Основные теории права.

Социологическая теория права.

Социологическая школа права – это широко распространенное в современной буржуазной юриспруденции направление, объединяющее социологические школы, пытающиеся оправдать и обосновать буржуазное право.

Буржуазное право– это комплекс юридических норм и правил поведения, которые обнаруживают волю буржуазии как господствующего класса.

Социологическая школа является одной из основных разновидностей позитивизма в праве. Она сформировалась в конце XIX – начале XX вв. Основные положения, которые выдвигали представители этого направления:

1) выступила на словах против безраздельно господствовавшего до этого в буржуазной «науке» права как возможности определенного поведения, совершения тех или иных действий, закрепленных в нормах, игнорирующих опыт, практику;

2) право – это «живое право», которое создается поведением субъектов правоотношений. Субъекты права способны участвовать в правоприменении и разрешении конкретных жизненных ситуаций.

Лидером социологической школы права на Западе считают Эрлиха. В его работах проявились характерные для всей социологической школы права черты, а именно:

1) нигилистическое отношение к нормам права;

2) склонность «развенчать закон – юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти»

3) пренебрежительное отношение к форме права;

4) вульгарно-социологический подход к праву, который пренебрегает его спецификой в комплексе других общественных явлений.

В России представителями социологической школы права считают Муромцева и Шершеневича.

Современные социологические школы права характеризуются значительной дробностью и пестротой мнений. Наиболее крупной считают американскую социологическую школу права, которую возглавляет юрист с реакционными идеями Р. Паунд. Концепция, которая получила большое распространение в США, стала «теоретической» основой не только для американской, но и для многих других школ, а также направлений в американской и западно-европейской юридической науке. Стремясь скрыть классовую сущность права, Паунд представляет право как систему общеобязательных правил поведения, социальных норм, установок, в одинаковой мере обслуживающей все классы.

Нигилистическое отношение к нормам права, присущее представителям социологической школы права, также характерно для американской юриспруденции. Представители этой школы отказываются видеть в праве комплекс норм, отрицают обязательность норм для суда и считают, что судья – должностное лицо государства, является основным носителем судебной власти. Идеи социологической школы права были широко использованы в фашистской Германии для обоснования фашистского тотального государства, а также принципа вождизма. Широкое распространение в современных странах идей социологической школы права некоторые ученые объясняют общим кризисом капитализма, банкротством буржуазной демократии, а также начавшимся поворотом империалистической буржуазии к реакции. Нормы права при этом призваны также регулировать отношения между властвующим и подвластным, где обязательно властвующий навязывает свою волю подвластному, направляя его поведение и деятельность.

При исследовании сущности права ученые отмечают следующие его черты: естественно-исторический характер происхождения права; его предназначение быть масштабом поведения свободных и равных субъектов; нормативность, общеобязательность и взаимозависимость содержащихся в нем прав и обязанностей; наличие гарантий реализации правовых предписаний со стороны государства ; ведущая роль государства в формировании правовых предписаний; взаимосвязь и взаимозависимость между государством и правом.

Юридический позитивизм

Как одно из важных течений в правовой науке возник в первой половине XIX в. Его прародителем считается английский правовед Джон Остин. Впоследствии его основные положения были разработаны в трудах К. Бергбома (Германия), Кабанту (Франция), А. Эсмена (Франция) и других исследователей.

Именно Джон Остин дал развернутое обоснование формуле: право - это повеление суверена. В своих исследованиях он широко использовал эмпирические особенности права. Такой подход предполагал изучение основных черт права с использованием чисто юридических критериев, обособленных от моральных оценок права и его социально-политических характеристик.

В зависимости от обстоятельств сувереном может быть не только отдельно взятое лицо с набором властно-государственных полномочий, но и учреждение, которое в силу своего положения действительно, а не формально является сувереном для подвластных ему лиц. Норма права рассматривалась им "правилом, установленным одним разумным существом, для руководства им". Субъектом суверенных властных отношений рассматривался и бог (божеское право). Устанавливаемые санкции одновременно имели юридический и политический характер.

Приказ суверена, снабженный соответствующей санкцией, рассматривался как норма позитивного закона . Джон Остин считал, что является только суверенная власть . Основной гарантией действия права (позитивного закона) выступает привычка и готовность большинства населения к повиновению. Позитивными законами должны считаться только те, которые предполагают возложение обязанностей и наступление юридической ответственности на легальных (законных) основаниях.

Джон Остин не относил к разряду позитивного закона распоряжения оккупационных властей, даже если они и имели наименование закона. К этому же разряду им относились: правила, устанавливаемые негосударственными структурами (общественным мнением), в том числе и международными организациями; правила моды и этикета; понятия чести. Эти нормы поведения он называл "позитивной моралью ". По его мнению, право в широком смысле включало в себя: богооткровенное право, позитивное право и позитивную мораль.

Джон Остин решительно отвергал естественно-правовые принципы и обоснования о признании прав личности . В целом позитивистское правопонимание негативно относилось к теоретико-правовым конструкциям, допускающим помимо издаваемого государством массива законодательства и некое идеальное (эталонное) право, с наличием которого государству надо считаться ("Лучше капля силы, чем мешок права"). Подобное отношение распространялось и на концепции естественных и неотчуждаемых прав личности.

В наибольшей степени позиция этого ученого на сущность права заключалась в следующей формуле: "закон есть закон". В XX в. теоретические взгляды Джона Остина были широко использованы в практике государственного строительства стран с антидемократическими политическими режимами.

Другой представитель юридического позитивизма, немецкий юрист К. Бергбом в своей работе "Юриспруденция и философия права" (1892 г.) отмечал, что "сущность любого права состоит в том, что оно действует. Поэтому прекраснейшее идеальное право не может не оставаться позади самого жалкого позитивного права, подобно тому, как любой калека видит, слышит и действует лучше, чем самая прекрасная статуя".

Он считал, что наука должна изучать, а не оценивать или требовать. Она должна иметь дело только с реальными предметами и исследовать их методом опыта. Соответственно и теория права должна заниматься только объективно существующим правом, основывающимся на правотворческих фактах, т.е. законодательной деятельности государства. Только естественное право обеспечивает "порядок, гармонию и безопасность в государстве, создает прочный правопорядок , стоящий над гражданами , над властью, над государством".

Нельзя решать возникающие в практической деятельности юридически значимые коллизии, исходя из положений естественно-правовых доктрин, подразделяющих право на естественное и положительное. Дуализм в этой ситуации невозможен - считал ученый. Единственно реальным является то право, которое выражено в законе.

Аналогичные идеи высказывали и французские юристы-позитивисты. Например, французский юрист Кабанту считал, что "частное и публичное право входят в позитивное законодательство и только благодаря этому приобретают качество права". Естественное право (право народов) он называл социальной философией (отражает частные интересы), политической философией (определяет систему публичных институтов) и дипломатической философией (устанавливает порядок и характер международных отношений).

Поскольку единственным источником права являются суверенная власть и государственная воля - значит, закон должен занимать верховенствующее положение. В таком подходе фактически принижается, если не отрицается, роль права (такую же позицию занимают и представители легизма). Поэтому при вынесении решений судьи должны руководствоваться только законом.

Следует отметить, что представители школы юридического позитивизма довели до совершенства разработку способов толкования законов и особенно таких методов, как логический, грамматический и систематический.

Несмотря на заметную роль в разработке правопонимания, специалисты склоняются к тому, что юридический позитивизм не смог создать подлинной теории права. Он не смог ответить на вопрос: как обеспечить законность (правомерность) правотворческой деятельности государства; если она является силой, уполномоченной создавать позитивное право, то какие рычаги воздействия на него должны существовать и иметь реальное право на него воздействовать?

Нормативистская теория (позитивистский нормативизм)

Ее представителем являлся австрийский философ права Г. Кельзен (1881 - 1973 гг.), последние годы жизни которого прошли в США . Право в названной теории представляет собой иерархическую систему норм в виде "лестницы, где каждая верхняя ступень обслуживает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней и ей подчиняется".

Одной из самых трудных задач общей теории права он считал определение ее реальности и показ различия между реальностью законов и природы. Свою позицию по отношению к естественно-правовым концепциям он определил следующим образом. Школу естественного права следует воспринимать как носительницу доктрины, предлагающей вариант решения вечной проблемы справедливости посредством определения характера взаимоотношений между людьми. Естественные права законами государства нельзя ни установить, ни отменить. Государство может их только защитить или обеспечить.

Независимость права от политики должна выражаться в том, что ученые не должны заранее склоняться в пользу обозначенной не ими ценности.

Ядром нормативистского подхода к пониманию права является мысль, согласно которой законодатель всегда прав, а какие-либо "целесообразности" если и допустимы, то лишь в рамках толкования юридических норм. "Закон суров, но он Закон". Поэтому данный подход называют формально-юридическим.

Нормативисты и легисты отождествляют право с законом и трактуют его принудительный характер как сущность права. Закон ими понимается как одна из форм права, которое представляет собой совокупность законов. При этом право рассматривается лишь как официально-властное орудие, как средство для осуществления социального управления . Наиболее точно такой подход выражен в трактовке права, сформулированной В.И. Лениным: "Право - это возведенная в закон воля господствующего класса".

Прагматический позитивизм

Он рассматривается как разновидность современного юридического позитивизма в праве (американская и скандинавская школы "реального права"). В отличие от прежней "юриспруденции понятий", получившей такое название за присущий ей формализм и догматизм (Р. Иеринг), современную реальную школу в правоведении называют "юриспруденцией выработки и принятия решений". Ее представители призывают к радикальному пересмотру сложившихся представлений о праве. Прежде всего это относится к конвенциональным суждениям (юридическим фикциям).

Социологическая теория

Возникла в XVIII в. в рамках школы "свободного права ". Ее сущность заключается в том, что нормы права , рассчитанные на свободную конкуренцию в условиях развития капитализма, перестали удовлетворять потребностям общества . По мнению представителей данной теории, право состоит из отдельных норм, которые устанавливают непосредственно судьи в процессе разрешения конкретных дел. При этом важная роль отводится их психическим и эмоциональным переживаниям.

В данном случае суды начинают трактовать законы и заниматься правотворчеством . Иными словами, суды и администраторы сами устанавливают право. Суть данного реалистического подхода сводится к тому, что в определенной степени проявляется недоверие к закону и законности .

Согласно социологическому подходу, закон - собрание во многом "волевых", но далеко не всегда обоснованных и справедливых норм вчерашнего дня. Следовательно, право надо искать не столько в юридических источниках, сколько в самой жизни, хотя и с учетом действующего законодательства. Главное - не "буква", а "дух" закона. Высшее благо - не формальная законность, а благо и справедливость. Важно знать не только закон, но и право.

Данный подход выражает стремление преодолеть, в том числе посредством судебных прецедентов и суда присяжных, формализм и чрезмерную консервативность нормативного подхода.

Психологическая теория

Ее представители (например, Петражицкий) рассматривают право как психологическое явление, коренящееся в человеческом сознании. Представители этой теории считали, что право представляет собой особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в психике индивида.

Сущность права ими определялась через психику человека . Нельзя издавать законы без учета социальной психологии индивида. Право опосредствует их, живет в них, проявляет через них свою эффективность . В этом случае сложно определить степень правового характера закона, так как его восприятие через психику индивида носит соответственно индивидуальный и иррациональный характер.

Психологический подход представляет собой попытку государственно-правового "оформления" преобладающих суждений, но особенно - чувств и переживаний.

Философская теория

В соответствии с философским подходом к праву считается, что не заведомо несовершенное законодательство, а Право как выражение извечной природной справедливости является первичным, естественным и непреходящим выразителем и защитником справедливости. Основа права - интересы безопасности человека , а конкретно - его права на жизнь, собственность и свободу.

Теория естественного права

Согласно естественно-правовому подходу (юснатурализм) право по своей природе, смыслу, сущности и понятию является естественным и принадлежит человеку от рождения. Представители данной теории (например, Кант, Гегель) утверждают, что существуют высшие, не зависимые от государства нормы и принципы, олицетворяющие разум, справедливость, объективный порядок.

Естественное право - это право, переданное человечеству извне и имеющее приоритетное значение по отношению к человеческим установлениям. Оно является первичным по отношению к нормам позитивного права . Представители этого направления в теории права считают, что в нем наиболее полно нашли воплощение объективные свойства и ценности "настоящего права". Оно наделяется соответствующей абсолютной ценностью и предназначено выступать в качестве образца и критерия качества действующего позитивного права.

В содержательную характеристику естественного права наряду с объективными свойствами права включаются и различные моральные характеристики. В результате такого смешения естественное право представляет собой симбиоз различных социальных норм, образующих ценностно-содержательный и нравственно-правовой комплекс. Совокупность подобных свойств и содержательных характеристик естественного права в обобщенном виде трактуется как выражение всеобщей и абсолютной справедливости права вообще. Нормы позитивного права и сама практическая деятельность государства должны соответствовать основным положениям естественного права.

В современных условиях нормы естественного права наиболее полно отражены в нормах международного права . Чем демократичнее и стабильнее общественно-политический строй государства, тем ближе его позитивное право к положениям естественного права. Однако равенства между ними никогда не будет.

Идеи и основные положения естественного права в определенной степени отражены в конституционном и текущем законодательстве большинства современных государств. Например, в Конституции России (ч. 2 ст. 17) отмечается, что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения".

Решая практические задачи в различных сферах общественной жизни, государство с учетом многообразных факторов (не всегда положительных) формирует соответствующий складывающейся обстановке правовой режим. Как правило, его положения носят ограничительный характер по отношению к определению линии поведения субъектов права .

Интегративная теория

Ее представители рассматривают право как совокупность признаваемых в данном обществе правил, направленных на обеспечение социальной справедливости.

Защита нормативами равенства, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношениях друг к другу.

Классовая (марксистская) теория

Марксистская теория основывается на историко-материалистическом учении об общественном развитии, а также на классовую трактовку государства и права . Основные положения этой концепции изложены в произведениях Ф. Энгельса, К. Маркса, В.И. Ленина и (в меньшей степени) Г.В. Плеханова.

Ценность права можно рассматривать применительно к обществу, слоям и группам населения и, конечно, применительно к человеку и гражданину. При этом личностная ценность права должна быть приоритетна.

Техническими нормами считаются правила эксплуатации технических средств и механизмов. Виновное нарушение правил эксплуатации (его принято называть человеческим фактором) может повлечь за собой возможность применения мер юридической ответственности определенного вида.

Обычно порядок эксплуатации определяется в имеющих надведомственный характер инструкциях (Инструкция о порядке соблюдения противопожарной безопасности), правилах (Правила дорожного движения), ГОСТах. Содержащиеся в них нормы права, предусматривающие возможность наступления юридической ответственности, являются бланкетными.

Признаки права

Для понимания сущности и ценностной характеристики права важное значение имеет вопрос о его признаках.

  1. Право есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества , их согласии и компромиссах.
  2. Право есть мера, масштаб свободы и поведения человека .
  3. Право обеспечивается государственной властью .
  4. Нормативность есть исходное и основополагающее свойство права.
  5. Право есть реально действующая система нормативной регуляции.
  6. Право не тождественно закону .

Общие принципы права

Функции права

1. Регулятивная функция. Эта функция представляет государственное регулирование позитивного развития общественных отношений. Регулирование осуществляется путем закрепления в нормативных актах прав и свобод , обязанностей, правового статуса, правил оптимального функционирования общественной жизни, развития свобод и активности личности , а также установления правового механизма, призванного обеспечить эффективную реализацию правовых предписаний, развитие и организованность общественной жизни.

2. Охранительная функция. Она обеспечивает охрану общественных отношений от противоправных посягательств, вытеснение отношений, вредных для личности и общества . Эта функция осуществляется путем установления запретов совершать общественно-опасные деяния и применения юридических санкций к виновным в правонарушениях .

Типология права

Типология права соответствует типологии государства . Однако относительная самостоятельность и специфичность права как особого социального феномена позволяют осуществлять и иные варианты его классификации. Так, используя формационный критерий, различают четыре типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Под историческим типом права понимается совокупность характерных, существенных, взятых в единстве черт права, выражающих сущность и условия развития правовой системы определенной общественно-экономической формации.

Рабовладельческое право

Считается, что римляне трижды покоряли мир - легионами, христианством и правом . Поэтому рабовладельческий тип права целесообразно рассмотреть на примере этого права, а еще конкретнее - на примере одного из основных исторических памятников права той эпохи - Закона XII таблиц (V в. до н. э.):

  • разделение вещей на две категории. К первой принадлежали главным образом земля, рабы, рабочий скот. Ко второй - все остальные вещи;
  • юридический формализм...;
  • жена, как и все домочадцы, была во власти своего мужа, некоторое равенство ей давал брак без формальностей, т.е. гражданский брак;
  • строго карались посягательства на чужую собственность ;
  • и всяк мог убить на месте преступления ночного вора...;
  • имущественные споры (виндикация - истребование вещи из чужого владения);
  • право разделилось на частное и публичное...;
  • утверждается право частной собственности на землю (институт владения)...; Нормандии (Франция); широко применялся принцип:
    • "Признание - царица доказательств ". В основе обвинительного приговора лежало "Убеждение судей" - своего рода революционное правосудие ;
    • В то же время в Англии ввели понятие "презумпции невиновности" в уголовном праве. Это демократическое завоевание;
    • инквизиция (Жанна Д"арк);
    • в средние века сохранился обычай уголовного преследования животных, считалось, что они обладают сознанием, психологической деятельностью.

    Феодальное право было правом правителей. Оно закрепляло классовое и сословное неравенство людей. Представители господствующего класса не считали себя связанными нормами права, так как всегда могли опереться на силу. Неограниченный произвол был особенно характерен для феодального собственника в его отношениях с крестьянством. Применение силы считалось нормальным способом разрешения споров. Поэтому феодальное право часто называют "кулачным правом".

    Семье уже не та, что была в предыдущие столетия.

Уголовное право

  • равенство перед законом ...
  • смягчение карательных мер (оно не распространяется на близких преступника).
  • отказ от наказания за религиозные убеждения.
  • усиление наказания за политические преступления ...
  • доминирующей тенденцией становится осуждение не за действия, но за преступные намерения, за "опасные мысли"...
  • переориентация цели наказания из средства массового устрашения на исправление и воспитание... (тюремный труд..., ссылка, условное осуждение - Англия в 1887 г. и Франция в 1891 г. ...).
  • теория итальянского тюремного врача Ломброзо - предварительная изоляция "предполагаемого (потенциального) преступника".

Судоустройство и процесс

Отделение судебной власти от исполнительной. Выборность судей на основе имущественного ценза, а затем и их несменяемость. Суд присяжных. Присутствие адвоката делало судебное следствие состязательным. Презумпция невиновности.

Социальное законодательство

Узакониваются профсоюзы как представители рабочих в суде и перед предпринимателями (в Англии - в 1871 г.). Забастовки принудили власть принять прогрессивное законодательство о труде - максимальный рабочий день до 10 часов, социальное обеспечение по болезни и старости.

Социологическая теория права начала формироваться в середине XIX в. Наиболее видными ее представителями были Е. Эрлих, Ф. Жени, Г. Канто­рович, С. Муромцев, Р. Паунд и др. В соответствии с этой концепцией пра­во - это порядок общественных отношений, проявляющийся в действиях и поведении людей, защищаемый государством. Например, Е. Эрлих утверж­дал, что право коренится не в законах, а в самом обществе, в реальной жиз­ни. Он противопоставлял праву в законах «живое право», которое создается в процессе судебной и административной практики. Судьи и администра­тивные чиновники должны отыскивать «живое право» и на его основе выно­сить решения. Тем самым проповедовалась свобода судейского усмотрения. Представители американской социологической юриспруденции, где она по­лучила наиболее широкое распространение, утверждали, что право - это пустой сосуд, который должен заполнить судья. Право - это полезная прак­тика, это то, что фактически делает суд.

Для социологической теории, таким образом, является характерным признание приоритета реальной правовой действительности относительно норм права и правовых идей. То есть им отвергается не только нормативистская, но и естественно-правовая трактовка права.

Особенно радикальными суждениями относительно писаного права от­личаются представители американского реалистического течения этой кон­цепции (Д. Фрэнк, О. Холмс), которые отрицают нормативность права, ви­дят в нормах права лишь мнение законодателя, с которым судья может не считаться, рассматривая конкретное дело.

Позитивным в этой теории признается то, что она ориентирует на изуче­ние действия права, на учет реальных процессов, происходящих в социаль­ной жизни, а общество и право рассматривает как взаимосвязанные явле­ния.



Однако эта концепция, как отмечается в литературе, таит в себе много опасностей. Она недооценивает в праве морально-гуманитарных основ и, отрицая значение писаного права (закона) и проповедуя судейское усмотре­ние, подрывает режим законности и открывает возможность откровенного произвола при разрешении юридических дел, поскольку любое произволь­ное решение может считаться правом. К тому же велика опасность принятия ошибочных, некомпетентных решений.

В этой связи представляется верным замечание В.В. Лазарева о том, что в условиях российской действительности (а это в равной мере относится и к другим постсоветским республикам), с учетом невысокого уровня правовой культуры правоприменителей и общества в целом, положения этой теории способны скорее дестабилизировать, а не укрепить правопорядок, ибо «у нас очень мало материальных, политических, юридических (процессуаль­ных, в частности) и моральных (общекультурных) гарантий против произ­вола судей, прокуроров и администрации».

Принципы права

Принципы права - это основополагающие начала, отправные положе­ния, руководящие идеи, характеризующие сущность права, его содержание и назначение в обществе.

Принципы права выступают в качестве своеобразного ориентира, как в процессе формирования права, так и в процессе его реализации, т.е. при разрешении конкретных юридических дел, особенно в случаях пробелов в законодательстве и применении аналогии в праве.

Чаще всего принципы закрепляются в правовых актах, и, прежде всего в конституционных и обычных законах (в преамбулах), или отражаются в со­держании норм законов и иных актов (выражают их дух). К примеру, в ст. 3 Конституции Республики Беларусь закреплен принцип народного суверени­тета и т.п.

В юридической литературе указывается различный перечень общих прин­ципов права. Нередко он бывает достаточно длинным. Включаются и правовые аксиомы. Однако большинство авторов называют следующие основные общеправовые принципы:

ü Принцип демократизма . Он проявляется в том, что право выражает согласованную волю народа. Эта воля реализуется народом как непосред­ственно в актах референдумов, так и в законах государства, выступающего как представитель народа, в его интересах. Защита закрепленных в законах прав и свобод граждан обеспечивается в первую очередь демократическим правосудием.

ü Принцип справедливости . При помощи права согласуются интересы всех слоев общества, в том числе и индивидуальные на основе справедли­вой их оценки, взвешивания, соразмерности относительно каждого индиви­да (социальной группы). На основе учета этих обстоятельств в законе и фор­мулируются права и обязанности субъектов, устанавливаются взаимоотно­шения индивидов между собой, между личностью и обществом, граждани­ном и государством.

ü Принцип гуманизма и уважения прав личности раскрывает одну из наиболее важных ценностных характеристик права, которая выражается в закреплении в нормах права гарантий обеспечения неотъемлемых прав че­ловека. В первую очередь права на жизнь, личную свободу и безопасность, охрану чести и достоинства, неприкосновенность личности и др.

ü Принцип равенства означает равенство всех перед законом. В право­вых нормах не могут устанавливаться преимущества или ограничения в от­ношении граждан по признакам национальности, расы, пола, религиозных и политических убеждений, социального положения и т.д.

ü Принцип законности заключается в требованиях к качеству норматив­но-правовых актов, их согласованности, строгой соподчиненности актов низшей юридической силы относительно актов высшей юридической силы. Этот принцип, кроме того, предполагает строгое исполнение юридических норм всеми субъектами права, недопустимость злоупотребления правом, неотвратимость ответственности за правонарушения.

В литературе встречается классификация принципов на экономико-пра­вовые, политико-правовые, эколого-правовые, нравственно-правовые и др. Однако их внимательный анализ показывает, что речь идет главным образом об особенностях отражения перечисленных и некоторых других общих прин­ципов права в разных сферах человеческих отношений.

Функции права

Функции права - это основные направления правового воздействия на общественные отношения с целью их упорядочения, обусловленные сущно­стью и социальным назначением права.

Функции права можно классифицировать на общесоциальные и специ­ально-правовые. В рамках общесоциального действия права можно выде­лить информационно-ориентационную и воспитательную функции. Первая состоит в информировании субъектов о содержании правовых требований, о правах и обязанностях, и тем самым ориентировании их на правомерное поведение, вторая опирается на познание права и заключается в его влиянии на духовную сферу жизни общества, на его нравственную основу, воспита­ние уважения к праву как социальной ценности, как явлению цивилизации и культуры.

Специально-правовые функции - это чисто юридические способы воз­действия права на общественные отношения. Они подразделяются на регу­лятивную и охранительную.

Регулятивная функция направлена на обеспечение упорядоченности об­щественных отношений при помощи закрепления прав и обязанностей субъектов права и условий их реализации. В свою очередь регулятивная функция подразделяется на регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую функции.

Регулятивно-статическая функция заключается в воздействии права на общественные отношения путём их закрепления в различных нормативно-правовых актах. Решающая роль в осуществлении статистической функции принадлежит институтам права и свобод граждан, разделения властей, организация и деятельности различных ветвей власти.

Регулятивно-динамическая функция права проявляется в воздействии его на общественные отношения, прежде всего путём проведения необходимых реформ (экономических, социальных, политических). Специфическим способом осуществления регулятивно-динамической функции являются определение и обеспечение правоспособности и дееспособности субъектов права; расширение и гарантирование прав и свобод граждан; усиление мер по борьбе с правонарушением; преобразования в основаниях возникновения, изменения и прекращения правоотношений т.п.

Что касается охранительной функции права, то под ней понимают действие права, нацеленное на охрану общественных отношений, в которых заинтересовано государство. В тоже время справедливо отмечается, что эта функция тоже имеет регулятивное значение, поскольку защита определённых общественных отношений регламентируется ничуть не меньше, чем их оформление и координация. Поэтому некоторые авторы (Н.А. Горбаток) выделяют охранительную функцию подфункцией регулятивной функции: регулятивно-охранительной, под которой понимают такой вид правового воздействия, который направлена на защиту предусмотренных и обеспечиваемых правом политических, экономических, социальных и других правовых отношений, а также на ограничение и вытеснение отношений, враждебных, чуждых данному общественному строю. Осуществление регулятивной функции проявляется в информировании участников общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты государством под защиту, какие деяния запрещены как противоречащие интересам общества, государства, личности; в особых способах воздействия на правонарушителей, охватываемых таким понятием, как юридическая ответственность, и реализуемых путём применения к правонарушителям правовых санкций. Общее назначение этих функций сводится к тому, чтобы добиться неуклонного выполнения всеми субъектами права требований Конституции, законов и соответствующих им подзаконных нормативно – правовых актах, т.е. обеспечить режим законности.

Исторические типы права

Типология права - это наибо­лее общая группировка (классификация) правовых систем различных исто­рических эпох с целью их сравнительного познания.

В настоящее время в юридической науке используются два подхода к типологии права - формационный и цивилизационный. Исходя из этого, исторический тип права определяется как совокупность наиболее суще­ственных признаков, свойств, характеризующих право определенной обще­ственно-экономической формации или этапа развития человеческой циви­лизации.

В соответствии с формационным подходом выделяются рабовладельчес­кий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права (по назва­нию общественно-экономических формаций).

В основе цивилизационного подхода лежат определенные этапы разви­тия цивилизации. В этом случае в качестве типов права можно выделить древнее право (древневосточное /обычное/, древнегреческое /полисное/, римское), средневековое право (европейское /партикулярное/, раннепрецедентное, восточно-религиозное и др.) и современное право (романо-германское/континентальное/, англосаксонское /прецедентное/, религиозно-тради­ционное и др.).

Рабовладельческое право

Рабовладельческое право - это возведенная в закон воля класса рабовладельцев. Основными задачами рабовладельческого права являлись: закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, а также охрана основ рабовладельческого государственного строя.

Юридическая история древнего мира знает две основные рабовладельческие государственно-правовые модели: древневосточную и античную. Первая модель была распространена на территориях государств, существовавших в IV тыс. до н.э. - 1-й пол. I тыс. н.э. на азиатском и африканском континентах (Египет, Вавилония, Индия, Китай и др.), вторая - в Древней Греции и в Древнем Риме.

Основное различие между этими моделями состояло в том, что древневосточная правовая система была построена на преобладании государства над личностью, а античная, напротив, на свободе личности и ее автономии от государства. Такая свобода была возможной благодаря широкому распространению в античных государствах частной собственности. Именно частная собственность обеспечивала гражданам известную независимость от государства, в то время как в странах Древнего Востока собственность принадлежала государству и была связана с должностью: для того чтобы стать собственником, необходимо было занимать определенное место в государственной иерархии.

Различие между двумя правовыми системами рабовладельческого права носило не абсолютный, а относительный характер. Древневосточная и античная правовые системы имели больше сходных черт, чем различий:

1. обе системы юридически закрепляли сословно-классовое неравенство, т. е. неравенство не только между свободными и рабами, но и неравенство между отдельными группами свободных людей;

2. обе системы были тесно связаны с религией. Понятия греховного и преступного во многом совпадали, религиозные нормы служили источником правовых норм, у истоков правосудия нередко стояли священнослужители;

3. правовые нормы, закрепленные в большинстве законодательных памятников обеих систем, представляли собой записи конкретных случаев из судебной практики - казусов, или инструкции для судей, не содержали в себе общих правил поведения и носили казуистический характер. Решающее значение для правовых действий имело соблюдение определенной формы их совершения;

4. обе системы не знали деления права на отрасли;

5. за исключением римского частного права, всему древнему праву был свойственен невысокий уровень юридической техники: не была разработана строгая правовая терминология, законодатели пользовались обыденным языком.

Вершиной рабовладельческого права явилось римское право. Оно делилось на частное и публичное.

Классическое разграничение публичного и частного права было дано римским юристом Ульпианом, который писал: “Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное - которое относится к пользе отдельных лиц”. Римское право отличалось высочайшим уровнем юридической техники, точностью формулировок, обоснованностью решений, конкретностью, практичностью, жизненностью. Наивысшего уровня развития оно достигло в регулировании имущественных отношений, прежде всего отношений собственности. Даже после падения Римской империи римское частное право продолжало существовать, оказывая огромное влияние на законодательство европейских стран (в частности, в период формирования и развития буржуазных государств), на правовую мысль и правовую историю человечества.

Феодальное право

Феодальное право представляло собой возведенную в закон волю господствовавшего в средние века класса феодалов. Его основная задача заключалась в юридическом оформлении и урегулировании права собственности феодалов на землю и другие средства производства, обеспечении их политического и экономического господства в средневековом обществе. Феодальное право характеризовалось следующими чертами:

1. основное место в феодальном праве занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, поскольку именно земля представляла собой главное богатство в средневековье;

2. феодальное право было правом-привилегией, закреплявшим неравенство различных сословий средневекового общества. Социальный статус человека определялся в соответствии с тем местом, которое он занимал в феодальной иерархии. Для каждого сословия создавался свой суд, только крестьяне подлежали суду господина, поскольку находились вне феодальной иерархии. Господствовал розыскной (инквизиционный) процесс, построенный на системе формальных доказательств, из которых наиболее совершенным доказательством считалось признание самого обвиняемого. Свидетельские показания принимались во внимание с учетом социального положения свидетеля;

3. феодальное право - это право сильного. Оно открыто признавало насилие в качестве источника права (прежде всего со стороны феодала по отношении к крестьянину);

4. феодальному праву был присущ партикуляризм, т. е. отсутствие единой системы права в масштабе всей страны. Право носило раздробленный характер, на местах преобладали акты отдельных феодалов и местные обычаи;

5. как и право древнего мира, феодальное право сохраняло тесную связь с религией;

6. феодальное право не знало деления на отрасли права. Составными его частями были манориальное право, городское право, торговое право, каноническое право и королевское право.

По мере развития в феодальном обществе товарно-денежных отношений феодальное право заимствовало ряд институтов и норм римского права. Этот процесс получил название рецепции римского права. Начавшийся в период средневековья, он продолжился и в новое время - эпоху становления буржуазных отношений.

Буржуазное право

Буржуазное право сформировалось в период XVII-XIX вв. и представляло собой возведенную в закон волю класса буржуазии. В юридической науке сегодня это право еще называют современным правом, поскольку оно в своих основных чертах действует и по сей день. Для буржуазного права характерны:

1) светский характер - это право, которое не связано с религией;

2) высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права;

3) разделение права на частное и публичное;

4) признание закона основным источником права. Основной задачей буржазного права являются охрана капиталистической собственности на землю и сохранение основных средств производства в руках буржуазии.

Социалистическое право

Согласно марксистской теории социалистическое право представляет собой на первом этапе - этапе становления и развития социалистического государства - возведенную в закон волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции, а на втором этапе -этапе развитого социализма - возведенную в закон волю всего народа.

Оно не является вечным: возникнув вместе с государством как классовый институт, социалистическое право отомрет вместе с ним. В реальной действительности социалистическое право носило декларативный характер и было подчинено государству.

В настоящее время формационный подход к типологии права подвергается серьезной критике. Понимание права исключительно как возведенной в закон воли какого-то одного, господствующего, класса устарело.

Современная юридическая наука видит в праве закрепленные государством представления общества о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном. Право выступает не орудием классового господства, а средством достижения социального компромисса. В то же время цивилизационный подход к типологии права ориентирует исследователей на изучение специфики права каждой цивилизации. Однако подобная методология не позволяет выявить общие черты и закономерности развития правового развития человечества и смоделировать единую классификацию. Поэтому современная юридическая наука, изучая историю права, предпочитает понятию “тип права” такие научные категории, как правовая система и правовая семья.

Цивилизационный подход

Создатель этого подхода историк А.Тойнби занимался анализом типов не государств, а цивилизаций, обществ. Поэтому прямое перенесение критериев цивилизаций на типологию государств не совсем адекватно.

А. Тойнби формулирует понятие цивилизации как относительно замкнутого и локального состояния общества, характеризующегося общностью религиозных, психологических, культурных, географических признаков. Наиболее важными и постоянными из них он считает религию и территориальный признак. Цивилизация - понятие более широкое и емкое, чем общество. Жизнь цивилизаций более продолжительна, чем обществ, они занимают обширные территории; число людей, охватываемых цивилизациями, как правило, велико. Они имеют тенденцию к распространению и подчинению других обществ, в том числе и обществ собственного вида.

Тойнби выделяет 21 цивилизацию, из них, по его мнению, наиболее значительные - египетская, китайская, западная, православная, арабская, мексиканская, иранская, сирийская, дальневосточная и др.

Цивилизационный подход, безусловно, позволяет подходить к типологии государств с более широких позиций, он не столь схематичен, как формационный, и характеризует более разнообразную картину эволюции государств.

С позиций цивилизационного подхода можно более глубоко проследить взаимосвязь культуры народа и государственного устройства, обнаружить определенную детерминированность государства такими факторами, как религия, культура, территория, духовная жизнь, традиции народа, его менталитет.

В этом смысле цивилизационный подход имеет несомненные достоинства. Особенно если иметь в виду, что этот подход придает важное значение роли государства в сохранении и упрочении цивилизации.

С позиций цивилизационного подхода государство солидаризирует общество, является одним из важных факторов его духовного развития. Наконец, само государство - это одно из явлений цивилизации, в нем во многом фокусируются ее особенности. Государство, будучи обусловленным определенной цивилизацией, само активно влияет на нее, сохраняя (или разрушая) ее основополагающие элементы: культуру, традиции, территорию и т. д.

При цивилизационном подходе тип государства определяется на основе идеально-духовных, культурных факторов, что также не может быть достаточным, поскольку упускаются из виду материальные, экономические влияния на сущность, форму и тип государства.

Формы (источники) права

В правовой науке формы, при помощи которых фиксируются, закрепляются, официально выражаются юридические нормы, по­лучили название юридических источников права. Этот термин укре­пился в юридической литературе как результат признания того, что формы права выступают одновременно и носителями юридических норм, тем «резервуаром», в котором они пребывают и из которого мы получаем, черпаем соответствующую правовую информацию.

Понятие «источник права» в юридической науке употребляет­ся не только в формальном значении, т. е. как форма выражения права, но также в материальном и идеальном смыслах. Источником права в материальном смысле рассматривается само общество, его социально-экономическое, культурное развитие, содержание обще­ственных отношений. Под идейным источником права понимается правосознание, играющее важную роль в правообразовании.

В юридическом (формальном) смысле формы (источники) права - это способы официального выражения, закрепления (объективации) правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.

Юридической науке известно несколько видов исторически сложивших­ся форм (источников) права. Это правовые обычаи, юридические преце­денты, нормативные правовые акты, нормативные договоры, юридические доктрины, религиозные писания.

Правовой обычай - это сложившееся исторически и вошедшее в при­вычку правило поведения, признанное и санкционированное государством в качестве нормы права.

Правовыми становятся лишь те обычаи, которые признаются государ­ством в качестве общеобязательного правила поведения и вследствие этого подпадают под его защиту.

Правовой обычай являлся господствующим источником права в рабо­владельческом и феодальном обществах. Система правовых норм, форми­рующихся на основе обычаев, получила в юридической науке название обыч­ного права.

В современный период правовой обычай имеет ограниченное примене­ние, однако сохраняет определенное значение в качестве одного из источни­ков права во многих странах мира, а также достаточно сильные позиции в международном праве.

Нормативные правовые акты являются наиболее распространенной фор­мой права в большинстве стран мира.

Юридический прецедент (судебный или административный) как источ­ник права используется не во всех странах. Но он является преобладающим источником права в странах с англосаксонской правовой системой (Англия, США, Канада, Австралия и др.).

В странах романо-германской правовой системы (Франция, ФРГ, Ита­лия, Швейцария) считается, что правотворческая деятельность является пре­рогативой законодателя и органов, им определенных. Вместе с тем в некото­рых из европейских континентальных стран ограниченно используется в ка­честве источника права и юридический прецедент.

Суть юридического прецедента как формы (источника) права состоит в том, что решению определенного государственного органа (в первую оче­редь суда) по конкретному юридическом делу придается значение общей нормы. Другими словами, судебное или административное решение по конкретному делу становится обязательным образцом для разрешения аналогичных дел.

В качестве одной из форм (источников) права выступает договор с нор­мативным содержанием.

Как известно, договор - это соглашение двух или более сторон по урегу­лированию какой-либо жизненной ситуации. Договор в праве - распростра­ненное явление. Однако далеко не всегда договор выступает источником права. Источником права является только такой договор, в котором содер­жатся правила общего характера.

Нормативный договор - это двустороннее или многостороннее соглаше­ние между различными субъектами права, в котором содержатся нормы пра­ва. Этот источник права известен давно. Нормативные договоры заключа­лись между феодалами в Средние века. В настоящее время нормативные договоры применяются во всех национальных правовых системах мира. Они широко используются и в международном праве. Исторический пример дого­вора с нормативным содержанием - Договор об образовании СССР (1922 г.). В современный период к таким соглашениям можно отнести Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уго­ловным делам от 22 января 1993 г., заключенную странами, входящими в СНГ.

Юридические доктрины на определенных исторических этапах также выступали в качестве источников права. Это учения, обобщенные научные выводы и положения, содержащиеся в трудах ученых-правоведов. Напри­мер, научные труды наиболее авторитетных римских юристов (Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина) имели силу источников права. Их тексты, даваемые разъяснения использовались судами при разрешении юридичес­ких дел. В английских судах также нередко использовались в качестве ис­точников права труды известных юристов. Юридические доктрины как ис­точники права известны индусскому и мусульманскому праву и др.

В настоящее время юридические доктрины, работы, мнения известных ученых-юристов в большинстве стран не выступают в качестве непосред­ственных источников права. Но они являются источниками юридических знаний, идейным источником права и играют большую роль в развитии пра­вовых систем, правовой культуры любой страны.

На определенных этапах развития общества роль источников права иг­рали и еще продолжают играть религиозные писания. Церковные нормы за­нимали значительное место среди норм феодального права. Догматы церк­ви охватывали отношения не только между духовными лицами, но в значи­тельной части распространялись на всех членов общества. Суды строго ру­ководствовались их предписаниями. Под действие религиозных канонов подпадала значительная часть семейных, наследственных отношений. На их основе рассматривались дела о ересях, колдовстве и т.д. Постепенно сфера действия норм церковного права за счет усиления свет­ской власти сужалась. В настоящее время религиозные тексты потеряли все­общую значимость как источников права, однако не утратили ее полностью. В ряде мусульманских стран по-прежнему распространенными источника­ми права остаются тексты священных мусульманских религиозных книг. Так, основным источником мусульманского права является кодекс религиозных и этических норм Коран и некоторые другие священные писания. В них со­держатся положения, обладающие общеобязательным характером.

Национальной правовой системой Республики Беларусь используются в качестве форм (источников) права нормативный правовой акт, нормативный договор и правовой обычай. Доминирующее положение занимает нормативный правовой акт.

Правовой обычай действует лишь в тех ограниченных случаях, когда соответствующие отношения нормативно урегулированы не полностью и когда применяемые обычаи оговариваются в законодательстве.

Например, один из обычаев закреплен в ч. 1 ст. 99 Кодекса торгового мореплавания Республики Беларусь, регулирующей сталийное время, т.е. период времени, в течение которого перевозчик предоставляет и держит судно под погрузкой или разгрузкой. В ней сказано: «Сталийное время определя­ется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - обычаями, принятыми в порту погрузки».

Несколько более широкое распространение получил нормативный до­говор.

В качестве примера можно назвать коллективный договор. Он заключа­ется между нанимателями и коллективами наемных работников в лице проф­союзов или иных выборных органов для регулирования взаимных обяза­тельств в сфере трудовых и социально-экономических отношений и имеет локальный характер.

К разновидностям договора с нормативным содержанием относятся со­глашения по поводу условий труда, занятости, социальных гарантий, кото­рые заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отрасле­вом (тарифное) и местном (местное) уровнях.

Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы.

Данная теория наиболее логически завершенную форму получла в ХХ в. Представители: Эрлих, Жени, Муромцев и др. Основные идеи:

1) разделяют право и закон, хотя и делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины.

Право воплощается не в естйственных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право - в сфере сущего;

2) под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение закона и т.п. Право- это реальное поведение субъектов правоотношний - физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория живого права;

3) формулируют такое живое право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они наполняют законы правом вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Достоинства:

такое понимание ориентирует на реализацию права, где оно обретает практическое осуществление;

совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой; эта теория хорошо согласуется с ограничением государствен­ного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Слабые стороны:

если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и непра­вомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной; в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельнос­ти на судей и администраторов увеличивается опасность некомпе­тентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

Еще по теме 9. Социологическая теория права:

  1. if(!cssCompatible) { document.write("\ \ СПИСОК ВИКОРИСТАНОЇ ТА РЕКОМЕНДОВАНОЇ ЛІТЕРАТУРИ\ \ \ Основна література\ \ \ 1. Венгеров А. Б. Теория государства и права. - М., 2000.\ \ \ 2. Загальна теорія держави і права / За ред. В. В. Копєйчикова. - К., 2000.\ \ \ 3. Комаров С. А. Теория государства и права. - М., 1999.\ \ \ 4. Котюк В. О. Теорія права: Курс лекцій. - К.: Вентурі, 1996.\ \ \ 5. Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. / Под ред. М. Н. Марченко. - М., 1998.\ \
  2. Теория государства и права: учебное пособие. В 2-х частях / А. В. Ба­ранов. - Томск: Эль Контент,2012. - Ч. I: Теория государства. - 188 с., 2012
  3. §3. Психолого-социологический аспект применения права
  4. СИСТЕМНЫЙ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДОКТРИНЫ ВОЗВРАТНОГО ПРАВА
  5. 76. Основные теории правопонимания: психологическая школа права, социологическая юриспруденция, правовой реализм.

Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Это "вечно" протекающее действие, поскольку общество на каждом этапе своего развития открывает в праве все новые и новые качества, свойства, стороны, грани. Множественность теорий правопонимания обусловлена различными национальными и региональными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и социально-психологическими особенностями. Учитывая такой плюрализм мнений и сложную природу самого права, И. Кант верно заметил, что "юристы до сих пор ищут свое определение права". В силу того что право находится как бы на "перекрестке" удовлетворения интересов различных социальных групп, слоев, классов, элит, оно может быть использовано в разных целях.

Существуют следующие основные концепции права: естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая.

Естественно-правовая теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII - XVIII вв. Представителями ее являются Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и другие.

Главными идеями этого учения выступают следующие:

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, "естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного;

2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой "человеческой природе", права даются либо от рождения, либо от Бога.

Достоинства:

это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

Недостатки:

данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно;

такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

Историческая школа права сформировалась в конце XVIII - начале XIX в. Ее представителями были: Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта и другие.

Основные идеи названной доктрины:

1) право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно;

2) право - это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр "национального духа", глубин "народного сознания";

3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие "естественные" права человека.

Позитивные моменты:

впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

справедливо подчеркивается естественность (эволюционность) развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

верно подмечено значение правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения.

Негативные моменты:

данная теория во время своего возникновения объективно выступила как негативная реакция на естественно-правовую доктрину, идеи Французской революции; как идеология феодализма - уже отживающего строя;

ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений.

Нормативистская теория права в наиболее полной степени была сформулирована в XX в. Представителями ее были: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и другие.

Основные идеи данного учения заключаются в следующем:

1) исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

2) по Кельзену, право - это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в "чистом виде", вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства:

верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы;

нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Недостатки:

представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;

признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.

Материалистическая теория права возникла в XIX - XX вв. Ее представителями выступили: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.

Основными идеями названной доктрины можно считать следующие:

1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;

3) право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

Положительные моменты:

в связи с тем, что представители данной теории понимали право как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;

показали обусловленность права социально-экономическими факторами, наиболее существенно влияющими на него;

обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм.

Недостатки:

преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам, ограничивали существование права историческими рамками классового общества;

излишне жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом и тем самым умаляли другие причины и условия, влияющие на право.

Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие.

Основными идеями этой доктрины являются:

1) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как "действительное" право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют "игорное право", "детское право" и т.д.

Достоинства:

обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр. Отсюда - нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую природу индивида;

акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества.

Недостатки:

представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права;

в связи с тем, что "подлинное" (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в XX в. Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями.

Основные идеи заключаются в следующем:

1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего;

2) под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория "живого" права;

3) формулируют такое "живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они "наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

К плюсам данной теории относятся:

она обращает внимание прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение;

фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права;

хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц.

Таким образом, в историческом контексте право оценивалось и оценивается по-разному. Названные теории есть самые заметные вехи в процессе правопонимания, в изменении юридического мировоззрения общества. Далеко не случайно, что эти учения не раз уже были востребованы практикой. Каждая из перечисленных доктрин имеет как положительные, так и отрицательные моменты. И плюсы, и минусы важно знать и иметь в виду при характеристике теорий.