В зарегистрированной федеральной собственности находятся земельные участки. Использование публичной кадастровой карты: нюансы

Земельные участки, принадлежащие государству на правах собственности, относятся к особой категории субъектов РФ. В нижеприведенной статье читайте, что такое государственная собственность на землю, какие ее виды существуют и возможен ли выкуп участка от государства.

Собственность земли в юридическом своем понимании признается, как одна из основных экономических категорий в российском законодательстве. В отличие от права собственности и других вещных прав на имущество, форма земельной собственности напрямую зависит от свойств земли, ее особенностей и, соответственно, ее целевого назначения. В теории права существует два основных понятия:

  • собственность объекта - система отношений между лицами посредством производства, обмена, потребления, распределения, то есть приобретение чего-либо в свою принадлежность; собственность земли носит бессрочный характер и существует в течение всего времени, пока существует непосредственно объект недвижимого имущества; согласно закону земельный участок может принадлежать одному или нескольким собственникам;
  • право собственности - полное имущественное право, порядок назначения в котором определен законодательными актами РФ; право собственности позволяет совершать любые действия с объектом недвижимости, не запрещенные законом.

Земля входит в число обособленных объектов гражданско-правового института, и кроме и полного распоряжения имуществом, российское федеральное законодательство предусматривает ряд ограничений прав на землю (Земельный кодекс РФ и т.д.). В первую очередь, ограничения связаны с необходимостью в сохранении природных объектов и памятников, несущих историческую и культурную ценность, с охраной жизни и здоровья людей, с созданием условий, необходимых для ведения хозяйственной деятельности, а также с эксплуатацией транспортных, телекоммуникационных и промышленных объектов. Различные целевые назначения определяют ограничения прав на землю, устанавливаемые актами органов местного управления либо органами законодательной власти.

Право государственной собственности на землю

Как и любое иное недвижимое имущество, земля может находиться в собственности государства, физических и юридических лиц. При этом, государственная собственность на землю предполагает принадлежность непосредственно государству правомочий владения, пользования и распоряжения объектом. Государственная собственность на земельные участки подразделяется на следующие виды:

  • Собственность федерального значения - земли, принадлежащие государству РФ на праве собственности. К таким землям относятся:
    • земельные участки, признанные таковыми на основании федерального закона (п. 1 ст. З ФЗ от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
    • земельные участки, право собственности государства РФ на которые возникло в порядке разграничения государственной собственности на землю;
    • земельные участки, которые были приобретены государством РФ на основании пунктов Гражданского кодекса РФ.
  • Собственность субъектов РФ - земли, принадлежащие субъектам государства РФ на праве государственной собственности (республики, края, области, автономные округа и области). К таким землям относятся:
    • земельные участки, признанные собственностью субъектов РФ на основании федерального законодательства;
    • земельные участки, право собственности на которые возникло в процессе разграничения государственной собственности на землю;
    • земельные участки, которые были приобретены субъектами РФ на основании гражданского законодательства.

При этом правомочия государственной собственности распределяются между различными органами государственной власти и местными органами самоуправления, а их реализация и исполнение осуществляется посредством установленной системы полномочий и функций управления, определенной государством. Объекты права государственной собственности на землю - земельные участки, расположенные на индивидуально обособленных территориях и не являющиеся собственностью физических или юридических лиц, муниципальных образований (п. 2 ст. 214 ГК РФ). Государственные земли обладают большей площадью и несут в себе значительную экологическую и экономическую значимость. Подавляющее большинство промышленно-производственных и природоохранных предприятий располагается на землях, принадлежащих государству. Государственные земли могут быть переданы в пользование физическим либо юридическим лицам на правах срочного или бессрочного пользования, аренды, пожизненного наследования. По закону допускается приватизация земель, находящихся в собственности у государства, при этом учитываются ограничительные меры, которые были установлены для земель отдельных категорий. Приобретатели земельных участков от государства несут круг обязанностей относительно рационального использования земель. Пользование государственной землей является платным, уплата налога должна производиться в установленном законом объеме и сроках, также в соответствующие сроки в государственные органы предоставляется .

Как выкупить земельный участок у государства

Земельный участок, находящийся в собственности у государства, можно выкупить, взять в аренду, а также получить бесплатно в безвозмездное пользование, если только он не является землей особого назначения (заповедник, земля, на которой расположены оборонные объекты и т.д.). Право приобретения регулируется ст. 37 Земельного кодекса РФ. Покупка земельного участка у государства имеет свое целесообразное значение и может быть необходимой:

  1. если недвижимость, переданная по наследству и расположенная на государственной земле, может быть оформлена в собственность только в случае покупки данного земельного участка у государства;
  2. если планируется на участке, принадлежащем государству, но ранее уже использовано право на приватизацию объекта недвижимости;
  3. если ранее приватизированный земельный участок, на котором располагается объект недвижимости, имеет площадь менее заявленной в документах.

Для того, чтобы произвести выкуп участка у государства в тех случаях, когда не требуется проведение торгов, необходимо подать в органы местной администрации заявление с указанием в нем точного места расположения земельного участка, его размера и площади, целевого назначения, письменное подтверждение согласия на внесение авансового платежа.

Вместе с заявлением необходимо приложить следующий пакет документов:

  • документ, подтверждающий право пользования землей;
  • оригинал и копия документа, удостоверяющего личность (паспорт);
  • документ, на объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке.

Поданное заявление рассматривается местными властями в течение 30 дней, затем заявителю отсылается уведомление о разрешении либо мотивированном отказе на приобретение земельного участка. В случае получения положительного решения заявителю необходимо:

  • Обратиться в местную администрацию для утверждения договора и внесения установленной суммы.
  • После утверждения договора, в присутствии нотариуса необходимо заключить , в котором определяются условия выплаты денежных средств за земельный участок.
Сроки выплаты устанавливаются по согласованию всех сторон и могут иметь отсрочку, не превышающую 10 лет.
  • Далее, в течение 30 календарных дней заявителем вносится на банковский государственный счет 50% от экспертной оценочной стоимости участка. Оставшаяся сумма выплачивается равными частями в срок не реже, чем один раз в квартал. Просрочка платежа предполагает начисление пени в размере, установленной договором.
Важно! Оформить земельный участок в частную собственность можно только после исполнения долгового обязательства в полном объеме. Процесс государственной регистрации земли в собственность может длиться до 6 месяцев.

В соответствии с законодательством РФ, государственная собственность на землю может разграничиваться между федеральными, региональными и муниципальными субъектами. Каким образом осуществляется данная процедура? Какие законы регулируют правоотношения, которые ей соответствуют?

В чем заключается сущность разграничения государственной собственности на землю?

Такой процесс, как на землю, является традиционно одним из самых сложных не только с точки зрения формирования и применения норм правового регулирования, но и в плане влияния на социально-экономические процессы. Особенно остро те вопросы, которые характеризуют соответствующее разграничение, встают в случаях, когда речь идет о необходимости определения конкретных полномочий органов власти в части управления землями, а также определения компетенций иных субъектов права, например муниципалитетов, которые по закону должны осуществлять деятельность по управлению территориями независимо от государственной власти.

Что же это за процесс — разграничение государственной собственности на землю? Он представляет собой установленный законодательством РФ порядок передачи различных земель в собственность:

  • федеральных органов власти;
  • субъектов РФ;
  • местной власти.

Факт распределения территорий фиксируется в момент издания некоторым уполномоченным органом решения о предоставлении того или иного земельного участка в собственность какого-либо субъекта. На основании соответствующего решения могут оформляться различные например свидетельство о праве собственности.

Как правило, разграничение государственной собственности на землю осуществляется в том случае, если сведения о территории отражены в кадастре. Каким образом можно ознакомиться с данной информацией? Для этого используется такой ресурс? как публичная кадастровая карта. Изучим ее особенности подробнее.

Использование публичной кадастровой карты: нюансы

Рассматриваемый ресурс расположен на сайте Росреестра. Он был создан во многом по причине необходимости предоставления гражданам и организациям возможности получать актуальные сведения как раз-таки по землям, которые были разграничены в установленном законом порядке, или же по территориям, которые в рамках тех или иных правоотношений должны были распределяться.

Примечательно, что публичная кадастровая карта Росреестра не предоставляет сведений о собственниках тех или иных участков. Но она позволяет удостовериться в том, что участок зарегистрирован в государственном реестре в определенных границах, а также в том, что на нем разрешены те или иные виды деятельности.

Пользование рассматриваемой картой позволяет, прежде всего, экономить время, которое до появления соответствующего ресурса гражданам и организациями часто приходилось тратить на взаимодействие непосредственно с территориальным представительством Росреестра по вопросам определения границ и статуса различных участков.

Стоит отметить, что возможно осуществление правоотношений между органами власти и иными субъектами и в том случае, если права собственности не отражены в соответствующих реестрах. Возможно также распоряжение участками, которые не разграничены в установленном порядке. Изучим данный аспект подробнее.

Правоотношения при отсутствии разграничения государственной собственности на землю: нюансы

Итак, если разграничение государственной собственности на землю не осуществлено, то распоряжение соответствующими участками все же возможно. В общем случае оно осуществляется власти. Кроме того, в случае если располагаются в населенных пунктах, которые имеют статус административного центра либо столицы субъекта РФ, то распоряжение ими осуществляется муниципалитетами, если иное прямо не предписывается законодательством на уровне регионов. В свою очередь, в субъектах РФ могут приниматься законы, в соответствии с которыми неразграниченная государственная собственность на землю будет находиться в распоряжении исполнительных структур власти в регионах.

Как отмечают юристы, не всегда передача полномочий, связанных с распоряжением участками в данном случае, может сопровождаться передачей функций владельца тех или иных территорий. Таким образом, земельные участки, имеющие статус неразграниченной собственности, могут быть объектом правоотношений. Кроме того, даже в тех случаях, когда право собственности на соответствующие территории не зарегистрировано, то распоряжение ими тем не менее может быть осуществлено. Например, в контексте правоотношений купли-продажи или же аренды.

Также следует иметь в виду, что полномочия по управлению земельными участками, не имеющими статус разграниченных, могут выражаться в передаче тому или иному субъекту какой-либо управленческой функции, не всегда сопровождающейся приобретением данным субъектом права собственности на соответствующую территорию.

То, каким образом разграничиваются государственные земли, регулируют определенные нормы права. Изучим их особенности.

Разграничение собственности на землю: нормативное регулирование

В 2002 году российские власти приняли федеральный закон, в соответствии с которым были определены критерии классификации земельных участков на те, что относятся к собственности федеральных, региональных, а также муниципальных субъектов. Кроме того, было принято постановление правительства, в соответствии с которым утверждались правила подготовки, а также согласования перечней территорий, на которые у федеральных, региональных или муниципальных структур могло появляться предусмотренное законом право собственности.

Как отмечают юристы, данные правовые акты практически не функционировали, поскольку предусмотренные ими процедуры разграничения собственности на землю характеризовались сложностью, а также длительностью. В частности, субъектам, вступающим в земельные отношения, необходимо было прежде всего уделять значительное время подготовке перечня территорий. Данные документы впоследствии нужно было отправлять в правительство РФ, а затем дожидаться их проверки и последующего вынесения распоряжения со стороны властей. Регистрация собственности осуществлялась на основании такого источника права, как государственный акт на землю, издаваемый правительством РФ. При этом для каждого участка, включенного в перечень, создавалось дело, в котором присутствовали различные документы, удостоверяющие обоснованность внесения соответствующей территории в список. На практике данная процедура могла занимать порядка 7-9 месяцев.

Отмеченные недостатки законодательства, в соответствии с которым разграничивались федеральная государственная собственность на землю, региональная, а также муниципальная, была призвана устранить реформа, в рамках каковой был принят новый закон. Речь идет о нормативном акте, посредством которого законодатель внес определенные изменения в Земельный кодекс РФ, а также в законы, регулирующие государственную регистрацию недвижимости. Соответствующий источник права вступил в силу в 2006 году и отменил тот, что был принят в 2002-м.

В соответствии с новым законом земли, находящиеся в государственной собственности, стало возможно разграничивать в упрощенном порядке. Если говорить о поправках в действовавшие источники права, то можно отметить, что была прежде всего уточнена норма, отраженная в законе о регистрации прав на недвижимость, в соответствии с которым осуществлялось внесение сведений о разграничиваемом участке в государственные реестры.

Таким образом, основные источники права, регулирующие процесс, о котором идет речь, — Земельный кодекс РФ, а также основной нормативный акт, регулирующий государственную регистрацию прав на недвижимость и имеющий статус федерального закона.

Рассмотрим теперь ключевые положения данных источников права подробнее. Так, можно изучить то, какие документы используются в правоотношениях, в рамках которых разграничиваются те или иные виды государственной собственности на землю.

Регистрация прав собственности на участок: документы

Главный документ, на основании которого осуществляется распределение территорий между теми или иными субъектами, заявление, составляющееся исполнительным органом власти на том или ином уровне, муниципалитетом либо сторонним лицом, которое имеет на то полномочия, например в силу поручения. Данный источник должен отражать основание для возникновения права у федерального, регионального или муниципального органа власти на владение тем или иным земельным участком. Это фиксируется в документах, которыми нужно дополнять отмеченное заявление. Их перечень фигурирует в отдельном постановлении правительства.

Так, в случае если основание для оформления права собственности наличие на участке объекта недвижимости, который на законных основаниях принадлежит тому или иному субъекту, то в компетентный орган власти необходимо направить правоустанавливающие документы на здание. Также могут понадобиться результаты государственной кадастровой оценки земель, отраженные в специальном плане, который подтверждает факт расположения объекта недвижимости на определенной территории.

В общем случае законы РФ не подразумевают дополнения указанных источников какими-либо иными. Данные перечни — при условии комплектности документов - можно рассматривать как исчерпывающие.

Законы РФ, регулирующие распределение земельных участков на принадлежащие федеральным, региональным или муниципальным органам власти, определяют условия отнесения территорий к владениям того или иного субъекта. Рассмотрим данный нюанс подробнее.

Условия распределения земель

В соответствии с положениями Земельного кодекса России, условиями отнесения тех или иных участков к собственности федеральных, региональных или муниципальных субъектов могут быть:

  • расположение на соответствующих территориях зданий, которые принадлежат тем или иным структурам на праве собственности;
  • предоставление участков конкретным органам власти, государственным или муниципальным предприятиям, НКО.

Кроме того, законодательством могут быть определены иные условия осуществления правоотношений, о которых идет речь.

Следующий важнейший аспект реализации положений источников права, регулирующих то, как должна распределяться федеральная государственная собственность на землю, региональная или же муниципальная, — критерии отнесения территорий, собственно, к тем, что должны принадлежать к госструктурам, а также передающимся муниципалитетам.

Какие территории могут быть в федеральной собственности?

Высший уровень государственной власти в РФ — федеральный. В соответствии с положениями Земельного кодекса, к федеральным могут быть отнесены следующие виды государственной собственности на землю:

  • участки, занятые зданиями и сооружениями, что принадлежат федеральным структурам на праве собственности;
  • площади, что предоставлены государственным органам, их территориальным представительствам, госпредприятиям, а также НКО, которые образованы соответствующими структурами власти;
  • участки, находящиеся в постоянном пользовании Академиями наук, а также подчиненных им структур — в случае, если их передача была осуществлена до вступления в силу отдельных источников права, регулирующих статус данных научных учреждений;
  • территории, которые переданы в аренду предприятию «Российские автомобильные дороги» компетентным органом власти.

Следующий уровень власти в РФ — региональный. Соответствующие органы также могут получать земельные участки.

Какие территории могут быть в региональной собственности?

На уровне регионов государственной собственностью являются земли — в случае их передачи субъектам власти в установленном законом порядке - следующих категорий:

  • участки, здания и сооружения, которые принадлежат региональным властям на праве собственности;
  • территории, которые переданы государственным органам в субъектах РФ, предприятиям или НКО, образованным на региональном уровне;
  • участки, относящиеся к сельскохозяйственным землям, которые заняты дорогами, различными коммуникациями, насаждениями в целях защиты территорий от негативного воздействия, а также водными объектами — исключая участки соответствующего назначения, что принадлежат федеральным, муниципальным структурам, гражданам или организациям.

Можно отметить, что передача земель в собственность РФ осуществляется на основе применения норм, установленных как для федеральных, так и региональных органов власти: юрисдикция конкретных положений законодательства распространяется на территории, на которых расположены те или иные объекты в пределах площади городов федерального значения.

Следующий уровень власти в РФ — муниципальный. Структуры, которые ему соответствуют, также могут получать земельные участки.

Какие территории могут быть в

Итак, мы рассмотрели, в каких случаях государственной собственностью являются земли — при условии их разграничения в предусмотренном законом порядке на федеральном или региональном уровне. В свою очередь, муниципалитеты по закону функционируют независимо от госструктур.

При разграничении государственной собственности на землю в собственность местных органов власти могут быть переданы:

  • участки, которые заняты зданиями и сооружениями, принадлежащими муниципалитетам;
  • территории, которые предоставлены местным органам власти, муниципальным предприятиям или НКО, созданным на соответствующем уровне.

Передача земель и действие прежнего законодательства

Следует отметить, что Земельный кодекс отдельно регулирует то, каким образом государственная собственность разграничивается, если участники соответствующих правоотношений приобрели земли в соответствии с нормами права, действовавшими до 2006 года. В этом случае изданные ранее правительством РФ акты, удостоверяющие перечни участков, на которые у федеральных, региональных или муниципальных властей возникало право владения, следует рассматривать в качестве оснований для осуществления государственной регистрации права собственности на соответствующие территории.

Федеральной собственностью являются те земельные участки, которые приняты таковыми согласно действующему на территории РФ законодательству.

К федеральной собственности относятся следующие виды участков:

  • Относящиеся к данной категории в соответствии с действующими федеральными законами;
  • Те их виды, на которых возникло право собственности, которое возникло в результате разграничения государственной собственности на различные земли. При этом существуют отдельные категории граждан, которым правительство компенсирует траты. Это процедура носит название национализация земли;
  • Приобретенные с учетом всех условий правительством РФ благодаря действующему гражданскому законодательству. Такие основания могут быть оформленный договор купли-продажи на недвижимость и выкуп участков;
  • Национализация земли. К нему следует отнести процесс, когда государство изымает для муниципальных и государственных нужд у владельца участок и выплачивает ему полную сумму денег за него. Также владелец может осуществить выкуп участка.
  • Специфические основания. К ним следует отнести условия принудительное изъятие земельного участка у собственника. Для муниципальных и государственных нужд.

Также к федеральной собственности относятся те участки, которые были переданы в незаконное владение граждан. Чаще всего это происходит в результате действия федерального закона о « Распоряжение вопросом государственной собственности на земельные участки». Помимо этого только в федеральной собственности расположены земельные участки, которые относятся к министерству обороны и безопасности страны и подлежащие изъятию. Они предназначены для муниципальных и государственных нужд. Однако можно владельцем осуществить выкуп.

Также к ним следует земли, относящиеся к лесному фонду. Исключением являются земли лесного массива, относящиеся к частной собственности субъектов РФ.

Также от имени РФ, т.е право собственника земельные участки могут приобретать компетентные органы и лица. Таким образом, они могут осуществлять имущественные сделки. Следует помнить, что это земельные участки, подлежащие изъятию.

Правительство может выплатить компенсацию за участок. Основные причины этого - национализация земли. Также собственник может осуществить выкуп.

Помимо этого право федеральной собственности возникает тогда, когда федеральный орган приобретает земельный участок в результате его изъятия для муниципальных и государственных нужд. Следует отметить, что чаще всего правительство компенсирует все траты. Данный процесс осуществляется с помощью такой процедуры как национализация земли. Собственник может осуществить выкуп.

Следует также отметить, что к федеральной собственности относятся земельные участки, относящиеся к землям запаса, особенно если на них располагается недвижимое имущество, которое находится в федеральной собственности или приватизировано. Помимо этого эти земельные участки, подлежащие изъятию при необходимости. Они предназначены для муниципальных и государственных нужд. Однако владелец может осуществить на них выкуп.

Особо охраняемые природные территории федерального значения считаются также федеральной собственностью и ими распоряжаются федеральные органы государственной власти. Эти земельные участки, подлежащие изъятию при необходимости. Они предназначены для муниципальных и государственных нужд. Однако в некоторых случаях владелец может осуществить выкуп.

При этом правительством чаще всего осуществляется выплата всех затрат. Этот процесс носит название национализация земли. Происходит это, если участки требуются для муниципальных и государственных нужд.

Помимо этого к федеральной собственности относятся следующие виды объектов:

  • Водные объекты, акватории и водоемы, бассейны;
  • Участки, расположенные на двух и более субъектах РФ;
  • Водные объекты, расположенные под землей;
  • Объекты, расположенные на внутренних морских водах.

Также существует определенное право на федеральную собственность на земельные участки, находящиеся в составе земель сельскохозяйственного назначения, земель в поселениях и запасе. Они необходимы для муниципальных и государственных нужд. Владельцы могут осуществить их выкуп.

Если по закону человек имеет право получить данную землю, а это сделать невозможно, то правительством осуществляется предоставление денежной компенсации. Этот процесс носит название национализация земли. Также владелец может осуществить выкуп.

При установлении на них права необходимо выполнить определенный порядок оформления и ряд существенных условий:

  • данные участки должны располагаться на участках с недвижимостью, которая принадлежит к федеральной собственности.
  • предоставление данных участков органами государственной власти РФ.
  • распоряжение федеральными участками, находящимися в недрах их контролирование осуществляется с помощью закона о недрах. Благодаря данному закону определяются критерии и условия признания определенных земельных участков в качестве зон для федеральной собственности. Эти участки необходимы для муниципальных и государственных нужд.

Следует помнить, что в некоторых случаях владелец может осуществить выкуп данных зон.

Если данный порядок не обеспечен, то правительство может осуществить принудительное изъятие земельного участка. При этом гражданину осуществляется выплата денежной компенсации. Этот процесс называется национализация земли. Такие земли используются для муниципальных и государственных нужд. Также владелец может осуществить их выкуп.

Кто может распоряжаться федеральной собственностью?

Данным имуществом могут распоряжаться только компетентные органы, которые действуют от имени государственной власти и защищают общественные интересы. Данные организации осуществляют их выкуп.

Они используются для муниципальных и государственных нужд.

Как проходит процесс получения федеральной собственности?

Распоряжение данным имуществом происходит на основе действующим, на территории РФ постановлениям. При нарушении постановлений у гражданина земля может быть изъята, а ему может быть выплачена денежная компенсация. Этот процесс носит название национализация земли.

Что относится к объектам федеральной собственности?

К данным объектам относится имуществом граждан, которое закреплено на основании действующего хозяйственного ведения или же управления унитарными и бюджетными предприятиями. Также к данной категории относится имущество государства.

Также следует отметить, что федеральной собственностью граждан не являются земельные участки, которые имеют одного или несколько владельцев, особенно если они работают в государственной или муниципальной организации. При оформлении данных участков могут возникнуть проблемы.

Кто осуществляет процесс управления федеральной собственностью?

Обычно управление данным имуществом осуществляется компетентными органами. К ним можно отнести: правительство РФ, фонд федерального имущества, граждан, работающих в Федеральном казначействе, а также граждан, осуществляющих управление доходами и расходами бюджета РФ.

Следует отметить, что ввести федеральное имущество в гражданский оборот можно благодаря фиксированию его имущественных ресурсов. Это обычно осуществляется в определенном порядке и унитарными предприятиями, которые осуществляют свою деятельность на основе хозяйственного владения. Следует отметить, что необходимо следить за порядком выполнение всех условий.

Таким образом, объектами, которые по действующим постановлениям считаются лишь федеральной собственностью, являются:

  • Предметы, составляющие национальное богатство страны;
  • Предметы, находящиеся в поле деятельности федеральных органов;
  • Объекты, относящиеся к оборонному производству и отраслям, обеспечивающие деятельность народного хозяйства;

К объектам, относящимся к федеральной собственности, которая может передаваться в частную собственность относятся:

  • Все сферы народного хозяйства, которые согласно закону занимают лидирующие позиции на рынке;
  • Крупные объекты народного хозяйства;
  • Объекты атомного и машинного строения;
  • Зоны общереспубликанского строительства и обеспечение производства строительных материалов;
  • Объекты, относящиеся к телевидению, радио;
  • Службы полиграфии;
  • Различные издательства, информационные ресурсы, телеграфные службы;
  • Министерства здравоохранения и образования народа, а также культуры и спорта.

Какие документы нужны для оформления федеральной собственности в личное пользование?

Для того чтобы получить право стать законным владельцем федеральной собственности владельцу необходимо оформить соответствующее заявление и направить его в компетентные органы. При этом Росимущество должно в течение двух месяц направить заявителю соответствующий договор. Следует отметить, что данное право не облагается какими-либо государственными пошлинами.

Перечень необходимых документов:

  • Оформленное заявление от заявителя. Следует также отметить, что данное заявление может быть оформлено как в письменном, так и электронном виде. Оно должно содержать следующие данные: название органа, куда направляется бумага; личные данные заявителя и его почтовый адрес; основное содержание документа (цель написания); личная подпись и дата составления;
  • Копия гражданского паспорта и основания на право получения земли на определенный или безвозмездный срок.

Если пакет документов предоставляется представителем заявителя, то необходимо оформить нотариальную доверенность на данное лицо и также может потребоваться копия паспорта данного представителя.

В каких случаях государство не может отказать в предоставлении земельного участка из федеральной собственности владельцу?

Государство обязано предоставить заявителю земельный участок в следующих случаях:

  • Для строительства жилья. Исключением являются случаи, когда данная земля была изъята из оборота;
  • Если по закону он имеет право на данные участки, но на них наложен запрет на приватизацию;
  • В случае резервирования земли для государственных и муниципальных служб.

Однако не следует думать, что любой из граждан может получить право на пользование землей из федеральной собственности. Для оформления также существуют серьезные проблемы.

Процесс распределения землей осуществляется Законом о планировании использования земельных участков. Благодаря ему определяются цели использования земли. Также при предоставлении земли важную роль играет правовой статус граждан.

Перечень граждан, которые могут получить право на пользование землей из федеральной собственности

Следует отметить, что наиболее полный список граждан, которым предоставляется земля, зафиксирован в действующих федеральных законах. Рассмотрим их более подробно:

  • Граждане, участвующие в военных действия или являющихся инвалидами войны;
  • Для людей, долгое время находящихся в тылу или работающие в период войны;
  • Для граждан, пострадавших от военных действия и призванных нетрудоспособными;
  • Военнослужащим, осуществляющим службу или практика по контракту. При условии если общий срок их службы составляет около 15 лет и увольнение их с места работы происходит в связи с выходом его на пенсию;
  • Сотрудникам, долгое время прослуживших или имеющих практику работы в органах внутренних дел;
  • Гражданам, имеющим звание « Герой Социалистического труда и « Советского союза»;
  • Многодетные семьи, а также те, кто воспитывает детей-инвалидов.

Также государство предоставляет земельные участки детям, оставшимся без попечительства родителей и круглым сиротам.

Земельные участки, принадлежащие государству, делятся на три категории: на федеральные, региональные и те, что принадлежат . Право распоряжаться федеральными участками земли принадлежит исключительно федеральным властям. Власти местного и регионального уровней не имеют таких полномочий.

Законодательством РФ определены категории федеральных земель:

  • На основании п.5 ст.1 ФЗ № 33, в федеральной власти находятся заповедные территории федерального значения и национальные парки.
  • В соответствии с п.10, ст.1 ФЗ № 61 и ФЗ № 226, территории с расположенными на них военными объектами и земли, отведенные под нужды российской армии и войска Национальной гвардии, находятся под властью федерации.
  • Земельные участки, относящиеся к лесному фонду страны, являются федеральными, о чем говорит Лесной кодекс РФ (ст.8).
  • Территории расположения предприятий, организаций и иных зданий, принадлежащих РФ.
  • Города закрытого типа.

Также в России существует фонд резервных земель, которые являются федеральными.

Причины внесения определенных территорий в список федеральной собственности указываются в 17 статье ЗК РФ (п. 1):

  • Участки могут принадлежать в рамках действующего законодательства.
  • Земли становятся частью федеральной собственности по итогам разграничения земельных владений страны.
  • Участки земли, которые приобретены органами государственной власти РФ.

Разграничение земель

Эта процедура означает передачу земли, которая была частью не разграниченной территории в собственность одному из субъектов государства.

Также сюда относится практика передачи прав на землю от одного субъекта к другому (например, от региона к федерации).

Само понятие разграничения земель появилось в 2001 году. Изначальный порядок проведения процедуры имел силу до 2006 года. Но, по причине большой сложности процесса, закон был отменен. С июля 2006 года разграничение земель проводится в соответствии со ст. 3.1 № 137-ФЗ.

Определение земель к федеральной, региональной или муниципальной собственности проводится на основании трех основных признаков:

  • Если на участке расположено здание или сооружение, имеющее принадлежность к одному из субъектов, в вопросе разграничения он имеет приоритет.
  • Земля, находящаяся в пользовании одного из государственных, муниципальных предприятий и организаций, может быть передана в распоряжение субъекту, на территории которого эта организация расположена.
  • Если об этом свидетельствует один из законов федерального, регионального или муниципального уровней.

Существует определенный алгоритм действий, в соответствии с которым производится процедура разделения земель и передача их в федеральную собственность:

  • Первым делом происходит разработка закона, на основании которого будет проводится весь процесс.
  • Далее планируется проведение работы кадастровых служб, о чем создается отдельный акт.
  • Границы участка, которые были определены в ходе работ, закрепляются официально. После этого определяется индивидуальный номер для данного земельного участка.
  • В итоге принимается законодательный , в котором говорится о том, что эта территория является федеральным владением.

Закон содержит информацию о категории земли, к которой относится данный участок, так же в нем указаны цели ее использования.
В силу определенных обстоятельств, федеральные земли могут перейти в собственность иных субъектов – регионов или муниципалитетов.

Виды государственной собственности

  • Объекты, которые выполнением своих функций обеспечивают нормальное существование и развитие страны. К ним относятся некоммерческие предприятия, структуры ВС РФ, а также казна РФ;
  • Предприятия, которые выпускают продукцию, предназначенную для обороноспособности государства.
  • Общероссийские автомобильные дороги и те организации, которые осуществляют их обслуживание.
  • Организации, которые можно отнести к категории народного хозяйства страны.

По договору социального найма можно обменять только равноценную квартиру. Как это сделать, читайте в тематическом .

Субъекты и объекты федеральной собственности

Когда дело касается чьего-либо имущества, субъектом в этих отношениях выступает владелец. В случае с федеральной собственностью в качестве субъекта выступает государство в целом. Официальным подтверждением того, что имущество на самом деле принадлежит федерации, является государственный реестр.

Объекты государственной собственности, ни при каких обстоятельствах, не могут быть имуществом в частных руках. К таким объектам можно отнести бюджет страны, налоги и сборы, транспортные системы государства, организации связи, федеральные финансовые организации, и т.д. Некоторые объекты федеральной собственности могут быть переданы в руки муниципалитетов и регионов. Контроль за частью объектов осуществляется бюджетными организациями, остальная часть являет собой казну государства.

Нет похожих статей.