Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по лицам. Действие нормативных актов во времени

Проблема действия нормативных правовых актов многоаспектна и включает предметное действие, действие в пространстве, во времени и по кругу лиц. Традиционно проблемы предметного действия относятся к теме «Система права», поэтому будут рассмотрены ниже.

Действие нормативного акта в пространстве означает, на какую территорию распространяется юридическая сила акта. По общему правилу, нормативный акт действует на всей территории данного государства. При этом в территорию государства включается территория посольств, военных кораблей, летательных аппаратов.

Акты, издаваемые местными органами власти, действуют лишь на территории соответствующей территориальной единицы: В Российской Федерации по действию в пространстве различают

федеральные акты,

акты субъектов Федерации, действующие лишь на территории соответствующего субъекта, и

акты органов местного самоуправления, действующие на территории определенного муниципального образования.

Действие нормативных актов во времени продолжается с момента их вступления в силу и до момента утраты актом юридической силы. Вступлению в силу наиболее важных НПА в РФ посвящено специальное законодательство. НПА вступает в силу одним из следующих способов.

1. В результате указания конкретной даты вступления в силу (дата указывается в самом нормативном акте).

2. В результате указания в акте на конкретные обстоятельства, ведущие к вступлению акта в силу («с момента подписания»,«с момента опубликования»).


1. Установлению подлежат не все обстоятельства, относящиеся к данному делу, а лишь те, которые имеют юридическое значение. В установлении фактических обстоятельств дела важная роль принадлежит доказательствам.

Доказательства - это фактические данные об обстоятельствах, имеющих юридическое значение по делу.

Доказательства должны обладать такими качествами, как относимость, допустимость, достоверность и достаточность.

Относимость означает, что доказательство должно относиться к обстоятельствам рассматриваемого дела.

Допустимость означает необходимость сбора доказательств лишь с помощью тех средств и процедур, которые установлены в законодательстве.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Правоприменительный орган оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению.

Доказательства можно разделить по различным основаниям, например, на обвинительные (уличающие) и оправдательные, прямые и косвенные, первоначальные и производные и т.д.

Установление фактических обстоятельств дела должно быть направлено на достижение истины по делу. Необходимо достоверно установить соответствующие обстоятельства.



2. Установление юридических обстоятельств дела :

Нахождение нормы права, подлежащей применению.

Проверка правильности текста того нормативного акта, в котором содержится данная правовая норма.

Проверка действия нормы в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Уяснение содержания найденной нормы.

Данная стадия имеет своей целью правильно квалифицировать установленные факты с позиции права. Установленные факты оцениваются с точки зрения тех юридических последствий, которые они вызовут в силу действия норм права.

Деятельность правоприменительных органов по проверке выбранной нормы права в отечественной литературе подразделяется на высшую и низшую критику.

Так, проверка текста нормативного акта получила наименование низшей критики закона, проверка действия нормы в пространстве, во времени и по кругу лиц называется высшей критикой закона.

3. Вынесение решения по делу составляет содержание третьей стадии правоприменения.

В решении по делу властно распространяется действие применяемой нормы на факт, определяются права и обязанности конкретных субъектов. Именно в решении устанавливается окончательная связь нормы права с фактом, подлежащим разрешению. Решение по делу одновременно сопровождается совершением полномочным органом (письменно или в иной форме) индивидуального правового акта (акта применения права).

Действие нормативных актов во времени. Можно выделить несколько вариантов вступления нормативно-правовых актов в действие.

Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта являются истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, федеральные законы и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на территории РФ по истечении десяти дней после дня их опубликования, а акты Президента РФ, имеющие норма

тивный характер, – по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Также по истечении семи дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом.

В-третьих, время вступления нормативного акта в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. Например, ныне действующий ГК РФ или принятый Государственной Думой УК РФ, который вступил в силу с 1 января 1997 г.

В - ч е т в е р т ы х, те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.

Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими обстоятельствами:

Истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;

В связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом;

В связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений. Этот вариант прекращения действия нормативного акта менее желателен, так как зачастую порождает противоречивую право-применительную практику, возникновение пробелов и коллизий правовых норм.

Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключения:

Когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;

Когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность;

Когда нормативный акт отменяет уголовную ответственность.

Исключение составляет и «переживание» старого нормативного акта, при котором утративший юридическую силу нормативный акт по специальному указанию правотворческого органа продолжает регулировать некоторые отношения, возникшие или существовавшие во время действия этого акта.

Действие нормативных актов в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов.

Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа.

Под государственной территорией принято понимать часть земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты.

В федеративных государствах регулирование отношений осуществляется на основе приоритета общсфедералыюго законодательства. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотиорчсства за пределы территории его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. Существует общее правило, в соответствии с которым нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства). Однако из этого правила есть исключения:

во-первых, действующее уголовное законодательство Российской Федерации распространяется не только на лиц, находящихся на территории России, но и на ее граждан за границей;

во-вторых, адресность нормативных актов производив от их содержания и назначения. Так, некоторые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (Конституция или УК РФ). Другие нормативно-правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (студентам, пенсионерам, военнослужащим, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, и т.д.);

в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства:

– им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (право избирать и быть избранными в государственные органы, обязанность службы и Вооруженных Силах России и т.д.);

– представители иностранных государств (главы государств и правительств, дипломатический персонал посольств, другие иностранные граждане) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, соиершеппые на территории РФ, решается дипломатическим путем.

Несмотря на эти изъятия, в России признается и гарантируется Конституцией весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Особую категорию адресатов нормативных актоп.составляют лица с двойным граждане! ном, а также беженцы и перемещенные лица. Лица с двойным гражданством (бипатриды) становятся адресатами законодательства двух и более государств. Беженцы, покинув свою страну в силу каких-то чрезвычайных обстоятельств (преследование, стихий- ное бедствие, военные действия), также становятся субъектами правоотношений нескольких государств. В отличие от них вынужденные переселенцы покидают (по разным причинам) не суверенное государство, а какой-либо регион данной страны.

Несмотря па многообразие и своеобразие адресатов нормативно-правовых актов, для всех них в России в соответствии с Конституцией РФ признается и гарантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Смотрите также:

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона.

Общий характер нормативных актов не означает отсутствия пределов их действия. Пределы действия нормативных актов устанавливаются во времени, пространстве и по кругу лиц. Действие нормативных актов во времени определяется двумя моментами: 1) вступлением акта в действие; 2) временем прекращения его действия.

Установлен следующий порядок вступления нормативного акта в действие: 1) общий порядок; 2) специальный порядок.

Общий порядок вступления нормативного акта в действие определен специальным законом, иным нормативным актом для данного вида нормативных актов, принимаемых определенными органами. Так, согласно Федеральному закону, принятому Государственной Думой 25 мая 1994 г., «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ (ст. 3), а вступают в действие по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Указом Президента РФ от 26 мая 1996 года установлено: акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования (ст. 5 Указа). Общий порядок вступления в действие нормативных актов Правительства РФ определен Федеральным конституционным законом о Правительстве РФ от 11 апреля 1997 г.: постановления Правительства подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия; нормативные акты Правительства, затрагивающие права и свободы граждан, вступают в силу не ранее их опубликования; иные акты – со дня их подписания. Общий порядок опубликования и введения в действие региональных нормативных актов устанавливается специальными актами самих субъектов Федерации.

Специальный порядок введения в действие нормативных актов устанавливается в самом нормативном акте либо в особом акте о порядке вступления в действие данного закона, принятом законодательным органом одновременно с законом. Так, одновременно с частью первой ГК РФ 21 октября 1994 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», состоящий из 14 статей, в которых регламентируется весь комплекс вопросов о введении в действие кодекса.

Специальный порядок введения в действие нормативных актов может предусматривать следующие случаи:

§ в акте называется конкретная дата введения его в действие;

§ акт вводится в действие с момента принятия;

§ акт вводится в действие с даты утверждения (регистрации) акта;

§ акт вводится в действие поэтапно (частями);

§ акт вводится в действие с даты фактического получения акта исполнителями (для актов, которые не публикуются).

Нормативные акты прекращают свое действие с утратой ими юридической силы. Такая утрата возможна в результате наличия следующих обстоятельств:

истечение срока действия, если нормативный акт издан на определенный строк (таков, например, закон о бюджете);

прямая отмена данного акта другим актом, изданным компетентным органом;

фактическая отмена (замена) нормативного акта изданием нового, который устанавливает для данного круга отношений новые правовые нормы, в этом случае ранее действующий нормативный акт утрачивает силу с момента введения нового нормативного акта.

С действием нормативного акта во времени связана проблема обратной силы закона и переживание закона (нормативного акта).

Обратная сила закона - это распространение действия нового акта на факты, обстоятельства, которые возникли до введения в действие новых правовых норм. По общему правилу: закон обратной силы не имеет. Он направлен в будущее, распространяется на юридические обстоятельства, факты, которые возникают после вступления закона в действие. Из этого общего правила есть несколько исключений.

Обратная сила данному нормативному акту может быть придана самим правотворческим органом, что указывается в соответствующих нормах права этого акта. Обратной силой обладают нормативные акты, устраняющие или смягчающие юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Такой силой обладают нормативные акты, конкретизирующие ранее принятые правовые акты.

Переживание закона - это продолжение действия определенных норм закона после его отмены. Это возможно тогда, когда новый закон продлевает на определенное время действие норм отмененного закона.

Действие нормативных актов в пространстве характеризуется тем, на какую территорию они распространяются. Нормативные акты, действующие внутри границ данного государства, распространяют свое действие:

§ на всю территорию государства (акты правотворческих органов общей компетенции);

§ на определенную ее часть (региональные, местные акты).

С территорией тесно связано действие нормативных актов по лицам. Общее правило здесь - нормативный акт распространяет свое действие на всех лиц в пределах территориальной сферы действия. Вместе с тем отдельные нормативные акты могут распространяться только на определенную группу субъектов. К ним относятся, например, многие ведомственные нормативные акты, действие которых распространяется только на лиц в пределах данного ведомства или организации (локальные нормы).

С пределами действия нормативных актов связана возможность столкновения, противоречий между ними, которые называются коллизиями. Для преодоления коллизий имеются определенные правила (коллизионные нормы):

§ при расхождении федерального и регионального (субъектов федерации) законов действует федеральный закон;

§ при расхождении нормативных актов, изданных различнымигосударственными органами, преимущество имеет акт, изданный вышестоящим органом;

§ при расхождении актов, изданных одним органом в разное время, преимущество имеет более поздний акт.

Нормативные акты имеют временные, пространственные и по кругу лиц пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением акта в юридическую силу и моментом ее прекращения.

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются». К тому же, «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

I. Вступление в силу нормативных правовых актов

Действие закона, равно как и любого иного нормативного правового акта, начинается с момента вступления его в силу.

В государственно-правовой теории и практике признано, что в современной России нормативные правовые акты вступают в силу в связи со следующими факторами:

а) с момента, указанного в самом акте или акте, его сопровождающем, путем указания на конкретную (календарную) дату (например, Уголовный кодекс РФ вступил в юридическую силу с 1 января 1997 г.);

б) в связи с иными обстоятельствами, указанными в акте («с момента подписания», «с момента опубликования», «с момента принятия», например, Конституция РФ) и т.д.;

в) по истечении определенного срока после их официального опубликования.

Существенно следующее: ситуацию «истечение определенного срока» регулирует специальный Федеральный закон Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (от 25 мая 1994 года). Обратим внимание на содержательные положения этого закона.

1. Соответственно ст. 2 данного акта датой принятия Федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Датой принятия иных (текущих) федеральных законов считается день принятия их Государственной Думой в окончательной редакции.

2. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуют не позднее 10 дней после их принятия.

3. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете», «Собрании Законодательства Российской Федерации» или в «Парламентской газете».

3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы и т.д. вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.

Действие нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ регулируются специальным Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно­правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Обратим внимание на следующие положения.

1. Нормативные правовые акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после их первого официального опубликования. Иные акты Президента РФ, в том числе содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания.

2. Акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после их опубликования. Иные акты правительства, в том числе акты, содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, служб и т.д.) межведомственного характера, а также затрагивающие права и обязанности граждан подлежат регистрации в Министерстве юстиции и вступают в силу через 10 дней после их опубликования.

Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и в других нормативных правовых актах.

Прекращение действия нормативных правовых актов

Законы, также как и иные нормативные правовые акты, прекращают свое действие с момента утраты ими юридической силы.

Согласно сложившейся практике, это происходит в результате следующих обстоятельств.

1. В результате истечения срока действия закона или иного нормативного правового акта, который заранее указывается в самом акте. Такие акты издаются, например, при введении чрезвычайного положения на определенной территории на определенный срок.

2. В результате прямой отмены действующего нормативного акта, другим актом, изданным компетентным государственным органом. Например, Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской об административных правонарушениях» (принят 20 декабря 2001 г. - СЗ РФ, 2002. № 1. Ст. 2) признал утратившими силу сразу 137 законов и других актов, связанных с вопросами административной ответственности.

3. В результате замены действующего нормативного правового акта другим актом, фактически устанавливающим в данной области новые принципы и нормы регулирования. Так, в связи с принятием Конституции Российской Федерации (декабрь 1993 г.) одновременно прекратила действие Конституция РСФСР, принятая 12 апреля 1978 г.

4. Прекращение действия нормативного правового акта может наступить в связи с исчезновением обстоятельств, для регулирования которых он был принят. Известно, что с распадом СССР утратили силу все акты, устанавливающие систему, полномочия союзных государственных органов.

Рассмотрение действия нормативного правового акта во времени предполагает рассмотрение еще двух понятий «обратная сила нормативного правового акта» и «переживание нормативного правового акта».

Обратная сила закона. С действием закона во времени связаны вопросы их обратной силы.

Существует общее правило, что все нормативные правовые акты действуют после принятия только на будущее. Они не распространяют свое действие на отношения, существовавшие до их вступления в силу (то есть не имеют обратной силы, ретроспективного действия). Однако из этого правила есть исключения. В некоторых случаях закону может быть придана обратная сила, то есть его нормы станут распространяться на отношения, существующие до принятия такого акта.

Обратная сила - это распространение юридической силы вступившего в действие нормативного правового акта на обстоятельства, имевшие место до его принятия.

Существенно то, что обратная сила нормативного правового акта используется в определенных исключительных случаях. Во- первых, тогда, когда законодатель по необходимости придает обратную силу нормативным правовым актам или отдельным их предписаниям, предусматривая такую возможность в самих нормативных правовых актах. Во-вторых, обратная сила придается автоматически уголовным законам, которые устраняют, отменяют наказуемость или смягчают наказание за конкретное деяние по сравнению с предшествующим законом. В ст. 54 Конституции РФ по этому поводу сказано: «Закон, устанавливающий или

отягчающий ответственность обратной силы не имеет... Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».

Итак, обретение законом обратной силы, т.е. исключение из общего правила имеет место:

1. Если указание на это содержится в самом акте.

2. Если данный акт устраняет или смягчает уголовную или административную ответственность.

Следует подчеркнуть, что в уголовном, административном праве, предусматривающих штрафные санкции, обратная сила закона не может приводить к установлению или усилению наказания за деяния, совершенные до принятия соответствующего закона. Придание обратной силы закону используется в основном в гражданском праве.

Существует также такое понятие, как «переживание закона», т.е. закон, утративший юридическую силу по специальному указанию нового закона признается действующим применительно к отношениям, возникшим или существовавшим во время его действия. На практике это означает, например, что суд во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона.

Действие нормативных правовых актов в пространстве.

Право действует не только во времени, но и в пространстве. Очевидно, законодатель, разрабатывая новые нормативные правовые акты, учитывает их пространственные возможности, пределы. Лица, организации, реализующие (применяющие) предписания правовых актов также принимают во внимание их пространственные параметры. С этим связано определение территориальной юрисдикции (в процессуальном праве) и др.

Действие нормативного правового акта в пространстве - это определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению.

В пространстве нормативные правовые акты в зависимости от своего вида могут быть:

а) общегосударственными, распространяются на всю территорию страны;

б) региональными (действующими на территории субъектов РФ);

в) местными, действующими на территории муниципального образования;

г) локальными, действующими в пределах предприятий, организаций (ИТУ, воинской части и т.д.);

д) распространяющимися на территорию, указанную в самом нормативном правовом акте (например, районы Крайнего Севера);

е) предназначенные для действия за пределами государства.

Под территорией Российской Федерации понимается: часть

суши, которая определена государственной границей: внутренние воды; двенадцатимильные прибрежные территориальные морские воды (12 морских миль примерно 22 км); воздушное пространство над территорией государства, доступное обычным летательным аппаратам (самолетам); воздушные суда Российской Федерации, гражданские суда, находящиеся вне пределов территориальных вод под флагом Российской Федерации; военные корабли в любом месте; территория дипломатических представительств РФ за рубежом.

Объектами, приравненными к государственной территории, признаются трубопроводы, подводные кабели, недра в пределах государственной границы, континентальный шельф, космические объекты.

Действие нормативных правовых актов в пространстве может осуществляться на основе экстерриториального принципа. Этот принцип означает: во-первых, в пределах границ государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории (например, территории посольств) и лица (например, дипломатические представители), на которых не распространяется юрисдикция данного государства. Во-вторых, нормы, содержащиеся в Федеральных законах могут применяться за пределами Российской Федерации в отношении российских граждан. В-третьих, при рассмотрении определенных категорий юридических дел допускается применение иностранного законодательства (например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок), по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.

Итак, по пространственному (территориальному) критерию все нормативные правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть и акты, действие которых распространяется за пределами страны.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц.

Данный аспект действия нормативных правовых актов предполагает выяснение вопроса о том, кому адресуются, предназначаются предписания, содержащиеся в этих актах, т.е. определение круга субъектов, в отношении которых данный правовой акт обладает юридической силой.

Существенно то, что порядок действия нормативных правовых актов по кругу лиц определяется правовым статусом соответствующих субъектов. В соответствии с этим критерием действие нормативных правовых актов по лицам определяется так:

1) нормативные правовые акты, действующие в отношении всех граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, находящихся на территории государства (Конституция РФ);

2) акты, действующие только в отношении российских граждан (Закон о выборах Президента РФ);

3) нормативные правовые акты, действующие в отношении иностранцев и лиц без гражданства (Закон о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства);

4) акты, действующие в отношении субъектов, обладающих специальным (профессиональным) правовым статусом (адвокаты, военнослужащие, сотрудники ОВД, врачи и т.д.);

  • 7. Понятие, сущность и признаки государства.
  • 8. Государственная власть: понятие, признаки, структура.
  • 9. Типология государства и права.
  • 10.Функции государства: понятие, содержание, классификация.
  • 11. Форма государственного правления: понятие, виды. Форма правления в рф.
  • 12. Форма государственного устройства: понятие, классификация. Форма государственного устройства в рф.
  • 13. Государственно-правовой режим: понятие, классификация. Государственно-правовой режим в рф.
  • 14. Понятие и структура государственного механизма (аппарата).
  • 15. Государственный орган: понятие, признаки, классификация.
  • 16.Политическая система общества: понятие, структура, субъекты.
  • 18. Принципы права: понятие, виды, значение.
  • 19. Функции права: понятие, виды, содержание.
  • 1) Общесоциальные;
  • 2) Специально-юридические.
  • 20. Правовое регулирование: понятие и виды.
  • 22. Стимулы и ограничения в праве.
  • 23. Правовая система: понятие и структура.
  • 24. Правовые семьи в современном мире.
  • 25. Правовой статус личности: понятие, структура, классификация.
  • 26. Права и свободы человека и гражданина: понятие, классификация.
  • 27. Правовое государство: понятие и принципы.
  • 27. Гражданское общество: понятие, признаки, структура.
  • 28. Понятие и виды социальных норм. Технические нормы.
  • 29. Норма права: понятие, признаки, виды.
  • 30. Структура правовой нормы. Элементы нормы права и их разновидности.
  • 31. Правосознание: понятие, структура, классификация.
  • 32. Правовая культура: понятие, структура, классификация.
  • 34. Нормативные правовые акты: понятие, классификация.
  • 35. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц и по юридической силе.
  • 36. Правотворчество: понятие, принципы, виды.
  • 37. Юридическая техника: понятие, виды, основные требования.
  • 38. Стадии законотворческого процесса.
  • 39. Систематизация законодательства: понятие и виды.
  • 40. Система права: понятие, признаки, соотношение с системой законодательства.
  • 42. Частное и публичное право.
  • 43. Правоотношение: понятие, признаки, классификация.
  • 44. Содержание правоотношения. Субъективное право, юридическая обязанность, юридическая свобода и полномочие: понятие, структура, разновидности.
  • 45. Объекты правоотношений: понятие, классификация.
  • 46. Субъекты правоотношений: понятие, классификация.
  • 47. Правосубъектность: понятие, содержание.
  • 48. Понятие и виды юридических фактов.
  • 49. Реализация права: понятие, содержание, формы.
  • 50. Применение права: понятие, признаки, раз Реализация права: понятие, содержание, формы. Новидности.
  • 51. Пробелы в праве: понятие, причины, восполнение и преодоление.
  • 52. Юридические коллизии: понятие, виды, способы разрешения.
  • 53. Толкование права: понятие, содержание, субъекты.
  • 54. Виды толкования права.
  • 55. Понятие и виды правомерного поведения.
  • 56. Правонарушение: понятие, признаки, виды:
  • 57. Состав правонарушения: понятие, элементы, их характеристика.
  • 58. Юридическая ответственность: понятие, признаки, принципы.
  • 59. Законность и правопорядок: понятие, содержание, соотношение.
  • 35. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц и по юридической силе.

    Действие нормативно-правового акта (НПА) – порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Действие ограничивается временем, пространством, кругом лиц.

    Временной период действия НПА ограничивается моментами вступления его силу, прекращением действия.

    Вступление в юридическую силу:

    1) Называется конкретная дата введения НПА в действие;

    3) Вводится в действие с момента его принятия;

    4) Вступает в силу с возникновением определенных обстоятельств (война, чрезвычайное положение);

    5) Вступает в силу с момента его подписания;

    6) Вводится в действие поэтапно;

    7) Вступает в силу с момента получения адресатом;

    8) Если срок вступления в силу в НПА не указан, он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.

    Утрата юридической силы:

    1) НПА прекращает свое действие по истечении срока, на который был принят;

    2) При прямой замене данного акта (применяется постановление об отмене или другом НПА);

    3) В связи с изменением обстоятельств, на которые НПА был рассчитан;

    4) При фактической отмене (принимается другой НПА без отмены первого).

    Обратная сила закона – распространение действия НПА на те факты и порожденные им правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу.

    Исключения из общего правила:

    1) НПА имеет обратную силу в случае прямого указания на это законодателем;

    2) НПА смягчает или отменяет юридическую ответственность за совершение противоправного деяния.

    По степени завершенности наступивших в соответствии с прежним НПА правовых последствий различают:

    Ревизионная обратная сила – действие НПА распространяется на факты, по которым юридические последствия уже наступили, происходит пересмотр этих юридических последствий;

    Простая обратная сила – НПА пересмотра завершенных юридических последствий не предполагает.

    Действие НПА в пространстве:

    1) Территориальное – НПА государства распространяется на всю территорию данного государства;

    2) Экстерриториальное – проявляется в возможности применения к действиям, совершенным на территории одного государства, законодательства другого государства.

    Территория РФ:

    Часть суши, определенная государственной границей;

    Внутренние водоемы;

    Внешние водоемы (12 морских миль=22.2 км);

    Прилегающий континентальный шельф, воздушное пространство над территорией государства;

    Воздушные суда РФ;

    Морские суда под флагом РФ;

    Космические объекты;

    Территория дипломатических представительств РФ за рубежом.

    Действие НПА по кругу лиц:

    1) Распространяется на всех граждан государства независимо от их правового статуса;

    2) НПА может действовать в отношении отдельных категорий граждан (военнослужащих, пенсионеров, инвалидов);

    3) Действие НПА ограничено в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

    36. Правотворчество: понятие, принципы, виды.

    Правотворчество – процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур.

    Элементы правотворчества:

    1) Познание, изучение и анализ явлений и процессов, допускающих или требующих правовой регламентации;

    2) Определение органа или другого субъекта, уполномоченного принять правовой акт;

    3) Выбор формы предполагаемого акта;

    4) Подготовка, принятие или изменение акта в рамках соответствующих процедур.

    Факторы, влияющие на формирование права: экономические, социальные, идеологические, политические, национальные, внешнеполитические.

    Принципы правотворчества – основополагающие начала, соблюдаемые в процессе принятия, изменения, дополнения или отмены правовых актов:

    Принцип демократизма – население должно привлекаться к участию в правотворчестве, а его мнение – учитываться при разработке и принятии нормативно-правовых актов;

    Принцип гласности – правотворческая деятельность осуществляется в открытой и доступной для населения форме;

    Принцип научности – должны привлекаться ученые, эксперты, специалисты-практики;

    Принцип законности – должны осуществляться только уполномоченными компетентными органами с соблюдением требований закона;

    Принцип профессионализма – должны осуществляться профессионально подготовленными субъектами с использованием специальных приемов и средств юридической техники;

    Принцип плановости – должны осуществляться по заранее продуманному плану;

    Принцип исполнимости – принимаемые нормативно-правовые акты должны иметь финансирование, кадровую базу для их исполнения.

    Виды:

    1) по субъекту: народа, государственных органов, отдельных должностных лиц, органов мест самоуправления, локальные, общественных организаций;

    2) по значимости: законотворчество, делегированное, подзаконное правотворчество;

    3)по наличию/отсутствию лоббирования: лоббируемое, не лоббируемое.

    Законотворческий процесс связан с принятием, изменением, дополнением, отменой законов.

    Закон нормативно-правовой акт, принятий в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

    Основные стадии законотворчества:

    1) законодательная инициатива – право субъектов внести законопроект на рассмотрение в законодательный орган (субъекты – Президент, депутаты ГД, члены Правительства, СФ, органы субъектов федерации, ВС РФ, ВАС РФ, КС);

    2) обсуждение – осуществляется в комитетах ГД;

    3) принятие – ГД, одобряется СФ;

    4) подписание – Президентом;

    5) обнародование закона.