Безопасность жизни и здоровья. Обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности

  • 1.3.1. Правовая основа обеспечения безопасности жизни человека в Российской Федерации
  • 1.3.2. Культура безопасности жизни человека
  • 2.1. Национальная безопасность России
  • 2.1.1. Концепция национальной безопасности России
  • 2.1.2. Роль и место России в мировом сообществе
  • 2.1.3. Система национальных интересов России
  • 2.1.4. Основы мобилизационной подготовки и
  • 2.1.5. Государственный материальный резерв
  • 2.1.6. Воинский учет и бронирование медицинских работников
  • Раздел I данного Федерального закона полностью посвящен вопросам воинского учета. Само же Положение о воинском учете утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 г. № 1541.
  • 2.2. Современные войны и средства поражения
  • 2.2.1. Современные войны и вооруженные конфликты
  • 2.2.2. Определение и классификация войн и
  • 2.2.3. Средства вооруженной борьбы и их поражающие факторы
  • 3. Безопасность общества и личности
  • 3.1. Основы организации системы безопасности
  • 3.1.1. Безопасность общества и личности
  • 3.1.2. Опасности и их воздействие на организм человека
  • 3.1.3. Система мероприятий по обеспечению безопасности организованных коллективов
  • 3.1.4. Мероприятия по обеспечению личной безопасности
  • Как действовать при нахождении на митинге (в толпе):
  • Аварии на автомобильном транспорте.
  • Аварии на железнодорожном транспорте.
  • Правила безопасности на водном транспорте.
  • Меры безопасности при купании.
  • 3.1.9. Безопасность жизни детей
  • Что делать, если вы оставляете ребенка дома одного?
  • 4. Защита человека от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций
  • 4.1. Организация защиты населения в мирное и военное
  • 4.1.1. Основные принципы и нормативно-правовая база
  • 2. Закон рф « о гражданской обороне» №28 - фз от 12.02.1998г.
  • Постановление Правительства рф «о подготовке населения в области защиты от чс природного и техногенного характера» 04.09.2003г. №547 .
  • 4.1.2. Система защиты населени от поражающих
  • 4.1.3. Методы, применяемые для защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций
  • Подготовка населения в области защиты от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
  • Организация оповещения населения.
  • Эвакуация населения.
  • 4.1.4. Средства контроля и определения поражающих
  • 4.1.5. Основы организации аварийно-спасательных и других
  • 4.1.6. Гражданская оборона населения в Российской Федерации
  • 4.1.7. Федеральная медицинская служба гражданской обороны
  • 4.1.8. Гражданская оборона объектов здравоохранения
  • 4.1.8. Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны
  • 4.2. Средства защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций
  • 4.2.2. Защитные сооружения
  • 4.2.4.Медицинские средства индивидуальной защиты
  • 4.2.6. Приемы самозащиты (самообороны)
  • 4.2.7. Специальная и санитарная обработка поражённых в чс
  • 5.1.1. Характеристика угроз жизни и здоровью медицинского
  • 5.1.2. Система охраны труда и техника безопасности в медицинских организациях
  • 5.1.3. Основные способы и средства обеспечения безопасности медицинского персонала
  • 5.1.4. Особенности обеспечения пожарной, радиационной, химической, биологической и психологической безопасности медицинского персонала
  • 2.Требования безопасности по предупреждению воздействия химических факторов.
  • 3.Требования безопасности труда при работе с биологическими объектами.
  • 4.Требования по обеспечению пожарной и взрывобезопасности.
  • 5.Особенности обеспечения психологической безопасности медперсонала.
  • 5.1.5. Требования безопасности при работе в структурных подразделениях медицинских организаций
  • 5.2.3. Формы проявления угроз безопасности пациентов
  • 5.2.5. Лечебно-охранительный режим работы медицинских организаций
  • 5.2.6. Особенности лечебно-охранительного режима в специализированных отделениях больницы
  • 5.2.7. Санитарная обработка пациентов
  • Алгоритм эвакуации – а, Тс, Тн, нт.
  • Обеспечение готовности к эвакуации в обычном режиме работы:
  • 1.2.1. Безопасность жизни человека

    Безопасность жизни человека - это такое состояние его организма в течение жизни, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к смерти или болезням и не препятствует достижению определенных желательных для человека целей.

    Решение проблемы безопасности жизни состоит в обеспечении комфортных условий для проживания людей, в защите человека от воздействия вредных факторов окружающей среды, превышающих нормативно - допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для высокой работоспособности и продуктивности!

    Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения безопасности жизни человека является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «Человек – окружающая среда».

    Основополагающая формула безопасности жизни человека это предупреждение любой потенциальной опасности.

    28 декабря 2010 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации N 390-ФЗ «О безопасности». Он определяет основные принципы и содержание деятельности граждан нашей страны по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции всех органов государственной власти в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации.

    1.2.2. Виды, направления, методы, способы и средства обеспечения безопасности жизни человека

    Существуют следующие виды безопасности :

      национальная безопасность;

      экологическая безопасность;

      промышленная безопасность;

      пожарная безопасность;

      информационная безопасность;

      экономическая безопасность;

      военная безопасность;

      внутренняя безопасность;

      внешняя безопасность.

    Национальная безопасность – это совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

    Обеспечение национальной безопасностиэто комплекс политических, военных, экономических, социальных, здравоохранительных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормального существования и устранение возможных угроз личности, обществу и государству.

    Обеспечение национальной безопасности включает в себя:

      защиту государственного строя;

      защиту общественного строя;

      обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета государства;

      обеспечение политической и экономической независимости нации;

      обеспечение здоровья нации;

      охрана общественного порядка;

      борьба с преступностью;

      обеспечение безопасности от чрезвычайных ситуаций.

    Для обеспечения национальной безопасности в государстве создаются специальные органы.

    Органы обеспечивающие национальную безопасность :

      вооружённые силы;

      службы разведки и контрразведки;

      правоохранительные органы;

      санитарно-эпидемиологическая служба.

    Экологическая безопасность -это предотвращение существующей угрозы значительного ухудшения факторов биосферы, видовому составу животного и растительного мира, а также опасности истощения невозобновляемых природных ресурсов в результате деятельности человека.

    Это также процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства и всего человечества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или техногенным воздействием человека на окружающую среду.

    Промышленная безопасность – это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций на опасных производственных объектах и их последствий.

    Это достигается с помощью охраны труда, улучшением условий труда, механизацией и роботизацией производства, повышением профессионализма работников.

    Основная цель охраны труда – это сохранение жизни и здоровья работников.

    Вполне возможны чрезвычайные ситуации, которые не причиняют вред жизни и здоровью работников, и, наоборот, вред жизни и здоровью работников может причинен без чрезвычайных ситуаций. Такое может произойти например, при нарушении санитарно-гигиенических требований к производственному процессу.

    Пожарная безопасность – это состояние объекта, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

    Пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями.

    Информационная безопасность - это состояние защищённости информационной среды.

    Защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию. Целью реализации информационной безопасности какого-либо объекта является построение системы обеспечения информационной безопасности данного объекта.

    Экономическая безопасность - это состояние какого-либо хозяйствующего субъекта, характеризующаяся наличием стабильного дохода, который позволяют поддержать приемлемый уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем.

    Она включает в себя :

      сохранение платежеспособности;

      возможность планирования будущих денежных доходов;

      безопасность занятости.

    Экономическая безопасность государства это такое состояние производства в стране, при котором процесс устойчивого развития экономики и социально-экономическая стабильность общества обеспечивается практически независимо от наличия и действия внешних факторов .

    Военная безопасность - защищенность личности, общества и государства от военных угроз .

    Это также состояние, когда возможность войны сводится к минимуму, вследствие отсутствия мотивов применения военной силы, а также осуществления мер по предотвращению военной опасности.

    Военная безопасность имеет внешние и внутренние аспекты :

      внешние аспекты - отражают способность сдерживать военную силу извне;

      внутренние аспекты - охватывают систему мер по созданию и поддержанию готовности личности, общества и государства к предупреждению военных угроз путем создания военной организации для осуществления мобилизационной подготовки экономики и населения страны .

    Внутренняя безопасность - это безопасность внутри страны .

    В России существует коррупция, взяточничество, бандитизм, хулиганство в разных формах, наркомания, проституция, воровство, огромное количество различных правонарушений со стоны населения. Появилось, то, чего раньше не было - массовые беспорядки, несанкционированные демонстрации и митинги. Всё это существенным образом дестабилизирует обстановку в стране и повышает градус недовольства населения таким положением дел.

    Внешняя безопасность - это отсутствие опасностей исходящих от угроз вне государства, направленных на его дестабилизацию, потерю суверенитета и даже на его уничтожение.

    Она исходит из политических, экономических, социальных ситуаций в других странах.

    Главная внешняя опасность на сегодняшний момент это международный терроризм .

    В мире появилось много террористических групп, разного толка, названия, назначения, направления и вероисповедания. Есть террористические группы и в России. Большая озабоченность для России - это размещение близ границ с Россией ракет и баз НАТО. Немаловажный вопрос для России - это слабая защита границ государства, особенно на Дальнем востоке. Россия огромная, богатая страна, и многие мечтают раздробить Россию и заполучить её богатства. Внешняя безопасность России также зависит от иных факторов, происходящих в мире, как-то: войны, природные катаклизмы, возможно, космические факторы и угрозы. Россия должна быть готова в любое время защитить себя при внешней угрозе и по возможности помочь защититься иным странам при их прошении о помощи.

    Направления деятельности по обеспечению безопасности жизни человека – это элементарные составляющие этого процесса

    Направления безопасности жизни человека позволяют находить оптимальные решения защиты от опасностей на основе сравнительного анализа конкурирующих вариантов. Они отражают многообразие путей и методов обеспечения безопасности в системе «человек - окружающая среда», включающее как чисто организационные мероприятия, конкретные технические решения, так и обеспечение адекватного управления, гарантирующего устойчивость системы, а также некоторые методологические положения, обозначающие направление поиска решений.

    Направления безопасности жизни человека могут быть применены в различных сферах :

    • медицине;

      организации труда;

    По сфере реализации, т.е. в зависимости от того, где они применяются направления безопасности жизни могут быть подразделены на :

      инженерно-технические;

      методические;

      медико-биологические.

    По признаку реализации, т.е. по тому как, каким образом они осуществляются направления безопасности жизни человека подразделяются на следующие группы:

      ориентирующие, т.е. дающие общее направление поисков решений в области безопасности. К ориентирующим направлениям относятся - направления системного подхода, профессионального отбора, нормирования негативных воздействий и т.п .;

      управленческие , к ним относятся - направления контроля, стимулирования деятельности, направленной на повышение безопасности, направления ответственности, обратных связей и др.;

      организационные , к ним относятся - защита временем, когда регламентируется время, в течение которого допускается воздействие на человека негативных факторов, направление рациональной организации труда, рациональных режимов работы, организация санитарно-защитных зон и др.;

      технические, э та группа направлений подразумевает использование конкретных технических решений для повышения безопасности.

    Направления обеспечения безопасности необходимо рассматривать во взаимосвязи, т. е. как элементы, дополняющие друг друга.

    Методы обеспечения безопасности.

    Метод - это путь достижения цели, исхо­дящий из знания наиболее общих закономерностей.

    Методы обеспечения безопасности:

      предотвращение нападения (разрыв дистанции, уклоны, маскировка, заключение пакта о ненападении) ;

      повышение устойчивости к деструктивным воздействиям (выработка и укрепление иммунитета);

      создание системы защиты;

      создание системы ликвидации последствий деструктивных воздействий;

      уничтожение (или изоляция) источников угроз.

    Способы обеспечения безопасности.

    Любое животное реагирует на угрозу его жизни защитными действиями. Действия человека, благодаря его разуму, отличаются от инстинктивных действий животных.

    Человек ищет способы защиты от опасностей :

      предвидением развития событий;

      оценкой последствий своих действий;

      анализом причин опасностей;

      выбором наиболее эффективного варианта действий.

    Человек не только разумно защищается в уже сложившейся ситуации, но и, предвидя опасности, старается избежать их. Установив причины опасностей, своей деятельностью преобразует окружающую среду с целью устранения этих причин.

    Именно преобразовательная деятельность позволяет человеку в полной мере использовать разум для повышения своей безопасности.

    Средства обеспечения безопасности - это специальные устройства, применение которых предотвращает или уменьшает воздействие на работающих опасных и вредных факторов окружающей среды .

    Средства обеспечения безопасности человека:

      коллективные;

      индивидуальные.

    Ели взять техносферу, то в настоящее время возрастает роль автоматических средств безопасности, например, для предупреждения пожаров, наблюдения за качеством воды, то это коллективные средства обеспечения безопасности. Использование прочных кабин, очков, масок, касок и др.- это индивидуальное обеспечение безопасности.

    Введение - 4

    Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья - 13

    Государственная система обеспечения безопасности населения - 35

    Основы обороны государства и воинская обязанность - 78

    Основы медицинских знаний - 143

    Темы рефератов по ОБЖ - 198

    Литература, электронные источники - 200

    Участники дорожного движения и общие правила их поведения. Пешеход, безопасное поведение пе шехода на улицах и дорогах - 202


    Введение

    Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (1), цели и задачи дисциплины (1.2). Основные теоретические положения дисциплины, определения терминов «среда обитания», «биосфера», «опасность», «риск», «безопасность» (1.3). Необходимость формирования безопасного мышления и поведения. Культура безопасности жизнедеятельности - современная концепция безопасного типа поведения личности. Значение изучения основ безопасности жизнедеятельности при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

    Введение

    Жизнедеятельность человека осуществляется в сложной, перегруженной техническими средствами среде обитания. Эта среда насыщена многочисленными вредными факторами, которые представляют серьезную потенциальную или реальную опасность для здоровья и жизни людей. Совокупность опасностей определяется конкретным качественным состоянием среды, характером и интенсивностью реализуемой в ее пространстве разнообразной производственной, хозяйственной и иной деятельности. Человечество, вступившее в новое тысячелетие, обеспокоено тем, что более отчетливо стал проявляться многофакторный кризис цивилизации, вызванный, с одной стороны, не­ регулируемым, потребительским отношением к окружающей среде, а с другой - незащищенностью самого человека. Становится совершенно очевидным, что необходимо искать новые, более эффективные пути гармоничного развития общества и кардинально изменять потребительскую психологию людей. В современных условиях глобализации развития мировой экономики, усложнения, интенсификации и увеличения напряженности профессиональной творческой деятельности существенно возрастает общественно-производственное значение состояния здоровья каждого человека. Здоровье становится приоритетной социальной ценностью. Постоянное внимание к сохранению и укреплению собственного здоровья, сознательная ориентация на здоровый образ жизни должны стать важнейшими показателями общей культуры человека ХХI в. Его повседневная деятельность, поведение и устремления должны быть направлены на создание гуманистического и рационально обустроенного общества на основе гармоничного духовного и физического совершенствования личности в процессе позитивного преобразования мира.



    Глава 1.Введение в дисциплину

    1. Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

    Эффективное развитие в стране инновационной экономики возможно лишь при качественной подготовке специалистов различного профиля, создании благоприятных условий для их жизнедеятельности и сохранении их здоровья.

    На протяжении своего существования человеческая популяция, развивая экономику, создавала и постепенно совершенствовала социально-экономическую систему безопасности, ее научные и практические основы. Вследствие этого, несмотря на увеличение количества вредных воздействий в среде обитания, уровень безопасности человека неуклонно возрастал. Указанное положение подтверждается тем, что в настоящее время средняя продолжительность жизни, являющаяся одним из ключевых показателей безопасности жизнедеятельности людей, составляет в наиболее развитых странах около семидесяти семи лет(В России 65-66 лет).

    Вторгаясь своей не всегда продуманной деятельностью в природу, законы которой далеко еще не познаны, создавая и внедряя новые технологии в различные сферы экономики, человек формирует искусственную среду обитания, так называемую техносферу. Учитывая, что нравственное и общекультурное развитие цивилизации отстает от темпов развития научно­технического прогресса, становится очевидным увеличение риска неблагоприятных последствий тех или иных видов экономической деятельности для здоровья и жизни современного человека. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), например, смертность от несчастных случаев на производстве, транспорте и в быту занимает третье место после сердечно­сосудистых и онкологических заболеваний. При этом часто гибнут молодые, трудоспособные и наиболее активные в социальном и профессиональном отношении люди (в том числе и военнослужащие). Травматизм является основной причиной смерти человека от 2 лет до 41 года. По данным официальной статистики, в настоящее время в России ежегодно в авариях и катастрофах погибают в среднем 50 тысяч человек, а от несчастных случаев, связанных с отравлением фальсифицированными (суррогатными) спиртными напитками, -35-40 тысяч человек в год. Значительные психофизические и информационные нагрузки у работающих из-за высокой интенсивности и нерациональной организации трудовой деятельности часто сопровождаются перенапряжением организма и, как следствие, нередко вызывают возникновение гипертонических кризов, ранних инфарктов миокарда и инсультов с серьезными негативными последствиями не только для трудоспособности, но и для жизни людей. При эксплуатации различных производственных объектов на территории Российской Федерации часто наблюдается антропогенное загрязнение окружающей среды токсичными веществами, твердыми и жидкими промышленными отходами, что может приводить к ухудшению экологических условий жизни населения. Повышение риска проявления тех или иных опасностей в среде обитания обусловливается различными причинами, в том числе и человеческим фактором, т.е. недостаточным знанием или недооценкой соответствующими лицами значимости соблюдения принятых норм и требований безопасности жизнедеятельности. Приведенные данные подтверждают актуальность и важность обязательной и качественной и профессиональной подготовки специалистов всех уровней, в том числе и среднего звена, по проблемам создания и поддержания условий для индивидуальной и коллективной безопасности жизнедеятельности. В этом плане каждый специалист должен располагать достаточно глубокими знаниями о возможных и реальных опасностях техносферы, владеть умением распознавать характер тех или иных негативных факторов среды обитания, определять и проводить необходимый комплекс мер по предупреждению неблагоприятного воздействия негативных факторов на организм человека, состояние здоровья трудового коллектива и экологическую безопасность населения.

    Актуальному решению данных вопросов в определенной мере будет способствовать целенаправленная реализация специалистами среднего звена знаний, приобретенных в области основ безопасности жизнедеятельности. Эти знания необходимы: – для формирования и соблюдения правил здорового образа жизни, рациональной организации труда и поддержания психофизического состояния и высокой работоспособности организма; – обеспечения жизни и здоровья в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; – развития в себе духовных и физических качеств, важных для прохождения военной службы; – создания благоприятных условий для осуществления трудовой деятельности военнослужащих; – формирования навыков оказания первой медицинской помощи.

    1.2. Цели и задачи дисциплины

    В современном понимании дисциплина «Основы Безопасности Жизнедеятельности» изучает риски производственной, природной, социальной, бытовой, городской и других сред обитания человека как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Данная дисциплина является начальной ступенью в освоении норм и правил безопасности. Основная цель данной дисциплины как науки-защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности. Перед учащимися и преподавателями ставятся задачи:

    освоения знаний о безопасном поведении человека в чрезвычайных и опасных ситуациях природного, техногенного, а также социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

    воспитания ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике патриотизма и долга по защите Отечества;

    развития черт личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; соблюдения бдительности при возникновении угрозы терроризма;

    Овладения умениями правильно оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; целенаправленно действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

    развития потребности в расширении и постоянном углублении знаний по проблемам обеспечения безопасности жизнедеятельности в современных условиях;

    формирования мировоззрения и воспитания у студентов социальной ответственности за последствия своей будущей профессиональной деятельности. Безопасность жизнедеятельности человека тесно связана: –с идентификацией (распознаванием) и количественной оценкой негативных воздействий среды обитания;–профилактикой и защитой от опасностей воздействия тех или иных негативных факторов на человека;–ликвидацией последствий воздействия опасных и вредных факторов чрезвычайных ситуаций.

    1.3. Основные теоретические положения и понятия

    Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности. Для решения этой проблемы привлекаются многие науки. Оперируя понятиями этих наук, дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» выработала также определенную систему собственных понятий и методов исследования.

    С момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей.

    Опасности причиняют вред здоровью человека, что проявляется в травмах, болезнях, иногда влекущих за собой инвалидность и даже летальный исход; соответственно, они угрожают не только каждому конкретному человеку, но и обществу и государству в целом.

    Профилактика опасностей защита от них-актуальная гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой должно быть заинтересовано, прежде всего государство.

    Обеспечение безопасности - приоритетная задача для личности, общества и государства.

    Абсолютной безопасности не бывает, всегда существует некоторый остаточный риск, поэтому под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития общества можно смириться.

    Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения разработана учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности». Как известно, современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, природной, местной (городской, сельской), бытовой и др. Таким образом, мы можем говорить о системе «человек - среда обитания», которая состоит из множества взаимодействующих элементов, имеет упорядоченность в определенных границах и обладает специфическими свойствами. Взаимодействие внутри системы определяется множеством факторов и оказывает влияние как на самого человека, так и на составляющие среды обитания.

    Среда обитания - это окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

    В системе «человек - среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации. Это происходи т в полном соответствии с законом сохранения жизни: жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело означенных выше потоков. Потоки вещества, энергии и информации во многом зависят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания. Человек и среда его обитания гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых и человеком, и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и (или) окружающую среду. Действуя в этой системе, человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи:

    – обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;

    – создает и использует защиту от негативных воздействий как со стороны среды обитания, так и со стороны себе подобных. Среда обитания неразрывно связана с понятием «биосфера».

    Биосфера - это область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

    ХХ век ознаменовался потерей устойчивости в таких процессах, как рост населения Земли и его урбанизация (повышение роли городов в развитии общества). Это вызвало крупно масштабное развитие энергетики, промышленности, транспорта, военного дела и обусловило значительный рост антропогенного (от греч. anthro –pos- человек) воздействия. Кроме того, к середине ХХ в. Человек стал обладать способностью инициировать крупно масштабные аварии и катастрофы и тем самым вызывать необратимые экологические изменения регионального и глобального масштаба. В результате активной техногенной деятельности человека во многих регионах нашей планеты разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания - техносфера.

    Техносфера - это участок биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия материальным и социально бытовым потребностям.

    Однако созданная трудом человека, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, техносфера во многом надежды людей не оправдала. Новые условия обитания человека в городах, и особенно в крупных промышленных центрах, бытовые составляющие его жизни по уровню безопасности оказались далеки от допустимых норм и требований, что предопределяет актуальность грамотного осуществления соответствующего комплекса предупредительных и защитных мер при внедрении научно-технического прогресса в различные сферы экономики. Негативные воздействия в системе «человек - среда обитания» принято называть опасностями.

    Опасность - это негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

    Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их среду. Являясь частью жизни, они также реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации. Многочисленность и многообразие опасностей, высокая вероятность их воздействия на каждого позволили сформулировать аксиому о потенциальной опасности самого процесса жизнедеятельности: «Жизнедеятельность человека потенциально опасна!» В отличие от реальной, видимой опасности потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере ее проявления. Например, мы не ощущаем до определенного момента увеличение концентрации углекислого газа (СО2)в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05% СО2. В непроветриваемом помещении, в частности в аудитории, концентрация СО2увеличивается.Углекислый газ не имеет ни цвета, ни запаха, и нарастание его концентрации дает о себе знать появлением усталости, вялости, снижением работоспособности. В целом организм человека, систематически пребывающего в таких условиях, отреагирует сложными физиологическими процессами: изменением частоты, глубины и ритма дыхания (одышкой), увеличением частоты сердечных сокращений, изменением артериального давления. Это состояние (гипоксия) может повлечь за собой снижение внимания, что в определенных областях деятельности может привести к травматизму и другим негативным последствиям. По степени и характеру действия на организм все факты условно делят на вредные и опасные.

    К вредным факторам относятся такие факторы, которые в определенных условиях могут стать причиной заболеваний или снижения работоспособности.

    Опасные факторы в определенных условиях приводят к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья. Это деление условно, так как вредные факторы могут стать опасными. Некоторая часть опасных и вредных факторов - преимущественно это относится к производственной, а в какой-то мере и к другим средам обитания - имеет внешне определенные, пространственные области проявления, которые называются опасные зоны . Такие зоны характеризуются увеличением риска возникновения несчастного случая. Условия, при которых создается возможность возникновения несчастного случая, называют опасная ситуация . В процессе жизнедеятельности человек может оказаться в такой ситуации, когда физические и психические нагрузки достигают максимума, при этом он теряет способность к адекватным и рациональным поступкам и действиям. В этом случае говорят об экстремальных ситуациях . Потенциальная опасность как явление - это возможность воздействия на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов.

    Аксиома о потенциальной опасности предусматривает количественную оценку негативного воздействия, которая из меряется риском нанесения того или иного ущерба здоровью и жизни.

    Риск определяется как отношение тех или иных нежелательных последствий в единицу времени к возможному числу событий.

    Различают индивидуальный и социальный риск.

    Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.

    Социальный, или групповой, риск - это риск для группы людей. Говоря о социальном риске, прослеживают зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей. В мировой практике в настоящее время отвергнута концепция абсолютной безопасности и находит признание концепция приемлемого риска.

    Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. То есть речь идет о риске, при котором защитные мероприятия позволяют поддерживать достигнутый уровень безопасности.

    Безопасность - это состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или отсутствует чрезмерная опасность.

    Иными словами, это прежде всего ощущение человека, что ему ничто не угрожает. Вместе с тем это и деятельность различных элементов государственной системы защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Это и совокупность накопленных обществом методик выживания в экстремальных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

    Человечество должно научиться прогнозировать негативные воздействия и, соответственно, обеспечивать безопасность принимаемых решений на стадии их разработки. Для защиты от негативных факторов следует создавать и активно использовать защитные средства и проводить мероприятия, всемерно ограничивающие зоны действия и уровни таких факторов. Реализация этих задач обусловила необходимость разработки специальной области научных знаний - безопасность жизнедеятельности.

    Вопросы для самоконтроля

    1.В чем заключается актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»? Почему, на ваш взгляд, она относится к числу дисциплин непрерывного цикла изучения?

    2. Что такое среда обитания? Воздействует ли на нее человек? Свой ответ проиллюстрируйте примерами.

    3. Какие различия существуют между опасной и экстремальной ситуацией?

    4. Что такое индивидуальный и социальный риск?

    5. Объясните содержание концепции приемлемого риска.

    6.Что такое безопасность?


    Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

    1.1. Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

    1.2. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека.

    1.3. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Основные источники загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативных факторов.

    1.4. Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика. Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

    Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

    Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.

    1.5. Правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

    1.6. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Социальная роль женщины в современном обществе. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, влияющие на него. Здоровый образ жизни - необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья.

    1.7. Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка».

    Практические занятия

    Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки.

    Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

    Здоровый образ жизни можно определить как деятельность человека в конкретных социально-экономических, политических, экономических и прочих условиях, направленных на сохранение, улучшение, и укрепление здоровья людей. В это понятие входит, с одной стороны, формирование позитивного поведения человека, с другой стороны, преодоление факторов риска здоровью.

    Во все времена человека сопровождали опасности, он был вынужден бороться за свое существование с опасными факторами окружающей среды, природными катаклизмами, болезнями, эпидемиями и т.д.

    Безопасность – необходимое условие дальнейшего развития цивилизации. В XXI веке мир не стал безопаснее. Сохраняются традиционные угрозы и опасности, возникают новые. Наблюдается усиление социальных противоречий, возрастает уязвимость городских инфраструктур к ударам стихии, энергетическим катастрофам, актам терроризма. Распространяются новые инфекционные заболевания.

    Постоянно возрастает техническое обеспечение жизнедеятельности человека. Жизнь в современном мире трудно представить без различных видов транспорта, без многих бытовых приборов, обеспечивающих его жизненные потребности. В то же время деятельность человека приводит к возрастанию проблем в области безопасности жизнедеятельности. С увеличением количества технических средств, используемых в повседневной жизни, возрастает вероятность возникновения опасных ситуаций из-за нарушения правил эксплуатации и различных неисправностей в их работе. Все это увеличивает фактор риска для жизни и здоровья человека.

    В настоящее время очевидным становится факт, что решение проблем снижения рисков различных кризисных явлений не должно ограничиваться нормативными правовыми, организационно-техническими и инженерными мероприятиями. Эффективное управление безопасностью человека, общества, государства необходимо осуществлять через социальную сферу, через согласованное поведение людей и четко регламентированные социальные нормы поведения (законы, правила, традиции, науку, политику).

    Анализ причин трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия происходит чаще всего из-за незнания и несоблюдения норм и правил безопасного поведения, из-за пренебрежения правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни, из-за низкого уровня общей культуры и элементарной безграмотности в области безопасности. Кроме того, отмечено, что большинство техногенных катастроф – рукотворные, а среди основных причин – разгильдяйство, беспечность и равнодушие.

    Учет человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у людей простой совокупности знаний и умений.

    Важным является то, чтобы обеспечение безопасности жизнедеятельности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Это может достигаться путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения, т.е. формирования целой культуры безопасности жизнедеятельности.

    Обеспечение безопасности каждого человека в процессе его жизнедеятельности и повышение его уровня общей культуры в области безопасности являются одной из основных составляющих в индивидуальной системе здорового образа жизни. Можно утверждать, что здоровый образ жизни - это цельная, логически взаимосвязанная система поведения человека в процессе его жизнедеятельности, которая способствует обеспечению его личной безопасности и благополучию в жизни.

    Становится ясно, что высокие духовные и физические качества человека теряют свою значимость, если он не подготовлен к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде, не способен оценить уровень опасности для жизни и здоровья в конкретной опасной или чрезвычайной ситуации, найти наиболее оптимальный выход из создавшейся ситуации, позволяющий ему снизить фактор риска для жизни и здоровья.

    Сообщение на родительском собрании.

    «Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей»

    Мы сегодня пригласили вас, чтоб поговорить на одну из злободневных и актуальных тем нашего времени – об обеспечении безопасности жизни детей.

    Проблема обеспечения детской безопасности в наше время одна из самых

    актуальных проблем всего населения. Не смотря на то, что общество в своем

    развитии идет далеко вперед, дети остаются самыми уязвимыми и их

    подстерегает множество опасностей угрожающих их жизни и здоровью как

    дома, в быту, так и на улице.

    Семья - естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются

    предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка - это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

    В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании - равное право и обязанность родителей.

    Наше дошкольное учреждение проводит большую работу с воспитанниками в меру их возраста по воспитанию и обучению их безопасности

    жизнедеятельности: это непосредственно образовательная деятельность.

    Хочу напомнить самые распространенные «опасности»:

    Дома: бытовые приборы, медикаменты, колющие и режущие предметы, окна

    На улице: это дорога, транспорт, незнакомые люди и предметы, водные объекты, бездомные животные, ядовитые растения.

    Все мы должны приложить максимум усилий, чтоб избежать любых чрезвычайных ситуаций с ребенком, а значит и с вами.

    Если вы будете выполнять элементарные правила, беды можно избежать:

    Не оставляйте ребенка дома одного или с несовершеннолетним!

    Сразу определите предметы домашнего обихода, которыми ребенок может

    пользоваться сам или с вашей помощью.

    Пример: он может помочь вам пропылесосить, но не включать вилку

    В электророзетку. Но он может подмести пол.

    Нельзя брать медикаменты! Любые!

    Нельзя брать в руки ножи, булавки, гвозди, иголки, лезвия, спички, зажигалки и др.!

    Родителям необходимо обеспечить в доме все условия, чтобы обезопасить ребенка от возможных проблем:

    Нельзя оставлять включенную плиту или опасные электроприборы без

    присмотра.

    емкости с горячей жидкостью, поскольку ребенок может всё перевернуть на

    себя.

    Электрические розетки должны иметь заглушки или поворотный механизм.

    Низкие углы мебели должны быть скругленные или иметь смягчающие

    накладки. Нельзя чтобы на уровне ребенка торчали острые предметы, о

    которые он может пораниться.

    В доме не должно быть открытых проводов.

    Число домашних пожаров тоже впечатляющее, и в них гибнут дети.

    Такие правила должны быть категоричны, и приниматься всеми членами семьи, родственниками и гостями и обсуждению не подлежать!

    Нельзя отпускать ребенка на улицу без присмотра взрослого человека. Если

    ваш ребенок идет гулять к соседским детям, отведите его, узнайте, кто из

    взрослых будет смотреть за детьми, узнайте номер телефона, оставьте свой, спросите через какое время забрать ребенка.

    При прогулках с ребенком всегда следите чтобы:

    1. В ближайшем окружении ребенка не было неадекватных детей с

    опасным поведением или предметами.

    2. Смотрите, чтобы ребенок не подходил близко к качелям или каруселям.

    3. Следите за тем, чтобы вокруг не находились пьяные люди или люди со

    странным поведением.

    4. Обращайте внимание на собак на улице, иногда даже мирное с виду

    животное может внезапно напасть на ребенка.

    5. Просматривайте те места, где играет ребенок, следите, чтобы там не

    было шприцов, стекла и других опасных предметов.

    6. Не разрешайте ребенку играть в местах, где есть острые углы, об

    которые он может травмироваться, например, такие углы могут быть на

    старых металлических площадках.

    7. Будьте внимательно, когда находится на лестницах, возле ограждений с

    острыми краями или вблизи дороги.

    Учите детей, даже гуляя у своего дома, быть внимательным. Если кто-то

    подошел ко двору, звать взрослых. Нельзя подходить к незнакомым людям,

    нельзя разговаривать с незнакомыми. Число пропавших детей, детей, подвергшихся насилию из года в год не становиться меньше. В наших силах научить детей быть более осмотрительными, научить избегать опасности. Обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.

    Никогда не думайте, что если вы будете осторожны, то это каким-то образом

    отразиться на развитии ребенка. Конечно, не стоит запугивать ребенка и держать его возле юбки, но вы как взрослый человек, должны четко осознавать возможный уровень опасности и оградить собственного ребенка. При этом не последнюю очередь играют профилактические беседы с детьми, ведь часто ребята просто не представляют себе, что, например, лежащий на земле провод может их ударить электричеством.

    Не запугивайте! Специалистами давно подмечено, что попытки родителей

    обезопасить ребенка от преступных посягательств, рассказывая им страшные

    истории, иногда приводят к обратному результату - ребенок в сложной

    опасной ситуации становится более уязвимым, поскольку внушенный ему страх настолько парализует его, что он не в состоянии что-либо самостоятельно предпринять. Цель "безопасного" воспитания - внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию.

    Будьте внимательны к вашим детям, давайте им свободу в безопасных рамках и не переоценивайте возможности ребенка. Дети дошкольного возраста имеют множество физических и психических ограничений. Еще одной сложностью является отсутствие опыта, многие ребята просто не придают значение тем вещам, которые очевидно для них опасны. Поэтому и происходят многие трагедии, когда ребята выпадают из окон, суют спицы в розетки, обвариваются кипятком, падают в обрывы, тонут и так далее.

    С достижением младшего школьного возраста возможности детей по усвоению опасностей будут расти. Они будут уже лучше видеть, осознавать источник шума, научатся контролировать тело, осознавать возможную беду. Но всё равно учтите, что их параметры тела и мозга максимально приблизятся к параметрам взрослого лишь при достижении подросткового возраста.

    Бывают ситуации, когда нам, в силу обстоятельств, приходится оставить ребёнка дома одного. Именно о том, какие опасности подстерегают маленького человечка дома, мне и хочется напомнить. Необходимо постепенно приучать ребенка оставаться одного.

    Основными правилами, если ребенок остается один дома, должны быть:

    1. На видном месте напишите телефоны, по которым он может быстро связаться

    (ваша работа, мобильный, милиция, скорая помощь, пожарная охрана,

    соседи).

    2. Постоянно повторяйте правила поведения, устраивайте маленькие экзамены, разбирайте ошибки.

    3. Сами неукоснительно выполняйте правила по безопасности. Будьте

    примером.

    4. Выучите с ребенком, как его зовут, и как зовут его родителей, а также

    домашний адрес и телефон.

    5. Исключите в квартире малейшую возможность возгорания, потопа, и прочих техногенных «катастроф». Проверьте, не оставили ли вы включенной воду или газ, выключили ли электронагревательные приборы.

    6. Уберите все предметы, которыми он может пораниться.

    7. Закройте окна и тщательно заприте входную дверь.

    Блиц – опрос для родителей

    Попробуйте ответить на мои вопросы.

    Вопрос №1: Назовите правила поведения при обнаружении запаха газа в квартире.

    Ответ: Не включать свет и электроприборы, не зажигать спички, открыть окна и форточки, звонить в газовую службу от соседей по телефону –104-, оповестить других соседей о случившемся.

    Вопрос №2: Назовите правила поведения при пожаре в квартире.

    Ответ: Не открывать окна, не тушить водой загоревшиеся электроприборы, дышать через мокрую ткань, к выходу двигаться, пригнувшись, покиньте помещение, закройте за собой дверь, вызовите пожарную охрану по телефону

    101-, сообщите о пожаре соседям.

    Вопрос №3: Назовите правила поведения при контакте с домашней и бродячей собакой.

    Ответ: Не гладьте незнакомых животных; не трогайте собаку, когда она ест или кого-то охраняет, особенно своих детенышей; не толкайте и не нападайте в шутку на хозяина собаки; никогда пристально не смотрите собаке в глаза; не убегайте от собаки, не поворачивайтесь к ней спиной; чтобы отогнать бродячую собаку, бывает достаточно поднять с земли камень или палку, а вот с домашними животными, часто хорошо дрессированными, лучше не размахивать руками, а громко и четко отдать команду: «Фу! » или «Нельзя! ».

    А сейчас мы предлагаем вам решить проблемные ситуации.

    (каждая группа родителей выбирает себе карточку с ситуацией, прочитывают, разыгрывают и предлагают возможные ответы)

    Ситуация №1: Молодая женщина приятной наружности говорит девочке (мальчику) : «Здравствуй, девочка! Как тебя зовут? А где ты живешь? » Как должна ответить девочка незнакомке?

    Возможные ответы: «Вот я сейчас маму (папу) позову! »; «Простите, но я очень спешу! ».

    Ситуация №2: Ребенок потерялся. Что он будет делать?

    Возможные ответы:

    Везде бегать и искать маму.

    Стоять на месте, где потерялся.

    Обратиться к милиционеру за помощью, если уж очень долго стоишь.

    Пойти с незнакомой тетей, которая скажет, что только что видела твою маму, а мама плачет, ищет тебя.

    Пойти с чужим мужчиной, который скажет, что живет рядом с домом, в котором ты живешь, что он тебя проводит.

    Попросить прохожего отвести тебя в ближайшее отделение милиции.

    Обратиться к продавцу в магазине за помощью.

    Попросить прохожего позвонить в милицию и сообщить, что ты потерялся и находишься в таком-то месте.