Кодекс. Что такое кодифицированный закон? Что такое кодификация законов

Со времени Соборного Уложения 1649 г. накопились десятки тысяч манифестов, указов и других нормативных актов, которые сплошь и рядом дублировали, а порой противоречили друг другу и в которых с трудом разбирались даже высшие правительственные чиновники. Какие законы сохранили свою силу, какие отменены, знали только немногие знатоки в судах и бюрократических канцеляриях.

Николай I хорошо понимал нетерпимость подобного положения: отсутствие свода законов уничтожало всякую возможность планомерного управления, затрудняло деятельность правительственного аппарата, создавало благоприятную почву для воровства и лихоимства чиновников. С этой целью со времен Екатерины II предпринимались попытки упорядочить законодательство, провести его кодификацию, но все они не были успешными.

Николай I организовал всю работу по кодификации российских законов на высоком государственном уровне. Для ее проведения было специально создано II отделение Его Императорского Величества Канцелярии, за деятельностью которой постоянно и внимательно следил сам монарх. Более того, к этой работе император привлек М.М.Сперанского, правда, по началу с большой осторожностью. Сперанский вернулся из ссылки в Петербург в 1821 г., однако с тех пор не играл сколько-нибудь заметной роли в политической жизни страны. Между тем, Николай I хорошо понимал, что Сперанский являлся одним из самых образованных и юридически опытных государственных сановников. Именно он и стал фактическим руководителем намеченной работы.

Сперанский представил Николаю I следующий план кодификационной работы: сначала собрать все законы, изданные после Уложения 1649 г., и расположить их в хронологическом порядке; затем произвести проверку этого историко-юридического материала - исключить законы отмененные, сопоставить между собой законы повторяющиеся и друг другу противоречащие, свести их воедино и расположить полученный материал в определенной системе; наконец, пересмотреть составленный свод с точки зрения требований современной жизни, отбросить устаревшие нормы, внести недостающие и, уточнив содержание статей, выработать окончательный текст нового уложения.

Николай I согласился с необходимостью первого и второго этапов, но отверг третий, по существу, основной акт кодификации - разработку нового юридического кодекса. Таким образом, задуманная реформа утрачивала преобразующее начало и превратилась в формально-техническое мероприятие, хотя и весьма крупного государственного масштаба.

Сперанский вынужден был подчиниться решению императора. Под его руководством II отделение провело поистине колоссальную работу по изысканию, систематизации и редакции различных законодательных актов, изданных с 1649 г. вплоть до 1825 г. Они были систематизированы в хронологическом порядке.


В результате к 1830 г. было подготовлено первое издание «Полного собрания законов Российской империи» (ПСЗ), которое состоит из 45 томов: 40 томов законов и 5 томов указателей к ним. В них вошло 30.600 законодательных актов. Последующие издания публиковались по царствованиям: 2-е издание охватывало законы, вышедшие с 1825 по 1855 гг.; 3-е - с 1855 по 1881 гг. и так далее.

ПСЗ соединяло все законы воедино, но пользоваться им в юридической практике было очень трудоемко. В наши дни ПСЗ представляет интерес прежде всего как уникальный исторический источник.

Для практических нужд правительственных и судебных структур был подготовлен «Свод законов Российской империи». Туда вошли лишь действующие законы, систематизированные по областям права: уголовное, гражданское, торговое и т.д. «Свод», опубликованный в 1832 г., состоял из 15 томов. Он был признан единственным основанием при решении административных и судебных вопросов.

19 января 1833 г. состоялось заседание Государственного совета, обсудившее представленный «Свод законов». Вся работа комиссии получила полное одобрение чиновничьей элиты. На этом заседании растроганный Николай I, сняв с себя Андреевскую звезду, надел ее на Сперанского. 1 января 1835 г. «Свод» вступил в силу. За выполненную работу и заслуги перед Отечеством Сперанскому был пожалован графский титул. В 1839 г. великий русский реформатор скончался.

Кодификация законодательных актов облегчила ведение юридической практики и контроль за ней. Однако она имела и более глубинные и долгосрочные последствия. Законодательство стало доступным для изучения и критики. Это, в свою очередь, формировало политико-правовую культуру российского общества, подготавливало осознание необходимости судебно-правовой реформы.

Кодификация законодательства - это вид систематизации, осуществляется путем переработки и сведения в процессе нормотворчества норм права, содержащиеся в различных нормативно-правовых актах, в логически согласованную, построенную на научных принципах систему и создание на этой основе нового единого нормативно-правового акта.

Признаками кодификации являются:

1) по консолидация, она всегда является официальной классификацией, что осуществляется в пределах нормотворческой деятельности;

2) результатом кодификации является издание нового (кодифицированного) нормативно-правового акта;

3) в процессе кодификации появляются новые элементы системы права - нормы и институты права, принципиально отличает кодификацию от других видов систематизации;

4) с вступлением в силу кодифицированным актом предыдущие акты, регулирующие аналогичные общественные отношения, теряют силу полностью или в части, противоречащей этому акту.

Результатом кодификации является издание кодифицированного акта - нового сводного нормативно-правового акта, системно и исчерпывающе регулирует определенную сферу общественных отношений - на уровне отрасли или подотрасли права.

Кодифицированные акты составляют тот фундамент, на котором строится новое законодательство. Они упорядочивают нормативно-правовой массив, устраняют имеющиеся противоречия, унифицируют правовой категорийный аппарат, обеспечивают терминологически-языковое единство нормативно-правовых актов.

В отличие от результатов других видов систематизации кодифицированный акт не только упорядочивает действующее законодательство, но и качественно, методологически совершенствует его. Кодекс является свидетельством высокого уровня развития юридической науки и законодательной техники и одновременно мощным толчком к дальнейшим научных исследований соответствующей отрасли, разработка и издание новых нормативно-правовых актов во исполнение его норм. Подготовка к его изданию, как правило, занимает годы и даже десятилетия (так, накопления необходимого научного потенциала, подготовки и непосредственное обработки Германского гражданского уложения заняло почти весь XIX в.).

По уровню переработки и обновления правовых норм исторически сложились два основных метода кодификации: кодификация-компиляция и кодификация-реформа.

Кодификация-компиляция - это метод кодификации законодательства, что предполагает собрание действующих норм права и их приведение в определенную кодифицированную форму без существенных изменений.

Этот метод используется в случае, если целью кодификации является упрощение и унификация законодательства. Многие известные истории кодификаций осуществлено именно по этому методу. Среди них - Русская правда, Соборного уложения 1649 г.., Хозяйственный кодекс Украины.

Кодификация-реформа - это метод кодификации законодательства, предусматривающего собрание норм права и их приведение в определенную кодифицированную форму с существенными изменениями, в частности созданием принципиально новых норм и институтов.

Этот метод является более сложным, более длительным, предусматривает более высокий уровень юридической науки и нормотворческой мастерства. Как правило, он используется на тех этапах реформирования общества, предусматривающие одновременное реформирование правовой системы и достижения не только чисто юридических, но и других целей - утверждение и закрепление новых цивилизационных стандартов, нового типа государственного режима, принципиально новых отношений собственности и тому подобное. Такими кодификациями является Французский гражданский кодекс 1804, известный как Кодекс Наполеона, Германское гражданское уложение 1896 Среди примеров современных отечественных кодификаций-реформ - Гражданский кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины, Уголовный процессуальный кодекс Украины.

Главными видами кодифицированных актов с Основы законодательства и кодексы.

Основы законодательства содержат наиболее общие нормы права и определяют цели и принципы правового регулирования определенной группы общественных отношений. Они выдаются обычно в странах с федеративной формой государственного устройства и имеют целью унификации будущих однотипных законодательных актов субъектов федерации. Такие кодификации выдавались, например, в Российской Федерации в 1993

В национальной правовой системе Украины специфической целью Основ законодательства является закрепление наиболее общих, принципиальных положений, в дальнейшем должны стать стержневыми для новых законов. В настоящее время в Украине действуют основы законодательства о здравоохранении, об общеобязательном государственном социальном страховании. Эти нормативно-правовые акты утверждены законами Украины, содержат нормы прямого действия и является фундаментом для создания соответствующих законов и подзаконных актов.

Кодекс является единственным, возведенным, юридически и логически целостным, внутренне согласованным нормативно-правовым актом. Он обеспечивает на научной основе полное, обобщенное и системное регулирование соответствующей отрасли или подотрасли права.

В настоящее время действующими являются 22 кодексы Украины: Гражданский, Семейный, Земельный, Жилищный, законов о труде, Хозяйственный, Уголовный, об административных правонарушениях, Бюджетный, Налоговый, Таможенный, Гражданский процессуальный, административного судопроизводства, Хозяйственный процессуальный, Уголовный процессуальный, Уголовно-исполнительный, Воздушный, Лесной, о недрах, Водный, торгового мореплавания, защиты. Законодательная деятельность по кодификации законодательства является непрерывной. Так, на стадии проработки находятся проекты Трудового, Избирательного кодексов Украины, а также изменений в действующие кодексы.

Кодексы является важным фактором стабильности системы законодательства, национальной правовой системы в целом. Они действуют, как правило, в течение многих лет. Нормы других нормативно-правовых актов, даже законов не должны противоречить соответствующим кодексам. Так, согласно ч. 2 ст. С ЗК Украины земельные отношения регулируются этим Кодексом и другими нормативно-правовыми актами, если они не противоречат настоящему Кодексу. Согласно ч. 2 ст. 4 ГК Украины, если субъект права законодательной инициативы подал в Верховную Раду Украины проект закона, который регулирует гражданские отношения иначе, чем этот Кодекс, он обязан одновременно подать проект закона о внесении изменений в настоящий Кодекс, причем оба проекта рассматриваются Верховной Радой Украины одновременно. Указанными нормами законодатель определяет особое место кодексов в системе законодательства, обеспечивающего стабильность правового регулирования.

Основными видами кодификаций является отраслевая и специальная.

Отраслевая кодификация осуществляется на уровне определенной отрасли законодательства. ее результатам в Украине издания, например, ЦК, УК, ГПК, УПК.

Специальная кодификация осуществляется в пределах определенной подотрасли законодательства. В результате проведения этого вида кодификации в Украине выдано, например, Бюджетный, Налоговый, Таможенный кодексы.

Особым видом систематизации законодательства является создание свода законов - собрание в одном нормативно-правовом акте всего действующего законодательства государства, расположенного в хронологическом порядке или по отраслям права.

Этот систематизированный акт отличается такими главными признаками:

1) он всегда является официальным источником нормативно-правовых актов, поскольку выдается от имени и по поручению органа законодательной власти;

2) свод законов имеет приоритет перед всеми предыдущими официальными публикациями законов, содержит их действующую редакцию;

3) он является собранием всех действующих законов без исключения (а не кодификацией по отраслевому принципу)

4) этот вид систематизации предполагает большую предварительную законотворческую работу по согласованию норм права, устранения коллизий и пробелов в законодательстве, отмены устаревших норм, объединения законов, регулирующих одинаковые вопросы, в единые законодательные акты и тому подобное.

Деятельность по разработке свода законов имеет свойства консолидации и кодификации, он занимает отдельное, особое место среди других результатов систематизации. Работа по подготовке и изданию свода законов является длительной, тяжелой, предусматривает чрезвычайно высокий уровень юридической науки и законодательной техники.

Истории юриспруденции известны реальные примеры создания таких универсальных актов. Первым из них считается древнеримский Свод законов Юстиниана, в XVI в. получил название Corpus juris civilis - Свод гражданских законов. В истории русского права первым и самым известным полноценным актом такого типа был Свод законов Российской империи 1833 Он состоял из 16 больших томов, содержал в хронологическом порядке все законы Российской империи, начиная с Соборного уложения 1649, и был признан единственным действующим законодательным актом страны.

Следует отметить, что кодификации является важным показателем уровня прогресса человечества, образцом юридической мысли. Почетное место в сокровищнице мировой культуры занимают первый из выдающихся кодексов - вавилонский кодекс Хаммурапи, оригинал которого в виде базальтовой стелы сохраняется в Дувре (Париж), римские Законы XII таблиц и Corpus juris civilis, Русская правда - памятник средневековой отечественной юридической мысли, знаменитые кодификации XIX в. - Кодекс Наполеона, Германское гражданское уложение, Свод законов Российской империи и др. Эти образцы систематизации законодательства являются выдающимися памятниками не только юридической мысли, но и мировой цивилизации в целом.

Кодификация российских законов при Николае I началась в 1826 году. В результате длительной работы большого количества юристов был подготовлен Свод, куда попали все акты и нормы, действовавшие на территории империи. Это собрание законов с приложениями и объяснениями было издано в 1833 году.

Проблема громоздкого законодательства

К моменту вступления на престол Николая I кодификация законов стала одной из самых насущных задач, вставших перед российской властью. Проблема заключалась в том, что на протяжении многих десятилетий в стране появлялись новые своды, уложения и указы, которые порой противоречили друг другу. Кодификация нужна была для того, чтобы систематизировать законы, привести их в единый понятный порядок.

За эту проблему брались еще предшественники Николая I, в том числе его бабушка Екатерина Великая и старший брат Александр I. Новый правитель взялся за кодификацию сразу после того, как только оказался на престоле. Николай пришел к власти на фоне Декабристского восстания, устроенного сторонниками политических преобразований в стране. Николай всю оставшуюся жизнь принимал решения, оглядываясь на события 1825 года. Для него кодификация законов была одним из способов упрочить государственный строй.

Неэффективность правовой системы

То, что властный аппарат был неэффективным и перегруженным пережитками прошлого, ни для кого не было секретом. Часто действия разных органов или чиновников противоречили друг другу из-за юридических лазеек и дырок в законах, регламентировавших их работу. Кроме того, эта ненормальная ситуация стала плодородной почвой для роста коррупции.

Кодификация законов была поручена Он некоторое время был приближенным и являлся автором многих его либеральных проектов и реформ. Накануне войны 1812 года Сперанский был в опале и оказался в почетной ссылке. Теперь Николай I вернул его в строй, надеясь на опыт и глубокие знания реформатора. Сперанский тут же стал слать императору в которых обрисовывал деятельность прежних комиссий по преобразованию законодательства и планы предстоящей кодификации.

Учреждение Второго отделения

Николай I одобрил идеи Михаила Сперанского. В апреле 1826 года специально для предстоящей работы по анализу законодательства было создано Второе отделение императорской канцелярии. Перед новым органом была поставлена четкая цель - составить Свод законов Российской империи. Кодификация проводилась множеством редакторов. Им были предоставлены все необходимые ресурсы. Юристам пришлось проверить колоссальную массу документов. Сперанский и его подчиненные пользовались плодами работы прежней Комиссии составления законов времен Александра I, так и не успевшей завершить свою работу.

Во Втором отделении стали работать юристы, правоведы, историки, статистики и важные государственные деятели. Вот только неполный список имен: Константин Арсеньев, Валериан Клоков, Петр Хавский, Дмитрий Замятин, Дмитрий Эристов, Александр Куницын и т. д. Все эти люди представляли собой интеллектуальную элиту страны. Они были лучшими в своих областях, а объединив усилия, смогли сделать, казалось бы, невозможное. Кодификация законов до того считалась невероятной. Достаточно сказать, что специалистам пришлось включать в будущий Свод документы, датированные XVII веком и все еще действовавшие на территории России.

Сбор документов

Оригинальные бумаги хранились в разных архивах, разбросанных по всей стране. Некоторые документы пришлось искать в зданиях упраздненных учреждений. Такими органами были: Вотчинный департамент, закрытые приказы и т. д. Кодификация российских законов осложнялась и тем, что все еще не существовало единого реестра, по которому могли бы сверяться составители Свода. Второму отделению пришлось создавать его с нуля, ориентируясь на московские, сенатские и министерские архивы. Когда реестр, наконец, был готов, оказалось, что в него попало более 53 тысяч актов, принятых в разных столетиях.

В Санкт-Петербурге требовали редкие книги, которые могли отыскиваться и доставляться неделями. Кодификация законов Российской империи заключалась еще и в ревизии текста. Специалисты сравнивали несколько редакций, анализировали старые источники, проверяли их правомочность, вносили и вычеркивали из реестра. Многие акты фактически дублировали друг друга, хотя могли быть приняты в разное время и по разным поводам. В таких случаях, как правило, ориентировались на более ранний документ, оставляя его для черновика Свода.

Анализ исторически актов

Точкой отсчета для Второго отделения стало принятое в 1649 году при царе Алексее Михайловиче. Юристы включили в Свод этот сборник и все последующие законы. Туда попали даже отмененные и недействующие документы (в качестве приложения в Полном собрании). При этом специальная комиссия параллельно занялась анализом сохранившихся источников, датированных ранее 1649 года. Они были изданы отдельно в виде самостоятельной публикации под названием «Акты исторические».

Кодификация законов при Николае 1 проходила по следующему принципу. Бралась определенная область (например, гражданская). Ее исследовали отдельно от других. При этом то же гражданское законодательство было поделено на несколько исторических периодов. Это облегчало процесс систематизации, хотя он все равно был сложным. Особенно мучительной стала работа над уголовным законодательством. Обозрение его исторического развития составлялось несколько месяцев. В июле 1827 года результат данной работы был в качестве «пробы пера» предоставлен императору. Он остался доволен. Кодификация законов при Николае 1 проходила медленно, но верно.

Правила составления Свода

Организуя работу Второго отделения, Михаил Сперанский решил не рисковать, а взять за основу былой зарубежный опыт в подобных предприятиях. Искать долго не пришлось. В качестве ориентира были выбраны рекомендации Этот английский философ в начале XVII века исследовал юридическую теорию и оставил после себя богатое книжное наследие. Опираясь на его рассуждения, Михаил Сперанский сформулировал несколько правил, по которым в итоге стал составляться Свод российских законов.

Исключались повторения. Слишком длинные формулировки законов сокращались, при этом Второе отделение не имело права касаться их сущности. Делалось это для будущего упрощения работы государственных органов, судов и т. д. Законы распределялись по предметам регулирования, после чего они излагались в форме статей, которые и попадали в Свод. В итоговом издании каждый фрагмент имел свой номер. Человек, пользовавшийся Сводом, мог быстро и легко найти интересующий его акт. Именно этого и хотел достичь Николай 1. Кодификация законов, кратко говоря, стала одним из самых важных начинаний его правления. Предварительная подготовка Свода была закончена.

Значение деятельности Сперанского

Можно с уверенностью сказать, что без Сперанского не была бы проведена кодификация законов российской империи. Он руководил всей работой, раздавал рекомендации подчиненным, разрешал затруднения и, наконец, докладывал царю о достижениях Второго отделения. Михаил Сперанский был председателем итоговой комиссии, которая анализировала и перепроверяла черновики частей будущего издания. Именно его настойчивость и энергия позволили управиться с огромной работой сравнительно быстро.

Однако были и причины, по которым кодификация законов Российской империи при Николае 1 затягивалась. Это происходило, потому что проекты часто возвращались обратно к составителям из-за замечаний ревизоров. Сам Сперанский вычитал каждую строчку в 15 томах Свода. На черновиках, которые ему не нравились, он оставлял свои замечания. Так проект мог курсировать между составителями и комиссией по несколько раз, пока, наконец, его не отшлифовывали до блеска.

Толкование устаревшего права

Согласно требованиям, которые выдвинул Николай 1, кодификация законов не была просто механической работой по переписыванию документов. Давние акты и уложения составлялись на устаревшем варианте русского языка. Составителям Свода приходилось избавляться от таких формулировок и писать их заново. Это была колоссальная работа по толкованию права. Прежние нормы и понятия нужно было перенести на тогдашние условия российской действительности XIX века.

Каждый закон сопровождался массой примечаний и ссылок на источники. Так статьи становились достоверными, а читатели могли при желании проверить подлинность законов. Особенно много пояснений и дополнений было к старым актам, появившимся в XVII-XVIII вв. Если составители отступали от оригинального текста или использовали его модификацию, то это обязательно указывалось в приложении.

Ревизия

Окончательная проверка Свода проводилась в специальном ревизионном комитете. В него вошли представители сената и министерства юстиции. В первую очередь проверялись уголовные и основные законы государства.

Ревизоры внесли множество поправок. Они настояли на том, что в Свод должны были быть добавлены нормы, имевшиеся в распоряжениях и циркулярных предписаниях различных министерств. Например, этого добивался глава финансового ведомства Егор Канкрин. В Российской империи все основывалось на разрозненных предписаниях его министерства.

Издание Свода

Непосредственная работа над составлением и ревизией издания проводилась с 1826 по 1832 гг. В апреле 1832-го появился первый пробный том. Манифест о полном издании Свода был подписан императором Николаем I 31 января 1833 года. В знак признательности царь наградил всех причастных к огромной работе званиями, пенсиями и т. д. Для монарха издание свода стало вопросом чести, так как он с самого начала своего правления озаботился этой задачей. Руководитель Второго отделения Михаил Сперанский получил высшую государственную награду - орден Андрея Первозванного. Кроме того, незадолго до смерти, в 1839 году, он стал графом.

Перед своим изданием Свод прошел проверку в Государственном совете, которой руководил председатель этого органа Виктор Кочубей. На заседаниях присутствовал и император. Так завершилась кодификация законов при Николае 1. Дата этого события (31 января 1833 года) была навсегда вписана в историю российского правоведения и юриспруденции. При этом в манифесте предусматривался подготовительный срок, в течение которого государственные органы должны были ознакомиться со Сводом и подготовиться к началу его использования. Это издание вступало в силу 1 января 1835 года. Действие его норм распространялось на всю территорию Российской империи.

Недостатки

Хотя Свод обладал стройной внешней формой, она не соответствовала характеру внутреннего содержания. Законы исходили из разных принципов и были неоднородными. В отличие от западноевропейских сборников, Свод составлялся по принципу инкорпорации. Он заключался в том, что законы не менялись, даже если противоречили друг другу. Второе отделение имело право лишь сокращать формулировки.

Николай не стал затрагивать суть законодательства, потому как видел в этом начинании опасную реформу. Все свое правление он старался сохранить прежний порядок, державшийся на самодержавном строе. Это его отношение к действительности повлияло и на кодификацию.

Структура Свода

Сперанский предложил составить Свод согласно принципу римского права. Его система основывалась на двух основных частях. Это было частное право и право публичное. Сперанский разрабатывал свою систему для того, чтобы упростить работу со Сводом.

В итоге весь материал был разделен на восемь отделов. Каждый из них соответствовал определенной отрасли права - государственной, административной, уголовной, гражданской и т. д. В свою очередь восемь книг вмещали в себя 15 томов.

Значение кодификации

Появление Свода ознаменовало новый этап в развитии отечественного права. Граждане страны впервые получили систематическое и простое в обращении издание, с помощью которого можно было свериться с действующими законами. До того система права была противоречива и состояла из эклектичных частей. Теперь период бессистемности остался в прошлом.

Началось бурное развитие российской правовой культуры. Теперь чиновникам стало сложнее злоупотреблять своими полномочиями. Их действия можно было легко проверить, сверившись со Сводом. Народ наконец узнал, что такое закон и как он применяется. Для России издание Свода фактически оказалось крупной политической и правовой реформой. В дальнейшем издание несколько раз редактировалось, согласно нововведениям, появившимся в законодательстве при преемниках Николая I.

Кодификация – это система упорядочивания какого-то документа, пакета документов. Это составление нумерации его частей, составление аспектов разделения на главы, параграфы. В юриспруденции это специализированный способ систематизации, который представляет собой изменение, переработку и обновление правовых норм, исключительно в четко определенной отрасли права. Также в данный аспект входит принятие нового кодификационного акта. К таким актам можно отнести основы законодательства, своды законов, кодексы и уставы, регламенты и определенных положения и пр.

Что собой представляет кодификация законов?

В принципе, кодификационный акт отличается повышенным качеством содержания нормативно-правовых положений. То есть, другими словами, это новый акт, который имеет новые аспекты формирования формы, характера и нормативно-правового содержания. В тоже время, некоторые кодификационные акты, которые представлены в нашей стране в виде кодексов, имеют общеотраслевой характер и включают в себя ряд основных норм, которые соответствуют той или же иной отрасли права. Есть также кодификационные нормы, которые в своем составе объединяют нормы право четко определенной подотрасли. К данной кодификации можно отнести Таможенный кодекс, Бюджетный кодекс и пр.
  1. Кодификация представляют собой систематизацию определенных законов всего государства, по четко определенным отраслям права, причем, в данном случае, формируется возможность пересмотра или же отмены устаревших норм законодательной базы;
  2. Кодификация включает в себя систематизацию подзаконных актов, а также актов в определенной подотрасли. В данном случае, речь идет о кодексах, которые в своем составе имеют сбор правил четко определенной направленности, например, Бюджетный кодекс страны.

Особенности кодификации

В нашей стране кодификацией считается процесс деятельности специализированных компетентных государственных органов. Данная деятельность изначально направлена на переработку несистематизированного правового массива. Другими словами, каждый кодекс представляет собой своеобразную кодификацию законодательной базы четко направленного значения в определенном правовом поле. Например, Уголовный кодекс РФ в своем составе содержит всю законодательную базу, которая прямо или же косвенно затрагивает вопрос уголовного права.

Сам по себе процесс кодификации напрямую связан с созданием нормативно-правовых актов, которые в своем составе содержат взаимосвязанные нормы и гармонизированные аспекты. То есть, в один свод включаются все законодательные акты, которые используются в четко определенном правовом поле. Как яркий пример кодификации можно привести процесс создания кодексов, в состав которых входят все нормативные акты, касающиеся четко определенного вида деятельности – правового поля.


Приобретая квартиру, новый собственник практически всегда начинает делать ремонт. Это касается как первичного, так и вторичного жилья. Часто, следуя моде или своим представлениям...


В принципе, нет федерального закона, который смог бы определить, что именно должно остаться в помещении, после продажи. В тоже время, опытные юристы указывают на необходимость...

II отделение должно было заниматься кодификацией законов, ему же «в порядке верховного управления» вменялось в обязанность разрешать отступления от законов. Иными словами, император контролировал всю законотворческую деятельность. Другие отделения ведали воспитательными и благотворительными учреждениями, подготовкой реформы в государственной деревне, кавказскими делами. В целом императорская канцелярия, выполняя не только надзорные функции, подменяла собой соответствующие ведомства, ее деятельность неизбежно вносила дезорганизацию в работу государственного аппарата. Достигавшаяся при этом предельная централизация давала кратковременный эффект.
Отвергнув конституционные начинания Александра I, Николай I противопоставил им систему, которая давала возможность упорядочить российское законодательство, ограничить судебный и административный произвол. Он придавал большое значение кодификации законов, что означало систематизацию действующего законодательства. При самодержавном правлении не только законодательные акты и указы, но и распоряжения монарха имели силу закона. Со времен Соборного уложения царя Алексея Михайловича накопилось так много противоречивых установлений, что давней актуальной задачей стало создание нового всеобъемлющего законодательства, своего рода нового Уложения.
Отказавшись от этой мысли, которая была не по плечу даже Екатерине II, Николай I поручил Второму отделению распределить в хронологическом порядке и подготовить к печати законы Российской империи от 1649 г. до конца царствования Александра I. Так возникло «Полное собрание законов Российской империи». Затем Сперанским и его сотрудниками из них были выбраны и распределены по соответствующим разделам те, что должны были составить действующее законодательство. К 1832 году был подготовлен знаменитый «Свод законов Российской империи», который начал действовать как «положительный закон» с 1 января 1835 г.
Николай I не поощрял стремление Сперанского внести дополнения и изменения в действующее законодательство. Ему органически было чуждо творческое начало. Свод законов выполнял регламентирующую и стабилизирующую роль, но с его появлением ничего нового в административную и судебную практику самодержавия внесено не было. Объективно он укреплял всевластие бюрократии, и логично, что за его создание светоч александровской либеральной бюрократии Сперанский получил орден Андрея Первозванного.
Самодержавная власть. Первый раздел первого тома свода законов носил характерное название: «О священных правах и преимуществах верховной самодержавной власти». Здесь были изложены правовые понятия, определявшие объем полномочий царя. Первая статья этого раздела гласила: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Это была апелляция к теории божественного права, которая в XIX в. безнадежно устарела. Согласно дальнейшим статьям, Российская империя управлялась на «твердых основаниях положительных законов, исходивших от самодержавной власти». Иными словами, император был единственным источником законности.
Свод законов знал принцип разделения властей, который особо тщательно оговаривался в отношении прав и обязанностей министерств. Власть законодательная, как составляющая ведение Государственного совета, и власть судебная, как принадлежащая Сенату и судебным местам, были исключены из их функций: «Существо власти, вверяемой министрам, принадлежит единственно к порядку исполнительному: никакой новый закон, никакое новое учреждение или отмена прежнего не могут быть установляе-мы властию министра». И далее: «Никакое министерство само собою никого судить и никаких тяжб решить не может». Министерствам принадлежала исполнительная власть: «В порядке государственных сил министерства представляют установление, посредством коего верховная исполнительная власть действует на все части управления». Функциональное разделение властей, установленное Сводом законов, упорядочивало работу государственного механизма, но не могло заменить отсутствие политической системы подлинно независимых и взаимно уравновешивающих ветвей власти.
Утверждая прерогативы самодержавия, Николай I следовал наставлениям Карамзина, которого он высоко ценил, и верил в самодержавную инициативу. Когда в 1830 г. во Франции началась революция и была свергнута династия Бурбонов, он рассуждал о том, что «Россию наиболее ограждает от бедствий революции то обстоятельство, что у нас со времен Петра Великого всегда впереди нации стояли ее монархи».
Восстание в Варшаве в ноябре 1830 г. император воспринял как личное оскорбление, в особенности потому, что он как польский король в мае 1829 г. исполнил неприятный ему обряд коронации и присягнул на верность конституции. Против повстанцев, которые объявили о свержении династии Романовых с польского престола, были направлены войска И. И. Дибича, которого затем сменил И. Ф. Паскевич. Восстание было подавлено, и в феврале 1832 г. был издан Органический статут, по которому Царство Польское объявлялось неотъемлемой частью Российской империи. Российский император делался наследственным обладателем польской короны, и отпадала необходимость отдельной коронации. Польский Сейм был ликвидирован, армия распущена. Царь покончил с главным конституционным начинанием Александра I, с надеждами на возвращение правительственного реформизма.