Наличие рисков химического биологического и радиационного заражения. Методические рекомендации обнаружение и обозначение районов подвергшихся радиационному, химическому, биологическому и иному заражению

Радиационная зашита - это комплекс мер, направленных на ослабление или исключение воздействия ионизирующего излучения на население, пер­сонал радиационно-опасных объектов, биологические объекты природной среды, на радиоэлектронное оборудование и оптические системы, а также на предохранение природных и техногенных объектов от загрязнения радио­активными веществами и удаление этих загряз нений (дезактивацию ).

Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» уста­новлены основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) для населения и работников радиационно-опасных объектов, которые введены в действие с 1 января 2000 г. Подобного рода гигиенические нормативы облуче­ния от источников ионизирующего излучения рекомендуются «Нормами радиационной безопасности» (НРБ-99).

Обеспечение выполнения этих нормативов является конечной целью мероприятий радиационной защиты, ее целевой функцией. В результате качественной реализации этих мероприятий достигается требуемый уровень радиационной безопасности.

Мероприятия радиационной защиты, как правило, осуществляются заблаговременно , а при обнаружении радиоактивных загрязнений - в оперативном порядке. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99) устанавливают критерии при выявлении локальных загрязнений двух уровней. Когда эффективная годовая доза составляет 0,01-0,3 м 3 в/год, уровню загрязнения присваивают I условное наименование - «уровень исследований». При таком уровне ограни­чиваются наблюдением, контролем, исследованием источника с целью уточ­нения оценки величины годовой эффективной дозы и определения величины; дозы, ожидаемой за 70 лет. В случае, когда эффективная годовая доза превышает 0,3 м 3 в/ год, локальному загрязнению присваивается второй уровень - «уровень вмешательства». Вмешательство подразумевает действия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководства предприятий и организаций, органов управления ГО, допускающие введение ограничений на использование продуктов питания, перемещение в пределах зоны загрязнения или постоянное пребывание в ней.

К числу основных мероприятий, способов и средств, обеспечивающих за­щиту населения от радиационного воздействия, относятся :

Обнаружение факта радиационной опасности и оповещение о ней;

Выявление радиационной обстановки;

Организация радиационного контроля;

Установление и поддержание режима радиационной безопасности;

Проведение, при необходимости, йодной профилактики населения, пер­сонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий;

Обеспечение населения, персонала аварийного объекта, участников лик­видации последствий необходимыми средствами индивидуальной защиты и ис­пользование этих средств;

Укрытие населения, оказавшегося в зоне заражения в убежищах и проти­ворадиационных укрытиях, обеспечивающих снижение уровня внешнего облу­чения, а при возможности и защиту органов дыхания от проникновения в них радионуклидов, оказавшихся в атмосферном воздухе;

Санитарная обработка населения, персонала аварийного объекта, участ­ников ликвидации.

Радиационный контроль проводится с целью соблюдения допустимого вре­мени пребывания людей в зоне заражения, контроля доз облучения и уровней радиоактивного загрязнения. Он включает контроль за:

Мощностью дозы в местах пребывания населения;

Уровнем загрязнения различных технических средств, имущества и тер­ритории;

Дозами облучения;

Поступлением и содержанием радионуклидов в организме;

Важнейшим элементом радиационной защиты при радиационной аварии является установление и поддержание режима радиационной безопасности. Режим радиационной безопасности - это обязательный порядок и организа­ция поведения населения с целью максимально достижимого и оправданного снижения радиационного воздействия. Этот режим обеспечивается:

Установлением особого порядка доступа в зону заражения;

Зонированием района;

Целесообразным отбором участников ликвидации последствий аварии с обя­зательным их медицинским освидетельствованием;

Проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ;

Осуществлением радиационного контроля в зонах и на выходе в «чистую» зону;

Обеспечением спецодеждой, средствами индивидуальной зашиты и меди­цинской помощью;

Организацией индивидуального дозиметрического контроля и ведением учета доз облучения персонала и коллективных доз облучения населения;

Осуществлением дезактивационных работ;

Организацией обращения с радиоактивными отходами.

По сути дела, реализация режима радиационной безопасности обеспечи­вает выполнение значительной части мероприятий по радиационной защите населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последст­вий радиационной аварии.

Требования к системам выявления радиационной обстановки и дозиметри­ческого контроля :

а) система выявления радиационной обстановки должна обеспечивать:

Установление размеров опасных зон радиоактивного загрязнения в течение 4 часов после обнаружения факта радиационного загрязнения местности;

Определение мощности и уровня радиоактивного загрязнения по гамма и бета излучению в диапазоне измерений от 1 –10 -7 до 10 Зв/ч.;

Установление оптимальных маршрутов движения транспорта, эвакуации населения, сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей;

Определение зон экстренной эвакуации населения.

б) система радиационного и дозиметрического контроля должна обес­печивать:

Установление уровня радиоактивного загрязнения жилых помещений, транспортных средств, одежды и другого имущества по альфа-, бета- и гам­ма-излучению в диапазоне измерений от 10 2 до 10 7 частиц/(мин-см 2);

Определение содержания радионуклидов в воздухе, питьевой воде и пище­вых продуктах по альфа-, бета - и гамма-излучению в диапазоне измерений от 10 2 до 107 Бк/м;

Установление доз облучения населения в диапазоне измерений от 1-10 4 до 10 Зв;

Установление радионуклидного состава радиационного загрязнения и, в первую очередь, идентификацию особо значимых излучателей: йода-131, цезия-137, стронция-90 и плутония-239.

Требования к мероприятиям и средствам зашиты:

а) мероприятия по радиационной защите организуются для населения, проживающего в 30 км зоне от расположения АЭС или другого особо крупно­го радиационно-опасного объекта, и должны обеспечивать:

Укрытие населения в защитных сооружениях или герметизированных помещениях жилого фонда с коэффициентом защиты, равным 200;

Предоставление населению средств индивидуальной защиты и профи­лактических йодных препаратов в угрожаемый период в течение 2-х суток с момента получения соответствующего распоряжения. В мирное время сроки выдачи средств защиты устанавливаются, исходя из прогнозируемых времен­ных параметров прохождения радиоактивного облака и реальных возможно­стей муниципальных органов власти по организации выдачи средств защиты. Допускается заблаговременная выдача средств защиты населению на личное хранение;

б) индивидуальные средства радиационной защиты населения должны быть удобными в эксплуатации, иметь малые габариты и обеспечивать:

Защиту от радиоактивных газов и аэрозолей, в том числе снижение нача­льной концентрации радиоактивного йода в воздухе и его ограничение не ме­нее чем в 100 раз;

Надежную защиту глаз и кожных покровов от альфа - и бета- излучений;

Сохранность защитных и эксплуатационных характеристик до 5 лет;

Температурный режим использования - от -40 до +40°С:

Возможность непрерывной эксплуатации в течение 6-8 часов.

При радиационных авариях необходимо предусматривать следующие уров­ни индивидуальной защиты (в зависимости от категории работающих и насе­ления):

Первый (высокий) уровень защиты - для аварийно-спасательных фор­мирований при недостаточно известной радиационной обстановке (первая ка­тегория работающих - спасатели);

Второй (средний) уровень защиты - для ремонтных бригад и восстано­вительных формирований (вторая категория работающих - ремонтный пер­сонал, ликвидаторы);

Третий уровень - легкая защита - для медицинских формирований, службы охраны, работников правоохранительных органов, находящихся в не­посредственной близости от очага радиационной аварии (третья категория ра­ботающих - содействующие подразделения);

Четвертый уровень - кратковременная защита - для персонала органи­заций и населения, подлежащего эвакуации из зоны аварии (четвертая катего­рия - эвакуируемые).

Средства защиты, используемые для работающих первых трех категорий, определяются ведомственными документами.

Для защиты органов дыхания персонала и населения, отнесенных к четвер­той категории , должны использоваться фильтрующие средства индивидуаль­ной защиты, обеспечивающие защиту от аэрозолей, паров радиоактивного йода и его соединений либо паров фтористого водорода, гексафторида урана и про­дуктов его гидролиза (высокоэффективные легкие респираторы).

Химическая защита

Химическая защита представляет собой комплекс мероприятий, на­правленных на исключение или ослабление воздействия аварийно химически опасных веществ на население и персонал химически опасных объектов, уме­ньшение масштабов последствий химических аварий .

Необходимость проведения мероприятий химической защиты обуславлива­ется токсичностью аварийно химически опасных веществ, попадающих в окру­жающую среду в результате аварий на химически опасных объектах, а также других событий.

Отнесение предприятий, получающих, использующих, перерабатывающих, хранящих, транспортирующих, уничтожающих АХОВ, к опасным производст­венным объектам проводится в соответствии с критериями их токсичности, установленными Федеральным законом «О промышленной безопасности про­изводственных объектов».

Мероприятия химической защиты выполняются, как правило, заблаговре­менно, а также в оперативном порядке в ходе ликвидации возникающих чрез­вычайных ситуаций химического характера.

Важнейшим фактором, предопределяющим ход защитных мероприятий, является, как правило, быстротечность химических аварий. Защитные ме­роприятия наиболее эффективны в случаях раннего обнаружения химической аварии, особенно на стадии предпосылок к ней или ее инициирования. Организационно-техническими условиями раннего обнаружения химической ава­рии является наличие на химически опасном объекте эффективных систем контроля технологических процессов, систем (автоматизированных систем) контроля химической обстановки и локальных систем оповещения, а также результативная работа и профессионализм дежурных диспетчерских служб предприятий. В настоящее время в нашей стране автоматизированными сис­темами обнаружения аварий оснащено большинство крупных химически опасных объектов, на которых они предусмотрены нормативными требованиями, но до 80% из них устарели и находятся в эксплуатации более 20 лет. Оповещение о химической аварии должно проводиться локальными системами оповещения. Решение на оповещение персонала и населения принимается дежурными сменами диспетчерских служб аварийно химически опасных объектов. Если прогнозируемые последствия аварии не выходят за пределы объекта, об аварии оповещаются дежурные смены аварийных служб, администрация и персонал предприятия, а также местные органы управления РСЧС. При авариях, когда прогнозируется распространение поражающих факторов АХОВ за пределы объекта, оповещаются также население, руководители и персонал предприятий и организаций, попадающих в границы действия локальных систем оповещения. При крупномасштабных химических авариях, когда локальные системы не обеспечивают требуемого масштаба оповещения, наряду с ними задействуются территориальные и местные системы централизованного I оповещения. При возникновении химической аварии в целях последующего осуществ­ления конкретных защитных мероприятий организуется химическая разведка и проводится оценка обстановки, сложившейся (складывающейся) в ре­зультате аварии. Определяется наличие АХОВ, характер и объем выброса, на­правление и скорость движения облака, время прихода облака к тем или иным объектам производственного, социального, жилого назначения, территория, охватываемая последствиями аварии, в том числе степень ее заражения АХОВ и другие данные. Характеристики основных АХОВ приведены в табл. 2.4.3

В ходе разведки используются газоанализаторы и газосигнализаторы (ОГ-2, ГСА-12 и др.), приборы газового контроля (УПГК), приборы химической разведки (ВПХР, ППХР и др.) с индикаторными трубками на АХОВ. В настоящее время, благодаря усилиям МЧС России, разрабатываются и внедряются новые перспективные средства выявления и оценки химической обстановки: фотоколориметрический газоанализатор ИФГ на семь АХОВ, индивидуальный прямопоказывающий газоанализатор «Колнон-2В» на десять веществ, универсальный прибор газового контроля УПГК «Лимб» на весь спектр АХОВ и другие.

При химических авариях для защиты от АХОВ достаточно эффективно ис­пользуются индивидуальные средства защиты.

Характеристика основных аварийно химически опасных веществ

Наименование АХОВ

Физические свойства

Токсические свойства

Средства зашиты

Агрегатное состояние при 20 "С

Плотность жидкости, г/см 3

Температура кипения, °С

Пороговая токсодоза, мг-мин./л

ПДК, мг/м 3

Промышленные противогазы

Рабочей зоны

Населенных пунктов

Азотная кислота

жидкость

В, ГП-5 +Ш1Г

КД, ГП-5 +ППГ

Ацетононитрил

жидкость

А, В, ГП-5, ГП-7

Ацетоциангидрин

жидкость

А, В, ГП-5, ГП-7, ПМК

Водород хлористый

А, В, ГП-5, ГП-7, ПМК

Водород фтористый

Водород цианистый

жидкость

В, ГП-5, ГП-7, ПМК

Диметиламин

А, Г, ГП-5, ГП-7, ПМК

Метиламин

А, Г, ГП-7, ПМК

Метил бромистый

Метил хлористый

Нитрил акриловой кислоты

жидкость

А, ГП-5, ГП-7, ПМК

Окись этилена

М, ГП-5 +ППГ

Сернистый ангидрид

Сероводород

КД, ГП-5, ГП-7, ПМК

Сероуглерод

жидкость

ГП-5, ГП-7, ПМК

Соляная кислота

жидкость

В, ГП-5, ГП-7, ПМК

Формальдегид

А, ГП-5, ГП-7, ПМК

В, ГП-5, ГП-7, ПМК

А, В, Г, ГП-5, ГП-7, ПМК

Хлорпикрин

жидкость

А, ГП-5, ГП-7, ПМК

ПДК рабочей зоны - предельно допустимая концентрация химического вещества в воздухе рабочей зоны, мг/м 3 . Эта концентрация при ежеднев­ной работе в течение всего рабочего стажа не должна вызывать заболевания или отклонения в состоянии здоровья.

ПДК населенных пунктов(средне-суточная) - предельно допустимая среднесуточная концентрация химического вещества в воздухе населенных пунктов, мг/м 3 . Эта концентрация не должна оказывать на человека прямого или косвенного вредного воздействия при неопределенно долгом вдыхании.

При этом производственный персонал химически опасных объектов для за­щиты от АХОВ использует изолирующие дыхательные аппараты (изоли-

рующие противогазы; или промышленные фильтрующие противогазы, рас­считанные на защиту от определенных АХОВ, характерных для соответствую­щих объектов, а также индивидуальные средства защиты кожи. Например, средства защиты кожи типа КИХ-4, КИХ-5 защищают персонал от жидких АХОВ. Средства индивидуальной защиты для персонала объектов, как прави­ло, хранятся на рабочих местах и, при необходимости, могут быть применены немедленно.

Основными средствами индивидуальной защиты населения от АХОВ ингаляционного действия являются гражданские противогазы ГП-5, ГП-7, ГП-7В, ГП-7ВМ, ГП-7ВС. Для детей используются противогазы фильтрую­щие ПДФ-Д, ПДФ-Ш, ПДФ-2Д, ПДФ-2Ш, а для младенцев - камеры защит­ные детские КЗД-4, КДД-6. Всем этим средствам присущ крупный недоста­ток они не защищают от некоторых АХОВ (паров аммиака, оксидов азота, окисла этилена, бромистого и хлористого метила). Для защиты от этих ве­ществ служат дополнительные патроны к противогазам ДПГ-1 и ДПГ-3, кото­рые также защищают от окиси углерода. Однако камеры защитные детские не приспособлены для работы с дополнительными патронами, а защита малолет­них детей примерно до 7 лет противогазами с дополнительными патронами за­труднена из-за увеличения сопротивления дыханию. В настоящее время про­ходит конструкторскую отработку фильтрующий противогаз нового поколе­ния, который должен обеспечить защиту от всех возможных АХОВ.

Следует отметить, существует серьезная проблема своевременности обеспечения населения средствами индивидуальной защиты органов дыхания в условиях химических аварий. Для защиты от АХОВ средства должны быть выданы населению в кратчайшие сроки. Однако из-за удаленности мест хра­нения, время их выдачи нередко составляет от 2-3 до 24 часов. За этот период население, попавшее « зону химического заражения, может получить пора­жения различной степени тяжести. В связи с этим согласно распоряжению Правительства Российской Федерации в шести областях (Волгоградской, Ка­лининградской, Нижегородской, Омской, Самарской и Челябинской) в каче­стве эксперимента осуществлена заблаговременная выдача противогазов в лич­ное пользование В случае положительного результата эксперимента подобная практика будет применена для обеспечения химической защиты населения дру­гих регионов страны и том числе проживающего вблизи объектов, на которых осуществляется хранение и уничтожение химического оружия.

При химических авариях важную роль в обеспечении защиты населения может сыграть своевременная эвакуация населения из возможных районов химического заражения. Эвакуация в этих случаях может выполняться в упрежда­ющем и экстренном порядке. Упреждающая (заблаговременная) эвакуация осуще­ствляется в случаях угрозы процессе длительных по времени крупномасш­табных аварий, когда прогнозируется угроза распространения зоны химическо­го заражения. Экстренная (безотлагательная) эвакуация проводится в условиях быстротечных аварий целью срочного освобождения от людей местности по направлению распространения облака АХОВ.

Процесс принятия решения об эвакуации в условиях химической авар очень ответственен и оперативен. Он должен базироваться на точном знании быстро меняющейся обстановки, учета удаленности мест, из которых производится эвакуация, до места аварии, реальной оценки возможностей провести эвакуацию до подхода облака зараженного воздуха. Ошибочное или опоздавшее решение на эвакуацию может не улучшить, а усугубить обстановку подвергнуть людей, покинувших помещение, служившее им укрытием, химическому воздействию.

Поэтому в условиях химической аварии в некоторых случаях более целесообразно использовать для защиты людей от первичного, а в течение непродолжительного времени и от вторичного облака зараженного воздуха жилые и производственные здания. При этом следует иметь в виду, что чем меньше воздухообмен в используемом для защиты помещении, тем выше его защитные свойства. Так, жилые и офисные помещения более защищены, чем помещения производственного назначения. В результате дополнительной герметизация оконных, дверных проемов, других элементов зданий защитные свойства помещений могут быть увеличены. На эффективности использования данного способа защиты существенно сказывается этажность постройки.

Эффективным способом химической защиты является укрытие персонала химически опасных объектов и населения в защитных сооружениях граж­данской обороны, прежде всего в убежищах, обеспечивающих защиту органов дыхания от АХОВ. Особенно применим этот способ защиты к персоналу.

По техническим характеристикам средств очистки и регенерации воздуха, которыми оснащены убежища, а также допустимым параметрам воздушной среды в их помещениях, в условиях химических аварий может быть обеспече­на надежная защита укрываемых:

В режиме полной изоляции (регенерации внутреннего воздуха) для всех видов АХОВ в любых концентрациях - на время до 6 часов;

В режиме фильтровентиляции при концентрациях АХОВ ниже 0,1 мг/м 3 - на время 4-5 часов.

По истечении этих сроков укрываемые должны быть выведены из убежищ, при необходимости - в индивидуальных средствах защиты.

Узким местом, осложняющим применение убежищ при химических авариях, является состояние их оборудования для очистки воздуха. Вследствие кризисных явлений в экономике производство этого вида оборудования прекращено или объемы его производства снижены. Между тем,срок годно­сти регенеративных патронов для регенерации воздуха и фильтров-поглотите­лей для фильтровентиляционных установок убежищ в большинстве случаев истек или близок к этому.

Медико-биологическая защита

Медико-биологическая защита включает меры по предотвращению и сниже­нию тяжести поражения людей, своевременному оказанию помощи пострадав­шим и их лечению, обеспечению эпидемического благополучия при возникно­вении чрезвычайных ситуаций биологического характера .

Она достигается :

Своевременным обнаружением угроз и возникновения эпидемий, эпизоо­тии, очагов заражения биологического характера;

Рациональным использованием имеющихся сил и средств учреждений здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности;

Развертыванием в угрожаемый период необходимого количества лечеб­ных учреждений, медицинских формирований и учреждений;

Созданием резерва медицинских средств защиты, медицинской техники и имущества;

Проведением комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидеми­ческих защитных мероприятий;

Своевременным оказанием всех видов медицинской помощи пора­женным (больным);

Проведением профилактических медицинских мероприятий, преду­преждением возникновения и распространения массовых инфекционных за­болеваний, а в случае их возникновения - быстрейшей их локализации и лик­видации;

Контролем состояния внешней среды, зараженности продуктов питания, воды, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений;

Проведением профилактической иммунизации (вакцинации) населения;

Заблаговременной подготовкой медицинских формирований, обучени­ем населения приемам и способам оказания медицинской помощи поражен­ным, само- и взаимопомощи и др.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации биологического характера осуществляются следую­щие основные мероприятия медико-биологической защиты населения :

Оповещение населения о биологическом заражении;

Проведение неспецифической биологической разведки и контроля с це­лью установления факта применения опасных биологических веществ, уточ­нения их таксономической группы, определения границы района биологиче­ского заражения;

Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и медицин­скими средствами экстренной профилактики;

Эвакуация населения из районов биологического заражения в накопите­ли (обсерваторы), если не установлен карантинный режим;

Оказание первой медицинской и доврачебной помощи пораженным в чрезвычайной ситуации;

Локализация места вылива (выброса), просыпа опасных биологических веществ;

Выбор рациональных способов обеззараживания (дезинфекции) вылива (выброса), просыпа опасных биологических веществ;

Удаление продуктов обеззараживания (дезинфекции) на открытом про­странстве или в закрытых помещениях;

Развертывание площадки для уничтожения опасных биологических ве­ществ, укупорок и тары, в которых они содержались (при необходимости);

Уничтожение опасных биологических веществ, укупорок и тары, их со­держащих;

Контроль полноты обеззараживания (дезинфекции) опасных биологиче­ских веществ;

Сбор зараженной одежды;

Проведение специальной обработки средств индивидуальной защиты, обмундирования и техники, а также санитарной обработки личного состава спасателей, участвовавших в локализации и ликвидации чрезвычайных ситу­аций;

Отбор проб и их передача в лаборатории сети наблюдения и лаборатор­ного контроля;

Оказание первой медицинской и доврачебной помощи пораженным, при необходимости размещение пораженных в специализированных медицинских учреждениях (обсерваторах);

Развертывание технических средств и проведение дезинфекции, лока­лизации опасных биологических веществ, специальной обработки участков местности, внутренних и наружных поверхностей зданий, сооружений и тех­ники;

Развертывание пункта сбора и сбор зараженных средств индивидуальной зашиты органов дыхания и кожи, обмундирования, одежды, обуви, снаряже­ния и имущества;

Удаление продуктов обеззараживания (дезинфекции), оставшихся после проведения специальной обработки;

Осуществление контроля за состоянием воздуха и поверхностей, подвер­гшихся заражению;

Проведение санитарной обработки личного состава аварийно-спасательных формирований и обслуживающего персонала, участвовавших в проведении работ.

При чрезвычайных ситуациях, связанных с угрозой и возникновением эпи­демий, важнейшей мерой локализации опасности распространения болезни яв­ляется установление в зоне чрезвычайной ситуации режима карантина или об­сервации. При карантине осуществляются организационные, режимно-ограничительные, административно-хозяйственные, санитарно-эпидемиологические, санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия, направ­ленные на предупреждение распространения инфекционной болезни и обеспе­чение локализации эпидемического, эпизоотического или эпифитотического очага и последующую их ликвидацию (ГОСТ Р22.0.04-95). Режимно-ограничительные мероприятия при обсервации предусматривают наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения проведение противоэпидемиче­ских, лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий, ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина административно-террито­риальных образованиях, которые создают зону обсервации.

Одновременно с этим в целях локализации и ликвидации инфекции усили­вается медицинская разведка внешней среды и охрана источников водоснаб­жения, проводится экстренная специфическая профилактика, устанавливает­ся контроль за соблюдением противоэпидемического режима, осуществляют­ся санитарно-гигиенические и другие мероприятия, являющиеся по сути дела также составными частями карантинных и обсервационных мер.

Жизнеобеспечение пострадавшего населения

К населению, пострадавшему при ведении военных действии или вследст­вие этих действий (далее - пострадавшее население), относится население, подвергшееся воздействию поражающих факторов, а также лишившееся необ­ходимых средств для существования и жизнедеятельности.

Первоочередное жизнеобеспечение включает: снабжение населения жиз­ненно важными материальными средствами, коммунально-бытовыми услуга­ми, предметами первой необходимости; оказание медицинской помощи; информационно-психологическую поддержку.

По каждому виду обеспечения разрабатываются планы обеспечения, кото­рые должны содержать объемы решаемых задач, перечень сил и средств для их решения, распределение материальных ресурсов по решаемым задачам с ука­занием сроков их поставки и поставщиков.

Медицинское обеспечение пострадавшего населения включает:

Своевременное оказание медицинской помощи;

Проведение противоэпидемических мероприятий;

Наблюдение и лабораторный контроль за внешней средой, водоисточни­ками, продуктами питания;

Санитарно-просветительную работу среди населения;

Дополнительное развертывание лечебной базы.

Первая медицинская помощь пораженным оказывается на месте ведения спасательных работ силами сандружин и спасателей, а также в порядке само и взаимопомощи.

Первая врачебная помощь пораженным и подготовка их к эвакуации в ле­чебные учреждения производится отрядами первой медицинской помощи.

Специализированная медицинская помощь и лечение пораженных осуще­ствляется в стационарных лечебных учреждениях.

Обеспечение пострадавшего населения жильем включает:

Использование (после проведения инвентаризации и оценки состояния) сохранившегося жилого фонда;

Использование зданий и сооружений лечебно-оздоровительной базы, баз отдыха (санатории, дома отдыха и т.д.);

Развертывание временных жилищ (передвижных и сборных домиков, палаток, юрт, землянок и др.);

Временное подселение пострадавшего населения на площади сохрани­вшегося жилого фонда.

Обеспечение пострадавшего населения продуктами питания включает:

Использование запасов продовольствия на складах резерва и текущего довольствия;

Повышение производительности сохранившихся мощностей по про­изводству продуктов питания;

Подвоз продовольствия из не пострадавших районов;

Развертывание временных пунктов питания с использованием по­движных кухонь, хлебопекарен и др. мобильных технических средств;

Определение порядка и организация обеспечения населения продуктами питания (списки, талоны, очередность, нормы отпуска и т.д.);

Организацию взаимодействия с органами военного командования и силовых ведомств по возможности использования их ресурсов.

При оценке потребностей в продуктах питания необходимо учитывать, что впервые 2-3 суток наиболее вероятна организация питания с использовани­ем сухих пайков, консервов и др.

Обеспечение пострадавшего населения водой включает:

Восстановление магистральных водопроводов;

Контроль за качеством воды;

Доставку воды емкостями на передвижных средствах;

Опреснение, очистку и обеззараживание воды (в случае необходимости);

Использование защищенных мощностей водопроводов, артезианских скважин, резервуаров.

Потребности пострадавшего населения в воде рассчитываются, исходя из минимальной нормы 8-10 литров в сутки на человека.

Из других видов коммунально-бытовых услуг пострадавшее население обеспечивается необходимыми топливо энергетическими ресурсами (тепло, горячая воды, электроэнергия, газ), а также банями, душевыми, туалетами и т.д.

При дефиците используются нестандартные, простейшие средства - пере­движные малогабаритные станции, теплоэнергоносители локомотивов и су­дов, печи «буржуйки», передвижные душевые, прачечные, туалеты.

Обеспечение населения предметами первой необходимости (одеждой, обу­вью, предметами личной гигиены и т.д.) предусматривает:

Использование предметов первой необходимости из резерва, а также из поврежденных и разрушенных складов;

Сбор и перераспределение предметов первой необходимости среди насе­ления;

Организацию выдачи;

Использование текущих запасов торговли по долговым распискам.

Информационное обеспечение пострадавшего населения включает:

Организацию оперативного информирования населения с использова­нием стационарных и подвижных средств;

Проведение обходов мест проживания и нахождения людей;

Установку информационных пунктов в местах проживания и нахожде­ния людей;

Создание справочно-информационной службы для информирования людей о местах нахождения пострадавших и местах расселения эвакуируемых;

Создание из специалистов бригад психологической поддержки.

Зараженные участки (районы) в зависимости от боевой обстановки могут обходиться или преодолеваться по направлениям с наименьшими уровнями радиации либо после спада уровня радиации с использованием средств индивидуальной или коллективной защиты. Преодолевать их необходимо на максимальной скорости.

При преодолении участков местности, зараженных радиоактивными веществами, при наличии в воздухе радиоактивной пыли (сухая ветреная погода, метель, поземка) личный состав, действующий в БМП и закрытых БТР, надевает респираторы, а при действиях на открытых машинах, кроме того, и защитные плащи. В сырую погоду средства защиты обычно не надевают. При действиях в пешем порядке надевают респираторы, а в сырую погоду – только защитные чулки.

При преодолении на БМП (БТР) участков (районов) местности, зараженных зарином, надевают противогазы, а при действиях б пешем порядке -- противогазы и общевойсковые защитные комплекты. Если местность заражена отравляющими веществами типа иприт, VX или биологическими средствами, то преодоление зараженных участков (районов) в пешем порядке производится в противогазах и в общевойсковых защитных комплектах.

Перед преодолением зараженного участка отделение по команде командира останавливается, не доезжая до его передней границы, и производит подготовку к его преодолению: готовятся к работе приборы радиационной и химической разведки; закрываются жалюзи и люки БМП (БТР); включается система защиты от оружия массового поражения, на автомобилях поднимаются боковые стекла кабин, укрывается имущество; личный состав, не выходя из машин, надевает средства защиты.

После преодоления участка местности, зараженного отравляющими веществами типа иприт, VX или биологическими средствами, как только позволит обстановка, по указанию старшего командира проводится полная дегазация (дезинфекция) техники.

Средства индивидуальной защиты снимаются по команде командира после того, как проведением химического контроля будет установлено отсутствие опасности поражения.

Приготовление и прием пищи на местности, зараженной отравляющими веществами и биологическими средствами, не разрешаются.

Использование защитных и маскирующих свойств местности и военной техники ослабляет воздействие поражающих факторов оружия массового поражения противника на личный состав, вооружение, военную технику и материальные средства.

Подразделения при выполнении боевых задач, на марше и при расположении на месте должны умело использовать лесные массивы, рельеф местности, подземные выработки и другие естественные укрытия. Подвижные, особенно бронированные, объекты значительно ослабляют воздействие ударной волны, проникающей радиации и радиоактивного облучения, надежно предохраняют личный состав от поражения световым излучением и капельножидкими 0В, а оборудованные системами защиты от оружия массового поражения – и от поражения радиоактивными веществами, парами и аэрозолями отравляющих веществ и биологическими средствами.

Обеспечение безопасности и защиты личного состава при действиях в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения достигается: непрерывным ведением радиационной, химической и биологической разведки (наблюдения); своевременным и умелым использованием средств индивидуальной и коллективной защиты, защитных свойств боевой техники, транспорта и местности, противорадиационных препаратов, антидотов, средств экстренной медицинской помощи, инженерных сооружений; выбором наиболее целесообразных способов преодоления зон заражения; строгим соблюдением установленных правил поведения личного состава на зараженной местности. Перечень и содержание указанных мероприятий в каждом конкретном случае определяются условиями обстановки.

При заблаговременной подготовке подразделения к действиям или преодолению разведанных районов заражения должны быть определены меры по обеспечению защиты личного состава, допустимые сроки действия в зонах заражения и режим поведения личного состава с учетом защитных свойств техники, инженерных сооружений и местности.

Оповещение подразделений о радиоактивном, химическом и биологическом заражении организуется во всех условиях обстановки в целях обеспечения своевременного принятия подразделением мер защиты от поражения радиоактивными, отравляющими веществами и биологическими средствами. Для этого устанавливаются единые и постоянно действующие сигналы: о радиоактивном заражении – «Радиационная опасность»; о химическом и биологическом заражении – «Химическая тревога». При подаче используются все технические средства связи (радио, телефон, средства зрительной и звуковой сигнализации и др.). Во взводе сигналы дублируются голосом. Сигналы оповещения по всем каналам связи передаются вне всякой очереди. Сигналы оповещения подаются на основании данных радиационной, химической и биологической разведки (наблюдения). Распоряжение о подаче сигнала «Радиационная опасность» отдают, как правило, командиры подразделений (роты, батальона) при уровнях радиации 0,5 Р/ч и выше. Наблюдательные посты подразделений подают сигнал оповещения самостоятельно только при химическом заражении, обнаруженном с помощью имеющихся у них приборов. При подаче сигнала оповещения подразделения не прекращают выполнения поставленных задач и действуют по указанию своих командиров, используя средства индивидуальной защиты, а если позволяет обстановка, то и укрытия. Каждый военнослужащий, обнаруживший признаки наличия отравляющих веществ или биологических средств в воздухе или на местности, не ожидая сигнала оповещения, должен надеть противогаз и доложить своему командиру.

При обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению) основная
роль отводится проведению разведки.

Основными видами разведки являют ся:
биологическая, инженерная, медицинская, радиационная, санитарно-эпидемиологическая, химическая, пожарная.

Общие требования к разведке, наблю дению и контролю:
. непрерывность;
. своевременность;
. полнота и достоверность данных.

Биологическая разведка:
. определяет масштабы и границы зон заражения;
. выявляет источники, определяет вид и характер заражения;
. проводит постоянное наблюдение и контроль за изменением обстановки.

Инженерная разведка:
. определяет состояние наземных транспортных систем, проходимость местности на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;
. определяет места, границы и характер разрушений, завалов, затоплений, образовавшихся в зоне ЧС;
. определяет состояние коммунально-энергетических систем в зоне ЧС;
. устанавливает наличие потенциальных источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС;
. устанавливает нахождение пострадавших.

Медицинская разведка:
. выявляет пораженных, их численность и состояние;
. определяет пути выноса пораженных и маршруты их эвакуации;
. определяет районы развертывания медицинских пунктов, места для сбора и погрузки пораженных на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения вне зоны ЧС.

Радиационная разведка:
. выявляет источники радиоактивного загрязнения;
. определяет характер, степень и масштабы радиоактивного загрязнения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;
. определяет направления и районы с наименьшими уровнями радиации;
. проводит постоянное наблюдение и контроль за изменением радиационной обстановки;
. предоставить необходимые данные для введения режимов радиационной защиты населения и сил ликвидации ЧС.

Санитарно-эпидемиологическая раз ведка:
. определяет санитарно-эпидемиологическое состояние зоны ЧС, в том числе районов эвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС;
. предоставляет необходимые данные для введения системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации и карантина);
. проводит постоянное наблюдение и контроль за изменением санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС.

Химическая разведка:
. выявляет источники химического загрязнения;
. определяет вид опасного химического вещества, характер и масштабы заражения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;
. определяет маршруты обхода участков химического заражения;
. предоставляет необходимые данные для обеспечения мер химической безопасности;
. проводит постоянное наблюдение и контроль за изменением химической обстановки в зоне ЧС.

Пожарная разведка:
. определяет виды, параметры и границы очагов пожара, скорость и направление
распространения огня в очагах пожаров;
. оценивает степень загазованности и задымления в очагах пожаров;
. определяет пожарную обстановку на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;
. выявляет потенциально-опасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва в связи с близостью к очагам пожаров;
. определяет состояние систем противопожарного водоснабжения.

Для ведения общей разведки привлекаются силы и средства воздушной, речной (морской) разведки, разведки на средствах железнодорожного транспорта, разведывательные подразделения воинских частей, разведывательные группы городов, районов и объектов народного хозяйства, звенья разведки формирований, а также головные учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля.
Специальная (радиационная, химическая бактериологическая) разведка ведётся с целью получения более полных данных о характере радиоактивного, химического и бактериологического заражения.
Для ведения специальной разведки привлекаются группы (звенья) радиационной и химической разведки, посты радиационного и химического наблюдения, а также учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля.

Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации (СНЛК), общегосударственная структура и является составной частью сил и средств наблюдения и контроля единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

Наблюдение и лабораторный контроль в Российской Федерации организуется и проводится в целях:
. своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
. принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ, биологических (бактериологических) средств — возбудителей инфекционных заболеваний.

Сеть наблюдения и лабораторного контр оля имеет три уровня: федеральный, региональный и местный.

Федеральный уровень СНЛК формируется на основе академических научно-исследовательских учреждений, организаций и учреждений центрального подчинения.

Региональный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, отраслевых научно-исследовательских учреждений, кафедр (лабораторий) высших учебных заведений соответствующего профиля, функционирующих на территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, решающих задачи в масштабе региона.

Местный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории.

Наблюдение — это способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными веществами (РВ), боевые токсичные химические вещества (БТХВ), аварийно химически опасными веществами (АХОВ) и биологическими средствами (БС) с помощью технических средств.

Лабораторный контроль — это обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента (для БС — после проведения специфической индикации).

Индикация — это комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт заражения (загрязнения) РВ, БТХВ, АХОВ, БС и определить их вид.

Функционирование СНЛК

В режиме повседневной деятельности
(мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий)

Наблюдение и лабораторный контроль проводится в объёме задач, установленных для данного учреждения директивным (вышестоящим) органом.

В режиме повышенной готовности
(ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидро-метеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны).

Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и др. РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также БТХВ и БС; о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.

В режиме чрезвычайной ситуации
(возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время).

Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также БТХВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Пост радиационного и химического на блюдения (ПРХН)
Пост радиационного и химического наблюдения (ПРХН) выставляется начальником штаба ГО организации с получением распоряжения на проведение мероприятий гражданской обороны и состоит из 3 человек: начальника поста, разведчика-дозиметриста, разведчика-химика.
Начальник поста наблюдения назначается из наиболее подготовленных в специальном отношении работников организации. В мирное время пост должен быть полностью экипирован, документирован и готов к выполнению своих задач.

На пост наблюдения возлагаются сле дующие задачи:

Определение исходных данных для засечки ядерных взрывов, времени взрыва, времени от момента вспышки до прихода ударной (звуковой) волны к месту расположения поста, расстояния до центра (эпицентра) взрыва, магнитного азимута (направления на взрыв), вида и ориентировочной мощности ядерного взрыва;
. своевременное обнаружение радиационного и химического (РХ) заражения территории организации;
. определение времени начала и окончания выпадения РВ, прохождения первичного облака зараженного воздуха;
. подача сигналов оповещения «Радиационная опасность» и «Химическая тревога»;
. определение уровней радиации и типа примененного противником БТХВ в районе расположения поста наблюдения;
. контроль за изменением уровней радиации и концентраций БТХВ в воздухе и на местности в районе расположения поста наблюдения;
. определение направления распространения облака БТХВ или АХОВ;
. ведение метеорологического наблюдения (при наличии метеокомплекта).

Пост наблюдения оснащается:

Измерителем мощности дозы (рентгенметром) типа ДП-5 (б, в);
. войсковым прибором химической разведки ВПХР;
. дозиметрами ИД-1, ДП-24 (ДКП-50А);
. метеокомплектом МК-3 (при наличии);
. простейшими средствами засечки ядерных взрывов: компасом, азимутальным планшетом или другими угловыми приборами, часами с секундной стрелкой или секундомером;
. средствами защиты глаз от светового излучения ядерного взрыва (защитными очками);
. средствами индивидуальной защиты;
. аптечками индивидуальными;
. индивидуальными противохимическими пакетами;
. средствами связи и оповещения.

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению) является также одной из основных задач нештатных аварийно-спасательных формирований.

Внимание! Данный комментарий не является официальным обращением заявителя!

Радиационная защита. Радиационная защита - это комплекс организационных, инженерно-технических и специальных меро­приятий, направленных на предупреждение или максимальное ос­лабление воздействия ионизирующих излучений на людей и умень­шение радиоактивного загрязнения окружающей среды до допу­стимых уровней. Она обеспечивает состояние защищенности лю­дей от вредного для них воздействия ионизирующих излучений и является основным механизмом достижения радиационной без­опасности. Следовательно, основная цель радиационной защи­ты - это обеспечение радиационной безопасности населения и персонала РОО.

Осуществление радиационной защиты основывается на следу­ющих принципах:

непревышение допустимых пределов индивидуальных доз об­лучения населения и персонала от всех источников ионизирующих излучений;

запрещение всех видов деятельности с использованием ионизи­рующих излучений, при которых получаемая для людей и обще­ства в целом польза не превысит риска возможного вреда от допол­нительного к естественному радиационному фону облучения;

поддержание на возможно низком уровне индивидуальных доз и числа людей, подвергшихся облучению.

Основными задачами радиационной защиты являются: .предупреждение о возникновении аварии на РОО;

ограничение радиационных последствий аварии.

Первая задача решается на этапах проектирования, размещения, строительства и нормального функционирования РОО. При этом предусматривается проведение ряда организационных и инженер­но-технических мероприятий, к основным из которых относятся:

размещение РОО с учетом риска возникновения природных чрезвычайных ситуаций и возможных последствий аварии;

специальные меры по предупреждению аварий и ограничению распространения выбросов радиоактивных веществ за пределы санитарно-защитной зоны;

меры по защите персонала радиационных опасных объектах и близживущего населения.

При размещении в конкретной местности предусматриваются ограничения по минимальному расстоянию между АЭС и насе­ленными пунктами:

населенный пункт с населением до 50 тыс. человек размещает­ся не ближе 8 км от АЭС;

город с населением от 500 тыс. до 1 млн человек - не ближе 30 км;

город с населением более 2 млн человек - от 100 км и более.


При размещении POO должны учитываться сейсмичность тер­ритории, ее геологические, гидротехнические и ландшафтные условия.

Меры по предупреждению аварий и ограничению распростра­нения выбросов включают в себя:

использование быстродействующих систем защиты, прерыва­ющих неконтролируемое развитие процессов в ядерном реакторе;

создание нескольких барьеров безопасности, препятствующих выходу радиоактивных продуктов при взрывных процессах;

качественная подготовка персонала РОО;

создание санитарно-защитной зоны вокруг РОО.

Специальные меры по защите персонала РОО и населения в примыкающих к АЭС районах предусматривают создание:

системы автоматизированного мониторинга радиационной об­становки;

автоматизированной локальной сети оповещения на РОО;

защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укры­тий и т.п.) в 30-километровой зоне от АЭС.

При аварии на РОО проводятся мероприятия по защите насе­ления в условиях радиационной ЧС и по ликвидации последствий аварии, которые рассмотрены ниже.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Опасность пора­жения людей в чрезвычайной ситуации радиационного характера обусловлена дозой облучения:

внешнего гамма-излучения от загрязненной местности;

внутреннего, возникающего при попадании радиоактивных веществ внутрь организма через органы дыхания и через пищева­рительный тракт.

Роль этих факторов и соответствующее противодействие им зависят от фазы развития аварии. Обычно рассматривают три фазы.

Ранняя фаза развития аварии - время от начала аварии до момента прекращения выброса радиоактивных веществ в атмо­сферу и окончания формирования радиационного загрязнения ме­стности. Продолжительность этой фазы может составлять от не­скольких часов до 10 сут.

Средняя фаза - от момента завершения формирования РЗМ до задействования всех мер защиты и жизнеобеспечения на­селения. Длительность фазы может составлять от нескольких суток до одного года.

Поздняя фаза- длится до завершения (прекращения не­обходимости) выполнения защитных мер. Фаза завершается од­новременно с отменой всех ограничений на жизнедеятельность населения на РЗМ и переходом к обычному санитарно-радиаци-онному контролю радиационной обстановки.

Определение границ зон загрязнений и проведение защитных мер на ранней фазе аварии проводится по данным радиационной

4 Киршин 97


разведки и планируется на основании действующих «Критериев для принятия решения о мерах защиты населения в случае аварии ядерного реактора», утвержденных Минздравом России (табл. 6.1).

Если ожидаемые дозы достигают или превосходят верхний уро­вень, то приведенные в табл. 6.1 меры обязательны, даже если они связаны с нарушением деятельности населения. Продолжи­тельность ранней фазы 10 сут, она установлена на основе опыта аварии на Чернобыльской АЭС.

Для принятия решений о режимах поведения населения, ха­рактерных для среднего и позднего этапов развития аварии, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, о дез­активации населенных пунктов и их реабилитации по уточнен­ным данным радиационной разведки и радиационного контроля определяются районы РЗМ и находящиеся в них населенные пун­кты. При получении данных о плотности загрязнений, Ки/км 2 , из разных районов на карте административной территории прово­дится зонирование РЗМ, т. е. нанесение соответствующих зон. Границы этих зон устанавливаются в зависимости от определен­ных плотностей загрязнения территорий. С учетом изменения ра­диационной обстановки не реже чем раз в три года эти границы пересматриваются решением Правительства России. Для этих зон определяется величина годовой эффективности дозы, которая может быть получена населением при отсутствии радиационной защиты, и планируются меры защиты.

По опыту ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС выделяют определенные зоны РЗМ и соответствующие им мероприятия по защите населения и территорий.

Таблица 6.1 Критерии для принятия решений на ранней фазе

* Числитель - нижний уровень, знаменатель - верхний. По щитовидной железе.


На территориях, где годовая доза не превышает 0,1 рад, про­водится обычный контроль загрязнения среды и сельскохозяй­ственной продукции, по результатам которого оценивается годо­вая доза. Проживание населения и хозяйственная деятельность на этой территории по радиационным факторам не ограничивается, и территория не относится к зонам РЗМ. Плотность загрязнения по цезию-137 в этой зоне 1 - 5 Ки/км 2 .

На территориях, где годовая эффективная доза превышает 1 рад, устанавливается зона РЗМ.

Зона радиационного контроля -территория, на ко­торой годовая доза составляет от 0,1 до 0,5 рад. В этой зоне осуще­ствляется радиационный мониторинг природной среды и сельс­кохозяйственных продуктов, контроль облучения населения. Ис­пользуются средства снижения доз (защиты кожи и органов дыха­ния, йодная профилактика).

Зона проживания с правом на отселение - часть территории с плотностями загрязнения 5-15 Ки/км 2 по цезию-137, годовой дозой от 0,5 до 2 рад. Осуществляются те же меры защи­ты, что и в зоне радиационного контроля. Добровольный въезд в эту зону для постоянного проживания не ограничивается. Въезжа­ющим разъясняется риск ущерба здоровью, обусловленный дей­ствием радиации.

Зона отселения - территория с плотностью загрязне­ния 15 - 40 Ки/км 2 . Среднегодовая доза превышает 2 рад. Въезд в зону для постоянного проживания запрещен. Осуществляются меры радиационной и медицинской защиты. Запрещается проживание детей, лиц репродуктивного возраста.

Зона отчуждения - территория с чрезвычайно опасным РЗМ. Плотность загрязнения более 40 Ки/км 2 , годовая доза более 5 рад. В зоне не допускается постоянное проживание, хозяйствен­ная деятельность и природопользование строго регулируются. При временном пребывании используются средства индивидуальной защиты, режим радиационной защиты и другие меры.

Проводимые в зонах РЗМ защитные мероприятия могут при­водить к нарушению нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территорий, т.е. являются вмешательством, влекущим за собой не только эко­номический ущерб, но и неблагоприятное воздействие на населе­ние. Поэтому при принятии решений о характере вмешательства (защитных мероприятиях) руководствуются специальными прин­ципами:

предлагаемое вмешательство должно принести населению боль­ше пользы, чем вреда, т.е. уменьшение ущерба в результате сни­жения дозы должно быть достаточным, чтобы оправдать стоимость вмешательства и возможный (прежде всего социальный) вред от него (принцип обоснования вмешательства);


форма, масштабы и длительность вмешательства должны быть выбраны такими, чтобы чистая польза от снижения дозы за выче­том ущерба, связанного с самим вмешательством, была бы мак­симальной (принцип оптимизации вмешательства).

Таким образом, при организации непосредственной радиаци­онной защиты населения основные усилия сосредоточиваются на исключении или уменьшении воздействия ИИ, что достигается:

укрытием в защитных сооружениях;

использованием средств индивидуальной защиты;

сокращением времени пребывания в зонах РЗМ, вплоть до эва­куации;

специальной обработкой (дезактивацией);

применением лекарственных профилактических средств.

Действия населения при радиационной аварии и в условиях ра­диоактивного загрязнения местности. Услышав сигнал оповещения «Внимание всем!», необходимо включить средства вещания (теле­визор, радиоприемник, проводное радио), прослушать информа­цию и действовать в соответствии с ней. Если рекомендации для конкретной обстановки отсутствуют, то следует защитить органы дыхания (платком, шарфом и т.п.) и по возможности быстро ук­рыться в ближайшем здании, лучше всего в собственной квартире.

В помещении следует:

сменить верхнюю одежду и обувь и поместить их в пластиковые пакеты или пленку;

плотно закрыть окна, форточки, двери, выключить вентиля-i
цию; I

включить средства вещания и быть готовым к приему инфор­мации;

при наличии бытового измерителя загрязнения периодически проводить измерения.

Герметизировать помещения (подручными средствами заделать щели в окнах и дверях, заклеить вентиляционные отверстия) и надежно укрыть продукты питания (открытые продукты поместить в полиэтиленовые пакеты, запастись водой в закрытых сосудах, продукты и воду разместить в холодильнике, закрытых шкафах, кладовках).

При получении указаний следует провести йодную профилак­тику (подручное средство - 3 - 5 капель 5 % раствора йода на стакан воды для взрослых; 1 - 2 капли на 100 г воды для детей до двух лет; прием повторить через 5 -7 ч). Строго соблюдать прави­ла личной гигиены: открытые участки тела мыть с мылом не­сколько раз в день.

Помещение следует оставлять только в крайних случаях и на короткое время. При выходе на улицу защищать органы дыхания и кожу табельными, а при их отсутствии - подручными средствами. После каждого возвращения следует переодеваться.


Необходимо подготовиться к возможной эвакуации, для чего должны быть наготове:

средства индивидуальной защиты, в том числе подручные;

одежда и обувь по сезону, нижнее белье;

однодневный запас продовольствия, медикаменты;

документы, деньги и другие необходимые вещи.

Перед выходом из помещения для эвакуации надо отключить холодильник, все электрические и газовые приборы, перекрыть воду, выбросить все скоропортящиеся продукты.

На загрязненной местности нельзя снимать средства защиты, поднимать пыль, запрещается курить, принимать пищу, лежать, садиться; двигаться следует по задерненной почве или по асфаль­ту. Периодически проводится дезактивация средств защиты, одежды и вещей путем осторожного обтирания или обтряхивания, а так­же обтирание и обмывание открытых участков кожи. После ради­ационного контроля необходимо переодеться. В районах загрязне­ния можно употреблять продукты питания только после проведе­ния радиационного контроля или продукты, находящиеся в гер­метичной упаковке.

Соблюдение норм и правил поведения в условиях РЗМ являет­ся важной защитной мерой, снижающей риск радиационных по­ражений.

Химическая защита

Химическая защита - комплекс организационных, инженер­но-технических и специальных мероприятий, направленных на предупреждение и максимальное снижение воздействия АХОВ на людей и окружающую среду при аварии на ХОО. Так же, как и по каждому виду защиты (инженерной, радиационной, медицин­ской), мероприятия химической защиты по предназначению под­разделяются на две основные группы:

связанные с предупреждением возникновения и развития ава­рии на ХОО;

связанные с ограничением последствий возникшей ЧС хими­ческого характера (защита населения в Ч С).

Мероприятия первой группы достаточно типичны:

проектирование и размещение ХОО на территории с учетом наличия природных ИЧС, плотности населения и размещения населенных пунктов;

использование автоматических систем безопасности, предназ­наченных для вывода объекта из предаварийного состояния, без­аварийной остановки отдельных агрегатов или всего производства и т.д.;

создание химического мониторинга на ХОО и в его санитарно-защитной зоне;


создание автоматизированной локальной сети оповещения;

обучение персонала и повышение его квалификации.

При возникновении аварии на ХОО следует иметь в виду, что ее масштаб, как правило, носит локальный (объектовый или ме­стный) характер: объект, санитарно-защитная зона, территории, примыкающие к ней.

В зонах химического заражения люди могут быть поражены как при попадании АХОВ внутрь организма через органы дыхания, так и в результате соприкосновения с капельно-жидкой фазой, находящейся на земле, местных предметах, одежде и т.д. Роль за­щиты и заключается в том, чтобы перекрыть основные пути воз­действия АХОВ на организм человека.

1. Оперативное получение информации о характере аварии на ХОО и результатах ее развития, оповещение населения о возмож­ной угрозе или начале химического заражения.

2. При возникновении угрозы - принятие предупредительных мер по предотвращению воздействия АХОВ на людей.

3. При свершившемся воздействии - принятие мер по ограни­чению его результатов и ликвидации последствий.

Реализация первого принципа основывается на проведении мероприятий по информационному обеспечению химической за­щиты (прогнозирование химической обстановки, химический мониторинг, разведка и контроль заражения, оповещение насе­ления).

К числу защитных мер, направленных на предотвращение воз­действия АХОВ и ликвидацию последствий (мероприятия непо­средственной защиты), относятся:

использование защитных сооружений, защитных свойств жи­лых и производственных зданий;

использование средств индивидуальной защиты;

применение медикаментозных, профилактических и лечебных средств;

специальная обработка (дегазация) местности и объектов;

эвакуация населения.

На основании данных химического мониторинга и разведки подается сигнал оповещения о химическом заражении. Этот сиг­нал приводит в действие непосредственную защиту. По результа­там химического контроля (мониторинга) принимается решение на специальную обработку, делается вывод о возможности сня­тия средств индивидуальной защиты.

Поведение людей в зонах химического заражения. Оповещение населения об угрозе поражения АХОВ в случае аварии на ХОО возлагается на дежурных диспетчеров объектов через локальные


сети оповещения. Проводится оно немедленно после установле­ния факта аварии и предварительного прогноза о направлении распространения облака АХОВ.

Население, проживающее вблизи АХОВ (до 2,5 км), оповеща­ется диспетчерской службой предприятия, а те, кто проживают далее 2,5 км, оповещаются оперативными службами РСЧС. Обыч­но в информации об аварии говорится, какое вещество выброше­но в атмосферу, в каких районах (жилых кварталах) может воз­никнуть наибольшая опасность распространения облака загрязне­ний, какие меры защиты надо срочно предпринимать.

Для населения существует два основных способа защиты: вы­ход из зоны заражения и укрытие в домах.

Ощутив первые признаки паров АХОВ внутри помещения, не­обходимо надеть противогаз (если он имеется) или простейшие средства защиты органов дыхания, изготовленные своими руками.

В крайнем случае надо смочить полотенце (водой, раствором соды) и прикрыть им рот и нос. Меры по герметизации помеще­ний и укрытию продуктов питания и воды аналогичны использу­емым при аварии на РОО. Для защиты от хлора следует использо­вать марлевую повязку, смоченную 2 % водным раствором пище­вой соды, а от аммиака - 5 % водным раствором лимонной кис­лоты. При выходе из зон заражения необходимо использовать про­тивогазы, а при их отсутствии - простейшие повязки, маски, смоченные водой.

Под радиационной обстановкой понимают условия, возникающие в результате применения противником ядерного оружия, аварией (разрушением) на радиационно-опасных объектах с выбросом в атмосферу большого количества радиоактивных веществ.

Радиационная обстановка определяется масштабом и степенью радиационного заражения местности, различных объектов, расположенных на ней, акватории, воздушного пространства, оказывающего влияние на работу промышленных предприятий, жизнедеятельность населения.

Выявление и оценка радиационной обстановки проводится для определения влияния радиоактивного заражения местности на население, при этом выявление проводится по данным непосредственного измерения значения мощностей доз излучения (радиационная разведка) и расчетным методом (прогнозирование радиоактивного заражения).

Выявление и оценка фактической радиационной обстановки проводится после завершения формирования следа радиоактивного облака в месте расположения органа внутренних дел. По данным радиационной разведки определяются конкретные режимы радиационной защиты личного состава, начало и продолжительность работы смен в зоне заражения, необходимое количество смен для выполнения поставленных задач в условиях радиоактивного заражения, устанавливается необходимость проведения дезактивации вооружения, техники, продовольствия.

При аварии на радиационно опасном объекте с выбросом в атмос­феру радиоактивных веществ (РВ) возможны следующие виды радиаци­онного воздействия:

внешнее облучение во время прохождения радиоактивного облака;

внешнее облучение от выпавших на поверхность земли РВ;

внешнее облучение за счет загрязнения кожных покровов и одежды;

внутреннее облучение щитовидной железы и легких в результате по­ступления РВ с вдыхаемым воздухом;

внутреннее облучение за счет потребления загрязненных продуктов питания.

Для ориентировочной оценки вклада всех источников, участвующих в формировании суммарной дозы облучения на загрязненной террито­рии, структуру прогнозируемой дозы обычно принимают;

доза от внешнего облучения около 15%;

доза от внутреннего облучения - 85%, при условии, что в течение этого времени население будет потреблять продукты питания, выращен­ные на загрязненных территориях.

При выборе мер защиты выделяют три фазы протекания аварии:

ранняя фаза - от начала аварии до момента прекращения выброса РВ в атмосферу и окончания формирования радиоактивного следа на местности. Продолжительность этой фазы в зависимости от характера и масштаба аварии может длиться от нескольких часов до нескольких суток. В этой фазе доза внешнего облучения формируется гамма- и бета-излучением РВ, содержащихся в облаке. Внутреннее облучение обусловлено ингаляционным поступлением в организм радиоактивных продуктов из облака;

средняя фаза - от момента завершения формирования радиоактив­ного следа до принятия всех мер зашиты. В зависимости от характера и масштаба аварии длительность средней фазы может быть от нескольких дней до одного гола. Источником внешнего облучения являются РВ, осекшие из облака на поверхность земли, зданий, сооружений и т.п., сформировавшие радиоактивный след. Внутрь организма РВ поступают в основном пероральным путем при употреблении загрязненных про­дуктов и воды;

поздняя фаза - длится до прекращения необходимости в выполне­нии защитных мер. Фаза заканчивается одновременно с отменой всех ограничений на жизнедеятельность населения загрязненных районов и переходом к обычному санитарно-дозиметрическому контролю радиационной обстановки. Источники внешнего и внутреннего облучения те же, что и на средней фазе.

Типовые режимы радиационной защиты рассчитаны заранее и вво­дятся в действие решением соответствующих начальников органов внут­ренних дел (начальников ГО).

Для принятия решений по защите личного состава в условиях ради­ационной аварии разработаны критерии для принятия решений на каж­дой фазе развития аварии.

Под химической обстановкой понимаются условия, возникающие в результате применения противником химического оружия (ХО) или аварии на химически опасных объектах, связанные с выбросом (разливом) аварийно химически опасных веществ (АХОВ).

Химическое заражение – наличие токсичных веществ на кожных покровах, обмундировании, средствах защиты, на местности, технике, а также в воздухе и открытых источниках воды в количествах, создающих опасность поражения сотрудников ОВД, населения в течение определенного времени.

Основными характеристиками химического заражения вследствие применения ХО или аварии с выбросом АХОВ являются:

масштаб – характеризует пространственные границы проявления последствий;

продолжительность – характеризует временные границы проявления последствий. Обуславливается стойкостью – способностью ОВ и АХОВ сохранять своё поражающее воздействие в течение времени. Стойкость зависит от типа ОВ и АХОВ, скорости ветра, температуры, влажности, структуры почвы и наличия растительности;

опасность химического заражения - характеризует возможный ущерб от последствий. Оценивается возможными потерями населения на площади зоны химического поражения.

Выявление химической обстановки ее оценка сводится к определению границ территории заражения и параметров определяющих эффективность действия отравляющих веществ ОВ (АХОВ).

При этом определяются:

тип ОВ или АХОВ;

размеры района применения химического оружия (ХО) или количество АХОВ в разрушенных или поврежденных ёмкостях;

стойкость ОВ (время поражающего действия АХОВ);

концентрация ОВ (АХОВ);

глубина распространения облака зараженного воздуха и площадь заражения;

время подхода зараженного воздуха к определенному рубежу;

допустимое время пребывания людей в средствах индивидуальной защиты (СИЗ).

На основании оценки химической обстановке принимаются меры защиты людей, разрабатываются мероприятия по ведению спасательных работ в условиях заражения и ликвидация его последствий, анализируются условия работы личного состава в условиях заражения.

Выявление и оценка радиационной, химической и биологической обстановки осуществляется силами и средствами постов радиационного, химического, биологического наблюдения (ПРХБН), разведгрупп (дозоров), спасательных команд ГО, нештатных расчетно-аналитических групп и специально подготовленными лицами.

Расчетно-аналитическая группа (РАГ) является нештатным форми­рованием гражданской обороны и предназначена для сбора, обработки и выдачи информации в случаях применения противником оружия массового поражения и возникновения аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологическиопасных объектах.

РАГ осуществляет:

1. Сбор, обработку и обобщение информации об ядерных взрывах, районах применения химического и биологического оружия, фактах аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологическиопасных объектах, данных о метеорологической, радиационной, хи­мической и биологической обстановке (РХБО).

2. Прогнозирование последствий ядерных и химическихударов, аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологическиопас­ных объектах, оценку РХБО.

3. Выполнение расчетов по обоснованию наиболеецелесообразных действий органов внутренних дел в зонах РХБ заражения.

4. Подготовку исходных данных для решения ни ЭВМ задач по вы­явлениюи оценке масштабов и последствий применения ОМП и аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологически опасныхобъектах.

5. Информирование штабов органов внутренних дел и обменин­формацией о применении ОМП, фактах аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологически опасных объектах и их последствиях с пунктами управления вышестоящих, подчинённых, взаимодействую­щихорганов внутренних дел, воинских частей внутренних войск, взаимодействующих воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальныхформирований, территориальных органов по делам гражданской оборо­ны и чрезвычайным ситуациям, а также с соответствующимиучрежде­ниями сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской оборо­ны Российской Федерации.

6. Ведение в установленном порядке карт РХБО, другой документа­циипо сбору и обработке информации.

РАГ выполняет задачи имеющимися силами в режиме круглосуточного дежурства. Оценка РХБ обстановки осуществляется на основе прогноза и реальных данных. Данные о РХБ обстановке получают: от территориальных органов МЧС России, штабов соединений и частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, соседних орга­нов внутренних дел, ПРХБН, разведгрупп и дозоров, подразделений формирований ГО органов внутренних дел, а после развёртывания час­тей ОПБ МВД России военного времени и от постов и подразделений химзащиты этих частей.

РАГ состоит из начальника, старшего инструктора, инструктора ивычислителя-чертежника. Личным состав РАГ комплектуется из числанаиболее подготовленных сотрудников и работников и назначается при­казом соответствующего начальника органа внутренних дел.

§ 2. Основные этапы и содержание мероприятий по выявлению и оценке радиационной и химической обстановки.

Выявление и оценка радиационной и химической обстановки осуществляется в 3 этапа:

I этап - заблаговременное выявление и оценка РХО в мирное время по прогнозу на основании оценочных параметров возможных ядерных и химических ударов, гипотетических аварий на радиационно и химически опасных объектах с учетом преобладающих метеоусловий.

II этап – выявление и оценка РХО, складывающаяся по прогнозу после состоявшихся ядерных и химических ударов, а также фактических аварий на радиационно и химически опасных объектах.

III этап – выявление и оценка РХО по данным разведки.

Выявление РХО включает:

1. Сбор, анализ и оценку исходных данных о:

ядерных и химических ударах или разрушениях (авариях) на радиационно и химически опасных объектах (параметры ядерных взрывов – координаты, мощность, вид, время; параметры химических ударов – количество и тип ОВ, время и место его применения;

характеристике аварий на радиационно и химически опасных объектах – тип ядерного энергетического реактора (ЯЭР), его мощность, степень разрушения и время аварии;

количестве и условиях хранения выброшенного в окружающую среду АХОВ, время аварии;

метеорологических условиях (для ядерных взрывов – параметры среднего ветра по слоям атмосферы до высоты подъема верхней кромки облака взрыва, для химических ударов, а также для аварий на радиационно и химически опасных объектах – параметры приземного ветра и степень вертикальной устойчивости атмосферы).

2. Определение на основе этих исходных данных размеров зон радиоактивного и химического заражения (загрязнения) и нанесение их на карту (план, схему).

Сбор и обработку данных и информации о радиационной, химической и биологической обстановке организует оперативный штаб совместно с взаимодействующими организациями в рамках Единой системы выявления и оценки масштабов и последствий применения оружия массового поражения, аварий (разрушений) атомных электростанций и химически опасных объектов. Обмен информацией о радиационной и химической обстановке осуществляется с взаимодействующими подразделениями и вышестоящими штабами.

Данные о ядерных взрывах радиоактивном, химическом и биологическом заражении, разрушении объектов атомной энергетики и химически опасных объектов поступают от частей (подразделений) соединений гражданской обороны (ГО) в расчетно-аналитические группы пунктов управления начальников служб радиационной, химической и биологической защиты соединений и частей ГО, где обрабатываются, докладываются командиру, начальнику штаба и передаются в расчетно-аналитические станции вышестоящего пункта управления органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. На основе этих данных штаб оценивает сложившуюся обстановку, докладывают командиру и информируют о ней подчиненные войска гражданской обороны, штабы ОВД и других взаимодействующих органов.

До получения данных разведки, радиационная и химическая обстановка ориентировочно может быть оценена по результатам прогнозирования, которое организуется штабом горрайлиноргана совместно с начальником службы радиационной, химической и биологической защиты подразделения (части) войск гражданской обороны.

Исходными данными для прогнозирования радиационной и химической обстановки являются:

параметры ядерных взрывов;

средства, способы, время и район применения отравляющих веществ, разрушений химически опасных объектов с аварийно химически опасными веществами;

данные о среднем ветре в различных слоях атмосферы и метеорологические условия в приземном слое воздуха; характер местности, положение, защищенность и характер действий ОВД в момент применения противником оружия массового поражения, аварий и чрезвычайных ситуаций.

При прогнозировании устанавливаются возможные зоны (районы) заражения местности и атмосферы, населенные пункты и органы внутренних дел, оказавшиеся в зонах с высокими уровнями радиации и химического заражения, ориентировочные потери личного состава.

По данным прогноза могут определяться объем задач по ликвидации последствий, наиболее целесообразные направления и районы ведения радиационной и химической разведки.

К основным задачам при оценке радиационной обстановки относятся:

определение радиационных потерь при действиях (нахождении) в зонах радиоактивного заражения местности (РЗМ);

определение радиационных потерь при преодолении зон РЗМ;

определение продолжительности пребывания сил РСЧС и ГО (населения) в зонах РЗМ по заданной дозе излучения;

определение времени начала работ в зонах РЗМ (начала входа в зону) по заданной дозе излучения;

определение времени начала преодоления зон РЗМ (начала выхода из зоны) по заданной дозе излучения;

определение степени заражения (загрязнения) техники, транспорта и других материальных средств.

К основным задачам при оценке химической обстановки относятся:

определение потерь населения и сил РСЧС и ГО в очагах химического поражения (районах применения химического оружия, районах аварий на химически опасных объектах);

определение потерь населения и сил РСЧС и ГО при действиях (нахождении) в зонах химического заражения или их преодолении;

определение количества людей, техники, транспорта и др. материальных средств, зараженных ОВ (АХОВ);

определение длительности поражающего действия ОВ (АХОВ): стойкость (время самоиспарения), время подхода облака ОВ к определенному рубежу (объекту) и его поражающего действия на данном рубеже (объекте), допустимое время пребывание в СИЗ, время заражения открытых источников воды;

определение мероприятий по обеспечению защиты сил РСЧС и ГО, населения и объектов экономики в условиях химического заражения и ликвидации последствий применения химического оружия (аварии на химически опасном объекте), выбор наиболее целесообразных действий сил РСЧС и ГО и населения.

В основе методик определения радиационной и химической обстановки по данным разведки используются математические модели развития процессов радиационного и химического заражения, учитывающие множество факторов обстановки. В настоящее время большинство методик реализовано в виде программных комплексов. Они позволяют получить оценочные данные радиационной и химической обстановки при наличии различных исходных данных, с более высокой степенью точности описывать возможные масштабы поражения и более эффективно организовать выполнение мероприятий по защите населения и территорий.

В тоже время, применительно к процессам радиоактивного и химического загрязнения при авариях на радиационно и химически опасных объектах, не всегда следует прибегать к глубокой детализации знаний об этих процессах, стремиться создавать и использовать сложные многоразмерные математические описания, для которых часто в повседневных условиях наблюдается недостаток информации, времени и их применение будет некорректно. Кроме этого нет уверенности, что сложные математические описания с большей эффективностью позволят решать вышеприведенные задачи и задачи по защите населения и территорий, чем простые.