Юридическую деятельность от любой иной отличает. Понятие «юридическая деятельность» и её виды

Юридическая деятельность - это волевые действия юристов, основанные на юридическом мышлении. Эта деятельность связана с юридическим мышлением, которое формируется на основе изучения юриспруденции.

Юридическая деятельность включает в себя помимо рациональной стороны еще и моральную. Существуют различные виды юридической деятельности (судебная, адвокатская и др.).

Юридическая деятельность составляет основу существования правовой системы общества. Юридическая деятельность опирается на юридическое мышление, которое позволяет выстроить логическую цепочку: отбор, анализ и оценка правовой информации; оценка ситуации как ситуации, требующей правовых средств решения; выбор оптимальных вариантов решения правовой задачи. Юридическая деятельность - это профессиональная деятельность, т.е. деятельность, осуществляемая по определенным методикам; с соблюдением требований, закрепленных в соответствующем законодательстве и в кодексах этики; подконтрольная государственным органам или корпорации специалистов; осуществляемая на возмездной основе; обеспеченная гарантиями. Профессионализм юридической деятельности во многом задается содержанием юридического образования.

Юридическая деятельность включает в себя как рациональную деятельность, так и моральную. Юридическая деятельность не сводится только к рациональным действиям, которые выполняет профессиональный юрист, специализирующийся в той или иной сфере. Большое значение для юристов имеют кодексы профессиональной этики. В них сформулированы моральные нормы, которыми должны руководствоваться: судьи, адвокаты, сотрудники органов внутренних дел и др. В кодексах этики (чести) судей устанавливаются правила поведения судей, - как в профессиональной деятельности (судьи должны выполнять свою роль неподкупно, с достоинством и честью), так и во внеслужебной деятельности (судья должен избегать любого поведения, которое может сказаться на доверии к нему). В кодексах профессиональной этики адвокатов предъявляется требование осуществлять свою деятельность на основе нравственных критериев. Юридическая деятельность опирается на юридический опыт. Юридическая деятельность обладает теми характерными особенностями, которые присущи любой социальной деятельности: предметностью, целесообразностью, упорядоченностью, системностью, избирательностью и пр. Объектом ее является право в различных проявлениях правовых норм, правоотношений, правового сознания и правового регулирования, поэтому юридическая деятельность является основой существования правовой системы общества и государства. Она признается таковой не только потому, что объектом ее является право, но и потому, что ее результаты являются юридически значимыми и позволяют создавать новые прецеденты, соответствующие изменяющимся правовым реалиям, или, наоборот, сохранять неизменной правовую реальность. юридическая деятельность вид форма

Осуществляется юридическая деятельность на основе юридических знаний, опыта и способа мышления, позволяющих выстроить логически обоснованную цепочку от отбора, анализа и оценки правовой информации до выбора оптимальных вариантов решения правовой задачи. Эта деятельность содержит в себе как рациональную составляющую, так и моральную.

Юридическая деятельность является показателем гражданской зрелости общества и готовности государства исполнять свои прямые обязанности, обеспечивая в том числе и правовую защиту своих граждан.

Вопросы:

1. Сущность и структура правовой деятельности.

Способ существования общества, индивида, предполагает наличие определенного вида деятельности. Существуют многообразные классификации форм деятельности – разделение ее на духовную и материальную, трудовую и нетрудовую, творческую и репродуктивную и т.д.

В истории философии права к понятию деятельность обращались Аристотель, Кант, Фихте, Гегель, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше, Вебер, Маркс. Наиболее развитую рационалистическую концепцию деятельности построил Г. Гегель. Деятельность он толкует как всепроникающую характеристику абсолютного духа, порождаемую имманентной потребностью последнего в самоизучении.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения субъекта к окружающему миру и к себе. По своей сущности она представляет собой способ взаимодействия человека со средой в целях создания необходимых условий для его существования и развития. А по содержанию это целенаправленный процесс – совокупность действий субъекта по удовлетворению своих потребностей и интересов.

Одним из видов деятельности является правовая деятельность. Это активное отношение субъекта к системному миру с целью создания правовых условий своего существования.

Правовая деятельность – системно-организованный процесс. Она имеет определенную структуру.

Процессуальная структура – описывает правовую деятельность как процесс воздействия субъекта на объект для достижения целеполагавшегося результата. Она состоит из нескольких основных элементов: субъекта, объекта, цели, результата и последствия.

Субъектом правовой деятельности выступает общество, нации, классы, государство, семья, личность. Под объектом правовой деятельности понимается то, на что (кого) она направлена. Следующим элементом правовой деятельности является цель – идеальный образ ожидаемого результата. Цель достигается при помощи определенных средств и способов. В правовой деятельности к средствам относятся, прежде всего, законы, законодательные и правоохранительные органы, правовые идеологические институты. Способов правовой деятельности много – каждый субъект использует свои, это может быть и общенародный референдум, и арест преступника, и заседание суда.

Цель, реализованная при помощи средств и способов, дает результат правовой деятельности. Однако, как уже отмечалось, следует иметь в виду, что цель и результат не всегда совпадают. Итог, который получился, но не целеполагался, называется последствием . Причем в некоторых случаях последствие столь существенно, что результат теряет свой смысл.

Правовая деятельность может быть представлена в виде труда, общения, игры. Например, принцип состязательности сторон (обвинение и защита) предполагает элементы игры. Обмен информацией, опытом, умением предполагает общение.

Во временной структуре различают две формы правовой деятельности – актуальную и аккумулятивную.

Актуальная правовая деятельность – это та, которая осуществляется в настоящее время. Ее важнейшая особенность заключается в процессуальности, т.е. в пребывании в состоянии становления, незавершенности. Процессуальность фиксируется в процессуальном праве, строго регламентированном временными параметрами. Так, в уголовном процессе законом установлено время для совершения тех или иных процессуальных действий. В арбитражном процессе сроки процессуальных действий определены точными календарными датами или отрезком времени, а также указанием последующего события. 1

Аккумулятивная правовая деятельность представляет собой результат актуальной деятельности. Аккумулятивность (накопительность) в правовой деятельности означает, что прошлое служит необходимым основанием настоящего и будущего.

Правовая деятельность выступает в двух формах – теоретической и практической.

Основная задача теоретической правовой деятельность – получение (поиск) объективной правовой истины и исследование правовой реальности для научного обоснования принимаемых правовых решений.

К ней относится правотворческая (законодательная) деятельность государства, научная деятельность исследовательских правовых институтов и учреждений, деятельность официальных органов толкования права.

Государственно-правовая процессуальная деятельность и каждодневная человеческая деятельность, ограниченная юридическими законами – составляют практическую правовую деятельность.

2. Правовая деятельность и управление.

Любое общество требует управления, без него наступает хаос и беспредел. Потребность в управлении вытекает из системной природы общества, подразумевающей необходимость согласовывать, регулировать, соподчинять различные элементы системы.

Стихийные механизмы регуляции возникли еще в первобытных коллективах. Постепенно формируются социальные институты, которые выполняют управленческие функции (обычаи, традиции, вожди, совет старейшин). С появлением государства и права возникает система управления правовой сферой общества.

Управление – процесс целенаправленного информационного организационного воздействия субъекта управления на объект с целью поддержания всей системы в оптимальном состоянии, позволяющем ей успешно функционировать. В сложноорганизованных социальных системах выделяют несколько разновидностей управления – стихийное и сознательное, научное и эмпирическое.

Управление правовой сферой – процесс целенаправленного информационного и организационного воздействия органов, организаций и учреждений государства (субъект управления) на правовые отношения граждан, их объединений и организаций (объект управления) с целью обеспечения правопорядка как базового условия оптимального функционирования общества.

Само управление правовой сферой является специфичным и выражается в его функциях. Основная из них – поддержание правопорядка. Другими функциями управления являются планирование, организация, регулирование, контроль.

Управленческое действие включает получение или определение цели (задачи), анализ и оценку правовой ситуации, принятие управленческого решения, постановку задач подчиненным элементам правовой системы, осуществление контроля над деятельностью подчиненных элементов по выполнению поставленных задач. Стержнем управления правовой сферой является власть. Нередко власть выдвигает такие цели, реализация которых либо невозможна, либо нежелательна с точки зрения большинства граждан государства. Политики и юристы стремятся дать правовое обеспечение таким целям (вспомним «ваучеризацию всей страны»), однако принимаемые в этих случаях юридические законы обычно нежизненны. Их декларативность, ангажированность раздражает граждан и способствует усилению социальной нестабильности.

Говоря о правовой деятельности, мы можем сделать вывод она - способ существования права, а основные правовые цели общества реализуется благодаря управленческой деятельности.

Контрольные вопросы

  1. Что такое «деятельность» и каковы ее всеобщие характеристики?
  2. В чем заключается суть и методологические возможности деятельности?
  3. Чем определяется специфика правовой деятельности?
  4. Из каких элементов состоит правовая деятельность?
  5. В чем суть управления в правовой сфере?
  6. Назовите функции управленческой деятельности в правовой сфере?
Рекомендуемая литература

Арефьева Г.С. Общество. Познание. Практика. - М.: 1988.

Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4-х т. - М.: 1986. Т. 4.

Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. - М.: 1981.

Граждан В.Д. Деятельность и управление: социологический аспект. - М.: 1990.

Демин М.В. Природа деятельности. - М.: 1984.

Деятельность: теории, методология, проблемы. - М.: 1990.

Юридическая энциклопедия. - М.: 1997.

Лекция 14 Антропологические основы права.

Вопросы: 1.

2. Философский смысл и обоснование прав человека.

  1. Человек как правовое существо.
Вне общества человек жить не может, только в обществе человек осознает себя человеком. Он центральный элемент, созидатель этого общества. Общественные отношения, возникшие в социуме, могут быть лишь человеческими отношениями. И эти отношения нуждаются в организации упорядоченности, гармонизации, согласовании, регулировании, в том числе и в правовом отношении.

Феномен права теснейшим образом связан с человеком, его сущностью, смыслом человеческого бытия. Право - это явление, без которого человек не может существовать. Право возникает из человеческого бытия, и это обстоятельство делает возможной собственно правовую антропологию.

Правовая антропология - это учение о праве как способе человеческого бытия. Антропологические основания права всегда занимали людей. Они мечтали о жизни по праву, по справедливости. С появлением государства возникает и право как особый институт жизнедеятельности человеческого общества. С этого времени человек существует в правовом поле, т.е. в рамках, регламентирующих соотношение «моего» и «нашего», «дозволенного» и «недозволенного». Причем регламентация определятся не традицией и обрядом, а правовой нормой, установленной властью. В последующем правовое поле распространяется на все сферы человеческих отношений. Человек обязан выполнять установленные правила и нормы, если он хочет быть полноправным членом общества.

Взаимосвязь человека и права, обоснование права как ценности для общества была в центре внимания философско-правовой мысли на всем протяжении ее развития. Но особенно ярко эта взаимосвязь выразилась в классической философии права XVII-XVIII века.

Рассмотрим, как решался вопрос об антропологических основаниях правовой теории тремя великими представителями философии права - Т. Гоббсом, Ж.-Ж. Руссо, И. Кантом, и каковы были практические последствия этого решения.

Согласно Т. Гоббсу , человек живя в обществе, руководствуется собственными интересами. Необходимость же правопорядка, то есть общих для всех людей норм, осознается им лишь под влиянием страха перед насилием со стороны таких же индивидов, и этот страх оправдывает механическую силу государства, соединяющую индивидов в одно целое. В итоге субъектом правопорядка оказывается совершенно эгоистический индивид, стремящийся превратить другого в средство и договаривающийся с ним под угрозой собственной безопасности. Следовательно, образу человека, который руководствуется исключительно собственными интересами и ориентируется на поиски только личной выгоды и счастья, соответствует такой образ права, где собственно правовая реальность подменяется реальностью государственных предписаний.

Ж.-Ж. Руссо считал, что человек руководствуется в жизни мотивом личного благоразумия, стремление к самосохранению и счастью. И хотя у Руссо индивид уже предпочитает правовой порядок деспотической государственности, однако не на безусловных моральных основаниях, а подчиняясь сознанию опасности, которая ему угрожает со стороны этой государственности. К соблюдению общих норм не только государство принуждает индивидов, но и само оно принуждается надындивидуальной негосударственной волей. Воля народа становиться выше всякой законности и начинает приобретать те же черты, что и монархические произвол Гоббса. В итоге право теряет свою самостоятельную реальность и низводиться до оправдания нового произвола.

Классическая немецкая философия подняла правовые вопросы, в том числе и вопрос о правовых характеристиках человека, на принципиально новый уровень.

Важный вклад в этом вопрос внес основоположник классической философии И. Кант. Исходным пунктом философии права И. Канта является учение о человеке как о существе нравственно свободном. В социальном плане морально автономный индивид характеризуется как субъект, который способен по праву противостоять экспансии любой чужой воли, возведенной в закон. Следовательно, только «человека морального» оказывается способным легитимировать право как безусловную ценность, не сводимую ни к каким иным ценностям.

Но и сам «человек моральный» нуждается в воспитании, но сообразно определенным императивам. В частности, юридический вариант категорического императива И. Канта гласит: поступай так, чтобы твоя свобода не ограничивала свободы других. В силу этого обстоятельства человек уже не может существовать вне правового поля, а его умение действовать в рамках права, быть правовым существом превращается в качественную характеристику цивилизованной личности.

Формирование правового человека есть процесс, суть которого заключается в воспитании правовых качеств и приобретении правовых знаний, навыков, умений. В самом общем виде этот процесс протекает под влиянием двух групп факторов: социальных (внешних по отношению к отдельному человеку) и личностных (внутренних).

Человек как правовое существо обладает определенными правами и обязанностями, которые должны гармонично сочетаться. Обязанности без прав – это рабство, деспотизм, права без обязанностей - «беспредел», анархия. Общество не может нормально развиваться, а человек быть правовым существом, если люди свободны от обязательностей и лишены прав.

Реальное соотношение прав и обязанностей предопределяется характером господствующих в обществе собственнических отношений. Там, где власть предержащие воруют, процветает коррупция и правит криминал, где население делится на «элиту» и «чернь», там неизбежная дисгармония прав и обязанностей, там один «закон не писан», а другие бесправны и не защищены от произвола.

2. Философский смысл и обоснование прав человека.

Правовое регулирование и воспитание правового человека не исчерпывается воздействием на него общества (государства) через системы норм и оценок. Правовые нормы нельзя конкретизировать до каждой уникальной ситуации и человек вынужден сам принимать решения в рамках общепринятого деления справедливо – несправедливо, законно – незаконно. Конечно, нормы программируют поведение, так как человек руководствуется ими в своих поступках. Но ведь у человека есть и свои интересы, а они не всегда совпадают с интересами общественными. Гармонизация общественных и личных интересов зависит, прежде всего, от понимания человеком диалектики прав и обязанностей.

Важнейшей проблемой правовой антропологии является, обоснование идеи прав человека, то есть ответ на вопрос: почему правовой порядок подразумевает соблюдение прав человека?

Права человека с позиции философии права являются одним из видов прав вообще, с понятием которых связаны некоторые благоприятные, позитивно оцениваемые состояния их владельца. С одной стороны они делают человека свободным, с другой, защищают его интересы.

Что же значит «имеет право» и «иметь обязанность»? Когда говорится «я имею право», то подразумевается, что «я могу», то есть эти высказывания относятся к категории возможности или свободы. Когда говорится «я обязан», то подразумевается, что «я должен», то есть этот тип высказываний относятся к категории долженствования.

Со времен Просвещения права человека именуются «прирожденными», «священными», «неотчуждаемые». И в этом выражалось представление о самоценности и безусловной значимости прав человека. Само понятие «неотчуждаемых прав», заключается в том, что они «неотъемлемы», то есть никто и никогда не может у человека их отобрать, в том числе и сам человек не может от них отказаться.

Основной принцип обоснования прав человека с антропологических позиций выражается в следующем: «человек как человек должен иметь право». Это право он должен иметь для того, чтобы не опуститься ниже определенного предела, за которого заканчивается человеческое.

По своей природе человек конфликтное существо, а отсюда вытекает то, что с одной стороны , человек – «позитивное социальное существо» и это означает: люди способны помогать друг другу и дополнять друг друга. Он живет не только «для себя», но «для других», способен устанавливать порядок во взаимоотношениях с другими людьми. В то же время в ситуациях, где воплощается позитивная природа человека, права человека оказываются ненужными. Поэтому следует учитывать, что с другой стороны , человек – это «негативное социальное существо», своим противостоянием несущее в себе угрозу другим людям. Из этой опасной, которая возникает в силу конфликтной природы человека, и следует необходимость прав человека. Права человека выступают как бы результатом обмена отказа от насилия на приобретение безопасности, при этом соотношение между отказом и приобретением является примерно равноценным.

Ситуация выбора выражается в следующей дилемме: что человек предпочтет – быть одновременно и преступником, и жертвой, или ни тем, ни другим? Поскольку нельзя выбрать что-то одно – либо насилие по отношению к другим, либо опасность насилия по отношению к тебе самому, человек выбирает отказ от насилия. И в этом выборе проявляется фундаментальный антропологический интерес - сберечь свое Я, свою экзистенцию. Человек как человек может действовать на основе отказа, самоограничения. Из общего отказа убивать, грабить или преследовать друг друга возникает право на жизнь, собственность и свободу.

Мы видим, что в качестве минимального условия осуществления этого интереса выступает требование отказа от насилия. Реализация этого требования является минимальным условием, делающим человека человеком, что означает требование признания прав другого, его ценности и достоинства.

Контрольные вопросы

  1. Что изучает философско-правовая антропология?
  2. Что такое «правовой человек»?
  3. Какую правовую характеристику человека И. Кант считал главной?
  4. Как обосновать безусловную ценность прав человека?
  5. Какую функцию выполняют права человека в современном мире?
  6. Что может выступать критерием правового поведения человека?
Рекомендуемая литература
  1. Бергман П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.: 1995.
  2. Коркунов Н. М. Общественное значение права. - СПб.: 1998.
  3. Мальцев Г.В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность. – М.: 1999.
  4. Франк С.Л. Реальность и Человек. – М.: 1997.
  5. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность.- М.: 1995.
  6. Хёффе О. Политика, право. справедливость.- М.: 1994.

Лекция 15. Герменевтика и толкование законов.

Вопросы: 1. Герменевтика и право.

2. Возможности герменевтики в толковании законов.

Познание общества, человеческих отношений которые возникают в этом обществе, сложных и многогранный процесс. Зачастую можно все объяснить, но не все можно понять. В этих случаях весьма полезна герменевтика – теория интерпретации, понимания, истолкования, располагающая большими методологическими возможностями.

Герменевтика это искусство и теория истолкования и интерпретации текстов. Свое название герменевтика получила от имени мифологического Гермеса – вестника олимпийских богов, который доставлял людям известия с Олимпа в форме чудес и видений. Эти вести необходимо было «расшифровать», интерпретировать.

В древнегреческой философии герменевтика – искусство, понимания и истолкования иносказаний; интерпретация произведений древних поэтов, прежде всего Гомера.

У христианских писателей герменевтика – искусство толкования Библии. Особое значение она приобрела у протестантских теологов в их полемике с католическими богословами. Протестанты считали, что возможна свободная интерпретация Священного писания.

Как самостоятельное философское учение герменевтика возникла в начале XIX века. Ее родоначальниками считаются немецкие философы. Фридрих Шлейермахер (1768-1834) и Фридрих Шлегель (1772-1829), которые впервые поставили проблему понимания как разновидность искусства.

У Шлейермахера герменевтика мыслится, прежде всего, как искусство понимания чужой индивидуальности, ибо писавший или говоривший имел свою неповторимую жизнь, свое самосознание, свои религиозные чувства. Иными словами, у каждого свой жизненный мир, для проникновения в который необходимо знать правила понимания и интерпретации.

Ф. Шлегель, видный представитель раннего немецкого романтизма, с позиций эстетики пытался объяснить, как понимать иронию, художественные образы и другие иносказания.

Как метод собственно исторической интерпретации герменевтика разрабатывалась Вильгельмом Дильтеем (1833-1911). Он определяет герменевтику как «искусство понимания письменно фиксированных жизненных проявлений». Основой герменевтики Дильтей считает понимающую психологию – непосредственное постижение целостной душевно-духовной жизни. Скажем, чтобы понять истинный смысл гамлетовского «быть или не быть», надо поставить себя на место Гамлета, «стать» Гамлетом.

Эдмунд Гуссерель (1859-1938) считал, что герменевтика способна толковать не только духовный мир индивида, но и его жизненный мир. Именно в этом жизненном мире возможно взаимопонимание индивидов; при любом исследовании далекой от нас культуры необходимо, прежде всего, реконструировать «жизненный мир» этой культуры, в соотнесении с которым мы только и можем понять смысл отдельных ее памятников.

Мартин Хайдеггер (1889-1976) истолковал реальность «жизненного мира» как языковую реальность по преимуществу. Он считал, что язык определяет судьбу бытия, язык это «дом бытия». В результате герменевтика из искусства истолкования исторических текстов, каким она была у Шлейермахера и Дильтея, становится «свершением бытия». Бытие говорит, прежде всего, через поэтов, слово которых всегда многозначно и истолковать его призвана герменевтика.

Ханс Георг Гадамер (род. 1913 г.), ученик Хайдеггера, понимает герменевтику как учение о бытии, в первую очередь учение о социальном бытии. Согласно Гадамеру, основу исторического познания всегда составляет «предварительное понимание», заданное традицией, в рамках которой только и можно жить и мыслить. «Предпонимание» можно исправлять, корректировать, но полностью освободиться от него нельзя, это необходимая предпосылка всякого понимания. В работе «Истина и метод » 1 он утверждает, что у человека еще до понимания возникает предпонимание, а истина постигается не рационально, а интуитивно. Схематично процесс понимания Гадамер строит следующим образом: первый смысл текста проекция (ожидание) исправление понимание текста. В этой системе предпониманием выступает проекция как предвосхищение того, что написано, как угадывание развязки, ожидание логического развития событий. На нарушении ожиданий читателей строятся сюжеты детективов, боевиков, приключенческих романов. Именно поэтому они и становятся «захватывающими».

Герменевтика тесно связано с правом. Действительно, для того, чтобы реализовать правовые нормы, провести в жизнь юридические законы, их нужно понимать . Следовательно, правовые установления должны быть доступными как по содержанию, так и по направленности любому гражданину и приниматься им однозначно.

Однозначность восприятия закона в правовой сфере предстает как однозначность толкования закона. Не случайно уже древние философы и юристы выдвигали требование ясной, четкой и лаконичной формулировки закона. Толкование права означает выявление его объективного содержания и учет его субъективного восприятия, устранение двусмысленностей, согласование содержания текста закона и формы его изложения, учет формального характера права и динамики реальных общественных отношений в конкретно-историческое время.

Существуют различные подходы к толкованию права:

Грамматический (исследование смысла слов, понятий)

Логический (изучение смысла понятий и суждений при помощи законов формальной логики

Системный (уяснение места конкретной нормы в системе других правовых норм)

Исторический (обращение к прошлым примерам)

Политический (определение социально-классовых интересов и позиций) и др.

Герменевтика в этом отношении представляет собой специальную науку, исследующую методологию и практику толкования, интерпретации. Оно включает все знания об интерпретации – юридические, логические, лингвистические, психологические, исторические, социально-политические и др. Поэтому государственные органы, осуществляющие толкование права, а это Конституционный Суд, Верховный Суд РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ, Центризбирком не могут обойтись без герменевтических знаний.

2. Методологические возможности герменевтики в толковании законов.

Возможности герменевтики в толковании законов довольно значительны и многогранны. Это проявляется:

Во-первых, герменевтика это философский способ постижения опыта, поиска истины;

Во-вторых, герменевтика как теория и метод требует, чтобы частное согласовывалось с целым. Применительно к правовой сфере это означает: любой закон, подзаконный акт должны выражать интересы жизненного мира, а не отдельной монополии, холдинга, «семьи», олигарха;

В-третьих, теория интерпретации большое внимание уделяет проблеме субъективного в тексте. Любой юридический закон создан людьми и не может не нести в себе элементы субъективного. Другое дело, что эти элементы необходимо свести до минимума, или, по крайней мере, стремится к этому. Именно такой подход и обеспечивает герменевтика;

В-четвертых, герменевтика обнаруживает и учитывает мотивы сказанного (сделанного). И здесь юридическая теория и практика располагают большим набором приемов сокрытия (или обнаружения) мотива. Например, чтобы собрать объективные факты при снятии свидетельских показаний, вопросы умышленно формулируются и ставятся таким образом, что самому свидетелю остаются совершенно непонятными. На суде же, наоборот, адвокату или прокурору необходимо мотивировать свою речь, поскольку хорошо мотивированное выступление значительно усиливает фактологическую аргументацию;

В-пятых, знать и учитывать ситуацию – также требование герменевтики. В правотворчестве игнорирование экономических реалий приводит к тому, что закон де-юре вступил в силу, а де-факто не выполняется, прежде всего, потому, что не позволяет ситуация. Такое положение сложилось, скажем, с Законами РФ «О ветеранах» и «О статусе военнослужащих». В толковании же законов подверженность интерпретатора ситуативным факторам приводит к нарушению принципа следования букве закона;

В-шестых, герменевтика является основной для анализа языка текста. Мир всегда толкуется в языке, любой закон выражен языком, поэтому важно правильно толковать слова, понятия, термины. Убедительным примером важности толкования не только понятия, но даже знака препинания в юридической норме служит известная фраза «Казнить нельзя помиловать».

Категории герменевтики выполняют важную методологическую функцию в толковании законов. Такими категориями являются: предмнение, мнение, предпонимание, понимание, временный интервал, герменевтический круг и др.

Нельзя не учитывать, например того, что предмнение очень мешает принятию закона, поскольку является заранее составленным мнением (часто ошибочным) о его содержании. Не менее вредна и «проекция» как ожидание и желание внести в закон определенную идеологему. Современный процесс отечественного законотворчества убедительно демонстрирует, как на базе политических, кастовых, идеологических и лоббистских пристрастий, согласно принципу: этот закон плох уже только потому, что его инициирует несимпатичная мне группа, формируется предмнение.

Центральное место в категориальном аппарате герменевтики занимает герменевтический круг. В своей сути он означает цельное понимание, учитывающее и логические, и исторические, и психологические аспекты текста. Кратко сущность этой категории герменевтика излагает так: только то понятно, что действительно представляет собой единство смысла и содержание текста. Важная категория герменевтики – временной интервал. Интерпретатору предстоит преодолеть настоящее время, перенестись в духовную атмосферу времени написания текста, мыслить не в своих собственных – характерных для его времени – понятиях, а в понятиях эпохи текста. Тем самым в толковании текста достигается историческая объективность.

Герменевтика утверждает, что тем шире обозрим исторический процесс, т.е. чем больше времени интервал, тем меньше остается места для современных мнений по поводу предмета рассмотрения – текста, события, исторического факта. Субъективность сокращается по мере увеличения отрезка времени, отделяющего исследователя от изучаемого события. Истинное понимание происходит тогда, когда историческое событие вызывает только исторический интерес. Например, тексты законов времен Платона и Аристотеля имеют сегодня лишь исторический интерес, поэтому их анализ и оценка более объективны, чем те, что давались при жизни этих философов.

Герменевтика занимается разными методами интерпретации, в рамках этой теории идет постоянный поиск средств понимания явлений, нуждающихся в объяснении, толковании. К разряду таких явлений, безусловно, относятся юридические документы, правовые нормы, законы и подзаконные акты. В этом отношении все то положительное, что накоплено в теории интерпретации, можно и должно использовать в правовой сфере жизнедеятельности человека.


Юридическая деятельность – основа этического анализа. Ее специфика выражается в следующем:

1. Основана на нормах права,

2. Регулируется нормами права,

3. Призвана реализовывать процессуальные или материальные стороны права,

4. Обеспечивает реализацию цели – развитие общественной морали и нравственности каждого человека.

Деятельность юриста в каждом отдельном случае обязательно должна основываться на знании и реализации нравственных целей права (человек не может быть юристом, если он не понимает нравственных целей), на знании и реализации нравственных функций права, на знании и реализации нравственных средств и механизмов, через которые обеспечиваются и цели, и функции.

Любая профессиональная деятельность создает систему, где выделяются:

· цели деятельности;

· функции, реализуемые в деятельности;

· средства реализации этой деятельности;

· взаимосвязи при осуществлении этой деятельности;

· этапы осуществления деятельности;

· формы организации деятельности;

· формы управления этой деятельностью;

· использование результатов деятельности.

В юридической деятельности все вышеперечисленные элементы регулируются правом, причем право регулирует нравственное содержание каждого из этих элементов системы.

Функции юридической деятельности:

Мировоззренческая (мотивационная) – относится к любой деятельности;

Социальная (относимость, оценка);

Познавательная;

Коммуникативная;

Конструктивная;

Организаторская;

Удостоверительная (отражательная);

Системная (производственная) и другие.

От всех других видов деятельности функции юриста отличаются направленностью на обеспечение нравственных функций права, каждая из которых в свою очередь обязательно наделена нравственным содержанием, регулируемым правом.

Нельзя быть юристом не представляя себе общие процессы развития общества. Деятельность юриста в качестве мотивационной сферы обязательно должна строиться на знании общего мировоззрения. Мировоззренческая функция юридической деятельности раскрывается через знание Конституции, регулирующей все общественные отношения, и основных международно-правовых актов.

Социальная функция определяет возможности использования права, его нравственной ценности в различных системах общественных отношений. Юрист должен знать все виды общественных отношений, особенности регламентации правом этих отношений, пути нравственно-правовой деятельности по ликвидации дефектов и конфликтов, пути развития нравственного содержания этих отношений.

Если мировоззренческая и социальная функции являются специфическими для деятельности юриста, то познавательная функция характерна для всех видов общественной деятельности. Познавательная деятельность юриста всегда связана с необходимостью учета и преодоления противоречий и противодействия этой познавательной деятельности.

Процесс познания юридической деятельности многосторонне регулируется правом. Нравственная цель этой функции заключается в полном познании всех необходимых фактов. Поэтому право регулирует осуществление полного познания и ликвидацию всех возникающих дефектов и противоречий в процессе познания.

Данный процесс юридической деятельности затруднен в связи с тем, что мы изучаем и познаем уже прошедшие события, поэтому мы нравственно обязаны выявлять все отражения этого события, все его связи и последствия. Неизвестное нам событие отражается в интеллектуальных следах, связях, последствиях с другими событиями. Нравственный долг юриста, осуществляющего познание прошедшего события, - обязательное исследование всех следов отражений, связей и последствий. Без этого деятельность юриста безнравственна.

Трудность заключается и в том, что человеческая память и возможности человека по восприятию события ограничены. Юрист, осуществляющий познание, нравственно обязан принять всевозможные меры для выявления всех следов, обеспечения полного воссоздания события со стороны свидетеля.

Еще один момент, препятствующий данному процессу, выражается в том, что в процессе осуществления познания участники события могут сознательно искажать истину или сознательно воссоздавать ложные элементы прошедшего события. Нравственный долг юриста – принятие всех возможных мер для ликвидации противодействия и получения правдивых показаний.

Так как в процессе установления истины оказывается сильное противодействие, органы правосудия должны иметь возможность ликвидировать это противодействие. Нравственная возможность ликвидации этого противодействия ограничивается прилагаемыми усилиями для оказания этого противодействия. Мы не можем оказать психологическое насилие к обычному гражданину, но оказываем его по отношению к лицу, совершившему преступление. Это лицо и лицо, оказывающее противодействие обладают измененной психикой. Возможности психического воздействия следователя, прокурора на лицо, совершившего преступление, ограничивается знаниями психических изменений, которые должны были произойти в психике преступника.

Для всех видов деятельности обязательны общие нравственные принципы общества и нравственные принципы юридической деятельности. В каждом виде деятельности появляются нравственные особенности, которые должны обеспечить выполнение данного вида деятельности.

Конструктивная деятельность представляет собой планирование, прогнозирование деятельности и принятие решений.

Существуют нравственные требования к осуществлению всех видов конструктивной деятельности. Безнравственно прогнозировать и планировать при отсутствии достаточной информации в деятельности юриста.

Важное общее нравственное качество личности – обязательное использование всех возможностей своей мыслительной деятельности. Это необходимо для полного познания окружающего мира. Для принятия правильных решений закон обеспечивает всевозможные и необходимые условия деятельности. Существующие нормы о проведении судебного следствия призваны обеспечить предельную концентрацию мыслительной деятельности судьи на решениях, которые ему нужно принять.

Организаторская функция означает организацию собственных действий.

Деятельность юриста должна быть построена на нормах права. Ему необходимо осознать нравственное содержание цели организаторской деятельности, а это определяет нравственный отбор.

Юридическая деятельность не ограничивается применением и анализом норм права. Нравственная особенность этого направления выражается в полном знании данных технологий и их полном использовании.

Юрист – организатор деятельности и других людей. Нравственная особенность его организаторской деятельности представляет собой наличие правовых возможностей принудительно определять эту деятельность. Нравственную основу этого направления составляет использование принудительных возможностей закона только в исключительных случаях.

Юрист обязан организовывать все другие виды деятельности двумя путями:

1. Сообщением норм права, которые могут влиять на организацию деятельности;

2. Разработкой правовых механизмов осуществления деятельности.

Особенность деятельности юриста заключается в том, что он всегда формирует систему правовых механизмов своей деятельности. Построение данной системы – это реализация организаторской деятельности юриста.

Удостоверительная функция содержит такую особенность деятельности юриста как необходимость письменного отражения его действий и решений. В каждом случае нужно ответственно и полно составлять письменный документ о произведенных действиях. Это отражает нравственное содержание данной функции.

Это деятельность, связанная с нормами права, и отдельные ее виды в самом названии содержат это основное понятие: правоприменительная деятельность, правоохранительная де­ятельность, правозащитная деятельность и т. д. Юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении закона.

Для большинства юридических профессий характерной чертой является организационная сторона деятельности, имеющая два основных аспекта: 1) организация собственной работы в течение рабочего дня, недели, организация работы по уголовному делу в условиях ненормированного рабочего дня; 2) организация совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами и т. д.*

* См.: Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1991, с. 137.

В уголовном судопроизводстве поиск истины - процесс творческий, поэтому следователю, прокурору, судье, адвокату необходимы чуткость, внимание, человечность, умение проникнуть во внутренний мир человека и т. д.

Психологический анализ профессиональной юридической деятельности позволяет выделить ряд этапов, через которые происходило движение к конечной цели - установлению истины. В этой деятельности отмечаются следующие стороны: познавательная, коммуникативная, конструктивная, организационная, удостоверительная, воспитательная.

При осуществлении следствия или правосудия каждая сторона юридической деятельности может выступать самостоятельно, в тесной взаимосвязи с другими видами, наконец, в качестве вспомогательного, обес­печивающего другой вид деятельности.

При изучении системы видов деятельности можно выделить две группы их: основные и вспомогательные. Основные виды деятельности прямо направлены на достижение целей следствия и правосудия. К ним относятся: познавательная, конструктивная, воспитательная. Вспомогательные виды (коммуникативная, организаторская, удостоверительная) призваны обеспечивать оптимальное осуществление целей основных*.

____________________________________________________________________________

*См.: Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975. с. 54.

Ниже мы кратко дадим описание юридических профессий под углом зрения задач, которые возложены на те или иные органы, обслуживающие правовую систему.

Еще по теме Юридическая деятельность:

  1. Журналист как профессиональный субъект массово-информационной деятельности. Соотношение понятий «свобода», «необходимость», «ответственность» (теория и практика) применительно к журналистской деятельности. Социальная позиция как система принципов деятельности органов информации и журналистов. Социальная, гражданская, юридическая, этическая ответственность журналиста.

Понятие "деятельность" обрело статус философской категории уже в философии Аристотеля. Потом оно стало широко использоваться в исследовании любых социальных феноменов. И это не случайно. Во-первых, категория "деятельность" располагает особыми методологическими возможностями. Как справедливо отмечал Э. Г. Юдин, "в современном познании, особенно гуманитарном, понятие деятельность играет ключевую, методологически центральную роль, поскольку с его помощью дается универсальная характеристика человеческого мира" . Во-вторых, большие эвристические возможности свойственны и деятельностной парадигме. Ее суть заключается в признании любого социального образования или процесса исходной аксиомой деятельности людей. Деятельность в данном случае – способ существования общества. "В обществе любые формы бытия, начиная от общественных отношений и кончая теоретическим воспроизведением объекта, могут существовать единственно возможным способом – через деятельность людей и в их деятельности" – таков один из вариантов формулировки деятельностной парадигмы .

В обобщенном виде использование деятельностного подхода позволяет, по мнению В. Ж. Келле, найти путь к объяснению того, почему люди формируют (делают) действительность именно так, а не иначе, т.е. открыть законы и детерминанты действительности

Деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения субъекта к окружающему миру и к себе. По сущности она представляет собой способ взаимодействия человека со средой в целях создания необходимых условий для его существования и развития. А по содержанию это целенаправленный процесс – совокупность действий субъекта по удовлетворению своих потребностей и интересов.

Соответственно правовую деятельность можно определить как активное отношение субъекта к системному миру, как способ взаимосвязи социального субъекта и правовой действительности в целях создания правовых условий существования.

При рассмотрении деятельностной парадигмы в рамках правовой сферы можно утверждать, что:

  • – деятельность – это способ существования правовой действительности, она исходный пункт и результат правовой сферы общества. Вне деятельности правовые отношения, правовое сознание, право как таковое не существуют и существовать не могут;
  • – правовая действительность относится к сфере реальности, в которой наличествует человек, личность как деятельное существо;
  • – различным состояниям правовой действительности соответствуют специфические типы, формы и виды правовой деятельности;
  • – правовая действительность – это целостная система отношений, которые могут иметь горизонтальную расчлененность и вертикальную иерархию.

Последний аспект деятельностной парадигмы свидетельствует о том, что правовая деятельность является системноорганизованным процессом. Имея определенные функции, она располагает соответствующей структурой. Более того, функционирование правовой системы оптимально, когда она располагает оптимальной структурой. Вот почему исследование структуры правовой деятельности принципиально важно для философии права.

В правовой деятельности можно выделить несколько структур по различным основаниям. Для философско-правового осмысления наиболее значимыми представляются следующие.

Процессуальная структура описывает (при помощи соответствующих средств и определенными способом) правовую деятельность как процесс воздействия субъекта на объект для достижения целеполагавшегося результата. Она состоит из нескольких основных элементов: субъекта, объекта, цели, результата и последствия.

Субъект правовой деятельности – общество в целом, его устойчивые объединения и институты: нации, классы, религиозные конфессии, государство, семья, коллективы, личность. В современных условиях непосредственным субъектом правовой деятельности является правовая организация государства.

Под объектом любой деятельности понимается то, на что (кого) она направлена. Если субъектом правовой деятельности выступает правовая организация государства, ее объект – правовые отношения, формирующие правовую реальность.

Еще один важный структурный элемент правовой деятельности – цель , т.е. идеальный образ желаемого результата. Как правило, она закрепляется в основополагающих государственных правовых документах – конституции, концепции национальной безопасности и др.

Цель достигается при помощи определенных средств и способов . В правовой деятельности к средствам относятся, прежде всего, законы, законодательные и правоохранительные органы, правовые идеологические институты. Способов правовой деятельности много – каждый субъект использует свои, это может быть и общенародный референдум, и арест преступника, и заседание суда.

Цель, реализованная при помощи средств и способов, дает результат правовой деятельности. Однако, как уже отмечалось, следует иметь в виду, что цель и результат не всегда совпадают. Итог, который получился, но не целеполагался, называется последствиями . Причем в некоторых случаях последствие столь существенно, что результат теряет смысл.

Видовая структура правовой деятельности может быть представлена как труд, общение и игра .

Труд обладает следующими характеристиками: продуктивность – ее результатом является право как необходимое условие человеческой жизнедеятельности; созидательность – правовая деятельность созидает правовое общество, правового человека, правовые отношения, правовое сознание и другие правовые феномены; производительность – так как правовая деятельность "производит" услуги обществу и обладает собственными технологиями, она осуществляется на основе определенных знаний, умений.

Общение подразумевает обмен информацией, деятельностью, опытом, умениями, навыками и результатами деятельности .

Игра , как отмечает Й. Хейзинга, всегда была присуща правовой деятельности. Моменты игры мы обнаруживаем в принципе состязательности сторон (обвинения и защиты), в хитрости, обмане, внезапности, свойственных раскрытию (или совершению) преступления.

Во временной структуре правовой деятельности различают две формы – актуальную и аккумулятивную.

Актуальная правовая деятельность – это та, которая осуществляется в настоящее время. Ее важнейшая особенность заключается в процессуальности, т.е. пребывании в состоянии становления, незавершенности. Процессуальность фиксируется в процессуальном праве, строго регламентированном временными параметрами. Так, в уголовном процессе законом установлено время для совершения тех или иных процессуальных действий. В арбитражном процессе сроки процессуальных действий определены точными календарными датами или отрезком времени, а также указанием последующего события .

Конечно, временной интервал, обозначенный понятием "актуальный", имеет относительный характер.

Аккумулятивная правовая деятельность представляет собой результат актуальной деятельности. Аккумулятивность (накопительность) в правовой деятельности означает, что прошлое служит необходимым основанием настоящего и будущего. Феномен накопительной деятельности открыл К. Маркс. В IV томе "Капитала", анализируя структуру общественного труда, он обращает внимание на необходимость различать "труд, выполняемый в настоящее время" и "прошлый труд" . Поэтому об аккумулятивной деятельности можно говорить как об итоге актуальной правовой деятельности.

Аккумулятивность проявляется в том, что современные юридические законы только тогда соответствуют "требованиям времени", когда они унаследовали все ценное из прошлого, что "работает" на настоящее. Кроме того, люди не свободны в выборе правовых отношений, сложившихся в обществе. Каждое новое поколение получает эти отношения уже готовыми, но именно они служат базой для последующего развития и совершенствования. Наконец, аккумулятивность правовой деятельности выражается в ее опредмечивании в виде институтов права – власти, суда, полиции, прокуратуры, адвокатуры и т.д.

Правовая деятельность имеет две формы – теоретическую и практическую.

Основная задача теоретической правовой деятельности – получение (поиск) объективной правовой истины и исследование правовой реальности для научного обоснования принимаемых правовых решений.

К ней относится правотворческая (законодательная) деятельность государства, научная деятельность исследовательских правовых институтов и учреждений, деятельность официальных органов толкования права.

Роль теоретической правовой деятельности чрезвычайно важна. Правовые нормы и юридические законы должны быть научно обоснованы, иметь объективные основания в материальной и духовной жизни общества. Игнорирование научного обоснования принимаемых законов, превалирование в законотворчестве идеологии в ущерб науке приводят к парадоксальной ситуации: государство законы принимает, но государство же их не выполняет. Очевидно, результаты правовой теоретической деятельности будут эффективны, когда они реализуются в практике, а не останутся маниловскими мечтаниями или, тем более, будут попраны властью.

В практической правовой деятельности выделяют две субформы: государственно-правовую процессуальную и каждодневную человеческую, ограниченную юридическими законами.

Конечно, в чистом виде ни теоретической, ни практической деятельности не существует. Обе формы взаимопроникают и переплетаются. Работа следователя, например, неизбежно сопряжена и с аналитической деятельностью (теоретической по сути), и с задержанием преступника (практической). Одна из разновидностей теоретико-практической правовой деятельности – организационно-управленческая деятельность.

См.: Юридическая энциклопедия. М., 1997. С. 374.

  • Маркс К. Капитал / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. : 2-е изд. Т. 26. С. 304.