Убежище в америке по религиозным взглядам. Религиозная эмиграция из России: кто уезжал за веру

— (Александр) Всем привет! С вами Хвастович Александр, ведущий проекта «Америка для успешных» и блога «Hvastovich Live». Со мной прекрасная Анжелика.

— (Анжелика) Здравствуйте!

— (Александр) В общем, как я вчера и обещал, записывая видео про религию, я там упомянул про визу, про которую мало, кто знает, это виза R-1, религиозная. И я думаю, Анжелика нам подробнее расскажет немножко.

— (Анжелика) Всех поздравил с Новым годом с Рождеством, а я нет, поэтому можно чуть поздравить. Исполнения всех желаний, кто хочет встретить Новый год, чтобы встретил его в США, те, кто хотел этого. Чтобы все желания исполнялись. И конечно, с Рождеством Христовым.

И теперь по тематике – наша религиозная виза. Что сказать? Как обычно, виза мало известная в России. В России все знают только про визы, где нужно много денег вкладывать. Но мы поговорим о визе религиозной, у которой есть двойные намерения. Что для нас немаловажно. Раньше эту визу можно было получить просто в Консульстве. Может быть, пару лет назад, 3 года назад. А сейчас, чтобы её получить, нужно ходатайство от церкви. То есть, чтобы американская церковь пригласила человека.

Кого можно приглашать? В принципе, это три категории. Естественно, священнослужители, люди, которые служат в церкви. Люди, которые посвятили свою жизнь церкви, монахи и прочие товарищи. И самая интересная категория – это работники, связанные с церковью. Не обязательно, чтобы это было связанно что-то духовно, это может быть работа при церкви. Работа с детьми, кто-то в хоре поёт, может быть, детский сад при церкви, и человек занимается детским садом. То есть, не обязательно связанная с тем, чтобы служить.

— (Александр) Допустим, иконописец – это при церкви такое может быть?

— (Анжелика) Самое главное, чтобы человек был частью церкви последние 2 года.

— (Александр) А как они на это доказательную базу будут проверять? Что значит – два года при церкви?

— (Анжелика) Должно быть письмо от главы религиозной организации, а которую входит наш клиент, о том, что он последние два года является частью церкви, и всегда положительная характеристика, на что хватит фантазии, что действительно есть. Чем занимается человек, как он себя проявил, что он дал церкви.

— (Александр) Ок, давай тогда уточним немножко о том, что такое церковь? То есть, если я, допустим, занимаюсь какими-то нестандартными практиками шаманизма, могу ли я?

— (Анжелика) Нет.

— (Александр) Нет. Значит, какие церкви, кто?

— (Анжелика) Церкви, которые признаны tax free в Америке. То есть, должна быть своя символика, должны быть свои правила. В общем, это общеизвестные – синагоги, мечети, православные церкви, это могут быть евангелисты, пятидесятники. Крупные организации, у которых есть свои правила, свои молитвы, то, что их объединяет. И, конечно, обязательно, ещё раз повторю, tax free в Америке.

— (Александр) А если прихожанин просто хочет приехать и молиться в другом храме заграницей? Под это R-1 попадает или нет?

— (Анжелика) R-1 – это рабочая религиозная виза, то есть человек едет с целью работать в церкви.

— (Александр) То есть у него, по сути, будет разрешение на работу, и он сможет работать в церкви. А как насчёт того, чтобы подзарабатывать, например, работать официантом вечером?

Переехать в США сложно, но есть категории людей, которым это доступно:

— Инвесторы. Достаточно вложить от 1 миллиона долларов и через 2 года все члены семьи получат статус постоянного жителя США (виза EB-5 ).

— Также можно открыть филиал существующей компании в Америке или же купить готовый бизнес в США (от $100 000). Это даст право на получение рабочей визы L-1, которую можно обменять на грин-карту.

— Известные спортсмены, музыканты, писатели и прочие экстраординарные люди могут переехать

Ребята и девушки, сразу честно предупреждаю, что это не для всех, а только для «служителей культа», как раньше выражались. Впрочем, может быть среди моих читателей действительно есть люди, связавшие свою жизнь и работу с религией. Тогда это Вам.

Соединенные Штаты Америки во времена железного занавеса, отрезавшего страны соцлагеря от остального мира, казались русскому человеку оазисом в пустыни, раем на земле и Эльдорадо одновременно.

Какие только способы не изыскивали люди, чтобы уехать туда навсегда, оставив позади семью, друзей, работу. Сейчас вопрос с эмиграцией в США решается намного проще, хотя подводных камней на этом пути осталось предостаточно.

Один из способов обосноваться в США надолго - это получить рабочую религиозную визу типа R-1. Виза это является неиммиграционной, но в дальнейшем может помочь ее держателю получить вид на жительство.

Кто претендует

Многократная рабочая религиозная виза R-1 выдается по приглашению религиозной организации, зарегистрированной в США. Соискатель должен въезжать на территорию США с рабочей целью в зависимости от своего статуса: для проведения церковных обрядов, исполнения обязанностей духовного лица или выполнения каких-либо работ для церкви в частности и конфессии в целом. На получение религиозной визы могут претендовать:

  • люди, получившие профессиональное религиозное образование;
  • священнослужители, раввины, пасторы (духовные лица);
  • работники церкви, не имеющие сана или религиозного образования, - солисты церковного хора, миссионеры, методисты, религиозные переводчики, преподаватели в церковных школах, персонал больницы под патронажем церкви;
  • приверженцы церкви, для которых религия стала призванием и образом жизни, - монахи, монахини, духовные браться и сестры.

На визу R-1 не могут рассчитывать недуховные проповедники и обслуживающий персонал церкви: разнорабочие, распространители листовок, уборщики, сторожа, клерки, сборщики подаяний.

Важно понимать, что религиозная виза выдается, так сказать, по призванию, а не по формальному месту работы. Деятельность соискателя должна быть напрямую связана с исповедуемой конфессией. Так, например, расклейщик церковных объявлений или распространитель религиозных листовок не может считаться претендентом на визу R-1.

Требования к соискателям

На момент подачи документов на религиозную визу соискатель должен быть членом спонсирующей его религиозной общины в течение по крайней мере двух лет, а сама община должна быть признана в США некоммерческой религиозной организацией и освобождена от уплаты налогов.

Для получения визы R-1 требуются следующие основные документы :

  • оригинал загранпаспорта;
  • фотография 5х5 см;
  • номер утвержденной петиции I-129 от работодателя;
  • квитанция об оплате консульского сбора;
  • распечатанная страница принятого заявления по форме DS-160 (заполняется онлайн на сайте посольства).

Также могут потребоваться :

  • справка из внутренней налоговой службы США о том, что приглашающая организация освобождена от уплаты налогов;
  • лист из приглашающей организации в США за подписью уполномоченного представителя, подтверждающий ее связи с организацией или конфессией за рубежом и продолжительность членства в это организации соискателя, с указанием названия и адреса приглашающей организации, характера деятельности в ней соискателя и договоренности о вознаграждении.

Для получения визы для мужа/жены и детей, сопровождающих соискателя, необходимо предоставить оригиналы документов, подтверждающих родственные связи с ним (свидетельство о рождении детей, свидетельство о заключении брака).

Права и обязанности

Виза R-1 выдается сроком на пять лет и дает право неоднократно въезжать в страну и выезжать из нее, однако первое посещение США по этой визе не должно превышать 30 месяцев. Впоследствии длительность пребывания может быть увеличена еще на 30 месяцев.

После двух лет действия религиозной визы можно подать документы на получение Green Card. В этом случае соискателю нужно доказать, что в течение двух лет он работал в религиозной организации на полной ставке наемным сотрудником или волонтером и планирует продолжать свою деятельность в дальнейшем на территории США.

На религиозную визу можно подавать прошение и второй раз при условии, что после окончания действия первой соискатель прожил за пределами Соединенных Штатов не менее года.

Поскольку виза R-1 относится к рабочим визам, у нее есть много общего с визой H-1B. Она дает право работать в не менее 20-ти часов в неделю и возможность сменить работодателя. Правда, новый наниматель все равно должен быть религиозной организацией.

В этом случае новый работодатель должен отправить петицию по форме I-129 в Службу гражданства и иммиграции США (USCIS) для получения разрешения на работу, а предыдущий работодатель - известить USCIS о прекращении сотрудничества с сотрудником-иностранцем. Работать за пределами религиозной организации-работодателя или ее филиалов по визе R-1 нельзя.

Что касается образования, то оно само по себе не может быть основанием запрашивать религиозную визу. Но её обладатели, уже находясь в США, могут начать или продолжать обучение. Но только религиозное и только параллельно с работой.

Членам семьи держателя основной религиозной визы выдаются визы категории R-2. По ней они могут находиться в США без права на трудовую деятельность у них нет. Но у детей есть неоспоримое преимущество: они могут посещать любые учебные заведения США - школы и колледжи - без получения дополнительной студенческой визы F-1.

R-2 – это дополнительная виза, поэтому период нахождения ее держателей в Соединенных Штатах не может превышать периода нахождения в ней владельца основного документа.

Как получить

Получение религиозной визы происходит в несколько этапов. Первый этап - забота потенциального работодателя. Он должен подать петицию по форме I-129 в Службу гражданства и иммиграции США. Делать это лучше по крайней мере за 6 месяцев до самой поездки, так как оформление всех документов может занять какое-то время. Если петиция была одобрена, можно приступать к следующему шагу - подготовке к интервью в консульстве.

Для подачи заявки на собеседование в консульство необходимо сделать следующее:

  1. Заполнить заявление по форме DS-160 в электронном виде и распечатать его (заявление должно быть заполнено на английском языке латинскими буквами).
  2. Оплатить консульский сбор в размере 190 долларов США через банк ВТБ-24, на почте России или с помощью банковской карты Visa или MasterCard (при отказе в выдаче визы сбор возвращен не будет).
  3. Позвонить в консульство и записаться на интервью.

При себе на интервью нужно иметь: номер одобренной петиции I-129 или ее распечатанный вариант, распечатанную страницу принятой анкеты по форме DS-160, загранпаспорт, срок которого превышает время планируемого визита в Америку на 6 месяцев, фото 5х5 см, квитанция об оплате консульского сбора и документы о принимающей религиозной организации (название и адрес, справка из налоговой службы США об освобождении от уплаты налогов, контракт о выполняемой работе и другие документы, которые могут подтвердить вашу причастность к деятельности организации).

Соискателям, окончившим профессиональное религиозное учебное заведение, следует принести аттестат. Общее правило для получения каких бы то ни было виз: лучше взять с собой больше документов, чем меньше - пригодиться может все, что угодно. Поэтому любые доказательства принадлежности к конфессии или конкретной религиозной организации будут только плюсом.

Для путешествия с детьми к стандартному пакету документов нужно добавить свидетельство о рождении ребенка, российские паспорта обоих родителей и нотариально заверенное разрешение второго родителя на выезд ребенка в США.

На собеседовании соискателям на визу R-1 не нужно доказывать тесную привязку к месту жительства вне Соединенных Штатов. Важно, чтобы у консула осталось четкое впечатление, что возвращение на родину после окончания срока действия визы - это реальное намерение.

А вообще, на интервью волноваться не стоит, ведь, отвечая на вопросы честно, запутаться сложно. Скорее всего, исход ситуации будет известен уже в конце собеседования. При точном соблюдении правил и норм поведения велика вероятность, что он будет положительным!

– эта страна является самой желаемой для эмигрантов из разных стран. Каждый год это государство принимает более полумиллиона легальных иммигрантов. Такое количество людей иммигрируют нелегальными способами. Вероятно, что всех привлекает в этой стране высокий уровень жизни, а также политическая и экономическая стабильность.

Эмиграционная квота в США не должна превышать 675 тысяч виз («постоянных»). Отметим, что одна независимая страна имеет право на 25 000 Грин-карт (не более). А, как известно, обладатели таких карт могут претендовать на гражданство страны (полноценное) уже через пять лет.

Если же вступить в брак с гражданином США, то срок убавляется на два года.

Итак, рассмотрим легальные способы эмиграции в США:

Р абочая виза

Если вы являетесь высококвалифицированным специалистом в какой-нибудь области, то вы можете стать гражданином этого государства, начав с Н1-В (это рабочая виза). Она дает право на работу в компании, ее срок три года. Затем ее можно продлить еще на такой же срок. Продлять можно не более двух раз, третьего шанса нет. Однако шести лет достаточно, чтобы получить Грин-карту.

Основанием для выдачи такой визы является приглашение на работу от частного лица либо от фирмы, компании. При этом будущий работодатель обязан известить Департамент Труда (официально). Кроме этого он обязан получить разрешение на принятие вас на работу.

К тому же ваша специальность должна относится к требуемым. Плюс компания обязана подтвердить свои финвозможности, которые позволят ей оплачивать ваш труд.

Для справки

Власти этой страны считают эти профессии квалифицированными: химик, врач, программист, конструктов техники (вычислительной), архитектор, инженер, инженер-строитель, фармаколог, финансист и т.д.

Виза бизнесмена

Данна категории виз называется L-1. Например, если вы являетесь хозяином фирмы, находящейся на территории Российской Федерации, то чтобы переехать в США, вы можете открыть филиал своей российской фирмы, а затем начать руководство этим филиалом, получив эту саму визу L-1.

Срок данной визы год, если же за этот период ваша американская компания будет процветать, то выданную бизнес-визу можно продлить, причем уже не на год, а на целых три.

Более того, у вас появится подавать прошение о выдаче вам ВНЖ. А вот в случае покупки уже действующей компании в США, то виза сразу выдается на три года (L-1), таким образом минуется испытательный, годичный период.

Для получения визы бизнесмена иммигрант должен соответствовать следующим условиям (их три): ваши бизнесы (американский и российский) должны быть взаимосвязаны, вы должны иметь рабочее место за пределами Соединенных штатов, а также подтверждение того, что у вас есть другое рабочее место, после того, как вы покинете США.

Что касается взаимосвязей между этими фирмами, то тут должна быть не обязательно экономическая связь. Предприятия могут заниматься различным бизнесом, а доказательством связи можете быть вы сами, то есть хозяин.

Остальные два условия проще выполнить.

На сегодняшний день считается, что бизнес-виза – это самый быстрый, а главное надежный способ получения Грин-карты.

Виза инвестора

Чтобы получить такую визу (EB-5-категории) нужно предоставить меньшее число документов, чем для других виз. Одновременно с этим нужно перечислить в банк США полмиллиона долларов, совместно со сведениями о компании, которая в дальнейшем получит эту сумму.

Еще одно обязательное условие – нужно представить декларацию о доходах за последние три года. Это необходимо для того, чтобы исключить проникновение в государство нелегально заработанных денежных средств.

Если вам по каким-нибудь причинам отказали, то все деньги в полном объеме вернутся заявителю. Если же решение будет положительным, то можно заниматься вопросами выдачи визы и продолжать финансовые сделки.

Стоить отметить, что условия на инвестирование все-таки жесткие.

Лотерея Green Card

Ежегодно проводится лотерея Грин Карт. Эта легальная программа, утвержденная Конгрессом США. Ежегодно методом жеребьевки (случайно) компьютер выбирает пятьдесят человек из всех людей, которые подали заявки в различные государства. Причем во время этого розыгрыша совершенно не важно, какая у вас профессия, сколько вам лет и насколько хорошо вы владеете языками. У всех претендентов шансы равные. Но все же есть определенная проблемка с квотой. Если за последние пять лет в Штаты из какой-то страны въехало более пятидесяти тысяч эмигрантов, то этот конкурс пропускается. К слову, 2009 году в списке таких государств оказалась Россия. Но не огорчайтесь, так как регистрироваться в участие в лотерее можно под той страной, где родился супруг(а) либо родители.

Отметим, что все это законно. Участие в лотерее бесплатно. Зарегистрироваться в конкурсе можно даже через интернет. В заявке вам нужно указать всю информацию о себе, в частности имя (полное), дату рождения, пол, место рождения, адрес, информацию о семье, а также нужны фотографии (обязательно свежие) всех членов семьи.

При недостатке чего-либо, ваша заявка не будет одобрена онлайн программой. Вам нужно будет все поправить, а уже после этого ее можно будет отослать.

Процедура заполнения займет около десяти минут. Получение Грин Карты займет намного больше времени (в случае выигрыша). Случается, что такой процесс затягивается на полтора года.

Стоит отметить, что супруги могут подавать заявки отдельно, что, несомненно, повышает шансы на выигрыш.

В лотерее могут принимать участие люди старше восемнадцати лет. Если именно вы станете победителем (попадете в число пятидесяти тысяч счастливчиков), то вас об этом официально уведомят. После чего вам нужно будет собрать все справки и документы, а затем предоставить их в посольство.

Виза инвестора

Бумажная процедура получения визы инвестора немного проще, но вложить нужно не меньше полумиллиона долларов США. Однако просто слать инвестировать не получится. Помимо стандартного перечня документов, нужно представить еще декларации за последние три года из налоговой инспекции. Это необходимо для подтверждения легальности средств, которые вы переводите в государстве.

Сначала вам нужно перевести 500 тысяч долларов (можно больше, но главное – не меньше) в банк США. После перевода они будут заблокированы. Если вам откажут в выдаче визы, то вам обратно вернут денежные средства.

Если же процедура пройдет успешно, то вы сможете продлить выполнение финопераций.

Также вам нужно предоставить полную информацию по американской фирме, в которую вы хотите инвестировать деньги. Только помните, что не должно быть никакой фиктивности, фирма должна быть реальной.

Виза невесты



Въезжать в страну девушки и женщины могут на правах невесты. Данный способ закреплен законодательством. Для легального въезда в страну им выдается виза невест (К-1).

Подобные разрешения на въезд есть и в других государствах, но в США получить ее сложнее. Очень сложно въехать в страну для личной встречи с потенциальным американским мужем, если вы с ним познакомились заочно. Отсутствие доказательства личного знакомства является законным основанием для отказа оформления визы невесты. Для получения такого разрешения нужно вызвать будущего американского жениха к себе на родину. Во время этой встречи нужно сделать как можно больше снимков (нужно для подтверждения). Кроме этого необходимы чеки совместного проживания в отелях и тому подобные документы. Они будут служить доказательством серьезности отношений и намерений.

Религиозная эмиграция из России/СССР - выезд на постоянное место жительства в другие страны граждан России/СССР в результате давления государства и господствующей религиозной организации (РПЦ) на различные религиозные и этнические группы населения. Массовая (в отдельные годы насчитывавшая десятки тысяч человек) религиозная эмиграция имело место как в Российской империи, так и в СССР. В постсоветской истории массовая религиозная эмиграция наблюдалась в начале 1990-х годов.

До настоящего времени религиозная эмиграция из России/СССР остаётся мало изученным явлением. Существующие в настоящее время научные исследования, публицистические и художественные произведения затрагивают лишь отдельные составляющие этого явления.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    А.И. Соколов про квантовую механику, часть первая

    Пенсионная система РФ - это казино (Дмитрий Потапенко)

    Бхакти Вигьяна Госвами - 1. Акрура едет во Вриндаван

    Бхакти Вигьяна Госвами - БГ 4.28 Как улучшить карму

    Бхакти Вигьяна Госвами - 2. Зависть и любовь

Из Российской империи

Причины

По мнению ряда экспертов, в Российской империи религиозная нетерпимость была распространена гораздо больше, чем национальная, и она сохранялась дольше, чем в большинстве стран христианской культуры .

«Дореволюционная Россия представляла собой конфессиональное государство с присущим ему монопольным положением одного религиозного культа, иерархией вероисповеданий и ограничением их в правах, отрицанием возможности внеконфессионального состояния. Переход в православие допускался и даже поощрялся, а вот переход из православия в другую конфессию был категорически запрещен» , - отмечают соавторы книги «Правовое противодействие расовой, национальной, религиозной дискриминации» .

Как пишут российские религиоведы Роман Лункин и Сергей Филатов , «после падения Византии Россия на протяжении многих веков вплоть до свержения монархии считала себя единственной страной истинной веры - православия. Самым ярким выражением этого самоощущения русской элиты в ХV-ХVII вв. стала теория „Москвы - третьего Рима “. Именно поэтому чувство национальной, государственной и религиозной избранности, до какой-то степени свойственное почти каждому народу, у православных русских намного ярче и мистичнее, чем, скажем, у испанцев-католиков. Прямым следствием убежденности в русском избранничестве стало представление (часто неосознанное) о том, что русские и их государство должны быть православными - другим здесь места нет» .

Доминирование православия обеспечивалось, в значительной степени, чисто полицейскими мерами. Так, «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» от 1845 года (в царской России - аналог современного Уголовного кодекса) «преступлениям против веры» была посвящена целая глава, содержавшая 32 статьи. Например, распространение нехристианской веры наказывалось, согласно 190 статьи Уложения, плетьми с наложением клейм и каторжными работами в крепостях на срок 8-10 лет время от восьми до десяти лет. Последователям русских протестантских сект за распространение своей веры, согласно ст. 207, полагалась ссылка .

Государственное насилие и бесправное положение способствовали росту эмиграционных настроений неправославного населения Российской империи.

Потоки

Меннониты

В 1880-х годах из России в США выехало около 50 тысяч немецких и голландских колонистов, исповедующих меннонитство (общее количество меннонитов в России в середине XIX века составляло примерно 100 тысяч человек) . Причиной стало признание меннонитов (являющихся пацифистами по вере) подлежащими воинской повинности (вопреки обещанию Екатерины Второй, которое она дала, приглашая немцев жить в Россию), а также преследования в связи с распространением своей веры среди русского населения.

Эти эмигранты поселились компактными общинами в штатах Оклахома , Канзас , Северная и Южная Дакота . Здесь они занялись, в основном, земледелием. Меннониты не забыли о России: в 1919 году, в период Гражданской войны, они отправили в страну помощь нуждающимся - денежные пожертвования и вещи на 75 тысяч долларов. Также они финансировали миссионерскую деятельность пресвитера Якова Винса , возглавившего в первой половине 1920-х годов Дальневосточный союз баптистов . В дальнейшем эмиграция меннонитов (в первую очередь, немецкого происхождения) продолжалась и при царской власти, и при Советах, и в постперестроечный период.

Молокане-прыгуны

В 1864 году имел место массовый исход русских молокан -прыгунов в Азербайджан, в район города Ленкорань . Поход был связан с эсхатологическими ожиданиями. В 1900 году от молокан, осевших в Закавказье, была направлена делегация к царю. Молокане просили либо освободить их от воинской повинности, либо разрешить покинуть страну. В 1904 году они получили отказ. Тогда они стали эмигрировать без разрешения, выезжали партиями по 150 человек. Либо на пароходе по маршруту Батум-Марсель-Панама-Сан-Франциско, либо сначала поездом Тифлис-Гамбург и оттуда уже пароходом. Конечной точкой маршрута стал Лос-Анджелес .

Первые партии устраивались на новой родине на работу и благодаря кредитам работодателей финансировали выезд оставшихся. В общей сложности так выехало 3,5 тысячи человек. По прибытии эмигранты указывали причину смены страны жительства: царские гонения на веру и военная повинность. Исход закончился в 1911 году. По ходатайству верующих американское правительство освободило их от службы в армии США, - даже с началом Первой мировой войны их не призывали .

Духоборы

В 1887 году в России была введена всеобщая воинская повинность. Это вызвало волнения в среде духоборов (пацифистов по вере). В г. нескольких тысяч духоборов в Елизаветопольской и Тифлисской губерниях и в Карсской области по совету Петра Веригина заявили властям о своём полном отказе от военной службы. В ночь с 28 на 29 июня они снесли в кучу все имевшееся у них оружие, облили его керосином и под пение псалмов сожгли.

На подавление волнений в селах Тифлисской губернии правительство выслало казаков. В результате их атаки несколько человек погибли. После казаки устроили погромы отправились в 6 селениях духоборцев: всё имущество селян было разграблено, женщины были выпороты и изнасилованы , а сёла сожжены. Выживших духоборцев числом около 4000 тысяч человек отправили в горы, где погибло около тысячи человек. 330 духоборов арестованы и направлены в штрафные войска , оставшиеся оправлены в долгую 18-летнюю ссылку. Впоследствии ещё 4300 человек, из числа не участвовавших в сожжении оружия, были отправлены в Кахетию и Картли без права продажи недвижимого имущества.

В 1896 году Веригин подал прошение о разрешении эмиграции духоборов в Канаду, но лишь в 1898 году Министерство внутренних дел России дало согласие .

Разрешением на эмиграцию духоборы во многом обязаны Л. Н. Толстому и толстовцам , которые оказывали им активное содействие. В -1899 годах примерно 8.000 духоборов эмигрировали в Канаду, в неосвоенные районы провинции Саскачеван . Чтобы использовать гонорар для финансирования переселения, Лев Толстой специально закончил ранее отложенный роман «Воскресение» .

Из СССР

Реэмиграция

Свержение монархии в России повлекло за собой поток религиозных реэмигрантов, которые ранее были высланы из страны или вынуждены уехать под давлением царских властей. Многие из них были не рядовыми верующими, а пасторами, проповедниками, миссионерами. Этот поток не был большим по численности (учитывая членов семей, возможно, речь шла о нескольких сотнях или тысячах человек), однако был весьма значимым по своему качественному составу, поскольку в Россию возвращались люди, желающие проповедовать, и, нередко, имевшие хорошую богословскую подготовку. Многие из них основывали новые церкви, создавали религиозные фонды, миссии, союзы.

Петр Винс, отказавшийся несмотря на угрозы чекистов в 1929 году от канадского гражданства, был впервые арестован в 1930 году. Он отсидел три года, выпущен, затем в 1936 году вновь арестован. В начале 1937 года он был освобожден по решению суда в связи с отсутствием фактов контрреволюционной деятельности, но через несколько месяцев вновь арестован и расстрелян .

Алексей Петров, в годы эмиграции окончивший в США Библейский институт и вернувшийся в Россию в 1921 году, служил в общине баптистов Петрограда. В 1926 году он был арестован и отбыл 3,5 года в Соловецком лагере, после чего был отправлен в ссылку. В 1931 году он сумел бежать в Харбин , где организовал при местной баптистской общине приют для эмигрантских сирот, просуществовавший 19 лет (пока не был прикрыт коммунистическими властями Китая) .

Причины

Послереволюционный поток

Попытки эмиграции периода коллективизации

В 1928-1929 годах внутренняя политика СССР претерпела значительные изменения: произошла ликвидация НЭПа , на селе развернулась коллективизация, в печати стали публиковаться материалы показательных судебных процессов над «вредителями». В это же время произошло ужесточение антирелигиозной политики государства, в отношении верующих участились репрессии. В 1929 году вышло Постановление ВЦИК «О религиозных объединениях», ухудшавшее положение верующих, а также была изменена ст. 4 Конституции РСФСР: «свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды» была заменена на «свободу религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды».

К этому времени в 25 тысяч «сектантских» коммун в СССР входило порядка 6 миллионов человек . Много их было на Северном Кавказе (около тысячи коммун, в основном, молоканских и духоборских) и на Украине. Благодаря трудолюбию и добросовестности верующих, а также использованию передовых сельскохозяйственных технологий, такие коммуны процветали. Во время коллективизации в газетах стали появляться материалы, что «сектанты», благодаря своим коммунам, уклоняются от налогов. Верующих заставляли либо записываться в индивидуальном порядке в общие колхозы, либо вовсе слили их коммуны с колхозами. Это вызвало недовольство протестантов, среди которых все чаще стали говорить об эмиграции.

Духоборы и молокане

Осенью 1929 года 10 тысяч крестьян-духоборов и 5 тысяч крестьян-молокан обратились во ВЦИК СССР с просьбой разрешить им эмиграцию . Им ответили отказом. Молокане и духоборы ещё трижды (в 1930-1931 годах) вновь обращались с такой просьбой. В одном из обращений они писали: «Мы дошли до такого состояния, что вынуждены будем тронуться гужевым транспортом за границу… пусть стреляют в нас среди пути… Мы готовы помереть за веру и любовь к Бог» .

В 1934 году их лидеров осудили на 10 лет лагерей каждого, а идеологом движения за эмиграцию был «назначен» бывший царский генерал Масляников, работавший к тому времени бухгалтером .

Пятидесятники

Историк пятидесятнического движения Владимир Франчук описал скитания группы пятидесятников с Украины, спасавшихся от «трагедии и ужаса коллективизации». Пятидесятники медленно двигались на восток, иногда надолго останавливаясь в той или иной местности. Осенью 1928 года они остановились в Уральске и близких к нему деревнях, где к ним примкнуло несколько местных семей. Однако в 1929 году коллективизация началась и здесь. Тогда пятидесятники, потеряв арестованными несколько человек, разбились на группы и двинулись дальше - в Среднюю Азию. В 1931-1932 годах в районе приграничного города Жаркент (Казахстан) пятидесятники вброд переходили реку и попадали в Китай. Передвигаясь ночами (чтобы избежать встречи с китайскими пограничниками) добрались до города Кульджи, расположенного в Синьцзян-Уйгурского районе Китая.

После полуголодного существования в СССР жизнь в Китае казалась изобильной. Ко времени создания пятидесятнической общины в Кульдже уже существовали две церкви из русских эмигрантов, - православная и баптистская. До середины 1940-х годов пятидесятническая община чувствовала себя в Кульдже вполне уютно, пока до этого района не докатилась гражданская война. Среди жертв боев были и русские эмигранты.

В результате значительная часть общины выехала в центральные районы Китая, а оттуда - в различные страны мира. Участники этого исхода и их потомки живут сегодня в Австралии, Канаде, Соединённых Штатах, Бразилии, Аргентине, Эквадоре, Уругвае, Парагвае, Израиле… Но все они имели один общий перекрёсток в своей истории - церковь в Кульдже. Пришедший к власти китайский коммунистический режим вынудил остававшихся в Кульдже членов русских баптистской и пятидесятнической церквей получить советские паспорта и вернуться в СССР .

Послевоенная эмиграция

Пятидесятники

Несмотря на «Железный занавес», в послевоенном СССР возникло нелегальное религиозное эмиграционное движение, насчитывающее тысячи человек и состоящее преимущественно из пятидесятников (кроме них к движению примыкало небольшое количество баптистов ). В 1960-1980-е годы центром движения эмиграционников стал город Находка в Приморском крае .

Файл:Kidds-penecossstal.JPG

Очередная антирелигиозная страница газеты «Тихоокеанский комсомолец» целиком посвящена «детскому вопросу». Две статьи (от одноклассников и секретаря Находкинского горкома комсомола) - одобрительные отклики на поступок семиклассницы Любы Мезенцевой, отрекшейся от родителей-пятидесятников и выразившей желание жить в детдоме. Ещё одна статья - о лишении пятидесятника Цацына родительских прав по приговору суда трудового коллектива

Ядром этого движения стала община пятидесятников, много лет кочевавшая по стране. В 1940-х годах, когда Сталин ослабил гонения на религию, она нашла себе пристанище в городе Фрунзе (Киргизия). Последние годы сталинизма ознаменовались новым витком гонений, когда верующих вновь стали сажать, как «врагов народа» (стандартные сроки - 10 и 25 лет лагерей). Лишившись нескольких человек в репрессиях, община в 1950 году перебралась в Кемерово , затем в 1952 году - в Барнаул , а оттуда в 1957 году - в Находку .

Первоначально в Находку приехало около 300 человек . Однако вскоре, спасаясь от гонений, сюда стали съезжать верующие-пятидесятники со всей страны. Многие из них услышали пророчества о том, что Находка станет местом, откуда они смогут эмигрировать. «Есть в Америке высокий утес, на котором покоится громадный белый ковчег. Скоро поднимется вода в море-океане, и ковчег сойдет со скалы. Он придет к берегам молодого города, заберёт все покаявшиеся души» , - так пересказывали это пророчество авторы «антисектантстких» публикаций того времени . Правда, по словам пресвитера находкинской общины пятидесятников Н. П. Горетого, они воспринимали это пророчество символически. В 1961 году Горетой составил списки находкинских пятидесятников, желающих эмигрировать из СССР. Вместе с детьми их численность превысила 1000 человек.

Гонения на общину начались в 1958-1959 годах - с началом хрущёвской антирелигиозной кампании . Основными методами стали запрет на проведение богослужений и какую-либо миссионерскую деятельность, увольнения с работы, отказ в прописке, натравливание детей пятидесятников на родителей в школе, использование карательной психиатрии для борьбы с лидерами, и, наконец, осуждение к исправительным лагерям.

Молитвенный дом пятидесятников подвергался набегам хулиганов, которые забрасывали окна камнями. После запрета на богослужения верующие разбились на несколько групп и стали проводить собрания на частных квартирах, постоянно меняя места сбора и руководителей групп, чтобы запутать КГБ.

В 1961-63 годах пятидесятники подали в Находкинский горисполком 3 заявления со слезными просьбами прекратить преследование, разрешить собираться свободно и официально зарегистрировать общину. Положительного ответа они так и не получили. Председатель Находкинского горисполкома Н. Дубовка, отчитываясь перед краевым партийным начальством о своей реакции на эти заявления, сообщал, что «в вероучении этой секты имеются положения, исполнение которых приводит к психическому расстройству верующих» .

В 1961 году состоялся судебный процесс над Горетым, а также проповедниками общины Райляном и Бобарыкиным. Максимальный приговор получил Горетой - 6 лет лагерей и ещё 5 лет ссылки. (В 1970-х годах он будет осуждён повторно и проведет в общей сложности в лагерях 14 лет). В вину ему вменялось религиозное воспитание своих семерых детей, в также руководство «изуверской сектой». Кроме этого, в 1959-62 годах состоялось ещё два пропагандистско-показательных и три обычных судебных процесса над молодыми пятидесятниками, отказавшимися от службы в армии по религиозными убеждениям. Обычно за это приговаривали к 1-2 годам ИТЛ.

Между тем в Находке, несмотря на посадки верующих, движение не заглохло. В 1964 году двое пятидесятников, Федор Сиденко и Василий Патрушев, попытались передать списки желающих эмигрировать проживавшему во владивостокской гостинице японскому консулу, чтобы он в дальнейшем переправил их в ООН. Однако они были арестованы и приговорены к лишению свободы.

В 1970-х находкинским пятидесятникам удалось наладить связь с советскими политическими диссидентами (Сахаров , Щаранский , Алексеева и другие) и через них информировать о своих бедах мировое сообщество. Представители находкинских пятидесятников несколько раз выезжали в Москву, а один из их лидеров Борис Перчаткин даже провел подпольную пресс-конференцию для иностранных журналистов, приглашённых диссидентами.

К движению присоединялись верующие из других общин по всему СССР. К 1979 году число верующих, подавших на эмиграцию, достигло 20 тысяч . Ещё одним центром движения стала пятидесятническая община в станице Старотитаровской Краснодарского края , которую возглавил Николай Горетой после своей первой отсидки. Лидеров движения (в том числе Перчаткина и Горетого) периодически сажали по обвинениям в «клевете на советский строй» либо по уголовным статьям.

Большим успехом движения за эмиграцию стал принятый Конгрессом США Закон об эмиграции в США по религиозным мотивам. Американский Конгресс принял его после выступления с докладом Бориса Перчаткина. Принятие закона совпало по времени с падением «железного занавеса », когда началась массовая эмиграция христиан-протестантов из СССР.

Итоги

Точных оценок количества христиан, эмигрировавших из бывшего СССР в постсоветский период, нет. По данным РОС ХВЕ , только в 1989-1995 годах и только пятидесятников эмигрировало более 25 тысяч . По некоторым оценкам общее число христиан-эмигрантов только в США за весь постсоветский период составило 500 тысяч человек . Так, например, Первая славянская баптистская церковь города Сакраменто (Калифорния , США) в 1988 году состоявшая из 18 членов к 2012 году выросла до 1200 членов, Вторая славянская баптисткая церковь г. Сакраменто, - до почти 1000 членов .

В то же время, массовая эмиграция верующих ослабила протестантское движение в СНГ . «1988 год стал годом „прорыва“ для благовестия в СССР. Повсеместно стали проводиться открытые массовые евангелизационные служения: впервые мы увидели лицом к лицу таких благовестников как Ярл Пейсти , Билли Грэм , Алексей Леонович, Сэмми Типпит и др. В то время нужны были люди, силы, средства для обширного повсеместного благовестия, однако, вместо этого, мы получили массовый исход верующих в США и другие страны. Однозначно можно сказать, что этот факт подорвал дело благовестия в СССР (а потом - и в странах СНГ)» , - считает христианский блогер из Беларуси Василий Трубчик .

20 января 1899 года из России в Канаду прибыли первые эмигранты-духоборы. По законам Российской империи их религия считалась "преступлением против веры" и преследовалась в рамках уголовного права.

В царской России религиозная жизнь была тесно сопряжена со светским законодательством. В «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» от 1845 года «преступлениям против веры» была посвящена целая глава, содержавшая 32 статьи. Так, распространение нехристианской веры наказывалось плетьми с наложением клейм и каторжными работами в крепостях на срок от восьми до десяти лет. Последователям русских протестантских сект за распространение своей веры, согласно 207-ой статье полагалась ссылка. Основным же посылом к религиозной эмиграции стал закон 1874 года о всеобщей воинской повинности.

Старообрядцы

Эмиграция русских старообрядцев за границу началась вскоре после Собора 1667 года и особенно усилилась в правление царевны Софьи и при патриархе Иоакиме. Первоначальными регионами их расселения стали земли Речи Посполитой, земли балканских владений Османской империи (княжества Валахия и Молдова) - Добруджа и Буковина, где они пользовались полной свободой вероисповедания. Старообрядцы-эмигранты не жили обособленно, русские общины за рубежом были прочно связаны с московскими центрами, шел постоянный интеллектуальный и финансовый обмен.
С конца 1880-х годов русские старообрядцы начали переселяться в США. Одними из первых в Новый Свет отправились поморские старообрядцы из Сувалок (Польша) и сельских районов вокруг Минска. Первое упоминание о переселении поморских старообрядцев (беспоповцев) в Пенсильванию относится к 1888 году. Старобрядцы работали на шахтах на юго-западе Пенсильвании, а затем переселились в Эри. Кроме того, общины были в Нью-Джерси, Калифорнии и Мичигане.

Духоборы

Духоборство отрицает всякую христианскую обрядовость, богослужение в общине совершается в комнате, пост считается воздержанием от дурных мыслей и дел, брак не считается таинством. Также духоборы отказываются от военной службы и присяги вообще. Во время правления Александра I к духоборам было положительное отношение, по этой причине этот царь пользуется у духоборов особым почтением. Расположение властей духоборы потеряли при Николае I. В 1841 началась высылка духоборов в Грузию и Азербайджан. Между 1841-1845 было переселено около 5000 духоборов. После введения в 1887 году на Кавказе всеобщей воинской повинности по местам расселения духоборов прокатились волнения. В 1895 году несколько тысяч духоборов заявили властям о своём полном отказе от военной службы. В ночь с 28 на 29 июня они снесли в кучу все имевшееся у них оружие, облили его керосином и под пение псалмов сожгли. Тогда духоборы стали подвергаться гонениям со стороны властей и было принято решение о эмиграции.
Помощь духоборам оказали Лев Толстой, его друг Владимир Чертков и Петр Кропоткин. Чтобы использовать гонорар для финансирования переселения, Лев Толстой специально закончил ранее отложенный роман «Воскресение»В 1898-1899 годах примерно 8000 духоборов эмигрировали в Канаду, в неосвоенные районы провинции Саскачеван. Старейшины общины духоборов пророчествовали: « Если царь отпустит духоборцев из своей страны, то он потеряет свой престол, потому что Бог уйдет с духоборцами".

Меннониты

Ещё одной общиной, чьи члены были вынуждены эмигрировать из Российской империи в конце XIX века стали меннониты. Меннониты, основу которых составляли немцы и голландцы, переселялись в Россию ещё со времен Екатерины II. Она обещала переселенцам свободу вероисповедания и свободу от гражданской и военной службы. Когда в 1874 году все колонисты в России были признаны подлежащими воинской повинности, это было воспринято меннонитами как требование, несогласное с их религиозными убеждениями, и значительная их часть решила выселиться из России. Из одной Таврической губернии переселилось в Америку до 1876 около 900 меннонитских семейств и почти столько же из Екатеринославской. Меннониты поселились компактными общинами в штатах Оклахома, Канзас, Северная и Южная Дакота. Основным их занятием, как и в России, стало земледелие. Меннониты не забыли о России: в 1919 году, в период Гражданской войны, они отправили в страну помощь нуждающимся - денежные пожертвования и вещи на 75 тысяч долларов.

Молокане

Показательной в плане религиозного эмиграционного процесса может считаться эмиграция из России общины молокан. Их преследование началось в середине XIX века. Тогда они были высланы из Тамбовской, Саратовской и Воронежской губерний на Кавказ, на границу с Турцией и Персией. В 1879 году в Российской империи была объявлена всеобщая воинская повинность, которую молокане, по религиозным принципам, не могли нести. Тогда у них и возникла мыль об эмиграции. В Канаду и США от общины были отправлен "ходоки". Они принесли о жизни за границей достаточно противоречивую информацию, но в 1902 году община молокан на Кавказе большинством голосов все же приняла решение переселяться в США. Основным фактором стало отсутствие всеобщей воинской повинности и свобода религии в США. Российская власть проявила к молоканам относительную лояльность: около 60% членов общины получили загранпаспорта, остальные 40% семей имели детей, подлежащих воинской повинности, и им было отказано в выезде из страны. Им пришлось нелегально переходить границу с Турцией и Персией.
Серьезную помощь в эмиграции оказали купцы-староверы, комитеты русской интеллигенции, писатели Лев Толстой, Максим Горький. 75% расходов на переселение молокан они взяли на себя. Большая часть молокан осела на западном побережье США, в Калифорнии. Исповедуя принцип «не убий» и считая себя «гражданами небесной империи», молокане отвергали солдатчину и войну, а поэтому избегали принятия американского гражданства.

Пятидесятники

В разгар хрущевской антирелигиозной компании в 1961 году, за создание группы, деятельность которой «сопряжена с причинением вреда здоровью граждан», был осужден житель Черногорска Григорий Ващенко и еще несколько пятидесятников.В октябре 1962 двоюродный брат осужденного, Петр, вместе с женой Августиной и двумя детьми попытались пробиться в Посольство США с прошением о политическом убежище, но они были задержаны милицией и отправлены назад в Черногорск.С октября 1962 по май 1968 года пятидесятники в разном составе предприняли еще несколько попыток эмигрировать. Наконец, 20 апреля 1978 года Пётр Ващенко с женой получили приглашение в США от пресвитерианского пастора из Алабамы. В июне 1978 семеро пятидесятников вновь ринулись в Посольство. Семья Ващенко встретилась с послом Туном, американскими сенаторами и конгрессменами. Восемьдесят членов Палаты представителей Конгресса США направили письмо Леониду Брежневу с просьбой разрешить выезд пятидесятникам. В апреле 1983 года Лидии разрешили эмигрировать в Израиль. Оттуда она прислала вызов оставшимся членам семьи, и в 1985 году «сибирская семерка» поселилась в штате Вашингтон. На исполнение мечты у Ващенко ушло более двадцати лет.

Возвращение

Революция и свержение монархии стали причиной такого явления как религиозная реэмиграция. В "новую Россию" стали возвращаться те, кто вынужден был покинуть страну. Процесс этот был в рамках страны не таким массовым, как эмиграция, но в этом случае важно не количество, а качество: многие из вернувшихся имели хорошую богословскую подготовку и ехали в Россию для того, чтобы проповедовать. Судьба многих из них сложилась трагически: религиозные культы плохо совмещались с генеральной линией партии.
В этом отношении показательна судьба пятидесятника Ивана Воронаева. Он эмигрировал из России в 1912 году. В Америке закончил библейский колледж в Беркли. Уже будучи баптистом, в Нью-Йорке Воронаев познакомился с пятидесятниками и принял крещение Святым духом. Через два года, в 1921 году, Воронаев вернулся в Россию, поселился в Одессе и основал там церковь пятидесятников. Уже через несколько лет в ней были десятки верующих.
В 1930 году Воронаев и его единомышленники были сосланы в лагеря. Потом была ссылка в Калужскую область и повторный арест. Умер Воронаев в лагере. По одной из версий, конвоиры спустили на него сторожевых собак, когда он от усталости задерживал колонну заключенных, возвращавшихся с работ. Бюст Воронаева высечен на памятнике «Героям веры» в Одессе.