Природоохранная служба в рф. Государственные природоохранные организации

Постепенно начали создаваться органы государственного управления природопользованием. В 1919 году при Главнауке Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) учреждается Временная комиссия по охране природы. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 5 октября 1925 года на базе этой комиссии организован Междуведомственный государственный комитет по охране природы. В 1930 году он был преобразован в Междуведомственный комитет содействия развитию природных богатств РСФСР, в 1933 году на его основе был создан Комитет по заповедникам при Президиуме ВЦИК, который впоследствии был реорганизован в Главное управление по заповедникам при СНК РСФСР. В 1939 году постановлением СНК СССР такие же управления были созданы при совнаркомах других республик.

После войны в Советском Союзе сложилась и вполне успешно функционировала централизованная система государственного управления народным хозяйством.

Общее руководство по охране природных ресурсов было поручено отделу Совета Министров СССР. Такие же природоохранные отделы имелись в республиканских советах Министров. Разработку годовых и перспективных планов охраны природы России осуществлял специальный отдел охраны природы Госплана РСФСР, в других республиках эту работу также выполняли отделы охраны природы Госплана республик. Координацию государственных планов осуществлял Госплан СССР.

Каждой отраслью народного хозяйства руководило соответствующее министерство. Выполнение работ по охране, восстановлению и улучшению состояния тех природных ресурсов, которые находились в ведении того или иного министерства, было возложено на эти министерства. В структуре каждого министерства имелись специальные подразделения или отделы охраны природы, которые ведали охраной подведомственных им ресурсов. Важную роль в укреплении дела охраны природы играла Комиссия по охране природы Верховного совета РСФСР, такие же комиссии Верховных Советов автономных республик, а также областных, краевых и районных Советов народных депутатов.

Ряду министерств и ведомств было дано право вмешиваться в работу любого предприятия или ведомства, когда дело касалось соблюдения законов об охране природы. Например, Министерство мелиорации и водного хозяйства РСФСР осуществляло государственный контроль за рациональным использованием вод, проведение мероприятий по охране водоемов от загрязнения, засорения и истощения, контроль за работой очистных сооружений, режимом работы водохранилищ. Этому министерству и его инспекционным подразделениям разрешалось проводить проверку деятельности любого предприятия и ведомства по вопросам охраны и использования водных ресурсов.

Министерство здравоохранения РСФСР и входящий в его структуру Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора осуществляли контроль за санитарным состоянием окружающей среды, проведением мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию загрязнения компонентов окружающей среды, борьбу с эпидемиями, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения.


В годы переходного периода был повышен статус государственных природоохранных органов. В 1988 году был создан Государственный комитет по охране природы, на базе которого Указом Президента от 28 ноября 1991 года было образовано Министерство экологии и природных ресурсов. В это министерство вошло еще три упраздненных российских министерства и ведомства. Минэкологии стало правопреемником семи упраздненных союзных органов. Указом Президента от 30 сентября 1992 года Минэкологии России было реорганизовано в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. В 1996 году произошла новая реорганизация. Был учрежден Госкомитет по охране природы (Госкомэкологии) с ограничением функциональной направленности. В самостоятельную организацию было выделено Министерство природных ресурсов (Минприроды). Таким образом, государственный статус главного органа, отвечающего за состояние окружающей среды в России, был понижен с уровня Министерства до уровня Госкомитета. В Государственной Думе сформирован Комитет по экологии, задачей которого является разработка законодательства по экологической безопасности и экологизация всего законодательства. В Совете безопасности Российской Федерации создана межведомственная комиссия по экологической безопасности.

Задачи Госкомэкологии определены Положением о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды, утверждены Постановлением Правительства РФ в мае 1997 г. . В числе основных следует упомянуть следующие задачи:

Межотраслевая координация деятельности органов исполнительной власти и организаций;

Регулирование в целях охраны окружающей среды совместно с другими федеральными органами исполнительной власти вопросов природопользования;

Организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду и мониторинга животного и растительного мира;

Обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем, банков данных окружающей среды, организация сбора, хранения, обработки, анализа и рассмотрения информации по проблемам охраны окружающей среды и природных ресурсов;

Обеспечение населения, органов государственной власти и органов местного самоуправления экологической информацией;

Формирование и развитие системы особо охраняемых природных территорий;

Реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства России в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества;

Координация деятельности органов исполнительной власти по организации системы и ведению государственных кадастров в области охраны окружающей среды;

Участие в организации системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования, работе по пропаганде знаний в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности.

Основным звеном в системе Госкомэкологии, координирующим природоохранную работу в регионе, является краевой или республиканский (областной) комитет. В областных городах созданы самостоятельные городские и районные комитеты, функции которых устанавливаются по соглашению местных органов управления с областным комитетом. Областные комитеты имеют в своем составе подразделения экономического регулирования природопользования, экологической экспертизы, аналитические лаборатории, организации государственного экологического контроля, ведения кадастров.

В управлении природоохранной деятельностью задействованы также другие государственные органы, в том числе Комитет РФ по геологии и использованию недр, Комитет РФ по рыболовству, Федеральная служба лесного хозяйства, Федеральный горный и промышленный надзор, Российский комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по водному хозяйству, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Эти ведомства также имеют свои территориальные подразделения.

Так, Федеральная служба лесного хозяйства обеспечивает правильное ведение лесного хозяйства и воспроизводство лесов, контролирует их состояние и рациональную эксплуатацию, организует охрану лесов от пожаров, вредителей и болезней.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обеспечивает работу общегосударственной службы наблюдения и контроля за загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и морских вод, почв, контролирует источники загрязнения атмосферного воздуха и планирует мероприятия по охране воздушного бассейна промышленных центров и городов и т.д.

Комитет РФ по рыболовству осуществляет эксплуатацию и воспроизводство рыбных запасов, контролирует состояние рыбных ресурсов и регулирует рыболовство, проводит мероприятия по воспроизводству рыбы.

Природоохранная служба в РФ кратко (краткие сведения).
С целью безопасности окружающей среды, в РФ созданы следующие природоохранные органы.
1) Органы общей экологической компетенции (охраны природы)
2) Органы по регулированию, охране и использованию отдельных природных ресурсов (воды, лесов, атмосферного воздуха, земли и её недр, животного мира).

Главными из них являются:
а) Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования
б) Департамент окружающей среды и экологической безопасности
в) Росгидромет (Федеральная служба России по мониторингу и гидрометеорологии окружающей среды)
г) МЧС России(Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий),
д) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Уровни природоохранной деятельности:
1. Федеральный уровень управления;
2. Управление всем федеральным округам;
3. Управление по субъектам РФ (областям, краям, республикам и т.д.).
Нормативные акты РФ (кратко):
1. Федеральный Закон "Об охране окружающей среды".
2. Ряд специальных законов.
Общероссийские экологические проблемы:
1. Неудовлетворительное состояние приземного слоя атмосферного воздуха в больших городских центрах, агломерациях и городах с наибольшим уровнем загрязнения (диоксиды азота и серы, оксид углерода, свинец, кадмий, мышьяк, фенол, бензол, бензопирен и др.);
2. Неудовлетворительное состояние водных объектов - источников питьевого водоснабжения и качества питьевой воды;
3. Угроза качественному и количественному разнообразию животного и растительного мира, прежде всего, редких и исчезающих видов;
4. Неудовлетворительное состояние лесов России в основных районах лесозаготовок;
5. Деградация земель, в том числе сельскохозяйственных угодий;
6. Трансграничное загрязнение окружающей природной среды;
7. Загрязнение природной среды диоксинами и диоксиноподобными токсикантами и отходами производства и потребления;
8. Радиоактивное загрязнение территорий в результате аварий на НПО «Маяк» и Чернобыльской АЭС;
9. Экологическая ситуация, складывающаяся в результате наводнений в Приморском крае, а также подвергшихся воздействию Краснодарского водохранилища в Республике Адыгея;
10. Состояние окружающей среды в эколого-курортном регионе Кавказских Минеральных Вод.
Методы управления:
1) Стимулирование
2) Перераспределение
3) Регулирование
4) Контроль
5) Аккумулирование
6) Мотивация

Мероприятия, улучшающие состояние окружающей природной среды:

1. Оптимизация.
1) Создание безотходных и малоотходных технологий. Это, например,- переработка шлама из черновой меди, в результате которой выделяют серебро, золото, металлы платиновой группы.
2) Создание более совершенных систем очистки выбросов в атмосферу, гидросферу и литосферу с последующей утилизацией уловленных веществ.
3) Использование на предприятиях системы оборотного водоснабжения, при котором отработанные воды не сбрасываются в природные водоемы, а, подвергаясь небольшой очистке (для соответствия нуждам данного производства), возвращаются в технологическую схему данного производства.
2. Систематический контроль за исполнением экологического законодательства.
3. Проведение экологических экспертиз:
а) перед строительством крупных предприятий и сооружений
б) в процессе их функционирования.
Экологические экспертизы проводятся на основе Закона РФ «Об экологической экспертизе» (1995 г.).
Экологическая экспертиза объекта (предприятия, агрегата, устройства) — это оценка воздействия данного объекта на окружающую среду.
Задачей экологической экспертизы является: предотвращение возможных вредных последствий хозяйственной деятельности на состояние природной окружающей среды и здоровье человека
4. Создание национальных парков, заповедников и заказников. Оно является способом сохранения природных биогеоценозов и памятников природы.
5. Проведение конференций и симпозиумов по проблемам охраны окружающей среды на разных уровнях (от местного до международного).
6. Осуществление всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания всего населения и особенно молодежи.
7. Освещение средствами массовой информации проблем охраны окружающей среды и т. д.
Основные источники финансирования природоохранной деятельности:
1) государственный сектор, включая как бюджетные, так и внебюджетные источники (примерно 10-30% всех средств поступает из общегосударственного бюджета и 5-16% - из региональных бюджетов);
2) природоохранные (экологические, внебюджетные, целевые) фонды;
3) собственные средства предприятий (20-65% всех природоохранных средств);
4) льготное налогообложение;
5) международные источники финансирования.

К федеральным органам общей компетенции, осуществляющим (наряду с другими функциями) управление и контроль природопользования и охраны окружающей среды относятся: Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, федеральные суды. Аналогичные органы экологического управления общей компетенции действуют, как правило, в субъектах РФ и муниципальных образованиях. В Москве это – глава администрации (мэр города), Законодательное собрание (Московская городская Дума), Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, мировые суды.

Новая система органов исполнительной власти построена в ходе административной реформы, проведенной согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Важнейшие специализированные функции экологического управления осуществляет Министерство природных ресурсов РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 160 «Вопросы Министерства природных ресурсов Российской Федерации» МПР России самостоятельно осуществляет правовое регулирование, разрабатывает и представляет проекты актов по вопросам:

– геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;

использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов;

использование и охрана водных объектов;

– эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) и обеспечение их безопасности;

– охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;

особо охраняемые природные территории;

– охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

охрана атмосферного воздуха;

– обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных);

совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Другим специализированным природоохранным органом является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 181 оно осуществляет правовое регулирование по вопросам использования земель сельскохозяйственного назначения, изучения, сохранения, воспроизводства и использования водных биологических ресурсов, охоты и охотничьего хозяйства, обеспечения ветеринарного и фитосанитарного благополучия территории Российской Федерации.

Однако основную массу специализированных государственных органов в области охраны окружающей среды составляют федеральные службы и агентства, выделенные в ходе административной реформы из министерств и получившие от них большинство функций правоприменения, контроля и надзора.

Федеральное агентство по сельскому хозяйству согласно постановлению Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 183 осуществляет правоприменительные функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом Минсельхоза России; оно осуществляет также оказание услуг противоэпизоотического характера в области обеспечения защиты и карантина растений, химизации в агропромышленном комплексе; организацию эксплуатации мелиоративных систем федеральной собственности; организацию формирования и использования федерального фонда семян сельскохозяйственных растений; ведение мониторинга объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; формирование информационных банков данных в области ветеринарии, племенного животноводства, селекционных достижений, пестицидов, агрохимикатов, плодородия почв и др.

Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 201 осуществляет:

– государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; за использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; за использованием и охраной водных объектов; в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания; в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; в области охраны окружающей среды; за охраной атмосферного воздуха;

– надзор за соблюдением законодательства РФ в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биологических ресурсов в особо охраняемых природных территориях;

– контроль за деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления, трансграничными перемещениями отходов; за производством и потреблением озоноразрушающих веществ; за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, а также требований технических регламентов;

– надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией гидротехнических сооружений в пределах своей компетенции;

– лицензирование деятельности в области обращения с опасными отходами; выдача и аннулирование разрешений и лицензий на выбросы и сбросы загрязняющих веществ; на оборот дикий животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную Книгу РФ; на транзит через территорию России ядовитых веществ и др.;

– организация и проведение государственной экологической экспертизы.

Федеральными органами исполнительной власти, находящимися в ведении МПР России, являются агентства, преобразованные из соответствующих Государственных служб согласно Постановлениям Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 169-171: Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию.

В их ведении находится организация работ по охране и рациональному неистощительному пользованию соответствующим ресурсом, ведение кадастра и мониторинга и других мероприятий, обусловленных спецификой данного природного объекта.

Иные органы осуществляют отдельные функции управления в сфере охраны окружающей среды.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ координирует и регулирует вопросы охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды обитания и условий жизнедеятельности.

Федеральная служба по надзору в области защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет функции контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологического состояния окружающей среды.

Министерство внутренних дел РФ участвует в надзоре за соблюдением владельцами автотранспорта требований об охране окружающей среды от загрязнения выхлопными газами, в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий (быстрых и непрерывных распространений заболеваний среди людей) и эпизоотии (распространений заболеваний среди животных).

Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ осуществляет руководство и координацию работ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных радиационными авариями и катастрофами, стихийными бедствиями.

Государственный комитет по стандартизации и метрологии, который занимался формированием и реализацией государственной политики в области стандартизации и метрологии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, преобразован в Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии с передачей функций нормативного правового регулирования Министерству промышленности и энергетики РФ.

Государственный комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, который обеспечивал разработку, принимал и издавал нормы и правила с экологическими требованиями в области строительства, архитектуры, градостроительства и осуществлял контроль за их соблюдением, преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству с передачей функций по принятию нормативных правовых актов Министерству промышленности и энергетики, а функций по надзору и контролю - Федеральной службе по технологическому надзору.

Федеральный горный и промышленный надзор России, который осуществлял обеспечение охраны недр и соблюдение законодательства всеми пользователями недр, надзор за безопасным ведением работ с учетом экологических требований, преобразован в Федеральную службу по технологическому надзору с передачей функций формативного правового регулирования Министерству промышленности и энергетики РФ.

Надзор России по ядерной и радиационной безопасности, который занимался формированием системы правовых, экономических и организационно-технических мер, надзором за соблюдением требований по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, переименован в Федеральную службу по атомному надзору.