Социальные нормы виды норм общие черты различия. Чем отличаются правовые нормы от социальных: описание и отличия

Социальная норма - это правило поведения, общепринятое для всех людей. Данное определение такое же самое, то есть, распространяется на все социальные нормы. Но в чем же заключаются отличия норм права от других социальных норм? На этот вопрос постарается дать ответ данная статья. Важно понимать, что для идеального определения отличия норм права от других социальных норм необходимо разобраться в этих понятиях. Что же, давайте немедленно приступим к этому.

Итак, мы разобрались, что набор социальных норм - это основной механизм саморегуляции общества. Именно наличию социальных норм мы обязаны тем, что в социуме существует более-менее хороший порядок. Социальная норма - это комплексное явление, которое в себя включает такие сферы человеческой жизни, как:

  • Семья. Именно отсюда начинается - вхождения человека в общество. И от того, какие правила поведения имеются в семье и насколько они соблюдаются остальными ее членами, зависит личный набор того, что можно или что нельзя ему делать.
  • Работа. Дальше переходим к работе. Социальные нормы и здесь имеют место. Именно от того, насколько человек хорошо их освоит и будет соблюдать, зависят отношения с коллегами или начальством. При этом абсолютный конформизм (поведение, которое базируется на полном принятии социальных норм) вряд ли приведет к карьерному росту.
  • Образование. Школа - вот что является одним из первых агентов социализации человека помимо семьи. Именно здесь системно излагают основные социальные нормы, а бытие в коллективе помогает ребенку воплотить их на практике.
  • Религия. Она полна разными нормами. Их набор специфичен для каждой религии, но все равно имеются крос-культурные элементы. Например, такие заповеди, как "Не убей" или "Не укради" - это основные правила поведения, присущие для любого общества. Религия позволяет интегрировать разные социальные нормы между представителями совершенно противоположных обществ. И именно этим религия действительно оказывает хорошую службу. Например, христианство ввело основное правило морали в почти любую страну: "Не делай другим то, чего не хочешь, чтобы сделали тебе". И ведь действительно, именно на этом правиле основана большая часть социальных норм. Но об этом более подробно поговорим далее.
  • Отношения. Основной целью социальных норм является регулирование человеческих отношений. Поэтому именно в этой сфере они проявляются. Данный пункт является универсальным. Ведь и семья, и школа, и религия насквозь пропитана отношениями между разными людьми.

И множество других существующих ныне сфер человеческой жизни.

Функции социальной нормы

Социальная норма не просто так придумывалась людьми. Мы уже поняли, что она выполняет Но не только ею единой ограничивается данное явление. Какие еще функции выполняет социальная норма? К социальным нормам относятся такие задачи, которые общество ставит перед собой:

  • Мерило контроля. Это означает, что социальные нормы предназначены в качестве эталона, по которому общество судит людей. В этом заключается оценочная функция.
  • Форсированная социализация. Весь предыдущий опыт, который был получен человечеством, с помощью системы социальных норм может за период взросления быть передан человеку, чтобы он к наступлению зрелости стал значительно лучше своих одногодок в предыдущем поколении. Таким образом, происходит эволюция общества.
  • Создание хорошего впечатления. Если человек хорошо освоил социальные нормы, то он находится изначально в более выигрышной позиции на фоне людей, которые социализировались плохо. Последним нужна психологическая и которая может растянуться на года. Соответственно, тот человек, который хорошо знаком с социальными нормами (соблюдать их, или нет - дело каждого), изначально находится в более выгодной позиции.
  • Обозначение личных границ каждого члена социума.

Это основные задачи, которые имеют социальные нормы. Очевидно, что их намного больше. Но основной все равно является регуляция общественных отношений. С социальными нормами близко понятие когда устанавливаются правила общения с разного рода техникой.

Признаки социальной нормы

Не каждое правило является социальной нормой. Поэтому рациональным будет рассмотреть признаки, по которым можно ее определить.

  1. Нормативность. Это обозначает правила, которым должен следовать человек при наличии определенной ситуации.
  2. Общеобязательность. Социальные нормы должны касаться абсолютно всех людей, независимо от категории, к которой они принадлежат.
  3. Социальная обусловленность. То есть нормы продуцируются непосредственно социумом.
  4. Системность. Любые социальные нормы связаны между собой.
  5. Регулятивность. Их задачей, как мы уже поняли, является регуляция общественных отношений.
  6. Обеспеченность. Контроль за соблюдением социальных норм должен каким-то образом осуществляться.

Вот такие признаки имеют социальные нормы. Они присущи как правовым нормам, так и нет.

Правовая норма

А теперь непосредственно перейдем к такой теме, как Что вообще такое правовая норма? Это разновидность социальной нормы, которая является признаком власти и по идее должна выражать волю народа, который поставил на служение ему это правительство. На практике так происходит не всегда. Какие признаки имеет правовая норма? Какие части нормы права имеют?

  • Гипотеза.
  • Диспозиция.
  • Санкция.

Данные части являются основными и выверены не только логическим путем, но и с помощью предыдущего опыта общественного регулирования. Вот почему нам нужно изучать историю. Ведь именно от нее зависит качество правовой жизни в определенном государстве.

Отличия правовой от социальной нормы

А теперь мы пришли к самому интересному, тому, о чем вообще вся эта статья. Какое соотношение нормы права к другим правилам поведения, выдвигаемым людям. Для этого нужно с самого начала разобраться, какие вообще виды норм бывают. И исходя из этого знания уже узнаем данную тему более подробно. Итак, какие виды регулирования человеческого поведения можно причислить к социальным нормам? Относятся к ним такие типы:

  • Религиозные.
  • Корпоративные.
  • Семейные.
  • Групповые.
  • Нормы морали.

Такие основные виды социальных норм. Данное разделение можно назвать достаточно условным. Но поскольку понятие социальной нормы достаточно широкое, то вы можете сами подумать. И поверьте, ошибки не будет, как бы вы ни старались ее совершить. Ведь что касается социальных норм, то такой простор для творчества открывается!

Что такое девиантное поведение?

Девиантное поведение - это нарушение правила, которые мы называем "социальные нормы". И в той или иной степени присуще каждому из нас. Ну что же, давайте разберемся, какие есть виды отклонения от социальных норм.

  • Асоциальное поведение. Данное поведение нарушает неправовые социальные нормы.
  • Антисоциальное поведение. Оно уже может ставить под сомнение правовые нормы. Очень часто данный тип еще называется деликвентным.

Эти два типа очень просты для понимания. При этом нельзя сказать, что те люди, которые практикуют могут дальше перешагнуть за черту закона. Они могут даже стать более адекватными, если с ними проводить грамотную социальную работу. Очень тяжело некоторым людям даются социальные нормы. И отклоняющееся поведение не является признаком того, что эти люди плохие. Просто они плохо прошли процесс социализации.

Примеры девиантного поведения

Вполне логичным было бы по каждому из этих видов отклонений показать пример такого поведения.

  1. Асоциальне поведение - громкая музыка на улице, неприличные выражения.
  2. Антисоциальное поведение - убийства, массовые терористические акты и так далее.

На этих примерах очень четко видится разница между просто социальными нормами и правовыми. Вот в чем заключаются отличия норм права от других социальных норм.

Вообще, что касается того, какие социальные нормы являются основными, то каждый человек даст свой ответ на данный вопрос. Поэтому более логичным будет строить его таким образом: "На каком принципе базируется большая часть социальных норм"? И вот здесь мы уже сталкиваемся с очень простым правилом: "Не навреди себе и не дай навредить тебе". В данной позиции имеется колоссальное количество преимуществ:

  • Человек страхует себя от вторжения в свое личное пространство.
  • Устанавливается оптимальная начальная дистанция между людьми.
  • С помощью системы социальных норм человек может понять, как ему вести себя изначально и не наступать на грабли.
  • Система социальных норм помогает родителю видеть путь воспитания детей.

И таких преимуществ действительно масса.

Выводы

Давайте в качестве итога к данной теме перечислим основные отличия, которые имеет правовая норма на фоне всех остальных социальных правил.

  1. Отличия норм права от других социальных норм начинаются с масштабности. Мы уже поняли, что право является только одним из элементов общественного регулирования.
  2. Происхождение.
  3. Характер соблюдения.
  4. Санкции.
  5. Развитие.
  6. Степень детализации.

Вот чем они отличаются. И данный список достаточно большой. Но ничего сложного в этом нет. Итак, мы разобрались в основных отличиях социальной нормы от правовой. При этом важно понимать, что большая часть правовых норм пошла от социальных. Последние являются первичными, а то, что государство предлагает под видом закона - это уже вторичное.

Слово "норма" происходит от латинского "Norma", что означает образец, стандарт.

На протяжении многих веков, чтобы жить в обществе, люди вырабатывали определённые правила. Эти правила были разнообразны: они касались вопросов взаимоотношений в семье, в кругу друзей и знакомых, поведения в общественном месте, на работе и т.д.

Социальные нормы - правила поведения людей в обществе, распространяющиеся на всех членов общества и имеющие обязательный характер. С помощью социальных норм осуществляется регулирование поведения членов общества без чего его существование невозможно.

Виды социальных норм

Основными видами социальных норм в сфере регулирования отношений являются:

Нормы права - это система особых социальных норм, которые устанавливаются государством, формально определены и общеобязательны для всех членов общества.

Номы морали - это правила поведения установленные самим обществом на основе выработавшихся представлений о добре зле чести достоинстве и несправедливости.

Нормы обычаев - это устойчивые правила поведения, которые сохранялись длительное время благодаря их частому повторению и эффективности и вошли в привычку.

Нормы традиций - это правила поведения, передававшиеся из поколения в поколение в семье местности и народе для поддержания жизнеспособности и самобытности общества.

Политические нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между политическими группами слоями классами в процессе осуществления государственной власти.

Экономические нормы - это правила регулирования общественных отношений в сфере материального производства, распределения, обмена и потребления

Нормы общественных организаций - это внутренние правила регулирования поведения и взаимоотношений членов общественных организаций.

Религиозные нормы - это правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах (Библии, Коране и др.) либо установленные церковью. В средневековых и теократических государствах религиозные нормы играли ведущую роль в регулировании общественных отношений, тесно переплетаясь с обычаями, моралью и правом. В современных светских государствах религиозные нормы регулируют частную жизнь и внутренний мир верующего человека.

Все социальные регуляторы образуют социальные нормы, т.е. общепризнанные или достаточно распространенные правила поведения людей. Социальные нормы регулируют не любые, а наиболее типичные, массовые общественные отношения, которые фактически утвердились в жизни.

Несмотря на разнообразие социальных норм, у них есть общие черты:

Все они регулируют общественные отношения;

Все социальные нормы адресуются людям или их объединениям;

Они определяют границы должного и возможного поведения;

Преследуют одну и ту же цель - упорядочение общественных отношений.

Социальные нормы имеют иерархичность, занимают то или иное место в социальной регуляции, играют в ней конкретную роль (системность социальных норм)

Социальные нормы носят объективный характер

Между социальными нормами существуют значительные различия. Они состоят в следующем: Во-первых, по источникам формирования. Так, право исходит от государства, состоит из норм, установленных государством; нормы же морали, например, а также обычаи, традиции, создаются обществом, и для того, чтобы они действовали, не обязательно признание их государством. Во-вторых, они различаются формой, в которую облекаются: нормы права существуют только в официальной, установленной государством форме (как правило, письменной - закон, указ, постановление), для морали же не существует строго фиксированной формы. В-третьих, различия определяются и критериями, по которым оценивают поведение и поступки людей - мораль и право: мораль оценивает поведение с точки зрения добра и зла, чести, совести, поощряемого и порицаемого обществом, а право - с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого. В-четвертых, по характеру ответственности за нарушение норм права следует юридическая ответственность, а за нарушение норм морали - общественное порицание. В-пятых, по объему регулируемых общественных отношений: нормы морали регулируют значительно больший круг общественных отношений, чем право. Не все общественные отношения подвержены правовому регулированию, в то время как с точки зрения морали могут быть оценены любые поступки и отношения.

Разнообразные социальные нормы объединены тем, что они обусловлены уровнем развития культуры данного общества и входят в структуру общественного сознания. Но эти нормы различаются по способам установления и формам выражения, по содержанию и методам воздействия на поведение людей и общественные отношения по средствам охраны этих норм от нарушений.

Многообразие социальных норм сложилось исторически. В нём отражены сложная структура общества плюрализм оценок общественных явлений и способов их выражения. Правовые нормы выражают государственную волю, устанавливаются государством и охраняются от нарушений. Нормы, содержащиеся в уставах и других документах партий, союзов, общественных организаций, массовых движений, выражают интересы, волю и настроения участников и членов этих партий, организаций и движений, обеспечиваются уставными мерами воздействия и солидарным мнением участников этих объединений Определённую связь с правом и другими социальными нормами имеют также нормы, содержащиеся в документах (например, в уставах) кооперативных и других хозяйственных организаций. Ряд отношений в обществе определяется обычаями, традициями, обыкновенными, а также религиозными нормами.

Норма – образец, правило. Социальные нормы – правила поведения людей в обществе, распространяющиеся на всех членов общества и имеющие общий характер.

Социальная норма – это допустимое, возможное поведение людей в обществе с позиций оценки соответствия этого поведения существующим нормам морали или обычаев, сложившихся в обществе. – Городилова И.А.

Раньше можно было говорить о рыцарском праве, материнском праве и т.д. Но это несколько ограниченное толкование права, т.к. существует понятие права в юридическом смысле.

С помощью социальных норм регулируется поведение членов общества.

Социальная норма – это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества.

Признаки:

1. Они являются общими правилами поведения.

2. Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.

3. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, т.е. направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе.

4. Они возникают в процессе исторического развития и функционирования общества.

5. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества.

Социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

Основные виды социальных норм:

Ø Нормы права – установленные государством, формально определённые, подкреплённые возможностью государственного принуждения общеобязательные правила поведения людей в обществе.

Ø Нормы морали – правила поведения, установленные самим обществом на основе выработавшихся представлений о добре и зле, чести и достоинстве, справедливости, несправедливости.

Ø Нормы обычаев – правила поведения общего характера, исторически сложившиеся в результате неоднократного повторения.

Ø Нормы традиций – правила поведения, передаваемы из поколения в поколение в семье, местности, народе и служащие целям поддержания жизнеспособности общества и самобытности общества.

Ø Деловые обыкновения – обычаи выработанные, в процессе деятельности органов государства в деловой (хозяйственной, коммерческой) деятельности и действующими в единстве с юридическими нормами.

Ø Политические нормы – правила, регулирующие отношения между политическими группами, слоями, классами в процессе осуществления государственной власти.

Ø Экономические нормы – правила, регулирующие общественные отношения в сфере материального производства, распределения, обмена и потребления.

Ø Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) – внутренние правила, регулирующие поведение и взаимоотношения членов общественных организаций.

Ø Технико-юридические нормы – это нормы, которые в качестве диспозиции (регулятивного предписания) имеют техническую норму, а в качестве санкции (охранительной нормы) - юридическую норму. Это спорный вопрос: относить ли данные нормы к социальным.

Ø Ненормативные социальные регуляторы (А.Б. Венгеров) – ценностные, информативные, директивные и т.д.

Функции:

1. регулятивная . Эти нормы устанавливают правило поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.

2. Оценочная . Выступают критерием оценки действий, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов.

3. Трансляционная. Достижения человечества в организации общественной жизни, культуры отношений через них транслируются следующим поколениям.

Классификация:

По сферам действия : нормы экономические, политические, религиозные, экологические (т.е. в зависимости от предмета регулирования).

По механизму (регулятивным особенностям): мораль, право, обычаи и корпоративные нормы.

Мораль – совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, принципов, убеждений и основанных на них норм поведения, регулирующих отношения между людьми.

Обычай – общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей.

Корпоративные нормы – правила поведения, создаваемые в организованных обществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.

Регулятивные особенности:

1. предмет регулирования – многообразные общественные отношения

2. регулируются не всякие, а наиболее типичные, массовидные отношения.

Право и мораль.

Мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, идеалов, норм, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развития общества как целого.

Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия, взаимодействуют друг с другом.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ:

1. принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности

2. имеют общую цель – регулирование поведение людей

3. базируются на справедливости как на нравственном высшем принципе

4. выступают как мера свободы индивида.

Между видами социальных норм существует тесная связь и есть различия.

Мораль – совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, принципов, убеждений и основанных на них норм поведения, регулирующих отношения между людьми и обществом.

Соотношение между правом и моралью включает четыре компонента: единство, различия, взаимодействие и противоречие.

Единство права и морали состоит в том, что они являются разновидностью социальных норм, имеют один и тот же объект регулирования – общественные отношения; единство цели – упорядочение и совершенствование общественных отношений.

Различия между правом и моралью:

1. Мораль формируется раньше права, правового сознания. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право с появлением государства.

2. В обществе может существовать несколько моральных систем (классов, групп, профессиональных слоёв, индивидов)

3. По способу формирования право закрепляется (издается) государством (законодательная деятельность); а мораль формируется в духовной сфере жизни общества, не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания.

4. По форме фиксации: правовые нормы закреплены в строго определенных документальных формах (нормативные акты, судебные решения, нормативные договоры и т.д.). Способы их фиксации должны отвечать строго установленным требованиям с позиций и характера текстов и их атрибутов. Моральные же нормы содержаться в общественном массовом сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок.

5. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категорий нравственности. Складывалось всё спонтанно.

6. Не совпадают предметы регулирования норм право и норм морали. Мораль – это сфера дружбы, любви, взаимопомощи., куда право как регулятор не должно проникать. Но есть сферы, куда не проникают нормы морали: технико-юридические нормы.

7. Моральные нормы не обладают такой логически стройной и достаточно жёсткой структурой как нормы права

8. Различие и по средствам и методам обеспечения реализаций своих норм. Нормы морали гарантируются силой общественного мнения, а нормы права принудительной силой государства.

Регулятивное воздействие права на общественные отношения осуществляется через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанности субъектов. Моральные нормы выражены в безличном долженствовании и воздействуют путем формирования внутренних регуляторов личности: ценностей, мотивов, установок.

Специфику способов и методов обеспечения юридических норм традиционно усматривают в их связи с государственным принуждением, функционированием особых институтов государства и общества. Мораль не имеет подобных специальных механизмов и процедур, а обеспечивается влиянием общественного мнения, массовым примером, представленным в виде соответствующих убеждений, ценностей, понятий о справедливости, долге, чести, совести и т.д.

Моральное пространство шире правового, мораль всегда существовала, и будет существовать, право возникло позже.

Взаимодействие права и морали достаточно сложно. В современном цивилизованном обществе право поддерживается общественным сознанием, следование праву входит в число его моральных ценностей. Следовательно, можно утверждать, что данные ценности являются конституирующими и для моральной, и для правовой системы.

Регулятивное взаимодействие права и морали достаточно отчетливо отражено в юридических текстах. В НПА нередко используются оценочные понятия нравственного характера (цинизм, честь, недостойное поведение и др.). Это свидетельствует о том, что моральные нормы могут выполнять функции оснований юридической оценки, а с другой – нарушение моральных принципов общества является в некоторых случаях достаточным для наступления правовых последствий (санкций).

Противоречия между правом и моралью:

Разные методы регуляции, разные критерии при оценке поведения субъекта, право консервативно, мораль более динамично реагирует на происходящие изменения, право что-то разрешает, мораль запрещает. Нечто вполне позволительное с точки зрения права может быть чем-то, что мораль запрещает.

Мораль и право взаимодействуют. Право – это осуществление господствующей морали. Не исключены и противоречия между ними: «впереди» могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.

Право и обычай.

Обычай представляет собой общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительного своего существования, вошедшие в привычку людей.

В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности, а потому они трудноотделимы от самого поведения и деятельности. Содержание обычая – это сам образец поведения, а формой его фиксации является привычка, поведенческая традиция. Отсюда и специфика регулятивного воздействия обычных норм. В отличие от права или морали они предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах. Отсутствуют особые механизмы его обеспечения.

Взаимодействие обычаев и права:

1.юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации.

2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

3. юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство, и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей.

Отличие обычая от нормы права:

1. Неписанная норма, правило поведения

2. Устанавливаются не государством, а в результате многократного повторения

3. Нет государственного принуждения

Российская правовая академия

Министерство юстиции Российской Федерации

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Понятие, виды социальных норм»

Выполнила студентка

Заочной формы обучения,

гр.____________________,

Ильина Я.В.

Научный руководитель

____________________

Ижевск 2003 г.

Заключение.

Общество – это сложный, социальный организм. Наиболее характерными его чертами являются упорядоченность и организованность. Такое состояние общества можно достичь только с помощью регулирования. Выделяются два вида регулирования общественных отношений: нормативное и ненормативное.

Ненормативное регулирование выражается в различных естественных нормах, которые существуют в виде знаний о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой.

Но все-таки наиболее важное значение для упорядочения поведения людей в обществе имеет нормативное регулирование. Основным средством нормативного регулирования являются социальные нормы.

Хотя нельзя забывать и о технических нормах, которые регулируют отношения между людьми и внешним миром, природой и техникой. Среди технических норм некоторые ученые (Черданцев А.Ф.) выделяют особый вид норм – технико-юридические. Их главное отличие заключается в том, что их исполнение обеспечивается государством и они содержатся в различных нормативно-правовых актах. На основании наличия у нормативно-технических норм санкций их иногда относят к подвиду социальных норм. Хотя данная точка зрения является спорной.

Социальные нормы – это общие правила поведения, действия в обществе, которые возникают по воле людей.

Основными признаками социальных норм являются следующие:

1. Это общие правила поведения людей в обществе.

2. Они не имеют конкретного адресата.

3. Социальные нормы возникают в связи с волевой сознательной деятельностью людей.

4. Они возникают в процессе исторического развития и функционирования общества.

5. Данные нормы соответствуют типу культуры и социальной организации общества.

Таким образом, социальные нормы выступают основным регулятором общественных отношений. Кроме данной функции некоторые ученые выделяют еще оценочную и трансляционную.

Социальные нормы различны. В зависимости от способов установления и обеспечения они делятся на четыре основные группы:

1. Обычаи.

2. Нормы морали.

3. Корпоративные нормы.

4. Нормы права.

Наиболее спорным вопросов является соотношение норм права и норм морали. Во многом это вытекает из того, что спорным является само определение морали. Общепринятое мнение: мораль и нравственность – понятия равноценные. Других точек зрения по многим аспектам данного вопроса придерживаются такие ученые, как Черданцев А.Ф., Соловьев В.С., Ильин И.А. и другие.

Соотношение норм права и морали включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречие. Единство права и морали заключается в том, что они имеют единые цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни. Право и мораль совпадают также по объекту регулирования, которыми являются общественные отношения. Нормы права и морали – это фундаментальные исторические ценности, имеющие единую нормативную основу. Отличительными особенностями права и морали являются следующие:

1. Мораль и право имеют различные способы установления. Нормы права санкционируются государством, а нормы морали устанавливаются спонтанно в процессе практической деятельности людей.

2. Данные нормы различаются по методам обеспечения. Право обеспечивается принудительной силой государства, а мораль – силой общественного мнения.

3. Мораль и право выражаются и фиксируются в различных источниках.

4. Нормы права и морали различаются по характеру и порядку ответственности. За нарушение норм права наступает юридическая ответственность, предусмотренная законодательством. Нарушение же норм морали влечет за собой применения мер общественного воздействия.

5. Нормы права и морали имеют также различный характер и способ воздействия, разные сферы действия и свои особенные исторические судьбы.

Взаимодействие права и морали выражается в том, что они поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений и позитивном влиянии на личность.

Также в современных сложных условиях между правом и моралью возникают противоречия.

Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распро­страненные в определенной сфере правила поведения, которые в резуль­тате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно.

Обычаи подразделяются на правовые и неправовые (общегражданские). Правовые обычаи называются правовыми, так как они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу.

Если за основу взять масштаб значимости того события, с которым связан данный обычай, то можно выделить 3 группы: 1) общественно – гражданские обряды; 2) лично – гражданские; 3) лично – семейные.

К первой группе относятся обрядовые действия, с проведением государственных, трудовых и профессиональных праздников. Вторая и третья группы обычаев отражают этапные события в жизни отдельного человека: одни события индивидуальной жизни связаны с обществом, социальными институтами, например, вступление в трудовой коллектив, другие – с семьей, семейной жизнью.

Взаимодействие права и обычаев выражается в том, что право либо поддерживает обычаи и создает условия для их реализации, либо пытается вытеснить общественно-вредные обычаи, либо вообще относится к ним нейтрально.

Корпоративные нормы - это пра­вила поведения, по которым живут и действуют различные обществен­ные объединения.

Особенности корпоративных норм следующие:

1) они направлены на обеспечение внутриорганизационных отношений, возникающих в рамках той или иной организации, т.е. они регулируют отношения между субъектами этой организации;

2) фиксируются в уставах или иных аналогичных документах; 3)корпоративные нормы подлежат проверке на соответствие законодательству в виде регистрации со стороны государства; 4)обеспечиваются самой организацией, их нарушения могут влечь за собой организационные наказания - исключение из организации, общественное порицание и т.д.

По ряду формальных признаков корпоративные нормы схожи с правовыми: текст нормы закрепляется в соответствующем документе; корпоративные нормы также как и правовые, принимаются по определённой процедуре; систематизированы.

Отличие корпоративных норм от норм права заключается в том, что пределом регулирования корпоративных норм являются отношения, не урегулированные юридическими нормами.

Взаимодействие корпоративных и правовых норм выражается в трех аспектах:

1.Право граждан на создание организаций закреплено в законе, таким образом, проявляется поддержка правом корпоративных норм.

2.Юридические нормы могут полностью вытеснять корпоративные нормы (в тоталитарном государстве).

3. И наоборот, корпоративные нормы могут выходить за пределы своего регулирования (при неразвитом правовом регулировании).

Итак, право, действуя в системе социальных норм, является только одним из элементов этой системы. В настоящее время формируется правовое общество и демократическое государство. Нормальное и эффективное их развитие может быть обеспечено только в случае гармоничного взаимодействия норм права и иных социальных норм.

Классификация социальных норм.

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднород­ностью самих общественных отношений - предмета регулирования. В социологии они делятся по различным основаниям на соответствую­щие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, «живые» и «мертвые, функционирующие и нефункционирую­щие) .

Юридическая наука не вдается в столь подробную и исчерпываю­щую классификацию, а подразделяет указанные нормы, в основном исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы дейст­вия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяются:

1) правовые нормы; 7) корпоративные;

2) моральные; 8) нормы обычаев, тра­диций, привычек;

3) политические; 9) деловые обыкновения;

3) эстетические; 10) правила этикета, кор­ректности, приличия,

4) религиозные; обрядов, ритуалов.

5) семейные;

Это общепринятая и наиболее распространенная классификация. Объединяющим началом здесь служит то, что все эти нормы носят социальный, а не технический характер. Несмотря на их различия, они тесно взаимосвязаны, ни одни из них не действуют изолированно от других, не существуют в «рафинированном» виде. Такой сферы отно­шений просто нет.

ГЛАВА 1. СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

1.1.Нормативное регулирование.

Современное общество – это целостный социальный организм. Наиболее важными качествами общества являются организованностьность, упорядоченность всех отношений, образующих социальную жизнь. Такой порядок в обществе достигается с помощью нормативного регулирования. Под ним понимается упорядочение поведения людей при помощи различных нормативных регуляторов. Нормативные регуляторы – это общие правила (известные модели и образцы поведения), которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно – урегулируюмую ситуацию.

Таким образом, основными чертами нормативных регуляторов являются:

1) неперсонифицированность адресатов, т.е. данные регуляторы распространяют свое действие на неограниченный круг лиц;

2) обязательностью исполнения правил, содержащихся в них;

3) повторяемостью регулируемых ими действий;

4) наличием (в большинстве случаев) санкций за нарушение правил поведения.

  • 3.1. Социальные нормы и их виды
  • 3.3. Моральные нормы юриста-профессионала
  • Контрольные вопросы
  • Темы рефератов
  • ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

Люди в современном цивилизованном обществе в своей повседневной жизни и деятельности руководствуются множеством различных норм и правил. Норма (лат.) - это правило, точное предписание. Будучи определенным образцом, эталоном, моделью поведения личности, коллективов людей, она необходима в человеческом общежитии, особенно в современном обществе, характеризующемся сложностью и многообразием социальных связей и отношений. Все нормы, существующие в обществе, обычно подразделяются на технические и социальные.

1. Технические нормы - это правила взаимодействия людей с силами и объектами природы, техникой, орудиями и инструментами труда. Это правила проведения строительных работ, агротехнические нормы, технические стандарты, нормы расходования материалов, топлива и т. д. В современную эпоху научно-технической революции, усложнения производственных процессов, возрастания значения экологических проблем их роль особенно значительна.

В широком смысле к техническим нормам можно отнести также правила математики, языка, аутотренинга, спортивных игр, физиологические, медицинские, санитарно-гигиенические и иные нормы. Ряд технических норм закрепляется в нормативных правовых актах, приобретая тем самым юридическую силу. Обычно они называются технико-правовыми. Это правила противопожарной безопасности, эксплуатации различных видов транспорта, энергетики, госстандарты и т.д.

2. Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их коллективами. Они объединены тем, что создаются и развиваются на протяжении всей истории человечества, выражают потребность социальных систем в саморегуляции, входят в структуру общественного сознания и обусловлены уровнем цивилизованности общества, его потребностями и интересами.

  • Все социальные нормы обычно подразделяются на следующие виды:

    • обычаи;
    • традиции;
    • деловые обыкновения;
    • религиозные;
    • политические;
    • нормы общественных объединений (корпоративные);
    • моральные;
    • правовые.
  • Обычаи - такие правила поведения, которые сложились исторически, на протяжении жизни многих поколений и вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Есть обычаи нравственного содержания (нравы), различного рода правила этикета , обрядов, ритуалов.
  • Традиции - близки к обычаям и во многом идентичны им. Однако их создание не обязательно связано с длительным существованием соответствующей нормы, а возникает на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом (например, застолье как форма празднования определенных памятных дат). Как и обычаи, традиции опираются не только на поддержку общественного мнения, но и на психологические факторы - стремление людей следовать модному поведению, боязнь осуждения со стороны окружающих. Привычка соблюдать обычаи и традиции для большинства членов общества превращается во внутреннюю потребность, стереотип поведения.
  • Деловые обыкновения - складываются в производственной, научной, учебной деятельности людей и направлены на повышение ее эффективности. В современном обществе существуют как древние, многовековые обычаи и традиции, которые носят реакционный характер и с которыми необходимо бороться (кровная месть, умыкание невесты и др.), так и новые, отражающие динамику современной жизни и основанные на идеях коллективизма, добра и человечности.
  • Религиозные нормы - правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Библия , Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Религиозные нормы могут иметь также нравственное содержание (например, заповеди из Ветхого Завета - не убий, не укради, почитай родителей своих и др.).

В древности и Средние века были длительные периоды, когда многим религиозным нормам придавался юридический характер (каноническое право в средневековой Европе). В современных мусульманских государствах основными источниками права являются религиозные книги - Коран и Сунна. Известно также, что в первые годы советской власти нормы мусульманского права применялись в некоторых регионах Средней Азии и Кавказа.


Ныне в большинстве цивилизованных стран люди имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, не связанные с насилием над личностью, нарушением общественной морали (вступление в брак, погребение усопших и др.). Однако правового значения такого рода акты не имеют.

Религиозные запреты и дозволения , представляя собой элементарные нормы человеческих взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей. Это источник божественной и человеческой мудрости, путеводный компас благоденствия, нормального существования человечества.

Политические нормы регулируют отношения классов, сословий, наций, иных социальных партий и других общественных объединений, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. Они могут существовать как в форме общих лозунгов (принцип народовластия, строительство коммунизма , внедрение основ рыночной экономики и др.), так и в виде более конкретных политических норм (приватизация государственной собственности, внедрение принципов местного самоуправления, экономическая программа, пенсионная, налоговая реформы и т.д.).В любом случае они выступают формой осознания и выражения классового, коллективного, группового интереса, оценки политического бытия.

Политические нормы могут содержаться во взглядах философов, политических деятелей, лидеров политических партий, социальных движений, их публичных выступлениях, в уставах и программах партий и иных общественных объединений относительно структуры и характера государственной власти, ее задач и функций, общих и конкретных программ и направлений ее деятельности. В зависимости от конкретно-исторических условий, соотношения классовых, национальных, религиозных сил, уровня сознания общества и его культуры, взаимодействие таких норм бывает различным. Это и взаимоподдержка, и компромиссное согласование, и противоборство.

Политические нормы не могут иметь первенства над правом. Иное порождает политический произвол и способствует созданию тоталитарных режимов. Только там возможны подлинно демократический строй и цивилизованное гражданское общество, где политика, политические нормы опираются на закон, где право ограничивает политическую власть, где человек, его интересы и права являются основным объектом деятельности государства.

Нормы общественных объединений (корпоративные нормы) регулируют права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ (молодежных, женских, творческих, научных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных и других объединений), порядок их создания и функционирования (структура, порядок управления, полномочие органов объединения, размер членских взносов и т.д.), а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями. Такие нормы формулируются в уставах и других документах объединений, выражают волю и интересы их членов и обязательны только для них. К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия (выговор, исключение из состава объединения и др.), предусмотренные уставами соответствующих объединений.

К числу корпоративных относятся также нормы , предусмотренные уставами кооперативов и других негосударственных организаций коммерческого характера.
Некоторые наиболее важные стороны организации и деятельности общественных объединений регулируются также и юридическими нормами. Законодательство создает правовую основу организации и деятельности общественных объединений, определяет общий порядок их создания, взаимоотношения с государственными органами. Конституция РФ предусматривает право каждого на объединение, гарантирует свободу деятельности общественных объединений.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Законом установлены запреты создавать объединения, имеющие преступные цели или осуществляющие свою деятельность насильственными методами, а также совершать действия, выходящие за пределы задач, предусмотренных их уставами.

Мораль - это взгляды , представления людей о добре и зле, о постыдном и похвальном, о чести, совести, долге, справедливости. Одновременно это и нормы, принципы поведения, исходящие из такого рода взглядов, а также чувства, эмоции, оценивающие свое и чужое поведение с точки зрения добра, справедливости и порядочности.

Будучи формой общественного сознания , мораль, как и право, носит исторический характер. Она находится в движении, постоянно изменяется, отражая уровень развития общества, его социальную структуру, национальные, бытовые, религиозные и, в первую очередь, экономические факторы. Мораль первобытного общества, эпох рабовладения, феодализма и современные нравственные представления во многом различны, а некоторые из них даже противоположны друг другу.

Мораль предполагает ценностную оценку личност и не только к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения.

Высшими моральными принципами для человека являются его:

Совесть;

Порядочность;

Честность;

Осознание собственного долга.

Такие выработанные веками общечеловеческие моральные принципы и устои, как честность, правдивость, человеколюбие, милосердие, справедливость, принципиальность, трудолюбие, призваны быть руководящими основами поведения людей, их взаимоотношений друг с другом. Гуманное содержание морали в концентрированном виде сформулировано в известном еще с древних времен "золотом правиле": "поступают в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". Общее правовое предписание современного гражданского общества о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ), гармонично дополняет и развивает это правило.

Нормы права

3.2. Взаимоотношение права и морали

Среди всех социальных норм моральные и правовые нормы являются главными регуляторами человеческого поведения, обладающими наибольшим значением и социальным эффектом. Они распространяются на все общество, близки по содержанию, взаимно дополняют друг друга, определяются, прежде всего, экономическими, а также политическими, культурными и другими факторами, являются средствами выражения и гармонизации личных и групповых отношений.

Право и мораль являются фундаментальными историческими ценностями, показателями цивилизованности общества, его социального и культурного прогресса.
Наряду с общими чертами, между правом и моралью есть и довольно значительные различия. Главные среди них следующие:

  1. Мораль и право возникают в разное время . Мораль существует с момента возникновения человеческого общества, всегда сопутствует жизни и деятельности личности, в то время как право складывается позже, на определенной ступени социального развития, когда общество разделяется на противоположные классы и возникает государство.
  2. Нормы права создаются (изменяются, отменяются) государством в процессе деятельности полномочных государственных органов либо санкционируются им (акты некоторых общественных организаций, например органов местного самоуправления). Правотворчество - это монополия государства, его исключительная прерогатива.
    Для создания норм морали не нужна специальная целенаправленная деятельность. Они формируются стихийно в процессе жизни и практической деятельности людей, спонтанно признаются, как бы санкционируются социальными общностями, группами, коллективами, не имеют государственно-властного значения и не нуждаются в признании государством.
  3. Правовые нормы формально определены , т.е. закрепляются в официальных письменных актах государства (законах, иных нормативных правовых актах, судебных решениях и т.д.) либо иных санкционированных государством текстах (религиозные книги, произведения видных ученых-юристов), на которые можно ссылаться при решении юридических дел, и вне такой внешне выраженной официальной формы существовать не могут. Моральные же нормы и принципы, как правило, не имеют четких, письменно зафиксированных и тем более официальных форм выражения и существуют в основном в сознании людей. Правда, некоторые из них формулируются в произведениях литературы и искусства, религиозных источниках (Библия , Талмуд), исторических летописях, программах и уставах различных партий и иных общественных объединений.
  4. У морали и права различны оценочные критерии поведения людей . В праве используются такие критерии как правомерно-неправомерно, законно-незаконно, имеет право - несет обязанность и т.д. Для моральной оценки существуют иные критерии: морально-аморально, честно-нечестно, похвально-постыдно, благородно-подло и т.д.
  5. Мораль и право не всегда совпадают также и по сферам их действия . Мораль регулирует более обширный круг отношений, и ее воздействие на социальные связи шире и глубже. Практически не существует областей жизни людей, которые в той или иной степени не подлежат моральным оценкам. Право же регулирует не все, а наиболее важные сферы общественных отношений (собственность, власть, правосудие, экология, взаимоотношения личности и государства и некоторые другие), которые могут и должны быть регламентированы государственно-властными средствами, где возможно и необходимо властное вмешательство государства. Целый ряд личных, бытовых и иных отношений, где действуют моральные установления (любовь, дружба, вкусы, привычки и т.д.), в сферу регулирующего воздействия права не входят.
    В то же время право содержит большое число норм, содержание которых имеет косвенное отношение к морали. Таковыми являются, например, ряд норм нотариального делопроизводства, правила ведения судебного протокола, порядок оформления сделок и др. Однако необходимость соблюдения любых правовых, в том числе и таких, норм и правил - это не только юридическая обязанность, но и моральный долг соответствующих работников. Их нарушение влечет не только правовую ответственность, но и моральное порицание виновных работников.
  6. Право и мораль различны также и по степени конкретности своих предписаний . Моральные нормы обычно носят более общий характер и представляют собой, как правило, принципы поведения, рассчитанные на большой комплекс разнообразных поступков (принципиальность, взаимопомощь, правдивость и т.д.). Нормы же права обычно более конкретны, четко указывают права и обязанности участников правоотношений. Так, если мораль требует правдивости во взаимоотношениях людей, то право предусматривает ответственность за приписки, лжесвидетельство в суде, мошенничество и т.д.
  7. Различия между правом и моралью можно провести также по методам их обеспечения . Нормы права наряду с иными методами (убеждением, воспитанием, профилактикой, материальным и моральным поощрением и др.) обеспечиваются также государственным принуждением в случае их нарушения, юридическими санкциями (различными мерами юридической ответственности, применяемыми судом и иными правоохранительными органами).
    Соблюдение норм морали опирается на другое: на силу общественного воздействия, авторитет коллектива, в котором живет, работает, учится гражданин. Общественное мнение, меры духовного и организационного воздействия (моральное осуждение, исключение из коллектива и т.п.), порицание аморальных поступков окружающими - вот на что опирается мораль. Не следует сбрасывать со счетов также внутренние стимулы нравственного поведения: совесть, чувство стыда, долг, честь, порядочность.

В чем же совпадают право и мораль? Говоря о взаимоотношении морали и права, необходимо, в первую очередь, отметить, что их требования в решающих сферах отношений по содержанию совпадают. То, с чем борется право, как правило, осуждает и мораль. Ряд юридических норм вытекает из религиозно-нравственных постулатов ("не убий", "не укради" и т.п.). Закрепляя в законе запреты на совершение аморальных, наиболее вредных и опасных для общества деяний, право подкрепляет их юридическими санкциями , применяемыми к нарушителям общественного порядка. С другой стороны, то, что право разрешает и поощряет, как правило, приветствует и мораль.

Любое противоправное поведение обычно является и аморальным поступком. Право требует соблюдать закон, это же предписывает и мораль. Право и мораль постоянно связаны при осуществлении правосудия, охраны общественного порядка. Без использования нравственных критериев невозможно объективно и справедливо решать дела о хулиганстве, клевете, выселении за невозможностью совместного проживания, лишении родительских прав, судьбе детей и т.д. В ряде случаев правовые нормы служат важным инструментом воспитания людей, вытеснения из их сознания устаревших и вредных моральных обычаев и убеждений (кровная месть, свадебный калым, умыкание невесты и т.п.).

В чем же право и мораль противоречат друг другу? Тесное взаимодействие между правом и моралью не исключает наличия в некоторых случаях между ними противоречий, расхождений, несогласованностей. Так, мораль в принципе отвергает смертную казнь как вид наказания. Между тем во многих странах мира она предусмотрена законом. Как известно, закон не запрещает молодой матери оставлять своего ребенка в роддоме, хотя в большинстве случаев окружающие нравственно осуждают ее.

Для возникновения таких противоречий , несогласованностей имеется несколько причин. Одна из них - это большая подвижность, динамизм морали, достаточная гибкость ее принципов. Она движется как бы впереди права, которое более консервативно в силу своей формальной природы, необходимости оформлять свои требования в официальных правотворческих актах. Другая причина - конъюнктурные, политические, лоббистские и иные факторы, которые всегда присутствуют в правотворческой работе, а также и просто ошибки законодателя.

Эффективность законодательства будет несравненно выше, если его предписания будут опираться не только на власть, но и на общечеловеческие моральные постулаты и принципы. Известно положение, обоснованное еще русским дореволюционным философом В.С. Соловьевым, что право есть минимум нравственности, равно для всех обязательный. Чем выше нравственная обоснованность права, чем ближе ее содержание к моральным постулатам, выработанным мировой цивилизацией на протяжении веков, тем оно более демократично, гуманно, справедливо.