Закон о депутатской деятельности. Закон о депутатах государственной думы

Депутатом становятся в случае выборов по партийным спискам или спискам из кандидатов. Задача этого лица — защита интересов граждан, которые по совместительству являются избирателями.

Практически во всех государствах, когда лицо получает статус депутата, оно приобретает неприкосновенность. Депутаты защищены от административного или уголовного преследования с целью снижения депутатских рисков. Чтобы действовали права и обязанности депутата, был создан Федеральный закон №3 «О статусе члена совета федерации и статусе депутата Государственной Думы федерального собрания Российской Федерации».

Общие сведения

Федеральный закон №3 «О статусе члена совета федерации и статусе депутата Государственной Думы федерального собрания Российской Федерации» был принят 8 мая 1994 года. Благодаря ФЗ, член Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут осуществлять определенную деятельность:

  • Участвовать в различных заданиях;
  • Принимать участие в деятельности комиссий палат и комитетов Федерального собрания. Чтобы принимать участие в работе таких структур, требуется соблюдать четкий регламент;
  • Выполнять поручения Государственной Думы или Совета Федерации, и других органов, соответственно;
  • Участвовать в парламентских слушаниях;
  • Вносить законопроект в Государственную Думу и т.д.

Полезная информация об изменениях в ФЗ о референдуме

Краткое содержание Федерального закона № 3:

  • Глава 1 — раскрывает понятия, употребляемые в ФЗ 3;
  • Гл 2 — определяет гарантии деятельности депутата Гос Думы и Совета Федерации;
  • Глава 3 — перечисляет меры ответственности должностных лиц за нарушение положений закона;
  • Гл 4 — определяет заключительные положения ФЗ 3.

Изменения, внесенные в 3 ФЗ

Как уже говорилось выше, последние изменения в Федеральный закон были внесены 29 июня 2016 года. В частности, были изменены следующие статьи:

Часть 1 ст 34 была изложена в новой редакции. В ней говорится о том, что члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы на момент пребывания по служебным обязанностям в городе Москве со сроком три месяца предоставляется жилье. Оно должно быть укомплектовано, согласно жилищному законодательству, всем необходимым. Перечень предметов для проживания устанавливается органом палаты Федерального собрания.

Ч 1 ст 38 была дополнена предложением о том, что действует и распоряжение заместителя или уполномоченного руководителя аппарата соответствующей палаты. Часть 2 была дополнена тем же предложением.

Ниже рассмотрены основные статьи Федерального закона, в которые не было внесено изменений:

Ст 3 . Описывает срок полномочий депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации.

Срок полномочий члена Совета Федерации или депутата Государственной думы определяется в соответствии с ФЗ 113 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Срок полномочий депутата наступает со дня его избрания и прекращается с момента нового созыва Государственной думы.

Ст 13. Парламентский запрос.

Парламентский запрос принимается большим количеством голосов от общего количества. Должностное лицо, которое получает парламентский запрос, должно предоставить на него ответ устно или письменно. Срок действия — не более 15 дней с момента получения. Письменный ответ подписывается должностным лицом, которому передается парламентский запрос. В исключительных обстоятельствах подписать ответ может лицо, временно исполняющее обязанности. Содержание текста оглашается на заседании присутствующим. Копии письменного ответа отправляются всем членам палаты Федерального собрания.

Ст 19. Неприкосновенность депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.

Депутат Государственной Думы и член Совета Федерации имеют неприкосновенность в течение периода предоставленных им полномочий. Подобные лица не могут:

  • Привлекаться к административной или уголовной ответственности в соответствии с судебным порядком;
  • Арестованы, задержаны, подвергнуты обыску. Исключением являются ситуации, в которых задержание было совершено на месте преступления;
  • Подвергнуты досмотру, за исключением случаев, когда требуется обеспечить максимальную безопасность гражданам Российской Федерации.

Если на депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации заводится уголовное или административное дело, в течение трех суток об этом должен быть уведомлен генеральный прокурор Российской Федерации. Когда возбуждается административное или уголовное дело по причине превышения должностных полномочий, генеральный прокурор Российской Федерации в течение одной недели должен сообщить в палату Федерального собрания и лишить депутата или члена Совета Федерации неприкосновенности.

Для начала проводится предварительное следствие или производство по делу об административном правонарушении. Дело не может быть передано в суд без согласия палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Эти лица не могут быть привлечены к ответственности за высказывание собственного мнения в момент голосования. Если они допустили клевету, оскорбления или выражение позиции при голосовании, производство дознания, возбуждение уголовного дела и предварительного следствия по делу об административном правонарушении, который предусматривает административную ответственность.

Ст 28. Описывает ежегодный оплачиваемый отпуск члена Совета Федерации и депутата Гос. Думы.

Лицам государственной власти предоставляется каждый год оплачиваемый отпуск протяженностью в 42 календарных дня. В некоторых случаях отпуск может превысить продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска.

Ст 30. Предоставление служебного помещения

Членам Совета Федерации или депутатам Государственной Думы предоставляются служебные помещения в случае осуществления указанных ими полномочий. Они должны быть оборудованы мебелью для правильной работы и оргтехникой. В качестве оргтехники должен быть персональный компьютер, который подключен к общей сети, копировально-множительной техникой и другими средствами связи.

Ст 42. Ответственность за неправомерное воздействие на депутата Государственной Думы, родственников или семей.

Неправомерное воздействие на подобных лиц, которое выражается в угрозе применения насилия или насилия с целью прекращения деятельности в виде депутата Государственной Думы уголовно наказуемо.

Ст 43. Описывает ответственность в случае проявления неуважения к депутатам и членам Совета Федерации.

Неуважение к таким лицам, которое было выражено различными действиями, влечет за собой административную ответственность.

Скачать закон о статусе депутатов в последней редакции

Федеральный закон №3 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» регулирует правовые аспекты относительно деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Досрочное прекращение полномочий таких лиц может быть в следующем случае:

Чтобы проанализировать Федеральный закон №3 детальнее и рассмотреть последние изменения, следует скачать его по .

Конституционное право России. Шпаргалки Петренко Андрей Витальевич

57. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ регламентирует ФЗ от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

Одно и то же лицо не может одновременно являться депутатом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутат Совета Федерации осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.

Депутат Государственной Думы работает на профессиональной постоянной основе. Депутат Государственной Думы не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

Они не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Депутату Совета Федерации и депутату Государственной Думы для осуществления депутатской деятельности в здании соответствующей палаты предоставляется отдельное служебное помещение.

Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы на территории РФ имеют право бесплатно пользоваться всеми видами транспорта, за исключением такси.

Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы вправе иметь до пяти помощников: по работе в своей палате (одного помощника) и по работе в своем избирательном округе.

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 17. 1. Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы 1. Невыполнение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации или общественного объединения законных требований члена

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

2. Структура и организация деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ Конституция РФ содержит лишь отправные моменты, касающиеся состава и порядка формирования Совета Федерации.В верхней палате представлены все субъекты РФ на паритетных началах – по два

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

3. Структура и организация деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ Государственная Дума РФ является нижней палатой Парламента РФ. Согласно Конституции РФ (ст. 95, 96 и 97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года.

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

4. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Членами Совета Федерации являются представитель законодательного и исполнительного органов субъекта РФ, уполномоченные осуществлять законодательную власть в Совете Федерации и иные

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации 1. К полномочиям органов государственной власти Российской

Из книги Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 333.28. Размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации 1. За

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

Статья 333.29. Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации За

Из книги Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации автора Дума Государственная

Статья 17.1. Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы 1. Невыполнение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации или общественного объединения законных требований члена

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Статья 452. Рассмотрение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда Уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному

Из книги Крым: право и политика автора Вишняков Виктор Григорьевич

15.2. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы В характеристике статуса парламентария выделяют следующие составляющие:а) правовая природа депутатского мандата;б) принцип несовместимости;в) депутатский иммунитет;г) депутатский

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 452. Рассмотрение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда Уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному

Из книги автора

49. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации и его структура Федеральное Собрание согласно ст. 94 Конституции РФ - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.Федеральное

Из книги автора

56. Порядок формирования и работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.Первое

Из книги автора

§ 3. Позиция Совета Федерации Федерального Собрания по правовым проблемам г. Севастополя и Черноморского флота В поддержку Государственной Думы по Севастополю и Черноморскому флоту активно выступал Совет Федерации.4-5 декабря 1996 года состоялось заседание Совета

Из книги автора

Статья 210. Рассмотрение палатами Федерального Собрания федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в случае отклонения его Президентом Российской Федерации В случае отклонения Президентом Российской Федерации Федерального

Депутатом Государственной Думы является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством. Членом Совета Федерации является представитель субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Совете Федерации и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий данного члена Совета Федерации. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Со вета Федерации - представителя от того же органа государственной власти субъекта РФ. Срок полномочий депутатов Государственной Думы начинается со дня их избрания и прекращается со дня начала работы палаты нового созыва, за исключением предусмотренных законом случаев досрочного прекращения полномочий депутата. Полномочия члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях: а) письменного заявления о сложении своих полномочий; б) избрания депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления, а равно назначения на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Федерации, государственную должность государственной службы или муниципальную должность муниципальной службы; поступления на государственную или муниципальную службу; осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; в) утраты гражданства Российской Федерации; г) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы; д) признания гражданина, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим решением суда, вступившим в законную силу; смерти парламентария. Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются в случае роспуска Государственной Думы; выхода из состава фракции по личному заявлению. Полномочия члена Совета Федерации по представлению Председателя Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы работают на постоянной основе. Формами деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной деятельности являются: - участие в заседаниях соответствующей палаты, в совместных собраниях палат, проводимых в случаях, предусмотренных Конституцией РФ (ч. 3, ст. 100); - участие в работе соответствующих комитетов и комиссий палат, согласительных комиссий, создаваемых палатами Федерального Собрания; - участие в выполнении поручений соответствующих палат и их органов; - участие в парламентских слушаниях; - обращение с депутатским запросом; - работа с избирателями. Деятельность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы может осуществляться и в иных формах, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными конституционными, федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания. По вопросам своей деятельности член Совета Федерации и Депутат Государственной Думы пользуется правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Члены Совета Федерации и Депутаты Государственной Думы в установленном порядке обеспечиваются документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом, Верховным судом, Высшим арбитражным судом, Счетной палатой, Центральной избирательной комиссией, иными государственными органами и общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами. Депутат Государственной Думы и член Совета Федерации имеют преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания на месте преступления, а также случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность парламентария распространяется на его жилое, служебное помещение, личное и служебное помещение, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также принадлежащие ему документы. Депутат Государственной Думы и член Совета Федерации не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации были допущены публичные оскорбления или клевета и иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством. Депутат Государственной Думы и член Совета Федерации вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением ими своих обязанностей. Вопрос о лишении депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палаты. Палата рассматривает представление Генерального прокурора в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты, принимает по нему мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора. Жизнь и здоровье депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета. Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях: - гибели (смерти) депутата или члена Совета Федерации, если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или причинения иного повреждения его здоровью в связи с осуществлением им своих полномочий; - причинения депутату Государственной Думы или члену Совета Федерации увечья или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности Ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением на день выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию. Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы засчитывается в стаж федеральной государственной службы. Депутату Государственной Думы, члену Совета Федерации по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа по предыдущему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации. Членам Совета Федерации, за исключение Председателя Совета Федерации, и депутатам Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, устанавливаются одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение в размерах, установленных для федерального министра. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы имеют право на внеочередное поселение в гостинице, в течение одного часа в отдельном номере с телефоном. Парламентариям, не имеющим жилой площади в г. Москве, на период осуществления ими своих полномочий в трехмесячный срок предоставляется служебное жилое помещение (квартира с мебелью и телефоном) в порядке и на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. Депутату Государственной Думы, имеющему трудовой стаж, равный требуемому для назначения полной пенсии по старости (включая пенсии на льготных условиях), полномочия ко торого прекращены в связи с роспуском Государственной Думы, с его согласия государственная пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством пенсионного возраста. При этом он имеет право, на ежемесячную доплату к государственной пенсии при исполнении своих полномочий от одного года до трех лет - 55 процентов, свыше трех лет - 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня. Им также предоставляется медицинское, санаторно-курортное и бытовое обеспечение на условиях, установленных для членов Правительства РФ. Расходы органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанные с материальным обеспечением деятельности депутатов и членов Совета Федерации, относятся за счет федерального бюджета. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы вправе иметь до пяти помощников по работе в Совете Федерации, по работе в Государственной Думе, на территории субъекта Федерации, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору, до сорока помощников, работающих на общественных началах.

Еще по теме §5. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания:

  1. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
  2. 15.2. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
  3. Глава 30 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ И ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
  4. 4. Помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы
  5. 1 Взаимодействие Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  6. 1. Парламентский иммунитет членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы
  7. 3. Структура Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  8. 2. Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  9. 4. Порядок работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  10. § 2. Основные полномочия и гарантии деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы
  11. СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СФ РФ)
  12. 2. Порядок работы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  13. С. Митрохин, депутат Госу дарственной Душ Федерального Собрания Российской Федерации, фракция «Яблоко»
  14. 1 Структура Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  15. 1 Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  16. Развитие федеративных отношений в России В. Н. Лихачев, доктор юридических наук, профессор, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  17. Положение о представителе Совета – заместителе Президента Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в федеральном округе Утверждено Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 25 августа 2003г. (протокол № 3)

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений -

Статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации складывается из их прав, обязанностей и ответственности, он определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и рядом других федеральных законов. Закрепляя привилегированный статус, законодатель предоставляет членам парламента особую право-и дееспособность, с тем чтобы парламентарий мог свободно участвовать в законотворчестве и осуществлении других функций парламента.

Статусы депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации во многом сходны, но между ними есть и различия. Различия определяются уже тем, что депутаты Думы избираются населением, а члены Совета Федерации входят в состав палаты по назначению или избранию органами государственной власти субъектов РФ. Депутаты Думы представляют в палате весь народ в целом, а члены Совета Федерации представляют свои субъекты РФ. Однако они в равной степени работают на профессиональной постоянной основе, не могут быть депутатами законодательного органа субъекта РФ (совмещение мандатов допускается в случае, если член Совета Федерации был избран в законодательный орган субъекта РФ, в котором все депутаты избраны по одномандатным округам) или органа местного самоуправления, находиться на государственной гражданской службе, заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, участвовать в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией (за нарушение этого положения Государственная Дума в 2012 г. лишила полномочий депутата Г. В. Гудкова). Члены обеих палат обязаны представлять декларации о доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Они не вправе открывать счета и хранить ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, таможенных органов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, избранные депутатами Государственной Думы, как и членами Совета Федерации, приостанавливают свою службу в перечисленных органах и учреждениях на период осуществления депутатских полномочий.

Мандат российских парламентариев: императивный или свободный? От ответа на этот вопрос зависит главное в статусе парламентария: возможность или невозможность действовать только в соответствии с собственными убеждениями, нести или не нести ответственность перед своими избирателями.

Под императивным мандатом понимаются полномочия, полученные депутатом от своих избирателей при условии, что он обязан выполнять их наказы и нести перед ними ответственность за собственные действия. Если депутат не выполняет предвыборные обещания или вообще работает в парламенте неудовлетворительно, то избиратели вправе отозвать его или больше не избирать. Следовательно, депутат не свободен в выборе позиции при решении вопросов в парламенте, он должен служить не народу в целом, а своим избирателям.

Напротив, свободный мандат предполагает, что депутат не должен быть связан наказами избирателей, а должен действовать в парламенте исходя из своих убеждений в интересах всего народа. Такой мандат исходит из понимания возможности несовпадения общих и местных интересов народа и необходимости отдавать предпочтение общим интересам.

Эти разновидности мандатов в разных вариациях присущи всем странам мира. Императивный мандат весьма подходит тоталитарным государствам, которым нужны внешние формы «народоправства», хотя право отзыва в таких государствах практически нигде не реализовалось. Правовое демократическое государство исходит из того, что наказы избирателей и прямая ответственность депутатов перед избирателями имеют смысл и практическую осуществимость скорее на уровне местного самоуправления, но на общенациональном уровне парламенты решают более сложные вопросы, требующие учета интересов народа, и депутаты поэтому должны выступать именно как представители всего народа, а не только своих избирателей. По этой причине в современных демократических странах утвердились системы свободного мандата.

Свободный мандат не означает полную свободу действий парламентария, он зависит от установок своего партийного руководства во фракции, связан желанием снова баллотироваться на предстоящих выборах в парламент по списку своей партии или в одномандатном округе, но тоже с партийной поддержкой. Однако юридически его право голосовать при решении того или иного вопроса ничем не ограничено. Во всей своей деятельности депутат должен руководствоваться в первую очередь Конституцией, законами и своей совестью.

В Российской Федерации Конституция полностью обходит вопрос о природе мандата парламентария, законодательство же решает его половинчато. В целом можно считать, что императивный мандат отвергнут, поскольку права отзыва депутата избирателями на федеральном уровне уже нет. Отсутствие санкций за нарушения депутатских обязанностей позволяет депутату поступать в соответствии со своими убеждениями, свободно выступать в СМИ и т. д. В то же время депутат несет ответственность за выполнение программы своей партии, за нарушение партийной дисциплины он может быть исключен из фракции.

Сходным статусом обладают и члены Совета Федерации. Хотя они являются представителями органов государственной власти своих субъектов РФ, но не предусмотрено никакой обязанности членов палаты выполнять какие-либо наказы избирателей или следовать указаниям руководителей субъектов РФ.

Общие требования к депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации. Членом Совета Федерации в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» является избранный населением или назначенный после выборов представитель субъекта РФ: законодательного органа государственной власти субъекта РФ и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Член Совета Федерации избирается или назначается из числа лиц, постоянно проживающих на территории субъекта РФ. Депутатом Государственной Думы признается избранный населением представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законом.

Члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы при осуществлении ими своих полномочий обеспечиваются условия для беспрепятственной и эффективной реализации их прав и обязанностей, установленных Конституцией РФ, законами, регламентами палат. В своей деятельности члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы должны руководствоваться Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания и своими убеждениями. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы не может быть гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право гражданина РФ на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Срок полномочий. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания депутата и прекращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.

Срок полномочий члена Совета Федерации начинается с момента его избрания (назначения) соответствующим органом власти субъекта РФ и заканчивается с истечением срока полномочий избравшего или назначившего его органа власти субъекта РФ.

Полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях:

  • 1) утраты ими гражданства РФ либо приобретения гражданства иностранного государства;
  • 2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
  • 3) признания недееспособными на основании решения суда, вступившего в законную силу;
  • 4) признания безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;
  • 5) смерти;
  • 6) призыва на военную службу с их согласия.

Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются

также в случаях:

  • 1) письменного заявления о сложении своих полномочий;
  • 2) избрания депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления;
  • 3) поступления на государственную или муниципальную службу, участия в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией, занятия им предпри-нимательскои или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
  • 4) роспуска Государственной Думы в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ.

Полномочия депутата Государственной Думы могут быть прекращены досрочно решением Думы по инициативе фракции или комитета, членом которых он является, в случае неисполнения им своих обязанностей в течение 30 дней.

Формы деятельности, права и обязанности членов парламента. Формы деятельности определены в законе, для того чтобы способствовать парламентариям в осуществлении их законотворческой деятельности. В то же время это означает установление известных рамок такой деятельности с целью не допустить вмешательства депутатов в прерогативы исполнительной и судебной власти.

Формами деятельности парламентариев являются участие в заседаниях своих палат, комитетах и комиссиях, парламентских слушаниях, в выполнении поручений палат, обращение к должностным лицам с требованием немедленного пресечения обнаружившегося нарушения прав граждан и др.

Формами деятельности депутата Государственной Думы являются также работа с избирателями, участие в работе фракций.

Деятельность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и регламентами палат.

Законом специально регулируются взаимоотношения депутата Государственной Думы с избирателями. Обычно депутат поддерживает связь с избирателями в одном субъекте РФ, где он входил на выборах в региональную группу своей партии или участвовал в выборах по одномандатному округу. Но фракция может увеличить территорию его деятельности до двух иных субъектов РФ, не охваченных данной региональной группой кандидатов. Депутаты поддерживают связь с избирателями, они рассматривают поступившие от избирателей предложения, заявления и жалобы, вносят предложения в соответствующие органы власти, местного самоуправления и общественные объединения. Депутаты информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через СМИ. Для работы с избирателями депутату ежемесячно предоставляются соответствующие дни в порядке, определяемом регламентом палаты.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обязаны ежегодно представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, супруга и несовершеннолетних детей). Информация о нарушениях, выявленных в результате проверки налоговыми органами Российской Федерации, подлежит опубликованию в «Ведомостях Федерального Собрания Российской Федерации».

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы имеют право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним. Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы может вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Член Совета Федерации вправе присутствовать на всех заседаниях Государственной Думы, а депутат Государственной Думы - на всех заседаниях Совета Федерации.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы вправе направлять парламентские запросы в Правительство РФ, Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка, Председателю Центральной избирательной комиссии, руководителям федеральных органов государственной власти, иных органов государственной власти и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов и должностных лиц. Парламентский запрос вносится на заседании палаты в письменной форме. Орган, должностное лицо, которым направлено обращение, должны дать ответ на заседании палаты или в письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной установленный палатой срок.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы вправе самостоятельно, без оглашения на заседании палаты обращаться с запросом к любому члену Правительства РФ. По вопросам своей деятельности члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы пользуются правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обеспечиваются документами, принятыми палатами Федерального Собрания, документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Счетной палатой РФ, Центральной избирательной комиссией РФ, иными государственными органами и общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами.

Вмешательство членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в деятельность органов дознания, следователей и судов не допускается.

Неприкосновенность (иммунитет) членов парламента. Неприкосновенность (парламентский иммунитет), закрепленная в ст. 98 Конституции РФ, - один из основных элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности. По своему содержанию это гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности. Она не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер, призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым - парламента, их самостоятельности и независимости.

Закрепление неприкосновенности в Конституции РФ является определенным исключением из общей конституционной нормы о равенстве всех перед законом и судом, что обусловлено необходимостью конституционной защиты специального статуса парламентария как члена федерального представительного и законодательного органа. Нарушение положений закона, регулирующего вопросы неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за

исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность парламентариев распространяется на их жилые, служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи, а также на принадлежащие им документы.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и за другие действия, соответствующие их статусу, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих обязанностей.

В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом своему вышестоящему органу. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

Особый порядок привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, составляет одну из существенных черт парламентского иммунитета.

По своей природе парламентский иммунитет предполагает наиболее полную защиту депутата при осуществлении им собственно депутатской деятельности (реализации депутатских полномочий, выполнении депутатских обязанностей). Как отмечалось выше, его нельзя привлечь к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и за другие действия, соответствующие статусу депутата. Если же в связи с такими действиями депутатом были допущены нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством, возбуждение уголовного дела, проведение дознания и предварительного следствия, досудебное производство по административным правонарушениям могут иметь место только в случае лишения его неприкосновенности. Без лишения депутата неприкосновенности для него не может наступить ответственность за действия (или бездействие), связанные с выполнением депутатских обязанностей.

Из Конституции РФ, однако, следует, что неприкосновенность парламентария не означает его освобождения от ответственности за совершенное правонарушение, в том числе уголовное или административное, если такое правонарушение совершено не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности. Но это не означает лишения парламентария неприкосновенности. Если палата, рассмотрев представление, установленным большинством голосов не примет на основании имеющихся материалов решения о лишении депутата неприкосновенности, вопрос о его предании суду снимается. Без согласия палаты судебное разбирательство не может иметь места.

Вознаграждение членов парламента. В мировой практике давно признано, что члены парламента должны получать вознаграждение, которое в конституциях и законах часто называется «индемнитет». Вознаграждение включает как заработную плату, так и ряд других материальных благ, оно исходит из того, что для осуществления депутатской деятельности парламентарии нуждаются в поездках к избирателям, в привлечении опытных помощников и т. д. Необходимы также медицинское обслуживание, страхование жизни и иные гарантии. Общество сознательно идет на соответствующие расходы, понимая важность создания удовлетворительных материальных условий для успешного осуществления народными избранниками их деятельности.

Жизнь и здоровье члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета на сумму годового денежного содержания федерального министра. Страховые суммы выплачиваются в случаях гибели (смерти) члена парламента, если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или причинения иного вреда его здоровью, причинения увечья или иного повреждения здоровья.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы освобождаются на срок их полномочий от военных сборов. По окончании срока полномочий им предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или, с их согласия, в другой организации. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, таможенных органов, учреждений и органов уголовноисполнительной системы, избранные депутатами Государственной Думы, по окончании срока их полномочий вправе продолжить службу или досрочно уволиться со службы. По окончании срока их полномочий им предоставляется прежняя должность или с их согласия другая должность по прежнему либо по иному месту службы. Ряд льгот предусмотрен для супруги (супруга) депутата Государственной Думы, уволенной (уволенного) в связи с переездом депутата для выполнения им своих полномочий в Государственной Думе. В случае досрочного роспуска Государственной Думы депутаты этой палаты получают единовременное денежное пособие.

Федеральный закон устанавливает размер ежемесячной денежной компенсации расходов члена Совета Федерации, связанных с осуществлением им своих полномочий, а также ряд других выплат.

Все депутаты Государственной Думы независимо от занимаемой в палате должности, за исключением Председателя Государственной Думы, получают одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение. Депутату устанавливается ежемесячное денежное вознаграждение в размере денежного вознаграждения федерального министра, а Председателю Государственной Думы - в размере вознаграждения Председателя Правительства РФ. Депутату Государственной Думы и члену Совета Федерации ежемесячно возмещаются расходы, связанные с осуществлением им своих полномочий.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы на территории Российской Федерации имеют право бесплатно пользоваться воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением такси.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы вправе иметь до пяти помощников по работе на местах и не более двух помощников по работе в палате. Они также могут иметь до 40 помощников, работающих на общественных началах.

Перечисленные гарантии являются только основными. Закон устанавливает и конкретные нормы материального обеспечения членов парламента.

Ответственность за нарушение статуса членов парламента. Невыполнение должностными лицами и другими работниками органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений законных требований членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы либо создание им препятствий в осуществлении их деятельности, а равно представление им заведомо ложной информации или несоблюдение установленных законом сроков и порядка предоставления информации и ответов на обращения и запросы влекут ответственность, предусмотренную административным и уголовным законодательством. Ответственность наступает и за неправомерное воздействие на членов парламента, членов их семей и других родственников, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, оказанное в целях прекращения их деятельности в качестве члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы или изменения ее характера. За неуважение к члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы предусмотрено наказание.

Межпарламентская Ассамблея. Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ начала деятельность со времени заключения Соглашения о ней, подписанного парламентами государств - участников СНГ 27 марта 1992 г. Позже, 21 октября 1994 г., Совет глав государств СНГ принял Меморандум, в котором, в частности, отмечалась необходимость последовательного формирования эффективной интеграционной структуры Содружества. В соответствии с этим 26 мая 1995 г. была принята Конвенция о Межпарламентской Ассамблее государств - участников СНГ.

Ассамблея состоит из парламентских делегаций государств-уча-стников, которые включают представителей государства-участника, избираемых или назначаемых парламентом государства - участника названной Конвенции из числа своих членов в соответствии с его внутренними регламентами и процедурами.

Межпарламентская Ассамблея вправе:

  • принимать рекомендации по сближению законодательства государств-участников;
  • принимать типовые (модельные) законодательные акты и с соответствующими рекомендациями направлять их парламентам государств - участников Конвенции;
  • принимать рекомендации по синхронизации процедур ратификации (утверждения) парламентами государств - участников СНГ договоров (соглашений), заключенных в рамках Содружества;
  • принимать рекомендации по приведению законодательства государств-участников в соответствие с положениями международных договоров, заключенных этими государствами в рамках Содружества;
  • содействовать осуществлению обмена между государствами-участниками информацией правового характера;
  • обсуждать иные вопросы межпарламентского сотрудничества.

Межпарламентская Ассамблея собирается на очередные и внеочередные пленарные заседания. Ее очередные пленарные заседания проводятся не реже двух раз в год. Совет Ассамблеи тайным голосованием избирает Председателя из числа членов Совета сроком на один год. Лицо, избранное Председателем Совета, не может занимать эту должность более трех сроков подряд.

Конвенция ратифицирована Российской Федерацией (Федеральным законом от 17 июня 1996 г.) с некоторыми оговорками. Однако Ассамблея пока не принимала каких-либо рекомендаций законодательного характера. Условия пребывания Ассамблеи на территории Российской Федерации зафиксированы в Соглашении между Правительством РФ и Ассамблеей, подписанном в марте 1997 г.

Преамбула нормативного акта представляет собой вводную часть, раскрывающую правовое содержание документа, цели его принятия и задачи, которые он должен реализовать на практике. Сама по себе преамбула не является правовой нормой и не содержит их в себе, ее основная цель - пояснение содержания нормативного правового акта, а также определение круга общественных отношений, к которым может и должен применяться данный нормативный акт.

Комментируемого Закона определяет два ключевых момента в урегулировании деятельности Федерального Собрания РФ: круг субъектов, подпадающих под действие Закона, а также круг общественных отношений, составляющих его предмет.

По логике данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Нормы комментируемого Закона могут быть применены к указанным субъектам только с момента их избрания (назначения) на соответствующую должность в структуре Федерального Собрания РФ.

1. Сущность данной сводится к определению понятия член Совета Федерации и депутат Государственной Думы. При этом норма Закона не предусматривает какого-либо общего понятия, рассматривая данные категории субъектов применительно к осуществляемой ими деятельности. Следует заметить, что положения статьи указывают на особенности правового положения субъектов, осуществляющих законодательную власть на федеральном уровне, в первую очередь, в том, что они выступают в качестве представителей субъектов РФ. Такое положение позволяет учитывать политику отдельных регионов в том или ином вопросе. В соответствии с РФ, все субъекты обладают равным правовым статусом, т.е. при принятии решения в рамках Федерального Собрания они наделены равным количеством голосов. В тоже время каждый из субъектов имеет основные направления деятельности, в которых ими достигнуты определенные результаты, как положительные, так и отрицательные, что позволяет при принятии решения государственного масштаба учитывать такие результаты, а также заслушивать мнение представителя соответствующего субъекта о причинах неудовлетворительных результатов и основных направлениях изменения ситуации. Учет практической деятельности субъекта на общегосударственном уровне позволяет принять наиболее рациональное и эффективное решение.

Законодательная власть в России реализуется коллегиально путем приятия решения каждой из палат Федерального Собрания. Учитывая специфику федеративного устройства государства, принятие наиболее важных решений в масштабах государства может быть реализовано исключительно с учетом мнений его регионов. В этой связи законодательно установлен особый порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ, который и является представительным органом власти в прямом смысле слова, поскольку формируется путем включения в его состав представителей от каждого из субъектов РФ.

Действующее российское законодательство позволяет рассматривать членов Совета Федерации, равно как и депутатов Государственной Думы с разных позиций, в частности, как представителей субъектов либо представителей избирателей в органах власти и т.п.

Указанные статусы рассматриваемых субъектов позволяет сформулировать наиболее общее понятие данных терминов с учетом особенностей их деятельности, а также процедуры приобретения полномочий.

Определяя общее правовое положение рассматриваемой категории субъектов, в первую очередь необходимо говорить о том, что все они являются гражданами Российской Федерации, которые в специальном порядке наделяются особыми полномочиями по управлению государством и реализации его отдельных функций.

2. В самом общем виде члена Совета Федерации можно определить как гражданина РФ, выступающего в качестве представителя субъекта Федерации, в котором он постоянно проживает. Однако указанное определение также не позволяет в полном объеме рассмотреть все особенности осуществления деятельности членами Совета Федерации.

Одна из наиболее важных и существенных особенностей определена Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ", ст. 1 которого предусматривает, что Совет Федерации формируется посредством включения в его состав по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного и исполнительного органа власти. Такой порядок формирования Совета указывает дополнительные требования к кандидатам на данные должности: наличие стажа государственной службы, причем, как правило, в органах государственной власти субъекта РФ. Таким образом, действующее законодательство устанавливает точное количество членов Совета Федерации, которое по логике Закона всегда должно быть постоянным. Согласно Регламента Совета Федерации Федерального Собрания РФ, утвержденного Совета Федерации от 30 января 2002 г. N 33-СФ общее число членов Совета составляет 168, что соответствует положениям РФ, с учетом изменений, произошедших в составе Федерации в последние годы: образование новых субъектов на основе объединения ранее существовавших.

Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.

Исходя из вышеизложенного, можно определить, что член Совета Федерации - это гражданин России, выступающий представителем конкретного субъекта РФ, на территории которого он постоянно проживает не менее десяти лет, назначенный (избранный) в законодательный (представительный) орган государственной власти на срок полномочий назначившего (избравшего) его органа власти субъекта РФ для осуществления законотворческой деятельности и иных полномочий, предусмотренных РФ и действующим законодательством.

3. В отличие от члена Совета Федерации, который является представителем органов власти субъекта РФ в федеральных органах, депутат Государственной Думы является представителем народа, его избирателей, в связи с чем для него предусмотрен особый порядок наделения полномочиями - всеобщие выборы.

Сочетание в рамках единого законодательного органа субъектов, представляющих интересы власти и интересы народа позволяет разрабатывать и претворять в жизнь наиболее актуальные и необходимые законодательные акты.

В качестве кандидатов на пост депутата Государственной Думы могут выступать граждане, включенные в списки кандидатов от политических партий, а также самостоятельно реализующие свое пассивное избирательное право (право быть избранным) с соблюдением требований, установленных избирательным законодательством для таких кандидатов.

Комментируемой статьи предусматривает лишь общие положения в отношении требований, предъявляемых к кандидатам в депутаты, однако, действующее законодательство содержит ряд обязательных императивных требований, несоблюдение хотя бы одного из которых влечет невозможность регистрации такого субъекта в качестве кандидата на выборах в Государственную Думу.

В первую очередь, депутат рассматривается в качестве представителя народа, что предполагает тесную правовую связь со своими избирателями. Как правило, такая взаимосвязь проявляется через требования к гражданственности кандидата. Кандидат в депутаты Государственной Думы России должен являться ее гражданином. Участие иностранных граждан, а также лиц без гражданства в законотворческой деятельности российского парламента Законом не допускается.

При регистрации кандидата учитывается момент приобретения им гражданства, так, по общему правилу, лицо, вступившее в гражданство России перед началом избирательной компании, не может участвовать в выборах в качестве кандидата в депутаты. Действующее российское законодательство не содержит четкого указания на срок обладания гражданством для рассматриваемой категории субъектов.

Анализ действующего законодательства позволяет опосредовано определить такой срок, который составляет десять лет, некоторыми нормативными актами устанавливается и иной срок. Определение десятилетнего срока обладания гражданством России тесно связано и с установленным цензом оседлости, т.е. необходимости постоянного проживания кандидата в депутаты на территории России в течение десяти лет. Введение подобного критерия позволяет кандидатам в большей мере оценить обстановку в государстве, определить наиболее уязвимые сферы деятельности, нуждающиеся в нормативном урегулировании и регламентации. С другой стороны длительное постоянное проживание граждан, баллотирующихся в Государственную Думу на территории России свидетельствует о их намерении продолжать свою активную деятельность в данном государстве, а также о том, что такой субъект будет непосредственно заинтересован в эффективности своей деятельности, поскольку ему, равно как и другим гражданам государства, надлежит осуществлять свою жизнедеятельность по законам, действующим в государстве, т.е. по тем нормативным актам, которые будут разработаны и приняты при его непосредственном участии.

Ст. 5 ФЗ от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ". Регистрация кандидата производится на основании паспорта, который подтверждает соблюдение указанного требования.

Соответствие второму условию - отсутствие заболеваний, препятствующих оценке субъектов своих действий и их последствий, критерий наиболее сложный, поскольку требует специального заключения медицинской комиссии. Однако, отсутствие специального законодательного предписания не позволяет проводить медицинское освидетельствование граждан, претендующих на участие в выборах в Государственную Думу. В этой связи оценка рассматриваемого фактора производится на основании документов, представленных самим кандидатом.

Особое требование, как в отношении депутатов Государственной Думы, так и в отношении членов Совета Федерации установлено