Признаки хозяйственных правоотношений. Какой договор регулирует хозяйственные отношения

Какой договор регулирует хозяйственные отношения?

Автор: В.С.Каменков

Хозяйственные отношения в широком смысле слова - это отношения, в которые вступают определенные субъекты при осуществлении хозяйственной деятельности. Различают такие виды хозяйственных отношений: по горизонтали и вертикали, а также внутрихозяйственные отношения; отношения имущественного характера и организационные; отношения частные и публичные; отношения коммерческие и некоммерческие.

В свою очередь хозяйственная деятельность определяется как деятельность, которая связана с производством и реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг, а также с обеспечением их производителей необходимыми ресурсами. Такое определение хозяйственной деятельности встречается на протяжении многих лет у многих авторов, в том числе и за рубежом.

Термин «хозяйственная деятельность» предусмотрен и национальным законодательством. В ст. 13 Конституции Республики Беларусь провозглашено, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом. Помимо того, государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях .
Следует обратить внимание, что уже на уровне Основного Закона Республики Беларусь проводится разграничение понятий: «экономическая деятельность», «хозяйственная деятельность» и « предпринимательская деятельность».

Белорусское законодательство также установило, что «хозяйственная деятельность» и «предпринимательская деятельность» - различные понятия. Такое различие отмечается в Законе «О предпринимательстве в Республике Беларусь» (далее - Закон о предпринимательстве). В ст. 6, которая предусматривает права предпринимателя, называются и такие его права, как:
- заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством Республики Беларусь;

Создавать любые предприятия, организация которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
- участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;
- самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенными договорами.

Закон о предпринимательстве содержит определение предпринимательской деятельности (ст. 1), перечень субъектов предпринимательства (ст. 2) и его формы (ст. 3).

Предпринимательская деятельность - самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах юридических лиц. Не является предпринимательством деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений.
Субъектами предпринимательства являются:

Физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;

Группы граждан (партнеров) - коллективы предпринимателей.

В Беларуси допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:

Частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;

Коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании.

Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда.

Особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом (органом) наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.

Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. I) (далее - ГК) несколько иначе определяет предпринимательскую деятельность. Предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Из приведенного определения предпринимательской деятельности можно выделить следующие ее характерные признаки:

1) субъектами предпринимательской деятельности являются юридические лица, независимо от формы собственности, места нахождения, подчиненности, характера деятельности, национальной принадлежности, и физические лица, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений и других обстоятельств, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами (определенные ограничения могут быть предусмотрены в силу возраста и других факторов);

2) условия осуществления предпринимательской деятельности. Эта деятельность должна осуществляться субъектами предпринимательской деятельности на следующих условиях:
- в гражданском обороте (т.е. при переходе имущества от одного лица к другому на основе сделок или в силу иных юридических фактов);

Самостоятельно от своего имени (субъекты предпринимательской деятельности должны обладать дееспособностью и правоспособностью осуществлять эту деятельность лично сами либо с привлечением наемных работников, но от своего имени);

На свой риск (т.е. предусматривая как возможность положительного, так и опасность отрицательного результата от принимаемого решения или совершаемого действия (получить прибыль или понести убытки);

И под свою имущественную ответственность (т.е. понимая возможные отрицательные последствия для своего имущества, предусмотренные законодательством или обязательством, за ненадлежащее исполнение заключенных сделок и договоров, нарушение прав других лиц и иные нарушения законодательства);

3) цель деятельности. Предпринимательская деятельность является таковой только в том случае, если она направлена на систематическое получение прибыли. Прибыль здесь может рассматриваться в превращенной форме прибавочной стоимости, выступающей как превышение доходов от продажи товаров, услуг и т.д. над произведенными затратами, или как разница, возникающая в случае, когда общая выручка превышает общие затраты . Деятельность без цели систематического получения прибыли не является предпринимательской;
4) источники прибыли. Закон (в данном случае - ГК) определяет даже источники систематического получения прибыли: от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных субъектами предпринимательской деятельности для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг;

5) направленность деятельности. Обязательным условием является и направленность конечного результата предпринимательской деятельности: эти работы или услуги (надо понимать, и произведенный товар) предназначаются для реализации другим лицам и не должны использоваться для собственного потребления.

Следовательно, признаки «натурального хозяйства» для предпринимательской деятельности не присущи.

Здесь для наглядного сравнения и анализа можно привести новое определение ремесленной деятельности. В соответствии с Ук а -зом Президента Республики Беларусь № 225 от 16 мая 2005 г. , (п.п.1.1) под ремесленной деятельностью понимается не являющаяся предпринимательской деятельность физических лиц по изготовлению и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг с применением ручного труда и инструмента, в том числе электрического, осуществляемая самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, и направленная на удовлетворение бытовых потребностей граждан.

Представляют интерес в исследуемом смысле и такие понятия, как коммерческая деятельность и производственная деятельность. Два данных вида деятельности нередко (особенно в Таможенном кодексе Республики Беларусь (ст. 109 и др.) и в документах Государственного таможенного комитета) рассматриваются как близкие по содержанию, поэтому и пишутся через союз « или»: «производственная или иная коммерческая деятельность».

В том же словаре «Право и экономика» коммерческая деятельность рассматривается как разновидность предпринимательской деятельности, которая предусматривает покупку сырья, материалов, комплектующих, готовых товаров и последующую их продажу с целью получения прибыли . Производственная деятельность (производственный процесс, производство) - совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых для изготовления основной продукции . Производство предполагает использование факторов производства (рабочей силы, технических средств, материалов, энергии, различных услуг), требует соблюдения технических условий и правил, а также учета социально-этических норм . Из этого определения однозначно усматривается, что производственная деятельность значительно шире не только коммерческой, но и предпринимательской. Поэтому использование словосочетания « производственная или иная ко м -мерческая деятельность» не отражает реальной действительности. Можно также сделать вывод, что понятие «производственная деятельность» ближе относится к понятию «хозяйственная деятельность» и также входит в последнее в качестве составной части.

Хозяйственная деятельность отличается от ремесленной и предпринимательской деятельности по многим признакам: по субъектам, формам, источникам правового регулирования и содержанию.

На первый взгляд субъекты предпринимательской и хозяйственной деятельности совпадают - это юридические лица и индивидуальные предприниматели. Более детальный анализ субъектов хозяйственной деятельности показывает, что их перечень более широкий, чем круг субъектов предпринимательской деятельности. В частности, к числу субъектов хозяйственной деятельности относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, государственные учреждения, объединения, союзы, общественные организации.

Большое значение имеет и качественный анализ таких субъектов: многие из них предпринимательской деятельностью не занимаются вообще, для других она - не основная деятельность, некоторые - даже не вправе ею заниматься.

Например, запрещена в войсковых формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Главного управления пограничных войск, Управления железнодорожных войск деятельность структур, занимающихся посреднической, торговой, торгово-закупочной и иной коммерческой деятельностью, а также деятельностью по сдаче в аренду, залог и отчуждению имущественных комплексов, зданий, сооружений и других материальных ценностей 1. В то же время хозяйственной деятельностью эти организации заниматься вправе.

Различаются в законодательстве и такие понятия, как « субъекты хозяйствования» («хозяйствующие субъекты»), «субъекты хозяйственной деятельности» и « субъекты предпринимательской деятельности» 2. Правда, все эти определения тяготеют к понятию «субъект предпринимательской деятельности» через такие признаки, что эти субъекты производят продукцию, предназначенную не для личного потребления.

Ярким примером иной формы, чем формы предпринимательской деятельности, является крестьянское (фермерское) хозяйство. В Законе указано, что крестьянское хозяйство является самостоятельным хозяйственным комплексом, деятельность которого основана преимущественно на личном труде членов одной семьи, совместно ведущих товарное производство сельскохозяйственной продукции. Крестьянское хозяйство является равноправным звеном социалистической системы хозяйствования наряду с государственными, коллективными, кооперативными, индивидуальными и другими предприятиями и организациями. Членами крестьянского хозяйства считаются супруги, их дети (или дети одного из них), родители, родственники и другие лица, совместно ведущие это хозяйство. Крестьянское хозяйство может состоять из одного лица. Гл а-вой крестьянского хозяйства является один из его дееспособных членов, который представляет интересы крестьянского хозяйства на всех предприятиях, в организациях и перед гражданами, с согласия его членов организует хозяйственную деятельность, заключает от имени хозяйства договоры, выдает доверенности, пользуется правом распоряжения имуществом и средствами, а также осуществляет в интересах хозяйства другие действия .

Правовой основой хозяйственной деятельности является не только Конституция Республики Беларусь (ст. 13, 44 и др.), гражданское законодательство (ГК и другие акты гражданского законодательства, перечисленные в ст. 3 ГК), но и нормы административного, банковского, земельного, налогового, финансового и других отраслей публичного права. В частности, правовое регулирование хозяйственной деятельности осуществляется следующими кодифицированными источниками: Банковским кодексом Республики Беларусь , Воздушным кодексом Республики Беларусь, Инвестиционным кодексом Республики Беларусь , Кодексом Республики Беларусь о недрах , Кодексом внутреннего водного транспорта , Кодексом Республики Беларусь о земле , Кодексом торгового мореплавания Республики Беларусь , Лесным кодексом Республики Беларусь , Налоговым кодексом Республики Беларусь , Таможенным кодексом Республики Беларусь .

Сюда же относятся:

А также законы: Закон Республики Беларусь от 25.10.1990 г., № 354-ХП «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь» , Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 г., № 300-3 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» и многие другие,

Указы Президента Республики Беларусь, например, Ук а з Гл а -вы государства «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» и другие,
- постановления Правительства Республики Беларусь, в частности, постановление, которым утвержден Ус т а в железнодорожного транспорта общего пользования ,
- постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь: «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих порядок заключения, изменения и расторжения договоров» и иные, а также многие другие акты законодательства (положения, инструкции, правила, стандарты, решения местных органов управления и самоуправления и т. п.) и международные договоры.

Наряду с государственным регулированием хозяйственная деятельность в большой степени регулируется хозяйственными договорами.

В условиях рыночной экономики хозяйственная деятельность основывается на коммерческом подходе, предпринимательстве, инициативе и риске. Она охватывает такие различные сферы экономики, как банковское дело, внешнеэкономические связи, капитальное строительство, инвестиционная и инновационная деятельность, производство и реализация (оптовая купля-продажа, поставка) продукции производственно-технического назначения и иных товаров, обращение ценных бумаг, техническое переоснащение производства, страхование коммерческих рисков и т.д.

В отличие от предпринимательской деятельности, которая всегда направлена на систематическое получение прибыли, хозяйственная деятельность может такую цель не преследовать (деятельность религиозных, социально-культурных организаций, государственных учреждений, фондов и т.д.).

Для занятия многими видами предпринимательской деятельности законодательство требует наличия специальных разрешений (лицензий), в то время как для занятия хозяйственной деятельностью в целом лицензии не требуется.

Одно из официальных определений хозяйственной деятельности содержится в Законе «О бухгалтерской отчетности и учете»: хозяйственная деятельность - совокупность хозяйственных операций, проводимых организацией. А под хозяйственной операцией понимается действие или событие, влекущее изменения в объеме и (или) составе имущества и (или) обязательств организации (ст. 2) . Даже такое определение хозяйственной деятельности свидетельствует, что оно значительно шире, чем понятие предпринимательской деятельности.
Приведенный анализ свидетельствует, что понятие « хозяйственная деятельность» более обширное, чем понятие « предпринимательская деятельность», в том числе включает в себя и последнее.

К основным принципам хозяйственной деятельности можно отнести следующие:

Свобода хозяйственной деятельности, инициатива и предприимчивость в рамках общественного хозяйственного порядка;
- свобода движения капиталов, товаров и услуг;
- равная защита государством прав всех субъектов хозяйствования;
- демонополизация экономики и развитие добросовестной конкуренции;
- ограничение вмешательства государственных органов в хозяйственные отношения;
- государственная и общественная защита интересов потребителя;
- декриминализация экономики;
- обеспечение правопорядка и законности в хозяйственной деятельности.

Хозяйственные правоотношения (в широком смысле слова) охватывают:

Порядок создания, реорганизации, ликвидации и внутреннюю организацию субъектов хозяйствования;
- процесс осуществления хозяйственной деятельности (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, приобретение и реализация их и т.д.);
- отношения, возникающие в процессе государственного регулирования хозяйственной деятельности;
- порядок рассмотрения хозяйственных споров.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод:

Хозяйственная деятельность - это деятельность субъектов хозяйствования, связанная с началом, осуществлением и прекращением изготовления (приобретения) и реализации товаров (продукции), выполнения работ и оказания услуг;

Субъекты хозяйствования - это юридические лица, а в предусмотренных законодательством случаях и лица, не являющиеся юридическими лицами, индивидуальные предприниматели, а в предусмотренных законодательством случаях и физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) деятельность.

«Термин "хозяйственные договоры" впервые использован в нормативных актах, принятых в связи с проведением кредитной реформы, которая была призвана создать определенные предпосылки для укрепления хозяйственного расчета на предприятиях (в организациях) и в отношениях между ними» .

Долгое время в гражданском праве все договоры подразделялись на две большие группы: общегражданские и хозяйственные. Затем в гражданском законодательстве все чаще стали употребляться понятия «предпринимательская деятельность», «субъект предпринимательской деятельности», «предпринимательский договор». Сейчас хозяйственные договоры в том понимании, в котором они применялись до реформирования экономики и гражданского законодательства, уже не в полной мере соответствуют существующим общественным отношениям. В связи с этим часто возникают вопросы, каким новым требованиям должен соответствовать договор, регулирующий хозяйственные, в том числе предпринимательские, отношения; каковы его сущность, признаки и особенности.

В нормах действующего законодательства содержится прямое указание на хозяйственную, в том числе предпринимательскую деятельность участников договора. Этот фактор оказывает непосредственное влияние на построение модели (формы и содержания) соответствующего договора, определение прав и обязанностей сторон, установление особенностей их ответственности и т.д.

В соответствии со ст. 476 ГК предпринимательская деятельность продавца и использование покупателем товара для этой деятельности является условием отнесения соглашения к договору поставки.

Кроме поставки есть еще ряд договоров, предназначенных для опосредования только предпринимательской деятельности участников. Например, договор аренды предприятия, договор финансовой аренды, договор коммерческой концессии и др.

Согласно ст. 291 ГК односторонний отказ от исполнения договора и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законодательством или договором, в том числе хозяйственным договором. В гражданском законодательстве других государств эта особенность выделяется особо. Так, в Гражданском кодексе Российской Федерации прямо предусмотрено, что в отличие от общегражданского договора, односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона и существа обязательств (ст. 310) .

ГК специально выделяет особенности регулирования возможности досрочного исполнения договорного обязательства по общегражданскому договору и по договору, опосредующему хозяйственную (предпринимательскую) деятельность. Согласно общегражданскому договору должник вправе исполнить обязательство до срока, если иное не предусмотрено законодательством или условиями обязательства либо не вытекает из его существа. Однако досрочное исполнение обязательств, связанных с осуществлением хозяйственной (предпринимательской) деятельности, наоборот допускается только в случае, когда возможность исполнить его до срока предусмотрена законодательством или условиями обязательства либо вытекает из обычаев делового оборота или существа обязательства (ст. 296).

При этом лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении хозяйственной (предпринимательской) деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (то есть независимо от вины), в то время как по общегражданскому договору ответственность основывается на виновности должника.

Впервые ГК установил новое правило изменения и расторжения договора, если его исполнение становится экономически невыгодным для одной из сторон в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых она исходила при заключении договора (ст. 421 ГК). Оно имеет принципиальное значение, в первую очередь, для хозяйственных договоров.
ГК возлагает на предпринимателей обязанность экономического взаимодействия не только при исполнении договора, но и тогда, когда самого договора еще нет. Так, если при заключении договора поставки между сторонами возникли разногласия по отдельным его условиям, сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны предложение о согласовании этих условий, должна в течение тридцати дней со дня получения такого предложения, если иной срок не установлен законодательством или не согласован сторонами, принять меры по согласованию соответствующих условий договора либо письменно уведомить другую сторону об отказе от его заключения. Сторона, получившая предложение о соответствующих условиях договора, но не принявшая мер по согласованию условий договора поставки и не уведомившая другую сторону об отказе от его заключения в соответствующий срок, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий (ст. 477).

Есть и другие примеры сотрудничества (хозяйского, делового отношения к собственности) предпринимателей при отсутствии договора. Например, в соответствии со ст. 56 У с т а в а железнодорожного транспорта общего пользования грузополучатель обязан принять груз от железнодорожной станции на ответственное хранение, несмотря на то, что поставка груза не была предусмотрена договором .

О необходимости «хозяйского» подхода, об обязанности делового сотрудничества, оказании содействия партнеру в исполнении им своих обязанностей свидетельствуют и другие нормы ГК.

Так, в соответствии со ст. 453 ГК покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) упаковке товара в срок, предусмотренный законодательством или договором. Если же такой срок не установлен - в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено, исходя из характера и назначения товара. В случае невыполнения покупателем данной обязанности продавец вправе отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя о передаче ему недостающего количества товара, замене товара, не соответствующего условиям договора купли-продажи о качестве или об ассортименте, об устранении недостатков товара, о доукомплектовании товара или о замене некомплектного товара на комплектный, о затаривании и (или) упаковке товара, если докажет, что невыполнение этого правила покупателем повлекло невозможность удовлетворения его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора.

Несмотря на то, что ст. 453 ГК размещена в главе «Купля - продажа», ее содержание указывает, что данная норма, прежде всего, направлена на регулирование отношений между субъектами хозяйствования. На необходимость тесного сотрудничества предпринимателей ориентируют нормы ГК о подряде, а в ст. 705 ГК уже прямо говорится о необходимости сотрудничества сторон по договору строительного подряда.

Анализ перечисленных и других норм (ст. 671 (содействие заказчика), 702 (дополнительные обязанности заказчика по договору строительного подряда), 708 (сдача и приемка работ), 714 (исходные данные для выполнения проектных и изыскательских работ), 783 (изменение условий хранения) ГК) дает основание утверждать, что в первую очередь при исполнении хозяйственных (предпринимательских) договоров действуют принципы экономичности и сотрудничества сторон.

Кроме того, в ГК есть ряд норм, прямо указывающих на необходимость экономичности исполнения обязательств. Так, согласно ст. 667 ГК подрядчик обязан использовать предоставленный заказчиком материал экономно и расчетливо. В соответствии со ст. 484 ГК сторона, принявшая товар на ответственное хранение, вправе рассчитывать на возмещение лишь необходимых расходов, понесенных ею при реализации данных товаров. Расходы сверх необходимых возмещению не подлежат.

Если же правовые нормы не содержат на этот счет определенных указаний, необходимость учета данного принципа в деловой и судебной практике обусловлена тем, что отсутствие сотрудничества может послужить основанием применения так называемой «смешанной» ответственности: если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, либо не принял разумных мер к их уменьшению (ст. 375 ГК).

Присутствие в законодательстве установок на необходимость сотрудничества предпринимателей и экономичного исполнения ими своих обязательств подтверждает, что их хозяйственная (предпринимательская) деятельность имеет не только частный, но и публичный интерес.

Частный интерес субъектов, вступающих в какие-либо договорные отношения в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, направлен, прежде всего, на получение прибыли, которая представляет основную цель деятельности любой коммерческой организации (ст. 46 ГК) или индивидуального предпринимателя (ст. 1 ГК).

Однако хозяйственная, в том числе предпринимательская, деятельность и получение прибыли предпринимателем - не только частный интерес. В том, чтобы предпринимательская деятельность была прибыльной, заинтересованы наемные работники данного коммерческого юридического лица, индивидуального предпринимателя, их семьи, их партнеры по бизнесу, многие другие лица, а в целом - государство и общество. Оплата труда и других пособий, уплата налогов, создание рабочих мест, производство товаров, надежная платежеспособность - все это составляет уже не только частный, но и публичный интерес. «В силу рациональности экономической деятельности прибыльность предприятия оказывается предпосылкой всеобщего блага» . Несмотря на конкуренцию между предпринимателями, они далеко не всегда и не во всем являются антагонистами. Общество и государство также заинтересованы в получении предпринимателями прибыли. Тем более, что Республика Беларусь провозгласила себя в Основном Законе государством не только правовым, но и социальным (ст. 1).

Кроме того, понятие « хозяйственная деятельность» значительно шире понятия «предпринимательская деятельность» и включает в себя последнее. Например, хозяйственные договоры вправе заключать и некоммерческие организации, то есть те, которые не преследуют цели получения прибыли и не могут ее получать в принципе (учреждения и др.).

О публичности хозяйственной (предпринимательской) деятельности и ее результатов свидетельствует следующее обстоятельство. В настоящее время хозяйственные и предпринимательские договоры в большей мере, чем общегражданские, регламентируются не только гражданским законодательством, но и актами других отраслей: административного, налогового, таможенного, финансового и др.

Исходя из необходимости защиты публичного интереса налоговое законодательство, например, устанавливает некоторые изъятия из общегражданского принципа свободы договора и хозяйственной деятельности. Налоговый кодекс Республики Беларусь, в частности, предусматривает право налоговых органов и их должностных лиц:

Приостанавливать операции плательщиков и иных обязанных лиц по их счетам в банках;
- производить изъятие вещей и товарно-материальных ценностей плательщиков и иных обязанных лиц, которые являются объектами нарушения налогового законодательства;
- определять размер причитающихся к уплате в бюджет налога, сбора (пошлины) при отсутствии у плательщика и иного обязанного лица документов бухгалтерского учета и других документов (ст. 81).

Со времени вступления в силу ГК в Республике Беларусь было принято большое количество законов, декретов и указов Главы государства, постановлений Правительства, определяющих существенные условия различных хозяйственных (предпринимательских) договоров, например:

Нормы раздела IV Водного кодекса Республики Беларусь предусматривают значимые отличительные особенности договоров о пользовании водными объектами ;
- нормы Кодекса торгового мореплавания Республики Беларусь [ 12] - не только существенные условия договоров тайм-чартера (договора аренды судна с экипажем), бербоут-чартера (договора аренды судна без экипажа), договоров морской перевозки, морского страхования, но и по сути новых видов договоров (договор буксировки, договор круиза);
- в ст. 45, 45-1, 61 Лесного кодекса Республики Беларусь установлены существенные условия договоров аренды и концессии участков лесного фонда;
- нормы главы 23 Таможенного кодекса Республики Беларусь - характерные особенности договора хранения (временное хранение) и т. д.

Достаточно много отличительных особенностей внешнеторговых договоров предусмотрено в Указе Главы государства « О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» (они имеют публичную направленность в связи с необходимостью более тщательного валютного и таможенного контроля по такого рода сделкам) и других актах Президента Республики Беларусь.

Ограничение свободы договора посредством установления дополнительных (новых) существенных условий, а также установление обязательности заключения договоров производятся исходя из публичного интереса, являются характерной чертой (особенностью) скорее хозяйственных, в том числе предпринимательских договоров, а не общегражданских. Это объясняется тем, что социальное государство, реализуя свое предназначение, должно проявлять особое внимание и к результатам хозяйственной деятельности. Об этом прямо указано в Конституции Республики Беларусь: «Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях» (ч. 5 ст. 13). Способами государственного регулирования экономических процессов являются, в частности, контроль за содержанием хозяйственных (предпринимательских) договоров, придание общественным интересам приоритетов при изменении договоров, их расторжении или признании недействительными (ст. 392, 421, 537, 634 ГК).

Изложенное позволяет сделать вывод: хозяйственная, в том числе предпринимательская деятельность и опосредующие ее договоры обладают существенными особенностями, спецификой. Хозяйственный (предпринимательский) договор - это особый тип договоров. Он нередко выходит за пределы обычного гражданско-правового договора и нуждается в дальнейшем его научном исследовании, а также комплексном правовом регулировании для эффективного применения.

Список литературы

1. Конституция Республики Беларусь, 15.03.94 г. , № 2875-XII // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - №1,1/0.
2. О предпринимательстве в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 28.05.1991 г., № 813- XII: В ред. Закона Республики Беларусь
30.07.2004 г. , № 307-3 // Ведомости Верховного Совета Республики Бела
русь. - 1991. - № 19. - Ст. 269.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Бе
ларусь, 07.12.1998 г., № 218-3: В ред. Закона Республики Беларусь от
04.05.2005 г. , № 9-3 // Ведомости Национального Собрания Республики
Беларусь. - 1999. - № 7-9. - Ст. 101.
4. Право и экономика: Большой энциклопедический словарь высшего управленческого персонала. Серия: «Библиотека высшего управленческого персонала» /В.Г.Гавриленко, П.Г.Никитенко, Н.И.Ядевич. - Минск: «Право и экономика», 2001.
5. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Закон Республики Беларусь, 18.02.1991 г. , № 611 - XII: В ред. от 14.05.2001 г. // Звезда. - 2005. - № 143.
6. Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 25.10.2000 г. , № 441-3: В ред. от 11 .11 .2002 г. , № 148-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 106, 2/219.
7. Воздушный кодекс: Кодекс Республики Беларусь, 11.01.1999 г. , № 240-3: В ред. от 04.01.2003 г. , № 183-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - № 5, 2/15.
8. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 22.06.01 г. , № 37-3: В ред. от 01.11.2004 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2001. - № 62, 2/780.
9. Кодекс Республики Беларусь о недрах: Кодекс Республики Беларусь, 15.12.1997 г., № 103-3 // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. - 1998. - № 8-9. - Ст. 103.
10. Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь, 24.06.2002 г. , № 118-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002. - № 76, 2/867.
11. О земле: Кодекс Республики Беларусь, 04.01.1999 г. , № 226-3: В ред. от 08.05.2002 г. , № 99-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - № 2-3, 2/1.
12. Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь, 15.11.1999 г. , № 321-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - № 90, 2/96.
13. Лесной кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 14.07.2000 г., № 420-3: В ред. от 19.07.2005 г. , № 42-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 70, 2/195.
14. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть): Кодекс Республики Беларусь, 19.12.2002 г. , № 166-3: В ред. от 18.11.2004 г. , № 338-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - № 4, 2/920.
15. Таможенный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 06.01.1998 г. , № 133-3: В ред. от 15.11.2004 г. , № 332-3 // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. - 1998. - № 10-12. - Ст. 104.
16. О мерах по обеспечению порядка при осуществлении валютных операций: Декрет Президента Республики Беларусь, 05.02.1997 г., № 1: В ред. от 30.08.2002 г., № 22 // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997. - № 4. - Ст. 132.
17. О мерах по совершенствованию охранной деятельности в Республике Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь от 23.12.1998 г. , № 24 // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. - 1998. - № 36. - Ст. 912.
18. Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. № 11 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - № 23, 1/191.
19. Об образовании местных целевых бюджетных жилищно-инвести-ционных фондов: Декрет Президента Республики Беларусь, 03.04.2000 г. , № 10 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 33, 1/1141.
20. О лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента Республики Беларусь, 14.07.2003 г. , № 17 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003. - № 79, 1/4779.
21. Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 25.10.1990 г., № 354-ХП // Собрание законов БССР, указов Президиума Верховного Совета БССР, постановлений Совета Министров БССР. - 1990. - № 31. - Ст. 600.
22. Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 05.07.2004 г., № 300-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2004. - № 109, 2/1049.
23. О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций Ука з Президента Республики Беларусь, 04.01.2000 г., № 7: В ред. от 11.06.2003 г. , № 246 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 5, 1/915.
24. Об утверждении Ус т а в а железнодорожного транспорта общего пользования: Постановление Совета Министров Республики Беларусь,
02.08.1999 г. , № 1196: В ред. от 16.03.2005 г., № 285 // Национальный ре
естр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - № 67, 5/1506.
25. О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 1999 года № 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров»: Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, 06.04.2005 г. , № 7 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2005. - № 70, 6/436.
26. О внесении изменения в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»: Закон Республики Беларусь, 17.05.2004 г. , № 278-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2004. - № 77, 2/1027.
27. Брагинский М. И. Хозяйственный договор: каким ему быть? - М.: Экономика, 1990.
28. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой /Отв. ред. О. Н. Садиков. - М., 1997. - 448 с.
29. Гражданский кодекс Республики Беларусь с комментарием и обзором практики хозяйственных судов / Под общ. ред. В. С. Каменкова. - Минск: Дикта, 2004.
30. Верхан Петер Х. Предприниматель. Его экономические функции и общественно-политическая ответственность. - Минск: Эридан, 1992.
31. Водный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 15.07.1998 г. , № 191-3 // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. - 1998. - № 33. - Ст. 473.
32. Лесной кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь,
14.07.2000 г. , № 420-3: В ред. от 19.07.2005 г. , № 42-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 70, 2/195.

1.Отношения предприятия с другими предприятиями, организациями, пражанами во всех сферах хозяйственной деятельности осуществляются на основании договоров.
2.Предприятия свободны в выборе предмета договора, определении обязательств, других условий хозяйственных взаимоотношений, которые не противоречат законодательству Украины.
3.Предприятие имеет право реализовывать самостоятельно всю продукцию к территории Украины и за ее пределами, если иное не предусмотрено законом.
1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет кроме договорного принципа построения взаимоотношений предприятий и других субъектов хозяйствования в их хозяйственной деятельности, определяет признаки хозяйственных отношений в соответствии с хозяйственно-правовой концепцией. То есть хозяйственными являются отношен. и между хозяйствующими субъектами (предприятиями, предпринимателями) и органа управления, которые возникают в процессе организации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности. Хозяйственные отношения как предмет регулирования состоят из двух элементов - организационного (организация производства, обращения) и имущественного. Совокупность хозяйственных отношений в таком узком понимании и является предметом хозяйственного права. Правовым основанием возникновения хозяйственных правоотношений является решение их субъектов заключить соответствующий договор.
2. Переход к рыночной экономике и именно функционированию рыночного механизма возможны лишь при условии, что основная масса товаропроизводителей - субъект л хозяйствования - имеет свободу хозяйственной деятельности и предпринимательства. Результаты этой деятельности реализовываются на рынке товаров и услуг на договорных принципах. Переход к рынку сопровождается сужением планово-административного влияния государства на имущественные отношения и, следовательно, расширяется свобода выбора партнеров в хозяйственных связях и определения содержания договорных обязательств. Частью 2 этой статьи конкретизируется общий принцип свободы в осуществлении хозяйственной деятельности.
3. В связи с установлением правовых и экономических принципов осуществления процедуры закупки товаров, работ и услуг за счет государственных средств Постановлением КМУ от 28 марта в 2008 г. № 274 об утверждении Временного Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства с целью создания конкурентной среды в сфере государственных закупок, а также предотвращения проявления коррупции в этой сфере, обеспечения прозрачности процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства и достижения оптимального и рационального их использования, упрощен механизм осуществления процедуры закупок, уменьшен уровень дополнительной нагрузки на субъектов рынка государственных закупок.

Еще по теме Статья 67. Хозяйственные отношения предприятия с другими предприятиями, организациями, гражданами:

  1. Статья 82. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности некоммерческого характера, а также отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности.

Правоотношения каждой отрасли права имеют своих субъектов, специфические объекты и выделяющиеся по своему содержанию и конструкции субъективные права и обязанности.

В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных лиц с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении права. Таково право организации на принадлежащее ей имущество, ведение бухгалтерского учета, формирование себестоимости продукции и др.

Относительныгми являются права с корреспондирующей им обязанностью у других субъектов. Такие правоотношения возникают, например, в силу заключенных предпринимательских договоров.

В хозяйственном правоотношении участвуют субъекты, ведущие предпринимательскую деятельность, а также государство и муниципальные образования.

Объектами хозяйственных правоотношений могут быть:
1) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество;
2) действия обязанных субъектов;
3) собственная деятельность субъекта права;
4) неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая тайна и др.).

Основанием возникновения хозяйственных прав и обязанностей являются юридические факты. Поскольку нормами предпринимательского права регулируется прежде всего деятельность, постольку правопорождающими фактами здесь предстают преимущественно действия участников хозяйственных правоотношений. События выступают чаще всего в роли правоизменяющих и правопрекращаю-щих обстоятельств. Правопорождающими события могут быть в отношениях страхования имущества и предпринимательских рисков.

Действия участников (правопорождающие, изменяющие и прекращающие) подразделяются также на правомерные и неправомерные. Например, указания органа государства, данные с превышением компетенции, должны быть отнесены к числу неправомерных действий.

Правомерные действия классифицируются на акты-предписания, акты-соглашения (договоры), акты-разрешения и акты одностороннего характера. К числу первых относятся, например, предписания антимонопольного органа. К актам-соглашениям следует отнести предпринимательские договоры организаций. В результате одностороннего акта-заявления арбитражным судом применяется исковая давность.

Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:
1) абсолютные вещные правоотношения (отношения собственности);
2) абсолютно-относительные вещные правоотношения (хозяйственного ведения, оперативного управления);
3) абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
4) неимущественные абсолютные хозяйственные правоотношения;
5) обязательственные хозяйственные правоотношения.

Абсолютные вещные правоотношения. Для вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует право на имущество в соответствии с законом, определяющим ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению. Объектом правоотношения, по поводу которого оно складывается, выступает вещь.

В предпринимательском праве регулируемые вещные отношения связаны с производством, обменом, распределением и производственным потреблением. Ввиду этого объектами вещных правоотношений здесь выступает то, что участвует в этих воспроизводственных процессах. Предметы, служащие удовлетворению личных потребностей вне производства, не являются объектами хозяйственно-правовых вещных правоотношений.

Абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности. Право собственности дает его субъекту возможности владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Это право используется для осуществления хозяйствования на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности.

Абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относятся право хозяйственного ведения, оперативного управления.

Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права реализует свои возможности вне взаимодействия с другими субъектами. Он владеет, пользуется и распоряжается имуществом «абсолютно», не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении.

Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества предприятиям. Объем таких прав по владению, пользованию и распоряжению закрепленным имуществом определяется юридическим титулом.

Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая выступает как объект правоотношения. Конструкция же правовой связи такова, что у субъекта, осуществляющего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения предпринимательской деятельности данным субъектом и не препятствовать ее реализации, а в соответствующих случаях -содействовать ей. Мера возможного поведения по осуществлению такой деятельности очерчена законом. Если ее нормальное течение прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное: предприятие получает право устранить незаконное нарушение его права либо, наоборот, обязано по требованию уполномоченного субъекта прекратить нарушение закона.

Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и статистической отчетности, положений технического регулирования, в соответствии с экологическими требованиями, противопожарными правилами и другими установленными нормативными актами требованиями, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.

Неимущественные абсолютные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. Никто, кроме субъекта - носителя этих прав, без его разрешения не может воспользоваться фирменным наименованием, товарным знаком и знаком обслуживания, менять наименование места происхождения товара, приобретать информацию, составляющую коммерческую тайну, и разглашать ее в своей деятельности. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать возмещения убытков от нарушителя.

Можно сделать вывод, что хозяйственные отношения неимущественного характера несут в себе изначально имущественный потенциал и защищаются мерами имущественного характера.

Хозяйственные обязательства. В обязательственных правоотношениях один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, то есть передать имущество, выполнить работы, оказать услуги.

Хозяйственные обязательства, в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов предпринимательского права они обслуживают, подразделяются на четыре основных вида1:
1) хозяйственно-управленческие;
2) внутрихозяйственные;
3) территориально-хозяйственные;
4) оперативно-хозяйственные.

При рассмотрении четырех основных видов хозяйственных обязательств необходимо обратить внимание:
- на основания возникновения;
- на участников хозяйственных правоотношений;
- на их содержание;
- на источники правового регулирования.

Хозяйственно-управленческие обязательства порождаются актами государственных органов. Например, такие обязательства могут возникать в результате издания антимонопольным органом актов о разделении (выделении) хозяйствующего субъекта, издания акта налоговым органом и т.д.

Источниками правового регулирования отношений указанного характера является весь массив нормативных актов, устанавливающих меры государственного руководства и контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов и возможность применения мер для обеспечения публичного интереса. Среди таких актов можно назвать Закон о конкуренции, Закон о техническом регулировании и др.

Хозяйственно-управленческие обязательства возникают также в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, и в первую очередь в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Внутрихозяйственные обязательства возникают по горизонтали между подразделениями хозяйствующих субъектов, а также по вертикали между ними и самой организацией. Обязательства могут устанавливаться в силу актов хозяйственного руководства, издаваемых организацией в адрес своих подразделений, и на основе внутрихозяйственных договоров между цехами, участками, бригадами, звеньями.

Эти обязательства, как правило, не имеют товарно-денежной формы, но при взаимодействии обособленных подразделений организаций, получивших право открытия расчетных и текущих счетов, обязательства могут реализовываться и непосредственно в товарно-денежной форме.

Во внутрихозяйственных обязательствах для одной стороны характерна обязанность выполнения работ, оказания услуг, а для другой - - обеспечение условий их выполнения. Взаимодействие может быть и взаимным. Например, один цех предприятия взамен на получение услуги по ремонту оборудования обязуется оказать другому цеху иные услуги.

Источниками правового регулирования обязательственного внутрихозяйственного взаимодействия являются локальные нормативные акты.

Территориально-хозяйственные обязательства представляют собой отношения территориальных субъектов (субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) между собой и с организациями. Это обязательственные отношения горизонтального характера на макроуровне.

Территориально-хозяйственные обязательства в подавляющем большинстве случаев имеют основанием возникновения договор, и только в случаях, прямо предусмотренных законом, - акт органа власти или местного самоуправления1. Согласно заданию или договору, хозяйствующий субъект обязуется произвести для данного публичного образования конкретное количество продукции или товаров, оказать определенный объем услуг, а соответствующее территориальное образование имеет право требовать выполнения обязательств и, в свою очередь, обязуется финансировать их выполнение.

Эти обязательства не всегда имеют товарно-денежную форму, но носят стоимостной характер, поскольку все намечаемое в ней имеет количественное и стоимостное выражение.

Оперативно-хозяйственные обязательства возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров, ибо основным средством сотрудничества в рыночных условиях стал договор. Плановые увязки встречаются в особых случаях, прямо указанных в нормативных актах. Например, директивное планирование применяется в отношении казенных предприятий.

Участниками оперативно-хозяйственных обязательств являются предприниматели и организации, ведущие хозяйственную деятельность. Источником правового регулирования оперативно-хозяйственных обязательств являются ГК РФ и акты специального законодательства.

Коммерциализация экономических отношений, проникновение в них публичных принципов находят свое отражение в хозяйственном законодательстве. Современная экономика порождает отношения, которые в той или иной степени связан ные с общественным, публичным интересом. Круг хозяйственных отношений, входящих в сферу осуществления хозяйственных отношений, является достаточно большим. Правоотношение - это звено, соединяющее требования норм по конк кретных поведением субъектов в механизме правового регулирования. В процессе осуществления хозяйственной деятельности возникают различные отношения, которые могут регулироваться другими видами права, а именно административным им, трудовым, финансовым, гражданским и т.д.. Впрочем в 1. Хозяйственного кодекса Украины (далее -. ГК) определяет основные принципы хозяйствования в Украине и декларирует, что хозяйственными являются отношения, возникающие в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования, а также между этими субъектами и другими участниками отношений в сфере хозяйствованияювання.

По мнению. С. С. Алексеева, правоотношения характеризуются следующими элементами: субъективные права и юридические обязанности - содержание правоотношения; субъекты, среди которых один носитель права правоспособный, другой - пр равозобовьязаний; объекты права, а также особо можно выделить юридические факты - обстоятельства, с которыми связана жизнь правоотношений, их движение - возникновение, изменение, прекращениеня.

Доктринальное понятия правоотношений можно определить как возникновение на основании норм права индивидуализированного общественной связи между лицами, характеризующийся наличием субъективных юридических прав в и обязанностей и поддерживается (гарантируется) принудительной силой государства есть правоотношения всегда составляют известный общественный связь между лицами - людьми, их коллективами, государством и органами дер дарства. Специфические признаки правоотношений заключаются в следующем: связь между лицами возникает на основании норм права; возникновение на основании норм права связи между лицами осуществляется через их юридические права и обязанности; возникновения на основании норм права связи между лицами поддерживается (гарантируется) государством; указанный связь между лицами, возникающее на основании норм права, имеет индивидуально определен й характеер.

При этом следует признать, как замечает. В. С. Милаш, что правовые принципы, которые привлекаются к упорядочению хозяйственно-правовых отношений, по своей правовой природе являются неоднородными и подразделяются на: базов е, которые берутся за основу на обоих этапах правового регулирования хозяйственной деятельности как правостановлення, так и право-реализации, общие принципы осуществления отдельных видов хозяйственной деят ости. Несколько иную классификацию признаков хозяйственных отношений предложил. Ср. Щербина. Он отмечает, что первым признаком является ограниченное по сравнению с гражданским правом круг субъектов, второй - существование организации йно-хозяйственных обязательств, а также сочетание в хозяйственных отношениях организационных и имущественных элементов (такое сочетание вызвано тем, что одной из правовых оснований возникновения и функционирования я хозяйственных правоотношений между субъектами хозяйствования и их контрагентами являются, в частности, государственные заказы и государственные задания) последней является их материальное содержание, т.е. общественное производство и р еализация субъектами хозяйствования продукции, выполнение работ, оказание услуг1. Приведенные классификации признаков хозяйственных отношений фактически не противоречат, а лишь дополняют друг друга. Действительно, хозяйствйствительно, хозяйств ьке законодательство (ст. 258. ГК) устанавливает, что хозяйственные отношения регулируются не одинаково, а в зависимости от сферы общественного производства, в которой складываются, особенностей отрасли хозяйствования; вида г осподарськои деятельности; экономической формы результата хозяйственной деятельности; пространства, на котором они происходят, и особенностей субъектов, между которыми они возникают. Наука же хозяйственного права п одиляе хозяйственные отношения по взаимному состоянию сторон на горизонтальные - между равноправными участниками правоотношений, и вертикальные - когда одним из участников выступает орган хозяйственного руководств а, в том числе владелец имущества другого участнико учасника.

Странную точку зрения, которая не совпадает с доктринальными определениями относительно хозяйственных правоотношений, выразил. С. И. Кравчук. Так, он считает, что хозяйственные правоотношения - это отношения между хозяйствующие ими субъектами и органами власти, складывающиеся в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности. По его мнению, между предприятиями, предпринимателями и гражданами в процессе хозяйственной деятел ьности возникают имущественные отношения, регулируемые гражданским правом и называются гражданско-правовими3. Относительно характеристики хозяйственных правоотношений, эту точку зрения поддерживают такие правоведы, как. Л. А. Жук,. ГЛАВА. Жук,. О. М. НеживецМ.. Неживець.

Интересна классификация хозяйственных правоотношений, предложенная. И. В. Булгаковой. По ее мнению, хозяйственные отношения делят на хозяйственно-производственные, организационно-хозяйственные и внутришньогос сподарського; по характеру правоотношений - на отношения по непосредственному осуществлению хозяйственной деятельности и по руководству хозяйственной деятельностью, за взаимным состоянием сторон хозяйственные отн осины разделяют на горизонтальные и вертикальные; по сфере действия - на внутрихозяйственные и межхозяйственные, а также по отраслям народного хозяйства, в которых эти отношения виникають1. Указанная классы ция, по нашему мнению, дополняет приведенные классификации. Разделение хозяйственных отношений на хозяйственно-производственные, организационно-хозяйственные и внутрихозяйственные, как считает. В. С. Мартемьянов, имеет внут ришньогалузеве значение, а если же рассматривать хозяйственные правоотношения в механизме хозяйственно-правового регулирования по критерию персонификации обязанной стороны, то они могут быть разделены н а: абсолютные вещественные; абсолютно-относительные; абсолютные хозяйственные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности; относительные обязательственные; неимущественные абсолютные хозяйственные правовидносини2. Зазн. Ачэн точку зрения в целом также поддерживают. В. К. Мамутов,. Г. Л. Знаменский и. В. В. Хахулин3. Однако, как утверждает. О. А. Эдуардович, в новых условиях хозяйствования сохраняют теоретическую и практическую ценность твеенность тве рдження о том, что: орган хозяйственного руководства несмотря властные полномочия в отношении предприятия не может по своему усмотрению и своей властью установить хозяйственно-управленческое обязательства, поскольку такие случаи четко ограничены законодательством; юридическая подчиненность сама по себе не свидетельствует о хозяйственно-управленческий характер правоотношений, для этого необходимо особый характер объекта и с городов правовидносыіст правовідносин.

Разнообразие правового воздействия создает возможность формирования альтернатив в хозяйственных правоотношениях. С установлением реальных хозяйственных отношений осуществляется отбор правовых норм, которыми управ уються субъекты этих отношений, и таким образом, определяется одна из альтернатив правоотношений. При этом может быть предъявлено требование корректировки реальных хозяйственных отношений. Поэтому целесообразно при формировании и реальных хозяйственных правоотношений определить ряд альтернатив и отобрать наиболее рациональную из них. Далее в соответствии с выбранной альтернативы включить сложившиеся правоотношения к комплексному меха низма регулирования и определить регулирующее влияние мотивационного, экономического и организационно-административного характера. Также необходимо установить соответствующий правовой связи между всеми участниками го сподарського отношений. А указанный связь формируется через общие специфические признаки отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной деятельноьності.

К таким признакам, в частности, относятся: 1) ограниченный круг субъектов (ч. 1 ст 2. ГК), а именно-обязательным участником этих отношений являются субъекты хозяйствования, а в отдельных случаях субъекты организационно-хозяйств ских полномочий (органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией; хозяйственные объединения, холдинговые компании; учредители и собственники имущества субъектов го сподарювання), участие в этих отношениях принимают также потребители и граждане, которые являются учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют относительно них организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности 2) сфера возникновения хозяйственных отношений - хозяйственные системы любого уровня, наиболее полно отражают характер и структуру общественного производства, 3) существование организационно-хозяйственных обязательств в качестве отдельного вида хозяйственных обязательств и сочетание в хозяйственных отношениях имущественных и организационных элементов. В этом случае основанием возникновения хозяин ских правоотношений является решение соответствующих субъектов заключить договор - или хозяйственный (в 184. ГК), или организационно-хозяйственный (в 186. ГК). Указанное не исключает значительную степень государственного регулирования ния хозяйственных отношений в сочетании с локальным регулированием, 4) необходимость государственного регулирования хозяйственных правоотношений является основанием соблюдения баланса публичных и частных интересов, щ в заключается, с одной стороны, в необходимости соблюдения интересов государства, общества, в том числе потребителей, с другой - в необходимости соблюдения частных интересов субъектов хозяйствования, 5) урегулированность этих отношений посредством хозяйственно-правовых норм, содержащихся в законодательстве, в актах локального значения (уставные документы) и в хозяйственных договорах 6) сочетание имущественным х и организационных элементов, предусматривает и создание хозяйственных организаций через учредительные договоры с последующей государственной регистрацией предприятия, и получения при необходимости л ицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, а также наделения предприятия имущественной базой 7) объекты хозяйственных правоотношений являются средствами осуществления хозяйственного интереса, ими могут быть вещи, в том числе деньги и ценные бумаги, а также действия обязанных субъектов, собственно деятельность хозяйствующего субъекта и нематериальные блага, используемые при осуществлении хозяйств ькои деятельности (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая тайна и т.п.) 8) материальное содержание, т.е. субъективные права и обязанности субъектов хозяйствования и / или субъектов организационно-гос нию полномочий и других участников хозяйственных отношений, 9) юридические факты, являющиеся основанием возникновения юридических прав и обязанностей у субъектов хозяйствования, характерным признаком при этом является действия или бездеятельность субъектов хозяйственных правоотношений, в том числе события, влияющие на хозяйственные правоотношения, 10) сложность, которая заключается в том, что обязанности каждого из субъектов кор пондують обязанностям нескольких другим субъектов, 11) продолжительность, заключающийся во временной длительности, при наличии устойчивых связей участников хозяйственных отношений, с большими временными интервалами ба немногих хозяйственных процессеоцесів.

Итак, хозяйственные правоотношения - это вид общественных отношений, урегулированных нормами права, в котором связь между участниками хозяйственных отношений по осуществлению хозяйственной деятельности или ее орган низации заключается в их юридических правах и обязанностях, характеризуется особым субъектным составом, сочетанием имущественных и организационных элементов, значительной степенью государственного регулирования, а также ск ладнистю и продолжительность.

Различают доктринальную и легальную классификации хозяйственных правоотношений, осуществляющих по различным признакам

соответствии с ч. 4 ст. С. ГК Украины хозяйственные отношения могут быть: хозяйственно-производственными в определяемых как имущественные и иные отношения, возникающие между субъектами хозяйствования в процессе осу йснення хозяйственной деятельности (ч 5 ст 3) организационно-хозяйственными, которые складываются между субъектами хозяйствования и субъектами организационно-хозяйственных полномочий в процессе управления хоз одарською деятельность (ч 6 ст, 3); внутрихозяйственным, складывающиеся между структурными подразделениями предприятия (ч 7 ст 3 ст. 3).

Кроме того, наука хозяйственного права различает: межхозяйственные и внешне-хозяйственные отношения (возникают между субъектами хозяйствования)

По положением относительно друг друга различают: горизонтальные отношения (участники отношений равноправны) вертикальные (один из участников - орган хозяйственного руководства, в т ч собственник имущества)

По отраслям экономики и сферами управления, в которых они возникают: промышленности, отрасли транспорта, капитального строительства и т.д.

По критерию сферы экономики, в которой возникают хозяйственные правоотношения: государственная, коммунальная, частная, а также отдельные специфические виды хозяйственных отношений, возникающих в каждом секторе эконом мик.

Отграничение хозяйственного права от других отраслей права осуществляется по предметному признаку, то есть по сравнению предмета правового регулирования с предметами, которые присущи каждой отдельной отрасли права

Так, в соответствии со ст 4. ГК Украины, в сфере хозяйствования могут возникать отношения, не имеющие всех признаков хозяйственных правоотношений и не являются предметом регулирования законодательства. К ни их относятся: 1) имущественные и личные неимущественные отношения, регулируемые. Гражданским кодексом Украины (далее -. ГК), 2) земельные, горные, лесные и водные отношения, отношения по использованию и охране р ослинного и животного мира, территорий и объектов природно-заповедного фонда, атмосферного воздуха, 3) трудовые отношения, 4) финансовые отношения с участием субъектов хозяйствования, возникающие в пр оцеси формирования и контроля исполнения бюджетов всех уровней 5) административные и другие отношения управления с участием субъектов хозяйствования, в которых орган государственной власти или местного самоуправ ния не является субъектом, наделенным хозяйственной компетенцией и непосредственно не осуществляет организационно-хозяйственных полномочий относительно субъекта хозяйствованияня.

При этом особенности регулирования имущественных отношений субъектов хозяйствования определяются. ГК Украины

Кроме того, к хозяйственным отношениям, возникающим из торгового мореплавания и не урегулированные. Кодексом торгового мореплавания Украины, применяются правила. ГК Украины

Необходимо отметить, что среди перечисленных отношений наиболее проблемным является разграничение предмета правового регулирования гражданского и хозяйственного законодательства, что связано с рядом имущественных отно сын, регулируемых. ГК и. ЦК Украины, в частности, это вопросы правового положения хозяйственных обществ, отдельных видов договорных обязательств при осуществлении хозяйственной деятельности предпринимательской и обществами и физическими лицами-предпринимателями тощ.

Все другие виды отношений своей предметному признаку имеют достаточно разнородных признаков и регулируются другим специальным законодательством

Земельные, горные, лесные и водные отношения, отношения по использованию и охране растительного и животного мира, территорий и объектов природно-заповедного фонда, атмосферного воздуха урегулированы. С. Земельным,. Лесным,. Водным кодексами Украины, законами Украины"О недрах","Об охране окружающей природной среды","О животном мире","О растительном мире","О природно-заповедном фонде Украины","Об охране атмосферного воздуха"тощїни", "Про охорону атмосферного повітря" тощо.

Трудовые отношения урегулированы. Кодексом законов о труде Украины. При этом хозяйственное право отличается от трудового тем, что воздействует не на отношения отдельных лиц, нанятых на работу и покорите ны в силу этого правилам внутреннего распорядка и другим отношениям найма, а на хозяйственные отношения предприятия в целом. Финансовые отношения регулируются. Бюджетным кодексом Украины. Ад министративни и другие отношения управления регулируются. Кодексом Украины об административных правонарушениях, а также законами Украины:"О местных государственных администрациях","О местном самоуправлении в Украине","О милиции"и т.п.. При этом к предмету административного права отнесена исполнительно-распорядительную деятельность органов властейозпорядчу діяльність органів влади.

Кроме того, в соответствии с. Законом Украины"О личном крестьянском хозяйстве"элементы хозяйственных отношений имеют место в деятельности личных крестьянских хозяйств, в ходе реализации излишков сел сельськохозяйственного продукции и предоставления услуг зеленого туризма. По смыслу ст 8. Закона Украины"О народных художественных промыслах"производство мастером художественных изделий декоративно-прикладного назначения относится к смежной деятельности по хозяйствованияості з господарюванням.

Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с нею связанной деятельности некоммерческого характера, а также отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности.

Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

  • а) абсолютные вещные правоотношения. Абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности. Право собственности дает его субъекту возможность владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Это право используется для осуществления хозяйствования на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности.
  • б) абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относятся право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права владеет, пользуется и распоряжается имуществом "абсолютно", не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении. Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества унитарным предприятиям.
  • в) абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая и выступает как объект правоотношения. У субъекта, ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения им предпринимательской деятельности и не препятствовать ее реализации. Если нормальное течение предпринимательства прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное. Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и статистической отчетности, формированию себестоимости выпускаемой продукции по установленным правилам, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.
  • г) неимущественные хозяйственные правоотношения. Такие правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать от нарушителя возмещения убытков.
  • д) хозяйственные обязательства. В обязательственных правоотношениях один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, то есть передать имущество, выполнить работы, оказать услуги. Хозяйственные обязательства подразделяются на четыре основных вида: хозяйственно-управленческие (возникают в результате актов государственных органов); внутрихозяйственные (складываются между подразделениями хозяйствующих субъектов); территориально-хозяйственные (отношения публичных образований между собой и с организациями); оперативно-хозяйственные (между несоподчиненными субъектами в силу предпринимательских договоров).