Ковалев, М.И., Козаченко, И.Я., Незнамова, З.А. Уголовное право: Учебник для вузов / М.И. Ковалев, И. Я. Козаченко, З.А. Незнамова. - М.: Дело, 2000. – 380 с.

7. Толкаченко, А.А., Иванов, Н.Г., Наумов, А.В. Российское уголовное право: Учебник / А.А. Толкаченко, Н.Г. Иванов, А.В. Наумов. – М.: Юристъ, 2001. – 480 с.

8. Уголовное право. Общая часть: Учебник для ВУЗов / Под общей редакцией Акименко. – М.: Правовед, 2006. – 510 с.

9. Шишков, С. Д. Исполнение принудительных мер медицинского характера // Законность. 2007. - № 6. – С. 2 – 6.

Размещено на


Ковалев, М.И., Козаченко, И.Я., Незнамова, З.А. Уголовное право: Учебник для вузов / М.И. Ковалев, И. Я. Козаченко, З.А. Незнамова. - М.: Дело, 2000. – С. 205.

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.