Последние новости об актуальной информации о зарплатах госслужащих. Эта инновация коснется

Для эффективной работы государственных органов необходимо, чтоб кадры имели соответствующую подготовку и квалификацию. Именно в этом залог успешного функционирования всей системы, поэтому необходимо проводить проверку и оценку кадров на регулярной основе.

Для чего нужна аттестация сотрудников?

Чтобы государственная власть была эффективной и действенной, чиновники, осуществляющие эту власть, должны быть высокопрофессиональны и компетентны. Проверить уровень знаний служащих, соответствие их профессиональной компетенции предъявляемым требованиям можно в результате проведения аттестации государственных служащих .

К тому же данная проверка позволяет выявить наиболее талантливых и перспективных из них, а в будущем учитывать их кандидатуры для замещения вакансий вышестоящих должностей.

С другой стороны, аттестация является серьезным инструментом кадровой политики. Сотрудники, оценка которых вызывает сомнения в их подготовленности, направляются затем на дополнительные учебные курсы и переподготовку. А работники, показавшие неудовлетворительный результат, освобождаются от работы.

Цель проведения аттестации сотрудников:

  • оценить соответствие уровня профессиональной подготовки государственного служащего квалификационным требованиям;
  • направлять на переподготовку и повышение квалификации госслужащих, результаты служебной деятельности которых вызывают сомнения;
  • выявить наиболее перспективных государственных служащих для дальнейшего продвижения их по службе;
  • избавляться от государственных служащих, не соответствующих занимаемой должности.

Правовое регулирование

Основные понятия и принципы организации аттестации закреплены в 79-ФЗ и Указе Президента N 110.

Помимо этого в любом государственном органе разработан и принят нормативный правовой акт (положение, регламент или порядок).

Итак, перечень актов, регулирующих процесс аттестации государственных служащих:

  • Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
  • Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»
  • Правовой акт органа государственной власти (положение, регламент или порядок)

Кого нельзя подвергать оценке?

Не все сотрудники подлежат аттестационной проверке. Отдельные категории работники не должны включаться в список аттестуемых:

  1. Сотрудники, работающие на госслужбе 11 месяцев и меньше.
  2. Сотрудники, которым уже исполнилось 60 лет.
  3. Женщины в положении.
  4. Матери, которыенаходятся в отпуске по уходу за детьми.
  5. Женщины, после декрета вернувшиеся на работу и отработавшие 11 месяцев и менее.
  6. Руководители, заключившие срочный контракт.
  7. Помощник (или «советник»), работающие по срочному контракту.
  8. Работники, которые сдали квалификационный экзамен 11 месяцев назад и менее.
  9. Сотрудники, аттестация которых состоялась менее трех лет назад.

Этапы проведения процедуры

Аттестация предполагает четыре основных этапа :

  1. подготовительный;
  2. тестирование;
  3. собеседование;
  4. итоговое решение.

Каждый из этапов, в свою очередь, делится на подэтапы.

Подготовка аттестации – самая трудоемкая и кропотливая ее часть. Она требует от кадровых специалистов тщательной проработки вопроса. Из чего же складывается подготовительный этап?

Шаг 1. Сформировать комиссию для аттестации.

Комиссия создается и утверждается приказом или распоряжением представителя нанимателя. На федеральном уровне не указана конкретная форма правового акта для формирования комиссии, поэтому каждый госорган выносит решением о виде утверждающего акта самостоятельно . Это может быть как приказ, так и распоряжение.

Обычно предложения о персональном составе и количестве членов, о точных сроках проведения готовит кадровый отдел.

В организации при необходимости возможно создание не одной, а двух комиссий. Так создается отдельная комиссия для аттестации государственных служащих, работа которых, так или иначе, предполагает использование информации, содержащей гостайну. Ее создание может утверждаться одним общим актом или готовится дополнительный приказ.

Комиссия не будет являться правомочной, если в ее состав не будут включены:

Формируя комиссию, необходимо исключить ситуации, влекущие за собой конфликт интересов , тем самым предупредив возможность влияния на итоговое решение.

Возглавляет комиссию Председатель. Также в составе должна быть предусмотрена должность заместителя председателя и секретаря.

Если работник является членом аттестационной комиссии, то его работа в этой комиссии временно прекращается.

Необходимо учесть, что специалисты, включенные в комиссию по проверке сотрудников, работающих с информацией ограниченного распространения, также должны иметь допуск к гостайне.

Шаг 2. Составить список работников, подлежащих аттестационной проверке.

При формировании списка нужно проверить правомерность внесения в него данных. Так, в список не могут быть включены некоторые группы лиц. Информацию об этих группах смотри выше.

Шаг 3. Разработать и утвердить график проведения аттестации.

Подготовленный список указывается в графике проведения аттестационных мероприятий.

Сведения, указываемые в графике:

  1. наименование организации
  2. перечень служащих, подлежащих аттестации
  3. календарная дата и место, где будет проводиться заседание аттестации
  4. сроки предоставления пакета необходимых документов и ответственные за это.

Шаг 4. Обеспечить ознакомление аттестуемых с графиком не позднее, чем за один месяц до начала аттестации, сотрудники должны ознакомиться с графиком.

Шаг 5. Скомплектовать пакет документов для работы комиссии.

На каждого госслужащего, подлежащего аттестации, нужно подготовить пакет документов:

  • отзыв об исполнении возложенных обязанностей.
  • информация о поручениях, исполненных работников, и подготовленных им проектах документов.
  • аттестационный лист, в котором зафиксированы данные предыдущей проверки.

Для более полной оценки дополнительно включаются также копия должностного регламента и справка-объективка.

Шаг 6. Издать нормативный правовой акт о заседании комиссии.

Следующий этап предполагает прохождение тестирования.

С целью выявления уровня соответствия аттестуемого должности, которую он занимает, применяются различные методы тестирования. Например, письменные тестовые испытания, но, чтобы исключить возможность фальсификации результатов, предпочтительнее проведение тестовых зачетов в автоматизированной форме.

В разработке теста участвуют сотрудники кадровых служб, юристы, психологи.

Проверочный тест должен охватывать следующие темы:

  • отраслевая специфика организации;
  • основы законодательства;
  • противодействие коррупции;
  • основы общегражданского и делового этикета;
  • информационно-компьютерные технологии.

Третий этап – собеседование.

Для проведения заседания следует обеспечить явку членов комиссии и явку аттестуемого.

Неявка последнего влечет за собой серьезные последствия — вплоть до привлечения к дисциплинарной ответственности . В случае причины, которая может быть расценена как уважительная, (заболел, находился в служебной командировке), сотрудника не наказывают, аттестацию переносят на иную дату.

Комиссия рассматривает предоставленные материалы и заслушивает работника. Стиль обсуждения — благожелательный, но объективный.

Заседание комиссии оформляется протоколом, где указывается решение и итоги голосования. Подсчет голосов проводится в отсутствии испытуемого.

Итоги процедуры

Заключительный этап аттестации – решение, которое утверждается нормативным актом. Также по итогам процедуры оформляется аттестационный лист. Его нужно довести до сведения госслужащего под роспись, а затем подшить в личное дело.

По итогам процедуры могут быть принято решение о премировании, присвоении новой категории или же об увольнении. Обратите внимание, что госслужащие должны быть ознакомлены с итогами аттестации и подписать аттестационные листы.

Если не сделать этого, тогда итоги не имеют никакой юридической силы. И увольнение их основании не правомочно, может быть оспорено в суде.

Проведения аттестации административных государственных служащих корпуса "Б".

2. Провести аттестацию административных государственных служащих корпуса "Б" в срок до 1 июля 2017 года.

3. Агентству Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции совместно с центральными государственными и местными исполнительными органами обеспечить проведение:

1) аттестации административных государственных служащих корпуса "Б";

2) разъяснительной работы по вопросам порядка проведения аттестации административных государственных служащих корпуса "Б".

4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.

5. Настоящий Указ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.

ПРАВИЛА
проведения аттестации административных
государственных служащих корпуса "Б"
1. Общие положения

1. Настоящие Правила проведения аттестации административных государственных служащих корпуса "Б" (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Закона Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года "О государственной службе Республики Казахстан" (далее – Закон) и определяют порядок проведения аттестации административных государственных служащих корпуса "Б" (далее – служащие корпуса "Б").

2. Целью аттестации является определение уровня профессиональной подготовки и соответствия занимаемым должностям служащих корпуса "Б".

3. Аттестацию проходят служащие корпуса "Б", за исключением:

1) служащих корпуса "Б", которым на момент аттестации осталось два и менее лет до достижения пенсионного возраста, установленного Законом Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан".

Наступление срока, указанного в части первой настоящего подпункта в период с 5 января по 30 июня 2017 года включительно, является основанием для освобождения служащих корпуса "Б" от прохождения аттестации;

2) служащих корпуса "Б", находящихся в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком;

3) беременных женщин, предоставивших медицинское заключение о беременности, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), иных лиц, воспитывающих указанную категорию детей без матери;

4) лиц, впервые назначенных на административную государственную должность, имеющих стаж государственной службы менее шести месяцев на момент прохождения собеседования в соответствующей аттестационной комиссии;

4-1) служащих корпуса "Б", должности которых преобразованы с должностей корпуса "А";

5) служащих корпуса "Б", состоящих в кадровом резерве административной государственной службы корпуса "А".

Сноска. Пункт 3 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 05.04.2017 № 456

4. Общий график аттестации служащих корпуса "Б", предусматривающий сроки проведения этапов аттестации (далее – общий график) утверждается уполномоченным органом по делам государственной службы (далее – уполномоченный орган) и размещается на его интернет-ресурсе.

Государственные органы и местные исполнительные органы на основе общего графика самостоятельно утверждают графики проведения аттестации служащих корпуса "Б".

5. Предоставление ежегодных трудовых отпусков служащим корпуса "Б", подлежащим аттестации, направление их в служебные командировки, на стажировку, а также курсы переподготовки и повышения квалификации осуществляется с учетом графика проведения аттестации.

Участие служащих корпуса "Б", подлежащих прохождению аттестации, в конкурсах, а также их назначение на административную государственную должность в порядке перевода допускается только при наличии принятого решения соответствующей аттестационной комиссии, за исключением служащих корпуса "Б" Администрации Президента Республики Казахстан, Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан и аппаратов палат Парламента Республики Казахстан.

Данное требование не распространяется на лиц, занимающих временные вакантные должности.

6. Служащие корпуса "Б", находящиеся в период аттестации в учебном отпуске, отпуске без сохранения заработной платы, длительной командировке или отсутствующие на работе вследствие заболевания, а также прикомандированные к международным и иным организациям, проходят аттестацию в течение шести месяцев после выхода на работу до конца 2017 года.

Персонал дипломатической службы, направленный на работу в загранучреждения Республики Казахстан, должен пройти аттестацию до конца 2017 года.

Прикомандированные к государственным органам лица проходят аттестацию согласно положениям настоящих Правил.

на первом уровне – Высшая аттестационная комиссия при Президенте Республики Казахстан (далее – ВАК);

на втором уровне – аттестационные комиссии центральных государственных органов, их ведомств, территориальных подразделений центральных государственных органов и их ведомств в областях, городе республиканского значения, столице, а также аппаратов акимов областей, города республиканского значения, столицы;

на третьем уровне – аттестационные комиссии территориальных подразделений центральных государственных органов и их ведомств в районах, районах в городе и городах областного значения, а также аппаратов акимов районов, районов в городе и городов областного значения.

8. В состав ВАК входят заместитель Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан, Председатель Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции, руководитель Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан, на паритетной основе представляющие Сенат и Мажилис Парламента Республики Казахстан, руководители структурных подразделений Администрации Президента Республики Казахстан, представители академической среды и общественных объединений.

При проведении собеседования со служащим корпуса "Б" в состав ВАК также включается лицо, занимающее должность не ниже заместителя первого руководителя государственного органа, в котором он работает.

Состав ВАК утверждается актом руководителя Администрации Президента Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.

9. В состав аттестационных комиссий на втором и третьем уровнях могут входить административные государственные служащие корпуса "А", в том числе из вышестоящих государственных органов, служащие корпуса "Б", в том числе руководители структурных подразделений, уполномоченные по этике, из числа успешно прошедших аттестацию на предыдущем уровне, представители общественных советов, научно-экспертной, академической среды, общественных объединений, а также члены советов по этике уполномоченного органа.

10. В состав аттестационных комиссий, создаваемых в центральных государственных органах и их ведомствах, допускается привлечение депутатов Сената и Мажилиса Парламента.

В аттестационные комиссии, создаваемые в территориальных подразделениях центральных государственных органов и их ведомствах в областях, городе республиканского значения, столице, в районах, районах в городе и городах областного значения, а также в аппаратах акимов областей, города республиканского значения, столицы, районов, районов в городе и городов областного значения, допускается привлечение депутатов соответствующих маслихатов.

11. Допускается включение в состав аттестационных комиссий, создаваемых в правоохранительных и специальных государственных органах, а также в государственных учреждениях Вооруженных Сил, сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, а также военнослужащих соответственно.

12. Рабочим органом ВАК является уполномоченный орган, а рабочими органами аттестационных комиссий второго и третьего уровней являются службы управления персоналом (кадровые службы).

13. Секретарем ВАК является должностное лицо уполномоченного органа, занимающее административную государственную должность корпуса "А".

Секретарем аттестационной комиссии второго и третьего уровней является представитель службы управления персоналом (кадровой службы) государственного органа.

14. В случае отсутствия представителя службы управления персоналом (кадровой службы) или на период прохождения им аттестации секретарем по решению председателя аттестационной комиссии определяется иное лицо.

15. Секретарь аттестационной комиссии осуществляет организационное обеспечение ее работы и не вправе принимать участие в голосовании.

16. Составы аттестационных комиссий второго и третьего уровней утверждаются актами председателей соответствующих аттестационных комиссий, определенных в пунктах 32 и настоящих Правил.

17. В случае отсутствия у председателя аттестационной комиссии полномочий по изданию актов состав аттестационной комиссии утверждается вышестоящим должностным лицом, уполномоченным подписывать акты.

18. Аттестационные комиссии состоят не менее чем из пяти членов, в том числе председателя. Замещение отсутствующих членов аттестационной комиссии не допускается.

19. При отсутствии председателя аттестационной комиссии по уважительной причине его обязанности временно возлагаются на одного из членов аттестационной комиссии.

20. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее состава.

21. Решение аттестационной комиссии принимается простым большинством голосов от общего количества присутствовавших на заседании членов аттестационной комиссии в отсутствие аттестуемого служащего корпуса "Б". В случае равенства голосов голос председателя аттестационной комиссии является решающим.

22. Принятое решение оформляется в виде протокола в течение трех рабочих дней со дня заседания аттестационной комиссии и подписывается председателем и секретарем аттестационной комиссии.

23. Служащий корпуса "Б" ознакомляется с протоколом соответствующей аттестационной комиссии под роспись в течение трех рабочих дней со дня его подписания.

24. После вынесения решения аттестационной комиссией по запросу служащего корпуса "Б" ему предоставляются копии оценочного листа, заключения о результатах тестирования на оценку личных компетенций, выдержка из протокола заседания аттестационной комиссии в течение двух рабочих дней со дня его обращения с запросом.

2. Этапы проведения аттестации

25. Аттестация включает следующие этапы:

1) составление оценочного листа;

2) тестирование на оценку личных компетенций. Служащий корпуса "Б", не принявший участие в тестировании на оценку личных компетенций, не допускается к следующему этапу;

3) собеседование в ВАК или аттестационных комиссиях соответствующего уровня. Ход собеседования фиксируется с использованием средств аудио- или видеозаписи.

Собеседование со служащими корпуса "Б" на втором и третьем уровнях допускается проводить посредством видеоконференцсвязи;

4) принятие решений аттестационной комиссией по итогам собеседования и с учетом результатов предыдущих этапов.

26. Аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

1) соответствует занимаемой государственной должности и рекомендуется к повышению в должности;

2) соответствует занимаемой государственной должности;

3) не соответствует занимаемой государственной должности и рекомендуется к понижению в государственной должности;

4) не соответствует занимаемой государственной должности и рекомендуется к увольнению.

27. Форма оценочного листа, программы и порядок организации тестирования на оценку личных компетенций, а также инструкция по проведению собеседования определяются уполномоченным органом.

28. На первом уровне аттестацию в ВАК проходят служащие корпуса "Б" категорий А-1, А-2, А-3, А-4, А-5, В-1, В-2, С-1, С-О-1, D-1, D-2, D-O-1.

Сноска. Пункт 28 в редакции Указа Президента РК от 05.04.2017 № 456 (вводится в действие по истечении одного месяца со дня подписания).

29. На втором уровне аттестационные комиссии создаются: в центральных государственных органах, в которых аттестацию проходят служащие корпуса "Б" категорий В-2, В-3, В-4, В-5, С-2, С-3, С-4, С-5, С-О-2;

в центральных государственных органах, в которых аттестацию проходят служащие корпуса "Б" категорий В-3, В-4, В-5, В-6, С-2, С-3, С-4, С-5, С-О-2;

в территориальных подразделениях центральных государственных органов и его ведомств в областях, городе республиканского значения, столице, в которых аттестацию проходят служащие корпуса "Б" категорий С-О-3, С-О-4, С-О-5, С-О-6, С-R-1, С-R-2;

в аппаратах акимов областей, города республиканского значения, столице, в которых аттестацию проходят служащие корпуса "Б" категорий D-3, D-4, D-5, D-О-2, D-О-3, D-О-4, D-О-5, D-О-6, Е-1, Е-2, Е-R-1.

Сноска. Пункт 29 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 05.04.2017 № 456 (вводится в действие по истечении одного месяца со дня подписания).

30. Для проведения аттестации служащих корпуса "Б" аппаратов акимов, маслихатов, ревизионных комиссий, а также исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы создаются единые областные/городские аттестационные комиссии.

31. Председателем ВАК является заместитель Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан.

32. Председателями аттестационных комиссий второго уровня определяются следующие должностные лица:

1) аттестационной комиссии центрального государственного органа – ответственный секретарь или руководитель аппарата, а в государственных органах, в которых не введена должность ответственного секретаря или руководителя аппарата – иное лицо, определяемое руководителем государственного органа;

2) аттестационной комиссии ведомства центрального государственного органа – руководитель ведомства;

3) аттестационной комиссии территориального подразделения центрального государственного органа в областях, городе республиканского значения, столице – руководитель территориального подразделения;

4) аттестационной комиссии территориального подразделения ведомства в областях, городе республиканского значения, столице – руководитель территориального подразделения ведомства;

5) единой областной/городской аттестационной комиссии аппаратов акимов, маслихатов, ревизионных комиссии, а также исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы – руководитель аппарата акима области, города республиканского значения, столицы.

33. В случае отсутствия руководителя ведомства, руководителя территориального подразделения центрального государственного органа области, города республиканского значения, столицы либо признания его по итогам аттестации не соответствующим занимаемой должности председателем аттестационной комиссии данного государственного органа определяется ответственный секретарь или руководитель аппарата вышестоящего органа либо по их решению – иное должностное лицо, успешно прошедшее аттестацию в ВАК.

34. В случае отсутствия руководителя территориального подразделения ведомства центрального государственного органа области, города республиканского значения, столицы либо признания его по итогам аттестации не соответствующим занимаемой должности председателем аттестационной комиссии данного государственного органа определяется руководитель ведомства или по его решению – иное должностное лицо, успешно прошедшее аттестацию в ВАК.

35. В случае отсутствия руководителя аппарата акима области, города республиканского значения, столицы председателем единой аттестационной комиссии определяется один из заместителей руководителя аппарата акима области, города республиканского значения, столицы, успешно прошедший аттестацию в ВАК.

36. На третьем уровне аттестационные комиссии создаются:

в территориальных подразделениях центральных государственных органов и их ведомств в районах, районах в городе и городах областного значения, в которых аттестацию проходят служащие корпуса "Б" категорий С-R-3, С-R-4, С-R-5.

Допускается прохождение аттестации служащими корпуса "Б", указанными в части первой настоящего пункта, в аттестационных комиссиях, создаваемых в территориальных подразделениях центральных государственных органов и его ведомств в областях, городе республиканского значения, столице;

в аппаратах акимов районов, районов в городе и городов областного значения, в которых аттестацию проходят служащие корпуса "Б" категорий Е-3, Е-4, Е-5, Е-R-2, Е-R-3, Е-R-4, Е-R-5, E-G-1, E-G-2, E-G-3, E-G-4.

37. Для проведения аттестации служащих корпуса "Б" аппаратов акимов, а также исполнительных органов районов, районов в городах и городов областного значения, маслихатов района (города областного значения), создаются единые районные/городские аттестационные комиссии.

38. Председателями аттестационных комиссий третьего уровня определяются следующие должностные лица:

1) аттестационной комиссии территориального подразделения центрального государственного органа в районах, районах в городе и городах областного значения – руководитель территориального подразделения;

2) аттестационной комиссии территориального подразделения ведомства в районах, районах в городе и городах областного значения – руководитель территориального подразделения ведомства;

3) единой районной/городской аттестационной комиссии аппарата акима района, района в городе и города областного значения, а также маслихата района (города областного значения) – аким города областного значения (за исключением акима города, являющегося административным центром области), района области и района в городе;

4) единой городской аттестационной комиссии города, являющегося административным центром области – один из заместителей акима города, определяемый акимом города из числа успешно прошедших аттестацию.

39. В случае отсутствия руководителя территориального подразделения центрального государственного органа и его ведомства в районах, районах в городе и городах областного значения либо непрохождения им аттестации на втором уровне председателем аттестационной комиссии определяется руководитель вышестоящего органа либо по его решению – иное должностное лицо, успешно прошедшее аттестацию.

40. В случае отсутствия акима города областного значения, района области и района в городе председателем аттестационной комиссии определяется один из заместителей акима района, района в городе и города областного значения, успешно прошедший аттестацию.

3. Обжалование решения аттестационной комиссии

41. Решение аттестационной комиссии может быть обжаловано в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 63 Закона.

4. Заключительные положения

42. Служба управления персоналом (кадровая служба) вносит решение соответствующей аттестационной комиссии в послужной список служащего корпуса "Б".

Уровень заработной платы государственных служащих всегда вызывает интерес у широких масс народа. Население считает что «слуги народа» не должны иметь большое довольствие, которое им выплачивается за счет бюджета. Ведь большей частью бюджет страны пополняют простые граждане. Следовательно, государственные служащие должны защищать интересы обычных граждан и тогда выплаты им будут логичными и обоснованными.

Кто является государственным служащим

Государственный сектор Российской Федерации – это обширная область деятельности, в которой задействовано огромное количество людей. Отталкиваясь от данных все ведающей статистики в начале года под термин «государственный служащий» попадало 5,4 миллиона российских граждан .

Государственный служащий – это работник, задействованный для выполнения определенных обязанностей на государственной службе. Вся деятельность такого сотрудника попадает под действие пунктов Федерального закона «Об основах государственной службы Российской федерации» от 1995 года.

Согласно изменениям, внесенным в данный законодательный акт в 2001 году данный сотрудник в первую очередь должен быть верен интересам общества и государства , направлять свои действия на служение им.

Данный работник должен соответствовать занимаемой должности по личным качествам и профессиональным данным . Его обязанности закрепляются служебным контрактом, а вознаграждение выплачивается в установленном порядке из соответствующего бюджета.

Госслужащий должен четко следовать всем ограничениям, связанным с занимаемой должностью и придерживаться действующего регламента. За не выполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей он обязан понести наказание.

Занимая различные должности и действуя в разнообразных направлениях, государственные служащие обеспечивают стабильную работу государства. Место приложения усилий определяется исходя из интересов страны, поэтому сферы деятельности очень многогранны.

Государственные служащие представлены в налоговых и судебных органах, внешней разведке, в сфере охраны здоровья и научных разработок . Работники миграционной службы, президентского аппарата, министерств, прокуратуры, муниципалитетов также находятся на государственной службе. Представители силовых структур, пограничной службы и специальных органов относятся к данной категории лиц.

На госслужбу принимаются только граждане Российской Федерации.

Они представляют интересы государства и граждан в следующих органах:

  • Судебных;
  • Исполнительных;
  • Представительских;
  • Других.

Простым языком можно определить, что госслужащий это человек, работу которому предоставляет государство .

Ситуация сегодня

В соответствии с мораторием правительства начиная с 2014 года повышение заработной платы работникам , находящимся на государственной службе не производилось.

В мае 2017 года вышел ряд указов, подписанных президентом страны, которые отражают существенное изменение в окладах государственных служащих в сторону увеличения . Суммы не разглашаются, что вызывает неподдельный интерес, как у простых российских граждан, так и заинтересованных лиц.

В прессе наделало шума заявление Алексея Кудрина (бывшего главы МФ), о том, что бюджет страны не сможет изыскать суммы для заявленной индексации окладов. Действующие санкции, не стабильная ситуация во всех экономических сферах, непостоянство валютного курса не позволяют произвести подобное увеличение.

В настоящее время бюджет страны еще не утвержден, поэтому трудно сказать будет ли включены в его расходную часть изменения по окладам государственных служащих или нет.

Возможно, необходимые средства планируется изыскать в региональных бюджетах. Но тогда это может негативно отразится на запланированных тратах на ремонты детских учебных заведений и больниц. Кудрин утверждает, что нельзя полностью не выполнить указание главы страны, поэтому его распоряжения, касательно госслужащих будут выполняться частично .

По данным Росстата по итогам обработки данных за 2018 год, средняя заработная плата чиновника составляет почти 100 000 рублей . Она сильно колеблется в зависимости от сферы деятельности.

Самыми высокооплачиваемыми являются служащие президентского аппарата, их оклады более 200 000 рублей в месяц. Задействовано в этой сфере более 1700 человек.

Самыми низкооплачиваемыми служащими являются архивариусы с доходом около 53 000 рублей в месяц . Даже самая маленькая заработная плата гораздо превышает установленный в стране прожиточный минимум.

Не все просто с выполнением моратория на индексацию окладов. Отталкиваясь данных Роскомтата, уровень дохода государственного аппарата вырос в 2018 году по сравнению с 2017 . Это произошло как в региональных, так и центральных ведомствах. Данный факт не свидетельствует о нарушении указаний главы государства. В моратории была небольшая недописка, позволившая применить надбавочный коэффициент отдельно взятым служащим.

Будет повышение или индексация заработной платы в 2019 году

Своими постановлениями правительство гарантированно утвердило повышение должностных окладов государственных служащих в 2018 году на 4% .

Эта инновация коснется:

  • сенаторов;
  • депутатов;
  • служащих министерства;
  • работников аудиторских ведомств;
  • сотрудников прокуратуры;
  • других госслужащих.

При стабилизации ситуации в экономике, законопроект предполагает увеличить финансирование государственного аппарата вдвое. Точная дата такого изменения в выплатах не указывается.

Согласно государственной программе, будет выделено 380 млрд. рублей на стимулирование деятельности госслужащих . Сейчас не ясно, каким образом будет исчисляться качественная оставляющая оклада. Подобное изменение в структуре формирования заработной платы чиновников, позволит увеличить выплаты практически в два раза за счет стимулирующей части.

Предполагается, что данное нововведение не будет охватывать все категории госслужащих. Это связано с большой разницей между окладами высшего и низшего чиновничьего звена. Поэтому предполагается стимулирование молодых служащих, чтобы они не искали дополнительных доходов «на стороне».

Согласно новой программе между окладами специалистов высшего и низшего состава должна соблюдаться пропорция – 1 к 10. В дальнейшем разница будет сокращаться до 1 к 5.

Среди основных нововведений в отношении госслужащих можно выделить следующие:

  • итоговая заработная плата за месяц будет исчисляться исходя из принесенной государству пользы со стороны служащего;
  • предполагается двойное увеличение окладов для отдельных категорий чиновников;
  • закон, регулирующий деятельность государственных служащих к концу года пополниться новыми разделами;
  • в 2018 году планируется массовое высвобождение чиновников с занимаемых мест.

На данный момент итоговое вознаграждение чиновника формируется следующими элементами:

  1. Должностной оклад.
  2. Оклад, в соответствии с категорией и чином.
  3. Надбавка за выслугу лет.
  4. Дополнительные поощрения. В зависимости от сложности условий доплата может варьироваться от 60% до 200% к должностному окладу.

Новая программа планирует сохранить оклады и убрать надбавки, поощрения и бонусы. Для этого с каждым служащим будут подписываться контракты. В нем будут отражены требования и нормативы, которые чиновник обязан выполнить. Согласно этим критериям будет оцениваться эффективность его деятельности на конец отчетного периода .

Если служащий сумеет предоставить доказательства своей продуктивности, на занимаемом посту , ему полагается надбавка за качество труда. Если подтверждающие факты будут отсутствовать, то он получит вознаграждение в уменьшенном виде без каких-либо бонусов и надбавок.

Нововведение нужное и полезное, но как это будет работать в действительности пока не ясно.

Будет ли сокращение госслужащих

В связи с усложнившейся экономической ситуацией в государстве власти пытаются оптимизировать расходы на содержание работников , получающих заработную плату из различных бюджетов.

Следует предположить, что если на официальном уровне объявлено о грядущем повышении заработной платы чиновников, а лишние средства в государственной казне отсутствуют, то они будут получаться за счет сокращении «поголовья» служащих .

В законопроекте, принятом еще в 2014 году, предполагалось постепенное сокращение числа казенных служащих . Процесс должен был начаться в 2015 году и закончится к 2018 году. Точная цифра подлежащих сокращению чиновников не указывалась. Приводились размытые данные о необходимости проведения реформы, оптимизации рабочего процесса и тому подобное.

Фактически под сокращение могли попасть граждане, попавшие на службу без соответствующего профильного образования или нужной квалификации.

К данным требованиям в 2018 году добавиться аттестация по следующим пунктам:

  1. Знание нормативно-правовых документов принятых к действию на территории РФ.
  2. Владение русским языком.
  3. Точное понимание и знание всех пунктов антикоррупционного законодательства.

Трудно точно ответить на вопрос какое количество государственных служащих попадет под сокращение в 2018 году. Ориентировочно цифра колеблется в диапазоне от 5% до 10%. Предполагается, что после уменьшения количество сотрудников госслужбы, деятельность оставшегося аппарата будет более эффективной.

Основная масса увольнений пройдет в регионах, так как считается, что центральный аппарат укомплектован в соответствии с нормативами, для нормального обеспечения функционирования государственных служб.

Точной информации о предполагаемых сокращениях власти не предоставляют. Министерство труда РФ постоянно делает заявление о необходимости мониторинга работы различных служб и ведомств. Многие органы дублируют работу друг друга. В результате одна и та же деятельность оплачивается из бюджета по нескольку раз.

Поэтому в 2018 году будет полностью изменено штатное расписание в каждой государственной структуре . В результате чиновникам не получиться выдумывать для себя какие-либо задачи, чтобы сымитировать бурную деятельность.

О положительных или отрицательных моментах предполагаемых нововведений на данный момент судить сложно. Заставить чиновников качественно трудиться являются ключевым моментом в предложенной реформе. Не известно поможет ли стимулирование заработной платы справиться с коррупцией в чиновничьем аппарате. Главное, что реформа стартовала с 01 января 2018 года . А ее результаты оценим по окончании календарного года.

2. При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.

3. Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации).

4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Аттестация гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, может проводиться в иные сроки, установленные указанными актами.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Ранее срока, указанного в части 4 настоящей статьи, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:

1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

6. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

7. При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных настоящим Федеральным законом.

8. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

9. Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.

10. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1. В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 10 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

11. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

12. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

13. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 57, а не статья 56.

14. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится.

15. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Аттестация госслужащих проводится с целью определения соответствия работника занимаемой должности. Аттестация госслужащих проводится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ и Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 110. По итогам проверки определяется соответствует работник занимаемой должности или нет, а также даются рекомендации о его переводе, направлении на курсы повышения квалификации или увольнении. О том, как проходит аттестация госслужащих поговорим в данной статье.

Из статьи вы узнаете:

Аттестация госслужащих – 2017 : общие сведения

Аттестация госслужащих – 2017 обязательна для каждого работника и проводится с определённой периодичностью. Данная процедура позволяет:

  • сформировать кадровый состав государственной гражданской службы РФ;
  • определить деловые качества работника: навыки, знания, умения;
  • выявить потребность компании в необходимости проведения мероприятий по повышению квалификации работников в период технологических изменений;
  • решить вопросы, связанные с определением преимущественного права оставления на работе при проведении процедуры сокращения численности работников;
  • решить вопросы, связанные с изменением условий оплаты труда работников государственных органов.

Скачайте документы по теме:

В таблице 1 приведены основные положения проведения аттестации госслужащих в 2017 году.

Таблица 1. Аттестация госслужащих – 2017

Параметр аттестации госслужащих

Комментарий

Периодичность

Один раз в три года

Кто подлежит проверке

Проверке подлежат все работники государственных организаций. Исключение составляют следующие сотрудники:

  • работающие в занимаемой должности на момент аттестации менее 1 года;
  • в возрасте 60 лет и старше;
  • беременные женщины;
  • женщины в отпуске по беременности и родам;
  • женщины в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет;

Важно! В отношении женщин, находящихся в декретных отпусках, проверка соответствия проводится только через 1 год после окончания таких отпусков;

  • занимающие должности, относящиеся к категории "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт;
  • сотрудники в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена

Характеристики, учитываемые при проведении проверки

  • исполнение должностного регламента;
  • знания и опыт работы;
  • соблюдение ограничений;
  • отсутствие нарушений запретов;
  • выполнение требований к служебному поведению;
  • выполнение требований к служебным обязательствам

Порядок проведения аттестации госслужащих

Порядок проведения аттестации госслужащих делится на следующие этапы:

  1. организация проведения аттестации госслужащих;
  2. непосредственное проведение аттестации госслужащих.

Организация работы по аттестации госслужащих предполагает выполнение следующих мероприятий:

Утверждается положение об аттестации госслужащих.

Положение об аттестации госслужащих является локальным нормативным актом и утверждается с учетом требований ст. 372 ТК РФ. Форму локального акта можно скачать .

Издается приказ о проведении аттестации госслужащих.

Данный приказ регулирует порядок проведения проверки и составляется по форме, приведенной на рисунке 1.

Формируется аттестационная комиссия.

Состав комиссии утверждается приказом и в него входят:

  • представитель работодателя и/или уполномоченные им гражданские служащие;
  • представить федерального или регионального госоргана по управлению государственной службой;
  • независимые эксперты: представители научных, образовательных и других организаций.

Важно! Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия имеет председателя, которым часто становится руководитель учреждения или его заместитель, секретаря и членов комиссии. Данный состав формируется так, чтобы исключить возможность возникновения разногласий и конфликтов интересов, влияющие на принимаемые решения. Все члены комиссии имеют равные права.

На практике бывают случаи, когда создается несколько аттестационных комиссий. Например, для проверки сотрудников, выполняющих разные должностные обязанности, или если организация имеет несколько подразделений, которые разделены территориально.

Утверждается график проведения аттестации госслужащих.

График проверки утверждается работодателем ежегодно. Работники с ним знакомятся под роспись не менее чем за один месяц до начала аттестации.

Образец графика можно скачать .

Собираются документы на аттестуемых работников.

Не позднее чем за две недели до аттестации госслужащих, в комиссию сдается отзыв об аттестуемом работнике. Отзыв составляется и подписывается непосредственным руководителем, утверждается вышестоящим руководителем и содержит информацию об исполнении работником должностных обязанностей за аттестационный период, к которому прилагаются данные о выполненных проектах, поручениях и так далее.

С отзывом сотрудник знакомится под роспись не менее чем за неделю до начала мероприятий по проверке соответствия работников. Сотрудник имеет право представить в комиссии дополнительные сведения о своей работе или заявить о несогласии с отзывом.

Рисунок 1. Приказ о проведении аттестации госслужащих

Обратите внимание: Аттестуемого работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности за отсутствие на аттестации по неуважительной причине. При этом аттестация такого госслужащего переносится на более поздний срок.

Когда проводится внеочередная аттестация госслужащих

Внеочередная аттестация госслужащих может быть проведена при наличии следующих обстоятельств:

Результаты аттестации госслужащего

По результатам аттестации госслужащего выносится одно из следующих решений:

  1. соответствует занимаемой должности;
  2. соответствует занимаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста;
  3. соответствует замещаемой должности при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;
  4. не соответствует замещаемой должности.

Результаты аттестации госслужащего оформляются приказом руководителя учреждения (рисунок 2).


Рисунок 2. Фрагмент приказа о мероприятиях по итогам аттестации госслужащих


Скачать в.doc


Скачать в.doc

Если госслужащий не прошел аттестацию, то ему предлагается получить дополнительное профессиональное образование или перевестись на нижестоящую должность. Если работник отказывается от этого, то он увольняется с государственной гражданской службы.

Если госслужащий не прошел аттестацию и с даты проведения проверки прошел месяц, то перевод на другую должность или увольнение с работы не допускается.

Обжалование аттестации госслужащего

Обжалование аттестации госслужащего регулируется главой 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Аттестацию госслужащий имеет право обжаловать в:

  1. комиссию государственного органа по служебным спорам;

В данной статье мы рассмотрели, как проходит аттестация госслужащих. К аттестации госслужащих необходимо отнестись серьезно, как государственному учреждению - работодателю, так и самим госслужащим, так как ее результаты могут привести к увольнению работника и, как следствие, к трудовым спорам. Поэтому аттестация госслужащих в 2017 году должна быть проведена в соответствии с установленным законодательством порядком.