Зачем в советском паспорте была пятая графа. «Пятая графа»: зачем потребовалось вновь вернуть «национальность» в российские паспорта

от 31/12/2018

В паспортах и иных документах, удостоверяющих личность граждан Советского Союза, указание национальной принадлежности являлось обязательным, но в 1990-х годах графа национальность в российском паспорте была отменена. Во времена СССР каждый гражданин определял для себя национальность при получении паспорта в 16 лет – по отцу или матери. В большинстве случаев ее выбирали по отцу; также по отцу определяли национальность детей, не достигших 16-летнего возраста, так как в классных журналах также присутствовала графа «национальность».

Известны многочисленные свидетельства того, что информация о национальности в документах давала возможность чиновникам дискриминировать некоторые национальные меньшинства. Эта дискриминация проявлялась при поступлении в ВУЗы и аспирантуру, приеме на работу и карьерном продвижении, получении государственных наград и поездках за границу и т. д.

Когда отменена графа национальность в российском паспорте

Если обратиться к истории появления такой отметки, то следует отметить, что в документах подданных Российской империи она отсутствовала. В то время национальность определялась по вероисповеданию.

В Советском Союзе указание национальности в паспортах граждан стало обязательным в 1974 году. Сохранялось оно и в первые годы существования суверенной Российской Федерации, когда население пользовалось старыми паспортами. Когда в середине 1990-х годов граждане уже Российской Федерации стали , то указание на такие сведения и соответствующая графа отсутствовали.

Сейчас не включают в себя сведения о национальности. Тем не менее, указание на принадлежность может записываться со слов заявителя при получении ряда социальных услуг.

Предложения о возвращении указания национальности

В 2010 году Конституционный суд России постановил, что отсутствие графы национальность в паспортах граждан страны не противоречит Конституции Российской Федерации. Однако коммунисты и представители других партий неоднократно предлагали возвратить такую отметку в паспорта граждан.

В декабре 2012 года в Госдуму был внесен законопроект «О паспорте гражданина РФ», подготовленный фракцией КПРФ. Этот проект предусматривал возвращение графы о национальности в паспорта россиян, заполняться которая должна по желанию их владельцев. Обусловлено это тем, что частью I статьи 26 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность. Кстати, в Татарии и Башкирии существуют специальные вкладыши в паспорта, в которых можно указывать свою национальность. Законопроект был отклонен, но попытки возвращения отметки в паспорта продолжаются.

В феврале 2015 года в Госдуму был внесен очередной законопроект о возвращении в паспорт графы «национальность». Этот документ в нижнюю палату парламента внесен сенатором Совета Федерации Жанной Ивановой. В соответствии с проектом закона указание в паспорте национальной принадлежности должно быть добровольным и основываться на письменном заявлении заинтересованного гражданина. Соответствующее заявление должно подаваться в территориальное отделение Федеральной миграционной службы.

Планируется наделить миграционную службу правом введения временных ограничений на проставление отметки. Так, не сможет сделать отметку в паспорте гражданин, признанный . Будет введено ограничение и тогда, если указанная заявителем национальность не совпадает с той, которая указана в свидетельстве о рождении. В таких случаях окончательное решение будет принимать суд.

Нужна ли отметка национальности в паспорте РФ

Граждане, желающие, чтобы в их паспорта была внесена отметка о национальной принадлежности, обязаны будут оплатить , размеры которой определят в дальнейшем. Предусматривается, что отметку можно будет аннулировать по письменному заявлению гражданина. В такой ситуации ему будет выдан . По инициативе родителей сведения о национальности могут быть внесены и в свидетельства о рождении детей. в паспорта родителей обязаны также без указания на национальность. Кстати, такая графа существует в свидетельстве о браке, свидетельстве о перемене имени, а также в военном билете, правда, ее заполнение не является обязательным.

Появится ли снова графа национальность в российском паспорте и как скоро это произойдет, покажет время, но если существует заинтересованность в этом вопросе, то она должна быть удовлетворена.

СССР был многонациональной страной с провозглашенным принципом дружбы народов. И эта дружба далеко не всегда была лишь декларацией. Иначе в стране, которую населяли более 100 различных наций и народностей, было невозможно. Равенство всех народов при формальном отсутствии титульной нации – вот почва для пропагандистского мифа о «единой исторической общности – советском народе».
Тем не менее, все представители единой исторической общности в обязательном порядке имели паспорта, в которых имелась пресловутая «пятая графа» для указания в документе национальности гражданина. Как же определяли национальность в СССР?

По паспорту

Паспортизация населения страны началась в начале 30-х годов и завершилась незадолго до войны. В каждом паспорте обязательно указывалось социальное положение, место проживания (прописки) и национальность. Причем тогда, до войны, согласно секретному распоряжению НКВД национальность должна была определяться не путем самоопределения гражданина, а исходя из происхождения родителей. Милиция имела инструкции проверять все случаи несовпадения фамилии с национальностью, которую декларирует гражданин. Статистики и этнографы составили список из 200 национальностей, и, получая паспорт, человек получал одну из национальностей из этого списка. Именно на основании этих самых паспортных данных и проводились в 30-е годы и позднее массовые депортации народов. Согласно подсчетам историков тотальной депортации в СССР были подвергнуты представители 10 национальностей: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Кроме того, существовал и неявный, но вполне очевидный антисемитизм, и практика репрессий по отношению к представителям других народов, таких как поляки, курды, турки и т.п. С 1974 года национальность в паспорте указывали на основании заявления самого человека. Тогда и появились шутки наподобие такой: «Папа армянин, мама еврейка, кто будет их сын? Конечно, русский!». Впрочем, в большинстве случаев национальность все же указывали по одному из родителей.

По маме и папе

В подавляющем большинстве случаев свою национальную принадлежность гражданин определял по национальности отца. В СССР довольно сильны были патриархальные традиции, согласно которым отец определял и фамилию, и национальность ребенка. Однако, были и иные варианты. Например, очень многие в случае, если приходилось выбирать между «еврей» и «русский», выбирали «русский», даже если русской была мама. Делалось это потому что «пятая графа» давала возможность чиновникам дискриминировать представителей некоторых нацменьшинств, в том числе и евреев. Впрочем, после того, как в 1968 году разрешили выезд евреев в Израиль, иногда наблюдалась обратная ситуация. Некоторые русские выискивали среди родни какого-нибудь еврея, и предпринимали невероятные усилия, чтобы изменить надпись в «пятой графе». Национальности и в этот период свободной национальной самоидентификации определялись по спискам официально признанных народов, проживавших в СССР. В 1959 году в списке было 126 названий, в 1979 – 123, а в 1989 – 128. При этом некоторых народов, например, ассирийцев, в этих списках не было, в то время как в СССР жили люди, определяющие свою национальность именно таким образом.

По лицу

Есть печальный анекдот о еврейском погроме. Избили еврея, а соседи говорят ему: «Как же так, вы ведь купили себе паспорт, с «пятой графой», где написано русский!». На что тот грустно отвечает: «Да, но били-то меня не по паспорту, а по лицу!».Собственно, этот анекдот довольно точно иллюстрирует ситуацию в силовых ведомствах, где учили определять национальность именно так: не по паспорту, а по лицу. И если цыгана от якута отличить, в общем, просто, то понять, где якут, а где бурят будет несколько сложнее. А как понять, где русский, а где латыш или белорус? Существовали целые таблицы с этническими типами лиц, позволявшие милиционерам, сотрудникам КГБ и других структур безошибочно различать людей «не по паспорту». Разумеется, это требовало хорошей памяти на лица и наблюдательности, но кто же говорил, что разбираться в национальности людей в стране, где живет больше 100 народов, будет легко?

По велению сердца

«Пятую графу» отменили в 1991 году. Теперь в паспорте и в иных документах национальность не указывается или указывается в специальных вкладышах, исключительно по желанию. И списков национальностей, из которых должен выбирать гражданин, теперь тоже нет. Снятие ограничений на национальную самоидентификацию привело к занятному результату. Во время переписи населения 2010 года некоторые граждане указывали свою принадлежность к таким народам, как «казак», «помор», «скиф» и даже «эльф».

КПРФ внесла в Госдуму законопроект, возвращающий в паспорта графу «Национальность». Заполнять графу предлагается лишь по желанию владельца паспорта. Сторонники этой идеи нашлись и в «Единой России». Правда, они выразили опасения, что инициатива косвенно может подогреть и сепаратистские настроения.

Депутат Госдумы от КПРФ Тамара Плетнева в пятницу внесла проект закона «О паспорте гражданина РФ», предусматривающий возвращение в него графы «Национальность».

На ваш взгляд




Как отмечается в сопроводительных документах, Конституция декларирует равенство всех граждан, а часть I статьи 26 закрепляет право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность. Согласно законопроекту, все надписи в паспорте в соответствии с принятыми в регионах нормативными правовыми актами могут дублироваться на национальном языке. Напомним, что в Татарии и Башкирии и сейчас можно указывать свою национальность. Для этого существует особый вкладыш в паспорт.

Законопроект также делит отметки в паспорте на обязательные и не обязательные к заполнению. К первым относятся: регистрация по месту жительства, заключение и расторжение брака, наличие детей до 14 лет, воинская обязанность, а также выдача загранпаспорта. К отметкам, которые вносятся по желанию, относятся: национальность, ИНН, группа крови и резус-фактор.

Напомним, так называемая «пятая графа» (или «пятый пункт») в паспортах в советское время указывала на национальность его обладателя. До 1917 года графа «Национальность» в паспортах поданных Российской империи отсутствовала. Подтверждением национальности служило вероисповедание и информация, которая могла заноситься в метрические книги. В СССР графа № 5 для указания национальности была в типовых анкетах. Указание национальности в паспортах стало обязательным с 1974 года. В начале 1990-х «пятую графу» удалили из паспорта. Сейчас «пятая графа» изъята из анкет, других документов учета и регистрации личности. Такая графа не предусматривается и в паспорте гражданина РФ.

В 2010 году Конституционный суд постановил, что отсутствие графы «Национальность» в паспорте не противоречит Основному закону. Однако в 2011 годукоммунисты призвали вернуть графу , что спровоцировало широкую дискуссию, впрочем, дальше декларации дело не пошло.

Депутат Госдумы от «Единой России», член президентского Совета по межнациональным отношениям Алексей Журавлев поддержал идею возвращения «пятой графы». «Спросите любого чеченца: кто он? Он скажет: «Я чеченец». Я могу сказать, что я - русский. И почему я должен этого стесняться? Мы единая политическая нация и единый народ России», - сказал Журавлев газете ВЗГЛЯД.

Депутат добавил, что те, кто хочет вписать свою национальность в паспорт, должен получить на это право. «Никаких проблем я в этом не вижу. Но вопрос в том, что мы должны не разбегаться по своим национальным квартирам, а иметь имперские взгляды. Мы единый народ, и этого надо придерживаться. Если будут какие-то сепаратистские вещи, их надо жестко пресекать, но идентификация своей национальности - нормальное явление», - уверен депутат.

Поддержал идею и бывший лидер ДПНИ, лидер движения «Русские» Александр Белов (Поткин). «Такое предложение давно назрело. На ряде территорий Российской Федерации, в частности в Татарстане, такая графа уже существует в виде вкладыша в паспорт. Есть конституционное право граждан на свободное указание своей национальности по желанию. Но оно почему-то не реализуется в паспорте - в основном документе», - сказал Белов газете ВЗГЛЯД.

Однако глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов не увидел смысла в предложении коммунистов. «По Конституции никто не может быть принужден к тому, чтобы указывать свою национальность. Если мы введем в паспорте графу «Национальность» и эта графа будет обязательной, то это будет противоречить Конституции. А если она будет необязательной, то кому она нужна?» - цитирует «Интерфакс» Федотова.

В свою очередь лидер движения «За права человека» Лев Пономарев назвал инициативу КПРФ опасной. «Педалирование национальной проблемы не способствует решению проблемы сохранения целостности страны, а только мешает», - полагает правозащитник.

Дискуссия о том, указывать ли свою национальность или нет, усилилась в связи с подготовкой новой стратегии нацполитики, которая предусматривает «формирование общероссийской идентичности». В среду ее . О проблеме этнической идентификации при помощи паспорта в интервью газете ВЗГЛЯД , делегат Всемирного конгресса татар, прошедшего в начале декабря в Казани. Он не исключил, что обозначение своей национальности в паспорте может служить рассадником сепаратизма.

«Потенциально это может быть рассадником. Но это не может быть реальным толчком к каким-то дезинтеграционным процессам. Например, в странах с федеративным устройством: США, Швейцария - у них и законы в штатах разнятся. А у нас полнейшая унификация, хотя страна куда как более разная, полиэтничная - и по географическим зонам, и по этническим», - отмечал эксперт.

Называть всех проживающих на территории России русскими ранее призывал публицист Максим Кононенко. Свою точку зрения он аргументировал так: «Идея эта очень простая - живущие в России люди называются русские. Без кавычек, без больших букв и без уточнений. Просто - русские. Признаюсь, идея эта вовсе не моя. Я почерпнул ее в советских кинофильмах по романам Юлиана Семенова. В них западные люди называли СССР «Советами», а всех людей из СССР - «русскими». И мне это, честно говоря, очень нравилось. Раз уж у киношных капиталистических акул это вызывало уважение. Я с этим и вырос - я русский, из Советов», - для газеты ВЗГЛЯД.

Каждому ясно, что речь идет о пятой графе анкеты, о национальности. Часто, дойдя до этого пункта, Илья вспоминал анекдот , появившийся в те времена, когда на политическом Олимпе восседал Л.М. Каганович , а на тяжелоатлетическом помосте блистал успехами Г. Новак . Вот он этот анекдот.

Однажды поступавший на работу еврей протянул кадровику анкету с незаполненной пятой графой. -Вы что, не знаете своей национальности?

Откуда мне знать, - отвечает претендент на должность, - Исаак Левитан - великий русский художник, Лазарь Каганович - великий сын украинского народа, а Герш Новак - русский богатырь... Откуда же мне знать, кто я?

Действительно, как мог мой современник определить свою национальность, если в стране нет еврейской национальности, а есть лица "еврейской национальности"" И это не лишено смысла. Что у советских евреев национального? Не объединяет их какая-нибудь территория. Еврейскую автономную область нельзя принимать всерьез. В Биробиджане евреев не более чем в Малаховке, Удельном или любом другом густонаселённом подмосковном поселке. Да и зачем советским евреям Уссурийская тайга? Не только Дальний, но и Ближний Восток им не нужен, хотя он, Ближний Восток- родина предков. Человеку нужна собственная родина, а не земля праотцев.

Нет у советских евреев и своего языка. Нет, значит, и своей национальной культуры. Существовал в Москве Еврейский театр, но его ликвидировали в годы борьбы с "безродными космополитами". А какие там были замечательные актеры! Михоэлс, Зускин... Зускин погиб в застенке, а жизнь Михоэлса оборвалась при сомнительной автомобильной катастрофе в Минске. Жаль, что играли в том театре на языке, мало кому известном из моих современников.

Исчезла национальность, осталось происхождение. А в своей анкете Илья Бенцианович в графе "национальность" писал: "еврей". И это доставило ему немало неприятностей. Не страшны те антисемитские настроения, которые гнездятся в глубине сознания некоторой части населения. Плохо, когда антисемитизм проявляют должностные лица и маскируют это всякими благовидными обстоятельствами.

Конституция - Основной Закон нашей жизни и словом не молвит ни о каких ограничениях: все населяющие страну национальности равноправны. Так и было на самом деле, пока "гениальный" марксистский теоретик национального вопроса, первый (да и последний) нарком по делам национальностей, не взял в свои руки всю полноту власти.

В годы Великой Отечественной войны он отнюдь не с классовых, марксистских позиций подошел к решению вопроса о немцах Поволжья, Крымских татарах, о Чечено-Ингушии. Все эти народы поголовно, без различия политических взглядов, были молниеносно сняты с родных мест и вывезены вглубь страны. После войны Сталин перехватил из рук поверженного Гитлера знамя антисемитизма и развернул его над первой в мире социалистической страной. Особенно ярко проявилось это в борьбе с " безродными космополитами ". Слово космополит стало синонимом слова еврей. Апогея антисемитизм достиг при аресте "убийц в белых халатах". Хотя среди арестованных светил советской медицины были один-два русских профессоров, эта акция была направлена против евреев. Об этом можно было судить не только по явно черносотенным выступлениям печати (особо отличился "Крокодил", опубликовавший фельетон "Пиня из Жмеренки"), но и по многочисленным репрессиям разной степени, которым подверглись тысячи евреев. Наиболее злобные антисемиты всех стран и времен могли позавидовать такому откровенному гонению на евреев, которое началось тогда в социалистическом государстве.

Впрочем, даже в самые лютые годы формально все обстояло благополучно. Не был издан ни один закон, который бы ограничивал права евреев. Они могли работать где пожелают и даже занимать весьма высокие посты. Доказательством тому могло служить положение при Сталине Лазаря Кагановича . Говорили, что и у Гитлера любовница Ева Браун была еврейкой. Национальность этой немецкой актрисы спорна, но любимец советского фюрера "сталинский нарком" Каганович вне сомнения был еврейского происхождения. Но что ему было до судьбы сотен и тысяч евреев, когда еще в тридцатые годы он воспринял как должное расстрел двух своих родных братьев - Михаила и Юлия, объявленных врагами народа. А ведь другой, еще более крупный политический деятель того времени С. Орджоникидзе не мог смириться с расправой над его братом и покончил жизнь самоубийством.

После смерти Сталина положение несколько изменилось. Вытащив его забальзамированное тело из Ленинского Мавзолея, преемники начали выправлять сталинские "ошибки". Но все еще многое оставалось от прошлого.

Существует ли в Советском Союзе "еврейский вопрос?" На этом ломают копья западные и советские пропагандисты. Первые утверждают, что существует, советская же пропаганда пером и устами лиц еврейского происхождения категорически отрицает наличие такого вопроса. С точки зрения законодательства (во всяком случае, официального) вопрос этот решен с первых дней революции. А практически он встает со всей остротой при поступлении в высшие учебные заведения, или при определении на работу. Всюду существует определенная норма, и ее, как правило, устанавливают по своему усмотрению сами администраторы на местах.

"Пятая графа" — страшилка, которую любила таскать антисоветская пропаганда в 1990 году была отменена. Однако многие россияне оказались очень недовольны: ведь большинство людей гордятся своей национальностью. Между прочим, Конституция РФ гласит, что каждый имеет право определять и указывать свою национальность. Везде — но не в паспорте. Законно ли это?

В Конституции РФ статья, посвященная национальному вопросу, имеет двойственную формулировку: "Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности". Иными словами, если гражданин по каким-то причинам не желает раскрывать свою национальную принадлежность, то принудить его к этому не может никто. И напротив — никто не имеет права воспрепятствовать человеку указать свою национальность в том случае, если ему заблагорассудится это сделать.

Обе стороны закона вполне равноправны, однако с 1990 года в России произошел резкий крен в одну сторону: из российских паспортов была убрана так называемая "пятая графа", в которой прежде указывалась национальность.

Однако, по данным социологических опросов, более половины россиян хотели бы вернуть в свои паспорта отметку об этнической принадлежности. Башкирам и татарам, кстати, удалось это сделать — теперь жители соответствующих республик могут по желанию получить в паспорта специальные вкладыши, с указанием национальности.

Между тем, при оформлении свидетельств о рождении и о заключении брака все же предоставляется возможность указать национальность ребенка или новобрачных. До недавнего времени это было делом добровольным, но осенью прошлого года минюст внес изменения в порядок заполнения документов при вступлении в брак, в соответствии с которыми это станет обязательной нормой. Представители минюста мотивируют такое решение необходимостью сбора статистики. Эти поправки вступят в силу с 1 апреля 2014 года.

Но возвращать графу о национальности в паспорта никто не собирается. Получается очень странная ситуация — до 14 лет у человека есть национальность, а после — нет. Во всяком случае, документально она может быть зафиксирована лишь до момента взросления.

В конце 2012 года группой депутатов от КПРФ в Госдуму был внесен законопроект, предполагающий, в частности, возврат в паспорта "пятой графы". Предлагалось также поделить многие отметки на обязательные и те, которые будут вноситься лишь по желанию гражданина. К последним как раз и должна была относиться национальность, а кроме того, ИНН, группа крови и резус-фактор. Однако этот пакет поправок был отклонен за "неактуальностью".

Так нужно ли возвращать в паспорта запись о национальности и какими соображениями руководствовалась государственная власть, когда отменяла ее в 1990 году?

Глава Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская дала следующий комментарий:

"Эта отмена связана с дискриминационной политикой по отношению к евреям, с антисемитизмом при Сталине и сразу после его смерти. Тогда многих людей не принимали на работу или в вузы в связи с этой "пятой графой". Конечно, когда начались реформы, была широкая повестка, что этот пункт надо убрать из-за дискриминации евреев. Эта отмена выполнила задачу, и проблему антисемитизма удалось решить полностью — евреи либо уехали, либо растворились в обществе.

Надо сказать, что в последнее время ситуация изменилась, поменялся общемировой тренд: чем больше развивался процесс глобализации, тем больше усиливалась ценность для людей своей национальной идентичности — никто не хочет "переплавляться" в одном котле. Это происходит повсеместно. Идет процесс усиления национально-этнической идентичности.

По большому счету, будет такая графа или нет — это ничего не решит".

Вот странно — почему-то в советский период "пятая графа" не способствовала разобщению наций, напротив, была знаком взаимного уважения. Сталинская эпоха, во время которой якобы притесняли евреев, миновала слишком давно, чтобы ее примеры были бы актуальны для нашего времени.

К тому же, позиция, заведомо предполагающая, что в самом факте национальной принадлежности (будь то еврейская нация, или татарская, либо же чеченская — любая) есть что-то, что следует скрывать или чего стоит стыдиться, — более ксенофобская, нежели та, которую она пытается оспорить. Почему государственные чиновники и общественные деятели позволяют себе в открытую говорить о том, что еврей должен скрывать свою национальность в страхе перед антисемитами?

Разве мы живем в гитлеровской Германии, разве у нас нет правоохранительных органов, которые смогут защитить тех же евреев? Следуя этой логике, впору начать предлагать представителям национальных меньшинств менять фамилии и внешность. Кто решил, что какому-нибудь буряту стыдно иметь в паспорте запись о своей национальности? Вряд ли такая политика сможет укрепить союз наций на территории РФ.

Впрочем, есть и противоположные мнения. К примеру, такое суждение высказал директор фонда "Разумный Интернет" ,президент редакции газеты "Известия" Владимир Мамонтов :

"Ложные представления о равенстве и единстве стали причиной отмены "пятой графы". Национальность — часть самоидентификации, это не надо ни запрещать, ни специально подчеркивать. Этот запрет был попыткой прорваться к свободе, но на самом деле это оказалось, наоборот, ограничением свободы."

Но проблема не только в национальных республиках. У них, по крайней мере, есть своя земля, на которой местные жители чувствуют себя полноправными хозяевами, да и фенотип, как правило, выдает национальную принадлежность скорее, чем запись в паспорте. Некоторые, как татары, отвоевали для себя возможность документально фиксировать национальность. А вот русские оказались в самом незавидном положении — вроде бы, титульная нация, самая многочисленная, несущая самый большой груз ответственности, но не имеющая возможности даже как-то себя обозначить.

Недаром 54 процента из всех высказавшихся за возвращение "пятой графы" — русские. Одни называют это всплеском националистических настроений, а другие — нормальной реакцией русского населения на агрессивную демонстрацию собственной этничности со стороны других народов РФ — прежде всего, кавказских.

Как и в Европе, такая тенденция может свидетельствовать о реакции самосохранения нации от растворения в потоке мигрантов, пускай и внутренних. Отказ в удовлетворении этого пожелания может лишь усугубить обстановку напряженности, причем с обеих сторон. Между прочим, многие жалуются на то, что сотрудники ЗАГСов иногда начинают требовать от людей, желающих записать новорожденного ребенка "русским", каких-то доказательств. Иногда доходит до полного абсурда, когда родителей просят принести свои свидетельства о рождении, в которых записано, что и отец, и мать — русские. Таких историй немало в интернете.

Конечно, эти требования с 1998 года, как минимум, незаконны. Заместитель начальника главного управления ЗАГС Московской области Елена Михайлова пояснила, почему:

"Национальность указывается по желанию лиц. Такая графа в заявлениях присутствует, но ее заполняют только по личной инициативе. Есть Постановление Правительства РФ от 31 октября 1998 года, номер 1274, в котором утверждены нормы бланков заявлений государственной регистрации изменения гражданского состояния — открываем первую форму заявления о рождении ребенка. Графа пятая — национальность: "графа заполняется по желанию родителей". То же самое при заключении брака. Никаких доказательств при этом не требуется".

Хотя Конституционный суд уже выносил решение на предмет соответствия удаления из паспортов графы "Национальность", которое было признано абсолютно конституционным ("Национальность не может иметь юридического значения для статуса гражданина", — постановил КС РФ в мае 2010 года в ответ на заявление одного жителя Волгограда), оно все равно остается нелигемитимным в глазах очень многих россиян. К тому же, возникает вопрос — а какое юридическое значение имеет, к примеру, регистрация, которую никто отменять не спешит. По какому принципу выносятся решения, затрагивающие интересы многомиллионного населения огромной страны? Если верить Ольге Крыштановской, то это решение было принято для того, чтобы защитить интересы евреев. Разве нельзя было это сделать как-то иначе, не ущемляя прав большинства населения?

Помимо того, что лишение возможности добровольно фиксировать свою национальность многие граждане склонны рассматривать как нарушение своих конституционных прав, это также входит в противоречие с самой структурой устройства нашего государства. Федеративное устройство само по себе предполагает, что государство неоднородно по своей структуре. Если есть национальные республики, то, по логике, должны быть и нации. Сила федеративного государства — именно в национальном многообразии, а не в ложно понятом космополитизме.