Раздел имущества супруга банкрота. Продажа совместного имущества в случае банкротства одного из супругов

1. Общество как система

Системный подход к анализу общества

Современные представления о человеческом обществе во многом основаны на системном подходе к его анализу. Под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом. С системной точки зрения общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей. В процессе совместной деятельности между людьми складываются многообразные иерархически выстроенные отношения, которые и есть структура общества. Общество как система обладает еще одной важной характеристикой - целостностью, то есть ему присущи свойства, которые нельзя вывести из свойств отдельных элементов. Уходят из жизни люди, сменяются поколения, но общество постоянно воспроизводит себя. Механизм воспроизводства предполагает наличие в структуре общества таких особо устойчивых отношений (инвариант системы), которые обладают значительной самостоятельностью по отношению к отдельным элементам и даже структурным звеньям.

Общество, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая его среда. И чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую же очередь потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер. Степень удовлетворения этих потребностей - материальных, социальных, духовных - выступает самым наглядным доказательством эффективного функционирования общества как системы. Если минимального удовлетворения потребностей достигнуть не удается, то общество ждет неминуемый распад и гибель. Это и есть управленческая катастрофа. Иначе говоря, общество не справилось с управлением сложнейшими процессами деятельности людей.

Одним словом, общество как функционирующая система имеет телеологическую природу. Оно стремится к достижению определенной цели, состоящей, разумеется, из множества подцелей. Общество может вообще не задумываться о существовании такой цели, неверно ее определять или отрицать ее наличие. Но самое поведение общества, его конкретные действия говорят гораздо больше о наличии такой цели, чем слова и теории. Читатель, видимо, уже догадался, что речь идет о кибернетико-информационном аспекте рассмотрения общества как целостной самоуправляющейся системы.

Субъект управления на основе имеющейся у него информации о состоянии окружающей среды и самого общества формулирует команды объекту управления о дальнейших его действиях по взаимодействию с окружающей средой. Сигналы, идущие от управляющей подсистемы, называются прямой связью. В управленческой цепочке существует также и обратная связь - информация о полученных результатах и степени их соответствия поставленным целям, которая поступает от исполнителя к субъекту управления. От того, насколько верной окажется корректировка им целей и практических действий, будет зависеть в конечном счете судьба общества как системы.

С таких предельно абстрактных позиций можно еще многое сказать об обществе. Существует и большая литература на эту тему. Однако важно четко представлять, каким образом системный подход способствует углублению философского взгляда на общество.

Прежде всего системный подход требует, чтобы были выявлены действительно всеобщие стороны, связи и отношения общества, то есть такие, которые присущи обществу на всех этапах его исторического развития и, стало быть, носят необходимый и достаточный характер. Сложность реализации этой установки заключается в том, что каждая из указанных всеобщих сторон и связей может иметь разную полноту исторического осуществления. Скажем, наука как теоретический способ описания закономерностей объективного мира лишь во второй половине XX века стала приобретать решающее значение для существования и развития человеческой цивилизации. И она далеко еще не до конца раскрыла свои возможности. Философия призвана показать специфику всеобщности науки, как и всех других сторон и связей общественной жизни.

Количество и сущность всеобщих сторон, связей и отношений общества обусловливается в первую очередь специфически общественным, человеческим взаимодействием с природой. Правильно, но недостаточно сказать, что общество постоянно и целенаправленно осуществляет вещественно-энергетически-информационный обмен с окружающей его средой на основе обратной связи. Говоря философским языком, речь должна идти о таких различных формах или способах освоения обществом окружающей действительности, которые в своей совокупности раскрывают универсальный характер отношения общества (человека) к природе и соответственно к самому себе.

Философская мысль Запада на протяжении долгого времени трудилась над правильной постановкой этой проблемы. И. Кант в своей «Критике чистого разума» дал наиболее точную формулировку трех аспектов этой проблемы, которая и была в дальнейшем принята: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?» Впоследствии Кант пояснил, что все три вопроса могут быть сведены к одному - вопросу о человеке.

Общественный человек осваивает окружающую действительность тремя возможными способами. Это - чувственно-практическое освоение, теоретическое освоение и, наконец, ценностное освоение.

Все эти три способа обретают свой смысл и свое назначение, когда общество функционирует, действует, преследует вполне конкретные цели. Философский взгляд на природу общества не должен упускать из виду внутреннюю напряженную связь между целевыми устремлениями системы и ее настоящим состоянием. Таково еще одно требование системного подхода, которое вытекает из признания телеологического характера системы. Тем самым системный подход позволяет глубже понять специфику философии, которая призвана выходить за рамки повседневного опыта и создавать представления о мыслимом на сегодня совершенстве системы. Только при таком взгляде на сущее, на реальное состояние общественной жизни она обретает философскую глубину и смысл.

Всеобщие сферы жизнедеятельности общества

Сфера материального производства является важнейшей (первой) всеобщей сферой жизнедеятельности общества как системы. Но как воплощение чувственно-практической деятельности людей она тесно связана со сферой теоретической деятельности (вторая всеобщая сфера), которая поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию. Это знание, разумеется, может приобретать самую разную форму - существовать в виде науки, магии, традиции, астрологии. В любом случае общество постоянно собирает информацию о внешней по отношению к нему среде, делая это профессией для определенного круга лиц - жрецов, деятелей церкви, ученых.

Третью всеобщую сферу жизни общества составляет деятельность людей по ценностному освоению действительности. Этим занимаются, прежде всего, философия, искусство, религия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности. Любая осознанная, целенаправленная человеческая деятельность может достичь положительного результата для жизни общества, индивидуальной жизни, если человек имеет ценностные представления, которые будут вовлечены в его целенаправленную деятельность.

Помимо трех выделенных всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе, которые соответствуют трем сферам освоения ими внешней действительности, необходимо указать на существование еще одной всеобщей сферы - управления общественными процессами, то есть управления обществом как целостной саморазвивающейся системой. С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления принимает характер политического управления обществом. Субъектом управления начинает выступать определенная группа лиц, которая вырабатывает общие для всего государства цели, с которыми так или иначе согласовываются все остальные более частные цели отдельных сфер и деятельности индивидов в обществе. Сфера управления несет ответственность за эффективность функционирования всего общественного организма.

И наконец, последняя всеобщая сфера жизнедеятельности людей - это собственно социальная сфера. Она в известной мере противостоит первым трем сферам и сфере управления обществом. В социальной сфере происходит потребление общественным человеком того, что создается в производственной сфере - в материальном производстве, в науке, в ценностной сфере. Это потребление вместе с тем является и производством, воспроизводством человека как природного, социального и духовного существа.

Если бы все люди занимали абсолютно одинаковое положение с точки зрения их доступа к общественному богатству, то воспроизводство человека представляло бы собой в значительной мере управленческую, технологическую, но не политическую проблему. В реальной же жизни положение людей в обществе по способам присвоения (или освоения) накопленных обществом богатств сильно разнится между собой. Существование богатых и бедных, стариков и детей, одаренных природой и обойденных ею делает картину социального положения людей и социальных отношений чрезвычайно запутанной. Но в правильном и своевременном решении социальных проблем - ключ к нормальному функционированию и развитию общества как системы.

Таковы пять всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе: сфера материального производства, сфера производства теоретического знания, сфера оценивающей деятельности, сфера управления социальными процессами (политическая сфера) и социальная сфера. Понимание специфики всеобщих сфер, и тем более их количества, может быть различным. Но главное здесь в другом. Обмен деятельностью между людьми есть сущность общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как справедливо или несправедливо устроенного и понимание того, что необходимо сделать для устранения существующей несправедливости.

Обратимся теперь к краткому анализу выделенных всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе, их взаимодействия между собой.

Сфера материального производства

Деятельность людей в сфере материального производства в конечном счете преследует цель создания из вещества природы самых разнообразных предметов потребления, прежде всего продуктов питания, для удовлетворения жизненно важных потребностей людей. Чувственно-практическое освоение обществом окружающей природной действительности коренным образом отличается от приспособления животных к реальным условиям их существования. Воздействие общественного человека на природу представляет собой трудовой процесс, такую целенаправленную деятельность, которая предполагает использование ранее созданных орудий и средств труда, самой разнообразной техники для достижения заранее поставленных целей.

Труд изначально носил коллективный характер, однако формы трудового коллективизма, который всегда включал в себя и индивидуальный труд, менялись от одного исторического этапа развития общества к другому. Соответственно менялись орудия и средства труда - от примитивного каменного топора и рубила до современных полностью автоматизированных заводов, компьютеров и атомных электростанций.

Материально-производственная деятельность включает в себя, с одной стороны, технико-технологическую сторону, то есть рассмотрение всего процесса трудовой деятельности как чисто природного процесса, протекающего по вполне определенным законам. С другой стороны, она включает в себя те общественные, производственные отношения между людьми, которые складываются в ходе их совместной трудовой деятельности. Хотя точнее будет сказать, что эти производственные отношения между людьми служат той социальной формой, которая и делает возможным сам процесс их совместной трудовой деятельности. Наконец, труд в сфере материального производства выступает одной из важнейших форм реализации человеком своих жизненных сил и способностей.

Говоря о технико-технологической стороне материального производства, следует прежде всего отметить, что вполне закономерный рост потребностей людей и их разнообразия побуждал общество к совершенствованию техники, к появлению у нее новых функций и возможностей. Вместе с тем антропогенная нагрузка на природу становилась все более мощной, что постепенно вело к нарушению многих естественных процессов, к деградации огромных участков земной поверхности, масштабным загрязнениям воздуха и воды.

Системный подход к анализу взаимодействия общества с окружающей средой предполагает также анализ последствий их взаимодействия для каждой из сторон. Удовлетворение растущих потребностей общества не может далее идти за счет все большего поглощения обществом вещества и энергии природы. Необходимо иметь в виду, что природа была, есть и будет естественной основой существования человеческого общества. И ее разрушение в результате глобальной экологической катастрофы может оказаться роковым для всей цивилизации. Поэтому современное общество должно поставить под контроль размеры и формы производственной, антропогенной нагрузки на природу.

Решение этой проблемы зависит от характера производственных отношений, которые выступают, как сказано ранее, общественной формой материально-практического воздействия людей на природу. В основе производственных отношений лежат отношения собственности между людьми по поводу орудий и средств труда и полученных продуктов труда. Истории известны три главные формы собственности: государственная (общественная), коллективная и частная. Каждая из них сыграла и продолжает играть свою незаменимую роль в развитии производства материальных благ. Их борьба в истории общества, за которой стояли определенные слои и классы общества с их экономическими интересами, нередко сопровождалась драматическими и трагическими событиями.

В принципе возможно нахождение такого баланса различных форм собственности в современном обществе, который способствовал бы наиболее эффективной работе производственной сферы. Но в любом случае человек, занятый в этой сфере, выступает не только как непосредственный производитель материальных благ или как собственник орудий и средств труда, но и как личность, как активное, волевое и творческое начало.

В экономической литературе под трудом обычно понимается деятельность людей в сфере материального производства. Это вполне естественно и объяснимо. Однако труд в широком смысле слова есть универсальная, родовая характеристика человека. Любая социально значимая деятельность людей может быть определена как трудовая деятельность, будь то работа ученого, политика, писателя, предпринимателя или космонавта. Однако противопоставление труда в сфере материального производства другим видам трудовой деятельности имело и продолжает иметь сегодня большой теоретический и практический смысл.

Со времени распада первобытной общности важнейшим условием прогрессивного развития общества становится общественное разделение труда. Огромное большинство населения вынуждено было заниматься малопроизводительным и нетворческим, чисто физическим трудом. В то же время незначительная часть населения - правящие, привилегированные слои общества - освобождалась от этого бремени. Она имела свободное время и возможность для занятий творческой деятельностью в сфере управления государством, в науке, искусстве, но чаще всего вела праздный образ жизни, лишенный возвышенных целей.

Общественное разделение труда стало постоянным и неизменным свойством общества как целостного, функционирующего социального организма. На протяжении многих столетий философская мысль искала пути преодоления сословно-классового разделения общества, превращения труда в сфере материального производства в разновидность творческой деятельности.

Научно-техническая революция впервые в истории человеческого общества создает объективные предпосылки для коренного преобразования всей сферы материального производства. Это связано с принципиальным изменением места и роли науки в современном обществе. Превращение науки в непосредственную производительную силу постепенно делало научные знания важнейшим условием деятельности человека в сфере производства. Следует, однако, заметить, что такая трансформация сферы производства представляет собой лишь одну из тенденций ее развития, хотя и ведущую, но не единственную, поскольку ей противостоит обратная тенденция, связанная с появлением в новом автоматизированном и компьютеризированном производстве большого количества профессий с малотворческим, рутинным характером труда.

Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности общества

Коренное изменение положения науки в современном постиндустриальном обществе делает не только возможной, но и практически актуальной постановку вопроса о науке как особой всеобщей сфере жизнедеятельности общества. Ранее уже отмечалось, что научное знание и оценочное знание принципиально отличны друг от друга. Вместе с тем теоретическое и ценностное освоение действительности общественным человеком является продуктом духовного производства, если понимать здесь под духом, духовностью способность человеческого сознания к трансцендированию, то есть к высказыванию суждений, выходящих за рамки эмпирического опыта. (Но духовность может обнаруживать себя в суждениях различной модальности. Заметим, кстати, что светское понимание духовности коренным образом отличается от ее религиозного понимания.)

Научное знание отражает объективно существующие закономерности объективной действительности. Оно имеет функции описания, объяснения и предвидения. Это духовно-теоретическое знание. Оценивающая деятельность имеет своей целью определение значимости тех или иных явлений действительности, в том числе и научных теорий, для удовлетворения потребностей человека, для реализации его жизненных сил и устремлений.

Исторически сложилось так, что на протяжении многих веков наука как вид деятельности по производству достоверного знания не имела четких границ в духовной сфере общества и была растворена в философии, практическом знании, магии и т. д.

Лишь в Новое время наука начинает оформляться как относительно самостоятельная сфера человеческой деятельности, как социальный институт, признаваемый обществом и государством. Так, в 1660 году в Англии возникло первое научное сообщество - Лондонское королевское общество. Наука сознательно провозгласила опытный характер добываемого ею знания. Наука на Западе сделала благодаря этому огромный скачок вперед в своем развитии по сравнению с наукой на Востоке, которая по-прежнему оставалась встроенной в различные религиозно-философские системы. Это серьезно ограничивало ее познавательные возможности. К примеру, конфуцианское мировоззрение опиралось на учение о вечно существующей космическо-нравственной гармонии, осуждало активное практическое отношение к природе, устанавливало перед пытливой мыслью человека безусловные нравственные запреты.

Культ разума в эпоху Просвещения породил в западном обществе огромные надежды на науку как спасительницу от всех природных и социальных зол, что послужило огромным стимулом к ее развитию. С начала XIX века происходит формирование теоретического естествознания в точном смысле слова. Однако вплоть до 20 - 30-х годов XX века теоретическая наука в отличие от массового изобретательства и прикладных практических знаний оставалась занятием одиночек, небольших коллективов ученых-энтузиастов. И лишь в межвоенное время возникают огромные по численности научные учреждения, главным образом военного назначения. Известно, что главным импульсом к появлению кибернетики как научной дисциплины послужили поиски решения задач эффективного поражения в воздухе высокоскоростных боевых самолетов.

Научно-техническая революция, начавшаяся в 50-е годы XX века, за короткое время полностью преобразила всю науку как сферу деятельности, ее место и функции в жизни общества. Прежде всего изменились взаимоотношения материального производства и науки. Если раньше наука шла как бы вслед за материальным производством, стремилась к теоретическому объяснению принципов действия изобретенных человеком инструментов и машин, то теперь научные открытия приводят к появлению целых отраслей производства (автоматизированные линии, атомная промышленность, электронно-вычислительная техника).

Новейший этап научно-технической революции, ведущий к возникновению информационного общества, делает ненужными многие отрасли, характерные для индустриальной фазы развития. Современное производство получило новую технологическую базу, основанную на ресурсосберегающих и наукоемких технологиях (так называемых высоких технологиях).

Занятия наукой во всех развитых странах стали массовой профессией. Миллионы людей заняты производством и своевременной передачей знаний посредством информационных сетей к месту потребления - в университеты, производственные объединения, фирмы, государственные учреждения. Одним словом, постиндустриальное общество - это общество, основанное на знании и информации, которые становятся условием динамичного и устойчивого развития экономики и всего общества.

Естественно-научное знание по своей природе является ценностно-нейтральным. Но XX век наглядно показал, для достижения каких бесчеловечных, варварских целей можно использовать величественные достижения науки.

Общественные науки также прошли свой нелегкий путь. Классовая ангажированность нанесла им немалый ущерб, хотя для такой ориентации также были свои исторические оправдания.

Тенденции развития современного общества, как мы видим, требуют, с одной стороны, все большего взаимопроникновения науки и ценностей, а с другой стороны, признания за ними права на самостоятельное существование. Наука все очевиднее утверждает себя в качестве самостоятельной сферы общественной жизни, что открывает перед ней неограниченные возможности для свободного развития. Но подлинная свобода предполагает ответственность. Поэтому современная наука и в выборе направлений исследований, и в формах применения научных результатов в значительной степени начинает все больше определять себя ценностными ориентирами, гуманистическими устремлениями, что далеко не всегда находит понимание во властных и военных структурах.

Ценностная сфера жизнедеятельности общества

Можно без преувеличения сказать, что научное знание стремительно проникает во все стороны жизни общества и самого человека. Но это «онаучивание» не должно вновь порождать сциентистской эйфории, веры в способность науки решить в будущем все сложнейшие проблемы, стоящие перед человеческой цивилизацией. Наука не всемогуща, и не только потому, что она не разрешила еще множество загадок природы. Ведь далеко не все смысложизненные для человека проблемы могут вообще быть предметом анализа для бесстрастного аналитического ума ученого. Ценностная сфера, несомненно, обладает сегодня статусом особой всеобщей сферы социально значимой деятельности людей в обществе.

Оценочное суждение приводит в конечном счете к рождению ценности, которая может оказаться как с положительным знаком, так и с отрицательным (такие ценности именуются антиценностями, или ложными ценностями). К одному и тому же явлению, скажем стремлению к богатству, наживе, может сложиться прямо противоположное отношение со стороны разных субъектов оценивающей деятельности. Чем они будут руководствоваться в том или в другом случае?

Видимо, следует говорить, в самом общем плане, о целевой природе ценностей. Для корабля, не имеющего цели, нет попутного ветра. Человек, не имеющий сколько-нибудь ясных представлений о том, во имя чего он живет, остается, как правило, равнодушным к окружающим его людям, к исторической памяти, политическим институтам (парламент, выборы), к произведениям искусства и т. д.

В обществе в целом сфера производства ценностей оказывается изначально раздвоенной. С одной стороны - идеология, с другой - философия, искусство. Особняком стоит религия, которая может становиться на ту или иную сторону. В этом раздвоении ценностных систем заложена духовная движущая сила общественного развития. Раздвоение всегда означает и борьбу, и взаимное дополнение, и невозможность существования этих систем друг без друга.

Идеология есть совокупность идеалов, целей и ценностей, которая отражает и выражает потребности и интересы больших групп людей - слоев, сословий, классов, профессий или всего общества. В последнем случае наиболее общие положения она заимствует или получает извне, из сферы политического управления общественными процессами. Идеология создается, как правило, профессионалами своего дела, людьми хорошо подготовленными как теоретически, так и практически.

Идеология, несомненно, есть духовное образование, поскольку в своем содержании она всегда выходит за границы повседневного, эмпирического опыта. Но при этом создаваемая и работающая в обществе идеология имеет сугубо практическое назначение. Она сплачивает всех людей, разделяющих основные положения идеологии, определяет их непосредственную мотивацию к конкретным делам и поступкам.

Особую роль в обществе играет общенациональная и государственная идеологии, хотя они не всегда совпадают. Общенациональная шире государственной по содержанию. Последняя включает в себя разветвленную иерархическую структуру ценностей, которая усиленно распространяется в обществе пропагандистской машиной, в известной мере буквально навязывается всем гражданам государства. Без их сплочения в единую общность, без осознания ими своей принадлежности к государству оно просто не сможет существовать и развалится.

Миллионные массы людей сознательно, а чаще неосознанно руководствуются в своей жизни идеологическими оценками. Это тот привычный мир жизненных смыслов и оценок (моральных, политических и экономических), в который оказывается погруженным бытие отдельного человека.

Выше уже было сказано, что в этой иерархической структуре не все ценности могут быть отнесены к собственно духовным. Есть жизненно важные потребности в еде, одежде, лекарствах, которые напрямую связаны с повседневностью. Но в том-то и дело, что только при наличии высших духовных ценностей в самой идеологии все иные ценности обретают свое законное, должное место в системе пропагандируемых идеологией ценностей. Отсюда та колоссальная роль, которую играет духовный аспект идеологии в обществе.

Бездуховность - серьезная болезнь, которая поражала и продолжает поражать многие общества. Главным виновником всегда выступает идеология. Если определенным политическим силам выгодно, чтобы миллионы людей видели смысл жизни в потреблении, неважно чего - кино, развлечений, еды или одежды, то такая идеология будет создана профессионалами-идеологами.

Обычно говорят, что духовности никогда не бывает мало. Но духовные поиски высших идеалов, тем более в идеологии, не самоцель. Человек - существо еще и земное, и общественное. Поэтому стремление к гармоничному сочетанию в человеке природного, социального и духовного выглядит гораздо более привлекательным, чем предельно возвышенная духовность при недостатке в обществе элементарных материальных средств к жизни.

Философия, искусство и связанные с ними другие виды духовной деятельности как раз и выполняют критико-рефлексивную функцию в обществе прежде всего по отношению к государственной идеологии или ее заменителям, хотя к этому не сводится их роль в общественной жизни.

Философия есть учение об общих принципах бытия и познания, она представляет собой рациональную форму обоснования и выражения ценностного отношения человека к миру. Философия вырабатывает наиболее общую систему взглядов общественного человека на мир и его место в нем. Знакомство с философскими системами приобщает человека к коллективному опыту человечества, к его мудрости, как, впрочем, и заблуждениям, ошибкам, позволяет выработать созвучные его устремлениям идеалы, цели и ценности. Специфика искусства заключается в чувственно-наглядном, образном освоении действительности, в отличие от теоретико-понятийного освоения, свойственного научному знанию.

За многообразными социальными функциями философии и искусства нельзя не видеть их главной критико-рефлексивной функции.

Идеология, с одной стороны, философия и искусство - с другой, будучи духовно-практическими видами деятельности, как раз и позволяют, каждая по-своему, связать воедино все сферы жизни общества, в том числе научную теорию и материальную практику. По мере развития сфер науки и материального производства место и роль ценностного освоения мира не только не понижается, но, напротив, возрастает.

С этой точки зрения философия и искусство выполняют, говоря управленческим языком, функцию той обратной связи, которая занимается оценкой результатов деятельности общества под определяющим воздействием целей, сформулированных идеологией.

Особую роль в сфере ценностной деятельности играет религия. Способность человека к трансцендированию приобретает в ней особую форму. Духовность с религиозной точки зрения есть абсолютная, всеобъемлющая, надындивидуальная реальность. Этот мир, составляющий подлинную основу жизни общества (а также природы), открывается только верующим. В отличие от философии, апеллирующей к разуму, исходное начало религиозного мировоззрения - вера. Верующий полностью находится внутри этой реальности, которая открывает ему вечные, неизменные нормы индивидуального поведения, принципы организации общественной жизни, то есть все, что называется общественно-нравственным идеалом.

В течение многих столетий религия стремилась реализовать свои цели и идеалы посредством аппарата государственной власти. Превращение религиозного учения в господствующую в обществе систему ценностей, а тем более в государственную идеологию неоднократно приводило к появлению теократического государства. Религиозные взгляды, которые навязываются силой государства, ведут к дискредитации религии, к отходу от нее широких масс населения.

В светском государстве религия, как, впрочем, и философия и искусство, не должна быть орудием государственной власти и политики. Каждое из них разрабатывает свою систему ценностей, свое воззрение на мир. Несмотря на нынешние трудности так называемого переходного периода, в современной России ценностная (прежде всего критико-рефлексивная) сфера общественной жизнедеятельности людей все больше утверждает себя в качестве особой всеобщей сферы.

Социальная сфера общества

Социальная сфера жизнедеятельности людей также выступает одной из всеобщих сфер общества при анализе его с системных позиций. Однако понимание ее сущностных сторон остается на сегодняшний день довольно запутанным и противоречивым, вызывающим большие споры.

Принято считать, что социальную сферу образуют устойчиво существующие большие группы людей (социальные общности) и отношения между ними, поскольку каждая из таких групп преследует свои цели и защищает свои интересы. Среди таких групп наряду с классами и трудовыми коллективами выделяются народ, нация и даже человечество как социальная общность. Такая интерпретация социальной сферы представляется в общем правильной, но недостаточно точной.

Социальная сфера - это сфера производства и воспроизводства человека. Здесь человек воспроизводит себя как биологическое, социальное и духовное существо. В этом смысле социальная сфера противостоит сферам материального и духовного производства - научному и ценностному знаниям, поскольку произведенное в них должно потребляться и осваиваться людьми других категорий и профессий. Социальная сфера - это здравоохранение и образование, от детского сада до высшей школы, это - общение с культурой, от посещения театра до научных клубов, это - продолжение человеческого рода, от появления детей до ухода из жизни старшего поколения.

Если бы люди были совершенно одинаковыми по условиям своей жизни и уровню развития, то замена выбывших из общественной системы решалась бы весьма просто. Недаром сегодня стали много писать о модульном человеке как массовом продукте современного западного общества. Модульный человек обладает набором готовых свойств, и он может быть легко встроен в любую организацию массового распространения.

Но, как известно, реально живущие люди занимают в обществе самое разное положение по отношению друг к другу. Поэтому необходимо выяснить, каков реальный механизм воспроизводства человека в обществе в его всеобщих характеристиках. Три аспекта здесь представляются особенно важными: классовый, половозрастной и семейный.

О классовом аспекте анализа социальной сферы в отечественной литературе последних лет почти перестали писать. Однако в той мере, в какой собственность, получение на ее основе дохода будут определять социальное положение собственника в обществе, остается в силе анализ классового расслоения общества и все вытекающие из него последствия.

Можно с полной уверенностью сказать, что отношения собственности, которые складываются между людьми в обществе по поводу средств производства и произведенных ими материальных благ, определяют способы распределения общественного богатства между людьми и особенности индивидуального потребления.

В древних и средневековых обществах основу социального расслоения составляли касты и сословия, то есть официально закрепленные в той или иной форме привилегии для одних больших групп людей (дворянство) и ограничения для других групп (крестьянство). Крестьянин не мог стать дворянином, а человек из касты «неприкасаемых» не мог стать полноправным общинником в индийской деревне.

В обществе классического капитализма отчетливо выявилась экономическая основа деления общества на классы - буржуазию, то есть собственников, и пролетариев, не имеющих никакой собственности, кроме собственных рабочих рук. Разительный контраст в социальном положении между ними породил многочисленные революционные выступления пролетариата, вплоть до идеи диктатуры пролетариата. Впоследствии государство в капиталистических странах стало принимать действенные меры по перераспределению накопленных обществом богатств. В современном обществе наряду с собственностью начинают играть огромную роль знания.

Во всех странах и на всех этапах развития общества главной проблемой всегда являлось существование социального неравенства между людьми. Сложилось два альтернативных подхода к решению этой проблемы:

предоставление каждому человеку равных возможностей для устройства своей жизни; успех или неудача является его личным делом, а не делом государственных организаций;

предоставление государством каждому человеку определенного набора благ для создания ему более или менее достойной жизни в обществе, а остальное зависит от личных усилий, часто не поощряемых государством.

Практика показала, что оба эти подхода в своих крайних проявлениях не приносят обществу пользу, вызывая, с одной стороны, чрезмерное его расслоение на богатых и бедных, а с другой - сильные уравнительные тенденции. Коллизия - личная свобода или социальное равенство - не имеет единого решения. В сегодняшних условиях речь должна идти о справедливом социальном неравенстве, когда все социальные слои, имеющие разное отношение к собственности, к накопленному обществом богатству, в основном согласны с тем, как распределяются между людьми эти богатства, как осуществляется доступ к ним со стороны различных социальных слоев и групп общества.

Но не только отношения собственности определяют особенности воспроизводства человека в обществе. Второй существенный аспект анализа социальной сферы жизнедеятельности людей - это половозрастное деление общества. Дети, молодежь, люди зрелого возраста, пожилые и глубокие старики-пенсионеры по-разному включены в общественную жизнь. Одни еще несамостоятельны, другие - уже несамостоятельны. Потребности и интересы у этих возрастных групп разные, как и способы их удовлетворения. В этой связи возникают различные проблемы взаимоотношений между поколениями, и одна из граней этих проблем - социальная. Эгоистические устремления части молодежи к обладанию такими материальными благами, которые мало связаны с ее реальным вкладом в рост общественного богатства, вызывают негативную реакцию со стороны взрослых поколений.

Особое место занимает проблема социального равенства мужчины и женщины в обществе. Массовое вовлечение женщин в трудовую деятельность наравне с мужчинами оборачивается для общества огромными потерями прежде всего в ослаблении семейного уклада жизни. Двойная нагрузка на женщину - на работе и дома - приводит к сокращению рождаемости, к отсутствию должного контроля со стороны родителей за поведением детей и т. д.

Третий важнейший аспект анализа социальной сферы жизнедеятельности общества - семья как малая социальная группа. Она занимает особое место в социальной структуре общества. Здесь складываются биосоциальные отношения между мужем и женой, связанные с продолжением человеческого рода. Размеры семьи и внутрисемейные отношения существенно зависят от материальных условий жизни. Крестьянская семья являлась фактически трудовой ячейкой в сельской общине. Современная городская семья, как правило, лишена трудовых функций. Семейная жизнь, быт - это место, где человек восстанавливает свои силы к труду, к творчеству. Впрочем, новейшие тенденции в развитии производства, особенно научной, информационной деятельности, вызывают появление различных форм трудовой занятости членов семьи на дому. Сегодня можно работать на фирму, не выходя из дома. Для этого достаточно иметь компьютер. Это - новое явление в семейной жизни, и оно получает неоднозначную оценку.

Анализ социальной сферы раскрывает механизм обусловленности социального положения человека в обществе, характер приобщения его к накопленному обществом богатству и соответственно особенности воспроизводства человеком своих жизненных способностей к труду, воспроизводства новых поколений.

Социальные слои и группы людей по мере осознания своего положения в обществе стремятся изменить его, особенно если считают себя обойденными, а сложившуюся ситуацию - несправедливой. Механизмы ее изменения располагаются в сфере управления общественными процессами.

Сфера управления общественными процессами

Сфера управления обществом как активно функционирующей и развивающейся системой является еще одной всеобщей сферой жизнедеятельности людей. Причем здесь имеется в виду не только согласование различных форм человеческой деятельности, многообразие общественных процессов, но и управление взаимодействием всего общества с окружающей его внешней средой.

Из каких элементов состоит целостный процесс управления системой? Прежде всего - власть как субъект управления. Власть принимает решения, связанные с постановкой конкретных задач и целей для всего общества. Эти решения принимаются некоторой группой лиц от имени общества или уполномоченных самим обществом. Они обязательны к исполнению, для чего у власти есть необходимые средства. Принятые решения затем переводятся на язык конкретных практических действий.

Управление предполагает, что люди, занятые различными видами деятельности (объекты управления), в основном объединены в организации, так что можно говорить об управлении организованной деятельностью. Управление невозможно без наличия обратной связи, то есть получения информации о том, как реально протекает управленческий процесс и каковы при этом фактические результаты. Наконец, в обществе должен существовать механизм оценки полученных результатов, чтобы можно было внести изменения в ранее принятые властью решения.

Центральным звеном всей системы управления общественными процессами и человеческой деятельностью выступает субъект управления - власть. За исключением первобытного общества на всех последующих ступенях развития общества субъектом управления является государство, государственная власть. Обычно понятие государства употребляется в двух смыслах. Государство есть отдельный социальный организм. От другого социального организма его отделяет государственная граница. Но поскольку главное в государстве - это власть, то под ним подразумевают также устройство властных структур в стране или форму государственного устройства. В литературе существуют различные классификации этих форм. Еще древние мыслители выделяли четыре формы государственного устройства - демократию, охлократию, тиранию, аристократию.

В настоящее время наибольшее значение имеет деление государств на республику, монархию (абсолютную или конституционную), тиранию и деспотию. С точки зрения идеологии можно разделять государства на теократические и идеократические.

Государство как социальный организм и как власть исторически появляется на стадии разложения первобытного общества и становления раннеклассового общества. С этой поры в обществе в той или иной мере начинает существовать политика, политическая жизнь.

Политика связана с борьбой в обществе различных групп и слоев населения, имеющих разные интересы, за реальное участие в выработке и принятии государственных, властных решений, или, по крайней мере, за влияние на содержание этих решений.

Однако вплоть до начала Нового времени (XVII век) и появления раннекапиталистического общества только в отдельные периоды истории наблюдалась сколько-нибудь развитая политическая жизнь (Древние Греция и Рим). В восточных империях деспотического типа политическая борьба сводилась к заговорам, тайным интригам, убийствам и переворотам.

Полноценная политическая система западноевропейских стран складывалась на протяжении столетий в ходе отделения общества как свободной деятельности людей от государства. Другими словами - в результате становления демократического правового государства и гражданского общества.

Следствием такого отделения и явилось возникновение и устойчивое существование различных организаций - политических партий, союзов, движений, которые выступают основным звеном связи между государственными органами власти и основной массой населения.

Многие ученые правомерно утверждают, что в идеале демократическое государство есть государство, основанное на общественном мнении. Общественное мнение есть отношение массового сознания к тому или иному социально значимому событию на какой-то момент времени. Оно и выступает практическим звеном в той самой обратной связи между объектом управления - народом и властью, народом, который и оценивает полученные в обществе результаты, степень их отклонения от первоначально поставленных целей.

Нынешние даже самые продвинутые в демократическом отношении государства Западной Европы и США далеки от идеала. Но тем не менее в их структуре управления обществом общественное мнение играет далеко не последнюю роль.

В государствах, далеких от демократических принципов управления и власти, обратная связь от объекта управления к субъекту управления, то есть от народа к власти, бывает весьма затрудненной, а порою вообще может отсутствовать.

Ведь проблема обратной связи состоит в том, что информация о процессах, реально происходящих в толще народа, должна идти по другим каналам связи, чем властные распоряжения, идущие сверху вниз, от высших органов власти до рядового исполнителя. Если в обществе отсутствует сколько-нибудь свободное выражение мнения, отсутствует общественная мысль в форме публицистики, литературной критики, открытых выступлений интеллигенции, то власть фактически оказывается без достоверной информации о результатах своей деятельности. Это обстоятельство приводит к резкому снижению эффективности управления, особенно в условиях, когда государство стремится направить общество по пути ускоренного развития. В конечном итоге власти теряют контроль за происходящими процессами в обществе и наступает управленческая катастрофа, вызывающая огромные революционные потрясения.

В демократически устроенном обществе вмешательство государственной власти в ход экономических и других процессов строго ограничивается правовыми законами, которые принимает парламент или другой законодательный орган власти.

В связи с усложнением современного общества, ростом численности населения, разнообразных форм объединения людей и отношений между ними во всем мире наблюдается рост самоуправленческих тенденций. Самоуправление, то есть управление со стороны организаций, выведенное за рамки государственной административной власти, давно уже является нормой во многих странах мира, особенно в малых городах, в сельской местности, в производственных и научных организациях, в творческих объединениях.

Масштабы участия государственной власти в различных сферах общественной жизни зависят от конкретных обстоятельств и, разумеется, от состояния и особенностей этой сферы. Государство может по-разному воздействовать на производителей (от налоговых льгот до прямого вмешательства) с целью склонить их к выпуску современной и конкурентоспособной продукции. Государство, как правило, крайне заинтересовано в развитии перспективных направлений в науке.

Глава IX Общество как система личной зависимости людей Проблема возникновения древних цивилизаций. – Усложнение общества и аграрная культура. – Земледелие, оседлость и устойчивость социальной организации. – Общество, власть и формирование государства. – Усложнение

Из книги Социология [Краткий курс] автора Исаев Борис Акимович

Глава X Общество как система вещных зависимостей между людьми Расширение социального пространства; торговля и производство. – Богатство начинает работать – Технологические схемы отделяются от схем социальных. – Предметный слой социальности. – Личность и

Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

Глава 3 Общество как социокультурная система Человеческое общество представляет собой сложный социокультурный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура. Существует несколько десятков определений культуры, сформулированных

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

1. Общество как система Системный подход к анализу обществаСовременные представления о человеческом обществе во многом основаны на системном подходе к его анализу. Под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и

Из книги Общество риска. На пути к другому модерну автора Бек Ульрих

Глава третья Общество как система

Из книги К критике политической экономии знака автора Бодрийар Жан

4. Государство и гражданское общество Cтруктура гражданского общества - 182 Бюрократия и гражданское общество - 184 Политические партии - 185 Закрытые и открытые общества в их отношении к гражданам В предыдущих параграфах мы выяснили, что государство всегда - в большей

Из книги Мишель Фуко, каким я его себе представляю автора Бланшо Морис

2. Индустриальное общество - модернизированное сословное общество Особенности антагонизмов в жизненных обстоятельствах мужчин и женщин можно определить теоретически в сопоставлении с положением классов. Классовые противоречия резко вспыхнули в XIX веке из-за

Из книги Государство и политическая форма автора Шмитт Карл

III. Система потребностей и потребления как система производительных сил Мы видим, что «теория потребностей» не имеет смысла - в ней может содержаться лишь теория идеологического понятия потребности. Отсюда же следует, что размышление о «генезисе потребностей» столь же

Из книги Ноосферный прорыв России в будущее в XXI веке автора Субетто Александр Иванович

Общество крови, общество знания Между тем возврат Фуко к некоторым традиционным вопросам (даже если его ответы и оставались генеалогическими) ускорили обстоятельства, на прояснение которых я не претендую, поскольку они представляются мне достаточно приватными и к тому

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

§ 24. ПАРЛАМЕНТСКАЯ СИСТЕМА I. Многозначность слова «парламентаризм».Различные и часто употребляемые без определенности и постоянства обозначения - парламентаризм, парламентское правление, ответственное правительство, партийное правительство, правительство

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

8. Духовно-нравственная система ноосферного человека – духовно-нравственная система ноосферного образования 8.1. Ноосферное образование как духовно-нравственное образование Но утопическая тяга к идеальному варианту требует уяснения условий его неутопической

Из книги Немецкая идеология автора Энгельс Фридрих

Из книги Обнаженность и отчуждение. Философское эссе о природе человека автора Ивин Александр Архипович

1. Общество как едино-цельная система определенного множества народа Общество и сообщество. Общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью общности, что позволяет назвать их совместностью, а это возможно лишь на достаточно

Из книги автора

5. Общество как буржуазное общество Мы остановимся на этой главе несколько дольше, потому что она, не без умысла, самая путаная из всех путаных глав «Книги» и потому что она вместе с тем блестяще показывает, как мало удается нашему святому познать вещи в их обыденном

Из книги автора

Закрытое общество и открытое общество К. Поппер проводит различие между закрытым обществом и открытым обществом. Первое – это племенное или коллективистическое общество, второе – общество, в котором индивиды вынуждены принимать личные решения. Закрытое общество

В философской литературе общество определяетсякак динамическая система. Слово “система” греческого происхождения, означаетцелое, составленное из частей, совокупность. Таким образом, каждая системавключает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значениеприобретают связи и отношения между частями. Динамические системы допускаютразличные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей исвязей между ними.

Общество состоит из огромного количествасоставляющих его элемен-тов и подсистем, которые обновляются и находятся в изменяющихсясвязях и взаимодействиях.

Сферы общественной жизни

1. Экономическая (отношения в процессе материальногопроизводства)

2. Социальная (взаимодействие классов, социальныхслоев и групп)

3. Политическая (деятельность государственныхорганизаций, политичес-ких партий)

4.Духовная (мораль, религия, искусство, философия,деятельность науч-ных, религиозных, образовательных организаций и учреждений)

Каждая сфера общественной жизни тожепредставляет собой сложное образование: составляющие его элементы даютпредставление об обществе в целом. Не случайно одни исследователирассматривают общество на уровне действующих в нем организаций (государства,церкви, системы образования), другие - сквозь призму взаимодействия социальныхобщностей, ведь человек входит в общество через коллектив, являясь членомнескольких коллективов (трудового, профсоюзного, танцевального). Обществопредставляется как коллектив коллективов.

Многообразные связи, возникающие между социальнымигруппами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической,социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называютсяобщественными отношениями. Принято различать отношения, которые складываются всфере материального производства, и те, которые пронизывают духовную жизньобщества. Если первые обеспечивают обществу материальные возможностисуществования и развития, то вторые (идеологические, политические,нравственные, юридические и др.) есть результат и условие взаимодействия людейв процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей. Вместе стем материальные и духовные общественные отношения находятся во взаимосвязи иобеспечивают развитие общества.

2. Развитие знаний об обществе

На ранней стадии общественного развитияосновным способом понима-ния мира является мифология (отгреч.-сказание, предание и - слово, учение). Мифы существовали у всех народов. Спомощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечиваласьдуховная связь поколений. Передавались от поколения к поколению духовныеценности: зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды,различные виды искусства и др. Таким образом в мифологии выражается насущнаяпотребность человека в осмыслении себя самого и окружающего мира. И этапотребность воплощается в многообразных фантастических вариантах картинреального мира. В древних мифах о происхождении мира и людей наиболее частовыделяются две идеи: идея творения (мир создан каким-либо сверхъестественнымсуществом-богом, великим колдуном) и идея развития (мир постепенно развился изнекоего бесформенного состояния - хаоса, воды, яйца и т.д.). В классовомобществе ответы на вопросы о возникновении и развитии общества наряду смифологией давали религия и философия.

В период средневековья в Западной Европе появиласьидея, объясняв-шая возникновения общества как результат договора человека сбогом. Эта концепция состоит в следующем: у людей до соглашения естьопределенные права, “абсолютная свобода”, равенство. Неограниченно пользуясьэтими правами, люди могут погрузится в состояние “войны всех против всех”.Чтобы не допустить этого, они заключили мирный общественный договор,отказавшись от посягательства на свободу, собственность и жизнь друг друга.Гарантом соблюдения этого договора выступает государство, в пользу которогограждане отказываются от части своей естественной свободы.

Ряд новых плодотворных идей, раскрывающихприроду человека, ха-рактер общественных отношений, был выдвинут в 18-ом веке втрудах английского экономиста и философа А.Смита. По мнению Смита, общественныесвязи между людьми устанавливаются на основе общественного разделения труда споследующим обменом плодами своего труда. Таким образом, каждый, работая насебя, вынужден работать на других, и напротив, работая на других, работает на себя.

Смит выделил три основных условия процветаниягосударства: гос-подство частной собственности, невмешательство государства вэкономику, отсутствие препятствий для развития личной инициативы.

Положение, при котором интересы рабочихпротивоположны интере-сам имущих классов, Смит считал неизбежным.

Ряд важных и глубоких идей об обществе, еговозникновении и путях развития был выдвинут в трудах выдающегося немецкогофилософа конца 18-го - начала 19-го веков Г.Гегеля. Философом было введенопонятие “гражданского общества”, которое философ определял как “системувсесторонней зависимости”, где “пропитание и благо единичного лица и егоправовое существование переплетены с пропитанием, благом и правом всех,основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены. По Гегелюосновой исторического развития является развертывание “абсолютной идеи”. Каждоеединичное, чувственно воспринимаемое явление имеет, помимо внешне выраженныхсвойств, свою скрытую сущность, объединяющую весь класс родственных явлений.Чьи же это мысли? Поскольку они охватывают весь мир, это мысли некоего “духа”,которого Гегель называет “мировым духом” или “абсолютной идеей”. Историю Гегельрассматривает как “прогресс духа в сознании свободы”, который проявляется через“дух” отдельных народов, сменяющих друг друга в историческом процессе по меревыполнения своей миссии.

Понятие “социология” как научное изучение явленийобщественной жизни было введено в употребление французским философом исоциологом первой половины 19-го века О.Контом. Определяя место социологии всистеме других наук, он дал их общую классификацию:математика-астрономия-физика-химия-биология(тоже термин Конта)-социология.Таким образом, изучая социальные явления, следует учитывать законы биологическогоразвития, а также выявлять и исследовать законы наблюдаемых общественныхявлений, не прибегая к поиску сверхъестественных причин изменения.

Общественные науки

Общественная жизнь сложна и многогранна, потомуее изучают мно-гие науки, получившие название общественных :

1. Социальная философия

2. Частно-социологические науки

а) Экономическая теория

б) Этнология

в) Социология

г) Социальная психология

е) Политология

ж) Эстетика

з) Культурология

3. Науки, изучающие реальную историю

а) История религии

б) Экономическая история

в) История культуры

г) Политическая история

д) История науки

3. Особенность функционирования общества

В любом обществе существует своеобразное, толькоему присущее со-четание экономических, духовных, социальных, политическихфакторов. Каждое общество имеет только ему присущие свойства, связанные скультурой народа, его историческим опытом и традициями, мировосприя-тием.Поэтому использовать при изучении одной страны знания, полученные при изучениидругой, можно, лишь используя метод аналогии. Аналогия - это подобие, сходствопредметов в каких-либо свойствах, признаках, отношениях, причем такихпредметов, которые в целом различны.

Три парадигмы развития общества:

Формационный

История представляется в виде смены “ступенек” - общественно-экономи-ческих формаций. Первоосновой развития общества являетсятрудовая, производительная деятельность людей, направленная на удовлетворениематериальных потребностей. В основе Формационного подхода лежит развитиепроизводительных сил общества. Хозяйство, по Марксу, - базис, а институтыуправления - надстройка. Базис - экономический строй общества,представляющий совокупность производственных отношений. Надстройка - совокупность общественных взглядов, идей, теорий, многообразных политических,юридических, нравственных и других отношений, а также учреждений и организаций,созданных в соответствие с этими взглядами и идеями. Эта теория также говорит онеизбежности перехода от одной формации к другой.

Цивилизационный

Был выдвинут американским философом Тойнби. Суть егорассуждений сводилась к следующему: Цивилизации - крупныесоцио-культурные системы со своими закономерностями, “живут” своей жизнью,самобытно, имеют свою “историческую судьбу”, свои институты и ценности. Вотличии от вышеизложенного подхода данная трактовка не предполагает основныхчерт во всеобщем ходе мировой истории; Тойнби разделил мир на вышеуказанныесоцио-культурные системы, оградив их друг от друга и указав их несовместимость.Он также определил критерии определения цивилизаций:

1) “Дух”, стиль

2) Ментальность

3) Мировоззрение

5) Географо-культурный ареал

Функция цивилизации состоит в реализации единствадуховной жизни крупной общности в исторической преемственности и наопределенной территории.

Культурологический

Этот подход был выдвинут немецким философомО.Шпенглером. Он резко развел понятия “культуры” и “цивилизации” и выделилвосемь культур:

1) Египетская

2) Индийская

3) Вавилонская

4) Китайская

5) Греко-римская

6) Византийско-арабская

8) Русско-сибирская

Все они подчинены жесткому биологическому ритму:

1) Рождение и детство

2) Молодость и зрелость

3) Старость и закат

Каждая из них, проходя эти стадии, превращается вцивилизацию. Переход от культуры к цивилизации означает упадок творчества,героических деяний, когда художественное творчество оказывается ненужным, аторжествует механическая работа. Сторонники такого подхода отрицали взаимосвязьи преемственность в развитии культуры, тем самым отрицая один из основныхзаконов философии: закон отрицания отрицания.

4. Исторический процесс

Исторический процесс - это последовательнаячереда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многихпоколений людей. Основы, “живую ткань” исторического процесса составляютсобытия, т.е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественнойжизни. Именно в событиях воплощается деятельность людей, их экономические,социальные, политические, культурные связи и отношения. Каждое историческоесобытие обладает специфическими, только ему присущими чертами, и выяснения этихчерт дает возможность полнее, красочнее представить то или иное событие ивместе с тем обогащает наши знания об историческом процессе в целом.

Закономерности и варианты развития общества

Для того чтобы систематизировать огромный массивисторических данных введем понятие «цивилизации» как основнойтипологической единицы истории. Английский историк Тойнби дал следующееопределение цивилизации: Это саморазвивающаяся система, это организм, все частикоторого взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Опираясь навышесказанное, дадим рабочее определение. Цивилизация - это сообщество людей,объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее особыеустойчивые черты социально-политической организации, культуры, экономики ипсихологии, чувство принадлежности к этому сообществу.

Общие признаки цивилизаций:

1) Общность и взаимозависимость историко-политическойсудьбы и экономического развития

2) Взаимопереплетение культур

3) Наличие сфер общих интересов и общих задач с точкизрения перспектив развития

На основе сформулированных признаков можновыделить три варианта развития общества:

1) Непрогрессивная форма существования

2) Циклическое развитие

3) Прогрессивное

Непрогрессивное

К этому типу относятся народы, живущие в рамкахприродного годо-вого цикла в единстве и гармонии с природой (аборигеныАвстралии, народы Севера и т.д.). Важнейшая категория общественного сознания - представление о времени и цели существования человека. Народы, относящиеся уэтому типу развития цивилизации, живут вне историческо-го времени. Вобщественном сознании этих народов отсутствуют понятия прошлого, будущего, нетидей о необходимости изменений, развития. Для них существует лишь время текущееи время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Эти народывидят цель и смысл своего существования в сохранении обычаев, традиций, приемовтруда, не нарушающих единства с природой. Если изобразить графически путь этихнародов, то получится замкнутый круг. Неизменность однажды установленногопорядка вещей поддерживается системой жестких запретов, так называемых«табу». Самые страшные табу - это запрет на изменение, на прогресс.

Циклический

Второй тип развития возник в глубокойдревности, в разных вариантах имеет широкое распространение и сейчас. Посколькуего черты сформулированы на примерах Индии и Китая, где он получил классическоевоплощение, то его можно назвать «восточным» типом развития.Общества, относящиеся к нему существуют в рамках исторического времени, однакопредставления о времени имеют свои особенные. Время земное и время небесноетекут как бы вместе, одновременно. Это связано с тем, что на Востоке богирассматриваются как часть живой природы. Они влияют на человеческую жизнь, но ичеловек может влиять на жизнь богов; к тому же настоящее, прошлое и будущеедействуют одновременно, поскольку считается, что душа бессмертна, и умершиепредки живут рядом, но только перевоплотившись в другую форму, будущее тожерядом, т.к. неродившееся потомство также уже существует только в какой-тодругой форме структурной организации материи. В некоторых обществах времявоспринимается как циклическое, т.е. оно периодически возвращается к исходным точкам.С подобным представлением связана поэтизация прошлого. Прошлое дает образцыпоступков. Отличительная черта этих народов - сосредоточенность на духовном.Главной ценностью бытия является постижение высшего божественного смысла, а нереализация конкретных целей. Общество построено на принципах коллективизма,личные интересы полностью подчинены общественным и государственным. Традицииканонизировались как высшая общественная ценность. Не было проблемы «отцови детей», не наблюдалось разрыва между поколениями. Новое поколениеиспользовало опыт старших. В этом обществе развитие идет циклами. Егоисторический путь можно изобразить в виде спирали, где один виток - циклразвития, а шаг от одного витка к другому - поступательное развитие.

Прогрессивный

Этот тип наиболее ярко представлен античнымицивилизациями Др.Греции и Рима, а также современными европейскимицивилизациями. Этот тип связан с постоянными изменениями в жизни человека. В19-20 веках эти преобразования набрали огромную скорость. Жизнь менялась такрезко, что опыт старшего поколения быстро устаревал и отвергался молодыми.Образовался разрыв между поколениями (возникла проблема «отцов идетей», чего не наблюдалось в 1 и 2 типах развития). Прошлоевоспринимается как образец, а в целом общество устремлено в будущее,ориентировано на прогресс.

Характерно, что в греко-римской цивилизациивпервые был поставлен и разрешен очень сложный вопрос: Как достичь гармонии вобществе, найти разумное сочетание между общественными и личными интересами. Выяснилось,что нужны законы, которые должны:

1) Защищать права граждан

2) Неукоснительно соблюдаться как властями, так игражданами

В античном мире были заложены основыгражданского общества. Оно должно:

1) Предусматривать право каждого гражданина участвоватьв управлении

2) Предусматривать признание личного достоинства

3) Прав и свобод

Духовная жизнь в античном обществе носиласветский характер(в др. Греции - Зевс, в др. Риме - Юпитер, они были почитаемы,но не обожеств-ляемы).

5. Основные вехи развития общества

1) До 5-го века - период древнего мира

Это время удобно рассмотреть на цивилизациях др.Рима и Греции. Здесь на первый план выходят частно-собственнические отношения,не известные или слабо развитые в окружающем мире. Проявилось господствочастного товарного производства ориентированного на рынок. Появилась такаяформа государственной власти как демократия. Государство мало вмешивалось вчастную жизнь граждан. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья, системаобразов - все это функционировало независимо от власти, но в рамках закона,гарантом которого выступало государство. Демократия ограниченная - женщины ирабы не входили в это понятие. Остальное см. выше: в предыдущем разделе. В др.Греции с ее полисной психологией соответсвенно выработалась определеннаясистема ценностей: Твердая уверенность в том, что полис - высшее благо, чтосуществование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лицазависит от благополучия полиса. К ценностям полиса относились и признаниепревосходства земледельческого труда над всеми иными видами деятельности(исключение составляла лишь Спарта), осуждение стремления к прибыли, стремлениесохранить неизменными и экономическую основу, и все остальные условия жизниполиса, приоритет традиций.

Др. Рим - это особая цивилизация, основанная насистеме ценностей, сложившихся в римской гражданской общине. Прежде всегосистему таких ценностей составлял патриотизм, представление об особойбогоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах.Рим рассматривался как высшая ценность, а долг гражданина состоял в том, чтобыслужить Риму всеми силами, не щадя самой жизни. Для того, чтобы соответствоватьэтим ценностям, гражданин должен был обладать мужеством, стойкостью, верностью,достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железнойдисциплине на войне и власти закона и обычаям предков в мирное время. Делами,достойными римлянина, считались только политика, война, разработка права.

2) С 5-го по 17-ый века - период становления иразвития феодального строя

Признаки феодального строя:

1) Господство натурального хозяйства. Крепостноепоместье должно было представлять из себя самодовлеющее, замкнутое целое,находящееся в очень слабой связи с остальным миром.

2) Для такого хозяйства необходимо, чтобынепосредственный производи-тель был наделен средствами производства вообще иземлею в частности; мало того - чтобы он был прикреплен к земле, так как иначепомещику не гарантированы рабочие руки.

3) Условием такой системы хозяйства является личнаязависимость крестьянина от помещика. Если бы помещик не имел прямой власти надличностью крестьянина, то он не мог бы заставить работать на себя человека,наделенного землей и ведущего свое хозяйство.

4) Условием и следствием описываемой системы хозяйствабыло крайне низкое и рутинное состояние техники, ибо ведение хозяйства было вруках мелких крестьян, задавленных нуждой, приниженных личной зависимос-тью иумственной темнотой.

В своем развитии феодально-крепостнический стройпрошел три основных периода:

1) Раннее Средневековье

Когда феодализм лишь устанавливается какгосподствующий способ производства и в общественном строе остается еще многопережитков как рабовладельческих отношений, так, особенно, пережитков дофеодальногостроя «варварских» обществ. Основным содержанием этого периодаявляется появление феодального землевладения и постепенное закрепоще-ниекрупными землевладельцами свободных крестьян - обшинников. Классовая борьбаразвивается главным образом как борьба закрепощаемого крестьянства противзакрепощения. В результате этой борьбы складывается феодальное государство какклассовый орган господства землевладельцев - феодалов, направленный назакрепощение крестьянства и на подавление его сопротивления. В этот периодскладывается и оформляется христианская церковь. Племена и союзы племенначинают складываться в народности. Этот период начинается приблизительно в5-ом веке и кончается в 11-ом.

2) Период развитого феодализма

Общий рост производительных сил приводит к развитиюобщественного разделения труда, к отделению ремесла от сельского хозяйства, кпоявлению феодальных городов. Классовая борьбы развивается в основном какборьбы эксплуатируемого крестьянства против угнетателей - феодалов. Роствнутреннего рынка приводит, обострение классовой борьбы приводят к уселениюфеодальных монархий во многих странах Европы.11-ый - 15-ый века - таковыхронологические рамки этого периода. К концу этого периода в ряде странскладываются предпосылки для образования наций.

3) Позднее Средневековье

Период разложения феодализма, период, когда внедрах феодального общества начинает складываться новый, капиталистическийспособ производства. Этот период характеризуется зарождением новых общественныхклассов - буржуазии и пролетариата - и напряженной классовой борьбой в деревнеи в городе. На конец этого периода приходится время первых буржуазных революций- первый удар по феодализму: реформация и крестьянская война в Германии,буржуазная революция в Нидерландах и подготовка буржуазной революции в Англии.В ряде стран начинается складывание наций. «Нация» - историческисложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка,территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося вобщности культуры . Хронологические рамки этого периода - от конца 15-го досередины 17-го веков.

Это время характерно своей особой системойценностей, конечно различной у той или иной группы населения. У крестьянства , например, эта система была следующей. Во-первых, вселенная этих людейограничивалась родной деревней, замком феодала и сельской церквушкой. О мире,лежавшем за пределами всего этого, они имели очень смутные представления. Мысльо том, что общество развивается, была совершенно чужда крестьянам. Наоборот, постоянноеобщение с природой приводило их к уверенности, что все движется по кругу. Ихидеал был в прошлом, в «старых добрых временах». Мир крестьян не могпородить идею равенства всех людей. У рыцарства наблюдаетсясовсем иная система ценностей: Центральным моментом рыцарского идеала быладоблесть. Доблесть - смелость, доходящая до безрассудства, постоянный поископаснос-тей и поиск смерти. Неразрывно связана с доблестью обязанностьдостойного поведения на рыцарском поединке. Итак, благородство и учтивость…Однако все в средневековье построено на контрастах. Наряду с цивилизованностьюв рыцаре оставалась изрядная доля дикости от германского воина-зверя. Весьмаважным аспектом ценностей рыцарства были вассальные отношения . Щедростьи роскошь , переходящие в мотовство, предписывались не только сеньорам, нои вообще всем рыцарям. Все старались перещеголять друг друга в различныхпричудах. Трепетное и почтительное отношение к женщине покрывало неувядаемымочарование идею рыцарства. Следует также отметить обязательность мести за оскорбление родича или друга. Нелишним будет заметить, что правила честидействовали только внутри рыцарского сословия и на иные сословия нераспространялись. Может быть, это одна из причин того, что доблесть иблагородство причудливо переплетались в «хозяевах Средневековья» счванством, кровожадностью, необразованностью. Если же обобщить все сказанное иопределить веру Средневекового человека, то она будет следующей: Мир впредставлении человека Средневековья был ни чем иным, как сценой, на которойразвертывалась борьбы между «божьим» и «дьявольскими»воинствами. Борьба эта происходила на трех уровнях:

1) Между ангелами и бесами

2) Между добрыми христианами и язычниками

3) В душе каждого человека, так как Бог дал свободувыбора между добром и злом

В эпоху Возрождения в Европе, в городах,зарождается новое понима-ние мира. Здесь вырабатывается принципиально новоеотношение к труду. Ремесленник находит в труде не только средствосуществование, но и удовлетворение. Создавая яркое изделие, мастер одновременноутвержда-ется в мысли о собственной значимости и неповторимости. В городах,таким образом, рождается необычная для средневековья мысль, что человек нетолько часть какого-то общества, но и индивидуальность, ценная не знатностьюили святостью, а своим талантом, проявляющемся в повседневном труде. Наконец,возникает принципиально новое представление о труде как о заслуге перед Богом.Здесь начинает проявляться совсем иная система ценностей: значение науки,постоянное стремление к прогрессу, к изменениям сложившихся форм деятельности.Иным было и понимание природы человека, его роли в общественной жизни. Оноосновывалось на христианском учении о морали и отношении к человеческомуразуму, как созданному по образу и подобию божественного и поэтому способного кпостижению смысла бытия. Человек рассматривал-ся не как носитель всяческихпороков, обязанный посвятить жизнь искуплению «первородного греха», акак свободная личность, обладающая «естественным правом на счастье».Не отказ от земных радостей, а полнокровная, насыщенная духовными и плотскиминаслаждениями жизнь рассматривалась как достойная человека.

3) Период промышленных и революционных переворотов

Этот период был ознаменован большим количествомкатаклизмов, переворотов и т.д. В Англии произошел промышленный переворот,который обозначил близость прихода капиталистической эры, которая незамедлилапоявится. Всем известны события, происходившие тогда в Англии, поэтомупересказывать их не буду. 19-ый век полон потрясений, в которых рабочий классзаявлял о себе как о политической силе, выступающей за ликвидацию классовогонеравенства и частной собственности. Все это свидетельствует о том, чтоорганизовывались о росли массовые силы, которые выступали против ценностейзападной цивилизации, тех ценностей, которые составляли ее двигатель.

Существенные изменения произошли и в характеревзаимодействия человека с природой. Хозяйственная деятельность все болеепагубно сказывалась на состоянии природной Среды. Все больше в мире становилоськрупных городов, центров оживленной экономической жизни. В развитии обществавсе очевиднее проявлялись такие факторы, как быстрая смена техническихдостижений и технологий, экономическая конкуренция, отчуждения человека отрезультатов своего труда, борьба трудящихся за свои экономические права.Зарождавшееся профессиональное движение пролетариата начинает оказывать влияниена политику государства, а в дальнейшем способствует превращению его винструмент согласования интересов граждан. Новым «идолом» становилисьденьги, богатство, капитал, поклонение которому становилось смыслом жизни.Стремление к прекрасному сочеталось с расширением поля деятельности искусства,ходом его на массовую орбиту. Во второй трети века началось формированиекрупного машинного производства. Индустриальная революция наступала, неся ссобой ощущение огромных возможностей человека, бурных изменений всегоокружающего мира, поистине революционных сдвигов во всех сферах общественнойжизни. Энгельс писал о промышленном перевороте, как о "… революции,которая одновременно произвела полный переворот в гражданском обществе ивсемирно-историческое значение которого начинают уяснять себе лишь в настоящеевремя".

4) Империализм и постимпериализм

Индустриальная эпоха внедряла корпоративныйколлективизм. Фабрика, завод, компания выступали как корпоратиные объединениялюдей имеющих общие интересы. По мере индустриализации корпорации нарастали.Появились монополии, они грозили проглотить общество, стереть индивидуализм иличные интересы. Нарастание корпоратизма замедляло развитие основным двигателемкоторого была:

1) Личная инициатива

2) Свобода предпринимательства.

Постимпериализм предполагает развитие техникипроизводства, а также отраслевого и профессионального разделения труда. Ведущуюроль в нем приобретают сфера услуг, наука и образование, корпорации уступаютглавное место университетам, а бизнесмены - ученым и профспециалистам.

Исторический путь России

В этом разделе важно понять по какому путишла наша великая дер-жава: по западному или же по восточному. Вот что пишет поэтому поводу американский историк Д.Тредголд. Для восточного обществахарактерен политический монизм - сосредоточенность власти в одном центре;социальный монизм, означающий, что права и собственность разных общественныхгрупп определяются центральной властью; слабо выраженный принцип собственности,которая всегда условна и не гарантирована властью; произвол, суть которого втом, что властвует человек, а не закон; отсутствие понимания личности какабсолютной ценности. Именно такая модель общества возникла и укрепилась впроцессе становления государства Московского с 1450 по 1700 гг. С реформ ПетраРоссия начала сдвиг к западной модели. И только к 1917 году ей удалось вплотнуюподойти к рубежу, разделяющему западные и восточные модели. Революция разрушилавсе, что сблизило Россию с Европой, вновь отбросила ее к восточной модели.

Если учесть семейную общину в противовессоседской общине-марке на Западе, горизонтальный принцип наследования власти(вертикальному), цивилизацию, основанную на общинной собственности(частная назападе), то можно отметить существенное своеобразие древнерусской цивилизации,отличающее ее как от средневековой западноевропейской, так и от традиционныхвосточных. Она оказалась в силу уникального сочетания социально-экономических,политических и географических причин цивилизацией исключительно подвижной,центробежной и поэтому экстенсивной, строившейся не столько за счетвсестороннего культивирования и максимального освоения ограниченного природногои социального пространства, сколько за счет включения в свою орбиту все новыхпространств.

Можно предположить, что древнерусскаяцивилизация, несмотря на свое значительное своеобразие, постепенно втянулась быв единый цивилизационный стиль Западной Европы. Особенно Новгород был близок кэтому стилю, по своей социально-экономической организации напоминая античныйполис или средневековую торговую город-республику. Однако сближению Руси иЕвропы помешали два обстоятельства - особая форма христианства и очереднойпорядок княжения. То и другое под мощным внешним воздействием повело ДревнююРусь по иному пути.

Древняя Русь через христианизацию оказалась тесносвязанной с Византией. В 1054 году византийская церковная иерархия и посланникиглавы западной церкви подвергли друг друга взаимному проклятию. Это означалоглубоки раскол единого до той поры христианского мира и распад единой церкви наримско-католическую и православную. Едва крестившись, Русь в середине 11-говека оказалась отделенной от западноевропейской цивилизации непреодолимымвероисповедным барьером.

Далее укрепляется московское княжество и обращаетсвой взор на Восток, чему способствовало два знаменательных события: разрушениетурками православной Византии в 1453 году и прекращение даннической зависимостиРуси от Орды в 1480 году. Московские великие князья с помощью церковныхкнижников осознали себя наследниками традиций «священного царства»,царями третьего и последнего христианского «Рима», хранителями подлинногоправоверия.

Идя дальше по дороге российской истории мынаходим опять некую обращенность к западу: В факте выборности царя МихаилаРоманова (царь решил, а бояре согласились) обнаруживается нечто похожее наограничение самодержавной власти, внешне сближающее Московию изападноевропейс-кие монархии. Затем шел Петр Великий с его историческиминововведениями: Сбривание бород, введение европейских костюмов, переменарусских названий государственных служб на немецкие. Однако это была лишьвнешняя видимость. Петр, меняя внешность москвитян, наносил удар в самое сердцестарой Руси. Не случайно Д.С.Мережковский писал: «Раскол, соединившийся сказацкой вольницей, пугачевщиной есть революция снизу, черный террор; ареволюция сверху, белый террор - сама реформа, если не по идее общей, то поличным свойствам Петрова гения..., который сделался гением всей новой России.Эти-то два противоположные, но одинаково бурные течения слились в одинводоворот, в котором и крутится государственный корабль России вот уже двастолетия. Православное самодержавие оказалось невозможным равновесием, реакциейв революции, страшным висением над бездною, которое должно кончиться еще болеестрашным падением в бездну».

Общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью общности. Это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – это люди и формы их совместной деятельности. Когда мы говорим о человеческом обществе в целом, то имеем в виду такое объединение, которое включает в себя не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе.

Общество на любой ступени его развития – это многостороннее образование, которое обладает четкой внутренней расчлененностью составляющих его компонентов и их тесной взаимосвязью. Однако не стоит забывать, что без людей неразрывно связанных между собой нет общественных отношений. В то же время жизнь общества не исчерпывается только жизнью составляющих его людей. Так общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми.

При изучении общества как целостной системы выделяют два основных аспекта: структуру общества и его изменение. Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов. Современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов. Причем, эти части, и элементы тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют. Поэтому общество и существует как единый, целостный организм, как единая система.

Однако вся внешняя сложность и многообразие общественной жизни, в сущности, может быть сведена в ту или иную разновидность совместной деятельности людей. Деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Каковы же ее составные элементы? Первый элемент, необходимый фактор всякой деятельности – человек. Он ее активная сторона – субъект. Однако чаще в этом качестве выступают объекты другого рода, четко разделяющиеся на две подгруппы: вещи, с помощью которых человек изменяет и приспосабливает окружающую среду к своим потребностям; средства, необходимые для человеческой деятельности, хотя и не имеющие вещественного характера (язык жестов, звуковая и письменная речь и т.д.). Но, кроме названных, имеется еще один элемент, необходимый для всякого социального действия – это связи – отношения между указанными основными компонентами социального действия. Таким образом, существуют четыре элемента всякой человеческой деятельности – люди, физические вещи, символы и связи между ними. Соответственно четырем основным элементам простейшего социального действия выделяются и четыре типа или сферы, области общественной деятельности: материальная (призвана создавать вещи необходимые для удовлетворения потребностей людей), духовная (создает научные и художественные ценности), управленческая (поддерживает связи между людьми и регулирует их деятельность) и социальная (деятельность по обслуживанию людей). Все они не только обеспечивают необходимые условия любой человеческой деятельности, но и одновременно создают предпосылки жизнеспособности общества в целом. Итак, основа общественной структуры образуется на базе четырех важнейших видов человеческой деятельности.

При исследовании проблем развития общества в современной философии широко используется такой термин, как процесс – это единая серия изменений в социальных системах. Простейшим процессом является функционирование общества, под которым понимаются происходящие в нем обратимые изменения, связанные с его повседневной жизнедеятельностью в рамках сложившихся структур и отношений. Под изменением понимается начальный этап внутреннего перерождения в обществе или его отдельных частях и их свойствах, носящий количественный характер. развитие – есть частный случай изменений, оно возникает тогда, когда постепенные количественные изменения приводят к глубоким, необратимым качественным сдвигам, что проявляется в обогащении и дифференциации элементов общественных структур и отношений между ними. Таким образом, прогресс – это одна из разновидностей процесса развития. Он проявляется в росте приспособления и жизнеспособности системы в меняющихся условиях ее существования и связан с процессом усложнения системной организации. Противоположным прогрессу является понятие регресс – процесс сужения возможностей системы к саморазвитию и усвоению условий окружающей среды, упрощение и разрушение системы.

В заключение еще раз подчеркнем, что общество – это целостная система жизнедеятельности людей. Под обществом имеют в виду союз людей, объединившихся с целью достижения результатов, недоступных силам каждого в отдельности. А, вдумавшись в суть жизни общества и в историю человечества как единого целого, мы должны признать, что огромную роль в нашей жизни играют не только живые, но и умершие, разумеется, те, которые оказались достойными быть воспринятыми в потоке истории человечества.