Иностранные граждане, лица без гражданства. Правовой статус лиц без гражданства — апатридов

1. Иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее - комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

2. Комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальными органами. Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии, правила проведения комиссией указанного в части первой настоящей статьи собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3. Заявление о признании временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее пятнадцати суток до истечения срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

4. Заявление о признании проживающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее чем за три месяца до истечения срока проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

5. По результатам собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства комиссия принимает решение о признании либо непризнании этого иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

6. Решение комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка выдается данному иностранному гражданину или лицу без гражданства для подачи заявления о выдаче вида на жительство или заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, а в случае выезда иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации для решения вопроса о последующем въезде данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию.

7. Срок действия решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка не ограничен.

8. В случае признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка проведение повторного собеседования, указанного в части первой настоящей статьи, не допускается.

9. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые не признаны носителями русского языка, вправе вновь обратиться с заявлением о признании носителем русского языка не ранее чем по истечении одного года после принятия в отношении данного иностранного гражданина или лица без гражданства предыдущего решения о непризнании носителем русского языка.

Никто точно не знает, сколько в мире лиц без гражданства. По приблизительным данным ООН, статус апатридов имеют более 15 миллионов человек на планете. По численности это население большой области России или даже какой-нибудь страны. Отсюда всё чаще возникает вопрос о серьёзности проблемы апатридов: есть ли плюсы данного статуса, в чём его негативные стороны, как в таком случае можно получить гражданство и многое другое.

Апатриды и бипатриды: определение статуса в международном и российском праве

Как правило, люди имеют гражданство одной страны. Но есть и исключения. Согласно законодательству РФ и международному праву, апатридами признаются люди, которые не имеют подданства ни одной страны или не имеют документального подтверждения своей принадлежности к какому-либо гражданству. Бипатридом называется человек, имеющий гражданство одновременно двух стран.

Плюсы и минусы положения человека, не имеющего гражданства

Выигрышным положение апатрида назвать сложно, ведь люди, не имеющие гражданства, не имеют легитимных документов, дающих им право на официальное трудоустройство, обслуживание в государственных больницах, обучение в высших учебных заведениях, свободное передвижение по миру и многое другое. Люди, не имеющие принадлежности к какому-либо государству, не могут расцениваться законодательством как иностранцы, равно как и не имеют прав, которые есть у граждан той или иной страны.

Однако небольшой положительный момент данного статуса всё-таки есть. Человек-апатрид в ряде стран, где это не противоречит законодательству, может проще приобрести гражданство, если у него есть на то основание. К примеру, Китай, который очень взыскательно относится к иностранцам, претендующим на китайское гражданство, выдвигает апатридам гораздо более щадящие требования. Кроме того, для получения гражданства Китая, ОАЭ и других передовых стран необходим отказ от первого гражданства. Лицам, не имеющих гражданства вообще, не нужно проходить длительные и порой дорогие процедуры отказа от подданства.

Видео: кто такие апатриды

Как становятся лицами без гражданства

Причин утраты гражданства можно назвать несколько:

  1. Рождение ребёнка людьми, которые являются апатридами. Как правило, гражданство того или иного государства получается по праву рождения. Это самый распространённый способ, о котором мало кто задумывается, ведь практически все люди рождаются уже гражданами своей страны. Ребёнок может стать апатридом, если его родители тоже не имели подданства. И, хотя в ряде стран существует право получения гражданства при наличии своей недвижимости на территории государства, в России такая возможность в настоящее время не предусмотрена, поэтому детям гражданство достаётся именно от родителей.
  2. Лишение гражданства по причине предоставления заведомо ложных сведений и/или документов при получении гражданства. Например, если гражданство России выдаётся путём вступления в брак с гражданином Российской Федерации, после чего вскрывается, что брак был фиктивным, гражданство считается недействительным, как и все операции и статусы, полученные после вступления в брак.
  3. Отказ от подданства по собственному желанию в процессе оформления гражданства другой страны. В некоторых государствах для признания иностранца гражданином требуется его отказ от первого подданства. В таком случае человек считается временным апатридом. Однако если что-то пойдёт не так, то в случае неполучения желаемого гражданства человек может так и остаться апатридом. Согласно закону РФ, человек может лишиться гражданства России только при условии предоставления Президентской комиссии документов, подтверждающих получение (или скорое получение) россиянином другого подданства.
  4. Приобретение статуса лица без гражданства после ликвидации государства как такового. Причиной может стать завоевание, деколонизация, распад, вхождение в состав другой страны, получение государством независимости и так далее. К примеру, после распада СССР у некоторых бывших граждан Советского Союза до сих пор нет паспорта ни одной страны по тем или иным причинам. Поэтому они считаются лицами без гражданства, то есть апатридами.
  5. Намеренное исключение физического лица из гражданства того или иного государства. Это может произойти, к примеру, если лицо будет обвиняться в преступлении против своего государства (измена или шпионаж).

Видео: ты или гражданин СССР, или апатрид (мнение)

Административно-правовой статус апатридов, права, обязанности и ответственность

Так как у апатридов нет документов, с помощью которых они могли бы достоверно подтвердить свою личность, с точки зрения законодательства, они, как правило, могут приравниваться к приезжим иностранцам. Существенное отличие в том, что иностранцы на территории другой страны, в том числе и РФ, находятся под защитой двух государств - государства, гражданином которого человек является, и на территории которого он находится. Однако если рассматривать иностранцев и апатридов в правовом аспекте, то их права и обязанности во многом совпадают.

Иностранные граждане и лица без гражданства поль­зуются в Российской Федерации правами и несут обя­занности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

статья 62 Конституции РФ

Как правило, у лиц, не имеющих подданства Российской Федерации, возникают проблемы с обслуживанием в государственных учреждениях, где необходимо предоставление документов, подтверждающих личность (паспорт, свидетельство о рождении). Помимо основных прав человека, предусмотренных международным правом, физические лица, не являющиеся гражданами РФ, имеют право на медицинское страхование. Полис обязательного медицинского страхования апатриды могут получить благодаря ходатайству органов социальной защиты, это даёт право бесплатного медицинского обслуживания даже тем лицам, у которых нет легитимных документов РФ, подтверждающих личность.

С трудоустройством, как, собственно, и с получением образования, ситуация обстоит на порядок сложнее. К сожалению, без документов, подтверждающих отношение человека к гражданству той или иной страны, возможность его зачисления в учебное заведение не предусмотрена. Кроме того, официальное трудоустройство апатрида на территории России в таком случае также невозможно. При нелегальной же работе законодательство не может обеспечивать соблюдение всех норм трудового кодекса касательно лица без гражданства.

Апатрид также не может оформить визу для выезда за пределы страны, как это могут сделать простые граждане того или иного государства. Кроме того, у лиц без гражданства нет политических прав как у обычных граждан. К примеру, они не имеют права голоса и не принимают участия в выборах, не проходят военную службу. Лица, не имеющие подданства РФ, не могут стать участниками российских политических организаций и партий.

Однако для лиц, не имеющих подданства, существует ряд обязанностей. Как и все живущие на территории России люди, апатриды обязаны соблюдать законы РФ, вовремя платить налоги государству, а также уважительно относиться к российской Конституции и гражданам Российской Федерации. К своим обязанностям апатрид должен подходить со всей ответственностью, ведь при нарушении законодательства к лицу без гражданства могут применяться радикальные меры. Это может быть как административный штраф, так и депортация или выдворение человека из страны без права на въезд в течение пяти лет.

К лицам без гражданства могут применяться меры за нарушение порядка и невыполнение обязанностей перед государством

Процесс легализации апатрида в Российской Федерации

Ситуация человека без гражданства не безнадёжна. Для того чтобы получить больше прав и свобод, апатриду следует пройти процедуру легализации. Как правило, этот процесс предусматривает несколько этапов.

Установление личности

Одной из главных проблем человека без гражданства является процесс подтверждения его личности, ведь основных документов, которые обычно используются для этой цели, у апатрида нет. Поэтому первый этап легализации - это документальное установление его личности.

Для этого человеку необходимо подать соответствующее заявление в ГУВМ МВД, в котором указываются такие данные, как ФИО, год и дата рождения, обстоятельства, дата приезда в страну и его цель. Помимо заявления, также следует передать госслужащим оригиналы документов, которые так или иначе могут свидетельствовать о личности заявителя:

  • недействительный паспорт;
  • аттестат, диплом или любое другое свидетельство о получении образования;
  • водительские документы;
  • пенсионное удостоверение;
  • свидетельства о заключении и/или расторжении брака;
  • подтверждающие смену фамилии документы (если заявитель когда-то менял её);
  • свидетельство о рождении (если было утеряно, его возможно восстановить, обратившись в ЗАГС по месту рождения);
  • автобиография заявителя;
  • справка о регистрации (архивные документы, листки убытия, подтверждающие, что на момент подачи заявления апатрид не имеет регистрации на территории России);
  • паспорта родителей (если родители не могут лично явиться в органы на момент подачи заявления, можно предоставить копии паспортов, предварительно заверенные нотариусом).

Ко всем вышеперечисленным документам прилагается квитанция об уплате государственной пошлины.

Обратите внимание, что после принятия всех необходимых документов, сотрудники МВД России обязаны выдать специальную справку, подтверждающую опись переданных документов.

Важно! Будьте готовы к тому, что сотрудники МВД РФ при рассмотрении заявления могут потребовать предоставления дополнительных данных, подтверждающих личность. При подаче заявления желательно также пригласить на процедуру в качестве свидетелей двух знакомых, которые являются гражданами Российской Федерации и могут подтвердить показания. Сотрудники МВД имеют полномочия проводить опознания и опрашивать людей, заявленных как свидетелей.

В Латвии лицам, не получившим гражданства, выдаются паспорта негражданина, они служат удостоверением личности

После проверки всех предоставленных данных служащие МВД в течение трёх месяцев должны выдать заявителю специальную справку с фотографией (фото размером 3х4 см прилагается при подаче документов). Она будет временным удостоверением личности человека-апатрида.

Разрешение на временное проживание (РВП) и вид на жительство (ВНЖ) в России

Следующий этап в легализации апатрида - это процедура получения РВП и ВНЖ. Добиться законного разрешения на временное проживание в России можно, имея на руках справку апатрида, процедура получения которой уже была описана выше.

Что представляют собой РВП и ВНЖ и зачем это нужно? На основании этих документов человек без гражданства сможет пересекать границу РФ, оформлять страховку, лечиться в государственной поликлинике и многое другое. Словом, он получит практически те же права и льготы, которые предоставляются российским подданным.

Если разбираться более детально, то РВП в случае оформления для апатридов представляет собой отдельный документ. Выдачей РВП занимаются миграционные службы Российской Федерации. Однако процедура имеет свой минус - ежегодно государством устанавливается квота. Это значит, что получить РВП за год может определённое количество людей, причём размер квот рассчитан не только на апатридов, но и на иностранных граждан. К примеру, в 2018 году годовая квота составила 90 360 штук (Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2017 N 2581-р).

Хотя разрешение на временное проживание можно оформить и другим путём, не добиваясь квоты. Законом предусмотрено несколько условий упрощённого получения РВП для апатридов :

  1. Рождение на территории РФ или РСФСР.
  2. Супруга/супруг и/или ребёнок, которые являются гражданами России.
  3. Нетрудоспособные родители, которые являются гражданами Российской Федерации. Либо же наоборот - если есть необходимость получения РВП нетрудоспособным людям, для получения в упрощённом порядке желательно иметь дееспособных детей или опекунов, которые имеют подданство России.

Несовершеннолетние, чьи родители получают разрешение на временное проживание, также имеют право его получения.

РВП выдаётся на год. По истечении этого срока апатрид имеет право подать заявление на получение вида на жительство.

Апатрид имеет право на получение вида на жительство в России

ВНЖ, в свою очередь, даёт своему владельцу на порядок больше возможностей, однако и требования выдвигаются более строгие. Несмотря на трудности в получении, иностранцы чаще стремятся добиться именно вида на жительства, ведь человек, обладающим им, может намного проще пересекать границу Российской Федерации, он волен беспрепятственно передвигаться в пределах страны и переезжать в другие города (РВП не всегда предусматривает такую возможность). Кроме того, человек с ВНЖ имеет право претендовать на государственное пособие, он может трудоустроиться в органах охраны порядка, нести военную службу (при желании), а также свободно пользоваться банковскими услугами (они могут как взять кредит, так и оформить депозит).

Трудоустройство

После получения РВП помимо возможности легально находиться на территории страны, апатрид также может устраиваться на работу, при этом нет необходимости получать специальное разрешение на трудоустройство или патент. Желательно, чтобы у работодателя было разрешение на наём иностранцев, это существенно упростит процедуру приёма на работу человека без гражданства.

Однако в этом случае можно столкнуться с очень неприятной ситуацией. Дело в том, что апатрид будет как бы «привязан» к определённому объекту, где было получено РВП. Это значит, что переехать куда-либо ещё будет нельзя, причём столица и города области считаются также разными субъектами.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания в РФ, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в РФ, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию РФ, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ в случаях, установленных Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

Право назначения административного выдворения принадлежит районному судье, а в случае совершения административного правонарушения при въезде на территорию РФ – должностным лицам пограничных органов и войск.

Предусмотрев такое наказание для иностранных граждан и лиц без гражданства, законодатель, судя по всему, не учел, что эта категория лиц может находиться в браке с гражданами РФ, иметь детей, являющихся гражданами РФ.

Применение указанного наказания может противоречить положению ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), согласно которой каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Прокуратурой Амурской области в рамках надзора за исполнением миграционного законодательства систематически анализируется законность судебных постановлений о привлечении к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства.

К примеру, Постановлением судьи Завитинского районного суда от 27 апреля 2015 г. Ч. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2 тыс. руб. с административным выдворением за пределы РФ.

Заместитель прокурора Амурской области в Амурский областной суд направил протест в порядке ст. 30.12 КоАП с требованием отменить Постановление Завитинского районного суда от 27 апреля 2015 г., как вынесенное с существенным нарушением норм материального права.

Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В ходе производства по делу с момента составления протокола об административном правонарушении Ч. заявлял, что на территории РФ он проживает с 1993 г. совместно с С., с которой состоит в незарегистрированных брачных отношениях, у него на иждивении семь совместных детей, которые являются гражданами РФ.

Этим доводам Ч. Завитинский районный суд оценки не дал.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2013 г. N 4-П и Постановлением Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N 83-АД15-5 устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.

С учетом конкретных обстоятельств дела назначение Ч. административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ противоречит требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Постановлением заместителя председателя Амурского областного суда от 14 декабря 2015 г. решение Завитинского районного суда Амурской области от 27 апреля 2015 г. о привлечении к административной ответственности Ч. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП, отменено, протест заместителя прокурора области удовлетворен, дело направлено на новое рассмотрение в Завитинский районный суд.

Постановлением судьи Завитинского районного суда от 11 января 2016 г. Ч. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2 тыс. руб.

Иностранный гражданин (или лицо без гражданства), подвергшийся административному выдворению из РФ, сможет вернуться обратно не раньше чем через пять лет, что является серьезным вмешательством со стороны государства в осуществление права на уважение семейной жизни.

Таким образом, при мониторинге судебных постановлений о привлечении к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства с применением административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ необходимо обращать внимание на следующие обстоятельства: находится ли иностранный гражданин в браке с гражданами РФ, есть ли у иностранного гражданина дети, являющиеся гражданами РФ.

Статьей 4.5 КоАП для административных правонарушений, выразившихся в нарушении иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан, правил привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан (в том числе иностранных работников), установлен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности (1 год со дня совершения административного правонарушения) по сравнению с основной массой правонарушений (2 месяца).

Как следует из ч. 2 ст. 4.5 КоАП, в случае, если совершенное правонарушение является длящимся, сроки, предусмотренные ч. 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, т.е. с того дня, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, а также уклоняющийся от выезда из РФ по истечении срока пребывания (проживания) в РФ, является незаконно находящимся на территории РФ и несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Значительное число иностранцев работает в коммерческих организациях у индивидуальных предпринимателей, некоторые из них с просроченной визой. Указанные лица нарушают установленный законом режим пребывания в РФ.

Так, 3 марта 2015 г. в с. Поздеевка Ромненского района Амурской области при проверке миграционного законодательства установлено, что гражданка Грузии З., временно пребывающая в с. Поздеевка, не выехала из РФ по истечении срока визы до 24 июля 2007 г.

Постановлением судьи Ромненского районного суда от 24 апреля 2015 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП в отношении З., прекращено.

Судья пришел к неверному выводу о том, что поскольку срок визы истек 24 июля 2007 г., то срок привлечения к административной ответственности необходимо исчислять с 25 июля 2007 г.

Заместитель прокурора Амурской области в Амурский областной суд 19 ноября 2015 г. направил протест в порядке ст. 30.12 КоАП с требованием отменить Постановление Ромненского районного суда от 24 апреля 2015 г., как вынесенное с существенным нарушением норм материального права.

Суд не учел, что согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП сроки, предусмотренные ч. 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, т.е. с того дня, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Постановлением заместителя председателя Амурского областного суда от 14 декабря 2015 г. решение Ромненского районного суда от 24 апреля 2015 г. о привлечении к административной ответственности З. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП, отменено, протест заместителя прокурора области удовлетворен, дело направлено на новое рассмотрение в Ромненский районный суд.

Постановлением судьи Ромненского районного суда от 2 февраля 2016 г. З. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП, ей назначено наказание в виде штрафа в размере 2 тыс. руб.

Анализ норм права позволяет прийти к выводу о том, что в случае, если иностранный гражданин не выехал за пределы территории РФ по истечении установленного законом срока, его действия образуют состав административного правонарушения, объективная сторона которого выражается в пребывании такого лица на территории РФ без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, поскольку виза либо миграционная карта по истечении срока их действия не могут считаться документами, подтверждающими законность пребывания иностранного гражданина на территории России.

С учетом того что выдворение – наказание, предусмотренное за нарушение установленных правил поведения, оно применяется при условии доказанности вины иностранного гражданина в совершении правонарушения. Несмотря на то что КоАП возлагает обязанность по доказыванию вины на государственный орган, у иностранного гражданина есть возможность представить доказательства своей невиновности, просить суд не применять к нему выдворение в силу наличия исключительных обстоятельств, как правило, связанных с личной жизнью.

Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права

Юридический факультет

Предмет «Конституционное право России»

Контрольная работа

« Правовой статус иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ»

Санкт-Петербург, 2010 г.


Введение

3. Основные права, обязанности и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

Заключение

Список использованной литературы


Введение

12 декабря 1993 г. российский народ на Референдуме принял Конституцию России . Одним из основных её положения является положение о том, что Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Государства, в соответствии с действующими международно-правовыми актами, в своей законодательной и правоприменительной практике должны гарантировать соблюдение прав и свобод граждан. Такой подход следует распространять на все категории лиц, которые находятся в пределах юрисдикции государства. Свобода внешнеэкономической деятельности для российских предпринимателей и открытость отечественной экономики для иностранных инвестиций, снятие многих ограничений на въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории для иностранных граждан и лиц без гражданства, развитие деловых связей и туризма - все это привело к резкому увеличению числа иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в нашей стране. Таким образом, в связи с развитием международных отношений проблема правового регламентирования сроков пребывания и депортации иностранных граждан и лиц без гражданства приобретает для России все большую актуальность.

Данная работа посвящена исследованию правового института конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Объектом данного исследования является конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Предметом данного исследования являются правовые нормы, регулирующие правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации. Итак, цель данной работы – исследовать правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.


1. Понятие и основа правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства

Законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации основывается на нормах Конституции РФ и состоит из ФЗ от 25 июля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и ФЗ от 15 августа 1996г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» , иных законодательных актов. Наряду с этими нормами правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Наряду с законодательными актами, действует большое количество подзаконных актов, принятых, прежде всего, во исполнение положений Закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Лица, находящиеся на территории того или иного государства, в зависимости от наличия или отсутствия гражданства государства пребывания, могут относиться к одной из следующих категорий: гражданин данного государства, иностранный гражданин или лицо без гражданства (апатрид). Гражданами называются физические лица, имеющие устойчивую правовую связь с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей .

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» даёт следующие определения понятиям "иностранный гражданин" и "лицо без гражданства". Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В целях Закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан (п.2 ст.2 Закона).

Различие между иностранцами и лицами без гражданства в основном состоит в том, что иностранцы имеют юридическую связь с отечественным государством и это государство несет определенную ответственность за своего гражданина и обязано в случае возникновения необходимости прийти к нему на помощь. Что же касается лиц без гражданства, то единственным защитником их прав и свобод является государство места их пребывания.

Я уже подчеркивала, что правовое положение иностранных граждан в РФ определяется международными договорами РФ. Ратифицированные международные акты являются базисом национального законодательства РФ. В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Прежде всего, необходимо выделить Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.), наряду с Декларацией это следующие акты: - Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) ; - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) ; - Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) и другие.

2. Порядок въезда, временного пребывания и выезда из РФ

Основные положения режима въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства в настоящее время определяются Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». В статье 24 данного закона указано, что иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Срок пребывания иностранного гражданина в России определяется сроком выданной ему визы, а срок временного пребывания в порядке, не требующем визы, не может превышать 90 дней. В данном случае введен уведомительный порядок при приглашениях: приглашающая сторона уведомляет об этом соответствующий орган. Для заключивших трудовое или гражданско-правовое соглашение по выполнению работ или услуг срок временного пребывания продлевается на срок договора, но не более чем на год. От этого порядка следует отличать временное проживание иностранца в РФ. Такое разрешение иностранцу выдается сроком на три года (но в пределах квоты, число таких лиц утверждается Правительством РФ) . В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранцу может быть выдан вид на жительство (с 14 лет) с фотографией (дети до 14 лет вносятся в вид на жительство родителей). Он дает право на постоянное проживание в РФ. Вид на жительство выдается на 5 лет и может неоднократно продлеваться . Иностранные граждане, получившие вид на жительство в РФ, осуществляют въезд в РФ и выезд из РФ на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых РФ в этом качестве и виде на жительство. Лица без гражданства, получившие вид на жительство в РФ, осуществляют въезд РФ и выезд из РФ на основании вида на жительство .

Иностранные граждане и лица без гражданства, признанные в порядке, установленном федеральным законом, на территории РФ беженцами, могут выезжать из РФ, и въезжать в РФ на основании проездного документа беженца .

Иностранец может быть приглашен в РФ любым физическим лицом, организацией, в том числе для обучения и трудовой деятельности, но приглашения оформляются официально и выдаются федеральным органом исполнительной власти.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в РФ обязаны получить и заполнить миграционную карту. Миграционная карта заполняется на каждого иностранного гражданина независимо от возраста.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания. При выезде из РФ иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу РФ. Должностное лицо органа пограничного контроля проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в РФ и отметку о его выезде из РФ .

Транзитный проезд через территорию РФ осуществляется, как правило, без права на остановку. Транзитный проезд через названную территорию иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с РФ по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из РФ проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории РФ.