Статья за безработицу в советское время. Закон о тунеядстве в рф

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Власти России готовы взять на вооружение «передовой опыт» Белоруссии и обложить налогом граждан, у которых и так нет доходов.

«Налог на тунеядство», введение которого готовит правительство РФ, должен учитывать все возможные доходы людей, находящихся в трудоспособном возрасте, но не имеющих официальной работы, заявил министр труда Максим Топилин.

По его словам, при обложении налогом самозанятых граждан власти намерены учитывать имущество, которое находится в их собственности.

Размер налога может составить 25 тысяч рублей с человека в год, рассказал Топилин.

Налог на любимых жен

Администрирование такого налога в первую очередь обойдется дороже, чем средства, которые можно будет с его помощью собрать. А во-вторую очередь это вызовет массовое недовольство населения, которое накануне выборов властям совсем ни к чему, полагает доктор экономических наук Андрей Гудков.

«Введение такого налога непонятно как согласуется с существующей на данный момент в России конституцией, в которой, в отличие от конституции советской, право на труд не упомянуто. А если не предусмотрено некое право, то не надо быть юристом, чтобы понять, что невозможны никакие репрессии за неиспользование этого права. Ибо только право порождает обязанности», - сказал он «Ридусу».

С практической точки зрения взимание такого налога тоже вызывает множество вопросов, главный из них - как налоговые власти намерены разделять тех граждан, которые «тунеядствуют» злонамеренно, и тех, кто имеет источник существования совершенно легитимный, но не связанный с зарабатыванием денег путем ежедневного хождения на завод?

«Найти „тунеядцев“ можно только по базе данных ПФР. Но огромное количество людей живет за счет своих супругов, „работая“ родителями малолетних детей, бабушками-дедушками своих внуков или, в конце концов, любимыми женами своих работящих супругов. За это родственники их содержат. Этих людей тоже предлагается обложить налогом на тунеядство?» - говорит Гудков.

Причем «любимая женщина механика Гаврилова» может не состоять с ним в официальном браке, и доказать, что ей нет нужды каждое утро отправляться на работу, документально она не сможет.

«В конце концов, на российских просторах можно найти примеры, когда в отдаленных деревнях их жители живут натуральным хозяйством. Баба Маша выращивает картошку и обменивает ее у тети Веры на огурцы, а та меняет их у дяди Васи на самогон. В денежные отношения они не вступают, и формально, по букве предполагаемого закона, должны будут платить 25 тысяч - больше, чем все их огурцы и картошка стоят вместе», - указывает эксперт.

Опыт Белоруссии продемонстрировал, что даже в этой спокойной и «советской» стране попытки введения «налога на тунеядство» вызвали массовые протеста в Минске. В России тем более подобное нововведение станет подарком несистемной оппозиции, предупреждает он.

В Белоруссии с 2015 года неработающие граждане обязаны платить в казну 20 минимальных зарплат в год (около 200 долларов) «в целях стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности и обеспечения исполнения ими конституционной обязанности по участию в финансировании государственных расходов».

Сам себе работодатель

В мае Минюст России разработал законопроект о самозанятых гражданах в РФ (неблагозвучный советский термин «тунеядство» в документе, конечно, не применяется).

Самозанятость как понятие появилась в России (в последние годы существования СССР) почти одновременно с ликвидацией статьи УК «Тунеядство».

Самозанятыми является большое количество граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без привлечения наемных работников и регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (например, репетиторы, сиделки, няни).

Разница между индивидуальными предпринимателями и самозанятыми лицами на сегодня сугубо номинальная, и критерий отличий между ними всего один, говорит бывшая сотрудница Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ Наталья Тодэ.

«Этот критерий заключается в том, что и ИП, и самозанятое лицо делают одну и ту же работу, оказывают одну и ту же услугу, с той лишь разницей, что первый это делает с уплатой налогов, а второй - теневым образом. И власти уже далеко не первый раз предпринимают попытки вывести вторую категорию из тени, но каждый раз талантливые экономически активные россияне находят способы, как оставаться в теневом секторе», - сказала она «Ридусу».

В попытке провести черту между индивидуальным предпринимательством и самозанятостью государство сейчас тоже балансирует в очень зыбком правовом поле, соглашается Тодэ с Гудковым.

«Возьмите для наглядности разницу между самозанятостью и, извините, попрошайничеством. Вот стоит человек на тротуаре с шапкой в руке и клянчит подаяние. Формально он подпадает под действующую статью УК „Попрошайничество“. Но если он будет делать то же самое, но при этом читать вслух стихи, то формального состава преступления в его действиях уже не будет: он ведь оказывает вам услугу! Другое дело, что вам эта „услуга“ совершенно не нужна, но чисто юридически разница огромная», - поясняет она.

Санкция за попрошайничество перекочевала в УК РФ из УК РСФСР, а вот понятия «самозанятость» не было ни в советском КЗоТ, ни в нынешнем российском Трудовом кодексе.

Одна из отличительных черт СССР как модели существования пусть не всего мира, но его солидной части, - порождение явлений законами, а не законов явлениями. Одно из таких явлений - тунеядство. Сам по себе указ об усилении борьбы с тунеядством был прост как пара трехкопеечных, но он породил еще чуть-чуть и культуру: обозвав тунеядцем, можно было обидеть, а это уже устои.

Тунеядцы существовали, существуют и будут существовать всегда, каким бы ни был строй: хоть кровавый режим, хоть анархия, хоть настоящая до боли в сердце демократия, хоть республика, хоть вакханалия. Даже при рабовладельческом строе 100 % находились и рабы, и надсмотрщики, предпочитающие отлежаться под лавкой, вместо того чтобы пахать наравне с однокашниками. Но в СССР натянули вожжи: механизм юридической машины запускали редко, точечно, но путем пропаганды добились раздутого эффекта, и последствия не заставили себя ждать.

Как всё начиналось

Каждый член полезного в масштабе планеты общества должен был заниматься полезным в масштабе этого общества трудом. Понятие «незамужняя домохозяйка» исчезло полностью, лишь иногда запретной дымкой маяча в разговорах о «за бугром»: женщины обязаны были работать всё тот же 8-часовой рабочий день; исключение составляли беременные, кормящие, воспитывающие максимум до 3-х лет (далее функцию воспитания брало на себя полезное общество) и являющиеся официально домохозяйками при сильно занятых мужьях.

Человека, не работавшего на дело строительства коммунизма более 4-х месяцев подряд или год в целом, признавали тунеядцем. Так как не каждый труд приносил пользу в рамках планетарной задачи, появились «борзые». Их так именовали не из-за борзости повышенной степени, а от нежелания расшифровывать аббревиатуру БОРЗ – без определённого рода занятий (как БОМЖ – без определённого места жительства).

Попали под каток и представители свободных творческих профессий: поэты, писатели-нечлены Союза писателей, художники, актёры, архитекторы (все эти мечтатели) и фрилансеры любого рода деятельности. В СССР схема была такова: из прибыли предприятия в доход государства шло 96 %, оставшиеся 4 % делили между собой в равных долях снабжение, пенсионный фонд, зарплата, модернизация производства. Все, кто смел не вносить свою долю в эти 96 %, автоматически превращались в тунеядцев, и нередко поэтам приходилось мести дворы, чтобы не поехать в неожиданный «отпуск».

Солидная часть ещё остававшейся творческой интеллигенции отправилась рубить лес. Однако свято место пусто не бывает, и взамен интеллигенции пришла другая прослойка: не сказать, что интеллигентная, но точно творческая. Борьба с тунеядством обогатилась: вспышка пропаганды набрала силу сверхновой, народ проникся, и тунеядцы приобрели пусть неофициальную, но классификацию.

Кто ты, тунеядец?

Клан тунеядцев начал прибавлять в количественном показателе в обход всех правовых норм. Дама живет за мужниной спиной? Тунеядка! Тут уже пошел явный перекос, явление стало самостоятельным (на осинке родилась апельсинка): закон даму тунеядкой не считал, а народ считал, и карикатуристы его поддерживали. Холёная барышня могла вставать пополудни, потом три часа заниматься причёской, ногтями, туалетами, но в глазах государства была в своем праве. А в глазах затюканных женщин, вынужденных вставать к стиральной доске и плите после нешуточного рабочего дня где-нибудь на кирпичном заводе, право сие было дамой нагло узурпировано.

Если затюканные женщины бесхитростно считали холёных «стерв» поголовно тунеядками, то карикатуристы и авторы фельетонов поделили их на два типа: дипломированная приспособленка, просто дура без диплома. Аналог просто дуры без диплома – нынешняя гламурная светская «львица», занимающаяся собой, модой, собой, чтобы «вынести» себя в свет в должном виде. Дипломированные приспособленки – околонаучные барышни, предпочитающие пригреться под крылом старика-профессора, вместо того чтобы читать лекции о силе слова русского где-нибудь в деревенском клубе перед заснувшими от усталости доярками.

Довольно интересной, а главное, небезосновательно выделенной формой тунеядства была учёба, и насмешники продёргивали горе-студентов только так. В 70–80-х поступить в институт считалось необходимостью, «пэтэушники» автоматически записывались в неудачники сразу после получения аттестата об окончании 8-ми классов общеобразовательной. «Удачливые» поступали куда угодно и как угодно, выбирали институты не по призванию, а по проходному баллу, учились абы как чему-нибудь. Такая учёба стала одной из форм тунеядства для сатириков, и они резвились по полной программе, продёргивая «студентов» почем зря.

Ну и, собственно, ради кого все затевалось: главные тунеядцы – свободные художники, поразительно единодушно попадавшие в разряд диссидентов благодаря несдержанным «антисоветским» речам и нежеланием творить по шаблону. Стоило бедолаге перейти грань, как тут же запускалась юридическая машина, и горе-революционера перемалывала 209-я статья. Универсальная правовая норма: не было никакого смысла копаться в бульдозерных выставках, расследовать происхождение и распространение самиздата – достаточно было всех упечь за тунеядство. Понимали это и большинство неглупых свободных художников, благодаря чему сложилась анекдотическая ситуация, позволившая позже высмеивать государственное образование такого высокого уровня, что редко можно было встретить дворника или истопника без диплома одного из ведущих гуманитарных вузов СССР.

Граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы. Кто хочет сегодня поработать? …

Операция «Ы» и другие приключения Шурика

Братцы, помогите разобраться,
Относить правительство куда?
Термин применимый – тунеядство?..
(Жизнь за счёт народного труда)

Стихотворение «С праздником, тунеядцы!»

Тунеядство как качество личности – склонность жить на чужой счёт, чужим трудом.

Раньше тунеядство преследовалось по закону, а сейчас - вершина успеха.

Hа суде адвокат (А) защищает тунеядца-алкоголика (Т). А) — Сжальтесь, товарищи судьи, у подзащитного было трудное детство, но еще не все потеряно, наверняка среди его родственников есть порядочные люди, и они помогут ему встать на ноги. Скажите, подсудимый, кто ваш отец? Т) — Умер от цирроза печени. А) — А мать? Т) — В психушке. А) — Сестра? Т) — Ошивается по вокзалам. А) — А брат? Т) — В медицинском институте. А) — Он студент? Т) — Нет, он в банке. А) — ? Т) — Он с двумя головами родился.

Тунеядец не желает исполнять обязанности, возложенные на него самой природой. Интересно, что слово «тунеядство», образовано слиянием устаревшего наречия «туне», означающего «даром», с глаголом «ясти» то есть «есть», «питаться».

Тунеядство не поддерживается ни одной духовной традицией. Любая религия говорит о том, что человек должен работать, чтобы прокормить свою семью. Тунеядец считает, что он никому ничего не должен, что не его дело содержать свою семью так, чтобы семья была счастлива.

Философ Вячеслав Рузов считает, что тунеядцем можно назвать того, у кого не хватает денег на собственных детей. Ни одна духовная традиция не говорит: — Не работай, пользуйся обносками, ешь объедки, пусть твои дети болеют, страдают, заражаются чужими инфекционными заболеваниями и кожными грибками. Законы семейной жизни для всех одинаковы. И неважно, какой традиции следует человек. Он должен работать очень серьезно, чтобы поддерживать свою семью. Это факт. И никто не может ему сказать, что ты должен не работать, и пусть твоя семья делает, что хочет, иди по помойкам, собирай одежду — это очень подозрительно. Здоровый человек должен работать. Всё очень просто.

Тунеядец считает не зазорным подбирать выброшенные вещи. Работяга очень удивится, если вы принесёте ему свои старые носки и скажете: «Вот тебе носки, я себе новые купил, вы хороший человек, и я вам их дарю, может, пригодятся». Это очень подозрительно всё.

В СССР лицам, обвиненным в тунеядстве, присваивалась аббревиатура - БОРЗ (без определенного рода занятий), а несколько позже в уголовной среде появилась формулировка на жаргоне - «борзой», то есть человек стойко не желающий работать.

Жукналист Павел Пряников рассказывает, что выявление и отлов тунеядцев возложили на МВД, но их сил на это не хватало, и тогда на помощь милиции пришли так называемые общественные суды - группы активистов, состоящие из дружинников, комсомольцев, партийных и хозяйственных деятелей. Фактически до половины тунеядцев проходили через этих активистов. Через три месяца действия Указа в служебной записке для Бюро ЦК КПСС приводилась статистика: «В РСФСР выявлено 130 тысяч тунеядцев. После проведения разъяснительной работы большинство лиц, уклоняющихся от общественно полезного труда, приступило к работе на предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах.

Самый известный в советской истории тунеядец - поэт Иосиф Бродский. После масштабной травли в газетах он чуть не умер в камере от сердечного приступа, а весной 1964-го получил максимальное наказание по 209 статье - пять лет принудительных работ на Севере. Как сообщала советская печать, «постановление суда было встречено горячими аплодисментами людей с честными рабочими руками». «Перевоспитывался» Бродский в совхозе «Норинское» Архангельской области, где он провел чуть менее полутора лет (под давлением мировой общественности приговор поэту был сокращен). Поэт Евгений Рейн вспоминал про жизнь Бродского в ссылке: «Были у него несколько раз. Ему там отвели половину избы, очень просторной, уютной. В основном он занимался стихами, иногда их вывозили на какие-то работы. Он помогал убирать урожай, раскидывал на поля навоз. Как потом рассказывал сам Бродский, это было самое счастливое время в его жизни. Помню, поехали вместе с Найманом поздравлять его с 25-летием. Привезли икры зернистой, водки ящик, американские сигареты и японский радиоприемничек. Очень хорошо отпраздновали. А через несколько месяцев его амнистировали. Жан-Поль Сартр попросил председателя Верховного Совета повлиять на ситуацию, и это сработало».

Поэт Сергей Михалков высмеял тунеядцев в басне «Шарик– Бобик»:

У ресторана «Горная вершина»,
Где ждут курортников и шашлыки и вина,
С утра до вечера крутился тихий Пёс.
Всем посетителям равно хвостом виляя,
На трезвых не рыча, на пьяного не лая,
Он повседневно здесь своё дежурство нёс.
Пёс откликался на любую кличку,
И это у него вошло в привычку:
Окликнут Шариком - он вмиг хвостом вильнёт.
«Эй, Бобик!» - он уже к чужой коленке льнёт,
А сам глядит в глаза - глядит и не моргнёт!
«А ну, Дружок! Поди сюда, собачка!» -
Собачка тут как тут - и ей уже подачка:
Кидает чья-нибудь рука
То косточку от шашлыка
С кусочком сладкого, поджаренного жира,
То птичье крылышко, то просто ломтик сыра…
Нет, хлеба не искал курортный этот пёс -
От хлебного куска он воротил свой нос…
Его собратья сторожат жилища,
На складах тявкают, врага по следу ищут -
Несут служебный долг, гордясь своим постом,
А этому милее кров и пища,
Добытые глазами и хвостом…

***
Любых мастей и видов тунеядцы!
Ведь это вы попали в басню, братцы!

Петр Ковалев 2015 год

Интернет-сообщество в начале 2015 года просто взорвалось от негодования после выступления депутатов Законодательного собрания Петербурга. Они предложили ввести в Уголовный кодекс России статью, утратившую силу после распада СССР, и вернуть понятие «тунеядец». По всей стране люди были возмущены этой инициативой. Возродится ли статья о тунеядстве в РФ в ближайшие годы? Рассмотрим вероятность этого ниже.

Берем пример с Беларуси

Раньше, чем российские парламентарии подготовили законопроект, декрет о социальном иждивении был введен в Республике Беларусь. Согласно ему, каждый, кто не хочет работать обязан платить государству порядка 12 000 (в переводе на российские рубли) в год. Неуплата этого налога грозит применению более серьезных наказаний к безработным. Они будут отправлены на принудительные работы или придется выплачивать крупный штраф.

По мнению президента республики, этот закон уравнивает всех граждан и показывает им, что трудиться необходимо в современном обществе. Таким образом планируется искоренить пьянство, наркоманию и воровство.

Однако закон был серьезно недоработан. Под его действие попали даже те, кто получает минимальную зарплату. Согласно этому закону, им придется доплачивать часть налогов в казну самостоятельно, так как работодатели перечисляют за них меньшую сумму, чем установлено этим законом.

Необходимо ли возрождение положения о тунеядстве в России: мнение граждан

Центр Исследования общественного мнения провел опрос, после которого стало известно, что половина граждан нашей страны поддерживает закон, продвигаемый питерскими депутатами. В первую очередь свое положительное мнение об этом проекте выразили люди старшего возраста и те, кто разделяет взгляды коммунистов.

Разделились мнения и по поводу самого понятия тунеядство. По мнению опрашиваемых, так можно называть людей:

  • не желающих работать;
  • живущих за чужой счет;
  • всех безработных;
  • страдающих алкоголизмом или наркоманией.

Пожилые люди считают, что наказание в виде исправительных работ – это достаточно мягкая мера для тунеядцев. Они предлагают, чтобы все, уклоняющиеся от трудоустройства отправлялись отбывать реальные тюремные сроки. Молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет считают, что вводить этот закон не нужно.

Кого коснется закон

На сегодня в РФ рынок труда ощущает острый дефицит. Открыто более 1,2 миллиона вакансий по всей стране, при этом официально безработными считается только 1 миллион человек. Хотя, по статистическим данным, 18 миллионов человек трудоспособного возраста не имеют официальной работы без каких-либо на то причин.

Положение о тунеядстве, по мнению аналитиков, коснется абсолютно всех. Прежде всего, после его введения сократятся заработки, ведь работодателю не нужно будет привлекать потенциальных сотрудников высокими окладами. Отказаться от такой работы обычный человек не сможет, так как в противном случае он перейдет в разряд тунеядцев.

При этом политика Центра занятости не изменится. Сейчас вы можете отказаться лишь от трех вакансий, предложенных вами специалистами. Соискателя, который не хочет идти более чем на три предложенных места, просто снимают с учета. После введения положения о тунеядстве гражданам придется устраиваться даже на не самых выгодных условиях, так как альтернатив у них не будет.

Больше всего от введения закона пострадают люди творческих профессий и фрилансеры, которые сейчас чаще всего работают, не вступая в договорные отношения с заказчиками. Им придется либо регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, либо идти работать по иной, чаще всего рабочей специальности.

Закон не учитывает следующие факторы:

  • не всякий продукт труда может быть продан;
  • не каждый человек способен работать за ежемесячную заработную плату.

Например, по этому проекту к тунеядцам можно причислить служителей Церкви. Ведь их труд оплачивается прихожанами, и ни в какие договорные отношения они не вступают. Также пострадают женщины, ведущие домашнее хозяйство. По закону их труд не будет считаться работой, ведь они не получают ежемесячный оклад и не отчисляют налоги в бюджет.

Проект о тунеядстве предусматривает и исключения. Под них попадут следующие категории граждан:

  • несовершеннолетние;
  • женщины, воспитывающие детей до 14 лет;
  • родители детей-инвалидов;
  • пенсионеры;
  • инвалиды.

Если все-таки закон примут, то многие люди будут вынуждены идти на самый непрестижный труд, чтобы не попасть под его действие.

Общественная служба

Дополнительно планируется ввести понятие «общественной службы». Так будут называть профессии, важные для региона. В каждом субъекте федерации планируется сформировать список должностей, которые наиболее значимы. Зависеть этот перечень будет от экономической ситуации в регионе.

Тем, кто трудоустроится на эти должности, произведут доплату за счет средств Пенсионного фонда. Пока неизвестно, будут ли получать люди по 6 000 рублей ежемесячно в качестве прибавки к заработку или эти средства автоматически отправятся на его пенсионный счет.

Дополнительно депутаты питерского Заксобрания предлагают ввести несколько льгот для трудоустроенных на общественной службе. Примерный пакет субсидий будет выглядеть следующим образом:

  • предоставление жилья по договорам социального найма с возможностью приватизации после 10 лет работы на общественной службе;
  • материнский капитал после рождения первого ребенка;
  • льготные места в детских садах, школах и местах летнего отдыха для детей.

На особое положение депутаты хотят перевести врачей, педагогов и специальности, на которых сейчас трудится большое количество мигрантов. Однако тут существует одна сложность: без специального образования врачом или учителем не станешь, поэтому сразу после введения закона возможно ухудшение качества образовательных услуг и здравоохранения. На должности врачей и учителей станут брать неквалифицированных сотрудников по знакомству или приглашать специалистов, которые только получают образование одновременно с выполнением своих трудовых обязанностей.

Чему противоречит новый закон: будет ли он принят

Валентина Матвиенко высказалась резко против принятия положения о тунеядстве. Прежде всего, этот закон будет противоречить статье 37 Конституции РФ. В ней четко прописано, что труд в нашей стране – дело добровольное. Каждый человек может самостоятельно выбирать себе специальность, исходя из талантов и потребностей. Если депутаты будут настаивать на принятии закона о социальном иждивении, то им придется переписать Конституцию, что неприемлемо, по мнению Валентины Ивановны.

Дополнительно придется изменить и Трудовой кодекс, в нем также присутствует статья о том, что принудительный труд неприемлем. Валентина Матвиенко считает принудительный труд возвратом к крепостному праву и легальному рабству, что не совпадает с нормами морали современного общества. Противоречит инициатива питерских парламентариев и нескольким международным конвенциям, действие которых распространяется и на нашу страну.

Большинство экспертов совпадают во мнениях с Валентиной Ивановной. Они считают, что этот закон не сможет исправить ситуацию с безработицей в нашей стране. Безусловно, она существенно сократится, но при этом в худшую сторону изменится уровень жизни граждан.

Что касается фрилансеров, то, по мнению экспертов, чаще всего это творческие люди, которые получают минимальный доход от своей работы, а большую часть времени занимаются своей реализацией и получением опыта для получения уже официальной работы. Государство рискует остаться без представителей творческих профессий.

При этом выгода для бюджета государства будет минимальной. Так как заработки на рабочих специальностях упадут, больших отчислений в ПФР и другие фонды ждать не следует. В отличие от советских времен, сейчас большая часть предприятий принадлежит частным лицам, и власть не сможет регулировать условия, которые будут предлагать работодатели. К тому же в советское время существовала возможность искусственно создавать рабочие места, чтобы обеспечить гражданам стопроцентную занятость. Создавать специально рабочие места государство не может, так как на это потребуются затраты из бюджета. Также трудоустройство от государства может привести к развитию бюрократиии процветанию синекуры.

На сегодня известно, что этот закон не будет принят в ближайшее время. Об этом сообщил Максим Томилин (министр труда). Он высказался против введения в РФ по аналогии с Беларусью налога на иждивение. Однако чиновник отметил, что необходимо заняться вопросами нагрузки на страховые фонды. На сегодня проект о тунеядстве отложен, и в 2019 году рассматривать его не будут. Сейчас к принятию закона не готовы ни власти, ни население.



Тунеядство

В законодательстве СССР в 1961—1991 гг. — состав преступления, заключавшегося в «длительном проживании совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда».

Этимология

Существительное «тунеядство» церковнославянского происхождения; это сложное слово, образованное слиянием устаревшего ныне наречия «туне», означающего «даром», «бесплатно», «безвозмездно», с глаголом «ясти» (означающего «есть», «питаться»). Аналогично устроено исконное существительное дармоед.

Лишь мы, работники всемирной

Великой армии труда,

Владеть землёй имеем право,

(В оригинале Эжена Потье: Ouvriers, paysans, nous sommes // Le grand parti des travailleurs: // La terre n’appartient qu’aux hommes // L’oisif ira loger ailleurs «Мы, рабочие, крестьяне — великая партия трудящихся. Земля принадлежит только людям, бездельник пойдёт жить в другое место»).

Борьба с тунеядством в СССР

Вскоре после захвата власти в крупных городах России большевики занялись проведением марксистских экономических реформ, сводившихся к конфискации имеющегося в наличии у зажиточного населения имущества и мобилизации людских ресурсов в целях скорейшего построения социализма. В своей статье «Как организовать соревнование?» (декабрь 1917 — январь 1918 гг.). Ленин говорит о необходимости применения суровых мер по отношению к классово чуждым сознательному пролетариату элементам, которые, по мнению Ленина, нуждались в разных формах перевоспитания:

Тысячи форм и способов практического учёта и контроля за богатыми, жуликами и тунеядцами должны быть выработаны и испытаны на практике самими коммунами, мелкими ячейками в деревне и в городе. Разнообразие здесь есть ручательство жизненности, порука успеха в достижении общей единой цели: очистки земли российской от всяких вредных насекомых, от блох — жуликов, от клопов — богатых и прочее и прочее. В одном месте посадят в тюрьму десяток богачей, дюжину жуликов, полдюжины рабочих, отлынивающих от работы…

В другом — поставят их чистить сортиры.

В третьем — снабдят их, по отбытии карцера, жёлтыми билетами, чтобы весь народ до их исправления надзирал за ними, как за вредными людьми.

В четвёртом — расстреляют на месте, одного из десяти, виновных в тунеядстве.

В пятом — придумают комбинации разных средств и путём, например, условного освобождения добьются быстрого исправления исправимых элементов из богачей, буржуазных интеллигентов, жуликов и хулиганов. Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт, тем вернее и быстрее будет успех социализма, тем легче практика выработает — ибо только практика может выработать — наилучшие приёмы и средства борьбы.

— В. И. Ленин, ПСС, т. 35, стр. 204

Конституция РСФСР 1918 года была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР». Основные принципы, лёгшие в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав.

12-я статья Конституции СССР 1936 года гласила: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: „кто не работает, тот не ест“».

— Е.Жирнов."Внушить полезный страх"

К середине 1964 г. по этому указу было сослано 37 тысяч человек. При этом, в частности, тунеядцами признавались и ссылались инженер-технолог, который прекратил работу, оборудовал кролиководческую ферму и стал жить за счет приносимых ею доходов, пожарный, который занимался своим земельным участком и торговал на рынке овощами и фруктами. Иногда суды принимали решения о выселении нетрудоспособных.

Данный указ иногда также использовался для преследований по политическим мотивам.Наиболее известный пример — дело поэта Иосифа Бродского (1964 г.)

Систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством, продолжаемое после повторного предупреждения, сделанного административными органами, — наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года.

— Статья 209 УК РСФСР. Систематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством.

При этом под «общественно полезным трудом» понимался лишь труд в санкционированной государством форме. Самодеятельный же труд разрешался только в свободное от «общественно полезного труда» время, иначе он приравнивался к тунеядству. Учёба в государственном учебном заведении считалась достаточным эквивалентом «общественно полезного труда».

В СССР лицам, обвинённым в тунеядстве, присваивалась аббревиатура — БОРЗ (без определённого рода занятий), и в уголовной среде на т. н. «блатном» жаргоне появились формулировки — «борзо́й» и «бо́рзый», то есть человек, стойко не желающий работать.

В каждом конкретном случае тунеядства суды были обязаны тщательно проверять, какова продолжительность неучастия в общественно полезном труде лица в отдельные периоды года и чем она была обусловлена..

Вопреки мнению о массовом использовании 209-ой уголовной статьи на самом деле тотальной массовости наказания за тунеядство в СССР не наблюдалось.[источник не указан 30 дней] В каждом конкретном случае тунеядства суды были обязаны тщательно проверять, какова продолжительность неучастия в общественно полезном труде лица в отдельные периоды года и чем она была обусловлена. Так называемой «показательной порки» (слушания по «делам о тунеядцах» действительно не проводились в закрытом режиме, напротив, их было настолько мало, что такие дела использовались для пропагандистской кампании с публикацией отчётов в центральных СМИ) и последующему уголовному наказанию подвергались только самые выдающиеся, самые «борзые» борцы за право не заниматься общественно полезным трудом.

Борьба с тунеядством велась до принятия в апреле 1991 года закона «О занятости населения», отменившего уголовную ответственность за тунеядство и признавшего безработицу. В дальнейшем в законодательстве постсоветских государств термин «тунеядство» не употребляется.

Тунеядство и преступность

Основные условия и направления в создании преступных ситуаций совершаемых лицами без определённого рода занятий:

Наличие значительного количества свободного времени.

Предрасположенность к получению материальных благ без трудовой деятельности.

Наличие контактов и общения с подобными элементами (то есть такими же лицами, ведущими праздный образ жизни).

Основные преступления совершаемые при прямом и косвенном участии лиц без определённого рода занятий:

Воровство: Как случайное средство для приобретения т. н. «лёгких денег».

Ограбление: Как вынужденная обстоятельствами мера для добычи средств к существованию тунеядца.

Мошенничество: Добывание средств путём обмана (например, так называемое «целительство»).

Хулиганство: Как одна из характерных форм поведения и развлечения в группах бездельников.

Попрошайничество: Как источник средств к существованию и обогащению.

Вымогательство: Чаще встречается т. н. бытовое вымогательство (выуживание денежных средств у родственников и знакомых).

Интересна статья?