Разрушение общества. Аномия

1. Роль ценностно-нормативной системы в регулировании социального поведения.

Роль ценностей и норм в регулирование социального поведения определяется, прежде всего, тем, что они формируют критерии должного и недолжного, дают априорный ответ на вопрос о том, что такое хорошо и что такое плохо, отделяют добро от зла.

Ценностные ориентации влияют на потребности людей и общества. Через потребности они влияют на интересы и мотивы поведения, т.е. определяют общественную динамику, направленность, социальных, политических и экономических процессов.

Нормы морали онтологически и исторически предшествуют праву, то есть они, по сути, определяют правовую систему общества.

Корректировка доминирующих ценностных ориентаций, является важным фактором модернизации страны, помимо декларированных на официальном уровне.

2. Характеристика основных ценностно-нормативных кодов в современной России

Ценностно-нормативная система российского общества за последние несколько десятилетий пережила ряд крупных трансформаций. Этапы ее трансформации можно расположить в такой ряд:

Ценностно-нормативная система «развитого социализма»;

Система времен «перестройки»;

Система «дикого капитализма»;

Система периода «этатизма» первого десятилетия XXI века;

Текущая ценностно-нормативная система, связанная с лозунгами модернизации общества.

Незавершенность ценностно-нормативной системы является большой проблемой. Формирование цельной ценностно-нормативной системы российского общества является важным фактором его интеграции.

Автор считает возможным в качестве критерия группировки взять дихотомическое деление членов общества на тех, чьи ценностные ориентации направлены «на развитие» и тех, чьи ориентации направлены «на контроль».

Такое разделение характерно не только для России.

«Ориентация на развитие» - это ориентация на творчество, креативность в рамках базовых моральных норм.

«Ориентация на контроль» - это приверженность бюрократической процедуре как главной ценности, примат репродуктивной деятельности в противовес продуктивной.

Культивирование ценностей развития должно стать одним из важных направлений оптимизации ценностно-нормативной системы общества.

Что же есть развитие? В самом общем виде ответ может звучать так: «деятельность, направленная на создание негэнтропии». В противовес энтропийной репродуктивной деятельности, где форма преобладает над мыслью.

3. Метаценности (религиозные ценности) в формировании ценностно-нормативного кода. Основные проблемы.

Исторически, основу ценностно-нормативного кода народов России составили ценности и нормы, содержащиеся в текстах семитических религий (христианства, ислама, отчасти, иудаизма). Основополагающие нормы поведения, такие, как «не убий», «не укради» и др. пришли из этого источника.

Здесь видятся, по крайней мере, три крупные проблемы.

Первая. Сами религии, которые положили основу современной цивилизации, в ходе своего исторического развития неоднократно видоизменялись в доктринальном плане. Сегодня значительная часть конфессий и течений в трех из перечисленных религий теистического толка доктринально весьма далека от того, что было заложено при их основании.

Вторая. Современная цивилизация во многом находится под влиянием нетеистических квазирелигиозных систем, к которым можно отнести многочисленные модификации индуизма, буддизма, современных культом, зачастую откровенно сатанинской направленности. Ценностно-нормативные системы популярных в сегодняшнем мире индуизма (который не следует смешивать с брахманизмом I тысячелетия до н.э.) и буддизма совсем иная: она связана не с утверждением в мире ценностей, а с их тотальным отрицанием (нигилизм), не с творчеством, а с репродуктивным повторением больших и малых циклов.

Третья. Высокие ценности, одухотворяющие общество, оказались маргинализированными, вытесненными на периферию ценностями массового общества, общества массового потребления.

Религиозное возрождение должно коснуться не только внешних форм религиозной обрядности, что сегодня происходит, но и должно включать в себя интеграцию базовых религиозных смыслов, ценностей и норм в общую систему культуры, в повседневную жизнь.


Промежуточный тест 2

Обзор попытки 1

Question1

Агентами неформального контроля называют:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question2

Символическим признаком какого из указанных институтов являются законы?

Выберите один ответ.


a. религии;

b. семьи;

c. образования.

d. государства;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question3

Характер поведения, ожидаемый обществом от обладателя того или иного социального статуса:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question4

Статус, для достижения которого необходимо затратить определенные усилия:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question5

Институт высшего образования продлевает период экономической зависимости детей от родителей и затрудняет формирование молодых семей. Какая функция реализуется в данном случае?

Выберите один ответ.

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Question6

Центральный показатель положения индивида в обществе:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question7

Институциональные комплексы, назначение которых регулировать производство и распределение продуктов и услуг , отношения собственности и обмена:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question8

Первоначальное значение слова «культура»:

Выберите один ответ.


a. способы обработки земли;

b. создание искусственной природы.

c. развитие ума;

d. правила поведения в обществе;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question9

Понятие, отражающее неравномерное развитие культуры и существование совокупности культурных образцов, не разделяемых всеми членами данного общества:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question10

Какая из перечисленных категорий не относится к предписанному статусу?

Выберите один ответ.

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Question11

Как называется социально-политический институт, который обладает публичностью власти, специальным аппаратом управления и принуждения?

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question12

Система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов , значения которых условны, но имеют определенную структуру - это:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question13

Социальная аномия - это:

Выберите один ответ.


a. исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся общей культурой, языком и территорией.

b. положение человека в обществе, которое характеризуется совокупностью прав и обязанностей ;

c. такое состояние общества, в котором наблюдается ценностно-нормативный вакуум;

d. совокупность процессов изменения, развития и функционирования общества;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question14

Нарушения в ценностно-нормативной системе общества называются:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question15

Процесс закрепления социальных норм, статусов и ролей, приведение их в систему , которая способна удовлетворять определенные общественные потребности:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question16

Процесс усвоения индивидом социальных норм, правил, статусов и ролей называется:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question17

Семья, собственность, здравоохранение, государство, брак, образование – понятия, характеризующие:

Выберите один ответ.

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Question18

Выделите один из основных вариантов институциональных изменений. Изменение социального института происходит за счет:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question19

Система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, отличающих одну группу от другой - это:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question20

Что является необходимым элементом социального института?

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Выберите один ответ.


a. Т. Парсонс;

b. Г. Спенсер;

c. В. Парето.

d. З. Фрейд;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question22

Какое из понятий используют в социологии для выявления неприродной социальной сущности человека:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question23

Кто из указанных ученых предложил теорию «зеркального Я»:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question24

Представлениям о девиантном поведении не соответствует социальная роль:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question25

Что такое социальный контроль?

Выберите один ответ.


a. надзор, осуществляемый над обществом со стороны государства ;

b. подавление инакомыслия в обществе;

c. механизм саморегуляции в социальных системах;

d. зависимость людей от средств массовой информации.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question26

Что из перечисленного не является элементом культуры:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question27

Что можно отнести к неформальному социальному контролю?

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question28

Совокупность культурных элементов, несущая определенную смысловую нагрузку-это:

Выберите один ответ.

Неверно

Баллов за ответ: 0/1.

Question29

Согласно теории Р. Мертона, нормальная поведенческая реакция, согласно которой индивиды принимают утвержденные обществом цели и средства их достижения – это:

Выберите один ответ.


a. традиционализм.

b. конформизм;

c. девиация;

d. адаптация;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question30

Культура футбольных фанатов характеризуется как:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question31

Какие из перечисленных санкций относятся к негативным?

Выберите один ответ.


a. разрыв отношений;

b. премия.

c. награждение;

d. одобрение;

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Question32

Социальные предписания- это:

Выберите один ответ.

Верно

Баллов за ответ: 1/1.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Культура как ценностно-нормативная система

Введение

Мир человека - это мир культуры Культура - это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. На все встающие перед ним вопросы человек ищет ответ в усвоенной им культуре. Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях.

В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Целью моей контрольной работы является раскрытие темы: «Культура как ценностно-нормативная система».

Задачами моей работы являются: 1) раскрыть понятие культуры; 2) рассмотреть социальные нормы и ценности; 3) рассмотреть формы культуры; 4) выяснить механизмы ценностно-нормативной регуляции социальной жизни.

1. Понятие культуры

Культура (. cultura, от colo, colere -- возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) -- понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит -- существовать.

Культура -- это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Социологи выявили, что только на определенных этапах цивилизованного развития материальное доминирует, определяя культуру и способ жизни общества в целом. В более высокоразвитых обществах доминирует культура.

Термин культура характеризуется многозначность и используется для определения процессов духовного, интеллектуального, эстетического развития; форм и продуктов духовной, интеллектуальной и художественной деятельности; описания состояния общества, основанного на порядке, гуманности и праве.

Понятие культуры в социологии очень широкое, оно подразумевает изучение ее во всем многообразии перечисленных аспектов. Понятие «культура» имеет три основных значения:

§ возделывание, творчество и производство, обрабатывание, включая обработку земли;

§ образование, воспитание, развитие;

§ поклонение, почитание, имея в виду поклонение религиозному культу.

Культура -- это сущностная характеристика человека, то, что отличает его от животных, приспосабливающихся к окружающей среде, а не целенаправленно меняющих ее, как человек. В результате этого преобразования образуется искусственный мир артефактов, существенной частью которого помимо материальных предметов являются идеи, ценности и символы. Этот искусственный мир противостоит миру природы, не наследуется биологически, а приобретается только в результате воспитания и образования, проходящего в обществе, среди других людей.

В самом широком смысле понимаются все достижения человечества, все созданное человеком. Культура тогда предстает как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души».

Материальная культура включает в себя:

1) разнообразные по типам и формам «артефакты», где природный материал и объект превращается в вещественный, т.е. в предмет, созданный творческой деятельностью человека.

2) это предметы ремесел, производства, техника, сооружения, орудия труда, то есть артефакты - все, что сделано руками

культура материальный духовный ценность

3) культура труда и материального производства, культура быта, культура места жительства, физическая культура.

Духовная культура -- это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности.

К базисным элементам духовной культуры относят: обычаи, нравы, законы, ценности.

Первые три являются разновидностями культурных норм и поэтому образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, как это надо делать и в каких ситуациях следует так поступать.

Манеры, этикет и кодекс также входят в нормативную систему культуры, но в качестве не основных, а дополнительных ее элементов.

Обычаи, нравы, законы - именно в таком порядке должны выстраиваться базисные элементы нормативной системы, так как от первого к третьему нарастает степень строгости тех санкций, которые использует общество по отношению к нарушителям.

Обычай - традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками. Если привычка - это повседневная, не праздничная сторона социальной действительности, то обычаи представляют более редкий, "праздничный" ее аспект. Мы говорим о гостеприимстве как обычаи, а не привычке. (Пример: обычаи праздновать Рождество и Новый год, уважать старших и т.д.).

Нравы - обычаи, приобретающие моральное значение. В Древнем Риме это понятие обозначало самые уважаемые и освященные обычаи. Они назывались mores - нравы. Отсюда пошло слово мораль. (Пример: безнравственно оскорблять старших, бить женщину и т.д.)

Закон - нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Он является высшей разновидностью социальных и культурных норм, требует безусловного подчинения. (Пример: юридические законы, закрепленные конституцией и т.д.).

2. Социальные нормы и ценности

Социальные ценности и нормы - основополагающий фактор социального поведения. Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, об-разцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Под социальными ценностями понимаются наиболее общие представления о желаемом типе общества, целях, к которым должны стремиться люди, и методах их достижения. Ценности конкретизируются в социальных нормах.

Как температура может свидетельствовать о здоровье и нездоровье организма, так и социальная норма и соответствие ее может характеризовать социальное здоровья. О социальном неблагополучии можно судить по отклонениям от социальных норм - этических, правовых, отклонений самого разного типа, включая агрессивное (нанесение физического и морального вреда другому), корыстные (незаконное присваивание не принадлежащего себе), социально-пассивные, выражающиеся в разных формах саморазрушающего поведения (алкоголизм, наркомания, самоубийство, сексуальная распущенность и проституция, они тоже имеют последствиями физического и духовного разрушения личности).

Социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Норма - это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, группы. Это своего рода границы. Под нормой также подразумевается нечто среднестатистическое, или правило больших чисел («как все»). Например, протяженность активного возраста может изменяться в зависимости от конкретного времени, общества.

1. Привычки - устоявшиеся схемы (стереотипы) поведения в определенных ситуациях.

2. Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать.

3. Этикет - принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.

4. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Это одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять.

5. Традиция - все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

6. Обряд - разновидность традиции. Он характеризует не избирательные, а массовые действия. Это совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни.

7. Церемония и ритуал. Церемония - последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию каких-то событий или дат. Функция этих действий - подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Ритуал - сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов или слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал наделен символическим значением.

8. Нравы - особые оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. Это обычаи, имеющие моральное значение. Особой формой нравов являются табу (абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет). Особенно оно было распространено в традиционном обществе. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление и др.

9. Законы - норы и правила поведения, оформленные документами, подкрепленные политическим авторитетом государства. Законами общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, государственную тайну, человеческие права и достоинство, собственность.

10. Мода и увлечения. Увлечение - кратковременное эмоциональное пристрастие. Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой.

11. Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро. Справедливость, патриотизм, дружба и т.д. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Для описания того, на какие Ценности ориентируются люди, социологи используют термин ценностные ориентации. Ценности принадлежат группе ил обществу, ценностные ориентации - индивиду. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

12. Верования - убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.

13. Кодекс чести. Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, которые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство и доброе имя.

Ценности - разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Социальные ценности - значимые идеи, явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям и интересам общества, групп, личности.

Ценностные ориентации - продукт социализации индивидов, т.е. освоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам социальных групп, общностей и общества в целом. Ценностные ориентации внутренне обусловлены, они формируются на базе соотнесения личного опыта с бытующими образцами культуры и выражают собственное представление о должном, характеризуют жизненные притязания. Ценностные ориентации выполняют важную функцию регуляторов социального поведения индивидов Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика,1998. - 146 с.

В социальном поведении людей имеет место множество нежелательных отклонений от социальных норм, другими словами - девиаций. К особой, крайней форме девиантного поведения можно отнести так называемую аномию (от греч. а - отрицательная приставка + nomos - закон), что буквально означает беззаконие.

Это своего рода массовая девиация, распущенность в обществе. Аномия представляет собой такое состояние общества, при котором значительная часть людей пренебрегает социальными нормами. Так бывает в смутные, переходные, кризисные времена гражданских войн, революционных переворотов, глубоких реформ и других социальных потрясений, когда вдруг рушатся прежние, понятные людям общие цели и ценности, падает вера в действенность привычных моральных и правовых норм. Подобные болезненные периоды в той или иной мере переживали я своей истории все народы.

3. Механизм ценностно-нормативной регуляции социальной группы

Важнейшим защитным механизмом, оберегающим любое общество от деструктивных тенденций, является социальный контроль. Как пишет известный современный социолог П. Бергер, «социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки» Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. М., 1996. С. 68. .

Основными видами социального контроля, которые выработаны человечеством, являются обычаи и традиции, мораль, религия и право.

Социальный контроль состоит из двух элементов -- социальных норм и социальных санкций.

Социальные нормы -- социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей.

Социальные санкции -- средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Санкции могут быть негативными (наказание за нежелательные действия) и позитивными (поощрение за желательные, одобряемые обществом действия). Их смысл заключается в том, что они выступают в качестве внешнего стимула, побуждающего индивида к определённому поведению или к определённому отношению к совершаемому действию.

Санкции бывают формальными и неформальными.

Формальные санкции - это реакция формальных институтов на какое-то поведение или действие в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении) процедурой.

Неформальные (диффузные) санкции - это уже спонтанная, эмоционально окрашенная реакция неформальных институтов, общественного мнения, группы друзей, сослуживцев, соседей, т.е. непосредственного окружения на отклоняющееся от социальных ожиданий поведение.

В цивилизованных обществах наиболее часто встречаются следующие виды санкций:

Негативные неформальные санкции - это может быть выражение неудовольствия, огорчения на лице, прекращение дружеских отношений, отказ подать руку, различные сплетни и т.п. Перечисленные санкции имеют значение, так как после них уже следуют важные общественные последствия (лишение уважения, определённых выгод и т.д.).

Негативные формальные санкции - это всевозможные наказания, которые предусмотрены законом (штрафы, аресты, заключения, конфискация имущества, смертный приговор и т.п.). Эти наказания выступают в качестве угрозы, устрашения и, одновременно с этим, предупреждают, что ожидает индивида за совершение антиобщественных поступков.

Неформальные позитивные санкции - это реакция непосредственного окружения на позитивное поведение, которое соответствует эталонам поведения и системам ценностей группы, выражаемое в виде поощрения и признания (выражение почтения, похвалы, лестные отзывы в устной беседе и в печати, доброжелательные сплетни и т.п.).

Формальные позитивные санкции - это реакция формальных институтов, осуществляемая специально выбранными для этого людьми, на позитивное поведение (публичное одобрение со стороны властей, награждение орденами, медалями, денежная награда, воздвижение памятников и т.п.).

Таким образом, механизм ценностно-нормативной регуляции представляет собой систему, которая включает ценности как представления о желательных поступках, нормы как устойчивые образцы поведения и санкции, по их соблюдению. Цепь этого механизма замыкается установками -- готовностью личности реагировать (положительно или отрицательно) на господствующие в обществе ценности. Лишь во взаимодействии этих элементов возможно обеспечение социального порядка, нормальных отношений между людьми в обществе.

В социологии " ценности представляют своеобразную призму, через которую можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социальной системе, выявить их латентное содержание и направление функционирования", поскольку "по системе ценностных ориентаций можно судить о характере развития общественных отношений, перспективах развития общества". Социологию ценностные ориентации интересуют, прежде всего, как определяющий фактор в регуляции социальных взаимодействий. В этом понимании ценности рассматриваются как основной элемент культуры, основа ценностно-нормативного механизма социальной регуляции поведения групп и общностей.

4. Формы культуры

Исторически развиваясь, культуры отдельных обществ прошли несколько этапов, которые привели к формированию различных форм культуры:

Народная культура -- это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства. В основе народной культуры лежит опыт масс и самодеятельное творчество населения. Народная культура проявляется в обычаях и традициях, закрепляется моралью и законами. Овладевание элементами народной культуры не требует специальной подготовки и образования.

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидностям можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры - "искусство для искусства".

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления - середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк - примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Таким образом, культура общества непосредственно воплощается в содержании, стиле, истории и результатах практической деятельности людей и их групп. Она играет решающую роль в регулировании социальных действий и взаимодействий, в обеспечении их упорядоченности, целостности, стабильности и предсказуемости социальной жизни, поскольку, как уже отмечалось, основу культуры составляет система социальных ценностей и норм. Культура, таким образом, организует общественную жизнь.

Под доминирующей культурой в социологии понимают совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества. Данная культура может быть национальной и этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она включает в себя орудия, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства.

Национальная культура включает не только традиционно-бытовую, профессионально и обыденную культуру, но и специализированные области культуры. В отличие от этнической национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных кровно-родственными отношениями.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Заключение

В результате проведенной мной работы я выяснил, что в социологическом понимании культура выступает, прежде всего, как ценностно-нормативная система социальной регуляции. Эта сложноорганизованная система состоит из взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию. От развития структурных элементов культуры во многом зависит ее способность эффективно выполнять свою роль в обществе.

Я сделал вывод, что культура является важным механизмом человеческого взаимодействия, определяющий социальное пространство деятельности людей, их образ жизни и главные ориентиры духовного развития.

Список использованной литературы

1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М., 1988.

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика,1998.

3. Давидович В.Е. Сущность культуры/ Давидович В.Е., Жданов Ю.И.- Ростов н/Д., 1973.

4. Дюркгейм Э. Норма и патология // Социология преступности. - М., 1966.

5. Кравченко А.И. Общая социология. - М., 2002.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие культура. Культурный отбор и специфика культур. Элементы культуры. Предназначение культуры. Культура как ценностно-нормативная система. Культура и поведение. Культура и социализация. Культура и социальный контроль. Национальная культура.

    реферат , добавлен 24.03.2007

    Предпосылки формирования массовой культуры, ее современное понимание. Анализ и характеристика массовой, элитарной и визуальной культуры. Основные составляющие элементы и свойства массовой культуры. Индивидуально-личностный характер элитарной культуры.

    реферат , добавлен 25.09.2014

    Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры. Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры. Ее философские основы. Элитарная культура как антипод массовой культуры. Типичное проявление элитарной культуры.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2009

    Понятие культуры, происхождение термина и проблема его толкования различными философами. Характеристика основных признаков и свойств культуры. Взаимосвязь материальной и духовной культуры. Художественная культура как особая область духовной культуры.

    реферат , добавлен 11.07.2011

    Что такое культура, возникновение теории массовой и элитарной культуры. Неоднородность культуры. Особенности массовой и элитарной культуры. Элитарная культура как антипод массовой. Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культур.

    реферат , добавлен 12.02.2004

    Понятие и классификация видов культуры. Особенности материальной культуры как предмета изучения науки культурологии. Элементы духовной культуры: мораль, религия, наука и право. Влияние технических средств коммуникации на процесс и культуру общения людей.

    контрольная работа , добавлен 22.11.2011

    Многообразие структуры современной культуры: типы, виды и формы культуры. Носители традиционной народной и элитарной культуры. Современная массовая культура. Особенности информационной культуры как нового и прогрессивного вида современной культуры.

    реферат , добавлен 24.11.2009

    Основные категории культурологи. Понятие материальной и духовной культуры. Миф и религия как формы культуры. Официальная культура, контркультура, субкультура. Типология культуры, принципы типологизации. Игровая концепция культуры Йохана Хейзинги.

    курс лекций , добавлен 13.05.2012

    Фундаментальное определение и основная характеристика культуры, ее социализаторская, информационная, коммуникационная, стоимостная, творческая и игровая функции. Ценностно-нормативные и личностные аспекты культуры. Лингвокультурная дифференциация народов.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2011

    Понятие культуры, характеризующей особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. Предпосылки формирования массовой культуры, ее современное понимание. Основные свойства элитарной культуры, ее недостатки.


Социальный контроль необходим для преодоления социальной дезорганизации, девиации, аномии, хаоса, беспорядков, нарушений ценностно-нормативной системе общества.

Социальный контроль - это механизм саморгуляции в социальных системах, осуществляющий ее с помощью нормативного регулирования поведения людей. Центральной нервной.

системой социального института является контроль, без функций которого общество существовать не может. Обществу необходимы закрепленные законом правила и нормы поведения.

Социальный контроль выполняет охранительную и стабилизирующую функции. Содержание и механизм социального контроля составляют власть, социальные нормы и санкции.

Власть есть форма социальных отношений, которая характеризует способность влиять на направление деятельности и поведение людей посредством организационно-правовых механизмов. Сущность власти - отношения руководства, господства и подчинения. Существует и функционирует власть и на трех уровнях его социальной структуры:

1) общественном, охватывающем наиболее сложные социальные отношения;

2) публичном, или ассоциативном, объединяющем общности и отношения в них;

3) личном, в малых группах и т.п. Социальная норма - средство социального регулирования поведения индивидов и групп путем предписания, требования, пожелания и ожидания. Нормы являются образцами, которые предписывают то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в ситуациях общения и деятельности. Нормы выполняют функции интеграции, упорядочивания, поддержания процессов функционирования общностей, социальных групп и индивидов.

Нормы - это обязанности одного человека по отношению к другому или к другим; они формируют систему социальных отношений в группе и обществе в целом.

Также нормы - это ожидания от индивида, выполняющего ту или иную роль в соответствии с нормой, и, соответственно, другие люди ждут вполне однозначного поведения и отношения.

Нормы - это правила поведения, а ценности - это абстрактные понятия, наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и т.д. Ценности - эталон для человека, а без системы ценностей не может существовать ни одно существо.

Социальные санкции - оперативные средства социального контроля, которые выполняют следующие функции: интеграции, стабилизации, социализации субъектов общественных структур. Санкции бывают формальными и неформальными.

Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля и вместе с ценностями и нормами составляют механизм социального контроля.

Социальный контроль, что же он из себя представляет? Как относится социальный контроль к социальной связи? Для того чтобы это понять, зададим себе ряд вопросов. Почему при встрече знакомые кланяются и улыбаются друг другу, к праздникам посылают поздравительные открытки? Почему родители отправляют своих детей, достигнувших определенного возраста, в школу, а люди не ходят на работу босиком? Ряд подобных вопросов можно продолжать и дальше. Все их можно сформулировать следующим образом. Почему ежедневно люди одинаково выполняют свои функции, а некоторые функции даже переходят из поколения в поколение?

Благодаря данной повторяемости осуществляется непрерывность и стабильность развития общественной жизни. Она дает возможность заранее предвидеть реакции людей на ваше поведение, этим способствует взаимному приспособлению людей друг к другу, так как каждый уже знает, что он может ожидать от другого. Например, води-тель, сидящий за рулем машины, знает, что встречные машины будут держаться правой стороны, а если кто-нибудь выедет ему навстречу и врежется в его машину, то за это можно требовать его наказания.

Каждая группа вырабатывает ряд способов убеждений, предписаний и запрещений, систему принуждения и давления (вплоть до физического), систему выражения, которые позволяют привести поведение индивидов и групп в соответствие с принятыми образцами деятельности. Эта система и называется системой социального контроля. Коротко это можно сформулировать так: социальный контроль - это механизм саморегуляции в социальных системах, который осуществляется благодаря нормативному (правовому, моральному и т.д.) регулированию по-ведения индивидов.

В связи с этим социальный контроль выполняет и соответствующие функции, с помощью его создаются необходимые условия для устойчивости социальной системы, он способствует сохранению социальной стабильности, а также, одновременно с этим, позитивным изменениям в социальной системе. Поэтому от социального контроля требуются большая гибкость и способность верно оценивать различные отклонения от социальных норм деятельности, имеющие место в обществе, чтобы наказывать соответствующим образом отклонения, приносящие вред обществу, а необходимые для его дальнейшего развития - поощрять.

Реализация социального контроля начинается в процессе социализации, в это время индивид начинает усваивать социальные нормы и ценности, соответствующие уровню развития общества, у него формируется самоконтроль, и он принимает различные социальные роли, которые накладывают на него необходимость выполнения ролевых требований и ожиданий.

Основные элементы системы социального контроля: привычка, обычай и система санкций.

Привычка - это устойчивый способ поведения в определенных ситуациях, в некоторых случаях принимающий для индивида характер потребности, который не встречает отрицательной реакции со стороны группы.

У каждого индивида могут быть свои привычки, например, рано вставать, делать утром зарядку, носить определенный фасон одежды и т.п. Существуют привычки, которые общеприняты для всей группы. Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом целенаправленного воспитания. Со временем многие привычки перерастают в устойчивые черты характера индивида и выполняются автоматически. Также привычки появляются в результате приобретения навыков и устанавливаются традициями. Некоторые привычки есть не что иное, как пережитки старых обрядов и торжеств.

Обычно нарушение привычек не приводит к негативным санкциям. Если же поведение индивида соответствует принятым в группе привычкам, то оно встречает признание.

Обычай - стереотипная форма социальной регуляции поведения, воспринятая из прошлого, которая отвечает определенным моральным оценкам группы и нарушение которой ведет к негативным санкциям. Обычай непосредственно связан с определенным принуждением для признания ценностей или принуждением в определенной ситуации.

Часто понятие «обычай» употребляют как синоним понятий «традиция» и «ритуал». Под обычаем подразумевается неуклонное следование пришедшим из прошлого предписаниям, и обычай, в отличие от традиций, функционирует не во всех областях социальной жизни. Отличие обычая от ритуала заключается не только в том, что он символизирует определенные социальные отношения, но и выступает в качестве средства, применяемого для практического преобразования и использования различных объектов.

Например, обычай требует уважать почтенных людей, уступать место старым и беспомощным людям, относиться к людям, занимающим высокую должность в группе, согласно этикету и т.д. Таким образом, обычай - это система признанных группой ценностей, определенные ситуации, в которых эти ценности могут иметь место, и эталоны поведения, соответствующие этим ценностям. Неуважение обычаев, их невыполнение подрывают внутреннюю сплоченность группы, так как данные ценности имеют для группы определенную важность. Группа, ис-пользуя принуждение, побуждает отдельных своих членов в определенных ситуациях соблюдать соответствующие ее ценностям эталоны поведения.

В докапиталистическом обществе обычай являлся основным социальным регулятором общественной жизни. Но обычай выполняет не только функции социального контроля, поддерживает и укрепляет внутригрупповую сплоченность, он помогает передавать социальный и

культурный опыт человечества от поколения к поколению, Т.е. выступает как средство социализации молодого поколения.

К обычаям относятся и религиозные обряды, и гражданские праздники, и производственные навыки и т.д. В настоящее время роль основного социального регулятора в современных обществах выполняют уже не обычаи, а социальные институты. Обычаи в «чистом» виде сохранились еще в сфере быта, морали, гражданской обрядности и в условных правилах различного рода - конвенциях (например, правила дорожного движения). В зависимости от системы общественных отношений, в которой они находятся, обычаи делятся на прогрессивные и реакционные, устаревшие. С устаревшими обычаями в развитых странах ведется борьба, утверждаются новые прогрессивные гражданские обряды и обычаи.

Социальные санкции. Санкции - это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением ее членов, цель которых - обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы.

Санкции могут быть негативными (наказание за нежелательные действия) и позитивными (поощрение за желательные, одобряемые обществом действия). Социальные санкции выступают важным элементом социального регулирования. Их смысл заключается в том, что они выступают в качестве внешнего стимула, побуждающего индивида к определенному поведению или определенному отношению к совершаемому действию.

Санкции бывают формальными и неформальными. Формальные санкции - это реакция формальных институтов на какое-то поведение или действие в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении) процедурой.

Неформальные (диффузные) санкции - это уже спонтанная, эмоционально окрашенная реакция неформальных институтов, общественного мнения, группы друзей, сослуживцев, соседей, Т.е. непосредственного окружения на отклоняющееся от социальных ожиданий поведение.

Так как индивид в одно и то же время является членом разных групп и институтов, то одни и те же санкции могут подкреплять или ослаблять действие других.

По способу внутреннего давления выделяют следующие санкции:

Правовые санкции - это система наказаний и поощрений, разработанных и предусмотренных законом;

Этические санкции - это система порицаний, выговоров и побуждений, опирающихся на моральные прин-ципы;

Сатирические санкции - это система всевозможных насмешек, издевок, применяемых по отношению к тем, кто ведет себя не так, как принято;

Религиозные санкции - это наказания или награды, установленные системой догматов и верований опреде-ленной религией, в зависимости от того, нарушает или соответствует поведение индивида предписаниям и запрещениям данной религии.

Моральные санкции реализуются непосредственно самой социальной группой через разные формы поведения и отношения к индивиду, а юридические, политические, экономические санкции - через деятельность различных социальных институтов, даже специально созданных для этой цели (судебно-следственные и др.).

В цивилизованных обществах наиболее часто встречаются следующие виды санкций:

Негативные неформальные санкции - это может быть выражение неудовольствия, огорчения на лице, прекращение дружеских отношений, отказ подать руку, различные сплетни и т.п. Перечисленные санкции имеют значение, так как после них уже следуют важные общественные последствия (лишение уважения, определенных выгод и т.д.).

Негативные формальные санкции - это всевозможные наказания, которые предусмотрены законом (штрафы, аресты, заключения, конфискация имущества, смертный приговор и т.п.). Эти наказания выступают в качестве угрозы, устрашения и, одновременно с этим, предупреждают, что ожидает индивида за совершение антиобщественных поступков.

Неформальные позитивные санкции - это реакция непосредственного окружения на позитивное поведение; которое соответствует эталонам поведения и системам ценностей группы, выражаемое в виде поощрения и признания (выражение почтения, похвалы и лестные отзывы

в устной беседе и в печати, доброжелательные сплетни и т.п.).

Формальные позитивные санкции - это реакция формальных институтов, осуществляемая специально вы-бранными для этого людьми, на позитивное поведение (публичное одобрение со стороны властей, награждение орденами и медалями, денежная награда, воздвижение памятников и т.п.).

В XX в. возрос интерес исследователей к изучению ненамеренных или скрытых (латентных) последствий применения социальных санкций. Это связано с тем, что ужесточение наказания может привести к противоположным результатам, так, например, боязнь риска может привести к снижению активности индивида и распространению конформизма, а страх быть наказанным за сравнительно мелкий проступок может подтолкнуть человека совершить более серьезное преступление, надеясь избежать разоблачения. Эффективность тех или иных социальных санкций должна определяться конкретно-исторически, в связи с определенным общественно-экономическим строем, местом, временем и ситуацией. Изучение социальных санкций необходимо для выявления последствий и для применения как для общества, так и для личности.

Каждая группа вырабатывает определенную систему надзора.

Надзор - это система формальных и неформальных способов обнаружения нежелательных поступков и поведения. Также надзор - это одна из форм деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.

Например, в нашей стране в настоящее время выделяют прокурорский надзор и судебный надзор. Под прокурорским надзором подразумевается надзор прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и другими общественными организациями, должностными лицами и гражданами. А судебный надзор - это процессуальная деятельность судов по проверке обоснованности и законности вынесенных приговоров, решений, определений и постановлений судов.

В 1882 г. в России был законодательно учрежден полицейский надзор. Это была административная мера, используемая в борьбе с освободительным движением с начала XIX в. Полицейский надзор мог быть гласным и негласным, временным и пожизненным. Например, поднадзорный не имел права менять место жительства, состоять на государственной и общественной службе и т.д.

Но надзор это не только система институтов милиции, следственных органов и т.п., к нему относится также и повседневное наблюдение за поступками индивида со стороны окружающей его социальной среды. Таким образом, неформальная система надзора - это постоянная оценка поведения, осуществляемая одними членами группы за другими, причем взаимная оценка, с которой индивид должен считаться в своем поведении. Неформальный надзор играет большую роль в регулировании повседневного поведения в ежедневных контактах, в выполнении профессиональной работы и т.п.

Система контроля, основанная на системе различных институтов, способствует тому, чтобы социальные контакты, взаимодействия и отношения совершались в установленных группой рамках. Данные рамки не всегда слишком жестки и допускают индивидуальную «интерпретацию».

Социальный контроль через социализацию. Э. Фромм отмечал, что общество только тогда функционирует эффективно, когда "его члены достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества. Они должны желать делать то, что объективно необходимо для общества".

Люди в любом обществе контролируются в основном с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, естественно, в силу обычаев, привычек и предпочтений. Как можно заставить женщин принять на себя тяжелую и неблагодарную домашнюю работу? Только социализировав их таким образом, чтобы они хотели иметь мужа, детей и домашнее хозяйство и чувствовали себя несчастными без них. Как заставить человека со свободной волей подчиняться законам и нравственным нормам, ограничивающим его свободу, часто тяжелым для него? Только культивируя у него те чувства, желания и стремления, которые приведут к желанию упорядочить свою жизнь и подчиниться законам общества, чтобы чувствовать растерянность и раздражение, если эти законы будут нарушаться. Большинство социальных ролей люди играют неудачно не потому, что они не способны выполнить определенные ролевые требования, а потому, что они либо не принимают содержание ролей, либо не хотят их исполнять.

Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе социализации, кажется нам неуместным, незнакомым и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.

Социальный контроль через групповое давление. Человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток также включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что индивид является членом многих первичных групп (семья, производственная бригада, класс, студенческая группа и т.д.). Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом.

Таким образом, возможность осуществления группового социального контроля обусловлена включенностью каждого индивида в первичную социальную группу. Необходимым условием такого включения служит то обстоятельство, что индивид должен разделять определенный минимум принятых данной группой культурных норм, составляющих формальный или неформальный кодекс поведения. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий диапазон осуждения и санкций со стороны группы - от простых замечаний до изгнания из данной первичной группы. Вариации поведения группы, возникающего в результате группового давления, можно проследить на примере производственной бригады. Каждый член бригады должен придерживаться определенных норм поведения не только на производстве, но и после работы. И если, скажем, непослушание бригадиру может повлечь для нарушителя резкие замечания со стороны рабочих, то прогулы и пьянство часто заканчиваются его бойкотом и отторжением из бригады, так как они наносят материальный ущерб каждому из членов бригады. Как мы видим, социальный контроль в данном случае заканчивается применением неформальных санкций по отношению к индивиду, нарушающему нормы.

Эффективность и своевременность применения социального контроля далеко не всегда одинаковы во всех первичных коллективах. Групповое давление на индивида, нарушающего нормы, зависит от многих факторов, и прежде всего от статуса данного индивида. К лицам, имеющим высокие и низкие статусы в группе, применяются совершенно разные способы группового давления. Личность с высоким статусом в первичной группе или лидер группы имеет в качестве одной из своих основных обязанностей изменение старых и создание новых культурных образцов, новых способов взаимодействия. За это лидер получает кредит доверия и сам может в той или иной степени отступать от групповых норм. Более того, чтобы не потерять свой статус лидера, он не должен быть полностью идентичным членам группы. Однако при отступлении от групповых норм у каждого лидера существует грань, через которую он не может перейти. За этой гранью он начинает испытывать действие группового социального контроля со стороны остальных членов группы и его лидерское влияние заканчивается.

Степень и вид группового давления зависят также от характеристик первичной группы. Если, например, сплоченность группы высока, высокой становится и групповая лояльность по отношению к культурным образцам данной группы и, естественно, повышается степень социального группового контроля. Групповое давление лояльных членов группы (т.е. членов группы, приверженных групповым ценностям) сильнее, чем членов разобщенной группы. Например, группе, проводящей вместе лишь свободное время и потому разобщенной, гораздо труднее осуществлять внутригрупповой социальный контроль, чем группе, совершающей регулярные совместные действия, например в бригаде или семье.

Социальный контроль через принуждение. Многие примитивные, или традиционные, общества успешно контролируют поведение индивидов через нравственные нормы и, следовательно, посредством неформального группового контроля первичной группы; формальные законы или наказания в таких обществах не обязательны. Но в больших, сложных человеческих популяциях, где переплетены многие культурные комплексы, формальный контроль, законы и система наказаний постоянно развиваются и становятся обязательными. В случае если индивид вполне может затеряться в толпе, неформальный контроль становится неэффективным и возникает необходимость в формальном контроле.

Например, в племенном клане численностью от двух до трех десятков родственников вполне может действовать система неформального контроля за разделением пищи. Каждый член клана берет пищи столь ко, сколько ему необходимо, и вносит в общий фонд столько пищи сколько сможет. Нечто подобное наблюдалось при распределении продуктов в небольших крестьянских общинах России. Однако в дерев не с несколькими сотнями жителей такое распределение уже невозможно, так как очень трудно вести счет поступлениям и расходам неформально, на основе одного лишь наблюдения. Леность и жадность отдельных индивидов делают такую систему распределения невозможной.

Таким образом, при наличии высокой численности населения сложной культуры начинает применяться так называемый вторичны групповой контроль - законы, различные насильственные регуляторы формализованные процедуры. Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегают принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как все. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм.



В обществе механической солидарности, которое социализи­рует индивида так, что лишает ᴇᴦο собственной индивидуальности и

1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. С. 7.

социология франции 99

он сливается с ему подобными в одном и том же коллективном ти­пе господствуют традиции. Место каждого индивида определяется происхождением или коллективными императивами, обладающими безусловной принудительной силой прежде всего в религии.

Чем больше общество допускает индивидуализм, тем больше оно оказывается вынужденным вводить в действие и уважать пра­восудие и мораль. ʼʼСовременные общества могут сохранять устой­чивость, лишь уважая правосудиеʼʼ 2 . Однако Дюркгейм признает, что даже и в таких обществах, где индивид обладает ʼʼличным об­ликомʼʼ и занимается особой деятельностью, ʼʼотличающей ᴇᴦο от другихʼʼ, все же продолжает существовать и не может полностью быть устранен некий эквивалент коллективного сознания обществ с механической солидарностью, т.е. сохраняется в определенной степени господство общих для всех верований и ценностей - ре­лигии или её функционального эквивалента (в виде светских идеологий, квазирелигий). Дело в том, что экономические и по­литические институты базируются на определенных нравственных основаниях, социальное поведение регулируется набором правил, которые являются обязательными не только в силу внешнего при­нуждения, но и потому, что они воспринимаются как должные, справедливые и желательные. Деспотическая власть - самая не­устойчивая и непрочная. Вот почему Дюркгеймово понимание общества как ценностно-нормативной системы раскрывается в исследовании морали, религии и науки, их влиянии на общество и их взаимоотношениях в ходе общественной эволюции.

Для понимания того, как подходит к этому комплексу вопро­сов Дюркгейм, немаловажно следующее ᴇᴦο рассуждение в работе ʼʼО разделении общественного трудаʼʼ˸ современное общество ха­рактеризует ʼʼнеизвестное ранее развитие экономических функций, происшедшее примерно в последние два столетия. В то время как в былые времена они играли лишь второстепенную роль, теперь они выдвинулись на первое место... Перед ними все более отсту­пают военные, религиозные, административные функции. Только научные функции в состоянии соперничать с ними, да и наука те­перь обладает престижем почти в той же мере, в какой она может служить практике, т.е. в значительной части - экономическим за­нятиям... Наши общества являются или стремятся быть главным образом промышленными. Форма деятельности, занявшая столь важное место в нашей социальной жизни в целом, не может, оче- в идно, оставаться до такой степени неотрегулированной, чтобы не

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 327.