Понятие благо, товар и услуга. Понятие "благо", "товар", "услуга"
БЛАГО, ТОВАР
БЛАГО, ТОВАР
(good) Товар (commodity) или услуга (service), которые, по мнению экономистов, удовлетворяют потребности людей. Экономический товар – тот, который и нужен, и достаточно дефицитен, чтобы иметь цену.
Финансы. Толковый словарь. 2-е изд. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Брайен Батлер, Брайен Джонсон, Грэм Сидуэл и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .
Смотреть что такое "БЛАГО, ТОВАР" в других словарях:
Словарь бизнес-терминов
- (public good) Благо, к которому одновременно имеют доступ все индивиды в данной экономике. Потребление общественного блага одним индивидом не уменьшает его количества, востребуемого другим индивидом. Определенными чертами общественного блага… … Словарь бизнес-терминов
благо - товар Товар (commodity) или услуга (service), которые, по мнению экономистов, удовлетворяют потребности людей. Экономический товар тот, который и нужен, и достаточно дефицитен, чтобы иметь цену. … … Справочник технического переводчика
Товар - (Product) Определение товара, виды товаров, продажа товара информация об определении товара, поставка и продажа товара, виды товаров Содержание Содержание Определение Нетрадиционное определение Юридические определения Этимология Качество Свойства … Энциклопедия инвестора
- (good) Продукт (commodity) или услуга (service), которые, по мнению экономистов, удовлетворяют потребности людей. Экономический товар (economic good), который и нужен, и достаточно дефицитен, чтобы иметь цену (price). Свободныйбесплатный товар… … Словарь бизнес-терминов
- (commodity) 1. Сырьевые товары, например зерно, кофе, какао, шерсть, хлопок, джут или каучук (иногда называемые мягкими товарами (soft commodity), которые продаются на товарном рынке (commodity market). В некотором смысле эти сырьевые товары… … Словарь бизнес-терминов
У этого термина существуют и другие значения, см. Товар (значения). Товар любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи., продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для… … Википедия
Благо - нечто из того, что обеспечивает существование человека, которое, в свою очередь, может быть невыносимым, сносным, великолепным и т.п. Блага могут быть материальные и духовные. С философской точки зрения понятие благо наиболее общее обозначение… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений
У этого термина существуют и другие значения, см. Благо. Благо все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. В экономическо социальном отношении под благом разумеется… … Википедия
ТОВАР ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ - – какое либо благо, потребление которого существенно не изменяется при изменениях дохода. К Т. п. н. относятся прежде всего основные продукты питания … Экономика от А до Я: Тематический справочник
Книги
- Защита потребительских прав: практическое руководство , Наумова Р.. Настоящая книга посвящена рядовому потребителю, который часто даже не знает, что его законные права нарушают чуть ли не на каждом шагу. . Потребителем ученые-экономисты называют физическое…
Благо - все то, что способно удовлетворять человеческие потребности, например, дары природы, вещественные продукты труда, услуги, которые отвечают его интересам, целям и стремлениям.
Блага разделяют на неэкономические и экономические.
Неэкономические блага предоставляются человеку природой, т. е. без затрат его труда и существуют в неограниченном количестве (например, воздух, морская вода, солнечное тепло и др.).
Экономические блага - это блага хозяйственной (трудовой) деятельности человека, которые существуют в ограниченном количестве.
Экономические блага весьма разнообразны. В зависимости от критериев их можно классифицировать на следующие виды (рис. 5.14).
Экономическое благо в условиях товарного производства приобретает форму товара.
Товар - это экономическое благо, которое удовлетворяет какую-либо потребность человека и используется для обмена, купли-продажи на рынке.
Согласно классической теории важнейшими свойствами товара являются его потребительная стоимость и стоимость.
Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять какую-либо потребность человека.
Поскольку товар удовлетворяет потребности не самого производителя, а другого лица, то он имеет не просто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, т. е. является потребительной стоимостью для других.
Стоимость товара - это овеществленный в товаре общественный труд производителя.
Стоимость товара проявляется через внешнюю форму ее выражения - меновую стоимость.
Меновая стоимость представляет собой количественное соотношение (пропорцию), в которой товары одного рода обменивается на товары другого рода.
Приведенная выше концепция товара и его свойств в экономической науке известна как теория трудовой стоимости. Эта теория была основана еще классиками политической экономии - Адамом Смитом и Давидом Рикардо. Со временем ее продолжили К. Маркс и его приверженцы.
Однако в современной неоклассической экономической науке существуют несколько иные подходы к характеристике товара и его свойств. В частности, введены в научное обращение такие понятия, как полезность, ценность и редкость товара.
Если сравнить категории "потребительная стоимость" и "полезность", то на первый взгляд они являются как бы синонимами, между ними нет разницы. Они будто бы выражают одно и то же - способность экономических благ удовлетворять потребности человека, быть полезными для него. Но это не совсем так. У классиков потребительная стоимость - объективное, абстрактное свойство любого товара, который производится для того, чтобы удовлетворять человеческие нужды. Потребительная стоимость для них - это естественная полезность товара вообще, безотносительно к потребностям конкретного человека.
Полезность у неоклассиков , в отличие от потребительной стоимости, понятие чисто субъективное, индивидуальное для каждого конкретного человека. Она показывает степень удовлетворения или приятности, которые получает конкретный человек от потребления того или иного товара или услуги.
Один и тот же товар с одинаковой потребительской стоимостью может иметь совсем разную степень полезности для различных потребителей. Например, полезность хлеба разная для сытого и голодного человека, сигареты - для человека, который курит, и того, который не курит, и т. д. Но все эти товары, независимо от разной полезности для различных людей, не теряют своей объективной основы - потребительной стоимости.
Ценность . Люди, покупая те или иные товары, тем самым как бы оценивают степень их полезности конкретно для себя. Неоклассики оценку степени полезности блага индивидом рассматривают как ценность. Поэтому ценность для них категория субъективная. Ценность имеет лишь то, что является ценным в глазах покупателя, чьи субъективные оценки и являются основой для определения произведенного блага как стоимости.
Люди оценивают товары и услуги не только потому, что на их производство израсходован общественно необходимый труд, а и потому, что они имеют полезность. С их точки зрения, лишь полезность экономических благ может придавать затратам труда общественно-необходимый характер. Ценность у них выполняет функцию выражения полезности товара и затрат труда (стоимости товара).
Соединение стоимости и ценности и их общественное признание выражается в цене. Цену можно считать формой денежного выражения стоимости и ценности товара.
Цена предопределяет возможность одновременного проявления интересов производителей и потребителей. Только стоимость является движущим мотивом для товаропроизводителя, равно как ценность - движущий мотив для потребителя.
С позиций неоклассических взглядов, ценность благ зависит также и от их редкости, т. е. от запаса (количества) благ, которые способны удовлетворить нужды человека.
Редкость - характеристика экономических благ, которая отражает ограниченность ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей.
Большую ценность имеют те блага, которые ограничены, сравнительно с потребностями в них людей. Например, вода имеет большую полезность для человека, чем бриллианты. Но воды достаточно, а бриллиантов мало. Поэтому бриллианты, полезность которых намного меньше для удовлетворения жизненных потребностей людей (без них можно вообще обойтись), оцениваются ими дороже, чем вода.
Муниципальные услуги
Общая характеристика муниципальных услуг
Муниципальная деятельность реализуется через систему муниципальных услуг, доставление которых обеспечивает те или иные составляющие качества жизни. Управление оказанием муниципальных услуг является важнейшей составной частью муниципального управления, поэтому вопрос о муниципальных услугах является ключевым для понимания всех социально-экономических процессов, происходящих на местном уровне.
Муниципальная услуга является базовым элементом, клеткой муниципальной деятельности, основой экономических и социальных отношений между людьми на территории муниципального образования.
Прежде чем характеризовать систему муниципальных услуг, необходимо рассмотреть особенности услуги как продукта человеческой деятельности. Свои потребности человек удовлетворяет с помощью материальных благ и услуг. Материальные блага - это вещи, предметы, которые можно потрогать, подержать в руках: жилище, мебель, продукты питания, одежда, обувь, лекарства, телевизор г. д. В давние времена, при натуральном хозяйстве, основную часть материальных благ люди производили для себя сами: выращивали хлеб, ткали ткани, шили одежду, изготавливали орудия производства и т. п. В современном обществе подавляющая часть материальных благ имеет форму товара, который человек приобретает в магазине, на рынке или в другом месте. Другая часть человеческих потребности удовлетворяется с помощью услуг, не имеющих материальной формы. Основные различия между материальным благом и услугой представлены в таблице.
Несмотря на эти различия, очевидно, что и на производство материальных благ, и при оказании услуг тратится человеческий труд, который должен быть оплачен.
Часть услуг человек оказывает себе сам или члены семьи оказывают их друг другу в рамках домохозяйства. Например, женщина готовит пищу на всю семью.
Но вы можете сходить в ресторан, работники которого окажут вам услугу по приготовлению пищи, а потом вымоют использованную вами посуду. Здесь услуга сопровождает материальный продукт (потребленные вами продукты питания). Одновременное предоставление товара и сопутствующих ему услуг - достаточно распространенное явление. Вы можете сами отремонтировать свою квартиру, а можете пригласить профессионалов-ремонтников, можете сами починить телевизор, купив необходимые для этого детали, а можете вызвать мастера, который продаст вам эти детали и произведет ремонт, и т. д. По мере развития цивилизации и разделения труда все меньшую долю услуг человек оказывает себе сам или в пределах домохозяйства и все чаще пользуется услугами со стороны. Отсюда можно сделать вывод, что потребности людей в них будут постоянно возрастать.
Не все услуги, в которых нуждается человек, связаны с местом его проживания (например, транспортные услуги вне поселения, туристические, курортные, банковские и др.). Однако подавляющее большинство услуг люди хотят получать там, где живут и работают. Именно их мы будем называть «муниципальными».
Муниципальными услугами называются такие услуги, которые предоставляются в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение которых органы местного самоуправления несут определенную ответственность.
Понятие «муниципальные» в данном случае подразумевает не форму собственности производителя, а локальный характер, определяемый местом проживания человека. К муниципальным относится весь комплекс жилищно-коммунальных, транспортных (в пределах территории поселения), бытовых, торговых, образовательных, медицинских, культурных, досуговых и других услуг. К ним следует относить и обеспечение общественного порядка, обустройство и содержание территории, обеспечение ее экологического и санитарного благополучия и т. д. Даже то, что мы называем «комплексным социально-экономическим развитием» муниципального образования, означает не что иное, как целенаправленное изменение ситуации в сторону увеличения объема и повышения качества муниципальных услуг. По отношению к функции оказания муниципальных услуг населению все остальные функции местного самоуправления производны.
Использование термина «муниципальные услуги» не означает, что их должны оказывать сами органы местного самоуправления. Но они отвечают за то, чтобы люди имели возможность получать их на территории муниципального образования. Перечень основных муниципальных услуг, оказание которых обязана обеспечить местная власть, перечислен в законодательстве о местном самоуправлении в качестве его предметов ведения или вопросов местного значения. Их потребителями являются как жители, так и предприятия и организации, обслуживающие нужды населения. Школе или больнице нужны тепло, вода, электричество, вывоз мусора, услуги по ремонту помещений, больнице нужна стирка белья и т. д.
Специфические свойства муниципальных услуг:
♦ необходимость бесперебойного (для многих - круглосуточного) оказания услуг;
Необходимость рассредоточения оказания услуг по территории поселения с целью максимального приближения к месту проживания человека (для крупных городов это весьма сложная задача);
Увеличение числа потребителей услуг не влечет за собой уменьшения их полезности для каждого, а удовлетворение потребности в одной услуге не
снижает потребности в другой (свойство «отсутствия соперничества»);
Практическая невозможность ограничения доступа неограниченного круга потребителей к некоторым муниципальным услугам;
Местный монополизм исполнителей некоторых муниципальных услуг (водоснабжение, электроснабжение и т. п.). Такие услуги должны быть предметом особой заботы органов местного самоуправления.
Перечень, объемы и качество муниципальных услуг, предоставляемых населению на территории конкретного муниципального образования, могут изменяться в широких пределах, в зависимости от природно-климатических условий, социально-демографического состава населения, финансовых возможностей и др. учетом этих факторов органы местного самоуправления, в соответствии с требованиямиФедерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 года (ст. 53), должны самостоятельно устанавливать муниципальные минимальные социальные стандарты, определяющие объемы, качество и периодичность предоставления отдельных муниципальных услуг, а такженормативы расходов местных бюджетов на эти цели. Муниципальные социальные стандарты не следует путать с технологическими, экологическими, санитарными идругими стандартами и нормативами, которые устанавливаются федеральнымиправовыми актами и должны учитываться органами местного самоуправления при определении нормативов бюджетных расходов,
Классификация и система оплаты муниципальных услуг
До сих пор в сознании многих людей сохраняется представление о бесплатности или низкой стоимости услуг в сравнении с материальными продуктами. Это ошибка. В оказании услуг принимают участие работники, получающие за свой труд соответствующее вознаграждение. Оказание многих услуг предполагает потребление расходных материалов, энергоресурсов, использование специальной техники, зданий, помещений и т. п., приобретение и содержание которых также требует определенных затрат. Поэтому необходимо не просто платить за каждую услугу, но платить столько, чтобы поставщик мог окупить свои расходы и получить хотя бы минимальную прибыль. Иначе в условиях рыночной экономики никто оказывать муниципальные услуги не будет.
Объем финансовых ресурсов, необходимых органам местного самоуправления для предоставления муниципальных услуг, зависит от того, кто конкретно будет платить за них: потребитель, местный бюджет или оба они в какой-то мере. Самому исполнителю это в принципе безразлично. При прочих равных условиях органы местного самоуправления заинтересованы в том, чтобы потребители муниципальных услуг сами оплачивали их. Преимущества оплаты услуги ее потребителем:
♦ обеспечивается возможность количественной и качественной оценки услуги потребителем;
♦ появляется заинтересованность в экономном потреблении услуг;
♦ стимулируется качественная работа исполнителя.
Бесплатность или заниженная плата за муниципальную услугу развращает и исполнителя, и потребителя, а также всегда ведет к некачественной работе и расточительному использованию ресурсов.
Для определения наиболее целесообразной формы оплаты муниципальных услуг представим их классификацию (рисунок).
Классификация муниципальных услуг
Частные услуги характеризуются тем, что их оказание и потребление носит индивидуальный характер, т. е. они связаны с конкретными исполнителями и потребителями. Потребитель выступает в роли индивидуального заказчика. В этом случае и качество услуг может быть измерено потребителем. К числу таких услуг относится большинство бытовых и торговых услуг, такси и т. п. Они оплачиваются потребителями по сложившимся в рыночной среде ценам и тарифам.
Общественные услуги отличаются тем, что их производство и потребление носят общественный характер. Потребление не связано по времени ни с производс:гвом, ни с оплатой, а объем и качество не поддается непосредственному измерению потребителем. К общественным услугам может быть отнесено благоустройство и озеленение территории, содержание дорог и мест общего пользования, охрана общественного порядка, пожарная безопасность, содержание мест захоронения и др. Эти услуги должен оплачивать бюджет.
Услуги, общественные по форме их предоставления, но частные по характеру потребления в основном являются социально значимыми, их предоставление каждому гарантировано Конституцией РФ. К социально значимым услугам относятся охрана здоровья, возможность получения образования, доступ к достижениям культуры, который гарантируется государством каждому гражданину, независимо от уровня его материального благосостояния. В то же время должно быть обеспечено экономное потребление данных услуг, поэтому для их оплаты целесообразно сочетание личного и бюджетного финансирования, причем соотношения между ними могут быть самыми разными и неодинаковыми для различных групп населения.
«Бюджетными» муниципальными услугами называются такие услуги, которые полностью или частично финансируются из местного бюджета. К ним относятся общественные и большинство социально значимых услуг. В отдельных случаях бюджетными могут быть и некоторые частные услуги. Например, в ряде городов установлены льготы на услуги парикмахерских и бань для отдельных социальных групп. В этом случае бюджет должен компенсировать производителю потери его доходов.
Для получения некоторых дорогостоящих услуг в качестве третьего источника финансирования (кроме тарифа и бюджетного финансирования) могут использоваться различные системы страхования, например медицинское или страхование имущества от пожара.
Органы местного самоуправления должны непосредственно управлять или контролировать услуги местных монополистов, а также все бюджетные услуги. Цены и тарифы на них должны быть регулируемыми, их нельзя отдавать во власть рыночной стихии. Так, муниципалитеты многих крупных зарубежных городов сознательно финансируют потребление некоторых услуг, которые могли бы быть оплачены потребителем, Например, услуги общественного городского транспорта, снижением цен на которые (наряду с высокими тарифами за парковку автомобилей) муниципальные власти борются с переполнением центров городов индивидуальным автотранспортом.
Измерители объема и результативности муниципальных услуг
Необходимость экономии бюджетных средств на оказание муниципальных услуг делает злободневным вопрос об оценке объема услуги. Проблема не возникает, когда существует прямой измеритель: размер жилой площади, счетчик расхода электроэнергии, газа, воды, использования телефона при повременной оплате и т. п. Однако часто его нет, и приходится прибегать к косвенным, в качестве которых могут использоваться:
♦ с человека (вода при отсутствии приборов учета воды);
♦ с установки (радиоточка, телефон при отсутствии повременной оплаты);
♦ за вход (городской транспорт, музей);
♦ с квадратного метра жилой площади (теплоэнергия при отсутствии счетчика, вывоз мусора, лифт).
Выбор косвенного измерителя объема услуги не всегда очевиден и должен быть предметом анализа. Использование косвенных измерителей часто бывает выгодно поставщику, поскольку позволяет скрыть нерациональные расходы и производственные потери (например, тепла или воды в сетях). Поэтому везде, где только возможно, следует переходить на прямое измерение объема муниципальных услуг.
Важна также проблема распределения оплаты муниципальных услуг между различными категориями потребителей. Здесь можно использовать два принципа;
♦ принцип «равенства» - оплата производится по единому для всех тарифу;
♦ принцип «справедливости» - размер тарифа изменяется в зависимости от платежеспособности. Потребители с низким доходом платят меньше за единицу услуги. Для отдельных категорий граждан пользование той или иной муниципальной услугой может быть вообще бесплатным, хотя это и увеличивает нагрузку на других потребителей.
Не менее важная проблема - оценка эффективности, результативности оказания отдельных муниципальных услуг. При ограниченности финансовых средств муниципальной власти постоянно приходится решать вопрос, какие бюджетные услуги и в каком объеме предоставлять, а от каких отказываться. Результативность определяется с помощью показателей, характеризующих степень удовлетворения тех или иных потребностей населения или потери от отсутствия данной услуги. Самым важным индикатором такого рода служит увеличение или уменьшение количества обращений и жалоб населения на качество. Для отдельных видов услуг могут использоваться частные показатели результативности: время ожидания городского транспорта на остановке, периодичность вывоза бытовых отходов, температура в квартирах в отопительный период, расчетное время на устранение аварии в эксплуатации жилищного фонда, состояние городских дорог, время от вызова скорой помощи до момента ее прибытия и т. д. Эти показатели должны устанавливаться муниципальными социальными стандартами. Органы местного самоуправления должны уметь оценивать результативность каждой услуги, соизмерять полученный результат с затратами на его достижение (т. е. оценивать эффективность оказания услуги) и на основе такого сопоставления осуществлять выбор приоритетов.
Роль органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг
Непосредственную работу по оказанию муниципальных услуг населению могут проводить предприятия и организации всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели. Для предоставления важнейших услуг, контроль над которыми местная власть не может передать никому, администрация муниципального образования имеет право создавать муниципальные предприятия и учреждения. Одновременно она должна создавать частному бизнесу благоприятные условия для оказания муниципальных услуг. Таким образом, роль органов местного самоуправления в оказании огромного спектра многообразных муниципальных услуг может быть различной:
♦ за первую группу муниципальных услуг органы местного самоуправления несут полную ответственность, обязаны обеспечить их предоставление населению и финансировать их из местных бюджетов (содержание дорог, благоустройство территории, содержание школьных зданий, мест захоронения и т. п.);
♦ за вторую группу муниципальных услуг основную ответственность и финансовую нагрузку несут органы государственной власти, а органы местного самоуправления содействуют в их оказании и участвуют в финансировании расходов (общественная, пожарная безопасность, социальная поддержка отдельных групп населения и т. п.);
♦ за третью группу муниципальных услуг органы местного самоуправления несут полную ответственность, хотя финансируют частично, в доле с населением и государством (льготные категории граждан). К этой группе относятся жилищно-коммунальные услуги, городской транспорт, детски дошкольные учреждения, медицинская помощь (кроме специализированной),культура и т. п.;
♦ четвертую группу муниципальных услуг (частные услуги) полностью финансируют их потребители, а органы местного самоуправления лишь создают условия для их оказания путем правового регулирования, сдачи в аренду помещений, предоставления земельных участков и т. д. (например, торговля, бытовое обслуживание, гостиницы);
♦ особую группу муниципальных услуг составляют справочно-информационные и согласовательно-разрешительные услуги, оказываемые непосредственно в органах местного самоуправления, а также услуги, связанные с рассмотрением жалоб и обращений граждан. По качеству предоставления этих услуг население часто оценивает всю работу органов местного самоуправления.
Управление процессом оказания муниципальных услуг, выбор наиболее эффективных измерителей и способов оплаты, сочетания личного и бюджетного: финансирования услуг в различных сферах муниципальной деятельности, муниципального и частного секторов экономики при оказании муниципальных услуг является одним из ключевых аспектов искусства муниципальной политики.
Данная глава посвящена исследованию основных объектов современного рыночного хозяйства, а именно товара и денег. Отдельные экономические школы уделяли большое внимание этим категориям рыночной экономики, рассматривая их с разных сторон и по-разному трактуя их сущность.
Ни одно общество, ни один человек не может существовать без удовлетворения потребностей. Средства, вещи, пригодные для удовлетворения потребностей, называются благами.
Благо - это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, а именно предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.
Такое понимание блага характеризует расширительную его трактовку как воплощенную полезность, которой могут быть не только продукты труда, но и данные природой не только предмет, но и явления, не только что-то материальное, но и духовное и т.д.
В экономической литературе встречается и более узкое понимание блага как всех желаемых нами вещей или вещей, удовлетворяющих человеческие потребности (А.Маршалл). Здесь понимание блага ограничивается вещами, предметами.
Для понимания блага большое значение имеет их классификация. Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы (виды) благ (рис. 7.1).
Так, наиболее распространенным является подразделение благ на материальные и нематериальные.
1. Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат); продукты производства (продукты, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.). Иногда к материальным благам относят (например, А.Маршалл) и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные). Тем самым в одну группу объединяют различные по свое-
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ |
Товар Услуга
Рис. 7.1. Классификация благ
му характеру блага, одни из которых - суть полезности, другие - форма присвоения полезности.
2. Нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека, создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музей и т.д. Различают две группы нематериальных благ:
внутренние - блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, пение, декламация; музыкальный слух - занятия музыкой; способности к науке и т.д.);
внешние - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.).
Кроме отмеченных групп благ рассматриваются также: настоящие и будущие; прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные и т.д.
Особое значение имеет подразделение благ на экономические и неэкономические:
экономические блага (этот термин принадлежит субъективистской школе экономической науки, к которой относится, например, известный итальянский экономист А.Пезенти). К экономическим относятся те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они могут удовлетворить. Возьмем себе на заметку, что в связи с экономическим благом возникает проблема редкости благ, что обусловливает соответствующее поведение человека (хозяйственная, производственная деятельность) в условиях ограниченности (редкости) ресурсов, благ;
неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения усилий человека.
Эти блага существуют в природе “свободно”, в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.).
Таким образом, именно соотношение между потребностью (или, по терминологии видного представителя австрийской школы К.Мен- гера, надобностью) и доступным для распространения количеством благ делает их экономическими или неэкономическими.
Специфической формой экономического блага является товар. Что же такое товар? Товар - это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.
К.Менгер утверждал, что экономическое благо становится товаром независимо от его способности к передвижению, независимо от лиц, предлагающих его для продажи, от его материальности, от характера его как продукта труда, но обязательно предназначено для обмена.
Товар как таковой обладает двумя свойствами:
а) способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность;
б) способностью к обмену.
Способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека составляет его потребительную стоимость. Ею обладает любой товар. Характер потребностей может быть при этом самый различный (физические, духовные). Разным может быть и способ их удовлетворения. Одни вещи могут удовлетворять потребность непосредственно как предметы потребления (хлеб, одежда и т.п.), другие - косвенно, опосредованно как средство производства (станок, сырье). Многие потребительные стоимости могут удовлетворять не одну, а ряд общественных потребностей (древесина, например, используется как химическое сырье, как топливо, для производства мебели).
Потребительные стоимости составляют вещественное содержание богатства всякого общества. Потребительная стоимость имеет три формы проявления:
а) количество;
б) натуральная форма;
в) качество.
Последнее - это степень полезности данной потребительной стоимости, ее соответствия, ее пригодности удовлетворять потребность в конкретных условиях потребления.
Следует отличать потребительную стоимость товара от потребительной стоимости продукта в натуральном хозяйстве.
1. Продукты труда в натуральном хозяйстве являются потребительной стоимостью для самих производителей. А товары обладают потребительной стоимостью для других, т.е. общественной потребительной стоимостью.
2. Потребительная стоимость товара к непосредственному производителю переходит только посредством обмена.
Товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары. Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость.
Категории “потребительная стоимость” и “меновая стоимость” введены в научный оборот много столетий назад. Аристотель, А.Смит, Д.Рикардо, Т.Мальтус, К.Маркс, Дж.С.Милль и многие другие ученые-экономисты отмечали различие между этими категориями. Сторонники трудовой теории стоимости считали необходимым условием обмена различие потребительных стоимостей обмениваемых товаров, которые качественно разнородны и поэтому количественно несоизмеримы. По их мнению, обмениваемые товары имеют общую стоимость.
В современной западной экономической теории принят иной подход, берущий начало с работ представителей теории предельной полезности: К.Менгера, Е.Бём-Баверка, Ф.Визера. Согласно этому подходу, в основе обмена лежит не стоимость, а полезность.
Прежде чем раскрыть, что такое стоимость, отметим, что особое место среди благ, которые необходимы человеку и роль которых возрастает с развитием производства, занимают услуги. В рыночной экономике они могут являться предметом купли-продажи, т.е. товарами.
Услуги - это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.
Специфика услуг как товара выражается в следующем.
1. Потребительная стоимость услуги не имеет вещественной формы.
2. Потребительная стоимость услуги - это полезный эффект деятельности, живого труда.
3. Услугу нельзя накопить, она может быть потреблена в момент производства.