Метрологических правил. Нормативно правовые основы метрологии

В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа.

Рассмотрим разновидности нормативных документов, которые рекомендуются руководством ИСО/МЭК , а также принятые в государственной системе стандартизации РФ. Руководство ИСО/МЭК рекомендует: стандарты, документы технических условий, своды правил, регламенты (технические регламенты).

Стандарт – это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области . В стандарте устанавливаются для всеобщего и многократного использования общие принципы, правила, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Стандарт должен быть основан на обобщенных результатах научных исследований, технических достижений и практического опыта, тогда его использование принесет оптимальную выгоду для общества.

Предварительный стандарт это временный документ, который принимается органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенциальных потребителей, а также тех, кто может его применить. Информация, полученная в процессе использования предварительного стандарта, и отзывы об этом документе служат базой для решения вопроса о целесообразности принятия стандарта.

Стандарты бывают международными, региональными, национальными, административно-территориальными. Они принимаются соответственно международными, региональными, национальными, территориальными органами по стандартизации. Все эти категории стандартов предназначены для широкого круга потребителей. По существующим нормам стандартизации стандарты периодически пересматриваются для внесения изменений, чтобы их требования соответствовали уровню научно-технического прогресса, или, согласно терминологии ИСО/МЭК , стандарты должны представлять собой «признанные технические правила». Нормативный документ, в том числе и стандарт, считается признанным техническим правилом, если он разработан в сотрудничестве с заинтересованными сторонами путем консультаций и на основе консенсуса.

Указанные выше категории стандартов называют общедоступными. Другие же категории стандартов, фирменные или отраслевые, не являясь таковыми, могут, однако, использоваться и в нескольких странах согласно существующим там правовым нормам.

В учебнике стандарт рассматривается как одна из разновидностей нормативных документов. Однако в практике термин «стандарт» может употребляться и по отношению к эталону, образцу или описанию продукта, процесса (услуги). По существу это не является принципиальной ошибкой, хотя эталон правильнее относить к области метрологии, а термин «стандарт» использовать применительно к нормативному документу.

Документ технических условий устанавливает технические требования к продукции, услуге, процессу. Обычно в документе технических условий должны быть указаны методы или процедуры, которые следует использовать для проверки соблюдения требований данного нормативного документа в таких ситуациях, когда это необходимо.

Свод правил , как и предыдущий нормативный документ, может быть самостоятельным стандартом либо самостоятельным документом, а также частью стандарта. Свод правил обычно разрабатывается для процессов проектирования, монтажа оборудования и конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов, конструкций, изделий. Технические правила, содержащиеся в документе, носят рекомендательный характер.

Все вышеуказанные нормативные документы являются рекомендательными. В отличие от них обязательный характер носит регламент .
Регламент – это документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы. Принимает регламент орган власти, а не орган по стандартизации, как в случае других нормативных документов. Разновидность регламентов – технический регламент содержит технические требования к объекту стандартизации. Они могут быть представлены непосредственно в самом этом документе либо путем ссылки на другой нормативный документ (стандарт, документ технических условий, свод правил). В отдельных случаях в технический регламент полностью включается нормативный документ. Технические регламенты обычно дополняются методическими документами, как правило, указаниями по методам контроля или проверок соответствия продукта (услуги, процесса) требованиям регламента.

Основополагающий стандарт – нормативный документ, который содержит общие или руководящие положения для определенной области. Обычно используется либо как стандарт, либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться другие стандарты.

В терминологическом стандарте объектом стандартизации являются термины. Такой стандарт содержит определение (толкование) термина, примеры его применения и т.п.

Стандарт на методы испытаний устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например отбор пробы или образца).

Стандарт на продукцию , содержащий требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению, может быть полным или неполным. Полный стандарт устанавливает не только вышеуказанные требования, но также и правила отбора проб, проведения испытаний, упаковки, этикетирования, хранения и т.д. Неполный стандарт содержит часть требований к продукции (только к параметрам качества, только к правилам поставки и пр.).

Стандарт на процесс, стандарт на услугу – это нормативные документы, в которых объектом стандартизации выступают соответственно процесс (например технология производства), услуга (например автосервис, транспорт, банковское обслуживание и др.).

Стандарт на совместимость устанавливает требования, касающиеся совместимости продукта в целом, а также его отдельных частей (деталей, узлов). Такой стандарт может быть разработан на систему в целом, например систему воздухоочистки, сигнализационную систему и т.п.

Положения могут носить методический или описательный характер.

Методические положения – это методика, способ осуществления процесса, той или иной операции и т.п., с помощью чего можно достигнуть соответствия требованиям нормативного документа. Можно назвать нормативный документ, содержащий подобное положение, «методическим стандартом» .

Описательное положение обычно содержит описание конструкции, деталей конструкции, состава исходных материалов, размеров деталей и частей изделия (конструкции). Кроме того, нормативный документ может содержать и эксплуатационное положение , которое описывает «поведение» объекта стандартизации при его использовании (применении, эксплуатации).

Стандарт с открытыми значениями . В некоторых ситуациях ту или иную норму (или количественное значение того или иного требования) определяют изготовители (поставщики), в других – потребители. Поэтому в стандарте может содержаться перечень характеристик, которые конкретизируются в договорных отношениях.

Российская система стандартизации, конечно, опирается на международный опыт, приближена к международным правилам, нормам и практике стандартизации, но имеет и отечественный богатый опыт, так же как и свои особенности, не противоречащие, однако, вышеизложенному. Поэтому целесообразно рассмотреть разновидности нормативных документов, действующих в РФ.

Нормативные документы ГСИ устанавливают основные требования в области метрологического обеспечения. Первые метрологические стандарты были утверждены в 1966 г, а в 1979 г. - первые руководящие документы (РД 50- ......). В 1973 году в

метрологии были введены в практику документы рекомендательного характера - МИ, получившие широкое признание и распространение.

После принятия Закона были разработаны нормативные документы в виде правил (ПР 50.2.......), которые проходят регистрацию в

Минюсте и имеют обязательный характер.

Основными объектами стандартизации (регламентации) являются:

Общие правила и нормы по метрологии;

Государственные поверочные схемы;

Нормы точности измерений;

Методики выполнения измерений;

Методики поверки средств измерений.

Основополагающне нормативные документы регламентируют практически все метрологические аспекты и виды метрологической деятельности.

В группу основополагающих стандартов, правил (ПР) и рекомендаций метрологических институтов (МИ) входят около 150 документов ГСИ. Большая часть документов ГСИ регламентирует организацию и порядок выполнения различных видов метрологических работ (поверка средств измерений, разработка и аттестация методик выполнения измерений, метрологическая экспертиза технической документации, испытания средств измерений в целях утверждения типа, государственный метрологический контроль и надзор, лицензирование предприятий по различным направлениям метрологической деятельности, анализ состояния измерений, аккредитация метрологических служб, типовые положения о метрологической службе и другие вопросы). Это так называемые организационные документы.

Другая часть основополагающих документов ГСИ регламентирует методики проведения ряда метрологических работ (оценивание погрешности измерений, установление межповерочного интервала, оценивание метрологических характеристик средств измерений, выбор средств измерений, расчет экономического эффекта от внедрения средств и методик выполнения измерении, установление значений параметров методик поверки и другие вопросы).

Еще одна часть основополагающих документов ГСИ устанавливает метрологические термины и их определения, единицы величин, классы точности и нормируемые метрологические характеристики средств измерений, формы представления погрешностей и др.

В группе документов на государственные поверочные схемы около 180 ГОСТ и МИ.

Они играют значительную роль в поверочной (калибровочной) деятельности метрологических служб. При организации поверки (калибровки) государственные поверочные схемы используются непосредственно или к ним "привязываются" локальные поверочные схемы.



Документы на нормы точности измерений содержат:

погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров (ГОСТ 8.051, ГОСТ 8.549), нормы точности дозирования торговыми автоматами ГОСТ 10309), нормы точности определения массы в резервуарах (ГОСТ 8.378), нормы точности взвешивания и дозирования (ГОСТ 13712) и ряд других норм точности измерений.

В группе документов ГСИ на методики выполнения измерений около 190 ГОСТ, ПР и МИ. Эта группа документов в ближайшее время будет развиваться, т.к. использование таких документов существенно облегчит применение аттестованных методик выполнения измерений, что требует Закон РФ "Об обеспечении единства измерений"(ст.9).

Наиболее многочисленная группа документов ГСИ - НД на методики поверки средств измерений. В ней около 1900 ГОСТ, и МИ. В этих документах регламентированы методы, средства и условия поверки, алгоритмы ее проведения и обработки результатов измерений, способы оформления результатов поверки. Положения документов на методики поверки являются обязательными.

В настоящее время разработаны и применяются около 80 Типовых программ испытаний для целей утверждения типа средств измерений. Эти документы могут потребоваться метрологическим службам при разработке и применении единичных экземпляров средств измерений, используемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора.

Процесс совершенствования нормативной базы в области обеспечения единства измерений продолжается.

Положения Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" и документов ГСИ нередко требуют конкретизации, которая реализуется в документах министерств и ведомств (ОСТ) и предприятий (СТП).

Деятельность по метрологическому обеспечению предприятий и организаций подлежит надзору со стороны Госстандарта России. Государственный метрологический надзор за обеспечением единства измерений осуществляют должностные лица Госстандарта России- государственные инспекторы. Государственный метрологический надзор осуществляется: за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм; за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Ответственность за нарушение метрологических норм и правил установлена Законом РФ " Об обеспечении единства измерений" (ст.25). К юридическим и физическим лицам, а-гакже к государственным органам управления, виновным в нарушении метрологических правил и норм, применяются соответствующие положения действующего административного, гражданского или уголовного законодательства. В соответствии с законодательством о труде физические лица могут привлекаться к дисциплинарной ответственности администрацией предприятия.


В соответствии со ст. 25 Закона РФ от 27.04.93 №4871-1 «Об обеспечении единства измерений» юридические и физические лица, а также государственные органы управления РФ, виновные в нарушении настоящего Закона, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную, либо гражданско-правовую ответственность.

В соответствии со ст. 14.7 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» обмеривание или обвешивание или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в сфере торговли (услуг), влечёт наложение штрафа в размере: от 10 до 20 МРОТ на должностных лиц; на юридических лиц – от 100 до 200 МРОТ; на граждан – от 5 до 10 МРОТ.

В Уголовном кодексе РФ (УК) отсутствуют специальные нормы об уголовной ответственности за нарушение метрологических правил и норм. Однако, как показывает практика ГМКиН, нарушения, выявленные госинспекторами, зачастую характеризуются теми или иными признаками составов преступлений, предусмотренных УК (например, обмеривание и обвешивание потребителей путём применения неверных, неисправных, непригодных СИ). Так, согласно ст. 200 УК «Обман потребителей» виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за любой обман потребителей, в том числе за обман, наступивший в результате применения непригодных СИ в случае, если:

а) обман совершён в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, либо гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в сфере торговли;

б) эти деяния совершены в значительном или крупном размере.

При отсутствии одного из указанных признаков преступления уголовная ответственность не наступает.

Применение предусмотренных ч. 2 ст. 200 УК повышенных мер уголовной ответственности допускается лишь при наличии хотя бы одного из установленных признаков:

Совершение преступления лицом, ранее судимым за обман потребителей;

Совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

Совершение преступления в крупном размере.

Так, обмеривание, обвешивание наказываются:

Штрафом от 50 до 300 МРОТ с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 5 лет;

Лишением свободы на срок до 2 лет.

Те же действия, совершённые повторно либо по предварительному сговору группой лиц, наказываются:

Штрафом от 300 до 1000 МРОТ;

Лишением свободы на срок до 5 лет.

Основная трудность при определении мер за метрологические нарушения заключается в том, что в большинстве случаев санкции могут быть предусмотрены только за факт нарушения (например, за применение неповеренного прибора, за просрочку лицензии), но не за последствия этих нарушений (например, взрыв, авария и т.д.), т.к. последствия наступают обычно позднее, иногда с большим отрывом по времени, и на практике иногда невозможно выявить причинную зависимость между ними и возможным нарушением. Поэтому мера ответственности должна быть адекватна тяжести нарушения.

Контрольные вопросы

1. В каких случаях виновные за обман покупателей привлекаются к уголовной ответственности?

2. В чём заключается трудность при определении мер наказания за метрологические нарушения?

14. Стратегия метрологии: перспективы развития

метрологической деятельности в стране

Стратегические положения совершенствования метрологической деятельности в России на перспективу базируются на следующих принципах:

Сохранение государственного измерительного дела в России и переход от административного принципа управления метрологической деятельностью к законодательному;

Проведение согласованной политики в области метрологии со странами-участницами СНГ и продолжение курса на сближение принципов проведения метрологической деятельности в России с аналогичными принципами международных организаций и экономически развитых стран.

Метрологическая деятельность будет развиваться по следующим направлениям:

1. Трансформация государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) из системы нормативных и методических документов в государственную систему управления деятельностью по обеспечению единства измерений. С помощью этой системы необходимо добиваться такого положения, при котором несоблюдение требований документов по метрологии независимо от их правового статуса и объекта регламентации было бы невыгодным ни отдельным лицам, ни предприятиям, ни государству в целом.

2. Совершенствование законодательной базы метрологической деятельности, в первую очередь внесение изменений в Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» и соответственно в подзаконные акты (в том числе в НД Госстандарта). По общему мнению, указанный Закон, принятый в 1993 г., выдержал проверку временем. Вместе с тем он нуждается в ряде изменений и дополнений, которые обусловлены накопленным за прошедший период опытом его применения. Вносимые практикой коррективы необходимо учитывать постоянно.

3. Дальнейшее развитие государственной метрологической службы с учётом её главной задачи – создания в стране таких условий для метрологической деятельности, которые сведут к минимуму вероятность получения недостоверных результатов измерений. Предстоит разработка и утверждение на уровне Правительства РФ Положения о государственной метрологической службе и её органах. В этом документе будут определены статус, место и роль органов ГМС, системы управления их деятельностью, взаимодействия с метрологическими службами федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц.

4. Совершенствование ГМС . Намечается провести реформирование государственного метрологического надзора с уровня надзора за отдельными элементами метрологического процесса (средства и методы измерений, операторы и т.д.) до более высокого уровня – надзора за аккредитованными МС. Добровольная аккредитация МС, последующий инспекционный контроль со стороны аккредитующего органа послужат гарантией выполнения измерений с требуемой достоверностью во множестве объектов ГМН и исключат необходимость участия огромной армии госинспекторов.

В свете концепции государственного надзора предстоит совершенствовать взаимодействие органов ГМН с другими контрольно-надзорными органами. Предстоит решить проблемы, связанные с техническим обеспечением отдельных видов ГМН. Так, для осуществления надзора за количеством отчуждаемых товаров и фасованных товаров необходимо «вооружить» инспекторов компактным оборудованием, которое выпускается многими известными зарубежными фирмами по приемлемой цене. В частности, необходим портативный комплект, включающий весы, компьютер и принтер, с помощью которого осуществляется взвешивание упаковок товара, расчёт характеристик партии фасованных товаров в упаковках и автоматическая выдача протокола проверки (при отсутствии влияния субъективного фактора со стороны инспектора или контролируемого субъекта хозяйственной деятельности).

5. Предстоит совершенствование стандартов на методы контроля и испытаний, которые не соответствуют требованию обеспечения единства измерений, поскольку в них не приводится погрешность измерений. Эта задача вытекает из анализа Ростестом массива из 65 действующих российских государственных стандартов, регламентирующих измерительные процедуры при контроле качества различных пищевых продуктов.

Нормирование характеристик качества измерений

Юридические и физические лица, а также органы государствен­ного управления Российской Федерации в соответствии со ст. 25 Закона об обеспечении единства измерений могут быть привлечены к ответственности за нарушение правил и норм этого закона. В за­висимости от характера и тяжести нарушений нормативных требо­ваний метрологии наступает административная, гражданско-правовая, уголовная или дисциплинарная ответственность. Основанием для применения санкций административного характера является как проверки соблюдения метрологических правил и норм органами ГМС и государственными инспекторами по надзору МТУ или протокол об административном правонарушении.

Органы ГМС при проведении инспекционных проверок впра­ве: гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельств о поверке; направлять предложения об аннулировании лицензии на право изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений.

Государственные инспекторы по надзору МТУ: выдают все виды предписаний (постановления, представления, решения); составля­ют протокол об административном нарушении и направляют документы в суд для наложения административных санкций (как правило, штрафов) в соответствии со ст. 19.5 и 19.19, ч. 3 Кодекса Российс­кой Федерации об административных нарушениях (КоАП России).

Статья 19.5 КоАП России «Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего госу­дарственный надзор (контроль)», предусматривает наложение ад­министративного штрафа, размер которого определен для граждан, должностных и юридических лиц.

Часть 3 ст. 19.19 КоАП России предусматривает наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц: за нарушение правил поверки средств измерений; требований аттесто­ванных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле; выпуск, продажу, прокат или применение средств измерений, типы которых не утверждены, или применение неповеренных средств измерений.

Гражданско-правовая ответственность наступает в ситуациях, когда в результате нарушений метрологических правил и норм юри­дическим или физическим лицам причинен имущественный или иной ущерб. Причиненный ущерб подлежит возмещению по иску потер­певшего на основании соответствующих актов гражданского зако­нодательства.

К уголовной ответственности нарушители метрологических требований привлекаются в тех случаях, когда имеются признаки состава преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Рос­сийской Федерации.

Дисциплинарная ответственность за нарушение метрологиче­ских правил и норм определяется решением администрации (орга­низации) на основании Трудового кодекса Российской Федерации.

Государственный метрологический контрольи надзор

Виды и сферы распространения государственного контроля и надзора за состоянием и применением средств измерений (госу­дарственного метрологического контроля и надзора) установлены Законом об обеспечении единства измерений. В соответствии с этим Законом государственному контролю и надзору подлежат средства намерений, используемые в жизненно важных для государства сфе­рах деятельности. К таким сферам деятельности относятся:

    здравоохранение, ветеринария, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности труда;

    торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом;

    государственные учетные операции;

    оборона государства;

    геодезические и гидрометеорологические работы;

    банковские, налоговые, таможенные и почтовые организации;

    производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации;

    испытания и контроль качества продукции в целях опреде­ления соответствия обязательным требованиям;

    измерения, проводимые по поручению органов суда, госу­дарственных органов управления Российской Федерации;

    регистрация национальных и международных спортивных результатов.

В остальных сферах экономики (в основном производствен­ных) предприятиям предоставлена большая самостоятельность: они проводят работы по обеспечению единства измерений самостоятельно, а государство лишь контролирует их организацию и качество.

Государственный метрологический контроль включает в себя: утверждение типа средств измерений; поверку средств измерений, в том числе эталонов; лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.

Утверждение типа средств измерений проводится в целях обеспечения единства измерений в стране путем производства и вы­пуска в обращение средств измерений, соответствующих требованиям, установленным в нормативных документах. Порядок прове­дения испытаний средств измерений и утверждения их типа регламентированы ПР 50.2.009-94.

Утверждение типа средств измерений осуществляется для новых марок (типов) средств измерений, выпускаемых предприятиями или ввозимых по импорту, и включает в себя:

    испытания средств измерений для целей утверждения типа;

    принятие решения об утверждении типа, его государственную регистрацию и выдачу сертификата об утверждении типа;

    испытания средств измерений на соответствие утвержденному типу при контроле их соответствия утвержденному типу;

    признание утверждения типа или результатов испытаний типа средств измерений, проведенных компетентными организаци­ями зарубежных стран;

    информационное обслуживание потребителей средств из­мерений.

Решение об утверждении типа средств измерений принимаем Ростехрегулирование по результатам испытаний и удостоверяет его сертификатом с установленным сроком действия. Утвержденный тип регистрируется в Государственном реестре средств измерений. Ин­формация об утверждении типа и решение об его отмене публикуют в официальных изданиях Ростехрегулирования.

Процедуре утверждения типа подвергают типовые представи­тели средств измерений. Соответствие средства измерений утверж­денному типу на территории Российской Федерации контролируют органы ГМС по месту расположения изготовителя или потребителя

Испытания на соответствие утвержденному типу проводят: при наличии информации от потребителей об ухудшении качества вы­пускаемых или импортируемых средств измерений; внесении в конструкцию средств измерений или технологию их изготовления из­менений, влияющих на нормированные метрологические характе­ристики; истечении срока действия сертификата об утверждении типа.

Поверку средств измерений , подлежащих государственному контролю, осуществляют органы государственного метрологическо­го контроля при выпуске из производства или ремонта, при ввозе но импорту и при эксплуатации. Поверке подлежит каждый экзем­пляр средств измерений. Порядок проведения поверки регламенти­руют ПР 50.2.006-94 «Виды и методы поверки, правила оформления и аннулирования результатов поверки», приведен в подразд. 3.3.

Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений к осуществляется органами ГМС. Лицензия выдается на срок не более пяти лет и действительна на всей территории Российской Федерации. Лицензия на право изготовления средств измерений выдает на срок действия сертификата об утверждении их типа.

Основанием для выдачи юридическому или физическому лицу лицензии являются: заявление указанного лица на осуществление лицензируемой деятельности; положительные результаты проверки органом ГМС условий осуществления лицензируемой деятельности ни их соответствие требованиям нормативных документов по обес­печению единства измерений.

Контроль за соблюдением условий осуществления лицензиру­емой деятельности выполняет орган ГСМ, выдавший лицензию.

Государственный метрологический надзор проводится за выпуском, составлением и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц вре­мени, соблюдением метрологических правил и норм на предприятиях; количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых опера­ций; количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже. Государственный метрологический надзор осуществляют органы ГМС в соответствии с указанными далее правилами.

Инспекторы органа ГМС, в функции которого входит первый вид надзора, в соответствии с ПР 50.2.002-94 проверяют:

    наличие и полноту перечня средств измерений, подлежа­щих государственному либо коммерческому надзору и контролю;

    соответствие состояния средств измерений и условий их эксплуатации установленным техническим требованиям;

    наличие сертификата об утверждении типа средств измере­ний;

    наличие поверительного клейма или свидетельства о повер­ке, а также соблюдение межповерочного интервала;

    наличие документов, подтверждающих аттестацию методики выполнения измерений;

    наличие лицензии на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений предприятием, занимающимся этими видам деятельности;

    наличие документа, подтверждающего право проведении поверки средств измерений силами метрологической службы юридического лица;

    наличие документов, подтверждающих органами ГМС аттестацию лиц, осуществляющих поверку средств измерений, в качестве поверителей;

    правильность хранения и применения эталонов, используемых для поверки средств измерений в соответствии с нормативными документами.

Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых (переходящих собственности одного юридического или физического лица - продавца, в собственность другого юридического или физического лица покупателя) при совершении торговых операций определяю ПР 50.2.002-94. Рассматриваемый вид надзора осуществляется в основном в виде контрольной покупки.

Нарушением метрологических правил и норм считаются: отчуждение меньшего количества товара по сравнению с заявленным для продажи (обмер, обвес); отчуждение меньшего количества товара, чем то, которое соответствует заплаченной денежной сумме (счет).

Объектом надзора являются не только индивидуальные упа­ковки товара, но и партии фасованных товаров, имеющих одно и то же номинальное количество, один и тот же вид упаковки, расфасо­ванные одним и тем же юридическим лицом.