Правоохранительные органы зарубежных стран. Предмет правового регулирования

История мировой цивилизации показывает, что государство может оказывать воздействие на общественные отношения правовыми и неправовыми способами.

Неправовые способы выражаются в прямых, никакими законами не ограниченных насильственных действиях, выходят за рамки действующих в стране правовых норм, предпринимаются вопреки всему тому, что предусмотрено в этих нормах.

Марксистско-ленинской доктриной они оправдывались интересами пролетариата, целями социалистической революции. В последние годы использование таких способов мотивируется не менее высокопарными соображениями о необходимости подавлять сопротивление консервативных депутатов, бандитских формирований и т.п. При этом всячески игнорируется то, что такие неправовые способы государственного воздействия неизменно перерастают в беззаконие (произвол), неприемлемое в демократическом обществе ни при каких обстоятельствах. Нельзя оправдывать своеволие даже ссылкой на «всю российскую действительность», которая якобы объективно нуждается в сильном, авторитарном правлении.

Государство, считающее себя демократическим, должно воздействовать на общественные отношения только способами, которые исключают произвол, беззаконие. Это - правовые способы, определяющие основания, пределы, приемы и формы государственного воздействия на те или иные отношения, должным образом соотнесенные с выраженными в праве мерами справедливости, свободы и равенства.

Правовыми являются способы, опосредованные правом, опирающиеся на право и предпринимаемые по основаниям, в пределах и в порядке, обозначенным в праве. Такие способы имеют созидательный характер, в то время как неправовые, силовые способы воздействия используются преимущественно в разрушительных целях.

Правовые способы, применяемые государством при осуществлении своих задач и функций, весьма разнообразны. Тем не менее, представляется возможным объединить их в три группы, образуемые с учетом специфики их регулятивного, организаторского и идеолого-психологического воздействия на общественные отношения и на их участников.

Регулятивные способы выражаются в использовании права как регулятивного средства, характерны для нормативного и индивидуального правового регулирования, о чем подробно будет говориться в следующей главе данного раздела нашей работы.

Другая группа правовых способов рассчитана на организаторское воздействие, состоит из форм и методов, выражающихся главным образом в организации исполнения принятых нормативных и индивидуальных актов государства. За правовыми рамками остаются лишь сугубо технические приемы, которые носят вспомогательный характер и не могут расцениваться как самостоятельный способ государственной деятельности. Юридически оправданные организационные меры всегда предпринимаются в рамках действующего права.

Регулятивное и организаторское воздействие на упорядочиваемые отношения, так или иначе, оставляет отпечаток в сознании и психологии их участников. Больше того, чаще всего оно прямо сориентировано на формирование у людей определенных поведенческих образцов (образов), установок и побуждений. Кроме того, государство через находящиеся в его ведении средства массовой информации зачастую предпринимает специальные усилия для того, чтобы убедить население в правильности своей политики, в разумности и необходимости предпринимаемых мер в той или иной области жизни. Все это говорит об идеолого-психологическом воздействии на людей со стороны государства.

Конечно, не может быть речи об оправдании или возрождении порочной практики, когда государство считало одной из основных своих функций идеологическую обработку людей как на собственной территории, так и за ее пределами. Такая практика, широко применявшаяся в бывшем Советском Союзе, себя изжила. Она породила требование о деидеологизации государственной деятельности с тем, чтобы отгородить ее от обязательных идейных постулатов тех или иных вождей, политических партий и движений. Но это отнюдь не означает полного отрицания идеолого-психологического воздействия государства на граждан, ибо невозможно отсечь регулятивную и организаторскую деятельность государства от ее влияния на сознание и психологию людей.

Государство не должно позволить превратить себя в инструмент навязывания определенной идеологии. Оно, однако, неизбежно оказывает идеолого-психологическое воздействие на население, когда обнародует законы и подзаконные акты, разъясняет их цели и содержание, убеждает в их разумности, справедливости и социальной ценности, предупреждает об ответственности за их нарушение, наказывает виновных, поощряет добросовестных и т.д. Такое воздействие рассчитано одновременно и на сознание, психологию, и внешнее поведение людей, способно благотворно влиять на их чувства и представления, ценностные ориентации, внутренние потребности, установки и реальные волеизъявления, а равно и содействовать повышению уровня их правового сознания и правовой культуры.

Правовое регулирование - это, прежде всего, специфическая организаторская деятельность, рассчитанная на то, чтобы юридически обозначить русло тех или иных актуальных жизненных отношений, упорядочить их путем определения «правил игры». Своим непосредственным назначением оно имеет юридическое закрепление и, стало быть, возведение в официальный ранг оптимального направления динамики организуемых отношений.

Предметом регулирования служат сами жизненные (общественные ) отношения, и только они. Хотя юридическое воздействие проходит через сознание участников организуемых отношений, тем не менее, предметом регулирования является не сознание, а конкретные волеизъявления людей, их внешнее поведение, выражающееся в виде реального содержания соответствующего жизненного отношения.

Причем жизненные отношения как предмет правового регулирования могут иметь разные формы проявления. Они бывают двусторонние (скажем, купля-продажа) или многосторонние (к примеру, подрядные отношения, где есть заказчик, подрядчик и субподрядчики). При регулировании подобных отношений взаимные права и обязанности их участников всегда соотнесены друг с другом. Но регулируемые жизненные отношения могут носить характер отграничений или зависимостей. Первые из них типичны, например, отношениям собственности, где принадлежащие собственнику ценности отграничены от притязаний любых других лиц, вторые - иным, вещным отношениям по владению, пользованию и распоряжению имуществом (хозяйственное ведение, оперативное управление и т.д.), где ряд возможностей владельца зависит от решения собственника имущества.

Есть достаточные основания считать правовым регулированием не любую властную деятельность даже государственных органов и должностных лиц, а лишь ту, которая имеет непосредственной целью направить в четко определенное русло поведение участников организуемых отношений при помощи нормы права и основанных на ней индивидуальных правовых актов.

Систематизация нормативно-правовых актов, толкование содержащихся в них норм, координация деятельности правотворческих, правоприменительных и иных органов, организация исполнения принятых решений индивидуального порядка, надзор и контроль за законностью юридически значимых актов, предупреждение, пресечение и профилактика правонарушений, изучение, обобщение, объективизация и внедрение в практику положительного опыта при отсутствии указанных выше признаков не могут считаться правовым регулированием. Они составляют, скорее, иные разновидности правового деятельности, призванные «обслуживать» правовое регулирование.

Правовое регулирование, к тому же, необходимо связано:

  • а) с относительно четким размежеванием субъекта и объекта регуляции;
  • б) с выделением регулирующей и регулируемой подсистем;
  • в) с выполнением сугубо функциональных задач;
  • г) с совершением некоторой суммы внешних операций, предпринимаемых для направляющего воздействия на регулируемую подсистему.

Этим требованиям полностью удовлетворяет деятельность государства, его органов, должностных лиц и других уполномоченных на то структур, которая заключается в принятии нормативных или индивидуальных правовых решений в пределах своей компетенции, решений, выступающих в роли общих или персонифицированных регуляторов поведения участников организуемых отношений. Когда же речь идет о результатах действия таких актов, в частности, о правомерном поведении участников регулируемых отношений, состоящем в сообразовании собственного поведения с действующими нормами права или правовыми актами индивидуального характера, то здесь нет ни одного из отмеченных выше признаков, свойственных правовому регулированию. В этом случае, наоборот, налицо типичная саморегуляция, которая, как и всякая иная разновидность целенаправленной социальной саморегуляции, выражается в сообразовании своего поведения с существующими правилами поведения, в реализации собственных прав, свобод, полномочий или обязанностей.

Юридически значимая саморегуляция связана, разумеется, с правовым регулированием, поскольку речь идет о сообразовании участниками общественных отношений своего поведения с нормами права или с индивидуально-правовыми актами, установленными в регулятивном порядке. Однако она отнюдь не поглощается регулятивной деятельностью. При всех своих взаимосвязях с регулированием саморегуляция выступает как другая специфическая реальность, имеющая не менее важное значение в достижении целей права. Ее роль в условиях демократизации общества и рыночной экономики постоянно возрастает, однако это не создает почвы для смешения саморегулятивных и регулятивных начал в организации жизненных отношений.

Напротив, по мере формирования гражданского общества и правового государства, с одной стороны, становятся все более отчетливыми их различия, с другой - совершенствуется их взаимодействие в надлежащей организации жизнедеятельности людей, их общностей и образований.

Не случайно, что анализ правового значения деятельности советских судов в учебниках по трудовому праву ,

могут создавать нормы права », «суды в нашей стране
не обладают нормативной властьк», «вынесенное судом


упорядочение общественных отношений только с помощью правовых норм , то действительно придется признать, что судебной практике нельзя будет найти место



на общественные отношения, введенные с целью достижения определенного заранее результата. Правовое регулирование начинает осуществляться после завершения процесса правотворчества, после создания, принятия, издания правовых норм, поэтому правотворчество
является самостоятельным процессом, не входящим в

процесс, в ходе которого при помощи права и всей
совокупности правовых средств осуществляется юридическое воздействие на общественные отношения, на
общественную жизнь. Регулировать общественные отношения - значит упорядочивать их, вводить в определенные рамки, содействовать их развитию. Единая система правовых средств (совокупность их, взятых в единстве), оказывающая результативное влияние на общественные отношения, называется механизмом правового регулирования 35.

Однако такое понимание правового регулирования,
его механизма принято далеко не во всех отраслевых
науках. Например, в теории трудового права фактически сложилось мнение о правовом регулировании только
как о регулировании посредством правовых норм, нормативных юридических актов. Отсюда самостоятельное воздействие на трудовые отношения всех других правовых средств, введенных нормами права, существенно принижается, а порой просто игнорируется, а если и допускается, то с отождествлением или не отождествлением их правовых качеств с качеством признаваемого правового средства воздействия, с качествами норм трудового права.

Не случайно, что анализ правового значения деятельности советских судов в учебниках по трудовому праву,
как правило, начинался с фраз: «судебные органы не
могут создавать нормы права», «суды в нашей стране
не обладают нормативной властью», «вынесенное судом
решение не является у нас источником трудового права» 36.

Если рассматривать правовое регулирование как
упорядочение общественных отношений только с помощью правовых норм, то действительно придется признать, что судебной практике нельзя будет найти место
в механизме правового регулирования. Назначение научной категории «механизм правового регулирования»
в том и состоит, что посредством ее можно в системе
проанализировать все средства правового воздействия
на общественные отношения, введенные с целью достижения определенного заранее результата. Правовое регулирование начинает осуществляться после завершения процесса правотворчества, после создания, принятия, издания правовых норм, поэтому правотворчество является самостоятельным процессом, не входящим в

правовое регулирование. Понятие «правовое регулирование» не призвано дублировать понятие «правотворчество», поэтому виды правового регулирования (нормативное и индивидуальное) не имеют никаких качеств правотворческого процесса, ибо имеют иные цели, средства, результаты. В связи с этик, выясняя значение судебной практики в механизме правового регулирования трудовых отношений, следует выявить характер ее юридического воздействия на общественные отношения, а не правотворческие свойства, как часто формулируется в литературе. Если же характер упорядочения общественных отношений, осуществляемый различны ля органами судебной системы, различен, то в рамках научной категории «механизм правового регулирования» можно конкретно показать различные свойства такого упорядочения, регулирования. На наш взгляд, только в рамках такой научной категории как механизм правового регулирования, понимаемой как системы правовых средств, можно охарактеризовать правовое значение судебной практики. Другие научные категории - «правотворчество», «источники права», «нормативные юридические акты», «применение права» не дают такой возможности. Сложное содержание понятия «судебная практика» можно вписать только в другое сложное понятие «механизм правового регулирования».

Необходимо отметить, что между судебной практикой в широком и узком понимании нет полного разрыва,
ибо судебная практика в узком понимании представляет
собой часть судебной практики в широком смысле. И
в том и в другом случае речь идет о судебной деятельности, завершающейся правовым актом . Вне определенной судебной деятельности и ее результатов не может существовать мнение судов о применяемой норме права, в том числе и правоположения. Деятельность судов протекает в одних и тех же процессуальных формах, развивается, как правило, по общим закономерностям независимо от того, создаются ли в процессе ее правоположения или нет.

Процесс упорядочения общественных отношений
является сложным процессом, поэтому нельзя его исследовать упрощенно, разорванно, изолированно путем анализа отдельных правовых средств. Несомненно прав
, когда в качестве одного из наиболее
перспективных направлений научных исследований

рассматривает анализ права в единстве с другими активными элементами механизма правового регулирования, в
том числе с индивидуальными поднормативньши предписаниями и особенно с правоконкретизирующими предписаниями органов правосудия 37.

Исчерпывающую характеристику, полное представление о том, как упорядочивались общественно-трудовые
отношения и каков результат правового регулирования - может дать только исследование всех правовых
средств, осуществляющих такое упорядочение. Такая
же методологическая основа должна применяться и при
анализе значения судебной практики.

РЕГУЛИРОВАНИЮ ТРУДОВЫХ И ТЕСНО

СВЯЗАННЫХ С НИМИ ОТНОШЕНИЙ

Анализ главных структурных элементов правового
регулирования социалистических общественных отношений показывает, что в их числе нет особого элемента,
который обычно называется «судебная практика». На
основании только одного этого факта, на наш взгляд,
нельзя отрицать правовое воздействие судебной практики на общественные отношения, в частности, на социалистические трудовые и тесно связанные с ними отношения. Вместе с тем механизм правового воздействия
судебной практики до сих пор еще недостаточно изучен.
совершенно прав, когда пишет, что в
юридической науке значение судебной практики не получило до сих пор достаточно полной и точной оценки,
а до недавнего времени самостоятельное юридическое
значение судебной практики многими юристами вообще
отрицалось1.

Верховного Суда СССР, не раскрывая характера их
юридического воздействия 2.

В ряде же случаев о характере воздействия судебной
практики и ее различных элементов на общественные
отношения вообще умалчивается. Например, не вскрывается значение судебной практики, в том числе руководящих разъяснений Пленумов Верховных Судов в некоторых учебниках по советскому трудовому праву3. Отчасти это можно объяснить тем, что в программе учебного курса «Советское трудовое право» для юридических факультетов университетов и для , а также в учебной литературе , в частности, в учебниках, нет раздела, где бы можно было проанализировать правовое значение тех правовых средств воздействия, которые, не являясь источниками трудового права, все же оказывают воздействие на поведение рабочих и служащих в свойственных им формах и в предусмотренных законом сферах и пределах.

Но прежде чем приступить к выяснению места судебной практики в механизме правового регулирования
трудовых отношений рабочих и служащих следует отметить, что все правовые средства, входящие в качестве
элементов в правовое регулирование как систему этих
средств, необходимо сгруппировать, классифицировать
на виды, что позволит глубже познать их сущность и
содержание

В советской юридической науке правовое регулирование подразделяется на два вида - нормативное и
индивидуальное регулирование 4.

Для определения деятельности, которая должна охватываться индивидуальным правовым регулированием,
начнем анализ с устоявшихся в советской юридической
науке представлений об явлениях, находящихся в сфере
судебной деятельности. Общепризнано, что решения народных судов, определения кассационных и надзорных
судебных инстанций, постановления Пленумов Верховных Судов по конкретным делам являются индивидуальными правовыми актами. Такое качество они приобретают потому, что содержат предписания, относящиеся к одному, точно указанному исполнителю, конкретному лицу. Это позволяет рассматривать все индивидуальные правовые акты, в том числе индивидуальные судебные акты, как средство индивидуального правового регулирования. Это качество индивидуальных правовых актов

Правовое воздействие - это результативное влияние на общественные отношения как правовых средств (норм права, правоотношений), так и иных правовых явлений (правосознание, правовой культуры).
Виды правового воздействия:

1.Информационно-психологический (мотивационный, импульсивный), характеризуется воздействием управленческой правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юр. средства: правовые стимулы и ограничения.

2.Воспитательный (педагогический), характеризуется общеидеологическим влиянием на субъекта, на формирование ценностных представлений, на правовое воспитание личности.
3.Социальный, характеризуется взаимосвязью правовых и иных социальных (эконом, полит, нравствен) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования.
Правовое регулирование - это воздействие на общественные отношения всей системой юридических средств, с целью их (общ.отн) упорядочения.

Соотношение правового воздействия и правового регулирования:

1.ПР как специально-юридическое воздейсвтие всегда связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, то ПВ не обязательно

2.ПР всегда означает и ПВ, однако ПВ не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений.

3.Предмет ПР несколько уже нежели предмет ПВ (в ПВ входят эконом, полит,соц.отношения, которые не регулируются правом)

Типы правового регулирования:

- Общедозволительный , основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула "Дозволено все, кроме того, что запрещено". Данный вид правового регулирования способствует проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако данный вид не применим к деятельности государственных органов, т.к. это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.
- Разрешительный , основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит так: "Запрещено все, кроме прямо разрешенного". Это означает что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Способы правового регулирования:

1.Дозволение , предоставление субъектам возможности совершать действия в своих интеерсах. Дозволения могут выражаться в субъективном праве, свободе, законном интересе. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.
2.Обязывание, возложение на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (должник-кредитор). Обязывание как способ правового регулирования ориетируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.
3.Запрещение, необходимость воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением. Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Механизм правового регулирования - система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.
Стадии процесса правового регулирования:

Стадия регламентации общественных отношений, формирования и общего действия права . На этой стадии осуществляется правотворческая деятельность компетентных органов, формулируется и закрепляются в нормативных актах правовые нормы.
Стадия возникновения у адресатов правовых норм субъективных прав и обязанностей. Здесь происходит переход от общего к конкретному, от общих предписаний к конкретной модели поведения. В содержание этой стадии входит правоприменительная деятельность, при этом правоприменительный акт выступает в качестве юридического факта.
Стадия реализация субъективных прав и обязанностей в правомерном поведении субъектов права. Правовое регулирование достигает своей цели, упорядочивая общественные отношения.
Элементы правового регулирования :

нормы права-определяют круг субъектов, их правовое положение, взаимные права и обязанности, меры ответственности за противоправное действие; юридические факты-акты реализации прав и обязанностей – фактическое поведение участников правовых отношений в виде соблюдения, исполнения и использования права.

В качестве элементов механизма правового регулирования называют также законность и правовую культуру.

Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано потребностью и необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообществ людей (больших или малых социальных групп). Достижение такого согласия осуществляется социальным, в том числе правовым, регулированием.

Основные виды и средства правового регулирования

Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на человека), так и внутренним (саморегулирование). На протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы - как осуществляется это целенаправленное воздействие.

К средствам социального регулирования относят прежде всего социальные нормы : правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др. Норма - основное, но не единственное средство воздействия на поведение людей. К средствам регулирования относятся также индивидуальные властные предписания, меры физического, психического, организационного принуждения и др.

В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию , под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения для их упорядочения и прогрессивного развития.

Юрист должен знать, что в широком смысле слова разностороннее воздействие на общественные отношения оказывает вся совокупность правовых явлений, в том числе правовые идеи, принципы правовой жизни общества, не воплощенные в юридические формы (в законы, другие нормативные правовые акты, решения судебных органов и др.). Но для решения своих профессиональных задач юристу необходимо прежде всего понимать роль, значение правового регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного права.

Позитивное право характеризуется свойствами и механизмами, обеспечивающими его реализацию в жизни общества. Нормативность, общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность силой государственно-правового принуждения - эти свойства права позволяют перевести правовые нормы из сферы должного в сферу сущего, в повседневную практическую жизнь человека и общества.

Изучение правовых явлений, подчиненное практическим задачам, ставит целью подготовить будущих юристов к пониманию регулятивной роли законов и других нормативных актов, индивидуальных решений, иных правовых средств в их взаимосвязи и взаимодействии.

Правовым регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле. Воздействие норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием.

Но если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям законодателя, то такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Например, под воздействием земельного законодательства возросла цена на земельные участки, увеличилось число сделок спекулятивного характера, совершаемых ради наживы, непроизводительного использования земли. Негативное влияние закона о земле на общественные отношения нельзя назвать правовым регулированием, поскольку это не входило в цели законодателя и не соответствует принципам права - упорядочить жизнь общества, обеспечить справедливый, разумный характер пользования такой ценностью, каковой является земля.

Не является правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, пропаганда даже правовых идеалов через средства массовой информации не может быть отнесена к правовому регулированию как специально-юридической организующей деятельности.

Безусловно, в реальной жизни духовное, идеологическое, психологическое воздействие права пересекается, сочетается со специально-юридическим правовым регулированием. Воздействие на общественные отношения, поведение людей специально-юридическими способами и средствами, в свою очередь, оказывает влияние на духовно-нравственную, идеологическую стороны жизни человека.

Выделение правового регулирования как целенаправленной, результативной, нормативно-организационной деятельности с помощью специфических юридических способов и средств имеет смысл в плане подготовки профессионалов-правоведов. Это позволит будущим юристам детально ознакомиться с инструментарием их профессиональной деятельности.

Предмет правового регулирования

Право не должно, да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. На каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования.

В зависимости от конкретных правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Нормативное правовое регулирование – регулирование, осуществляемое нормами позитивного права. По сравнению с индивидуальным правовым регулирование оно является первичным и определяющим. Нормативное правовое регулирование, как и нормы права, носит общий характер, т.к. распространяется на неопределенный круг лиц.

Индивидуальное правовое регулирование – регулирование, которое осуществляется различными индивидуальными правовыми средствами (индивидуальные правовые договоры (гражданские, трудовые и т. д.), акты применения права и др.). Индивидуальное правовое регулирование не носит общего характера, т.к. конкретным субъектам, как правило, следует за нормативным, дополняя и корректируя его, применительно к конкретному случаю:

    Координационное - происходит между равными субъектами. Осуществляется самими участниками общественных отношений без вмешательства государства или других компетентных органов.

    Субординационное - осуществляется не равными субъектами, находится в отношения власти подчинения, например, прием на работу, приказ об увольнении. Все же если участники сами не состояние урегулировать отношения, то обращаются за помощью к компетентным, властным органам, например, в суд.

В тех условиях, когда сфера правового регулирования заужена, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно упорядочить с помощью права. А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.

Во-первых, в сферу правового регулирования должны входить те отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, причем каждый из них идет на некоторое ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным выше признакам.

Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями, как материальными, так и нематериальными. Наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности в денежном эквиваленте). Обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.

Во вторую группу входят отношения по властному управлению обществом. Эти отношения также отвечают всем признакам, по которым их можно включить в сферу правового регулирования. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно осуществляться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.

Третью группу составляют отношения по обеспечению правопорядка. Эти отношения призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Данные отношения возникают из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных ранее сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы, составляют предмет правового регулирования . Это общественные отношения, которы е по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования. Например, отношения по эквивалентному обмену ценностями, в частности имущественные отношения, требуют иных правовых способов и средств регулирования, чем те, которые используются для регламентации управленческих отношений.

От характера, вида общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависит степень интенсивности правового регулирования, т. с. широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения.

Методы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различие в методах и способах юридического воздействия.

Из предложенного деления всех общественных отношений на три группы (отношения по обмену ценностями, управленческие и правообеспечительные (правоохранительные) отношения) достаточно очевидно различие между отношениями первой группы и отношениями второй и третьей групп. Если в первую группу входят отношения между равноправными обладателями (собственниками) ценностей, например между продавцом и покупателем в договоре купли-продажи, то во второй и третьей группах - отношения между властвующим и подвластным. Это характерно как для отношений управления, например между органом государства и подчиненным ему должностным лицом, так и для отношений по охране, обеспечению правопорядка, между судом и правонарушителем, привлеченным к юридической ответственности.

В зависимости от указанных различий в характеристике общественных отношений в теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия .

Метод децентрализованного регулирования , построенного на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, характерен для отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. Этим методом регулируются отношения в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованными методами, как правило, осуществляется регулирование в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

Один из них именуется императивным. Эго такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе. Например, предписание закона о том, что личный обыск осуществляется лицом того же пола, что и обыскиваемый, является безусловным, категорическим, императивным.

Другой метод, именуемый диапозитивным , дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно решать какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они этого не сделали, возникает обязанность следовать правовому предписанию. Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором между сторонами не предусмотрено иное.

В правоведении избирают разные методы правового регулирования в зависимости от характера отношении между сторонами правоотношения. Стороны могут находиться в отношениях субординации (власти и подчинения), например в административном праве. В других правовых отношениях стороны находятся в отношениях координации своих интересов и потребностей, например в гражданском праве.

Способы правового регулирования определяются характером зафиксированного в норме права предписания, способами воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ - предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Этот способ выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Второй способ - обязывание совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Третий способ - запрещение , т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

Второй и третий способы имеют определенное сходство: и тот и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности имеют позитивный, активный характер, то в другом - пассивный.

В качестве дополнительных способов правового воздействия можно указать на применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным. Во-первых, он представляет собой вид обязанности: юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание. Во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Например, нормы уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.

К дополнительным способам можно также отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (например, за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

С указанными способами правового регулирования (как основными, так и дополнительными) пересекаются, взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Так, нормы права, правовые акты (как нормативные, так и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. Через них доводится до сведения людей информация, которую они могут использовать в своих интересах. Правовые явления информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.

Типы правового регулирования

В зависимости от соотношения в способах правового регулирования запретов и дозволений принято выделять два типа правового регул ирования.

Первый гласит: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Общедозволительный тип правового регулирования характерен для отношений, регулируемых гражданским правом.

Вторая формула правового регулирования гласит: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Данный тип присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Безусловно, нет отраслей права, построенных на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское право вкраплены элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с нравом человека на выбор способов и средств достижения поставленных целей. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

Выводы

Анализ разнообразных юридических форм и средств воздействия на поведение людей и общественные отношения позволяет выяснить, какие из них наиболее оптимальны. эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в том или ином их сочетании.

Исследование механизма правового регулирования позволит вооружить законодателя набором инструментов - оптимальных юридических средств и правовых механизмов - для эффективного решения задач, стоящих на том или ином этапе развития общества.

Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволит грамотно осуществлять правореализаци- онную юридическую деятельность.

Пути повышения эффективности правового регулирования

Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Судя по количеству совершаемых в нашей стране правонарушений, в сфере правового регулирования еще имеется немало проблем, связанных с его эффективностью.

Повышение эффективности правового регулирования возможно на следующих основных направлениях:

    совершенствование процесса правотворчества (нормы права должны в максимальной степени соответствовать объективно складывающимся общественным отношениям);

    совершенствование правоприменения. Нужно создавать с помощью юридических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения;

    совершенствование судебной системы (приведение ее в такое состояние, когда гражданам будет намного выгоднее обращаться за решением спорных вопросов именно в суд, а не к чиновникам и, тем более, к криминалитету);

    повышение уровня правосознания и правовой культуры населения (преодоление правового нигилизма как еще довольно распространенного общественного явления путем комплекса образовательных, воспитательных и иных мер). Повышение уровня правосознания и правовой культуры, в свою очередь, будет влиять позитивно на качество правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.

    3. Предмет, сфера и пределы правового регулирования. Вопросы предмета , сферы и пределов правового регулирования тесно связаны между собой, вследствие чего их необходимо рассматривать в единстве. Предмет правового регулирования – это то, что регулируется правом. Правом, как известно, регулируются общественные отношения. Право не способно упорядочивать физические, химические, биологические и другие естественные процессы, которые протекают по своим собственным законам, не зависящим от воли и сознания человека. Право способно упорядочивать только общественные отношения, которые проявляются в поведении, действиях, деятельности людей. Вместе с тем не все общественные отношения составляют предмет правового регулирования, поскольку не все общественные отношения регулируются и могут регулироваться правом. Правом могут (и должны) регулироваться только те общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования.

    Сферу правового регулирования можно определить как круг тех общественных отношений, которые могут и должны регулироваться правом. Причём сферу правового регулирования составляют как те общественные отношения, которые уже урегулированы правом, так и те, которые правом ещё не урегулированы, но могут и должны быть им урегулированы. Какие же общественные отношения составляют сферу правового регулирования, т.е. могут и должны регулироваться правом?

    Во-первых, это волевые общественные отношения, т.е. отношения, которые возникают, складываются по воле людей и контролируются их сознанием. Право, регулируя общественные отношения, первоначально воздействует на поведение людей. Не случайно в связи с этим поведение людей рассматривается в качестве непосредственного предмета правового регулирования. Но если поведение человека не носит волевого характера, не контролируется его сознанием, оно не может регулироваться правом. Например, право не может регулировать поведение психически больного человека, поведение человека, находящегося в состоянии гипноза и т.д. Право способно регулировать только волевое поведение, а через него волевые общественные отношения.

    Во-вторых, сферу правового регулирования составляют только конкретные волевые отношения, т.е. отношения, складывающиеся между конкретными их участниками. В этой связи право не может и не должно регулировать массовые социальные процессы (миграционные, демографические и др.), поскольку они протекают по объективным общественным законам. Как уже отмечалось, право может так или иначе воздействовать на эти процессы, но регулировать их не может.

    В-третьих, в сферу правового регулирования входят не все конкретные волевые отношения, а только те, которые поддаются внешнему контролю. Право – это внешний регулятор общественных отношений. Оно исходит от государства и воздействует на поведение человека извне независимо от того, положительно или отрицательно относится человек к праву, принимает он его или отвергает. Воздействуя на поведение человека извне, право может регулировать только те его поступки, которые поддаются правовой регламентации и которые можно проконтролировать извне. Так, например, право не может и не должно регулировать отношения дружбы, товарищества, использование досуга, отдельные внутрисемейные отношения и некоторые другие. Они объективно не допускают формально – юридической регламентации и регулируются иными социальными нормами (обычаями, моралью и т.д.).

    Наконец, в-четвертых, сферу правового регулирования составляют не все конкретные волевые отношения, поддающиеся внешнему контролю, а лишь наиболее значимые для государства, общества и отдельной личности. Право должно регулировать не любое, а только социально значимое поведение, поведение которое затрагивает интересы других людей, общества в целом, государства. В противном случае право превратится в мелочного опекуна, контролирующего каждый шаг человека. Ничего, кроме вреда, такое правовое регулирование принести не способно.

    Итак, в самом общем виде мы определили сферу правового регулирования. Ее составляют наиболее значимые для государства, общества и отдельной личности конкретные волевые общественные отношения, поддающиеся внешнему контролю.

    В юридической литературе, в том числе и в учебниках, кроме общего определения сферы правового регулирования, предпринимаются попытки более детально определить круг тех общественных отношений, которые могут и должны регулироваться правом. Чаще всего в сфере правового регулирования выделяют три группы общественных отношений. Это отношения людей по обмену материальными и нематериальными ценностями, управленческие отношения и отношения, связанные с обеспечением правопорядка.

    Первая группа общественных отношений составляет экономическую основу общества. Здесь определяющая роль принадлежит имущественным отношениям (отношениям производства, обмена, распределения и др.), которые нередко именуются товарно-денежными отношениями. Именно эти отношения в первую очередь нуждаются в правовом регулировании и именно они, как принято считать, вызвали к жизни право и правовое регулирование. Вторая группа общественных отношений составляет основу политических отношений. Здесь определяющая роль принадлежит отношениям, возникающим в связи с государственным управлением обществом. Третью группу образуют общественные отношения, возникающие в связи с нарушениями порядка, установленного в первых двух группах общественных отношений.

    По мнению многих исследователей общественные отношения, входящие в сферу правового регулирования, и составляют предмет правового регулирования. То есть между этими понятиями практически никакого различия не проводится. Думается, однако, что это не так. Предмет правового регулирования, как представляется, составляют те общественные отношения, которые уже регулируются правом, а сферу правового регулирования – те, которые могут и должны регулироваться правом. При идеальном соотношении сфера правового регулирования должна быть шире предмета правового регулирования, поскольку сферой правового регулирования охватываются отношения, которые могут быть, должны быть и урегулированы правом, а также отношения, которые могут быть, должны быть, но еще не урегулированы правом. Предметом же правового регулирования должны охватываться только те отношения, которые могут быть, должны быть и урегулированы правом. Вместе с тем на практике этого идеального соотношения, как правило, не наблюдается. Это вызвано тем, что право по тем или иным причинам иногда выходит за пределы сферы правового регулирования и пытается регулировать отношения, которые не только не должны, но даже не могут регулироваться правом. В результате в предмет правового регулирования втягиваются отношения, которые лежат за пределами сферы правового регулирования. Разумеется, в этом случае предмет правового регулирования не становится шире сферы правового регулирования, поскольку предметом правового регулирования никогда не охватываются все общественные отношения, входящие в сферу правового регулирования.

    С предметом и сферой правового регулирования тесно связан вопрос о пределах правового регулирования. Пределы правового регулирования – это границы регулирующего действия права, границы, в рамках которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

    Вопрос о пределах правового регулирования еще не получил должной разработки в отечественной юриспруденции, в связи с чем можно встретить различные его трактовки. Не вдаваясь в анализ взглядов тех или иных авторов по данному вопросу, отмечу, что целесообразнее всего различать объективные и субъективные пределы правового регулирования. Объективные пределы – это границы, которые определяются самими общественными отношениями. Говоря о сфере правового регулирования, мы убедились, что не все общественные отношения могут и должны регулироваться правом. Одни общественные отношения объективно не поддаются правовому регулированию и, следовательно, не могут регулироваться правом. Другие общественные отношения правовому регулированию поддаются, но объективно в нем не нуждаются, и потому не должны регулироваться правом. То есть сами общественные отношения как бы говорят, какие из них могут и должны регулироваться правом, а какие нет. А поскольку сферу правового регулирования составляют общественные отношения, которые могут и должны регулироваться правом, то объективные пределы правового регулирования совпадают с границами сферы правового регулирования.

    Субъективные пределы правового регулирования в отличие от объективных пределов – это границы, которые определяются уже не общественными отношениями, а правотворческими органами – органами, создающими и устанавливающими нормы позитивного права. Правотворческие органы, устанавливая нормы права, определяют, какие общественные отношения и как этими нормами будут регулироваться. Поэтому субъективные пределы правового регулирования – это прежде всего предметные пределы, т.е. границы предмета правового регулирования, или сферы урегулированных нормами права общественных отношений. Кроме того, субъективные пределы правового регулирования могут проявляться в степени урегулированности тех или иных общественных отношений и некоторых других показателях

Метод децентрализованного регулирования , построенного на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, характерен для отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. Этим методом регулируются отношения в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованными методами, как правило, осуществляется регулирование в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

Один из них именуется императивным. Эго такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе. Например, предписание закона о том, что личный обыск осуществляется лицом того же пола, что и обыскиваемый, является безусловным, категорическим, императивным.

Другой метод, именуемый диапозитивным , дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно решать какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они этого не сделали, возникает обязанность следовать правовому предписанию. Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором между сторонами не предусмотрено иное.

В правоведении избирают разные методы правового регулирования в зависимости от характера отношении между сторонами правоотношения. Стороны могут находиться в отношениях субординации (власти и подчинения), например в административном праве. В других правовых отношениях стороны находятся в отношениях координации своих интересов и потребностей, например в гражданском праве.

Способы правового регулирования

Способы правового регулирования определяются характером зафиксированного в норме права предписания, способами воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Этот способ выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Второй способ - обязывание совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Третий способ - запрещение , т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

Второй и третий способы имеют определенное сходство: и тот и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности имеют позитивный, активный характер, то в другом — пассивный.

В качестве дополнительных способов правового воздействия можно указать на применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным. Во-первых, он представляет собой вид обязанности: юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание. Во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Например, нормы уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.

К дополнительным способам можно также отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (например, за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

С указанными способами правового регулирования (как основными, так и дополнительными) пересекаются, взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Так, нормы права, правовые акты (как нормативные, так и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. Через них доводится до сведения людей информация, которую они могут использовать в своих интересах. Правовые явления информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.

Типы правового регулирования

В зависимости от соотношения в способах правового регулирования запретов и дозволений принято выделять два типа правового регул ирования.

Первый гласит: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Общедозволительный тип правового регулирования характерен для отношений, регулируемых гражданским правом.

Вторая формула правового регулирования гласит: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Данный тип присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Безусловно, нет отраслей права, построенных на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское право вкраплены элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с нравом человека на выбор способов и средств достижения поставленных целей. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

Выводы

Анализ разнообразных юридических форм и средств воздействия на поведение людей и общественные отношения позволяет выяснить, какие из них наиболее оптимальны. эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в том или ином их сочетании.

Исследование механизма правового регулирования позволит вооружить законодателя набором инструментов — оптимальных юридических средств и правовых механизмов — для эффективного решения задач, стоящих на том или ином этапе развития общества.

Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволит грамотно осуществлять правореализаци- онную юридическую деятельность.

Пути повышения эффективности правового регулирования

— это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Судя по количеству совершаемых в нашей стране правонарушений, в сфере правового регулирования еще имеется немало проблем, связанных с его эффективностью.

Повышение эффективности правового регулирования возможно на следующих основных направлениях:

  • совершенствование процесса правотворчества (нормы права должны в максимальной степени соответствовать объективно складывающимся общественным отношениям);
  • совершенствование правоприменения. Нужно создавать с помощью юридических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения;
  • совершенствование судебной системы (приведение ее в такое состояние, когда гражданам будет намного выгоднее обращаться за решением спорных вопросов именно в суд, а не к чиновникам и, тем более, к криминалитету);
  • повышение уровня правосознания и правовой культуры населения (преодоление правового нигилизма как еще довольно распространенного общественного явления путем комплекса образовательных, воспитательных и иных мер). Повышение уровня правосознания и правовой культуры, в свою очередь, будет влиять позитивно на качество правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.