Как определить моральный вред. Моральный вред и его компенсация в правовом отношении

Особенности современного рынка .

«Рынок» в экономической теории имеет широкую и узкую трактовку. В широком смысле рынок определяется как особый способ организации экономических отношений и поэтому отождествляется многими авторами с рыночной экономикой "рынок - это экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена

В узком смысле рынок - это институт, обеспечивающий взаимодействие производителей и потребителей: "место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок[

Современный высокоразвитый рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя следующие основные взаимосвязанные функции:

  • 1) Самая важная функция рынка - регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена -- сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.
  • 2) Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги.
  • 3) Стимулирующая функция осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффектвность экономики. Цены “вознаграждают” дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
  • 4) Информирующая функция рынка. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Сложившиеся цены "сообщают" бизнесменам о состоянии экономики. В частности, через конкретный разброс цен (скажем на чай, кофе и какао), через их падение и рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, об ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются, о запросах потребителей и т. д. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка
  • 5) Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
  • 6) Оздоравливающая (санирующая) функция жестока, но экономически оправдана. Рынок "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности - от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.

Основные виды рынков

по виду продаваемого товара

по масштабам охвата территории

с точки зрения соответствия действующему законодательству

по уровню конкуренции

  • - рынок сырья;
  • - рынок материалов;
  • - рынок драгоценностей;
  • - рынок средств производства;
  • - рынок недвижимости;
  • - рынок потребительских товаров и услуг;
  • - рынок информационного и интеллектуального (духовного) продукта;
  • - рынок инноваций;
  • - рынок капитала;
  • - рынок валюты;
  • - рынок ценных бумаг;
  • - рынок труда, рабочих мест и рабочей силы
  • - мировой рынок
  • - зональный рынок
  • - региональный рынок
  • - национальный рынок
  • - внутренний и внешний рынок (применительно к каждой стране)
  • - легальный (официальный) рынок
  • - нелегальный (теневой, чёрный…) рынок
  • - рынок совершенной конкуренции (высококонкурент-ный, свободный);
  • - рынок монополистической конкуренции,
  • - рынок олигополии,
  • - рынок чистой монополии (за

Функции государства- главные направления деятельности государства, обусловленные его целями и задачами и конкретизирующие его сущность. Функции государства отражают динамическую сторону государственного бытия.

Социальная функция государства- гарантирование социальной безопасности граждан, создание условий для полного осуществления их права на труд, жизненный достаточный уровень.

Главное ее назначение- устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру, обеспечить занятость трудоспособного населения и осуществить социальную защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке, а также обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение) образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.

Социальная деятельность государства регламентируется особой отраслью--социальным правом. В таких развитых в этом отношении странах, как, например, ФРГ, уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о многообразных формах социальной помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т. д.). Во всем этом отчетливо прослеживается цель государства-обеспечить человеку достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную защищенность.

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, народного образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государство создает соответствующие органы и учреждения, финансирует их.

Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. Именно поэтому данная функция занимает особое положение в системе внутренних функций государства

Экономические функции современного государства многообразны и каждая функция играет главную роль в жизни общества. Если же не учесть что-либо, это может серьезно отразиться на экономике страны и чтобы такого не произошло, используются разные средства для достижения той или иной цели. Основными регулирующими функциями государства являются:

  • 1. Стимулирование сбалансированного экономического роста. (Система определенных мер в области денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.)
  • 2. Борьба с безработицей. (Механизм рынка не обеспечивает право на труд, для тех, кто хочет и может работать. Для эффективной работы рынка, требуется резерв рабочей силы.)
  • 3. Регулирование уровня цен. (Эта функция весьма значима для государства, так как динамика цен отражают состояние экономики.)
  • 4. Правовая основа экономической деятельности. (Государство разрабатывает и принимает законы в зависимости с ситуацией, действующей в стране.)
  • 5. Контроль и распределение ресурсов. (Рыночный механизм не обеспечивает рационального использования ресурсов, в таких случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов.)
  • 6. Регулирование рынка труда. (Происходит оценка рабочей силы, определяются условия ее найма, договоренность о заработной оплате труда, возможность профессионального роста.)
  • 7. Социальная защита. (Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии.)
  • 8. Охрана окружающей среды. (Государство должно сохранять и охранять окружающую среду, поэтому оно должно проводить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на экологическую безопасность.)
  • 9. Защита национальных интересов. (В мировой экономике это предполагает проведение государством внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы.)

Инструменты и механизм государственного воздействия на современную экономику.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По объектам воздействия государственное регулирование экономики означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, регулирование производства, регулирование финансов.

По уровням региональной иерархии государственное регулирование сосредоточено на двух основных направлениях: федеральном и региональном уровнях.

К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

  • · минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
  • · создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
  • · обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Методы достижения этих целей подразделяются:на прямые (или дирижистские); косвенные (или экономические).

Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).

Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения -- вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны.

Можно назвать следующие средства (инструменты) государственного регулирования

экономики: административно-правовые инструменты; финансовая (налоговая) система; кредитно-денежная система государства; государственная собственность; государственный заказ.

Классическое и кейнсианское направления в экономической литературе о соотношении рынка и государства.

Классическая модель макроэкономического равновесия базируется на основных постулатах классической концепции, а именно:

1. Экономика представляется как экономика совершенной конкуренции и является саморегулируемой в силу абсолютной гибкости цен, рационального поведения субъектов и в результате действия автоматических стабилизаторов. На рынке капитала встроенным стабилизатором является гибкая ставка процента, на рынке труда - гибкая ставка номинальной зарплаты.

Саморегулируемость экономики означает, что равновесие и каждом из рынков устанавливается автоматически, а любые отклонения от равновесного состояния вызываются случайными факторами и являются временными. Система встроенных стабилизатором позволяет экономике самостоятельно, без вмешательства со стороны государства, восстановить нарушенное равновесие.

  • 2. Деньги служат счетной единицей и посредником в товарных сделках, но не являются богатством, то есть не имеют самостоятельной ценности (принцип нейтральности денег). В результате рынки денег и благ не являются взаимосвязанными и при анализе денежный сектор отделяется от реального, к которому классическая школа относит рынки благ, капитала (ценных бумаг) и труда. В соответствии с этим утверждается, в реальном секторе определяются реальные переменные и относительные цены, а в денежном секторе - номинальные переменные и абсолютные цены.
  • 3. Занятость в силу саморегулирования рынка труда представляется как полная, а безработица может быть только естественной. При этом рынок труда играет ведущую роль в формировании условий макроэкономического равновесия в реальном секторе экономики.

В Кейнсианской модели отсутствует гибкость цен, так как, во-первых, в коротком периоде экономические субъекты подвержены денежным иллюзиям, кроме того в экономике в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты, монополизация и т.д.) реальная гибкость цен отсутствует. Важнейшим рынком в кейнсианской модели является рынок благ. В связке «совокупный спрос-совокупное предложение» ведущая роль принадлежит совокупному спросу. Но так как его величина корректируется в результате взаимодействия с денежным рынком, то определяющим параметром общего равновесия становится эффективный спрос, величина которого устанавливается в модели совместного равновесия.

Кейнсианская модель макроэкономического равновесия описывает экономику как целостную систему, в которой все рынки являются взаимосвязанными, и изменение условий равновесия на одном из рынков вызывает изменение равновесных параметров на других рынках и условий макроэкономического равновесия в целом. При этом преодолевается классическая дихотомия (разделение экономики на два сектора: реальный и денежный рынки), исчезает строгое разделение переменных на реальные и номинальные, а уровень цен становится одним из параметров общего равновесия.

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Примеры государственного регулирования в экономике отдельных стран

Государственное регулирование

Примеры государственного регулирования в экономике отдельных стран.

Большинство правительств принимают законы против сговора с целью установления цен и осуществления монопольной (или олигопольной) деятельности. Например, законодательство США запрещает американским авиалиниям, объединившись, устанавливать плату за воздушные перевозки в пределах Соединенных Штатов. Несколько лет назад авиакомпании попытались нарушить этот закон, однако, были уличены в этом и до сих пор выплачивают сотни миллионов долларов в виде штрафов.

Правительство обычно обладает юридическим полномочием запретить слияние компаний, если оно может привести к возникновению монополий и олигополий.

Например, департамент юстиции Соединенных Штатов опротестовал недавнее слияние корпорации Microsoft и Intuit- разработчика популярнейшего на Западе пакета минибухгалтерии Quicken. Есть веские основания утверждать, что это слияние приводит к фактической монополии Microsoft на рынке программ бухгалтерского учета для индивидуальных пользователей. Кроме того, оно ставит эту корпорацию в привилегированное положение в сфере электронных систем оплаты за товары и услуги.

На примере протекционистких мер можно показать роль государственного регулирования в Российской Федерации. При формировнии рыночных отношений на российский рынок стали проникать зарубежные автомобильные компании для формирования собственной сбытовой сети. В то время как дела у отечественных автопроизводителей шли очень плохо: издержки производства катастрофически росли, качество стремительно падало, цены становились запредельными-происходило затоваривание продукцией, спрос падал. Цены отечественных автомобилей приблизились к зарубежным, тогда как качество их было намного выше. В конце концов, под нажимом отечественных автопроизводителей правительство было вынуждено ввести госпошлины на импортируемые авто-мототранспортные виды техники в размере более 100%. С одной стороны, чтобы не дать окончательно обанкротится предприятиям и предприятиям-смежникам, это правильно, с другой стороны, государство поставило их фактически в состояние монополии во главе с АВТОВАЗОМ, так как, по сути, серьезной конкуренции между отечественными автопроизводителями не было, потому что они занимали разные производственные ниши.

В Японии особые меры по поддержанию отечественных производителей. Практически невозможно иностранным фирмам открыть производство или дело.

ГРЭ при формирование рыночных отношений в России.

Без государственного регулирования экономики переход к рыночным отношениям практически невозможен. При переходе от планового хозяйства к рынку необходимо утонченное регулирование, направление экономики в определенное русло. Возникает необходимость в перераспределение доходов и инвестиций между предприятиями и отдельными отраслями, чтобы не спровацировать дисбаланс и банкротства отдельных предприятий. Также нужна законодательная база, как основной инструмент для формирования рыночных отношений. На протяжении трех последних лет правительство Российской Федерации неоднократно фиксировало цены на продукцию тех или иных мнимых монополий. Подобные меры нельзя назвать мудрой реакцией на проблемы конкуренции при формирование рыночных отношений. Во-первых, правительство

не обладало четкими критериями и надежной методикой определения предприятий-монополистов, и в результате в эту категорию попали сотни и даже тысячи предприятий. К тому же оно недооценило способность международной конкуренции или свободы создания новых компаний ограничить власть настоящих монополий. Во-вторых, ценовой контроль наносит удар по вполне конкурентоспобным отраслям промышленности и приводит не к неустановлению конкурентных цен, а к товарному дефициту. И, в-третьих, государственное фиксирование цен может побудить предприятия разработать негласную общую монопольную стратегию. Таким образом, устанавливая высокие официальные цены на ту или иную продукцию, правительство непроизвольно может способствовать возникновению монополии там, где раньше ее было. Государственные цены фактически становятся не потолком, а порогом цен для предприятий отрасли вопреки благим намерениям правительства.

При формировании рыночных отношений в России нужно проводить политику защиты отечественных таваропроизводителей от импорта иностранных товаров, но не в такой мере, как было изложено выше.

Так же регламентирование банковской деятельности, финансовой деятельности. Прежде всего, регламентирование деятельности банков направлено на то, чтобы банкам было не так-то просто разориться. Наилучший способ достичь этой цели-заставить учредителей банка вложить в него такое количество собственных денег, чтобы оно было соразмерно с выдаваемыми кредитами. Например, регламентом России установлено, чтобы объем кредитов превышал объем уставного капитала не более чем в 10 раз.

И так же поддержание малого бизнеса, малых предприятий на основе которых строится экономика Российской Федерации. В начале перехода к рынку поддержка была выражена в форме предоставления дешевых субсидий, кредитов, поощрения определенных видов деятельности, но в дальнейшем налоговое бремя стало душить производителей, что было связанно с повышением налогов из-за нехватки средств в государственном бюджете.

Так же важным моментом является создание новой системы социальной защиты и реформирование старой. Советская система гарантировала трудящимся практически все существующие виды социальной поддержки: бесплатное медицинское обслуживание, жилье, рабочие отпуска, пенсии, стабильный уровень доходов и даже рабочее место. В условиях рыночной экономики очень многие практически не получают помощи от государства, а тем, кто ее получает, приходится довольствоваться весьма ограниченным кругом социальных льгот. В рыночных условиях предприятия тоже предлагают своим работникам определенные льготы, однако огромная доля средств на социальные расходы поступает все же со стороны государства. За этим кроится очень важная причина. В рыночной экономики считается вполне естественным, что человек рано или поздно переходит на другую работу или его увольняют по той или иной причине. Соответственно и льготы должны предоставляться ему непосредственно от государства, а не через предприятие, на котором в настоящее время он работает. Это очень важно, так как люди твердо знают, что могут рассчитывать на социальную поддержку, даже покинув это предприятие и, следовательно, склонны к перемене мест. Благодоря этому экономика обладает большей гибкостью, нежели экономика советского типа, при том, что точно так же обеспечивает социальные гарантии населению.

Альтернативные концепции ГРЭ.

Главным идеологом активного вмешательства государства в экономику стал известнейший английский экономист Кейнс. Кейнсианская политика ставила своей целью контроль над общим спросом и его регулирование таким образом, чтобы он находился в соответствии с общим предложением при достижении полной и высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного спроса путем побуждения к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих. Основными инструментами регулировнаия в модели Кейнса были государственный бюджет, дефицитное финансирование экономики, а также манипулирование учетной ставкой процента. Целевые приоритеты модели Кейнса - занятость и стабильность экономического роста, а инструменты-государственный бюджет и кредитно-денежная политика. Кейнс и его последователи исходят из того, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требуется вмешательство государства. Доктрина Кейнса нашла наиболее полное применение в США, показав нам хорошую результативность.

Проитивники же кейнсианской школы были сторонники неоклассической теории. Они исходят из постулата о тенденции капиталистической экономики к равновесию, устойчивости и стабильности. Они утверждают, что рынок и конкуренция, гибкость цен-лучшие механизмы установления экономического равновесия. Они подчеркивали инфляционный характер кейнсианских рецептов дефицитного финансирования. «Восстание» против Кейнса возглавил американский экономист Милтон Фридман. Он разделял концепцию экономического роста Смита и подвергает критики идею государственного регулирования. Опору он видит в свободной конкуренции и предпринимательстве. Особенно резко Фридман выступает против вмешательства государства в денежное обращение.

Сторонники неолиберальных концепций считают, что надо отказаться от кейнсианских рецептов антициклического регулирования, ведущих к резким колебаниям денежной массы, и перейти на строгое регулирование денег в обращении независимо от конъюнктуры. Денежная масса должна увеличиваться лишь в соответствии с долгосрочным темпом роста национального дохода. Выступая против роста доходов государства, они считают, что лучшее, что может сделать государство, это сократить собственные доходы и расходы и снизить налоги.

Описание предмета: «Государственное регулирование»

Государственное регулирование экономики - форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.

Литература

  1. К.С. Афанасьев, А.С. Казеннов, М.В. Попов. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики. – СпБ.: Издательство Ленинградского университета Издательство ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. – 148 с.
  2. В.В. Мельников. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Омега-Л, 2011. – 336 с.
  3. Л.Г. Ходов. Государственное регулирование и государственная собственность в рыночной экономике. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2012. – 216 с.
  4. С.М. Цыганкова, М.М. Левкевич. Формирование механизма государственного регулирования в сфере здравоохранения. – М.: Инфра-М, 2013. – 156 с.
  5. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2014. – 240 с.
  6. В.В. Мельников. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2015. – 352 с.
  7. Даниил Федоров. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 132 с.
  8. И.Строкова und Н.Штурлак. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 200 с.
  9. Мария Голышева. Антикризисное государственное регулирование реальной экономики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 304 с.
  10. Илья Валерьевич Вахромов. Государственное регулирование инновационного развития экономики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 236 с.
  11. В.Белоусов, А.Белоусов und Е.Шаталов. Антология модернизации экономик: от адаптивной к конструктивной. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 516 с.
  12. Светлана Домбровская. Государственное регулирование в сфере высшего образования. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 60 с.
  13. Петр Бурковский. Государственное регулирование аграрной экономики Краснодарского края. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. – 156 с.
  14. Д.С. Петросян. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории. Гуманистический подход. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 300 с.

В современном мире право - это ключевой регулятор общественных отношений. Если обратить внимание, то юридический аспект присутствует во всех без исключения сферах социальной жизни. При этом право - настолько мощное явление, что оно практически остается неизменным во всех государствах, если не считать исторические особенности отдельных стран. Конечно, такое положения права было далеко не всегда. Изначально вместо него использовались религия и насилие. Однако данные структуры управления не являются эффективными, особенно в рамках современного общества.

Право, в свою очередь, способно максимально полно и оперативно координировать все действия человека и созданных им структур. Но юридические нормы также регулируют сферу неправомерной, выходящей за рамки деятельности людей. Сюда можно отнести правонарушения, преступления, нанесенный вред и т. д. Последний элемент существует в контексте гражданской юридической отрасли России. При этом вред может быть двух видов: материальный и моральный. Второй тип категории разрабатывался в древние времена. Это дает возможность проанализировать развитие современного института вреда, а также правила его оценки, которые приведены в нормах действующего законодательства.

Что такое гражданское право?

Моральный вред - это институт, который был выведен и по сей день существует в цивилистике. В данном случае рассматривать особенности категории невозможно без понимания ключевых положений его титульной отрасли. Таким образом, гражданское право - это совокупность юридических норм, которыми регулируются имущественные и неимущественные отношения, возникающие на равноправной основе субъектов. Многие ученые на сегодняшний день считают цивилистику основой юриспруденции вообще. Безусловно, этот вопрос является спорным, однако большую роль отрасли в правовой системе РФ отрицать нельзя. По сути, именно она регулирует повседневную жизнь человека. Ведь банальная покупка на рынке выступает примером процесса купли-продажи, который отнесен к сфере ведения гражданского права. В свою очередь, моральный вред называют одним из ключевых отраслевых институтов.

Классическое понятие вреда

Любой юридический институт может существовать в нескольких интерпретациях и типологиях. Моральный ущерб является ответвлением классического института вреда. Последний представляет собой фактическое нарушение, уничтожение или умаление одним субъектом законных прав другого лица. То есть человеку или же организации наносится ущерб, выражающийся в убытках. При этом вред может быть двух типов: материальный и моральный. Материальный во всех случаях имеет ценовое выражение. Другими словами, ущерб наносится непосредственно имуществу. Например, один человек ломает дверь в машине другого. Что касается морального вреда, то его юридическая конструкция является более сложной. Это обусловлено отсутствием имущественного ущерба.

Понятие морального вреда

Ущерб, при котором существует нарушение личных неимущественных, других нематериальных благ конкретного лица, называют моральным. Если говорить простым языком, то вред наносится непосредственно личности, а не предметам, которые ей принадлежат. Этот аспект является ключевым отличительным фактором, позволяющим разделить юридическую структуру материального и морального вреда. Сама суть последней категории является довольно специфичной. Ведь речь идет о человеке и его личностных качествах, интересах, переживаниях и т. п. В таком контексте взыскание морального ущерба выступает самостоятельной процедурой оценки вреда, осуществить которую непросто.

Следует отметить, что значительные теоретические наработки, непосредственно касающиеся представленного института цивилистики, были сделаны еще древнеримскими юристами. Поэтому их опыт в этом вопросе при изучении нематериального вреда необходимо учитывать.

Моральный ущерб в римском частном праве

Уже в древние времена существовали юридические институты, которые диктовали условия поведения людей в определенных ситуациях. В древнеримском частном праве моральный вред существовал изначально. Конечно, разделения материального и нематериального ущерба не было. Вред был един вне зависимости от формы. Однако процесс компенсации на разных этапах существования Древнего Рима менялся неоднократно. Изначально ключевой формой компенсации была месть. То есть виновное лицо становилось объектом мщения. При этом размер морального ущерба или же материального не имел абсолютно никакого значения. Но развитие общества и отношений в нем привело к вытеснению мщения как формы компенсации. Ей на смену приходят штрафные санкции. При этом возмещение материального и морального ущерба, согласно положениям Законов XII таблиц, дифференцировалось в зависимости от размера штрафа за конкретное действие.

Следует также отметить тот факт, что именно римские юристы разработали систему, которая предусматривала удовлетворение исковых интересов потерпевшего из имущества лица, нанесшего ущерб. Для этого осуществлялась «оценка процесса», другими словами, устанавливался размер компенсации.

Аналогия института в иностранных законодательствах

Российская Федерация не является единственной страной, в гражданском праве которой предусмотрена компенсация за моральный ущерб. Например, в законодательстве основных представителей англосаксонской юридической семьи, США и Великобритании институт называется «психическим вредом». Его компенсация возможна лишь при наличии определенных составных элементов деликта: субъективной стороны, связи действия с последствиями и т. п.

Нормативные положения, регулирующие моральный вред, также можно найти в законодательной системе Украины и Белоруссии. Тем не менее представленный институт в нашем государстве наделен собственной спецификой, а процесс его компенсации предусмотрен федеральным законодательством.

Нормативная база, регулирующая моральный вред и его возмещение в РФ

Описываемый в статье институт гражданского права существует в положениях разных нормативных актов. Федеральная законодательная система России содержит множество официальных документов, которые регулируют возмещение морального ущерба. К тому же нормативные акты дают возможность разобраться в особенностях института и его ключевых моментах. Таким образом, моральный ущерб и процесс его компенсации регулируется положениями:

Значительный вклад в оценку и развитие института вносит судебная практика. К примеру, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 предоставляет алгоритм фактического применения положений существующего законодательства в вопросах, касающихся возмещения морального ущерба.

Положения ч. 1 статьи 151

Согласно Гражданскому кодексу РФ, моральным вредом признаются физические или же нравственные страдания, возникшие по причине нарушения неимущественных прав. Негативный эффект также могут повлечь посягательства на определенные материальные блага, перечень которых можно найти в статье 150 того же нормативного акта. Согласно его положениям, нематериальным благом является:

  • честь, достоинство, здоровье и жизнь личности;
  • доброе имя и личная неприкосновенность;
  • право свободного передвижения, неприкосновенность частной сферы жизнедеятельности;
  • деловая репутация, авторские права ;
  • семейная и личная тайна и т. д.

То есть все это выступает объектным составом материального вреда. Посягательство, направленное на одно из представленных благ, является противоправным и подразумевает исключительное право потерпевшей стороны на компенсацию.

Компенсация за моральный ущерб. Как оценить вред

Статья 151 Гражданского кодекса России содержит также часть 2-ю. В ней приводятся сведения, описывающие компенсацию за моральный ущерб. Как оценить степень вреда, практически никто не знает, ведь с положениями этой незначительной нормы знакомы лишь некоторые юристы. В процессе судебного разбирательства уполномоченный орган обязан произвести оценку следующих моментов, а именно:

  • вины лица, нанесшего вред;
  • степени страданий физического и нравственного характера;
  • индивидуальных, личностных особенностей потерпевшего;
  • иных обстоятельств, которые заслуживают внимания.

Данные аспекты представляют собой структуру института компенсации. Конечно, право на окончательное слово во всех случаях сохраняет за собой суд. При этом обязанность доказывания существования нравственных или физических страданий ложится на плечи потерпевшего. Для компенсации ему необходимо представить данные, свидетельствующие о том, что в конкретной ситуации присутствует моральный ущерб.

Как оценить за избиение степень компенсации? Это важный вопрос. В данном случае доказательную базу составляют официальные бумаги и иные данные, свидетельствующие о реальности факта нанесения вреда здоровью.

Случаи исключительной компенсации

Как мы выяснили, суд в обязательном порядке должен выявить вину лица, которое нанесло вред. В противном случае институт компенсации нельзя применить. Однако законодательство предусматривает ряд случаев, когда наличие вины не является обязательным. Иными словами, компенсация осуществляется вне зависимости от присутствия данного элемента деликта. Таким образом, не требует доказательства вины моральный ущерб за причинение вреда здоровью, распространение порочащих деловую репутацию сведений, незаконное привлечение к уголовной ответственности.

Иск о возмещении морального ущерба

Процессуальные тяжбы начинаются лишь после оформления и подачи в суд заявления. Иск в данном случае выступает формой защиты нарушенных прав и интересов. Но чтобы суд принял этот документ и предоставил возможность доказать факт причиненного вреда, он должен содержать следующие моменты:

  • описание нарушенных прав;
  • желаемая сумма компенсации;
  • просьба о взыскании суммы с ответчика.

Наличие в иске вышеперечисленных сведений позволит начать рассмотрение дела по существу.

Особенности расчета вреда при авариях

Моральный ущерб при ДТП характеризуется исключительной спецификой. Потому что вред в таких случаях всегда имеет двоякий характер. Он содержит как материальную, так и нематериальную основу. Имущественный ущерб наносится автомобилю заинтересованной стороны.

Тут доказать все очень просто. А вот моральную составляющую выявить сложнее. Для этого необходимо представить доказательства самого факта ДТП, вины конкретного лица, страдания потерпевшего и, конечно же, определить сумму компенсации. При этом истец должен детально описать все проблемы неимущественного характера, которые повлекло дорожно-транспортное происшествие. Таким образом, моральный ущерб при ДТП имеет множество характерных моментов, прямо влияющих на исход судебного процесса.

Вывод

Итак, в статье мы выяснили, что такое моральный ущерб, как оценить. Практика судебная в данном случае предоставляет исчерпывающее количество ситуаций, описывающих наиболее важные моменты, которые требуют изучения в процессе доказывания факта нанесения вреда. Но будем надеяться, что подобного рода знания никому из нас не понадобятся в жизни.

Судебная практика относительно компенсации морального вреда в нашей стране не слишком широка, в силу того, что подобные иски чаще подаются публичными людьми, нежели простыми обывателями. Но все-таки данные явления имеют место, и получить компенсацию такого рода вполне реально. Правда, право на защиту этих нематериальных благ имеют только физические лица (гл.8 ч.1 ГК РФ).

Что такое моральный ущерб или моральный вред – определяемся с понятиями

Согласно законодательству, под моральным вредом принято понимать физические и/или нравственные страдания, что были причинены лицу путем определенных направленных действий какой-либо стороны с нарушением неимущественных прав данного лица, либо же путем действий, под которыми подразумевается посягательство на иные нематериальные блага, принадлежащие ему же (ст.151 ГК).

Под нравственными страданиями гражданина (при формулировании термина «моральный вред», ст.150 ГК) подразумевают испытываемые негативные чувства (стыд, унижение, гнев, отчаяние и пр.), вызванные следующими обстоятельствами:

  1. Посягательство, в первую очередь, жизнь и здоровье гражданина.
  2. На его честь и достоинство.
  3. Нарушение тайны частной, семейной жизни, а также врачебной тайны.
  4. Посягательство на доброе имя деловую репутацию.
  5. Нарушение личной неприкосновенности, а также неприкосновенности жилища.
  6. Ограничения в выборе места жительства.
  7. Запрет на свободу передвижения.
  8. Нарушение авторских прав.
  9. Неправомерное ограничение/лишение свободы.
  10. Клевета.
  11. И посягательство на прочие блага, принадлежащие гражданину РФ с рождения.

Все данные нематериальные блага гарантированы Конституцией нашей страны, и при посягательстве на них каждый гражданин имеет право на обращение за защитой в суд. При кончине гражданина, чьи права были ущемлены/нарушены, право на защиту данных прав (со всеми вытекающими последствиями) переходит напрямую к наследникам.

Нормативные акты - инструменты законодательства для защиты прав гражданина.
В качестве нормативных актов, что регулируют процесс возмещения морального вреда (то есть, основания для возмещения вреда), можно отметить:

  1. ГК РФ: статьи 12, 151, 152 ч.5, 1099-1101, 1123, 1251 и прочие статьи ГК РФ, применимые к каждому случаю отдельно.
  2. Глава 25.3 НК РФ (о госпошлине при взыскании морального вреда).
  3. ТК РФ: статьи 3, 237.
  4. Статья 30 СК РФ.
  5. КоАП РФ: статья 4.7.
  6. УПК РФ: статьи 42, 44, 136.
  7. Семейный кодекс РФ: статья 30.
  8. ФЗ «О персональных данных»: - статья 17.
  9. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: статья 17.
  10. ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Статья 16.
  11. ФЗ «О рекламе»: статья 38.
  12. ФЗ «О противодействии терроризму»: статья 18.
  13. ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»: статья 8 п.3.
  14. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»: статья 23.
  15. ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ»: статья 6.
  16. ФЗ «Об экологической экспертизе»: статья 34 п.2.
  17. ФЗ «О защите прав потребителей»: статья 15.
  18. ФЗ «О средствах массовой информации»: статья 62.
  19. Постановления Пленума Верховного Суда РФ: «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ», «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц».
  20. Иные законы, нормы которых могут применяться к частным случаям.

Есть ли у Вас основания для подачи иска о компенсации морального ущерба?

Прежде чем подавать иск, следует выяснить - хватает ли у вас оснований для данного судебного процесса, и есть ли в нем смысл.

  1. Определитесь, подпадает ли ваш случай под термин «моральный вред». При отсутствии определенных юридических знаний рекомендуется воспользоваться услугами профессионалов.
  2. Определите - умышленным был причиненный вам моральный вред или результатом небрежности (случайность).
  3. Проанализируйте - сможете ли вы доказать, что вам был нанесен моральный вред. Стали ли следствием действий ответчика длительные эмоциональные симптомы, обращались ли вы за медицинской помощью, пришлось ли вам принимать определенные лекарства, чтобы улучшить свое состояние, есть ли свидетели вашего угнетенного состояния и пр.
  4. Если сумма вашего иска внушительна, есть смысл подумать о поиске хорошего адвоката. При незначительной сумме есть смысл обращаться в суд лишь в том случае, если вы уверены, что дело выиграете, и вопрос носит принципиальный характер. Помните о судебных издержках, потере своего времени и сил.

Как подать иск о причинении морального ущерба правильно – полная инструкция

Самые актуальные моменты в процессе подачи иска:

  1. Досудебное урегулирование спора. Прежде чем подать иск, обратитесь к обидчику напрямую. Желательно, письменно и через почту, не забыв описать обстоятельства, требования и предупреждение о вашей подаче иска в случае неисполнения требований. Если мирным путем решить вопрос не удается, остается только иск в суд.
  2. Когда можно подавать иск? Соответственно ст.208 п.1 ГК, на данные требования исковой давности не существует. То есть, подать иск вы можете в любое время.
  3. Куда подавать? В районный суд по месту жительства ответчика. И в областной суд - при моральном вреде, полученном вследствие преступления.
  4. Исковое заявление. Его следует составлять правильно, с учетом всех требований и правил. Суть ваших требований и обстоятельства, что являются основаниями для выплаты компенсации, должны быть максимально четкими и доказательными.
  5. От кого требовать компенсацию? Обидчиком может выступать как физическое лицо, так и лица «при исполнении…». Во 2-м случае ответственность ложится на гос/структуру либо организацию, в частности, и само государство.
  6. Нужен ли юрист? Безусловно, на начальной стадии - при составлении иска - помощь специалиста не помешает, но результат слушаний в набольшей степени будет зависеть от непосредственно степени вины обидчика. Исключение - основания, при которых его степень вины роли не играет (нанесение вреда источниками повышенной опасности, клевета, покушение на честь и достоинство, распространение заведомо ложной информации и пр.).
  7. Госпошлина - нужно ли платить? Да, нужно. Освобождения от уплаты пошлины при рассмотрении подобных исковых заявлений (прим. - о возмещении морального вреда) законом не предусмотрено (гл.25.3 НК).
  8. В течение какого срока выплачивается компенсация ответчиком? Иск обычно удовлетворяет суд лишь в случае его абсолютной аргументированности, что в случае нанесения морального вреда - весьма сложная задача. Что касается сроков возмещения - они оговариваются в процессе судебного разбирательства, исходя из материального состояния ответчика.

Как правильно оценить размер морального вреда?

Расчет морального ущерба всегда - дело затруднительное. Решение о сумме принимает суд, но указанная истцом сумма в иске не должна выглядеть, как желание улучшить свое благосостояние. То есть, она должна быть адекватной перенесенным страданиям.

Рекомендуется решать вопрос суммы вместе с экспертом в подобных делах. Помните, что дело может решиться и в пользу ответчика. Согласно ст.1101 п.1 ГК, компенсация осуществляется исключительно в денежной форме.

Что нужно помнить, рассчитывая сумму иска?

  1. Общий размер суммы не должен превышать 720 МРОТ.
  2. Руководствуйтесь здравым смыслом при оценке вреда, дабы суд не усомнился в вашей адекватности.
  3. Поинтересуйтесь - каково материальное положение ответчика. Если обозначенная вами сумма будет ему не по плечу (не по кошельку), то ее, соответственно, не утвердят. Также судом будут учтены и другие обстоятельства (инвалидность ответчика, преклонный возраст, беременность и пр.).
  4. Проанализируйте статистику подобных дел в судах, чтобы понять - на какую сумму можно рассчитывать.

Решение суда о компенсации за моральный ущерб – как завершить дело?

На подготовительной стадии к слушаниям судья может предложить вам с ответчиком пойти на «мировую». Если мировое соглашение не противоречит интересам сторон и законодательству, оно утверждается судом.

Условия данного соглашения заносятся в протокол, после чего их подписывают обе стороны, и выносится определение суда о прекращении производства.

Плюсы мирового соглашения:

  1. Экономия нервов, финансов и времени.
  2. Немедленное вступление соглашения (сразу после его оглашения) в законную силу. Что, соответственно, обязывает стороны к его немедленному исполнению.

Минусы:

  1. Данное соглашение лишает стороны возможности нового обращения в суд с теми же требованиями - оставив свои подписи под мировым соглашением, они отказались от дальнейших претензий друг к другу.

Повторный иск - можно ли его подать в данном случае?

При вступлении судебного решения в законную силу (ст.209, гл.16 ГПК) и в случае если не была подана апелляция, право на повторный иск с теми же требованиями и на тех же основаниях отменяется. Как и право на оспаривание уже установленных судом фактов и правоотношений в иных судах.

В каком случае повторный иск допустим?

  1. Появились новые обстоятельства в пользу изменений суммы иска. Ст.209 ГПК.
  2. Судья вернул исковое заявление по причине, например, неявки истца. Ст.223 ГПК.

Методы воздействия на нерадивого ответчика