Наука теории государства и права, ее предмет. Понятие и функции тгп как науки и учебной дисциплины
1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Любая наука представляет собой систему знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется специфичным для нее объектом и предметом. Многообразие наук приводит к многообразию объектов и предметов человеческого познания.
Виды наук:
1) естественные (изучающие природу во всех ее формах и проявлениях);
2) технические (изучающие закономерности развития и функционирования техники);
3) гуманитарные (изучающие человеческое общество), которые делятся на отдельные отрасли человеческого познания.
Все они отличаются друг от друга спецификой предмета и метода их изучения.
Теория государства и права относится к гуманитарным наукам.
Особенности теории государства и права:
1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;
2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система, развитие и соотношение современных государственных и правовых систем, основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин и др.;
3) выражение познаний закономерностей развития и функционирования государства и права в формулировании понятий (научных абстракций, отражающих систему взаимосвязанных признаков, которые позволяют отграничить явление от иных родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий путем перечисления их наиболее характерных свойств) государственно-правовых явлений, а также в выработке идей, выводов и научных рекомендаций, которые будут способствовать развитию государства и права;
4) исследование государственных и правовых явлений в органическом единстве и системном влиянии на другие явления и процессы;
5) отражение в предмете как состояния и структуры государства и права, так и их динамики, т. е. функционирования и совершенствования. С учетом вышеперечисленных особенностей
можно сказать, что предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления по поводу:
1) возникновения, развития и функционирования государства и права;
2) развития правосознания и правовой культуры;
3) соблюдения принципов демократии, законности и правопорядка;
4) использования, применения, соблюдения и исполнения норм права, а также основных государственно-правовых понятий, общих для всех юридических наук в целом.
2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Метод теории государства и права – система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.
Виды методов теории государства и права:
1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика);
2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:
а) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);
б) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием;
в) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;
г) логический – метод, основанный на использовании:
– анализа – разделения объекта на части;
– синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей;
– индукции – получения знаний по принципу «от частного к общему»;
– дедукции – получения знаний по принципу «от общего к частному»;
– системности – исследования государственно-правовых явлений как систем;
3) частнонаучные (специальные) методы,
направленные на изучение особенностей предмета познания:
а) формально-юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий;
б) конкретно-социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.;
в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно-правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах;
г) социально-правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:
– статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений;
– моделирования. Государственно-правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;
– синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.
3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
Государство и право – объект изучения многих юридических и гуманитарных наук, в том числе и теории государства и права. Теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук, так как основным для нее является исследование государства и права.
Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук.
Среди юридических наук теория государства и права имеет особое методологическое значение, так как в отличие от историко-правовых наук она не изучает государство и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно-правового функционирования, анализирует и обобщает конкретные исторические данные, факты, события и процессы. В отличие от отраслевых юридических наук и независимо от времени и пространства теория государства и права обобщает отраслевые юридические знания, определяет их взаимосвязь, устанавливает юридические явления и процессы, которыми впоследствии все отраслевые юридические науки руководствуются.
Теория государства и права – обобщающая наука, поскольку для отраслевых юридических наук (гражданского, уголовного, трудового, административного права и т. д.) она имеет руководящее и координирующее значение.
Теория государства и права также тесно взаимосвязана с такими гуманитарными науками, как:
1) история, которая изучает государство и право в хронологической последовательности, учитывая при этом конкретные государственно-правовые явления и исторические процессы. Взаимосвязь теории государства и права с историей проявляется в использовании конкретных явлений, процессов и данных истории как науки в целом;
2) философия, которая является методологической основой теории государства и права, так как возникновение, развитие и сущность права познаются на основе законов общественного развития. Философия определяет место и роль государственно-правовых явлений в общем историческом процессе;
3) экономическая теория, которая исследует экономические законы развития общественной жизни и влияние государственно-правовых явлений на экономику;
4) политология, изучающая влияние государства и права на политическую среду, политику и политические системы, тесно соприкасаясь с теорией государства и права, которая исследует место и роль государства и права в политической системе общества.
4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Функции теории государства и права – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике.
Функции теории государства и права:
1) онтологическая – функция, которая изучает государственно-правовые явления, исследует их и анализирует;
2) гносеологическая – функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций);
3) прогностическая – функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы;
4) методологическая – функция, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно-правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно-правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов;
5) прикладная – функция, состоящая в разработке практических рекомендаций для различных сфер государственно-правовой действительности;
6) политическая (политико-управленческая или организационно-управленческая) – функция, направленная на разработку средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права, укрепления законности, образования органов государства, обеспечения научности государственного управления, а также формирования научных основ внутренней и внешней политики;
7) эвристическая – функция, посредством которой теория государства и права с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права;
8) идеологическая – функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно-правовых явлений;
9) практически-организаторская – функция, которая выражается в том, что теория государства и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно-правового строительства, законодательства и юридической практики;
10) воспитательная – функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания;
11) теоретико-познавательная – функция, заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно-правовых явлений;
12) учебная – функция, обеспечивающая общетеоретическую подготовку.
5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ
Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания. Экономика в первобытно-общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.
Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен.
Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.
Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях первобытно-общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов
в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.
Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:
1) миф (эпос, сказание, предание) – художественно-образная или предметно-фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости;
2) обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами;
3) ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;
4) религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.
6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Причины возникновения государства:
1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;
2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;
3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;
4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально-классовое расслоение общества.
Формы возникновения государства:
1) афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:
а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким-либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);
б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;
в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин-округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);
2) римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);
3) древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);
4) азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.
Отличия государства от общественной власти родового строя:
1) в первобытном обществе объединение людей осуществлялось на основании кровнородственных связей, а в государстве – по территориальному признаку;
2) обеспечение организации общественной власти при родовом строе осуществлялось в виде самоуправления, а в государстве – в виде особой организации публичной и политической власти, представленной специальным государственным аппаратом, для содержания которого с населения собираются налоги и займы;
3) для управления обществом и государством использовались права.
7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.
Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:
1) возникновение права произошло по каким-либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;
2) право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство.
Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.
Основная норма поведения в период первобытно-общинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.
Признаки обычаев:
1) создание их обществом;
2) выражение в них воли и интересов общества, а не отдельных лиц, личные интересы которых не принимались во внимание;
3) передача их из поколения в поколение с закреплением в сознании людей;
4) закрепление в их наиболее рациональных вариантов поведения;
5) добровольное исполнение их в силу привычки, так как обычаи поддерживались не только мнением членов общества, авторитетом вождя и старейшин, но и угрозой наказания свыше;
6) обычай – форма выражения моральных, религиозных и иных требований;
7) отсутствие специального органа, охраняющего исполнение обычаев, так как они охранялись всем обществом и соблюдались добровольно;
8) отсутствие различия между правами и обязанностями.
Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор.
В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.
Признаки права:
1) создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности;
2) выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур;
3) предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества;
4) охрана и поддержание мерами государственного воздействия.
8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Теории происхождения государства:
1) теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;
2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил-мер, Н. К. Михайловский;
3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;
4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;
5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;
6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально-экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;
7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер;
8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;
9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.
Теория государства и права - это система специальных знаний об основных закономерностях возникновения, развития, функционирования государства и права, их сущности и назначения в обществе.
Теория государства и права - наука общественная. Объектом изучения теории права (как и всех общественных наук) является общество в целом.
Предмет науки изучает закономерности объекта. Предмет науки - это то, что она изучает. Когда мы говорим о предмете науки, мы ставим вопрос что изучает данная наука. Когда мы говорим о методе, мы ставим вопрос как, при помощи каких приемов и способов постигаются в рамках данной науки знания ее предмета.
Предметом общей теории государства и права являются основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Именно этим отличается теория государства и права от иных юридических наук. Любая юридическая наука изучает право и связанные с ним явления. А теория государства и права, в отличие от всех иных юридических наук, изучает именно основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.
Общие закономерности - это такие необходимые, причинно обусловленные связи и отношения, которые определяют развитие государства и права, одинаково свойственные всем типам государства и права.
Теория государства и права изучает:
· объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты и признаки государства и права, их взаимосвязь и взаимодействие между собой и с другими явлениями общественной жизни;
· правовые и государственно-властные отношения, государственные и правовые явления, понятия, категории, с помощью которых познается сущность, содержание и формы государства и права;
· функции государства и права;
Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций .
Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология - учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.
Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т.д.
Гносеологическая функция. Гносеология , или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т.д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.
Эвристическая функция. Эвристика - это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.
Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.
Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин «политика» в переводе с греческого - «искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.
Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.
Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.
Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.
Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.
Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.
Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении теории государства и права.
Теория государства и права - это фундаментальная юридическая наука, изучающая общие и специфические закономерности возникновения, развития и трансформации государства и права как единых и целостных систем.
Объектом изучения науки теории государства и права выступает государство и право . Предмет теории государства и права – это общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Особенности предмета выражаются в том, что ТГП изучает государство и право в целом, обобщает опыт государственного и правового развития. Содержание предмета ТГП составляют основные общие закономерности государства и права , в которых проявляется их сущность и социальное значение для всей общественной жизни.
Предмет ТГП составляют государство и право в их единстве , т.е. они являются органически взаимосвязанными и изолированно друг от друга существовать не могут .
Таким образом, теория государства и права:
- является общественной наукой – т.к. изучает такие общественные явления как государство и право;
- изучает только государственную и правовую стороны общественной жизни;
- выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права.
2.Функции теории государства и права.
Функции теории государства и права – это главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль ТГП как науки в юридической практике и общественной жизни.
Можно выделить следующие функции теории государства и права:
1) Онтологическая – изучает государственно-правовые явления, анализирует их;
2) Прогностическая – прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляет закономерности развития и проблемы, которые могут возникнуть в процессе;
3) Гносеологическая – обеспечивает познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений.
4) Методологическая – изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;
5) Прикладная – состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области;
6) Политическая – направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, создает условия для обеспечения научности государственного управления;
7) Эвристическая – функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;
8) Воспитательная – функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;
9) Идеологическая – характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений;
10) Практически-организаторская – проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, а также юридической практики;
11) Теоретико-познавательная – состоит в научной интерпретации государственно-правовых явлений;
12) Учебная – призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.
Понятие и функции теории государства и (ТГП) как науки и учебной дисциплины:
1) ТГП (в широком смысле) – это всё учение о государстве и праве в целом, которое ассоциируется с такими понятиями, как
- юридическая наука;
- юриспруденция;
- правоведение.
2) ТГП (в узком смысле) – один из видов юридической науки, представляющей совокупность о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права.
Теория государства и права как наука
ТГП как юридическая наука представляет собой систему объективных, обобщённых теоретико-методологических знаний о государственно-политической и правовой деятельности. Центральное место в ней занимает обобщение о государстве и праве, их сущности, закономерностях и перспективах развития. Совместное изучение этих двух правовых явлений обусловлено их тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью.
ТГП как наука имеет фундаментальный характер и образует научно-теоретическую базу всего правоведения. Она изучает государство и право в целом, а не отдельные их части, исследует государство и право в их единстве и неразрывной взаимосвязи.
Предмет ТГП - общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, всей государственно-правовой деятельности.
В системе юридической науки теория государства и права – общетеоретическая методологическая наука. Она обобщает выводы и данные юридической науки с целью более глубоких теоретических изысканий, вырабатывает общие понятия, на которые опираются другие науки.
Функции теории государства и права (ТГП):
- познавательная (познание и объяснение явлений государственно-правовой жизни общества. Объясняет объективные процессы её развития, выявляет закономерности, определяет их сущности и содержание);
- эвристическая (проникая вглубь познанных закономерностей, уясняет их тенденции в развитии изучаемых ею явлений; истинность выдвигаемых гипотез проверяется практикой).
Основу современного подхода к изучению общественной жизни составляет системный и комплексный подходы .
Методическую основу ТГП составляют общенаучные принципы:
- историзма;
- объективности;
- конкретности;
- плюрализма.
При выработке научных понятий о государстве и праве применяют разнообразные логические приёмы:
- анализ;
- синтез;
- индукция;
- дедукция;
- метод аналогии;
- гипотезы и т.д.
Теория государства и права как учебная дисциплина
В учебной дисциплине рассматривается лишь часть общетеоретического материала, который излагается в максимально доступной форме, для того, чтобы получить необходимый минимум научных знаний.
ТГП как учебная дисциплина призвана.
Теория государства и права
Учебник для юридических вузов и факультетов
____________________________________
Алексеев С.С.
Архипов С.И.
Корельский В.М.
Леушин В.И.
Перевалов В.Д.
Пучков О.А.
Русинов Р.К.
Семитко А.П.
Тарасов Н.Н.
Шабуров А.С.
В учебнике рассматриваются фундаментальные вопросы государства и права с позиций их единства и взаимодействия. Теоретические положения иллюстрируются примерами из юридической практики, нормативным материалом, схемами, статистическими данными.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, практических работников, а также всех интересующихся государственно-правовыми проблемами.
Предисловие
Раздел первый. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
Глава 1. Предмет теории государства и права
§ 1. Теория государства и права – фундаментальная наука
§ 2. Наука о государстве и праве и общественная практика
§ 3. Характеристика предмета теории государства и права
§ 4. Функции теории государства и права
Глава 2. Методы теории государства и права
§ 1. Значение методологии в познании государства и права
§ 2. Общенаучные методы познания государства и права
§ 3. Специальные и частнонаучные методы теории государства и права
§ 4. Значение научных определений
Глава 3. Теория государства и права в системе гуманитарных наук и учебных дисциплин
§ 1. Роль и место теории государства и права в системе гуманитарных наук
§ 2. Теория государства и права в системе юридических наук
§ 3. Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции
Раздел второй. Соотношение общества, государства и права
Глава 4. Общество, его структура, социальные, политические институты и регуляторы
§ 1. Общество: его понятие и структура
§ 2. Общество и его социальные и политические институты
§ 3. Общество и власть
§ 4. Общество, социальное регулирование, порядок и беспорядок
§ 5. Первобытное (догосударственное) общество
Глава 5. Происхождение государства и права
§ 1. Причины и условия возникновения государства и права
§ 2. Особенности возникновения права
§ 3. Основные теории происхождения государства
§ 4. Основные теории возникновения права
§ 5. Соотношение общества и государства
§ 6. Общество и право
§ 7. Человек, государство и право
Глава 6. Государственно-правовое воздействие на экономику, политику и культуру
§ 1. Государственно-правовое воздействие на экономику
§ 2. Государственно-правовое воздействие на политику
§ 3. Государственно-правовое воздействие на культуру
Глава 7. Государство и право в политической системе общества
§ 1. Общая характеристика политической системы общества
§ 2. Закономерности развития политической системы общества
§ 3. Государство в политической системе общества
§ 4. Право и политическая система общества
Глава 8. Гражданское общество и правовое государство
§ 1. Понятие гражданского общества
§ 2. Структура гражданского общества
§ 3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве
§ 4. Основные принципы правового государства
§ 5. О формировании правового государства в России
Раздел третий. Теория государства
Глава 9. Проблемы понимания государства, его сущности и закономерностей развития
§ 1. Государство – сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление
§ 2. Плюрализм в понимании и определении государства
§ 3. Признаки государства
§ 4. Сущность государства
§ 5. Экономическая, социальная и научная основы государства
§ 6. Закономерности развития государства
§ 7. Соотношение государства и права
Глава 10. Государственная власть
§ 1. Понятие и свойства государственной власти
§ 2. Методы осуществления государственной власти
§3. Экономическая, социальная и нравственно-идеологическая основы государственной власти
§ 4. Государственная власть и идеология
§ 5. Легитимность и легальность государственной власти
§ 6. Властеотношения
§ 7. Соединение и разделение властей
§ 8. Государственная власть и государство
Глава 11. Функции государства
§ 1. Понятие, значение и объективный характер функций государства
§ 2. Классификация и эволюция функций государства
§ 3. Формы и методы осуществления функций государства
Глава 12. Механизм государства
§ 1. Понятие и значение механизма государства
§ 2. Структура механизма государства
§ 3. Понятие и признаки государственного органа
§ 4. Виды органов государства
§ 5. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства
Глава 13. Типы государства
§ 1. Типология государств
§ 2. Восточное государство
§ 3. Рабовладельческое государство
§ 4. Феодальное государство
§5. Буржуазное (капиталистическое) государство
§ 6. Социалистическое государство
Глава 14. Формы государства
§ 1. Понятие и значение формы государства
§ 2. Форма правления
§ 3. Форма государственного устройства
§ 4. Политический режим
Глава 15. Российское государство: прошлое, настоящее, будущее
§ 1. Традиции российской государственности
§ 2. Советское государство, его исторический путь и распад
§ 3. Становление Российского государства и проблемы его укрепления
§ 4. Внутренние функции Российского государства
§ 5. Внешние функции Российского государства
§ 6. Механизм (аппарат) Российского государства
§ 7. Федеральные органы Российского государства
§ 8. Форма правления в Российском государстве
§ 9. Форма государственного устройства Российской Федерации
§ 10. Политический режим Российского государства
§ 11. Перспективы развития Российского государства
Раздел четвертый. Теория права
Глава 16. Понятие, сущность и социальная ценность права
§ 1. Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции
§ 2. Понятие права
§ 3. Право и закон
§ 4. Сущность права
§ 5. Принципы права
§ 6. Социальная ценность и функции права
Глава 17. Право в системе социального регулирования
§ 1. Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм
§ 2. Право в системе социальных норм
Глава 18. Правовое регулирование и его механизм
§ 1. Понятие правового регулирования
§ 2. Предмет правового регулирования
§ 3. Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы
§ 4. Стадии правового регулирования
§ 5. Механизм правового регулирования
Глава 19. Нормы права
§ 1. Понятие правовой нормы, ее признаки
§ 2. Виды правовых норм
§ 3. Структура правовой нормы
§ 4. Внешнее выражение правовых норм
Глава 20. Формы (источники) права. Правотворчество
§ 1. Понятие и виды форм (источников права)
§ 2. Правотворчество
§ 3. Правотворческий (законодательный) процесс и его этапы
§ 4. Принципы и виды правотворчества
§ 5. Нормативно-правовые акты Российской Федерации
§ 6. Закон: его понятие и роль в демократическом государстве
§ 7. Пределы действия нормативных актов
§ 8. Систематизация нормативно-правовых актов
§ 9. Юридическая техника
Глава 21. Система права и система законодательства
§ 1. Понятие системы права
§ 2. Система законодательства
§ 3. Тенденции развития системы права и системы законодательства
Глава 22. Правосознание и правовая культура
§ 1. Понятие правосознания
§ 2. Структура правосознания
§ 3. Виды правосознания
§ 4. Правовая культура
§ 5. Правовой нигилизм
§ 6. Правовое воспитание и правовое обучение
Глава 23. Правовые отношения
§ 1. Понятие правоотношения
§ 3. Субъекты права
§ 4. Объект правоотношения
§ 5. Юридические факты
§ 6. Виды правоотношений
Глава 24. Толкование норм права
§ 1. Понятие толкования
§ 2. Способы (приемы) толкования правовых норм
§ 3. Результаты толкования
§ 4. Субъекты толкования
§ 5. Функции толкования
Глава 25. Реализация и применение права. Юридический процесс
§ 1. Реализация права
§ 2. Применение права
§ 3. Стадии применения права
§ 4. Акты применения права
§ 5. Пробелы в законодательстве. Применение права по аналогии
§ 6. Юридический процесс
Глава 26. Поведение людей в правовой сфере. Правомерное поведение. Правонарушение
§ 1. Поведение людей и право
§ 2. Правомерное поведение
§ 3. Правонарушение
§ 4. Злоупотребление правом
§5. Объективно противоправное деяние
Глава 27. Юридическая ответственность
§ 1. Понятие социальной ответственности
§ 2. Понятие юридической ответственности
§ 3. Цели и функции юридической ответственности
§ 4. Принципы юридической ответственности
§ 5. Основания юридической ответственности
§ 6. Порядок возложения юридической ответственности
§ 7. Виды юридической ответственности
§ 8. Юридическая ответственность и государственное принуждение
§ 9. Юридическая ответственность в системе юридических категорий
Глава 28. Законность и правопорядок
§ 3. Требования законности
§ 4. Основные принципы законности
§ 5. Законность и законодательство
§ 6. Гарантии законности
§ 7. Правопорядок
§ 8. Правопорядок и общественный порядок
§ 9. Основные пути укрепления законности и правопорядка
Глава 29. Правовая система общества
§ 1. Понятие и структура правовой системы
§ 2. Противоречия и закономерности развития правовой системы
§ 3. Значение правовой системы для формирования и развития гражданского общества
Глава 30. Российская правовая система
§ 1. Исторические и социально-культурные истоки российской правовой системы. Ее особенности и связь с правовыми системами мира
§ 2. Особенности советской правовой системы
§ 3. Становление и развитие правовой системы в Российской Федерации
Раздел пятый. Человек, право, мировой правопорядок
Глава 31. Права и свободы человека и гражданина
§ 1. Человек и право
§ 2. Понятие прав и свобод человека и гражданина
§ 3. Основные права и свободы человека и их классификация
§ 4. Обязанности человека и гражданина
§ 5. Гарантии прав человека и гражданина
§ 6. Правовой статус личности
Глава 32. Правовые системы мира
§ 1. Классификация правовых систем
§ 2. Англосаксонская правовая система
§3. Романо-германская правовая система
§ 4. Мусульманская правовая система
§ 5. Социалистическая правовая система
§ 6. Система обычного права
Глава 33. Проблемы формирования мирового правопорядка
§ 1. Понятие и основания формирования мирового правопорядка
§ 2. Характеристика современного мирового правопорядка
Предисловие
В последнее время вышла в свет целая серия учебников, учебных пособий, курсов лекций, иных изданий по теории государства и права. В них достаточно основательно, нередко - на высоком научно-литературном уровне, освещаются основные вопросы этой дисциплины, осмысливаются глубокие перемены, происходящие в мире, особенно на территории бывшего Советского Союза.
Тем не менее, при всем обилии и разнообразии литературы по теории государства и права, я бы порекомендовал Вам, читатель, обратить повышенное внимание именно на эту книгу. Почему?
Во-первых, потому, что перед Вами не сборник теоретических материалов по вопросам правовой теории (что иной раз случается с книгами, названными учебниками), а именно учебник, воплотивший многолетний опыт преподавания теории государства и права в одном из крупнейших юридических вузов страны. В нем восприняты и развиты многие методические приемы, способы изложения сложных проблем теории государства и права, проверенные опытом и временем, строгая логическая последовательность и ясность изложения, четкие и краткие научные определения, иллюстрации теоретических положений схемами и примерами из современного конституционного и отраслевого законодательства.
Во-вторых, предлагаемый Вашему вниманию учебник отличается современностью. Он отвечает на вопросы, выдвигаемые самой жизнью нашего российского общества: о развитии и укреплении российской государственности, о признании бесспорного приоритета прав, свобод человека и гражданина, о принципе разделения
властей и его последовательной реализации, о становлении современной рыночной экономики, гражданского общества и правового государства, об изменении общественного и индивидуального сознания в современных условиях, ряд других - столь же важных и актуальных для нашего Отечества, его настоящего и будущего.
Все эти проблемы рассматриваются низлагаются в учебнике на уровне современной науки, свободной от идеологической апологетики, предвзятости, конъюнктуры, закостенелых догм. Вместе с тем, сохраняя достижения нашего отечественного правоведения, авторы учебника не идут на облегченные решения - внешне привлекательные, но подчас состоящие лишь в громких словах или в перестановке слов.
Так, авторы учебника не поддались соблазну создать впечатление будто бы нового подхода в науке, состоящего в том, чтобы дисциплину "государство и право" именовать впередь "право и государство" (к сожалению, такое новаторство, не ставшее предметом обсуждения среди преподавателей и ученых, воспринято учебной программой). Между тем, если не сводить понятие государства к узкоклассовым догмам, видеть в нем не "классовую машину", а выражение политически организованного общества, то первоначально, до рассмотрения специальных юридических вопросов, необходимо уяснить более общие вопросы - об обществе, организованном в государство.
И наконец, в третьих, предлагаемый Вашему вниманию учебник нацелен не только на то, чтобы изложить основные проблемы государства и права в их современном понимании, но и подготовить студентов и всех изучающих правоведение к предстоящей им трудной работе - усвоению всей суммы сложных юридических знаний. Поэтому в соответствии с данными науки и многолетним опытом преподавания в учебнике подробно рассматриваются такие важные для изучения юридических дисциплин вопросы, как отрасли права, законодательство и его система, кодификация, юридическая техника и многие другие, без усвоения которых последующая работа над конституционным правом, гражданским правом, уголовным, трудовым и иными отраслями окажется тяжелой и малопродуктивной.
Так что перед Вами - добротный учебник. Он, вне сомнения, окажется надежным подспорьем при изучении одной из самых сложных политико-юридических дисциплин.
С. С. Алексеев,
профессор, доктор юридических наук,
член-корреспондент
Российской Академии наук