Плановая налоговая проверка в году

С 1 января 2016 Правительство РФ отправило малый бизнес на надзорные каникулы. Не иначе как вступил в силу мораторий на плановые проверки малого бизнеса. Срок действия – 3 года.

Немного расслабиться могут предприятия со штатом не более 100 сотрудников и доходом не более 800 млн. рублей в год.

Данный мораторий распространяется исключительно на предприятия, которые относятся к малому бизнесу. Сферы здравоохранения, образования, социальной, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности под мораторий не попадают. В соответствии с законодательством 2016 года субъектами малого предпринимательства считаются производственные кооперативы, хозяйственные общества и партнерства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также индивидуальные предприниматели, у которых:

  1. Средняя численность работников составляет 15-100 человек за предыдущий календарный год.
  2. Выручка от реализации товаров, работ, услуг за предыдущий календарный год БЕЗ НДС не превышает 800 млн. руб.
  3. Суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25 %. А суммарная доля участия в уставном капитале организации иностранных организаций и суммарная доля участия в уставном капитале организации других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства – 49%.

Существенная деталь, категория субъекта малого бизнеса подлежит изменению только, если названные показатели выше или ниже предельных значений, на протяжении трех календарных лет, следующих один за другим. Документов или сертификатов, подтверждающих статус малого предпринимательства, не существует. Поскольку действующее законодательство не предусматривает наличие отдельного учета или регистрации субъектов малого бизнеса. Достаточно того, что организация соответствует установленным критериям малого бизнеса. Система налогообложения может быть выбрана на ваше усмотрение.

Важно отметить, что в соответствии с законом, который действует с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года, мораторий всё же оставляет за собой право ряда проверок. Это касается надзора в области промышленной безопасности, надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении компаний малого бизнеса, эксплуатирующих объекты 1-го или 2-го класса опасности; пожарного, экологического надзора, а также надзора в области обеспечения радиационной безопасности, надзора в области использования атомной энергии и контроля за обеспечением защиты государственной тайны. Кроме того, мораторий не затрагивает лицензионный надзор в отношении компаний, управляющих многоквартирными домами и внешнего контроля качества работы аудиторских организаций. Надзор за уплатой налогов во внебюджетные фонды также сохраняется.

На надзорные каникулы не смогут выйти организации, которые совершили грубые нарушения законодательства, а также лишившиеся лицензий в течение трех лет до наступления момента плановых проверок.

Мораторий также не означает внеплановых проверок. При поступлении жалобы в надзорные инстанции на предприятие малого бизнеса, в отношении него может быть проведена внеплановая проверка: это либо запрос документов, либо выезд на место, предполагающий осмотр, фиксацию, изъятие документов или предметов, которые интересуют проверяющих.

В общем-то, принцип тот же: разрешено всё, что не запрещено.

Однако всё-таки в условиях напряженной экономической атмосферы, мораторий безусловно многим предприятиям окажется полезным. В принципе, и до введения моратория частота проверок не отличалась высоким показателем. Например, в небольшой магазин должны прийти с проверкой представители Роспотребнадзора, пожарной службы и ФНС: в среднем, одна проверка в год. Не так уж и часто. Но дело в другом. Сегодня требования к бизнесу таковы, что при желании можно найти недостатки в работе даже самой честной организации. И этим, к сожалению зачастую, пользуются проверяющие, в целях личного обогащения. В итоге, работа контролирующих органов вместо того, чтобы делать бизнес в России более качественным, регулярно приводит его к разорению. Поэтому мораторий вступил в силу как нельзя кстати. В будущем он отправит на надзорные каникулы и средний бизнес.

——————————————
Текст: Ольга Успенская

Мораторий на проверки малого бизнеса начал действовать первого января 2016 года, а закончится тридцать первого декабря 2018 года. Учитывая, что недавно была пройдена средина отведенного срока, то пора рассмотреть этот закон, особенности его реализации, и то, насколько теория совпадает с практикой.

Общая информация

Как было сказано ранее, закон о моратории проверок малого бизнеса работает в период времени с первого января 2016 по тридцать первое декабря 2018. Что он даёт? Законом вводится запрет на осуществление плановых проверок юрлиц, которые отнесены к представителям малого бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей. Это было сделано с целью создания благоприятных условий для развития небольших экономических субъектов. Но всё же это неполноценная защита. Так, исключение сделано для радиационного, экологического и пожарного надзора, а также в сфере обеспечения государственной тайны и при использовании атомной энергии. Поэтому трехлетний мораторий на проверку малого бизнеса не в полной мере почувствовали те субъекты, что занимаются потенциально опасной деятельностью.

Законодательная база

Что нужно делать, если есть желание ознакомиться с оригиналом? В таком случае можно прочитать федеральный закон под номером N 294-ФЗ от двадцать шестого декабря две тысячи восьмого года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Это конкретная часть. Но опирается она в плане теории на четвертую статью федерального закона под номером N 209-ФЗ от двадцать четвертого июля две тысячи седьмого года "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Далее в статье будет приведена краткое описание понятным «человеческим» языком о его действии.

Что же в законе написано?


Первоначально давайте обратим внимание на срок. Мораторий на налоговые проверки малого бизнеса действует во временном диапазоне с первого января 2016 по тридцать первое декабря 2018. И это закреплено на законодательном уровне, а не является распоряжением правительства, президента или кого-то ещё. Об этом говорится в статье 26.1 N 294-ФЗ этого документа. Следует отметить ещё раз, что запрет не является абсолютным. Так, он не распространяется на внеплановые проверки. Об этом идёт речь в статьях 10 и 26.1 N 294-ФЗ. Внеплановые проверки могут быть проведены без ограничений. От чего он защищает, ясно указывается в частях два и три статьи девять закона N 294-ФЗ. Также существуют определённые ограничения в базе действия. Так, если проверка не подчиняется требованию этого же закона под номером N 294-ФЗ, то она тоже может быть проведена без какого-то ограничения. Со всем списком можно ознакомиться в частях 3 и 3.1 первой статьи. Если кратко, то интерес здесь представляет федеральный закон под номером N 144-ФЗ от двенадцатого августа 1995 года "Об оперативно-розыскной деятельности". Не остановит закон и государственных служащих, что ориентируются УПК Российской Федерации. Иными словами - налоговые, полицейские, прокурорские, таможенные, страховые, валютные, банковские проверки будут продолжаться. Кроме них, ещё стоит упомянуть о соблюдении законодательства относительно контрактной системы, а также при распространении информации или же при её хранении.

Где ещё мораторий не защитит?


Общий интерес представляют подпункты от первого и по восьмой шестой части статьи 26.1 в законе N 294-ФЗ. Как уже ранее писалось в статье (хоть и кратко), не отменены проверки пожарных инспекторов и Госгортехнадзора для производственных объектов, которые относятся к 1 или 2-му классу опасности. Кроме этого, следят за теми, кто имеет доступ к государственной тайне. Не освобождены от лицензионных проверок управляющие организации, что занимаются обеспечением проживания в многоквартирных домах. Не вздохнули и аудиторские компании, ведь внешний контроль над их деятельностью и качеством работы тоже не отменили. Мораторий на проверки малого бизнеса в России не отменён также в сферах образования, здравоохранения, электроэнергетики, теплоснабжения, энергетической эффективности, энергосбережения и относительно субъектов социальной направленности. Об этом говорится в девятой и первой частях соответственно статей 9 и 26.1. Несмотря на то что основные моменты прописаны в законе, определённое влияние оказывает и постановление, выданное правительством Российской Федерации N 944 от двадцать третьего ноября 2009 года. Почему так? Дело в том, что в законе N 294-ФЗ существует довольно много расплывчатых формулировок, поэтому и было принято решение о постановлении N 944.

Ещё меньше защиты


Мораторий на проверки малого бизнеса не действует также в случае соответствия субъекта экономической деятельности целому набору условий. Часть из них, следует признать, являются вполне адекватными и необходимыми. В иных же случаях возникает определённая доля сомнений в плане возможности возникновения манипуляции. Так, не приходится говорить про мораторий на проверки малого бизнеса в случаях, если было выявлено за последние 3 года деятельности такие нарушения, что привели к дисквалификации или приостановке деятельности субъекта экономической деятельности за грубые нарушения. Также должно вступить в свою законную силу решение об аннулировании лицензии или же о назначении административного наказания. И пока этого всего нет, вопрос остается в подвешенном состоянии. Данные требования находятся во второй части девятой статьи закона N 294-ФЗ.

Важный момент

Когда формировался план (или будет), то он должен быть подан в прокуратуру не позднее первого сентября текущего года. И со следующего он уже будет действовать. Такое требование предусматривается постановлением правительства РФ N 489 от тридцатого июня 2010 года. Хотя иные ведомства рекомендуют обращаться к ним ещё раньше. Так, в методических рекомендациях, утверждённых Рострудом под номером N 455 от двадцать восьмого октября 2010 года, говорится о том, что вся документация должна быть готова до первого июля. Это сделано с целью обеспечения своевременного реагирования на все запросы. Хотя следует не забывать, что это не требование, а рекомендация.

Изменение реальности


Увы, мораторий на налоговые проверки малого бизнеса не распространяется. И здесь ничего исправить нельзя. Но что, если предприниматель или организация считают, что они подпадают под действие закона, тогда как относительно их уже запланирована проверка? В таком случае изменить реальность вполне под силу. Что же для этого нужно сделать? Первоначально пишется заявление, где просят исключить проверку из ежегодного плана. В нём указывается, что текущее положение дел нарушает статью 26.1 N 294-ФЗ. Все требования и рекомендации к заявлению можно найти в постановлении N 1268 правительства РФ от двадцать шестого ноября 2015 года. В нём имеется перечень документации, которую необходимо подготовить для утверждения положительного решения. Но что делать, если плановая проверка буквально сейчас начнётся? В таком случае необходимо предоставить собранную для заявления документацию и указать на тот факт, что отсутствует нужда в проверке. И если до этого не было административных нарушений или же данных о них, то этот процесс будет прекращен. В этом случае составляют специальный акт, который предусмотрен пятой частью статьи 26.1 рассматриваемого N 294-ФЗ. Если проверка всё же была проведена, то можно подать апелляцию и признать её недействительной. В этом случае на помощь придут первая и седьмая части статей 20 и 26.1 соответственно.

Заблуждения


Иногда можно услышать неверную информацию, которая является или сознательным обманом, или же желанием видеть то, чего нет, но хочется. Так, можно встретить упоминание о том, что был введён мораторий на проверку малого и среднего бизнеса. Это неверно. Хотя подобные предложения и звучали, когда закон только обговаривался, но в конечном результате под его действие попали малые предприятия и индивидуальные предприниматели. Также, как уже рассматривалось, он не даёт 100% неприкосновенности со стороны государственных чиновников. Ещё раз хочется сконцентрировать внимание на том, что мораторий направлен только на плановые проверки. Если же к соответствующим органам обратится заинтересованное лицо, избежать общения с государством в лице его представителей не получится. Таким, например, может выступить гражданин, у которого после питания в кафе заболел живот.

Зачем вводился этот закон?

Мораторий на плановые проверки малого бизнеса направлен на улучшение экономической ситуации в стране и обеспечение деятельности субъектов экономической деятельности. Подразумевается, что он даст возможность предпринимателям развиваться, а не тратить время на бумажки. Насколько эта цель будет выполнена, можно будет судить только после завершения льготного периода. Сейчас же ограничимся Наибольшую пользу от рассмотренного закона получили те предприниматели, которые выбрали белую модель работы и не совершают правонарушений. И это хорошо, ведь они и были главной целью осуществляемого мероприятия.

Заключение


Несмотря на такой довольно неплохой закон, всё ещё есть много работы. Сейчас Российская Федерация переживает не самые лёгкие времена. Поэтому необходимо сконцентрироваться на создании собственной устойчивой экономики. У РФ уже успел закончиться один крупный резервный денежный фонд, ещё два на исходе. И всё активней стоят вопросы о том, что мы будем делать после их истощения. В таком случае можно будет полагаться только на себя. И во главе поезда, который вытянет нас всех, станут предприниматели - люди, которые не боятся брать на себя ответственность и действовать. Нам же следует озаботиться тем, чтобы честные и умелые оказались в самых благоприятных условиях. Для этого важно не мешать им действовать. И став богатыми, они сделают такими же и других людей, что окружают их. Нужно только запастись терпением.

Традиционно с началом года увязывается вступление в действие новых правовых норм и изменение действующих. Не стал исключением и январь наступающего 2016 года. Мы подготовили обзор самых заметных для бизнеса изменений законодательства, которые вступят в силу с 1 января 2016 года.

Так, с начала года будет введена практика предварительного уведомления налогового органа и иных заинтересованных лиц об изменении места нахождения юридического лица. О намерении фирмы сменить место нахождения будет производиться соответствующая запись в ЕГРЮЛ. Причем юрлицо обязано будет уведомить налоговую инспекцию о предстоящем переезде в течение трех рабочих дней с момента принятия решения об изменении места своего нахождения.

Эти требования не будут распространяться на случаи, когда новое место нахождения организации зарегистрировано по месту жительства ее учредителя, либо в результате переезда юридическое лицо будет зарегистрировано в том же муниципальном образовании, что и раньше ( , ).

О том, как подготовиться к налоговой проверке, узнайте из материала
Памятка: встречаем проверяющих из налоговой" в "Энциклопедии решений. Проверки организаций
и предпринимателей
в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Представить документы на перерегистрацию учредители смогут только по истечении 20 дней с момента внесения в ЕГРЮЛ указанной записи ( Федерального закона от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; далее – Закон № 67-ФЗ).

Кроме того, к заявлению об изменении места нахождения юрлица необходимо будет приложить документы, подтверждающие наличие у организации или ее учредителя права пользования объектом недвижимости по новому адресу (). А подавать документы в налоговую инспекцию придется уже по новому месту нахождения юрлица (). Напомним, что согласно действующему законодательству такое заявление подается в инспекцию по предыдущему месту регистрации организации ().

Одновременно налоговые инспекторы получат право проверять сведения, представляемые собственниками юрлиц для внесения в ЕГРЮЛ, или уже включенные в ЕГРЮЛ сведения. Так, если у государственного регистратора появятся обоснованные сомнения в достоверности данных, он будет вправе приостановить регистрацию на время проведения проверки на срок до одного месяца. Основаниями проверки могут также послужить поступившие от заинтересованных лиц возражения относительно предстоящей государственной регистрации, изменения устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ. При этом для проверки достоверности включаемых или включенных в государственный реестр данных налоговый орган сможет изучать имеющиеся у него документы и сведения, в том числе возражения заинтересованных лиц, а также документы и пояснения, представленные заявителем, получать необходимые справки и сведения и т. д. Кроме того, налоговики смогут также осматривать объекты недвижимости. Это общие правила, а непосредственно основания, условия и способы осуществления проверочных действий будут установлены ФНС России ( , Постановление Правительства РФ от 6 августа 2015 г. № 809 " ").

Для вновь создаваемых юридических лиц процедура приостановления государственной регистрации применяться не будет, однако подаваемые для регистрации документы и сведения будут также подвергнуты проверке. При этом одним из оснований отказа в госрегистрации юрлица или ИП останется получение регистрирующим органом подтвержденной информации о недостоверности представленных на регистрацию документов и сведений (подп. "р" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ " " (далее – закон о госрегистрации). Эта норма закона о госрегистрации действует с 2013 года.

Также налоговые инспекции смогут самостоятельно, без обращения в суд, фиксировать в ЕГРЮЛ факты недостоверности сведений о юридическом лице. Соответствующая запись будет внесена, если юрлицо не представит уточненные сведения в течение 30 дней после направления ему налоговой инспекцией уведомления о недостоверности. Кроме того запись о недостоверности сведений о юридическом лице появится в ЕГРЮЛ и в том случае, если представленные заявителем документы не убедят налоговую инспекцию в достоверности сведений ().

С нового года также будут введены дополнительные основания отказа в государственной регистрации для юрлиц, учредители которых имеют отношение к организациям, ранее нарушавшим законодательство. Так, не смогут выполнять роль учредителей граждане, которые владели долей более чем 50% голосов юрлица или являлись руководителями юрлица:

  • исключенного из реестра как недействующее юридическое лицо с задолженностью перед бюджетом, а также при ее списании по причине наличия у юридического лица признаков недействующего (в течение трех лет с момента исключения);
  • по которому в ЕГРЮЛ была занесена запись о недостоверности (в течение трех лет с момента занесения записи);
  • по которому не исполнено решение суда о принудительной ликвидации в установленный срок.

Кроме того, в государственной регистрации будет отказано также и в случае несоблюдения порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, обязательных для осуществления государственной регистрации ().

Добавим, что срок государственной регистрации вновь создаваемых организаций начиная с 29 декабря 2015 года сократился с пяти до трех рабочих дней ().

Нотариусы получат новые функции, облегчающие госрегистрацию юридических лиц и ИП

С 1 января нотариусы по просьбе заявителя смогут представлять в ФНС России заявления о регистрации юрлиц или ИП. Документооборот при этом будет происходить в электронной форме, однако регистрационные свидетельства могут быть предоставлены заявителю нотариусом как в электронной форме, так и на бумаге. Причем форму представления документов заявитель сможет выбрать самостоятельно. Нотариальный тариф за оказание этой услуги составит 1 тыс. руб. ( , ). Кроме того, нотариусы получат право бесплатно пользоваться сведениями из ЕГРЮЛ и ЕГРИП ().

Экологичные предприятия перестанут платить за вредные выбросы в окружающую среду

С 1 января следующего года юридические лица и ИП, осуществляющие деятельность на объектах IV категории опасности, будут освобождены от платы за вредное воздействие на окружающую среду (ОС) (абз. 2 п. 9 ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ " "; далее – Закон № 219-ФЗ). Напомним, к объектам IV категории опасности относятся те объекты, которые оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду (абз. 5 п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ " "; далее – закон об охране ОС).

По действующим правилам все субъекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на ОС, должны вносить за это определенную плату (ст. 16 закона об охране ОС). Платить нужно за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы таких веществ в составе сточных вод в водные объекты и размещение отходов производства и потребления.

Также с нового года начнут действовать положения закона об ОС, определяющие порядок исчисления и внесения платы за негативно воздействие на окружающую среду. Сегодня правила расчета и внесения платы регламентированы нормативными актами различных ведомств (в частности, актами правительства, Ростехнадзора и Росприроднадзора). Внесенные изменения должны обеспечить единообразие в применении норм об охране окружающей среды.

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Банк России привяжет значение ставки рефинансирования к ключевой ставке

Начиная с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования будет приравнено к значению ключевой ставки. При этом самостоятельное значение ставки рефинансирования устанавливаться не будет (указание Банка России от 11 декабря 2015 г. № 3894-У " ").

В качестве частных партнеров в ГЧП смогут выступать исключительно российские юридические лица (). Сами же соглашения о партнерстве по общему правилу будут заключаться только по итогам конкурса. Однако в ряде случаев конкурентные процедуры применяться не будут. Например, заключить соглашение о ГЧП без конкурса будет возможно в случае, если другие предприниматели не подали заявки на участие в торгах в течение 45 дней с момента размещения информации об их проведении (). Такая информация должна быть опубликована на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

На частном партнере будет лежать полное или частичное финансирование и строительство создаваемого объекта, а также обеспечение его эксплуатации и технического обслуживания. Государство, в свою очередь, обязуется субсидировать строительство, если частный инвестор оплачивает его не полностью ( , ). Кроме того важным положением нового закона является предоставление гарантий для частного партнера от возможных денежных потерь в связи с изменением налогового режима. Так, в случае принятия нормативных актов, ухудшающих положение бизнесмена по сравнению с действовавшим на момент заключения соглашения, государство обязуется компенсировать недополученные им доходы (). Формой ГЧП для таких объектов является концессионное соглашение.

Будет введен временный мораторий на проведение плановых неналоговых проверок малого бизнеса

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не будут проводиться плановые проверки органами государственного и муниципального контроля (надзора) в отношении юрлиц и ИП, отнесенных к малым предприятиям (абз. 1 п. 6 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ " "; далее – закон о проверках). Напомним, для этого годовая выручка предпринимателя не должна превышать 800 млн руб., а численность работников – 100 человек включительно (ст. 4 Федерального закона от 14 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ).

В то же время законом о проверках предусмотрены исключения. Так, "надзорные каникулы" по решению контролирующего органа не будут распространяться на те фирмы и ИП, которые в течение трех последних лет были подвергнуты административному наказанию за совершение грубого нарушения, дисквалифицированы, лишены лицензии или деятельность которых была приостановлена (). Кроме этого, мораторий не коснется деятельности юрлиц и ИП, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью. К ним относятся организации и предприниматели, работающие в сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и в соцсфере. Перечень таких лиц утвержден .

Также запрет проведения плановых проверок не распространяется на некоторые виды госконтроля (надзора). Речь идет, в частности, о налоговом контроле, надзоре в области промышленной и радиационной безопасности, в сфере использования атомной энергии, внешнем контроле качества работы аудиторских организаций, лицензионном контроле в отношении управляющих организаций многоквартирных домов и др. ().

Закон не распространяется на налоговый контроль и контроль за страховыми взносами. Поэтому налоговая и фонды как и прежде будут проверять ваши отчёты, а при необходимости устраивать выездную проверку с исследованием всех документов и осмотром помещений.

Освобождение касается только плановых проверок, которые раз в 3 года проводят Роспотребнадзор, МЧС, трудовая инспекция и другие. Главная цель таких проверок — убедиться, что в своей деятельности вы соблюдаете все требования: помещение кафе соответствует всем санитарно-техническим правилам, в салоне красоты достаточное количество инструментов, в магазине соблюдается температурный режим хранения продуктов и остальное множество других.

Плановые проверки устраивают только по видам деятельности, о начале которых нужно подавать уведомление. Такие виды деятельности перечислены в Постановлении Правительства . В основном это те, что связаны с жизнью и здоровьем людей.

Отменили только плановые проверки, а с внеплановой смогут заявиться по первой жалобе

Кроме плановых проверок, которые заранее утверждаются на каждый год, проводят ещё внеплановые проверки. Чаще всего они возникают, если в органы контроля сообщили о нарушении прав потребителей или трудового законодательства. Тогда проверяющие могут нагрянуть внезапно и без приглашения. Освобождение от таких проверок не действует.

Для некоторых плановые проверки останутся

Совсем всех избавить от проверок законодатели не рискнули.

Как и прежде в список проверок будут включать:

  1. Тех, у кого деятельность в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере. Список таких видов деятельности утверждён Постановлением Правительства.
  2. Тех, у кого была административная ответственность за грубое нарушение, административное приостановление деятельности, приостановление или аннулирование лицензии. И с даты такой проверки прошло менее 3 лет.
  3. Тех, у кого супер-опасная деятельность (ч. 6 ст. 26.1 закона №294).

Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Итак, освобождение действует с начала 2016 года. От плановых проверок освободили весь малый бизнес, кроме предпринимателей, которые попали под исключения выше. Напомним, кто попадает в сектор малого бизнеса.

Это индивидуальные предприниматели и ООО, у которых:

  • не более 100 сотрудников;
  • выручка не более 800 млн руб.;
  • доля участия других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не больше 25%.

Если вы прочитали эту статью и точно поняли, что вас не должны проверять, а потом обнаружите себя в списке плановых проверок — можете исключить себя из плана. Список плановых проверок опубликован на сайте plan.genproc.gov.ru или о предстоящей проверке сообщит Эльба.

Документы для исключения из плана проверок:

  1. Заявление по форме .
  2. Для ООО копия бухгалтерской отчётности, для ИП отчёт в налоговую по УСН или НДФЛ.
  3. Копия отчёта о среднесписочной численности в налоговую.

Документы подайте в контролирующий орган, который назначил проверку. Он всегда указывается в плане проверок. В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2018 года включать вас в план больше не должны.

С 1 января малый бизнес ушел на "надзорные каникулы". Предприятия с выручкой меньше 800 миллионов рублей в год и штатом до 100 человек не будут подвергаться плановым проверкам в течение трех следующих лет.

Правда, с учетом определенных исключений. Освобождение от проверок не коснутся компаний, работающих в сферах образования, медицины и социального обслуживания. А также аудиторских организаций, управляющих компаний многоквартирных домов и организаций, работающих с гостайной.

Не будут прекращаться налоговые проверки и ревизии на предмет уплаты взносов во внебюджетные государственные фонды. Также сохранится надзор в сфере пожарной, экологической, промышленной, радиационной безопасности объектов I и II классов опасности.

На "каникулы" не выйдут и компании, совершившие грубые нарушения или лишившиеся лицензий в течение трех лет до наступления момента плановых проверок. Изменения не предполагают отказа от внеплановых проверок. Они, как и сейчас, будут проводиться после поступления жалоб на компании в надзорные инстанции.

Плановые проверки бывают двух видов. Документальные (когда запрашивают определенные документы и на основании представленного делают выводы) и выездные (когда производится выезд на место, осмотр, фиксация, изъятие документов, предметов, интересующих проверяющих), пояснил "РГ" президент Российской ассоциации честных адвокатов Антон Матюшенко. По его словам, в нормально режиме собственники, например, небольшого магазина общаются с проверяющими, в среднем, раз в месяц.

Несколько пекарен самообслуживания, проработавшие в Москве больше года, проверяли лишь пару раз, поделился с "РГ" опытом преподаватель кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Козлов. Приходившие за это время проверяющие были из ФМС и Роспотребнадзора.

"В нашей практике был случай, когда конкурирующее предприятие сообщило в органы по охране труда о нарушении трудового законодательства. Произошла внеплановая проверка и предприятие было закрыто на 90 дней для устранения нарушений. От таких ситуаций ни один закон не сможет защитить", - приводит противоположный пример эксперт юридического сервиса 48Prav.ru Павел Самсонов.

Президент межрегиональной общественной организации поддержки и защиты малого и среднего бизнеса "Деловые люди" Ольга Косец указывает, что штрафы при проверках индивидуальных предпринимателей начинаются с 40 тысяч рублей, а обществ с ограниченной ответственностью - с 4 миллионов.

"Каникулы" полезны в условиях сложной экономической ситуации, говорит финансовый директор МТВК "ГРИНВУД" Олег Ткач. "Ни для кого не секрет, что ситуация с проверками надзорных органов в России до сих пор была удручающей. И дело тут даже не в частоте таким проверок, плановых и внеплановых - на практике они проводятся не слишком часто", - говорит он. По его сведениям, в небольшой магазин должны прийти представители Роспотребнадзора, пожарной службы и ФНС: в среднем, одна проверка в год.

Эксперт указывает, что сегодняшние требования к бизнесу таковы, что найти огрехи можно в работе даже самых честных компаний. Чем зачастую пользуются проверяющие, заинтересованные в личном обогащении.

"Получается, что проверки надзорных органов, которые должны делать работу бизнеса качественнее, приводят к обратным результатам. Случаи разорения предпринимателей из-за недобросовестных действий контролирующих органов регулярны. Так что закон вступает в силу как нельзя вовремя.

В будущем такие "каникулы" можно было бы распространить на часть среднего бизнеса - это могло бы дать не меньший положительный эффект для роста экономики, считает директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков.