Органов и должностных лиц местного самоуправления. Депутаты в МСУ

Органы местного самоуправления не входят в систему гос. власти, но могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении гос. функций и в этом качестве представляют собой государственно-властные органы, деятельность которых подконтрольна гос-ву.

Виды органов местного самоуправления: представительные органы самоуправления; собрания, сходы граждан (в основном в небольших населенных пунктах); главы местного самоуправления (глава администрации, мэр и т. д.); местная администрация, подконтрольная главе местного самоуправления.

Основы деятельности местного самоуправления: 1) территориальная основа местного самоуправления – городские и сельские поселения. Самоуправление осуществляется и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (район, сельский округ и т. д.); 2) организационные основы местного самоуправления – структура органов самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, организация муниципальной службы; 3) экономическая основа местного самоуправления – муниципальная собственность, к которой относятся жилищный фонд, нежилой фонд, бюджетные и внебюджетные средства и т. д. Органы местного самоуправления имеют свою экономическую и финансовую базу, формируют бюджет, устанавливают местные налоги и сборы; 4) правовая основа местного самоуправления – Конституция, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другие ФЗ, конституции, уставы субъектов РФ, законы субъектов РФ.

Полномочия местного самоуправления реализуются населением непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления и включают: собственные полномочия местного самоуправления; отдельные гос. полномочия, переданные органам местного самоуправления государством.

Глава местного самоуправления непосредственно или через образуемые им органы осуществляет управление муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом, издает постановления и распоряжения в пределах своих полномочий.

Представительный орган местного самоуправления утверждает бюджет, устанавливает налоги и сборы, утверждает программы развития, а также осуществляет контроль за деятельностью главы администрации.

Органам местного самоуправления гарантируется: судебная защита нарушенных прав органов и должностных лиц местного самоуправления; компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами гос. власти; обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями, а также органами местного самоуправления и гражданами; отмена решений органов самоуправления лишь в судебном порядке.

87. Компетенция муниципальных образований в рф.

Компетенцию муниципальных образований составляют вопросы местного значения. Законодатель определяет их как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Обычно компетенцию какого-либо субъекта определяют путем закрепления его предметов ведения, полномочий, территории осуществления компетенции. Предметы ведения - те сферы (области) общественных отношений, в которых вправе и должен действовать субъект. Полномочия - одновременно права и обязанности субъекта на совершение конкретных действий, операций. Полномочия реализуются в рамках предметов ведения. Полномочия - способ уточнения, детализации предметов ведения. Если исходить из изложенного подхода, то вопросы местного значения в основном представляют собой предметы ведения. Они сформулированы довольно широко и требуют детализации в компетенции населения, органов местного самоуправления. Закон от 6 октября 2003 г., в отличие от Закона от 28 августа 1995 г., предусмотрев несколько видов муниципальных образований, наделил разной компетенцией поселения, муниципальные районы, городские округа. Это обусловлено тем, что одни вопросы имеют значение исключительно для поселений, другие носят межпоселенческий характер и отражают общие интересы жителей сопредельных поселений. Вопросы местного значения поселений. К вопросам местного значения поселения относятся: 1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; 2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; 4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; 5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения; 6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; 7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; 8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; 9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; 10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; 11) организация библиотечного обслуживания населения; 12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; 13) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения; 14) обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта; 15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; 16) оказание содействия в установлении в соответствии с законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения; 17) формирование архивных фондов поселения; 18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; 19) организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения; 20) планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, установление правил землепользования и застройки территории поселения, изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; 21) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов; 22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Органы местного самоуправления городского округа вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными, региональными законами, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ).

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

  • 1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
  • 2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию;
  • 3) в случае избрания представительным органом муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования;
  • 4) не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации;
  • 5) в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона является председателем представительного органа муниципального района (ст. 36) 1.

Так, согласно Уставу города Элисты Республики Калмыкия, глава города Элисты - Мэр города Элисты является высшим выборным должностным лицом города Элисты, наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и возглавляет Мэрию города Элисты.

Главой города Элисты - Мэром города Элисты может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, обладающий избирательным правом.

Глава города Элисты - Мэр города Элисты избирается на муниципальных выборах сроком на 5 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами, законами Республики Калмыкия и настоящим Уставом.

Полномочия Главы города Элисты - Мэра города Элисты начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Мэра города Элисты.

Днем вступления Мэра города Элисты в должность считается день публичного принятия им присяги (ст. 29) «1».

Мэр города Элисты не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, законодательного (представительного) органа государственной власти иного субъекта Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности Республики Калмыкия, государственные должности иных субъектов Российской Федерации, а также государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы, заниматься предпринимательской, а также другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепляет следующие полномочия главы муниципального образования:

  • 1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
  • 2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
  • 4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования (ст. 36) «1».

Глава города Элисты - Мэр города Элисты обладает следующими полномочиями:

  • 1) представляет город Элисту в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени города Элисты;
  • 2) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Элистинским городским Собранием, за исключением правовых актов, затрагивающих вопросы организации работы Элистинского городского Собрания;
  • 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
  • 4) вправе требовать созыва внеочередного заседания Элистинского городского Собрания;
  • 5) организует выполнение нормативных правовых актов Элистинского городского Собрания в рамках своих полномочий;
  • 6) обладает правом внесения в Элистинское городское Собрание проектов решений;
  • 7) представляет на рассмотрение и утверждение Элистинского городского Собрания бюджет города Элисты и отчет об его исполнении;
  • 8) представляет на рассмотрение Элистинского городского Собрания проекты решений об установлении, изменении или отмене местных налогов и сборов, а также другие правовые акты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета города Элисты.
  • 9) формирует Мэрию города Элисты и руководит ее деятельностью в соответствии с настоящим Уставом и Положением о Мэрии города Элисты;
  • 10) назначает и освобождает от должности с согласия Элистинского городского Собрания первого заместителя Мэра города Элисты.
  • 11) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Мэра города Элисты, руководителей отраслевых (функциональных), территориальных органов и структурных подразделений Мэрии города Элисты;
  • 12) дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности заместителей руководителей и главных бухгалтеров отраслевых (функциональных), территориальных органов Мэрии города Элисты;
  • 13) рассматривает отчеты и доклады руководителей отраслевых (функциональных), территориальных органов и структурных подразделений Мэрии города Элисты;
  • 14) организует проверку деятельности отраслевых (функциональных), территориальных органов и структурных подразделений Мэрии города Элисты в соответствии с федеральными законами, законами Республики Калмыкия и настоящим Уставом;
  • 15) принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным им должностным лицам;
  • 16) организует и обеспечивает исполнение полномочий Мэрии города Элисты по решению вопросов местного значения;
  • 17) организует и обеспечивает исполнение отдельных государственных полномочий, переданных в ведение органов местного самоуправления города Элисты федеральными законами, законами Республики Калмыкия;
  • 18) исполняет бюджет города Элисты, утвержденный Элистинским городским Собранием, распоряжается средствами города Элисты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и бюджетом города Элисты;
  • 19) принимает меры по обеспечению и защите интересов города Элисты в суде, арбитражном суде, а также в соответствующих органах государственной власти и управления;
  • 20) от имени города Элисты подписывает исковые заявления в суды;
  • 21) назначает на должность на контрактной основе и освобождает от должности руководителей, дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных предприятий и учреждений;
  • 22) получает от предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории города Элисты, сведения, необходимые для анализа социально - экономического развития города Элисты;
  • 23) вносит предложения об изменении и дополнении Устава города Элисты;
  • 24) осуществляет личный прием граждан не реже одного раза в месяц, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, принимает по ним решения (ст. 30) 1.

В США существует такая схема «совет-мэр». Эта схема пользуется популярностью в муниципальных образованиях США. Она наиболее полно отражает традиционное стремление американцев к разделению властей на всех уровнях. Прямые выборы мэра способствуют тому, что он чувствует себя независимым от совета, и это в некоторой степени позволяет ему определять местную политику. Кроме того, социальный статус мэра весьма значителен, так как он получает он народа «2».

Мэры городов - весьма влиятельные фигуры, облеченные значительной властью и призванные решать многочисленные проблемы населения. Этот пост традиционно рассматривается как трамплин для выхода на общенациональную политическую арену, шаг к посту президента.

Мэр имеет право обращаться с посланиями к муниципальному совету, определяя содержание местного нормотворчества. Мэр вправе присутствовать на заседаниях совета и выдвигать свои предложения по решению тех или иных проблем. Большинство мэров обладает правом вето, которое является весьма действенным средством проведения определенной политики. Известны многочисленные примеры, когда лишь угроза применения этого права заставляла муниципальный совет прислушиваться к мнению мэра по спорному вопросу и даже не ставить его на голосование. В ряде муниципалитетов мэры обладают правом выборочного вето, то есть могут отклонять отдельные положения местных актов. В некоторых муниципалитетах мэр обладает правом освобождать от ответственности местных ордонансов (но не законов штата). Практически мэр в системе отношений с муниципальным советом является более сильной фигурой. В результате муниципальный совет крайне редко претендует на проведение политики независимо от мэра.

Институт мэра в том виде, в каком он существует при схеме «совет-мэр», позволяет достичь весьма положительных результатов в организации местного управления. Понимание этого заставляет муниципалитеты вносить соответствующие изменения в свои хартии и учреждать пост мэра там, где его еще нет.

К особенностям правового положения мэра следует отнести акцентирование на таком его элементе, как гарантии деятельности и выполнение своих функций и задач. Перечислим наиболее существенные из них:

  • 1. декларирование сведений об имуществе и доходах производится в соответствии с федеральным законодательством;
  • 2. гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства;
  • 3. не может быть задержан на территории муниципального образования (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора области;
  • 4. должностной оклад устанавливается в 5-кратном размере средней месячной заработной платы работников в отраслях промышленности муниципального образования на основе представляемых областным комитетом по государственной статистике данных;
  • 5. устанавливается надбавка к должностному окладу за выслугу лет;
  • 6. устанавливается дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет, производится дополнительная выплата к отпуску в размере его 2-кратного месячного должностного оклада;
  • 7. жизнь, здоровье и имущество мэра подлежат обязательному государственному страхованию из средств местного бюджета на сумму его 7-летней оплаты труда;
  • 8. подлежит обязательному медицинскому и социальному страхованию;
  • 9. обеспечение связью производится в течение трех месяцев с момента вступления его в должность за счет средств местного бюджета;
  • 10. в целях осуществления должностных полномочий обеспечивается персонально закрепленным за ним транспортным средством;
  • 11. повышение квалификации осуществляется за счет средств местного бюджета, производится в форме краткосрочного или долгосрочного обучения;
  • 12. обеспечение всех компенсаций в случае служебных командировок;
  • 13. предоставляются льготные ссуды;
  • 14. предоставляется в течение года в размере не более 2-кратной месячной оплаты труда по решению Думы материальная помощь;
  • 15. для приобретения жилья предоставляется беспроцентная ссуда и (или) льготный кредит1.

Представленный перечень льгот требует определенной апологетики, поскольку может показаться, что он достаточно велик. Наша точка зрения сводится к тому, что каждое лицо, становясь мэром, лишается многих возможностей поддержания собственного социального статуса за счет источников, связанных с его профессиональными навыками и способностями. Достойный уровень существования как на должности, так и на какой-то период после ее оставления, кроме всего прочего является гарантией объективности и взвешенности принимаемых мэром решений. В противном случае, лицо будет рассматривать свою должность как возможность кормления, о последствиях которого говорить не приходится.

После оставления должности мэр как бы выпадает из местного пространства, поскольку его предыдущая работа, связанная с решением вопросов общественного значения, вполне может нарушать корпоративные интересы и интересы отдельных, часто влиятельных, личностей. Гарантии в этом случае служат не столько компенсатором, сколько тормозом от искушений корыстного порядка «1»

В Уставе муниципального образования должны содержаться положения о полномочиях выборного должностного лица местного самоуправления: о процедуре вступления в должность: о формах взаимодействия с органами местного самоуправления и органами государственной власти: о гарантиях деятельности: о формах контроля за деятельностью: об ответственности выборного должностного лица местного самоуправления: о порядке временного замещения должности выборного должностного лица местного самоуправления при невозможности исполнения им своих полномочий, а также иные положения в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Наличие подобной бланкетной нормы вполне оправдано и необходимо, так как позволяет упорядочить круг вопросов, подлежащих закреплению в уставах муниципальных образованиях. При последующей экспертизе принимаемых уставов возможна властная коррекция предмета уставного регулирования, что позволяет держать практику локального нормотворчества в определенной желаемом русле «1».

Сформулируем наиболее важные принципы осуществления мэром своих полномочий:

  • 1. приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • 2. законность;
  • 3. гласность;
  • 4. подконтрольность представительному органу местного самоуправления;
  • 5. самостоятельность в пределах собственной компетенции;
  • 6. ответственность перед населением муниципального образования, физическими и юридическими лицами, перед государством в соответствии с федеральным и областным законодательством;
  • 7. экономическая, социальная и правовая защищенность выборных должностных лиц местного самоуправления.

Глава администрации муниципального образования является высшим должностным лицом исполнительного органа местного самоуправления и руководит деятельностью администрации на принципах единоначалия в пределах полномочий, определенных уставом муниципального образования, а также делегированных муниципальным собранием.

Глава администрации входит в состав депутатов муниципального собрания и может председательствовать на его заседаниях, а также быть избранным на должность председателя муниципального собрания (в этом случае глава администрации муниципального образования называется главой муниципального образования).

Глава администрации муниципального образования:

  • 1. Представляет на утверждение муниципального собрания:
    • · проект бюджета муниципального образования;
    • · ·план комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
    • · предложения по введению местных налогов, штрафов и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;
    • · программы приватизации муниципальной собственности;
    • · проект генерального плана развития муниципального образования;
    • · предложения по порядку использования земельных, водных и иных ресурсов, находящихся в ведении органов местного самоуправления муниципального образования;
    • · проекты решений по вопросам местного значения;
  • 2. Обеспечивает исполнение решений муниципального собрания.

Формирует и осуществляет руководство деятельностью администрации муниципального образования:

  • · назначает и увольняет с должности своих заместителей по согласованию с муниципальным собранием (процедура согласования определяется регламентом работы муниципального собрания);
  • · назначает и увольняет руководителей подразделений и служб
  • · муниципалитета (администрации муниципального образования);
  • · назначает и увольняет руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций.
  • 1. Осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении местного бюджета.
  • 2. Подписывает договоры и соглашения от имени муниципального образования в отношениях с органами исполнительной власти других муниципальных образований и органами государственной власти.
  • 3. Исполняет другие полномочия, возложенные на него законом и Положением об администрации муниципального образования.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях:

  • 1. отставки (добровольного сложения полномочий);
  • 2. прекращения гражданства Российской Федерации;
  • 3. выезда на постоянное место жительства в местность, удаленную от муниципального образования, если это препятствует осуществлению полномочий выборного должностного лица местного самоуправления;
  • 4. вступления в силу решения суда о признании выборов, в результате которых было избрано выборное должностное лицо местного самоуправления, недействительными;
  • 5. досрочного прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления (в случае, если выборное должностное лицо местного самоуправления было избрано представительным органом местного самоуправления из своего состава);
  • 6. упразднения в установленном порядке муниципального образования, упразднения должности выборного лица местного самоуправления;
  • 7. наступления обстоятельств, свидетельствующих о фактическом прекращении его деятельности;
  • 8. длительной (не менее четырех месяцев) неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия выборного должностного лица местного самоуправления;
  • 9. отзыва избирателями - при избрании непосредственно населением в результате муниципальных выборов;
  • 10. несоблюдения ограничений, связанных с осуществлением полномочий выборного должностного лица местного самоуправления;
  • 11. вступления в силу закона области о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления;
  • 12. вступления в силу обвинительного приговора суда в отношении гражданина, осуществляющего полномочия выборного должностного лица местного самоуправления;
  • 13. вступление в силу решения суда о признании гражданина, осуществляющего полномочия выборного должностного лица местного самоуправления, умершим, безвестно отсутствующим, недееспособным;
  • 14. смерти.

Выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах (см. «муниципальные выборы»).

Глава местной администрации (см. «местная администрация») - глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района или городского округа - соответственно представительным органом муниципального района или городского округа (см. «поселение», «муниципальный район», «городской округ», «представительный орган муниципального образования»), в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения (см. «вопросы Местного значения»), и законом субъекта Российской Федерации - в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта.

Члены конкурсной комиссиипоселения назначаются представительным органом поселения. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе) две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению его высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования. Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае: 1) смерти; 2) отставки по собственному желанию; 3) расторжения контракта; 4) отрешения от должности; 5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; 7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; 8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления.

Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления: 1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения; 2) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; 3) главы местной администрации - в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Глава муниципального образования (см. «муниципальное образование») - высшее должностное лицо муниципального образования, которое наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава; 2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию; 3) в случае избрания представительным органом муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования; 4) не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации; 5) в случае формирования представительного органа муниципального района из выборных лиц местного самоуправления поселений является председателем представительного органа муниципального района.

Установленные ограничения не распространяются на органы местного самоуправления поселений с численностью населения менее 1000 человек, в которых глава муниципального образования, независимо от способа его избрания, одновременно может быть председателем представительного органа поселения и главой местной администрации. В этом случае представительный орган муниципального образования может не наделяться правами юридического лица. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения (см. «представительный орган муниципального образования»).

Должностное лицо местного самоуправления - выборное либо, заключившее контракт (трудовой договор), лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления (см. «вопросы местного значения», «органы местного самоуправления»).

Избирательная комиссия муниципального образования (см. «муниципальное образование») - организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Компетенция главы муниципального образования (см. «глава муниципального образования») - глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

  1. отрешения от должности в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

    вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

    отзыва избирателями;

    установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

    досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.

Компетенция представительного органа муниципального образования (см. «представительный орган муниципального образования») - в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

    принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

    утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

    установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

    принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

    определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

    определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

    определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

    определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

    контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Контрольный орган муниципального образования (см. «муниципальное образование») - контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др. - образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах (см. «муниципальные выборы») или представительным органом муниципального образования (см. «представителъный орган муниципального образования») в соответствии с уставом муниципального образования (см.

Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию). Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления (см. «органы местного самоуправления») обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

Местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (см.«муниципальное образование») - наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения (см. «вопросы местного значения») и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации (см. «глава местной администрации») на принципах единоначалия.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Местная администрация обладает правами юридического лица.

Муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований (см. «устав муниципального образования»).

Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования (см. «представительный орган муниципального образования»} органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (см. «вопросы местного значения»).

Органы местного самоуправления - юридические лица - от имени муниципального образования могут приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности. Выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации (см. «глава местной администрации»), другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования (см. «устав муниципального образования»).

Органы местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» применительно к учреждениям. Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются: для представительного органа муниципального образования - протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица; для иных органов местного самоуправления - решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования.

Порядок формирования органов местного самоуправления (см. «органы, местного самоуправления») - порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования (см. «устав муниципального образования»).

Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Представительный орган муниципального образования (см. «муниципальное образование») - представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной, независимо от численности населения поселения, нормой представительства;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятых от установленной численности представительного органа муниципального района.

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее: 7 человек - при численности населения менее 1000 человек; 10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек; 15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек; 20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек; 25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек; 35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек. Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены:

    в случае принятия указанным органом решения о самороспуске;

    в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

    в случае преобразования муниципального образования.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет за собой досрочное прекращение полномочий его депутатов.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, проводятся досрочные муниципальные выборы в представительный орган муниципального образования.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного из выборных лиц местного самоуправления поселений, представительные органы соответствующих поселений обязаны избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

Статус выборных лиц местного самоуправления (см. «депутат», «выборное должностное лицо местного самоуправления», «член выборного органа местного самоуправления») - гарантии и ограничения, связанные с исполнением выборными лицами местного самоуправления своих полномочий.

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек - 1 депутат. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы.

Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

  1. отставки по собственному желанию;

    признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

    признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

    вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

    выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

    прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

    отзыва избирателями;

    досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

    в иных случаях, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Структура органов местного самоуправления - структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме, а в муниципальном образовании с численностью населения менее 100 человек - на сходе граждан, или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

При отсутствии инициативы граждан о проведении местного референдума (схода граждан) структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе, как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.

Член выборного органа местного самоуправления - выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (см. «муниципальные выборы»).

В законодательстве Российской Федерации представлены различные определения и классификации органов и должностных лиц местного самоуправления. Так, Федеральный закон 1995 г. (ст. 14) отнес к органам местного самоуправления выборные и иные органы.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Характерно, что вся ст. 34 называется "Органы местного самоуправления", ч. 1 этой статьи говорит о "структуре органов местного самоуправления" (курсив наш. - Авт.), тем не менее там же в структуру включены не только иные органы, но и выборные должностные лица, что сразу же наводит на вопрос: видит ли Закон разницу между органами местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления? Причем в изначальной редакции Закон не говорил о выборных должностных лицах местного самоуправления, их включение в структуру органов местного самоуправления появилось в Законе в редакции от 21 июля 2005 г.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (2002 г.) претерпел прямо противоположное изменение. В начальной редакции Закона в ст. 2 "Основные термины и понятия" говорилось (п. 49), что органы местного самоуправления - представительные и иные выборные органы местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление. В редакции от 22 августа 2004 г. органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы. Таким образом, выборные должностные лица из перечня исключены.

Если ориентироваться на основной акт для местного самоуправления - Федеральный закон 2003 г., то надо отметить, что законодатель не разграничивает в ст. 34 понятий "органы местного самоуправления" и "(выборные) должностные лица местного самоуправления", хотя органы следует рассматривать как коллективные субъекты муниципальных правоотношений, а должностное лицо как индивида, наделенного правовыми актами соответствующими должностными полномочиями по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности муниципального образования.

Правда, в ст. 2 "Основные термины и понятия" Федерального закона 2003 г. все же даны характеристики органов и должностных лиц местного самоуправления, которые позволяют увидеть по крайней мере организационные различия между ними.

По Закону "органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения". Определение, надо сказать, не идеальное, оно позволяет понять четко лишь то, что орган местного самоуправления избирается либо населением, либо представительным органом муниципального образования. Отличие от выборного должностного лица, если оно тоже избирается населением, не очень-то понятно. Все сводится лишь к тому, что орган местного самоуправления коллегиален - состоит из многих лиц. Однако на уровне государственной власти есть ведь государственные органы, представленные одним человеком, например Президентом РФ, статус которого как органа государственной власти никем не оспаривается.

Относительно должностных лиц местного самоуправления в ст. 2 Федерального закона 2003 г. имеется несколько формулировок, приведем их текстуально:

должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;

выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах;

член выборного органа местного самоуправления - выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

Итак, кто же на основе этих формулировок Закона относится к должностным лицам местного самоуправления?

Во-первых, глава муниципального образования, избранный населением путем прямых выборов. Закон ему разрешает быть одновременно или председателем представительного органа, или главой местной администрации.

Во-вторых, глава муниципального образования, избранный на должность решением представительного органа муниципального образования; он является одновременно председателем данного представительного органа.

В-третьих, глава местной администрации муниципального образования, заключивший контракт (трудовой договор) на данную должность с представительным органом муниципального образования.

В-четвертых, если на муниципальных выборах избирается, помимо представительного органа и главы муниципального образования, еще какой-либо орган местного самоуправления и предполагается, что члены этого органа занимают определенное должностное положение, получают властно-контрольные полномочия, тогда члены соответствующего органа тоже будут считаться должностными лицами - например, если на муниципальных выборах избирается счетная палата как муниципальный орган с контрольными функциями.

Закон выделяет лишь тех лиц, которые в той или иной форме участвуют в решении вопросов местного значения. Помимо этого должностными лицами являются заместители главы муниципального образования, заместители председателя представительного органа муниципального образования, заместители главы местной администрации, руководители структурных подразделений аппарата представительного органа и местной администрации, другие ответственные сотрудники данных подразделений.

Не считаются должностными лицами местного самоуправления депутаты представительного органа муниципального образования (хотя это и выборные лица), а также сотрудники аппарата муниципальных органов, выполняющие вспомогательные и технические функции.

В правовых актах разного назначения неодинаково определяются круг и статус должностных лиц местного самоуправления.

В частности, по Кодексу РФ об административных правонарушениях, по Уголовному кодексу РФ (ст. 285) должностное лицо является таковым, если оно наделено функциями представителя власти, т.е. обладает распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.

Мы касаемся должностных лиц местного самоуправления, в той или иной мере отвечающих за решение вопросов местного значения.

Федеральным законом 2003 г. (ст. 34) закреплено правило о том, что структура органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования, срок полномочий и их объем, подотчетность, подконтрольность закрепляются в уставе муниципального образования. Но наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Представительный орган может не формироваться только в поселениях с числом жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек; в этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан (ст. 35).

Формирование органов и замещение должностей в муниципальном образовании производится самостоятельно. Участие в этом деле органов государственной власти Закон допускает в трех случаях:

1) к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района или городского округа, замещаемую по контракту, законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования;

2) в конкурсную комиссию по отбору кандидатуры на должность главы местной администрации муниципального района или городского округа члены на одну треть состава назначаются представительным органом власти субъекта РФ;

3) контракт с главой местной администрации может быть досрочно расторгнут в судебном порядке по заявлению высшего должностного лица субъекта РФ в случае неисполнения главой условий контракта в части, касающейся исполнения делегированных полномочий.

Срок полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливается представительным органом в пределах от двух до пяти лет. Структура органов местного самоуправления устанавливается представительным органом муниципального образования. Во вновь образованных и преобразованных муниципальных образованиях структура определяется при наличии инициативы жителей на местном референдуме, а в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан или представительным органом муниципального образования после его избрания, и она отражается в уставе муниципального образования.

Наименование представительного органа, главы муниципального образования, главы местной администрации устанавливается законом субъекта РФ. Не допускается многообразие наименований должностных лиц и представительного органа муниципального образования в рамках одного субъекта РФ.

К примеру, в Законе Республики Мордовия от 28 января 2004 г. "О наименовании органов и должностных лиц местного самоуправления в Республике Мордовия" для всех видов муниципальных образований установлено общее наименование органов и должностных лиц: представительный орган муниципального образования - Совет депутатов; местная администрация - администрация; глава муниципального образования, избранный из состава представительного органа, - председатель Совета депутатов; глава муниципального образования с численностью населения менее 1000 человек - глава села (поселка, сельсовета); глава местной администрации - глава администрации.

Согласно Закону Читинской области от 19 мая 2004 г. "О наименованиях органов местного самоуправления в Читинской области" представительный орган поселений и муниципальных районов именуется Совет, а в городском округе - Дума. Глава муниципального образования именуется главой, наименование местной администрации - администрация.

Унифицированное наименование органов муниципального образования установлено в Карелии. Согласно Закону Республики Карелия от 25 января 2005 г. "О наименовании органов местного самоуправления в Республике Карелия" они именуются Совет, глава и администрация во всех муниципальных образованиях.

Своеобразно решили вопрос о наименовании органов местного самоуправления законодатели Камчатки. Там для каждого муниципального района принят индивидуальный закон. Так, в Законах Камчатской области "О наименованиях органов местного самоуправления Быстринского района и сельских поселений, входящих в его состав" и "О наименованиях органов местного самоуправления Мильковского района и сельских поселений, входящих в его состав" от 5 марта 2005 г. представительный орган Быстринского района именуется Думой, а Мильковского - Советом народных депутатов. Наименования других органов совпадают. Для района это глава и администрация, для сельских поселений - Собрание депутатов, глава и администрация.

На основе федерального и регионального законодательства муниципальные образования принимают собственные правовые акты с целью унификации структуры органов местного самоуправления. Так, согласно концепции организации органов местного самоуправления муниципального образования "Город Астрахань", утвержденной решением городского Совета от 23 марта 2003 г., структуру органов и должностных лиц этого муниципального образования составляют: глава муниципального образования, который избирается на муниципальных выборах, входит в состав представительного органа и является его председателем; представительный орган - городской Совет города Астрахани, состоящий из 35 депутатов, избираемых по одномандатным округам; глава местной администрации - им является городской управляющий, назначаемый на должность городским Советом по представлению конкурсной комиссии; контрольный орган муниципального образования - контрольно-счетная палата, которая формируется городским Советом; муниципальная избирательная комиссия, формируемая городским Советом; муниципальное казначейство, формируемое городским Советом; комитет имущества, землепользования и градостроительства, формируемый городским Советом. Уставом муниципального образования "Город Астрахань" предусматривается создание муниципальной милиции и муниципальной пожарной охраны.