Выделяют четыре основные формы права. Источники (формы права)

Вопрос о форме (источниках) права - это вопрос том, как, в каком реальном, практически воспринимаемом обличье можно наблюдать, изучать, применять и использовать эти источники.

Право - система общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных компетентными государственными органами, принимаемых на референдумах.

Понятие "источник права" существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. С помощью формы, право обретает черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность, тд

Форма права - это способ выражения вне государственной воли, юридических правил поведения. Различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней формой права понимают его структуру, систему элементов, составляющих содержание данного явления. Под внешней формой права понимается комплекс юридических источников, позволяющих субъектам права ознакомиться с их содержанием и пользоваться ими.

В настоящее время принято различать следующие основные формы (источники) права: право обычай прецедент нормативный

  • 1) правовой обычай; 2) юридический (судебный) прецедент; 3) НПА; 4) нормативный договор.
  • · Исторически первой формой (источником) права является правовой обычай. Под правовым обычаем следует понимать исторически сложившееся правило поведения людей, санкционированное государством в качестве общепринятого правила поведения, несоблюдение которого влечет за собой меры государственного принуждения. Они передавались из уст в уста в форме мифов, легенд, пословиц и поговорок. Обычай как таковой ничем и нигде не закреплен, и его нарушение не влечет наступления юридической ответственности. Правовые обычаи как источники права сохранились до настоящего времени, хотя и потеряли свое былое значение: часть из них поглотилась законодательством либо прецедентным правом, но часть все, же продолжает действовать в «чистом» виде.
  • · Следующей формой права является юридический прецедент. Под юридическим прецедентом понимается письменное или устное решение судебного или административного органа по конкретному делу, которому государство придает общеобязательное значение и которое впоследствии становится нормой. Особенность прецедента как формы права состоит в том, что все последующие решения могут вносить те или иные изменения или дополнения в ранее уже сформировавшийся прецедент, которые в свою очередь становятся также обязательными и приобретают свойства норм права. Однако родиной прецедентного права считается Англия. Элементы прецедентного права имеют место в российской правовой системе, что связано, прежде всего, с деятельностью Конституционного, Верховного и Арбитражного судов РФ. Прецедентное право станет признанным источником права, что позволит судебной системе быть более гибкой.
  • · НПА-- это форма права, представляющая собой официальный письменный документ, содержащий общеобязательные правила поведения (нормы права). НПА являются наиболее распространенной формой права во всем мире. В большей степени они характерны для стран (Германия, Испания, Италия, Франция и других в частности России). НПА оформляется в виде официального государственного документа, имеющего обязательные атрибуты, как название акта (например, закон, указ и пр.), наименование органа, его принявшего (например, парламент, президент, местный орган власти), и дату его принятия. Кроме того НПА является одной из самых удачных форм права, у него достаточно много преимуществ. К примеру, он издается оперативно, может быть в любой своей части изменен. В случае несоблюдения положений НПА нарушители преследуются и наказываются на основании закона.
  • · Нормативный договор - соглашение двух или более сторон, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции. Нормативный договор может быть международным, либо же это может быть договор в рамках одного государства, например, между федерацией и её субъектами. Такие договоры бывают внутригосударственными и международными.

Одним из важнейших признаков права является формальная определенность, характеризующая его ясность, недвусмысленность, точность, структурированность, устойчивость во времени и по кругу лиц. Если эти качества не обеспечиваются, то возникает проблема неопределенности в праве. Любая правовая система должна располагать необходимым сбалансированным для данного правопорядка разнообразием форм (источником) права. Поэтому проблема форм (источников) права продолжает оставаться актуальной.

  • 9. Форма государства: понятие, элементы, факторы, влияющие на форму государства
  • 10. Форма правления: понятие, виды
  • 3. Смешанная республика (Польша, Португалия, Россия, Болгария):
  • 11. Политико-территориальная организация государства: понятие, виды.
  • 4 Способа размежевания компетенции:
  • 12. Государственно-правовой режим государства: понятие, виды
  • 13. Межгосударственные объединения: конфедерация, содружества, союзы.
  • 14. Функции государства: понятие и классификация. Влияние процессов глобализации на функции государства
  • 15. Механизм государства и его роль в выполнении функций государства
  • 16. Органы государства: понятие, виды, принципы организации и деятельности
  • 17. Государственная служба, государственные служащие
  • 18. Государство и гражданское общество: соотношение и сферы сотрудничества
  • 19. Понятие и структура политической системы общества (псо). Место государства в псо
  • 20. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования
  • 21. Роль партий в политической системе общества. Формы сотрудничества с государством и иными элементами политической системы.
  • 22. Государство и общественные объединения. Государство и церковь
  • 23. Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства
  • 24. Государство и личность: сущность взаимоотношений. Права человека, их классификация, внутригосударственная и международная системы их защиты
  • 25. Социальные нормы и место права в системе социального регулирования общественных отношений
  • 26. Технико-правовые категории: правовые аксиомы, презумпции, юридические фикции, преюдиции
  • 27. Социальное назначение права и его функции. Ценность права.
  • 28. Право как нормативный регулятор общественных отношений. Признаки и сущность права
  • 29. Проблемы правопонимания в современной юридической науке
  • 3 Основных типа правопонимания:
  • 30. Государство, право и экономика: их соотношение и взаимовлияние
  • 31. Форма права: понятие, виды, общая характеристика
  • 32. Правоотношение: понятие, структура, виды. Характеристика правоотношения как формы реализации права
  • 33. Субъекты-участники правоотношений. Правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, правовой статус
  • 34. Теории происхождения права: теологическая, естественно-правовая, историческая школа права,
  • 35. Составы правоотношений. Юридические факты как основание возникновения правоотношений
  • 36. Нормы права: понятие, признаки, структура, классификация
  • 1. По субъектам правотворчества (сфере действия):
  • 2. По выполняемым функциям
  • 3. По социальному назначению и роли в правовой системе:
  • 5. По методу правового регулирования:
  • 6. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:
  • 9. Специализированные нормы:
  • 11. По степени определенности.
  • 37. Нормативный правовой акт (нпа): понятие, признаки, виды
  • 1. По юридической силе законы могут быть:
  • 2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться:
  • 3. По территориальному признаку:
  • 4. По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом рф
  • 38. Законы: понятие, признаки, виды
  • 39. Пределы действия нпа во времени, пространстве и по кругу лиц, предметное действие
  • 40. Система права: понятие, структурные элементы. Система права и система законодательства
  • 41. Отрасль права (оп). Предмет и метод правового регулирования. Характеристика основных оп
  • 43. Право и политика
  • 44. Правотворческий процесс. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нпа
  • 45. Правосознание: понятие, структура, виды, уровни. Правосознание юристов
  • 46. Правовая культура: понятие, структура, виды
  • 47. Понятие и формы реализации права
  • 48. Правоприменение (понятие, особенности, субъекты, стадии). Правоприменительные акты
  • 49. Систематизация нпа
  • 50. Толкование права. Понятие, приёмы, способы толкования
  • 51. Виды и объем толкования права. Акты толкования
  • 53. Юридические коллизии: понятие, виды, причины возникновения, способы разрешения и предупреждения
  • 54. Правопорядок: понятие, признаки. Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка. Международный правопорядок
  • 55. Понятие и признаки законности, еѐ значение в жизни общества и в функционировании государства. Гарантии законности и способы еѐ обеспечения в современных условиях
  • 56. Правомерное поведение: понятие, объективная и субъективная стороны, типология.
  • 68. Виды и причины правонарушений
  • 59. Государство и право: современные представления об их соотношении
  • 60. Юо: понятие, признаки, цели, основания и принципы применения
  • 61. Виды и меры юридической ответственности (юо). Основания освобождения от юо
  • 62. Юридические ошибки: понятие, виды, объективные и субъективные причины их появления
  • 61. Механизм правового регулирования: понятие, структура, стадии. Соотношение правового регулирования и правового воздействия
  • 64. Понятие и виды юридической техники, еѐ значение в юридической деятельности
  • 65. Понятие и классификация современных национально-правовых систем
  • 66. Романо-германская правовая семья и семья общего прецедентного права: общая характеристика
  • 67. Религиозные правовые семьи: общая характеристика
  • 68. Влияние процессов глобализма на унификации правовых систем.
  • 31. Форма права: понятие, виды, общая характеристика

    Форма права - специфическое выражение правовых норм, приданием им свойства общеобязательности путем официального закрепления их содержания.

    Правило поведения становится юридической нормой после того, как оно облечено в правовую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя находит свое выражение в том или ином правовом акте и становится обязательной для исполнения.

    Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвя­заны, но не совпадают. Если «форма права» показывает, как со­держание права организовано и выражено вовне, то «источник права» - истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.

    В науке различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней формой права понимают его структуру, систему эле­ментов, составляющих содержание данного явления (отрасли права, институты права). Под внеш­ней - комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих ад­ресатам правовых установлений ознакомиться с их реальным со­держанием и пользоваться ими. В правоведении различают материальные, идеальные и юридические источники права.

    Материальные – коренятся, прежде всего, в системе объективных потребностей общественного развития, в своеобразии дан­ного способа производства, в базисных отношениях. Однако общественные потребности должны быть осознаны и скорректированы законодателем в соответствии с уровнем его правосознания и политической ориентации. На его позицию могут оказать влияние особенности международной и внутрипо­литической обстановки, некоторые иные факторы. Все эти об­стоятельства в своей совокупности составляют источник права и идеальном смысле.

    Результат идеологического осознания объективных потреб­ностей общественного развития посредством ряда правотворчес­ких процедур получает выражение в юриди­ческих актах, которые являются юридическим источником права. В данном случае источник права в юридическом смысле и форма права совпадают по своему содержанию. Таким образом, источник права в специально-юридическом смысле - это внешнее выражение норм права.

    Смысловые значения термина «источника права» (ИП):

    ИП в материальном смысле - материальные условия жизни общества, или способ бытия людей;

    » ИП в идеальном смысле - предполагает те философские, или мировоззренческие, начала, что легли в основу

    данной правовой системы; »ИП в юридическом (формальном) смысле - различные способы внешнего выражения права; формальные

    источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права. Термин «источник права» и «форма права» используются в юридической науке как тождественные. Чаще всего рассматриваются источники в юридическом смысле. Юридические источники права - официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих (признаваемых) в данном государстве.

    Виды источников права:

    Правовой обычай - исторически первый источник права - первые законы государства представляли собой санкционированные им обычаи. Обычай приобретает правовой характер после его признания и одобрения государством. Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства. Сейчас признается обычай делового оборота (Статья 5 ГК РФ) - сложившееся и широко используемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком- либо документе;

    «Правовой прецедент - решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел. Судебному прецеденту присущи следующие черты:

      обладает общеобязательной юридической силой;

      результат правотворческой деятельности судов;

      находится в подчиненном по отношении к закону положении, т.к.:

    а) законом может быть отменено действие судебного прецедента;

    б) суд, создавая прецедент, должен действовать в соответствии с законом;

    в) после принятия закона прецедент прекращает свое действие.

    » Правовая доктрина (теории, учения) - в Древнем Риме суды обязаны были ссылаться при вынесении решений на работы пяти наиболее известных римских юристов - Ульпиана, Павла, Гая, Папиниана и Модестина. Отечественная наука и практика не признают юридическую доктрину официальным источником права - судья при рассмотрении конкретного дела не вправе в основание своего решения ссылаться на труды ученых или их комментарии; эти работы могут служить только справочным, вспомогательным материалом. Для правовой доктрины характерны следующие признаки:

      она результат профессиональной научной деятельности;

      служит способом выражения позиций ученых по различным проблемам правового содержания;

      имеет особую форму выражения - научного исследования текстового изложения каких-либо правоположений, правовых принципов и т. д.;

      обладает общезначимостью, так как отражает потребности социально-экономического, политического и духовного развития государства и общества на конкретном историческом этапе.

    » Нормативные договоры - это соглашения двух или более субъектов по конкретному вопросу, в результате которых устанавливаются, конкретизируются или изменяются нормы права . Нормативные договоры служат основой для принятия последующих НПА. По содержанию нормативные договоры - это юридические акты, закрепляющие волеизъявление сторон по поводу взаимных прав и обязанностей. Например, м/н акты -конвенции, соглашения, межгосударственные договоры. Они заключаются по взаимному соглашению и устанавливают для участников соответствующие права и обязанности, которые учитываются во внутригосударственном праве. Федеративный договор 1992 года «о разграничении предметов ведения между РФ и органами власти субъектов РФ». Особенности нормативных договоров:

      они ставят своей целью реализацию общественного интереса, общего блага, например, распределение компетенции между органами государства, обеспечение прав и свобод человека и гражданина и др.;

      представляют собой волевое соглашение не менее двух субъектов, один из которых или оба наделены государственно-властными полномочиями;

      заключаются на основе норм публичного нрава - конституционного, административного, финансового и др.;

      подлежат обязательной публикации в силу общеобязательности договорных условий;

      оформляются по определенным процедурно-процессуальным

      правилам;

      являются источником права.

    Религиозные нормы - в первую очередь играют роль в теократическом государстве - принимаемые законы не могут противоречить религиозным нормам; мусульманское, индуистское, иудейское право основаны на религиозных источниках: церковных книгах, актах религиозных органов и деятелей (Коран - священная книга всех мусульман; Сунна - предание о делах и изречениях пророка Мухаммеда; иджма - согласие исламского общества относительно обязанностей правоверного; в совокупности они образуют шариат, являющийся основным источником мусульманского права);

    «Принципы права - в ГК РФ установлено, что при применении аналогии права необходимо опираться на принципы разумности, справедливости и добросовестности. Виды принципов :

    Общеправовые - присущи всем отраслям права (принципы справедливости, гуманизма, законности);

    » Межотраслевые - присущи нескольким отраслям права (процессуальные отрасли закрепляют принципы независимости судей, состязательности и равноправия сторон, гласности);

    Отраслевые - отражают специфику той или иной отрасли права. СП - принцип равноправия женщины и мужчины в семейных отношениях; в ТП - принцип свободы труда, охраны труда и здоровья работников и т.д.

    » Судебная практика - в РФ: суды имеют право оценить НПА на его соответствие закону; отменить акты, противоречащие закону; разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и высшего арбитражного Суда РФ служат нередко основанием к новому пониманию и применению норм права - это вторичный источник права, они дополняют закон. Судебная практика все больше утверждается как источник права. Применительно к современной России это означает, что:

    в соответствии с Конституцией у судов общей юрисдикции появилась новая функция оценки законов и иных нормативных правовых актов. Так, согласно ч. 2 ст. 120 Конституции РФ «суд, установив при

    рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом». Ранее суд выражал свое отношение к закону или иному акту путем его толкования, уясняя смысл и цель закона. Теперь одного толкования недостаточно. Суд должен оценить закон с точки зрения его соответствия Конституции и общепринятым нормам и принципам международного права. И если такого соответствия нет, то суд не должен применять данный закон или акт;

    существенно расширена правозащитная функция судов: в судебном порядке можно обжаловать практически любые решения, Действия и бездействие государственных органов и органов МСУ, общественных объединений и должностных л иц, которыми нарушены, ущемлены или созданы препятствия для Реализации прав и свобод граждан или незаконно возложены какие-либо обязанности. Кроме того, существенно расширены полномочия судов на дачу санкции на заключение под стражу, продление

    М/н право - конституции большинства государств закрепляют, что общепризнанные нормы и принципы м/н права и договоры между государствами являются источником внутригосударственного права, а нередко имеют приоритет перед последними.

    «Нормативный правовой акт (НПА) - акт правотворческих органов государства, содержащий нормы права,

    принимаемый в особом порядке и в конкретной письменной форме, а также состоящий в иерархических

    отношениях с другими актами; Характеристики :

      письменная форма;

      исходят от государства: государственных органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их;

      принимаются в особом порядке, называемом правотворческий процесс»;

      иерархическая подчиненность актов.

    Нормативные правовые акты представляют собой пирамиду, верхушку которой занимает Конституция, далее следуют законы разнообразного вида, в том числе конституционные, затем подзаконные акты, к которым относятся указы Президента, Постановления Правительства, министерств, государственных комитетов, федеральных служб.

    29 декабря 2018

    Понятие формы (источника) права, ее характеристика и причины многообразия

    Одним из признаков выступает его формальная определенность. должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования.

    Формы права - это способ выражения вовне юридических правил поведения; это исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

    Соотношение понятий "фoрма права", "истoчник права", "правoвая форма"

    Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий:

    • форма права,
    • правовая форма,

    Под правовой формой понимаются практически все юридические средства, участвующие в правовом регулировании и опосредовании тех или иных социальных процессов, в решении социальных задач (например, правовые формы регулирования экономики), категория "правовая форма" используется прежде всего для того, чтобы структурировать социальные связи и показать роль права как формально-юридического института в его соотношении с социально-экономическим, культурно-нравственным и политическим содержанием - многообразными общественными отношениями.

    Формы права - лишь специфические "резервуары" (С.С. Алексеев), в которых содержатся нормы права ; форма права призвана упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера.

    В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий "источник права" и "форма права":

    1. названные понятия тождественны;
    2. понятие "источник права" более широкое, чем понятие "форма права".

    Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Действительно, если исходить из общепринятого значения слова "источник" как "всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки", то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:

    • источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);
    • источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);
    • источник в формально-юридическом смысле - это и есть форма права .

    Виды формы права:

    1. правовой обычай;
    2. нормативные правовые акты (НПА) государственных органов;
    3. нормативные правовые акты (НПА) общественных организаций (с санкции государства);
    4. правовой (нормативный) договор;
    5. прецедент.

    Правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Обычное право - хронологически первая форма права, которая господствовала в эпоху феодализма. И хотя правовой обычай используется в ряде современных правовых семей (традиционной, религиозной), в российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота).

    Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п. Нормативный акт - одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права Германии, Франции, Италии, России и т.п.

    Нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз). В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера . Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведения - новую норму права, выступая правотворческими субъектами.
    В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.

    Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

    Тесная связь государства и права отражена в понятии источники (формы) права. Источники (формы) права - это государственно‑официальные способы выражения и закрепления его норм, придания общим правилам поведения общеобязательного, юридического значения.

    Современные правовые системы основываются на нескольких источниках права, среди которых обычно выделяют правовой обычай, судебный прецедент, судебную практику, нормативный договор, правовую доктрину и нормативно‑правовой акт . Для каждой правовой системы характерна своя ведущая форма права. Так, в странах англосаксонской правовой системы эту роль играет судебный прецедент, для континентальной системы важнейшим источником права является нормативно‑правовой акт, в формировании права большинства стран Африки и Азии, сохраняющих основы традиционного общества, главным источником права служит правовой обычаи.

    Правовые обычаи - это устойчивые, сложившиеся в результате многократного их применения правила общественного поведения людей, которые санкционированы государством и соблюдение которых гарантируется государственным принуждением. Государство санкционирует только те обычаи, которые отвечают его интересам. Обычное право играло огромную роль на ранних этапах правового развития, регулируя прежде всего семейно‑брачные, поземельные, имущественные отношения.

    Судебный (административный) прецедент - это придание нормативной силы решению органа государства по конкретному делу, которое принимается за правило при разрешении других аналогичных дел.

    Законы и иные нормативно‑правовые акты регулируют общественные отношения в обобщенной, абстрактной форме. Но жизнь всегда богаче, сложнее любых формальных установлений. Поэтому, применяя закон, суд зачастую не находит правовой нормы для решения данного дела. Отказаться от рассмотрения спора на этом основании суд не может, поэтому у него остаются два варианта действий: либо, исходя из общих принципов той или иной правовой системы, установить новую норму, либо так истолковать сходную действующую норму, чтобы распространить ее на рассматриваемый случай и положить в основу своего решения. Так создаются новые нормы, которые применяются в практике другими судами, получая обязательную силу и становясь судебным прецедентом.

    Под судебной практикой понимают такую деятельность судебных органов, в результате которой детализируются и конкретизируются законы, вырабатываются правоположения. Судебная практика как система результатов, итогов судебной деятельности обобщается и закрепляется в тех или иных руководящих разъяснениях высших судов.

    Нормативные договоры - это соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер. В нормативных договорах выражается согласованная воля нескольких государств (международные договоры) или нескольких организаций внутри государства (внутригосударственные договоры).

    Важнейшим источником права в большинстве стран мира (в том числе и в России) является нормативно‑правовой акт (НПА) . Нормативно‑правовой акт - это изданный или санкционированный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно‑властным характером и имеющий официально‑документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства. Нормативно‑правовой акт является разновидностью правового акта, под которым понимается документ, принятый государственным органом или должностным лицом и направленный на установление, изменение или отмену правовой нормы или ее реализацию. К правовым актам относят и индивидуально‑правовые. Индивидуально‑правовые акты (их называют правоприменительными) направлены на реализацию правовых норм, содержат индивидуальные предписания и рассчитаны на однократное действие. Поэтому, являясь правовыми, но не устанавливая норм права, эти акты не могут быть отнесены к нормативным. Примером таких актов могут являться приговоры суда по конкретным делам, приказы руководителей организаций о вынесении дисциплинарных взысканий и т. п.

    Нормативно‑правовой акт отличается рядом признаков:

    1) содержит в себе общеобязательные правила поведения (нормы права) и поэтому адресуется неперсо‑нифицированным субъектам, действует непрерывно, рассчитан на многократное действие и регулирует наиболее типичные социальные ситуации;

    2) носит властный, обязательный характер и обеспечивается (в случае невыполнения) мерами государственного принуждения;

    3) содержит определенные, четко и ясно сформулированные предписания, условия их реализации и защиты;

    4) издается только компетентными органами. Законодательство строго определяет субъектов правотворчества, которым разрешает издавать правовые акты лишь по вопросам, отнесенным к их ведению;

    5) принимается с соблюдением строго определенных процедурных требований, в установленном законом порядке;

    6) имеет официально‑документальную форму, которая подразумевает наличие точного названия, определенной (как правило, унифицированной) структуры (деление на разделы, главы, статьи, пункты), содержания, способов и стиля изложения, символов и реквизитов (даты, подписи, печати и т. д.);

    7) обладает определенной юридической силой, под которой понимается степень подчиненности данного нормативно‑правового акта актам вышестоящих органов. Юридическая сила нормативно‑правового акта зависит от того, какой орган издал этот акт, какое место занимает этот орган в системе правотворческих государственных органов.

    В зависимости от юридической силы нормативно‑правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

    Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно‑правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Признаками закона являются:

    1. Закон может быть принят лишь органом законодательной власти (монархом или парламентом) или всеми гражданами на референдуме.

    2. Закон обладает высшей юридической силой в системе нормативно‑правовых актов государства. Это означает, что все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда им не противоречить. В случае коллизии норм различных по юридической силе актов действует норма закона. Законы не подлежат утверждению со стороны какого‑либо органа. Никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, его издавшего.

    3. Порядок разработки, принятия и вступления закона в силу определяется, как правило, конституцией государства.

    4. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения.

    Законы могут быть основными (конституции федерации и ее субъектов, федеральные конституционные законы в Российской Федерации) и обыкновенными (федеральные законы, уставы субъектов федерации, законы субъектов федерации).

    Особым видом нормативно‑правовых актов являются подзаконные акты - правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных ситуаций и индивидуальных интересов.

    Действие нормативно‑правовых актов во времени определяется моментом вступления НПА в силу и моментом прекращения действия НПА.

    Нормативно‑правовой акт вступает в силу либо с момента принятия, либо по истечении установленного срока после его принятия или опубликования, либо с того времени, которое указано в самом НПА или акте о введении его в действие.

    В Российской Федерации вступают в силу:

    Законы о поправках к Конституции - со дня их опубликования;

    Федеральные законы - через 10 дней после их опубликования;

    Нормативные акты Президента РФ - по истечении 7 дней после опубликования;

    Акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти - через 7 дней после их опубликования;

    Иные акты Правительства - со дня их подписания;

    Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти - через 10 дней после их опубликования.

    Действие нормативно‑правовых актов прекращается:

    а) в результате прямого указания государственного органа об отмене НПА (прямая отмена);

    б) в связи с изданием нового НПА, заменившего ранее действовавший (косвенная отмена);

    в) по истечении срока действия акта (самоотмена)

    Пределы действия нормативно‑правового, акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Нормативно‑правовой акт может действовать на всей территории государства, на какой‑то oпределенной части страны, в отдельных случаях - за пределами государства.

    Как правило, действие НПА охватывает ту территорию, которая подведомственна государственному органу, издавшему НПА.

    Действие НПА распространяется, как правило, на всех лиц , проживающих на соответствующей территории.Однако ряд законов распространяется лишь на граждан гос‑ва, они не действуют в отношении лиц без гражданства и иностранцев.

    Большинство ученых понимают под правотворчеством деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций, а также всего народа по установлению, изменению или отмене правовых норм.

    Правотворческая деятельность состоит из юридически значимых действий, которые образуют правотворческий процесс. Начинается он с выявления потребности в принятии нормы права. Это делается на основе изучения и анализа общественных отношений, для регламентации которых необходимо принять данную норму. Закон определяет компетентные государственные органы или должностных лиц, уполномоченных на принятие нормы. Они устанавливают вид правового акта, который закрепит норму, принимают решение о подготовке проекта документа, создают для этого рабочую группу. Рассмотрение проекта делится, как правило, на два этапа: предварительное и официальное. Последнее производится с учетом всех процессуальных и технических требований к этой стадии правотворчества. После обсуждения проекта правовой акт принимается, оформляется должным образом, подписывается и публикуется.

    Важнейшей разновидностью правотворчества является законотворчество (процесс принятия законов высшими органами государственной власти). Процедура принятия законов обычно довольно подробно разрабатывается в конституции страны. Выделяют следующие стадии законодательной процедуры:

    1. Законодательная инициатива - официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой, что влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть законопроект на своем заседании. В Российской Федерации субъектами права законодательной инициативы являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения. Законопроекты, как правило, вносятся в нижнюю палату парламента (в Российской Федерации в Государственную Думу)

    2. Стадия обсуждения законопроекта, которое происходит на заседаниях палат парламента. В Российской Федерации внесенный в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки.

    3. Стадия принятия законопроекта путем голосования депутатов парламента. Если парламент двухпалатный, то для принятия закона требуется согласие обеих палат. В Российской Федерации закона принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов.

    4. Стадия утверждения законопроекта. В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одбренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Однако Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно проголосовав за закон. Правда, для этого требуется квалифицированное большинство - не менее 2 /3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

    Принятые парламентом законы направляются главе государства (монарху или президенту), который может наложить на них вето, не допустив или, по крайней мере, отсрочив вступление закона в силу. Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т. е. преодолеть вето. Для вторичного голосования в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство. Так, в Российской Федерации для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить

    5. Промульгация закона - опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу. В Российской Федерации законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.

    Несколько отличается от обычной законодательной процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов в Российской Федерации. Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3 /4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2 /3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.

    В результате освоения данной темы студент должен:

    знать

    • – соотношение понятий "форма" и "источник права";
    • – природу источника права в материальном смысле;
    • – природу источника права в идеальном (идеологическом) смысле;
    • – природу источника права в специально-юридическом смысле;
    • – характеристику основных видов форм (источников) права;
    • – систему форм (источников) права, характерных для современной России;

    уметь

    • – выделять признаки форм (источников) права;
    • – определять вид форм (источников) права;

    владеть

    • – навыками самостоятельного анализа государственно-правовых явлений в области форм (источников) права;
    • – навыками поиска и обращения с основными формами (источниками) права;
    • – навыками оперирования основными понятиями и категориями по данной теме.

    Понятие формы права

    Термин "форма" буквально означает "вид", "образ", "облик". Обращает на себя внимание многозначность его этимологического смыслового значения.

    В бытовой лексике и литературном языке доминирует понимание формы как наружного вида, внешнего облика. Такую ее интерпретацию Г.-Ф.-В. Гегель обозначил понятием "внешняя форма".

    Более глубокое ее понимание связано с этимологией данного термина как "вида". Вид как логическое понятие

    обозначает класс предметов, входящий в объем более широкого класса предметов, называющегося родом. В качестве примера можно привести разделение государств по форме правления на монархии и республики.

    Категориальный смысл понятие "форма" приобретает тогда, когда оно логически соотносится с понятием содержания и применяется в анализе сложных динамических систем. В этом случае форма обозначает внутреннее строение содержания и порядок протекающих в нем процессов. Г.-Ф.-В. Гегель называл это понятием "внутренняя форма".

    В истории гуманитарной науки относительно соотношения содержания и формы тех или иных явлений всегда существовали крайние, радикальные воззрения типа: "содержание – все, форма – ничто". Рецидив абсолютизации роли формы при полном игнорировании содержания предметов и процессов имеет место и в настоящее время. В качестве иллюстрации можно привести бюрократизм как уродливую форму организации управления, которое (управление) зачастую выхолащивает содержание. Вот почему в юриспруденции опасно вставать на такого рода положения, их надо избегать, руководствуясь принципами диалектики, разумности, гармонии.

    Основные положения современного учения о содержании и форме состоят в следующем:

    • – форма и содержание являются универсальными, органически взаимосвязанными характеристиками бытия и логически соотносительными понятиями, ибо не существует неоформленного содержания и бессодержательной формы, а форма всегда содержательна, поскольку содержание оформлено;
    • – форма и содержание обладают в рамках своего единства относительной самостоятельностью и специфической ролью, но определяющей тенденцией содержания является изменчивость, тогда как определяющей тенденцией формы – устойчивость;
    • – содержание характеризуется определяющей ролью в отношении формы, однако форма способна выступать активной движущей силой развития содержания и потому форма есть способ существования, выражения и преобразования содержания;
    • – между содержанием и формой в процессе развития нередко возникает несоответствие;
    • – в силу присущей форме относительной самостоятельности одна и та же форма может быть использована различным и даже противоположным по своим характеристикам содержанием.

    – правовой формы; формы самого права.

    Правовая форма – вся правовая реальность. В этом случае речь идет о правовых явлениях, опосредующих экономические, политические, бытовые и иные фактические отношения, конкретные виды деятельности. Понятие правовой (юридической) формы применимо, когда раскрывается связь нрава (или любого правового явления) с иными социальными образованиями, процессами, состояниями и отношениями.

    Форма права – это форма именно права как отдельного, самобытного явления и соотносится она только с содержанием права. Ее назначение – упорядочение содержания права, придание ему свойств государственно-властного характера.

    Выделяют внешнюю и внутреннюю формы права.

    Внутренняя форма права – это его структура и связи. К ней надо отнести систему права, горизонтальную и вертикальную структуры соподчиненности всех ее элементов. В настоящей главе рассматривается лишь внешняя форма права.

    В отечественном правоведении нет единого мнения относительно того, что следует понимать под внешней формой права. Во многом это определяется тем, что тот или иной автор считает содержанием права. Некоторые авторы полагают, что содержание права составляет государственная воля, а форма права – это юридические нормы.

    Думается, ближе к истине те ученые, которые содержанием права признают не государственную волю (это сущность его), а юридические нормы, и в этой связи формой именуют источники права. Правовая норма – это не форма права, а само право.

    Раскрыть внешнюю форму права – значит выяснить, какими способами данная экономически и политически властвующая группа "возводит в закон" свою волю и соответственно какие формы выражения приобретают правовые нормы. Право всегда воплощается в определенные формы, оно всегда является формализованным.

    Теория права несколько веков оперирует также понятием "источник права", посредством которого раскрываются те факторы, которые вызывают к жизни, обусловливают правовые нормы.

    Термин "источник права" юриспруденции известен давно. Еще римский историк Тит Ливий назвал Законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Слово "источник" употреблено им в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права.

    Принято выделять:

    • – источник права в материальном смысле;
    • – источник права в идеальном (ранее называли – "идеологическом") смысле;
    • – источник права в юридическом (формальном) смысле.

    Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения. К ним относится способ производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности как конечная причина возникновения и действия права. Названная категория выражает социальную обусловленность права.

    Под источником права в идеальном (идеологическом) смысле понимают правовое сознание. Речь идет о концепциях, идеях, теориях, чувствах, представлениях людей о действующем и желаемом праве, о юридической деятельности, под воздействием которых создается, изменяется и действует право. Господствующая правовая идеология, ведущие национальные идеиглавный источник формирования права.

    Когда же говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм.

    Иными словами, под источником права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина.

    Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества.

    Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ выражения, существования и преобразования (изменения или отмены) правовых норм, действующих в определенном государстве.