Спасательные работы в условиях наводнений включают. Спасательные работы при последствиях наводнений

3. Мероприятия по защите населения и территорий, проводимые при возникновении наводнения в чрезвычайном режиме.

Оценка фактической обстановки, прогнозирование совместно с органами гидрометеослужбы характера развития и последствий наводнения и подготовка предложений по решению ЧС.

В ходе оценки обстановки определяются: уровень воды на момент оценки, скорость подъема воды и максимальный уровень, который может быть достигнут в ходе развития ЧС; возможные районы затопления с опасными уровнями подъема воды; скорость потока; возможность продолжения стояния опасных уровней воды и метеоусловия.

Оценке подлежат также количество населения в зоне затопления; наличие транспортных средств, необходимых для проведения эвакуации; наличие и укомплектованность спасательных формирований, наличие плавсредств и инженерно-технических средств для проведения ликвидационных мероприятий.

В результате оценки обстановки делаются выводы: о необходимости, районах и сроках проведения экстренной эвакуации; силах и средствах для ее проведения, районах размещения эвакуированных и их жизнеобеспечения; участках сосредоточения основных усилий по спасению людей в затопленных районах; распределении спасательных формирований и средств по участкам работ и другие вопросы.

Принятие (уточнение) решения по мерам защиты населения и территорий и по проведению спасательных работ.

Оповещение населения о наводнении, при этом указываются: ожидаемое время начала и скорость подъема уровня воды; возможные районы и ожидаемы сроки их затопления; порядок эвакуации населения и материальных ценностей.

Приведение в полную готовность сил и средств ликвидации наводнения, обеспечение быстрого выхода их в районы спасательных работ.

Ликвидация чрезвычайной ситуации, основной задачей которой является проведение спасательных работ в зоне затопления.

Спасательные работы при наводнении имеют цель поиска людей на затопленной территории и эвакуацию их в безопасные места. Для проведения спасательных работ привлекаются спасательные формирования, оснащенные плавсредствами, санитарные дружины, формирования механизации работ, автотранспорт и охрана общественного порядка.

Организованная эвакуация населения из зон возможного затопления осуществляется на автотранспорте, которого требуется обычно больше, чем при других ЧС, так как население эвакуируется с наиболее ценными домашними вещами, скотом и птицей. Решение задачи обеспечения транспортом облегчается тем, что эвакуация осуществляется не на большие расстояния (в ближайшие незатопляемые районы), что дает возможность делать по несколько рейсов.

Эвакуация пострадавших из зоны начавшегося затопления проводится по бродам и на плавсредствах, а в наиболее сложных случаях - на вертолетах. Вывод пострадавших по бродам осуществляется только летом при высоте воды не более 1 м и скорости потока менее 2 м/с. группы спасаемых обязательно сопровождаются проводниками со средствами оказания помощи.

В районах затопления, откуда вывести людей по бродам невозможно, разведгруппы, действующие на быстроходных плавсредствах и вертолетах, определяют места нахождения спасающихся людей, их количество и состояние и передают данные в МЧС. На основании этих данных к объектам бедствия выдвигаются спасательные формирования на плавсредствах. При этом небольшие плавсредства (лодки) объединяются в группы. Во главе каждой такой группы действует катер, плавающий автомобиль или другое быстроходное судно, командир которого управляет действиями спасателей. В каждой группе плавсредств должны быть необходимые средства оказания помощи, 1 - 2 изолирующих акваланга для работы под водой и медработник.

Небольшим группам людей, находящимся на воде, с учетом направления течения и ветра выбрасываются спасательные круги, шары, резиновые камеры, подаются шесты и концы веревок. Затем их поднимают на плавсредства и доставляют на сушу. Для спасения и эвакуации из затопленной зоны больших групп людей и домашних животных (скота) используются теплоходы, баржи, баркасы и амфибии.

При спасении людей, находящихся в проломе льда, используют концы веревки, доски, лестницы и другие предметы. Приближаться к людям, находящимся в полынье, следует ползком с раскинутыми руками и ногами, опираясь на доски и другие предметы.

Первую медицинскую помощь пострадавшим оказывают спасательные подразделения и санитарные дружины непосредственно в зоне затопления. После доставки на причал оказывается первая врачебная помощь.

Локализация наводнения осуществляется путем проведения силами, привлекаемыми для ликвидации ЧС, различных аварийно-восстановительных и других неотложных работ с целью уменьшения уровня подъема воды, быстрейшего ее спада и защиты элементов инфраструктуры затопленного района.

К аварийно-спасательным и другим неотложным работам при наводнениях относятся также проведение противоэпидемических мероприятий; медицинское обеспечение пострадавших; снабжение пострадавшего населения продовольствием, одеждой, предметами первой необходимости, финансами, жильем, теплом и другими коммунальными услугами.

Ликвидация последствий наводнения.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций должна выполняться в максимально короткие сроки. В этой деятельности различаются три основных этапа.

На первом этапе реализуются мероприятия по экстренной защите населения. Через систему оповещения население информируют о возникновении чрезвычайных ситуаций и о необходимости использования средств индивидуальной защиты. Проводится эвакуация людей из опасных зон и оказание им первой медицинской помощи. Принимаются неотложные меры для локализации аварий, а в случае необходимости вводится в действие комплекс противопожарных мероприятий. Возможны также временная остановка технологических процессов на предприятиях или их изменение.

На этом этапе проводится подготовка к выполнению спасательных и других неотложных работ. Для этого заблаговременно создаются специально обученные спасательные формирования. На промышленных объектах спасательные подразделения формируются из числа работников этого объекта (подразделения гражданской обороны объекта).

Для получения сведений о сложившейся в результате чрезвычайной ситуации обстановки проводят разведку очага поражения территории, на которой возникли негативные последствия в результате действия опасных и вредных факторов, вызванных чрезвычайной ситуацией. Форма очага поражения зависит от вида чрезвычайной ситуации: при взрывах и землетрясениях форма круглая, при ураганах, затоплениях и смерчах имеет вид полосы, при пожарах и оползнях образуется очаг поражения неправильной формы и т.д. Различают простые и сложные(комбинированные) очаги поражения. Простые очаги поражения возникают под действием одного опасного или вредного фактора чрезвычайной ситуации, а комбинированные от воздействия нескольких факторов.


Особенности ликвидации последствий наводнений. Главной целью аварийно- спасательных и других неотложных работ в условиях наводнений и катастрофических затоплений являются поиск, оказание помощи и спасение людей, оказавшихся в зоне затопления, в возможно короткие сроки, обеспечивающие их выживание в условиях складывающейся обстановки.

Основными требованиями к организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях наводнения и катастрофического затопления являются:


  • организация и проведение указанных работ в пределах всей зоны затопления, в короткие сроки, обеспечивающие выживание пострадавших, а также снижение материального ущерба;

  • применение способов спасения пострадавших, а также способов защиты людей и объектов, соответствующих сложившейся обстановке, обеспечивающих наиболее полное и эффективное использование возможностей спасательных сил и средств, безопасность спасателей и пострадавших.
Успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий наводнений достигается:

  • проведением планомерной, заблаговременной подготовки органов управления и подразделений войск гражданской обороны, поисково-спасательных формирований и служб к ведению аварийно-спасательных работ в условиях наводнений и катастрофических затоплений с учетом риска их возникновения и характера возможной обстановки;

  • быстрым реагированием на возникновение угрозы стихийного бедствия, приведением в готовность и выдвижением необходимых сил и средств, организацией эффективной разведки и развертывания системы управления;

  • всесторонней оценкой обстановки, принятием обоснованного решения на выполнение поставленной задачи, организацией действий подразделений соответственно их предназначению, возможностям и сложившейся обстановке;

  • созданием необходимой группировки сил, организацией ввода ее на участки (секторы) и объекты работ, организацией согласованных действий органов разведки, спасательных подразделений, медицинских сил и средств и подразделений обеспечения в ходе выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

  • непрерывным ведением аварийно-спасательных работ до их полного завершения;

  • применением эффективных способов и технологий поиска и спасения пострадавших, а также способов защиты населения и хозяйственных объектов;

  • непрерывным и твердым управлением действиями подразделений, формирований и служб;

  • неуклонным выполнением требований безопасности ведения работ в зоне затопления;

  • организацией и поддержанием всестороннего обеспечения ведения работ.
Спасательные работы в условиях наводнений и катастрофических затоплений включают:

  • поиск пострадавших;

  • обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и спасение пострадавших;

  • оказание пострадавшим первой медицинской помощи;

  • эвакуацию пострадавших из опасной зоны.
Неотложные аварийные работы при ликвидации последствий наводнений и катастрофических затоплений включают:

  • укрепление (возведение) ограждающих дамб и валов;

  • сооружение водоотводных каналов;

  • ликвидацию заторов и зажоров;

  • оборудование причалов для спасательных средств;

  • мероприятия по защите и восстановлению дорожных сооружений;

  • восстановление энергоснабжения;

  • локализацию источников вторичных поражающих факторов.
Основными способами защиты людей от поражающих факторов наводнений являются эвакуация населения из затапливаемых районов, размещение людей на незатапливаемых частях неразрушенных сооружений и участках местности.

Целесообразность применения того или иного способа защиты зависит от складывающейся оперативной обстановки в зоне затопления и конкретных условий проведения защитных мероприятий.

В зонах высокого уровня воды пострадавшие могут быть блокированы в следующих местах:


  • над поверхностью воды (деревья, верхние этажи зданий и сооружений);

  • на поверхности воды;

  • под водой (в затопленных помещениях и на дне).
В зависимости от месторасположения пострадавших и наличия сил и средств для их спасения могут быть использованы различные способы.

С целью спасения жизни пострадавших и приведения их в состояние, позволяющее транспортировку, им оказывают первую медицинскую помощь.

При необходимости первая медицинская помощь оказывается на месте обнаружения пострадавших после обеспечения к ним доступа и извлечения из воды.

В случаях, не представляющих опасности для пострадавших, оказание первой медицинской помощи производится на пункте сбора после эвакуации за пределы зон опасности.

Эвакуацию пострадавших из мест блокирования осуществляют после обеспечения к ним доступа, деблокирования и оказания первой медицинской помощи.

Пострадавшие эвакуируются из мест блокирования в два этапа: из места блокирования в плавсредство и из него на пункт сбора пострадавших.

Для обеспечения высокой эффективности спасательных работ в зонах затопления различные их виды могут выполняться как последовательно, так и параллельно на разных участках работ.

Поиск пострадавших в зонах опасного уровня воды заключается в определении их мест расположения и состояния здоровья, определении возможных путей подхода спасателей и эвакуации пострадавших.

В зависимости от наличия соответствующих сил и средств поисковые работы проводятся следующими способами:


  • сплошным визуальным обследованием зоны затопления разведгруппами на плавсредствах;

  • облетом зоны затопления на вертолетах;

  • по свидетельствам очевидцев и спасенных пострадавших.
При проведении поисковых мероприятий необходимо:

  • обследовать всю зону затопления;

  • определить и обозначить места нахождения пострадавших;

  • определить состояние здоровья пострадавших, характер полученных травм и способы оказания первой медицинской помощи;

  • определить пути извлечения пострадавших;

  • устранить или ограничить воздействие на пострадавших вторичных поражающих факторов.
Деблокирование пострадавших при проведении спасательных работ в зонах затопления представляет собой комплекс мероприятий, проводимых для обеспечения доступа к пострадавшим, извлечения из мест блокирования, организации путей их эвакуации.}

В зависимости от местонахождения пострадавших и технологии выполнения работы по деблокированию разделяются на три основных вида:


  • снятие пострадавших, находящихся над поверхностью воды (с деревьев, верхних этажей и крыш домов);

  • спасение пострадавших, находящихся на поверхности воды;

  • извлечение пострадавших, оказавшихся ниже уровня воды (в затопленных помещениях, на дне).
Деблокирование пострадавших с верхних этажей (уровней) затопленных зданий и сооружений, а также с деревьев и кустарников осуществляется различными способами:

  • по сохранившимся или восстановленным лестничным маршам;

  • с использованием спасательной веревки (пояса);

  • с использованием лестницы-штурмовки;

  • с применением канатных дорог;

  • с применением спасательного рукава.
Спасение пострадавших перечисленными способами предполагает их погрузку в плавсредства с последующей эвакуацией в безопасное место.

Кроме этого, для снятия пострадавших с верхних этажей зданий, могут быть использованы вертолеты, оборудованные специальными средствами.

Спасение пострадавших, находящихся на поверхности воды, производится следующими способами:


  • подъем на борт плавсредства;

  • буксировка спасателем вплавь;

  • использование табельных и подручных спасательных средств.
Извлечение пострадавших из затопленных помещений и со дня представляет сложную задачу и может производиться способами:

  • вплавь спасателями в аквалангах;

  • деблокирование из затопленных помещений с последующей буксировкой к плавсредству.
Эвакуация пострадавших осуществляется двумя параллельными потоками:

  • с поверхности воды и из-под воды на плавсредствах;

  • с верхних этажей, деревьев, незатопленных территорий на вертолетах и плавсредствах.
Пострадавшие эвакуируются из мест блокирования в два этапа:

  • I этап - из мест блокирования на борт плавсредства;

  • II этап - с плавсредства на пункт сбора пострадавших.
При спасении большого количества пострадавших, находящихся в зоне затопления, эвакуация проводится в три этапа.

На первом этапе (например, при спасении с поверхности воды) производится извлечение из воды, размещение пострадавших в наиболее безопасном незатопленном месте со свободным доступом по пути к эвакуации; на втором этапе производится их погрузка на плавсредства; на третьем этапе (или параллельно) организуются пути и производится эвакуация на плавсредства с этого участка на пункт сбора пострадавших.

В случае экстренных обстоятельств (быстрое повышение уровня воды, распространяющееся на незатопленные территории; опасность ухудшения метеорологической обстановки в зоне затопления) площадки для эвакуации могут быть оборудованы на крышах зданий и верхних сохранившихся этажах, а эвакуация проводится с использованием вертолетов или оборудованных канатных дорог на соседние здания или территории, находящиеся выше максимально возможного уровня подъема воды (сопки, холмы и т.д.).

При проведении эвакуации с верхних этажей затопленных зданий используются следующие способы:


  • спуск с использованием спасательных рукавов;

  • спуск с помощью спасательного пояса ;

  • спуск с помощью петли;

  • спуск с помощью грудной перевязи;

  • спуск пострадавших с помощью канатной дороги;

  • подъем на борт вертолета.
Выбор способа и средств эвакуации пострадавших определяется:

  • местонахождением людей;

  • их физическим и моральным состоянием;

  • набором и количеством средств у спасателей для проведения эвакуации;

  • уровнем профессиональной подготовки спасателей, степенью внешней угрозы для пострадавших и спасателей.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы при наводнениях и катастрофических затоплениях должны вестись непрерывно, днем и ночью, в любую погоду и обеспечить спасение пострадавших в сроки, не превышающие времени, как указывалось выше, наступления опасных для жизни физиологических изменений в организме человека при нахождении в воде в данных условиях.

Для выполнения аварийно-спасательных работ назначаются подразделения войск гражданской обороны, поисково-спасательных отрядов (служб), усиленные переправочно-десантными средствами. Для выполнения других неотложных работ, с учетом их характера, назначаются инженерные, инженерно-технические, дорожные подразделения и формирования.

При поиске и спасении пострадавших, находящихся в воде и на затопленных территориях, должны широко использоваться авиационные технологии с применением самолетов и вертолетов.

Применение тех или иных технологий ликвидации заторов (зажоров) льда и обвалов зависит от масштабов наводнений и катастрофических затоплений и связанных с ними последствий. Основным способом разрушения ледяного покрова, ликвидации заторов (зажоров) льда, а также обвалов горных пород на сегодня является взрывной способ. Работы выполняются пиротехническими подразделениями, оснащенными плавсредствами и транспортом, оборудованными для доставки взрывчатых веществ и средств взрывания. При катастрофических наводнениях, особенно на крупных реках Севера и Северо-Востока России, текущих с юга на север, практикуется разрушение ледяного покрова, заторов и зажоров льда с использованием бомбардировочной авиации.

Особые требования при наводнениях и затоплениях предъявляются к безопасному ведению спасательных работ. Для этого должны быть созданы все условия, организован постоянный контроль за выполнением спасателями надлежащих мер безопасности, обеспечено своевременное оказание помощи пострадавшим спасателям. В постоянной готовности должна находиться резервная поисково-спасательная группа для оказания помощи действующим группам при возникновении экстремальных ситуаций.

Оперативность управления силами при ликвидации последствий наводнений достигается заблаговременной подготовкой органов управления к решению задач в этих условиях, постоянным знанием обстановки и быстрым реагированием на ее изменения, принятием обоснованных решений и их выполнением, организацией и поддержанием надежной связи и информации.

Мероприятия по предупреждению наводнений и ликвидации их последствий предусматриваются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых на всех уровнях комиссиями по чрезвычайным ситуациям.

Организация взаимодействия сил ликвидации последствий наводнений и катастрофического затопления территорий является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Взаимодействие организуется прежде всего в интересах спасательных подразделений, выполнения этих работ в возможно короткие сроки.
Особенности ликвидации последствий радиационной аварии. Для классификации аварий на радиационно опасных объектах существует несколько подходов. Это обусловлено тем, что подобные аварии отличаются большим разнообразием присущих им признаков, а также объектов, на которых они могут происходить. В большинстве случаев аварии, сопровождающиеся выбросами радиоактивных веществ и формированием радиационных полей, классифицируют применительно к АЭС.

В зависимости от характера и масштабов повреждений и разрушений аварии на радиационно опасных объектах подразделяют на проектные, проектные с наибольшими последствиями (максимально проектные) и запроектные (гипотетические).

Под проектной аварией понимается авария, для которой определены в проекте исходные события аварийных процессов, характерных для того или иного объекта (типа ЯР) или другого радиационно опасного узла, конечные состояния (контролируемые состояния элементов и систем после аварии), а также предусмотрены системы безопасности, обеспечивающие ограничение последствий аварий установленными пределами.

Максимально проектные аварии характеризуются наиболее тяжелыми исходными событиями, обусловливающими возникновение аварийного процесса на данном объекте. Эти события приводят к максимально возможным в рамках установленных проектных пределов радиационным последствиям.

Под запроектной (гипотетической) аварией понимается такая авария, которая вызывается не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями и сопровождается дополнительными по сравнению с проектными авариями отказами систем безопасности.

В радиационной аварии различают четыре фазы развития: начальную, раннюю, промежуточную и позднюю (восстановительную).

Начальная фаза аварии является периодом времени, предшествующим началу выброса (сброса) радиоактивности в окружающую среду или периодом обнаружения возможности облучения населения за пределами санитарно-защитной зоны предприятия. В отдельных случаях подобная фаза может не существовать вследствие своей быстротечности.

Ранняя фаза аварии (фаза "острого" облучения) является периодом собственно выброса радиоактивных веществ в окружающую среду или периодом формирования радиационной обстановки непосредственно под влиянием выброса (сброса) в местах проживания или нахождения населения. Продолжительность этого периода может быть от нескольких минут до нескольких часов в случае разового выброса (сброса) и до нескольких суток в случае продолжительного выброса (сброса). Для удобства в прогнозах продолжительность ранней фазы аварии в случае разовых выбросов (сбросов) целесообразно принимать равной 1 суткам.

Промежуточная фаза аварии охватывает период, в течение которого нет дополнительного поступления радиоактивности из источника выброса в окружающую среду и в течение которого принимаются решения о введении или продолжении ранее принятых мер радиационной защиты на основе проведенных измерений уровней содержания радиоактивных веществ в окружающей среде и вытекающих из них оценок доз внешнего и внутреннего облучения населения. Промежуточная фаза начинается с нескольких первых часов с момента выброса (сброса) и длится до нескольких суток, недель и больше. Для разовых выбросов (сбросов) протяженность промежуточной фазы прогнозируют равной 7-10 суток.

Поздняя фаза (фаза восстановления) характеризуется периодом возврата к условиям нормальной жизнедеятельности населения и может длиться от нескольких недель до нескольких лет в зависимости от мощности и радионуклидного состава выброса, характеристик и размеров загрязненного района, эффективности мер радиационной защиты.

В зависимости от границ зон распространения радиоактивных веществ и радиационных последствий потенциальные аварии на АЭС делятся на типы:

Локальная авария. Радиационные последствия аварии ограничиваются пределами объекта. При этом возможно облучение персонала и загрязнение зданий и сооружений, находящихся на территории АЭС, выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации.

Местная авария . Радиационные последствия аварии ограничиваются пределами пристанционного поселка и населенных пунктов в районе расположения АЭС. При этом возможно облучение персонала и населения выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации.

Территориальная авария. Радиационные последствия аварии ограничиваются пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена АЭС, и включают, как правило, две и более административно-территориальные единицы субъекта. При этом возможно облучение персонала и населения нескольких административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации.

Региональная авария . Радиационные последствия аварии ограничиваются пределами двух и более субъектов Российской Федерации и приводят к облучению населения и загрязнению окружающей среды выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации.

Если при региональной аварии количество людей, получивших дозу облучения выше уровней, установленных для нормальной эксплуатации, может превысить 500 человек, или количество людей, у которых могут быть нарушены условия жизнедеятельности, превысит 1000 человек, или материальный ущерб от аварии превысит 5 млн. минимальных размеров оплаты труда, то такая авария будет федеральной.

Трансграничная авария. Радиационные последствия аварии выходят за территорию Российской Федерации либо данная авария произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

Радиоактивное загрязнение окружающей среды является наиболее важным экологическим последствием радиационных аварий с выбросами радионуклидов, основным фактором, оказывающим влияние на состояние здоровья и условия жизнедеятельности людей на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Степень опасности радиоактивно загрязненных поверхностей определяется радионуклидным составом загрязнений, плотностью загрязнений, характером загрязненных поверхностей, временем, прошедшим после загрязнения, и некоторыми другими характерными для соответствующего загрязнения причинами.

Наиболее характерные особенности имеет радиоактивное загрязнение вследствие аварий ядерных реакторов различного характера.

В соответствии с удельным весом в составе выбросов биологически наиболее значимых радионуклидов при аварии ядерных реакторов в развитии радиационной обстановки выделяют, как правило, два основных периода: "йодовой опасности", продолжительностью до 2-х месяцев, и "цезиевой опасности", который продолжается многие годы.

В "йодном периоде", кроме внешнего облучения (до 45% дозы за первый год), основные проблемы связаны с молоком и листовыми овощами - главными "поставщиками" радионуклида йода внутрь организма.

"Цезиевый период", наступающий по прошествии 10 периодов полураспада 131J, является периодом, когда цезий определяет основную причину радиационного воздействия на население и окружающую среду.

На первом этапе радиационное воздействие на людей складывается из внешнего и внутреннего облучений, обусловленных соответственно радиоактивными облучениями от загрязненных радионуклидами объектов окружающей среды и вдыханием радионуклидов с загрязненным воздухом, на втором этапе - облучением от загрязненных радионуклидами объектов окружающей среды и введением их в организм человека с потребляемой пищей и водой, а в дальнейшем - в основном за счет употребления населением загрязненных продуктов питания. Принято считать, что 85 % суммарной прогнозируемой дозы облучения на последующие 50 лет после аварии составляет доза внутреннего облучения, обусловленного потреблением продуктов питания, которые выращены на загрязненной территории, и лишь 15 % падает на дозу внешнего облучения.

Радиоактивное загрязнение водоемов, как правило, представляет опасность лишь в первые месяцы после аварии .

Приоритетной целью ликвидации последствий радиационных аварий (ЛПА) является обеспечение требуемого уровня мер защиты населения.

Принятие решений по ликвидации последствий аварий зависит от целей и задач, определяемых каждой конкретной стадией работ.

На ранней стадии решаются следующие задачи ЛПА:


  • локализация источника аварии, т.е. прекращение выброса радиоактивных веществ в окружающую среду;

  • выявление и оценка складывающейся радиационной обстановки;

  • снижение миграции первичного загрязнения на менее загрязненные или незагрязненные участки, путем локализации или удаления загрязненных фрагментов технологического оборудования, зданий и сооружений, просыпей и проливов радиоактивных веществ;

  • создание временных площадок складирования радиоактивных отходов.
Характерной особенностью ранней стадии аварии является высокая вероятность возникновения вторичных загрязнений за счет переноса нефиксированных, первично выпавших радиоактивных веществ на менее загрязненные или незагрязненные поверхности.

С течением времени происходит увеличение прочности фиксации загрязнения на поверхностях, приводящее к необходимости применения более сложных и дорогостоящих методов его ликвидации, увеличению объемов образующихся радиоактивных отходов, продолжительности и стоимости работ по обеспечению требуемого уровня защиты населения. Поэтому эффективность и оперативность принятия решений по ликвидации выявленных нефиксированных загрязнений на ранней фазе имеет первостепенное значение. Эти решения надо прежде всего принимать по наиболее критическим объектам загрязнения.

На промежуточной стадии решаются следующие задачи ЛПА:


  • стабилизация радиационной обстановки и обеспечение перехода к плановым работам по ЛПА;

  • организация постоянного контроля радиационной обстановки;

  • принятие решения о методах и технических средствах ЛПА;

  • проведение плановых мероприятий по ЛПА до достижения установленных контрольных уровней радиоактивного загрязнения;

  • создание временной или стационарной системы безопасного обращения с радиоактивными отходами (локализация и ликвидация объектов первичного и вторичного загрязнений, удаление образующихся радиоактивных отходов на временные или стационарные площадки и т.д.);

  • обеспечение требуемого уровня мер защиты населения, проживающего на загрязненных территориях.

  • На этой стадии производится уточнение и детализация данных инженерной и радиационной обстановки, зонирование территорий по видам и уровням излучений и реализация мероприятий, необходимых и достаточных для обеспечения заданного уровня мер защиты населения.
В этот период на поверхностях объектов радионуклиды находятся в нефиксированных или слабо фиксированных формах. Методы ЛПА на этой фазе должны исключить возможность возникновения вторичных загрязнений, предотвратить процесс фиксации радиоактивных веществ на поверхности и проникновение их вглубь объема и, как следствие, снизить уровень требований к необходимым мерам защиты населения.

На поздней стадии решаются следующие задачи ЛПА:


  • завершение плановых работ по ЛПА и доведение радиоактивного загрязнения до предусмотренных Нормами радиационной безопасности уровней;

  • ликвидация временных площадок складирования радиоактивных отходов или организация радиационного контроля безопасности хранения на весь период потенциальной опасности;

  • обеспечение проживания населения без соблюдения мер защиты.
Работы на поздней стадии ЛПА наиболее трудоемки и продолжительны. Радионуклиды, определяющие радиационную обстановку на загрязненных объектах, в этот период находятся преимущественно в фиксированных и трудно удаляемых известными методами дезактивации формах. Выбор наиболее эффективных методов может быть сделан только по данным детальных исследований нуклидного состава и физико-химических форм радиоактивного загрязнения.

Основными принципами планирования работ по локализации загрязнений и ликвидации последствий аварии являются следующие:


  • оценка состава и основных форм нахождения радионуклидов загрязнения;

  • учет свойств основных типовых поверхностей территории и объектов;

  • оценка предполагаемого характера (прочности) фиксации радиоактивного загрязнения на различных поверхностях;

  • определение приоритетов (очередности) проведения работ по локализации и ликвидации загрязнений на различных объектах (участках) в зависимости от их влияния на формирование радиационной обстановки;

  • выбор наиболее эффективного и реально осуществимого способа локализации и ликвидации радиоактивного загрязнения объектов исходя из возможности имеющихся в распоряжении сил и технических средств.
Локализация и ликвидация источников радиоактивного загрязнения проводится с использованием следующих основных методов:

1. Сбор и локализация высокоактивных радиоактивных материалов.

Особенностью сбора и локализации высокоактивных радиоактивных материалов (осколки топливных элементов, конструкционных и защитных материалов) является, как правило, то, что точное расположение радиоактивных источников не известно, по территории они распределены случайным образом, при проведении работ возможно неожиданное "появление" источника в результате вскрытия завала или изменения места его расположения.

Проведение работ в условиях полей с высокой мощностью экспозиционной дозы (МЭД) гамма-излучения должно планироваться с максимально возможным применением средств механизации. В случае крайней необходимости привлечения ручного труда должны быть обеспечены:


  • подбор руководящего технического персонала, способного вести работы без детально разработанного плана и принимать управленческие решения по оперативной информации через средства наблюдения за работающими;

  • разработка детальных организационно-технических мероприятий по работам в зонах высоких МЭД до начала работ;

  • четкая организация рабочих мест в зоне сосредоточения персонала непосредственно перед выходом в зоны работ (места приема персонала, места надевания защитной одежды, пост дозиметрического контроля, пункт управления, места вывода персонала в зоны работ, места раздевания);

  • организация подразделений комендантской службы для поддержания установленного порядка в зоне сосредоточения;

  • преодоление психологического барьера у персонала, непосредственно выполняющего особо опасные работы (должны отбираться добровольцы);

  • постановка конкретных задач и подробный инструктаж.

2. Метод перепахивания грунта.

Основной защитный эффект достигается за счет "разбавления" активности по толщине перепаханного слоя грунта. Характеристикой эффективности использования данного способа является коэффициент ослабления Кос, как правило, определяемый по мощности экспозиционной дозы.

3. Метод экранирования.

Данный метод используется обычно после снятия загрязненного слоя при высоких остаточных уровнях радиоактивного загрязнения. Характеристикой эффективности так же является коэффициент ослабления Кос. На территории промплощадки аварийного объекта может широко применяться экранирование путем засыпания песком, гравием или покрытием бетоном или бетонными плитами.

4. Метод обваловки и гидроизоляции загрязненных участков.

Используется обычно как временная мера на первых этапах работ для предотвращения "расползания" загрязнения за счет смыва осадками и для исключения попадания радиоактивных веществ в грунтовые воды. Для сильно заглубленных загрязнений могут использоваться сложные гидротехнические сооружения: "стена в грунте", "фильтрующая завеса". Применение этого метода предполагает большой объем земляных работ с привлечением инженерно-строительной техники.

5. Методы связывания радиоактивных загрязнений вяжущими и пленкообразующими композициями. Основными методами являются : пылеподавление и химико-биологическое задернение.

Для закрепления (химико-биологического задернения) отдезактивированных и сильно пылящих участков местности нашли применение рецептуры, содержащие в своем составе пылеподавляющие композиции (ССБ, ММ-1, латекс) в качестве основы, минеральные и органические удобрения и смеси семян многолетних злаковых и бобовых трав.

В качестве основных технических средств пылеподавления используются поливомоечные машины, войсковые авторазливочные станции, сельскохозяйственная авиация.

Одной из самых эффективных мер радиационной защиты является дезактивация. Наиболее подходящими сроками проведения дезактивации, если не рассматривать необходимость ее для обеспечения безопасности при эвакуации населения или проведении неотложных аварийных работ на промплощадке аварийного объекта (предприятия), является период поздней фазы аварии. Это определяется временем, необходимым для планирования и организации дезактивационных работ, и сроками наступления относительной стабилизации радиационной обстановки, когда прекращается поступление радиоактивных веществ из источника выброса и заканчивается формирование следа радиоактивного загрязнения.

Основными методами дезактивации отдельных объектов являются:

а) для открытых территорий (грунта):


  • снятие и последующее захоронение верхнего загрязненного слоя грунта (механический способ);



  • химические методы дезактивации грунтов (промывка);

  • биологические методы дезактивации (естественная дезактивация);
б) для дорог и площадок с твердым покрытием :

  • смыв радиоактивных загрязнений струёй воды или дезактивирующих растворов (жидкостный способ);

  • удаление верхнего слоя специальными средствами или абразивной обработкой;

  • дезактивация методом экранирования;

  • очистка методом вакуумирования;

  • сметание щетками поливомоечных машин (многократно);
в) для участков местности, покрытых лесокустарниковой растительностью:

  • лесоповал и засыпка чистым грунтом после опадания кроны;

  • срезание кроны с последующим ее сбором и захоронением;
г) для зданий и сооружений:

  • обработка дезактивирующими растворами (с щетками и без них);

  • обработка высоконапорной струёй воды;

  • очистка методом вакуумирования;

  • замена пористых элементов конструкций;

  • снос строении.
Основными этапами дезактивационных работ являются паспортизация объекта дезактивации, подготовительные мероприятия и непосредственно дезактивация объекта.

Очередность проведения дезактивационных работ на территории зоны радиоактивного загрязнения определяется необходимостью последовательной дезактивации, начиная с наиболее загрязненных и заканчивая менее загрязненными местами и участками постоянного или длительного пребывания населения в процессе его жизнедеятельности или трудовой деятельности. Очередность дезактивации зданий, сооружений, средств производства, транспортных средств, дорог должна также определяться необходимостью первоочередной дезактивации наиболее загрязненных объектов, находящихся в постоянном обращении.

При выборе соответствующих приемов для конкретных объектов дезактивации необходимо руководствоваться наличием ресурсов, ожидаемой эффективностью и производительностью. Следует помнить, что практически всегда эффективность дезактивации обеспечивается тщательным соблюдением соответствующей технологии и постоянным оперативным дозиметрическим или радиометрическим контролем, иначе может потребоваться повторение операций или увеличение их числа при многократных обработках. Наиболее эффективными являются ручные приемы, которые, однако, характеризуются наибольшей трудоемкостью и повышенным облучением персонала.

При проведении дезактивации участков территории необходимо определять порядок работ (движение транспорта и персонала), который позволяет предотвратить новое радиоактивное загрязнение уже отдезактивированных участков. В этом плане дезактивацию следует вести в направлении от более загрязненных участков к менее загрязненным. Для дезактивации транспортных средств и другой самоходной техники целесообразно создание стационарных пунктов дезактивации с централизованным обеспечением техническими средствами, участками разборки техники, системами локализации и обработки образующихся радиоактивных отходов.

При проведении дезактивации зданий, сооружений, средств производства, транспортных средств с применением методов, вызывающих пылеобразование, требуется предварительное или одновременное увлажнение. Следует учитывать возможность перераспределения радиоактивного загрязнения в ходе дезактивации зданий и сооружений. В частности, при дезактивации кровель и стен (вертикальных поверхностей) мокрыми методами стекающие растворы могут привести к концентрированию радиоактивного загрязнения в отдельных местах на поверхности грунта, что потребует повторной его дезактивации, если она была проведена ранее.
Не менее важным мероприятием при ликвидации последствий радиационной аварии является сбор и захоронение (размещение) радиоактивных отходов.

В зависимости от применяемых методов дезактивации локализация отходов может быть достигнута следующими способами:


  • локализация образующихся объемов загрязненного грунта и других материалов непосредственно в транспортных средствах при дезактивации методами снятия поверхностного слоя грунта, щебня или всего объема мусора и т.д.;

  • локализация отходов, образующихся в ходе дезактивации механическими (дробеструйными или гидроабразивными) методами, путем отсоса образующейся пыли или пульпы;

  • локализация жидких отходов в специальных емкостях-сборниках;

  • локализация как дополняющий дезактивацию технологический прием, осуществляемый ручными или механизированными методами при дезактивации, включающий разборку конструкций, а также механические и физико-химические способы.
На стационарных пунктах дезактивации должны быть задействованы системы очистки; схема очистных сооружений должна включать оборотное водопользование, системы сбора отходов, их отстоя, коагуляции, ионообменной сорбции, сбора и удаления шламов, концентрирующих радиоактивность. Желательно, чтобы мероприятия позднего периода включали создание специальных предприятий по обработке большей части накопленных в ходе дезактивационных работ радиоактивных отходов в жидком и твердом виде, включая почву. Грунтовые могильники радиоактивных отходов должны быть расположены в местах, выбор которых определяется:

  • гидрогеологическими и другими природными характеристиками, позволяющими осуществлять длительное хранение отходов без опасности проникновения их в окружающую среду;

  • малой хозяйственной ценностью участков территории размещения могильников;

  • возможностью организации постоянного контроля за состоянием могильников и ограничения доступа к ним в ходе хозяйственной деятельности. Места размещения могильников должны быть согласованы с местными органами Госсанэпиднадзора , обозначены на местности и ограждены, местоположение их должно быть нанесено на карту. Могильники должны быть изолированы сверху чистым слоем грунта с возможной его дальнейшей биологической рекультивацией.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях должны знать потенциально радиационно опасные объекты на подведомственной территории, степень их опасности, иметь прогноз возможных последствий аварий на этих объектах, предусмотреть необходимые мероприятия по ликвидации последствий радиационных аварий в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

К управлению силами РСЧС, участвующими в ликвидации последствий наводнения, руководитель приступает с прибытием в зону ЧС. С этого момента все органы управления, силы и средства переходят в его подчинение. На первоначальном этапе это будут силы и средства местных формирований, уже ведущие спасательные и другие работы в зоне наводнения, а с прибытием основных формирований – все силы и средства. Решения, принимаемые руководителем, являются обязательным для всех должностных лиц, граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС.

Управление силами заключается в постоянной оценке складывающейся обстановки, принятии решений по частной обстановке, уточнении формированиям раннее поставленных или постановке новых задач, поддержании взаимодействия между формированиями и контроле за выполнением ими поставленных задач.

Управление силами руководитель работ по ликвидации ЧС осуществляет со стационарного или подвижного (мобильного) пункта управления.

Для развертывания стационарного ПУ выбирается административное или общественное здание (помещение), которое находится вне зоны наводнения, имеет подведенные линии связи и обеспечивает необходимые условия для работы оперативной группы.

При отсутствии таких зданий (помещений) ПУ может развертываться в полевых условиях на базе командно-штабных машин, штабных машин или специально оборудованных машин (автобусов, прицепов).

Пункт управления развертывается, как правило, на направлении сосредоточения основных усилий, там, где решается основная задача.

В целях повышения оперативности управления и постоянного контроля за обстановкой наиболее целесообразным способом может быть периодический облет руководителем зоны наводнения на вертолете. В этом случае вертолет должен быть оснащен необходимыми средствами связи, а для работы с руководителем выделяются должностные лица из состава оперативной группы.

Основными методами управления являются: личное общение с подчиненными и заслушивание их докладов о ходе ведения работ, уточнение поставленных задач путем отдачи распоряжений и команд.

Все отдаваемые руководителем распоряжения и команды оперативная группа оформляет письменно и заносит в журнал ведения АСДНР.

В ходе ведения АСДНР руководитель постоянно оценивает обстановку, осуществляет маневр силами и средствами с одного сектора (участка) на другой, принимает меры по наращиванию усилий путем ввода сил второго и третьего эшелонов, а при внезапном возникновении обстановки путем привлечения резерва.

В случае крайней недостаточности сил и средств руководитель докладывает об этом вышестоящему руководству и обращается за помощью.

Занятие 2. Ведение действий по ликвидации последствий наводнения

    1. Основы ведения действий

Основными задачами ликвидации последствий наводнения являются:

поиск и обнаружение пострадавших, обеспечение подходов к местам их нахождения;

эвакуация пострадавших, материальных и культурных ценностей из зон наводнения и опасных зон, их жизнеобеспечение;

проведение инженерных мероприятий по снижению возможного ущерба.

При этом главной целью ликвидации последствий наводнения являются поиск, оказание помощи и спасение людей в возможно короткие сроки, обеспечивающие их выживание в сложившихся условиях обстановки.

Решение задач и достижение цели достигается выполнением комплекса АСДНР.

Основными требованиями к проведению АСДНР в условиях наводнения являются:

проведение работ в пределах всей зоны наводнения и в короткие сроки;

непрерывное ведение поисково- и аварийно-спасательных работ до их полного завершения;

применение способов спасения пострадавших, а также способов защиты людей и объектов, обеспечивающих наиболее полное и эффективное использование возможностей спасательных сил и средств;

неуклонное выполнение требований и мер безопасности, соблюдение режима труда и отдыха спасателей.

Работы по ликвидации последствий наводнения включают спасательные и неотложные аварийные работы.

спасательные работы

Спасательные работы в условиях наводнения включают: поиск пострадавших, обеспечение доступа спасателей к пострадавшим, их спасение, оказание первой медицинской помощи, эвакуацию пострадавших, местного населения, материальных и культурных ценностей из зоны наводнения и опасных зон.

При ведении спасательных работ для удобства управления и обеспечения четкого взаимодействия между формированиями зону наводнения разбивают на сектора, а сектор на участки работ.

На каждый сектор выделяется формирование, способное автономно выполнять поисковые, спасательные и эвакуационные мероприятия. Состав формирования и его средства усиления должны соответствовать объему работ с учетом заданных временных ограничений по их продолжительности выполнения. В составе формирований создаются, как правило, группы: разведки и поиска (на вертолетах, быстроходных плавсредствах), деблокирования и эвакуации пострадавших (на десантно-переправочных средствах, понтонах, баржах, катерах и т. д.), приема пострадавших и оказания им первой медицинской помощи.

Поиск пострадавших людей в условиях высокого уровня воды представляет собой совокупность действий, направленных на обнаружение, выявление местонахождения и состояния людей, установление с ними связи, определение возможных путей подхода спасателей и эвакуации.

В зависимости от наличия сил и средств поиск проводится следующими способами:

облетом зоны наводнения на вертолетах (самолетах);

сплошным визуальным обследованием зоны наводнения разведпоисковыми группами на плавсредствах;

с использованием информации, полученной по средствам связи, а также по свидетельствам очевидцев (спасенных пострадавших).

Практика проведения спасательных работ в зонах наводнений показала, что наиболее эффективным способом поиска и обнаружения пострадавших является облет зоны на вертолетах. При этом использование вертолета позволяет решать комплекс задач:

наведение групп спасателей на места обнаружения пострадавших;

эвакуацию пострадавших посадочным способом и с воды с использованием подъемных устройств.

Для деблокирования, спасения и эвакуации пострадавших используются всевозможные спасательные средства: надувные и десантные лодки, плавающие транспортеры (ПТС), самоходные паромы (ГСП, ППМ-2), плавающая боевая техника (БТР, БМП), деревянные и металлические лодки местных жителей, катера, буксиры и другие плавсредства ведомственных формирований.

Спасение людей проводится путем подъема их на плавсредства и буксировки вплавь с использованием спасательных средств (индивидуальных и коллективных), а также подручных.

При использовании перечисленных плавсредств должен соблюдаться ряд требований.

Прежде всего, руководство действиями должно осуществляться спасателями, имеющими практический опыт и соответствующую подготовку.

Во-вторых. Все плавсредства должны быть оснащены спасательными кругами или жилетами, иметь трапы для подъема пострадавших из воды.

В-третьих. Применение каждого вида плавсредства должно соответствовать их техническим характеристикам, возможностям (грузоподъемность, десантоемкость, максимальная скорость течения воды, минимальная глубина водной преграды, балльность и др.) и условиям эксплуатации.

Так, например, для ПТС и плавающей боевой техники (БТР, БМП) должны быть оборудованы съезды в воду, а для буксиров, катеров, ГСП, барж созданы временные причалы (места для причаливания).

Первая медицинская помощь пострадавшим оказывается спасателями, санинструкторами и врачами спасательных формирований, как правило, на месте с использованием табельных и подручных средств, а также самими пострадавшими в порядке само- и взаимопомощи.

неотложные аварийные работы

Неотложные аварийные работы при ликвидации последствий наводнения включают: инженерные работы по укреплению (возведение) ограждающих дамб и валов, сооружению водоотводных каналов и оборудованию причалов для спасательных средств; устройство переправ через водные преграды; ликвидацию заторов и зажоров; защиту и восстановление дорожных коммуникаций и сооружений; восстановление систем энерго, газо и водоснабжения; локализацию источников вторичных поражающих факторов, другие.

Из числа перечисленных работ основными являются работы, направленные на снижение масштабов последствий наводнения и создание благоприятных условий для действий спасателей.

В условиях наводнения наиболее эффективной мерой по защите населенных пунктов от воды является возведение ограждающих (защитных) дамб. Для их возведения создаются группы механизации с использованием инженерной техники и транспортных средств штатных и ведомственных формирований РСЧС, а также максимальным использованием возможностей местных организаций. Защитные дамбы возводятся высотой от 1 до 2 м и шириной по верху не менее 3 м. В составе такой группы механизации целесообразно использовать комплекс машин: 1 – 2 экскаватора с емкостью ковша 0,5 – 1 куб. м., 15 – 20 самосвалов грузоподъемностью 3–5 т и один бульдозер для разравнивания и уплотнения грунта.

Производственные возможности такого комплекса с подвозом грунта на расстоянии 5 – 7 км и более может составлять от 60 до 90 куб. м/час при объеме грунта от 5 до 10 куб. м на 1 п. м длины дамбы. Следовательно, за 1 час работы комплекс способен возвести дамбу длиной от 6 до 18 м в зависимости от ее высоты.

В ходе ликвидации последствий наводнения на маршрутах эвакуации и путях маневра силами и средствами возникает необходимость преодоления водных преград, как естественных, так и образованных в результате подъема воды и затопления оврагов, балок, других низменных мест.

В зависимости от характера водной преграды и наличия переправочно-мостовых средств инженерные формирования могут оборудовать следующие виды переправ: десантные (на табельных самоходных переправочно-десантных средствах, судах, катерах, баржах, лодках и др.), паромные (на самоходных и буксируемых паромах) и мостовые.

Для устройства десантных переправ используются гусеничные плавающие транспортеры (ПТС), десантные и надувные лодки, другие средства.

Для устройства паромных переправ используются гусеничные самоходные паромы (ГСП), паромно-мостовые машины (ПММ) и паромы, буксируемые катером.

Для устройства мостовых переправ могут применяться танковые механизированные мосты (МТУ-20, -72), понтонно-мостовой парк (ПМП), тяжелый механизированный мост (ТММ) и другие.

В ряде случаев оборудование переправ через водные преграды является неотъемлемым мероприятием ликвидации последствий наводнения, поскольку в результате его именно мосты через реки чаще всего приходят в негодность или полностью разрушаются.

Одной из причин наводнений в весенний период являются заторы (зажоры) льда на реках. Основным способом их разрушения является взрывной способ. В одном случае эта задача может быть выполнена авиацией МЧС РФ и МО РФ с использованием авиабомб. Наиболее целесообразно применять для этой цели авиацию при образовании значительных по масштабам заторов на крупных реках. Данный способ может применяться и для разрушения (вскрытия) льда на реках (водохранилищах) с целью предотвращения заторов у мостов.

На средних и узких реках для разрушения заторных масс, а также предотвращения заторов льда у мостов взрывным способом, создаются группы подрыва из штатных саперных подразделений соединений и воинских частей гражданской обороны МЧС и МО России.

Применение взрывного способа наиболее целесообразно в период образования заторов. Затор на широких реках разрушают дробя его постепенно снизу вверх по течению, начиная с подрыва ледяных полей ниже затора. Для разрушения применяют как одиночные, так и массовые взрывы, причем для разрушения многослойных заторных масс используют заряды с массой не менее 30 кг.

На средних реках подрыв льда необходимо осуществлять сверху вниз по течению или одновременно по длине затора, что способствует образованию в заторе канала для сброса основного потока воды. При большой протяженности затора на узких и средних реках подрыв следует вести одновременно по всей длине затора или сверху вниз по течению.

При проведении взрывных работ можно применять вертолеты, которые позволяют укладывать заряды в любом месте непосредственно с борта вертолета или с выходом подрывников на лед.

При проведении взрывных работ заряды ВВ могут укладываться на поверхность льда, а также под лед. Последний способ более эффективен при подрыве сплошных ледяных массивов.


– это значительное затопление водой местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветровых нагонов воды, а также при заторах, зажорах и иных явлениях.

Наводнение является опасным природным явлением, возможным источником чрезвычайной ситуации, если затопление водой местности причиняет материальный ущерб, наносит урон здоровью населения или приводит к гибели людей, сельскохозяйственных животных и растений.

По повторяемости, площади распространения и суммарному среднегодовому материальному ущербу наводнения на территории Российской Федерации занимают первое место в ряду стихийных бедствий, а по количеству человеческих жертв и удельному материальному ущербу (приходящемуся на единицу поражённой площади) – второе место после землетрясений.

Реки отличаются друг от друга различными условиями формирования стока воды (сток воды – количество воды, протекающей через замыкающий створ реки, за какой-либо интервал времени).

По условиям формирования стока и возникновения наводнений реки Российской Федерации подразделяются на четыре типа (табл. 1).

Таблица 1

Типы рек Российской Федерации в зависимости от условий формирования максимального стока

Условия формирования
максимального стока

Районы распространения
на территории РФ

Весеннее таяние снега на равнинах

Европейская часть РФ и Западная Сибирь

Таяние горных снегов и ледников

Северный Кавказ

Выпадение интенсивных дождей

Дальний Восток и Сибирь

Совместное влияние снеготаяния и выпадения осадков

Северо-западные районы РФ

Многообразие наводнений можно свести к пяти обобщающим группам, объединяющим различные наводнения по причинам возникновения и характеру проявления (табл. 2).

В пределах Российской Федерации преобладают наводнения первых двух видов (около 70 – 80 % всех случаев). Они встречаются на равнинных, предгорных и горных реках, в северных, и южных, западных и восточных районах страны. Остальные три вида наводнений имеют локальное распространение.

Классификация наводнений в зависимости от масштаба их распространения и повторяемости представлена в табл. 3.

Таблица 2

Виды наводнений в зависимости от причин возникновения и характера проявления

Виды наводнений

Причины возникновения

Характер проявления

Половодье

Весеннее таяние снега на равнинах или весенне-летнее таяние снега и дождевые осадки в горах

Повторяются периодически в один и тот же сезон. Характеризуются значительным и длительным подъемом уровней воды

Паводок

Интенсивные дожди и таяние снега при зимних оттепелях

Отсутствует четко выраженная периодичность. Характеризуется интенсивным и сравнительно кратковременным подъемом уровня воды

Заторные, зажорные наводнения (заторы, зажоры)

Большое сопротивление водному потоку, на отдельных участках русла реки, возникающее при скоплении ледового материала в сужениях или излучинах реки во время ледостава (зажоры) или ледохода (заторы)

Заторные наводнения образуются в конце зимы или начале весны. Они характеризуются высоким и сравнительно кратковременным подъемом уровня воды в реке. Зажорные наводнения образуются в начале зимы и характеризуются значительным (но менее чем при заторе) подъемом уровня воды и более значительной продолжительностью наводнения

Нагонные наводнения (нагоны)

Ветровые нагоны воды в морских устьях рек и на ветреных участках побережья морей, крупных озер, водохранилищ

Возможны в любое время года. Характеризуются отсутствием периодичности и значительным подъемом уровня воды

Наводнения (затопления), образующиеся при прорывах плотин

Излив воды из водохранилища или водоема, образующийся при прорыве сооружения напорного фронта (плотины, дамбы и т.п.) или при аварийном сбросе воды из водохранилища, а также при прорыве естественной плотины, создаваемой природой при землетрясениях, оползнях, обвалах, движении ледников

Характеризуются образованием волны прорыва, приводящей к затоплению больших территорий и разрушению или повреждению встречающихся на пути её движения объектов (зданий, сооружений и др.)

Таблица 3

Классификация наводнений в зависимости от масштаба распространения и повторяемости

Классы
наводнений

Масштабы распространения
наводнения

Повторяемость

Низкие (малые)

Наносят сравнительно незначительный ущерб. Охватывают небольшие прибрежные территории. Затопляется менее 10% сельскохозяйственных угодий. Почти не нарушают ритма жизни населения.

5-10 лет

Высокие

Наносят ощутимый материальный и моральный ущерб, охватывают сравнительно большие земельные участки речных долин, затапливают примерно 10-15% сельскохозяйственных угодий. Существенно нарушают хозяйственный и бытовой уклад населения. Приводят к частичной эвакуации людей.

20-25 лет

Выдающиеся

Наносят большой материальный ущерб, охватывая целые речные бассейны. Затапливают примерно 50-70% сельскохозяйственных угодий, некоторые населенные пункты. Парализуют хозяйственную деятельности и резко нарушают бытовой уклад населения. Приводят к необходимости массовой эвакуации населения и материальных ценностей из зоны затопления и защиты наиболее важных хозяйственных объектов

50-100 лет

Катастрофические

Наносят огромный материальный ущерб и приводят к гибели людей, охватывая громадные территории в пределах одной или нескольких речных систем. Затапливается более 70% сельскохозяйственных угодий, множество населенных пунктов, промышленных предприятий и инженерных коммуникаций. Полностью парализуется хозяйственная и производственная деятельность, временно изменяется жизненный уклад населения

100-200 лет



Главные характеристики потока воды приведены в табл. 4.

При наводнении возможно возникновение вторичных поражающих факторов: пожаров (вследствие обрывов и короткого замыкания электрических кабелей и проводов); обрушения зданий, сооружений (под воздействием водного потока и вследствие размыва основания); заболеваний людей и сельскохозяйственных животных (вследствие загрязнения питьевой воды и продуктов питания) и др.

Здания, периодически попадающие в зону затопления, теряют капитальность: гнилью повреждается дерево, отваливается штукатурка, выпадают кирпичи, подвергаются коррозии металлические конструкции, из-за размыва грунта под фундаментом происходит неравномерная осадка зданий и, как следствие, появляются трещины.

Основные характеристики последствий наводнений следующие:

Численность населения, оказавшегося в зоне, подверженной наводнениям (здесь выделяются: количество жертв, количество пострадавших, количество населения, оставшегося без крова, и т.п.);
количество населенных пунктов, попавших в зону, охваченную наводнением (здесь выделяются города, поселки городского типа, сельские населенные пункты, полностью затопленные, частично затопленные, попавшие в зону подтопления);
количество объектов различных отраслей экономики, оказавшихся в зоне, наводнения;
протяженность железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, линий коммуникаций и связи, оказавшихся в зоне затопления;
количество мостов и тоннелей, затопленных, разрушенных и поврежденных в результате наводнения;
количество жилых домов, затопленных, разрушенных и поврежденных в результате наводнения;
площадь сельскохозяйственных угодий, охваченных наводнением;
количество погибших сельскохозяйственных животных и др.

Обобщенные характеристики последствий: величины ущерба, наносимого наводнением.

Таблица 4

Характеристика основного поражающего фактора наводнений

Основной
поражающий
фактор

Характеристика основного
поражающего фактора

Единицы
измерения
характеристики

Поток воды

Максимальный уровень воды за время наводнения (в рассматриваемом створе реки)

м или см

Максимальный расход воды за время наводнения (в рассматриваемом створе реки)

м 3 /с

Скорость течения (в рассматриваемом створе реки)

м/с

Площадь затопления местности

км 2

Продолжительность затопления местности

недели, сутки, часы

Повторяемость величины максимального уровня воды

годы, месяцы

Обеспеченность максимального уровня воды

Температура воды во время наводнения

градусы Цельсия

Время начала (сезон) наводнения

месяц, дата

Скорость подъема (интенсивность подъема) уровня воды за время наводнения

м/ч, см/ч

Слой (глубина) затопления местности в рассматриваемой точке

м, см

Основными особенностями обстановки, возникающей при наводнениях, являются: разрушительный характер чрезвычайной ситуации, быстрое нарастание параметров поражающих факторов, ограниченные сроки выживания пострадавших, оказавшихся под их воздействием; сложность доступа к пострадавшим, необходимость применения для этого специальных плавучих средств, а также сложные погодные условия (проливные дожди, ледоход, сели и т. п.).

Главной целью аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях наводнений являются поиск, оказание помощи и спасение людей, оказавшихся в зоне затопления, в возможно короткие сроки, обеспечивающие их выживание в условиях складывающейся обстановки.

Успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий наводнений достигается:

Проведением планомерной, заблаговременной подготовки органов управления и подразделений войск гражданской обороны, поисково-спасательных формирований и служб к ведению аварийно-спасательных работ; быстрым реагированием на возникновение стихийного бедствия, приведением в готовность и выдвижением необходимых сил и средств, организацией эффективной разведки и развертывания системы управления;
применением эффективных способов и технологий поиска и спасения пострадавших, а также способов защиты населения и хозяйственных объектов;

Спасательные работы в условиях наводнений и катастрофических затоплений включают:

Поиск пострадавших;
обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и спасение пострадавших;
оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
эвакуацию пострадавших из опасной зоны.

Неотложные аварийные работы при ликвидации последствий наводнений включают:

Укрепление (возведение) ограждающих дамб и валов;
сооружение водоотводных каналов;
ликвидацию заторов и зажоров;
оборудование причалов для спасательных средств;
защиту и восстановление дорожных сооружений;
восстановление энергоснабжения;
локализацию источников вторичных поражающих факторов.

Основными способами защиты людей от поражающих факторов наводнений являются эвакуация населения из затапливаемых районов, размещение людей на не затапливаемых частях, не разрушенных сооружений и участках местности.

В зависимости от места расположения населенного пункта, времени до начала его затопления, состояния транспортных коммуникаций и других факторов эвакуация может проводиться немедленно до получения сигнала о возможном затоплении данной территории или только при непосредственной угрозе затопления, пешим порядком или с использованием транспортных средств. Кроме эвакуации населения также организованно может проводиться вывоз сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей.

Эффективность эвакуации как способа защиты населения при наводнениях зависит главным образом от своевременного предупреждения об опасности, степени подготовленности населения и маршрутов.

С этой целью в зонах возможных затоплений создается система оповещения населения, заблаговременно доводится информация о месте расположения населенных пунктов относительно возможной опасной зоны и маршрутах эвакуации, с населением и эвакоорганами проводятся тренировки по практической отработке вопросов эвакуации, в том числе самостоятельного выхода людей на не затапливаемую территорию.

Помимо непосредственного воздействия водного потока угрозу для жизни и здоровья людей представляют аспирация (попадание в дыхательные пути) воды, длительное пребывание в холодной воде, нервно-психическое перенапряжение, а также затопление (разрушение) систем, обеспечивающих жизнедеятельность населения, особенно – выход из строя систем водоснабжения и канализации.

При продолжительном вынужденном пребывании людей в воде с пониженной температурой наступает гипотермия (переохлаждение) тела. При попадании человека в воду переохлаждение возможно даже при относительно высокой температуре (табл. 5).

Размещение людей на не затапливаемых частях, не разрушаемых сооружений и участках местности применяется в тех случаях, когда высокая скорость водного потока обусловливает её быстрый приход в населенные пункты и (или) население не может быть эвакуировано в безопасный район. В этом случае проведение таких защитных мероприятий, как правило, требует в дальнейшем осуществления спасательных работ по эвакуации людей из мест временного размещения в опасной зоне. При этом следует иметь в виду, что население может использовать в качестве места временного пребывания (укрытия) и верхние части деревьев.

Таблица 5

Время безопасного пребывания человека в воде

Температура воды, °С

Время безопасного пребывания, мин

420-540

5-15

10-270

10-15

До 2

Решение на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при наводнении, принимается на основе данных разведки, которая при наводнениях организуется для выявления обстановки в районах бедствия с целью максимального уменьшения ущерба.

Определение границ затопления;
контроль динамики развития наводнения;
установление мест нахождения нуждающихся в помощи людей и сельскохозяйственных животных;
выявление материальных ценностей, подлежащих вывозу из зоны бедствия;
выбор и разведка маршрутов эвакуации людей, животных и материальных ценностей плавсредствами, оборудование причалов;
выбор и оборудование площадок для приземления вертолетов в районе бедствия.

Для выполнения аварийно-спасательных работ назначаются подразделения войск гражданской обороны, поисково-спасательных отрядов (служб), усиленные переправочно-десантными средствами. Для выполнения других неотложных работ, с учетом их характера, назначаются инженерные, инженерно-технические, дорожные подразделения и формирования.

При поиске и спасении пострадавших, находящихся в воде и на затопленных территориях, должны широко использоваться авиационные технологии с применением самолетов и вертолетов.

Применение тех или иных технологий ликвидации заторов (зажоров) льда и обвалов зависит от масштабов наводнений и связанных с ними последствий. Основным способом разрушения ледяного покрова, ликвидации заторов (зажоров) льда, а также обвалов горных пород являются взрывны. Работы выполняются пиротехническими подразделениями, оснащенными плавсредствами и транспортом, оборудованными для доставки взрывчатых веществ и средств взрывания. При катастрофических наводнениях, особенно на крупных реках Севера и Северо-востока России, текущих с юга на север, практикуется разрушение ледяного покрова, заторов и зажоров льда с использованием бомбардировочной авиации.

Мероприятия по предупреждению наводнений и ликвидации их последствий предусматриваются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых на всех уровнях комиссиями по чрезвычайным ситуациям.

Организация взаимодействия сил ликвидации, последствий наводнений и катастрофического затопления территорий является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Взаимодействие организуется прежде всего в интересах спасательных подразделений, выполнения этих работ в возможно короткие сроки.

Опыт последних лет по ликвидации катастрофических последствий наводнений (Якутия – 2001 г., Южный федеральный округ – 2002 г.) подсказывает, что в целях совершенствования защиты населения и территорий от наводнений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления можно рекомендовать:

Ускорить формирование территориальных систем мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
принять меры по развитию систем оповещения населения, уделив особое внимание сельским районам;
принять меры по созданию и укреплению берегозащитных сооружений, ремонту плотин, углублению и очистке русел рек;
активизировать работу по созданию поисково-спасательных формирований, финансируемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации;
с учетом указанного опыта переработать планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создать в полном объеме резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
рассмотреть вопрос о необходимости (целесообразности) перераспределения средств бюджетов субъектов Российской Федерации в сторону увеличения средств на проведение неотложных мероприятий, направленных на безопасное функционирование водохозяйственных комплексов регионов.

Разливы многочисленных рек и водоемов на территории России являются опасным, но далеко не редким природным явлением. Знание того, какие действия при наводнении необходимо предпринимать, являются жизненно важными для многих граждан нашей страны. К сожалению, кто-то подходит к этому вопросу беспечно, другие — просто не знают, какие манипуляции и в какой последовательности необходимо предпринимать. Результатом такой халатности и необразованности могут стать финансовые потери, проблемы со здоровьем и угроза жизни человека.

Причины стихийного бедствия

Перед тем как определить действия при наводнении, необходимо более подробно поговорить о природе такого явления. Причин его возникновения достаточно много, среди них:

  • Природный фактор (обильные осадки, резкое изменение температуры и таяние снегов, сильные ветры, гонящие воду с заливов морей).
  • Человеческий фактор (разрушение плотины, сброс воды и пр.).

Затопления могут быть спрогнозированы заранее, сбором и анализом информации занимаются гидрометцентры, точные сведения они, как правило, предоставляют максимум за 72 часа до стихийного бедствия, однако, предварительные прогнозы могут быть сделаны заранее.

Классификации затоплений

Действия при наводнении во многом определяются силой стихийного бедствия. Так, специалисты чаще всего используют следующую классификацию:


Сбор вещей перед эвакуацией

Каковы должны быть действия при угрозе и во время наводнения относительно сбора вещей первой необходимости? При подготовке к плановой эвакуации следует руководствоваться принципами разумности и собирать с собой лишь самые необходимые для жизни предметы, оставшиеся пожитки — тщательно упаковываются и отправляются в места, где вода предположительно достать до них не сможет. К вещам первой необходимости можно отнести:

  • Продукты питания (на срок до 72 часов).
  • Деньги и самые важные ценности.
  • Теплая и практичная одежда, удобная обувь.
  • Постельное белье, теплое одеяло, минимум туалетных принадлежностей для поддержания гигиены.
  • Паспорт и документы.
  • Аптечка (специфические лекарства и средства общего назначения).

Все вещи должны быть надежно упакованы и находиться поблизости от человека. Помните: действия населения при наводнении должны быть четкими и последовательными. Только в этом случае вы сможете не забыть все необходимое для того, чтобы пережить удары стихии.

Подготовка жилища

Каковы должны быть действия населения при угрозе наводнения относительно укрепления собственных жилищ? Подготовка ко встрече со стихией должна быть основательной:


Правила для экстренных ситуаций

Действия при внезапном наводнении не должны отличаться от стандартных правил, однако, в подобной ситуации, как правило, нет времени на соблюдение значительного перечня рекомендаций. Достаточно часто происходит так, что коварная стихия застает людей врасплох, не оставляя шанса на спасение. В таких случаях по-прежнему следует стараться не поддаваться панике и мыслить рационально. Самый краткий перечень спасительных действий в таком случае будет включать следующие пункты:

Помощь утопающим

Все действия при наводнении должны быть направлены на сохранение жизни и здоровья человека. Если вы видите, что кто-то тонет, трезво оцените свои силы и постарайтесь помочь, не подвергая себя и других людей опасности. Вы можете оказать помощь следующими действиями:

  • Ободрить человека.
  • Подать тонущему предмет, за который он может уцепиться и удерживаться на воде.
  • Позовите дополнительную подмогу.

Если вы чувствуете в себе силы самостоятельно вытащить потерпевшего, подплывите к нему сзади и отбуксируйте к ближайшей безопасной точке. Помните, тонущий часто не может адекватно оценивать свое поведение.

Как ориентироваться в потоке воды

Действия населения при наводнении должны быть выверены и спокойны. Если вы уже находитесь в потоке воды, дополнительная выдержка вам не помешает. Помните, даже при незначительном по глубине затоплении, быстрое течение может сбить вас с ног. Перед погружением в воду лучше снять лишнюю одежду, избавиться от всего тяжелого и тянущего на дно. Присмотрите балласт, за который можно ухватиться, чтобы остаться наплаву. Пренебрегать подобной рекомендацией не стоит, даже у самого хорошего натренированного пловца могут закончиться силы в воде, особенно в грязной и холодной.

Основная задача — прибиться к какому-либо защищенному месту. В воде достаточно опасно, силы быстро покидают человека, он начинает замерзать, паниковать, может ударяться об твердые предметы, увлекаемые водой, получить механические травмы.

Правила поведения после отхода воды

Крайне важно знать и помнить не только порядок действий при наводнении, но правила поведения по его завершении. Так, специалисты рекомендуют населению:


Вместо завершения

Еще раз сформулируем первоочередные действия при угрозе наводнения. В обязательном порядке они должны сводиться к следующим постулатам:

  • Не поддаваться панике, следовать утвержденному регламенту действий и подсказкам спасателей.
  • Запрещается пить некипячёную воду в затопленной местности, употреблять продукты, не прошедшие тепловую обработку.
  • Перед выходом из дома обязательно собрать вещи первой необходимости (это основные документы, немного наличных денег, базовые лекарственные препараты, минимум продуктов и чистой воды), не берите тяжелых и лишних предметов, постарайтесь надежно укрыть их в труднодоступном для воды месте.
  • В экстренной ситуации, когда вода подступает, а эвакуироваться возможности нет, подберите и займите наиболее высокую, укрепленную точку (прочное дерево, крыша дома), не забудьте регулярно подавать сигналы для спасателей.