Должностные лица земельного контроля. Государственный земельный надзор

Вопрос 1. Допускается ли обжалование на действие или бездействие должностного лица Росреестра при осуществлении задач государственного земельного надзора в досудебном порядке?

Порядок обжалования на действие или бездействие должностного лица Росреестра по вопросам государственного земельного кадастра оговорён в главе 5 Административного Регламента Росреестра.

Регламент был утверждён приказом Минэкономразвития от 20.07.2015 № 486.

    Жалоба подаётся в письменном виде. Способы подачи жалобы – «Почта России», каналы электронной связи, офис Росреестра. В некоторых случаях допускается устное обращение, о чем фиксируется в журнале обращений. Каждое обращение проходит процедуру регистрации в журнале жалоб и обращений, форма которых утверждена Административным Регламентом Росреестра.
      К жалобе необходимо приложить документы, свидетельствующие о причине возникновения обращения.
        Жалоба по судебному решению возвращается заявителю, с указанием порядка рассмотрения вопроса.
          В Административном Регламенте, пункт 143, подпункт 1 указаны, в отношении каких лиц рассматриваются обращения в досудебном порядке:
  • Территориальных подразделений, жалоба рассматривается руководителем территориального подразделения;
  • Росреестра, жалоба рассматривается руководителем Росреестра.
Жалоба рассматривается в течение 30 дней, с момента регистрации в Журнале обращений. В случае выявления спорных моментов, ответственное лицо может продлить срок рассмотрения жалобы, но не более чем на 30 суток, с момента окончания первичного срока рассмотрения обращения.
    По результатам рассмотрения обращения, ответственное лицо:
  • Признает правомерность обращения;
  • Не признает правомерность обращения.
В каждом случае заявителю аргументировано, даётся разъяснение по сути решения рассмотрения обращения.
    Заявитель получает ответ, удобным для него образом, который он указал при первичном оформлении жалобы.

Вопрос 2. Каков порядок проведения административного обследования для ЗУ?

Право обследования принадлежит уполномоченному лицу органов государственного земельного кадастра.

Для обследования, уполномоченные лица используют доступные информационные сведения ФГИС (федеральной государственной информационной системы).

    Обследование ЗУ не предполагает уведомление правообладателя о предстоящем действии. Уполномоченные лица самостоятельно осуществляют процедуру обследования, после чего составляет Акт обследования. При необходимости, уполномоченное лицо может затребовать разъяснения от правообладателя по ЗУ.
      В случае выявления нарушений земельного законодательства Уполномоченное лицо вправе инициировать административное и уголовное наказание, если таковое имеет место действий. Для обследования используют только регламентированные технические средства и методы ведения анализа. Если правообладателю предъявляются факты нарушения, необходимо предоставить Акт обследования для ознакомления.

Вопрос 3. Чем может грозить неисполнение предписаний об устранениях со стороны земельного кадастра?

Часть 25 статьи 19.

5 КоАП РФ говорит, что граждане подвергаются штрафу от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; должностные лица от 30 тысяч до 50 тысяч рублей и дисквалификация на 3 года; юридические лица от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

    Повторное в течение 12 месяцев совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 30000 до 50000 рублей; на должностных лиц - от 70 тысяч до 100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц - от 200 тысяч до 300 тысяч рублей (часть 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Вопрос 4. Какие надзорные функции в компетенции земельного кадастра и его подразделений?

В качестве надзорных функций предусмотрены следующие порядки и требования.
  1. Выполнение требований законодательства о недопущении самовольного захвата земельных участков, которые не имеют отношение к правообладателю.
  2. Выполнение требований о переоформлении ЮЛ в части бессрочного пользования ЗУ на правах аренды или приобретение в собственность.
  3. Исполнение требований законодательства по целевому предназначению использования выделенных ЗУ.
  4. Исполнение требований законодательства о выделении ЗУ для строительства ИЖС, ведение садоводчества, огородничества, приусадебного хозяйства.
  5. Исполнение требований при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
  6. Исполнение требований с обязанностью приведения земельных участков в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
  7. Исполнение требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а также ее территориальными органами в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Все регламентные действия по Надзору со стороны земельного кадастра перечислены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1.

Вопрос 5. Как часто представители земельного кадастра могут осуществлять внеплановые проверки?

В пункте 6 статьи 71.

1 Земельного кодекса РФ точные сроки проведения внеплановых проверок не установлены.

    Однако если имеется Акт обследования, где указаны порядки исполнения и устранения нарушений, органы надзора обязаны инициировать через 2 года повторную проверку по исполнению предписаний.
      В соответствии с пунктом 10 Правил проведения административного обследования №251 от 18.03.2015 года, необходимо предусмотреть план ежегодных проверок ЗУ на предмет соблюдения законодательства.
        Местные подразделения земельного кадастра в ряде случаев, при невозможности ежегодного обследования состояния ЗУ на предмет соблюдения законности, могут каждые 3 года проводить внеплановые проверки без соответствующего предупреждения правообладателя.

Вопрос 6. Что может служить для возбуждения административного наказания для должностного лица?

Инициатором возбуждения может быть только должностное лицо Росреестра, согласно части 3 статьи 28.

1 КоАП РФ.

    Согласно части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в том числе являются:
  • Непосредственное выявление нарушений со стороны должностного лица Росреестра.
  • Если поступило обращение или информация от правоохранительных органов РФ.
  • Сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 настоящего Кодекса).

Вопрос 7. В каких ситуациях должностные лица обязаны проводить проверку соблюдения положений земельного законодательства РФ?

Пункт 5, ст.

71 ЗК РФ предусматривает проведение как плановых, так и внеплановых проверок со стороны должностных лиц.

    Плановые проверки предусматривают ежегодное обследование, согласно утверждённому графику.
      Внеплановые проверки регулируются пунктом 6 статьёй 71.1 Земельного Кодекса РФ. В частности, под эти требования попадают:
  • Предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  • Выявление признаков нарушения требований законодательства, по ранее осуществлённым актам обследования, при этом неисполнение требований влечёт за собой административную и уголовную ответственность.
  • Поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.
Кроме этого, согласно пункту 5 статьи 71 Земельного кодекса, ответственные лица вправе осуществлять административное обследование объектов земельных отношений.

К Вам идет Земельный надзор

Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015)

Статья 71. Государственный земельный надзор

1. Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

2. Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора).

5. Должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право:

1) осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации;

2) запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы , необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;

3) беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки , в том числе земельные участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов и их посещения) для осуществления государственного земельного надзора;

4) осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом;

5) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;

6) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора, в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства;

7) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях;

8) привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства;

9) направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства;

10) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия.

Статья 72. Муниципальный земельный контроль

1. Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

6. В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в пункте 5 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления.

  • Регистрация: 06.05.12 Сообщения: 1.792 Благодарности: 820

    rg.ru 15 января 2015, 09:09

    ВЫ ПОД НАДЗОРОМ!

    В этом году в России начнется крупнейшая земельная реформа. Она положит конец прежней «казачьей вольнице». Нас ждет другой порядок приобретения муниципальных земельных участков, землю можно будет прикупить по цене многократно ниже рыночной.

    Теперь власти уже не будут смотреть на самозахваты сквозь пальцы, и тем, кто огородил «ничейную» землю, нужно как можно скорее задуматься о последствиях, даже если они до этого жили спокойно десятилетиями.

    Об этом «РГ» рассказал заместитель министра экономического развития РФ Павел Королев. Он также объяснил, что будет с сельскохозяйственными землями после грядущей отмены деления земель на категории.

    Павел Эдуардович, так какие конкретные изменения нас ждут?

    Павел Королев: С 1 марта будет действовать новый порядок предоставления земельных участков гражданам и юрлицам и передачи государственной земли в муниципальную собственность.

    В оборот будет вовлечено большое количество новых участков, которые по требованию граждан муниципалитеты будут обязаны выставить на торги. Определить, какие участки могут быть предоставлены, поможет публичная кадастровая карта.

    И отказать в продаже будет сложнее?

    Павел Королев: Да. С точки зрения гражданина, самое главное - впервые установлен исчерпывающий перечень случаев, когда вам власти вправе отказать в продаже земли.

    Как раньше было, да и сейчас еще? Человек приходит в орган местного самоуправления - ему отказывают, он обжалует отказ в суде, снова обращается и получает ответ: да, по этому основанию теперь все в порядке, но вот другая причина для отказа. И выходит замкнутый круг. Теперь это невозможно, есть формализованный перечень оснований для отказа в выставлении участка на торги и детальная процедура проведения этих торгов.

    В рамках этого же закона вводится возможность «прирезать» к участку прилегающую государственную или муниципальную землю, если она не может быть никаким другим образом использована. Для многих это означает шанс приобрести за очень небольшие деньги полоски примыкающей земли, которые они уже фактически огородили. А государство получает больше земли, вовлеченной в оборот.

    Вы под надзором!

    Но самозахваты сплошь и рядом, а люди и так спят спокойно…

    Павел Королев: В том-то и дело, что благодаря принятому в этом году закону земельный надзор и контроль кратно усиливаются.

    Впервые вводится процедура административного обследования в рамках земельного надзора. И она будет проводиться сразу в отношении, например, всего населенного пункта, определенной территории, а не отдельного земельного участка. Даже не обязательно дожидаться чьего-то заявления о факте нарушения.

    Раньше, чтобы наказать за самозахват, надо было выйти на место, собрать доказательства, улики, а если это юрлицо, нужно было сначала поставить проверку в план на следующий год. Плюс незначительные штрафы. Фактически земельного надзора как принудительной процедуры не существовало, вот и появлялся самострой на государственной земле. Тем более что можно захватить территорию, на которой участок не сформирован. Эта земля не является объектом правоотношений, но между тем она захвачена.

    Теперь земельному инспектору через процедуру административного обследования гораздо легче выявить самозахваты. Для этого в его распоряжении есть все необходимые сведения из публичной кадастровой карты и Единого госреестра прав на недвижимое имущество, государственного кадастра недвижимости. Замечу, что впервые земельный надзор и его основные положения будут регламентироваться на уровне федерального закона.

    Повод задуматься, забор разобрать или не возводить там, где не надо…

    Павел Королев: Совершенно верно.

    Так чего нужно теперь опасаться тем, кто огородил или застроил кусочек «ничейной» земли?

    Павел Королев: В первом чтении в Госдуме прошел законопроект, увеличивающий штрафы за это. Точнее, привязывающий их к кадастровой стоимости земли. Захватил дорогой участок - заплатишь много. Например, за нецелевое использование участка юрлицом размер штрафа составит от 1,5 до 2 процентов от кадастровой стоимости, но не менее 100 тысяч рублей.

    Павел Королев: Ничего подобного. Одновременно выдается предписание освободить землю. А если не выполнить предписание, штраф еще и за это, процедура принудительного исполнения предписания и взыскание убытков. Очень накладно.

    С другой стороны, в ходе процедуры административного обследования может выясниться, что муниципалитет не оформил надлежащим образом участок, на который у собственника есть документы. Тогда земельный инспектор выдает соответствующее предписание органу местного самоуправления.

    Ваша земля уже не ваша

    А что нам готовит принятый под занавес прошлого года закон о новом порядке изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд?

    Павел Королев: Он впервые вводит единые, базовые нормы по изъятию и резервированию земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

    А мы и по сей день принимаем отдельные законы под конкретные крупные проекты. Законодательство устанавливает только основания для изъятия, теперь будет прописано самое важное - процедура. Она делает предсказуемыми сроки изъятия, что очень важно при любом строительстве, с другой стороны - гарантирует соблюдение прав владельцев земли, дает возможность оспорить их нарушение. В первую очередь это закон для людей.

    Это касается размера компенсаций за отчуждаемую землю, сроков уведомления, документов территориального планирования, на основании которых производится изъятие. Сейчас же при проведении дороги граждане сталкиваются с неким фактом, с которым уже ничего нельзя сделать, ни оспорить, ни толком проверить обоснованность изъятия земли.

    Все это говорит о том, что нужно более ответственно принимать решения об изъятии, больше внимания уделять резервированию. Закон особенно важен в свете таких проектов, как высокоскоростная магистраль Москва - Казань или развитие транспортной инфраструктуры к чемпионату мира по футболу 2018 года. Он заработает с 1 апреля 2015 года.

    Но никто не гарантирует справедливую оценку земли в случае его изъятия, если границы участка неточно описаны. А это массовое явление. И власти мешает собирать налог на землю, на недвижимость. Как эту проблему решить?

    Павел Королев: Для этого принят закон о комплексных кадастровых работах, который 22 декабря подписан президентом России. Они будут производиться сразу по кадастровым кварталам для того, чтобы в расчете на один земельный участок стоимость этих работ была меньше, чем при обычном порядке, когда такие работы заказываются отдельно для каждого участка.

    Заказчиками здесь должны выступать муниципалитеты, закон дает им право использовать на эти цели бюджетные средства. В их интересах один раз потратиться, чтобы навести порядок на своей территории, получить возможность правильно исчислять налог на недвижимость. Ну а граждане получат гарантию, что границы их участков описаны правильно. Если выяснится, что по документам границы пересекаются, вводится процедура досудебного урегулирования споров между соседями.

    Кроме того, в ходе комплексных кадастровых работ возможно образование новых земельных участков и вовлечение их в оборот. Муниципалитету это сулит прибыль, а рынку еще один участок, сформированный в соответствии с Генпланом, градпланом и всем на свете. И, конечно, без комплексного уточнения описания границ очень трудно развивать инфраструктуру. Иначе говоря, в этих работах заинтересованы абсолютно все, и власть, и правообладатели.

    Для чего нужен закон об объединении реестра и кадастра, который принят в первом чтении?

    Павел Королев: Это своего рода основной закон, по которому будет действовать система кадастрового учета и регистрации прав собственности. Вводится единая учетно-регистрационная процедура: уже не нужно подавать заявления отдельно о кадастровом учете объекта недвижимости и отдельно о государственной регистрации права. Максимально, всего до 5 - 7 дней, сокращается срок процедур, устанавливается ответственность за их соблюдение, оптимизируется взаимодействие между Росреестром и Федеральной налоговой службой. Законопроект очень сложный, со многими обязывающими нормами, он играет большую роль в налоговом администрировании.

    Сельхозземель больше не будет

    Подготовленный минэкономразвития законопроект о переходе от деления земель на категории к территориальному планированию вызывает большие опасения. Он принят в первом чтении, но итоги голосования довольно красноречивы…

    Павел Королев: Отмечу, что законопроект разработан во исполнение поручений президента РФ по итогам Государственного совета РФ по земельным вопросам. Его критикуют прежде всего аграрии, которые считают, что ликвидация категории земель сельхозназначения приведет к массовому выводу их из сельхозоборота для застройки.

    Но парадокс в том, что законопроект как раз предусматривает более жесткую защиту земель сельскохозяйственного назначения. Мы полностью солидарны с главным тезисом критиков закона о том, что земли сельхозназначения должны охраняться государством, более того, считаю, что они должны охраняться в приоритетном порядке.

    Так откуда такая критика?

    Павел Королев: Для начала поясню суть проблемы. Категории, а всего их семь, отражают целевое назначение земли. Это земли населенных пунктов, промышленности, сельского хозяйства, особо охраняемые природные территории и так далее. Но категория - общее понятие, а все, что можно делать на земле, определяется видами разрешенного использования. Их у нас около двух тысяч. До последнего времени каждый муниципалитет их устанавливал, по сути, произвольно.

    Что получается? Дачное строительство можно вести и в населенных пунктах, и на землях промышленности, и на землях сельскохозяйственного назначения. Рекреационное использование, которое при всей кажущейся безобидности этого термина может иметь далеко идущие последствия, допускается в населенных пунктах, на землях сельхозназначения и на особо охраняемых природных территориях. Строительство перерабатывающего завода - на сельхозземлях, землях промышленности и в населенных пунктах. И так далее. То есть целевое назначение земли не выдерживается, и без перевода земли из одной категории в другую ее можно фактически использовать как угодно.

    Возникает вопрос: а какая защита сельхозугодий в этой связи с этим порядком возникает? Это невообразимая конструкция с точки зрения бюрократа честного и очень удобная с точки зрения бюрократа нечестного.

    Категории земли не предусматривают комплексное развитие территорий. Сегодня здесь сельхозземли, завтра - земли поселений, потом - промышленности. Мы же предлагаем опираться на выделение территориальных зон, которые друг с другом не пересекаются и имеют четкий набор видов разрешенного использования земли. Для этого, в частности, мы подготовили классификатор видов разрешенного использования земель, который на днях вступил в силу. Исключительно важный акт, которого просто не было в стране.

    Какой механизм защиты сельскохозяйственных земель предлагает минэкономразвития?
    Павел Королев: Подчеркну, что проектируемые нормы не предусматривают изъятия сельхозземель из сельхозоборота, за исключением отдельных, экстрасложных и трудных случаев. Чтобы дополнительно защитить аграриев, мы инициировали норму о сельскохозяйственном регламенте.

    Он будет определять, что и как можно делать на этой земле, и предполагает более сложную и ответственную процедуру оборота земель сельхозназначения. Тогда на них не будет дачного строительства, как сейчас.

    Кстати, за истекшие 10 лет под застройку отошло около одного процента всех земель сельхозназначения. Но из сельхозоборота выпало земли гораздо больше. Пашня, которую во времена СССР мы всячески стремились расширять, просто зарастает лесом. Смешанным - за 10 лет, хвойным - за 15. Все. Для интенсификации оборота сельхозземель нужна четкая правовая процедура, теперь предусмотренная в законе N 171-ФЗ, а также экономическая целесообразность, выгода.

    Кстати, процедура предоставления участков и проблемы сельхозземель замечательно отражены в фильме Никиты Михалкова «Своя земля».

    Как будет приниматься сельхозрегламент?

    Павел Королев: Точнее, регламенты. На федеральном уровне минсельхозом принимается типовой сельхозрегламент, а на его основе субъекты будут принимать свои сельхозрегламенты, учитывающие местную специфику.

    Соответствующий проект подзаконного акта мы намерены представить депутатам уже ко второму чтению закона, чтобы гарантировать разработку сельхозрегламентов к моменту вступления закона в силу. Они должны разрабатываться организациями минсельхоза, научными и проектными учреждениями. Точно так же, как градрегламенты готовятся своими проектными организациями.

    Сельхозрегламенты должны исходить из комплекса факторов. В частности, мы не должны определять ценность сельхозугодий только по химическому составу почвы. Потому что не только черноземы, как на юге или юго-востоке Европейской России, могут иметь особую ценность. А если это технические культуры? Им вообще чернозем не нужен, они на нем сгорают. Лен, например, выращивают в Нечерноземье, при этом при правильной организации хозяйства он является весьма ценной культурой. Также, например, места выпаса скота - это крайне важные для сельского хозяйства территории.

    Все запланировано

    В регионах уже приняты документы территориального планирования? Все ли готово к переходу в новый правовой режим использования земель?

    Павел Королев: Региональные схемы территориального планирования утверждены везде, на муниципальном уровне почти везде. Проблемы могут быть, например, в Москве и Московской области, то есть на высокоурбанизированных территориях, где требуется учесть множество факторов. Потому что при подготовке любого градостроительного документа нужно понимать, что на этой территории есть сейчас, как было и как должно быть.

    Альтернативы территориальному планированию нет. Можно откладывать эти решения, но лишь для уточнения деталей законодательного регулирования.

    Почему закон заработает только с 2018 года?

    Павел Королев: Предусмотрено много переходных норм, мы обязаны учесть всю специфику правоотношений в этой сфере.

    Еще раз подчеркну: мы понимаем озабоченность аграриев. В начале 2000-х годов, когда очень активно развивался стройкомплекс, многие нормы принимались в помощь ему. И до сих пор любые изменения, затрагивающие сельхозземли, настораживают. Но сейчас перед нами задача дать возможность развиваться всем сферам экономики на основе современных, очень четко прописанных норм землепользования. Необходимо создавать поэтапно межотраслевую систему управления земельными ресурсами. Ведь экономика страны развивается не секторально, а комплексно, и основой для этого являются земельные отношения.

    А законопроект о переходе к зонированию земель мы будем дорабатывать ко второму чтению с учетом обсуждения с экспертным сообществом, с представителями регионов. Законопроект трудный, в нем сочетаются вопросы территориального планирования, землепользования, природоохранных мероприятий и так далее.

    Теперь видно, что прошедший год был очень насыщенным для земельного законодательства. Что выделите как главный итог?

    Павел Королев: Мы уходим от практики деклараций в области землепользования и переходим к практике норм прямого действия, взаимно четко увязанных.

    Одновременно повышаем ответственность правообладателей и власти за их соблюдение, предъявляем более высокие требования к качеству работы органов местного самоуправления и исполнительной власти, которые должны обеспечивать комплексное развитие территорий. Общество давно этого ждет. Правоотношения в сфере землепользования становятся системными, близкими к принятым в развитых странах. Земельный кодекс существенно обновился, на наш взгляд, он стал теперь в полном смысле отраслью права. Мне кажется, это очень важно, потому что земля - базис экономики.

    А) пункт 1 дополнить подпунктами 17 - 19 следующего содержания:

    "17) утверждение списков членов садоводческого , огороднического или дачного некоммерческого объединения;

    18) распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории;(напоминаю: п. 3. Земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. )

    19) одобрение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.";

    Б) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

    "1.1. Решения по вопросу, указанному в подпункте 18 пункта 1 (распределение зем. участков )настоящей статьи, не могут приниматься общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, проводимым в форме собрания уполномоченных."

    http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164516/?frame=9#p1094
    © КонсультантПлюс, 1992-2015

    Т. е. мы видим, что земельный вопрос втихаря уполномоченными ну никак не решить. Это уже нарушение закона 66 ФЗ

  • Регистрация: 06.05.12 Сообщения: 1.792 Благодарности: 820

    НОВОЕ В 66ФЗ про межевание и ЗОП

    Ст 14 п. 2 В целях определения предельного размера земельного участка , который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, площадь садовых или огородных земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, определяется как произведение количества членов указанного объединения и установленного предельного максимального размера таких земельных участков. Площадь земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования, определяется в размере двадцати пяти процентов площади садовых или огородных земельных участков, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.

    Ст. 14 3. Земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению , предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

    Ст. 14 п. 4. Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).

    Статья 21. Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)

    1. К исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы:

    17) утверждение списков членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

    18) распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории;

    (пп. 18 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

    19) одобрение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

    (пп. 19 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

    1.1. Решения по вопросу, указанному в подпункте 18 пункта 1 настоящей статьи, не могут приниматься общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, проводимым в форме собрания уполномоченных.

    (п. 1.1 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

    66 фз Глава VII. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАСТРОЙКА ТЕРРИТОРИИ

    САДОВОДЧЕСКОГО, ОГОРОДНИЧЕСКОГО ИЛИ ДАЧНОГО

    НЕКОММЕРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

    Статья 32. Общие требования к организации и застройке территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

    1. Организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории.

    Организация территории огороднического некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта межевания территории.

    Подготовка и утверждение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проект планировки территории и (или) проект межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения до их утверждения должны быть одобрены общим собранием членов соответствующего объединения (собранием уполномоченных).

    2. Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков, за исключением строительства зданий, строений, сооружений, до возникновения права собственности на такие земельные участки или их аренды после их образования и распределения между членами соответствующего объединения на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).

    Статья 34. Порядок строительства объектов индивидуального (семейного) и общего пользования в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении

    1. Возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории , а также градостроительным регламентом.

    2. Государственный земельный надзор за соблюдением гражданами требований, установленных земельным законодательством, к использованию земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с земельным законодательством .

  • Регистрация: 05.02.13 Сообщения: 1.016 Благодарности: 866

    Кстати в аренду бесплатно от государства для ИЖД в окрестных полях никто не получил участок через аукцион (какой аукцион,ну вы поняли) который был отображён в том числе и в местной прессе, но вот я почему-то стал счастливым обладателем (ну вы поняли).У нас всем всё понятно будет ещё лет 50. И уж только в далёком будущем все начнут говорить, как нельзя, а если...,нет?,тоже нельзя?,а если...,и так нельзя?,что за фигня! Произвол!
  • Регистрация: 05.01.13 Сообщения: 3.487 Благодарности: 1.332

    С другой стороны, в ходе процедуры административного обследования может выясниться, что муниципалитет не оформил надлежащим образом участок, на который у собственника есть документы. Тогда земельный инспектор выдает соответствующее предписание органу местного самоуправления.

    Какие документы муниципалитет обязан предоставить? ген план? план межевания?

    19) одобрение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.";

    Одобрение понятно...а вот кто его должен изготовить и за чей счет? В ФЗ 66 нет такого пункта, где СНТ выступает в роли заказчика плана планировки и межевания.

    1. Организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории .
  • 1. должностные лица и органы Росреестра осуществляют государственный земельный контроль в отношении всех категорий земель и, в частности, осуществляют контроль за соблюдением порядка переуступки права пользования земельными участками, выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без документов, разрешающих определённую хозяйственную деятельность на данном участке; выполнение требований о наличии и сохранности межевых знаков, о соблюдении порядка предоставления сведений о состоянии земель, за соблюдением исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных правоотношений; направление по выполнению требований земельного законодательства по использованию земель по целевому назначению и выполнению обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

    2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в частности осуществляет контроль:

    1) за выполнением обязанности по рекультивации земель;

    2) по выполнению требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

    3) за соблюдением выполнения требований законодательства о недопущении использования участков лесного фонда для определенных целей без специальных разрешений;

    4) за соблюдением режима использования земельных участков и лесов, в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.

    3. Федеральная служба по ветеринарному, фитосанитарному контролю осуществляет контроль на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населённых пунктов в частности:

    1) за соблюдением мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

    2) за соблюдением требований по самовольному занятию, перемещению и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами производства и потребления;

    Конечным результатом этой функции является:

    1. выявление и обеспечение устранения нарушений земельного законодательства;

    2. исполнение нарушителями земельного законодательства соответствующих предписаний об устранении нарушений земельного законодательства;

    3. привлечение виновных лиц к административной ответственности.

    Формой земельного контроля являются проверки, которые бывают 2х видов: плановые и внеплановые проверки.

    Юридическими фактами для проведения проверок являются:

    1. планы проведения проверок (утверждаются руководителями территориальных органов Росреестра ежеквартально, не позднее чем за 15 дней до планируемого периода);

    • в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановые проверки по каждому земельному участку проводятся не чаще, чем 1 раз в 2 года;
    • в отношении субъекта малого предпринимательства плановая проверка проводится не ранее, чем через 3 года с момента его государственной регистрации.

    2. жалобы и обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, физических и юридических лиц о том, что есть нарушение земельного законодательства;

    3. сообщение в СМИ о нарушениях земельного законодательства;

    4. акты судебных органов.

    Сроки проведения проверки устанавливаются распоряжением о проведении проверки. Срок не должен превышать 1 месяц. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, срок может быть продлён до 1 месяца.

    При осуществлении проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны соблюдаться требования ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, надзора и муниципального контроля”.

    Постановлением Правительства от 27.01.2009 г. земельный контроль был отнесён к одному из видов государственного экологического контроля.

    Муниципальный земельный контроль . Муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами и распространяется на территорию муниципального образования. Муниципальный земельный контроль осуществляется в порядке, установленном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

    Общественный земельный контроль . Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления (ТОС), иными общественными организациями за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия органами власти, органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы, предусмотренные Земельным Кодексом, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

    Производственный земельный контроль . Осуществляется собственниками, землевладельцами, землепользователями, арендаторами в ходе осуществления хозяйственной деятельности на конкретном земельном участке.

    Лица, использующие земельный участок обязаны по письменному запросу Росреестра (но не чаще 1 раза в год) предоставлять сведения об организации производственного земельного контроля. Руководители территориальных органов Росреестра разрабатывают и утверждают годовые планы получения сведений о производственном земельном контроле.

    Ещё одно мероприятие в рамках планирования – инвентаризация Инвентаризация является одним из видов землеустроительных мероприятий. Инвентаризация от лат. означает “опись”. Инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых, используемых не по целевому назначению земельных участков или выявления иных характеристик земельных участков.

    Впервые об инвентаризации земель был принят Указ Президента в 1993 г.

    Процедура (порядок) инвентаризации . Для инвентаризации земель создаётся специальная комиссия, в состав которой включаются представители Росреестра, природоохранных органов, архитектурно-градостроительных и санитарно-эпидемиологических органов, органов сельского лесного хозяйства, представители органов местного самоуправления, собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

    Состав комиссии утверждается Главой местной администрации. Комиссии в ходе своих работ устанавливается качественное состояние земель и причины, приведшие к ухудшению состоянию земли. На основании этих работ комиссией разрабатываются предложения по дальнейшему использованию земельных участков.

    В результате инвентаризации на каждый земельный участок устанавливается самостоятельное дело по инвентаризации, куда включаются обосновывающие расчеты, графические материалы и акт о проведении инвентаризации земель. Он должен быть подписан всеми членами комиссии.

    Обобщенный результат инвентаризации с предложениями по использованию земельных участков направляется Главе местной администрации и органу исполнительной власти субъекта РФ, который утверждает результаты инвентаризации и принимает решение по дальнейшему использованию.

    Субъекты РФ могут устанавливать свой порядок проведения инвентаризации земель.

    Время чтения: 6 минут

    В соответствии с отечественным законодательством, земля и ее ресурсы являются основным достоянием народа. Также она имеет особую социальную ценность как недвижимость. Чтобы контролировать справедливое распределение и целевое использование земель, ведется государственный земельный надзор. Рассмотрим, что он собой представляет и каким образом реализуется.

    Понятие надзора

    Под государственным земельным надзором понимают деятельность уполномоченных государством органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства РФ. При этом не имеет значения, кто совершает такие правонарушения: государственные или муниципальные органы, юридические или физические лица.

    Земельный контроль – это важная управленческая функция. Он применяется в отношении правовых положений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность. К основным его задачам можно отнести:

    • организацию и проведение проверок;
    • принятие предусмотренных законодательством мер по наблюдению за исполнением земельных норм;
    • анализ текущей ситуации;
    • прогнозирование их исполнения в дальнейшем.

    Земельный надзор и контроль за использованием земель направлены также на принятие мер по пресечению и устранению негативных последствий, которые возникли в результате правонарушения. Эта традиционное правовое средство уже многие годы существует в Российской Федерации.

    Уполномоченные органы и поднадзорные лица

    Функция контроля возложена на уполномоченные Правительством государственные органы, а также их должностных лиц. Рассмотрим детальнее, кто осуществляет государственный земельный надзор в 2019 году:

    • Росреестр;
    • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
    • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);
    • Должностным лицам, которые имеют право исполнять контролирующую функцию, выдается подтверждающее удостоверение.

      Всю информацию относительно исполнения их обязанностей можно получить в территориальных подразделениях перечисленных органов при личном посещении, по телефону или на официальных веб-ресурсах, к которым относится:

      • федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» .

      Методы осуществления контроля

      Объекты проверок

      Организация контроля за охраной и использованием земель в РФ предусматривает проверку:

      Все объекты надзора можно поделить на две группы: общие и непосредственные. К первой относят землю как часть земной поверхности, которая рассматривается в качестве природного объекта и важного ресурса.

      Под непосредственным объектом понимается конкретный земельный участок или его часть. Он должен быть индивидуализированным, то есть иметь четко установленные границы, размеры и местоположение.

      Помимо этого, объектом контроля может выступать отдельно взятая или их часть, поскольку территории подразделяются по своему целевому назначению. Сюда можно отнести, например, земли:

      • сельскохозяйственного назначения;
      • водного, ;
      • другие категории, установленные российским законодательством.

      Управление Росреестра как органа государственного надзора

      Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии – это орган исполнительной власти широкой компетенции. В рамках рассматриваемого вопроса полномочия Росреестра в сфере земельного надзора включают в себя:

      • контроль за исполнением запрета самовольного занятия земельных участков, использованием наделов без правоустанавливающих документов и разрешений, позволяющих вести хозяйственную деятельность;
      • надзор за соблюдением порядка переуступки права пользования угодьями;
      • контроль за целевым использованием земли в зависимости от ее принадлежности к той или иной категории;
      • контроль за соблюдением требований о наличии и сохранности межевых знаков границ участков;
      • установление порядка предоставления данных о состоянии земель;
      • исполнение предписаний по вопросам земельного законодательства;
      • устранение правонарушений в данной сфере.

      Обязанности Росреестра по земельному контролю достаточно широки. Орган действует на основании ряда подзаконных актов, таких как:

      • Указ Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 (о Росреестре);
      • Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 (о Росреестре);
      • Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28.02.2011 № П/52 (об утверждении регламента органа).

      Отдел государственного земельного надзора управления Росреестра есть в каждом регионе.

      Результаты деятельности Росреестра

      По результатам произведенного контроля сотрудники органов Росреестра составляют акт проверки. В случае выявления каких-либо нарушений к нему прилагается предписание об устранении данных нарушений с указанием сроков, отведенных на их ликвидацию.

      В отношении виновных лиц составляется протокол об административном правонарушении.

      Особенности муниципального контроля

      Как отмечалось выше, существует несколько видов земельного надзора. Для начала выясним, что такое муниципальный земельный контроль. Он представляет собой деятельность органов местного самоуправления по отслеживанию соблюдения требований законодательства в сфере земельных правоотношений. Придерживаться этих норм обязаны все:

      • органы государственной власти и местного самоуправления;
      • юридические лица;
      • граждане;
      • индивидуальные предприниматели.

      Предмет муниципального земельного контроля – это соблюдение перечисленными категориями лиц и организаций установленных требований законодательства на конкретно взятой территории и выполнение предписаний органов государственного надзора. Объектами проверки являются не только земельные участки, но и их части, расположенные в пределах компетенции муниципального контролирующего органа.

      Муниципальный контроль за использованием земель осуществляется согласно нормам федерального законодательства и положениям местных нормативно-правовых актов. Он вверен органам местного самоуправления территориальных единиц:

      • округа, если объекты расположены в его границах;
      • поселений, в случае, когда объекты находятся в пределах городских поселений;
      • муниципального района, если объект расположен на межселенной территории или в пределах сельских поселений, которые входят в состав данного района.

      Права и обязанности органов муниципального надзора

      Земельный контроль органами местного самоуправления проводится с целью сбора наиболее полных и актуальных данных, которыми в дальнейшем смогут воспользоваться другие государственные органы для пресечения земельных правонарушений. Благодаря этим действиям обеспечивается рациональное использование природных ресурсов, а процедура учета и контроля становится максимально прозрачной и открытой.

      Органы местного самоуправления городского округа осуществляют земельный надзор путем реализации своих полномочий, в круг которых входит:

      • соблюдение норм использования земель, их целевого назначения;
      • исключение и их использования без необходимой документации;
      • сбор достоверной информации о состоянии участков;
      • предотвращение порчи земель сельскохозяйственного назначения;
      • совершение действий, направленных на улучшение угодий;
      • расстановка и обеспечение сохранности знаков размежевания;
      • контроль за исполнением предписаний по устранению правонарушений;
      • приведение участков в состояние, позволяющее использовать их согласно целевому назначению.

      Процедура осуществления контроля

      Порядок проведения муниципального надзора предполагает осуществление инспекторских проверок согласно установленному плану работ. Основанием для этого служит распоряжение руководства уполномоченного органа.

      Внеплановые мероприятия могут проводиться в случае:

      • обнаружения данных, которые подтверждают факт нарушения земельного законодательства;
      • необходимости проверки выполнения предписаний;
      • получения от государственных органов или местной администрации, физических или юридических лиц сведений о нарушении норм земельного законодательства.

      Согласно регламенту, муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц проводится не чаще, чем раз в два года. Проверки юридических лиц осуществляются по истечении срока, отведенного на устранение нарушений, или при поступлении сведений о совершаемом правонарушении.

      Как отмечалось выше, проверки проходят в соответствии с установленным планом, который утверждается на определенный год. План проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю, а также юридических лиц, составляют местные органы власти.

      По результатам проверки составляется акт. В нем содержится информация о виновности или невиновности проверяемых лиц, а также о привлечении их к административной ответственности.

      В качестве дополнений к акту могут прилагаться фотографические таблицы, замеры площади и другие доказательства, подтверждающие факт правонарушения.

      Для эффективного выполнения своих обязанностей уполномоченные органы составляют проверочные листы по муниципальному земельному контролю. В этот документ входит список вопросов, ответы на которые следует получить в рамках одной проверки.

      Особенности общественного надзора

      В земельном законодательстве содержится понятие общественного и производственного надзора. Второй тип контроля представляет собой действия собственника земельного участка, землепользователя, владельца или арендатора в ходе осуществления ими хозяйственной деятельности. Эти лица самостоятельно осуществляют производственный контроль в области использования и охраны земель.

      На последней разновидности надзора предлагаем остановиться подробнее.

      Суть и функции общественного контроля

      Общественный контроль – это деятельность граждан и негосударственных некоммерческих объединений, целью которой является наблюдение за работой органов власти и местного самоуправления в сфере земельных правоотношений, затрагивающей интересы физических и юридических лиц.

      Такой надзор выполняет следующие функции:

      • информационную. Предполагает сбор данных о недвижимости, которая находится под контролем у ведомств;
      • предупредительную. Предотвращает правонарушения;
      • карательную. Способствует выявлению правонарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.

      Субъекты общественного надзора

      Согласно положениям законодательства, общественный земельный контроль осуществляется гражданами, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями.

      Главное условие проведения общественного надзора – отсутствие государственного финансирования.

      Особенности процедуры

      Как показывает практика, чаще всего общественный контроль начинается уже на этапе составления планов по распределению участка, его зонированию, определению объектов, которые будут расположены на нем, и выбору получателя надела.

      Этот вид контроля осуществляется в самых разных формах, даже тех, которые четко не установлены законодательством.

      В некоторых случаях общественники могут воспользоваться более широкими полномочиями, например, инициировать проведение независимой экологической экспертизы. Для этого необходимо подать соответствующее ходатайство в муниципалитет.

      Результаты надзора

      В случае выявления правонарушений граждане и общественные объединения обращаются в муниципальный орган, который на основании полученных данных обязан провести проверку.

      Если факт нарушения положений закона подтвердится, компетентный орган оформляет предписание и административный протокол. Виновные лица привлекаются к ответственности.

      Что такое правовая охрана земель

      В соответствии с земельным законодательством, землю нужно охранять как основу жизни и деятельности людей, которые на ней проживают. Система контроля за использованием и охраной земель преследует две основные цели:

    1. Предотвращение загрязнения, деградации и ухудшения состояния земель, в том числе в результате воздействия на них хозяйственной деятельности.
    2. Улучшение и восстановление угодий, которые подверглись негативным последствиям.

    Для этого собственники, арендаторы и пользователи проводят целый ряд мероприятий. К базовым действиям относится мелиорация, рекультивация и консервация земель.

    Выводы

    Государственный земельный надзор – важная функция уполномоченных органов. Она состоит в сборе информации о состоянии существующих наделов и контроле соблюдения требований земельного законодательства землепользователями. В компетенцию этих органов входит выявление нарушений в данной сфере, устранение их последствий и привлечение виновных лиц к ответственности. Общественный и производственный надзор призваны повысить эффективность работы государственных органов по сохранению одного из главных ресурсов страны.


    Выполним работу на заказ

    Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое


    ЗК РФ, Глава XII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.

    • Ст 71. Государственный земельный надзор
    • Ст 71.1. Особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства
    • Ст 71.2. Административное обследование объектов земельных отношений
    • Ст 72. Муниципальный земельный контроль
    • Ст 72.1. Общественный земельный контроль

    Виды земельного контроля:

    • - государственный,
    • - муниципальный,
    • - общественный,
    • - производственный.

    Государственный земельный надзор

    Государственный земельный надзор – деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами гос. власти, органами местного самоуправления, а также юр. лицами, их руководителями и иными должностными лицами, ИП, гражданами требований законодательства РФ, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов и лиц, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов гос. власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами гос. власти, органами местного самоуправления, юр. лицами, ИП, гражданами своей деятельности.

    Предмет проверок надзора - соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственный власти, органами местного самоуправления, юр. лицами, ИП, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством РФ предусмотрена ответственность.

    Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти (органы гос. земельного надзора).

    При осуществлении гос земельного надзора применяются положения ФЗ от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юр. лиц и ИП при осуществлении гос. контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных ЗКРФ.

    Должностные лица органов надзора имеют право :

    • - осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства;
    • - запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов гос. власти, органов местного самоуправления, юр. лиц, ИП, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;
    • - беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа гос. земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими спец. объектами, и осматривать такие участки и объекты для осуществления гос. земельного надзора;
    • - осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом;
    • - выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;
    • - обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению надзора, в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства;
    • - осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях;
    • - привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства;
    • - направлять в органы гос. власти, органы местного самоуправления предложения о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства;
    • - осуществлять иные предусмотренные ФЗми полномочия.

    По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление надзора, составляются акты проверки . В случае выявления нарушений требований законодательства, к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

    В случае неустранения в установленный срок правообладателем земельного участка нарушений, указанных в предписании, орган надзора, выдавший такое предписание, в срок не позднее чем 30 дней со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов:

    • - исполнительный орган гос. власти или орган местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в гос. или муниципальной собственности ;
    • - орган гос. власти или орган местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием и об их продаже с публичных торгов, в отношении участков, находящихся в частной собственности .

    В рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства должностными лицами, уполномоченными на осуществление гос. земельного надзора, проводится административное обследование объектов земельных отношений.

    Административное обследование объекта земельных отношений - исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в гос. и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель , документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами.

    В случае выявления по итогам административного обследования признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством предусмотрена ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования .

    Порядок проведения административного обследования и форма акта утверждаются Правительством РФ.

    Муниципальный земельный контроль

    Муниципальный земельный контроль – деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами гос. власти, органами местного самоуправления, юр. лицами, ИП, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства, законодательства субъекта РФ, за нарушение которых законодательством, законодательством субъекта РФ предусмотрена административная и иная ответственность.

    Осуществляется в соответствии с законодательством и в порядке, установленном НПА субъектов РФ, а также принятыми в соответствии с ними НПА органов местного самоуправления с учетом положений ЗКРФ.

    В случае выявления нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством предусмотрена ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган гос. земельного надзора.

    В срок не позднее чем 5 рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, орган гос. земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления.

    Порядок взаимодействия органов гос. земельного надзора с органами муниципального земельного контроля, устанавливается Правительством РФ.

    В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с указанным законодательством.

    Общественный земельный контроль

    Общественный земельный контроль – деятельность граждан, общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов гос. власти, органов местного самоуправления по принятию решений, предусмотренных ЗКРФ и затрагивающих права и законные интересы граждан, юр лиц, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых данными органами актов и принимаемых ими решений. Общественный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

    Производственный земельный контроль

    Производственный земельный контроль обеспечивается путем проведения юр. лицами добровольно, собственными силами инициативных мероприятий по организации проверки соблюдения земельного законодательства в процессе землепользования.

    Распространяется только на закрепленный земельный участок и направлен на обеспечение соблюдения земельного законодательства и внутренних правил землепользования.

    Проведение регулируется правилами внутреннего распорядка.

    Включает организацию внутренних проверок, экспертиз и аудита.

    Выявленные недостатки служат основанием для внесения коррективов в организацию землепользования и хозяйственной деятельности. В случае квалификации производственных действий как правонарушений применяются меры дисциплинарной и материальной ответственности органами управления производством.

    В целях организации контроля по мере необходимости могут создаваться спец. службы, либо определенными полномочиями наделяются соответствующие сотрудники предприятия.