Считается должностными лицами. Должностные лица органов государственной власти

В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Исходя из данного понятия, можно выделить следующие три группы признаков, которые лежат в основе признания лица должностным:

1. Характер выполняемых функций позволяет четко очертить круг лиц, признаваемых должностными, и исключает расширительное толкование субъекта этой группы преступлений.

Лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции, управляет деятельностью учреждения, организации, предприятия, отдела и т.п. Выполнение таких функций неизменно связано с руководством людьми.

Для административно-хозяйственных функций признак руководства людьми не обязателен. Главным являются контроль и распоряжение материальными ценностями, организация их отпуска, получения, ответственного хранения, реализации и т.п.

Для должностных лиц - субъектов рассматриваемой группы преступлений - обязательно совершение при выполнении названных в законе функций действий, имеющих юридическое значение, т.е. устанавливающих, изменяющих или прекращающих права и обязанности физических и юридических лиц.

Иные названные в законе признаки не являются определяющими.

2. Правовым основанием наделения лица соответствующими функциями является закон, устав, инструкция, приказ или иной нормативный правовой акт назначения на должность, в котором сформулированы права и обязанности лица, занимающего конкретную должность.

Лица, не назначенные на соответствующие должности, но фактически выполняющие функции должностного лица, в соответствии с примечанием к ст. 285 могут признаваться должностными, если они выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, а также функции представителей власти по специальному полномочию. Специальное полномочие предоставляет управомоченный на это орган, должностное лицо, трудовой коллектив. Специальное полномочие оформляется приказом, решением трудового коллектива и т.п.

3. Самостоятельным признаком является принадлежность (характеристика) тех органов, учреждений, в которых трудится должностное лицо.

По закону это могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования РФ. Не являются должностными лица, работающие в общественных объединениях различной ориентации, коммерческих организациях (производственных и потребительских кооперативах, иностранных фирмах, хозяйственных товариществах и т.п.). Они несут ответственность по ст. 201-204 УК.

Названные признаки должностного лица присущи всем четырем категориям работников, которые могут быть субъектами преступлений, предусмотренных в гл. 30 УК.

Первая категория - лица, отвечающие признакам, названным в примечании 1 к ст. 285. Они могут быть субъектами преступлений, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 285; ч. 1 и 3 ст. 286; ч. 1 и 3 ст. 287; ст. 289; ч. 1, 2 и 4 ст. 290; ст. 292; ч. 1 и 2 ст. 293 УК.

Вторая категория - лица, занимающие государственные должности РФ. В соответствии с примечанием 2 к ст. 285 УК - это лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатели палат Федерального Собрания РФ, федеральные министры и т.д.). Перечень государственных должностей РФ содержится в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих.

Третья категория - лица, занимающие государственные должности субъектов РФ. К ним в соответствии с примечанием 3 к ст. 285 относятся лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президенты республик, губернаторы краев, областей, депутаты законодательной (представительной) власти и т.д.).

Должностные лица - второй и третьей категорий могут быть субъектами преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 2 и 3 ст. 287; ч. 3 и 4 ст. 290 УК.

Четвертая категория - лица, занимающие должность главы органа местного самоуправления (мэр, префект). Они избираются на территории муниципального образования и наделяются полномочиями для решения вопросов местного значения.

Глава органа местного самоуправления может быть субъектом преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 3 и 4 ст. 290 УК.

Исполнителями преступлений со специальным субъектом являются только лица, обладающие их признаками. Организаторами, подстрекателями и пособниками могут быть и иные лица.

Действующее законодательство не содержит общего, единого понятия должностного лица. В законодательстве об административных правонарушениях должностные лица признаются специальными субъектами административных правонарушений.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

Российское законодательство не содержит единого понятия Д л. Однако Д л. признаются специальными субъектами различных отраслей права. Глава 30 УК РФ устанавливает уголовную ответственность Д.л. за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, рассматривая в качестве Д л. , постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно- распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, др. войсках и воинских формированиях РФ (ст. 285). Законодательство об административной ответственности не содержит определения Д л. На практике в качестве Д л. к административной ответственности привлекаются, как правило, служащие аппарата органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, правомочные совершать юридически значимые действия, влекущие установление, изменение или прекращение правоотношений. При привлечении к административной ответственности Д л. негосударственных органов, предприятий, учреждений и организаций определяющим является наличие у лица функций, аналогичных функциям Д л. в государственных органах и организациях. В Федеральном законе от 28 августа 1995 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дано понятие Д.л. местного самоуправления. Эти лица также могут быть специальными субъектами правоотношений в различных отраслях права, в т.ч. субъектами административной ответственности. ЮЛ. Розенбаум

Советский государственный аппарат практически проводит в жизнь решения Советского правительства и Коммунистической партии, осуществляет функции Советского государства. Дальнейшее укрепление советского государственного аппарата, укрепление государственной дисциплины рабочих и служащих, повышение чувства ответственности Д. л. перед партией и государством – одна из важных задач в период постепенного перехода к коммунизму.

Характерной для Д. л. является такая служебная деятельность, которая вызывает определенные правовые последствия: отдача распоряжений, издание приказов, а также распоряжение денежными и материальными средствами. Практика признает Д. л. работников, занимающих по назначению или по выборам, постоянно или временно административные или хозяйственные должности, либо ведающих материальными ценностями, отчетностью или делопроизводством в государственных предприятиях или учреждениях или в общественных организациях. Бригадир в колхозе, мастер на производстве, бухгалтер должны рассматриваться как Д. л. Не является Д. л. рабочий или рядовой колхозник.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Руководитель (его заместители) организации (обособленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместители), мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений (Ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь)


Смотреть значение Уполномоченное Должностное Лицо Нанимателя в других словарях

Лицо 1 — лик
физиономия
рожа
морда
физия (физиомордия)
моська
рыло
харя
мурло
ряшка
Словарь синонимов

Лицо 2 — личность
особа
персона
фигура
субъект
Словарь синонимов

Лицо — лице ср. личико, личишко, личище; в возвышенном знач. лик, в бранном рожа, харя; передняя часть головы человека (редко говор. о животном), от рубежа головных волос, до ушей........
Толковый словарь Даля

Лицо — лица, мн. лица, ср. 1. передняя часть головы человека. круглое, продолговатое, бледное, румяное, красивое, безобразное. чиновника было бледно, как снег, и глядело совершенным........
Толковый словарь Ушакова

Лицо — О величине, форме лица, о толщине или худобе его; при характеристике лица по отличительному признаку (носу, бороде, бровях, скулах и т. п.); о состоянии кожного покрова.Словарь эпитетов

В Лицо Нареч. — 1. Непосредственно в сторону кого-л., имея кого-л. прямо перед собою. 2. перен. разг. Прямо, открыто, начистоту.
Толковый словарь Ефремовой

Лицо — -а; мн. ли́ца; ср.
1. Передняя часть головы человека. Черты лица. Приятное л. Румяное л. Напудрить л. На лице сияли глаза. Вытянутое л. Повернуться лицом к собеседнику. Стоять........
Толковый словарь Кузнецова

Ассоциированное Лицо — - служащие комиссионных домов, а т.ж. агенты и связанные с ними лица, которые занимаются поиском клиентов, принимают их приказы, ведут их счета, находятся в постоянном........
Экономический словарь

Аффилиированное Лицо — Физическое
лицо, имеющее возможность оказывать прямое
влияние на деятельность корпорации. В число таких персон входят лица, владеющие более 10% акций с
правом........
Экономический словарь

Аффилированное Лицо — физическое
лицо, которое, будучи инвестором компании, способно оказывать
влияние на ее деятельность.
Экономический словарь

Бенефициар-третье Лицо — В юридической практике: индивидуум или субъект права, который не является одной из сторон по договору страхования, но располагает законными правами, имеющими исковую........
Экономический словарь

Выборное Должностное Лицо Местного Самоуправления — - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального........
Экономический словарь

Даритель; Доверитель; Лицо, Передающее Право — Инвестиции: торговец, ведущий операции с опционами, продающий опцион "колл" (call option) или опцион "пут" (put option) и получающий доход в виде премии (premium income). "Даритель" продает........
Экономический словарь

Доверенное Лицо — лицо, которое уполномочили действовать от имени доверителя.
Экономический словарь

Доверенное Лицо - Fiduciary — Частное или юридическое
лицо, имеющее средства в доверительном управлении в интересах владельца.
Экономический словарь

Доверенное Лицо В Случае Банкротства — Доверенное лицо, назначаемое в США районным судом или кредиторами для управления делами банкрота - компании или частного лица. Согласно Разделу 7 Закона США о банкротстве........
Экономический словарь

Доверенное Лицо, Имеющее Статус Корпорации — INCORPORATED TRUSTEEТраст - компания или коммерческий банк, выступающие в соответствии с законом и/или правилами в качестве доверенного лица в отличие от доверительного собственника........
Экономический словарь

Доверенное Лицо; Доверенность — В общем значении: лицо, уполномоченное говорить или действовать от имени иного лииа. Бизнес: 1) письменная доверенность, выданная акционером корпорации (power of attorney), подтверждающая........
Экономический словарь

Доверительный Собственник, Доверенное Лицо, Опекун, Попечитель — TRUSTEEФизическое
лицо или
корпорация, в
ведение к-рых передается
траст. Федеральные
законы и законы штатов позволяют трастовым
компаниям и трастовым........
Экономический словарь

Должностное Лицо — служащий государственного учреждения, занимающий достаточно высокую
должность и
уполномоченный принимать важные решения и осуществлять юридически значимые
действия.
Экономический словарь

Должностное Лицо Местного Самоуправления — выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся........
Экономический словарь

Должностное Преступление — -
преступление, посягающее на нормальную деятельность государственного или муниципального
аппарата, совершаемое должностным
лицом с
использованием........
Экономический словарь

Заинтересованное Лицо (stakeholder) — Любой человек, определенным образом заинтересованный в результатах данной деятельности. Также любой человек, который испытывает воздействие (позитивное или негативное)........
Экономический словарь

Зарегистрированное Лицо — -
владелец;
номинальный
держатель;
доверительный управляющий;
залогодержатель. См. т.ж.
РЕЕСТР; ФИЗИЧЕСКОЕ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКОЕ
ЛИЦО,
ИНФОРМАЦИЯ........
Экономический словарь

Иждивенец (зависимое Лицо) — В юридической практике:
лицо, зависящее от другого лица, предоставляющего средства на проживание или
содержание. В обеспечении льгот для служащих и в страховании........
Экономический словарь

Индоссат-лицо — получающее
вексель или иную ценную бумагу по передаточной надписи (
индоссаменту),
лицо, в пользу которого передается
документ по индоссаменту.
Экономический словарь

Инсайдер; Лицо, Имеющее Доступ К Закрытой Информации — Лицо, имеющее доступ к ключевой информации до того, как она будет сообщена публично. Обычно этим словом обозначают директоров и ответственных работников компании, но........
Экономический словарь

Исполнитель, Душеприказчик, Доверенное Лицо По Завещанию — Лицо, назначенное собрать активы, указанные в завещании, заполнить статьи налоговой декларации и последнюю (посмертную) налоговую декларацию умершего, выплатить долги........
Экономический словарь

Консульское Должностное Лицо — -любое
лицо консульского учреждения, включая его главу, которому поручено выполнение консульских функций и которое признано в этом качестве
государством пребывания.........
Экономический словарь

Лицо — - 1. человек,
личность; 2.
субъект гражданских правоотношений; 3. наружная, передняя, верхняя сторона
предмета.
Экономический словарь

Предположим, что, ознакомившись с законодательством, мы узнали, в какой орган или к какому должностному лицу нужно обратиться за защитой своего права, а также, как они называются и чем могут нам помочь. Осталось только их разыскать, т.е. узнать их адреса, а при необходимости и телефоны.

Самый простой способ - приобрести телефонный или адресный справочник.

Другая возможность - это бесплатная справочная служба вашей телефонной сети, которая как это ни странно, все еще существует. В Москве, например, работает служба “09”, которая дает справки о государственных и муниципальных организациях.

Назовите оператору орган, который вы ищете, и он сообщит вам его телефоны, по которым вы сможете получить всю необходимую информацию. Неудобство заключается в том, что по ним не всегда можно дозвониться, т.к. они могут быть постоянно заняты.

Если учреждение находится в другом городе, то воспользуйтесь справочной службой этого города, телефон которой можно узнать в том подразделении телефонной сети, которое занимается междугородней связью.

Нужный орган можно найти, обратившись в известные вам организации. Например, в администрации вашего города или района вам дадут координаты любого органа, находящегося на этой территории.

Зная телефон нижестоящего органа, можно узнать там телефон и адрес вышестоящего и наоборот. Так адрес Министерства по налогам и сборам дадут в любой налоговой инспекции. Только, пожалуйста, когда будете звонить в нижестоящий орган, не говорите, что собираетесь на него жаловаться, т.к. в этом случае вам вряд ли расскажут то, что вы хотите узнать.

Телефоны силовых структур, аварийных служб, прокуратур и судов можно узнать, позвонив по телефону “02".

В крупных городах, где работают несколько органов одного и того же уровня (например, несколько районных прокуратур) иногдабывает трудно определить, к какому из них относится та или иная территория т.е., например, какая прокуратура или налоговая инспекция обслуживает ту или иную улицу. В этом случае попробуйте позвонить в вышестоящий орган (в Москве это Прокуратура г. Москвы и управление МНС РФ по г. Москве), где вам ответят на этот вопрос.

Наконец, можно попробовать позвонить в организацию, которая, как вы точно знаете, обслуживает нужную вам территорию, например, в отделение милиции и спросить, какой орган из другого ведомства действует на этой же территории, и там вам, скорее всего, смогут помочь.

Если у вас есть выход в Интернет, а у нужного вам органа есть Web-страница, то все, что вам нужно, вы сможете узнать, загрузив ее на свой компьютер.

В российском законодательстве часто используется понятие "должностное лицо". Однако определение данного, казалось бы, не вызывающего никаких сомнений в толковании понятия приведено лишь в нескольких законах. Полагаем, что понятие "должностное лицо" не следует применять к различным правоотношениям в единообразном понимании. Каждый тип отношений, регулируемый нормами определенной отрасли законодательства, имеет свою специфику, и понимание одних и тех же категорий зачастую должно детерминироваться особенностями конкретной сферы правоприменения.

В законодательстве не содержится единого понятия должностного лица, которое могло бы применяться ко всем отраслям права. Однако определенные акты все же содержат дефиницию данной правовой категории. В Уголовном кодексе РФ <1>, в Кодексе РФ об административных правонарушениях <2> приводится толкование понятия должностного лица. Также определение содержится в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" <3>. Согласно примечанию к ст. 285 УК РФ, "должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации". Приведенное определение относится к главе 30 "Преступления против государственной власти, интересов государства и службы в органах местного самоуправления". В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ приведено следующее определение: "Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное". Как видим, в КоАП практически то же понимание должностного лица, что и в УК, только в ст. 2.4 КоАП уточняется, что значит "осуществляющее функции представителя власти": "наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от данного лица", а также в КоАП РФ нет "государственной корпорации", но по-видимому, скоро в КоАП внесут поправку насчет государственной корпорации, так как в примечание к ст. 285 УК такая поправка была внесена в 2007 г. К лицам, выполняющим организационно-распорядительные функции, можно, например, отнести начальника отдела кадров, госинспекторов и др.; административно-хозяйственные (полномочия по управлению и распоряжению госимуществом) - начальников финансовых, планово-хозяйственных, снабженческих отделов. В ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" приводится следующее определение: "Должностное лицо местного самоуправления - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих; выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения".

<1> Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.05.2008).
<2> Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.05.2008).
<3> ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (ред. от 10.06.2008).

В Гражданском кодексе также используется понятие должностного лица. Больший интерес вызывают нормы, посвященные ответственности публично-правовых образований за вред, причиненный их органами и должностными лицами. Имеются в виду ст. ст. 1069 и 1070 ГК. По ст. 1069 ГК РФ <4> учитываются незаконные деяния (действия или бездействие) не любого работника государственных органов и органов местного самоуправления, а лишь должностного лица. Есть мнение, что применительно к гражданско-правовой ответственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возможно использование дефиниций понятия "должностное лицо", которые содержатся в приведенных выше актах <5>. Но верным представляется мнение, согласно которому определения, данные в актах отраслей публичного права, слишком широки и применительно к гражданским правоотношениям нуждаются в корректировке.

<4> Гражданский кодекс РФ (ч. 2) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 06.12.2007).
<5> См.: Прус Е. Нерушимая стена государства // ЭЖ-Юрист. 2004. N 1; Комментарий к ГК РФ. Ч. 2 / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Изд. дом "ИНФРА-М", 2004; Комментарий к ГК РФ. Ч. 2 / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: Изд-во "Юрайт", 2004; Гражданское право: Учебник. Ч. 2 / Отв. ред. В.П. Мозолин. М.: Юристъ, 2004; Семенова Е. Власть бизнесу не товарищ? // Бизнес-адвокат. 2004. N 11.

Применительно к рассматриваемому вопросу под должностными лицами следует понимать только тех государственных и муниципальных служащих, которые наделены полномочиями распорядительного характера по отношению к лицам, по службе им не подчиненным. Иными словами, речь идет лишь о тех служащих, которых обычно именуют представителями власти в узком смысле <6>.

<6> См.: Гражданское право: Учебник. Ч. 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 1998; Токанова А.В. Право гражданина на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2001. N 11. С. 98 - 107.

К должностным лицам относятся граждане, постоянно или временно, в том числе по специальному полномочию, осуществляющие функции представителя власти (например, в области охраны общественного порядка) либо занимающие во властных органах должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных функций вне этих органов <7>.

<7> См.: Гражданское право: Учебник. В 2 т. Т. 2. Полутом 2. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2005. С. 398.

Иные организации, в том числе государственные и муниципальные учреждения, не являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления (учреждения в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры и т.д.), а также государственные корпорации (некоммерческие организации, учрежденные Российской Федерацией для осуществления социальных, управленческих и других общественно полезных функций) и их должностные лица отвечают за причиненный ими вред по правилам ст. 1068 (ответственность работодателя за вред, причиненный его работником), ч. 2 ст. 120 (ответственность учреждений) ГК РФ. Это же относится и к случаям причинения вреда работниками государственных органов и органов местного самоуправления, не обладающими властными функциями вне этих органов (например, начальник охраны министерства или ведомства, завхоз управления), либо не являющимися должностными лицами (например, водитель служебного автомобиля).

Государство должно отвечать лишь за деяния, совершенные должностным лицом, наделенным в установленном порядке полномочиями представителя власти, и касающиеся сфер, функции по регулированию которых взяло на себя государство.

Таким образом, нормы гражданского законодательства, касающиеся рассматриваемого вопроса, нуждаются в собственном определении должностного лица, так как здесь неприменимо определение этого понятия, приведенное в законодательстве отраслей публичного права. Ведь отношения, которые регулируются соответствующими нормами уголовного и административного права, имеют свою специфику, которая не позволяет отождествлять многие понятия этих отраслей права с понятиями гражданского права. Понятие "должностное лицо" используется и в ГК, и в УК, и в КоАП. Но содержание этого понятия не одинаково. Природа ответственности по УК и КоАП в принципе схожа, "имеет единые корни", поэтому и содержание многих понятий в них совпадает. ГК же в ст. ст. 1069 - 1071 регулирует абсолютно иную ответственность. Здесь должностное лицо не является субъектом ответственности, так как ответственность возлагается на соответствующие публично-правовые образования, от имени которых действует должностное лицо. И субъекты этой ответственности обязаны отвечать за поведение лишь своих "представителей", которые в силу предоставленных им полномочий вправе каким-либо образом властно воздействовать на лиц, находящихся "вне" данного органа, если деяния совершаются ими в связи с исполнением возложенных на них функций. Определения, приведенные в УК и КоАП РФ, являются вполне удачными. В КоАП дано более развернутое определение, оно формирует лучшее представление о том, что такое "функции представителя власти". Однако эти дефиниции не следует считать универсальными. Они должны применяться лишь при наличии оснований для уголовной или административной ответственности. Расширенное понимание рассматриваемого понятия говорит о том, что государство резко негативно относится к проявлениям наказуемых деяний в структурах, имеющих с ним непосредственную связь, лицами, которые наделены какими-то особыми полномочиями и специфическими функциями. Определение, сформулированное в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", также является достаточно широким. Оно применимо преимущественно к сфере конституционного права, но не является подходящим для регулирования ответственности по ст. 1069 ГК, так как, подобно определениям в УК и КоАП, заключает в себе не только властные отношения и полномочия.

В целях единообразной правоприменительной практики и терминологической точности ст. 1069 ГК целесообразно дополнить примечанием: "Должностным лицом признается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными и организационно-распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от данного лица".