Юридические фикции, презумпции и аксиомы. Правовые фикции и аксиомы

Правовые презумпции и аксиомы - не законодательные нормы, а специфические разновидности правил (принципов), выработанных в ходе длительного развития юридической теории и практики. Будучи продуктом опыта, они играют важную регулятивно-организующую роль в сфере правотворчества, правоприменения, судебной, прокурорской и следственной деятельности, оказывают влияние на становление и развитие правосознания, упрочение законности.

Область их применения обширна. В сущности, это тоже социальные регуляторы, но весьма своеобразные. Как приемы правового регулирования они оказываются полезными и необходимыми при возникновении различных "нестандартных ситуаций". Но ими пользуются и при обычном, нормальном функционировании правовой системы.

Правовые аксиомы

Правовые аксиомы - самоочевидные истины, не требующие доказательств. Их значение в том, что они отражают уже установленные и достоверные знания. Это "простейшие юридические суждения эмпирического уровня, сложившиеся в результате многовекового опыта социальных отношений и взаимодействия человека с окружающей средой" (Г.Н. Манов).

Наука опирается на них как на исходные, проверенные жизнью данные. В общей теории права аксиоматических положений много:

    1. кто живет по закону, тот никому не вредит;
    2. нельзя быть судьей в своем собственном деле;
    3. что не запрещено, то разрешено;
    4. всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого;
    5. люди рождаются свободными и равными в правах;
    6. закон обратной силы не имеет;
    7. несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение;
    8. да будет выслушана вторая сторона;
    9. гнев не оправдывает правонарушения;
    10. один свидетель - не свидетель;
    11. если обвинение не доказано, обвиняемый оправдан;
    12. показания взвешивают, а не считают;
    13. тот, кто щадит виновного, наказывает невиновных;
    14. правосудие укрепляет государство;
    15. власть существует только для добра и др.

Все эти аксиомы играют важную регулятивную, прикладную и познавательную роль.

Правовые презумпции

Правовые презумпции - закрепленные в предположения о наличии или отсутствии юридических фактов. Эти предположения основаны на связи с реально происходящими процессами и подтверждены предшествующим опытом (В.К. Бабаев).

Презумпция означает предположение о существовании (или наступлении) каких-либо фактов, событий, обстоятельств. В основе презумпции - повторяемость жизненных ситуаций. Раз нечто систематически происходит, то можно предположить, что при аналогичных условиях оно повторилось или повторяется и на этот раз. Такой вывод не достоверный, а вероятный. Следовательно, презумпции носят предположительный, прогностический характер. Тем не менее они служат важным дополнительным инструментом познания окружающей действительности. Презумпции выступают в качестве средства, помогающего установлению истины. В этом их научная и практическая ценность.

Характерные черты правовых презумпций:

    1. разновидность общих презумпций;
    2. прямо или косвенно отражаются в нормативных актах, ;
    3. обусловлены потребностями юридического опосредования общественных отношений;
    4. действуют только в правовой сфере.

Наиболее характерные презумпции:

    • знания закона (правознакомства);
    • невиновности;
    • справедливости закона;
    • истинности и обоснованности приговора;
    • ответственности родителей за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми;
    • предположения о том, что фактический владелец вещи является ее собственником, что принадлежность следует за главной вещью;
    • позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;
    • никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам;
    • специальный закон отменяет действие общего;
    • к невозможному не обязывают;
    • кто не отрицает, признает;
    • не все, что законно, то нравственно, и др.

Презумпция знания закона (правознакомства) . Априори предполагается, что каждый член общества знает (или по крайней мере должен знать) законы своей страны. Незнание закона не освобождает никого от ответственности за его нарушение. Во всех правовых системах исходят из того, что не может в качестве оправдания ссылаться на свою юридическую неосведомленность - это не будет принято во внимание, хотя заведомо ясно, что ни один человек не в состоянии познать все действующие в данном обществе правовые нормы и акты. Однако иная посылка была бы здесь крайне опасной. При этом само собой разумеется, что законы должны быть официально опубликованы, чтобы граждане имели объективную возможность с ними знакомиться и соотносить свое поведение с их требованиями. Институт промульгации (публичное объявление, доведение до всеобщего сведения) закреплен в Конституции РФ (ч. 3 ст. 15).

Презумпция невиновности , согласно которой каждый гражданин предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не виновным, пока не будет в установленном порядке доказано иное, причем бремя доказывания лежит на тех, кто обвиняет, а не на самом обвиняемом. Данное положение закреплено в международных пактах о правах человека, получило отражение в Конституции РФ (ст. 49).

Любая презумпция принимается за истину, она действует до тех пор, пока не доказано обратное.

Отличие версий и гипотез от презумпций

От презумпций необходимо отличать версии и гипотезы, которые тоже представляют собой предположения.

Версия - это одно из нескольких предположений, касающихся фактов и обстоятельств конкретного дела. Сфера действия версии ограничена рамками расследуемого преступления. Правда, в общественно-политическом лексиконе слово "версия" нередко употребляется и в более широком смысле.

Гипотеза есть предположение, выдвигаемое в процессе исследования какого-либо явления и требующее теоретического обоснования и проверки практикой. Если презумпция, аккумулируя в себе предшествующий опыт, постоянно находит жизненное подтверждение своей правильности (что, конечно, не исключает случаев несоответствия отдельным ситуациям), то гипотеза с самого начала базируется на строго научных положениях, которые не должны противоречить истинным знаниям в данной области.

Юридические фикции

Фикция в переводе с латыни - выдумка, вымысел, нечто реально не существующее.

В юриспруденции юридическая фикция - это особый прием, который заключается в том, что действительность подводится под некую формулу, ей не соответствующую или даже вообще ничего общего с ней не имеющую, чтобы затем из этой формулы сделать определенные выводы.

Это необходимо для некоторых практических нужд, поэтому фикции закрепляются в праве. Фикция противостоит истине, но принимается за истину. Фикция никому не вредит. Напротив, она полезна.

Один из видных юристов прошлого, Р. Иеринг, охарактеризовал фикции как "юридическую , освященную необходимостью... технический обман". Фикции широко использовались еще римскими юристами.

В качестве типичного примера фикции из российского законодательства обычно приводится положение о признании лица безвестно отсутствующим , которое гласит:

"Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года" (ст. 42 ГК РФ).

Аналогичную ситуацию имеет в виду ст. 45 ГК РФ (объявление гражданина умершим).

З.М. Черниловский отмечает, что смысл юридических фикций выражается вводными словами: "как бы", "как если бы", "допустим". Он приводит любопытный пример взаимосвязи фикции и презумпции из французского права, которое предусматривает, что в случае одновременной гибели мужа и жены в результате авиационной или автомобильной катастрофы муж считается умершим первым, его имущество переходит к жене, а от нее - к ее родственникам. Основанная на медицинской статистике презумпция большей живучести женщин превращается в данном случае в юридическую.

Юридическая конструкция

Юридические конструкции - один из сложных приемов правотворческой техники.

Юридическая конструкция - это создаваемая с помощью абстрактного мышления модель общественного отношения (его типовая схема), элементы которой жестко увязаны между собой.

Это умозрительные построения, выработанные юридической наукой на основе использования и организации тех или иных элементов прав или обязанностей. В правотворческой технике они используются для облегчения исследования и анализа явлений права.

Цель установления юридических конструкций:

    • сведение воедино нормативных положений и основных решений, связанных с тем или иным конкретным вопросом, областью деятельности или правовой проблемой.

Юридические конструкции представляют собой один из важнейших элементов правотворческой техники права:

    1. являются способом упорядочения общественных отношений и придания им при анализе точности и четкости;
    2. дают возможность теоретически осмыслить массу феноменов в целях последующего их распределения в законах в соответствии с четко сформулированными идеями;
    3. позволяют идентифицировать и классифицировать юридические явления путем определения их так называемой юридической природы.

Признаки юридической конструкции:

    • Если в понятии и дефиниции, которая его разъясняет, объединяются однородные явления, предметы, действия, их результаты и т.д. по многим присущим им существенным признакам (например, - это выборные представители народа от разных избирательных округов), то в конструкции предметом обобщения являются разнородные явления (кража, бандитизм, получение взятки, изнасилование и т.п.). Отсюда следует, что выделить общие признаки у этих ситуаций не представляется возможным.
    • Юридические конструкции - это обобщения различных сложных явлений, элементов юридической деятельности не по признакам, а по их внутренней структуре или строению (например, структура правоотношения, структура иска).
    • В отличие от понятия, которое тоже есть результат обобщения, юридическая конструкция - обобщение более глубокое (в юридической конструкции, помимо элементов, ее составляющих, находят отражение связи между этими элементами различных явлений юридических фактов или общественных отношений).
    • В юридической конструкции находят отражение не любые связи, а лишь типичные, т.е. всегда имеющие место, если речь идет об аналогичных юридических фактах, правовых ситуациях, общественных отношениях.

Непременным атрибутом юридической конструкции является наличие в ней разнородных элементов (частей). Содержание каждой конструкции состоит из набора таких элементов, свойственного только данному отражаемому в ней виду общественных отношений.

Конструкция договора, например, состоит из следующих элементов:

    1. стороны договора;
    2. предмет договора;
    3. права и обязанности сторон;
    4. санкции за невыполнение обязательств.

Если мы в нормативном акте не отразим один из этих элементов договорных отношений (допустим, санкции), конструкция не будет иметь правового характера.

Правомерно поступают многие люди (учатся, трудятся, женятся, воспитывают детей, приобретают имущество и т.п.), но независимо от того, в чем выражается их правомерное поведение, мы всегда можем определить, кто поступает в соответствии с нормами права (т.е. субъект), какую выгоду он извлекает из своего поведения (т.е. объект), в каких действиях выражается правомерное поведение (т.е. объективная сторона) и присутствует ли при этом осознание своего поведения как полезного, нужного (т.е. субъективная сторона). Все это вместе составляет конструкцию правомерного поведения.

Если в дефиниции отражаются общие признаки однородных явлений, предметов, действий и т.д., т.е. их существенные свойства, то в юридической конструкции, помимо элементов, ее составляющих, находят отражение связи между этими элементами различных явлений юридических фактов или общественных отношений. Так, в юридической конструкции «необходимая оборона» нужно установить связь между защитой личности и прав обороняющегося от опасного для жизни насилия и причинением вреда посягающему (ст. 37 УК РФ).

Характер связей между элементами общественного отношения, явлениями всегда жесткий; отсутствие хотя бы одного элемента приводит к разрушению конструкции в целом.

Юридическая конструкция «субъективное право» состоит из следующих элементов:

Если убрать право притязания, субъективное право станет незащищенным. Если в этой конструкции лишить субъекта права на активные действия, субъективное право станет фикцией. Если удалить из конструкции субъективного права второе звено (право требования), реализация интереса управомоченного лица ставится под угрозу.

Таким образом, обозначенные пять признаков свидетельствуют о том, что любая юридическая конструкция есть не что иное, как системно-структурное построение правового материала на основе обобщений, присущих сходным ситуациям, действиям, поведению, или, иначе, - она есть их модель (образец, стандарт).

Примеры юридических конструкций:

    1. общие юридические конструкции, которые используются во всех отраслях права (например, субъективного права, юридической обязанности, законодательства);
    2. конструкции прямой демократии, представительной демократии, легитимности, федерализма и др. (конституционное право);
    3. конструкция общего интереса, породившая понятие публичной власти (административное право). Здесь приходится оперировать конструкциями административных актов, консультативных заключений, государственных служащих, мер по поддержанию общественного порядка, предоставления общественных услуг и проч.;
    4. конструкции бюджетного финансирования государственных органов, прямые налоги, косвенные налоги, налоговые сборы, пошлины и др. (финансовое право);
    5. конструкция собственности (гражданское право).

Другие конструкции имеют характер дополняющих, т.е. развиваются как ответвления от одной базовой концепции. Таковыми являются конструкции

    • государственной, муниципальной, совместной, интеллектуальной собственности;
    • договора (купли-продажи, аренды и др.);
    • злоупотребления правами;
    • движимое имущество, недвижимое имущество;
    • вещные права, личные права, интеллектуальные права;
    • взаимозаменяемые вещи, незаменяемые вещи;
    • возмещение вреда, и проч.;
    • конструкции обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, акций, облигаций и проч. (предпринимательское право);
    • конструкции коллективного договора, трудового контракта, приема на работу, увольнения и проч. (трудовое право);
    • конструкции состава преступления; должностные преступления, военные преступления, экономические преступления, смягчающие обстоятельства, отягчающие обстоятельства, крайняя необходимость, необходимая оборона (уголовное право);
    • конструкции признания государства, международного соглашения, международного обычая, нейтралитета, состояния войны и др. (международное право).

Если задаться целью, можно дать полный список существующих юридических конструкций, но только на определенный период времени, ибо право постоянно развивается и количество юридических конструкций не остается неизменным. На взгляд непосвященного в тонкости права человека любая юридическая конструкция - это тайна за семью печатями. Однако изучение различных отраслей права помогает со временем воспринимать эти категории как нечто несложное и вполне доступное.

Значение юридических конструкций

    1. становятся возможны типизация ситуаций, требующих правового регулирования, и создание новых юридических конструкций как способа реализации интеллектуальных возможностей человечества, в частности возможности производить обобщения;
    2. позволяют осуществить законодательную экономию за счет повышения степени абстрактности права; облегчают восприятие и изучение всего многообразия явлений права, так как упрощают все это множество частных случаев юридической практики;
    3. юридические конструкции способствуют концентрированному выражению содержания права (созданная модель - это своего рода лекало, она позволяет сразу урегулировать целый ряд жизненных ситуаций);
    4. выполняют функцию классификации при регламентации различных юридических ситуаций и проявлений права в жизни общества. В целом они являются факторами точности и четкости при регулировании юридических феноменов;
    5. оказывают благотворное влияние на правоприменительную деятельность, повышая ее производительность. Исследование юридического дела по заранее определённым позициям (элементам юридической конструкции) гораздо быстрее приведет к искомому результату.

Таким образом, презумпции, фикции, аксиомы как бы дополняют собой классические правовые нормы и служат важным подспорьем в регулировании сложных взаимоотношений между людьми. Как мы видели, именно они помогают выходить из наиболее затруднительных ситуаций и .

В юридической науке правовым аксиомам традиционно уделяется мало внимания . Однако в последнее время отношение к ним меняется в лучшую сторону.

Большинство ученых, так или иначе затрагивающих эту проблематику, согласны с тем, что в праве достаточно общепризнанных положений, закрепленных в законодательстве.

А. Ф. Черданцев считает, что право не содержит правовых аксиом. Они могли бы быть в юридической науке, но она, как и многие социальные науки, настолько динамична, что найти общепризнанные истины не удается и в ней.

И все же максималистский взгляд не всегда способствует продвижению вперед и в теории, и на практике. Возможно, в праве не удастся найти общепризнанные положения, дошедшие до нас через много тысяч лет. Однако, рассматривая ограниченный исторический отрезок человеческого бытия, мы их обнаружим.

Правовые аксиомы - это общепризнанные истины, не требующие доказательств, находящие либо прямое, либо косвенное отражение в нормах права.

Вместе с тем следует заметить, что истинность, присущая правовым аксиомам, не всегда объективна. Чаще истинность основана на вере в правовые идеалы и представляет собой своеобразную попытку принимать желаемое за действительное . Получается, что правовые аксиомы истинны не сами по себе, не потому, что они соответствуют действительности, а потому, что люди хотят в них верить. Да, никто не обязан свидетельствовать против своих родственников (ст. 51 Конституции РФ), а если между ними отношения накалились добела (как, например, между крупными бизнесменами братом и сестрой Батуриными)?

Правовая аксиома, прежде чем найти отражение в законодательстве, зарождается в сознании людей. В ней заключен многовековой опыт человечества. Правовыми аксиомами являются простые по содержанию жизненные правила, в которых отображаются начала справедливости. Таким образом, нормы права должны основываться на таких общепризнанных идеях, в которых заложен большой нравственный потенциал.

Вот примеры некоторых из них.

Нельзя быть судьей в своем деле. На основе этого правила введена уголовно-процессуальная норма, согласно которой судья не может рассматривать дело, если в нем участвуют его родственники.

Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ).

Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ст. 54 Конституции РФ).

Закон, устанавливающий более суровую ответственность, обратной силы не имеет (ст. 54 Конституции РФ).

Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ).

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ).

Гораздо реже правовые аксиомы сначала разрабатываются юридической наукой, а затем вводятся в законодательство. Например, после многих лет жизни в Советском государстве, где существовала административно-командная система и утвердился принцип жизни «что не разрешено, то запрещено», ученые пришли к выводу, что в обществе, основанном на рыночной экономике, должно действовать аксиоматичное правило «разрешено все, что не запрещено» .

Конечно, в юридической науке содержится гораздо больше аксиом, и далеко не все из них переходят в законодательство. Вот некоторые из них, пришедшие к нам еще из римского права.

Где есть право, там есть и его защита.

Судьи сами знают законы, стороны в процессе не обязаны доказывать их содержание.

Сила доказательств определяется их весомостью, а не количеством.

Решение спора между двумя лицами не должно вредить третьему

Пусть будет выслушана и другая сторона.

Да не превзойдет судья требования сторон.

Правовые аксиомы делятся на следующие виды:

  • 1) по характеру - общие и отраслевые;
  • 2) по содержанию - утверждающие и отрицающие.

Значение правовых аксиом заключается в том, что они:

  • 1) упрощают правовое регулирование, благодаря чему законодательство становится более доступным для граждан;
  • 2) делают правовое регулирование экономным ;
  • 3) способствуя экономии человеческого энергии в процессе правоприменения, позволяют сделать его более мобильным ;
  • 4) позволяют сделать правовое регулирование более эффективным ;
  • 5) позволяют сохранить социальный опыт и стабилизировать правовую систему;
  • 6) отражают общественные ценности, так как тесно связаны с нормами морали.

Аксиома (от греч. - "считаю достойным, настаиваю, требую") - термин греческого происхождения, имеющий двоякое значение: во-первых, это отправное, исходное положение какой-либо теории, лежащее в основе доказательств других положений этой теории, в пределах которой оно принимается без доказательств; во-вторых, бесспорная, не требующая доказательств истина Словарь иностранных слов / Под ред. А.Г. Спирина, И.А. Акчурина. 11-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1984. С. 22..

Термин "аксиома" появился еще в Античности и благодаря ученым того времени прочно вошел в науку. Однако в российскую правовую науку этот термин вошел сравнительно недавно (в 60-х годах XX в.) и сразу же вызвал вокруг себя массу споров. Одни ученые пытались доказать, что такое явление, как аксиома, имеет место в праве и приводили примеры аксиом; другие же, наоборот, пытались опровергнуть возможность применения данного понятия относительно правовой науки и показать, что из них могут быть исключения.

В научно-практической литературе проблеме правовых аксиом уделено недостаточное внимание, хотя исследование данного института может помочь выяснить, какие нормативные предписания требуют изменения, а от каких необходимо отказаться, чтобы повысить демократический и общечеловеческий потенциал закона.

Впервые мысль о наличии в современном праве аксиом высказал В.Н. Кудрявцев. Он отмечает, что для понимания процесса применения нормы права необходимо расшифровать содержащиеся в ней правовые понятия. На этом пути мы неизбежно столкнемся с новыми категориями, определить которые можно, только прибегнув к исходным понятиям. По мнению В.Н. Кудрявцева, аксиомы - "основные положения и определения правовой науки. Они не вызывают сомнений и не допускают иных толкований. Из них логически выводятся, на их основе определяются, разрабатываются все остальные категории правовой науки" Кудрявцев В.Н. О программировании процесса применения нормы права // Вопросы кибернетики и права / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1991. С. 16.. Недостатком такого определения аксиом является его приближенность к значению аксиом, принятому в точных науках. Но математика гораздо в меньшей степени, чем право, связана с социальной деятельностью людей. Она выражает положения, существующие независимо от их желания и воли, в то время как право тесно связано с развитием общества и зависит от его потребностей.

Более широкое понятие правовых аксиом предложил С.С. Алексеев. По его мнению, аксиомами в праве называются положения, имеющие характер исходных (элементарных) истин и не требующие в каждом случае особого доказательства. Объективная основа правовых аксиом коренится в закономерностях, свойствах специально-юридических принципов права. Отход от них, их несоблюдение может привести к тому, что право теряет свои черты воли, возведенной в закон, т.е. перестает быть правом Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1992. В 2 т. Т. 1. С. 234.. Таким образом, по мнению С.С. Алексеева, аксиомами в той или иной отрасли права могут служить основополагающие определения. Считая, что аксиомы выражают определенные черты самого права, рассматривались последние в отношении тех или иных принципов.

Постановку в правовой науке проблемы правовых аксиом поддержали и другие ученые-правоведы. Так, Л.С. Явич писал, что "в принципе права любого типа должны быть заложены идеи, которые отражают несомненно специфику правового регулирования, то, что подчас именуют правовыми аксиомами (элемент истины, не требующей доказательств)" Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1988. С. 150.. То есть, по мнению Л.С. Явича, аксиомы - это идеи правосознания, истинность которых не требует особых доказательств и которые служат идеологическими предпосылками принципов права.

В 80-е годы проблема аксиом в праве продолжает привлекать внимание ученых. Г.И. Манов пишет об аксиоме в теории права, но, по мнению ряда других ученых (например, А.А. Ференса-Сороцкого), правовые аксиомы можно раскрыть не только в качестве постулатов правовой науки, но и как определенные нормы права, закрепленные в законодательстве. "Правовые аксиомы проходят путь своего формулирования от идеи правосознания, практической проверки в качестве нормы права, фиксирования в правосознании как аксиомы" Ференс-Сороцкий А.А. Аксиомы в праве // Правоведение. 1988. N 5. С. 29..

Несколько иной подход к пониманию аксиом в праве предложил А.И. Экимов. Аксиомы, по мнению А.И. Экимова, это общественные требования справедливости, которые с точки зрения морали непременно должны стать частью действующего права, аксиомы выступают как правила нравственности, справедливости Экимов А.И. Интересы и право в социалистическом обществе. Л., 1984. С. 57..

Похожие положения применительно к аксиомам гражданского процессуального права высказала Н.А. Чечина, которая под аксиомами понимала нормы права, выражающие содержание общечеловеческой морали Чечина Н.А. Основные направления развития науки советского гражданского процесса. Л., 1987. С. 47.. Она отмечала, что аксиомы права очевидны с точки зрения здравого смысла. Недостаток такого понимания состоит в том, что не учитывается роль правовых аксиом как критерия истинности правовой практики. Это не только моральные требования, но и строгие логические постулаты, поэтому обладающие непосредственной убедительностью. "Истец должен доказывать обстоятельства, на которые он ссылается"; "Каждый иск ограничен пределами определенного времени"; "Решение суда не должно затрагивать тех, кто не участвовал в деле", - все эти аксиомы гражданского процессуального права являются таковыми с точки зрения не столько морали, сколько правоприменительной практики.

Наряду с приведенными мнениями в литературе высказано и резко негативное отношение к постановке проблемы правовых аксиом.

Так, А.Ф. Черданцев отмечает, что право, даже построенное на научной основе, - это не научная теория, а нормативная система. Ее первичные элементы, нормы, не могут рассматриваться как аксиомы или теоремы не только потому, что это не суждения, но и потому, что одни из них (как аксиомы) не служат для доказательства других (теорем), а эти последние не требуют доказательства, ибо они законченно сформулированы законодателем Черданцев А.Ф. Логическая характеристика права как системы // Правоведение. 1983. N 3. С. 16..

Однозначно утверждать относительно того, что правовые аксиомы не существуют, на наш взгляд, нельзя. Конечно, в праве они имеют свою специфику, они во многом ближе к аксиомам философским, нежели геометрическим. Аксиомы являются (наряду с идеологией, государственным строем и др.) одним из оснований, на которых строится право. Они отражают уже установленные и достоверные знания. Это "простейшие юридические суждения эмпирического уровня" Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. 2004. С. 348..

Аксиомы - это отдельная группа правовых норм, отличающаяся от остальных по содержанию, задачам и способам возникновения. Значение правовых аксиом состоит в том, что они выполняют важную регулятивную, прикладную и познавательную роли. Наука опирается на них как на исходные, проверенные жизнью данные. В них заключены основные логические понятия, опосредующие наиболее общие связи. Ввиду своей очевидности необходимость их осуществления (введения) не доказывается, и, наконец, они играют роль основных понятий, на которых базируется большинство других правил правовой системы.

Для формирования полного и целостного представления о таком сложном и многогранном социально-правовом феномене, как правовые аксиомы, необходимо провести их отграничение от смежных правовых явлений, к которым относятся принципы, презумпции и фикции.

Решение данной задачи осложняется тем, что при отнесении того или иного суждения к аксиомам большую роль играют субъективные факторы. Так, например, суждение, казалось бы, однозначно принятое как аксиома, достижение прогрессивной, демократической правовой мысли - "Разрешено все, что прямо не запрещено законом" - может интерпретироваться лишь как "известное расхожее мнение" Масленников А.В. Правовые аксиомы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. С. 12.. Положения "Каждый считается невиновным, пока не доказано обратное" и "Незнание закона не освобождает от ответственности" называют то презумпцией, то принципом, то аксиомой. Таким образом, в основном констатируется схожесть этих явлений. Гораздо меньше внимание уделяется выявлению различий между ними.

Взаимосвязь между аксиомами и принципами вытекает из самой сущности права. Схожесть аксиом с принципами заключается в том, что эти категории являются основополагающими идеями права, они универсальны, придают логичность и последовательность правовой действительности. Важно и то, что аксиомы и принципы являются основаниями, из которых развиваются другие положения.

Однако, несмотря на сходство, аксиомы и правовые принципы не тождественны. Аксиома формулирует общие идеи, характерные практически для всех правовых систем, принципы же выражают черты конкретной правовой системы. То есть аксиомы - это то, на чем основывается право, а принципы - это его основные свойства, черты. С.С. Алексеев рассматривал аксиомы в отношении тех или иных правовых принципов. Он приводит мысль, что аксиомы характерны не только для права в целом, но и для отдельных его отраслей, следовательно, аксиомы связаны не только с общеправовыми принципам, но и с отраслевыми принципами Алексеев С.С. Указ. соч. С. 244..

По мнению Н.А. Чечиной, аксиомы более конкретны, чем принципы Чечина Н.А. Указ. соч. С. 45., однако, на наш взгляд, аксиомы носят общий характер и могут выражаться в нескольких принципах. Например, аксиома "Без сторон нет суда" формулируется несколькими правилами, составляющими принципы диспозитивности, состязательности сторон в гражданском процессе, а аксиома, предусматривающая, что для правильного решения дела нужно выслушать обе стороны, находит свое отражение в принципе состязательности, равноправия сторон, а также устности судебного разбирательства. В этом отношении справедливо замечание А.В. Масленникова, который пишет, что "аксиомы - более широкое и абстрактное понятие, охватывающее сформулированные учеными-юристами фундаментальные идеи и идеалы, отражающие достижения правовой мысли и практического опыта" Масленников А.В. Правовые аксиомы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. С. 13..

Говоря о связи аксиом с принципами, А.А. Ференс-Сороцкий отмечает, что аксиома выражает общечеловеческое содержание права, а принципы отражают, прежде всего, классовые интересы в праве. Вот почему можно говорить о преемственности в отношении аксиом разных исторических эпох, в то время как принципы права различны в разных типах правовой системы Ференс-Сороцкий А.А. Принципы и аксиомы гражданского процесса: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1970. С. 13.. Однако следует заметить, что принципы права строятся на основе правовых аксиом, которые отражают не только экономические, политические, но и моральные основы общества.

Целесообразность соотнесения аксиом с презумпциями и фикциями на первый взгляд вызывает сомнения, ведь аксиомы, по сути являются неопровержимыми истинами, тогда как презумпции и фикции относятся по своей логической природе к предположениям. Некоторые ученые-правоведы распространяют аксиоматический характер на предположения. Так, А.В. Масленников отмечает, что "в тех случаях, когда возникает необходимость подчеркнуть особую правовую ценность той или иной презумпции или фикции, когда содержание презумпций и фикций желательно распространить на все аналогичные случаи, презумпциям и фикциям придается значение аксиом" Масленников А.В. Указ. соч. С. 14.. В качестве примеров он приводит презумпции невиновности и знания закона, а также фикцию "The King can do no Wrong" ("Король не может совершить никакого правонарушения").

Однако, по нашему мнению, аксиома не является функцией презумпций и фикций (как это понимает Масленников). Это различные по своей природе явления, которые нельзя смешивать. Но в зависимости от социально-политической обстановки презумпции и фикции могут стать аксиомами. Например, аксиома "Eius est actionem denegare, qui possit et dare" (полномочен отказать в иске тот, кто может и дать (его)) в римском частном праве первоначально была сформулирована как презумпция. Так, магистраты не уполномочены на рассмотрение спора во второй стадии. Однако они могли оставить за собой право отказать истцу в выдаче формулы на стадии in iure, если придут к заключению, что требование истца юридически не обосновано (по несоответствию требованиям закона, нравов и справедливости) Новицкий И.Б., Перетерский И.С. Римское частное право: Учебник. М.: Юрист, 2004. С. 40.. То есть предполагается, что лишь судья может отказать в иске, пока магистрат не оставит за собой это право в эдикте. В дальнейшем (да и сейчас) эта презумпция стала аксиомой, потому что только суд может отказать в иске. Но это означает не то, что презумпции обладают функцией аксиом, а то, что по истечении времени некоторые презумпции могут стать аксиомами.

Презумпция представляет собой "подтвержденное предшествующим опытом и действующим законодательством предположение о наличии или отсутствии определенных обстоятельств, причинно связанных с правовой ситуацией, пока не будет доказано иное" Кулапов В.Л. Теория государства и права: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. Саратов: Издательство ГОУ ВПО "СГАП". 2005. С. 350.. Таким образом, презумпция не является истиной, это лишь предположение, которое может быть и опровергнуто.

Сложность вызывает разграничение аксиом с так называемыми неопровержимыми презумпциями, которые выделяет ряд авторов. К тому же следует сказать, что некоторые правоведы вообще не разграничивают данные категории и рассматривают их как равнозначные понятия Денисов Г.И. Юридическая техника: теория и практика // Журнал российского права. 2005. N 8..

Так, А.К. Фетисов определяет неопровержимую презумпцию как "вероятностные суждения, вероятность которых близка к неопровержимому выводу, безусловной истине или аксиоме" Фетисов А.К. Неопровержимые презумпции в праве России // Юрист. 2005. N 6.. В данном случае термин "неопровержимая презумпция" является внутренне противоречивым, так как получается, что это неопровержимое предположение, которое может быть опровергнуто. Да и сам А.К. Фетисов отмечает, что неопровержимые презумпции по решению большинства всегда могут стать опровержимыми, и наоборот. В качестве примера неопровержимой презумпции приводится положение п. 2 ст. 209 ГПК РФ, в которой закреплено такое свойство законной силы судебных решений, как неопровержимость. Здесь сказывается многовековая традиция в римском праве с его правилом "Res judicata pro vetitatepabetur" - "Судебное решение принимается за истину". Но в данном контексте это положение будет являться истиной, а значит, и аксиомой, а не предположением, т.е. презумпцией.

Фикция - это общеобязательное положение, которое в действительности может и не существовать. Фикция может применяться и в качестве меры ответственности. Аксиома представляет собой очевидное положение, которое существует в действительности и не требует дополнительных обоснований.

Таким образом, аксиомы имеют много общего с принципами, презумпциями и фикциями, что выражается в их глубинных связях, неразделимости; данные категории нельзя противопоставлять, хотя и следует различать.

Аксиомы являются не единственным основанием, на котором строится право. Кроме них, учитывается государственная идеология, государственный строй, желания и представления составителя данного источника права (или главы государства), конкретная политическая обстановка в стране.

Правовые аксиомы - это положения, которые в результате своей очевидности не требуют доказательств. Правовые аксиомы чаще всего отражают правила общечеловеческой морали, хотя это могут быть просто выражения, правильные чисто из логического понимания. Некоторые аксиомы появились в праве в результате многократного повторения, например, так стали аксиомами некоторые римские нормы права: "Истец должен доказывать обстоятельства, на которые он ссылается", "Суд имеет дело с теми доказательствами, которые перед ним", "Общеизвестные обстоятельства (явные истины) не подлежат доказыванию в суде", "Показания свидетелей оцениваются, исходя из их значения, а не количества" и др.

Таким образом, на наш взгляд, следует придерживаться такой позиции, что правовые аксиомы - это исходные, юридически признанные суждения, в силу очевидности не требующие дополнительных обоснований и доказательств, на которых основываются источники права.

Правовые презумпции и аксиомы - не законодательные нормы, а специфические.разновидности правил (принципов), выработанных в ходе длительного развития юридической теории и практики .

Презумпция означает предположение о существовании (или наступ­лении) каких-либо фактов, событий, обстоятельств. В основе презумп­ции - повторяемость жизненных ситуаций. Раз нечто систематически происходит, то можно предположить, что при аналогичных условиях оно повторилось или повторяется и на этот раз. Такой вывод не досто­верный, а вероятный. Следовательно, презумпции носят предположительный, прогностический характер. Тем не менее, они служат важным дополнительным инструментом познания окружающей действительности. Презумпции выступают в качестве средства, помогающего ус­тановлению истины. В этом их научная и практическая ценность.

Правовые презумпции определяются в литературе как закрепленные в нормах права предположения о наличии или отсутствии юридических фактов . Эти предположения основаны на связи с реально происходящими процессами и подтверждены предшествующим опытом.

Право вые презумпции - разновидности общих презумпций. Осо­бенность первых, как это вытекает из приведенного определения, со­стоит в том, что они прямо или косвенно отражаются в нормативны (актах, обусловлены потребностями юридического опосредования об­щественных отношений и действуют только в правовой сфере.

Наиболее характерные презумции:

Презумпция знания закона (правознакомства). Априори предполага­ется, что каждый член общества знает (или по крайней мере должен знать) законы своей страны. Незнание закона не освобождает никого от ответственности за его нарушение. Во всех правовых системах ис­ходят из того, что гражданин не может в качестве оправдания ссылаться на свою юридическую неосведомленность - это не будет принято во внимание, хотя заведомо ясно, что ни один человек не в состоянии познать все действующие в данном обществе правовые нормы и акты. Однако иная посылка была бы здесь крайне опасной.

Презумпция невиновности, согласно которой каждый гражданин предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не виновным, пока не будет в установленном порядке доказано иное, причем бремя доказывания лежит на тех, кто обвиняет, а не на самом обвиняемом. Данное положение закреплено в международных пактах о правах чело­века, получило отражение в Конституции РФ (ст. 49).

Презумпции справедливости закона; истинности и обоснованности приговора; ответственности родителей за вред, причиненный их несо­вершеннолетними детьми; предположения о том, что фактический владелец вещи является ее собственником, что принадлежность следу­ет за главной вещью; позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится; никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам; специальный закон отменяет действие общего; к не возможному не обязывают; кто не отрицает, признает; не все, что законно, нравственно, и др. Любая презумпция принимается за истину, она действует до тех пор, пока не доказано обратное.


От презумпций необходимо отличать версии и гипотезы , которые тоже представляют собой предположения. Версия - это одно из не­скольких предположений, касающихся фактов и обстоятельств кон­ кретного дела . Сфера действия версии ограничена рамками расследуемого преступления. Правда, в общественно-политическом лексиконе слово «версия» -нередко употребляется и в более широком смысле.

Гипотеза есть предположение, выдвигаемое в процесс е исследования какого-либо о явления и требующее теоретического обоснования и проверки практикой . Если презумпция, аккумулируя в себе предшествующий опыт, постоянно находит жизненное подтверждение своей правильности (что, конечно, не исключает случаев несоответствия отдельным ситуациям), то гипотеза с самого начала базируется на строго научных положениях, которые не должны противоречить истинным знаниям в данной области.

Правовые аксиомы определяютсякак самоочевидные истины, не требующие доказательств . Их значение в том, что они отражают уже установленные и достоверные знания. Это «простейшие юридические утверждения эмпирического уровня, сложившиеся в результате многове­кового опыта социальных отношений и взаимодействия человека с окружающей средой». Наука опирается на них как на исходные, проверенные жизнью данные. В общей теории права аксиоматических положений много: Кто живет по закону, тот никому не вредит; нельзя быть судьей в своем собственном деле; что не запрещено, то разрешено; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; люди рождаются свободными и равными в правах; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же право нарушение; да будет выслушана вторая сторона; гнев не оправдывает правонарушения; один свидетель - не свидетель; если обвинение не доказано, обвиняемый оправ­дан; показания взвешивают, а не считают; тот, кто щадит виновного, наказывает невиновных; Правосудие укрепляет государство; власть существует только для добра и др. Все эти аксиомы играют важную регулятивную, прикладную и познавательную роль.

Юридические фикции . Фикция в переводе с латыни - выдумка, вы­мысел, нечто реально не существующее. В юриспруденции - это особ­ый прием, который заключается в том, что действительность подводится под некую формулу, ей не соответствующую или даже вообще ничего общего с ней не имеющую, чтобы затем из этой формулы сделать определенные выводы. Это необходимо для некоторых практичес­ких нужд, поэтому фикции закрепляются в праве. Фикция противостоит истине, но принимается за истину. Фикция никому не вредит, напротив, она полезна.

Для создания наиболее полного и целостного представления об исследуемом феномене важно отграничить его от смежных, т. е. наиболее близких по содержанию, но все же не тождественных явлений.

Представляется, что в качестве смежных с правовыми аксиомами понятий следует рассматривать нормы права, принципы, презумпции и фикции.

Необходимо отметить, что правовые аксиомы могут объективироваться в них, выступать функцией последних. Иными словами, при определенных обстоятельствах некоторые из норм права, правовых принципов, презумпций и фикций могут выступать в роли правовых аксиом.

Отграничение правовых аксиом от норм права

Признаками, сближающими правовые аксиомы и нормы права, являются:

1) отражение и фиксация типичности социальных процессов, явлений, связей как следствие их повторяемости;

2) обладание общеобязательным характером (при различии источников этой общеобязательности);

3) общая логическая природа.

Следует также отметить, что в ряде случаев нормы права приобретают значение аксиом в отношении конкретизирующих их норм, закрепляя отправные установления: дефиниции, принципы права, задачи и цели правового регулирования и др.

Вместе с тем нормы права и правовые аксиомы различаются:

1) по происхождению. Нормы права устанавливаются государством. Правовые аксиомы возникают стихийно в результате многократного повторения и обобщения положительного опыта юридической деятельности;

2) по времени существования. Норма права существует с момента ее признания или создания и объявления обязательной государством и действует до ее официальной отмены или до разрушения создавшего ее государственного строя. Аксиома же, как правило, более долговечна. Ее содержание может «передаваться» нормами законодательства различных периодов существования государства. Более того, она не исчезает, даже если некоторое время не находит закрепления в нормативных правовых актах, пребывая в сфере правосознания и реализуясь в правовом прецеденте или обычае;

3) по объему содержания. Аксиома, как правило, по содержанию шире, чем закрепляющая ее норма, поэтому она может закрепляться не одной нормой, а несколькими и даже целой серией норм, составляющих институт права;

4) по степени абстрактности. Несмотря на обобщающий характер нормы права в целом имеют все же более частный характер, чем аксиомы;

5) по источникам общеобязательности. Обязательность нормы права, другими словами, действие, согласно правилам, содержащимся в ней, веление поступать так, а не иначе обеспечивается связью с государством, мерами государственного принуждения. Необходимость действия, согласно «указаниям» правовой аксиомы, обуславливается не принуждением государства, а вследствие того, что аксиомы воспринимаются как проявления духовно-практического, ценностного отношения к действительности, как образец для следования. Если же аксиома закреплена нормой, то ее «авторитет» зиждется уже на двух основаниях: «мудрости жизни» и авторитете государства;

6) по роли (значению) в правовом регулировании общественных отношений. Нормы права непосредственно регулируют общественные отношения. Правовые аксиомы (за исключением закрепленных в законодательстве) воздействуют на поведение людей опосредованно, влияя на их знания и представления о том, как следует поступать в том или ином случае. Они играют вспомогательную роль в правовом регулировании. На аксиомы права можно ссылаться при решении конкретного юридического дела - если надо обосновать правоприменительный акт, при их помощи можно либо подтвердить незыблемость какого-либо законодательного положения, либо усилить авторитетность принимаемого решения;

7) по юридическим последствиям. Несоблюдение норм права влечет за собой юридическую ответственность. Пренебрежение аксиомами непосредственно юридических последствий иметь не будет. Существует, пожалуй, только одна аксиома, незнание которой может повлечь за собой «определенные лишения государственно-властного характера», - это аксиома «незнание закона не освобождает от ответственности»;

8) по логической структуре. Относительно логической структуры нормы права преобладает мнение об ее трехчленной структуре (гипотеза, диспозиция, санкция). Моделью такой структуры является словесная схема: «если - то - иначе». Правовая аксиома не имеет какой-либо строго определенной формы выражения, тем более логической структуры. Ее содержание может быть выражено различным образом: сжато или более пространно, в современном языковом стиле или «стилизованном» под изречения римских юристов. Зачастую, правовые аксиомы формулируются в виде безличного предложения. Конструкция «если - то», как правило, им не свойственна.

Отграничение правовых аксиом от принципов

Как уже отмечалось, аксиомы права наиболее схожи с принципами, поэтому в некоторых случаях, в частности, применительно к строению научных теорий, они отождествляются. Вместе с тем, как отмечалось выше, по данному вопросу в юридической литературе существуют различные точки зрения, порой прямо противоположные.

Схожесть правовых аксиом с принципами «обеспечивается» такими их свойствами, как:

1) способность выступать отправной идеей правового бытия;

2) универсальность;

3) общезначимость;

4) способность направлять и синхронизировать механизм правового регулирования, придавать логичность, последовательность и сбалансированность правовой действительности.

Важно и то, что аксиомы и принципы являются основаниями, из которых развиваются другие положения. Тем не менее, несмотря на сходство, аксиомы и правовые принципы все же не тождественны.

Вместе с тем аксиома - более широкое и абстрактное понятие, охватывающее как фундаментальные идеи и идеалы, отражающие достижения правовой мысли и практического опыта, так и обособленные в виде относительно самостоятельных элементов исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования и т. д.), определяющие общую направленность, качество и эффективность правового регулирования общественных отношений. Сложные взаимосвязи принципов и аксиом находят отражение в их диалектическом единстве, способности к взаимопереходам и раскрытии одного явления через другое.

Правовой принцип - это один из способов (форм) фиксации аксиом в праве, «привнесения» их из области правосознания в материю права. В этом смысле аксиомы являются материалом, из которого формулируются принципы. Содержание одной или нескольких аксиом может быть «уплотнено», свернуто в один принцип, который затем раскрывается посредством одной или чаще нескольких норм-аксиом. Это «свернутость» принципов

находит отражение и в вербальном выражении. Аксиомы, как правило, формулируются развернуто, в форме суждений. Принципы же можно определить кратко без ущерба для понимания их смысла, например, «принцип устности», «принцип уважения судей», «принцип непрерывности судебного разбирательства» и др.

Различия между аксиомами и принципами обусловлены, в частности, происхождением соотносимых категорий. Если аксиомы появились «стихийно», в результате юридической практики (хотя в формулировании аксиом не следует недооценивать и роль науки) как элементарные положения, то принципы - это результат научной рефлексии, отражающий более высокий уровень правового мышления.

Аксиомы как элементарные основные истины о праве более отстранены (и относительно свободны) от политики и идеологии, и в этом смысле, как ни парадоксально, в большей степени выражают сущность самого права, взятого вне его «сиюминутного» существования, вырванного из гущи социальной жизни, решения ее проблем.

Отражая требования общечеловеческой морали, аксиомы более «живучи» и без заметных изменений могут переходить из одного исторического типа права в другой, играя важную роль в регулировании общественных отношений. Преемственность же принципов различных исторических типов права возможна лишь постольку, поскольку они выражают содержание аксиом.

Это может быть объяснено тем, что аксиомы, представляя собой самые общие, исходные суждения о праве, принятые как элементарные истины, менее подвержены влиянию политики и идеологии и именно поэтому могут «наследоваться» правом, обеспечивая его преемственность. Принципы же более подвижны, они в большей степени отражают сущность и назначение права в конкретный исторический период. Они более «управляемые» с точки зрения приспособления их в интересах отдельных социальных групп. Вместе с тем ряд примеров не позволяет говорить об абсолютной «политической» нейтральности аксиом, так как справедливо и то, что каждая историческая эпоха формулирует свои правовые начала, которые принимаются в качестве аксиом.

Соотнесение правовых аксиом с презумпциями и фикциями

Целесообразность соотнесения аксиом с презумпциями и фикциями, на первый взгляд, вызывает сомнения, поскольку аксиома определяется как очевидная, бесспорная истина, а презумпции и фикции же относятся по своей логической природе к предположениям. Однако, как было показано выше, правовые аксиомы лишь принимаются за истины, т. е. доля условного предположения в них все же присутствует, что делает возможным такое сопоставление.

В тех случаях, когда необходимо подчеркнуть особую правовую ценность той или иной презумпции или фикции, когда существует потребность в твердом основании для принятия решения, а оно может быть сформулировано только в форме презумпции или фикции, когда содержание тех или иных презумпций и фикций желательно распространить на все аналогичные случаи, презумпциям и фикциям придается значение аксиом. Специфика юридического мышления и юридическая практика позволяют не смешивать два различных по природе явления, а решать ситуацию, придавая одному явлению значение другого. В качестве примеров приводятся презумпции невиновности и знания закона, а также фикция «The King can do no Wrong» («Король не может совершить никакого правонарушения»). Это, в свою очередь, позволяет рассматривать правовую аксиому как функцию презумпций и фикций.

Анализ правовых аксиом в сравнении со смежными правовыми явлениями: нормами права, принципами, презумпциями и фикциями способствует углубленному изучению содержания самого понятия «правовая аксиома», выяснению их значения для права.

Контрольные вопросы и задания

1. Существует ли необходимость выделения в праве института правовых аксиом?

2. Раскройте понятие «правовая аксиома».

3. Что понимается под «аксиомами в праве», «аксиомами права», «аксиомами науки права»?

4. В чем состоит предназначение классификации правовых аксиом?

5. Какова роль правовых аксиом в механизме правового регулирования?

6. Как правовые аксиомы соотносятся со смежными правовыми явлениями: нормами права, принципами, презумпциями и фикциями?