Основные виды потенциальных опасностей последствия. Потенциальные, реальные и реализованные опасности (опасность – причина – нежелательное последствие)

Опасности по вероятности воздействия на человека и среду обитания разделяют на потенциальные, реальные, и реализованные.

Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанную с пространством и временем. Вся деятельность человека потенциально опасна.

Условия реализации потенциальной опасности называют причинами. Они характеризуют совокупность обстоятельств, в результате которых появляются и возникают те или иные нежелательные последствия, убытки (ущербы): травматизм разной тяжести, заболевания, ущерб окружающей среде и т.д.

Опасность, причины и последствия являются основными характеристиками таких обстоятельств, как несчастный случай, чрезвычайная ситуация, пожар и др.

Триада «опасность – причина – нежелательное последствие» - это логический процесс развития, который реализует потенциальную опасность и реальный ущерб (последствие). Как правило, этот процесс имеет несколько причин, т.е. много причинный. Поэтому за основу берут поиск причин.

Например, электрический ток (опасность) – короткое замыкание (причина) – пожар или ожёг (нежелательное последствие); алкоголь – чрезмерное потребление – смерть.

Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на человека, она координирована а пространстве и во времени. Например, движущаяся по шоссе цистерна с надписью «огнеопасно» представляет собой реальную опасность для человека, находящегося около автодороги. Как только цистерна ушла из зоны пребывания человека, она превратилась в источник потенциальной опасности к этому человеку.

Реализованная опасность – факт воздействия реальной опасности на человека и среду обитания, приведшие к потере здоровья, или летальному исходу, к материальным потерям. Если взрыв автоцистерны привёл к её разрушению, гибели людей или возгоранию строений, то это реализованная опасность.

Реализованные опасности принято разделять на:

Происшествия;

Чрезвычайные происшествия (аварии, катастрофы, стихийные бедствия).

Происшествие – это событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людьми. Природным и материальным ресурсам.

Чрезвычайное происшествие (ЧП) – событие, происходящее кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные и материальные ресурсы.

К чрезвычайным происшествиям относят:

Катастрофы;

Стихийные бедствия.

Чрезвычайные происшествия сопровождаются:

Смертельными случаями;

Уменьшением продолжительности жизни;

Потерей здоровья;

Ущербом природной и техногенной среды;

Дезорганизующим влиянием на общество или жизнедеятельность отдельных людей.

После чрезвычайных происшествий, как правило, возникают чрезвычайные ситуации.

ВОЕННОГО ХАРАКТЕРА.

ТЕМА 1.1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО, ТЕХНОГЕННОГО И

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту.

2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины и их возможные последствия.

3. Техногенные опасности и угрозы (радиационно-опасные объекты, химически опасные объекты, пожаро- и взрывоопасные объекты, газо- и нефтепроводы, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства).

4. Чрезвычайные ситуации военного характера. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий (прямые, косвенные, связанные с изменением среды обитания людей). Ядерное, химическое, бактериологическое оружие. Обычные средства поражения.

5. Международный и внутригосударственный терроризм.

6. Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.

В современном мире люди все больше страдают от ими же создаваемых опасностей. Только в ДТП в России ежегодно погибают более 30 тыс. человек. Десятки тысяч людей становятся ежегодно жертвами алкоголя. Тысячи гибнут на производстве.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически и биологически активные компоненты, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Опасность – это центральное понятие БЖД, под которым понимают любые явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека и ущерб окружающей природной среде.

Человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Это позволяет сформулировать следующую аксиому: деятельность человека потенциально опасна.

Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления опасности. Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются, причинами . Другими словами, причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб. Форма ущерба, или нежелательные последствия, разнообразны: травмы различной степени тяжести, заболевания, ущерб окружающей среде и др. Опасность, причина, следствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, ЧС, пожар и т.д. Триада «опасность – причины – нежелательные следствия» - это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствие). Как правило, этот процесс включает несколько причин, т.е. является много причинным. Одна и та же опасность может реализовываться в нежелательное событие через разные причины.



Потенциальная опасность как явление – это воздействие на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов. По степени и характеру действия на организм все факторы условно делятся на вредные и опасные. Это деление условно, поскольку вредные факторы в определенных условиях могут стать опасными.

К вредным относятся те факторы, которые в определенных условиях становятся причиной заболевания человека или снижения его работоспособности.

Опасными называются факторы, которые в определенных условиях приводят к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья (схема 1.1).

Признаками, определяющими опасность, являются:

1) угроза жизни;

2) возможность нанесения ущерба здоровью, т.е. заболевание, травмирование, следствием которых может стать летальный исход, инвалидность и т. п.;

3) нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека и экологических систем.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ:

· по происхождению: природные, техногенные, экологические, социальные, биологические, антропогенные;

· по локализации: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом;

· по вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.п.;

· по приносимому ущербу: социальные, технические, экологические, экономические;

· по сфере проявления: бытовые, спортивные, производственные, дорожно-транспортные, военные;

· по структуре (строению): простые и производственные, порождаемые взаимодействием простых;

· по реализуемой энергии: активные и пассивные;

· по времени проявления: импульсивные и кумулятивные.

Источниками формирования опасностей могут быть:

· сам человек, его деятельность, средства труда;

· окружающая среда;

· явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека и окружающей среды.

Последовательность изучения опасностей включает несколько стадий:

Стадия I. Предварительный анализ опасностей, состоящий:

Шаг 1. Выявление источника опасности.

Шаг 2. Определение части системы, которая может вызвать опасности.

Шаг 3. Введение ограничения на анализ, т.е. исключение опасностей, которые

не будут изучаться.

Стадия II. Выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева

событий и опасностей.

Стадия III. Анализ последствий.

Ученые всего мира пытаются уменьшить вероятность реализации опасности. Но это невозможно, поскольку опасности по своей природе:

· вероятностны, т.е. случайны;

· потенциальны, т.е. скрыты;

· перманентны, т.е. постоянны, непрерывны;

· тотальны, т.е. всеобщи и всеобъемлющи.

Следовательно, не существует человека, которому не угрожают опасности. Но

многие люди об этом не подозревают. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни. Таким образом, задача БЖД состоит в обеспечении общей грамотности человека в области безопасности. Человек, освоивший основы БЖД, защищен от опасностей, не навредит другому, способен грамотно действовать в условиях опасности.

«Основные виды потенциальных опасностей» 1. Их последствия в профессиональной деятельности и в быту 2. Принципы снижения вероятности их реализации

Опасность – это негативное свойство живой, и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи людям, природной среде, материальным ценностям. такие факторы, Потенциальная опасность o К вредным относятся в определенных которые стано вятся как явление - это возмож ность воздействия на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов. Ø По степени и характе ру действия организм все факторы условно делят на вредные и опасные. условиях причиной заболевания или снижения работоспособности. При этом имеется в виду снижение работоспособности, исчезающее после отдыха или перерыва в активной деятельности. o Опасными называют такие факторы, которые могут привести к на травматическим повреждениям или внезап ным и резкимнарушениям здоровья.

Анализ реальных ситуаций, событий и факторов уже сегодня позволяет сформулировать ряд аксиом науки о безопасности жизнедеятельности в техносфере. К ним относятся: Аксиома 1. Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения. Аксиома 2. Источниками техногенных опасностей являются элементы техносферы. Аксиома 3. Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени. Аксиома 4. Техногенные опасности оказывают негативное воздействие на человека, природную среду и элементы техносферы одновременно.

Аксиома 5. Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материальным потерям и к деградации природной среды. Аксиома 6. Защита от техногенных опасностей достигается совершенствованием источников опасности, увеличением расстояния между источником опасности и объектом защиты, применением защитных мер. Аксиома 7. Показатели комфортности процесса жизнедеятельности взаимосвязаны с видами деятельности и отдыха человека. Аксиома 8. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них – необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности. o Широкая и все нарастающая гамма техногенных опасностей, отсутствие естественных механизмов защиты от них требуют приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека.

Последствия потенциальных опасностей Аварийные пробки Последствие Цунами После пожара Чернобыльская АЭС Весенняя оттепель Последствие Наводнения

Потенциально опасный объект – это объекты, в которых запасена значительная энергия, и которые используют, производят нарабатывают, хранят или транспортируют. Список потенциально опасных объектов: Ø Радиоактивные объекты; Ø Пожар взрывоопасные объекты; Ø Химические и биологические объекты.

Принципы защиты от опасностей Первый принцип − принцип антропоцентризма: «человек есть высшая ценность, сохранение и продление жизни которого является целью его существования» . Второй принцип − принцип существования внешних воздействий на человека: «Человеческий организм всегда может подвергнутъся внешнему воздействию со стороны какого – либо фактора» . o Кратко применительно к БЖД это обычно формулируют проще: «жизнь потенциально опасна» , полагая, что в БЖД анализируются только опасные воздействия. Третий принцип − принцип возможности создания для человека среды обитания «Создание комфортной и безопасной для человека среды обитания принципиально возможно и достижимо при соблюдении предельно допустимых уровней воздействий на человека» .

Четвертый принцип − принцип реализации безопасного взаимодействия человека со средой обитания: «Безопасное взаимодействие человека со средой обитания достигается его адаптацией к опасностям, снижением их значимости и применением человеком защитных мер» . Пятый принцип - принцип отрицания абсолютной безопасности: «Абсолютная безопасность человека в среде обитания не достижима» Шестой принцип − принцип роста защищенности жизни человека будущего: рост знаний человека, совершенствование техники и технологии, применение мер защиты, ослабление социальной напряженности в будущем неизбежно приведут к повышению защищенности человека от опасностей. Этот принцип сформулирован, опираясь на принцип Ле – Шателье: «Эволюция любой системы идет в направлении снижения потенциальной опасности»

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: «Безопасность жизнедеятельности»

уметь:

  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций:
  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
  • применять первичные средства пожаротушения;
  • ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
  • применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
  • владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
  • оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
  • основы военной службы и обороны государства;
  • задачи и основные мероприятия гражданской
  • способы защиты населения от оружия массового поражения;
  • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
  • организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
  • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
  • область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

Пояснительная записка

Программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям: технического и экономического профилей специальности.

Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" - обязательная общеобразовательная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственная, бытовая, городская, природная) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Изучение дисциплины достигается формированием у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека.

Основная задача дисциплины - вооружить обучаемых теоретическими знаниями, необходимыми для:

· создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

· идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

· разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий.

Форма итоговой аттестации дифференцированный зачет.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Наименование разделов и тем Кол-во часов при заочной форме обучения
Всего В т.ч. п/з Самостоят. работа Всего В т.ч п/з Самостоят. работа
Раздел 1 Человек и среда обитания -
ТЕМА 1.1. Основные виды потенциальных опасностей -
Раздел 2 ЧС мирного и военного времени и организация защиты населения -
ТЕМА 2.1. Организационные основы по защите населения от ЧС мирного и военного времени - - -
ТЕМА 2.2. ЧС мирного времени: природного и техногенного характера -
ТЕМА 2.3 ЧС военного времени -
ТЕМА 2.4. Организация защиты населения от ЧС мирного и военного времени -
Раздел 3 Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи - -
ТЕМА 3.1 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни - -
ИТОГО: -

Раздел 1 Обеспечение устойчивости объектов экономики

ЗНАТЬ:

· принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

· основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

· о воздействии негативных факторов на организм человека и среду обитания;

· основные методы защиты от вредного воздействия негативных факторов в быту и на производстве;

  • о воздействии негативных факторов на организм человека и среду обитания;

· источники негативных факторов.

УМЕТЬ:

· организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций:

· предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

· применять первичные средства пожаротушения;

Тема 1.1. Основные виды потенциальных опасностей в профессиональной деятельности и в быту

Общая характеристика среды обитания человека в быту, на производстве. Формы деятельности человека в производственной среде. Классификация негативных факторов. Виды, источники негативных факторов. Профессиональные заболевания, меры профилактики.

Травма, повреждение, несчастный случай. Причины травматизма. Основные правила техники безопасности. Основные технические мероприятия по предотвращению травматизма. Электро и пожаробезопасность. Первичные средства пожаротушения, правила пользования ими.

Методические указания

При изучении темы необходимо обратить особое внимание на классификацию негативных факторов, виды, источники, уровни негативных факторов производственной среды. Запыленность и загазованность воздуха, вибрация, акустические колебания, шум; электромагнитные поля и излучения. Движущиеся машины и механизмы, падающие предметы. Производственные яды, смазочно-охлаждающие жидкости, повышенная или пониженная температура воздуха, повышенная влажность, физические и нервно-психические перегрузки, умственные перенапряжения.

Необходимо знать о воздействии негативных факторов на человека и среду обитания, при этом надо рассмотреть характеристику нервной системы человека, условные и безусловные рефлексы, характеристику анализаторов: кожный анализатор, осязание, ощущение боли, вибрационная чувствительность, обоняние, слух, зрение. Вредные вещества, их классификация. Комбинированное действие вредных веществ. Хронические отравления, профессиональные заболевания и методы их предупреждения.

При изучении факторов воздействующих на человека в процессе его жизнедеятельности необходимо обратить особое внимание на классификацию основных форм деятельности человека и характеристику среды обитания человека.

Основная литература:

1. СВ. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков, и др. «Безопасность жизнедеятельности», учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. М.: Высшая школа, ИМЦ СПО, 2000г-343 с.

Дополнительная литература:

1. СВ. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. «Безопасность жизнедеятельности», учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2002-352 с.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные требования, предъявляемые к системам освещения, отопления, вентиляции на рабочем месте?

2. Как классифицируются негативные факторы?

3. Назовите основные факторы риска и методы их преодоления.

4. Что такое вибрация и можно ли её использовать в медицинских целях?

5. Вследствие чего происходит утомление и переутомление? Основные пути снижения усталости.

6. Современная классификациятрудовой деятельности человека.

7. Какие критерии используются при классификации трудового процесса по тяжести и напряженности? Приведите примеры трудовой деятельности человека с различной тяжестью и напряженностью труда.

8. Назовите основные правила безопасного поведения при пожарах.

9. Назовите основные причины травматизма.

РАЗДЕЛ 2 Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация зашиты населения

ЗНАТЬ:

· российскую систему предупреждения и действий в ЧС, ее предназначение, структуру и задачи;

· классификацию чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

· правила пользования средствами индивидуальной защиты;

· роль и место ГО и ЧС мирного и военного времени;

· виды оружия, краткая характеристика поражающих факторов;

· основной способ оповещения населения в случаях угрозы или возникновения стихийных бедствий, аварий и катастроф;

· спасательные и другие неотложные работы при ЧС мирного и военного времени;

· способы защиты себя и окружающих от поражающих факторов современных средств поражения;

· способы сооружения простейших защитных сооружений;

· основные правила выполнения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах;

· способы проведения санитарной обработки людей, одежды, обуви, а также дегазации, дезактивации.

УМЕТЬ:

· Пользоваться СИЗ

ТЕМА 2.1. Организационные основы по защите населения от ЧС мирного и военного времени.

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи. Основные понятия и определения. Основные задачи системы и её основные органы управления; государственное управление в чрезвычайных ситуациях; специализированные формирования на аварийных и экологически опасных объектах; Задачи системы гражданской безопасности в условиях регламентированного и нерегламентированного состояния.

Роль и место Гражданской обороны в российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Функции и задачи гражданской обороны в условиях чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон «О гражданской обороне»

(Извлечения)

Настоящий Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы ох осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организации независимо от их организационно правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также силы и средства гражданской обороны.

Глава 1. Общие положения

статья 1. Основные понятия .

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Служба гражданской обороны - служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечения действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Гражданские организации гражданской обороны - формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Практическое занятие № 2.

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности »

для специальностей СПО

Тема. Профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту.

Цель : Научить обучающихся правильно понимать основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту.

Теоретическая часть.

В жизненном цикле человек и окружающая его среда обитания образуют постоянно действующую систему «человек – среда обитания».

По природе действия опасности подразделяются на следующие основные группы: физические, химические, биологические, психофизиологические.

К физическим опасностям относятся: шум, вибрация, электромагнитные и ионизирующие излучения, параметры микроклимата (температура, относительная влажность воздуха, подвижность воздуха), атмосферное давление, уровень освещенности, запыленность, загазованность воздуха, и т.д.

К химическим опасностям относятся: ядовитые, токсичные вещества в различных фазовых состояниях (газообразном, жидком или твердом).

Биологические опасности - это опасные и вредные микро и микроорганизмы, продукты их жизнедеятельности и жизнедеятельности людей.

Психофизиологические - статические и динамические перегрузки, умственное перенапряжение, однообразие труда, эмоциональные стрессы.

Источниками естественных негативных воздействий являются стихийные явления в биосфере: изменения климата, грозы, землетрясения и т.п.

Вредный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.
Вредное воздействие на человека – воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни и здоровью будущих поколений.
Совокупность и уровень различных факторов производственной среды существенно влияют на условия труда, состояние здоровья и заболеваемость работающих.

Формы интеллектуального труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения. Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчеpa характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью. Труд руководителей учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций. Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряжения. Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания, – это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения.

Опасные и вредные факторы в зависимости от характера воздействия подразделяются на
активные - проявляющиеся благодаря заключенной в них энергии (ионизирующие излучения, вибрация и т.п.);
активно - пассивные - проявляющиеся благодаря энергии, заключенной в самом человеке (примером могут служить опасности скользких поверхностей, работы на высоте, острых углов и плохо обработанных поверхностей оборудования и т.п.).
пассивные - проявляющиеся опосредствованно, как например, усталостное разрушение материалов, образование накипи в сосудах и трубах, коррозия и т.п. Контрольные вопросы:

1.Как классифицируются негативные факторы?

2.Назовите основные требования, предъявляемые к системам освещения, отопления, вентиляции на рабочем месте?

3.Назовите основные факторы риска и методы их преодоления?

Практическая часть.

Разработайте перечень профилактических мер для снижения уровня опасностей:

    на производстве

    в быту

    на природе

    в городе

Составьте таблицу по образцу:

Профессиональные заболевания вашей специальности

Меры их предупреждения