Вхождение (проникновение) сотрудников полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории как мера государственного принуждения, предусмотренная федеральным законом "о полиции". Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земель

1. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.

2. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

4. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

5. Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

7. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

8. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью 4 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 15 федерального закона «О полиции» в РФ

1. Требование, о котором идет речь в ч. 1 комментируемой статьи, закреплено в ст. 25 Конституции РФ и продублировано в ст. 3 Жилищного кодекса РФ , ст. 12 УПК РФ , а равно в некоторых иных нормативных правовых актах.

2. По общему правилу действие, ограничивающее конституционное право человека и гражданина на неприкосновенность жилища, может быть законно произведено только на основании судебного решения.

3. Все возможные случаи законного проникновения сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, можно разделить на четыре вида:

1) проникновение в ходе производства следственного действия;

2) проникновение при осуществлении оперативно-розыскного мероприятия;

3) предусмотренное ст. 15 закона О полиции вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории;

4) иные способы проникновения на объект.

4. Иным видом проникновения, к примеру, является то действие, что предусмотрено п. 11 ч. 3 ст. 11 Федерального закона "О противодействии терроризму". На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством РФ, на период проведения контртеррористической операции допускается беспрепятственное проникновение должностных лиц полиции, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом.

5. Проникновение в жилище для производства в нем следственных действий возможно в ходе осмотра, обыска или выемки. По общему правилу следственное действие - осмотр производится только с согласия проживающих в жилом помещении лиц или на основании судебного решения. Обыск и выемка производятся лишь на основании судебного решения.

6. Исключения из этого правила предусмотрены ч. 5 ст. 165 УПК РФ . Без получения на то согласия проживающих в жилище лиц и без судебного решения осмотр жилища может быть произведен лишь в случаях, не терпящих отлагательства (внезапно появились фактические основания проведения указанного следственного действия; принимаются меры к уничтожению или сокрытию объектов, имеющих отношение к делу, и др.).

7. Дополнительной гарантией соблюдения прав и законных интересов лиц, в жилище которых производится осмотр без получения на то судебного решения, являются следующие предусмотренные ч. 5 ст. 165 УПК РФ требования:

1) о производстве такого осмотра выносится постановление;

2) сотрудник полиции в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве осмотра жилища без предварительного получения на то согласия проживающих в жилище лиц и судебного решения;

3) к уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола осмотра жилища для проверки законности решения о его производстве;

4) в течение 24 часов после получения указанного уведомления судья проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности;

5) если судья признает произведенный осмотр незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются не имеющими юридической силы.

8. Производство же обыска и (или) выемки в жилище без судебного решения не может быть оправдано даже отсутствием возражений против обыска (выемки) проживающих в жилище лиц. Обыск и (или) выемка в жилище без судебного решения могут быть произведены только в исключительных случаях - случаях, не терпящих отлагательства, при обязательном последующем соблюдении вышеуказанных гарантий прав и законных интересов обыскиваемых (лиц, в жилище которых производится выемка).

9. Аналогично урегулировано проведение сотрудниками полиции оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционное право человека и гражданина на неприкосновенность жилища. Они также по общему правилу допускаются лишь на основании судебного решения и при наличии информации:

1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

2) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

3) о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

10. Исключение из этого правила - проведение не терпящих отлагательства подобного рода мероприятий в случаях, которые могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. В данной ситуации оперативно-розыскное мероприятие, которое ограничивает конституционное право человека и гражданина на неприкосновенность жилища (к примеру, обследование жилого помещения), может быть законно проведено сотрудниками полиции на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа внутренних дел (полиции). После чего сотрудник, который провел данное мероприятие, обязан в течение 24 часов уведомить об этом суд того района, на территории которого мероприятие состоялось.

11. Причем в течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение (ч. ч. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").

12. Комментируемая статья 15 ФЗ О Полиции позволяет проводить вхождение (проникновение) в жилые помещения и осмотр таковых без судебного решения и без получения затем от суда разрешения на проникновение (подтверждения законности проникновения, осмотра).

13. Все перечисленные в ч. 3 комментируемой статьи ситуации объединяет одно - сотрудник полиции вправе принять решение о проникновении в жилые помещения на основании ст. 15 настоящего Федерального закона лишь тогда, когда он располагает достоверной информацией (доказательствами) о том, что имели место общественно опасные последствия (вероятность наступления таковых в случае отказа от немедленного проведения искомого мероприятия) либо было совершено общественно опасное деяние. Исходя из заложенной в статью законодателем основной идеи отсутствие у должностного лица полиции таких сведений (доказательств) не дает возможности проведения законного проникновения в жилище.

14. При ситуациях, предусмотренных п. п. 2 и 3 ч. 3 комментируемой статьи, сотрудник полиции, безусловно, располагает доказательствами наличия общественно опасного деяния и (или) общественно опасных последствий, так как в них речь идет о преступлении. Смерть лица, так же как повреждение (увечье) здоровья, приведшее к временной или стойкой утрате лицом трудоспособности, является общественно вредным последствием - содержит признаки объективной стороны состава преступления, поэтому может иметь следствием законное начало уголовного процесса.

15. О понятии "несчастный случай" см. комментарий к .

16. Вопрос может возникнуть в отношении такого основания проникновения в жилое помещение, как необходимость спасения имущества граждан (п. 1). В этой связи стоит отметить следующее. Если стоимость имущества настолько мала, что его уничтожение не является общественно опасным (не является значимым с позиции уголовного права), нельзя проникать в жилище для его спасения. В этом случае (когда отсутствуют иные предусмотренные ч. 3 ст. 15 настоящего Федерального закона обстоятельства) предусмотренного п. 1 ч. 3 комментируемой статьи законного фактического основания проникновения в жилище просто не существует (нет в наличии).

17. Проникновение сотрудников полиции в помещения, на земельные участки и территорию дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций запрещено международными правовыми актами. Поэтому таковое сотрудниками полиции не может быть осуществлено и при наличии оснований (основания), перечисленных в ч. 3 комментируемой статьи.

18. Если проникновение в жилое помещение, в иное помещение или на земельный участок, принадлежащий гражданину, в помещение, на земельный участок и территорию, занимаемую организацией, осуществлено по основаниям и в порядке, которые предусмотрены комментируемой статьей, осмотр (обследование, изъятие и т.п.) осуществлен вне уголовного процесса. Соответственно, как бы ни именовался документ, составленный по результатам рассматриваемого мероприятия, он не является процессуальным документом. Не является он таковым даже в том случае, когда проникновение, оформление документа и производство дознания по уголовному делу осуществляет одно и то же должностное лицо полиции. В этой ситуации, осуществляя проникновение в порядке ст. 15 настоящего Федерального закона, сотрудник полиции реализует свои административно-властные, а не уголовно-процессуальные полномочия.

19. Для того чтобы составленный документ мог стать допустимым доказательством по уголовному делу, он должен быть предусмотренным УПК РФ способом вовлечен в процесс уголовно-процессуального доказывания. Например, следует произвести его выемку.

20. Именно поэтому при наличии тому фактических оснований, в особенности когда налицо ситуации, предусмотренные п. п. 2 и 3 ч. 3 комментируемой статьи, сотрудникам полиции рекомендуется приступать к осмотру места происшествия (а если уголовное дело возбуждено - к обыску, несомненно, при наличии тому фактических оснований), а не к проникновению в порядке ст. 15 настоящего Федерального закона.

21. При проведении осмотра места происшествия (жилища, иного помещения, земельного участка и др.) или любого иного следственного действия осуществляется уголовно-процессуальная деятельность, результаты которой заносятся в протокол осмотра (обыска и т.п.), являющийся доказательством по уголовному делу. В этом случае дополнительного документа, подтверждающего законность вовлечения в уголовно-процессуальное доказывание изъятых при осмотре объектов, и самого протокола осмотра не требуется.

22. О понятии "общественная безопасность" см. комментарий к .

23. О понятии "преступление" см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.

24. О пресечении противоправных деяний см. комментарий к п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

25. О понятии "подозреваемый" см. комментарий к п. 12 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

26. О понятии "транспортное средство" см. комментарий к .

27. О понятии "массовые беспорядки" см. комментарий к ».

28. О понятии "безопасность граждан" см. комментарий к настоящего Федерального закона.

29. См. также комментарий к ст. 2, п. п. 5, 22 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

1. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.

2. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

4. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи , сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

5. Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

7. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

8. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными

3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

5. Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

7. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

8. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью 4 настоящей статьи.

Консультации юриста по ст. 15 Закона О Полиции

    Ирина Романова

    где найти сайт Законопроект 2010.ру

    Максим Губатый

    говорят что теперь полиция могут войти в дом без ордера правда ли это?

    • Ответ юриста:

      Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции " Статья 15 . Вхождение (проникновение ) в жилые и иные помещения , на земельные участки и территории 1. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность...

    Анатолий Лузгин

    Пожалуйста,помогите с правоведением. Житель г.Чебоксары 19-летний Ухов, будучи в состоянии сильного опьянения, около полудня сел в поезд Московского метрополитена. При отсутствии к тому какого-либо повода, в вагоне он начал приставать к пассажирам, вытащил из кармана нож и стал им размахивать. Не встретив должного отпора, Ухов нанес удар ножом в плечо сделавшему ему замечание 56-летнему Оружеву, затем порезал куртки еще нескольким пассажирам. Ухова остановил выстрелом из пистолета, ехавший в этом вагоне л-нт милиции Саев. Однако и после выстрела, которым была прострелена правая кисть хулигана, Ухов не угомонился, а продолжал размахивать ножом и угрожать им пассажирам вагона. Лишь второй выстрел в грудную клетку обезопасил хулигана. С тяжелыми ранениями Ухов и Оружев были доставлены в больницу. Подлежит ли на Ваш взгляд Саев уголовной ответственности? Если нет, то какие для этого имеются основания? ответ обосновать,т.е.привести статью

    • Ответ юриста:

      [Закон РФ "О полиции"] [Глава 5] Статья 23. Применение огнестрельного оружия : 1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях: 1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья; НО 6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица. Если применить к Закону России "О милиции" - то почитайте ст. 15

    Дмитрий Камышин

    Могут ли полицейские выбить дверь если ты не открываешь?. А если ошибочка какие наказания они могут понести?

    • Ответ юриста:

      Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории: 1. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища. 2. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. 1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; 2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; 3) для пресечения преступления; 4) для установления обстоятельств несчастного случая. 4. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств. 5. Сотрудник полиции

    Богдан Шишканов

    На каком основании я могу не открывать дрерь полиции?. На каком основании я могу не открывать дверь полиции? Подскажите пожалуста закон или где это написано! Заранее спасибо!

    • Ответ юриста:

      1. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.

      2. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

      3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций) , допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

      1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

      2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

      3) для пресечения преступления;

      4) для установления обстоятельств несчастного случая.

      Статья 14. Задержание

      1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

      2. Полиция имеет право задерживать:

      1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

      2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

      3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, - до передачи их в места отбывания административного ареста;

      4) лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

      5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

      6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам;

      7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, - до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

      8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

      9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

      10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, - до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

      11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

      12) лиц, совершивших побег из психиатрического учр.

      Ферштейн? Выбирай под себя пункт.

    Марина?ковалёва

    Имеют ли права полицейские ломать двери, по нынешнему закону и при каких обстоятельсвах?. Имеют ли права полицейские ломать двери, по нынешнему закону и при каких обстоятельсвах?

    • Ответ юриста:

      3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций) , допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:
      1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
      2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
      3) для пресечения преступления;
      4) для установления обстоятельств несчастного случая.
      4. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

    Егор Могила

    Помогите решить задачу по правоведению!!!. Два сотрудника полиции требуют от гражданина Петрова допустить их в квартиру, заявляя, что по их сведениям, в данной квартире находятся подозреваемый в совершении кражи гражданин Зиновьев, а также похищенное гражданином Зиновьевым имущество. ВОПРОС: Правомерны ли требования сотрудников полиции?

Инна Романова

Имеет право участковый зайти домой посмотреть где труп закопан, наркотики лежат, оружие и боеприпасы,заложники сидят?

  • Ответ юриста:

    Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории 1. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища. 2. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. 3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций) , допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также: 1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; 2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; 3) для пресечения преступления; 4) для установления обстоятельств несчастного случая. 4. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств. 5. Сотрудник полиции , осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан: 1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия; 2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу; 3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан; 4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение. 6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие. 7. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов. 8. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью 4 настоящей статьи.

    Ст.15 "Закона о полиции" ,

    • Ответ юриста:

      Статья 15 Закона о полиции3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций) , допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также: 1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; 2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; 3) для пресечения преступления; 4) для установления обстоятельств несчастного случая. 5. Сотрудник полиции , осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан: 1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия; 2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу; 3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан; 4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение. 6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие. 7. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов. http://www.consultant.ru/popular/police/115_4.html#p286© КонсультантПлюс, 1992-2013

      Статья 25 Конституции РФ: "Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом ,...

  • проверено сегодня
  • закон от 22.10.2018
  • вступила в силу 03.07.2016

Ст. 12 ФЗ "О национальной гвардии" в последней действующей редакции от 3 июля 2016 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Вхождение (проникновение) военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями независимо от форм собственности (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), в акватории допускается при несении боевой службы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

  • 1) для защиты (спасения) жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
  • 2) для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом и экстремизмом;
  • 3) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
  • 4) для пресечения преступления.

При вхождении (проникновении) в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

  • 1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения (проникновения), за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни или здоровью граждан и военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии или может повлечь иные тяжкие последствия;
  • 2) при вхождении (проникновении) в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;
  • 3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;
  • 4) сообщить непосредственному командиру (начальнику) и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

О каждом случае вхождения (проникновения) военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента вхождения (проникновения) информируются собственник этого помещения и (или) проживающие в нем граждане, если такое вхождение (проникновение) было осуществлено в их отсутствие.

О каждом случае вхождения (проникновения) военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии в жилое помещение помимо воли проживающих (находящихся) в нем граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

Порядок информирования военнослужащим (сотрудником) войск национальной гвардии своего непосредственного командира (начальника), собственника помещения и (или) проживающих в нем граждан и прокурора о случае вхождения (проникновения) в жилое помещение определяется руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии принимают меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если вхождение (проникновение) сопровождалось действиями, предусмотренными частью 2 настоящей статьи.


  • 08.07.2019 | В Кувандыке за мошенничество и служебный подлог осуждена заведующая одним из детских садов городского округа

    Кувандыкский районный суд вынес приговор по уголовному делу в отношении заведующей одним из детских садов городского округа. Она признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 УК РФ(мошенничество с использованием своего служебного положения), ч. 1 ст. 292 УК РФ (служебный подлог).

    В суде установлено, что руководитель…

  • 08.07.2019 | По ходатайству прокурора заключен под стражу первый заместитель главы администрации Красногвардейского района

    По ходатайству прокурора Красногвардейского района взят под стражупервый заместитель главы администрации Красногвардейского района, обвиняемый в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере), ч. 1 ст. 222 УК РФ (незаконные приобретение и хранение боеприпасов).

    По версии следствия, в январе 2019 года обвиняемый путем вымогательства…

  • 08.07.2019 | В суд направлено уголовное дело в отношении генерального директора Новосергиевского механического завода

    Прокуратура Новосергиевского района направила в суд уголовное дело по обвинению генерального директора АО «Новосергиевский механический завод» в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 145.1 УК РФ по факту частичной невыплаты свыше трех месяцев заработной платы.

    В результате указанных противоправных действий 5 работников предприятия недополучили более 130 тыс. рублей.

    Уголовное…

  • 08.07.2019 | По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело о хищении пособий в грачевском центре занятости

    По результатам проверки, проведенной прокуратурой Грачевского района, возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 159.2 УК РФ (мошенничество при получении пособия путем умолчания о факте, влекущем прекращение указанной выплаты).

    По версии дознания, местная жительница была постановлена на учет в Центре занятости населения Грачевского района в качестве безработной. На период поиска подходящей работы…

  • 05.07.2019 | Прокуратура предлагает на уровне г. Оренбурга нормативно урегулировать муниципально-частное партнерство в вопросах строительства объектов социального назначения

    Прокуратурой г. Оренбурга в целях урегулирования взаимоотношений органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в рамках муниципально-частного партнерства разработан проект соответствующего нормативно-правового акта – решения Оренбургского городского Совета «Об утверждении Положения о муниципально-частном партнерстве муниципального образования «город Оренбург».

  • 05.07.2019 | Прокуратура г. Новотроицка выступила в защиту пенсионных прав гражданина

    Прокуратурой г. Новотроицка проведена проверка по обращению работника ремонтно-строительной организации, заявившего о необоснованном отказе территориального подразделения Пенсионного фонда РФ в назначении досрочной страховой пенсии.

    В ходе проверки установлено, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Новотроицке заявителю было необоснованно отказано во включении отдельных периодов…

  • 05.07.2019 | Прокурор Промышленного района г. Оренбурга настаивает на прекращении использования земель, предназначенных для строительства жилых домов, под размещение торговых палаток и мастерских

    Прокуратура Промышленного района г. Оренбурга обратилась в суд с исками к двоим собственникам земельных участков, в которых потребовала обеспечить использование земель по их целевому назначению.

    Поводом к этому стали результаты прокурорской проверки, в ходе которой выяснилось, что на земельных участках на ул. Магнитогорской в г. Оренбурге, предназначенных для строительства жилых домов, незаконно…

  • 05.07.2019 | По материалам прокуратуры Октябрьского района г. Орска 22 директора образовательных учреждений наказаны за недостоверные сведения в декларациях о доходах

    Прокуратурой Октябрьского района г. Орска проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в деятельности муниципальных образовательных учреждений.

    Проверке подверглись 16 школ, 22 детских сада и 3 учреждения дополнительного образования.

    Надзорные мероприятия выявили, что руководители 9 детсадов и 13 школ муниципальных образовательных…