Министерство природных ресурсов и экологии российской федерации. Министерство природных ресурсов и экологии российской федерации ведомства и учреждения. Федеральные службы и агентства

Министе́рство приро́дных ресу́рсов и эколо́гии Росси́йской Федера́ции (Минприро́ды Росси́и) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, гидрометеорологии, охраны окружающей среды.

Миссия и стратегические цели

заключается в обеспечении рационального и безопасного природопользования, исключающего истощение природных ресурсов и необратимое ухудшение качества окружающей среды, необходимого для сохранения природно-ресурсного потенциала в интересах будущих поколений.

Основные ожидаемые изменения в регулировании окружающей среды

Налоговый кодекс Российской Федерации. Согласно основным документам о развитии российской Арктики, Арктика считается стратегической ресурсной базой России. Для минимизации негативного воздействия на окружающую среду в Арктике требуется увеличение ответственности предприятий за загрязнение окружающей среды. В настоящее время Россия находится в процессе реформирования своей природоохранной деятельности и использования природопользования. Одной из целей реформы является дифференциация экономических агентов на уровень потенциального загрязнения окружающей среды и воздействия на здоровье человека и применение к ним пропорциональных мер государственного регулирования.

Стратегические цели сформулированы в Плане деятельности Министерства на пятилетний период:

  1. создание условий для формирования благоприятной окружающей среды;
  2. гарантированное обеспечение природными ресурсами устойчивого социально-экономического развития России;
  3. обеспечение защиты населения и объектов жизнедеятельности от воздействия опасных природных явлений;
  4. обеспечение международно-правового оформления внешних границ Российской Федерации.

Первое направление деятельности включает комплекс мероприятий по ликвидации, реформирование системы регулирования выбросов и сбросов, создание системы безопасного обращения с отходами, развитие системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Дифференцированный подход предоставляется для разделения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду в четырех категориях. Основные меры государственного регулирования для других объектов показаны в таблице. Таблица 1: Государственное регулирование экономических агентов на основе их категории в области охраны окружающей среды.

В соответствии с технологическими стандартами будут поняты нормы допустимых выбросов, сбросов, отходов, потребления воды и электроэнергии и уровни физического воздействия, которые устанавливаются для основных технологических процессов и оборудования наилучших имеющихся технологий с использованием их технологических показателей. Таким образом, достижение технологических стандартов позволит предприятиям с экологической опасностью оказывать минимальное давление на окружающую среду на современном этапе развития.

В рамках второго направления ведётся комплекс работ по обеспечению экономики ресурсами и запасами основных видов полезных ископаемых; повышение эффективности освоения лесного хозяйства и защиты лесов от пожаров; мероприятия по обеспечению экономики страны и населения качественными водными ресурсами ; развитие животного мира России и совершенствование нормативно-правовых актов в сфере охоты.

Для осуществления хозяйственной деятельности объекты, имеющие значительный потенциал для загрязнения, должны будут обратиться в территориальное учреждение федерального органа исполнительной власти с заявлением о предоставлении единого экологического разрешения. Этот список будет включать до 300 объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в общий объем выбросов, сбросов загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее 60 процентов.

Для агентов со значительным потенциалом загрязнения окружающей среды, связанных с областями применения наилучшей имеющейся технологии, существует переходный этап, обеспечивающий технологическую стандартизацию, которая создает экономические стимулы для модернизации, в том числе экологических. Это окажет непосредственное влияние на финансово-хозяйственную деятельность экологически опасных предприятий.

Третье направление включает обеспечение гидрометеорологической безопасности и защиты граждан и объектов инфраструктуры от негативного воздействия вод , модернизацию системы мониторинга окружающей среды и усовершенствование нормативно-правовой базы в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.

Этот акт предлагает усилить экономические санкции на предприятиях, превышающие пределы допустимого воздействия в связи с увеличением коэффициентов ставок оплаты за негативное воздействие на окружающую среду. Таблица 2: Изменение коэффициентов к ставкам оплаты за негативное воздействие на окружающую среду.

В случае несоблюдения сокращения выбросов, сбросов в течение 6 месяцев после установленной даты, указанной в плане или программе, расчетный платеж пересчитывается с использованием коэффициента. В то же время федеральные законы и региональные законы могут устанавливать другие меры государственной поддержки за счет федеральных и региональных бюджетов. Сокращение суммы платежей за негативное воздействие на окружающую среду на сумму затрат на финансирование вышеуказанных мер можно считать выгодой для предприятий.

Четвёртое направление включает комплекс научно-исследовательских работ по обоснованию границ континентального шельфа в и в Северном Ледовитом океане (Арктика).

Полномочия

Министерство осуществляет полномочия по следующим ключевым направлениям:

  • законотворческая деятельность (подготовка и внесение в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов и нормативно-правовых актов, самостоятельное принятие нормативно-правовых актов);
  • аналитическая деятельность (обобщение практики применения законодательства Российской Федерации, анализ реализации государственной политики в сфере деятельности Министерства, организация подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды);
  • учёт, поддержание, охрана и законодательное регулирование функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • регулирование охоты: установление площади охотничьих угодий, согласование лимитов добычи ряда охотничьих видов животных;
  • регулирование деятельности подведомственных агентств и служб, органов исполнительной власти российских регионов, осуществляющих полномочия в области водных и лесных отношений, государственной экологической экспертизы, использования, воспроизводства и охраны объектов животного мира и среды их обитания, охоты;
  • взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями;
  • контроль индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами;
  • взаимодействие с субъектами малого и среднего предпринимательства, социально-ориентированными некоммерческими организациям, населением;
  • заключение государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд;
  • полномочия, связанные непосредственно с функционированием Министерства (административно-хозяйственные, финансовые, кадровые вопросы), а также по работе с документами и архивными данными.

Детальный перечень полномочий представлен в «Положении о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации».

Федеральные службы и агентства

Необходимо учитывать, что эти платежи влияют на показатели прибыли предприятия, так как они включаются в производственные издержки, если воздействие экономического агента на окружающую среду находится в допустимых стандартах, а когда экономический агент превышает допустимые стандарты, сборы взимаются с прибыль.

Некоторые стратегические документы и основные задачи в области экологического развития

В результате реформирования системы экологической стандартизации и введения коэффициентов стимулирования сборы за негативное воздействие на окружающую среду составят около 2% от структуры затрат экологически опасных предприятий. Механизмы реализации этих задач.

Структура (на 01.01.2015):

Департаменты:

Федеральные службы и агентства:

138 подведомственных особо охраняемых природных территорий.

Советы:

При Минприроды России функционирует семь советов:

Историческая справка

отсутствовала единая эффективная система по обеспечению охраны и рациональному использованию земли и её недр, водных ресурсов, атмосферного воздуха, растительного и животного мира. Чрезмерная разрозненность природоохранных функций по различным министерствам и ведомствам приводила к тому, что государственные органы, призванные осуществлять контроль за состоянием окружающей среды, дублировали деятельность друг друга, вели работу крайне неэффективно. В определении главных задач в области охраны природы и использования природных ресурсов допускались грубые просчёты и ошибки, что нередко приводило к ухудшению экологической обстановки и неоправданным потерям материальных и финансовых ресурсов.

Регистрация абсолютных и конкретных показателей эффективности использования природных ресурсов и энергопотребления и негативного воздействия на окружающую среду; Экологическое регулирование, основанное на технологических стандартах, при условии приемлемого риска для окружающей среды и здоровья человека; Поэтапное устранение практики установления временных разрешенных стандартных выбросов и сбросов. Он включает финансирование подпрограммы «Регулирование качества окружающей среды», которая состоит из более 70 миллиардов рублей из федерального бюджета.

С целью исправления ситуации в 1988 г. было принято решение о коренной перестройке дела охраны природы в стране. Одним из главных шагов стало создание на базе соответствующих подразделений министерств и комитетов СССР Государственного комитета СССР по охране природы (Госкомприрода СССР), на который были возложены задачи по осуществлению комплексного управления природоохранной деятельностью в стране, разработке и проведению единой научно-технической политики в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

Переход на новую систему государственного регулирования в области охраны окружающей среды займет около 10 лет. Основные задачи перехода к этой системе представлены в таблице. Таблица 3: Основные задачи перехода к новой системе государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

Важные меры по охране окружающей среды на текущем этапе

Таким образом, в контексте перехода к технологической стандартизации для экологически опасных объектов в Арктике России важны меры защиты окружающей среды, такие как: Создание и внедрение системы автоматического регулирования состава и объема сбросов сточных вод. Создание автоматических систем управления загрязнением воздуха, оснащение эмиссионными стационарными источниками контрольных приборов, строительство, закупка и оборудование лабораторий по контролю загрязнения воздуха. Строительство объектов и мануфактур производства сырья или готовой продукции из отходов производства.

В рамках формирования единой системы Госкомприроды СССР аналогичные структуры были созданы во всех союзных республиках. В марте 1988 г. был создан центральный орган государственного управления в области охраны природы и использования природных ресурсов на территории РСФСР – Государственный комитет РСФСР по охране природы (Госкомприрода РСФСР).

Научно-исследовательские и проектные работы, направленные на обеспечение экологической безопасности производства. Теперь компании могут финансировать реализацию этих мер в рамках начисленной суммы платежей за негативное воздействие на окружающую среду, уменьшая эту сумму понесенных расходов.

Более жесткие требования в области охраны окружающей среды окажут значительное влияние на предприятия, которые потенциально могут стать значительными загрязнителями. Такие компании должны использовать методы стратегического экологического планирования для получения экономических выгод от государства. Существует экономическая возможность и возможность использования регулирующих механизмов для снижения сборов за негативное воздействие на окружающую среду в качестве инструмента стимулирования перехода предприятий на наилучшие имеющиеся технологии.

В июне 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, в которой утверждался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Претворение принципов разделения властей в жизнь потребовало проведение административной реформы, результатом которой стало, в том числе, и преобразование Госкомприроды РСФСР в Государственный комитет РСФСР по экологии и природопользованию .

Российское биоразнообразие и экосистемные услуги

Двустороннее сотрудничество с Российской Федерацией. Самая большая страна в мире по площади имеет огромное разнообразие флоры и фауны благодаря своим огромным размерам. Россия имеет самую большую сплошную зону леса на планете, обеспечивая неповрежденное убежище для крупных млекопитающих, таких как лоси, бурые медведи, волки и рыси, которые в Центральной Европе были в значительной степени уничтожены в прошлом, но теперь постепенно возвращаются. Леса вместе с многочисленными торфяными угодьями, покрывающими около восьми процентов территории России, также являются огромными поглотителями углерода, имеющими глобальное значение.

В июле 1991 г., в рамках реализации мер по обеспечению государственного управления народным хозяйством РСФСР при переходе к рыночной экономике, Госкомитет был преобразован в Министерство экологии и природопользования РСФСР . Но уже в ноябре 1991 г. для обеспечения стабильности системы органов государственной власти и управления в РСФСР в период проведения радикальной экономической реформы было проведено масштабное преобразование органов исполнительной власти РСФСР, в ходе которого на базе упразднённых Министерства экологии и природопользования РСФСР, Министерства лесного хозяйства РСФСР, Государственного комитета РСФСР по геологии и использованию недр и Комитета по водному хозяйству при Совете Министров РСФСР было образовано Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР (затем – Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации), которое в сентябре 1992 г. было реорганизовано в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации .

В Россию также входит северная часть Кавказа, одна из 34 горячих точек биоразнообразия в мире. Биоразнообразие России серьезно угрожает. Обезлесение и лесные пожары сократили древние леса до 29 процентов от их первоначальной площади. Торфяные болота истощены, особенно в европейской части России. Это крупномасштабное разрушение поглотителей углерода добавляет к глобальному потеплению и, следовательно, таянию вечной мерзлоты, которое, в свою очередь, выпускает метан, еще один парниковый газ. Ярким примером, который показывает, насколько важно укреплять роль охраны природы в России, является озеро Байкал.

В 1993 г. в целях совершенствования государственного управления в области водного хозяйства , улучшения водообеспечения населения и народного хозяйства, экологического состояния водных объектов из состава Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов был выведен Комитет по водным ресурсам, на базе которого был образован Комитет Российской Федерации по водному хозяйству (Роскомвод).

Российская Федерация и Германия уже давно сотрудничали в области охраны природы в рамках германо-российского межправительственного соглашения по окружающей среде и охране природы, подписанного в Новой деятельности, согласованы на ежегодных конференциях.

Сотрудничество между Германией и Россией сосредоточено на трех регионах: Байкале, Алтайских горах и Балтийском регионе. Соглашения, достигнутые Рабочей группой, осуществляются посредством проектов, конференций, наращивания потенциала и сотрудничества с широким кругом государственных и негосударственных партнеров, в том числе.

Однако раздельное управление отраслью было признано неэффективным, и в 1996 г. при очередном формировании структуры органов федеральной исполнительной власти на базе упраздняемых Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по водному хозяйству и Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр были созданы Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды , функции которого были переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации в 2000 г.

Миссия и стратегические цели

В Российской Федерации имеется 86 субъектов федерации - 21 республика, 7 территорий, 48 регионов, 7 автономных округов, 1 автономная область и два федеральных города - Москва и Санкт. В России существует два уровня законодательства - федеральное законодательство и государственное законодательство. На федеральном уровне законодательный процесс затрагивает обе палаты парламента - законы принимаются Государственной Думой, утверждаются Советом Федерации и подписываются, а затем обнародованы Президентом Российской Федерации.

Следующее преобразование Министерства было произведено в 2004 г. В рамках проведения административной реформы были образованы федеральные агентства и службы, которым была передана часть функций Министерства природных ресурсов.

В 2008 г. на базе Министерства природных ресурсов Российской Федерации было создано Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации . Новому министерству были также переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

Федеральные законы вступают в силу через десять дней после их официального опубликования. Положения, принятые правительством, министерствами, ведомствами и государственными службами. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации является главным министерством, которое занимается вопросами охраны окружающей среды в законодательном процессе и посредством участия в юридических проектах. Министерство контролирует Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая обеспечивает экологическую и экономическую безопасность Российской Федерации и Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, осуществляющую инспекции в области энергетики, горного надзора, промышленной безопасности и использование ядерной энергии.

Научно-популярная энциклопедия «Вода России»