Криминалистическая характеристика преступлений экстремистской направленности. Оперативно-розыскная характеристика преступлений террористического характера и экстремисткой направленности

б) повлекшие по неосторожности смерть человека;

в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения .

3. Пособничество в совершении преступления, предусмотренного статьей 205 настоящего Кодекса.

Примечание:

1. Под финансированием терроризма понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных , , 205.2 , , , , , , , , и настоящего Кодекса, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

1.1. Под пособничеством в настоящей статье понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации.

Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства

в) организованной группой.

Статья 282.1. Организация экстремистского сообщества

1. Создание экстремистского сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности, а равно руководство таким экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества в целях разработки планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности.

2. Участие в экстремистском сообществе.

3. Деяния, предусмотренные или настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения.

Примечание: Под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса и пунктом «е» части первой статьи 63 настоящего Кодекса.

Статья 282.2. Организация деятельности экстремистской организации

1. Организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

2. Участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Примечание:

Лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Указана дата переноса документа на новую платформу 1C-bitrix.

Уголовная ответственность за террористический акт и преступления террористического характера .

(Лекция в системе антитеррористической работы)

Вечерней школы № 15 г. Ульяновска

Завражнов П.А.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одним из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является деятельность террористических организаций и групп, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти, а также сохраняющийся рост преступных посягательств против общественной безопасности .

В своем выступлении на совместном совещании руководителей Совета Безопасности, Антитеррористического комитета, Министерства обороны, ФСБ, МВД и Прокуратуры РФ, в мае 2015 года, Президент Российской Федерации Путин В.В. сказал: «Одним из факторов способствующим формированию современного терроризма является большое количество суверенных политических единиц, независимых государств управляемых в некоторых случаях алчными, фанатичными и не слишком разборчивыми в способах достижения своих целей . Это приводит к тому, что находятся государства, поддерживающие террористов в их борьбе. Помощь оказывается в виде предоставления баз, обучения, финансирования, оружия, средств связи известны случаи использования посольств для баз террористов и использование дипломатической почты для снабжения террористов. Своевременное реагирование и активная деятельность политических организаций, общественных движений, религиозных объединений, имеют огромное значение в противодействии терроризму.

Особым обстоятельством, определяющим актуальность проблемы терроризма, является происходящая глобальная перегруппировка политических сил в мире, сопровождающаяся перераспределением сфер влияния. В этой ситуации Россия превратилась в объект пристального внимания большинства ведущих стран мира, рассматривающих ее как возможную сферу своих интересов, в целях реализации которых, вполне могут быть применены и противоправные, насильственные средства. К числу источников опасности для общественно – политической ситуации в российском государстве следует отнести и активно действующие на его территории организованные преступные сообщества террористического характера и различные экстремистские группы и организации. Террористические акты влекут за собой не только массовые человеческие жертвы, но и разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между народами и государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

Превращение России в одну из мишеней международ­ ного терроризма требует активизации совместных уси­лий государства и общества в борьбе с этим явлением во всех сферах социальной жизни, всеми законными средства­ ми. Ведь в конечном итоге от эффективности противодействия терро­ ристам зависит не только состояние национальной безопас­ ности, но и само существование Российского государства» .

В ст.3, п.1 Закона РФ «О противодействии терроризму» терроризм определяется, как идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. В этом же законе дается определение, что такое террористический акт и террористическая деятельность.

Террористический акт – это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях

К террористической деятельности Закон РФ «О противодействии терроризму» относит:

а) организация, планирование, подготовка, финансирование и реализация террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организация незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовка, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганда идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Исторический опыт свидетельствует о том, что движущей силой терроризма являются убеждения исполнителей террористических актов, целенаправленно формируемые в процессе их идеологической обработки, под воздействием которой у людей трансформируется шкала моральных ценностей, и совершение тяжкого преступления воспринимается ими как подвиг во имя торжества какой-либо идеи. Мотивы действий, которые провозглашают лидеры разных терро­ристических организаций и групп саамы разнообразнейшие. Так, националистические террористы взрывают и убивают, объявив себя, «борцами против национального угнетения своего народа (националистические мотивы). Религиозные террористы сеют смерть и разрушение, провозгласив себя «борцами за истинную веру (религиозные мотивы). Террористы-сепаратисты выдают себя за «за борцов против поработителей» и выступают против единства государства, требуя выхода из него (сепаратистские мотивы). Террористы антиглобалисты , совершая теракты, заявляют о том, что они стремятся остановить обнищание народа. Встречаются и совсем бредовые идеи типа: «Мы борцы против всего, что не наше и против всех, кто не с нами». Последователи этой идеи требуют переустройства мира по своему разумению. Кстати, одним из лидеров таких «борцов» был Усама Бен Ладан.

Все эти идеи преподносятся в розовых тонах и сильно влияют на умонастроение молодежи , психика которой не окрепла и более подвержена влиянию извне, что подтверждается целым рядом примеров из отечественной и зарубежной истории.

Специалисты по антитеррористической работе выделяют несколько типов террористов:

    Люди с неустойчивой психикой. Они примыкают к террористам с целью реализации своих склонностей к разрушению. Им все равно где и что взрывать.

    Террористы-наемники. Они являются наемными исполнителями и совершают теракта ради материального стимула.

    Террористы-попутчики. Это лица, находящиеся в федеральном розыске, дезертиры и пр.

    Фанатики-роботы. Это «зомбированные» нечеловеческой идеологией исполнители чужой воли.

Почти все они потенциальные самоубийцы типа: «шахид». Хотя само понятие шахид весьма далеко от тех деяний, которые вытворяют те, кто именует себя шахидом. По аннонам ислама словом «шахид» традиционно называют:

Погибшего в справедливой войне с агрессорами и (), защищая ислам и свободу соблюдения мусульманами своей религии;

Людей, погибших от рук бандитов при самообороне, защите семьи или имущества, отстаивании своей веры,

Умерших от различных эпидемий и даже влюблённых, умерших, сохранив свою честь;

Умерших от мучительных болезней, утопленников, женщин, умерших во время беременности и после родов. Кроме того, этот термин употребляется в юридической практике по отношению к свидетелям преступления, при заключении брака и т. д . Многие исламские богословы считают, что теракты-самоубийства и убийства мирных граждан в корне противоречат исламу. По мнению председателя , высказанного на проповеди во время празднования Курбан-Байрама в 2018 году: «…употребление таких религиозных терминов как „шахид“, „моджахед“, „воин Аллаха“ и других в отношении террористов в корне неверно и направлено, в первую очередь, на дискредитацию ислама» .

    Террористы-идеологи. Это идейные вдохновители, проповедники террора.

Идеологи разрабатывают конфессиональные или философские обоснования террора против конкретных лиц или социальных, национальных или религиозных групп. Типичный пример идеолога международного терроризма - шейх Яссин, духовный лидер палестинской террористической организации "Хезболла". Будучи инвалидом, с детства, он никогда лично не принимал участия в террористических актах, но именно в его проповедях, богословских и философских работах содержались обоснования и программы террористической деятельности палестинцев.

Специалисты утверждают, что обычные тер­рористы-боевики, а также чудом

уцелевшие террористы-смертники, сами ничего вразумительного о «высоких целях» терроризма сказать не могут. Их знания ограничи­ваются только тем, что им вдолбили религиозные экстре­мисты-кукловоды. То есть про «неверных», про «волю Ал­лаха», про «джихад» - священную войну, про обещанный после «героической смерти» рай.

Основные мотивы лидеров террористической деятельности носят идейный, но, чаще, псевдоидейный характер, направленный на радикальное изменение власти, экономики, бизнеса, преступной среды во имя собственных эгоистических политических, идеологических и экономических целей, прикрытых лозунгами о борьбе за интересы соответствующих слоев населения и разрешение их накопившихся социальных, национальных, религиозных и иных противоречий. Этот прием широко используется в обычной политической борьбе, но он является особо распространенным в организационной террористической деятельности. В ходе допросов данной категорией террористов было отмечено, что у большинства из них почти полностью отсутствует какой-либо самоупрек нравственного характера по поводу совершенного преступления. Большинство допрошенных ни в коей мере не признают, что совершали аморальные действия. Психологи, работавшие с так называемыми террористами-идеологами, констатировали, что такое почти поголовное отрицание своей вины во многом является проявлением психологической защиты. Оно вызвано тем, что признание вины пагубным образом отозвалось бы на самооценке этих людей - их престиже, способствовало бы его значительному снижению в глазах окружающих. В качестве примера можно привести выдержки из интервью, в котором Шамиль Басаев признал, что он был "плохим парнем, бандитом и террористом", однако заявил он, что, по его мнению, "русские сами террористы". Он заявил, что нападение на Беслан было выполнено, "чтобы остановить убийство тысяч и тысяч чеченских детей, чеченских женщин и стариков".

Объектами террористических актов являются не только столица или районы, находящиеся в «горячих» точках. В 2012 году в провинциальном Ульяновске был предотвращен теракт на Центральном рынке. По заключению экспертов-взрывников УФСБ РФ по Ульяновской области, заложенные в водосливных трубах самодельные взрывные устройства, могли причинить вред здоровью 150-200 человекам большая часть, из которых получили бы смертельные ранения. Практически преступники превратили сливные трубы в своеобразные пушки.

Задержанные по подозрению в подготовке теракта, пытались объяснить свои деяния банальной попыткой передела собственности в пользу одной из этнических группировок, контролировавших рынок. Взрыв же планировали провести ночью, с демонстративными целями напугать конкурентов. Однако, в ходе проведенной оперативной работы и обысков на квартирах у задержанных была найдена литература и видеозаписи с инструкциями по минированию объектов хозяйственного значения, а так же литература экстремистского содержания, изданные в Пакистане. В ходе расследования выяснилось, что аналогичные акции преступники готовили в Самаре, в Казани, в Нижнем Новгороде, в Саратове и Пензе.

По данным правоохранительных органов количество преступлений террористического характера, совершаемых на территории Российской Федерации, имеет стойкую тенденцию к росту. Если в 2010 году на территории РФ было совершено 27 преступлений, квалифицируемых, как терроризм, то в 2011 году эта цифра увеличилась до 38, в 2012 году до 55, в 2013 году был совершено 71 такое преступление, в 2014 году - 107, в 2015 году - 211, в 2016 году – 245.

С ростом числа терактов растет, естественно и число их жертв. Так, если в 2011 году жертвами террористов в Российской Федерации стало более 925 человек, 455 из которых погибло, то в 2012-2017 годах в результате террористических актов на территории Российской Федерации погибло 378 человек, еще 1059 был причинен вред здоровью различной степени тяжести .

О повышенной опасности деяний, квалифицируемых как преступления террористического, характера говорит и тот факт, что доля осужденных за эти виды преступлений выше доли лиц, осужденных за не менее опасное преступление – бандитизм. Так, если, на 01.01.17г. в местах лишения свободы содержалось 427 осужденных за бандитизм, то за преступления террористического характера таких осужденных в исправительных колониях находилось 753 человека .

Неотвратимость наказания лиц, совершивших акты терроризма, является необходимым условием эффективного предупреждения и борьбы с терроризмом.

Одним из главных направлений государственной политики в сфере общественной безопасности, в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, является совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью. Важнейшим средством борьбы с терроризмом является действующее уголовное законодательство, в частности ст. 205 – 205.5, 206, 211, 277, 360 УК РФ. Изучение следственной и судебной практики показывает, что в целом эта норма соответствует потребностям практики. Поправки, внесенные в УК РФ в течение 2010-2017 годов, в части, касающейся санкций за совершение теракта или преступлений террористического характера, значительно усилили их карательный момент .

За совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях - наказываются реальным лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет. Таким образом, законодатель приравнивает непосредственное совершение теракта с угрозой его совершения и определяет для этих деяний одинаковые санкции.

Теракт, совершенный при квалифицирующих его признаках, наказывается реальным лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет. Аналогично, согласно ч. 3 ст. 205.1 УК РФ, наказывается пособничество в совершении террористического акта.

Лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы наказывается теракт, повлекший за собой посягательство на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ, а так же если теракт повлек умышленное причинение смерти человеку.

С учетом того, что в квалифицирующих признаках ст. 205 УК РФ ничего не говорится об использовании террористами оружия, взрывчатых, отравляющих или иных веществ, способных причинить материальный ущерб или причинить вред здоровью, или гибель людей, то при определении наказания за теракт с использованием вышеперечисленных средств суды должны исходить из принципа соединения наказаний .

Организация совершения преступления, квалифицируемого, как террористический акт (ст. 205 УК РФ), прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ), захват заложника (ч.ч. 3 и 4 ст. 206 УК РФ), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона (Ст. 211 УК РФ) наказываются по ч. 4, ст. 205.1 УК РФ лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Не обойдены вниманием деяния, квалифицируемые УК РФ, как: содействие террористической деятельности; публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма; прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности; организация террористического сообщества и участие в нем; организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации. Перечисленные деяния признаны преступными в силу того, что все они способствуют «успешной» террористической деятельности. И, несмотря на то, что ни одно из них не причиняет непосредственно вреда здоровью граждан и не ведет к разрушению материальных ценностей, наказания за их совершения весьма серьезные.

Так склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, квалифицируемых, как террористическая, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до трех лет либо без такового. (ч. 1, статьи 205.1.УК РФ);

Если эти деяния, совершенны лицом с использованием своего служебного положения, то эти деяния наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от трех до пяти лет либо без такового.

Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма и публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании наказываются, согласно части 1, статья 205.2. УК РФ штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Именно по этим мотивам был осужден прихожанин мечети в селе Буратово Старокулаткинского района Ульяновской области, гражданин Юсупов. В своем обращении к верующим он называл бандитов из Исламского государств Ирака и Леванта истинными мусульманами и зачитывал выдержки из различного рода агитационных материалов, которые он переписал, слушая передачу по радио, которая транслировалась на русском языке одной из экстремистских радиостанций Ближнего Востока

Если это деяние совершается с использованием СМИ, то оно наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Организация террористического сообщества по ч. 1 ст. 205.4.УК РФ наказывается лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы. И не важно. Успело ли это сообщество реализовать свои планы или нет.

Участие же в деятельности такого сообщества по ч. 2 ст. 205.4.УК РФ наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до трех лет либо без такового.

Аналогично наказывается организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации. (Статья 205.5. УК РФ).

Анализ мер уголовного наказания за совершение преступлений террористического характера говорит о том, что в Российской Федерации выработаны довольно таки эффективные меры уголовного преследования, как непосредственных террористов, так и пособников террористической деятельности.

Захват или удержание лица в качестве заложника наказываются, согласно ч.1,ст.206 УК РФ лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Захват заложника, совершенный, группой лиц по предварительному сговору; с применением насилия, опасного для жизни или здоровья; с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия; в отношении заведомо несовершеннолетнего; в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности; в отношении двух или более лиц; из корыстных побуждений или по найму, согласно ч.2 ст. 206 УК РФ, наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

Если захват заложника осуществлен организованной группой или в результате захвата заложник умирает по независящим от преступников обстоятельствам или наступают иные тяжкие последствия, например, выкидыш у беременной женщины, или смерть наступила из-за несвоевременного приема лекарства диабетиком или расстройство психики и пр. То такие деяния наказываются лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет (ч.3, ст.206 УК РФ).

На срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы. наказываются виновные в захвате заложника за умышленное причинение ему смерти (ч.4 ст. 206 УК РФ).

Считаю, что необходимо объединить захват в заложники заведомо несовершеннолетнего лица, осуществление захвата в заложники женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности; причинение смерти по неосторожности и умышленное причинение смерти заложнику в одну часть статьи 206 УК РФ, оставив те же санкции. Введение данной нормы в ст.206 УК РФ не должно оставлять преступникам никаких шансов избежать максимально сурового наказания в случае смерти заложника независимо от причин наступления смерти, а так же за захват в заложники заведомо несовершеннолетнего лица или женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности.

Захват заложника, как правило, сопровождается насилием, и, как правило, насилием опасным для жизни. Жертва захвата, особенно лица, несовершенно летнего возраста, испытывает жесточайший стресс, последствия которого трудно предсказуемы и могут сказаться на психике. Так, в итоги нахождения в состоянии заложницы, у 11-летней Л. наступило расстройство психики, которое потребовало длительного лечения. Преступление было совершено с целью принудить дядю потерпевшей к отказу от сделки.

О последствиях захвата в заложники беременной женщины говорилось выше. Выкидыш, произошедший как итог стрессовой ситуации или применения насилия, это фактическое убийство.

Преступник, планирующий преступление, всегда осведомляется о санкциях за деяние, которое он собирается совершить и террористы не исключение.

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма ст. 207 УК РФ, хотя прямо и не причиняет разрушения и.т.п. пагубные последствия, но может привести к таковым, равно как и нанести вред здоровью или, даже стать причиной смерти.

Паническое поведение людей, узнавших о теракте, прогнозированию не поддается. Желая спастись от вероятных последствий взрыва, поджога, применения отравляющих веществ и прочих напастей, люди превращаются в стадо, где действуют уже инстинкты, а не здравый рассудок. А в этом состоянии можно просто покалечить окружающих, затоптать упавшего, причинить вред себе самому.

Что касается расходов на проведение антитеррористических мероприятий, вызванных ложным сообщением об акте терроризма, то они исчисляются, иногда, астрономическим суммами. Так, расходы, вызванные ложным сообщением о минировании пяти вокзалов в Москве в сентябре 2015 года, составили более 18 миллионов рублей . На несколько часов было остановлено движение поездов по пяти направлениям, не говоря о том, что к непосредственным поискам несуществующих бомб было привлечено более пятисот человек. Около тысячи сотрудников МЧС, скорой помощи, ремонтных и аварийных служб находились в состоянии экстренной готовности, хотя они могли быть полезными в другом месте. И это не говоря о умонастроениях пассажиров и персонала, эвакуированных с вокзалов, и тех, кто находился в поездах, остановленных на полустанках.

Статистика говорит, что большинство сообщений о готовящихся терактах поступает от несовершеннолетних в возрасте от 11 до 15 лет, причем во время учебного года. Кто-то не хочет идти в школу, кто-то желает «насолить» администрации школы, а кто-то ради интереса. Посмотреть, кто раньше приедет: МЧС, скорая помощь или полиция?

Поэтому законодатель и установил возраст наступления уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма, начиная с 14 лет.

Деяние, квалифицируемое по части 1, ст. 207 УК РФ, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. При квалифицирующих признаках в виде наступления тяжких последствий или причинения ущерба на сумму свыше одного миллиона рублей наказание составляет штраф в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишение свободы на срок до пяти лет.

Вопрос о компенсацию расходов, понесенных при проведении антитеррористических мероприятий, а также материального и морального вреда физическим лицам, решается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) относится к особо тяжким преступлениям и наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы.

Совершение нападения на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные или жилые помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет. При выборе наказания дополнительно должны учитываться последствия такого нападения: грабеж, разбой, угон транспортного средства, побои, причинение вреда здоровью различной степени тяжести, причинение смерти по неосторожности, умышленное причинение смерти лицу, пользующемуся международной защитой.

Однако, при расследовании дел в которых в качестве потерпевшего выступает лицо или лица, пользующегося международной защитой, необходимо учитывать, какие конкретно цели преследовал виновный и, самое главное, знал ли он, что потерпевший обладает дипломатическим или иным международным статусом.

Так при расследовании обстоятельств разбойного нападения на третьего советника по культуре посольства Перу выяснилось, что нападавшие имели целью личное обогащение и понятия не имели о том, что пострадавший относится к категории дипломатических сотрудников. Как заявил один из нападавших: «Мы подумали, что это или таджик, или армянин.»

Если это нападение имело целью спровоцировать международные осложнения или войну, то это деяние наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за преступления террористического характера.

Наличие в отдельных статьях Уголовного кодекса РФ, говорящих об ответственности за деяния террористического характера, специальных норм, предусматривающих освобождение от ответственности продиктовано в первую очередь необходимостью предотвращения тяжких последствий таких преступлений. Обстоятельства их совершения таковы, что эти преступления могут нанести непоправимый вред в виде гибели людей, возможно, с большим числом жертв, причинения тяжкого вреда их здоровью, крупного имущественного ущерба. Принимая во внимание все это, государство идет на компромисс с преступником, делая ему уступки, заботясь при этом о благополучии потерпевших.

Инициатива в предложении компромисса со стороны государства носит скорее вынужденный характер, а не мотивируется снисхождением к преступнику или экономией уголовно-правовой репрессии (как в общих случаях деятельного раскаяния). Тем самым законодатель предоставляет возможность виновному одуматься, путем совершения положительных посткриминальных поступков предотвратить наступление общественно опасных последствий в обмен на освобождение его от уголовной ответственности. Бескомпромиссная борьба с терроризмом невозможна без огромного количества жертв мирного населения, что вряд ли приемлемо. Поэтому преступления, в которых жизнь и здоровье зависят от усмотрения преступника, подлежат особым формам урегулирования. При возникновении подобных ситуаций, когда под угрозой находятся жизнь и здоровье людей, независимо от их количества целесообразно пойти на компромисс с виновным и тем самым предотвратить возможные нежелательные последствия, что и закреплено в примечаниях к ст. 205, 205.1, 205.5, 205.4, 205.5. и 206 УК РФ.

Освобождение от уголовной ответственности лиц, подозреваемых и обвиняемых за совершение преступлений террористического характера, может происходить и на общих основаниях, предусмотренных Общей частью УК РФ. В связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК РФ) и в связи с актом об амнистии (ст. 84 УК РФ). Основания освобождения виновного от уголовной ответственности в указанных случаях являются различными. По истечении сроков давности совершенное деяние и обычно лицо, его совершившее, теряют свойство общественной опасности. Однако, вопрос о применении сроков давности к лицу, совершившему преступление, наказуемое пожизненным лишением свободы, решается судом. Если суд не сочтет возможным освободить указанное лицо от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, то пожизненное лишение свободы не применяется .

Основание для освобождения в связи с актом об амнистии имеет скорее теоретический характер, т.к. практически все преступления террористического характера относятся к категории тяжких и особо тяжких и акты амнистии на такие деяния не распространяются. Таким же теоретическим положением является деятельное раскаяние или явка с повинной.

Не следует заострять внимание и на помилование уже осужденных террористов, как основания освобождения от наказания. В этом плане действуют определенные критерии ведущим из которых является осознание своей вины и раскаяние в содеянном.

Перспективным направлением в смягчении наказания за совершенные преступления террористического характера может оказаться сделка с правосудием или досудебное соглашение о сотрудничество. Данная процедура предусмотрена главой 40.1 УПК РФ

По смыслу главы 40.1 УПК РФ заключение досудебного соглашения о сотрудничестве допускается только на предварительном следствии и невозможно при проведении расследования в форме дознания и по делам частного обвинения.

Для удобства рассмотрения специальных видов освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием за совершение преступлений террористического характера классифицируем эти виды. В данном случае большое значение имеют те положительные посткриминальные поступки, названные в примечаниях к статьям, совершения которых требует законодатель для освобождения от уголовной ответственности. Исходя из этого критерия (т.е. необходимости совершения конкретного поступка, предписанного законом), можно предложить примечания к ст.205 УК РФ, где в качестве положительного поступка требуется своевременное предупреждение органов власти или иное способствование предотвращению осуществления акта терроризма;

Примечание к ст.205 "Террористический акт" содержит положение, согласно которому лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма.

Такое согласие законодателя поощрить предупреждение акта терроризма объясняется особой опасностью этого преступного посягательства, в основе которого лежит стремление субъекта запугать граждан, нанести им непоправимый ущерб, в том числе жизни и здоровью, парализовать социально полезную деятельность населения, нормальное функционирование органов власти и управления.

Терроризм может повлечь целый комплекс тяжких последствий, в частности в виде опасности гибели людей, значительного материального ущерба, дезорганизации работы органов власти и управления, поэтому так важна возможность предотвратить совершение такого преступления, а значит, и его последствия. В силу указанных причин законодатель счел возможным предложить преступнику компромиссное решение конфликта, если он своевременно предупредит органы власти или иным способом предотвратит акт терроризма.

Своевременным признается такое предупреждение специальных органов, когда они имеют реальную возможность предотвратить совершение террористических действий либо наступление общественно опасных последствий. Причем значение будут иметь все действия, направленные на предотвращение тяжких последствий, даже если не удалось пресечь деятельность террористов, но благодаря положительному поступку субъекта большая часть возможных последствий была предотвращена. Например, своевременно эвакуировали граждан из здания, в которое, как стало известно, было заложено взрывное устройство, но обнаружить и ликвидировать его не удалось - акт терроризма (взрыв) произошел, и все-таки последствия в большей части были предотвращены, спасены человеческие жизни, которые, несомненно, представляют собой несоизмеримую ценность, нежели материальные убытки (пострадавшее здание).

Совершение теракта террористом одиночкой относится, как правило, к очень редкому явлению. Даже за террористом самоубийцей стоит определенная криминальная структура. Поэтому любой теракт является плодом коллективного «труда». С учетом этого в УК РФ введена ст. 205.1., которая предусматривает ответственность за вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению.

Однако, уголовное законодательство Российской Федерации, следуя принципам гуманизма, освобождает от ответственности за вовлечение в террористическую деятельность лиц, которые своими действиями способствовали предотвращению террористической деятельности в формесвоевременного сообщения органам власти. Другими основаниями освобождения от ответственности по ст. 205.1 УК РФ, является то, что преступник иным образом способствовал предотвращению либо пресечению преступления, которое он финансировало и (или) совершению которого содействовал, и если в его действиях не содержится иного состава преступления. (Примечание к ст. 205.1. УК РФ).

Примерно аналогичное положение действует в отношении лиц, проходящих обучения в целях осуществления террористической деятельности (Примечание к ст. 205.3.УК РФ). Основанием для освобождения от уголовной ответственности таких лиц является:

Сообщение органам власти о прохождении обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях осуществления террористической деятельности либо совершения одного из преступлений, квалифицируемых, как террористический акт и преступления террористического характера;

Оказание помощи компетентным органам в раскрытии совершенного преступления;

Выявление других лиц, прошедших такое обучение, осуществлявших, организовавших или финансировавших такое обучение;

Выявление также мест проведения обучения.

По таким же критериям осуществляется освобождение лица, добровольно прекратившего участие в террористическом сообществе и сообщившего о его существовании. (Примечания к ст. 205.4.УК РФ). Однако в этом примечании имеется оговорка, что не может признаваться добровольным прекращение участия в террористическом сообществе в момент или после задержания лица либо в момент или после начала производства в отношении его и заведомо для него следственных либо иных процессуальных действий.

Аналогично по смыслу и содержание примечания к ст. 205.5 УК РФ, предусматривающая ответственность заорганизацию деятельности террористической организации и за участие в деятельности такой организации.

Добровольное освобождение заложника или освобождение заложника по требованию властей, является основанием для освобождения от уголовной ответственности по ст. 206 УК РФ. Смирнов И.О. Юридическое лицо как субъект уголовной ответственности за создание террористического сообщества или участие в нем // Академический вестник № 1– серия Право: научно - аналитический журнал. Тюмень: ТГАМЭУП, 2012. с.151.характера [Текст] / Д.О. Наумов//Прокурорская и следственная практика -2015. -№ 2. С.32.

Характеристика терроризма и некоторые направления повышения эффективности борьбы с ним / Миньковский Г./ Государство и право. - 2012. - № 8. - С. 95.

В современных условиях проблемы противодействия преступлениям террористического характера и экстремистской направленности относятся к разряду наиболее обсуждаемых как на национальном, так и на международном уровнях. Обращает на себя внимание тот факт, что количество преступлений террористического характера и экстремистской направленности достаточно мало по сравнению с общим количеством совершаемых на территории Российской Федерации преступлений.

Так, по данным Главного информационно-аналитического центра МВД России, в 2010 г. на территории страны было зарегистрировано 2628799 преступлений, из них 581 преступление террористического характера и 658 преступлений экстремистской направленности, в 2011 г. - 2404907, 622 и 622; в 2012 г. - 2302168, 637 и 696; в 2013 г. - 2206249, 661 и 896; в 2014 г. - 2190578, 1128 и 1034; в 2015 г. - 2388476, 1538 и 1329 преступлений соответственно, за период с января по июнь 2016 года в России зарегистрировано 1 тыс. 313 преступлений террористического характера и 830 преступлений экстремистской направленности.

Вместе с тем динамика преступлений террористического характера и экстремистской направленности очевидна, и она не может не тревожить. К тому же, как отмечается в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г. от 25 августа 2014 г. №1618-р (утв. Президентом РФ 28.11.2014, Пр-2753), каждое из этих преступлений вызывает повышенный общественный резонанс и может дестабилизировать социально-политическую обстановку как в отдельном регионе, так и в стране в целом.

Более того, в современном мире в экономически слабых государствах и внутренне расколотых сообществах массовые гражданские протесты, начавшиеся с недовольства властью, низким уровнем жизни, несправедливостью и коррупцией, приводят к криминальному антигосударственному экстремизму и гражданским войнам.

Степень угрозы терроризма и экстремизма возрастает вследствие того, что в руках организаторов и исполнителей преступлений террористического характера и экстремистской направленности оказываются новейшие технологии в области идеологического, информационного и финансового влияния, что делает терроризм и экстремизм особенно опасными для общества.

Основная сложность в противодействии террористическим и экстремистским действиям заключается в том, что терроризм и экстремизм являются организованными. Именно поэтому в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. №683) к основным угрозам государственной и общественной безопасности отнесена в том числе деятельность террористических и экстремистских организаций.

Исследование российского антитеррористического правового компонента представляется необходимым, кроме указанной причины, исходя из того, что в современной ситуации основной упор в борьбе с данным злом вынесен на национально-государственный уровень. Международное право видит свою задачу преимущественно в координации и формировании универсального системного подхода в данной сфере. По справедливому замечанию О.Н. Хлестова, разрыв между международно-правовыми нормами и внутригосударственным правом, практическими действиями стран пагубно влияет на противодействие терроризму.

Понятие терроризма в отечественной правовой базе, как это неоднократно отмечалось нашими и зарубежными исследователями, в целом соответствует общемировым стандартам. У.С. Дикаев пишет, что всего около 500 отечественных нормативно-правовых актов касается проблем борьбы с терроризмом. Как уже было отмечено, центральное место в данной базе занимает Закон «О противодействии терроризму».

Несмотря на то, что отечественное антитеррористическое законодательство отличается разработанностью, масштабностью, можно отметить в ряде аспектов и в отдельных политико-юридических направлениях либо противоречия, либо неполноту в нормативном регулировании, несоответствие нормативно-правовой базы международным нормам.

Хотелось бы отметить один из аспектов антитеррористической сферы, в котором имеется противоречие с международными правилами и, как следствие, нарушение принципа системности изложения отечественного уголовно-правового материала: смешение понятий террористической и экстремистской деятельности. Эта проблема не является новой для российской правовой науки. Так, например, еще в 2010 г. А.И. Рарог указывал, что отечественное уголовное законодательство не отражает генетической связи экстремизма и терроризма.

Итак, попытаемся провести разграничение между этими двумя близкими феноменами, воспользовавшись международно-правовой концепцией, правовыми нормами, сформулированными на глобальном и региональных уровнях.

В юридической науке и правотворческой сфере представлены разные позиции по поводу соотношения терроризма и экстремизма. На международном уровне, например, в докладах Рабочей группы ООН по радикализму и экстремизму как факторах, ведущих к терроризму, признается близость и родство анализируемых явлений, экстремизм называется условием терроризма.

Шанхайская конвенция 2001 г. разграничивает данные понятия, называя в качестве ключевого признака экстремизма направленность на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них. Приведенное определение было использовано в отечественной дефиниции, установленной в ст. 1 Федерального закона №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в которое включены, помимо упоминающейся выше террористической деятельности, возбуждение расовой, национальной, религиозной розни, унижение национального достоинства, осуществление массовых беспорядков, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики и т. п. Обращает внимание, что Шанхайская конвенция, как и Закон №114-ФЗ, считает создание вооруженных формирований и участие в них вариантом экстремизма. В то же время Закон «О противодействии терроризму», Уголовный кодекс РФ, а вслед за ними и Пленум Верховного Суда РФ, относят данное деяние к группе террористических преступлений. В этом также наблюдается отсутствие системного подхода нашего законодателя к определению характерных черт терроризма, смешению его с экстремизмом.

В отечественной правовой науке представлены разные взгляды на соотношение данных явлений. Лидирующей точкой зрения можно признать мнение, что терроризм - это наиболее радикальное выражение экстремизма. Эта позиция нашла свое воплощение и в судейской трактовке содержания норм ст. 205.2 («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и публичное оправдание терроризма») и ст. 280 («Публичные призывы к экстремистской деятельности») УК РФ. В данных статьях наблюдается почти полное совпадение элементов состава преступления. Диспозиция ст. 280 УК носит бланкетный характер, отсылает к понятию «экстремистская деятельность», данному в Федеральном законе №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в котором, в ст. 1, вариантом экстремистской деятельности признается в том числе публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность.

Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда от 28 июня 2011 г. №11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» публичные призывы к осуществлению террористической деятельности в силу предписаний ч. 3 ст. 17 УК РФ подлежат квалификации не по ст. 280 УК РФ, а в зависимости от обстоятельств дела по ч. ч. 1 или 2 ст. 205.2 УК РФ. Таким образом, по мнению судебного органа, норма ст. 205.1 УК РФ носит по отношению к правилу ст. 280 УК РФ специальный характер.

Близкое по содержанию мнение к высказанной позиции принадлежит А.И. Долговой. Она считает, что терроризм как вид насилия используется в экстремистской деятельности. Главное отличие между данными видами преступления, по мнению исследователя, лежит в мотивации: в экстремистских преступлениях имеется отношение к другим, чужим, как к нелюдям, в то время как в террористических деяниях присутствует разрыв между невинными жертвами и адресатами психофизического посыла: стороной, к которой террористы предъявляют требования.

Другая точка зрения российских исследователей содержит предложение четкого разграничения исследуемых явлений. П.А. Кабанов, например, пишет об инструментальном характере криминального политического экстремизма, о том, что он используется как средство для достижения различных политических целей как внутри страны, так и на международной арене.

Необходимо признать, что оба феномена, являясь родственными, взаимосвязанными и взаимообусловленными явлениями, не могут считаться синонимичными, нуждаются в законодательном разграничении. Соответственно, необходимо провести дифференцирующую линию между ними, установить их легальные рамки. Разница между ними, как это указано в Шанхайской конвенции, должна определяться по цели и мотиву деяния. Аналогичную позицию занимают О.П. Грибунов, В.В. Устинов, указывая, что разграничение терроризма и схожих с ним явлений должно происходить прежде всего по цели деяния. Поэтому вопрос о точном и полном определении целевого компонента исследуемого преступления относится к категории важнейших в исследовании.

В связи с этим необходимо уточнить, какой смысл вкладывает российский законодатель в понятие «цель террористического деяния» и его соответствие международным стандартам. Уместность исследования этого вопроса в данной части статьи обусловлена также тем, что в отечественной правовой науке высказано мнение о необходимости выделения «экстремистских террористических актов», характерным признаком которых должен стать специфический мотив: политическая, идеологическая, расовая, национальная или религиозная ненависть или вражда либо мотив ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Действительно, в последнее время участились случаи терактов, при осуществлении которых не выдвигаются какие-либо требования к властным органам, к международным структурам, ни одна террористическая организация не берет на себя за них ответственность. Если строго следовать букве российского закона, то такие деяния не могут быть квалифицированы по ст. 205 УК РФ, так как в них не может быть установлена цель - обязательный признак субъективной стороны данного вида преступления. Таким образом, наблюдается пробел в законе, создающий основание для неполной, необъективной уголовно-правовой оценки деяния.

Универсальные международные антитеррористические конвенции предлагают альтернативный подход к определению целей террористического деяния, указывают на возможность совершения терактов для «устрашения (создания обстановки террора) населения», «воздействия на органы власти, физические или юридические лица». Договор ШОС в ст. 1, следуя за универсальной дефинитивной традицией, считает деяние террористическим, «когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения». В российском уголовном законе устрашение населения понимается как последствие действия и оценивается в структуре объективной стороны. Таким образом, наблюдается расхождение в юридической оценке элемента «устрашение населения» на международном и отечественном национальном уровнях.

Создание социальной обстановки террора, страха в конкретной ситуации может выступать как самостоятельная основная цель поведения террористов в определенном эпизоде преступления. Представляется, что в уголовном законе должен быть закреплен состав преступления, устанавливающий ответственность за подобное деяние. Именно такой подход был реализован в УК РФ до 2006 г., в одной из предыдущих редакций ст. 205, в тот период, когда она называлась «Терроризм». Представляется, что вариант дефиниции, предусматривающий самостоятельную цель «устрашение», полнее отражал сущность террористического акта, более подходил для квалификации данного преступного деяния. Цель «устрашение населения» нуждается в правовом закреплении в национальном законе.

Требуется ли предусмотреть в легальной дефиниции террористического акта, как это предлагает, например, А.И. Рарог, указание на возможные мотивы поведения террористов (политическая, идеологическая, расовая, национальная или религиозная ненависть и т.д.)? Влияет ли мотивация на правильную квалификацию данного деяния?

Думается, что в случае признания самостоятельной цели «устрашение населения» становится юридически слабо значимой причина (побуждение) девиантного поведения. Терроризм не может быть оправдан ни по каким мотивам и обстоятельствам. Любое применение насилия, как по религиозным, так и по национальным, политическим и иным соображениям, должно быть одинаково сурово наказано. Террористическое поведение, являясь частным случаем экстремистского, может совершаться с расистскими, националистическими и иными подобными мотивами. Этот момент не влияет на природу теракта, но имеет значение для полной характеристики деяния, выяснения всех обстоятельств дела, назначения справедливого индивидуализированного наказания. Поэтому представляется не целесообразным выделять в уголовном законе «экстремистский терроризм» и специально указывать на экстремистский мотив теракта.

Таким образом, подводя итог, отметим, что в целях сближения российского законодательства с общепринятыми стандартами международного антитеррористического права необходимо изменить формулировку понятия «террористический акт», данную в ст. 205 УК РФ, ст. 3 Федерального закона «О противодействии…», изложить ее в следующей редакции: «Совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений либо устрашения населения, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».

Тема 1.

1. Социальная обусловленность уголовной ответственности за преступления террористического характера. Тенденции развития уголовной ответственности за преступления террористического характера.

2. Социальная обусловленность уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности. Тенденции развития уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности.

3. Международно-правовые основы противодействия преступлениям террористического характера и экстремистской направленности. Уголовное законодательство и общепризнанные принципыи нормымеждународного права. Конвенции многосторонние договоры об ответственности за терроризм и экстремизм.

Основные понятия и термины

Экстремизм, терроризм, уголовная ответственность.

Вопросы к семинарским занятиям

1. Сущность и история развития ответственности за преступления террористического характера.

2. Сущность и история развития уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности.

3. Международно-правовые основы противодействия преступлениям террористического характера и экстремистской направленности.

4. Законодательство Российской Федерации об ответственности за терроризм и экстремизм.

Вопросы для самоконтроля

1. Соотношение понятий «террор», «терроризм», «террористическая деятельность», «преступления террористического характера».

2. Этапы развития ответственности за преступления террористического характера.

3. Уголовно-правовое противодействие преступлениям террористического характера на современном этапе.

4. Соотношение понятий «экстремизм», «экстремистская деятельность», «преступления экстремистской направленности».

5. Этапы развития уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности.

6. Универсальный международно-правовой механизм противодействия преступлениям террористического характера и экстремистской направленности.

7. Международное сотрудничество в сфере противодействия проявлениям экстремизма и терроризма на уровне региональных организаций.

8. Законодательство Российской Федерации об ответственности за проявления терроризма и экстремизма.

Темы рефератов

1. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений и другие международные акты о борьбе с экстремизмом.

2. Правовой анализ Рамочного Решения 2008/913/ПВД Совета от 28 ноября 2008 г. о борьбе с отдельными формами и проявлениями расизма и ксенофобии посредством уголовного права.

3. Соотношение понятий «террор», «терроризм», «террористическая деятельность», «преступления террористического характера».



Нормативные правовые акты и судебная практика:

1. Конституция Российской Федерации (официальный текст с внесенными от 30.12.2008 г. № 6, № 7 ФКЗ поправками) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации (действующая редакция). Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №25. Ст.2954.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (действующая редакция) // СПС Консультант Плюс.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011. №5104.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3031.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 11. Ст. 1146.

7. Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 № 116 (ред. от 26.06.2013) «О мерах по противодействию терроризму» (вместе с «Положением о Национальном антитеррористическом комитете») // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 8. Ст. 897.

8. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 05.10.2009) // Российская газета. 2009. № 198.

9. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2011. № 8.

10. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористического характера» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2012. № 4

основная литература

1. Дьяков С. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. СПб. 2012. Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс».

2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейным приложением материалов / Под ред. А.И. Рарога. – М.: Проспект, 2010.

3. Судебная практика по уголовным делам / Сост. Г.А. Есаков. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2010.

4. Российское уголовное право. В 2 х томах. Т. 2. Особенная часть / под. ред. Иогамовой – Хегай Л.В., Комисарова В.С., Рарога А.И. М. 2011 г. Проспект.

5. Уголовное право России. Общая и Особенная части [Текст] : учебник / ред. В. К. Дуюнов. - М. : РИОР, 2008. - 651 с.

6. Буз, С. А. Уголовное право России. Особенная часть [Текст] : учебник / С. А. Буз. - Краснодар: КрУ МВД России, 2009. - 456 с.

7. Уголовное право России. Особенная часть [Текст] : учебник / ред. А. И. Рарог. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2010. - 704 с.

8. Энциклопедия уголовного права. Том 21. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка. СПб. 2013. Издательство профессора Малинина.

дополнительная литература

1. Алехин Е.В. Совершенствование законодательства как направление противодействия деятельности экстремистских сообществ // Российский следователь. - М.: Юрист, 2011, № 3. - С. 25-28

2. Антипенко В.Ф. Реализация ответственности за терроризм путем создания системы международного уголовного правосудия // Государство и право. - М.: Наука, 2007, № 6. - С. 85-93

3. Валеева А.С. Разграничение понятий террор, терроризм, террористический акт // Российский следователь. - М.: Юрист, 2012, № 14. - С. 31-33

4. Галкин А.Ю. Экстремизм, терроризм, террористическая деятельность и террористический акт: соотношение понятий // Философия права. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России, 2010, № 4. - С. 46-49

5. Жилейкин В.А. Гражданско-правовая ответственность Российской Федерации за вред, причиненный гражданам в результате совершения террористических актов // Юрист. - М.: Юрист, 2008, № 1. - С. 24-28

6. Залиханова Л.И. К вопросу о юридической состоятельности категории "экстремистское сообщество" // Юристъ-Правоведъ. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России, 2008, № 3. - С. 78-82

7. Кабанов П.А. Криминальный электоральный экстремизм: понятие, содержание, виды // Следователь. - М., 2011, № 1 (153). - С. 51-53

8. Кузнецов А.П., Маршакова Н.Н. Проект Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по уголовным делам о террористическом акте" // Российский судья. - М.: Юрист, 2012, № 3. - С. 41-45

9. Нардина О.В. Вооруженные силы РФ при пресечении террористического акта в воздушной среде или водном пространстве РФ // Закон и право. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008, № 9. - С. 16-17

10. Мальсагов А.Т. Способы возмещения вреда пострадавшим от террористического акта // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. Юридический журнал. - М.: ООО "К-Пресс", 2009, № 4. - С. 144-146

11. Мурадян С.В. Модельное законодательство Содружества Независимых Государств в сфере противодействия финансированию терроризма // Московский журнал международного права. - М.: Междунар. отношения, 2011, № 3. - С. 68-80

12. Мурадян С.В. Правовые основы борьбы с финансированием терроризма в Российской Федерации // Закон и право. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011, № 8. - С. 85-88

14. Прошунин М.М. Международные организации в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма // Международное право - International Law . - М.: Изд-во РУДН, 2008, № 3 (35). - С. 113-125

15. Сафаров Х.С. Основные подходы к определению соотношения понятий "терроризм" и "экстремизм" в уголовном праве // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. - М.: ООО "К-Пресс", 2010, № 2. - С. 75-80

16. Скудин А.С. Дисциплинарная ответственность за осуществление экстремистской деятельности // Российский следователь. - М.: Юрист, 2011, № 5. - С. 27-29

17. Трушин С.А. Правовой механизм возмещения вреда потерпевшим от террористических актов // Закон и право. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007, № 2. - С. 23-24

18. Ульянова В.В. Уголовно-правовое регулирование противодействия финансированию терроризма // Российский юридический журнал. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2008, № 6. - С. 132-138

19. Федорко С.Н. Уголовная ответственность за терроризм по Уголовному кодексу Российской Федерации 1996 года // Российский следователь. - М.: Юрист, 2007, № 10. - С. 11-13

20. Фридинский С. О совершенствовании уголовно-правовых мер борьбы с осуществлением экстремистской деятельности // Законность. - М., 2008, № 7. - С. 36-38

21. Фридинский С. Противодействие осуществлению экстремистской деятельности // Законность. - М., 2008, № 6. - С. 28-31

22. Фридинский С.Н. Исследование генезиса уголовно-правовых норм об ответственности за отдельные виды экстремистской деятельности // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - М.: Акад. Ген. прокуратуры РФ, 2011, № 3 (23). - С. 27-31

23. Чеботарев В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности // Законность. - М., 2007, № 8. - С. 13-15

Экстремистская среда состоит из экстремистских организаций, в форме различных организационных структур, информационных ресурсов (сайты, порталы, интернет-издания) и конкретных личностей. Необходимо различать организации, которые в судебном порядке признаны экстремистскими, и те, в отношении которых имеется оперативная информация об экстремистской деятельности ее членов. Это могут быть как чисто политические организации, так и организации, декларирующие иные цели своей деятельности (культура, спорт, эзотерика и т.п.). Как правило, большинство организаций этого типа имеет две обязательные подсистемы: латентную (скрытую) и манифестную (предъявленную) . Основная функция латентной (скрытой) подсистемы - реализация собственно экстремистских целей, а также поддержание порядка и устойчивости в организации, обеспечение условий для их деятельности. Манифестная, или предъявленная, подсистема, с одной стороны, взаимодействует с любыми существующими в обществе социальными структурами, как формальными, так и неформальными, с другой - выполняет роль социальной ширмы, маскируя подлинные цели данной организации. В качестве организаций подобного типа могут рассматриваться деструктивные секты, конткультурные неформальные объединения, фанатские клубы, дискуссионные клубы и т.п.

Непосредственно в экстремистских организациях можно выделить следующие структуры:

· организаторы, «мозг» организации, формирующий ее идеологию и практику, разрабатывающий стратегию ее деятельности, соответствующие тактики, занимающиеся организацией исполнительных звеньев;

· исполнители - лица, безусловно выполняющие приказы вышестоящих руководителей;

· группа обеспечения, как правило, формирующаяся из лиц, сочувствующих организации, разделяющих радикальные и экстремистские взгляды.

Одна из устойчивых тенденций последнего времени - слияние структур организованной преступности с экстремистскими и террористическими организациями. Особенно наглядно этот процесс наблюдается в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.

Функциональная структура экстремистских и террористических организаций

Статус в организации Роль Источник пополнения Статус в обществе

Постоянный

Идеологи, it Университеты

Легальный

Финансисты ТНК

Переменный

Журналисты СМИ
Снабженцы квартирьеры Общественные организации Полулегальный
Исполнители, Профессионалы Организационная преступность Нелегальный
Одноразовые Массовка Террористы-Смертники Экстремистские организации секты Нелегальный

Отличительной чертой современного экстремизма является его неразделимая связь с новейшими информационными технологиями. Именно активное применение информационных технологий экстремистскими организациями приобретает сегодня глобальный масштаб и затрагивает интересы все большего числа стран, наносит серьезный ущерб безопасности государства, общества и мира в целом. При этом террористическая деятельность, «вырастающая» из экстремистских организации, в последние голы все больше приобретает черты преступного бизнеса, приносящего солидные дивиденды.

Экстремистские организации осваивают киберпространство, используя его как основную сферу формирования своих организационных (связь, координация), финансовых (сбор и распределение средств), информационно-пропагандистских и кадровых ресурсов.

Целевая вербовка (онлайн рекрутинг) . Главная из решаемых ими в настоящее время задач - «обольстить» нынешних и будущих обитателей киберпространства и по возможности включить максимальное их количество в свои ряды (вербовка). В обоих случаях отсутствует прямой контакт между людьми, поэтому без ограничений используются все инструменты манипулятивных технологий, с помощью которых достигается неосознанность действий большинства факторов, их непонимание собственного участия в экстремистской деятельности. Так, при вербовке членами экстремистских и террористических организаций новых членов на позиции. соответствующие идеолого-пропагандистской работе, вербовщиков в первую очередь интересует потенциальная способность кандидата генерировать идеи в русле экстремистских и террористических концепций.

Поиск кандидатов соответственно осуществляется на форумах, блогах- и киберсообществах соответствующей направленности, интересующей членов экстремистских и террористических организаций, где выделяются наиболее активные участники, умеющие грамотно и доходчиво излагать свои мысли, а также способные убеждать и отстаивать свою точку зрения. При привлечении лиц данного типа к сотрудничеству вербовщики применяют «интеллектуальный крючок» - в задачу кандидатов входит решение непростой, но достаточно интересной для них интеллектуальной задачи. Решая ее, они не только оказывают помощь экстремистской либо террористической организации, но и сами проходят проверку на пригодность. Как вариант вся их деятельность внутри организации может быть построена на решении подобных интеллектуальных задач, либо они могут быть привлечены к чисто пропагандистской деятельности «втемную».

Второй блок потенциальных членов этих организаций - «пиарщики» - организаторы и исполнители информационных акций. Эти люди обеспечивают соответствующее освещение терактов в средствах массовой коммуникации, создание необходимого заказчику образа экстремиста или террориста (борца за свободу своего народа, мстителя за гибель от рук федерального правительства семьи любящего отца, «идейного» борца за свободу и тому подобное), противодействие правительственным органам путем их дискредитации, организация давления на правительство в целом со стороны международных организаций и структур и, наконец, координацию и корректировку деятельности террористов путем прямой демонстрации конкретных действий контртеррористических сил (типичный пример - ситуация с «Норд-Остом»). Этот компонент составляют владельцы (реальные или номинальные) средств массовой коммуникации, журналисты, владельцы интернет-сайтов. Их мотивация, как правило, многосторонняя. Владельцы СМИ и интернет-сайтов получают щедрые инвестиции и пожертвования, позволяющие в том числе выплачивать журналистам очень высокие гонорары. Передаваемая террористами информация (требования, интервью) позволяет выхолить с эксклюзивными репортажами и статьями, повышающими рейтинг и статус самого СМИ. И у владельцев СМИ, и у журналистов возникает иллюзия прямого влияния на власть (власть вынуждена с ними сотрудничать), причастности к принятию судьбоносных решений, собственной исключительности (избранности). Это состояние сродни наркотическому опьянению - эйфория, искаженное восприятие реальности, отчуждение от других (простых) людей, возрастающая зависимость от источника наслаждения (возможности получать и передавать эксклюзивную информацию, повышающую статус и гонорары).

Если разделить данную группу на подклассы, то их будут составлять: а) пишущие; б) снимающие; в) сценаристы. Все эти подгруппы объединяет общая интенция - способность к творчеству, незаурядная фантазия и максимальное отсутствие морально-нравственных ограничений. Эти их качества обладают высочайшей ценностью для представителей экстремистских и террористических организаций. Основными «крючками» при вербовке представителей СМИ, как уже отмечалось, являются слава, иллюзия власти и деньги. В качестве полей для поиска подобных кандидатов могут выступать радикальные интернет-издания, блоги и сообщества.

Третья потенциальная группа - одноразовые участники акции. Делятся натри подгруппы: боевики, снабженцы и массовка.

Боевики - лица, способные выполнить (сознательно или не осознавая действительной цели своих действий) силовые акции. Поиск и подбор данных лиц осуществляются на сетевых форумах и сообществах, где им указываются место и время встречи, форма одежды и предполагаемая цель либо конкретное задание. Вся вместе группа встречается только один раз для совершения акции, после чего контакт с ней прерывается. Многочисленные сообщения в СМИ о нападениях, совершенных группами «скинхедов» в течение 2007-2008 гг., как правило, описывают действия именно подобных образований. Для усиления пропагандистского эффекта и попутно отбора будущих «пиарщиков» на эти акции анонимно приглашаются журналисты. Цели подобных операций (погромы, нанесения тяжких телесных повреждении лицам определенной национальности, убийства) полностью соответствуют целям экстремистских и террористических организаций и осуществляются по их заказу.

Одноразовые снабженцы и квартирьеры - группы обеспечения экстремистских и террористических акций. Набор в них осуществляется по таким же каналам, что и в предыдущие, но по другим основаниям. Из общего массива лиц, разделяющих радикальные и экстремистские взгляды, формируется определенный массив персональных данных, к которому в случае необходимости всегда можно будет обратиться. В этом массиве, как правило, может быть найден человек, проживающий в нужном месте или работающий на определенной позиции, имеющий определенные связи или знакомства. Далее, под каждую конкретную операцию из массива выбираются необходимые люди и привлекаются (чаше «втемную») к обеспечению проведения экстремистской акции или террористического акта. Как правило, одних и тех же снабженцев не принято использовать дважды.

Массовка. Данная группа получила распространение с развитием так называемых «острых флеш-мобов». «уличных РК-акциях», когда при проведении экстремистской акции или террористического акта, для привлечения внимания и увеличения общественного резонанса от события привлекается значительное число посторонних лиц из числа разделяющих радикальные и экстремистские взгляды. Они отвлекают внимание окружающих от главных действующих лиц операции, увеличивая при этом зрительно масштабность происходящего. Подобные акции имели место в Назрани и Грозном в 2004 г., в Греции и Косово в декабре 2008 - январе 2009 г., в Москве в декабре 2010 г. Подбор лиц для флеш-моба, как правило, осуществляется через тематические интернет-сообщества и форумы.

Типология экстремистских информационных ресурсов . Сегодня в сети Интернет функционирует тысячи информационных ресурсов экстремистской и террористической направленности, которые условно можно разделить на три основные группы.

К первой группе следует отнести сайты международных террористических организаций, пропагандирующие идеи терроризма, экстремизма, сепаратизма и религиозной нетерпимости. Из них особую опасность представляют сайты экстремистских организаций, проповедующих радикальный исламизм и призывающих к «священной войне». Радикальные исламисты не только используют самые жесткие методы террора и насилия, но и широко пропагандируют их. Например, на пресловутом сайте www.kavkazcenter.com регулярно размешается информация об успешных террористических акциях.

При этом террористические организации адресуют свои сайты абсолютно разным аудиториям: своим активным членам, международной общественности, а также своим противникам. Пропагандистские сайты все чаще используются для инструктажа новых членов и привлечения к движению молодежи и подростков. Можно сказать, что экстремистские организации развернули в сети Интернет борьбу за подрастающее поколение. Так, представители группировки ХАМАС создали несколько сайтов, специально ориентированных на детей. Кроме того, в последнее время в моду вошли компьютерные игры, прославляющие «войну с неверными», пропагандирующие убийство и насилие в отношении лиц других национальностей и религиозных убеждений. Подобные игры сотнями размешаются в сети и призваны сформировать у подрастающего поколения экстремистские взгляды.

Кроме того, сеть Интернет представляет экстремистам возможность получать необходимые для финансирования террористических акций средства путем долевого участия в виртуальном преступном бизнесе: незаконном распространении программного обеспечения и других объектов интеллектуальной собственности. Экстремистские организации в целях осуществления мошеннических операции в Интернете и вымогательства крупных денежных сумм у финансовых структур «в темную» используют хакерские организации. Известны случаи использования «спамерских» технологий (рассылка информационных сообщений, незапрашиваемых пользователями) в целях сбора средств для обеспечения функционирования и развития сайта террористической организации. При этом отследить подобные пути финансирования практически невозможно.

Вторую группу составляют сайты, разжигающие ксенофобию на основе расовой или национальной принадлежности, в которую входят интернет-ресурсы откровенно фашистского и националистического толка.

Деятельность таких организаций характеризуется крайним радикализмом, высокой степенью политизации, склонностью к насилию, жесткой внутренней иерархией и дисциплиной, подвержена существенному влиянию националистической и неонацистской идеологии. Члены подобных организаций склонны к размещению в сети Интернет антирусских, антисемитских, фашистских и националистических лозунгов, призывов к массовым беспорядкам и несанкционированным акциям. К сожалению, активно реализуется возможность использования данных организаций для дестабилизации обстановки в отдельно взятом регионе в целях подготовки и проведения террористических актов, организации массовых беспорядков, межэтнических столкновений, что было продемонстрировано в декабре 2010 г. в Москве.

Информационные ресурсы, составляющие третью группу, напрямую не являются террористическими, однако содержат информацию о том, как в кустарных условиях изготовить взрывчатые вещества, получить сильнодействующие ядовитые вещества, собрать самодельное взрывное устройство. Сайты, относящиеся к данной группе, многочисленны, недолговечны и располагаются практически в любой точке Интернета.

Контролировать общее количество ресурсов экстремистского и террористического характера крайне сложно в связи с тем, что в современных условиях создание подобного информационного ресурса занимает у квалифицированного специалиста примерно 30 минут. Серьезные и устоявшиеся ресурсы, активно используемые данными организациями, имеют сложившуюся аудиторию, и для получения доступа к закрытым частям указанных сайтов требуются различные проверки либо рекомендации действующих членов организаций.

Терроризм как крайне острая форма борьбы за власть развивался с развитием государственности. Однако идеологическое обоснование допустимости терроризма, этики террористической деятельности появилось лишь в XIX в., так как только тогда появились условия, в которых могут существовать и идеологии, и современный терроризм.

Первое - наличие компонентов информационного общества (регулярные печатные издания, радио и телеаудитория). Теракт может быть успешным только при наличии общенациональной, а в идеале глобальной аудитории. Эффект террористического акта определяется не столько мощностью взрывного устройства, сколько последующей реакцией, в том числе и со стороны средств массовой информации. И чем мощнее становятся средства массовой информации, чем более пронизывают собой общество, чем выше их роль в формировании общественных настроений - тем шире волна терроризма. По мере того как привычка читать газеты и журналы дополняется привычкой слушать радио, смотреть телевизор, «сидеть» в Интернете, растет поле потенциального воздействия терроризма на общество, ширятся его возможности.

Второе условие возникновения терроризма связано с природой технологии и законами развития технологической среды человеческого существования. Суть дела в том, что по мере разворачивания научного и технического прогресса техногенная среда становится все более сложной и уязвимой. Развитие техники дает отдельному человеку (группе) возможность точечно разрушать социальную, технологическую и природную среду, создавая угрозу обществу и власти.

Третье существенное условие возникновения терроризма связано с размыванием традиционного общества и формированием общества модернизированного, ориентированного на либеральные ценности. Терроризм расширяется до общесоциального уровня тогда, когда на смену традиционной культуре приходят либеральные ценности и идеи общественного договора. Теракты громогласно возвещают о том, что власть не способна гарантировать жизнь, здоровье и спокойствие граждан; следовательно, власть ответственна за это. Здесь - суть механизма политического шантажа, который используют террористы. Если же общество никак не реагирует на акции террористов или объединяется вокруг власти предержащей, то терроризм утрачивает всякий эффект.

Четвертое условие возникновения терроризма - наличие существенных реальных общественных проблем, возникающих в ходе исторического развития. Они могут иметь самое разное измерение - политическое, культурное, социальное. В благополучной стране возможны одиночные акты психически неуравновешенных маргиналов, но терроризм как явление слабо выражен. Терроризм - явление, присущее кризисным этапам модернизационного перехода . Характерно, что завершение модернизационных преобразований снимает основания для терроризма в общественном сознании.

47. Виды террористических организованных преступных формирований. Согласно Федеральному закону «О противодействии терроризму» (принят в 2006 г.), терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Под террористической деятельностью в этом законе понимается:

· организация, планирование, подготовка, финансирование и реализация террористического акта;

· подстрекательство к террористическому акту;

· организация незаконного вооружённого формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта;

· вербовка, вооружение, обучение и использование террористов;

· информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

· пропаганда идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

· По средствам, используемым при осуществлении террористических актов, виды терроризма могут быть подразделены на:

· традиционные, когда для совершения теракта применяются огнестрельное и холодное оружие, взрывчатые вещества, яды и другие средства;

· технологические, когда для совершения теракта используются новейшие достижения науки и техники в области компьютерных и информационных технологий, радиоэлектроники, генной инженерии и т. д.

В зависимости от того, против кого направлен террор и какие перед ним поставлены цели, терроризм может подразделяться на политический, криминальный, экономический, националистический, виртуальный, психологический, международный.