Минимальный месячный размер оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда (мрот)

Госдумой принят законопроект об индексации действующего МРОТ на 4 процента. С 2016 года МРОТ в России будет составлять 6 675 руб. в месяц – это выше нынешнего на 11.9%.

 

МРОТ - это величина, утверждающая Госдумой и позволяющая регулировать оплату труда, определять размеры выплат по временной нетрудоспособности и других социальных гарантий. Для предпринимателей минимальный размер оплаты труда имеет большое значение, т.к. с его учетом рассчитываются взносы в ПФР и выплачивается зарплата сотрудникам. До 01.09.2007 года под этим понятием подразумевался только размер оклада, но сейчас в него входят также премии и другие компенсации, т.е. конечная сумма зарплаты не может быть ниже установленного минимума. Исключение составляют лишь те случаи, когда работник не выполнил месячную трудовую норму: например, находился на больничном или в отпуске, отработал неполный месяц и был уволен по инициативе работодателя или по собственному желанию.

Как и в прошлые годы, МРОТ в 2016 году в России может корректироваться на уровне субъектов, однако он не должен быть ниже показателя, установленного ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», который вступает в силу с 1 января 2016 года.

Данный законопроект был разработан в следующих целях:

  • Для увеличения покупательского спроса на отечественные товары и повышения покупательской способности.
  • Для снижения нужд в адресной социальной помощи.
  • Для уменьшения размеров «серых» выплат.

Ранее МРОТ был увеличен с 1 января 2015 года на 411 руб. и на данный момент составляет 5 965 руб.

Согласно прогнозам, в 2016 году размер зарплаты станет больше у 900 000 официально трудоустроенных работников, в 2017 году - у 1 300 000, а в 2018 году - у 1 900 000 сотрудников соответственно.

Кто финансирует МРОТ:

  • Работники Федеральных органов получают зарплату из Федерального бюджета.
  • Сотрудники организаций субъектов - из областной казны.
  • Трудящиеся на муниципальных предприятиях - из местного бюджета.
  • Работающие у ИП или ООО - из средств организации или работодателя.

В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ, величина МРОТ может изменяться в большую сторону от установленной Федеральным законом с учетом социально-экономической ситуации и прожиточного минимума в регионе и определяется следующим образом:

  • Трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений разрабатывает проект регионального соглашения.
  • Когда данное соглашение уже заключено, администрация субъекта предлагает действующим на его территории работодателям присоединиться к нему. Если же в течение 30 календарных дней они не предоставляют обоснованный отказ к присоединению в письменной форме, то региональное соглашение автоматически распространяется и на них со дня официальной публикации.

Если работодатель отказывается присоединиться к региональному соглашению в письменной форме, то сотрудники исполнительной власти субъекта или муниципалитета могут вызвать его вместе с представителями Профсоюза, к которому присоединена его организация. На этом собрании проводятся консультации с участием трехсторонней комиссии, а затем копии письменных отказов направляются в Федеральную трудовую инспекцию.

МРОТ в 2016 году по субъектам Российской Федерации

Размер МРОТ по отношению к прожиточному минимуму трудоспособного населения планируется приравнять к 56,8-59,3%. Узнать МРОТ на 2016 год по регионам можно в таблице:

Таблица 1: МРОТ в 2016 году по регионам

Область, Республика, край

МРОТ (в рублях)

Свердловская

Республика Адыгея

Алтайский край

Астраханская

Белгородская

Брянская

Владимирская

Волгоградская

Воронежская

Еврейская автономная

Ивановская

Забайкальский край

Иркутская

Республика Калмыкия

Калужская

Камчатский край

Кировская

Республика Коми

Костромская

Республика Крым

Кемеровская

Краснодарский край

Красноярский край

6 675 для работников бюджетной сферы и 10 124 - внебюджетной

Курганская

6 675 - для бюджетных организаций, 7 893 - для внебюджетных

6 675 - для бюджетников, на уровне прожиточного минимума - для сотрудников внебюджетных компаний

Липецкая

6 675 - бюджетные организации, и 1,2 прожиточного минимума - внебюджетные

Магаданская

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Мурманская

Ненецкий АО

Нижегородская

6 675 - для бюджетных работников, прожиточный минимум - внебюджетные компании

Новгородская

6 675 - бюджетники, прожиточный минимум - внебюджетная сфера

Новосибирская

9 748 и 6 675 - сельхоз. организации

Орловская

Оренбургская

Пензенская

Пермский край

6 675 - бюджетные и уровень прож. минимума - внебюджетные организации

Приморский край

Псковская

Ростовская

Рязанская

Самарская

Санкт-Петербург

Сахалинская

Свердловская

Смоленская

Ставропольский край

Тамбовская

6 675 - бюджетники, прож. минимум - другие организации

Республика Татарстан

Тверская

Тамбовская

Республика Тыва

Тульская

Тюменская

Республика Удмуртия

Хабаровский край

Ярославская

Ответственность за выплату зарплаты ниже МРОТ

Существует несколько видов ответственности работодателя за нарушение действующего законодательства в данном случае: дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная.

Какие санкции могут быть применены в отношении руководителя:

  • Штраф от 2 000 до 5 000 руб., на организацию - от 50 000 до 80 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
  • Штраф от 3 000 до 5 000 руб., если были нарушены нормы коллективного договора (ст. 5.31 КоАП РФ).
  • За выплату зарплаты ниже МРОТ в течение более чем трех месяцев - штраф до 120 000 руб. или лишение права занимать определенные должности на срок до 1 года, или принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до 1 года (ст. 145.1 УК РФ).

При нарушении Трудового законодательства руководством компании сотрудники имеют право обратиться в трудовую инспекцию с соответствующим заявлением.

Из этого видео можно более подробно узнать, что такое МРОТ, динамику его изменений в последние годы и как это отражается на выплатах предпринимателей:

Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц.

(в ред. Федерального закона 07.03.2018 № 41-ФЗ)

Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.

Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный "статьей 1" настоящего Федерального закона, вводится:

организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ)

другими организациями - за счет собственных средств.

Часть вторая утратила силу. - Федеральный "закон" от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Часть третья утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный "закон" от 20.04.2007 № 54-ФЗ.

Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 "N 54-ФЗ", от 24.07.2009 "N 213-ФЗ")

Статья 4. Установить, что до "внесения изменений" в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 6. Внести в пункт 2 "статьи 12" Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:

"абзац второй" исключить;

"абзац третий" изложить в следующей редакции:

"Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.".

Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный "закон" от 9 января 1997 года № 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).

Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

МРОТ на 2019 год в Москве и Московской области - это весьма важный показатель, который используется не только при установлении суммы зарплаты, но и для расчета различных пособий. Именно поэтому бухгалтеры должны следить за изменениями этой цифры. Рассмотрим подробнее, каков размер зарплаты в столице и столичном регионе, а также что грозит работодателям, отказывающимся повышать оклад.

МРОТ в Москве с 1 ноября 2018 повышен до 18 781 рубля Постановлением Правительства Москвы от 19.09.2018 N 1114-ПП.

Динамика размера минимальной зарплаты в Москве за 5 лет

Сумма з/п, руб.

01.01.2013 - 30.06.2013

01.07.2013 - 31.12.2013

01.01.2014 - 31.05.2014

01.06.2014 - 31.12.2014

01.01.2015 - 31.03.2015

01.04.2015 - 31.05.2015

01.06.2015 - 31.10.2015

01.11.2015 - 31.12.2015

01.01.2016 - 30.09.2016

01.10.2016 - 30.06.2017

01.07.2017 - 30.09.2017

01.11.2018 - по настоящее время

Отметим, что в настоящее время прожиточный минимум для трудоспособного населения столицы составляет 18 580 рублей.

МРОТ по Московской области в 2019 году

Минималка в Московской области в 2018 году также меняла свою величину (Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области от 01.03.2018 № 41). МРОТ в Московской области:

  • с 1 января 2019 — 13 750 рублей;
  • с 1 апреля 2019 — 14 200 рублей;
  • с 1 мая 2019 — 14 200 рублей.

Можно ли платить зарплату меньше МРОТ

Сознательное занижение МРОТ в Московской области в 2019 году, также как и в других регионах и в предыдущие годы, карается законом. Согласно статье 133 ТК РФ , месячная заработная рплата сотрудника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже установленного федерального МРОТ. Выявлением недобросовестных работодателей, занижающих зарплату, занимается инспекция по труду в ходе плановых и внеплановых проверок. За обнаруженные нарушения нанимателям придется заплатить довольно большие суммы штрафов. Согласно статье 5.27 КоАП РФ , организации нарушителю придется заплатить штраф:

  • от 30 000 до 50 000 рублей — за первое нарушение;
  • от 50 000 до 70 000 рублей — за повторное нарушение.

При этом сумму штрафа придется умножить на количество работников, в отношении которых было совершено правонарушение. Например, за одного сотрудника с заработной платой меньше МРОТ придется заплатить 30 000 рублей, а за двух — 60 000 рублей.

Обратите внимание, что не стоит опасаться санкций работодателям, у которых установлен оклад меньше МРОТ, но осуществляющим вдобавок к нему выплату премий, стимулирующих и компенсационных выплат в таком размере, что суммарное вознаграждение работника выше или равно «минималке».

Если же работники получают меньше установленной суммы, нанимателю стоит заблаговременно позаботиться о повышении вознаграждений. Для этого необходимо:

  • внести изменения в штатное расписание;
  • издать ;
  • подписать дополнительное соглашение с работниками.

В данное время многих волнуют последние новости, связанные с МРОТ, или минимальным размером оплаты труда в июле 2016 года, и как эта реформа повлияет на уровень жизни населения.

Вообще, закон о МРОТ был принят еще в 1970 году на Конвенции международной организации труда. Его цель поддержать бедных жителей страны, а также заставить работодателя периодически увеличивать заработную плату. Сумму МРОТ начальник обязан выплатить работнику, если тот отработал целый месяц по 40 часов в неделю. Одним словом, если человек трудился только половину месяца, то он получит ½ МРОТ.

По каким причинам работодатель может выдать зарплату меньше МРОТ

Сделать это легально и законно фактически невозможно. Единственное, во многих регионах, МРОТ намного выше федерально и является также обязательным для выплат. Для того чтобы зарплаты были ниже регионального МРОТ, необходимо иметь довольно серьезные причины вроде только начавшегося бизнеса или финансового кризиса на предприятии. Их документально доказательство нужно представить правительству в течение 30 суток после выхода указа в СМИ.

Как все начиналось

Эта проблема озвучивалась на повестке дне еще в мае 2015 года. Она стала актуальна из-за резкого роста цен и, соответственно, прожиточного минимума, а также отсутствия при этом индексации. По словам Андрея Исаева, рост прожиточного минимума за последний период составил 43%. Поэтому решили поднять МРОТ до 7 189 рублей. После долгих споров и разногласий решили, что таких денег в казне нет. В связи с этим с 1 января 2016 года минимальную оплату труда увеличили только на 4%. Она составила 6 204 рубля – это на 239 рублей больше прошлой суммы.

Дмитрий Медведев 25 марта 2016 года поднял еще раз эту тему, и издал указ о повышении МРОТ на 20,5%, и теперь с 1 июля 2016 года он должен составить 7 500 рублей. Для реализации этого проекта потребуется выделить из бюджета порядка 6,1 млрд. рублей. При этом премьер-министр обратился к депутатам Госдумы и партии «Единая Россия», чтобы они как можно быстрее подготовили законопроект. Слушание было назначено на 17 мая.

Постепенно к 2020 году планируется выровнять МРОТ и прожиточный минимум, который недавно еще составлял 10 524 рубля, а после был снижен до 9 452 рублей. При этом, по словам Баталиной, профсоюзы согласны повысить МРОТ до прожиточного минимума хоть завтра. Но союз работодателей выступает против, и говорит, что такое возможно не раньше 2020 года, иначе некоторые предприятия почти моментально придут к банкротству.

Как это повлияет на другие выплаты

МРОТ влияет не только на увеличение заработной платы, но и на пособие по временной нетрудоспособности, безработице, беременности и родам. Также не нужно забывать про добавочные коэффициенты. Таким образом, повышение зарплат и выплат в некоторых регионах будет гораздо больше.

При этом в отличие от прожиточного минимума, он не влияет на рост пенсий и стипендий, социальных выплат и расчет федерального бюджета.

Можно увидеть, что получается очень интересный способ снизить расходы бюджета страны. Потому что если меньше прожиточный минимум, то и меньше денег должно быть затрачено на регион. В то же время увеличение МРОТ отразится на сумме налогов, которые будут поступать в казну. Это, несомненно, положительно скажется на количестве бюджета страны в период кризиса.

МРОТ в разных регионах

Вполне возможно, что повышение с 1 июля в некоторых регионах будет больше. Это связано с тем, что во многих районах страны МРОТ выше установленного из-за того, что в разных уголках России экономическая ситуация отличается. По регионам его определяют путем соглашения трех сторон:

  • местной власти;
  • союза предпринимателей;
  • промышленников и объединений профсоюзов.

С 1 января в Москве МРОТ равен 17 300 рублей. В Санкт-Петербурге – 11 700 рублей, Сахалинской области – 16 838 рублей, Камчатском крае – 15 800 рублей, Магаданской области – 17 100 рублей и Республике Саха (Якутия) – 15 390 рублей. Эти округа с самыми большими МРОТ, но не стоит забывать, что в каждом районе есть также свои дополнительные надбавки. Размеры МРОТ во всех регионах на 2016 год можно посмотреть на государственном портале и там же оставить жалобу, если цифры отличаются.

Влияние на налоги

Более всего это повышение повлияет на индивидуальных предпринимателей, так как страховые взносы в Фонд медицинского страхования и Пенсионный фонд считаются по величине МРОТ. За месяц работы владельцы ИП обязаны внести 26% в Пенсионный фонд, 5,1% – в медстрахование. В настоящее время эта сумма составляет 1 929,5 рубля, а с 1 июля 2016 года – планировали 2 332,5 рубля. Но было принято решение, что до 1 января 2017 года взносы оставить на том же уровне.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в 2017 году налоги будут увеличены минимум на 4 тысячи рублей в год. Максимальный размер на пенсионное страхование, вычисляемое исходя из 8 МРОТ, составит около 32 тыс. рублей за год.

Данное увеличение налогов более всего отразится на предпринимателях с малым бизнесом, чей доход за 2016 год менее 470 тыс. рублей. Потому что в этом случае они не смогут воспользоваться упрощенной системой налогообложения (УПС). Это может привести к тому, что множество ИП уйдут в тень и начнут уклоняться от налогов. Или просто обанкротятся и, как следствие закроются, и еще большее количество граждан пополнят число безработных. Плюс ко всему расходы вырастут у тех предпринимателей, которые официально платят зарплату в размере МРОТ.

По словам Павла Сигала, депутата партии «Опора России», первоначально МРОТ призвано, чтобы было как можно меньше теневой зарплаты. Но в этом случае, скорее всего, будет диаметрально противоположный эффект.

Как отразится эта реформа на простом населении страны

Уже 1 числа увеличение заработной платы на 21% ощутят на себе порядка 1 млн. человек. При этом 150 тыс. из них не относятся к госслужащим. Увеличатся не только зарплаты, но и штрафы. Они, так же как и налоги, напрямую зависят от этой величины.

В то же время большая сумма налоговых выплат и, как следствие, банкротство некоторых предпринимателей, может привести к серьезному увеличению числа безработных в стране. Особенно остро население на себе это ощутит, когда МРОТ выровняется с прожиточным минимумом.

Некоторые работодатели будут стараться выйти из положения, переводя персонал на частичный рабочий день или производя сокращение штата, из-за чего на плечи других сотрудников практически за те же деньги ляжет больше обязанностей.

Минимальная зарплата (МРОТ) с 1 июля 2016 года повышается на 21%. Но даже после этого она составит всего около 70% от прожиточного минимума. В Трудовом кодексе еще 15 лет назад было установлено, что она не может быть ниже этого показателя. Нынешний МРОТ, даже повышенный, это лишь $115, что в 10 раз ниже чем в США, и в 20 раз, чем в некоторых странах Европы.

Россия: федеральный МРОТ

С 1 июля 2016 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) повышается до 7500 рублей, или почти на 21%. Перед этим он был повышен 1 января на 4%, как и все социальные пособия. Повышение зарплат коснется около 1 млн человек, из которых 87% работают в бюджетных учреждениях. Именно региональные бюджеты, как оказалось, – самые жадные работодатели в стране.

С идеей повышения МРОТ выступил премьер Дмитрий Медведев 25 марта на форуме возглавляемой им «Единой России». Конечно, такие важные вопросы не должны решаться на слетах отдельных политических сил. Но как еще завоевать толику популярности для партии? Как выяснилось, у федерального бюджета почти нет работников, получающих МРОТ, и для него расходы на это мероприятие практически равны нулю. Чем, вероятно, и объясняется «невиданная щедрость» нашего правительства – расходов из федерального бюджета на это мероприятие не запланировано вообще.

7500 рублей в месяц – много это или мало? Логично привязать уровень МРОТ к прожиточному минимуму: нельзя платить меньше той суммы, на которую можно прожить. Такая норма и была введена в России еще в начале нулевых годов. В Трудовом кодексе РФ, ст. 133, установлено, что МРОТ не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека (ПМт). Но тогда МРОТ составлял только 7% от ПМт, и немедленное введение этой логичной нормы было затруднено. Поэтому ст. 421 ТК был установлен переходный период, предусматривающий, что порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ устанавливаются федеральным законом.

Прошло 15 лет, но такого закона нет до сих пор. Не хочет правительство брать на себя какие-либо обязательства по этому показателю. Нет и стратегии повышения МРОТ. Он повышается, но крайне нерегулярно, с запаздыванием, рывками.

В 2015 году Минтруд все-таки решил взяться за разработку закона о повышении МРОТ и 26 мая опубликовал законопроект на сайте раскрытия информации. Планировалось, что с 1 января 2016 года МРОТ составит 7198 рублей. Далее поэтапно МРОТ будет подниматься на 10 п. п. к ПМ ежегодно: с 65% с 1 января 2017-го до 100% с 1 января 2020 года. Маленькая хитрость была и тут – ПМт учитывался за I квартал предыдущего года, а не последнее его значение, что должно систематически немного занижать размер МРОТ. Но этот закон правительство решило «забыть» и не стало даже вносить его в Госдуму, а внесло только повышение МРОТ до 6204 рублей/мес. с 1 января 2016-го. Потом о нем «забыли» и депутаты, которые внесли поправку о повышении МРОТ с 1 июля.

В январе 2009 года МРОТ достиг максимальной величины к ПМт – 78% и с тех пор падал, снизившись до 57% в начале прошлого года. Затем правительство перешло к стратегии сдерживания роста ПМ – чтобы не фиксировать слишком высокую бедность (часть населения страны, живущего ниже ПМ). И только благодаря этому МРОТ начал расти. Июльское повышение особенное, оно выведет МРОТ на уровень около 70% к ПМт.

Россия: региональные МРОТ

Регионы устанавливают на своей территории уровни ПМ и МРОТ, которые не могут быть ниже федеральных. Большинство регионов установило МРОТ именно на минимальной границе федерального закона. Более того, некоторые регионы держат уровень МРОТ даже ниже федерального уровня, задерживая принятие законов о его повышении после принятия таких федеральных законов.

Вторая стратегия – федеральный МРОТ для бюджетной сферы и повышенный для небюджетной. Ее приняли, например, новые субъекты Федерации – Крым и Севастополь. Бюджет позволяет себе платить людям меньше, а других работодателей заставляет платить больше. В чем логика? Демонстрация бедности?

Нет. Ответ – социальная инженерия. В регионе устанавливается МРОТ на федеральном уровне, а потом заключается трехстороннее региональное соглашение о немного повышенном МРОТ между работниками, работодателями и властями для внебюджетной сферы. Так устроена политика не только в бедных, но и во многих богатых нефтегазодобывающих регионах страны. «Переговорный» уровень МРОТ обычно недотягивает до ПМт. Так, в ЯНАО он составляет 76% от ПМт, в НАО – 61%.

Для чего применяется МРОТ?

Меньше, чем МРОТ, в нашей стране не имеет права платить ни один работодатель за полный рабочий день. Раньше к МРОТ были привязаны штрафы и многое другое, но по закону его можно использовать только для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.

По факту МРОТ применяется также для целей налогообложения – индивидуальные предприниматели платят ежемесячно 26% от МРОТ в Пенсионный и 5,1% – в фонд медстрахования. Рост МРОТ компенсируется его учетом внутри налога на «упрощенку» (6% от доходов). Только для совсем маленьких оборотов такой компенсации будет недостаточно.

Третья стратегия предусматривает федеральный МРОТ для федеральных бюджетников и МРОТ, равный или больше ПМт, – для всех остальных. Удалось насчитать 12 таких регионов в стране, выполняющих требования ТК РФ. В том числе 2 региона – Липецкая и Волгоградская области – установили МРОТ с превышением над ПМт в 1,3 и 1,2 раза соответственно.

В Москве МРОТ составляет 17,3 тыс. рублей по трехстороннему соглашению. При ПМт 17,13 тыс. рублей (I квартал 2016 года) МРОТ в столице превышает ПМт на 1%. Максимальный в стране МРОТ – 19 009 рублей в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края. Это связано с чрезвычайно высоким прожиточным минимумом в регионе, к которому привязан региональный МРОТ.

Минимальная зарплата в мире

В мире размер минимальной зарплаты воспринимается прежде всего как способ борьбы с нищетой. Если человек работает, то зарплаты должно хватать на его проживание. Именно так трактует этот показатель Международная организация труда. Однако и она допускает влияние на него «экономического фактора» – требований экономического развития и состояния рынка труда. Это отражено в Конвенции 1970 года о минимальной зарплате, ратифицированной 53 странами (СССР и Россия не ратифицировали ее).

Экономическая теория относительно МРОТ вкратце такова: чрезмерно высокий уровень минимальной зарплаты может привести к росту безработицы (если МРОТ выше точки равновесия спроса и предложения труда). А вот чрезмерно низкий МРОТ или его отсутствие не приведет к снижению безработицы, т. к. он ниже точки баланса спроса-предложения на труд. В мире существует два основных механизма установления МРОТ. Первый – это национальный закон. Он применяется в 90% стран мира. Впервые такой закон был введен в Новой Зеландии в 1894 году, затем в Австралии и, наконец, в Соединенном Королевстве – столице Британского содружества – в 1909‑м. Английское изобретение.

Второй способ – в странах с хорошими профсоюзными традициями. Прежде всего это страны Северной Европы – Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, а также Австрия, Италия и некоторые другие. Тут нет национального закона о МРОТ, и последний устанавливается в соглашении профсоюзов и объединений работодателей.

Во многих странах эти два способа применяются комбинированно – например, описанный выше механизм определения МРОТ в России. Чаще всего минимальная зарплата устанавливается за час работы. Это исключает споры о неполном рабочем дне и т. п. Реже – как в России – как зарплата за месяц.

В развитых странах размер минимальной зарплаты очень велик. Лидером, по данным OECD, является Люксембург – $2,5 тыс./мес. ($13,2/час). Еще выше она в Швейцарии (которая не вошла в статистику OECD): $2,4–4,5 тыс./мес. для неквалифицированных рабочих и $3–5,7 тыс./мес. – для квалифицированных в зависимости от отрасли.

В США национальная минимальная зарплата составляет $7,25/час. Это около $1200–1300/мес. Сейчас ведется активная дискуссия о повышении национальной минимальной зарплаты до $10,1/час. При этом в отдельных штатах и городах минимальная зарплата может быть существенно больше. Лидерами являются Сиэттл и Лос-Анджелес с минимальной зарплатой выше $15/час.

Российский МРОТ после повышения с 1 июля составит всего $0,55/час. Даже если рассчитывать по паритету покупательной способности, то он немного превысит $1/час. С учетом минимальной безработицы в стране вполне можно повысить МРОТ существенно ближе к ПМт, что приведет к заметному сокращению бедности в стране (людей, живущих за чертой ПМ). Что этому мешает? Отношение властей в России к повышению МРОТ как к «выкинутым деньгам» (которые с куда большей пользой могут пойти на госзаказы «правильным» партнерам), а не как к способу борьбы с бедностью и стимулированию спроса в экономике.