Инженерно технические мероприятия по повышению устойчивости объекта. Инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости объектов

Основные мероприятия по повышению устойчивости, проводимые на объектах в мирное время, предусматривают: защиту рабочих и служащих и инженерно-технического комплекса от последствий стихийных бедствий, аварий (катастроф), а также первичных и вторичных поражающих факторов ядерного взрыва; обеспечение надежности управления и материально-технического снабжения; светомаскировку объекта; подготовку его к восстановлению нарушенного производства и переводу на режим работы в условиях чрезвычайных ситуаций.
Надежная защита рабочих и служащих является важнейшим фактором повышения устойчивости работы любого объекта народного хозяйства. С этой целью возводятся защитные сооружения: убежища для укрытия наибольшей работающей смены предприятия и ПРУ в загородной зоне для отдыхающей смены и членов семей.
На участках с непрерывным производственным процессом строятся индивидуальные убежища с дистанционным управлением технологическим процессом.
Проводятся подготовительные мероприятия к рассредоточению и эвакуации в загородную зону производственного персонала и членов семей; накоплению, хранению и поддержанию готовности средств индивидуальной защиты.
Важнейшим элементом подготовки к защите является обучение рабочих и служащих умелому применению средств и спосо-
бов защиты, действиям в чрезвычайных ситуациях, а также в составе формирований при проведении СиДНР.
Защита инженерно-технического комплекса предусматривает сохранение материальной основы производства: зданий и сооружений, технологического оборудования и коммунально-энергетических сетей.
Здания и сооружения на объекте необходимо размещать рассредоточенно. Между зданиями должны быть противопожарные разрывы шириной не менее суммарной высоты двух соседних зданий.
Наиболее важные производственные здания необходимо строить заглубленными или пониженной высоты, по конструкции - лучше железобетонные с металлическим каркасом.
В каменных зданиях перекрытия должны быть из армированного бетона или из бетонных плит. Большие здания следует разделять на секции несгораемыми стенами (брандмауэрами).
Складские помещения для хранения легковоспламеняющихся веществ (бензин, керосин, нефть, мазут) должны размещаться в отдельных блоках заглубленного или полузаглубленного типа у границ территории объекта или за ее пределами.
От устойчивости зданий и сооружений зависит в основном устойчивость всего объекта. Повышение их устойчивости достигается устройством каркасов, рам, подкосов, контрфорсов, промежуточных опор для уменьшения пролета несущих конструкций (рис. 6.1).
Невысокие сооружения для повышения их прочности частично обсыпаются грунтом (рис. 6.2).
Высокие сооружения для повышения их прочности (трубы, вышки, башни, колонны) закрепляются оттяжками, рассчитанными на воздействие скоростного напора ударной волны (рис. 6.3).
Защита емкостей со СДЯВ и легковоспламеняющимися жидкостями осуществляется путем их обвалования - устройства

Рис. 6.1. Усиление подвальных поме- Рис. 6.2. Обсыпка грунтом полупод- щений: / - подвал; 2- стойка; 3- вальных помещений: 1 - стена; 2 - балка; 4-первый этаж перекрытие; 3 - обсыпка

Рис. 6.3. Укрепление высоких сооружений оттяжками: а - труба; б - металлическая мачта
1


Рис. 6.4. Обваловка емкостей со СДЯВ: 1 - емкость со СДЯВ; 2 - земляной вал

земляного вала вокруг емкости, рассчитанного на удержание полного объема жидкости (рис. 6.4).
Основные мероприятия по повышению устойчивости технологического оборудования ввиду его более высокой прочности по сравнению со зданиями, в которых оно размещается, заключаются в сооружении над ним специальных устройств (в виде кожухов, шатров, зонтов и т. п.), защищающих его от повреждения обломками разрушающихся конструкций (рис. 6.5).
При недостаточной устойчивости самого оборудования от действия скоростного напора ударной волны оно должно быть прочно закреплено на фундаментах анкерными болтами.
При реконструкции и расширении промышленных объектов наиболее ценное и уникальное оборудование необходимо раз-



шатры; в - съемные кожухи; г - зонты
мещать в нижних этажах и подвальных помещениях или в специальных защитных сооружениях. Целесообразно также размещать его в отдельно стоящих зданиях павильонного типа, имеющих облегченные и несгораемые ограждающие конструкции, разрушение которых не повлияет на сохранность оборудования.
Повышение устойчивости систем электроснабжения достигается проведением как общегородских, так и объектовых инженерно-технических мероприятий.
Электроэнергия должна поступать на объект с двух направлений, при питании с одного направления необходимо предусматривать автономный (аварийный) источник (передвижную электростанцию) (рис. 6.6).
Трансформаторные помещения, распределительная аппаратура и приборы должны быть надежно защищены, в том числе и от электромагнитного импульса ядерного взрыва.
Особое внимание должно уделяться устойчивости систем снабжения газом. Вся система газоснабжения закольцовывается, что позволяет отключить поврежденные участки и использовать сохранившиеся линии (рис. 6.6).

На газопроводах следует устанавливать запорную арматуру с дистанционным управлением и краны, автоматически перекрывающие газ при разрушении труб.
Исключительно важное значение имеет создание устойчивой системы водоснабжения объекта. Снабжение водой должно осуществляться от двух источников - основного и резервного, один из которых должен быть подземным (например, артезианская скважина) (рис. 6.6).
Резервными источниками могут быть близко расположенный водоем, от которого к объекту заблаговременно подводится водопровод, а также резервуары с запасом воды, защищенные от радиоактивного, химического и биологического заражения. Сети

»» - водопроводные коммуникации
канализация ¦и її газовые коммуникации
Рис. 6.6. Повышение устойчивости снабжения объекта электроэнергией, газом и водой

водоснабжения оборудуются задвижками для отключения отдельных участков при авариях.
Устойчивость работы объектов во многом определяется также надежностью систем паро- и теплоснабжения. Промышленные объекты должны иметь два источника пара и тепла - внешний (ТЭЦ) и внутренний (местные котельные). Котельные необходимо размещать в подвальных помещениях или специально оборудованных отдельно стоящих защитных сооружениях.
Тепловая сеть закольцовывается, параллельные участки соединяются. Паропроводы прокладываются под землей в специальных траншеях. На паротепловых сетях устанавливаются за- порно-регулирующие приспособления.
Для повышения устойчивости канализации следует строить раздельные системы: одна - для ливневых, другая - для промышленных и хозяйственных (фекальных) вод.
В системе промышленной и хозяйственной канализации необходимо оборудовать не менее двух выпусков в городские коллекторы. На случай аварий в городских сетях и на насосных станциях система канализации должна иметь аварийные сбросы в расположенные вблизи ручьи, овраги или в ливневую сеть.
Мероприятия по исключению или ограничению поражения от вторичных поражающих факторов тесно связаны с указанными выше.
Дополнительно к ним проводятся следующие мероприятия. Максимально сокращаются запасы взрывоопасных, горючих и сильнодействующих веществ непосредственно на территории объекта; сверхнормативные запасы вывозятся на безопасное расстояние.
На трубопроводах следует устанавливать автоматические отключающие устройства и клапаны-отсекатели, перекрывающие вышедшие из строя участки.
Для целей дегазации на химических предприятиях со СДЯВ необходимо иметь запас различных дегазационных веществ (щелочей, водного раствора аммиака, сернистого натрия и др.).
В цехах необходимо оборудовать автоматическую сигнализацию, которая позволила бы предотвращать аварии, взрывы и загазованность территории; следует предусмотреть, где это необходимо, строительство защитных дамб от затопления территории, подготовить и рационально разместить средства пожаротушения.
Для обеспечения непрерывного управления необходимо иметь на объекте надежно защищенные пункты управления, диспетчерские пункты, АТС и радиоузел, резервную электростанцию для зарядки аккумуляторов АТС и питания радиоузла; надежную связь с местными советскими органами, вышестоящим начальником ГО и его штабом, с формированиями на объекте и в загородной зоне; эффективную систему оповещения должностных лиц и всего производственного персонала предприятия.

Надежность материально-технического снабжения обеспечивается: установлением устойчивых связей с предприятиями-поставщиками; заблаговременной подготовкой складов для хранения готовой продукции; переходом на местные источники сырья и топлива; строительством за пределами крупных городов филиалов предприятий; созданием на объектах запасов сырья, топлива, оборудования, материалов и комплектующих деталей; организацией маневра запасами в пределах объединения, отрасли.
Светомаскировка объектов народного хозяйства проводится для затруднения их обнаружения и опознавания авиацией в темное время суток оптическими средствами. Она включает мероприятия по снижению освещенности населенных пунктов и объектов народного хозяйства, интенсивности сигнальных, транспортных и производственных огней, имитацию демаскирующих признаков на специально созданных ложных объектах.
Подготовка объектов к восстановлению должна предусматривать планы первоочередных восстановительных работ по нескольким вариантам возможного повреждения, разрушения объекта с использованием сил самих объектов, имеющихся строительных материалов, с учетом при необходимости размещения оборудования на открытых площадках, перераспределения рабочей силы, помещений и оборудования.
Для обеспечения сохранности технической документации целесообразно изготовление копий ее в виде микрофильмов, один экземпляр которых должен храниться в загородной зоне.
Для своевременного и организованного проведения мероприятий по повышению устойчивости объекта разрабатывается план-график последовательности их осуществления в угрожаемый период (см. Приложение 16).
¦ ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ
Как вы считаете, из чего лучше возводить производственные здания: из прочных железобетонных конструкций с металлическим каркасом и сооружением над уникальным и ценным оборудованием специальных защитных устройств или из легких несгораемых конструкций павильонного типа, чтобы при их разрушении не повредить ценное оборудование?
Вопросы для повторения

  1. Что понимают под устойчивостью функционирования объекта народного хозяйства?
  2. Перечислите основные факторы, влияющие на устойчивость объекта народного хозяйства.
  3. В чем заключается оценка устойчивости объекта к воздействию поражающих факторов? Что понимают под пределом устойчивости к воздействию (ударной) волны и светового излучения отдельных элементов цеха, цеха и объекта в целом?

Под устойчивостью функционирования объектов экономики или другой структуры понимают способность их в чрезвычайных ситуациях противостоять воздействиям поражающих факторов с целью поддержания выпуска продукции в запланированном объеме и номенклатуре; предотвращения или ограничения угрозы жизни и здоровья персонала, населения и материального ущерба, а также обеспечения восстановления нарушенного производства в минимально короткие сроки. Устойчивость функционирования объектов непроизводственной сферы — это способность этих объектов выполнять свои функции в условиях ЧС в соответствии с предназначением.

Каждый объект в зависимости от особенностей его производства и других характеристик имеет свою специфику. Однако объекты имеют и много общего. Так, любой объект экономики включает в себя наземные здания и сооружения основного и вспомогательною производств, складские помещения, а также здания административного, хозяйственного и бытового назначения. В зданиях и сооружениях размещены цехи и технологическое оборудование, сети газотеплоэлектроводоэнергоснабжения и канализации. Здания и сооружения возводятся по типовым проектам и из унифицированных материалов.

Сходство и однотипность основных элементов объектов экономики позволяют выделить общие факторы, влияющие па устойчивость объекта и подготовку ею к работе в условиях .

Факторы, влияющие на устойчивость объектов

На устойчивость функционирования объекта влияют следующие факторы:

  • регион размещения, присущие данной местности опасные стихийные бедствия;
  • метеорологические особенности региона;
  • социально-экономическая ситуация;
  • условия размещения объекта, рельеф местности, характер застройки, насыщенность транспортными коммуникациями, наличие потенциально опасных предприятий радиационного, химического, биологического и взрывоопасного характера;
  • внутренние условия: численность работающих, уровень их компетентности и дисциплины; размеры и характер объекта, выпускаемая продукция; характеристика зданий и сооружений; особенности производства, применяемых технологий и материальных веществ; потребность в основных видах энергоносителей и воде, наличие своих ТЭЦ (котельных); количество и суммарная мощность трансформаторов, газораспределительных станций (пунктов); система канализации.

На основе анализа всех факторов, влияющих на устойчивость функционирования, делается вывод о возможности возникновения ЧС и се влияния на жизнедеятельность объекта. Устойчивость закладывается еще на стадии проектирования здания, сооружения, промышленной установки, технологической линии. Иногда под устойчивостью объекта экономики понимают способность его зданий и сооружений, всего инженерно- технического комплекса противостоять воздействию различных неблагоприятных факторов.

Главная цель исследований заключается в выявлении слабых мест во всех системах и звеньях, выработке на данной основе комплекса организационных, инженерно-технических, специальных и других мероприятий по их устранению, повышению устойчивости функционирования объекта экономики и подготовке его к работе в ЧС. Эту работу организует и осуществляет руководитель предприятия, и проводится она в три этапа.

На первом этапе осуществляются мероприятия, направленные па организацию исследований. На втором этапе проводится непосредственная работа по оценке устойчивости отдельных элементов и систем, а также объекта в целом. На третьем этапе результаты исследований обобщаются. Составляется отчетный доклад, разрабатываются и планируются организационные и специальные мероприятия но повышению устойчивости работы объекта.

Оценка устойчивости объектов экономики

Оценка устойчивости ОЭ к воздействию поражающих факторов в различных ЧС заключается:

  • в выявлении наиболее вероятных ЧС в заданном районе;
  • анализе и оценке поражающих факторов ЧС;
  • определении характеристик объекта экономики и его элементов;
  • определении максимальных значений поражающих параметров;
  • определении основных мероприятий по повышению устойчивости работы ОЭ (целесообразное повышение устойчивости).

Оценка устойчивости ОЭ при возникновении ЧС химического характера включает: определение времени, в течение которою территория объекта будет опасна для людей; анализ химической обстановки, ее влияние на производственный процесс и объем защиты персонала. Пределом устойчивости объекта к химическому заражению считается пороговая токсическая доза, приводящая к появлению начальных признаков поражения производственною персонала и снижающая его работоспособность. При нахождении персонала в зданиях токсодоза уменьшается в 2 раза.

Оценка устойчивости работы ОЭ в условиях радиоактивного заражения (загрязнения) включает: оценку радиационной обстановки, определение доз облучения персонала, радиационных потерь и потерю трудоспособности. Предел устойчивости ОЭ в условиях радиоактивного заражения — это предельное значение уровня радиации (мощности экспозиционной дозы) на объекте, при которой еще возможна производственная деятельность в обычном режиме (двумя сменами), и при этом персонал не получит дозу выше установленной. Допустимая мощность экспозиционной дозы на объекте в мирное время принята равной 0,7 мР/ч.

Пределам и психоэмоциональной устойчивости производственного персонала к поражающим факторам ЧС является время адаптации человека к условиям ЧС и коэффициент устойчивости персонала. Время адаптации зависит от состояния нервной системы человека и характеризуется стадиями:

  • реакция — поведение человека направлено на сохранение жизни (15 мин);
  • психоэмоциональный шок, снижение критической оценки ситуации (3-5 ч);
  • психологическая демобилизация, паническое настроение (до 3 суток);
  • стабилизация самочувствия (3-10 суток).

Снизить время адаптации можно психофизиологическим отбором людей, практической подготовкой персонала по выработке алгоритма действий в конкретных ЧС и тренировкой по использованию средст в индивидуальной защиты (СИЗ). В условиях ЧС возможны стрессы и психические травмы, приводящие к появлению «синдрома бедствия» (75 % людей). Повысить коэффициент устойчивости персонала можно исчерпывающей речевой информацией, созданием «зон безопасности», приемом успокаивающих медикаментозных средств и вовлечением людей в активную деятельность по ликвидации ЧС.

Устойчивость энергообеспечения и материально-технического обеспечения (МТО) зависит от устойчивости внешних и внутренних источников энергии, устойчивой работы поставщиков сырья, комплектующих изделий, наличия резервных, дублирующих и альтернативных источников снабжения. Пределом устойчивости работы ОЭ по источникам энергии и МТО является время бесперебойной работы объекта в автономном режиме.

Пределом устойчивости управления ОЭ в ЧС является время, в течение которого обеспечивается бесперебойное оповещение, связь и охрана.

После определения предела устойчивости функционирования объекта намечаются и выполняются мероприятия по повышению его устойчивости, которые включают:

Предотвращение причин возникновения ЧС (отказ от потенциально опасною оборудования; совершенствование или перепрофилирование производства; внедрение новых технологий; разработка декларации безопасности; проверка персонала).

Предотвращение ЧС (внедрение блокирующих устройств и систем автоматики, обеспечение безопасности).

Смягчение последствий ЧС (повышение качественных характеристик оборудования: прочность, огнестойкость, рациональное размещение оборудования; резервирование; дублирование, создание запасов; аварийная остановка производства).

Обеспечение защиты от возможных поражающих факторов расстоянием, ограничением времени действия, использованием экранов, средств индивидуальной и коллективной защиты.

Общие требования к мероприя тиям по повышению устойчивости ОЭ — эффективность и экономичность.

Наиболее объективным документом, всесторонне характеризующим уровень безопасности потенциально опасного производства, является декларация безопасности, которая разрабатывается в целях обеспечения кон троля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Мероприятия по повышению устойчивости объектов

Повышение устойчивости объекта достигается:

  • путем увеличения надежности системы защиты рабочих и служащих объекта;
  • повышения устойчивости инжснсрио-технического комплекса объекта (его физической устойчивости);
  • исключения или ограничения поражения от вторичных факторов;
  • обеспечения надежности управления и материально-технического снабжения;
  • подготовки объекта к восстановлению.

Организационные мероприятия включают в себя поддержание в постоянной готовности системы оповещения; строительство на объекте и в загородной зоне защитных сооружений для работающих и членов их семей (создаются запасы строительных материалов). Производственный персонал и членов их семей готовят к рассредоточению и эвакуации в загородную зону. На объекте накапливают, хранят и поддерживают в готовности СИЗ. Рабочих и служащих обучают действиям по сигналам оповещения, формирования ГО готовят к проведению АСДНР.

Инженерно-технические мероприятия включают в себя ряд действий. В промышленных зданиях массивные перекрытия меняют на более легкие, а тяжелые крыши — на мягкую кровлю из огнестойких материалов. Низкие промышленные здания обваловывают землей, усиливают стены, устанавливают дополнительные опоры для перекрытий. Высокие сооружения (колонны, этажерки, вышки и др.) устанавливают на более мощные фундаменты, закрепляют их оттяжками, способными выдержать скоростной напор ударной волны. Надежно крепят трубопроводы, уложенные на эстакадах, укрепляют эстакады уравновешивающими растяжками.

Устраивают подземные хранилища для емкостей с ЛВЖ и ОХВ, заглубляют их в грунт или обваловывают, устанавливают ребра жесткости для повышения механической прочности емкостей. Наиболее ценное и нестойкое к ударам оборудование размещают в зданиях с повышенными прочностными характеристиками или в специальных защитных сооружениях.

Коммунально-энергетические сети и технологические коммуникации заглубляют или размещают на низких эстакадах и обваловывают грунтом. Во взрывоопасных помещениях устанавливают устройства, локализирующие взрыв (вышибные панели, взрывные клапаны и др.).

Легковозгораемые конструкции пропитывают огнестойкими растворами, красят и обмазывают различными предохранительными и известковыми растворами. Создают дублирующие источники электроэнергии, воды, пара, газа.

Также осуществляются технологические мероприятия. Максимально сокращают время на остановку процесса производства или подготовку к переходу на пониженный режим работы. Разрабатывают технологический процесс, предусматривающий в военное время замену ядовитого и легковоспламеняющегося сырья менее ядовитым и менее горючим. Разрабатывают и строят установки но утилизации факельных сбросов, позволяющие обеспечить светомаскировку и безаварийную остановку предприя тия.

Проводят мероприятия по предотвращению разлива ядовитых и горючих веществ при повреждении хранилищ и коммуникаций. Сокращают запасы сырья и хранят его вне предприятия в цистернах на специальных площадках. Удаляют склады от основных цехов на 1,5-3,0 км, используют для хранения и укрытия сырья подземные и полуподземные хранилища. Рассредоточивают запасы сырья и готовой продукции, раздельно хранят вещества, которые образуют взрывоопасные, самовозгорающиеся смсси и вредные газы. Создают запасы дегазирующих веществ вблизи хранилищ ОХВ.

Обеспечение надежности управления и материально-технического снабжения в условиях ЧС. Для устойчивою функционирования объекта в ЧС необходимо иметь пункты управления, которые обеспечивали бы надежное руководство мероприятиями ГО и ЧС и производственной деятельностью объекта. Пункты управления, диспетчерские пункты, АТС и радиоузлы размещают в наиболее прочных сооружениях.

Обеспечивают надежную связь с местными органами исполнительной власти, вышестоящим начальником ГО и ЧС и его штабом, а также с производственными подразделениями и формированиям ГО на объекте и в загородной зоне. Разрабатывают надежные способы оповещения должностных лиц и всего производственною состава объекта.

Надежность материально-технического снабжения объекта обеспечивается (достигается):

  • установлением устойчивых связей с предприятиями-поставщиками, для чего подготавливаются запасные варианты производственных связей с предприятиями;
  • строительством за пределами крупных городов филиалов предприятий;
  • созданием на объекте запасов сырья, топлива, оборудования, материалов и комплектующих изделий;
  • организацией маневрирования запасами в пределах объекта, ведомства, региона.

Подготовка объекта к восстановлению. Объект подлежит восстановлению при средних и слабых разрушениях.

Подготовка объекта к восстановлению включает: разработку технической и технологической документации но двум вариантам восстановления при слабом и среднем разрушениях; создание необходимого запаса строительных, конструкционных и технологических материалов; расчет необходимых сил и средств для проведения восстановительных работ и подготовку выделенного личного состава.

Структура гражданской обороны на объектах экономики

На объектах экономики организуется с целью защиты персонала объекта и населения, проживающего вблизи него, от ЧС природного, техногенного и военного характера.

Основные задачи гражданской обороны на объекте:

  • защита работающего персонала и населения от ЧС;
  • повышение устойчивости функционирования ОЭ в условиях ЧС;
  • проведение АСДНР в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

Для решения этих задач организация (учреждение, предприятие) в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными правовыми актами РФ: планирует и организует мероприятия по ГО; проводит мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляет обучение своих работников в области ГО; создаст и поддерживает в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создаст и содержит в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Система ГО организуется на всех объектах экономики. К объектам экономики относятся производственные, сельскохозяйственные предприятия, учебные заведения и другие организации независимо от форм собственности и принадлежности. На объекте организуется комиссия но чрезвычайным ситуациям (ОКЧС). Начальником ГО- Председателем ОКЧС является его руководитель (директор, управляющий, ректор и т. д.). Он несет ответственность за организацию работ но выявлению потенциальных опасностей, прогнозирование и предотвращение ЧС на объекте, а также за постоянную готовность сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ. Он подчиняется в оперативном отношении Председателю районной КЧС.

Примерный состав объектовой КЧС: Председатель, три заместителя (главный инженер, зам. по производству и начальник штаба ГО), члены ОКС (руководители-начальники служб), начальник службы оповещения и связи (начальник АТС), начальник службы охраны общественного порядка (зам. директора по режиму), начальник службы убежищ и укрытий (начальник ЖКО, ОКСа), начальник службы радиационной и химической защиты (начальник заводской лаборатории), начальник противопожарной службы (инспектор Государственного пожарного надзора), начальник аварийно-спасательной службы (главный механик), начальник медицинской службы (руководитель медпункта), начальник транспортной службы (начальник транспортного цеха), начальник МТО (зам. директора по МТО), начальник службы энергоснабжения и светомаскировки (гл. энергетик), инженер по технике безопасности (начальник отдела охраны труда и охраны окружающей срсды), главный бухгалтер, председатель объектовой эвакокомиссии.

  • 3.Классификация чрезвычайных ситуаций.
  • 3.1. Понятие чрезвычайной ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций по основным признакам.
  • 3.2. Критерии, характеризующие чрезвычайные ситуации.
  • 4. Силы и средства, привлекаемые для ликвидации чс.
  • 4.1. Структура формирований го.
  • 4.2. Порядок создания, комплектования и подготовки формирований
  • 5. Современные средства поражения и опасности при их применении.
  • 5.1. Структура современных средств поражения.
  • 5.3. Обычные средства поражения.
  • Боеприпасы объемного взрыва
  • Осколочные, кумулятивные, фугасные, бетонобойные боеприпасы
  • 6. Поражающие факторы оружия массового поражения
  • 6.1. Поражающие факторы ядерного оружия.
  • Поглощенная доза – это количество энергии излучения, поглощенное единицей массы облучаемого тела.
  • 6.2. Поражающие факторы химического оружия.
  • Зона химического заражения
  • 6.3. Поражающие факторы биологического оружия.
  • 7. Определение и оценка зон заражения
  • 7.1. Сущность и порядок оценки радиационной обстановки.
  • 7.2. Режимы радиационной защиты.
  • 7.3. Сущность и порядок оценки химической обстановки.
  • 8. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.
  • 8.1. Основные способы защиты населения.
  • 8.2. Виды защитных сооружений, их назначение и требования к ним.
  • Простейшие укрытия.
  • Порядок заполнения защитных сооружений и правила поведения укрываемых в них.
  • 8.3. Проведение эвакомероприятий. Виды эвакомероприятий.
  • 8.4. Принципы и способы эвакуации. Общие положения.
  • 8.5. Эвакуационные органы.
  • 8.6. Планирование, обеспечение и проведение эвакомероприятий.
  • 8.7. Особенности эвакуации населения в военное время.
  • 8.8. Использование средств индивидуальной защиты в чс мирного и военного времени. Назначение и классификация средств индивидуальной защиты.
  • Средства индивидуальной защиты органов дыхания их устройство и порядок применения.
  • Средства защиты кожных покровов
  • Хранение и порядок выдачи средств индивидуальной защиты.
  • 8.9. Средства медицинской защиты
  • Аптечка индивидуальная (аи)
  • Индивидуальный противохимический пакет (ипп)
  • 8.10. Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.
  • 8.11. Сигналы оповещения гочс
  • Если будет установлено, что противник применил бактериологическое (биологическое) оружие, то по системам оповещения население получит рекомендации о последующих действиях.
  • 9. Ликвидация радиационного и химического заражения. Санитарная обработка.
  • 9.1. Организация дозиметрического и химического контроля.
  • 9.2. Санитарная обработка людей и специальная обработка одежды, индивидуальных средств защиты, оборудования, техники.
  • 9.3. Частичная специальная обработка. Задачи и порядок ее проведения.
  • 9.4. Полная специальная обработка. Задачи и порядок ее проведения.
  • 9.5. Виды обеззараживания. Вещества, применяемые при обеззараживании.
  • 10. Устойчивость функционирования объектов экономики.
  • 10.1. Понятие устойчивости функционирования объекта экономики. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования предприятия.
  • 10.2. Организация и порядок проведения исследования устойчивости работы объекта экономики.
  • На 1 этапе разрабатываются руководящие документы, определяет­ся состав участников исследования и организуется их подготовка.
  • 10.3. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта экономики в чс мирного и военного времени.
  • Повышение устойчивости инженерно-технического комплекса объекта к ударной волне
  • Повышение устойчивости зданий и сооружений.
  • Защита технологического оборудования.
  • Повышение устойчивости объекта к световому излучению.
  • Повышение устойчивости работы объекта к воздействию проникающей радиации и радиоактивного заражения.
  • Защита производственного персонала объекта. Оценка надежности его защиты.
  • Стихийные бедствия, их характеристики. Проведение мероприятий по организации защиты населения.
  • 11.1. Стихийные бедствия в литосфере. Землетрясения
  • Поражающие факторы землетрясения
  • Организации защиты населения при землетрясении.
  • Классификация
  • 11.2.Стихийные бедствия в гидросфере.
  • Поражающие факторы наводнений
  • Организации защиты населения при наводнении.
  • Стихийные бедствия в атмосфере
  • 12. Методические указания к выбору контрольного задания
  • 13. Контрольные вопросы
  • 10.3. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта экономики в чс мирного и военного времени.

    Повышение устойчивости функционирования объекта экономики в ЧС мирного и военного времени достигается заблаговременным проведением комплекса инже­нерно-технических, технологических и организацион­ных мероприятий, направленных на максимальное снижение воздейст­вия поражающих факторов ЧС и создание условий для быстрой ликвидации их последствий.

    В комплексе инженерно-технические мероприятия гражданской обороны в решении проблемы предупреждения чрезвычайных ситуаций и повышения устойчи­вости функционирования объектов в военное время, особое место занимают инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, предусмотренные и нормируемые строительными нормами и правилами СНиП 2.01.52-90 ИТМ ГО.

    Проведение ИТМ ГО означает выполнение обязательного переч­ня условий, при которых государственной экспертизой мо­жет быть допущено строительство, реконструкция, расширение и техни­ческое перевооружение предприятий, зданий, сооружений в РФ незави­симо от источников финансирования, форм собственности и принадлеж­ности.

    Эти обязательные (нормируемые) условия касаются:

    Защитных сооружений;

    Размещения объектов и планировки городов;

    Предприятий и инженерных сетей;

    Электроснабжения и гидротехнических сооружений;

    Электросвязи и проводного вещания;

    Транспортных сооружений;

    Защиты сельхозживотных, продукции животноводства и расте­ниеводства;

    Светомаскировки;

    Объектов коммунально-бытового назначения.

    Объем и характер мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в условиях применения совре­менных средств поражения во многом зависит от того, в какой степени выполнены требования ИТМ ГО к размещению объектов, плани­ровке городов, к строительству производственных зданий и сооруже­ний, систем снабжения водой, газом, электроэнергией.

    Инженерно-технические мероприятия обычно включают комплекс работ, обеспечивающих повышение устойчивости производственных зда­ний и сооружений, оборудования, коммунально-энергетических систем.

    Технологические мероприятия обеспечивают повышение устойчи­вости функционирования объекта экономики путем изменения технологического процесса, способствующего упрощению производства продукции, учет потребностей военного времени и других чрезвычайных ситуаций, а также способствуют иск­лючению или максимально возможному снижению воздействия поражающих факторов ЧС.

    Организационные мероприятия предусматривают разработку и планирование действий руководящего, командно-начальствующего сос­тава, штаба, служб и аварийно-спасательных формирований ГО по защите рабочих и служащих предприятий, проведение аварийно-спасательных и др. неотложных работ, восстановление производства, а также по выпуск про­дукции на сохранившемся оборудовании.

    Особое место в нормативных документах уделено требованиям к строительству защитных сооружений ГО:

    Убежища должны строиться с учетом защиты от всех поражаю­щих факторов, и иметь двойное назначение (т.е. в мирное время использоваться для хозяйственных нужд, в военное - для защиты);

    Общее количество укрываемых на объекте определено числен­ностью наибольшей работающей смены (НРС);

    Защитные сооружения должны приводиться в готовность непозднее 12 часов и обеспечивать всестороннюю защиту в течение 48 часов;

    За пределами зон возможного разрушения строят противорадиационные укрытия, которые должны защищать от ионизирующего излуче­ния и при радиоактивном загрязнении местности.

    Необходимо разработать дополнительные организационные и инженерно-технические мероприятия с учетом специфики объектов.

    В связи с этим на руководящий состав возлагаются задачи:

    Обеспечение заблаговременного накопления фонда защитных соору­жений для укрытия НРС;

    Разработка строительство БВУ и простейших укрытий с возникно­вением угрозы нападения противника;

    Осуществление контроля за ходом строительства и содержанием защитных сооружений;

    Планирование подготовки и проведения рассредоточения и эваку­ации населения;

    Обеспечение накопления, хранения и выдачи средств индивидуаль­ной защиты;

    Разработка мер по замене руководящего состава, инженерно-

    технических работников и квалифицированных рабочих, а также восполнение трудовых ресурсов (за счет эваконаселения, домохозяек пенсио­неров и др. категорий);

    Осуществление мероприятий по уменьшению опасности воздей­ствия вторичных факторов;

    Планирование мероприятий по переносу производственной дея­тельности отдельных структурных подразделений объекта в загород­ную зону;

    Разработка предложений по проведению мероприятий ГО, требу­ющих капвложений и материально-технических средств;

    Подготовка объекта и цехов для дублирования выпуска основ­ных видов продукции;

    Рассредоточение и защита материально-технических ресурсов для бесперебойного функционирования объектов в военное время;

    Организация устойчивых производственных связей, надежного снабжения всем необходимым для выпуска продукции военного времени;

    Заблаговременная подготовка к восстановлению нарушенного производства;

    Создание неснижаемых запасов сырья, топлива, технологическо­го оборудования;

    Создание, оснащение и поддержание в постоянной готовности формирований ГО;

    Поддержание в постоянной готовности дублеров к выполнению обязанностей и функций начальников служб и штабов ГО;

    Подготовка и проведение учений по устойчивости;

    Создание устойчивой системы управления;

    Проведение мероприятий по светомаскировке объектов.

    Итоговым документом, разрабатываемым по результатам исследований, является «План мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта в чрезвычайной ситуации».

    Планомерные, постоянно проводимые мероприятия должны обеспечить:

    • ? защиту работников и их жизнедеятельность;
    • ? всестороннюю подготовку объекта к работе в ЧС;
    • ? подготовку и проведение восстановительных работ в случае нарушения функционирования в ЧС;
    • ? бесперебойную работу системы управления объектом и силами ГО.

    Они включают:

    • 1. Обеспечение защиты работников и их жизнедеятельности:
      • а) пополнение фонда защиты сооружений.

    На каждом объекте имеется определенное количество защитных сооружений, которые отвечают современным требованием защиты. Имеются и такие, которые следует усилить, довести до требуемой степени защиты. Наличие подвальных помещений на территории объекта и в загородной зоне дает возможность приспособить их под противорадиационные укрытия и позволяет увеличить общую вместимость всех защитных сооружений. Задачей руководства является повседневная работа по пополнению фонда защитных сооружений, главным образом за счет строительства новых для достижения основной цели - полного укрытия в них наибольшей работающей смены.

    Когда на объекте недостает защитных сооружений и отсутствуют подвальные помещения, пригодные для быстрого их переоборудования, строятся быстровозводимые убежища (укрытия). Для этого проводятся предварительные мероприятия, которые включают:

    • ? составление проектной документации;
    • ? выбор мест размещения сооружений, их привязку;
    • ? подготовку материала и инструментов для производства работ;
    • б) организационная работа по совершенствованию планирования эвакомероприятий. Эта работа ведется постоянно в ходе специальной подготовки персонала эвакомиссии, на объектовых тренировках, КШУ и комплексных учениях ГО. Сюда также входит проведение организационных и инженерно-технических мероприятий по подготовке загородной зоны;
    • в) накопление средств индивидуальной защиты, организация их выдачи производится каждым объектом самостоятельно с учетом табельных потребностей организаций ГО, созданных на объекте, численности рабочих, служащих объекта и населения жилого фонда, закрепленного за объектом. Хранение СИЗ должно быть максимально приближено к тем, кому они предназначены. Разрабатывается система выдачи СИЗ.
    • 2. Разработка режимов защиты. Чтобы обеспечить устойчивость работы объекта от воздействия радиоактивного заражения, необходимо разработать режимы радиационной защиты рабочих и служащих, т. е. порядок действий людей, применение средств и способов защиты, предусматривающих максимальное уменьшение возможных потерь: облучения и заражения.

    Исходными данными расчетов режимов защиты (РЗ) являются:

    • ? ожидаемые уровни радиации на местности в районе объекта (РО;
    • ? установленные (допустимые) дозы облучения (Дуст) персонала за время работы (пребывания) за сутки, смену;
    • ? защитные свойства защитных сооружений, производственных и жилых зданий (К осл).

    Любой из типовых или расчетных РЗ состоит из трех временных этапов:

    • ? первый этап - время, в течение которого весь персонал находится в ЗС (объект не функционирует).
    • ? второй этап - время работы и укрытие в ЗС (объект функционирует);
    • ? третий этап включает продолжительность работы объекта с кратковременным выходом персонала из помещений и ЗС.

    Режимы защиты согласовываются с территориальным управлением ГОЧС.

    • 3. Подготовка сил и средств для проведения АСДНР включает:
      • ? создание нештатных аварийно-спасательных формирований объекта и полное их укомплектование личным составом;
      • ? оснащение формирований имуществом, техникой;
      • ? обучение личного состава формирований по программе общей и специальной подготовки;
      • ? сколачивание формирований проведением тактикоспециальных занятий, участие в объектовых тренировках, КШУ, комплексных учениях ГО.

    При угрозе возникновения ЧС проводятся следующие защитные мероприятия:

    • ? герметизация помещений устройством герметических дверей и шлюз-тамбуров при входах;
    • ? герметизация оконных и других проемов;
    • ? установка фильтров и задвижек в трубах и стояках вентиляционной системы;
    • ? создание запасов дезактивирующих, дезинфицирующих и других средств санитарной и специальной обработки;
    • ? составляется план-график наращивания мероприятий по повышению, устойчивости.

    Разрабатываются следующие планирующие документы:

    • ? план перевода объекта на режим ЧС;
    • ? документация по организации функционирования объекта в ЧС;
    • ? варианты плана восстановления функционирования объекта в случае его нарушения;
    • ? план приведения в готовность формирований объекта;
    • ? карта (схема) размещения объекта в загородной зоне;
    • ? режимы радиационной защиты;
    • ? инструкции дежурному персоналу;
    • ? справочный материал для проведения расчетов, обеспечивающий быстрое планирование при изменении обстановки.

    С 1996 г. введено обязательное наличие на каждом объекте паспорта состояния безопасности территории объекта, в котором указывается:

    В настоящее время получает все большее распространение странный на первый взгляд способ повышения устойчивости (предупреждения аварий) - их профилактика провокацией. В период наименьшей загрузки оборудования, сетей тепло- и энергоснабжения, конструкций проводятся испытания их устойчивости путем создания режимов работы, значительно превышающих эксплуатационные. При этом выходят из строя в первую очередь те участки, где имеются скрытые дефекты. В этом случае находящиеся в полной готовности работники служб и аварийных бригад по характерным признакам обнаруживают неисправности, потенциальные источники аварии и устраняют их. Таким способом эффективно решаются несколько важнейших задач. Эта своеобразная провокация помогает выявить слабые участки, на которых может возникнуть ЧС. Одновременно аварийные бригады получают возможность в благоприятных условиях оттачивать свое мастерство по ликвидации обнаруженных дефектов.

    В современных условиях, когда научно-технический прогресс во всех областях производства достиг невиданных ранее масштабов и привел к созданию новых дорогостоящих экономических комплексов, роль и значение устойчивости функционирования объектов существенно возросла. Мероприятия по ее повышению стали комплексными и охватывают целый ряд работ, требующих значительных материальных и финансовых затрат. Недостаточное внимание, уделяемое этим работам, приводит к ухудшению условий жизнедеятельности людей, материальным потерям, нарушению состояния окружающей среды.

    Контрольные вопросы

    • 1. Охарактеризуйте условия устойчивого функционирования объекта.
    • 2. Каков порядок проведения исследования устойчивости объекта?
    • 3. Перечислите основные мероприятия по повышению устойчивости объекта.

    Определяют основные принципы планирования, подготовки размещения и распределение ресурсов и средств, производства на территории, при котором они, т.е. ресурсы и средства производства, наиболее эффективно используются в мирное и в военное время, и при этом обеспечивается снижение потерь и разрушений от стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, современных средств поражения.

    Методические рекомендации содержат: основные нормативные правовые и нормативно-методические документы по организация работы по повышению устойчивости функционирования организаций в условиях военного времени и предназначены для местных органов управления по делам ГОЧС, глав администраций городов (районов), руководителей организаций, а также освобожденных (совместителей) работников, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

    Методические рекомендации также могут быть использованы для подготовки руководящего состава административно-территориальных образований и объектов экономики (организаций), которые являются непосредственными исполнителями мероприятий по организации работы по повышению устойчивости функционирования организаций в условиях военного времени

    1. Общие положения по повышению устойчивости функционирования экономики

    Работа по повышению устойчивости функционирования экономики в военное время строится на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне», от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», нормативных правовых актов Правительства и Совета Безопасности Российской Федерации.

    Основным из направлений в защитных мероприятиях территориальных структур и объектов экономики является повышение их устойчивости, проводимые заблаговременно в мирное время.

    Под устойчивостью функционирования экономики в военное время понимается способность экономики удовлетворять оборонные и важнейшие хозяйственные потребности на уровне, обеспечивающем защиту страны и ее жизнедеятельность.

    Под устойчивостью функционирования территорий в чрезвычайных ситуациях - способность территориальных структур экономики нормально функционировать в условиях чрезвычайных ситуаций, противостоять поражающим воздействиям, предотвращать или ограничивать угрозу жизни и здоровью населения и вероятный ущерб объектам экономики, а также, ликвидировать чрезвычайные ситуации в минимальные короткие сроки на соответствующей территории.

    Повышение устойчивости функционирования (далее - ПУФ) территориальных структур и объектов экономики достигается осуществлением мероприятий, направленных на снижение возможных потерь и разрушений от современных средств поражения, созданием условий для ликвидации последствий нападения противника и проведения работ по восстановлению отраслей экономики, а также на обеспечение жизнедеятельности населения.

    С этой целью заблаговременно, в мирное время, проводится ряд организационных и инженерно-технических мероприятий.

    К организационным мероприятиям относятся;

    Создание системы надежной защиты производственного персонала от современных средств поражения;

    Разработка плана и перевод экономики на особый режим работы;

    Создание запасов топлива, сырья, комплектующих изделий;

    Подготовка рабочей силы к работе в военное время;

    Организация устойчивых производственных связей;

    Разработка и осуществление системы транспортного, энергетического и материально-технического обеспечения объектов и отраслей хозяйственного комплекса;

    Подготовка и оснащение аварийно-восстановительных формирований для проведения спасательных и восстановительных работ в очагах поражения.

    К общим инженерно-техническим мероприятиям относятся:

    Постройка защитных сооружений для укрытия наибольшей работающей смены на объектах и отдыхающих смен в районах рассредоточения;

    Повышение прочности и механической устойчивости зданий, сооружений и других важных объектов;

    Повышение устойчивости энергетики;

    Строительство пунктов управления;

    Повышение живучести транспорта;

    Постройка загородных баз и складов;

    Рассредоточение запасов и резервов;

    Строительство защищенных хранилищ и трубопроводов для легковоспламеняющихся, взрывчатых и других веществ.

    Капитальные вложения, материально-технические и трудовые ресурсы, необходимые для осуществления этих мероприятий, должны предусматриваться в сметах расходов промышленных предприятий и организаций независимо от форм собственности.

    Состояние устойчивости функционирования экономики характеризуется критериями, которые отражают уровень подготовленности предприятий и отраслей к устойчивой работе в военное время в результате проведения следующих мероприятий:

    Обеспечение сохранности основных производственных фондов и материальных ресурсов или снижение их возможных потерь от современных средств поражения;

    Повышение надежности внутреннего энерго- и водоснабжения предприятий, организаций и отдельных производств;

    Подготовка технологических процессов к производству продукции в военное время;

    Накопление текущих производственных запасов до установленных нормативов.

    Повышение устойчивости функционирования экономики достигается осуществлением мероприятий, направленных на:

    Предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

    Снижение возможных потерь и разрушений в случае их возникновения в мирное время, а также от современных средств поражения и вторичных поражающих факторов;

    Создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в результате применения современных средств вооруженной борьбы, проведения работ по восстановлению нарушенного производства и обеспечения жизнедеятельности населения.

    Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по ПУФ осуществляют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления и руководители организаций. С этой целью в органах исполнительной власти, и на объектах экономики разрабатываются Положения о комиссиях по ПУФ.

    На комиссии муниципальных образований возлагаются следующие задачи:

    Организация работы по ПУФ подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений;

    Контроль за планированием и выполнением мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и при воздействии современных средств поражения вероятного противника в подчиненных (подведомственных) организациях, предприятиях и учреждениях;

    Оценка состояния, возможностей и потребностей подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений для обеспечения жизнедеятельности населения, выпуска заданных (необходимых) объемов и номенклатуры продукции с учетом возможных потерь и разрушений;

    Организация исследований по вопросам устойчивости функционирования подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений, подготовка предложений по целесообразности практического осуществления выработанных мероприятий;

    Проверка качества выполнения мероприятий по ПУФ в подчиненных (подведомственных) организациях, предприятиях и учреждениях;

    Обобщение данных и подготовка предложений вышестоящим органам управления и комиссиям по ПУФ по вопросам ПУФ экономики для принятия решения по переводу подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений на работу в особом режиме (чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации);

    Обобщение данных обстановки и подготовка предложений по вопросам организации производственной деятельности, восстановления нарушенного управления подведомственными организациями, предприятиями, учреждениями и проведения аварийно-восстановительных работ.

    На комиссии организаций (предприятий) возлагается:

    Планирование и выполнение мероприятий по повышению устойчивости их функционирования;

    Планирование и выполнение мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения вероятного противника;

    Обеспечение выпуска продукции (работ, услуг) в заданных (необходимых) объемах и номенклатуре с учетом возможных потерь и разрушений;

    Ответственность за выделение необходимых материальных и финансовых средств.

    Председателями комиссий по ПУФ экономики назначаются заместители руководителей, курирующие промышленный комплекс (производство). Членами комиссий по ПУФ назначаются лица, ответственные за направления деятельности, обеспечивающие выполнение задач ПУФ. Комиссии могут разбиваться на подкомиссии, подгруппы (группы):

    По рациональному размещению производственных сил;

    По устойчивости топливно-энергетического комплекса, промышленного производства и транспортной системы;

    По устойчивости агропромышленного комплекса, сфер обращения и услуг;

    По устойчивости социальной сферы, управления и т. д.

    В этом случае председателями подкомиссий, подгрупп (групп) назначаются должностные лица, ответственные за вышеуказанные направления экономики (производства).

    Планирование работы комиссии по ПУФ начинается с составления «Плана мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики» (на 5 или 10 лет) с разбивкой мероприятий по каждому направлению (подкомиссии). На основании данного плана составляются годовые планы работы, как комиссии в целом, так и подкомиссий. Годовой план комиссии по ПУФ состоит из планов подкомиссий и общего плана, объединяющего перечень всех мероприятий.

    Основные направления ПУФ экономики муниципального образования

    1. Обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время.

    2. Рациональное размещение производственных сил на территории муниципального образования.

    3. Проведение технических мероприятий, направленных на ПУФ экономики.

    4. Подготовка к работе отраслей экономики.

    5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики.

    6. Подготовка системы управления экономикой.

    Основные направления ПУФ предприятий и организаций

    Основные направления ПУФ предприятий и организаций (далее - организаций) следующие:

    1. Обеспечение защиты рабочих, служащих, членов их семей, населения и их жизнедеятельности.

    2. Рациональное размещение производительных сил организаций на соответствующей территории.

    3. Подготовка организаций к работе в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время.

    4. Подготовка к выполнению работ по восстановлению производства.

    5. Подготовка системы управления для решения задач в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время.

    2. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования

    Мероприятия по ПУФ муниципальных образований осуществляются заблаговременно, с учетом возможных последствий крупных производственных аварий, стихийных бедствий и катастроф мирного и военного времени, перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время.

    Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки (например, эвакомероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и др.).

    Предложения по ПУФ организаций разрабатываются на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта ПУФ экономики.

    Проводится два вида исследовательской работы по устойчивости.

    Первый вид - специальные исследования, проводимые силами инженерно-технического персонала объектов и органами управления экономики.

    Второй вид - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые в общегосударственном масштабе (территориальном, региональном) и отраслевых масштабах.

    Оба вида исследований дополняют друг друга и являются составной частью организаторской работы по решению проблем устойчивости.

    Часть мероприятий по ПУФ организаций предусматривается в соответствующих планах ГО.

    Эффективность подготовки организаций к устойчивому функционированию определяется при проведении специальных учений ГО.

    В целом общая схема организации работы по ПУФ организаций делится на 3 основных этапа.

    I этап - исследовательский, на котором выявляются слабые, узкие места в деятельности звена экономики, вырабатываются предложения по устранению этих слабых, узких мест.

    II этап - проверка и оценка эффективности предполагаемых мероприятий и выбор наиболее целесообразных решений для данных условий (учения ГО).

    III этап - реализация обоснованных мероприятий через установленные системы планирования и контроля.

    2.1. Типовой перечень мероприятий по ПУФ экономики при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время

    2.1.1. Рациональное размещение объектов и элементов предприятия

    При создании новых, реконструкции (расширении) существующих хозяйственных объектов экономики необходимо учитывать требования к их размещению, а также к размещению их элементов. Исходя из этих требований, наиболее общими (универсальными) типовыми мероприятиями, являются следующие:

    1. Размещение объектов и выбор площадок для размещения их элементов с учетом рельефа, грунтовых и климатических условий, а также других особенностей местности.

    2. Исключение (ограничение) размещения элементов объекта на локально неблагоприятных участках местности.

    3. Рассредоточение элементов крупных объектов, ограничение расширения крупных производств.

    4. Ограничение размещения опасных объектов в зонах опасных природных явлений и размещение их на удалении от других объектов.

    5. Строительство базисных складов для хранения вредных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ за пределами территории объекта (в безопасной зоне).

    2.1.2. Проведение технических мероприятий по ПУФ

    Уменьшение ущерба производственному персоналу и населению, снижение экономического ущерба и ограничение (исключение) негативного воздействия на окружающую среду достигается проведением заблаговременных технических мероприятий по ПУФ.

    Эти цели должны достигаться путем:

    защиты основных производственных фондов (ОПФ);

    от поражающих факторов;

    проведения специальных природоохранных мероприятий. Защита ОПФ от поражающих факторов включает:

    а) повышение физической стойкости ОПФ;

    б) установку пожарной сигнализации, систем пожаротушения;

    в) внедрение технологий, конструкций зданий, оборудования, обеспечивающих снижение вероятности поражения;

    г) защиту уникального и ценного оборудования, подготовка его к эвакуации.

    Специальные природоохранные мероприятия:

    1) очистка стоков;

    2) герметизация оборудования, трубопроводов;

    3) снижение использования в технологиях веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы.

    2.1.3. Подготовка к работе в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время

    Подготовка хозяйственных объектов экономики к работе должна осуществляться с целью:

    Обеспечения выпуска важных видов продукции;

    Устойчивого снабжения объектов материально-техническими ресурсами, энергией и водой;

    Обеспечения безопасности работающей смены.

    С учетом этих требований мероприятиями в этой области являются;

    Оценка возможностей выпуска важнейших видов продукции;

    Совершенствование производственных связей с поставщиками;

    Подготовка к независимому функционированию отдельных производств;

    Подготовка к работе по упрощенной технологии;

    Создание минимально необходимого запаса материально-технических ресурсов;

    Подготовка к использованию местных ресурсов;

    Обеспечение автономными источниками энерго и водоснабжения;

    Использование кабельных ЛЭП;.

    Электроснабжение объекта от двух и более источников;

    Подготовка к централизованному отключению отдельных потребителей;

    Обеспечение аварийного освещения территорий и помещений;

    Обеспечение объектов системами оборотного водоснабжения и автономными водозаборами;

    Своевременное оповещение персонала;

    Создание и подготовка сил и средств для защиты персонала;

    Обучение персонала способам защиты;

    Подготовка к оказанию первой медицинской помощи;

    Подготовка системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС.

    2.1.4. Подготовка управления, сил и средств муниципальных образований к ликвидации последствий

    Подготовка системы управления, сил и средств муниципальных образований к ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий должна быть направлена на:

    Создание условий для своевременного оповещения персонала и населения;

    Проведение АСДНР.

    Эти цели достигаются путем:

    Заблаговременной подготовки сил и средств РСЧС и гражданской обороны;

    Подготовки системы управления функциональных звеньев районной подсистемы РСЧС.

    2.1.5. Типовые мероприятия по подготовке сил и средств

    1. Создание и обучение формирований, материально-техническое обеспечение.

    2. Создание чрезвычайных резервных фондов материально-технических ресурсов.

    3. Подготовка к развертыванию постов наблюдения и контроля

    4. Подготовка к использованию местных ресурсов

    5. Обеспечение автономными энергетическими водоисточниками.

    6. Создание и сохранность страхового фонда документации.

    2.1.6. Типовые мероприятия по подготовке управления в интересах ПУФ

    1. Разработка и постановка задач организациям по ликвидации последствий аварий, ЧС.

    2. Обеспечение органов управления организаций нормативно-технической документацией.

    3. Создание СНЛК на территории организаций и прилегающей местности.

    4. Создание и поддержание в готовности системы оповещения.

    5. Создание систем сбора и анализа информации.

    6. Создание системы пунктов управления.

    7. Развитие системы связи в отрасли.

    8. Уточнение прогноза возможной обстановки и планов действий.

    9. Организация взаимодействия функциональных и территориальных органов управления.

    9.1. Подготовка информационных центров организаций к работе.

    9.2. Подготовка персонала органов управления организаций.

    9.3. Обеспечение контроля за безопасным функционированием объектов и их готовностью.

    9.4. Обеспечение НИОКР по проблемам повышения устойчивости.

    2.2. Типовые мероприятия по ПУФ на опасных объектах (производствах)

    2.2.1. Химически опасные объекты

    1. Обеспечение персонала ЗС.

    3. Защита водоисточников и систем водоснабжения объектов от АХОВ.

    4. Создание системы оповещения персонала и населения вблизи объектов.

    5. Обеспечение вытяжными системами и респирационными установками для удаления газов, паров, аэрозолей от мест их образования.

    6. Подготовка к эвакуации персонала, не занятого работами по ликвидации последствий аварий.

    7. Подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС продуктами питания и др.

    8. Подготовка к санитарной обработке персонала.

    9. Накопление медицинских средств для первой медицинской помощи.

    10. Обучение персонала способам защиты от АХОВ и действиям в ЧС.

    11. Подготовка к использованию верхних этажей зданий и возвышенностей.

    12. Регулярный медицинский контроль и соблюдение санитарно-гигиенического режима на ОЭ.

    13. Размещение объектов с подветренной стороны относительно города и населенных пунктов.

    14. Размещение складов с АХОВ с подветренной стороны основных цехов ОЭ, где работает наибольшее число персонала.

    15. Создание санитарно-защитных зон и зон наблюдения в округе ОЭ.

    16. Ограничение объемов АХОВ, ЛВГЖ, ВВ, хранящихся на территории ОЭ.

    17. Подземное хранение АХОВ, ЛВГЖ, ВВ; обвалование, поддоны.

    18. Сооружение защитных оболочек вокруг емкостей с АХОВ.

    19. Применение автоматических устройств, блокировок на технологических линиях.

    20. Герметизация оборудования и трубопроводов с АХОВ, применение бесшовных труб.

    21. Регулярный контроль состояния оборудования, емкостей с АХОВ, ЛВГЖ, ВВ.

    22. Своевременное техобслуживание и ремонт (замена) элементов ОЭ.

    23. Строгий учет количества, местонахождения и перемещения АХОВ.

    24. Подготовка к дегазации территории, оборудования, транспорта.

    25. Обеспечение объектов формирований МТС для локализации ЧС.

    26. Устройство ловушек, направленных стоков для приема разлившихся АХОВ.

    27. Оснащение технологических линий, трубопроводов системы экстренного опорожнения.

    28. Внедрение систем автоматической нейтрализации АХОВ.

    29. Внедрение резервного (дублирующего) газоочистного, пылеулавливающего оборудования.

    30. Обеспечение возможности автономного управления оборудованием при аварии с выбросом АХОВ.

    31. Разработка мер по усилению контроля за зараженностью территорий ОЭ и местности.

    32. Разработка режимов работы персонала в условиях заражения ОЭ.

    2.2.2. Взрывоопасные объекты

    1. Обеспечение персонала ЗС.

    2. Обеспечение персонала СИЗ.

    3. Изоляция взрывоопасных зон прочными стенами.

    4. Использование рельефа и других особенностей местности для изоляции рабочих помещений от опасных зон.

    5. Подготовка к эвакуации персонала, не занятого ликвидацией последствий аварии, ЧС.

    6. Подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС и эвакуированных продуктами и т. п.

    7. Накопление медицинских средств первой медицинской помощи.

    8. Обучение персонала действиям при угрозе взрыва и при пожаре.

    9. Размещение объектов и их элементов с учетом рельефа и других особенностей местности.

    10. Создание во взрыво- и пожароопасных зонах инертной среды.

    11. Предотвращение образования взрывоопасных смесей при пожарах.

    12. Автоматический контроль и регулирование состава технологических смесей (определение концентрации).

    13. Установка автоматических устройств для подавления взрыва (обнаружение, тушение пожаров).

    14. Разработка высоконадежных средств и способов транспортировки ВВ, ЛВГЖ.

    15. Обеспечение грозозащитными устройствами.

    16. Установка предохранительных клапанов для сброса давления.

    17. Обеспечение прочности емкостей, работающих под давлением.

    18. Использование несгораемых конструкций и материалов.

    19. Создание противопожарных разрывов и минеральных полос.

    20. Создание ограждающих рвов, обваловок и стенок для локализации ЛВГЖ.

    22. Строгое соблюдение правил пожарной безопасности.

    23. Обеспечение пожарной техникой, оборудованием и инструментом.

    24. Обеспечение пожарными водоемами и средствами пожаротушения.

    25. Подготовка пожарных проездов для пожарной техники.

    2.2.3. Транспорт

    1. Подготовка постоянных транспортных средств и производственно-технической базы транспорта к работе в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время.

    2. Обеспечение эксплуатационными, техническими материалами и энергоресурсами для работы в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время.

    3. Подготовка транспорта к перевозке сил и средств, ресурсов, необходимых для ликвидации последствий, а также для выполнения эвакомероприятий.

    4. Обеспечение защиты грузов от заражения (загрязнения).

    5. Разработка (уточнение) нормативных документов, направленных на обеспечение безаварийности транспортного процесса.

    6. Повышение эффективности контроля за состоянием транспортных средств и режимов перевозочного процесса.

    7. Подготовка объездов возможных зон ЧС.

    8. Подготовка к прокладке путей движения автотранспорта в очагах поражения.

    9. Установление оптимальных маршрутов перевозки опасных веществ для обеспечения минимального риска аварий и снижения тяжести их последствий для населения и территории.

    10. Подготовка автотранспорта и дорожной сети к перевозкам эвакуируемого населения.

    П. Рациональное размещение производственной базы технического обслуживания, ремонта и заправки автомобилей.

    12. Разработка и подготовка к использованию упрощенных методов технического обслуживания, ремонта и восстановления техники.

    13. Создание и хранение в резерве мобильных средств ТО и спец. обработки зараженной автотехники.

    14. Накопление и хранение НЗ запасных частей, оборудования, инструмента.

    15. Совершенствование системы технического прикрытия автодорог и объектов, входящих в основные транспортные направления.

    16. Строительство автодорог вблизи железных дорог, подготовка подходов к местам дублирования мостовых переходов.

    17. Подготовка производственных мощностей предприятий (асфальтовых заводов, карьеров и т. п.) для строительства и ремонта дорог.

    18. Совершенствование дорожно-строительной и мостостроительной техники с учетом эксплуатации ее в условиях ведения военных действий.

    19. Разработка типовых проектов решений, вариантов и нормативов проведения работ по восстановлению постоянных автотранспортных устройств, подвижного состава и производственно-технической базы.

    2.2.4. Объекты энергетики

    1. Распределение энергоисточников по потребителям.

    2. Внедрение кабельных сетей для энергоснабжения особо важных объектов.

    3. Кольцевание отдельных энергосистем, обеспечение разделения их на независимо работающие подсистемы.

    4. Организация технологического цикла тепловых энергосетей с соблюдением норм предельно допустимых выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод в природные водоемы.

    5. Создание береговых устройств для приема электроэнергии от судовых установок.

    6. Внедрение эффективных устройств для прогрева и плавки гололеда на воздушных ЛЭП.

    7. Подготовка к оперативному отключению второстепенных потребителей.

    8. Подготовка энергосистем к работе по специальным режимам.

    9. Подготовка к работе на резервных видах топлива за счет местных ресурсов.

    2.2.5. Пищевая промышленность

    1. Обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения в минимально необходимых объемах (для важнейших объектов пищевой промышленности).

    2. Создание и внедрение в производство закрытых технологических линий (защитных).

    3. Автоматизация технологических процессов подачи сырья до упаковки.

    4. Подготовка предприятий пищевой промышленности к временному

    переходу на упрощенные технологии.

    5. Разработка сетевых графиков безаварийной остановки с учетом особенностей ОЭ.

    6. Дублирование основных видов продукции для обеспечения потребителей.

    7. Организация хранения запасов с повышенной герметизацией.

    8. Защита пищевого сырья и продовольствия от заражения путем использования защитной тары.

    9. Разработка и внедрение защитной тары (нетоксичной),

    10. Совершенствование существующих и разработка новых методов и способов обеззараживания пищевого сырья и готовой продукции от АХОВ и бактериальных средств.

    11. Обеспечение предприятий пищевой промышленности средствами и методами определения уровней содержания нитратов в растительных продуктах, необходимыми средствами лабораторного контроля загрязнения (заражения) радиоактивными и химическими веществами и биотоксинами.

    12. Совершенствование методов лабораторного контроля, предусматривающих комплексное использование приборов и ЭВМ для экстренного определения загрязнения (заражения) пищевых продуктов.

    13. Снижение взрывопожарной опасности мукомольных предприятий, подготовка бестарной приемки муки, исключающей ее загрязнение.

    14. Накопление подвижных средств хлебопечения для создания резерва производственных мощностей хлебопекарной промышленности и использования их в условиях в чрезвычайных ситуаций и в военное время.

    15. Разработка типовых стационарных и передвижных убойных пунктов заводов и цехов, перечня необходимого оборудования и инвентаря для вынужденного убоя пораженных животных.

    16. Оснащение предприятий отрасли установками для обеззараживания.

    3. Организация работы по пуф в муниципальных образованиях и на объектах экономики

    3.1. Организация работы в муниципальных образованиях

    В муниципальном образовании, постановлением главы муниципального образования создается комиссия по повышению устойчивости функционирования экономики, комиссию возглавляет, как правило, первый заместитель главы муниципального образования. Комиссия состоит из нескольких подкомиссий (групп), которые работают по своим направлениям.

    Этим же постановлением утверждается Положение о комиссии. В нем отражаются общие положения; основные задачи комиссии по организации и проведению мероприятий по устойчивости; порядок работы комиссии и ее права; указываются задачи руководителей хозяйствующих субъектов (организаций).

    Председателем комиссии определяются задачи каждой подкомиссии (группе), а руководители подкомиссий (групп) определяют задачи каждому члену комиссии.

    Работа комиссии планируется на год (на полгода). В плане ежеквартально предусматриваются заседания комиссии. В план включаются мероприятия по подготовке заседаний (сбор и анализ данных, подготовка доклада к заседанию комиссии). Планируется подготовка ежегодного доклада по состоянию устойчивости функционирования экономики муниципального образования. Для реализации решений комиссии планируется подготовка проектов документов: постановлений; распоряжений главы муниципального образования.

    Заседание комиссии документируется (оформляется протоколом). В протоколе указывается количество присутствующих, повестка заседания, докладчик, выступающие, суть выступлений, решение комиссии.

    Протокол подписывается председателем комиссии и секретарем. К протоколу прилагается список присутствующих, доклад по повестке заседания, тексты и материалы выступлений.

    Комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики муниципального образования и комиссии объектов экономики в своей работе руководствуются федеральными, территориальными нормативными правовыми актами и документами, изданными на местном уровне.

    Основные из них:

    Конституция Российской Федерации;

    Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 N 28-ФЗ;

    Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

    Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26.02.97 N 31-ФЗ;

    Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 30.03.1979 N 312-109 «Об утверждении "Общих требований по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства страны в военное время"»;

    Постановление Правительства РФ от 18.01.1995 N 65 «О создании единого российского страхового фонда документации»;

    Постановление Правительства РФ от 26.12.1995 N 1253-68 «Об обеспечении создания единого российского страхового фонда документации»;

    Постановление Правительства субъекта Российской Федерации от 18.06.1996 N 10-пс «О совершенствовании системы работы по повышению устойчивости функционирования хозяйственного комплекса в военное время»;

    ГОСТ Р 42.0.01-2000 «Гражданская оборона»;

    Постановления (распоряжения) главы муниципального образования.

    Комиссия муниципального образования при планировании работы определяет перечень объектов, с которыми она будет взаимодействовать. Перечень объектов определяется в соответствии с положениями перечисленных ниже документов:

    Положение о декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 1.07.95 г. N 675);

    вопросы охраны важнейших государственных объектов Российской Федерации в условиях военного времени» от 25.09.95 N 995-48 (перечень важнейших государственных объектов Российской Федерации);

    перечень потенциально опасных и технически сложных объектов (письмо Минстроя России от 24.04.95 N БЕ-19-9/24);

    перечень объектов, продолжающих работу в военное время, в соответствии с планом гражданской обороны субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

    письмо МЧС России от 05.11.2001 N 2/21/0231;

    ГОСТ Р 42.0.01-2000 «Гражданская оборона».

    Организация работы комиссии муниципального образования

    В соответствии с основными задачами комиссии на нее возлагается

    1. В мирное время:

    Координация работы руководителей хозяйствующих субъектов (организаций), расположенных на территории муниципального образования по вопросам федеральных, отраслевых требований и требований субъектов Российской Федерации по повышению устойчивости функционирования хозяйственного комплекса в военное время;

    Контроль за подготовкой объектов хозяйственного комплекса муниципального образования, независимо от форм собственности, к работе в военное время (разработка, планирование и своевременное осуществление организационных и инженерно-технических мероприятий по совершенствованию устойчивого функционирования в экстремальных условиях), увязка этих мероприятий со схемами планировки муниципального образования и застройки населенных пунктов;

    Организация работы по комплексной оценке состояния, возможностей и потребностей объектов экономики муниципального образования для обеспечения выпуска заданных объемов и номенклатуры военной и важнейшей гражданской продукции в условиях возможных потерь и разрушений, а также по обеспечению жизнедеятельности в этих условиях;

    Участие в проведении проверок состояния устойчивости функционирования, командно-штабных учениях и других мероприятиях, обеспечивающих подготовку органов управления хозяйствующего субъекта и населения муниципального образования по вопросам устойчивости, действиям в экстремальных условиях военного времени;

    Участие в обобщении результатов исследовательских учений (КШУ) по дальнейшему повышению устойчивости функционирования экономики в военное время.

    2. При переводе экономики муниципального образования и организаций на работу по планам военного времени:

    Контроль и оценка выполнения руководителями хозяйствующих субъектов, запланированных организационных и инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости функционирования в военное время;

    Проверка результатов работ по наращиванию мероприятий по повышению устойчивости с введением степеней готовности гражданской обороны;

    Обобщение данных о состоянии устойчивости экономики и подготовка предложений главе муниципального образования по выработке решений для дальнейшего совершенствования по повышению устойчивости.

    3. После нападения противника:

    Оценка состояния важнейших объектов муниципального образования и экономики муниципального образования в целом;

    Подготовка предложений главе муниципального образования;

    По восстановлению нарушенного управления и обеспечению жизнедеятельности населения;

    По организации производственной деятельности на сохранившихся объектах (мощностях);

    По проведению восстановительных работ в условиях нарушения управления и связи с органами управления субъекта.

    Задачи, решение которых направлено на повышение устойчивости, глава муниципального образования в военное время, комиссия по повышению устойчивости функционирования экономики выполняют в тесном взаимодействии с органами военного командования, дислоцируемого на территории муниципального образования.

    В ходе решения задач по ПУФ, комиссия разрабатывает предложения по максимальному использованию возможностей муниципального образования, которые могут быть достигнуты в результате мобилизационного развертывания. Определяются основные показатели новых экономических пропорций, возникающих при возрастающих объемах производства военной продукции на предприятиях оборонных отраслей при максимально возможном использовании для этих целей предприятий гражданских отраслей промышленности, независимо от форм собственности.

    Перечень документов комиссии по ПУФ муниципального образования:

    Постановление главы муниципального образования «О создании комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики муниципального образования»;

    Функциональные обязанности для каждого члена комиссии, утвержденные председателем комиссии;

    Планы работы комиссии;

    Протоколы заседаний комиссии;

    Перечень объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения;

    Материалы исследований устойчивости функционирования экономики;

    Протоколы аттестации по устойчивости предприятий;

    Перспективный план повышения устойчивости функционирования экономики муниципального образования;

    Годовой план повышения устойчивости функционирования экономики муниципального образования;

    Другие документы.

    3.2. Организация работы на объектах (организациях)

    Руководитель объекта (организации), получив постановление главы муниципального образования, издает приказ об организации работы по ПУФ. Приказом определяется структура, состав и задачи комиссии, утверждается Положение о комиссии, определяются группы специалистов для проведения исследовательской работы по определению состояния устойчивости предприятия.

    Устойчивость работы объекта экономики определяется:

    Обеспеченностью работающей смены и всего производственного персонала средствами защиты;

    Прочностью и механической устойчивостью основных элементов объекта;

    Бесперебойным снабжением объекта всеми видами энергией (электричеством, паром, газом и прочее), промышленной и питьевой водой, топливом, сырьем, комплектующими изделиями и т.д.;

    Наличием плана перевода производства на особый режим работы с соответствующим материально-техническим обеспечением;

    Степенью надежности управления производством в условиях военного времени;

    Надежностью действия в военное время внешних производственных связей с заводами-комплектаторами и с заводами-потребителями;

    Заблаговременной подготовкой объекта к первоочередному восстановлению производства в случае нанесения объекту слабых и средних, а в некоторых случаях и сильных разрушений при воздействии современных средств поражения.

    Доведение устойчивости необходимо планировать до такого состояния, чтобы предприятие было способно выполнить установленное задание по выпуску продукции. При этом расчеты необходимо проводить с учетом того, что объект экономики будет находиться в зоне разрушений (СНиП 2.01.51-90).

    После проведения исследовательских работ (учений) по определению состояния устойчивости функционирования предприятия, оформляется Протокол аттестации по устойчивости предприятия.

    Состояние устойчивости функционирования предприятия оценивается как «соответствует предъявляемым требованиям», «ограниченно соответствует предъявляемым требованиям» и «не соответствует предъявляемым требованиям», в соответствии с инструкциями, утвержденными приказами МЧС России от 1.03.2003 N 97 ДСП, от 03.03.2005 N 125.

    После оформления Протокола разрабатывается перспективный план повышения устойчивости функционирования предприятия. Перспективный план ПУФ предприятия должен разрабатываться на 5 или 10 лет.

    Исходя из перспективного плана, разрабатываются ежегодные планы повышения устойчивости функционирования предприятия.

    Материалы исследования анализируются, обобщаются и оформляются в Протокол аттестации за год.

    Один экземпляр протокола хранится на предприятии, один - представляется в администрацию муниципального образования и один - в Правительство субъекта Российской Федерации (через главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации).

    Данные протоколов вносятся в реестр Территориального центра мониторинга субъекта Российской Федерации.

    Комиссия по повышению устойчивости функционирования экономики муниципального образования, на основании Протоколов аттестации объектов экономики, ежегодно составляет и представляет главе муниципального образования доклад «О состоянии устойчивости функционирования муниципального образования и выполненных мероприятиях по повышению устойчивости за год».

    Копия доклада представляется в областную комиссию.

    Примерный перечень документов комиссии по ПУФ организаций:

    Приказ руководителя о создании комиссии;

    Положение о комиссии;

    Функциональные обязанности на каждого члена комиссии;

    Планы работы комиссии;

    Протоколы заседания комиссии;

    Материалы исследовательской работы по определению устойчивости функционирования организации (предприятия);

    Протокол аттестации по устойчивости функционирования организации (предприятия);

    Перспективный план повышения устойчивости;

    Годовой план повышения устойчивости;

    План-график наращивания мероприятий по ПУФ организации (объекта);

    Другие документы.