Государственные закупки история возникновения и развития. Европейская система госзакупок

Обнаружить переплату может как сама организация, так и территориальное отделение внебюджетного фонда. Если переплату обнаружило территориальное отделение фонда, то в течение следующих 10 рабочих дней оно должно известить об этом организацию письменно или в форме электронного документа (ч. 3 ст. 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Порядок возврата (зачета) взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (пеней и штрафов) зависит от причины, по которой у организации образовалась переплата, и способа, которым она возвращается. Возможны три варианта:

  • организация по собственной инициативе (в т. ч. ошибочно) перечислила излишнюю сумму страховых взносов (пеней, штрафов) и зачитывает ее в счет имеющейся задолженности или в счет предстоящих платежей по страховым взносам;
  • организация по собственной инициативе (в т. ч. ошибочно) перечислила излишнюю сумму страховых взносов (пеней, штрафов) и возвращает возникшую переплату на свой расчетный (лицевой) счет;
  • излишняя сумма страховых взносов (пеней, штрафов) была принудительно взыскана с организации контролирующим ведомством.

Порядок зачета (возврата) сумм, излишне уплаченных самой организацией, регулирует статья 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Порядок зачета (возврата) сумм, излишне взысканных территориальными отделениями внебюджетных фондов, установлен статьей 27 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Чтобы зачесть (вернуть) переплату, используйте формы документов, которые утверждены приказом ФСС России от 17 февраля 2015 г. № 49, постановлением Правления Пенсионного Фонда РФ от 22 декабря 2015 г. № 511п.

Сверка расчетов

При обнаружении переплаты может быть проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам. Такую сверку проводят либо по предложению территориального отделения фонда, либо по инициативе организации. Для проведения сверки по инициативе организации ей нужно подать заявление о проведении сверки в ФСС России и в Пенсионный фонд РФ. Результаты сверки оформляются актом. Об этом сказано в части 4 статьи 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Для оформления результатов сверки применяются:

  • форма 21-ПФР - если сверка расчетов проводилась с территориальным отделением Пенсионного фонда РФ;
  • форма 21-ФСС РФ - если сверка проводилась с территориальным отделением ФСС России.

Совет : старайтесь проводить сверку расчетов не реже одного раза в год. Это позволит своевременно определить наличие переплаты и принять необходимые меры для зачета (возврата) излишне перечисленных сумм. Кроме того, предварительная инвентаризация обязательств (в т. ч. и перед внебюджетными фондами) является непременным условием для составления годовой бухгалтерской отчетности (ст. 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).

Зачет переплаты

Если у организации есть задолженность по пеням и штрафам за несвоевременную (неполную) уплату страховых взносов, то в первую очередь сумму переплаты направят на ее погашение. Такое решение территориальное отделение фонда может принять самостоятельно. Однако организация вправе подать заявление о зачете переплаты в счет погашения задолженности по конкретному виду недоимки. В Пенсионный фонд РФ такое заявление составьте по форме 22-ПФР , а в ФСС России - по форме 22-ФСС .

В любом случае решение о зачете излишне уплаченных сумм в счет погашения задолженности по пеням и штрафам за несвоевременную уплату страховых взносов должно быть принято в течение 10 рабочих дней:

  • с момента обнаружения переплаты, если организация не обращалась в фонд с заявлением о зачете в счет конкретного платежа;
  • со дня получения заявления организации о зачете в счет конкретного платежа (если такое заявление подавалось);
  • со дня подписания акта о сверке расчетов с внебюджетным фондом (если сверка проводилась);
  • с момента вступления в силу решения суда (если организация добилась зачета через суд).

Такой порядок предусмотрен частями 8, 9 и 10 статьи 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если задолженности по пеням и штрафам у организации нет, переплата засчитывается в счет предстоящих платежей по страховым взносам. Решение о зачете фонды принимают самостоятельно. Но если организация намерена конкретизировать условия зачета, она вправе изложить свои требования в заявлении (письменно или в электронной форме):

  • по форме 22-ПФР - если проводится зачет переплаты по взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование (заявление подается в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ);
  • по форме 22-ФСС РФ - если проводится зачет переплаты по взносам на обязательное социальное страхование (заявление подается в территориальное отделение ФСС России).

Решение о зачете переплаты по страховым взносам (пеням, штрафам) принимается:

  • форме 25-ПФР ;
  • форме 25-ФСС РФ .

Зачет проводится в течение 10 рабочих дней:

Такой порядок предусмотрен частями 6 и 7 статьи 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Переплату по одному виду страхования организация вправе зачесть в счет недоимки или в счет предстоящих платежей по другому виду страхования. Правда, такой зачет возможен только в пределах страховых взносов, поступающих в один и тот же внебюджетный фонд. Например, переплату по пенсионным взносам можно направить на погашение задолженности по взносам на обязательное медицинское страхование - и те и другие платежи контролирует Пенсионный фонд РФ. Но зачесть переплату по пенсионным взносам в счет недоимки по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности, которые контролирует ФСС России, нельзя.

Это следует из положений части 21 статьи 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Пример зачета переплаты по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование

В акте сверки расчетов по страховым взносам с территориальным отделением ПФР по состоянию на 1 декабря зафиксированы:

  • задолженность организации по пеням и штрафам за несвоевременную уплату взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 20 000 руб.;
  • переплата по взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР в размере 10 000 руб.;
  • переплата по взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 8000 руб.

Всю сумму переплаты (10 000 руб. + 8000 руб.) организация может зачесть в счет погашения задолженности по пеням и штрафам, сложившейся перед ФФОМС. Независимо от того, что часть переплаты образовалась по пенсионным взносам, а часть - по взносам на обязательное медицинское страхование. Оба вида платежей собирает Пенсионный фонд РФ, следовательно, такой вариант зачета вполне допустим.

О проведении зачета или об отказе в проведении зачета отделение фонда должно сообщить организации (письменно или в форме электронного документа) в течение пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения. Сообщение передается представителю организации лично под расписку, по средствам электронной связи либо направляется по почте. В последнем случае сообщение считается полученным через шесть рабочих дней после отправки заказного письма. Об этом сказано в части 16 статьи 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Заявление о зачете организация может подать в течение трех лет с момента уплаты излишней суммы страховых взносов (ч. 13 ст. 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Ситуация: кто должен подать заявление о зачете (возврате) переплаты по страховым взносам, возникшей у филиала? Филиал выделен на отдельный баланс, имеет расчетный счет и самостоятельно платит страховые взносы

Заявление о зачете (возврате) филиал должен подать самостоятельно. Разумеется, если речь идет о переплате, которая сложилась по взносам, начисленным этим филиалом.

В рассматриваемой ситуации у подразделения есть отдельный баланс, свой расчетный счет в банке. Выплаты и вознаграждения гражданам оно начисляет также самостоятельно. Все это признаки того, что у филиала возникает обязанность начислять и платить страховые взносы, а также подавать отчетность во внебюджетные фонды по своему местонахождению.

Наряду с обязанностями такое обособленное подразделение получает и права плательщика страховых взносов, в том числе право зачесть или вернуть переплату. Поэтому обратиться в фонд с таким заявлением должен сам филиал, а не головная организация. Например, если филиал обнаружил переплату по взносам на обязательное социальное страхование, он подает в территориальное отделение ФСС России заявление по форме 23-ФСС .

Такие выводы следуют из положений части 11 статьи 15, статей 26, 27 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, а также из самих форм заявлений о зачете (возврате): форма 22-ПФР , форма 22-ФСС РФ , форма 23-ПФР , форма 23-ФСС РФ .

Если заявление оформлено правильно, то оснований отказать в его приеме только потому, что его подал филиал, а не организация, у фонда нет.

Ситуация: положены ли организации проценты за несвоевременный зачет излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование ?

Нет, не положены.

Вернуть переплату по страховым взносам территориальное отделение внебюджетного фонда обязано в течение одного месяца со дня получения заявления от организации (ч. 11 ст. 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Зачесть переплату оно должно в течение 10 рабочих дней:

  • с момента обнаружения переплаты фондом (если фонд проводит зачет самостоятельно);
  • с момента получения заявления от организации (если зачет проводится по заявлению);
  • со дня подписания акта совместной сверки (если такая сверка проводилась).

Такой порядок предусмотрен частью 7 статьи 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

За задержку возврата излишне уплаченных страховых взносов организации положены проценты (ч. 17 ст. 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Однако это правило не применяется в отношении несвоевременно проведенного зачета. Поэтому, если отделение фонда опоздало с зачетом страховых взносов, организация не вправе рассчитывать на получение процентов за задержку. Статьей 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ это не предусмотрено.

Возврат переплаты

Чтобы вернуть переплату по страховым взносам на расчетный (лицевой) счет организации, в территориальное отделение внебюджетного фонда нужно подать заявление в письменной или электронной форме (ч. 11 ст. 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Заявление составьте:

  • по форме 23-ПФР - для возврата переплаты по взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование (заявление подается в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ);
  • по форме 23-ФСС РФ - для возврата переплаты по взносам на обязательное социальное страхование (заявление подается в территориальное отделение ФСС России).

Заявление можно подать в течение трех лет с момента уплаты излишней суммы страховых взносов (ч. 13 ст. 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Перед тем как вернуть сумму переплаты, отделение фонда направит ее на погашение задолженности по пеням и штрафам за несвоевременную уплату страховых взносов (ч. 12 ст. 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Предварительно по инициативе отделения фонда или организации может быть проведена сверка расчетов по страховым взносам (ч. 4 ст. 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Решение о возврате переплаты (или об отказе в возврате) отделение фонда должно принять в течение 10 рабочих дней:

  • со дня получения заявления (если сверка расчетов не проводилась);
  • со дня подписания акта сверки (если сверка проводилась).

Такой порядок предусмотрен частью 14 статьи 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Решение о возврате переплаты по страховым взносам (пеням, штрафам) составляется:

  • территориальным отделением Пенсионного фонда РФ - по форме 26-ПФР ;
  • территориальным отделением ФСС России - по форме 26-ФСС РФ .

О принятом решении отделение фонда обязано сообщить организации в письменной или электронной форме в течение пяти рабочих дней. Сообщение передается представителю организации лично под расписку, по средствам электронной связи либо направляется по почте. В последнем случае сообщение считается полученным через шесть рабочих дней после отправки заказного письма. Об этом сказано в части 16 статьи 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Вернуть переплату отделение фонда обязано в течение одного месяца со дня получения заявления от организации (ч. 11 ст. 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Ситуация: может ли контролирующее ведомство задержать возврат переплаты по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование более чем на один месяц ?

Да, может. Но лишь на период камеральной проверки расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, по которому возникла переплата.

Контролирующее ведомство обязано вернуть переплату в течение одного месяца со дня получения заявления от организации (ч. 11 ст. 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Но чтобы вернуть излишне уплаченную сумму, оно должно провести камеральную проверку расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, по которому возникла переплата. Максимальный срок камеральной проверки - три месяца (ч. 2 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Поэтому если заявление о возврате переплаты было подано одновременно с расчетом, по которому возникла переплата, то срок возврата может увеличиться до четырех месяцев. Проценты за просрочку в пределах этого срока контролирующее ведомство платить не обязано.

Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 15 мая 2008 г. № 03-03-06/1/317 и пункте 11 письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98. Несмотря на то что в указанных письмах рассматривался вопрос о сроках возврата переплаты по налогу, разъяснениями, приведенными в них, можно руководствоваться и при определении сроков возврата переплаты по страховым взносам.

Проценты за несвоевременный возврат

За задержку возврата излишне уплаченных страховых взносов (пеней, штрафов) организации положены проценты. Их можно рассчитать по формуле:

Такие правила установлены частью 17 статьи 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Проценты за задержку выплачивает территориальное управление Казначейства России при возврате переплаты. Оно обязано уведомить отделение фонда о дате и сумме возврата (ч. 18 ст. 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Отделение фонда, в свою очередь, контролирует правильность расчета процентов. Если проценты уплачены не полностью, отделение фонда в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления о возврате, направляет территориальному управлению Казначейства России поручение на доплату недостающей суммы (ч. 19, 20 ст. 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Ситуация: может ли территориальное отделение внебюджетного фонда зачесть в счет будущих платежей по страховым взносам проценты, начисленные организации за опоздание с возвратом переплаты ?

Нет, не может.

Если у организации возникла переплата по страховым взносам, то она вправе:

  • вернуть переплату на свой расчетный (лицевой) счет;
  • зачесть переплату в счет задолженности по пеням и штрафам либо в счет предстоящих платежей по страховым взносам.

Вернуть переплату по страховым взносам отделение внебюджетного фонда обязано в течение одного месяца со дня получения заявления от организации (ч. 11 ст. 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). За задержку с возвратом излишне уплаченных страховых взносов организации положены проценты (ч. 17 ст. 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Зачет суммы причитающихся организации процентов в счет уплаты будущих платежей по страховым взносам Законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ не предусмотрен. Поэтому отделение фонда должно возвратить всю сумму процентов на расчетный (лицевой) счет организации (ч. 17 ст. 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Если сведения о переплате взносов на обязательное пенсионное страхование были представлены организацией в составе сведений (персонифицированного учета) и учтены в Пенсионном фонде РФ на индивидуальных лицевых счетах сотрудников, вернуть такую переплату нельзя (ч. 22 ст. 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Возврат излишне взысканных взносов

Если у организации была излишне взыскана сумма страховых взносов, пеней или штрафа, то ее можно вернуть. Возвращаемая сумма будет уменьшена на величину, зачтенную в счет погашения задолженности по пеням и штрафам за несвоевременную (неполную) уплату страховых взносов (если такая задолженность есть). Об этом сказано в частях 1 и 2 статьи 27 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Сумма излишне взысканных страховых взносов возвращается организации с процентами. Заявление о возврате излишне взысканной суммы можно подать в территориальное отделение внебюджетного фонда (письменно или в электронной форме) в течение одного месяца со дня, когда организация узнала об излишнем взыскании. Заявление составьте:

  • по форме 24-ПФР - для возврата взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование (заявление подается в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ);
  • по форме 24-ФСС РФ - для возврата взносов на обязательное социальное страхование (заявление подается в территориальное отделение ФСС России).

Если месячный срок пропущен, то взыскать переплату можно только через суд. Обратиться в суд с исковым заявлением организация вправе в течение трех лет. Такие правила установлены частями 5 и 6 статьи 27 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Решение о возврате излишне взысканной суммы принимается в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего письменного (электронного) заявления от организации (ч. 3 ст. 27 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Решения о возврате (зачете) излишне взысканной суммы страховых взносов (пеней, штрафов) составляются:

Если фирма переплатила страховые взносы, она может их вернуть. Но порядок возврата определяется тем, в какой год совершен перевод этих взносов. Дело в том что до 1 января 2017 года платежи совершались в адрес ПФР и ФСС. После этой даты за страховые взносы отвечает ИФНС. Следовательно, за возвратом взносов, уплаченных до 2017 года, нужно обращаться к фондам. Если платежи совершены позже, то заявление требуется отправлять в ИФНС.

Кто должен возвращать взнос

Взносы подразделяются на различные виды. От вида платежа зависит, кто должен его возвращать:

Разновидность взноса До 1 января 2017 года С 1 января 2017 года
ОПС, ОМС ПФР ИФНС
ФСС ФСС ИФНС

Также различают такой взнос, как взнос на случай травм, несчастных случаев. За него отвечал до 2017 и отвечает сейчас ФСС.

ВАЖНО! Возврат переплаты пенсионных взносов не осуществляется.

Нюансы возврата платежей

Переплата взносов возвращается только при соблюдении ряда условий:

  • Отсутствуют недоимки и задолженности по взносам. Если недоимки есть, то переплата сначала идет на их погашение. И уже остаток средств переводится на р/с компании.
  • Переплата также может быть направлена в счет следующих платежей.
  • Средства, внесенные до 2017 года в фонды, не идут в зачет следующих платежей. Причина – передача контрольных функций ИФНС.

Если нужно получить деньги от фонда, требуется направить соответствующее заявление в территориальный отдел.

Возврат переплат, образованных до 17-го года

До 17-го года функция по приему страховых платежей принадлежала внебюджетным фондам. То есть за возвратом переплаты нужно идти именно в эти фонды. Обращение может выполняться в этих формах:

  • Лично или с помощью представителя. Нужно прийти в территориальный отдел нужного фонда (ФСС или ПФР) и отдать заявление. Если передается оно представителем, то бумага должна быть нотариально заверена. Плюс этого варианта — получение результатов в минимальные сроки. Минус — придется идти в фонд.
  • Через почту. Нужно отправить заказное письмо с описью вложений и уведомлением о получении. Плюсы — не нужно лично являться в фонд. Минус — тратится время на доставку письма.

Фонд должен рассмотреть заявление в течение 10-ти суток. Его представители, если принято решение о возврате, отправляют утвержденный документ в ИФНС. И уже ИФНС возвращает переплату.

Возврат переплат, образованных с 2017 года

Алгоритм возврата средств, отправленных в ИФНС:

  1. Сверка расчетов. Нужна для определения размеров недоимок, если таковые имеются. Точный их объем нужно прописывать в заявлении.
  2. Направление переплаты в уплату недоимки. Выполняется зачет переплаченных сумм. Осуществляется он ИФНС.
  3. Оформление заявки на возврат. Составляется заявление по ф. КНД 1150058.
  4. Направление заявки в отдел ИФНС. Идти нужно в орган по месту учета или регистрации ЮЛ/ИП. Заявление можно отправить по почте.

По такой же схеме выполняется возврат налоговых платежей.

Переплата возвращается на р/с организации. А потому номер этого счета нужно обязательно прописать в заявлении. Если средства возвращаются ИП, то направляются они на счет, применяющийся для осуществления коммерческой работы.

Заявление на возврат

Заявление составляется строго по форме 1150058, утвержденной приказом ФНС №ММВ-7-8/182@. Такая форма используется тогда, когда заявка направляется в ИФНС. В ней указывается эта информация:

  • ИНН и КПП.
  • Номер заявление.
  • Код налогового органа.
  • Статья, на базе которой осуществляется возврат.
  • Основание для возврата.
  • Размер переплаты, которую нужно вернуть.

Если заявка направляется в ПФР, то она оформляется по ф. 23-ПФР. Если заявление отправляется в ФСС, то применяется ф. 23-ФСС, установленная приказом ФСС №457 от 17 ноября 2016 года.

Сроки возврата

Сроки возврата переплаты зависят от различных условий:

  • Взносы после 2017 года на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний – месяц.
  • До 17-го года – 10 суток.
  • До 17-го года на больничные и отпуск по материнству – 10 суток.

Приведенные сроки отсчитываются с даты получения органом заявления.

Используемые проводки

Деньги, поступившие вследствие возврата переплаты, нужно учитывать. Они фиксируются на счете 69. В частности, используются эти проводки:

  • ДТ69 КТ51. Проводка фиксируется при выплате взноса. Переплаты отражаются по дебету.
  • ДТ51 КТ69. Возврат.

Переплаты, не зафиксированные в тратах при установлении , не считаются .

Проценты за просрочку перевода возврата

ИФНС и ФСС могут опоздать с возвратом страховых платежей. В этом случае фирма может предъявить объем процентов, определяемый в зависимости от размера просроченного платежа и длительности самой просрочки. Размер процентов определяется по стандартной формуле, используемой при установлении пени:

Размер переплаты * число дней просрочки * 1/300 ставки рефинансирования

Размер процентов можно устанавливать только тогда, когда деньги пришли на р/с компании. Связано это с тем, что объем неустойки зависит от длительности просрочки. Соответствующие правила расчетов установлены частью 9 статьи 27 ФЗ №212 от 24.07.09. Деньги переводит Казначейство РФ по поручению фондов.

ВАЖНО! Госорганы должны именно вернуть деньги на р/с организации. Средства, начисленные в качестве процента за просрочку, не могут быть зачтены в счет будущих платежей.

Пример

Компания переплатила взносы на 2 700 руб. Было направлено заявление на возврат денег. Они должны были прийти 10 февраля, но фактически приходят только 20 февраля. Фирма проводит эти расчеты:

  • Число дней просрочки – 10.
  • Размер процентов: 2 700 * 10 * 1/365 * 9%. = 6,66 рублей.

Процент будет начисляться с даты, являющейся последним днем перевода переплаты.

Ошибки, возникающие при возврате переплаты

Организация должна оформить возврат переплаты правильно. В обратном случае никаких денег она не получит. Рассмотрим распространенные ошибки, допускаемые при оформлении:

  • Направление заявки на возврат сумм, уплаченных до 17-го года, в ИФНС. Последний начал отвечать за взносы только с 1 января 17-го года. За платежи, направленные до 17-го года, отвечают внебюджетные фонды. А потому заявление нужно отправлять именно в адрес этих фондов.
  • Подача заявки на возврат без уточнения сумм. Все суммы конкретизируются через сверку расчетов. В частности, в заявлении нужно указать точную сумму переплаты, размер недоимки, если она присутствует. Если сверка проведена неправильно, то образуется разница между суммой в заявлении и суммой на лицевом счету/в учете.
  • Используется не тот бланк заявления. Для составления заявления в ИФНС и внебюджетные фонды используются разные формы. При выборе формы нужно также учитывать, какой именно взнос планируется вернуть: на временную нетрудоспособность или на травматизм.

Все ошибки приводят к замедлению процесса возврата. Если заявление отправлено не туда, придется составлять заявку заново.

Дополнительная информация

При оформлении возврата нужно учитывать, что эта процедура предполагает срок исковой давности. Составляет он 3 года с даты уплаты взносов. Вернуть деньги можно только в течение этого периода.

Что делать, если переплата возникла у предпринимателя, который закрыл ИП и исключился из реестра? И он может вернуть деньги. Возврат оформляется на ФЛ, которому принадлежало ИП. Для получения денег нужно обратиться в арбитражный суд.

ИФНС обязан направлять плательщику уведомление о переплате. Соответствующее положение содержится в статье 78 НК РФ.

Первый документ, в котором были прописаны условия поиска исполнителя подряда, его выполнения и вознаграждения, появился при царе Алексее Михайловиче. В Указе от 7 июля 1654 года «О подрядной цене на доставку в Смоленск муки и сухарей» сказано:

«…которые люди похотят уговориться везти под Смоленск муку ржаную и сухари, и они б с теми людьми уговаривались; а давали им за муку за четверть по сороку и по сороку по пяти алтын и по полторы рубли, а то велено сказывать, что с них с того подрядного хлеба пошлин нигде не возьмут».

«В 18 веке Петр I начал бороться с перерасходом государственных средств. Вот его Указ от апреля 1720 года «О незаключении подрядов без пошлин»:

«Подряды, которые бывают от Дома Его Величества и из Сената и из Коллегий и от прочих управителей… а уговоры (контракты) пишут без пошлин и счеты снимают (округляют) на себя, и от того в доходах утрата, и под видом подрядов и другие товары беспошлинно привозят; а надлежит указом объявить, никто бы подрядов без пошлин не чинил, и счета нас себя не принимал, а платить всем пошлины по указу».

Подрядчики, которые завышают цены, должны были вернуть переплаченные деньги, а на госслужащих-взяточников накладывался штраф.

В 1721 году Россия получила статус империи и в это же время был разработан первый механизм проведения закупок для нужд государства. В нем говорилось об этапах проведения закупок , которые существуют сегодня:

Планирование закупок . О товарах, поставка которых должна была состояться летом, уведомлять нужно было в ноябре, а зимних — не позднее июля.

Объявление закупочной процедуры . Под барабанную дробь объявления с указанием условий закупок развешивали в людных местах. В документе описывали требования к товарам и поставщикам.

Подача заявок . Предложения принимали от поставщиков в течение трех недель. Подрядчики являлись с указанием своей цены в канцелярию обер-комиссара от подряда и покупки.

«Дополнительные 10 минут ». В конце конкурса зажигалась суточная свеча, и пока она горела, подрядчикам давали последний шанс сбавить цену. Чтобы никто не задул её раньше времени, к свече приставляли двух офицеров.

Подведение итогов. Подряд отдавали тому, кто предложил наименьшую цену. При условии, что подрядчик надежен (поручительства за него принимал обер-комиссар). Результаты «главныхъ» подрядов для государственного заказа размещали там же, где и объявления о закупках. В них указывали, кто на что подрядился и по каким ценам.

При Екатерине II функцию проведения торгов передали в Казенную палату. От поставщиков требовали соблюдать подписанные контракты независимо от обстоятельств. Если члены Казенной палаты допускали убытки, то обязаны были возместить их из своего кармана.

Закупки в 19-20 веке

Александр I продолжил регламентировать систему госзакупок. К концу царствования императора число разных нормативных документов дошло до 170! Впервые в России публикуется статистика и аналитика торгов, крупные подряды было приказано дробить на лоты.

Николай I свел в единый документу все законы о закупках. Этот документ от 1830 года отражал положительный опыт проведения закупок в России. Правда, от взяточничества не избавил. Именно Николаю I принадлежит фраза, сказанная сыну: «В России не воруют только двое: я и ты».

При Николае II в 1900 году было опубликовано «Положение о подрядах и поставках», которое действовало до октября 1917. Им предусматривалось проведение торгов трех типов: изустные торги (аукцион), торги посредством запечатанных объявлений (запрос котировок) и смешанные.

Новейшая история

В 2005 году государство приняло 94-ФЗ, который постоянно дорабатывали с помощью 40 дополнительных федеральных законов. В 2011 электронный аукцион стал обязательной процедурой в торгах.

С 2014 года действует контрактная система, с которой пришли новые правила закупок, антикоррупционные меры и методы защиты конкуренции.

Надеемся, что наша новогодняя статья вас порадовала. Желаем больше побед в конкурсах, исполнения желаний и новогоднего настроения!

Механизм размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, был и есть, одним из действенных и эффективных способов управления государством, обеспечение жизнедеятельности органов государственной власти, социальных нужд населения, промышленности и обороны Российского государства, является результатом его применения. Принятие и изменение законов в данной области, практически всегда имеет свое отражение во всех сферах жизнедеятельности страны и общества, влияет на каждого гражданина в отдельности, затрагивает международные отношения, связанные с деятельностью государства в сфере международных отношений.

Исторический анализ показывает, что в большинстве случаев само государство (как наиболее богатый и влиятельный заказчик) являлось главным инициатором проведения конкурсных отборов исполнителей.

В России, и во всех остальных странах Европы система государственных закупок развивалась эволюционным путем. Изначально основной целью формирования механизмов размещения государственного заказа являлось сокращение расходов государственных средств и противодействие их расхищению. Самым действенным механизмом, решающим обе эти проблемы, стало конкурсное размещение государственного заказа среди потенциальных поставщиков. В разное время государство Российское неодинаково расставляло акцент на соблюдении перечисленных признаков. Иногда лицам, представляющим интересы государства и претендентам на выполнение заказа предоставлялась относительно большая свобода действий. Однако в случае обнаружения каких-либо злоупотреблений они несли строгое наказание. В других случаях превалировал жесткий административный контроль за буквально всеми действиями заказчиков и претендентов. Третий, современный, подход основан на, по возможности, полном исключении роли субъективных факторов в процессе выбора исполнителя государственного заказа, что достигается за счет детально прописанных процедур подготовки и проведения конкурса.

Закупки для государственных нужд в России производились с очень давнего времени. Возникновение аналогов современного конкурса как способа за­ключения договора относится к середине XVII в. В 1654 г. был издан указ царя Алексея Михайловича (отца Петра 1) о подрядной цене на доставку про­дуктов в Смоленск взамен на освобождение подрядчика от уплаты пошлины.

Первая регламентация проведения публичных торгов была осуществлена во времена Петра I. Была организована система учета выигранных подрядов.

Основным документом по подрядным торгам, принятым при Петре I, был «Регламент Адмиралтейства и Верфи». Под эффективностью понималась «нижайшая цена подряда». Был регламентирован прообраз конкурсных процедур: печатались билеты с условиями конкурса, проводилась проверка обязательности и состоятельности подрядчика, был назначен трехнедельный срок заключения подряда (плюс время горения "суточной" свечи). Отвечало за проведение торгов само Адмиралтейство (говоря современным языком - государственный заказчик).

Первые объявления о конкурсе вывешивались на всех городских воротах, чтобы лица, входящие в город или покидающие его, могли с ними ознакомиться. Здесь же обычно сообщалось о льготах подрядчикам и поставщикам, перечислялись лица, уже работающие по госзаказам. Стала обязательной фиксация всех поступив­ших предложений, для чего претенденты являлись в приказы и кан­целярии, где их устные предложения письменно регистрировались. В 1714 г. решением Сената было установлено публичное сообщение результатов не только важнейших, но и «мелких» торгов. В них ука­зывалось, кто и на что подрядился, по каким ценам, кто стал поручи­телем.

На протяжении двух веков, до самой революции, система конкурсного поиска исполнителей государственных заказов развивалась и совершенствовалась.

Революционные события 1917 года и последовавшие за ними гражданская война, военный коммунизм, а затем внедрение системы планового хозяйства и централизованного распределения материальных ресурсов ликвидировали саму необходимость публичных торгов на государственные поставки и подряды в том числе.

В советское время использование торгов было во многом нетипич­ной конструкцией заключения договора, можно сослаться лишь на отдельные примеры. Так, начиная с 1931 г. Министерство внешней торговли СССР проводило в г. Ленинграде аукционы по продаже пушнины. Покупали пушнину на аукционах только иностранные компании, расчет велся в иностранной валюте. Интересно отметить, что международные пушные аукционы проводятся в г. Санкт-Петер­бурге и сейчас, их организует и проводит Внешнеторговое объедине­ние «Союзпушнина».

Несмотря на небольшое распространение торгов, советские уче­ные-экономисты уделяли исследованию торгов большое внимание. В советской экономической литературе выделялись следующие ха­рактеристики торгов: область применения, публичная форма объяв­ления и временные лимиты. Торги считались своеобразной или особой формой закупки машин, оборудования, размещения заказов на строительство, при которой поставщиков (подрядчиков) привлекают к участию в конкурентном споре.

Конкурсные закупки вернулись в России на государственный уровень только, когда был принят Указ Президента от 8 апреля 1997 г.
№ 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».

Таким образом, история торгов ведет отсчет с древних времен, когда на Руси торг, торжище были местом схода не только торгую­щихся (купцов и пр.), но и простых горожан. Затем торги развива­лись преимущественно за счет казенных подрядов, такое положе­ние дел имело место вплоть до периода НЭПа. Характерно и то обстоятельство, что даже при Советской власти, когда, казалось бы, отсутствие конкурентных отношений должно было поставить крест на таком способе заключения договоров, как торги, они не прекрати­ли свое существование. Тому способствовало, конечно, развитие внешней торговли между СССР и западными странами. В дальней­шем с переходом нашей страны к рыночной экономике, основанной, в первую очередь, на принципах свободной конкуренции, торги ста­ли общепризнанным способом выявления будущего контрагента не только в сфере размещения публичных заказов, но и в частных от­ношениях.

Литература

1. Анощенко Е.Н. Из истории проведения подрядных торгов. Киев: «Пирамида». 1994 г.

2. Веденеев Г.М., Гончаров Е.Ю., Кобзев Г.Н. Конкурсные торги в России: исторический опыт. М.: Изд-во МЭИ, 2005.

3. Конкурсные торги на закупку продукции для государственных нужд // под редакцией Свинаренко А.Г., Москва, ИНФРА, 2000.

4. Политико-экономические принципы и правовые основы порядка размещения госзаказов. – № 2. – 1999 г.

5. Полное собрание законов Российской империи II, № 92.

6. Свод законов Российской Империи. Т. 10. Ч. 1.

7. Собрание узаконений и распоряжений Советского правительства. – М, 1922.


Веденеев Г.М., Гончаров Е.Ю., Кобзев Г.Н. Конкурсные торги в России: исторический опыт. М.: Изд-во МЭИ, 2005.

Собрание узаконений и распоряжений Советского правительства. – М, 1922.

Одной из особенностей развития экономических отношений в дореволюционной России было широкое применение казенных заказов для обеспечения нужд армии и флота, а также удовлетворения потребностей государства в сферах образования, строительства, добычи и обработки полезных ископаемых, транспортных перевозок и т.д. Мейер Д.И. Русское гражданское право. М.: 1997. - Ч. 2. - С. 298 - 299.

Выполняя функции механизма обеспечения государственных потребностей, казенные заказы при этом являлись одной из самых действенных мер государственного регулирования экономики. Так, транспорт и оборона выступали главным источником спроса для железоделательной и топливной промышленности. Развитие грубошерстной промышленности, начиная с середины XIX в., было непосредственно связано с ростом заказов на обмундирование для армии. Значительные бюджетные средства расходовались на развитие промышленности, создавая ей добавочный спрос в лице централизованного потребителя, появившегося благодаря государству и его специфическим потребностям

Самым ранним сохранившимся историческим документом, описывающим сферу государственных закупок, является указ царя Алексея Михайловича от 7 июля 1654 г. о подрядной цене на доставку в Смоленск муки и сухарей. «Государь указал послать свои Государевы грамоты к Москве к Боярам и в городех Государев указ всяким людем сказать, которые люди похотят уговориться везти под Смоленск муку ржаную и сухари, и они б с теми людми уговаривались; а давали им за муку за четверть по сороку и по сороку по пяти алтын и по полуторы рубли, а то им велено сказывать, что у них с того подрядного хлеба пошлин нигде не возьмут». Как отмечает Гончаров Е., в данном случае конкурса как такового еще нет, но уже появляются его основные пункты - публичный заказ, поиск исполнителей, условия. Гончаров Е. История торгов в России // Конкурсные торги. - 1998. - № 8. - С. 39.

Дальнейшее развитие института государственных закупок связано с правлением Петра I, «...для нынешнего военного случая...сделать сколько возможно с поспешением. И для того порохового дела объявить Его Великого Государя указ по всем воротам, чтобы явились подрядчики всяких чинов люди в Канцелярию Правительствующего Сената, и уговоры б свои записывали, кто сколько и как и по какой цене может пороху сделать». В данном указе 1711 г. прослеживаются основные принципы размещения государственного заказа, которые сохранились по сегодняшний день:

Публичность - указ содержит требование к информационному обеспечению размещения заказа, способам доведения информации до заинтересованных лиц;

Открытость - выражаясь современным языком, устанавливается субъектный состав участников размещения заказа;

Устанавливается способ размещения заказа, аналогичный современному способу размещения государственного заказа путем проведения запроса котировок.

Кроме того, для периода петровских реформ характерно появление многих институтов в сфере государственных закупок. Актом 1702 г. закрепляется порядок приемки товаров, вводится система учета государственных закупок, вводится ответственность за ненадлежащее исполнение государственного заказа, появляется аналог современного реестра недобросовестных поставщиков.

В этот период был издан ряд актов, регламентирующих порядок осуществления закупок.

В 1721 г. вступает в силу указ о борьбе с подложными ценами и коррупцией в деле поставок и подрядов. Принимается решение об отмене льгот по оплате пошлин при государственных поставках, устанавливается штраф за установление слишком высоких цен, которые наносили ущерб казне.

В том же году принимается Регламент Адмиралтейства и верфи, который содержит отдельную главу, посвященную процедуре работы с подрядчиками. Новшеством данного документа явился запрет сотрудникам Адмиралтейства вступать в торги.

В период правления Анны Иоанновны в 1732 г. принимается новый Регламент Коммерц-коллегии. Регламент регулирует порядок публикации информации о торгах, рассмотрения поступивших предложений, выявления наиболее оптимальных предложений. Для участия требовалась справка из Коммерц-коллегии об отсутствии государственных «доимок», долгов по векселям.

В 1758 г. при Елизавете Петровне появляется Регул провиантского правления. Как отмечает Е. Гончаров, особое внимание в этом документе уделено закупкам именно у производителей. В ст. 118 данного акта закреплялись основные принципы проведения торгов. Акт утвердил сроки объявления торгов для удовлетворения потребностей казны, требования к информативности заявки претендентов на получение подряда.

Устав о провианте для продовольствия войск 1802 г. пришел на смену «Учреждению о губерниях». Принципиальным новшеством данного документа явилось введение нового инструмента в системе государственных подрядов - «справочной цены». Устав закреплял порядок исчисления справочной цены и определил справочную цену основным показателем при объявлении и проведении торгов. Наряду с Уставом был издан Указ 1815 г., в соответствии с которым рекомендовалось распределять особо крупные подряды по частям. Возможность разделения крупных заказов не теряет свою актуальность и на сегодняшний день. Подобная политика заказчиков в лице государства и муниципалитетов могла бы оказать поддержку субъектам малого предпринимательства.

Распоряжением 1818 г. «О мерах к отвращению промедлений и платежа поставщикам по заключенными с ними в казенных местах подрядах» вводилась ответственность заказчика за неисполнение принятых обязательств, в частности, это касалось оплаты подрядов.

В 1830 г. принимается «Лист для торга». Данный документ наделяет земства правом проводить торги по некоторым земским повинностям. Кроме того, «Лист для торга» закреплял основные принципы осуществления государственных закупок. Яруллин С.М. История возникновения и развития государственного заказа в России // История государства и права. 2010. № 20. С. 26 - 29.

В 1860 и 1866 гг. издаются указы, ограничивающие закупки иностранных товаров.

Изданное в 1900 г. Положение о подрядах и поставках устанавливало три способа проведения торгов:

1) изустные торги (аналог современного аукциона);

2) торги посредством запечатанных объявлений;

3) смешанные торги.

После утверждения советской власти на территории России 30 сентября 1921 г. Рабкрином разрабатывается Положение о поставках и подрядах. 27 июля 1923 г. издается новое Положение о государственных подрядах. Устанавливается порядок авансирования подрядчиков и поставщиков, оговариваются особые более выгодные условия авансирования для государственных учреждений и предприятий. Положение содержит отдельный раздел, посвященный обеспечению исполнения договора подрядчиком. Порядок публичных торгов определялся особой инструкцией СНК. По форме проведения торги подразделялись на изустные, в запечатанных пакетах и по телеграфу.

Положение о государственных подрядах и поставках 1927 г. в сравнении с предыдущим Положением имело ряд непринципиальных изменений. Среди наиболее значимых новшеств можно отметить норму, согласно которой «при определении выгодности условий, заказчик не обязан оставить подряд за соревнователем, предложившим самую низкую цену, но имеет право руководствоваться кроме предложенных соревнователями цен также их кредитоспособностью, опытностью и тому подобными данными».

В Программе Коммунистического Интернационала, принятой 1 сентября 1928 г., концепция отношений с негосударственным сектором была определена так: чем меньше удельный вес мелкого хозяйства, тем значительнее и универсальнее методы непосредственного планового руководства и в области производства, и в области распределения. Рыночные отношения в условиях пролетарской диктатуры несут в своем развитии собственную гибель, способствуя вытеснению частного капитала, переделке крестьянского хозяйства, дальнейшей централизации и концентрации средств производства в руках пролетарского государства.

Кроме того, в газете «Известия», в которой в соответствии с положением должны были публиковаться объявления о торгах, с декабря 1930 г. не было опубликовано ни одного объявления. Что говорит о том, что все необходимое для функционирования государства производилось на государственных предприятиях и организациях. А с 20 мая 1932 г. Постановлением ЦИК и СНК ССР частная торговля признается уголовно наказуемым деянием.

В советский период, хотя и издавались нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, связанные государственным заказом, субъектами этих правоотношений становились государство и государственные предприятия и организации. Государственный заказ превратился в своего рода плановое задание, которое доводилось до предприятий. Как отмечается в издании «Энергопрогресс», состав государственных заказов по стране в целом формировался и утверждался Госпланом СССР, а затем доводился до предприятий. Государство устанавливало цены на продукцию и ставки налогообложения. Рекомендации по организации и проведению торгов по закупке товаров, подготовке тендерной документации и контрактов на поставку оборудования и услуг. М. - СПб.: Энергопресс, - 1995. - С. 106.

Указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 826 «О мерах по формированию федеральной контрактной системы» О мерах по формированию Федеральной контрактной системы: Указ Президента РФ от 07.08.1992 № 826 (ред. от 21.06.1994) // Российская газета. - № 182. - 14.08.1992. и принятое в соответствии с Указом Постановление Правительства РФ от 10 августа 1992 г. «О Реализации Указа Президента РФ «О мерах по формированию Федеральной контрактной системы» О реализации Указа Президента Российской Федерации «О мерах по формированию Федеральной контрактной системы»: Постановление Правительства РФ от 10.08.1992 № 565 (ред. от 04.09.1995) // Российская газета. - № 182. - 14.08.1992. стали первыми нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок осуществления государственных закупок в постсоветской России.

Как отмечено в аннотации к Закону РФ от 28.05.1992 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» О поставках продукции и товаров для государственных нужд: Закон РФ от 28.05.1992 № 2859-1 // Российская газета. - № 148. - 30.06.1992. (Утратил силу) (далее - Закон 1992 г.), Закон устанавливает общие правовые и экономические принципы и положения формирования, размещения и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку продукции для государственных нужд.

Постановлением Правительства РФ от 10.08.1992 № 565 «О реализации Указа Президента РФ «О мерах по формированию федеральной контрактной системы» был урегулирован порядок осуществления закупок.

Указом 1992 г. Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом предписывалось учредить ОА «Росконтракт» и АО «Росхлебопродукт». Вышеуказанные организации должны были обеспечивать государственные закупки товаров общепромышленного применения и народного потребления, зерна, хлебопродуктов и продуктов зернопереработки.

Закон 1992 г. действовал до момента вступления в силу Федерального закона от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» О поставках продукции для федеральных государственных нужд: Федеральный закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ (ред. от 19.07.2011) // Российская газета. - № 247. - 21.12.1994. (далее - Закон 1994 г.).

Как отмечено в Приказе Минэкономики РФ от 30 сентября 1997 г. № 117 «Об утверждении методических рекомендаций по проведению торгов на закупку товаров, квалификационному отбору поставщиков» Об утверждении Методических рекомендаций по проведению торгов (конкурса) на закупку товаров (работ), квалификационному отбору поставщиков (подрядчиков) - (конкурсной документации): Приказ Минэкономики РФ от 30.09.1997 № 117 // СПС КонсультантПлюс. - до вступления в действие ч. II Гражданского кодекса РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // Собран. закон. РФ. - 29.01.1996. - № 5. - ст. 410. отношения по закупкам продукции для федеральных государственных нужд регулировались практически только Федеральным законом «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» 1994 г.

6 мая 1999 г. был принят Федеральный закон № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: Федеральный закон от 06.05.1999 № 97-ФЗ // Российская газета. - № 91. - 13.05.1999. (Утратил силу) (далее - Закон 1999 г.). В его преамбуле указано, что Закон регулирует отношения, возникающие между организатором и участником конкурса в процессе проведения конкурса на размещение заказов для государственных нужд.

Законом предусматривалось, что размещение заказов для государственных нужд осуществляется путем проведения конкурсов. Как отмечено в письме Федеральной налоговой службы, Закон 1999 г. при подготовке и проведении конкурсов предоставлял заказчику более широкие возможности для установления условий (критериев) при выборе участника - победителя, предложившего лучшие условия поставки продукции. О вступлении в силу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: Письмо ФНС РФ от 26.10.2005 № ВЕ-6-17/906@ // СПС КонсультантПлюс.

21 июля 2005 г. был подписан Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 11.07.2011) // Российская газета. - № 163. - 28.07.2005., действующий по сегодняшний день.

Таким образом, Россия обладает богатейшим опытом в области управления правоотношениями, связанными с государственными закупками.

В России достаточно рано появились специальные нормативные акты, регулирующие отношения по удовлетворению потребностей государства в соответствующих товарах, работах и услугах.

Выполняя функции механизма обеспечения государственных потребностей, казенные заказы при этом являлись одной из самых действенных мер государственного регулирования экономики. Так, транспорт и оборона выступали главным источником спроса для железоделательной и топливной промышленности. Развитие грубошерстной промышленности, начиная с середины XIX в., было непосредственно связано с ростом заказов на обмундирование для армии. Значительные бюджетные средства расходовались на развитие промышленности, создавая ей добавочный спрос в лице централизованного потребителя, появившегося благодаря государству и его специфическим потребностям.