118 фз от 21.07 1997 г. Важные пункты федерального закона о деятельности судебных приставов

В самое ближайшее время достоянием широкого круга общественности и в первую очередь сотрудников ФССП предстанет новый закон регламентирующий работу службы. Суть изучаемого депутатами Государственной Думы документа заключается в кардинальном изменении статуса сотрудников данной государственной структуры.

В том случае если законопроект о судебных приставах 2016 года будет одобрен, то структура будет преобразована в полноценное силовое ведомство. Исходя из этого приставы, к примеру, получат право применять состоящие у них на вооружении огнестрельное оружие, специальные средства, а так же приемы рукопашного боя, а их требования обусловленные службой будут подлежать полному и неукоснительному исполнению всеми гражданами и организациями.

Специалисты министерства юстиции разработали и подготовили проект федерального документа получившего название «Закон о ФССП и порядке прохождения государственной службы на должности судебного пристава». Этот законодательный акт по замыслу его создателей должен прийти на смену действующему в наши дни аналогичному федеральному закону.

Предполагается, что принятие нового закона значительно повысит статус такой структуры как служба судебных приставов. Согласно положений данного законопроекта предполагается введение офицерских званий для сотрудников службы занимающих соответствующие должности. В идеале полномочий у судебных приставов будет ничуть не меньше, чем у сотрудников полиции.

Как уже было сказано выше, в случае своего принятия данный законодательный акт строго регламентирует возможность использования сотрудниками ФССП оружия и физической силы. Конечно, это совсем не значит, что будет открываться огонь на поражение, но разрешение на применение оружия в случаях, предусмотренных в законе приставам, возможно, будет предоставлено.

ФССП сегодня представляет собой государственную структуру, на которую возложены важнейшие задачи:

Закон о судебных приставах содержит в себе и довольно высокие требования к сотрудникам федеральной службы. Новый законопроект предусматривает, что уже находящиеся на службе сотрудники в обязательном порядке пройдут переаттестацию. Приставов планируют проверить при помощи полиграфа, тестировать на наличие в их крови алкоголя и наркотических веществ. В результате всех планируемых мероприятий, должна появиться совершенно новая структура государственной службы, аналогичная полиции, ФСИН и МЧС.

Сотрудники данной структуры получат возможность пользоваться дополнительными отпусками, целым списком различных льгот, а по прошествии лет и надбавками за выслугу. Планируется, что довольно значительная материальная заинтересованность позволит остановить сегодняшнюю довольно большую текучку кадров и сформировать в результате высокопрофессиональный коллектив.

Наличие высшего образования, в частности экономического или юридического, станет обязательным условием при приеме на работу. Данный вопрос при комплектовании службы поднимался еще в 2014 году, но его окончательное исполнение в виду ряда объективных на тот момент причин было отложено до 1 января будущего года.

Некоторая сложность в решении данной проблемы существует и на сегодняшний день, так как довольно большая часть сотрудников службы пока не отвечает данному требованию и в перспективе могут быть уволены. Это в определенной мере обескровит службу и сделает проблематичным ее штатное функционирование.

Рассматриваемый сегодня в Госдуме законопроект предусматривает введение в штат должность пристава-дознавателя , основной задачей которого будет совершение всех необходимых действий в рамках действующего Уголовно-процессуального кодекса РФ. Проще говоря, данный специалист будет вести уголовные дела по статьям подследственным службе судебных приставов.

Также в перспективе планируется создание специальных групп по электронному взысканию долгов с граждан и юридических лиц.

Материальная заинтересованность работников службы

Ключевой идеей находящегося сегодня на рассмотрении законопроекта стало значительное повышение заработной платы работников ФССП и обеспечение государственных, а также членов их семей отдыхом в санаториях. Данные мероприятия должны в результате сделать службу более привлекательной по всем параметрам как для будущих, так и для уже работающих в службе сотрудников.

Если говорить более конкретно, то в указанном документе планируется установить для судебных приставов и других должностных лиц ФССП дополнительную денежную выплату, представляющую собой надбавку за специальный режим работы. Предполагается, что ее размер составит от 50 до 150% должностного оклада.

Кроме того, многое планируется сделать в плане обеспечения санаторно-курортного обслуживания и оздоровительного отдыха в учреждениях ФССП России. Создатели законопроекта считают, что указанные изменения будут способствовать повышению конкурентоспособности ФССП на рынке труда, что повлечет за собой приток перспективных выпускников вузов, в первую очередь с юридическим образованием, столь необходимым в службе.

Главной проблемой в претворении в жизнь задуманных мероприятий могут стать финансы. По предварительным подсчетам для проведения реформы необходимо примерно 9,5 млрд. рублей в год. Но данный момент Минфин информирует об отсутствии указанного количества денежных средств и пока не видит возможности их изыскания. Поэтому вопрос о том, когда добавят зарплату судебным приставам пока остается открытым.

Деятельность судебных приставов рассчитана на исполнение постановлений и решений суда, а также на проведение взыскательных мер по уплате штрафов. Действия исполнителей требуют правового регулирования. Для этих целей был принят Федеральный закон под номером 118 “О судебных приставах”.

ФЗ 118 принят 4 июня 1997. Вступил в силу в момент публикации 21 июля того же года. Положения закона подразделяются по следующим главам:

  • общие положения, регулирующие основные понятия, правовую основу исполнительного процесса, задачи и организацию судебных приставов;
  • в вопросах организации деятельности исполнителей устанавливаются полномочия Министерства юстиции РФ, судебных органов и непосредственных руководителей;
  • права и обязанности исполнителей, условия применения физической силы и оружия, а также ответственность и контроль над их деятельностью;
  • гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов, страхование и материальное обеспечение, а также финансирование службы.

С момента принятия, положения закона претерпели ряд изменений. Документ активно дорабатывается и приводится в соответствие с текущим законодательством.

Последние из них были внесены 3 июля 2016 года. Они призваны актуализировать правовую основу действий судебных приставов и усовершенствовать систему исполнения. Приоритет разработки делается не только на оптимизацию процедуры, но и на обеспечение гражданских прав должников и исполнителей.

Отдельно следует указать на приоритеты развития Закона “О судебных приставах” . В августе 2016 был подписан Указ Президента РФ, определяющий следующие аспекты для дальнейшего реформирования закона:

  • увеличение зарплаты, повышение престижности службы и улучшение материального обеспечения приставов;
  • упрощение процедуры исполнения через электронную систему документации;
  • профессиональное улучшение работы служебного персонала, квалификации и подготовки.

Срок на практическое выполнение предписаний ограничивается 2018 годом. Однако из-за недостаточности бюджетных средств соответствующие статьи в ФЗ 118 и поправки пока не обсуждаются.

На 2017 год ожидаются поправки в ФЗ 118 по вопросам ведения реестра коллекторских агентств. Однако серьезных изменений в статьях Федерального закона “О судебных приставах” не ожидается.

Скачать

Актуальная редакция ФЗ 118 необходима для понимания правовой основы деятельности исполнителей. Главными аспектами для рассмотрения являются права, обязанности и полномочия судебных приставов по закону.

Для этого необходимо рассматривать текст в действующей редакции с учетом всех внесенных поправок. ФЗ 69 с последними изменениями можно скачать .

Последние изменения в Законе «О судебных приставах»

Последние изменения в Федеральный закон “О судебных приставах” были внесены 3 июля 2016. Коррективам подверглись следующие положения:

Ст 13 ФЗ 118 “О судебных приставах” регламентирует соблюдение прав и законных интересов граждан и отдельных организаций. В марте 2014 в Закон “О судебных приставах” были внесены поправки, согласно которым добавились два пункта:

  • об обязанности не разглашать личные и семейные тайны и иные сведения третьим лицам;
  • недопущение действий, направленных на решение задач, отличных от предусмотренной законодательством процедуры исполнения.

Статья 14 ФЗ 118 предписывает обязательность требований судебного пристава. С момента публикации закона она претерпела ряд изменений:

  • в 2009 была изменена редакция статьи;
  • в 2010 во втором пункте слово “Информация ” было дополнено фразой “, в том числе персональные данные, ”;
  • в 2014 слова “на электронном носителе ” были изменены на “в форме электронного документа ”.

Статья 16 ФЗ 118 регламентирует применение физической силы судебными приставами в ходе исполнительной процедуры. По закону предписывается, что такие действия допустимы для задержания правонарушителей, пресечения совершения преступления, а также для преодоления сопротивления требованиям суда. С момента публикации закона данная статья не подвергалась изменениям.

Вступление в силу отдельных актов и изменений в Закон “О судебных приставах” на 2017 год подразумевает решение следующих вопросов:

  • проведена реорганизация территориальной структуры ФССП, местные отделения подчиняются единому региональному управлению;
  • с февраля, согласно ФЗ 118, у исполнителей появилась возможность временно приостанавливать специальные права должника, к примеру в управлении автомобилем — наказанием за нарушение соответствующего предписания служит реальное лишение водительского удостоверения или арест.

Кроме указанных аспектов, активно внедряется онлайн-сервис и электронная документация. Такие поправки в Федеральный закон значительно облегчают документооборот внутри службы и подачу заявлений гражданами.

Для отслеживания выполнения предписаний судебных постановлений в России действует Федеральная служба судебных приставов (ФССП), сотрудники которой контролируют добровольное исполнение обязательств проигравшей по делу стороны, а в случае необходимости применяют меры принудительного взыскания к должникам. Закон 118 «О судебных приставах» и ФЗ «Об исполнительном производстве» регламентируют права и обязанности служащих этой организации.

Чтобы понять, какие задачи в 2019 году стоят перед приставами-исполнителями, каков диапазон их прав и обязанностей, будут ли приняты поправки в федеральный законопроект № 118, и что они принесут для общей нормативно-правовой системы России, необходимо внимательно изучить ФЗ, акты и постановления, азы Конституции. Альтернативным вариантом в сложившейся ситуации станет обращение за помощью к опытным юристам. Только компетентный практикующий специалист в отрасли права знает особенности и детали применения законов о судебных приставах в 2019 году.

Чтобы эксперт помог понять значение ФЗ, которые регулируют правоотношения с судебными приставами, нет необходимости тратиться на обращение к коммерческому адвокату. Эффективным и удобным вариантом станет обращение за онлайн-консультацией к профессиональному правоведу. Дистанционные юридические услуги сэкономят время и ресурсы соискателей, позволят понять и применить на практике федеральный законопроект о судебных приставах, который принят в 1997 году с поправками 2019 года.

Задачи и правовые инструменты судебных приставов в 2019 году

После окончания судебного разбирательства дело переходит к приставам, именно так устанавливает основной названный федеральный законопроект. Изначально они дают проигравшей стороне 5-10 дней на добровольное исполнение постановления. Затем откроется исполнительное производство. На основании официально подписанных бумаг сотрудники ФССП смогут применять к неплательщикам различные методы взыскания, прописанные и закрепленные ФЗ. В 2019 году самыми распространенными и эффективными мерами влияния на должников являются:

  • увеличение суммы штрафа в два раза;
  • арест счетов и имущества;
  • общественные и принудительные работы;
  • лишение прав на управление ТС;
  • ограничение возможности пользования государственными услугами;
  • запрет на выезд за границу.

Помимо этого у судебных приставов в 2019 году есть много других вариантов воздействия на лиц, уклоняющихся от исполнения судебного решения. Часто сотрудники ФССП прибегают к методу морального давления, общаясь с родственниками, работодателем, коллегами и соседями должника. Все методы, которые ФЗ разрешает применить к лицу, направлены на исполнение основных задач, которые также закрепляет перед приставами федеральный законопроект. Основными функциями судебных приставов-исполнителей в 2019 году является обеспечение порядка работы судебной системы страны, осуществление принудительного исполнения судебных актов и контроль за соблюдением гражданского, административного и уголовного законодательства.


Для исполнения своих обязанностей приставы должны отвечать высоким моральным, нравственным и профессиональным стандартам. К претендентам на должность сотрудника ФССП выдвигают много требований: возраст старше 20 лет, наличие среднего или высшего образования, отсутствие судимости, обладание высоким деловым потенциалом и положительными личностными характеристиками.

Права и полномочия сотрудников ФССП согласно закону о судебных приставах

Федеральный закон о судебных приставах, который был принят в 1997 году, содержит статьи, устанавливающие права и обязанности сотрудников ФССП. Каждый государственный служащий должен придерживаться регламентированных правил и условий работы. В противном случае у граждан будет право подавать жалобы и судебные иски против некомпетентного пристава-исполнителя, что чревато должностным взысканием, административными штрафами, увольнением.

Согласно действующим в 2019 году ФЗ, обязанностями федерального пристава-исполнителя являются:

  • принятие мер по правильной и своевременной реализации исполнительных документов;
  • предоставление участникам производства материалов, выписок, справок и другой информации;
  • рассмотрение заявлений сторон, их жалоб и претензий;
  • взятие самоотвода от дела, в котором пристав имеет личную заинтересованность.

Одновременно федеральный законопроект устанавливает и права приставов. Государственный служащий ФССП может получать необходимую информацию по делу, проводить проверки, давать поручения участникам исполнительного производства, входить в закрытые помещения и здания, если для этого есть законные основания, применять арест имущества лиц, обращаться в суд, объявлять должника в розыск, вызывать для беседы задействованных в судопроизводстве лиц.

Приставы обязаны в полной мере использовать свои права и обязанности, но при этом не ущемлять интересы и права россиян.

Все органы, структуры, организации, инстанции и граждане РФ обязаны выполнять требования и предписания судебных приставов, как того требует федеральный закон, который был принят в 1997 году с поправками на текущее время. Отказ от выполнения просьбы пристава влечет за собой гражданскую, административную или уголовную ответственность.

ФЗ 118 и его дополнение в 2019 году о судебных приставах

На судебных приставах лежит огромная ответственность, и нагрузка растет с каждым годом. В связи с этим Госдума рассмотрела дополнение к ФЗ, регулирующим деятельность ФСПП в России в 2019 году. Изменения были согласованы, и федеральный закон со всеми инновациями был принят. Новые правила коснулись возможностей судебных приставов. Теперь сотрудники ФССП получили полномочия применять оружие и физическую силу, если в этом возникнет необходимость.

ФЗ длительное время не одобрялся, т. к. считалось, что введение таких радикальных мер приведет к произволу со стороны судебных исполнителей. Однако преимуществ у нововведения больше, чем недостатков, и депутаты одобрили дополнение. Чтобы государственные служащие в ФССП обоснованно применяли новые возможности, закон четко регулирует данный порядок и ответственность за превышение полномочий. В ситуации, когда приставу потребуется применить оружие или физическую силу, он обязан предупредить гражданина о своих намерениях. Затем в течение суток он должен письменно отчитаться о совершенных действиях перед старшим приставом.

ФЗ, который был принят 19 лет назад, предусматривает, что приставы получат звания как военнослужащие. По новым правилам требования к сотрудникам Федеральной службы судебных приставов будут ужесточены. Специалистам предстоит пройти переаттестацию, проводить постоянные медицинские осмотры и обследования на наличие в крови алкоголя и наркотиков. При необходимости должностное лицо могут проверить на детекторе лжи. Поправки также касаются образования специалистов - теперь претендент, который желает быть принят в ФССП, должен иметь экономический или юридический диплом. Также в службе будут сформированы отдельные группы и введены дополнительные должности. Инновации призваны улучшить функционирование существующей системы, повысить ее эффективность и укрепить репутацию ФССП.

Судебные приставы и исполнители совершают деятельность, рассчитанную на помощь судебным органам на время заседаний, помощь в задержании, расследовании дела и исполнении приговора суда. Сотрудники имеют широкий спектр полномочий и поэтому государству необходим закон, регулирующий деятельность исполнителей. ФЗ 118 ставит ограничения и рамки в полномочиях исполнителей суда.

Общие положения 118 ФЗ

ФЗ о приставах был принят Государственной Думой 4 июня 1997 года, а одобрен Советом Федерации 3 июля того же года. Последние изменения были внесены в него 3 июля 2016 года. Согласно закону о ФССП, судебные приставы устанавливают порядок действий для Конституционного Суда Российской Федерации, арбитражных судов, Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции, контролируют исполнение принятых актов, исполняют решения суда по уголовно-процессуальным делам. В нем 6 глав и 25 статей.

  • В первой главе описаны общие положения закона. Представлен перечень задач судебных приставов и сфера влияния описываемого закона. Оформлены акты и законы, по которым действуют приставы, и требования и условия, которые должно соблюдать лицо для приема на эту должность. Составлен список категорий, на которые подразделяются судебные приставы и описаны их функции, каким образом организована деятельность и процессы принятия на должность и освобождения от должности;
  • В главе номер два представлен перечень полномочий по организации деятельности судебных приставов. В этой главе четыре статьи и в каждой статье описаны полномочия одного органа. Представлен перечень полномочий Министерства Юстиции Российской Федерации, старшего судебного пристава, главного судебного пристава РФ и главного судебного пристава субъекта РФ(о судебной системе читайте );
  • В третьей гл. оформлен список прав и обязанностей судебных приставов. Описаны права и обязанности разных категорий приставов, обеспечивающих установленный порядок, исполнителей, полномочия каждого сотрудника. Описаны права граждан в этой сфере и обязанности по исполнению требований. Полномочия по использованию оружия, физической силы или других специальных средств во время работы и ответственность приставов за нарушение условий и требований закона;
  • В гл. четыре оформлены права судебных приставов на защиту. Описаны страховые гарантии и возмещение нанесенного ущерба. Как происходит финансовое обеспечение защиты сотрудников;
  • В пятой описана экономическая сторона данной области. Оформлено финансовое обеспечение сотрудников и материально-техническое обеспечение;
  • В шестой даны заключительные и дополнительные положения закона, описаны даты вступления его в силу, оформлены переходные положения.

Деятельность судебных приставов регулируется настоящим Федеральным законом, Конституцией Российской Федерации и ФЗ «Об исполнительном производстве».

Какие были внесены изменения?

«О судебных приставах» Федеральный закон был изменен последний раз 3 июля 2016 года, при принятии ФЗ номер 227. Согласно этим изменениям все фразы «а также к военнослужащим внутренних войск» изменили на слова «а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации».

В 11 статье описываемого закона оформлены права и обязанности сотрудников в сфере обеспечения установленных решений и порядка в деятельности суда.

Ознакомьтесь с последними изменениями Федерального закона №220

Согласно этой статье пристав обязан:

  • Во время прохождения заседания суда и во время особых процессуальных действий обеспечивать безопасность судей и граждан, относящихся к делу;
  • Содействовать во время розыска, исполнения решений и дознания;
  • Обеспечивать безопасность и защиту имущества или вещественных доказательств, относящихся к делу, во время доставления их на заседание;
  • Помогать органам внутренних дел при розыске скрывающихся лиц;
  • Поддерживать общественный порядок в здании суда;
  • Проходить подготовку по применению физической силы и огнестрельного оружия;
  • При необходимости круглосуточно охранять здание суда;
  • Помогать при необходимости военнослужащим или сотрудникам государственных органов, при конвое подозреваемых или осужденных;
  • Охранять и соблюдать безопасность здания Федеральной службы судебных приставов;
  • При решении суда в случае административного нарушения, произведенного иностранным лицом или лицом без гражданства, проводить лицо к границе для принудительного выдворения за пределы Российской Федерации;
  • При постановлении суда приводить на заседание лиц, уклоняющихся от явки;
  • В случае обнаружения признаков совершенного преступления, направить сообщение старшему исполнителю или другому начальству с информацией о преступлении;
  • По поручению начальства обеспечивать безопасность приставов-исполнителей или других сотрудников Федеральной службы;
  • Во время исполнения обязанностей пресекать любые правонарушения и направлять нарушившего закон гражданина в органы внутренних дел.

Однако судебный пристав имеет право:

  • На проникновение на территорию или в помещение, где предполагается нахождение лица, укрывающегося от явки в суд;
  • Применять физическую силу или огнестрельное оружие на законных основаниях;
  • Использовать помощь сотрудников других органов при необходимости и во время исполнения своих обязанностей;
  • Проверять документы, удостоверяющие личность, при необходимости у любых лиц;
  • Выполнять производство по административным делам согласно законодательству Российской Федерации;
  • Выполнять досмотр личных вещей лиц в допустимых ситуациях и при необходимости;
  • Не пускать в здания суда или других органов лиц, имеющих при себе взрывчатые, наркотические вещества, оружие иди другие запрещенные предметы.

13 ст. регулирует соблюдение законных прав граждан России. Судебный исполнитель не может ущемлять права граждан, даже если они задержаны. Он также не имеет права разглашать семейные или личные тайны лиц, обязан не допускать и пресекать любые действия сотрудников, нарушающих законодательство РФ.

В 14 ст. описаны обязательства по выполнению требований судебных приставов. Все законные требования судебного исполнителя должны быть выполнены каждым сотрудником органов, гражданином или другим лицом. Любая информация, сведения, документы, имеющие отношение к делу, должны быть выданы сотруднику по первому требованию. Отказ от содействия судебному исполнителю может повлечь за собой наказание, штраф и несение ответственности.

Согласно 16 статье, судебные исполнители могут применять физическую силу, другие специальные средства или огнестрельное оружие на законных основаниях. Они могут использовать специальные средства для пресечения преступлений или для задержания преступников или нарушителей.

Скачать текст закона о судебных приставах

ФЗ о приставах регламентирует правовые аспекты деятельности судебных приставов. Гражданин может ознакомиться с законом, чтобы понять, какие действия судебного исполнителя были законными и, в случае обнаружения незаконных действий, подать иск в суд. Рекомендуется изучить настоящий закон для избежания ошибок, при которых можно понести ответственность. Правоотношения между гражданами, другими лицами и судебными исполнителями также контролируются описываемым законом.