Составлять европротокол. Можно ли потом взыскать недостающую сумму с виновника

В нынешнем 2019 году составление при ДТП является распространенным решением среди водителей. Но остается боязнь водителей столкнуться с неприятными последствиями из-за незнания нюансов процедуры. Что главное необходимо знать о требованиях к форме европротокола, в каких случаях его могут поставить под сомнение и какие обязанности лежат на участниках происшествия.

Зачем и когда составляется

Решение вопроса о возмещении стоимости ремонта автомобиля без вызова сотрудников ГИБДД на место аварии вызвано:

  • экономией временем (вся процедура по оформлению отнимает не больше часа, что даже меньше ожидания приезда ДПС, не говоря уж о составлении ими документов);
  • предотвращением образования пробок на проезжей части, а также избежания штрафа за создание препятствия автомобильному потоку. Напомним, что в ПДД предусмотрена обязанность водителей при незначительных повреждениях освобождать проезжую часть;
  • удобством автолюбителей. При достижении согласия не нужно верить на слово, обмениваться расписками и т.д. Все обстоятельства будут указаны в официальном документе, отказаться от которого не получится;
  • уплачивать штраф за нарушение ПДД в связи с аварией. Ведь сотрудники ДПС не только фиксируют обстановку ДТП, но привлекают к адм. ответственности виновного водителя. Кстати, поэтому в составлении протокола должен быть заинтересован не только потерпевший, но и виновник;
  • европротокол пригоден также и для случаев выплат по КАСКО.

Одним из условий, при которых европротокол может быть составлен это размер суммы возмещения после ДТП. Она не должна превышать определенной величины, с июня 2018 года и по октябрь 2019 сумма составляет 100 000 руб. Таким образом, упрощенный порядок касается только незначительных аварийных повреждений.

Кроме того, важно соблюдение других требований, предусмотренных законодателем :

  1. участников происшествия должно быть двое, и у каждого них – действующий полис ОСАГО. Если один из водителей с прицепом, то это считается, что это одно ТС;
  2. нет разногласий не только по сумме ущерба, но и по всем обстоятельствам, а главное – по установлению виновности одного из водителей. Однако, если разногласия всё же имеются, то при фиксации места ДТП на технические средства ЭРА-ГЛОНАСС или с помощью программы АИС РСА (технические средства контроля, фиксирующее некорректируемым образом обстановку ДТП: координаты места, время, имеющиеся повреждения и пр.) можно обойтись без присутствия представителей ГИБДД. Фотографии и прочие данные загружаются хотя бы одним водителем в базу данных союза автостраховщиков и небольшие разногласия водителей не будут препятствием для составления европротокола по упрощенной процедуре;
  3. произошедшее подробно описано и подтверждено обоими;
  4. нет жертв (повреждения причинены только одному или обоим автомобилям, но не людям);
  5. не пострадало иное имущество (дорожные знаки, покрытия, ограждения, крупные зеленые насаждения, близстоящие здания и пр.);
  6. ДТП произошло на территории РФ. В других странах, даже входящих в Евразийский экономический союз правила другие.

Если ситуация подпадает под указанные признаки, можно воспользоваться правом на упрощенное урегулирование конфликта на дороге. В противном случае, когда обстоятельства аварии не соответствовали перечисленным моментам, страховая компания откажет в выплате.

Пример . Петров В.В. и Иванов А.А. на своих автомобилях совершили столкновение. В результате причинен ущерб машине Иванова А.А. (Петров В.В. по их обоюдному согласию был признан виновником). Поскольку по всем основным вопросам разногласий не было, сумма предполагаемого ущерба была меньше максимального размера (100 000 рублей), мужчины составили европротокол. Впоследствии выяснилось, что столкновением двух машин указанных граждан был причинен ущерб еще и постороннему человеку, вернее, его автомобилю. Так, при неудавшемся маневре машина Петрова В.В. слегка задела грузовое транспортное средство, припаркованное неподалеку. Поскольку в аварии участвовало более двух фигурантов, страховая отказала в выплате. Обжалование такого решения не принесло положительного результата. Здесь во внимание не примут даже добросовестное заблуждение водителей, которые объективно не заметили повреждение третьего автомобиля.

На практике существуют множество нюансов, которые затрудняют использование сокращенного способа решения вопросов по возмещению убытков, поскольку:

  • не у всех водителей (особенно у пенсионеров) имеется при себе смартфоны с видеокамерами, которыми можно правильно зафиксировать положение при аварии;
  • многие водители видят протокол первый раз именно тогда, когда уже случилось ДТП - в стрессовой ситуации, поэтому грамотно оформить документ, внимательно и спокойно прочитать бланк у них нет. В лучшем случае будут вызваны сотрудники ГИБДД («лучше уж я дождусь, но будет зафиксировано все правильно»), в худшем – бланк будет заполнен с нарушениями. Что поставит под сомнение реальную выплату потерпевшему;
  • неопытные водители вообще не знают о таком способе урегулирования ситуации на дороге. В автошколах еще только начинают доводить до сведения учащихся основные правила «упрощенки».

Если есть какие-либо особенности психологического или иного характера, препятствующие использованию упрощенного порядка, лучше вызвать ДПС.

Перед составлением

ПДД предусматривают четкую последовательность действий при любой аварии, вне зависимости от вызова инспектора на место:

  1. прекратить движение;
  2. установить знак аварийной остановки;
  3. зафиксировать положение предметов на проезжей части. Нужно уделить внимание не только повреждениям машин, но и зданиям, дорожным знакам или другим ориентирам, которые находятся поблизости. Проекцию (контуры на асфальте) автомобилей следует обвести мелом и дополнительно сфотографировать после того, как автомобили будут удалены с места ДТП.

Последняя обязанность автомобилистов очень важная именно при составлении европротокола. Ведь представители ГИБДД в фиксации не участвуют и, соответственно, не могут подсказать, на что обратить внимание. Поэтому фотографировать (можно также дополнительно сделать видеосъемку) необходимо с нескольких ракурсов, приближенно и отделено, словом – максимально подробно. В объектив должно попасть:

  • общая обстановка аварии;
  • взаиморасположение автомобилей;
  • поврежденные части машин;
  • части автомашин (осколки, механизмы, декоративные элементы, пятна технических жидкостей) на дороге;
  • следы торможения;
  • государственные знаки автомобилей;
  • при возможности лица участников ДТП.

Лучше вызвать полицию, если вы считаете, что другой водитель сомневается, не уверен в принятом решении, или обстановка аварии слишком сложная, или же вы задумываетесь о том, что ремонт обойдется в кругленькую сумму, превышающую 100 000 рублей.

При полной уверенности, что все условия для возможности обойтись без ДПС соблюдены, можно приступать к непосредственному заполнению бланка. Он выдается каждому водителю при оформлении ОСАГО. Пользоваться нужно типографскими бланками. Если при получении полиса не выдавали бланк нужно заблаговременно обратиться в страховую для получения. На худой конец, распечатать с официального сайта ГИБДД, страховой компании. Использовать самофабрикованные не следует, так как это может стать одной из причин в отказе выплаты возмещения.

Как правильно заполнить бланк

Правила составления европротокола при ДТП предусмотрены законодательством об ОСАГО. Чтобы не возникало вопросов у страховщика, необходимо:

  1. правильно указать место совершения дорожно-транспортного происшествия. Рекомендуем указать: номер дороги (если таковой имеется), улицу, номер ближайшего дома или какое-либо общественное здание. Если имеется соответствующая техника (например, возможность использовать ГЛОНАС), то наилучшим выходом будет указать координаты местности. Кстати, в Московской и Ленинградской области лимит по европротоколу может составлять более 100 000 р. (до 400 тыс.) в случае использования спутниковых навигационных систем. Такой подход объясняется высокой точностью определения местности и невозможностью внести графические изменения мошенниками (чего нельзя сказать об обычной фотосъемке – в любое фото с помощью специальных приложений можно внести практически любые изменения);
  2. проставить дату и время, когда произошла авария, используя двузначные числовые значения;
  3. указать количество поврежденных автомобилей: обычно два, но иногда вред причинен только одной машине;
  4. сделать отметку о том, что другим ТС, а также людям вред не причинен;
  5. составить список всех свидетелей-очевидцев ДТП, с указанием их ФИО, контактных телефонов и адресов проживания (конечно, с согласия);
  6. не забыть написать сведения о своем автомобиле (вторая сторона пишет сведения о своем транспорте), с обязательным уточнением марки, модели, номера и других индивидуальных данных;
  7. указать собственные ФИО (полностью), а также данные иного человека, который, возможно, находился за рулем в момент происшествия;
  8. описать все обстоятельства, предшествующие ДТП: маневры обоих участников, расположение на дороге и т.д., составить схему. Схематичное изображение случившегося чрезвычайно важно – именно это доказательство станет предметом пристального внимания при изучении страхового случая. Сотрудники компании-страховщика обязательно сопоставят схему с другими доказательствами (показаниями свидетелей, фотографическими данными) и, в случае несоответствия, может быть отказ в удовлетворении требований;
  9. отметить часть машины, куда пришелся первый удар при столкновении, с указанием конкретных видимых повреждений;
  10. в дополнении можно перечислить, какие подтверждающие доказательства могут быть изучены: данные видеорегистратора, фотоматериалы и т.д. Все это может быть проанализировано страховой компании в случае каких-либо сомнений в правильности составления протокола;
  11. соблюдать следующее:
    • все графы должны быть заполнены. В том случае, если информации по какому-то пункту предоставить невозможно, то ставится прочерк;
    • использовать нужно простую шариковую ручку с синей пастой;
    • не допускать ошибок, помарок, исправлений, зачеркиваний;
    • если почерк непонятный, лучше писать печатными буквами;
    • в составлении участвуют оба водителя, после чего, разъединив документ, каждый из них забирает свое извещение.

Если в бланке заполнения не хватило места, можно дополнить документ обычным листом, на котором должны быть проставлены подписи обоих участников дорожно-транспортного происшествия.

Согласно правилам, в 2016 при ДТП может быть составлен европротокол, который не требует от участников вызова на место происшествия сотрудников ГИБДД. Тем не менее, их отсутствие на месте ДТП не станет причиной для отказа в страховых компенсациях. Конечно, в том случае, если он заполняется правильно. Такое решение законодателей связано с тем, что несмотря незначительный ущерб и отсутствие пострадавших при ДТП, тем не менее, вызывает необходимость оставления автомобилей в исходном положении.

Это на достаточно длительное время вызывает затруднение дорожного движения на данном участке автодороги. Несмотря на то, что оформление ДТП по европротоколу на территории нашей страны давно разрешено, распространенной практикой этот вариант пока не стал. Отчасти, это связано с банальным незнанием водителями основных условий, когда ДТП на дороге может быть оформлено самостоятельно, без привлечения сотрудников ГИБДД.

Когда допускается составление европротокола

Перед тем, как зафиксировать ДТП по европротоколу, крайне важно ознакомится с условиями, когда такой шаг допускается:

  • участие в ДТП принимают только два автомобиля, не более;
  • не страдает имущество третьих лиц или муниципальная собственность;
  • оба ТС имеют страховку ОСАГО/«зеленая карта»;
  • у обоих участников столкновения одинаковые взгляды на причину произошедшего, любые разногласия отсутствуют.

Внимание! Если имеются пострадавшие, здоровью которых нанесен ущерб любой степени тяжести, оформление бланка европротокола недопустимо - необходимо вызывать сотрудников ГИБДД. Если в ДТП участвует лишь одно авто, которое наехало на определенное препятствие, европротокол также не оформляется.


Если все условия для оформления такого протокола соблюдены, на дороге выставляется знак аварийной остановки. Участники дорожного происшествия тщательно обговаривают все условия, осуществляют предварительную оценку причиненного/понесенного ущерба помня о том, что лимит на выплату по правильно оформленному бланку европротоколу составляет до 50000 рублей - он установлен для протоколов, оформленных после 2 августа 2014 года. Если предполагаемый ущерб оценивается автовладельцами в большую сумму, потребуется вмешательство сотрудников ГИБДД.

Алгоритм действий водителя после ДТП

После совершения дорожно-транспортного происшествия, в первую очередь следует убедиться в отсутствии пострадавших, и только после этого приступать к оценке возможности оформления бланка европротокола. Оптимально действовать следующим образом:

При фото- и видеофиксации обязательно следует уделять внимание таким деталям, как общий план, тормозной путь, разбившиеся детали автомобилей в месте их текущего нахождения. Обязательно фотографируются оба поврежденных автомобиля со всех сторон, и отдельно крупным планом места повреждений. Стоит помнить, что, если сумма предстоящего ремонта предполагается выше 50 000 рублей, а ОСАГО оформлено до августа 2014 года, бланк европротокола лучше не оформлять, поскольку в этом случае максимальная выплата со стороны страховщика не превысит 25 000 рублей.

Каким образом получить по европротоколу 400 000 рублей

В ближайшее время сумма страховой выплаты при ДТП и самостоятельном оформлении европротокола может увеличиться практически до полумиллиона рублей. Многие уже окрестили такой протокол безлимитным. Перед тем, как оформить бланк европротокол с целью получения такой внушительной суммы, следует обязательно уточнить один момент - оборудованы ли автомобили-участники ДТП современными спутниковыми системами, которые могут подтвердить все нюансы произошедшего столкновения.

Это связано с многочисленными попытками автовладельцев фальсифицировать, к примеру, записи с установленных в автомобиле видеорегистраторов в свою пользу. Технически это сделать не так сложно, что и обуславливает такие требования со стороны всех страховых компаний. Стоит понимать, что далеко не каждая спутниковая система подходит под строгие требования страховых компаний - их перечень представлен в соответствующих документах и регламентах, с которыми можно ознакомится непосредственно в своей компании или на ее сайте.

Чтобы выплаты по европротоколу в 2016 году могли доходить до 400000 рублей, в страховую компанию придется предоставить не только материалы, о которых говорилось выше, но и данные со спутниковой системы навигации. Подделать данные, полученные со спутника невозможно. На данный момент такие выплаты имеют ряд ограничений. Полис ОСАГО должен быть оформлен после первого октября 2014 года, а само ДТП зафиксировано в Москве и области или в Санкт-Петербурге/области. При этом, сам полис может оформляться в любом регионе страны.

Как правильно составить европротокол при ДТП

Для того, чтобы страховая компания безоговорочно приняла бланк, его нужно правильно заполнить. Для этого не разрешается применение карандашей, перьевых или гелевых ручек - бланк заполняется исключительно шариковой ручкой. Перед заполнением самого бланка обратить внимание на его внешний вид - должна присутствовать лицевая и обратная сторона, а все необходимые данные, присутствующие в верхней его части были продублированы и в нижней.

Согласно действующему закону, заполнение бланка европротокола при ДТП требуется в единственном экземпляре - неважно какому водителю он будет принадлежать. Бланк включает в себя две колонки, в которые вносятся данные об автомобиле каждым участником ДТП. Особое внимание следует обращать на корректность заполнения описания повреждений - здесь факты должны излагаться лаконично и четко. Не допускаются лирические отступления о предстоящих сложностях при подборе краски или покупке запчастей. Обязательно указывается информация о месте и времени ДТП, в подробностях описываются все имеющие значение обстоятельства.

Крайне важно внимательно и правильно заполнять 17-й пункт бланка европротокола. Он должен правдиво отображать не только схему дорожно-транспортного происшествия, но и схему самой проезжей части. Обязательно схематичное изображение существующей дорожной разметки, направления движения обоих ТС перед столкновением, наличие светофоров и дорожных знаков. Стоит обратить внимание и на наличие посторонних предметов на обочине или самой проезжей части - если они имеют отношение к случившемуся. Все, что не уместилось в основных графах, но также имеет непосредственное значение для компании-страховщика, может быть отображено в графе «Замечания».

За достоверность всей имеющейся в бланке европротокола сведений обязаны поставить подпись оба водителя. Они расписываются в обеих частях бланка - своей и второго участника аварии. После того, как заполнение лицевой стороны закончено, следует обратить внимание на оборотную сторону бланка. Здесь следует отразить все дополнительные, даже незначительные моменты, которые могут вызывать интерес страховой компании. Если дополнительных сведений слишком много, и их невозможно уместить в отведенных для этого графах, можно продолжить описание на простом чистом листе бумаги, а в самом бланке европротокола ставится пометка «с приложением». Оно также подписывается обоими водителями.

Заполнение бланка европротокола при ДТП 2016 - мелочи имеют значение

Достаточно часто можно наблюдать такую ситуацию, когда бланк европротокол вроде бы уже заполнен, но после разъединения всех бланков автовладельцы обнаруживают некоторые неточности в заполнении, либо требуется внести определенные коррективы в обстоятельства всего случившегося. Чтобы бланк европротокола не потерял своей легитимности и был гарантированно принят страховой компанией изменения вносятся в обе его части, после чего все внесенные исправления обязательно заверяются обоими участниками ДТП.

Необходимо понимать, что в случае некорректного заполнения бланка европротокола, если страховщик сочтет, что в нем перечислены далеко не все обстоятельства, влияющие на произошедшее происшествие, она имеет право начать собирать эти сведения самостоятельно. В этом случае крайне вероятно существенное увеличение времени, которое требуется для получения выплаты владельцем поврежденных авто. Кроме того, если компания выяснит, что не внесенные в европротокол сведения относятся к категории важных, все произошедшее вообще может не признаться страховым случаем - ни о каком возмещении в этом случае речи вестись не будет. В помощь правильному оформлению бланка европротокола - следующее видео:

Европротокол оформлен - что делать дальше

После корректного заполнения бланка европротокола его необходимо в самые сжатые сроки передать в страховую компанию. Сделать это допустимо как при личном визите, так и по почте. Необходимо знать, что самостоятельный ремонт автомобиля недопустимо начинать в течение первых 15-дней с момента произошедшего ДТП. Это важно, поскольку в страховой компании могут возникнуть сомнения в достоверности предоставленных сведений, и она захочет через своего эксперта убедиться в их достоверности.

Нередко бывает и так, что в компании обязательно требуют экспертизы авто, о чем его владелец уведомляется соответствующим образом. В этом случае, в течении пяти дней с момента получения уведомления, авто должно быть предоставлено страховщику. При несоблюдении этих требований компания вправе применять определенные санкции. Скачать бланк европротокола можно здесь.

Европротокол - отличная альтернатива вызову сотрудников ДПС на место аварии. Для его оформления должны быть соблюдены 3 важных законодательных условия. Но тонкостей , которые помогут решить, оформлять ДТП без инспекторов ГИБДД или нет, гораздо больше. Итак, правила европротокола при ДТП на 2019 год в удобном формате вопросов и ответов.

Что такое европротокол?

Это упрощённая схема самооформления аварии и непосредственно бланк оповещения страховой компании. На 2019 год существует 2 основных правовых документа, регулирующих правила оформления европротокола. И, по правде говоря, ни в одном из них Вы вообще не найдёте ни слова о нём. Там речь идёт только об упрощённой схеме оформления ДТП. А самим термином "европротокол" обычно именуют бланк извещения об аварии, просто он заполняется без вызова сотрудников ГИБДД.

Европротокол заполняется в двух экземплярах - каждой стороной ДТП заполняется свой. А затем оба участника ставят подписи в обоих экземплярах, перепроверив все записи и отмеченные пункты.

Когда можно оформить?

Есть 2 группы критериев для оформления ДТП по европротоколу: законодательно обязательные и обязательные по другим критериям. Первые регулирует ФЗ "Об ОСАГО" в своей статье 11.1 . Вторые описаны в Правилах страхования по всему регламенту и исходят из здравого смысла.

Законодательно европротокол можно оформлять, если:

  1. в ДТП пострадало только имущество (нет вреда здоровью или погибших),
  2. участников ДТП только двое (даже если пострадало имущество этих владельцев),
  3. у обоих участников ДТП нет споров по поводу виновности в аварии и по повреждениям имуществу.

А вот другие обязательные условия, которые помогут Вам решить, звонить ли в ГИБДД или оформиться по европротоколу:

  • обе стороны имеют возможность в первые 5 дней после аварии отвезти каждый свой бланк европротокола к своему страховщику и отложить ремонт автомобиля на срок 15 дней после дорожно-транспортного происшествия,
  • сумма ущерба точно не превышает 50 тысяч рублей,
  • у Вас есть возможность сфотографировать или записать на видео (можно на телефон) все обстоятельства ДТП.

В том случае, если виновная сторона не отдаст свой бланк европротокола своему страховщику в течение 5 дней или не представит/отремонтирует свой автомобиль в срок ранее 15 дней, то страховая вправе выставить регресс (ст. 14 , пп. "ж" и "з" ФЗ "Об ОСАГО").

Как оформляется ДТП с европротоколом?

Достаточно просто! Порядок оформления приводим по пунктам:

  1. сначала в соответствии с пунктами 2.5 и 2.6.1 ПДД Вы обязаны выставить знак аварийной остановки и включить "аварийку",
  2. далее, не трогая автомобили договариваетесь с вторым участником о виновности, оцениваете сумму ущерба и решаете оформляться по европротоколу или вызывать ГИБДД,
  3. обязательно фотографируете или снимаете на видео место ДТП, сами автомобили, повреждения, дорожные знаки, если они имеют значение,
  4. если автомобили мешают движению, убираете их в безопасное место (но только после фотографирования/видеозаписи места и обстоятельств аварии)
  5. приступаете к заполнению извещения - каждый водитель сначала заполняет свой бланк, а затем столбец 1 или 3 (см. бланк ниже) второго экземпляра, ставите подписи и текущую дату и время,
  6. далее обе стороны ДТП должны предоставить свой оформленный бланк "еврика" каждый своему страховщику, а ещё не чинить свою машину первые 15 дней после аварии.

Обязательно при передаче европротокола зафиксируйте это на видео или отправьте заполненный бланк почтой с описью вложений. Были реальные случаи, когда виновник выполнил это условие, но страховая компания затем направила ему регресс, якобы тот не представил свой бланк, а виновник просто не смог доказать обратное.

Европротокол - бланк 2019

Бланк европротокола утверждён Положением Банка России №431-П и имеет строгую форму заполнения. Фактически, это один лист бумаги формата A4, с обеих сторон которого необходимо заполнить соответствующие поля.

Вот сам бланк европротокола (обе страницы представлены друг за другом):

Бланк европротокола для распечатки

Изображение бланка выше можно скачать и распечатать. Но для удобства приводим бланки для распечатки в более удобном виде:

  • отдельные изображения: скачать страницу 1 и страницу 2 бланка;
  • скачать бланк европротокола в формате DOC (MS Word).

В случае картинок распечатайте сначала первую страницу европротокола, затем положите тот же лист бумаги в принтер другой стороной и распечатайте, таким образом, на второй стороне листа оборотную страницу.

В случае документа Word просто нажмите "печать" или Ctrl+P на компьютере под Windows и выберите опции печати всех листов и двустороннюю печать.

Вопреки возможным вопросам - бланк европротокола можно распечатать чёрно-белым. Цветной вариант не утверждён в качестве обязательного. Обязательны только наличие всех граф и записей в нём.

Ниже приводим образец заполненного европротокола. Тонкости его заполнения не очень сложные, но необходимо учесть небольшой ряд факторов:

  • в примечании (п. 2 второй страницы) крайне желательно, чтобы виновник прямо написал о признании своей вины (в образце европротокола эта запись отмечена красным цветом),
  • по схеме ДТП, списку повреждений и примечанию не должно быть противоречий.

В остальном ничего не должно вызывать вопросов и разногласий между участниками ДТП.

Европротокол можно заполнять от руки (по-другому у Вас вряд ли получится, ведь он заполняется на месте ДТП). В среднем столбце отмеченные пункты должны быть одинаковыми на обоих экземплярах. А остальные - не вызывать разногласия и не противоречить друг другу.

При этом, каждый водитель заполняет соответствующую себе графу (первую или третью) не на своём бланке. То есть оба экземпляра бланков европротокола должны быть заполнены во всех 3 столбцах.

Какие документы подавать в страховую?

Поэтому, если Вы законопослушный потерпевший, а у виновника не оказалось страховки, то единственный вариант здесь получить выплату или ремонт от страховщика - это наличие у Вас страховки Каско, так как по ОСАГО страхуется ответственность виновника. Увы, но это так.

Можно оформить европротокол, если водитель - иностранец?

Можно, но только если у него есть российский полис ОСАГО. В случаях, когда у него страховка также иностранная, и он въехал на территорию РФ временно, либо у него только Гринкарта, то оформляться по европротоколу нельзя.

Моя страховая - банкрот, что делать?

Если страховая компания потерпевшего, куда он должен обращаться с заполненным бланком европротокола, оказалась банкротом, то обращаться нужно в страховую виновника. При этом, не важно, до или после ДТП страховая компания была признана банкротом.

У потерпевшего тоже 5 дней для оповещения?

По закону да. Фактически, бланк заполненного европротокола подаётся в компанию вместе с заявлением, и пропуск этого срока ни на что не влияет - нет ни штрафа, ни отказа в выплате по закону на 2019 год за это. Есть только срок исковой давности, который, согласно Гражданскому кодексу, составляет 3 года.

У меня нет банковской карты - что делать?

Начать следует в того, что в 2019 году страховые всё же чаще дают направление на ремонт автомобиля, а не производят выплату деньгами. Но по взаимной договорённости может быть и денежная компенсация.

Были случаи, когда страховые компании требовали завести карту специально для осуществления выплаты. Это незаконно, потому как ничего не обязывает выгодоприобретателя получать компенсацию только безналичным расчётом. Для получения наличными просто укажите об этом в заявлении на выплату.

Недостаточная правовая грамотность вредит в первую очередь самим автолюбителям. Например, далеко не всем участникам дорожного движения известно, что такое и как его оформлять. Однако эта информация считается крайне важной. Ведь самостоятельная подготовка документов по аварии значительно сокращает процесс разбирательств.

Причем по оценкам специалистов в будущем количество водителей, желающих напрямую общаться со страховой компанией, будет только расти. И хотя уже часть наших сограждан знает, в каких случаях составляется Европротокол при ДТП, само заполнение бланка по-прежнему вызывает много вопросов. Эта статья даст на них исчерпывающие ответы.

Как бесплатно скачать бланк Европротокола

В российском законодательстве понятие Европротокола отсутствует. Слово заимствовано из европейской практики, где водители оформляют аварии без привлечения полиции в 80% случаев. В России Европротоколом называют и процедуру самостоятельного заполнения бумаг участниками аварии, и официальный документ, в котором фиксируются обстоятельства происшествия - .

Удавалось ли Вам получить страховое возмещение после отказа в выплате?

Поскольку многие автовладельцы ищут сведения о том, где в 2019 году взять бланк и пример оформления Европротокола для фиксации ДТП, мы предоставили всю необходимую информацию в этом обзоре, включая и сами документы.

Новый бланк Европротокола введен банком России с 20.10.2017. Он действует для всех договоров ОСАГО, заключенных после указанной даты. Отличить новую форму можно по записям в правом верхнем углу:

Приложение 2 к Указаниям Банка России от 14 ноября 2016 года № 4192-У…
Приложение 5 к Положению Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П…



Предыдущие формы Извещения о ДТП утверждались МВД РФ. Скачать актуальный бланк Европротокола можно ниже по ссылке.

Скачать бланк Европротокола

Водители, оформившие полис ОСАГО до 20.10.2017, на время его действия, могут использовать бланки, выданные страховой компанией при заключении договора, - форму, утвержденную Приказом МВД РФ № 155 от 01.04.11. Надпись в правом верхнем углу должна ссылаться на соответствующий документ.

Бланки практически не отличаются, а то, как составляется Европротокол при ДТП, логичнее всего рассмотреть на примере новой формы Извещения.

Как правильно оформить Европротокол при ДТП без вызова ГИБДД


Извещение о ДТП заполняется при любой аварии, где причинен вред:

  • имуществу других физических или юридических лиц;
  • жизни и здоровью людей, включая пассажиров транспортного средства.

Оформление по Европротоколу возможно:

  • если в ДТП участвовало 2 автомобиля;
  • оба водителя застрахованы по ОСАГО;
  • причинен вред только автомобилям-участникам;
  • между участниками нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП и причиненного ущерба;
  • сумма ущерба не больше 50 000 рублей (в рамках пилотного проекта для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей - не больше 400 000 рублей, при условии фиксации аварии на устройства, поддерживающие ГЛОНАСС).

Если все критерии выполнены, водители могут приступать к заполнению Европротокола.

Порядок действий при заполнении Извещения о ДТП в 2019 году

Извещение о ДТП состоит из трех листов - двух бланков для участников и Инструкции по заполнению документа. Лицевая часть второго бланка - самокопирующаяся. При заполнении первого экземпляра Европротокола, информация отпечатывается на втором. Если документ скачан из интернета, потребуется заполнить оба экземпляра вручную.

Вот основные правила, диктующие автолюбителю как самостоятельно составить Европротокол без ГИБДД, чтобы :

  1. Вносить сведения в поля документа необходимо шариковой ручкой, чтобы на втором листе оставался четкий отпечаток.
  2. Писать разборчиво, лучше печатными буквами.
  3. Обязательно заполнение обеих страниц бланка для каждого водителя.
  4. Все исправления должны быть заверены подписями.

Для оформления ДТП по Европротоколу используется только один комплект Извещений. Неважно, кто из водителей его представит.

Пошаговая инструкция по заполнению Европротокола


Лицевую форму Извещения о ДТП водители оформляют сообща на месте аварии, чтобы избежать противоречий об обстоятельствах происшествия. Если в этой части документа присутствуют исправления, они должны быть заверены подписями обоих водителей. На лицевой стороне протокола размещены 18 пунктов.

Пункт 1. Место ДТП. Указывается адрес, по которому произошло столкновение, - город, улица, ближайший дом. Например: гор. Москва, ул. Шолохова, д. 18. Если авария произошла на перекрестке, указывается пересечение улиц. При столкновении за пределами населенного пункта в протокол вписывается название трассы, километр и направление. Пример: Е95 154 км, направление - из Санкт-Петербурга в Москву.

Пункт 2. Дата ДТП вносится в формате: ДД.ММ.ГГГГ ЧЧ:ММ, где ЧЧ:ММ - время происшествия.

Следующие пункты Извещения о ДТП должны быть заполнены согласно критериям Европротокола. При несоответствии необходимо вызывать полицию.

Пункт 3. Количество поврежденных ТС - 2.

Пункт 4. Количество раненных и погибших (п. 4) - ставятся прочерки или нули.

Пункты 5 и 6. Проставляются галочки «Нет» в пункте о проведении освидетельствования на состояние опьянения (п. 5), а также разделах по материальному ущербу другим транспортным средствам и другому имуществу (п. 6).

Пункт 7. Указываются свидетели происшествия - Ф.И.О., адрес, телефон, при их наличии. Если свидетели - пассажиры из автомобиля участника, их фамилии следует подчеркнуть для уточнения. При отсутствии - ставится надпись «нет свидетелей».

Пункт 8. Галочка «Нет» в поле «Оформление сотрудниками ГИБДД».

Пункты с 9 по 17 водители заполняют каждый для своего транспортного средства. Для ТС «А» - правый столбик, ТС «Б» - левый. Для пунктов 9–12 сведения берутся из следующих документов:

  • свидетельства транспортного средства;
  • водительского удостоверения;
  • доверенности (при наличии);
  • страхового полиса.

Пункт 13. Место первоначального удара. Нужно выбрать транспортное средство, соответствующее ТС участника (грузовой или легковой автомобиль, мототранспорт), и указать стрелкой, куда пришелся первый удар.

Пункт 14. Характер и перечень повреждений. Описывается характер повреждений и детали, на которых они произведены. При описании характера повреждений используются слова - царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина). Следует составить полный перечень видимых наружных повреждений. Иначе страховщик может решить, что неуказанные поломки получены при других обстоятельствах. Внутренние повреждения устанавливает экспертиза.

Пункт 15. Замечания. Сюда можно внести обстоятельства аварии, не указанные в п. 16 протокола. Здесь же ставятся подписи водителей, удостоверяющие правильность оформления своих данных на лицевой стороне протокола.

Пункт 16. Обстоятельства ДТП. Вносятся отдельно по каждому автомобилю. Водитель ТС «А» заполняет правый столбик, водитель ТС «Б» - левый. Каждый участник должен внимательно прочитать варианты маневров и отметить пункты, соответствующие своему поведению на дороге. В конце указывается количество выделенных пунктов.

Пункт 17. . На плане нужно отразить место столкновения и положение машин относительно друг друга и объектов дорожной инфраструктуры. Помечаются названия улиц. Важно нанести все объекты, доказывающие виновность или невиновность водителей - направление движения, дорожные знаки, разметку.

Пункт 18. Подписи водителей, удостоверяющие отсутствие разногласий по п. 14, 15, 16, 17. После заполнения данного пункта не допускаются односторонние изменения лицевой стороны протокола.


Обратная сторона Европротокола дополняет информацию по происшествию. Ее каждый водитель заполняет самостоятельно в ближайшее удобное время и подписывает единолично. На обратной стороне 7 пунктов.

Пункт 1. Галочкой отмечается, водитель какого транспортного средства - «А» или «Б» заполняет вторую часть Извещения о ДТП.

Пункт 2. Обстоятельства ДТП. В этом пункте описываются маневры машин и действия водителей до, во время и после аварии. Что характерно, многие водители до сих пор не знают, как заполнить обстоятельства ДТП. Здесь все предельно просто - писать нужно коротко и по делу, отражая все значимые факты происшествия:

  • дату;
  • время;
  • место происшествия;
  • направление движения;
  • примерную скорость автомобиля;
  • какие действия и маневры совершали водители.

Пункт 3. ТС находился под управлением собственника или иного лица - галочкой отметить пункт, соответствующий обстоятельствам.

Пункт 4-5. Участие более двух транспортных средств (п. 4) и ущерб, причиненный другому имуществу (п. 5). По Европротоколу ставятся прочерки во всех полях.

Пункт 6. Может ли ТС передвигаться своим ходом. «Да» или «Нет» выбрать галочкой.

Пункт 7. Примечание. В этом разделе можно написать другие важные сведения, не указанные в других пунктах, например, информацию о фиксации происшествия видеорегистратором.

Для наглядного и более полного восприятия информации рекомендуем скачать образец заполнения Европротокола.

Скачать образец заполнения Европротокола

Можно даже с помощью описанной выше инструкции попробовать самостоятельно заполнить бланк - приобретенные благодаря такой тренировке навыки не будут лишними.

Как заполнять по КАСКО


Автолюбителей, застраховавшихся по КАСКО, традиционно интересует стандартный вопрос, можно ли по Европротоколу обратиться в страховую компанию и получить возмещение. Таким водителям не стоит сомневаться, так как для этих целей и внедрялась вся эта система оформления. Соответствующие Указания ЦБ РФ опубликовал 01.10.2014 в Вестнике Банка России. Порядок заполнения Извещения о ДТП идентичен ОСАГО.

При ДТП водители обязаны убрать транспортные средства с проезжей части, если в аварии были повреждены только автомобили и при этом создаются помехи для движения других участников движения. Предварительно необходимо зафиксировать расположение автомобилей с помощью фото- или видеозаписи.

Если виновность кого-либо из участников ДТП вызывает сомнения или участники происшествия не согласны с его обстоятельствами, необходимо позвонить в полицию (телефон 02, 112 или 911) и следовать указаниям сотрудника полиции. Дальше участники аварии (по указанию инспектора полиции) следуют для оформления ДТП либо на ближайший пост ДПС, либо в ближайшую дежурную часть ГИБДД, где и производится оформление аварии.

Если спора о виновности нет, а характер и перечень повреждений транспортных средств не вызывает разногласий, участники самостоятельно (не обращаясь в полицию) фиксируют происшествие и следуют на ближайший пост ДПС или в дежурную часть ГИБДД для дальнейшего оформления аварии и получения необходимых документов.

В этом случае нужно обязательно зафиксировать расположение транспортных средств, следов столкновения и привязку к стационарным объектам (дома, магазины и пр.).

Можно обойтись и вовсе без оформления ДТП, если повреждены транспортные средства или иное имущество только участников происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов. Например, каждый автомобиль застрахован по каско, повреждения минимальны, а для получения страхового возмещения (по правилам страхования) не нужны справки (уточните этот пункт в вашей страховой компании). Либо повреждения минимальны (царапины или потертости) и участники ДТП не собираются обращаться за компенсацией и не имеют друг к другу претензий. В этом случае необходимо согласие водителей. Достаточно оформить такое согласие в виде расписки, где указать, что никаких претензий у участников друг к другу нет и отсутствует необходимость в оформлении ДТП.

Если повреждения невелики (подробнее о том, как оценить степень повреждений, читайте в нашей статье), можно оформить происшествие без участия сотрудников полиции по европротоколу.

Для этого необходимо заполнить бланк извещения о ДТП, который прилагается к полису ОСАГО (как правило, вручается страхователю при заключении договора ОСАГО).

Обязательные условия для оформления ДТП по европротоколу

Ограничение суммы по повреждениям:

  • 25 тыс. руб. - если хотя бы один из договоров ОСАГО участников ДТП заключен до 02.08.2014;
  • 50 тыс. руб. - если договоры обоих участников заключены после 02.08.2014;
  • 400 тыс. руб. - с 01.10.2014 года для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, если ДТП было зафиксировано с помощью видеорегистратора. Видеорегистраторы должны быть оборудованы системами, фиксирующими факт ДТП и его место с применением глобальных навигационных спутниковых систем (ГЛОНАСС или иных систем до 1 января 2017 года, после этой даты - ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными системами).
ВАЖНО: Если впоследствии выяснится, что сумма ущерба больше названных лимитов, пострадавший вправе предъявить требование о компенсации недостающей суммы непосредственно с виновника.
Оформив ДТП по европротоколу, можно обратиться в страховую компанию и по полису каско. В этом случае ограничение по сумме выплаты будет такое же, как в ОСАГО.

Иные обязательные условия для оформления европротокола включают в себя:

  • не был причинен вред здоровью участников ДТП (включая пассажиров и пешеходов);
  • в ДТП участвовало два транспортных средства (важно: если один из автомобилей с прицепом, оформлять по еропротоколу нельзя!);
  • оба водителя имеют действующие полисы ОСАГО (проверьте, чтобы второй участник ДТП был вписан в полис), для иностранных автомобилей необходимо наличие «Зеленой карты» (когда ответственность владельца застрахована в соответствии с международной системой страхования ответственности);
  • все обстоятельства аварии, ее характер, перечень повреждений, степень вины и так далее не вызывают разногласий у двух участников аварии (если есть хоть малейшие споры, то придется оформлять ДТП либо на посту ДПС, либо с участием сотрудников ГИБДД на месте. Отсутствие разногласий подтверждается подписями двух водителей - участников ДТП в извещении о ДТП.

Особенности оформления ДТП по европротоколу

Фото- и видеофиксация

Фото- или видеосъемка должна быть выполнена не позже 60 минут после дорожно-транспортного происшествия.

Что должно быть зафиксировано:

  1. Государственные регистрационные знаки транспортных средств участников дорожно-транспортного происшествия или идентификационные номера (VIN) (в случае отсутствия государственных регистрационных знаков транспортных средств);
  2. Повреждения транспортного средства;
  3. Расположение транспортных средств участников дорожно-транспортного происшествия с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым объектам (дома, магазины и пр., чтобы было видно название улицы и номер дома).

Заполнение бланка европротокола (извещения о ДТП)

Оба водителя заполняют одно извещение о ДТП. Бланк извещения самокопируемый. Один водитель заполняет колонку «А», другой ― колонку «В». После заполнения лицевой стороны извещения, бланк разъединяется - по одному экземпляру для каждого водителя. На обороте водители заполняют каждый свой бланк.

Лицевая сторона извещения о ДТП

На лицевой стороне извещения должна содержаться информация о месте, дате, времени ДТП, сведения об участниках аварии, о свидетелях, о страховщиках, о характере и перечне видимых поврежденных деталей и элементов, обстоятельствах ДТП и т.п. (заполняются все графы и поля, имеющиеся на лицевой стороне бланка Извещения о ДТП).

В п. 14 указываются характер и перечень всех видимых повреждений деталей автомобиля. Указываем кратко все повреждения (например, вмятина на левом переднем крыле). Скрытые повреждения будут выявлены и описаны при осмотре автомобиля экспертами после обращения в страховую компанию.

В п. 15 «Замечания» можно указать дополнительные сведения, если что-то не указали в п. 16 «Обстоятельства ДТП».

В п. 16 отмечаются обстоятельства ДТП (в крупных клетках, расположенных внизу, заполняется число отмеченных клеток). Заполняйте внимательно. Если автомобиль во время столкновения стоял, отмечайте соответствующий квадратик (клетку).

В п. 17 составляется схема ДТП. Схематично фиксируются транспортные средства после ДТП и обозначается направление движение каждого до момента столкновения.

Извещение подписывается каждым водителем в п. 15 и 18.

Оборотная сторона извещения о ДТП

Оборотную сторону извещения каждый водитель заполняет самостоятельно.

Пустые графы можно отметить прочерком. После подписания и разъединения бланков не допускается никаких изменений, исправлений или дополнений.

После оформления ДТП и заполнения бланка Европротокола, желательно сделать копию своего экземпляра. В дороге вас может остановить инспектор ДПС и поинтересоваться причиной разбитого автомобиля. В этом случае будет достаточно показать копию извещения о ДТП.

Действия водителей после оформления ДТП по европротоколу

Потерпевший

В течение пяти рабочих дней потерпевший обращается в свою страховую компанию и передает страховщику:

1) бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии;

2) заявление о прямом возмещении убытков (заполняется в произвольной форме, или (чаще всего) образец предоставляется страховой компанией, где нужно заполнить необходимые графы);

3) электронный носитель с информацией (карта памяти с фото- или видеозаписью с места ДТП). При этом указывается, что вы не вносили изменений в фото и (или) видеозапись, то есть информация является некорректированной.

Виновник

Направляет бланк извещения о ДТП в свою страховую компанию. В течение пятнадцати дней с момента аварии не имеет права ремонтировать свой автомобиль. Если нужно приступить к ремонту, нужно предоставить машину к осмотру в страховую компанию потерпевшего или получить разрешение на начало ремонта.