Непрозрачность ЖКХ — источник коррупции. Мнения парламентариев

Выходные данные сборника:

КОРРУПЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Андреева Любовь Александровна

канд. юрид. наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета, зав.кафедрой частного права Филиала Российского государственного гуманитарного университета, РФ, г. Великий Новгород

CORRUPTION RELATIONS IN THE SPHERE OF HOUSING AND PUBLIC

Andreeva Lybove

candidate of juridical sciences, associate professor of Russian State Humanitarian University, head.the Department of private law branch of Russian state University for Humanities, Russia, Veliky Novgorod

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблемам противодействия коррупционным проявлениям в жилищно-коммунальной сфере, системам организации управления жилищным фондом, финансированию учреждений и предприятий, оказывающих коммунальные услуги населению.

ABSTRACT

The article is devoted to problems of anti-corruption in housing and communal services, systems management housing Fund, financing institutions and enterprises providing public services to the population.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство; учреждение; организация; муниципальное образование; органы государственной власти; коммунальные услуги.

Keywords: housing and utilities; establishment; organization; municipality; public authorities; utilities.

В настоящее время жилищно-коммунальный комплекс является одним из определяющих развитие экономики России. Отраслевой анализ показывает, что сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) является наиболее коррумпированной отраслью экономики страны. Совершенствование управления жилищно-коммунальной сферой является одной из важнейших проблем. Однако внедрение новых форм и методов управления осложняется специфическими особенностями экономических отношений и хозяйственного механизма функционирования предприятий ЖКХ, а также социальной направленностью сферы экономики. Одним из достижений реформы ЖКХ стал переход на стопроцентную оплату населением коммунальных услуг, однако, несмотря на это инвестиционная активность в отрасли остается низкой, возрастает физический износ объектов коммунальной инфраструктуры, учащаются аварии систем жизнеобеспечения городов и регионов страны.

Управление жилищной сферой испытывает значительные трудности, связанные с острым дефицитом финансов, слабой материально-технической базой, недостаточной квалификацией кадров, отсутствием продуманной жилищной политики и жилищных организаций в части их взаимоотношений с органами власти и потребителями. Особое значение имеет проведение жилищной реформы в городах, так как в них проживает большая часть населения страны и находятся основные мощности строительных и жилищных организаций.

Вместе с тем, проблемы в области ЖКХ в России связаны с коллизиями гражданского и жилищного законодательства, что приводит к увеличению коррупционных рисков.

Во-первых, борьба с коррупцией в сфере ЖКХ заключается в том, чтобы выявить нормы жилищного и гражданского законодательства, которые используют коррупционеры и связанные с ними лица с целью нанесения ущерба правам граждан.

Например, в статье 36 ЖК РФ указаны нормы, которые имеют одну из ключевых ролей в борьбе с коррупцией в ЖКХ. С одной стороны нормы статьи 36 ЖК РФ содержат положительные аспекты, с другой - негативные. В частности законодатель определил понятие «считать собственников помещений собственниками общего имущества в многоквартирном доме» . Вместе с тем понятия «собственник помещений» и «участник общей собственности на общее имущество» не равнозначны. Собственник помещения является, согласно своему наименованию, только собственником помещения. Не собственник помещения, а физическое лицо, может быть участником общей собственности. Законодатель попытался заставить граждан становиться собственниками общего имущества для того, чтобы потом отнять право на жилье. Собственность граждане должны приобретать на добровольной основе и зная заранее то, что за этим последует. Вместе с тем, все общее имущество в многоквартирных домах и право на земельный участок находится в муниципальной собственности, а также существует механизм бесплатной передачи муниципального имущества в собственность граждан, которые хотят стать участниками общей собственности. Таким образом, не установлены виды и границы общего имущества в домовладении и его свойства, не определена возможная доля владельца помещения в праве общей долевой собственности. Никаким договором и актом передачи имущество и долевая собственность владельцам жилья не передана и никаким государственным свидетельством о праве собственности не подтверждена. Собственники помещений «объявлены» участниками общей долевой собственности, но таковыми участниками общей собственности не являются.

Например, в статье 37 ЖК РФ, определяя понятие «долевой собственности» и указывая, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения, не определено понятие «доля».

Во-вторых, коррупционные преступления, совершенные в сфере ЖКХ, носят выраженную социальную окраску, так как похищенные или нецелевым образом использованные средства включаются в затратную часть управляющих компаний и увеличивают размер тарифов на коммунальные услуги. Вместе с тем, следует учесть, что значительная часть ЖКХ переведена в негосударственный сектор, в связи с чем, работники не являются чиновниками, но активно используют свои должностные полномочия для того, чтобы извлекать незаконный доход.

В-третьих, коррупционная схема выявляется на этапе подключения к коммуникациям. Проявления коррупции очевидны, когда энергоснабжающие организации не подключают к сетям тех граждан, которые отказываются платить взятку, в то время как другие жители получают подключение коммуникаций и ЖКХ в полном объеме.

В-четвертых, как показывает практика, коррупции «подвержены» садоводческие объединения. Коммунальная инфраструктура, находящаяся в собственности садоводческих хозяйств, является инструментом давления на собственников дачных участков и домов. Отсутствие прозрачности и государственного контроля за деятельностью коммунальной инфраструктуры садоводческих товариществ приводит к массовым хищениях и злоупотреблениям. При этом коррупционной составляющей является то, что представители садоводческих объединений являются, фактически, посредниками между собственниками и поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Хищения возникают за счет разницы цены поставщика и тарифа, устанавливаемого в садоводческом объединении. Граждане указывают, что строительство трансформатора, водопровода оплачивались ими несколько раз, однако в реальности никакие работы не выполнялись вовсе, а для членов товариществ выработана система воздействия путём штрафов, отключения от коммуникаций, исключения из товарищества, запугивания судами, иные угрозы.

В-пятых, коррупция проявляется при введении в эксплуатацию жилых объектов. Суть схемы заключается в том, что на стадии строительства объектов строительные компании, как правило, осуществляют закладку коммуникаций, строительство подъездных путей, когда при продаже многоквартирных домов, домов в коттеджных поселках в собственности строительных компаний остаются все коммуникации и подъездные пути, что является грубым нарушением градостроительных норм, безусловно, без подкупа чиновников невозможно обойтись для осуществления данной схемы. Помимо оплаты взяток за перевод земель в иную категорию, разрешения на строительство компании-застройщики, существует негласное правило, обеспечивающее безвозмездно чиновников недвижимым имуществом в строящемся объекте: это могут быть руководители администрации, правоохранительных органов различного уровня. Квартиры, дома, как правило, оформляются на членов семьи. Таким образом, после завершения строительства компании-застройщики получают гарантированное покровительство практически на всех уровнях власти. Затем, компания-застройщик реорганизуется в управляющую компанию и предоставляет жителям услуги ЖКХ по собственным тарифам, что приводит к массовым злоупотреблениям правами жителей.

В-шестых, самая простая система бытовой коррупции представляет способ нажиться в сфере ЖКХ, используется работники обслуживающих организаций. Вызывая сантехника отремонтировать сломавшийся кран, бесплатное выполнение этих работ, кажется чем-то из ряда вон выходящим. По закону ни одного дополнительного рубля жильцы не обязаны платить за ремонтные услуги. В договоре с управляющей компанией, который жильцы чаще всего не представляют, указан достаточный перечень предоставляемых организацией услуг, и все эти работы уже заложены в коммунальные тарифы. Практикуемая годами система стандартных ответов о нехватке средств изматывает жильцов, которые более-менее осведомлены о своих возможностях, но пассивность жителей зачастую перерастает в их готовность к коррупционной ситуации, в которой, по их мнению, выигрывают все участники. Поощрение бытовой коррупции зачастую приводит к тому, что месяцами в домах может течь крыша, подвалы наполняются отходами, не убираются от грязи подъезды.

В-седьмых, в России нет централизованной тарифной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг, что приводит к коррупции в тарифах на услуги. Цены формируются местными властями в каждом отдельном населенном пункте на свое усмотрение. Тарифы на электроэнергию, услуги телефонных компаний, за газ, тепло, воду и так далее диктуют местные монополисты, а местные чиновники их утверждают. «Тарифная» проблема заключаются в том, что жильцы часто платят за работы, которые не были выполнены. В тарифы заложены все необходимые для нормального содержания дома коммунальные услуги, но половина из них порой не выполняется, а счета приходят исправно. Монополизм предоставления услуг - коррупционная проблема сферы ЖКХ. Например, управляющие компании, которые являются посредниками между организацией предоставляющей услуги и жильцами домов выбираются по субъективным признакам, в том числе по родственным связям, работать на рынке управляющих компаний без «кумовства» не представляется возможным. Например, на практике, жителей новостроек в целых кварталах обязывают подписывать договоры на обслуживание с конкретными управляющими компаниями. Право выбирать будущим жильцам не предоставляют, а предлагают подписать договор с одной конкретной фирмой, в некоторых случаях, оплатить услуги за полгода вперед. Вместе с тем, порядок выбора управляющей компании указан в Жилищном кодексе России . Таким образом, решение общего собрания жильцов и протокол фальсифицируется. При этом договор на обслуживание составляется для тех, кто будет управлять домом. Они могут установить любую оплату своих услуг, ввести дополнительные платежи - и формально действовать по закону, вместе с тем, именно в этой схеме закладываются коррупционные механизмы.

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 3.11.1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, - 05.12.1994, - № 32, - ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, - 29.01.1996, - № 5, - ст. 410.
  3. Жилищный Кодекс Российской Федерации // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: СПС КонсультантПлюс (дата обращения 20.12.14)
  4. Конституция Российской Федерации// [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: СПС КонсультантПлюс (дата обращения 20.12.14)
  5. О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: Федеральный Закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ / Собрание российского законодательства РФ. - 2007. - № 30 - Ст. 3799; 2012. - № 31 - Ст. 4322.
  6. О федеральной целевой Программе «Жилище» на 2011-2015 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050-ПРФ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 5 - Ст. 739.

В статье упоминается очередное «мудрое» решение Государственной Думы (состоящей преимущественно из спортсменов, людей искусства и прочих дилетантов) по поводу работы управляющих компаний.

В статье говорится: «В октябре Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, ужесточающий ответственность управляющих организаций за нарушения правил обслуживания многоквартирных домов. Коррупцию в жилищно-коммунальном хозяйстве в ближайшие годы победить не удастся, уверены эксперты: и частные, и государственные управляющие компании слишком тесно связаны с муниципальными властями, из-за чего их фактически невозможно контролировать. Их обязанности могли бы взять на себя товарищества собственников жилья, но коррупции подвержены и они. А рассчитываться напрямую с ресурсоснабжающими организациями (РСО) неудобно ни гражданам, ни самим РСО»

Тут что не фраза, то перл.

Почему рассчитываться напрямую с ресурсоснабжающими организациями гражданам не удобно? А как же тогда граждане умудряются напрямую оплачивать счета за электроэнергию и телефон? Единой платежкой платят за все ресурсы меньшинство граждан. В советское время, например, за газ, электричество и телефон платили отдельно. И никто не страдал. Неудобство тут минимальное: подписать не одну, а несколько платежек. К тому же все большее число граждан переходят на оплату через терминалы, а не банки. Точно также нет никаких проблем по оплате отдельно водоснабжения и водоотвода. Будет 4-5 платежек. Ничего страшного. Зато задолженность будет адресной. Не дом в целом будет должником, а конкретные квартиры, с которыми пусть ресурсники и разбираются напрямую. Им этим заниматься не хочется? А кого это в конце-концов волнует. Почему ресурсникам не хочется заниматься непосредственно с теми, кто им не платит, а вот управляющие компании должны заниматься с неплательщиками за поставку ресурсов, хотя эти деньги не принадлежат УК.


Второй вопрос, злоупотребления. Все думают и гадают, как сделать так, чтобы нечистые на руку руководители УК не задерживали деньги ресурсников, которые поступают на их счета. Какими же надо быть альтернативно одаренными, чтобы разводить руки и говорить, что другого способа, кроме ужесточения уголовного наказания, не существует. Такое ощущение, что в Госдуме сидит дурак на дураке и дураком погоняет. Почему некоторые руководители некоторых УК (как упомянутый в статье Мурад Гечебаев) мухлюют с деньгами, которые принадлежат ресурсникам? Да потому, что жильцы переводят деньги не на счета ресурсников, а на счета управляющих компаний. Ну так сделайте так, чтобы жильцы переводили деньги напрямую на счета ресурсных организаций. И вопрос снят. После этого ни одна управляющая компания не станет задерживать перевод денег ресурсникам и мухлевать ими, потому что эти деньги на ее счета поступать не будут. Управляющая компания будет получать только плату за жилье.

Журналист пишет: «За девять с половиной месяцев этого года прокуроры по всей России выявили 116 тыс. преступлений в сфере ЖКХ - такие данные опубликованы на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. В коррупционных преступлениях обвиняются 23 тыс. чиновников и бизнесменов, укравших в общей сложности 33 млрд. рублей.». 33 миллиарда! А весь вопрос решается элементарно: раздельными платежками. Но додуматься до этого нашим депутатам не судьба. А может просто не хотят лишать местных чиновников такого жирного куска дохода?

Или вот еще перл: «По данным полицейских сводок, чистоплотностью не отличаются главы не только частных, но и государственных управляющих организаций». Это вообще уже курам на смех. Журналистка хотя бы поглубже вникла в проблему, прежде чем писать свою статью. Как раз разные нарушения характерны в первую очередь для всех этих ГУП ДЕЗ. А если их мало ловят, то только потому, что они имеют поддержку в управе или префектуре. Да и т.н. частные управляющие компании в сфере ЖКХ (кроме коммерческой недвижимости), это чаще всего тем же самые бывшие ГУП ДЕЗ, только акционированные, сменившие вывеску и теперь считающиеся вроде частными, но на самом деле продолжающие сохранять прямые связи с чиновниками из управ. Эта схема между прочим чиновникам даже выгоднее. Потому что частную управляющую компанию очень просто признать банкротом, создать новую, а на долги старой «забить». Одна их схем воровства, кстати. Про что журналистка похоже даже не слышала.

Далее приводятся слова зампреда Всероссийского совета местного самоуправления Светланы Разворотневой: «Решением проблемы недобросовестных УК могли бы стать прямые договоры на поставку и отвод воды, электричества и тепла с ресурсоснабжающими организациями». Не знаю как в самоуправлении, но в ЖКХ эта Светлана Разворотнева не понимает вообще ничего. Она предлагает, чтобы с ресурсниками начали общаться напрямую ТСЖ, то есть группа дилетантов, которые не знают кучу всевозможных нюансов и пока их узнают, могут заключить такой кабальный договор, что жильцы в осадок выпадут. Журналисты почему-то говоря про ЖКХ видят только нарушения управляющих компаний и чиновников, а ресурсники по их мнению видимо это такие честные порядочные организации, которые никого не обманывают а только предоставляют ресурсы и страдают от неплатежей. Три ха-ха. Приведу конкретный пример.

Знает ли Светлана Разворотнева, где заканчивается зона ответственности обслуживающей организации при получении ресурсов для МКД? Думаю не знает. И большинство собственников квартир, создающих ТСЖ этого не знают. А зона ответственности заканчивается (ну или начинается) от «первого колодца». Ближайший к дому колодец это граница, с которой начинается зона ответственности обслуживающей организации (ДЕЗ, УК, ТСЖ, общество любителей домино и т.д.), получающей воду для дома. Что это значит? Это значит, что до этого первого колодца воду поставляют ресурсники и все что случится с трубами до этого колодца исправляет ресурсная организация (аварии, плановая замена и т.п.). Но после первого колодца ответственность уже несет обслуживающая организация. В чем тут засада?

Если подписывающие договор люди этого не знают, то ресурсники могут так составить договор, что их зона ответственности закончится не у первого от дома, а хоть от сто первого колодца. И я не очень сгущаю краски. Мне известен случай, когда ничего не понимающий в этом деле ТСЖ подписал договор так, что стал нести ответственность чуть ли не от десятого колодца. Сколько этому ему стоило дополнительно можно посчитать. А это только одна из множества деталей, которую надо знать при заключении договора с ресуропоставляющей организацией.

Вот и хочется спросить: откуда берутся эти журналисты, которые не умеют или не хотят понять проблему ЖКХ до конца. Ну и полностью убивает финал статью, когда журналистка приводит мнение о ЖКХ кого бы вы думали? Перечислю:

Амаяк АКОПЯН, артист эстрады, фокусник-иллюзионист:,
Полина ДАШКОВА, писательница,
Эдгар ЗАПАШНЫЙ, дрессировщик,
Ярослав ЕВДОКИМОВ, певец
Василий ГОЛОВАЧЕВ, писатель-фантаст

Как говорится, слов нет. Я обращаюсь ко всем журналистам, которые хотят писать о ЖКХ: консультируйтесь со специалистами, учитывайте их мнение. Я готов ответить на вопросу по управлению домами, представители управляющей компании МАТОРИН-УН, в которой я работаю, тоже всегда ответят на любой вопрос. Есть и другие профессионалы, которые помогут разобраться в такой не простой вещи, как ЖКХ. Иначе ваши статьи получают однобокими и вместо того, чтобы прояснить проблему, только запутывают ее еще больше.

Павел Крашенниников, один из авторов Жилищного кодекса на этапе его вступления в действие утверждал, что новый кодекс антикоррупционен. К сожалению, это оказалось не так. На самом деле Жилищный кодекс, вступивший в действие в 2005 году, в дополнение к имеющимся возможностям процветания коррупции в сфере ЖКХ добавляет новые, как глобальные, так и мелкие, на уровне конкретной обслуживающей нас коммунальной организации.

Вот одна возможность: теперь муниципальное жилье дают только малоимущим. Но поскольку Кодекс детально не прописывает, что значит малоимущие, определение того, является ваша семья малоимущей или нет, остается за местным чиновником. Как показывает опыт почти трех лет работы Жилищного кодекса, малоимущими, т.е. имеющими право постановки на очередь на получение жилья, за это время практически никто не был признан. Оно и понятно - откуда у малоимущих средства на подношение чиновникам, тем более, что даже в случае получения данного статуса и постановки на очередь, ждать жилье придется очень долго.

Вторая возможность: ЖК практически поручает местным чиновникам определять, кого выселять за неуплату. Депутаты ГД, голосовавшие за Жилищный кодекс обещали индивидуальный подход к этому вопросу, а значит, решение будет зависеть от чиновников. Пока данный раздел Кодекса широко не применяется, но все еще впереди. Нет денег за долги ЖКХ - сделай подношение чиновнику и тебя не признают злостным должником или твои долги признают уважительными.

Сторонники жилищно-коммунальной реформы считают, что одна из главных проблем сферы ЖКХ - монополизм предоставления услуг. Т.е. существование ЖЭКов, ДЭЗов и так далее, предоставляющих услуги. Жилищный кодекс формально разрушает данный монополизм, так как вводит управляющие компании, обслуживающие компании и непосредственное управление. Но посмотрим, что происходит на деле. Управляющие компании в основном создаются на базе тех же ДЕЗов в принудительном порядке. Никакого рыночного механизма тут не закладывается. А ведь сколько было шума вокруг создания рыночных механизмов. А все свелось к акционированию существующих государственных и муниципальных структур.

Как утверждают информированные источники, в Москве, например, все акции созданных управляющих компаний будут переданы в доверительное управление трем вполне известным фирмам, связанным с городскими властями. В других регионах России происходит практически тоже самое. То есть вместо создания рынка предоставления услуг, будет создана супермонополия, только теперь коммерческая. Малому и среднему бизнесу здесь места не будет. Во времена государственной монополии государство было заинтересовано в поддержании жилищного фонда, потому что в конечном счете государству самому нужно было обеспечивать жильем население. Коммерческие структуры будут заинтересованы в разрушении жилищного фонда, особенно в центре городов и престижных районах, чтобы коренных жителей потом выселить в отдаленные районы в некачественное новое жилье. А на месте рухнувших домов построить элитное дорогое жилье или офисы. От этого можно получить гораздо больше, чем от ЖКХ.

Но это пока перспектива. А сейчас вернемся к ситуации с новыми управляющими компаниями. Например, жителей новостроек в целых кварталах обязывают подписывать договора на обслуживание с конкретными управляющими компаниями. То есть жителей еще нет, а управляющая компания, за которую они должны голосовать уже есть. Да еще и оплатить услуги надо за полгода вперед. Как правило, такие компании создаются на базе ДЕЗов самими чиновниками или их друзьями и родственниками.

А, между тем, порядок выбора управляющей компании прописан в Жилищном кодексе России. По закону должно быть решение общего собрания жильцов. Но такой протокол сплошь и рядом фальсифицируется. При этом договор на обслуживание пишется в защиту интересов тех, кто будет управлять домом. Они могут установить любую оплату своих услуг, ввести дополнительные платежи - и формально вроде бы никакой коррупции, все как будто по закону.

Еще один аспект выбора управляющей компании, который чрезвычайно коррупционен. По Жилищному кодексу предполагалось, что если жители сами не выбирают себе управляющую компанию, то после 1 января 2007 года она должна быть выбрана муниципалитетом по конкурсу. Конкурс - это еще один прекрасный повод для коррупции. Конкурсы реально не проводятся. К тому же к данному конкурсу жители даже в качестве наблюдателей не допускаются.

Есть еще непрозрачный механизм поступления бюджетных субвенций на реформирование ЖКХ. Практически во всех регионах России приняты программы и подпрограммы модернизации ЖКХ, которые финансируются как в рамках нацпроекта "Доступное жилье", так и в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры". Кому и сколько давать, решают чиновники.

Тарифы на услуги ЖКХ, которые формируются местными властями в каждом отдельном населенном пункте, также порождают коррупцию в этой сфере. Те же тарифы на электроэнергию, на услуги телефонных компаний, на услуги за газ, тепло, воду и так далее диктуют местные монополисты, а местные чиновники утверждают. Как проходит процесс утверждения, никто не знает. Монополисты руководствуются средней нормой прибыли, а как ведутся расчеты, остается тайной. И это создает поле для коррупции. Вот если бы была централизация тарифной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг, то она решила бы проблему коррупции в этой сфере.

Еще одна возможность для коррупции в сфере предоставления услуг ЖКХ - это постоянные отключения воды, газа, электричества, отопления, которые происходят даже в центре Москвы и тем более по всей России. Какая порой бывает экономия, а мы за все платим. Так что ЖКХ таит в себе немало способов получить деньги, ничего не делая для потребителей и уж точно никак не улучшая качество предоставляемых услуг.

Но иногда бывает и так, что люди никаких услуг не получают вообще, а продолжают платить в полном объеме. Зачем менять трубы, делать ремонт в жилом фонде, если потребители все равно платят. Во многих домах десятилетиями не делался ремонт, власти надеются, что новый Жилищный кодекс все спишет, так как он перекладывает всю ответственность за содержание, в том числе, за ремонт домов на собственников.

Когда ситуация ставит людей на грань выживания, они выходят на улицу, требуя ответа от местной власти: почему они должны платить коммунальные сборы, когда в их домах не делается ремонт, нет отопления и постоянные перебои со светом и водой. Интересно, где же на самом деле оседают эти деньги? Иногда выясняется, что деньги за электричество, свет и воду, как это было в городе Саранске, собирались на неизвестном "транзитном счете".

Кроме того, наши коммунальные платежи содержат статью "содержание и текущий ремонт" и отчисления на "капитальный ремонт". Но ни текущий, ни капитальный ремонт не делаются. А, между тем, по нормативам, каждый платеж за коммунальные услуги содержит два процента, которые должны отчисляться на капитальный ремонт и накапливаться. Куда же они реально идут, если иногда по полвека капитальный ремонт не делается? Именно об этом в прошлом году заявил тогда еще депутат Государственной Думы Александр Лебедев: в Москве две трети жилого фонда уже лет 50 не ремонтировалось.

О том, что ЖКХ - одна из самых коррупционных сфер, заявлял Дмитрий Медведев еще когда был вице-премьером. А президент Владимир Путин признал необходимым самый жесткий контроль за данной сферой. Между тем, лозунги о рыночных механизмах в сфере ЖКХ призваны как раз к обратному - освободить данную сферу от какого-либо контроля. Нам обещали провести независимую экспертизу фактических затрат в сфере ЖКХ, но так и не провели. Чиновникам это не выгодно.

Нас все время кормят старой сказкой: "ни населению, ни государству не под силу нести сегодняшнее бремя расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства". На самом деле это бремя под силу только государству, если исключить коррупцию и казнокрадство.

Откуда такая критичная ситуация, ведь ежегодно на эту сферу выделяются огромные средства из федерального бюджета и до 40 % региональных бюджетов, и это не считая постоянно растущих затрат граждан? Куда же уходят эти деньги? А деньги уходят в карманы чиновников и работников сферы ЖКХ, каждому, что называется, по чину.

Возьмем самый простой случай коррупции. В жилищно-коммунальной сфере Москвы работают нелегалы из Киргизии. Уровень квалификации никакой. Они живут там же, где работают. Но официально оформлены коренные москвичи. Поэтому работники зарплату получают в конверте. И она у них гораздо ниже, чем положено. А куда уходит разница? Ну уж, конечно, не на содержание домов.

И напрасно работники МУПов и ГУПов и сторонники реформ в ЖКХ утверждают, что монополия данных структур на рынке предоставления услуг ЖКХ, когда их заказчиками, контролерами работы и приемщиками были органы местной власти, изначально больна коррупцией. Можно подумать, что сейчас ситуация другая. Например, у нас с середины декабря по конец марта якобы ремонтировали фасад дома. Все это время окна жителей закрывала коммерческая реклама. Никакого ремонта не делалось, а ведь на него были списаны средства из бюджета. И где эти так называемые контрольные службы и технический надзор? В период государственной монополии это было невозможно.

Совет Европы еще в 1999 году принял Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию, которую Россия ратифицировала в 2006 году. Конвенция является базовым документом и призвана сформировать общую уголовно-правовую антикоррупционную политику на международном уровне. И устанавливает обязанность государств закрепить в своем уголовном законодательстве составы таких преступлений, как подкуп государственных должностных лиц, подкуп в частном секторе, злоупотребление влиянием в корыстных целях, отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, а также установить санкции за их совершение. Но в России пока нет реальной ответственности за коррупцию - ни уголовной, ни гражданской. Нет даже конкретной информации о доведении хотя бы одного возбужденного уголовного дела против коррупционеров в сфере ЖКХ до конца.

Бороться с коррупцией только в одной сфере ЖКХ бесполезно. В лучшем случае это будет тактическая победа. Нельзя избавиться от коррупции только в одной сфере. Тем более, если в этой сфере крутятся огромные деньги.

Генпрокуратура выявила 318 тыс. нарушений в сфере ЖКХ в 2016 году. По фактам прокурорских проверок возбуждено 790 уголовных дел. К ответственности привлечены 63 тыс. должностных и юридических лиц. О том, какие коммунальные преступления были выявлены в 2016 г., AиФ.ru рассказал Александр Куренной, официальный представитель Генпрокуратуры РФ .

— В ЖКХ крутятся миллиарды рублей. Причём это живые деньги, которые ежемесячно каждый из нас платит за коммунальные услуги, содержание дома и капитальный ремонт. А ещё есть масса федеральных и местных программ, под которые выделяются миллиарды бюджетных средств. Нет ничего удивительного в том, что самыми распространёнными ЖКХ-преступлениями в прошедшем году, по данным Генпрокуратуры, были хищения денег, собираемых с населения и получаемых из бюджетов различного уровня. Другие популярные нарушения закона — завышение тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг.

Модернизация офшоров

К примеру, вот какую схему незаконного выкачивания денег у населения пресекли прокуроры Твери. В городе была принята программа «по модернизации, развитию и техническому перевооружению систем водоснабжения и водоотведения на 2008-2015 гг.». Платежи с жильцов все эти годы собирали с учётом установленной инвестиционной надбавки (то есть повышенные), однако выполнена была только часть работ, а 275 млн руб. ушли не на улучшение качества питьевой воды в Твери, а в офшор на Британские Виргинские острова. Сейчас по данным фактам возбуждено уголовное дело по статьям «злоупотребление полномочиями» и «присвоение».

Платим за лечение сотрудников УК?

В Красноярском крае в 2016 г. прокуратура проверила крупнейшие коммунальные предприятия региона (поставщиков тепла и горячей воды) и обнаружила не только невыполнение инвестиционных программ, но и включение в тарифы для населения экономически необоснованных расходов. Компании закладывали в тарифы аренду своих помещений, медицинское обслуживание персонала, охрану и т. д. В результате при утверждении новых тарифов на 2017 г. эти траты энергетиков были исключены, а в некоторых муниципалитетах расценки на тепло пересмотрены в сторону уменьшения. Скажем, в Курагинском районе с 1 июля стоимость 1 Гкал тепла будет на 919,55 руб. меньше и составит 3382,66 руб./Гкал.

В г. Волжский Волгоградской области прокуроры также пресекли незаконное выкачивание денег из карманов простых людей. На протяжении 3 лет энергетики делали «корректировку» платы за тепло, в результате которой собственники 308 многоквартирных домов переплатили 32 млн руб. Сейчас городская прокуратура взяла под контроль возврат денег жильцам.

Дома новые, аварийные

В 2016 г. прокуратура выявила многочисленные нарушения и при реализации госпрограммы по переселению из аварийного жилья. В Иркутской, Новгородской, Свердловской и других областях зафиксированы факты неправомерного использования и хищения бюджетных денег. В Тыве в октябре-ноябре 2016 г. было возбуждено сразу 3 уголовных дела по статье «мошенничество» за причинение ущерба государству на 501 млн руб.

В Адыгее, Калининградской, Омской, Саратовской и других областях были случаи, когда должностные лица одобрили введение в эксплуатацию «новых аварийных домов», непригодных для проживания. Некоторые из них даже не были подключены к газо- и водоснабжению.

Конечно, чаще всего прокуратуре приходится отстаивать права граждан на переезд из развалюх в новое жильё. Но бывают и обратные ситуации. Например, в Уфе прокуроры вскрыли факты фиктивного признания аварийными 3 многоквартирных домов, степень износа которых не превышала 50 %. Их хотели снести просто потому, что надо было освободить лакомые земельные участки для новой перспективной застройки.

Золотой капремонт

Во всех регионах страны есть примеры несоблюдения сроков выполнения работ по капремонту. К примеру, к 1 августа региональный фонд Ставропольского края завершил ремонт только в 1 доме, а к работам в 453 других, запланированных на 2016 г., даже не приступал.

В Ленинградской, Новосибирской, Тульской и др. областях выявлены факты некачественного выполнения работ, а также хищения средств, выделяемых на капремонт.

В Республике Мордовия одна из управляющих компаний сфальсифицировала протокол собрания жильцов одного из домов, в результате чего сумма на капремонт была завышена на 400 тыс. руб. А в Чувашии прокуратура привлекла к административной ответственности председателя ТСЖ, который самовольно увеличил размер взноса на капремонт с 5,5 руб. до 16,5 руб. за м 2 .

Управдомы-миллионеры

Финансовые махинации руководителей управляющих компаний — отдельная тема. Тут и подделки протоколов общих собраний, и фиктивные банкротства, и воровство... Чаще всего мошенники собирают деньги с жильцов, а поставщикам услуг не перечисляют, тратят на себя. Недавно в Ульяновске прокуратура направила в суд уголовное дело по обвинению двух руководителей УК. По их указанию часть денег, поступавших от жильцов, бухгалтерия отправляла не на счёт энергетиков, а подконтрольным им фирмам по фиктивным договорам на выполнение неких строительно-ремонтных и подрядных работ. В результате ушлыми управдомами было похищено 11,8 млн руб.

В Волгограде был похожий случай: по указанию директора одной из УК деньги поставщику энергоресурсов перечислялись не в полном объёме. В результате 17,6 млн руб. осели у него в кармане. Кроме того, он ежемесячно по фиктивным договорам перечислял деньги от коммунальных платежей подконтрольным фирмам за якобы проведённые ремонтные работы. Однако фактически ничего не делалось, а средства директор обналичивал и тратил по своему усмотрению. Ущерб в этом случае превысил 5,4 млн руб. В 2016 г. директор был приговорён к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

2017 год только начался, а прокуроры страны выявили уже не одно новое коммунальное преступление.

Коррупция - это пагубное и довольно неприятное злодеяние, которое может совершаться в различных сферах деятельности. Все страны мира пытаются бороться с данным преступлением, которое негативно влияет на уровень благоустройства жизни граждан.

Что такое коррупция?

Слово "коррупция" происходит от древнего слов "corrumpere", что значит "портить", и "corruptio", расшифровывающееся как "продажность". Данный термин обозначает уголовное преступление, основывающееся на превышении своих должностных прав уполномоченными лицами, которые используют свое служебное положение с целью получения личной прибыли при оказании нарушающих закон услуг.

Кто может быть коррупционером?

Заниматься коррупцией может любое должностное лицо, наделенное какой-либо властью:

  • чиновник;
  • сотрудник правоохранительных органов;
  • депутат;
  • политик;
  • судья;
  • адвокат;
  • администратор какого-либо заведения;
  • врач;
  • учитель;
  • экзаменатор и т.д.

Откуда берется коррупция?

Прежде всего, коррупция относится к человеческим порокам. Если человек готов брать или давать взятки, а значит нарушать закон, то это говорит об отсутствии у него моральных и нравственных устоев. Совестливый человек никогда себе не позволит заниматься подкупом. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что коррупция берет свое начало в детстве, в неправильном моральном воспитании в семье.

Виды коррупции

Взяточничество может затрагивать обширные области человеческой деятельности.

Коррупция бывает:

  1. Индивидуальная. Это самый мелкий вид коррупции, который обычно имеет несистематический характер и относится к бытовому виду. Чаще всего такое взяточничество затрагивает небольшие суммы обмена.
  2. Мелкая. Это маломасштабный вид коррупции, который имеет тенденцию совершаться повседневно. Мелкая коррупция относится к бюрократическо-общественному типу. Часто имеет внешне законный вид, основывающийся на путях обхождения законов. При мелком взяточничестве также фигурируют не очень большие суммы, а предметом нарушения закона является решение обыденных вопросов, в таких местах, как: больницы, школы, местные налоговые и правоохранительные органы.
  3. Политическая. Такой вид коррупции относится к большому или "грандиозному" уровню. Обычно взяточничество такого типа касается незаконного превращения государственных активов в частные. Одна из сторон, нарушающая закон, будет являться политическим деятель. Этот вид коррупции считается наиболее пагубным для народа и ведет к становлению правительства клептократическим.

Борьба с коррупцией

С взяточничеством можно бороться совершенно разными методами:

  • Главным, из которых является обязанность граждан сообщать о фактах коррупции, свидетелями которых они стали.
  • Также государство может бороться с подкупами посредством увеличением зарплат населению.
  • Одним из действенных методов борьбы с подлогами является строгое оперативное наказание.
  • Победить коррупцию поможет упрощение бюрократических процедур.
  • Еще одним способом борьбы является предотвращение коррупции с помощью правового и этического воспитания населения.

Кому сообщить о коррупции?

Взяточничество, подкупы и подлоги ухудшает благосостояние и уровень жизни не только страны в целом, но и каждого гражданина в отдельности. Поэтому очень важно проявлять бдительность и сообщать о коррупции органам власти. Делать это стоит даже при малейших подозрениях о ее совершении. Но куда сообщить о коррупции?

Борьбой с коррупцией занимается в нашей стране Министерство внутренних дел РФ (МВД РФ), которое подразделяется на Главное управление экономической безопасностью и противодействие коррупции (ГУЭБиПК) и Главное управление собственной безопасности (ГУСБ) МВД РФ.

Чтобы доложить о вымогательстве взятки служебным лицом или о злоупотреблении своими полномочиями чиновника, следует обратиться в ГУЭБиПК МВД РФ по адресу: г. Москва, ул. Новорязанская, д. 8 А, стр. 3. Также можно обратиться в региональные подразделения УЭБиПК/ОЭБиПК (работают данные службы круглосуточно).

Найти контакты нужного подразделения всегда можно на официальном сайте регионального ОВД.

Когда гражданин становится свидетелем вымогательства взятки сотрудниками правоохранительных органов (включая работников ОВД), ему следует обратиться в ГУСБ МВД РФ и его структурные подразделения.

Чтобы избежать утечки информации при донесении на сотрудников ОВД, следует обратиться в подразделение собственной безопасности. Адрес ГУСБ МВД РФ: г. Москва, ул. Пионерская Б., д. 6/8.

Как можно сообщить о коррупции анонимно?

Согласно закону, уполномоченные структуры обязуются сохранять в тайне имя человека, который сообщил о факте нарушения действующего законодательства, связанного с коррупционной деятельностью.

Если же свидетель взяточничества настаивает на анонимности заявления ввиду обеспокоенности за собственную безопасность, он может попробовать воспользоваться услугами почты, электронными анонимными сервисами или же общественной телефонным аппаратом. Вне зависимости от пути получения все заявления принимаются во внимание соответствующими службами.

Напрямую к Президенту

Воспользовавшись услугами интернета, можно напрямую отправить письмо Президенту РФ, должностному лицу Администрации Президента РФ или же в Администрацию Президента РФ. Сделать это можно на официальном сайте.

По желанию можно воспользоваться помощью антикоррупционных СМИ.

Также есть возможность анонимно обратиться в межрегиональную общественную организацию. Адрес: 123007, Москва, 2-й Хорошевский проезд, д.7/1.