Уголовная политика включает в себя. Составные части уголовной политики

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 4 (21). С. 27-29. © М.П. Клейменов, 2009

ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ политики THE DEFINITION OF CRIMINAL JURIDICAL POLICY

М.П. КЛЕЙМЕНОВ M.P. KLEYMENOV

Рассматривается понятие уголовно-правовой политики, её цели и структура, предлагается авторский взгляд на исследуемую дефиницию.

The conception of criminal policy of law, its aims and structure are considered; the authorial regard to the investigated definition is offered.

Ключевые слова: уголовно-правовая политика, цели, средства и структура уголовно-правового воздействия.

Key words: criminal policy of law, aims, facilities and structure of criminal legal action.

Уголовно-правовая политика есть целенаправленная деятельность государства по ограничению преступности средствами уголовно-правового воздействия.

Из приведенного определения усматривается, во-первых, что уголовно-правовая политика представляет собой целеустремленную деятельность. Государство, в принципе, отвечает за разработку такой стратегии борьбы с преступностью, которая бы обеспечивала надлежащую эффективность общего предупреждения преступных посягательств и высокую активность применения мер специального предупреждения.

Во-вторых, уголовно-правовая политика относится к компетенции государства (в лице его правомочных органов). Иные институты (например, общественность) не могут быть её непосредственными субъектами в силу высокого уровня репрессивности уголовноправовых мер и их значимости для судьбы человека. Негосударственные институты играют вспомогательную роль (например, консультативную), оказывая помощь государству в решении соответствующих задач (чаще

По поручению государственных органов, реже - в инициативном порядке).

В-третьих, уголовно-правовая политика имеет дело со специфической группой норм, которая не только отличается остротой социального реагирования на отклоняющееся поведение, но и характеризуется наиболее зна-

чимой ответственностью - как в плане обязанностей государства перед мировым сообществом, так и по отношению к гражданам, попавшим в орбиту уголовно-правового воздействия.

Целями уголовно-правовой политики являются:

1. Определение концептуальных основ уголовно-правовой борьбы с преступностью. Здесь большое значение имеет проработка вопросов идеологии борьбы с преступностью, поскольку именно концепция олицетворяет собой идеологическую основу уголовно-правовой политики, несет на себе печать современной политической идеологии. В ходе разработки уголовно-правовой концепции борьбы с преступностью следует иметь в виду динамику легитимности, понимаемую как значимость уголовно-правовых норм для населения, преступников, потерпевших и правоприменителей.

2. Обоснование пределов уголовно-правового регулирования. Необходимо учитывать идею ограниченности уголовно-правового регулирования как в количественном, так и в качественном аспектах. Пределы существуют повсюду, имеются они и в области уголовно-правового воздействия. Эти пределы задаются комплексом различных обстоятельств, среди которых целесообразно назвать:

Недопустимость преследования за образ мыслей;

Наличие альтернативы уголовно-правовому воздействию;

Состояние социально-правовой обстановки. Уголовное право завершает процесс социально-правового регулирования конфликтных отношений, является его логическим концом;

Потенциал организационной структуры. Такая структура пронизывает все сферы и стадии уголовно-правовой деятельности; серьезные успехи в этой области гарантирует только профессиональный (а не дилетантский) подход;

Возможности ресурсного обеспечения;

Уровень общественного сознания и психологии;

Отношение правонарушителей к криминальным проявлениям и наказуемости.

3. Выделение приоритетных направлений борьбы с преступностью. Приоритетность отдельных направлений борьбы с преступностью - объективная реальность. Условно можно выделить два типа формирования уголовно-правовой политики: рефлексивный и нормативный. Рефлексивный тип складывается путем спонтанного реагирования на криминологическую ситуацию. Цели уголовно-правовой борьбы, их последовательность (очередность) определяются стихийно, под давлением сложившихся обстоятельств. Другая особенность рефлексивного подхода заключается в его ориентации на «доступность» объектов уголовно-правового воздействия. Иначе говоря, как и любой стихийный процесс, он развивается по линии наименьшего сопротивления. Кроме того, для рефлексивного типа характерно запаздывающее реагирование. Наконец, отличительная черта формирования приоритетов путем рефлексии - излишняя эмоциональность. Эмоциональность - важное качество рассматриваемого подхода, поскольку она является тем средством, которое позволяет направить реакцию общества в нужную сторону и тем самым отвлечь внимание законодателя и правоприменителя от подлинных проблем.

В противоположность этому нормативный тип формирования уголовно-правовой политики характеризуется рациональностью, обоснованностью, продуманностью. Его отличает знание реальной обстановки.

4. Согласование с иными видами политики: криминологической, судебной, уголовно-исполнительной, административно-правовой и т. д. Если, например, криминологическая политика характеризуется наличием ряда негативных тенденций (в обществе распространяются алкоголизм и наркомания, аморализм, равнодушие, безответственность, социальные программы по предупреждению правонарушений не выполняются), то серьезно ослабляются и позиции уголовно-правовой политики: она теряет свое функциональное значение и превращается из средства регулирования общественных отношений в орудие мести и устрашения.

Сильная уголовно-правовая политика характеризуется обеспечением свободы (принимать решения) и ответственности (за их последствия, находящиеся в причинной связи с решениями). Если принять за аксиому, что власть и финансовое могущество увеличивают число степеней свободы в процессе выработки и принятия решений, то равным образом должна возрастать и мера ответственности.

Цели уголовно-правовой политики находят свое выражение в определении её задач и основных принципов. Эти задачи и принципы сформулированы в уголовном законодательстве.

Содержание уголовно-правовой политики включает в себя, во-первых, установление круга общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями. Этот круг, с одной стороны, содержит группу преступлений, признанных таковыми в уголовном законодательстве практически любого государства (так называемые общечеловеческие преступления: убийства, изнасилования, кражи и т. д.). С другой стороны, социальная динамика выявляет посягательства, общественная опасность которых становится всё более заметной вместе с развитием определенных процессов (например, терроризм). Уголовноправовая политика в своей содержательной части как раз и должна адекватно отразить и выразить общественную опасность тех или иных явлений.

Интегральной оценкой общественной опасности преступления выступает наказание. Поэтому в содержание уголовно-правовой политики входит, во-вторых, как уста-

новление общих условий наказуемости и характеристики видов наказания, так и определение вида и размера наказания за совершенное конкретное деяние.

Некоторые преступления могут характеризоваться по тем или иным причинам утратой общественной опасности. В этом случае уголовно-правовая политика осуществляет декриминализацию соответствующих деяний. Это третий элемент содержательной её части.

В-четвертых, в связи с определенными условиями, имеющими отношение к личности виновного, его поведению или социаль-

ной обстановке, наказание лица становится нецелесообразным. Здесь уголовно-правовая политика обеспечивает условия и порядок депенализации совершенного преступления.

В-пятых, уголовно-правовая политика отвечает за разработку научных основ квалификации преступлений и толкование норм действующего законодательства.

В-шестых, уголовно-правовая политика обеспечивает надлежащую правоприменительную деятельность, оценивает эффективность уголовно-правовых установлений, внося по мере необходимости надлежащие коррективы.

Уголовно-правовая политика - это элемент государственной политики. Она является приоритетной по отношению к уголовно-исполнительной, уголовно-процессуальной, криминологической политике. Любая политика, входящая в государственную политику противодействия преступности, опирается на разработанные уголовно-правовой политикой понятия преступного и наказуемого, исходит из них.

Одни авторы включают в понятие уголовно-правовой политики уголовно-исполнительную и уголовно-процессуальную, криминологическую, другие считают, что это самостоятельные части внутригосударственной политики. .

Однако сам термин "уголовно-правовая политика" можно рассматривать и понимать двояко - как уголовную политику, определяемую и реализуемую только через нормы уголовного права или как через нормы права вообще. То есть в первом случае словосочетание "уголовно-правовая" подразумевает принадлежность норм права исключительно к уголовному закону, а во втором случае уголовно-правовая политика - это уголовная политика, определяемая и реализуемая через нормы права. При второй трактовке объем понятия уголовно-правовой политики получается значительно более широким. .

Целью уголовно-правовой политики является воздействие на преступность путем разработки теоретических концепций, направленных на противодействие и предупреждение преступности; формирование согласованного уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и регулирования практики применения.

Таким образом, составными частями уголовной политики (политики государства в области борьбы с преступностью) выступают политика в сфере профилактики и предупреждения преступлений (криминологическая политика), уголовно-материальная политика, уголовно-процессуальная политика и политика в области исполнения наказаний и иных мер уголовной ответственности (уголовно-исполнительная политика). .

Криминологическая политика – политика в сфере профилактики преступлений представляет собой специфическую область человеческой деятельности, включающую систему государственных и общественных мер, направленных на устранение либо нейтрализацию, блокирование, ослабление воздействия причин и условий, способствующих возникновению преступности.

Уголовно-материальный аспект уголовной политики – это политика определяется как направленная деятельность государства по решению следующих вопросов: определение основных принципов и подходов в области уголовно-правового воздействия на преступность, установление круга общественно-опасных деяний, признаваемых преступными (криминализация); исключение тех или иных деяний из числа преступных (декриминализация); определение характера и видов наказания, а равно альтернативной наказанию системы мер уголовно-правового воздействия на преступника, основания и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания; выявление возможностей и основных путей сужения сферы применения наказания и, наконец, определения направлений деятельности правоохранительных органов по эффективному и рациональному применению уголовного законодательства.

Уголовно-процессуальная политика – это направленная деятельность правосоздающих и правоприменяющих органов по выработке и применению форм реализации уголовного закона на всех этапах его действия. .

Уголовно-исполнительная политика – это направленная деятельность государства по исполнению уголовных наказаний и применению к осужденным мер исправительного воздействия. Она реализуется, прежде всего, в уголовно-исполнительном законодательстве (Уголовно-исполнительный кодекс и иные законодательные акты Республики Беларусь), уголовно-процессуальная политика в уголовно-процессуальном законодательстве (Уголовно-процессуальный кодекс и иные законодательные акты Республики Беларусь). .





Таблица №1. Задачи уголовно-правовой политики

Для осуществления этих задач следует руководствоваться принципами уголовно-правовой политики, а также основными положениями, закрепленными в уголовном законодательстве.

При более узком или так называемом буквальном понимании уголовной политики и принимая во внимание то, что эта политика должна быть обязательно определена правовыми нормами, а также исходя из форм ее закрепления, в рамках уголовной политики различают политику уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную, политику в сфере профилактики преступности, политику уголовно-тактическую, уголовно-профилактическую, криминалистическую, пенитенциарную, оперативно-розыскную и др.

Кроме того, понятие уголовная политика рассматривается еще более узко. В этом случае под ней понимается та часть или направление государственной политики в области борьбы с преступностью, которая реализуется средствами и методами только уголовного права. При этом уголовная политика отождествляется с политикой уголовно-правовой.

Уголовная политика - это государственная политика противодействия преступности, заключающаяся как в нормативном, так и в ином определении мер, направленных на противодействие преступности, устранение ее причин и последствий, как через соответствующую деятельность органов государственной власти, так и через деятельность общественную. .

Считается, что в содержании уголовно-правовой политики необходимо рассматривать следующие обязательные элементы: научно-концептуальный, законотворческий, правоприменительный и оценочный.

Научно-концептуальный элемент уголовно-правовой политики состоит в научном обосновании и законодательном закреплении основ уголовно-правовой политики с учетом особенностей общественных отношений. Уголовное право, как и вся правовая система страны, зависит от политики и существенных ее проявлений. Изменения, вносимые в уголовное законодательство, очень часто становятся результатом политических дискуссий. Общие идеи уголовно-правовой политики должны учитывать состояние, перспективы социально-экономического, политического и духовного развития всего общества.

Законотворческий элемент уголовной политики состоит в ее законодательном закреплении, то есть она оформляется в качестве официальных властных установок государством.

Правоприменительный элемент уголовно-правовой политики включает в себя вопросы, связанные с реализацией и применением на практике законодательства, иначе говоря, с правоприменительной деятельностью.

Уголовно-правовая политика должна являться стержнем законодательной и правоприменительной деятельности, обеспечивая их единство и взаимодействие в вопросах правового регулирования. Она создает такие условия для реализации воли законодателя, которые позволяют сосредоточить государственные усилия на наиболее важных участках уголовно-правового регулирования; стимулирует принятие таких нормативно-правовых актов, которые отвечают задачам правового регулирования и при этом учитывают возможности и потребности юридической практики.

Являясь одним из методов уголовно-правовой политики, криминализация представляет собой отнесение того или иного общественно опасного деяния к разряду преступных с установлением за него уголовной ответственности. Таким образом, криминализация заключается в законодательном признании определенных общественно опасных деяний преступными и наказуемыми, т.е. в установлении за их совершение уголовной ответственности. По сути, криминализация - это «система правил и критериев установления уголовной ответственности». .

Криминализация той или иной разновидности поведения человека и существование определенного уголовно-правового запрета должны соответствовать нравственным представлениям общества. Соотношение же правовых и нравственных запретов не является постоянным. Право может и опережать мораль, выступая нравственным ориентиром. Но чаще всего в жизни бывает наоборот. Нельзя забывать о том, что праву как таковому изначально присущ почти неизбежный определенный консерватизм. Закон - всегда «вчерашний» по отношению к сегодняшней жизни. Закон, в том числе и уголовный, может «пропустить момент», когда нравственные запреты по какому-то вопросу, допустим, ослабли, и тогда он оказывается неподкрепленным нравственными началами.

Поэтому встает вопрос о декриминализации соответствующего запрещенного уголовным законом деяния. Применение уголовно-правовых санкций к человеку (хотя и преступнику) - это всегда ограничение его прав и свобод. Поэтому одна из задач уголовно-правовой науки - обоснование пределов этих ограничений и выработка соответствующих рекомендаций законодателю.

В уголовно-правовой науке для обозначения политики в области борьбы с преступностью методами уголовного закона используется несколько понятий: уголовно-правовая политика, уголовная политика, политика в сфере борьбы с преступностью и т.

Д. Так, например, один из крупнейших исследователей уголовной политики А. И. Коробеев выделяет одновременно: социальную политику в области борьбы с преступностью, уголовную политику, понимаемую как генеральную линию, определяющую основные направления, цели и средства воздействия на преступность путем формирования уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, регулирования практики его применения, а также путем выработки и реализации мер, направленных на предупреждение преступлений, и уголовно-правовую политику, «которая вырабатывает основные задачи, принципы, на-

правления и цели уголовно-правового воздействия на преступность, а также средства их достижения, и выражается в нормах уголовного права, актах толкования норм и практике их применения»1. П. Н. Панченко, также немало занимавшийся проблемами уголовной политики, говорит о политике борьбы с преступностью, уголовно-правовой, уголовно-организационной, уголовно-охранительной, уголовно-регулятивной, уголовной политике2.

Полностью признавая право на существование приведенных выше позиций, считаю, вместе с тем, что происходит несколько искусственное разделение одного и того же явления на два и более разных. Уголовная политика ничем не отличается от политики уголовно-правовой; уголовная политика не включает в себя политику уголовно-процессуальную или уголовно-исполнительную. Последние - совершенно самостоятельные части единой государственной политики по борьбе с преступностьюЗ.

Государственная политика по борьбе с преступностью объединяет в себе не только правовые, но и социальные, экономические и иные меры, направленные на противодействие и предупреждение преступности, ее сокращение, в том числе сокращение наиболее опасных ее проявлений, преодоление ее негативных тенденций, повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и действенности законодательных и других нормативных актов. Составными частями указанной политики являются политика уголовная (уголовно-правовая), уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная, криминологическая.

Уголовная политика - определяющая часть политики государства в борьбе с преступностью; именно на ее основе формируются стратегия и тактика политики уголовно-исполнительной, уголовно-процессуальной и криминологической. Приоритет уго-

1 См.: Коробеев А. И. Советская уголовно-правовая политика: проблемы криминализации и пенализации. - Владивосток, 1987. - С. 44, 48, 49; Коробеев А. И., Усе А. В., Голик Ю. Уголовно-правовая политика: тенденции и перспективы. - Красноярск, 1991. - С.б-8. Автор главы - А. И. Коробеев; Российское уголовное право. Курс лекций. Т. 1. Преступление / Под ред. проф. А И. Коробеева. - Владивосток, 1999. - С. 54-59. Автор главы - А И. Коробеев.

2 См.: Панченко П. Н. Советская уголовная политика. - Томск, 1988. - С. 87.

3 Следует согласиться с С. С. Босхоловым, что парадигма «борьба с преступностью» имеет существенные дефекты. - См.: Босхолов С. С. Основы уголовной политики. - М., 1999. - С. 38-41. Правильнее было бы говорить о политике противодействия и предупреждения преступности.

ловной политики проистекает из того, что только в ее рамках решаются такие принципиальные для каждого государства проблемы, как установление основания и принципов уголовной ответственности, определение круга преступных деяний и видов наказаний и иных мер уголовно-правового характера за них.

Уголовная политика может быть определена как часть внутренней политики государства, направление его деятельности в сфере охраны демократического общественного строя от преступных посягательств, заключающаяся в выработке и формулировании идей и принципиальных положений, форм и методов уголовно-правового воздействия на преступность в целях ее снижения и уменьшения негативного влияния на социальные процессы. Сознательно упрощая, можно сказать, что уголовная политика состоит в установлении пределов преступного и наказуемого и защите от него специфическими методами правоохраняемых интересов личности, общества, государства.

1) определение принципов уголовно-правового воздействия на преступность, которые состоят из принципов уголовного права (в настоящее время они выражены в уголовном кодексе) и принципов правоприменительной деятельности (принципов неотвратимости ответственности, главенства деятельности по предупреждению преступлений, экономии мер уголовной репрессии);

2) установление круга преступных деяний путем выработки критериев преступного и наказуемого и исключение из круга преступных деяний с учетом этих критериев;

3) разработку общих начал назначения наказания и иных мер уголовно-правового характера, их применения и условий освобождения от наказания.

К основным методам уголовной политики следует, на мой взгляд, относить криминализацию, декриминализацию, пенализа-цию, депенализацию, дифференциацию и индивидуализацию уголовной ответственности.

Криминализация представляет собой отнесение того или иного общественно опасного деяния в разряд преступных деяний с установлением за него уголовной ответственности.

Криминализация имеет свое основание и производится в соответствии со своими принципами. Основание порождает криминализацию, свидетельствует о социальной необходимости новой уголовно-право-

вой нормы или системы норм. На мой взгляд, существует только одно основание для криминализации - существование общественно опасного поведения, требующего уголовно-правового запрета. Принципы криминализации, понимаемые как ее основные идеи, отправные моменты при ее осуществлении, в определенной мере являются гарантией от возможных при криминализации ошибок. В число принципов криминализации входят принципы достаточной общественной опасности криминализируемых деяний, их относительной распространенности, возможности позитивного воздействия уголовно-правовой нормы на общественно опасное поведение, преобладания позитивных последствий криминализации.

Декриминализация как метод уголовной политики предполагает исключение уголовной ответственности за ранее преступные и наказуемые деяния.

Пенализация состоит в установлении принципов и критериев применения наиболее строгого государственного принуждения за деяния, признаваемые преступными; в формулировании целей уголовного наказания; в определении его видов и размеров; в предложении иных мер уголовно-правового воздействия, необходимых и достаточных для воздействия на лиц, совершивших общественно опасные деяния.

Депенализация, как антипод пенализации, означает сужение пределов государственного принуждения за совершенные преступные деяния, исключение отдельных наказаний из системы наказаний, отказ от них в силу их неэффективности, например, от общественного порицания по УК РСФСР I960 г.

Дифференциация и индивидуализация уголовной ответственности как метод уголовной политики заключается в максимальном учете при привлечении к уголовной ответственности, квалификации преступлений и назначении наказания степени и характера совершенного лицом преступления, обстоятельств его совершения и некоторых личных характеристик виновного.

Уголовная политика, как направление деятельности и часть внутренней политики российского государства, имеет разные формы реализации, и все они в правовом государстве, безусловно, носят правовой характер. К формам реализации уголовной политики следует отнести правотворчество и правоприменительную деятельность.

Специфика правотворчества как формы реализации уголовной политики - в том, что в нем происходит совпадение компо-

нентов формирования уголовной политики и компонентов ее претворения в действительность. В правотворчестве применяются все указанные выше методы осуществления уголовной политики. Правоприменительная деятельность носит в определенной степени вторичный характер по отношению к правотворчеству, поскольку в основном осуществляется государством через представителей государственных органов, которые сами уголовную политику не творят, но реализуют. В правоприменительной деятельности «работает» лишь один метод уголовной политики - метод дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности. Ожидаемые последствия уголовной политики на уровне правоприменения: каждый человек должен быть твердо уверен в охране его прав и законных интересов; каждый должен чувствовать заботу государства о неприкосновенности его личности, об уважении его чести, достоинства, репутации; ни один виновный в совершении преступления не должен избежать уголовной ответственности, ни один невиновный не должен быть привлечен к ней.

А А Матвеева, кандидат юридических наук, ассистент (Московский государственный университет им. М. В.Ломоносова, Москва)

Уголовное законодательство является одной из важнейших отраслей правовой системы России постольку, поскольку именно эта отрасль обеспечивает безопасность граждан от преступного посягательства на их жизнь, здоровье и иные интересы. В этой связи важна детальная разработка уголовной политики, которая будет отвечать всем реалиям развития общества и государства.

Многие отечественные ученые, правоведы занимаются изучением уголовной политики. Основательно изучаются место и роль уголовной политики в системе наук, ее содержание, ведущая роль отдается изучению современного состояния уголовной политики России и т.д. Проблематика уголовной политики широко освещается в юридической литературе, на телевидении, по радио. В освещении данного вопроса возрастает роль интернет ресурсов.

Уголовное право всегда являлось одной из основных тем для обсуждения. Сегодня данная проблема актуальна как никогда. Последние события, происходившие в России (поджоги церквей и храмов в Татарстане, террористические акты в Волгограде, десятки коррупционных скандалов) заставили задуматься о возможности ужесточения мер ответственности и наказания за отдельные виды преступлений. Сейчас в парламенте активно обсуждаются поправки в различные отрасли российского уголовного законодательства, в частности в Государственную Думу Российской Федерации внесен пакет поправок в антитеррористическое законодательство России, согласно которому причастность к террористической группировке или подготовка к террористическому акту будут наказываться вплоть до пожизненного заключения. Это объясняется прежде всего повышенной опасностью данного вида преступления, а также тем что защита и охрана прав и свобод гражданина является первостепенной задачей государства.

Методологической основой работы стали такие методы научного познания как анализ и сравнение.

Эмпирической основой работы являются нормативные правовые акты, такие как Конституция Российской Федерации как базовый закон для всей системы законодательства России, Уголовный Кодекс Российской Федерации как основополагающий акт уголовного законодательства и другие.

При подготовке данной работы были использованы труды таких авторов В.П. Ревина, Ф.Р. Сундурова, А.И. Рарога, Ю.М. Антонян, В.С. Комиссарова и других.

Поставленная цель и задачи определили структурное построение работы, которая состоит из введения, двух глав, которые поделены на параграфы, заключения и списка использованных нормативных правовых актов и специальной литературы.

Понятие уголовной политики

Уголовная политика: понятие, принципы, содержание

Политика государства, как известно, осуществляется в двух направлениях, то есть во внутреннем и во внешнем, которые в свою очередь подразделяются на различные отрасли. Именно одной из таких подотраслей внутренней политики и является уголовная политика государства. Данное положение дает нам возможность предположить, что уголовная политика будет являться родовым понятием по отношению к политики государства в целом, которая является в свою очередь видовым понятием для всех отраслей государственной политики.

Законодатель не дает никакого определения тому, что понимать под уголовной политикой. В теории права и юридической литературе каждый автор по-своему дает определение уголовной политики. По мнению Комиссарова Владимира Сергеевича, «уголовная политика (уголовно-правовая политика) - это выработанная государством генеральная линия, определяющая основные направления, принципы, цели и средства воздействия на преступность путем формирования уголовного законодательства, практики его применения, а также воздействия на правовую культуру и правовое сознание населения». Другие же определяют ее просто как специальную деятельность государства и уполномоченных ее органов в сфере борьбы с преступностью. Не смотря на различные трактовки определения, все авторы сходятся на том, что уголовная политика есть политика по борьбе с самым опасным социальным явлениям, таким как преступность. Проанализировав различные определения уголовной политики, можно выявить характерные черты, свойственные данному направлению государственной политики. К таким особенностям можно отнести:

Уголовная политика - это особый вид государственной деятельности, определяющий направления и методы борьбы с преступностью;

Уголовная политика нацелена не только на борьбу с преступностью, но и на устранение причин ее порождающих;

Уголовная политика ориентирована на соблюдении и защиту прав и свобод человека и гражданина, поскольку защита интересов человека и гражданина является первоочередной задачей государства;

Для борьбы с преступностью и ее причинами уголовная политика использует не только юридические средства и методы, но и социально-экономические, а также политические. Данные средства находятся в тесном взаимодействии и взаимовлиянии между собой, что проявляется в разработке государственных программ по борьбе с преступностью.

В эксклюзивном интервью «Российской газете» председетель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин особо подчеркнул, что «Самым прямым образом уголовная политика призвана ограждать граждан от преступных посягательств, это одно из средств создания нормальных условий для их спокойной и достойной жизни. Она должна защищать принадлежащую им собственность, их права и свободы. А добиться позитивных результатов в защите таких ценностей можно лишь посредством энергичной борьбы с преступностью при условии привлечения к ответственности каждого за совершенное преступление». В данном утверждении раскрывается вся сущность уголовного законодательства, поскольку уголовное право является единственной отраслью российского законодательства, ориентированной на защиту и охрану интересов граждан от любых преступных посягательств.

Вся система уголовной политики строится на определенных принципах. В теории права под принципами понимают определенные базовые начала, определяющие особенности и содержание различных отраслей права. Такими базовыми началами для уголовно-правовой политики являются: социальная обусловленность, научная обоснованность, устойчивость и предсказуемость, легитимность и демократическая сущность, гуманность и нравственность, справедливость, гласность, приоритетность прав человека, соответствие международным стандартам, экономия репрессий, неотвратимость ответственности. Данные принципы находятся в тесной взаимосвязи между собой, они дополняют и взаимообуславливают друг друга. Выработкой данных принципов уголовной политики занимается криминология, наука изучающая преступность во всех ее проявлениях.

Первые три уровня уголовной политики можно назвать теоретическими, то есть когда закладываются цели, задачи и формируются принципы уголовной политики. Последние два уровня представляют собой практический этап реализации уголовной политики, когда государство и уполномоченные его органы претворяют в жизнь ее цели и задачи.

Цели и направления уголовной политики России

Цель представляет собой некий желаемый результат, которого в своей деятельности стремиться достичь государство. Любая цель по своей природе распадается на общую и множество конкретных целей. Такой общей целью для уголовной политики является борьба с преступностью во всех ее проявлениях. Безусловно, искоренение преступности, как такового явления невозможно, поскольку на ее распространение оказывают влияние различные факторы (социальные, экономические и многие другие), то в этой связи целью уголовной политики становится сдерживание роста преступности и по возможности ее минимизация. Кроме того, в юридической литературе выделяют и иные цели:

Регулирование практики применения указанных отраслей права;

Воздействие на преступность путем разработки теоретических концепций, направленных на противодействие преступности.

Способом реализации поставленных целей служат различные средства. Средства уголовной политики представляют собой применение уголовной ответственности в объеме и пределах, установленных уголовным законодательством. Немаловажную роль в реализации данных целей играют и государственные программы по борьбе с преступностью, в частности в январе этого года распоряжением Правительства Российской Федерации был утвержден план реализации государственной программы об «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». По своей сути, данная программа представляет собой развернутый стратегический план стабилизации криминальной ситуации в стране, противодействия преступности и обеспечение общественного порядка в целом. Отдельное внимание программа уделяет и повышению безопасности дорожного движения, что является очень важным, особенно в последнее время. Кроме того, авторы программы рассчитывают повысить качество системы МВД в целом по противодействию преступности.

Достижение этих целей предполагает комплексное решение ряда взаимосвязанных задач уголовно-правовой политики. По мнению Епифановой Елены Владимировны, задачами уголовной политики являются:

Разработка и принятие нормативных актов, целевых программ, позволяющих осуществлять противодействие преступности;

Толкование действующего законодательства в сфере противодействия преступности с целью выяснения и разъяснения его точного смысла;

Выявление эффективности деятельности правоохранительных органов по применению на практике институтов и норм уголовного права;

Недопущение нарушения взаимосвязи между нормами уголовного права и нормами различных отраслей законодательства.

Как мы видим и цели, и задачи уголовной политики разнообразны, что еще раз подчеркивает ее многосторонний характер.

Данные направления выявлены с учетом особенностей действующего Уголовного кодекса Российской Федерации и реалий современной жизни общества.

Итак, уголовная политика представляет собой деятельность государства, направленную на борьбу с преступностью, что является неотъемлемой частью в обеспечении безопасности граждан в условиях современной криминальной обстановке в стране. Цели такой деятельности довольно разнообразны, среди которых можно выделить: сдерживание роста преступности, формирование уголовного законодательства, которое будет отвечать всем реалиям развития общества на современном этапе.

Реализация уголовной политики

Формы и методы реализации уголовной политики

Реализация уголовной политики выражается в претворении в жизнь конкретных мер по достижению поставленных целей и задач.

Реализация политики - это сложный и трудоемкий процесс, в результате которого цели и задачи могут меняться, однако принципы всегда остаются неподвижными. Для реализации уголовной политики государство и уполномоченные ее органы разрабатывают соответствующие программы, организуют и координируют деятельность всех субъектов процесса реализации.

Другими вспомогательными источниками, содержащими уголовно-правовые нормы являются нормы Конституции России, иных федеральных законов, а также международные договоры Российской Федерации. Однако данные правовые акты будут являться скорее формой выражения уголовной политики, чем формой реализации. Форма же реализации политики предполагает:

Деятельность государства по охране правопорядка и общественного порядка, в целом;

Деятельность правоохранительных органов государства, различных силовых структур по противодействию преступности;

Издание нормативных правовых актов, которыми могли бы руководствоваться органы государства, осуществляющие функции по борьбе с преступностью.

Реализация рассматриваемой политики может осуществляться также по средством законотворчества и правоприменения.

Но это совсем не означает, что реализацией уголовной политики будут и должны заниматься только федеральные органы власти. Для более эффективного применения уголовного закона все вышеуказанные субъекты реализации уголовной политики должны работать взаимосвязано.

Как было отмечено ранее реализация политики осуществляется не только с помощью форм, но и различными методами. Методы представляют собой совокупность средств и способов, с помощью которых уголовная политика воздействует на преступность. Мы уже упоминали про методы уголовной политики, когда говорили про ее направления, теперь рассмотрим их подробнее. Итак, к методам уголовной пол

итики относятся криминализация и декриминализация деяний, пенализация и депенализация.

Криминализация - это процесс и результат признания определенных видов общественно-опасных деяний уголовно наказуемыми.

Соответственно, декриминализация есть отмена уголовной ответственности за те или иные деяния ранее признававшиеся преступными.

С точки зрения законодателя существует два способа процесса криминализации. Первый способ можно обозначить, как классический, заключается он в отнесении общественных деяний к числу преступных путем закрепления признаков составов соответствующих преступлений в нормах Особенной части Уголовного кодекса. Второй способ криминализации носит больше гипотетический характер и заключается в изменении норм Общей части, например изменение оснований и условий уголовной ответственности, изменения формы вины за конкретное преступление и другие.

Криминализация и декриминализация деяний не является прихотью законодателя, а представляют собой необходимую потребность общества. Процесс криминализации возникает вместе с тем, как появляется общественная опасность деяний, а при отпадении общественной опасности соответствующих деяний мы наблюдаем их декриминализацию.

Пенализация представляет собой процесс определения характера наказуемости преступных деяний, а также их фактическую наказуемость.

Депенализация представляет собой процесс установления в законе и применения на практике различных видов освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Формами депенализации, закрепленными в законе являются:

Освобождение от уголовной ответственности на основании статей 75, 76, 761 Уголовного кодекса;

Освобождение от отбывания наказания, согласно статьям 73, 79, 82, 821, 83 Уголовного кодекса;

Освобождение от наказания на основании статей 801, 81 Уголовного кодекса.

В уголовной политики, как и во всей уголовно-правовой системе, используется также метод императивного воздействия, то есть действие в строгом соответствии с тем, как прописано в законе. Императивный метод, в целом, является преобладающим в уголовном законодательстве, что объясняется прежде всего спецификой уголовно-правовых норм.

Реализация уголовной политики в действующем уголовном законодательстве

Действующее уголовное законодательство было принято в 1996 году. За 18 лет существования в него были внесены десятки, даже сотни различных изменений. В результате таких изменений часть статей Уголовного кодекса утратило силу, наказания по некоторым видам преступлений ужесточено, а по некоторым наоборот смягчено.

Современное уголовное законодательство России по сравнению с уголовным законодательством советского периода носит более гуманный характер. Это можно объяснить:

Влиянием норм и принципов международного права на уголовное законодательство в целом;

Влиянием минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия, в частности в отношении несовершеннолетних;

Соответствием уголовно-правовой системы современному развитию общества и государства в целом.

При реализации уголовной политики в действующем уголовном законодательстве должна быть учтена современная криминальная обстановка в стране, то есть уголовный закон должен отражать какие общественные деяния признаются преступными в данный момент развития общества, а равно также должно быть отражено какие деяния перестали признаваться преступлениями в силу различных обстоятельств. Это и подтверждает социальную обусловленность уголовной политики.

Реализация уголовной политики в действующем уголовном законодательстве происходит с учетом поставленных целей, задач в точном соответствии с заложенными принципами.

Наиболее яркое выражение в уголовном законодательстве получил такой принцип уголовной политики как гуманизм. Принцип гуманизма закрепился во многих статьях Особенной части настоящего кодекса, особенно что касается применения смертной казни. Согласно Конституции России каждый имеет право на жизнь. И это положение распространяется не только на рядовых граждан, но и на осужденных, так как защита прав и свобод гарантирована всем категориям граждан. Поэтому сегодня в качестве альтернативы смертной казни применяется пожизненное заключение. В этой связи пограничным принципом на ряду с гуманизмом выступает принцип экономии репрессий или как его еще называют в литературе принцип экономии мер принуждения, согласно которому при назначении наказания суд должен исходить из того, что в качестве наказания должна быть избрана предусмотренная для данного случая законом мера, обладающая наименьшей репрессивностью.

Современная криминальная обстановка в стране, включая последние события происходившие в России, в частности террористические акты в Волгограде, требует ужесточение наказания по некоторым видам преступлений. В январе этого года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен пакет поправок в антитеррористическое законодательство, который вступил в силу с мая этого года. Данные изменения предусматривают, в частности:

Пожизненное заключение для организаторов, пособников преступлений такого рода и тех, кто пропагандирует терроризм или его финансирует;

Ужесточение наказания за преступления террористической направленности объясняется в первую очередь повышенной общественной опасностью данного вида преступления, а также с участившимися случаями террористических актов в различных городах России.

В последнее время ведется также активная работа по совершенствованию российского антикоррупционного законодательства. Только за девять месяцев прошлого года по словам Председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина к следователям поступило свыше 45 000 сообщений о коррупции. Суммарный ущерб по коррупционным делам по оценкам Следственного комитета составил 13 млрд рублей. Только за январь этого года было выявлено 4 преступления коррупционной направленности, сума взятки по которым составила в суммарном количестве более 1,5 млн. рублей. И эта цифра растет год от года. Чаще всего получателями взятки становятся чиновники различного уровня, преподаватели вузов и инспекторы дорожного движения. Граждане считают, что лучше дать взятку, чем ждать пока до тебя дойдет очередь, однако они забывают, что уголовной ответственности подлежит не только лицо, получившее взятку, но и лицо, давшее эту взятку. Последние изменения, внесенные в антикоррупционное законодательство значительно расширили полномочия органов власти в сфере противодействия коррупции, а также теперь согласно нововведениям минимальный размер штрафа за дачу, получение взятки, а также за посредничество во взяточничестве составляет в размере пятнадцатикратной суммы взятки. Однако не смотря на все введенные наказания, коррупционные преступления остаются на значительно высоком уровне, правда и раскрываемость преступлений данного рода растет.

С одной стороны мы наблюдаем ужесточение наказания за различного рода преступления, с другой стороны целый ряд статей Особенной части настоящего кодекса содержит примечания, согласно которым лица, впервые совершившие преступления, а также активно способствовавшие раскрытию данных преступлений или добровольно отказавшиеся от доведения преступления до конца могут быть освобождены от уголовной ответственности при условии, что в их действиях не содержится состава иного преступления. Данная возможность избежание уголовной ответственности связана главным образом с меньшей общественной опасностью данных преступлений.

Современная уголовная политика реализуется с учетом политики гласности, что подтверждает демократичный характер власти. Гласность или открытость означает, что каждый гражданин может узнать о всех нововведениях, вносящихся в уголовное законодательство. Это стало возможным благодаря созданию таких справочных систем как Гарант и Консультант +. Кроме того, политику гласности в своей деятельности стала использовать и судебная власть. Судебную практику по различным уголовным делам, Постановления Пленумов Высшего Арбитражного и Верховного судов можно найти в свободном доступе на их официальных сайтах. Также возрастает роль средств массовой информации в освещении судебных процессов.

В результате таких изменений Уголовный кодекс утратил своей системности.» Его поддержали все парламентарии и депутаты без исключения, включая Спикера Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она отметила необходимость аккуратно, системно и последовательно выстраивать процесс реформирования уголовно-правовой политики. Говоря о положительных моментах модернизации уголовного законодательства, необходимо отметить прежде всего прежде всего то, что в действующем Уголовном кодексе проработана детальная система разграничения преступления по объекту посягательства, а также ужесточение наказания по наиболее опасным преступлениям.

Для последовательной реализации политики органы власти создают различные концепции уголовно-правовой политики. Концепция представляет собой совокупность положений, определяющих сущность, цели, направления, приоритеты развития уголовной политики в области защиты граждан, общества и государства от преступных посягательств средствами уголовного законодательства. Последняя такая концепция, которая сейчас успешно реализуется в действующем уголовном законодательстве, была принята в 2012 году. Завершающем этапом реализации данной концепции будет подготовка новой редакции Уголовного кодекса, которая должна будет отвечать всем реалиям развития общества и отражать существующую криминальную обстановку в стране.

Итак, реализация уголовной политики означает претворение в жизнь ее целей, задач в точном и полном соответствии с заложенными принципами. Формой реализации уголовной политики является конкретная деятельность государства и уполномоченных ее органов по обеспечению безопасности общества от преступных посягательств. Для более эффективного применения уголовного закона все субъекты уголовной политики должны работать взаимосвязано.

Заключение

Сегодня не существует единого мнения о том, что понимать под уголовной политикой, что осложняет само понимание того, что есть уголовная политика. В связи с этим возникает предложение о законодательном закреплении определения уголовной политики. В самом общем плане уголовная политика представляет собой деятельность государства и уполномоченных ее органов по борьбе с преступностью.

Цели такой деятельности довольно разнообразны. Среди целей уголовной политики в литературе выделяют:

Сдерживание роста преступности, путем формирование уголовного законодательства, отвечающего всем реалиям развития общества на современном этапе;

Формирование согласованного уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства;

Регулирование практики применения указанных отраслей права.

Исходя из анализа данных целей, задачами уголовной политики являются:

Защита личности, собственности, государства и иных охраняемых уголовным законом интересов от преступного посягательства;

Выявление эффективности деятельности правоохранительных органов по применению на практике институтов и норм уголовного права.

В юридической литературе выделяются и иные задачи.

Уголовная политика является многоаспектной деятельностью. И эта многоаспектность проявляется в ее направлениях (криминологическая политика, уголовно-процессуальная политика, уголовно-исполнительная политика и иные направления).

В действующем уголовном законодательстве реализация уголовной политики происходит с учетом поставленных целей, задач в точном соответствии с заложенными принципами.

Реализация уголовной политики осуществляется по средствам различных форм и методов. Формой реализации рассматриваемой политики является деятельность государства по противодействию преступности, а также по обеспечению безопасности правопорядка и общественного порядка в целом. При реализации вышеуказанных целей и задач уголовная политика использует такие методы, как криминализация и декриминализация деяний, пенализация и депенализация.

В последнее время ведется активная работа по совершенствованию российского уголовного законодательства, в частности ужесточаются наказания по преступлениям террористичесской и коррупционной направленности. Данная ситуация объясняется современной криминальной обстановкой в стране, а также повышенной опасностью данных преступлений.

Для реализации политики органы власти создают различные концепции уголовно-правовой политики. Последняя такая концепция, была принята в 2012 году. Завершающем этапом реализации данной концепции будет подготовка новой редакции Уголовного кодекса, которая должна будет отвечать всем реалиям развития общества и отражать существующую криминальную обстановку в стране.

Список используемых нормативных правовых актов, судебной практики и специальной литературы

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12. 1993. (С изменениями от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 1. - Ст.1; Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 1. - Ст. 2.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.05.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - 17 июня. - № 25. - Ст. 2954. Российская газета. - 1996. - 18 июня. - № 113. - 1996. - 19 июня. - № 114. - 1996. - 20 июня. - № 115. - 1996. - 25 июня. - № 118.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 28.12.2013 г. N 396-ФЗ) // Российская газета. - 30 декабря 2008. Собрание законодательства Российской Федерации. - 30 декабря 2008. - № 52. - ст. 6228.

Федеральный закон 6 марта 2006 года N 35-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О противодействию терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 13 марта 2006. - № 11. - ст. 1146. Российская газета. - 10 марта 2006. - № 48.

Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - 20 мая. - № 21. - Ст. 2468. Российская газета. - 1996. - 21 мая. - № 94.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 января 2014 № 42-р «Об утверждении плана реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 27 января 2014. - № 4. - ст. 403.

Материалы судебной практики

Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2012. - № 4.

Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 (В редакции Постановления Пленума Верховного Суда от 3 декабря 2013 г. № 33) «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»// Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2013.

Специальная литература

Антонян Ю. М. Криминология: учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 523 с.

Боженюк С. А., Грачева Ю. В., Ермакова Л. Д. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А. И. Рарог. - 10-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2014. - 960 с.

Гаухман Л. Д. Уголовное право. Часть Общая. Часть Особенная: учебник. - М.: Юриспруденция, - 1999. - 784 с.

Епифанова Е. В. Концепция уголовно-правовой политики России как средство управления процессом противодействия преступности// Вестник самарской гуманитарной академии. Серия: Право. - 2009. -№ 2

Комиссаров В. С., Крылова Н. Е., Тяжкова И. М. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учебник для вузов. - М.: Статут, 2012. - 879 с.

Побегайло Э. Ф. Уголовная политика России: Авторская концепция // Вестник Балтийского Федерального Университета им. И. Канта. - 2007. - № 9

Рарог А. И. Уголовное право России. Общая часть. 3-е изд., с изм. и доп. - М.: Эксмо, 2009 - 496 с.

Ревин В. П. Уголовное право России. Общая часть: учебник 2-е изд. испр. и доп - М.: Юстицинформ, 2010. - 297 с.

Русецкий А. Е. Уголовная политика России // Российская юстиция. - 1999. - №5

Чубинский М. П. Очерки уголовной политики: Понятие, история и основные проблемы уголовной политики как составного элемента науки уголовного права - М.: Инфра, 2008. - 435 с.

Интервью Александра Бастрыкина «Российская газета». - [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.rg.ru/2013/03/19/bastrikin.html, свободный. - Проверено: 21.02.2014

Выступление Чайки Ю. Я. на парламентских слушаниях на тему «Уголовная политика в Российской Федерации: проблемы и решения». -[Электронный ресурс] - режим доступа: http://genproc.gov.ru/, свободный. - Проверено: 30.03.2014

Выступление Валентины Матвиенко на парламентских слушаниях на тему «Уголовная политика в Российской Федерации: проблемы и решения».- [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.garant.ru/news/506254/, свободный. - Проверено: 02.04.2014

Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерация опубликована на сайте Общественной палаты Российской Федерации. - [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.oprf.ru/, свободный. - Проверено: 01.05.2014

Вопросы преступности и наказуемости деяний находятся в центре государственной уголовной политики. Признание того или иного деяния настолько опасным, что необходимо введение государственного принуждения в отношении лиц, его совершивших, выбор таких мер, которые бы гарантировали реальную безопасность, носят политический характер, поскольку являются одним из основных средств поддержания, укрепления, развития существующего государственного строя. В них наиболее последовательно воплощается воля народа.

Разрешая эти уголовно-политические вопросы, государство встает перед необходимостью официального закрепления задач по борьбе с преступностью, раскрытию их содержания, направлений, форм.

Уголовное право представляет собой систему уголовно-правовых норм, направленных на борьбу с преступностью, оно является одной из форм реализации уголовной политики. Последняя же - это руководящие идеи, принципы, перспективы, вырабатываемые государством и обществом в той же сфере.

Уголовная политика первична по отношению к уголовному праву. Она определяет задачи, стоящие перед ним, и большей частью воплощается в нем. В то же время уголовное право в некоторой степени самостоятельно от уголовной политики. Оно, как и право вообще, довольно консервативно. Являясь надстроечной категорией, уголовное право не всегда соответствует быстро меняющимся условиям общественной жизни. Уголовная политика мобильнее, быстрее реагирует на новое. Это отчетливо видно в период происходящих в стране реформ.

Уголовному праву, выраженному в уголовном законе, присущ принцип стабильности. В уголовной политике постоянно стабильны только принципы, в соответствии с которыми она осуществляется: принцип главенства деятельности по предупреждению преступлений; принцип дифференциации и индивидуализации ответственности; принцип экономии мер уголовной репрессии; принцип эффективности уголовной ответственности и ее неотвратимости; а также общеправовые принципы: законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма. Конкретное содержание уголовной политики определяется тем периодом, который переживает государство. Она поэтому может неоднократно полностью или частично меняться в рамках действия одного уголовного права и уголовного закона.

Уголовная политика в большей, чем уголовное право, степени зависит от эффективности средств борьбы с преступностью. Если практика правоохранительных органов свидетельствует, что та или иная правовая норма не выполняет задач, поставленных перед уголовным правом, уголовная политика ограничивает ее применение либо ищет взамен «рабочую» норму.

Таким образом, вопросы в сфере определения преступного и борьбы с ним являются политическими. Государство вырабатывает задачи, средства, содержание, направления этой борьбы, то есть - уголовную политику. Уголовное право аккумулирует в себе сущность уголовной политики. Изменения уголовного права зависят от изменений уголовной политики. В то же время изменения последней не всегда влекут за собой изменения в уголовном праве, так как политика имеет и другие формы реализации.

Уголовная политика является ядром государственной политики в сфере борьбы с преступностью, однако не исчерпывает последнюю. В государственную политику в сфере борьбы с преступностью входят, например, уголовно-процессуальная политика, уголовно-исполнительная политика, в некоторой степени - социальная и экономическая политика и т.д.

Уголовная политика характеризуется следующими признаками. Ее предметом выступает преступность. Она имеет своим содержанием идеи, основополагающие начала, принципиальные положения воздействия на преступность уголовно-правовыми методами в сторону ее снижения, уменьшения ее общественной опасности. Перед нею стоят задачи охраны общественных отношений, обеспечения реальной общественной безопасности и общественного порядка, минимизации в меру современных возможностей уровня преступности .

Для решения названных задач уголовная политика выступает в качестве правоформирующего фактора, лежит в основе действующего законодательства, порождает его изменения. Поскольку единственным в нашей стране источником уголовного права является уголовный закон, что ныне зафиксировано в ст. 1 УК, уголовная политика через уголовное право играет главенствующую роль в уголовном законотворчестве.

Кроме уголовного права и, опосредованно, уголовного закона, формой реализации уголовной политики служит правоприменительная деятельность.

Уголовная политика представляет собой в то же время направление деятельности Российского государства в сфере охраны общественных отношений средствами уголовного права. Она носит научно обоснованный и планомерный характер, опирается на возможность познания социальных потребностей и потенциалов российского общества и государства на каждом этапе его развития в сфере борьбы с преступностью .

Российская уголовная политика - это направление деятельности Российского государства в сфере охраны демократического общественного строя от преступных посягательств, заключающееся в выработке и формулировании идей и принципиальных положений, форм и методов уголовно-правового воздействия на преступность в целях ее снижения и уменьшения ее негативного влияния на социальные процессы.

1) определение принципов уголовно-правового воздействия на преступность;

2) установление круга преступных деяний путем выработки критериев преступного и наказуемого и исключение из круга преступных деяний с учетом этих критериев;

3) разработку общих начал назначения наказания, его применения и условий освобождения от наказания;

4) определение направлений деятельности правоохранительных органов в целях более эффективного применения уголовного закона.

Принципы уголовно-правового воздействия на преступность складываются из принципов уголовного права, выражающихся в законодательных принципах, и принципов самой деятельности по созданию и применению уголовного закона.

Принципы деятельности по созданию и применению уголовного закона заключаются в принципах неотвратимости ответственности; главенства деятельности по предупреждению преступлений; дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности; экономии мер уголовной репрессии; эффективности мер уголовной ответственности.

Главная проблема, с которой сталкивается государство при проведении уголовной политики, это проблема криминализации или выделения круга деяний, являющихся преступлениями, и мер, достаточно карающих и предупреждающих их. Она включает в себя множество аспектов принципиального значения, таких, например, как выработка общих признаков, которые бы характеризовали преступление, оснований и условий уголовной ответственности и освобождения от нее; признание обязательными или необязательными для применения мер государственного принуждения некоторых свойств лица, совершившего преступление (возраст, виновность и др.); определение целей наказания и его видов, условий освобождения от него и т.д. Избранная государством позиция закрепляется уголовной политикой в уголовном праве, облаченном в форму уголовного закона.

Криминализация в более узком смысле предполагает только признание тех или иных видов общественно опасных деяний преступлениями и установление конкретных наказаний за них. В период между широкими кодификациями уголовно-правовых норм уголовная политика занимается в плане правотворчества прежде всего криминализацией в узком смысле.

В центре внимания уголовной политики всегда находится и процесс декриминализации, то есть исключения уголовной ответственности и наказания за ранее преступные и наказуемые деяния. Декриминализация в межкодификационное время встречается на практике гораздо реже криминализации. Это обусловлено в основном двумя факторами: введением уголовной ответственности за такие деяния, общественная опасность которых достаточно высока, и малой эффективностью принятых уголовно-правовых норм, в связи с чем задачи уголовно-правового запрета остаются нереализованными. Например, в УК 1960 г. декриминализации подверглись тунеядство (ст. 2091), мелкое хищение государственного или общественного имущества (ст. 96), ряд других составов. С принятием УК РФ 1996 г. декриминализированы незаконный отпуск бензина или других горюче-смазочных материалов (ст. 1564 УК РСФСР) и др.

Криминализация, как и право, имеет своим источником материальную жизнь общества. Принято выделять основания и принципы криминализации. Основания порождают криминализацию, свидетельствуют о социальной необходимости новой уголовно-правовой нормы. Введение уголовной ответственности за ранее непреступные деяния чаще всего вызывалось появлением вредных, иногда неожиданных, побочных последствий некоторых позитивных социальных процессов (например, на почве непродуманной борьбы с пьянством возникла токсикомания). В иных случаях оно было связано с возникновением новых видов общественно опасной деятельности людей; необходимостью усилить охрану конституционных прав и свобод личности; неблагоприятной динамикой отдельных опасных поступков людей, ранее регламентированных административным правом; научно-техническим прогрессом, развивающим потенциально опасные для людей сферы науки и техники. Эти и иные основания показывают необходимость изменений уголовного законодательства. Вовремя создать норму, адекватную такой необходимости, - дело уголовной политики.

Уголовную политику творят люди, которым свойственно ошибаться. Поэтому иногда появляются законы и решения, необходимость которых не вызывалась общественными потребностями. Так, в 1991 г. из УК была изъята ст. 227 - посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов. В определенной мере это повлияло на активизацию таких религиозных объединений, как «Белое братство». В результате был нанесен ущерб здоровью людей, вовлеченных в подобные объединения. В 1993 г. законодатель устранил свою ошибку, норма восстановлена (ст. 239 УК 1996 г.).

Избежать подобных ошибок помогают принципы криминализации. В частности, принцип общественной опасности заключается в том, что криминализируемое деяние должно быть вредным для общества, причинять серьезный ущерб общественным отношениям. Принцип относительной распространенности деяния подчеркивает неединичный характер последнего. Деяние, преследуемое в уголовном порядке, не может быть случайным для общества, а должно быть типичным, повторяться в непохожих условиях разными людьми. Принцип преобладания положительных последствий криминализации отражает на практике то, что вред, причиненный применением мер уголовно-правового воздействия за опасный проступок, не может быть больше вреда от самого этого деяния. Принцип соответствия криминализации уголовной политике состоит в адекватности криминализации задачам, целям, общим положениям и содержанию уголовной политики. Поскольку основной формой осуществления уголовной политики служит уголовное право, вновь принимаемая уголовно-правовая норма не может противоречить уже действующему уголовному законодательству.

Криминализация, проведенная в соответствии с объективными основаниями и перечисленными принципами, является более эффективной, учитывает и нейтрализует в определенной мере свои нежелательные последствия.

Криминализация как ядро уголовной политики осуществляется прежде всего на уровне уголовного правотворчества и выливается в результате в уголовный закон. Во время проведения кодификации уголовно-правовых норм она носит всеобъемлющий характер, ее цель - не просто выделение общественно опасных деяний из жизни и придание им признаков преступления со справедливым наказанием, а создание целостной системы уголовно-правового запрета. В межкодификационное время задача законодателя проще: следовать изменениям уголовной политики и проводить соответствующую частичную криминализацию.

Формой реализации уголовной политики является не только уголовное право, но и правоприменительная деятельность. Именно в ней выражается еще одна сторона содержания политики: борьба с избранным кругом преступного и наказуемого - преступностью. В зависимости от этапа развития общества и государства эта борьба ведется преимущественно по различным направлениям.

Основными чертами российской уголовной политики на современном этапе являются: неразрывная связь с укреплением правовой основы государственной и общественной жизни, неуклонным соблюдением законности и правопорядка; усиление борьбы с преступностью, прежде всего с организованной ее формой; решение задач предупреждения преступлений, выявление и устранение причин преступности в стране; воспитание граждан в духе непримиримости к любым нарушениям законности, готовности активно участвовать в охране правопорядка; использование в борьбе с преступностью авторитета общественного мнения и силы закона.

В период реформирования социально-экономической и политической сферы общества и государства, становления правового государства уголовная политика, реализуясь в уголовном законодательстве, способствует претворению в жизнь принципов социальной справедливости, ответственности граждан за свои поступки.

Поскольку уголовная политика является частью государственной политики, она заинтересована во всестороннем упрочении и развитии международных связей. Осуществляется это путем содействия уголовного законодательства борьбе с преступлениями против мира и безопасности человечества.

Ожидаемые последствия уголовной политики, ее результаты заключаются в следующем: каждый человек должен быть твердо уверен в охране его прав и законных интересов, чувствовать заботу государства о неприкосновенности его личности и имущества, уважение к чести и достоинству. Ни один правонарушитель не должен уйти от установленной законом ответственности, ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Уголовный закон выполняет свои функции путем применения к виновным самых жестких мер государственного принуждения. Уголовная политика нацеливает правоохранительные органы на необходимость индивидуализации и дифференциации ответственности, вновь и вновь указывая, что уголовное наказание должно применяться в точном соответствии с законом, с учетом тяжести совершенного преступления и личности виновного, на основе принципов справедливости и гуманизма. Индивидуализация и дифференциация ответственности, таким образом, - главенствующее направление уголовной политики при ее реализации.

Приоритетными направлениями современной уголовной политики являются обеспечение охраны человека и гражданина, собственности; защита рыночных общественных отношений и новых принципов и форм хозяйствования; борьба с организованной преступностью, коррупцией, наркоманией и др.