Что означает коэффициент дефлятор. Что такое коэффициент дефлятор

Проведение налогового мониторинга допускается в отношении организаций, которые удовлетворяют следующим критериям:

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление
    о проведении налогового мониторинга (без учета налогов, подлежащих уплате в связи
    с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза), составляет
    не менее 300 миллионов рублей;
  • суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее
    3 миллиардов рублей;
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее
    3 миллиардов рублей.

Обратите внимание

Налоговый мониторинг в отношении участников консолидированной группы налогоплательщиков применяется с 1 января 2016 года.

Предметом налогового мониторинга в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков также является правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков (п. 1 ст. 105.26 НК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 240-ФЗ).

Компании могут запросить в налоговом органе проведение мониторинга, предоставив инспекторам в режиме реального времени доступ к данным бухгалтерского и налогового учета (регламент информационного вза-имодействия).

В регламенте информационного взаимодействия отражается порядок представления налоговым органам документов (информации), служащих основаниями для исчисления, уплаты налогов и сборов в электронной форме и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы, по выбору организации.

В регламенте информационного взаимодействия указываются порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля данной организации
за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и свое-временностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов
(п. 6 ст. 105.26 НК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 240-ФЗ).

Система внутреннего контроля – это совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

Обратите внимание

За период налогового мониторинга инспекция не вправе проводить выездные и камеральные проверки (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Заявление о налоговом мониторинге

Организации нужно представить в налоговую по месту своего нахождения заявление о проведении налогового мониторинга. Это заявление нужно подать не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.

Форма заявления о проведении налогового мониторинга утверждена приказом ФНС России
от 7 мая 2015 года № ММВ-7-15/184@. Пример заполнения заявления.

Вместе с заявлением в налоговую инспекцию нужно представить:

  • регламент информационного взаимодействия по установленной форме;
  • информацию об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25%;
  • учетную политику для целей налогообложения организации, действующую в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.

Обратите внимание

Если в представленном регламенте информационного взаимодействия не полностью указана необходимая информация, инспекторы не позднее одного месяца со дня получения заявления о проведении налогового мониторинга сообщат вам об этом. В течение 10 дней вы должны представить необходимые пояснения (дополнительные документы, информацию) и (или) внести соответствующие изменения (дополнения) в регламент (п. 3.1 ст. 105.27 НК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 240-ФЗ).

Налоговый орган до 1 ноября года, в котором представлено такое заявление, должен принять одно из двух решений:

  • решение о проведении налогового мониторинга;
  • решение об отказе в проведении налогового мониторинга.

Обратите внимание

Решение инспекторов об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивированным. Вынесенное налоговым органом решение направляется организации
в течение пяти дней со дня его принятия.

Проведение налогового мониторинга

Периодом, за который проводится мониторинг, является календарный год (п. 4 ст. 105.26 НК РФ в ред. Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 130-ФЗ).

Проведение мониторинга начинается с 1 января года, за который он проводится, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился мониторинг.

Обратите внимание: налоговый мониторинг прекращается досрочно, если организация:

  1. не исполняет регламент информационного взаимодействия;
  2. предоставила налоговикам недостоверную информацию;
  3. систематически (два раза и более) не представляет в налоговый орган необходимые документы (информацию), пояснения.

Обратите внимание

Участники налогового мониторинга могут обсуждать планируемые сделки с налоговым органом. Соответствующие изменения в Налоговый кодекс внесены Федеральным законом
от 1 мая 2016 года № 130-ФЗ. Так, в ходе проведения налогового мониторинга организация вправе представить заявление о проведении налогового мониторинга за следующий период не позднее 1 сентября последнего периода проведения налогового мониторинга.

Если при проведении налогового мониторинга выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации) организацией и в документах, имеющихся у налогового органа, то налоговики уведомляют об этом организацию. В этом случае фирма должна представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение десяти дней.

При проведении налогового мониторинга инспекторы вправе истребовать необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов. В этом случае документы должны быть представлены в налоговую в течение десяти дней со дня получения требования.

Истребуемые документы (информация), пояснения могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или переданы в порядке, предусмотренном регламентом информационного взаимодействия. Представить документы можно и на «бумаге» в виде заверенных организацией копий (п. 4 ст. 105.29 НК РФ).

Если у организации нет возможности представить документы (информацию, пояснения) в установленный срок, то об этом нужно уведомить налоговую инспекцию с указанием причин
в течение дня, следующего за днем получения требования.

Обратите внимание

Если налоговики установят факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании) налогов и сборов, они обязаны составить мотивированное мнение. Оно должно быть направлено организации в течение пяти дней со дня его составления.

Мотивированное мнение налоговой инспекции

Мотивированное мнение налогового органа отражает позицию инспекторов по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.

Мотивированное мнение может быть составлено как по запросу организации, так и по инициативе налоговой инспекции.

По инициативе инспекторов мотивированное мнение составляется, если при проведении налогового мониторинга установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов.

Такое мотивированное мнение может быть составлено не позднее чем за три месяца
до окончания срока проведения налогового мониторинга.

Если же у организации есть сомнения или неясности по вопросам правильности исчисления налогов и сборов за период проведения налогового мониторинга по результатам совершенных фактов хозяйственной жизни, она вправе запросить мотивированное мнение у налоговиков.
При этом в запросе о представлении мотивированного мнения организации нужно изложить свою позицию по указанным вопросам.

Запрос о представлении мотивированного мнения может быть направлен организацией не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг. Налоговая инспекция должна направить фирме мотивированное мнение в течение одного месяца со дня получения такого запроса.

Имейте в виду: налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с запросом
о предоставлении мотивированного мнения не только по совершенным, но и по планируемым операциям.

Обратите внимание

Срок направления мотивированного мнения по запросу организации может быть продлен на один месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения.

Если организация соглашается с мотивированным мнением инспекторов, об этом нужно уведомить налоговый орган в течение одного месяца со дня его получения.

Если же организация не соглашается с вынесенным мотивированным мнением, то в течение одного месяца со дня его получения фирме нужно представить разногласия в налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение. При этом данные разногласия со всеми имеющимися материалами для проведения взаимосогласительной процедуры налоговики обязаны в течение трех дней со дня их получения направить в Федеральную налоговую службу.

Обратите внимание

При проведении налогового мониторинга налоговый орган не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Взаимосогласительную процедуру проводит Федеральная налоговая служба после получения разногласий. Такая процедура проводится в течение одного месяца со дня получения разъяснений. При этом во взаимосогласительной процедуре участвуют и организация,
и налоговые органы, составившие мотивированное мнение.

По результатам взаимосогласительной процедуры налоговая уведомляет организацию
об изменении мотивированного мнения либо об оставлении мотивированного мнения без изменения. Уведомление вручается или направляется организации в течение трех дней со дня его составления.

Дефлятор – это специальный коэффициент, необходимый для эффективного и точного пересчета экономических показателей, выраженных в денежном исчислении. Основная задача – приведение параметров к конкретному уровню цен прошлого периода. В численной форме дефлятор можно соотнести с индексом роста цен.

Дефлятор – это показатель, величину которого можно выразить как среднее изменение стоимости двух видов продукции – народного и промышленного назначения. Это статистический прием, который позволяет корректировать разницу между реальной и общей ценой. Основными показателями, которые используются для пересчета, можно назвать и дефлятор ВНП.

Дефлятор – это параметр, который помогает провести полноценный анализ индекса цен, а также показателей ВВП (внутреннего валового продукта) и ВНП (внутреннего национального продукта).

Основные виды дефляторов и их особенности

Для расчета наиболее важных показателей экономики может применяться несколько видов дефляторов, каждый из которых имеет свои особенности и функции:

1. Дефлятор ВНП (валового национального продукта). Этот показатель можно выразить, как отношение номинального валового национального продукта к реальному ВНП.

Особенность дефлятора ВНП в том, что он выражает не только стоимость потребительской продукции и услуг первой необходимости, но и реальную цену инвестиционных товаров. Мера исчисления показателя – проценты.

Чтобы привести номинальный ВНП к реальному параметру необходимо использовать два основных индекса – дефлятор ВНП и ИПЦ (индекс потребительских цен). Для расчета индекса потребительских цен (ИПЦ) можно применить понятие « », в которой находится почти триста различных наименований продукции. Сам расчет производится следующим образом:

ИПЦ = (Общая стоимость потребительской корзины на текущий год/Общую стоимость потребительской корзины за базовый год)*100%.

После расчета ИПЦ можно приступать к вычислению дефлятора ВНП:

ВНП реальный = ВНП номинальный /ИПЦ.

При расчете реального валового национального продукта необходимо использовать не проценты, а сотые доли.

2. Дефлятор ВВП – это параметр (индекс), который отображает уровень цен уже изготовленных услуг или товаров. С помощью этого показателя можно рассчитать реальный ВВП экономики любой страны. Полученный показатель позволит узнать, насколько явным является изменение физического объема производимых на рынке услуг товаров.

Расчет дефлятора ВВП , как правило, производится с применением индекса цен Пааше. Высчитать этот показатель можно по следующей формуле:


, где параметры q1 и q0 – это показатели, которые характеризуют за определенный промежуток времени;
- Е – это просто греческий знак, отображающий сумму;
- p1 и p0 – это стоимость товара, которая берется за расчеты и базовый год.

Свойства дефлятора и методы переоценки

Основное свойство дефлятора – это возможность приведения компонентов ВВП к таким показателям, которые бы позволили провести корректную характеристику динамики цен. Благодаря дефлятору можно в полной мере оценить реальные показатели инфляции. Расчет производится путем отношения объема анализируемого параметра выраженного в фактических единицах к размеру постоянной стоимости.

Чтобы получить агрегированный параметр, необходимо произвести переоценку компонентов, которая производится одним из перечисленных ниже методов:

1. Метод непосредственной оценки . В этом случае производится непосредственное оценивание продукции за времени и с использованием цен базового периода. Основное назначение – оценка производства и эффективности применения продукции в сельском хозяйстве.

2. Метод дефлятирования индекса . Здесь для расчетов применяется , показывающая ценовые объемы конкретных показателей в реальных ценах, а также индекс стоимости.

3. Метод экстраполяции с помощью индекса физического объема . Здесь для переоценки используются ценовые объемы базового периода. Вторым важным показателем для расчета является индекс физического объема. Такая методика лучше всего подходит, когда требуется пересчитать в сопоставимые цены те элементы, объем которых можно определить по изменению физического объема в процессе продажи продукции или ее производства.

К основным свойствам дефлятора можно отнести:

1. В расчете дефлятора обязательно учтены цены на продукты всех услуг и товаров, которые включены в потребительскую корзину.

2. В индексе дефлятора не включается стоимость импортных товаров (в случае расчета ВВП).

3. Дефлятор всегда основывается на параметрах текущей потребительской корзины, этого года. Базисный параметр (как в случае с индексом потребительских цен) здесь в расчет не берется.

4. Дефлятор, как правило, недооценивает степень серьезности инфляции в экономике страны.

5. В данный показатель обязательно включаются цены на новые услуги и товары.

Коэффициенты дефляторы

Каждый календарный год правительства различных стран мира (в том числе и Российской Федерации) устанавливают специальный показатель – коэффициент-дефлятор. Его задача – учитывать реальное изменение потребительских цен на продукцию, товары или услуги, которые были наиболее популярны в РФ за конкретный промежуток времени. Коэффциент-дефлятор рассчитывается и ежегодно публикуется в соответствии с утвержденным законом порядком.

Как правило, производится расчет двух показателей – для расчетов лимитов по УСН и ЕНВД. Но не каждый из них отличается стабильностью. К примеру, коэффициент-дефлятор УСН может рассчитываться не всегда. В Российской Федерации его не просчитывали в период с 2003 по 2005 год и в периоды с 2010 по 2013 год. Что касается коэффициента-дефлятора для ЕНВД, то его расчет производится ежегодно.


Причина в том, что коэффициент-дефлятор для УСН был заменен на фиксированные суммы, которые утверждены несколькими приказами – Минэкономразвития РФ и МЭРТ.

С учетом текущей схемы налогообложения коэффициент дефлятор может использоваться для решения двух задач:

Вычисления граничного размера прибыли, которая не дает полностью перейти в специальный режим;
- вычисления лимита прибыли, который действует во время использования УСН. В случае увеличения объема лимита компания может потерять свое право на специальный режим. Так, если доход компании по итогам определенного периода превысил установленный лимит, то право на оплату налога УСН можно потерять.

Определение величины коэффициента дефлятора производится не позже 20 ноября каждого года. Основной для выставления величины является приказ Министерства экономического развития.

Дефлятор ВНП

ВНП - это показатель, который отображает общий объем продукции, изготовленной национальными предприятиями, как зарубежом, так и на территории своей. страны. При этом в показатель входит несколько основных параметров - потребительские расходы, валовые в эконромику страны, чистый экспорт, а также государственные закупки.

Макроэкономические показатели часто измеряются в текущих или постоянных ценах (данные берутся за какой-то конкретный год). В первом случае речь идет о номинальном выражении, а во втором – о реальном. При этом оба показателя могут существенно отличаться друг от друга.

К примеру, номинальный ВНП – это параметр, который можно измерить в текущей цене. Изменение этого параметра можно быть вызвано несколькими факторами – уровнем ценовой политики, объемом производства.

Реальный ВНП – это параметр, который позволяет произвести расчет в постоянных величинах, то есть за кокой-то определенный период времени. Его основное отличие – влияние на показатель рыночной конъюнктуры.

Для вычисления реальных изменений на рынке как раз и применяется дефлятор ВНП, который представляет собой отношение двух наиболее важных показателей номинального и реального ВНП. Каждый из трех показателей характеризует какие-то свои особенности. Формула здесь проста:

Дефлятора валового национального продукта (ВНП) =Номинальный ВНП/Реальный ВНП.

- ВНП номинальный дает общую финансовую оценку всем товарам, которые произведены в народном хозяйстве;

- ВНП реальный отображает реальный объем произведенного товара, то есть объем промышленного производства с учетом фиксированной цены;

- дефлятор ВНП – показатель, который учитывает изменения в ценовой политике изготовленного товара за отчетный период по отношению к другому – базовому периоду.

Введение термина обусловлено требованиями современной экономики и необходимостью ее анализа. В частности, возникла потребность сопоставлять реальные показатели ВВП за разные годы при наличии резкого изменения структуры ценовой политики. В итоге удалось рассчитать ВВП в текущей цене. Как следствие, данный параметр начали называть номинальным (базовым, реальным). К примеру, в США этот показатель стали применять сравнительно недавно – только с 1996 года.

При помощи дефлятора ВНП можно узнать, во сколько обойдется общий объем производства в настоящий момент времени, если применить к нему стоимость производства прошлого периода. Вот почему дефлятор ВНП – это надежный помощник в анализе валового национального продукта и определения реальных темпов инфляции. Если сравнивать с другими параметрами (к примеру, индексом потребительских цен), то при вычислении дефлятора ВНП должно использоваться намного больше параметров (имеются в виду цен на товары).

Использование дефлятора ВНП актуально в тех странах, где основной упор делается на внешнеэкономическую деятельность, а ВНП зависит именно от объемов импорта и экспорта продукции. К примеру, для России дефлятор ВНП плохо подходит. Здесь лучше использовать другой показатель – дефлятор ВВП.

Часто дефлятор ВНП применяется не только для анализа валового национального продукта, но и при индексации средней прибыли населения. Именно благодаря этому параметру можно рассчитать реальную покупательскую способность наличных денег, которые находятся в обороте страны. Кроме этого, дефлятор ВНП можно рассчитать для изменяющегося объема производства в промышленной сфере. Такой показатель называется индексом Пааше.

Есть мнение, что дефлятор ВНП и индекс потребительских цен – это два одинаковых показателя. На самом же деле, они различаются по следующим параметрам:

Дефлятор ВНП в отличие от ИПЦ учитывает в расчете любые изменения, происходящие в структуре производства и объемах выпуска продукции;

Дефлятор ВНП отображает изменение в ценовой политике по всем услугам и продуктам, которые производятся в стране. Здесь могут быть включены такие показатели, как изменение цен на сырьевую продукцию, объекты недвижимости, грузоперевозки, оборудование и так далее. В свою очередь индекс потребительских цен отображает исключительно цены на потребительские товары;

Дефлятор ВНП отображает динамику изменения цен на продукцию, которая изготовлена с применением национального капитала страны. В свою очередь индекс потребительских цен включает в себя только изменение стоимости импортных товаров. Если использовать в расчетах дефлятор ВНП, можно вычислить параметр без учета изменения цены на определенные услуги или продукцию.

Дефлятор ВВП

ВВП – это один из основных показателей, который характеризует экономическое состояние страны. Он помогает проанализировать общее в экономике, уровень производства. С другой стороны ВВП не может показать реальную картину социального благосостояния людей. В показатель ВВП, как правило, не включаются следующие показатели – , нерыночные операции, а также случайный заработок.

ВВП может быть двух видов:

- номинальный ВВП – учитывает общий объем производства страны в рамках какого-то промежутка времени;

- реальный ВВП – учитывает изменение ценовой политики таких как или .

Дефлятор валового национального продукта – это показатель, который характеризует средний уровень стоимости всех товаров и услуги, которые в сумме и формируют ВВП страны. С помощью дефлятора можно вычислить реальную цену объема производства (в текущий момент времени) с учетом цен за определенный (базовый) период времени. Кроме этого, дефлятор позволяет установить реальную связь между двумя важными параметрами – номинальным валовым внутренним продуктом и реальным ВВП. В Соединенных Штатах расчет дефлятора производится по простой формуле – ВВП номинальное (в текущих ценах) делится на ВВП реальное (то есть в ценах за определенный базовый период).

Расчет дефлятора ВВП в РФ производит Федеральная служба государственной статистики. Кроме этого, для определения реальных темпов инфляции может использоваться не только дефлятор ВВП, но и индекс потребительских цен. Но, как и в случае с ВНП, здесь можно выделить несколько актуальных различий:

Дефлятор ВВП позволяет учесть абсолютно всю продукцию, которая производится экономикой страны. В индексе потребительских цен такого нет – в нем учитываются только те товары, которые нашли себе место в потребительской корзине;

Индекс потребительских цен можно использовать в качестве основы для расчета общих темпов изменения цены жизни или вычисления определенной границы бедности. В дальнейшем на основании полученных данных можно разрабатывать специальные программы для получения реальных улучшений в социальной сфере;

В расчете дефлятора ВВП учтена только та продукция, которая произведена экономикой страны, то есть с применением внутренних ресурсов. В свою очередь индекс потребительских цен учитывает и импортную продукцию.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Несмотря на отказ в девяностые годы прошлого века от плановой экономики, в основе деятельности большинства крупных предприятий и самого государства все-таки лежат перспективные планы и стратегии. Поскольку в современном мире все взаимозависимо, а натуральным хозяйством не живет уже практически никто, для более или менее достоверных прогнозов применяются специальные дефляторы - это индексы цен на основные товары и услуги. Эти инструменты находится в ведении Министерства экономического развития.

Понятие индексов-дефляторов Минэкономразвития

Минэкономразвития разрабатывает свои показатели, в первую очередь, для государства. На их основе осуществляется стратегическое планирование на долгосрочную перспективу, разрабатываются среднесрочные планы, программы и прогнозы развития как российской экономики в целом, так и отдельных ее отраслей.

Если говорить более понятным языком, то при применении дефлятора в расчетах цены «очищаются» от инфляционной составляющей и начинают более или менее объективно отражать реальную стоимость условного продукта вне зависимости от того, в каком году он выпускался и сколько стоили тогда основные затраты на его производство.

Источники данных для расчета дефляторов

Основные источники данных для расчета дефляторов - это, конечно же, различные сводные статистические отчеты. Организации всех форм собственности и индивидуальные предприниматели ежегодно сообщают в отчетных формах статорганам основные показатели, касающиеся своей деятельности. Статистика эти отчеты обрабатывает, сводит и представляет в Минэкономразвития. Для достоверных расчетов и выявления динамических тенденций используются сводные данные за ряд лет.

Основные дефляторы, применяемые при планировании

Основными дефляторами Минэкономразвития, которые используются при построении планов, обычно считаются:

  • Индекс потребительских цен, который учитывает изменения цен за счет инфляции на продовольственные и непродовольственные товары и ГСМ на платные услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства и прочих предприятий.
  • Индекс цен производителей, учитывающий динамику цен у производителей в разрезе различных отраслей экономики. Подробно рассматриваются отрасли, касающиеся энергетики, добычи полезных ископаемых, обработки, розничная торговля, строительство и сельское хозяйство. Обычно оценка делается в двух вариантах: с учетом экспортной составляющей и без нее.
  • Индексы изменения реальной заработной платы и реальных доходов населения, исходя из которых потом будут строиться прогнозные расчеты по фонду оплаты труда.
  • Индекс изменения курса рубля к доллару.

Индексы-дефляторы в бюджетном планировании

При составлении проектов бюджетов и среднесрочных финансовых планов всех уровней за основу берется прогноз социально-экономического развития территории. Расчет ожидаемых доходов бюджета делается исходя из данных прогноза в соответствии с нормами Налогового кодекса и иных нормативно-правовых актов (решений об установлении ставок арендной платы и т.п.).

Расходная часть бюджета определяется от объемов принятых программ в соответствии с целями и задачами, определенными бюджетной и налоговой политикой на определенный период.

А вот при определении объемов бюджетных средств, необходимых на реализацию той или иной программы в течение ряда лет, отраслевые министерства и ведомства руководствуются официальными индексами - дефляторами Минэкономразвития по годам. С их применением оцениваются расходы на содержание имущества, находящегося в собственности государства, на оплату коммунальных услуг, на осуществление необходимых государственных закупок.

Индексы-дефляторы в реальном секторе экономике

Основная сфера применения дефляторов - это госсектор. Крупные предприятия используют их выборочно.

Схематически это будет выглядеть так: экономисты-плановики всегда учитывают, что от прогнозного курса доллара будет зависеть цена на сталь, они же определяют возможный спрос и объемы экспортной и внутренней выручки. После вычета обязательных платежей становится понятно, какой реальной суммой будет обладать предприятие для осуществления своей производственной деятельности. Сравнение с издержками на сам производственный процесс позволит оценить возможные объемы инвестиций на развитие и необходимость привлечения заемных средств.

Существующие положения нормативных актов предполагают использование при определении баз по расчету обязательных платежей и показателей соответствия на право применения льготных режимов по налогам таких показателей, как коэффициенты дефляторы на 2018 год. Эти сведения определяются Минэкономразвития и действуют, как правило, в течение года, на который они устанавливаются.

Коэффициент дефлятор представляет собой показатель, учитывающий темпы инфляции. Их существует несколько вариантов, подразделяющихся по сфере использования норм НК РФ.

Они нужны в установленных ситуациях для определения НДФЛ, стоимости , торгового сбора, а также налога на имущество у ФЛ. Как правило, на них корректируются суммовые показатели, используемые при исчислении платежа.

Нужно помнить, что показания коэффициентов дефляторов для исчисления показателей налогообложения каждого обязательного платежа могут отличаться друг от друга.

Например, коэффициент дефлятор на ЕНВД позволяет посчитать вмененный доход в соответствии не только вида оказания услуг или территориального расположения субъекта, но и года осуществления деятельности.

Коэффициент дефлятор для упрощенки нужен для определения критерия применения данного режима по размеру дохода. Законодательством определен максимальный доход упрощенца, который зафиксирован в виде постоянного показателя. Перемножив эту величину на коэффициент дефлятор, можно узнать сумму, при достижении какой компания или ИП на УСН лигаются права на льготы.

При ПСН эти показатели необходимы для учета критерия ее применения в виде максимального потенциального дохода.

Внимание! Использование коэффициентов дефляторов позволяет госорганам планировать и регулировать развитие экономики с целью снижения негативного воздействия налоговой нагрузки на субъектов бизнеса, своевременно применять мероприятия по ее стабилизации.

На ближайшие два года прогнозируется увеличение темпа роста цен на товары и услуги. Это в свою очередь вызовет увеличение показателей, и если Минэкономразвития не будет сдерживать его, то ожидается повышение налоговой нагрузки для предприятий.

Кто их утверждает и с какой периодичностью

Утверждение указанных коэффициентов находится в ведомстве Минэкономразвития. Их показатели утверждаются в конце года соответствующими приказами Министерства, и действуют в течение следующего календарного года. Их расчет определяется путем корректировки действующего в текущем периоде величина коэффициента на определенный темп роста.

Иногда Правительство принимает решение не производить перерасчет старого коэффициента и оставить его величину на уровне прошедшего года. Так было например в 2017 году, когда для ЕНВД оставили величину коэффициента, использовавшуюся в 2016 году.

Коэффициенты дефляторы на 2018 год

Рассмотрим подробнее виды существующих коэффициентов дефляторов.

Коэффициенты К1 и К2 для ЕНВД на 2018 год

Существуют два коэффициента, с помощью которых происходит корректировка сумм вмененного дохода - К1 и К2. К1 является коэффициентом дефлятором, какой позволяет применить установленный темп инфляции в отношении определяемого дохода.

Он устанавливается Минэкономразвития на год. Коэффициент К2 определяется законодательными актами местных органов самоуправления. Он позволяет скорректировать суммы вмененного дохода с учетом вида осуществляемых услуг и расположения субъекта.

Коэффициент К1 по ЕНВД на 2018 год таблица:

Год Значение коэффициента К1
2016 1,798
2017 1,798
2018 1,868

Коэффициент для упрощенной системы

В упрощенке коэффициент используется для определения предельной суммы доходов, полученных за год, а также за 9 месяцев в целях применения УСН с начала последующего года.

По закону, данные показатели нужно каждый год корректировать на коэффициент, в результате чего новый показатель на 2018 год был принят.

Год Значение
2016 1,329
2017 1,425
2018 1,481

Тем не менее, по факту не оказывает на что-либо влияния, поскольку до 1 января 2020 года ежегодное индексирование отменено, а на период 2017-2020 данные показатели приняты в значениях:

  • Предел доходов за год для использования УСН - 150 млн. рублей;
  • Предел доходов за 9 месяцев для перехода на УСН - 112,5 млн. рублей.

Коэффициент для патентной системы

В данной системе определения налогов коэффициент необходим для пересмотра максимально допустимого показателя потенциального дохода, который может получить ИП на ПСН. При этом базовое выражение такого показателя принято в размере 1 млн. рублей.

Год Значение
2016 1,329
2017 1,425
2018 1,481

Отсюда следует, максимальное выражение потенциального показателя дохода на ПСН в 2018 году равно 1,481 млн. рублей. Отсюда следует, что максимальная цена патента в 2018 году составит: 1,481 млн х 6% х 12 мес = 7405 руб.

Кроме этого, необходимо помнить, что региональные законодательные органы могут устанавливать дополнительно свой коэффициент, который будет увеличивать потенциальный доход в три, пять или десять раз в зависимости от количества жителей и ряда других факторов.

Коэффициент для налога НДФЛ

В данном налоге коэффициент используется для того, чтобы рассчитать размер платежа за текущий год иностранного гражданина, который осуществляет трудовую деятельность в России. Эта работа не должна быть связана с предпринимательством и выполняется на основе оформленного патента.

Такого рода работники должны в каждом месяце перечислять авансовые платежи по налогу в течение всего времени использования патента. Базовый показатель такого платежа закреплен в размере 1200 рублей.

Год Значение
2016 1,514
2017 1,623
2018 1,686

Отсюда следует, в 2018 году иностранец на патенте должен будет ежемесячно уплачивать авансовый платеж в сумме 2023,20 руб. Кроме этого необходимо иметь в виду, что региональные законодательные органы имеют право дополнительно устанавливать свой повышающий коэффициент.

Например, в Москве в 2018 году определен дополнительный коэффициент 2,2242. Это значит, что размер платежа здесь будет составлять 4500 руб.

Коэффициент для торгового сбора

Этот коэффициент используется для определения размера торгового сбора. Он применяется для определения предельной ставки сбора, применяемой в деятельности рынков розничной торговли. Базовая ставка, которая корректируется при помощи данного коэффициента - 550 руб за 1 м2. Чтобы определить ставку для текущего года, необходимо перемножить базовую ставку и коэффициент.

Год Значение
2016 1,154
2017 1,237
2018 1,285

Отсюда следует, что в 2018 году используется максимальная ставка в размере 550х1,285=706,75 руб. В настоящее время торговый сбор используется только на территории Москвы. При этом базовая ставка там была принята в размере 50 рублей.

Коэффициент для налога на имущество физических лиц

Коэффициент был введен в действие с 2014 года. Он обеспечивает коррекцию суммы налога во время постепенного перехода от расчета по кадастровой стоимости к инвентаризационной. Коэффициент задействован только в тех регионах, где переход к новому расчету еще не произведен. Ожидается, что с 1 января 2020 года все регионы начнут считать налог по-новому, и следовательно, данный коэффициент уже не будет использоваться.

Год Значение
2016 1,329
2017 1,425
2018 1,481

Таблица изменений на 2017-2018 год

Применение коэффициента 2017 2018
Упрощенная система 1,425 1,481
Налог НДФЛ 1,623 1,686
Патентная система 1,425 1,481
Вмененка (ЕНВД) 1,798 1,868
Торговый сбор 1,237 1,285
Налог на имущество 1,425 1,481

К1 - это коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем периоде, и необходимый для расчета налоговой базы, например, по ЕНВД - единому налогу на вмененный доход (абз. 5 ст. 346.27 НК РФ). Размер К1 устанавливается на календарный год Министерством экономического развития и торговли РФ (п. 2 распоряжения Правительства РФ от 25.12.2002 № 1834-р).

Коэффициент-дефлятор на 2019: К1 для ЕНВД, УСН, ПСН, НДФЛ, Торговый сбор, налог на имущество

Приказом от 30 октября 2018 г. №698 Министерство экономического развития РФ ввело для 2019 года коэффициенты-дефляторы, при расчетах , а также при исчислении налоговой базы по НДФЛ для иностранцев, работающих по патенту. Введен также коэффициент-дефлятор при расчета и для .

Законодательство
  • ПРИКАЗ от 30 октября 2018 г. N 698 на 2019 год
  • ПРИКАЗ от 30 октября 2017 г. N 579 на 2018 год
  • ПРИКАЗ от 03 ноября 2016 г. N 698 на 2017 год
  • ПРИКАЗ от 20 октября 2015 г. N 772 на 2016 год

Коэффициент-дефлятор устанавливается ежегодно на каждый следующий календарный год.

1 . Коэффициент К1 для ЕНВД «вмененки» установлен в следующих величинах:

  • 2019 г. - 1,915
  • 2018 г. - 1,868
  • 2017 г. - 1,798
  • 2016 г. - 1,798
  • 2015 г. - 1,798
  • 2014 г. - 1,672
  • 2013 г. - 1,569.

2 . Коэффициент-дефлятор для УСН , начиная с 2014 года лимит доходов для перехода на упрощенку (45 млн руб.) и для дальнейшего применения спецрежима (60 млн руб.) ежегодно индексируется на коэффициент-дефлятор (). Установлены следующие значения:

  • 2019 г. - 1,518 (в целях определения лимита доходности, как для желающих перейти на «упрощенку», так и для уже действующих упрощенцев, коэффициент-дефлятор не применяется до 01.01.2020)
  • 2018 г. - 1,481
  • 2017 г. - 1,425
  • 2016 г. - 1,329
  • 2015 г. - 1,147
  • 2014 г. - 1,067
  • 2013 г. - 1.

3 . Коэффициент-дефлятор для ПСН (патента) равен:

  • 2019 г. - 1,518
  • 2018 г. - 1,481
  • 2017 г. - 1,425
  • 2016 г. - 1,329
  • 2015 г. - 1,147
  • 2014 г. - 1,067
  • 2013 г. - 1

По закону размер потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности, переведенным на ПСН, не должен выходить за рамки минимального и максимального размеров (100 тыс. рублей и 1 млн. рублей соответственно; п.7 ст. ) с учетом индексации на коэффициент-дефлятор ПСН .

4 . Коэффициент-дефлятор по НДФЛ для иностранцев , работающих по найму у физлиц на основании патента установлен:

  • 2019 г. - 1,729
  • 2018 г. - 1,686
  • 2017 г. - 1,623
  • 2016 г. - 1,514
  • 2015 г. - 1,307
  • 2014 г. - 1,216

По действующему законодательству мигранты, которые оказывают физическим лицам услуги непредпринимательского характера (няни, рабочие), должны получить патент. На основании этого документа в виде фиксированных авансовых платежей в размере 1 000 руб. в месяц (ст. ). Эти платежи подлежат индексации на коэффициент-дефлятор.

Иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", исчисляют и уплачивают налог на доходы, полученные от осуществления такой деятельности, в порядке, установленном статьей 227.1 НК РФ.

5 . равен:

  • 2019 г. - 1,518
  • 2018 г. - 1,481
  • 2017 г. - 1,425
  • 2016 г. - 1,329
  • 2015 г. - 1,147
  • 2014 г. - 1

6 . Коэффициент-дефлятор для расчета " " (применяется только к розничным рынкам) равен:

  • 2019 г. - 1,317
  • 2018 г. - 1,285
  • 2017 г. - 1,237
  • 2016 г. - 1,154
  • 2015 г. - 1.

Увеличение коэффициента-дефлятора для УСН и ЕНВД в 2016 году

Итак, в целях применения упрощенки величина этого коэффициента составляет 1,329. Т.е. доходы тех, кто с 2016 г. подумывает перейти на УСНО, по итогам 9-ти месяцев 2015 г. не должны превышать 59,805 млн руб. (45 млн руб. х 1,329) (п.2 ).

При этом всем упрощенцам в 2016 г. нужно будет следить за тем, чтобы доходы по итогам 1 квартала, полугодия, 9-ти месяцев или года не превысили 79,74 млн руб. (60 млн руб. х 1,329) (п.4, 4,1 ).

На вмененке в 2016 г. ситуация осталась прежней, как и в 2015 году. Увеличение коэффициента с 1,672 (в 2014г.) до 1,798 (в 2015г.) увеличило налоговую нагрузку на плательщиков ЕНВД (). К примеру, если вмененщик оказывает услуги общепита и площадь зала обслуживания посетителей составляет 50 кв.м., то квартальная база для исчисления ЕНВД в 2014г. будет равна (без учета коэффициента К2) 250,8 тыс. руб. (1000 руб. х 50 кв.м. х 3 мес. х 1,672). В 2015г. налог при таких же условиях придется заплатить с 269,7 тыс. руб. (1000 руб. х 50 кв.м. х 3 мес. х 1,798). Получается, что в связи с ростом коэффициента-дефлятора квартальная база «подорожает» на 18,9 тыс. руб., а налог вырастет почти на 3 тыс. руб.