Ширина проезда по пожарным нормам. Количество пожарных проездов (подъездов)

Правильно организованный подъезд пожарной техники к объекту не просто требование, изложенное в нормативных документах. Нередко удобный доступ пожарной техники и бригады к горящему зданию позволяет избежать человеческих жертв и быстрее побороть огонь.

Перечень соответствующих документов

Правила организации подъездных путей к объекту устанавливаются двумя нормативными актами.

  1. Обеспечение здания или сооружения подъездными путями для пожарной техники и пожарными проездами регламентируется ст. 90 Федерального закона № 123-Ф3 «Технический регламент и требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. Причем вышеуказанные дороги могут быть как специально выполненными для прибытия пожарной бригады, так и совпадать с постоянно используемыми проездами и путями.
  2. Также при оснащении здания или сооружения пожарными подъездами необходимо руководствоваться требованиями СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Основные требования по организации пожарных проездов

П. 8 СП 4.13130.2013 «Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям» устанавливает следующие правила и требования:

  • пожарные машины должны иметь свободный подъезд к объекту с двух продольных сторон (если он имеет класс пожарной функциональной опасности Ф 1.3 и высоту более 28 м или класс Ф 1.2, Ф 2.1, Ф 2.2, Ф 3, Ф 4.2 - Ф 4.4 и высоту 18 и более метров);
  • к производственному объекту пожарный проезд должен быть обеспечен или с одной стороны (если ширина объекта составляет не больше 18 м) или с двух сторон (если ширина – более 18 м или имеет место замкнутый/полузамкнутый двор);
  • только с одной стороны подъезд к зданию может быть организован, если объект имеет меньшую высоту, чем было рассмотрено в первом пункте, помещения имеют двустороннюю ориентацию или имеются наружные лестницы, соединяющие лоджии и балконы соседних этажей;
  • сквозные проезды в зданиях должны иметь ширину не меньше 3,5 м и высоту – не менее 4,5 и могут быть размещены не реже, чем через каждые 300 м;
  • в конце каждого тупикового проезда должны быть организованы участки для разворота пожарной техники размером минимум 15×15 м;
  • для жилого здания в несколько этажей (не более трех) подъезд пожарных машин должен быть обеспечен на расстояние не дальше 50 м.

Необходимость кругового подъезда к зданию

Со всех сторон пожарная техника должна иметь возможность подъехать, если:

  • здание имеет класс функциональной пожарной опасности Ф 1.1 или Ф 4.1;
  • площадь застройки составляет более 1000 м2 или имеет ширину 100 м и больше.

Регламентируемые параметры подъездных путей

Согласно п. 8 СП 4.13130.2013 ширина проезда для пожарных машин зависит от высоты здания и может составлять:

  • 3,5 м, если объект имеет высоту до 13 м;
  • 4,2 м при высоте от 13 до 46 м;
  • 6,0 м, если здание имеет высоту более 46 м.

Ширина пожарного пути, совмещенного с главным подъездом к объекту, может включать в себя тротуар, граничащий с проездом.

Расстояние от внутреннего края подъездной дороги до стены здания должно быть таким:

  • 5 – 8 м для зданий высотой менее 28 м;
  • 8 – 10 м, если объект имеет высоту более 28 м.

Если будут обеспечены тупиковые дороги к зданию с участками для разворота пожарных машин и пожарными гидрантами, то расстояние от границы проезжей части дороги до ближайшей стены производственного здания можно увеличивать до 60 м. При этом протяженность от самого объекта до разворотной площадки должна быть от 5 до 15 м, а между тупиковыми путями – не больше 100 м.

Максимальная длина тупикового проезда может составлять 150 м.

Пожарный проезд, а правильнее сказать разрыв, это расстояние между соседними зданиями или сооружениями, обеспечивающее проезд пожарной техники в чрезвычайной ситуации. Федеральное законодательство предъявляет к ним достаточно жесткие требования. Разрывы между строениями устраиваются также для предотвращения распространения огня, чтобы во время пожара в одном здании пламя не переходило на соседние.

Величина разрыва регламентируется СНиП и зависит от степени огнестойкости построек (ширина варьируется от 6 до 15 метров). Там же указаны способы повышения огнестойкости зданий в случаях, когда величина просвета не достаточная. Для более точного определения безопасного расстояния между сооружениями составлены специальные таблицы.

Во время разработки плана застройки проектировщик руководствуется не только противопожарными требованиями, но и санитарными нормами, и технико-экономическими показателями. Добиться баланса между этими параметрами - основная задача инженера. Увеличивая плотность застройки и уменьшая величину разрывов, можно получить существенную экономическую выгоду, но ухудшить санитарные условия. А в случае пожара проезд для пожарной машины может оказаться слишком узким.

Величина разрыва измеряется как расстояние между наружными стенами сооружений или их выступающими частями, если величина выступа превышает 1 м.

Уменьшение величины разрыва возможно при использовании в строительстве негорючих и трудногорючих материалов. Наличие автоматических систем тушения пожара также уменьшает риск распространения огня.

Ширина проезда может отличается от нормы в следующих случаях:

  • Допускается уменьшение величины противопожарного разрыва на 20%, если стены соседствующих зданий I-й и II-й степеней огнестойкости не имеют оконных проемов.
  • Разрыв между жилыми зданиями следует увеличить на 20%, если они расположены в районе с 9-балльной сейсмичностью. Такое же увеличение предусмотрено для общественных зданий 4а и 5 степеней огнестойкости.
  • Разрыв увеличивают на 25%, если одному из соседствующих зданий присвоена огнестойкости IIIа, IIIб, IV, IVа, V в береговой полосе 100 км. Правило распространяется на определенные климатические районы.
  • Разрыв увеличивают на 20%, если соседствуют двухэтажные сооружения каркасно-щитового типа, либо сооружения с отделкой из горючих материалов.
  • Между сооружениями I и II степени огнестойкости можно устраивать разрыв менее 6 метров, если более высокое здание имеет противопожарную стену.
  • Не нормируются расстояния между хозяйственными постройками.
Степень (предел) огнестойкости и ее условное обозначение присваиваются сооружению в соответствии с ГОСТ 30247.

Соблюдение норм и правил пожарной безопасности, среди которых величина просветов вокруг зданий является одной из основополагающих, важно не только для сохранности имущества. Это важно в первую очередь для жизни и здоровья людей.

Все правила, требования и нормы относительно пожарных проездов регламентирует ФЗ №123, поскольку предотвращение пожаров на промышленных объектах и в инфраструктуре населенных пунктов является одной из главных задач. Важными средствами тушения возгораний являются пожарные машины, для которых необходимо обеспечить беспрепятственный и оперативный проезд на территории и рабочую площадку для дислокации у зданий. Эти участки автомагистралей не должны быть загроможденными, на них запрещается парковаться другим транспортным средствам.


ФЗ №123 был отредактирован в 2017 году, после этого для транспортных маршрутов автотранспорта пожарников предусмотрены следующие критерии:

  • ширина проезда для пожарных машин должна быть не менее 350 сантиметров при высоте объекта до 12 м., 420 сантиметров – для сооружений до 45 м., 600 сантиметров – для более высоких зданий;
  • дистанция от края въезда машин МЧС до здания высотой в среднем 5 этажей должна быть не больше 25 м., девятиэтажных домов – 8 м., более этой высоты – 10 м;
  • если ширина объекта не превышает 18 метров можно сформировать односторонний проезд к фасаду, если превышает – 2-стороний;
  • при ширине сооружения более 100 погонных метров или площади, превышающей 10 тысяч м2 необходимо строить дороги со всех сторон;
  • если специализированные выезды совпадают с основным подъездом, в их ширину разрешается включать пешеходный тротуар;
  • искусственное покрытие подъездных путей должно быть рассчитано на значительные статические и динамические нагрузки, оказываемые специализированной техникой;
  • для проезда противопожарной спецтехники сооружаются арки, их высота должна быть не меньше 450 сантиметров, а ширина – не менее 350 сантиметров, в районах старой застройки эти проезды должны находиться друг от друга на расстоянии не более 300 метров, в новостройках – 180 метров;
  • к природным и искусственным водоемам, находящимся в непосредственной близости к инфраструктуре населенных пунктов должен быть сооружен проезд, согласно противопожарным требованиям;
  • на территориях товариществ садоводов (СНТ), дачных кооперативов, коттеджных поселков, в сельской местности необходимо организовать подъездные пути к каждому из участков и сооружениям общественного использования, согласно требованиям ширина проезжей части должна быть не менее семи метров, а подъездных путей – не менее 350 сантиметров, чтобы пожарная машина прошла по ширине.

На заметку! В тупиковых дворах необходимо предусмотреть возможность для маневрирования спецтехники создание площадки, размерами 15х15 метров. При необходимости рядом с подъездными маршрутами устраиваются гидранты с возможность подключения к спецтехнике.

Регламент строительства

Уже на этапе разработки проекта строительства должны решаться вопросы противопожарной безопасности. Целью расчетов должна быть возможность предотвращения пожаров на ранней стадии. В плане строительства должны быть спроектированы пожарные проезды по всем нормам ширины и расстояния. Так, чтобы автомобили МЧС могли остановиться непосредственно у очага возгорания для незамедлительного устранения пламени. Кроме Федерального Закона №123 необходимо руководствоваться СП-42.13330-2011 и СП-4.13130-2013.

Расчет ширины

На удобство прибытия противопожарной спецтехники в первую очередь влияет ширина пожарного проезда. Этот параметр рассчитывается в зависимости от количества этажей объекта, поскольку, чем выше здание, тем больше единиц специальной техники необходимо для тушения пожара. Поэтому, чем выше сооружение, тем шире должна быть дорога. Если в подъезды включаются пешеходные тротуары, но они должны обустраиваться искусственным покрытием, выдерживающим массу автотранспорта из расчета 16 тон на ось.

Важно! На расстоянии от поверхности земли 4,25 метра не должно быть препятствий для свободного движения, так чтобы пожарная машина свободно прошла по высоте. То есть ветки деревьев и воздушные электрические линии должны располагаться выше и в стороне.


Разновидности оформления

Площадки для спецтехники технических аварийных служб и проезды для пожарной машины во всю ширину должны быть покрыты разметкой, а бордюрные пути – светоотражающей краской красного цвета. Уклон дороги – не более 6 градусов. При необходимости поворотов на пути, их обустраивают под углом не более 12 градусов. Платформа для разворотов обрабатывается антисептическим средством полностью, и обустраивается сливными отверстиями для стока излишков воды. Если на обустраиваемой территории имеются закругления, они отмечаются криволинейными бортовыми камнями.

Следует понимать. На конкретной территории толщина искусственного покрытия рассчитывается индивидуально, исходя из качества материалов, результатов гидрогеологических исследований, особенностей эксплуатации и потенциальных нагрузок.

Для социальных объектов – образовательных заведений и учреждений здравоохранения необходимо обустраивать пожарный проезд вне зависимости от общих требований и норм по габаритам сооружения – с двух сторон.


Исключения из предписанных нормативов

В районах городов, где располагается историческая застройка, необходимо максимальное сохранение существующих объектов. Поэтому для таких кварталов предусмотрены исключения:

  • при огнестойкости соседних домов на уровне 1 и 2 степени и при отсутствии в них окон можно сокращать расстояния до 20%;
  • при огнестойкости соседних домов от 3 до 5 степени расстояние следует увеличивать на ¼;
  • если соседние дома выстроены из легковоспламеняющихся материалов и имеют не более 2 этажей, расстояние увеличивается на 1/5;
  • если сейсмическая активность местности достигает 9 баллов, величины следует увеличивать на 1/4;
  • нормативы не предусматривают дистанции между хозяйственными строениями, но им априори присвоена степень огнеопасности по ГОСТ 30247.

Совет! Важно не только обустроить территорию, согласно нормативам и требованиям, но и в процессе эксплуатации следить за состоянием зон: регулярно красить, освобождать от частных транспортных средств и т.д.


Дополнительные условия

Противопожарная спецтехника предназначена не только для непосредственного тушения пожаров. По сути, это мобильные центры технического обеспечения чрезвычайных ситуаций. На них установлено оборудование для связи, осветительные приборы, насосные станции, механические и автоматические средства для спасения людей. Несмотря на то, что мобильные центры характеризуются большими возможностями для ЧС, для них необходимы и другие ресурсы:

  • для бесперебойной и продолжительной подачи воды нужен стационарный гидрант на месте происшествия;
  • подготовленная площадка с надежным покрытием, способная выдержать значительные нагрузки;
  • возможность быстро и беспрепятственно подъехать к очагу возгорания и маневрировать на месте, например, для ротации техники, в зависимости от сложившейся ситуации.

Противопожарная безопасность становится с каждым годом все более насущной проблемой, поэтому целесообразно профессионально прорабатывать все участки жилых массивов, территорий предприятий, садовых кооперативов, строительных площадок и других зон. Правильная организация подъездных маршрутов, соответствие нормам, действующим в РФ, поддержание маршрутов в подготовленном состоянии является гарантией оперативного прибытия на пожар специалистов-пожарных, устранения возгорания, сохранность имущества и человеческих жизней.

Ширину проездов для обеспечения противопожарных требований при высоте зданий от отметки пожарного проезда до отметки пола последнего этажа следует принимать не менее: - до 13,0 м (до 5 этажей) - 3,5 м с разъездными карманами; - с 13 м до 46,0 м (от 6 до 16 этажей) - 4,2 м; - более 46,0 м (17 этажей и выше) - 6,0 м.

В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.

Расстояние от внутреннего края подъезда до стены здания должно быть: 5 - 8 м для зданий до 10 этажей включительно и 8 - 10 м при этажности более 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев.

Конструкция дорожной одежды противопожарных проездов должна проектироваться исходя из расчетной нагрузки от пожарных машин не менее 16 т на ось.

12.4. В замкнутые и полузамкнутые дворы необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.

Сквозные проезды (арки) в зданиях следует принимать шириной в свету не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м и располагать не более чем через каждые 300 м., а в реконструируемых районах при периметральной застройке - не более чем через 200 м.

Примечание. Допускается в исторической застройке сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок) в зданиях высотой не более 5 этажей, а при наличии автоматических установок пожаротушения - в зданиях большей этажности.

12.5. Тупиковые проезды должны заканчиваться разворотными площадками размерами в плане 12 ? 12 м.

12.6. Расстояние от жилых, общественных, административных (бытовых), производственных зданий и сооружений до складов горючих жидкостей следует принимать не менее установленных в таблице 12.2.

Таблица 12.2

Вместимость склада, м 3

Степень огнестойкости зданий

от 800 до 10000

от 100 до 800

Примечание

1. Расстояния от АЗС с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива, предназначенных для заправки легковых автомобилей, до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром или до стен жилых и общественных зданий следует принимать не менее 50 м. Указанное расстояние следует определять от топливо раздаточных колонок и подземных резервуаров

2. Расстояния от АЗС, предназначенных для заправки только легковых автомобилей в количестве не более 500 машин в сутки, топливно-распределительных колонок - не более 2-х, без объектов обслуживания автомобилей, до указанных объектов допускается уменьшать до 25 м.

12.7. Тарные площадки должны быть ограждены сетчатыми ограждениями и расположены на расстоянии не менее 15 м от зданий и сооружений.

12.8. Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях следует располагать на расстоянии один от другого не более 100 метров. При расположении зданий под углом друг к другу, в расчет принимается расстояние по периметру фасадов со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.

12.9. Расход воды для наружного пожаротушения должен быть предусмотрен в количестве 100 л/с и обеспечиваться от 3-х гидрантов, установленных на кольцевой водопроводной сети на расстоянии не более 150 метров от зданий и сооружений. На стенах зданий следует предусматривать установку светоуказателей пожарных гидрантов. Размещение пожарных депо на территории города принимать в соответствии с Примечанием 4 к табл. 8.1 . Радиус обслуживания пожарного депо для коттеджной застройки не должен превышать 3 км, а его строительство следует производить одновременно со строительством коттеджного поселка или комплекса коттеджной застройки.

12.10. Под трамвайными путями в местах установки пожарных гидрантов необходимо предусматривать пеналы размером 250 ? 250 м с крышками для прокладки пожарных рукавов.

12.11. Здания (сооружения) автозаправочных станций (АЗС), предназначенных для приема, хранения и заправки транспортных средств бензином, дизельным топливом следует проектировать в соответствии с НПБ 111-98 «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности».

Строительство АЗС встроенных (пристроенных) в здания иного назначения допускается по согласованию с Управлением государственной противопожарной службы (УГПС) г. Москвы при условии применения современного технологического оборудования, предотвращающего возникновение взрывоопасных концентраций в резервуарах хранения топлива и на территории АЗС, исключающего возможность возникновения аварийных ситуаций.

12.12. Допускается примыкание торцами новых зданий к существующим с меньшей степенью огнестойкости при наличии или устройстве противопожарной стены 1-го типа (СНиП 2.01.02-85).

12.13. В случае невозможности выполнения отдельных противопожарных требований строительных норм и правил при проектировании исторических зон, зданий памятников архитектуры должны быть разработаны и согласованы в установленном порядке с государственной противопожарной службой дополнительные компенсирующие противопожарные мероприятия.

12.14. При проектировании гаражей-стоянок различного типа и автостоянок следует руководствоваться МГСН 5.01-94 «Стоянки легковых автомобилей».

12.15. Расстояние по горизонтали от подземных сетей до фундаментов зданий и сооружений следует принимать согласно табл. 14 СНиП 2.07.01-89 * .

На покрытии зданий с отметкой пола верхнего этажа более 65 метров следует предусматривать площадки для транспортно-спасательной кабины пожарного вертолета размером не менее 5 ? 5 метров. Над площадками не должны располагаться антенны, какие-либо электропровода, кабели.

12.16. При использовании кровель стилобатов для подъезда пожарных автолестниц и автоподъемников конструкции должны быть рассчитаны на нагрузку от наиболее тяжелых автоподъемников, имеющих вес 46 тонн (16 тонн на ось).

12.17. Вывод сигналов о срабатывании систем противопожарной защиты жилых домов, школ, детских учреждений следует предусматривать в объединенную диспетчерскую службу.

Для зданий особой важности и уникальных (в том числе являющихся памятниками истории и архитектуры, культурного наследия), общественного назначения: гостиниц, административно-офисных зданий площадью более 500 кв.м, научно-исследовательских учреждений высотой более 5-ти этажей, спортивно-оздоровительных комплексов площадью более 800 кв.м, культурно-зрелищных учреждений, постоянных выставочных залов площадью более 300 кв.м, комплексов оптово-розничной торговли общей площадью торговых помещений (включая подсобно-складские помещения) более 1000 кв.м, одно и двухэтажных торговых зданий площадью более 500 кв.м, помещений торговли площадью более 200 кв.м, встроенных в надземные этажи зданий другого назначения, складских помещений по пожарной опасности категории В2-В3 площадью более 300 кв.м и производственных зданий категории А, Б, В1 площадью более 300 кв.м, В2-В3 - площадью более 500 кв.м, зданий АТС высотой более 3-х этажей, автозаправочных комплексов с набором сервисных услуг при общей площади здания более 300 кв.м вывод сигналов с автоматических установок пожарной сигнализации следует предусматривать в пожарную охрану (ЦУС УГПС ГУВД г. Москвы) по телефонным линиям МГТС, оптико-волоконной сети, по радиоканалу через телекоммуникационную систему либо по другим видам связи.

Создание удобных пожарных проездов — это неотъемлемая составляющая современного благоустройства любой территории. Такие автопроезды должны обеспечивать свободный маневр пожарной технике и быть безопасными. Зачастую пожарные бригады встречаются с полным отсутствием аварийных проездов, разъездных площадок, а также мест для парковки.

Случается, что уже оснащенные платформы не выдерживают регламентированную правилами нагрузку. Более того, одним из препятствий являются современные газонные решетки, по причине которых противопожарные пути не имеют необходимой несущей способности.

Разрушенная колея и оставленные без присмотра транспортные средства также создают помехи своевременному приезду на место трагедии пожарных команд, что, несомненно, препятствует спасению людей, эффективной и оперативной ликвидации очага возгорания.

Регламент строительства

С начала любого строительства на первом плане должны стоять вопросы обеспечения рациональной противопожарной надежности. Разумно заранее предусмотреть, что любой пожар будет намного легче предупредить или ликвидировать «в зародыше», чем устранять после того, как он уже успеет охватить всю площадь и расположенные поблизости здания. При составлении плана строительства следует учитывать оборудование пожарных проездов и подъездов.

Пожарный проезд — возможность сквозного проникновения специализированной противопожарной техники через установленную территорию. Под подъездом имеется в виду возможность продвижения транспорта непосредственно к самому объекту возгорания.

Оба момента предназначены для обеспечения свободного доступа к строениям в случае образования возгорания. Так, создаются необходимые условия для немедленного вмешательства и устранения огня.

Пожарный проезд надлежит оборудовать согласно СП 42.13330.2011 и закону № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. Что же касается нагрузки на противопожарные пути, то здесь необходимо руководствоваться СП 4.13130.2013: п. 8.9.

Вышеперечисленные нормы противопожарной безопасности гарантируют свободный доступ пожарных автомашин к зданию.

Расчёт ширины

Именно ширина проезда в первую очередь влияет на удобство применения пожарной техники. На сегодняшний день, с учетом этажности здания, к ширине проезда предусмотрены следующие противопожарные требования:

Возникает вопрос: почему же для строений разной этажности должен быть установлена разная ширина проезда? Ликвидировать пожары высотных зданий намного сложнее, к тому же в таких ситуациях необходимо присутствие большого количества мощной специализированной техники, что, несомненно, обязывает к повышению ширины противопожарных путей.

В размах проезда обычно также включены примыкающие тротуары, что не противоречит требованиям безопасности, при условии, когда пешеходные дорожки могут вынести вес специализированной техники, а это более 16 т на одну ось. Также для обеспечения свободного прохождение пожарного автотранспорта необходимо, чтобы высота проезда составляла не менее 4,25 м.

Сам пожарный подъезд должен беспрепятственно вести к самому зданию. Учитывая метраж от его ближайшего края до стены, которое аналогично пожарному проезду, зависит от количества этажей: до 10 — не меньше 5 и не больше 8 м; 10 и более — от 8 до 10 м.

Предписанная территория подъезда не должна быть заграждена посадками деревьев и воздушными электролиниями.

Разновидности оформления

Возвращаясь к пожарному проезду, можно сказать, что его разновидность — арка, ведущая в полузакрытые и закрытые дворы, должна быть более 3,5 м. Арочные противопожарные проезды должны быть обустроены через каждые 300 м, а их высота не может быть менее 4,25 м.

В случае существования на противопожарных путях установок автоматического тушения, гидрантов и другого оборудования, вышеперечисленные нормы могут быть скорректированы.

Если в конце проезда имеется тупик, то в нем должна быть обустроена площадка 15 x 15 м для совершения разворота крупногабаритного автотранспорта. Максимальная длина тупикового проезда — не более 150 метров.

Противопожарные пути, а также платформы для транспорта оперативных служб реагирования должны быть определены разметкой, бордюрные подъездные пути покрыты отражающей свет красной краской. Также необходима установка противовандальных сигнальных спецсредств и дорожных указателей.

Уклон дороги на проездах должен быть под углом не более 6 градусов. Радиусы поворотов, предназначенных для движения специализированного автотранспорта, должны быть 12 м или больше.

Разворотную платформу требуется обработать антисептиком по всему контуру, а также оснастить водоприемниками для устранения лишней воды в сточные отверстия. В тех проездах и разворотных площадках, где имеются закругления, необходимо устанавливать бортовые камни криволинейного типа.

Толщина надземного покрытия, на всей протяженности противопожарных путей, устанавливается путем расчета обстоятельств эксплуатации и нагрузки, с учетом гидрогеологических показателей, а также материалов конструктивного слоя.

В ряде ситуаций (образовательное учреждение, девятиэтажный жилой дом, больница и т. д.), ко всем строениям должен быть оборудован беспрепятственный пожарный проезд с обеих сторон.

Конечно, это усложняет проектировку строительства, особенно в городских условиях.

Исключения

В местах исторической застройки правилами предусмотрена возможность сохранения параметров уже существующих проездов, без коррекции. Кроме вышеуказанного случая, ширина проезда может не отвечать нормам в случаях, когда:

  • огнестойкость стен соседних зданий адекватна 1-й и 2-й степеням противопожарной безопасности, также они не могут иметь окон — позволяется сократить расстояние на 20 %;
  • строения находятся в зоне высокой сейсмоактивности, достигающей показателей в девять баллов — надлежит увеличить ширину проезда на 20 %;
  • одно из строений имеет огнеупорность от 3-й до 5-й степени — необходимо расширение на 25 %;
  • соседние здания имеют возгораемые фасады и являются двухэтажными — расстояние увеличивают на 20 %.

Регламентом не обозначены расстояния между хозпостройками, им присваивается степень огнеустойчивости по ГОСТ 30247.