Структура и функции комиссии по чрезвычайным ситуациям при правительстве калужской области. Режимы работы рсчс Принципы организации повседневной и инновационной деятельности

Режимы функционирования РСЧС

Существуют три режима функционирования РСЧС:
1. режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях.
2. режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
3. режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.


Руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители вышеуказанных органов отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил РСЧС.


Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
в режиме повседневной деятельности:
1. изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
2. сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
3. разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
4. планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
5. подготовка населения к действиям в ЧС;
6. пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
7. руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
8. проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
9. осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
10. проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;
11. ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;


в режиме повышенной готовности:
1. усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;
2. введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления;
3. непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
4. принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;
5. уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
6. приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
7. восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;
8. проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;


в режиме чрезвычайной ситуации:
1. непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
2. оповещение руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС;
3. проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
4. организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС;
5. непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
6. организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
7. проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.


При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 ФКЗ "О чрезвычайном положении" (попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления), для органов управления и сил соответствующих подсистем РСЧС устанавливается режим повышенной готовности.


При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи (чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ),- режим чрезвычайной ситуации.


Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:
1. локальной - силами и средствами организации;
2. муниципальной - силами и средствами органов местного самоуправления;
3. межмуниципальной и региональной - силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;
4. межрегиональной и федеральной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.


При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Финансирование РСЧС

Финансовое обеспечение функционирования РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством РФ. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.


Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику Положению о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, каким нормативным правовым актом оно было принято?
2. Что такое Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), для чего она создана?
3. Из каких подсистем состоит РСЧС?
4. Дайте характеристику функциональным подсистемам РСЧС, приведите примеры.
5. Дайте характеристику территориальной подсистеме РСЧС, приведите примеры.
6. Назовите основные задачи РСЧС.
7. На каких уровнях действует РСЧС?
8. Как организован каждый уровень РСЧС?
9. Назовите координационные органы РСЧС.
10. Перечислите постоянно действующие органы управления РСЧС.
11. Назовите органы повседневного управления РСЧС.
12. Что относится к силам и средствам единой системы?
13. Как осуществляется информационное обеспечение в РСЧС?
14. Какие Вам известны режимы функционирования РСЧС?
15. Как функционирует РСЧС в каждом из режимов деятельности?
16. В каких режимах функционирует РСЧС в условиях чрезвычайного положения?
17. Как осуществляется финансирование РСЧС?

В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС решением руководителя ОИВ в пределах соответствующей конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС :

    режим повседневной деятельности ;

    режим повышенной готовности ;

    режим ЧС .

В режиме повседневной деятельности РСЧС функционирует при нормальной производственно-промышленной, радиацион­ной, химической, биологической, сейсми­ческой и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров. В этом режиме проводится :

    наблюдение и контроль состояния окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

    планирование и выполнение научно-технических программ и мер по предотвращению ЧС, защите населения , а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС ;

    совершенствование подготовки органов управления, сил и средств к действиям при ЧС ;

    организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;

    создание и пополнение резервов финансовых и материально-техни­ческих ресурсов для ликвидации ЧС;

    осуществление целевых видов страхования .

Режим повышенной готовности вводится при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологичес­кой, сейсмической и гидрометеорологичес­кой обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС. В этом режиме проводится :

    формирование , при необходимости, оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в райо­не возможной ЧС, выработка предложений по ее нормализации;

    усиление дежурно-диспетчерских служб ;

    усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей при­родной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и при­легающих к ним территориях, прогнозирование возможности воз­никновения ЧС и их масштабов;

    принятие мер по защите населения и окружающей природной среды , обеспечению устойчивости функционирования про­мышленных объектов в ЧС ;

    проверка систем и средств оповещения и связи;

    приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий . Проверяются системы и средства оповещения и связи.

В режиме повышенной готовности управление РСЧС осуществляется из пунктов повседневного управления , а при необходимости – с использованием вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных );

Режим ЧС вводится при возникновении и во время ликвидации ЧС. В этом режиме проводится :

    выдвижение оперативных групп в район ЧС;

    определение границ зоны ЧС;

    осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.

    организация работ по ликвидации последствий ЧС .

Мероприятия этой группы выполняются поэтапно :

На первом этапе решаются задачи по экстренной защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов ЧС . С этой целью проводится :

    оповещение населения об опасности;

    использование населением индивидуальных средств защиты,убежищ (укрытий), средств медицинской профилактики;

    установление режимов поведения (режимов защиты);

    эвакуация населения из опасных участков;

    оказание пораженным первой медицинской помощи.

На втором этапе выполняются аварийно-спасательные и другие неотложные работы .

Аварийно-спасательные работы заключаются в спасении людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС , локализации ЧС и снижению воздействия характерных для них опасных факторов .

Аварийно-спасательные работы осложняются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения . К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные работы, тушение пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

К аварийно-спасательным работам относятся:

    определение и обозначение границ зоны ЧС (очага поражения);

    ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;

    локализация и тушение пожаров;

    розыск пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, вскрытие убежищ;

    подача воздуха в заваленные защитные сооружения;

    оказание мед помощи пораженным и их эвакуация из зоны ЧС;

    вывод (вывоз) населения из зоны ЧС в безопасные районы

Кроме аварийно-спасательных работ в зоне ЧС (очагах поражения) проводятся и другие неотложные работы , заключающиеся во всестороннем обеспечении аварийно-спасательных работ , оказании населению, пострадавшему в ЧС, медицинской помощи , создании условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их трудоспособности .

К другим неотложным работам относятся:

    локализация очага чрезвычайной ситуации;

    прокладка колонных путей и устройство проездов в завалах и зонах заражения;

    разбор завалов в очаге;

    укрепление или обрушение конструкций, угрожающих разрушением и препятствующих безопасному проведению АСР;

    восстановление коммунально-энергетических сетей, линий связи, дорог, мостов;

    обнаружение, обезвреживание и уничтожение опасных предметов и веществ;

    проведение при необходимости дегазации, дезактивации, дезинфекции и санитарной обработки людей.

На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в пострадавших районах . С этой целью проводится:

    восстановление жилья и возведение временных жилых пост­роек;

    восстановление коммунального обслуживания;

    снабжение продовольствием и предметами первой необходимо­сти;

    возвращение временно эвакуированного населения;

    восстановление функционирования промышленных объектов.

Функционирование РСЧС в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий. Это планомерное осуществление мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышению готовности органов управления, сил и средств к ликвидации возможных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий.

Повседневная деятельность комиссии организуется на основе годового плана работы КЧС и ПБ. Плановые заседания комиссии проводятся не реже одного раза в квартал. При угрозе возникновения ЧС и в других случаях по решению председателя КЧС и ПБ могут проводиться внеплановые заседания. Заседание комиссии является правомочным при наличии на заседании более половины её членов. Решения принимаются открытым голосованием, простым большинством голосов. Решения оформляются протоколами, которые подписываются председательствующим и секретарём комиссии. Секретарь обеспечивает сбор членов КЧС и ПБ, оформляет протокол заседаний и осуществляет доведение принятого решения до исполнителей. Он же ведет отчетную документацию о проведенных мероприятиях.

Председатель комиссии либо лицо, исполняющее его обязанности, в пределах предоставленных полномочий, имеет право давать указания и поручения членам комиссии.

Распределение обязанностей в комиссии осуществляется председателем и оформляется в виде функциональных обязанностей (п.7 Положения о РСЧС). Функциональные обязанности членов комиссии должны разрабатываться с учетом их деятельности и полномочий по занимаемым штатным должностям.

В режиме повседневной деятельности особое внимание КЧС и ПБ должно быть обращено на разработку и реализацию мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности включает мероприятия организационного, инженерно-технического и специального характера и проводится по следующим направлениям:

Организация мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

Рациональное размещение производительных сил на территории области, муниципальных образований и организаций с учетом природной, техногенной и пожарной опасностей;

Совершенствование системы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, поддержание в готовности единых дежурных диспетчерских служб по приему и оценке информации об угрозе и возникновении ЧС и доведения ее до соответствующих органов управления, экстренных оперативных служб и аварийно-спасательных сил;

Снижение риска аварий и катастроф путем повышения промышленной безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

Разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, на­правленных на уменьшение источников возможных чрезвычайных ситуаций, смягче­ние их последствий, защиту населения (персонала) и материальных средств;

Комплексное применение основных способов защиты от ЧС;

Обустройство безопасных районов;

Подготовка объектов экономики и объектов систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

Декларирование промышленной безопасности;

Лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов при авариях;

Участие в проведении государственного надзора и контроля по вопросам пожарной, природной и техногенной безопасности;

Информирование населения (работников организаций) о потенциальных опасностях возможных ЧС природного и техногенного характера на территории проживания;

Подготовка населения и персонала организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Вопросы состояния и совершенствования системы обучения населения действиям в ЧС рекомендуется рассматривать на заседании КЧС и ПБ не реже одного раза в год.

Мониторинг и прогнозирование обстановки заключается в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, тер­рористических актов и т.п.), являющихся источниками чрезвычайных ситуаций, а также сценариев развития и определения их масштабов. При выявлении рисков возникновения ЧС рассматриваются статистические показатели, отражающие риски, и оцениваются ресурсы для управления рисками. При этом определяются уровни индивидуального риска для различных видов ЧС и происшествий на соответствующих территориях.

КЧС и ПБ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организацийв режиме повседневной деятельности в соответствии с Положением об РСЧС осуществляют следующие мероприятия :

Определяют наиболее важные направления в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, требующие разработки нормативных правовых и иных актов, а также внесения изменений и дополнений в действующие документы;

Организуют сбор, обработку и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечению пожарной безопасности;

Организуют мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций и пожаров, анализ и управление риском ЧС природного и техногенного характера, разработку паспортов безопасности территорий и опасных объектов;

Организуют создание, подготовку и поддержание в готовности органов управления, сил и средств (прежде всего сил постоянной готовности) к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также ресурсное обеспечение их деятельности;

Организуют разработку и реализацию комплекса превентивных организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий;

Организуют подготовку руководителей и должностных лиц, личного состава спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, персонала организаций и населения к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

Обеспечивают своевременное оповещение населения в чрезвычайных ситуациях, организуют взаимодействие по информированию со средствами массовой информации;

Организуют взаимодействие органов управления функциональных и территориальных подсистем и звеньев РСЧС при осуществлении мероприятий по снижению риска и смягчению последствий в случае угрозы или проведения террористических актов;

Принимают участие в осуществлении федеральных и региональных целевых и научно-технических программ по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;

Разрабатывают предложения по финансированию мероприятий в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;

Руководят созданием, размещением и хранением резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Организуют проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

Осуществляют в пределах своих полномочий государственный надзор и контроль в обла­сти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

Ведут статистическую отчетность о чрезвычайных ситуациях, участвуют в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.

6107 0

В зависимости от обстановки, деятельность ВСМК осуществляется в режимах:
. повседневной деятельности;
. повышенной готовности;
. чрезвычайной ситуации.

При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях, силы и средства ВСМК функционируют в режиме повседневной деятельности. В тех случаях, когда может возникнуть или возникла ЧС, решением руководителей МЗиСР РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций устанавливаются режимы повышенной готовности или ЧС.

В режиме повседневной деятельности ВСМК выполняет следующие основные мероприятия:
. наблюдение, оценку и прогнозирование медико-тактической и санитарно-эпидемическои обстановки;
. сбор, обработку и обмен в установленном порядке информацией по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;
. разработку и реализацию целевых, научно-технических программ и мер по предупреждению или уменьшению медико-санитарных последствий ЧС;

Планирование мероприятий по снижению медико-санитарных последствий ЧС, участие в повышении уровня защиты населения, а также в обучении населения правилам оказания первой медицинской помощи;
. предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований санитарно-эпидемической безопасности и охраны здоровья населения, предупреждение распространения массовых инфекционных заболеваний и отравлений среди населения;

Обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств, совершенствования подготовки ее личного состава;
. руководство созданием, размещением, хранением и освежением запасов материально-технического и медицинского имущества для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

В режиме повышенной готовности ВСМК выполняет следующие основные мероприятия:
. усиление наблюдения за санитарно-эпидемической обстановкой;
. прогнозирование возможного развития обстановки и подготовка предложений по организации медицинского обеспечения населения при возникновении ЧС;
. оповещение руководителей и должностных лип органов управления функциональной подсистемы, введение при необходимости круглосуточного дежурства на стационарных пунктах управления;

Постоянный сбор, обработку и передачу органам управления функциональной подсистемы данных о прогнозируемых медико-санитарных последствиях ЧС, информирование населения о приемах и способах медицинской защиты от них;
. принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития медико-санитарных последствий ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае ее возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в условиях ЧС;
. уточнение плана медико-санитарного обеспечения и плана взаимодействия в ЧС;

Приведение сил и средств функциональной подсистемы в готовность к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, фюрмирование оперативных групп и организацию выдвижения их в предполагаемый район действий;
. восполнение при необходимости резервов материально-технических ресурсов и медицинского имущества, созданных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
. проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

В режиме чрезвычайной ситуации ВСМК выполняет следующие основные мероприятия:
. прогнозирование развития возникших ЧС и их медико-санитарных последствий;
. оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о возникновении ЧС;
. непрерывный сбор информации о медико-санитарной обстановке в зоне ЧС, ее оценку и подготовку предложений по организации медико-санитарного обеспечения населения;

Выдвижение в зону ЧС оперативных групп, подразделений и формирований;
. участие аварийно-спасательных и других формирований единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в оказании первой медицинской помощи пораженным и их эвакуации из зоны (очага) ЧС;
. организацию и осуществление медицинского обеспечения населения, пострадавшего при ЧС;

Организацию медицинского обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации последствий ЧС;
. организацию и проведение судебно-медицинского освидетельствования пораженных (в том числе во взаимодействии с органами Министерства внутренних дел Российской Федерации);

Организацию и осуществление санитарно-противоэпидемиологического (профилактического) обеспечения населения в районе ЧС;
. осуществление медицинского контроля за состоянием здоровья личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС, обеспечение средствами медицинской защиты;

Обеспечение непрерывного и оперативного управления силами и средствами функциональной подсистемы;
. обеспечение сил и средств функциональной подсистемы, участвующих в ликвидации последствий ЧС, необходимыми материально-техническими и другими ресурсами;

Организацию и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
. ведение и своевременное представление учетных и отчетных документов.

Мероприятия режимов повышенной готовности и ЧС организуются и проводятся с учетом места, масштабов, характера возможной или возникшей ЧС и могут относиться ко всей ВСМК данного уровня или к ее части (на территориальном уровне — к определенному городу, району; на местном уровне — к району города, объекту экономики).

О.П. Щепин, В.А. Медик

Функционирование РСЧС в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий. Это планомерное осуществление мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышению готовности органов управления, сил и средств к ликвидации возможных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий.

Повседневная деятельность комиссии организуется на основе годового плана работы КЧС и ПБ. Плановые заседания комиссии проводятся не реже одного раза в квартал. При угрозе возникновения ЧС и в других случаях по решению председателя КЧС и ПБ могут проводиться внеплановые заседания. Заседание комиссии является правомочным при наличии на заседании более половины её членов. Решения принимаются открытым голосованием, простым большинством голосов. Решения оформляются протоколами, которые подписываются председательствующим и секретарём комиссии. Секретарь обеспечивает сбор членов КЧС и ПБ, оформляет протокол заседаний и осуществляет доведение принятого решения до исполнителей. Он же ведет отчетную документацию о проведенных мероприятиях.

Председатель комиссии либо лицо, исполняющее его обязанности, в пределах предоставленных полномочий, имеет право давать указания и поручения членам комиссии.

Распределение обязанностей в комиссии осуществляется председателем и оформляется в виде функциональных обязанностей (п.7 Положения о РСЧС). Функциональные обязанности членов комиссии должны разрабатываться с учетом их деятельности и полномочий по занимаемым штатным должностям.

В режиме повседневной деятельности особое внимание КЧС и ПБ должно быть обращено на разработку и реализацию мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности включает мероприятия организационного, инженерно-технического и специального характера и проводится по следующим направлениям:

Организация мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

Рациональное размещение производительных сил на территории области, муниципальных образований и организаций с учетом природной, техногенной и пожарной опасностей;

Совершенствование системы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, поддержание в готовности единых дежурных диспетчерских служб по приему и оценке информации об угрозе и возникновении ЧС и доведения ее до соответствующих органов управления, экстренных оперативных служб и аварийно-спасательных сил;

Снижение риска аварий и катастроф путем повышения промышленной безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

Разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, на­правленных на уменьшение источников возможных чрезвычайных ситуаций, смягче­ние их последствий, защиту населения (персонала) и материальных средств;

Комплексное применение основных способов защиты от ЧС;

Обустройство безопасных районов;

Подготовка объектов экономики и объектов систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

Декларирование промышленной безопасности;

Лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов при авариях;

Участие в проведении государственного надзора и контроля по вопросам пожарной, природной и техногенной безопасности;

Информирование населения (работников организаций) о потенциальных опасностях возможных ЧС природного и техногенного характера на территории проживания;

Подготовка населения и персонала организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Вопросы состояния и совершенствования системы обучения населения действиям в ЧС рекомендуется рассматривать на заседании КЧС и ПБ не реже одного раза в год.

Мониторинг и прогнозирование обстановки заключается в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, тер­рористических актов и т.п.), являющихся источниками чрезвычайных ситуаций, а также сценариев развития и определения их масштабов. При выявлении рисков возникновения ЧС рассматриваются статистические показатели, отражающие риски, и оцениваются ресурсы для управления рисками. При этом определяются уровни индивидуального риска для различных видов ЧС и происшествий на соответствующих территориях.

КЧС и ПБ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организацийв режиме повседневной деятельности в соответствии с Положением об РСЧС осуществляют следующие мероприятия :

Определяют наиболее важные направления в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, требующие разработки нормативных правовых и иных актов, а также внесения изменений и дополнений в действующие документы;

Организуют сбор, обработку и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечению пожарной безопасности;

Организуют мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций и пожаров, анализ и управление риском ЧС природного и техногенного характера, разработку паспортов безопасности территорий и опасных объектов;

Организуют создание, подготовку и поддержание в готовности органов управления, сил и средств (прежде всего сил постоянной готовности) к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также ресурсное обеспечение их деятельности;

Организуют разработку и реализацию комплекса превентивных организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий;

Организуют подготовку руководителей и должностных лиц, личного состава спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, персонала организаций и населения к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

Обеспечивают своевременное оповещение населения в чрезвычайных ситуациях, организуют взаимодействие по информированию со средствами массовой информации;

Организуют взаимодействие органов управления функциональных и территориальных подсистем и звеньев РСЧС при осуществлении мероприятий по снижению риска и смягчению последствий в случае угрозы или проведения террористических актов;

Принимают участие в осуществлении федеральных и региональных целевых и научно-технических программ по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;

Разрабатывают предложения по финансированию мероприятий в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;

Руководят созданием, размещением и хранением резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Организуют проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

Осуществляют в пределах своих полномочий государственный надзор и контроль в обла­сти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

Ведут статистическую отчетность о чрезвычайных ситуациях, участвуют в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.

Режим повышенной готовности

С момента возникновения угрозы чрезвычайной ситуации КЧС и ПБ переходит в режим повышенной готовности и организует выполнение мероприятий плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Оповещение членов комиссии осуществляется в соответствии со схемой оповещения и сбора: КЧС и ПБ органа местного самоуправления - ЕДДС муниципального образования или дежурной службой администрации; КЧС и ПБ объекта - ДДС организации.

Место работы комиссии - пункт управления или служебные кабинеты в зависимости от обстановки. Под руководством председателя КЧС и ПБ проводится внеплановое заседание комиссии. Орган управления ГОЧС оценивает обстановку, прогнозирует ее возможное развитие, готовит предложения для принятия решения председателем КЧС и ПБ на проведение мероприятий по защите населения (персонала организации). На основе анализа обстановки и принятого решения вносятся уточнения в план действий. Комиссия, в случае необходимости, формирует из своего состава оперативную группу для решения задач на месте возможной ЧС. Комиссия осуществляет руководство всем комплексом мероприятий по защите населения (работников) и ликвидацией последствий ЧС.

Комплекс мероприятий по защите населения и персонала организаций в ЧС включает :

Оповещение населения и персонала организаций об опасности и о порядке действий в конкретной обстановке;

Подготовку и проведение эвакуационных мероприятий;

Меры по инженерной защите населения (укрытие в защитных сооружениях);

Меры по радиационной, химической и бактериологической защите;

Медицинские мероприятия;

Подготовку и проведение первоочередных мер по жизнеобеспечению населения;

Подготовку к санитарной обработке;

Подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения и работников организаций определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях (в организациях) и отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и в планах застройки территорий муниципальных образований. Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъекта РФ, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Важную роль в системе мероприятий по своевременной защите населения от ЧС природного и техногенного характера занимает оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности .

Организация оповещения предусматривает также оповещение органов управления и ответственных должностных лиц, принимающих решения на выполнение мероприятий по защите населения и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Оповещение включает доведение в сжатые сроки до органов управления (прежде всего до КЧС и ПБ всех уровней), должностных лиц и сил МОСЧС, а также населения на соответствующей территории заранее установленных сигналов, распоряжений и экстренной информации органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований. Для решения задач оповещения на всех уровнях создаются автоматизированные системы централизованного оповещения (АСЦО). В целях оперативного информирования населения необходимо использование средств массовой информации и телекоммуникаций. Соответствующие руководители, а также председатели КЧС и ПБ обязаны организовать поддержание систем оповещения и информирования в постоянной готовности к задействованию. Для качественного решения задач по оповещению и информированию населения в субъектах РФ, муниципальных образованиях и ряде организаций создаются спасательные службы связи и оповещения.

Для защиты населения при возникновении угрозы чрезвычайных ситуациях КЧС и ПБ должны предусматривать:

Укрытие населения и работников организаций в защитных соору­жениях;

Проведение эвакуации населения из зон опасностей в безопасные районы;

Использование средств индивидуальной защиты и применение медицинских средств защиты.

В целях обучения руководящего состава, специалистов, населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций КЧС и ПБ субъектов РФ и органов местного самоуправления на соответствующих территориях:

Режим чрезвычайной ситуации

Общее руководство организацией и проведением аварийно-спасательных работ на территории или объекте осуществляет соответствующая КЧС и ПБ в зависимости от масштабов и последствий чрезвычайной ситуации. С получением доклада о возникшей ЧС председатель КЧС и ПБ отдает команду на оповещение и сбор членов комиссии, приведение в готовность сил, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций. До прибытия членов КЧС и ПБ председатель уточняет реальную обстановку и определяет первоочередные меры по защите населения и персонала организаций от ЧС. По прибытии членов комиссии председатель ставит задачи:

На введение в действие соответствующего раздела плана действий;

На формирование и отправку оперативной группы в район ЧС (при необходимости);

На организацию разведки;

На оказание помощи пострадавшим;

На подготовку плана проведения АСДНР;

На привлечение сил для организации спасательных работ;

На поддержание общественного порядка;

На определение размеров ущерба.

Председатель КЧС и ПБ определяет порядок и места работы членов комиссии.

В зависимости от обстановки председателем КЧС и ПБ может быть отдано предварительное распоряжение на проведение экстренных мероприятий по защите населения и работников организации. В этот период также могут отдаваться распоряжения по видам обеспечения. Обстановка оценивается по элементам и включает:

Оценку района предстоящих действий;

Масштабы ЧС, обстановку на маршрутах ввода на участках работ сил;

Оценку привлекаемых сил и средств, их возможности и обеспеченность;

Оценку метеоусловий, времени года, суток и их влияние на выполнение задач.

Основными мероприятиями, проводимыми КЧС и ПБ при введении режима чрезвычайной ситуации, являются :

Контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития ЧС и их последствий;

Оповещение органов управления, организаций и населения о возникших ЧС;

Проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

Организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения;

Непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и о ходе проведения АСДНР;

Организация непрерывного взаимодействия между органами управления различных уровней по вопросам ликвидации ЧС;

Проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.

Для проведения АСДНР привлекаются силы и средства, которые выделяются в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

В муниципальных образованиях и организациях для выполнения работ по ликвидации последствий ЧС и проведения работ по первоочередному жизнеобеспечению населения решением соответствующих руководителей создаются спасательные службы и нештатные АСФ (НАСФ) и нештатные формирования обеспечения мероприятий гражданской обороны (НФ ГО). Примерный перечень создаваемых нештатных АСФ (территориальных и НАСФ организаций) определен приложением 1 к порядку, утвержденному приказом МЧС России от 23.12.2005 №999 в редакции приказа МЧС России от 30.06.2014 №331. Сроки приведения в готовность для НАСФ, НФ ГО не должны превышать: в мирное время – 6 часов, в военное время – 3 часов.

Комиссия организует материально - техническое и финансовое обеспечение работ.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств.

Ликвидация ЧС осуществляется :

Локальной - силами и средствами организации;

Муниципальной - силами и средствами органов местного самоуправления;

Межмуниципальной и региональной - силами и средствами органа исполнительной власти субъекта РФ.

Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ЧС невозможно, то в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Методика и последовательность работы председателя и членов комиссии в каждом конкретном случае будет определяться :

Типом аварии или видом стихийного бедствия;

Масштабом последствий ЧС;

Удалением источника аварии (стихийного бедствия) от объекта (территории);

Метеоусловиями на момент возникновения ЧС;

Рельефом местности;

Наличием средств индивидуальной и коллективной защиты.

Для некоторых, наиболее характерных, типов чрезвычайных ситуаций разработываются алгоритмы действий председателя КЧС и ПБ.

Алгоритм работы председателя КЧС и ПБ при возникновении ЧС включает:

Сбор и уяснение данных об обстановке и проведение необходимых расчетов;

Принятие экстренных мер по защите населения (персонала организаций);

Организация аварийно-спасательных работ;

Ведение АСДНР;

Ликвидация последствий ЧС.

Руководство АСДНР осуществляется на принципе единоначалия . При необходимости в зоне проведения работ развертывается оперативный пункт управления. В ходе работ организуются комендантская служба, охрана материальных и культурных ценностей, учет пострадавших.

Основой управления является решение председателя комиссии. Исходными данными для принятия решения являются: данные разведки и прогнозирования обстановки, выводы из ее оценки, данные по возможностям имеющихся сил и средств, а также состояние резервов материальных и финансовых ресурсов. В выработке решения необходим системный подход, предусматривающий учет всех факторов и их взаимодействие. Решение принимается на основе уяснения задачи, оценки обстановки, проведенных расчетов и сделанных выводов.

В решении председателя КЧС и ПБ указываются:

Краткие выводы из обстановки;

Объем и характер предстоящих задач, последовательность и сроки их выполнения;

Состав сил, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Задачи подчиненным силам и средствам;

Порядок всестороннего обеспечения действий сил;

Организация взаимодействия и управления;

Меры безопасности при проведении АСДНР.

Решение председателя КЧС и ПБ оформляется на карте муниципального образования или плане территории организации. На карте (плане организации) отражаются:

Границы территории муниципального образования (организации);

Данные об имеющихся силах и средствах;

Замысел действий;

Задачи силам и средствам;

Основные вопросы обеспечения и взаимодействия;

Основы организации управления;

Исходные районы (места) сосредоточения формирований;

Маршруты и порядок выдвижения к местам проведения АСДНР;

Зоны прогнозируемых/фактических пожаров, завалов, затоплений, загрязнений;

Места расположения пунктов управления;

Метеоданные;

Другие необходимые данные.

Важным условием успешного руководства мероприятиями является организация постоянного взаимодействия между вышестоящими, подчиненными и другими органами управления, а также силами, привлекаемыми к проведению работ по ликвидации ЧС. Взаимодействие организуется при постановке задач председателем КЧС и ПБ путем согласования действий формирований по целям, задачам, месту и времени, способам действий, прежде всего в интересах формирований, выполняющих главную задачу. Органы управления ГОЧС взаимодействуют также с учреждениями СНЛК, учреждениями надзора и контроля, органами МВД, военным командованием, территориальным центром по гидрометереологии, территориальным центром мониторинга и прогнозирования.

Организация взаимодействия включает:

Четкую постановку задач исполнителям и разграничение их функций;

Согласование порядка совместного выполнения задач по способам выполнения, месту и времени;

Установление порядка обмена данными об обстановке и организации связи;

Сигналы управления, оповещения и порядок действия по ним;

Организацию контроля за выполнением установленного порядка взаимодействия.

Взаимодействующие органы управления должны:

Знать обстановку в районе ЧС и постоянно уточнять данные о ней;

Правильно понимать замысел руководителя и задачи совместно проводимых мероприятий;

Поддерживать между собой непрерывную связь и осуществлять обмен информацией;

Организовывать совместную подготовку и планирование проводимых мероприятий;

Согласовывать вопросы управления, разведки и других видов обеспечения.

При организации управления председатель КЧС и ПБ определяет:

Места и время развертывания пунктов управления;

Расчет должностных лиц по пунктам управления;

Мероприятия по восстановлению управления в случае его потери.

Организация сбора, обработки и обмена информацией о ЧС осуществляется на основании постановления Правительства РФ от 24.03.97 №334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

Установленный порядок сбора и обмена информацией о ЧС с разработанными формами донесений конкретизирован приказами МЧС России от 7.11.2006 №635 дсп «О введение в действие Табеля срочных донесений» и от 7.07.1997 №382 «О введении в действие инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от ЧС».

При возникновении проишествий и чрезвычайных ситуаций на территории Московской области органы управления МОСЧС должны также руководствоваться распоряжением Губернатора Московской области «Об обмене информацией при возникновении аварийных ситуаций (происшествий) на территории Московской области» от 27.12.2012 №612-РГ (с изменениями, внесенными распоряжением Губернатора от 14.11.2014 №445-РГ).

Планирование работы КЧС и ПБ. Перечень разрабатываемых документов.

Под планированием работы комиссии понимается детальная разработка содержания и порядка выполнения органами управления, силами и средствами мероприятий по действиям при угрозе и возникновении ЧС.

Основные требования к планированию - это реальность, целенаправленность, конкретность, согласованность проводимых мероприятий и соответствие основным принципам защиты населения. Задачи планирования состоят в определении необходимого перечня мероприятий, последовательности их выполнения и установлении сроков решения задач и исполнителей.

Планирование заключается в детализации решения председателя КЧС и ПБ по определению основных задач, распределению имеющихся сил и средств, организации всестороннего обеспечения действий сил, мероприятий по защите населения и организации взаимодействия органов управления и сил.

К планированию и разработке документов привлекаются члены КЧС и ПБ, работники органов управления ГОЧС, руководители спасательных служб, а также при необходимости могут привлекаться специалисты проектных и экспертных организаций.

На основе прогнозирования, анализа и оценки обстановки определяется комплекс мероприятий по защите населения и территорий муниципальных образований и работников организаций.

При планировании необходимо учитывать:

Наличие потенциально опасных объектов на территории муниципального образования и опасных участков в организации, возможные сценарии развития аварийных ситуаций;

Возможные стихийные бедствия и опасные природные явления на территории муниципального образования и в районе расположения организации;

Имеющиеся силы и средства для ликвидации ЧС и их готовность к проведению аварийно-спасательных работ, возможные варианты усиления группировки сил;

Ориентировочный объём, порядок и сроки выполнения мероприятий по предупреждению или снижению ущерба от ЧС, проведению АСДНР;

Другие исходные данные, определяемые местными условиями и спецификой деятельности организаций.

При разработке планирующих документов необходимо установить ориентировочное время на выполнение основных работ по управлению силами и средствами. Так для организаций могут быть рекомендованы следующие временные показатели на выполнение мероприятий по управлению:

Уяснение задачи 3-10 мин.;

Отдача предварительных распоряжений 3-5 мин.;

Оценка обстановки 10-30 мин.;

Принятие решения 15-30 мин.;

Доклад вышестоящему руководителю 5-10 мин;

Оформление решения на карте 20-60 мин.;

Разработка приказа 30-50 мин.

Отработку планирующих документов можно условно разделить на 3 – этапа:

1. организационно – подготовительный.

2. практическая разработка и оформление документов.

3. согласование, рассмотрение и утверждение документов.

Планирование мероприятий по защите от ЧС рекомендуется начинать с разработки основного документа – Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.23 Положения о РСЧС). Практическую разработку документов в организациях, как правило, организуют заместители председателя комиссии: главный инженер и руководитель органа управления, уполномоченного на решение задач в области ГО и защиты от ЧС.

Другим важнейшим документом по управлению силами при ликвидации ЧС является рабочая карта (план объекта) с пояснительной запиской и необходимыми расчета ми. Рабочая карта (план) предназначена для уяснения задачи, оперативной оценки обстановки и принятие решения, постановки задач подчиненным формированиям и управлению ими в ходе проведения аварийно-спасательных работ, а также представления докладов старшим руководителям. Рабочая карта (план) оформляется в 2-х экземплярах: для председателя КЧС и ПБ и руководителя органа управления, уполномоченного на решение задач в области защиты от ЧС и ГО.

На карту последовательно наносятся следующие группы данных:

Данные, необходимые для принятия решения председателем КЧС и ПБ;

Данные, составляющие решение председателя на предстоящие действия;

Данные обстановки в ходе проведения АСДНР.

Основные документы КЧС и ПБ можно свести в следующие группы:

1. документы по организации системы предупреждения и ликвидации ЧС;

2. документы по управлению мероприятиями и силами предупреждения и ликвидации ЧС;

3. рабочие документы комиссии;

4. отчетно-информационные документы;

5. справочные документы.

Документы разрабатываются в ограниченном количестве экземпляров и доводятся только для тех лиц, которым предназначены. В подчиненные органы управления, аварийно-спасательные формирования направляются выписки из документов.