Санкция предполагающая применение к нарушителю. Виды санкций

Процесс правоприменения осуществляется в определенной последовательности. Как отмечается в юридической литературе, применение права - сложная, многоступенчатая деятельность, в которой могут быть выделены главные звенья - стадии, характеризующие саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела. Ученые неодинаково подходят к определению стадий процесса применения норм права.

В одних случаях выделяют три стадии этого процесса, в других - девять, говоря о наличии подстадий и др.

Это связано с тем, что одни авторы объединяют ряд последовательных действий по осуществлению правоприменения в одну стадию (подразумевая под ней достижение определенного промежуточного результата), в то время как другие выделяют эти действия в качестве самостоятельных стадий (исходя из того, что стадия - это и есть одно из логически последовательных действий правоприменения).

С учетом выше сказанного можно выделить, на мой взгляд, следующие основные стадии процесса реализации юридических норм:

  • 1. Установление, анализ и оценка фактических обстоятельств дела;
  • 2. Выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению;
  • 3. Проверка подлинности текста правовой нормы;
  • 4. Толкование правовой нормы, разрешение возможных коллизий между нормами;
  • 5. Принятие решения по делу и издание акта применения правовой нормы, доведение его содержания до сведения исполнителей;
  • 6. Реализация принятого акта.

Примеры видов санкций правовых норм.

Санкция - это понятие как элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию.

По степени определенности санкции могут быть абсолютно определенными (штраф) и относительно определенными, указывающими высший и низший пределы наказания (от двух до пяти лет лишения свободы), или только высший (до 10 дет лишения свободы), или только низший пределы (не менее пяти лет лишения свободы).

Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В гипотезе и диспозиции данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению.

В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. Меры поощрения могут «расти» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально тяжести преступного деяния.

Негативными санкциями считаются правовые наказания за противоправное поведение, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

На примере таблицы мы видим прямую связь:

В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие виды. Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба).

Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение) противоправного поведения.

Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.).

Назначение указанных мер - устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав. Данные меры в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств.

По степени определенности (т. е., по объемам и размерам неблагоприятных для нарушителей последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные.

Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания. Это может быть мера уголовно-правового воздействия (например, тюремное заключение, ссылка, высылка), гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф). Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел.

Например, согласно ст. 166 УК РФ неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбирать одну из названных в законе мер государственного принуждения.

Кумулятивные (смешанные, сложные) санкции.

Они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер. Наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.

Санкции – охранники норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нор­мы. Нормы защищены с двух сторон – со стороны ценнос­тей и со стороны санкций.

Социальные санкции – разветвленная система вознаграж­дений за выполнение норм, т.е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т.е. за девиан-тносгь.

Конформизм представляет собой внешнее согласие с об­щепринятыми нормами, когда внутренне индивид может сохра­нять в себе несогласие с ними, но никому не говорить о том.

Конформизм – цель социального контроля. Однако це­лью социализации конформизм не может быть, ибо она до­лжна завершаться внутренним согласием с общепринятым.

Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негатив­ные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата:

Позитивные негативные

ФОРМАЛЬНЫЕ

НЕФОРМАЛЬНЫЕ

Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одоб­рение со стороны официальных организаций (правительст­ва, учреждения, творческого союза): правительственные на­грады, государственные премии и стипендии, пожалован­ные титулы, ученые степени и звания, сооружение памят­ника, вручение почетных грамот, допуск к высоким до­лжностям и почетным функциям (например, избрание пред­седателем правления).

Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дру­жеская похвала, комплименты, молчаливое признание, до­брожелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных ка­честв, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительствен­ными указами, административными инструкциями, пред­писаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, от­лучение от церкви.

Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порица­ние, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддержи­вать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжела­тельный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельето­на, разоблачительная статья.

Итак, социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля. Санкции вместе с ценностями и нормами со­ставляют механизм социального контроля. Социальные санк­ции представляют собой систему вознаграждений и наказа­ний. Они делятся на четыре типа: позитивные и негативные, формальные и неформальные. В зависимости от способа вы­несения санкций – коллективного или индивидуального – социальный контроль может быть внешним и внутренним (самоконтроль). По степени интенсивности санкции бывают строгими, или жесткими, и нестрогими, или мягкими.

Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, кото­рые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым. Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяж­кое преступление – тюремное заключение. Когда мы ожида­ем от другого человека определенного поступка, то надеем­ся, что он знает не только норму, но и следующую за ним санкцию.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое це­лое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

Применение социальных санкций в одних случаях требу­ет присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Уволь­нение оформляется отделом кадров учреждения и предпол­агает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебно­го разбирательства, на основании которого выносится су­дебное решение. Привлечение к административной ответствен­ности, скажем, штрафование за безбилетный проезд, пред­полагает присутствие официального транспортного контро­лера, иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета.

Санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц. Санкции никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санк­ций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.


По степени определенности вида и меры наказания, установленной государством, за правонарушение.
1) абсолютно-определенные санкции - устанавливающие один вид наказания, и строго определенную его меру;
2) относительно-определенные санкции - устанавливающие один вид наказания за совершение правонарушения, но дающие свободу правоприменителю в определении меры наказания (его размера) в рамках одного вида наказания;
3) альтернативные санкции - устанавливающие два и более вида наказания за одно правонарушение, одно из которых может назначено виновному;
4) сложные санкции - предусматривающие два и более вида наказания за одно правонарушение, применяемые вместе.
По целям воздействия:
1) карательные (штрафные) санкции - они нацелены, в основном, на то, чтобы наказать правонарушителя;
2) правовосстановительные санкции - главная цель которых, восстановить нарушенные в результате правонарушения права субъектов отношений.
Виды норм позитивного права (юридических норм).
Классификация норм права по функциям (целям, назначению).
Регулятивные - имеют целью довести до субъектов права, требуемые и гарантируемые государством, правила поведения. В них нет указаний на санкции, которые может применить государство к правонарушителям. Эти нормы состоят из гипотезы и диспозиции.
Охранительные (правоохранительные) - имеют целью предохранить регулятивные нормы от нарушения, определить меру воздействия государства на правонарушителей. Основной частью такой нормы является санкция, определяющая эту меру воздействия. Охранительные нормы служат в качестве юридического обеспечения регулятивных норм. Они обеспечивают реальный (позитивный) характер регулятивных норм. Регулятивные нормы, которые не обеспечены защитой охранительных норм, являются ложными, с позитивной точки зрения, нормами. Регулятивная и, обеспечивающая ее, охранительная норма составляют вместе содержание логической нормы права.
Охранительные нормы помещаются в особенной части уголовного права. Специализированные (вспомогательные) нормы права.
Они имеют специальные цели, носят как бы подсобный характер. Среди них выделяют:
1) дефинитивные нормы - закрепляют обязательные для всех понятия, используемые в законодательстве. Они обеспечивают ясность и понятность юридического языка;
2) нормы-принципы (декларативные, исходные, отправные, первичные, учредительные) - закрепляют принципы права, цели, задачи законодательных актов или отраслей права;
3) оперативные нормы - вводят или отменяют действие каких-то нормативных актов, отдельных статей законодательства;
4) коллизионные нормы - устанавливают, какая из существующих норм права или какой нормативный акт должен действовать в случаях, когда есть две и более нормы права или два и более нормативных акта, регулирующие одни и те же общественные отношения.
Классификация норм права по способам воздействия на общественные отношения:
1) обязывающие нормы, требующие от субъектов права совершить какие-либо действия;
2) запрещающие нормы - устанавливают запреты на совершение какие-либо действий, требуют бездействия;
3) управомочивающие нормы - указывают на чье-либо право совершать или не совершать какие-либо деяния.
Классификация норм права по охвату регулируемых общественных отношений:
1) общие (основные) нормы - регулируют род общественных отношений. Такие нормы требуют конкретизации. В противном случае они не реализуются вообще, по причине их излишней неопределенности;
2) специальные (конкретизирующие) нормы, регулирующие конкретный вид общественных отношений, уточняющие общие нормы;
3) исключительные нормы, регулирующие конкретный вид общественных отношений не в соответствии с общей нормой. Делают исключения из правила, установленного общей нормой. Такие нормы допустимы лишь в случаях, когда они помещаются в нормативный акт такой же силы, что и общая норма.
Классификация норм права по степени обязательности предписаний:
1) императивные нормы (категорические нормы) - это обязывающие или запрещающие нормы, содержащие категорические предписания поступать так, как указано в диспозиции нормы. Участники общественных отношений лишаются возможности поступать по иному;
2) диспозитивные нормы - это нормы, действующие лишь постольку, поскольку участники правоотношения не установили для себя иных правил поведения (действуют по умолчанию сторон).

Санкциями называются не только наказания, но и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Санкции - охранники последних. Наряду с цен­ностями они ответственны за то, чтобы люди выполня­ли нормы. Таким образом, нормы защищены с двух сторон- со стороны ценностей и со стороны санкций.

Социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т. е. за конфор­мизм (согласие с ними), и наказаний за отклонение от них, т. е. за девиантность.

Конформизм (от позднелат. соп1отш18 - подобный, сообразный) - приспособленчество, пассивное при­нятие существующего порядка, господствующих мне­ний, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, облада­ющему наибольшей силой давления (мнению боль­шинства, признанному авторитету, традициям и т. п.); податливость личности реальному или воображаемо­му давлению группы.

Конформизм представляет собой внешнее согла­сие с общепринятым порядком, поскольку внутренне индивид может оставаться несогласным с ним, не ста­вя никого в известность об этом. Конформизм - цель социального контроля, но не цель социализации, ибо последняя предполагает внутреннее согласие, «приня­тие» общепринятых норм.

Девиантность (от лат. ёеу1аИо - отклонение) - в со­циальных науках поведение, нарушающее общепри­нятые в данном обществе нормы и правила.

Выделяют четыре типа санкций - позитивные и негативные, формальные и неформальные - из которых можно составить четыре типа сочетаний, поддающихся изображению в виде логического квадрата (Рис. 6.4.).

Рис. 6.4. Типология социальных санкций

Формальные позитив}1ые санкции (Ф+) - публич­ное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): пра­вительственные награды, государственные премии и стипендии, жалованные титулы, ученые степени и зва­ния, сооружение памятника, вручение почетных гра­мот, допуск к высоким должностям и почетным функ­циям (например, избрание председателем правления).

Неформальные позитивные санкции (Н+) - пуб­личное одобрение, не исходящее от официальных орга­низаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, апло­дисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание ли­дерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-) - наказа­ния, предусмотренные юридическими законами, пра­вительственными указами, административными инст­рукциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, уволь­нение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.

Неформальные негативные санкции (Н-) - наказа­ния, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слухов, клеве­та, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение пам­флета или фельетона, разоблачительная статья.

Итак, социальные санкции играют в системе со­циального контроля ключевую роль.

Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение одних людей контролируют другие люди, опираясь на нормы, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми.

Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым.

Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие полагается официальная награда, а за тяж­кое преступление - тюремное заключение. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает не только норму, но и следу­ющую за ее выполнением (невыполнением) санкцию.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует со­провождающая ее санкция, она становится лозунгом, призывом, воззванием, перестает регулировать реаль­ное поведение, быть элементом социального контроля.

В одних случаях применение социальных санкций требует "присутствия посторонних лиц, в других - нет. Например, увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа; тюремное заключение тре­бует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится окончательное решение.

Отметим еще несколько важных моментов, касаю­щихся санкций и их применения:

санкции, применяемые к нарушителям групповых привычек, требуют наличия меньшего числа лиц; санкции никогда не применяются по отношению к самому себе;

если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внут­ри, то такую форму контроля следует считать са­моконтролем.