Российская экономика во второй половине XVIII века: положение крестьянства. Правовое положение частновладельческих крестьян


Эволюция крепостничества в XVIII веке. Петровская эпоха

Реформы Петра I оказали серьезное влияние на социально-экономическое развитие страны. В XVIII веке. в России наблюдается (хотя и в начальной стадии) процесс разложения крепостнических и формирования капиталистических отношений. Социально-экономическое развитие России проходило крайне сложно и противоречиво. Вступившие в стадию своего разложения крепостнические отношения не только оставались господствующими, но и распространялись на новые территории.

В петровскую эпоху крепостное право стало пониматься, как институт публичного права. Весь сословный строй этой эпохи построен на принципе государственного интереса, а практически – на всеобщем закрепощении: царь крепок государству, дворянство – царю, крестьяне – дворянам. Крепостное право основано на велениях всенародной пользы. Мысль о государственной пользе, как основании крепостного права, нашла отражение в указе от 18 января 1721 года о покупке деревень к заводам. В указе говорилось о том, что, несмотря на прежнее запрещение купцам приобретать деревни (а запрещение было потому, что купцы занимались исключительно купечеством и не приносили тем самым пользы государству), “...позволяется сим нашим указом...деревни покупать невозбранно”, по причине того, что “...многие купецкие люди...возымели к приращению государственной пользы заводить разные заводы...”. Таким образом, выходило, что владельцы крестьян были лишь временными их держателями по уполномочию государственной власти.

Ключевский пишет: «Указы о первой ревизии юридически смешали два крепостных состояния, прежде различавшиеся по закону, крепостное холопство и крепостное крестьянство. Крепостной крестьянин был крепок лицу землевладельца, но при этом он был еще прикреплен и к своему состоянию, из которого не мог вывести его даже землевладелец: он был вечно обязанный государственный тяглец. Холоп, как и крепостной крестьянин, был лично крепок своему господину, но не нес государственного тягла, лежавшего на крепостном крестьянине. Законодательство Петра распространило государственное тягло крепостных крестьян и на холопов. Таким образом, изменился источник крепости: как вы знаете, прежде этим источником был личный договор холопа или крестьянина с господином; теперь таким источником стал государственный акт - ревизия. Крепостным считался не тот, кто вступил в крепостное обязательство по договору, а тот, кто записан за известным лицом в ревизской сказке. Этот новый источник, которым заменился прежний договор, сообщил крепостному состоянию чрезвычайную растяжимость. С тех пор как не стало ни холопов, ни крепостных крестьян, а оба эти состояния заменились одним состоянием - крепостных людей, или душ, стало возможным по усмотрению сокращать или расширять и количество крепостного населения и границы крепостной зависимости. Прежде крестьянское состояние создавалось договором лица с лицом; теперь оно поставлено было на основании правительственного акта.

Со смерти Петра крепостное состояние расширялось и в количественном и в качественном отношении, т. е. одновременно все большее количество лиц становилось в крепостную зависимость и все более расширялись границы власти владельца над крепостными душами.»

Иными словами характерной особенностью крепостного права XVIII – XIX веков было то, что в отличие от предыдущего, московского периода крестьяне находились в собственности государства. Другая особенность (а точнее сказать тенденция) рассматриваемого периода - консолидация различных категорий крестьянства в единое сословие. Указ 1718 года о введении подушной подати и замене подворного обложения налогом привел к упразднению таких категорий, как подсуседники, захребетники, бобыли. Известно, что при подворном налоговом обложении практиковалось объединение дворов. Во двор более или менее зажиточного крестьянина подселяли бедные крестьянские семьи (подсуседники, захребетники) или одиноких крестьян-бобылей, чтобы не платить налог с их дворов. С введением подушной подати исчезал стимул к такому объединению. Между тем, со второй половины XVIII века положение крестьян частновладельческих заметно ухудшается.

Крепостное состояние размножалось двумя способами - припиской и пожалованием. Приписка состояла в том, что люди, которые не успели примкнуть к основным классам общества, избрав себе постоянный род жизни, по указу Петра I обязаны были найти себе господина и положение, записаться в подушный оклад за каким-либо лицом либо обществом. В противном случае, когда они не находили такого лица или общества, их записывали простым полицейским распоряжением. Таким образом, по II и III ревизии (1742 и 1762 гг.) постепенно попали в крепостную зависимость разные мелкие разряды лиц, прежде свободных, - незаконнорожденные, вольноотпущенники, не помнящие родства и другие бродяги, дети солдат, заштатные церковнослужители, приемыши, пленные инородцы и т.п.

Политика Екатерины II в отношении крепостного крестьянства.

При Екатерине II начинается процесс превращения крепостных крестьян в рабов (как она сама их и называла «Если крепостного нельзя персоной признать, следовательно, он не человек; так скотом извольте его признавать, что к немалой славе и человеколюбию от всего света нам приписано будет».). Самой темной стороной крепостного права был неограниченный произвол помещиков в распоряжении личностью и трудом крепостных, целый ряд государственных деятелей XVIII века говорили о необходимости урегулировать отношения крестьян к помещикам. Известно, что еще при Анне законодательную нормировку крепостного права предлагал осуществить обер-прокурор Сената Маслов (в 1734 г.), да и сама Екатерина высказывалась против рабства, рекомендуя “ предписать помещикам законом, чтоб они с большим рассмотрением располагали свои поборы”, но все эти проекты остались лишь благими пожеланиями. Екатерина, взошедшая на престол по желанию дворянской гвардии и правя посредством дворянской администрации, не могла порвать свои связи с главенствующим сословием. В 1765 году последовало официальное разрешение на продажу таких крестьян без земли (что доказывает преобладание на данном этапе прикрепления не к земле, а к помещику) и даже с разлучением семей. Их имущество принадлежало помещику, гражданско-правовые сделки они могли совершать только с его разрешения.

Они подлежали вотчинной юстиции помещика и телесным наказаниям, которые зависели от воли помещика и ничем не ограничивались. 22 августа 1767 года вышел указ императрицы “О бытии помещичьем людям и крестьянам в повиновении и послушании у своих помещиков, и о неподании челобитен в собственные Ея Величества руки”, в котором крестьянам и прочим людям недворянского сословия запрещалось подавать челобитные Ее Величеству, “а...буде...крестьяне в должном у помещиков послушании не останутся, и в противность... на помещиков своих челобитныя... Ея Императорскому Величеству подавать отважатся”, то предписано высечь их кнутом и отправить на каторгу, засчитав их в рекруты, дабы не причинять ущерба помещику. Законодательство Екатерины о пространстве помещичьей власти над крепостными людьми отличается той же неопределенностью и неполнотой, как и законодательство ее предшественников. Вообще оно было направлено в пользу землевладельцев. Мы видели, что Елизавета в интересах заселения Сибири законом 1760 г. предоставила помещикам право «за предерзостные поступки» ссылать крепостных здоровых работников в Сибирь на поселение без права возврата; Екатерина законом 1765 г. превратила это ограниченное право ссылки на поселение в право ссылать крепостных на каторгу без всяких ограничений на какое угодно время с возвратом сосланного по желанию к прежнему владельцу.

Этим законом государство фактически отказывалось защищать крестьян от произвола помещиков, что естественно вело к его усилению. Правда, в России дворянам никогда не было предоставлено право лишения жизни крепостных, и если дело об убийстве крепостных доходило до суда виновных ждало серьезное наказание, однако далеко не все дела доходили до суда и мы можем только догадываться о том, насколько тяжелой была жизнь крестьян, ведь помещики имели официальное право на телесное наказание и тюремное заключение по своему усмотрению, так же как и право на продажу крестьян. Крестьяне платили подушную подать, несли государственные повинности и феодальную поземельную ренту помещикам в форме барщины или оброка, натурального или денежного. Так как хозяйство было экстенсивным, то возможность роста доходов помещики видели только в увеличении барщины или оброка, барщина к концу XVIII века стала доходить до 5-6 дней в неделю. Иногда помещики вообще устанавливали семидневную барщину с выдачей месячного продовольственного пайка (“месячины”). Это в свою очередь вело к ликвидации крестьянского хозяйства и деградации феодализма к рабовладельческому строю. Со второй половины XVIII века появляется новая категория крестьян – “посессионные”. Отсутствие рынка рабочей силы вынудило правительство обеспечивать промышленность рабочей силой путем прикрепления целых деревень (крестьянских общин) к заводам. Барщину они отрабатывали в течение нескольких месяцев в году на заводах, т.е. отбывали сессию, отсюда пошло и их название – посессионные.

Таким образом, в первой половине XVIII в., и особенно после смерти Петра I, для экономики России стало характерным повсеместное использование подневольного труда крепостных или приписных государственных крестьян. Предпринимателям (в том числе недворянам) не приходилось надеяться на рынок свободной рабочей силы, который с усилением борьбы государства с беглыми, вольными и «гулящими» - основным контингентом свободных работных людей - существенно сузился. Более надежным и дешевым способом обеспечения заводов рабочей силой была покупка или приписка к предприятиям целых деревень. Политика протекционизма, проводимая Петром I и его преемниками, предусматривала приписку и продажу крестьян и целых деревень владельцам мануфактур, и прежде всего таких, которые поставляли в казну необходимые для армии и флота изделия (железо, сукно, селитру, пеньку и т.д.). Указом 1736 г. все работные люди (в том числе вольнонаемные) признавались крепостными владельцев заводов.

Указом 1744г. Елизавета подтвердила постановление от 18 января 1721г., разрешавшее владельцам частных мануфактур покупать к заводам деревни. Поэтому во времена Елизаветы целые отрасли промышленности основывались на подневольном труде. Так, во второй четверти XVIII в. на большинстве заводов Строгановых и Демидовых использовался исключительно труд крепостных и приписных крестьян, а предприятия суконной промышленности вообще не знали наемного труда - государство, заинтересованное » поставках сукна для армии, щедро раздавало заводчикам государственных крестьян. Такая же картина была на государственных предприятиях. Перепись работных людей уральских государственных заводов в 1744-1745 гг. показала, что вольнонаемных среди них было лишь 1,7%, а остальные 98,3% работали в принудительном порядке.

Начиная с эпохи Екатерины II осуществлялись теоретические исследования ("решение задачи" в Вольном экономическом обществе о том, "что полезнее для общества, чтоб крестьянин имел в собственности землю, или только движимое имение и сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны"), проекты освобождения крестьян А. А. Аракчеева, М. М. Сперанского, Д. А. Гурьева, Е. Ф. Канкрина и других общественных деятелей) и практические эксперименты (например, указ Александра I 1801 г. о разрешении покупать и продавать незаселенные земли купцам, мещанам, казенным крестьянам, помещичьим, отпущенным на волю, указ о вольных хлебопашцах, разрешивший помещикам самим, помимо государства, изменять свои отношения с крестьянами, указ об обязанных крестьянах, реформа государственных крестьян графа П. Д. Киселева), направленные на поиск конкретных путей, обеспечивающих минимальные издержки по внедрению новых институтов и реформированию в Российской империи в целом).

Закрепощение крестьян затруднило развитие промышленности, лишило ее свободных рабочих рук, нищее крестьянство не имело средств на покупку промышленных изделий. Иными словами, сохранение и углубление феодально-крепостнических отношений не создавало рынка сбыта для промышленности, что в совокупности с отсутствием рынка свободной рабочей силы являлось серьезным тормозом в развитии экономики и обуславливало кризис крепостнической системы. В историографии конец XVIII характеризуют как кульминацию крепостного права, как период расцвета крепостнических отношений, однако неизбежно за кульминацией следует развязка, за периодом расцвета – период разложения, так произошло и с крепостным правом.

Государственное и дворянское землевладение имели одну общую черту, связанную с появлением новой формы землепользования: вся земля, удобная для полевого хозяйствования, которой владело государство, отдавалась в пользование крестьянам. Вместе с тем и помещики обыкновенно отдавали в пользование своим крестьянам за оброк или барщину известную часть имения: от 45% до 80% всей земли крестьяне использовали для себя. Таким образом, в России имела место феодальная рента, в то время как по всей Европе распространялись нормы классической ренты с привлечением товарно-денежных отношений, с участием субъектов рентных отношений в торговом обороте и рыночных отношениях.

Последние годы уходящего XVIII века не прошли, между тем, незаметно для русских крестьян.

Крестьянская политика Павла I

Определенную, хотя и весьма противоречивую политику в отношении крестьянского вопроса проводил Павел I. За четыре года царствования он раздарил около 600 тыс. крепостных, искренне полагая, что за помещиком им будет жить лучше. В 1796 произошло закрепощение крестьян в области войска Донского и в Новороссии, в 1798 отменен введенный Петром III запрет на покупку крестьян владельцами не из дворян. Вместе с тем, в 1797 была запрещена продажа дворовых крестьян с молотка, а в 1798 - украинских крестьян без земли. В 1797 Павел издает Манифест о трехдневной барщине, вводивший ограничения на эксплуатацию помещиками крестьянского труда и ограничивавший их владельческие права.

Более решительные (хотя и далеко не достаточные) шаги в данном направлении – улучшения положения крестьян – были сделаны уже в XIX веке.



Под крестьянским двором согласно административным документам второй половины XVIII в. Понимается следующее: люди, жившие там и связанные родственными отношениями, жилые, хозяйственные постройки, усадебная земля, занятая под огороды и сады, крестьянское имущество. Крестьянское подворье было основной ячейкой хозяйственной и культурной жизни крестьянства.

Крестьянское подворье для крестьянства играло важную роль: в нем рождалось, жило, воспитывалось и умирало не одно поколение крестьян.

Именно там складывались семейные, бытовые и трудовые традиции, формировался особый духовный уклад жизни крестьянства. Крестьянский двор не был изолирован от внешнего мира и активно испытывал его влияние. Во второй половине XVIII в. Крестьянский двор развивался под влиянием веками складывавшихся бытовых, семейных и православных традиций, а также изменений в экономическом укладе России, хозяйственной жизни региона.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 35»

города Ржева Тверской области

Направление: этнография

Тема: «Быт тверского крестьянства второй половины

XVIII века»

Давыдова Алина 9 класс

Руководители: Николаева О.В.,

учитель истории,

Соколова Л.А.,

учитель технологии

Ржев

2016-2017 учебный год

Введение

История Тверской земли – неотъемлемая часть истории России. В последнее время все больше растет интерес к истории Отечества, в том числе к историческому прошлому родного края. Новый цивилизационный подход к изучению истории предполагает в первую очередь исследования образа жизни, культуры, быта, обычаев и традиций, а также социальной психологии народных масс. Поэтому изучение быта, а особенно крестьянского быта, как самого многочисленного сословия России XVIII века, на мой взгляд, представляет собой интерес. XVIII век также выбран не случайно: это и время петровских реформ, время дворцовых переворотов, а следовательно изменения внутренней и внешней политики, время правления Екатерины II. Именно в годы её царствования начинаются изменения в экономике, социальной политике, идет процесс формирования Всероссийского рынка, при котором крестьянские хозяйства все больше начинают втягиваться в товарные отношения.

Поэтому целью моей работы является изучение крестьянского быта второй половины XVIII века.

Цель: изучить быт крестьян Тверской губернии второй половины XVIII века.

Задачи:

2.При изучении быта крестьян главное внимание уделить описанию материальной стороне: жилище, пища, одежда, поддержание здоровья.

3.Выявить те изменения в быту крестьян, которые происходили под влиянием новых экономических отношений.

Методы исследования : основным методом исторического исследования, используемым при изучении данной темы, является сравнительно-исторический метод. Он основан на установлении сходства и различия между бытом крестьян в различных уездах, входящих в XVIII в. в состав Тверской губернии. Кроме того использован метод социальной психологии, т.к. при изучении данной темы речь идет о крестьянской среде, а следовательно об особых условиях быта, культуры, образе жизни, обычаях и традициях этого сословия.

Быт тверского крестьянства второй половины XVIII в.

Под крестьянским двором согласно административным документам второй половины XVIII в. Понимается следующее: люди, жившие там и связанные родственными отношениями, жилые, хозяйственные постройки, усадебная земля, занятая под огороды и сады, крестьянское имущество. Крестьянское подворье было основной ячейкой хозяйственной и культурной жизни крестьянства.

Крестьянское подворье для крестьянства играло важную роль: в нем рождалось, жило, воспитывалось и умирало не одно поколение крестьян.

Именно там складывались семейные, бытовые и трудовые традиции, формировался особый духовный уклад жизни крестьянства. Крестьянский двор не был изолирован от внешнего мира и активно испытывал его влияние. Во второй половине XVIII в. Крестьянский двор развивался под влиянием веками складывавшихся бытовых, семейных и православных традиций, а также изменений в экономическом укладе России, хозяйственной жизни региона.

Крестьянские дворы отличались друг от друга и в то же время были похожи один на другой. Обустройство их зависело от имущественного и социального положения крестьянина. (Помещичьи крестьяне были много беднее и имели меньше времени на устройство подворья, чем казенные.) Для крестьян подворье было и местом проживания, и важнейшей частью хозяйства. Весь уклад приспособлен для выполнения главной жизненной задачи – рациональной организации труда и обеспечения необходимых жизненных потребностей. И это делало крестьянские дворы, во всяком случае внешне, похожими друг на друга. Но люди, жившие в них, придавали им неповторимость, которая выражалась в особой атмосфере труда, в вещах, которые не покупали, но делали сами, в традициях, которые передавали из поколения в поколение не менее бережно, чем вещи.

Центром подворья была изба. Во второй половине XVIII в. Во всех уездах, кроме Калязинского и Тверского, избы строились высокие, с подпольями, куда на зиму ставили квас, капусту, грибы 1 .

Избы были теплой частью дома, где размещалась печь. В большинстве уездов, кроме Новоторжского, Тверского и Зубцовского, топили по черному.

Избы строили без «красных окошек». Лишь в богатых селах Тверского, Зубцовского и Осташковского уездов делали красные окна, выходившие на улицу. В основном избы крыли соломой, у «справных», «семьянистых» крестьян, и там, где было много леса, дома были крыты «по большей части тесом или дранью» 2 . К избе примыкали сени, а против них была холодная горница, именуемая по-разному: горница, клеть, сени. Горница была предназначена для хранения всякого платья и «рухляди». Под клетью делали омшаник - теплое помещение для молодых животных. С трех сторон к избе (с сенями и горницей) примыкали хозяйственные постройки, именуемые у крестьян двором, в которых содержали домашний скот.

В избе, небольшой по размерам, размещалось довольно много людей, так как крестьяне жили большими семьями, насчитывавшими три поколения: старики-родители, сыновья с женами и детьми. Деление семей проходило редко, потому что это было экономически невыгодным: в большой семье много легче организовать полевую работу на себя и на господина. В таких семьях насчитывалось до 8-12 человек. Лишь очень немногие могли позволить себе строительство второй избы или новых хозяйственных построек.

Внутреннее убранство крестьянской избы в Тверской губернии было довольно скромным и мало отличалось от обстановки домов крестьян других губерний. Большое место занимала печь, которая обогревала и кормила людей и скот. Кроме того, был стол, лавки, потолки вдоль всей избы, на которых размещалась немудреная посуда: нож, хлебные чашки, солонки, стопки, деревянные кружки для кваса, ковш железный, глиняные горшки.

Для разных надобностей в избе было обычно три кадки, два ведра, кормысло 3 . «Спали по лавкам и на полу.

Старики на печи, старухи на полатях. Одевались шубами, кафтанами, дерюгами, вытканными из хлопяного холста; иногда употребляли подушки, постельники набивали мелкой яровой соломой 4 ». В домах зажиточных обстановка была более богатая. Так, например, Петр Кошелев из д.Шубино Вышневолоцкого уезда вотчины генерал-лейтенанта Коннобиха в показаниях комиссии Тверского дворянского собрания заявил, что у него «взят господином шкаф, лучшей столярной работы за 12 рублей, стол, кровать, 4 стула с посланными подушками. Да братом его, господина Коннобиха, раздвижной стол в 10 рублей и сверх того не отдано ворота с запорами, с железными столбами и крышкою ценой в 18 рублей. Итого на 52 рубля» 5 .

Поддерживать чистоту в доме было достаточно сложно, потому что, во-первых, в избе проживало много людей, во-вторых, избы топили по-черному, в-третьих, в зимнее время в избе доили коров, куда их специально приводили, а также держали ягнят, телят, поросят. Здесь же готовили корм для скота. Во время топления печи в избах, где не было труб, бывало холодно и смрадно. Чтобы дым выходил, открывали двери и окна, «после обед а, когда печь истопится, скотина кормится, тогда выметают избу, закрывают окошки и в избе становится жарко» 6 . Вечером для освещения жгли лучину.

Помещение для скота примыкало к дому, во многих уездах оно было холодное, т.е. состояло из крыши и изгороди. Внутри оно было разделено жердями. Рядом с домом были амбар или половня, под навесом которых хранился необходимый инвентарь: соха, борона, сани, вилы, колеса и т.д.

У зажиточного крестьянина амбар и рига были мощеные, кроме половни была сенная пуня или сарай.

За этими постройками находились огороды, а за ними, в самом конце усадьбы располагались огуменники, где осенью ставили в копны хлеб, лен, и само гумно.

Во многих селах крестьяне строили бани (байны), которые топили по-черному. Бани использовались и для сушки и трепания льна.

Возможностей совершенствования своего жилища у крестьянина было очень мало. Тяжкий труд на себя и на господина отнимал много сил и времени, и не давал нужных средств. Но как только крестьянин получал неплохой заработок, он сразу же старался улучшить свое жилище. Так, в Зубцовском уезде, где крестьяне прилежно упражнялись в земледелии и промыслах и были на оброке, «избы строили с трубами и красными окнами, дворы делали просторнее» 7 .

Так как семья была целый день в трудах, то в течение дня все вместе собирались во время завтрака, обеда и ужина. Во всех уездах губернии это время было одинаково. В десятом часу поутру (после выполнения утренних работ) завтракали, в два часа обедали, в десять часов вечера зимой и в одиннадцатом часу летом, ужинали. В летнее время, а в некоторых уездах и зимой, около пяти часов вечера были так называемые «полухи» - полдники 8 . Пекла хлеб, готовила пищу для людей стряпущая, женщина, которая была «большухой», первейшей в семье, то есть старейшей. Чаще всего это была мать-свекровь. Когда она старела, ее место занимала одна из снох, чаще всего старшая. Но первейшей могла быть женщина только в силе. Потому что приготовление пищи на 8-12 человек, а в страдную пору и забота о детях, доме лежала на ней и требовала хорошей физической формы и выносливости. Пища во всех уездах была приблизительно одинаковой: «На завтрак пекут яшные и овсяные блины, лепешки из ржаной муки, называемые в тверской губернии гречневою кашею, творогом, капустою и морковью. В постные дни варят овсяную или яшную кашицу, пареную репу, вареные грибы, толокно, ботвинью с луком, кислую капусту, грузди и рыжики с квасом, редьку с конопляным маслом.

В питье употребляют квас» 9 . В деревнях, близких к рекам, а именно в Осташковском и Ржевском уездах много ели рыбы, особенно в постные дни. В Вышневолоцком и Весьегонском уездах крестьяне употребляли особое кушание, называемое гущей». Оная состоит из толченого на чисто ячменю, бобов и гороху вместе смешанных, которые варят в печи, прибавляя несколько конопляного соку, а когда уварится, то кладут в оное масло или мед и так едят» 10 . За столом на главном месте садился старший из семьи, главная из женщин подавала на стол, а сама обедала после 11 . Наряду с хлебом, овощи составляли основу питания крестьянской семьи. Обеспечение которыми полностью лежало на женщинах и детях. Они выращивали капусту, репу, лук, чеснок. Свеклу, хрен, редьку, морковь, огурцы, хмель. Женщины и дети обеспечивали семью грибами и ягодами. Мясо употреблялось в пищу в скромные дни в вареном виде. Ели баранину, говядину, свинину. Ограничение потребления мяса шло не только от религиозных запретов, но и потому, что значительную часть мясных продуктов, масла коровьего, молока и яиц, крестьяне должны были поставлять своему господину в качестве «столовых припасов» 12 .

Экономические и дворцовые крестьяне потребляли мясных и молочных продуктов гораздо больше. Значительную часть мяса и других питательных продуктов хозяйки оставляли на летние месяцы, когда взрослая часть семьи выполняла огромную работу, длившуюся в некоторые дни по 16-18 часов.

Многие крестьянские семьи в конце XVIII в. держали на своих усадьбах пчел. Много пасек было в Вышневолоцком, Зубцовском, Весьегонском и Кашинском уездах.

В этих уездах меда было изрядное количество, и некоторые крестьяне его продавали по цене от 19 до 14 копеек за фунт 13 . Основную часть меда оставляли для собственных нужд, используя его как лечебное средство и потребляя в пищу во время Великого поста. Во второй половине XVIII в. у крестьян стали появляться небольшие, в несколько яблонь сады. Ягоды, в том числе смородину красную и черную, собирали в лесу. Варенья крестьянки не варили, так как про сахар многие и не слышали, да и купить его семье было не под силу. Поэтому чернику томили в печи, бруснику мочили, клюкву держали на морозе, малину и чернику сушили, используя их как лекарство.

Согласно Генеральному собранию дошедшие до нас подворные описи указывают, что крестьяне в подавляющем большинстве были поведения порядочного и хорошего 14 .

Беспокойство вносили крестьяне-отходники, которые задержались городскими во время своей торговой или промысловой деятельности 15 . Сведения о беспробудном, многовековом пьянстве русского народа, во всяком случае, крестьянства Тверской губернии во второй половине XVIII в., мягко говоря, сильно преувеличены. Во-первых, существовала прочная традиция в крестьянстве, резко осуждавшая пьянство как один из тяжелых грехов, во-вторых, в тверской губернии в течение года много и тяжело работал, чтобы прокормить себя и семью, рассчитаться с господином, поэтому времени на пьянство у него просто не было.

В-третьих, у общины была очень действенная мера воздействия на пьяниц – публичная порка и резкое осуждение. У человека складывалась определенная репутация, о его пороках в общине знали все, и это мнение через старост было известно и господину, и властям.

Здоровый образ жизни, разумное питание, привело к тому, что продолжительность жизни крестьянства была 60-80 лет, 80-летних стариков, правда, было мало. Сокращал крестьянскую жизнь в первую очередь тяжелый труд и отсутствие правильного лечения.

Крестьяне, мужчины и женщины, работали, особенно весной, летом и осенью по 14-18 часов, выполняя очень тяжелые работы. Практически вся работа проходила в поле при любой погоде. Так, например, летом в дождливую погоду женщины пололи лен, мужчины чинили постройки. Много было болезней из-за того, что печи топились по-черному. Во всех уездах болезни были приблизительно одинаковыми. Весной болели лихорадкой, летом и осенью – горячкой, зимой почти все страдали из-за сильного кашля, причиной которого были сквозняки в избах. В Корчевском и Вышневолоцком уездах часто встречались больные падучей, причиной которой считали неумеренное потребление грибов. В Осташковском уезде, где крестьяне занимались отходными промыслами и жили в Петербурге, встречались случаи заболевания французской болезнью 16 . Маленькие дети, до трех лет, умирали чаще всего от оспы и кровавых поносов 17 .

Так как лекарей не было, то лечились домашними средствами. В Краснохолмском уезде от лихорадки пили разболтанный в воде табак 18 , в Новоторжском – отвар плакун-травы, в Кашинском и Бежецком при лихорадках пили средства из трав, вызывающих рвоту и пот 19 . От всех болезней лечили баней, в которой сначала потели, а затем натирали тело редькой или диким перцем, настоянным на вине 20 . Простуды и кашли лечили настоями малины, черники, медом; лечение очень часто сопровождалось ворожбой, нашептыванием на воду или на корень 21 . Однако крестьяне и во время заболевания не могли себе позволить свободные от работы дни. Активная работа прекращалась лишь тогда, когда человек был старым или болезнь приковывала его к дому.

Важным элементом бытовой культуры являлась одежда. Не останавливаясь на особенностях одежды, украшений в каждом уезде, отметим, что вся одежда, за редким исключением, изготавливалась самими крестьянами из материалов, которые производились в своем хозяйстве. Мужская одежда была более скромной, чем женская, но все одевались опрятно 22 . Мужчины носили летом балахоны из толстого холста, называемые в некоторых уездах рядиною, по осени одевались в кафтаны из домашнего серого сукна, по зиме – в нагольные шубы. На ногах были лапти, онучи. По праздникам зажиточные крестьяне надевали кожаные сапоги и коты. В холодное время на голову одевали суконные шапки. В Весьегонском уезде зимой крестьянин надевал малахай, шапку, опушенную лисьем мехом 23 . Для рук предназначались длинные рукавицы.

Женская одежда была много наряднее. В праздники почти во всех уездах крестьянки надевали «камчатные и китайчатные» сарафаны, обложенные по подолу набойкою, и которые в некоторых уездах называли сукманами 24 . Для будних дней сарафаны были скромнее – крашенные в темные цвета – синий и черный, под сарафан надевали рубаху. Праздничная рубаха, а точнее ее рукава были украшены гарусной или шелковой вышивкой, кружевами.

Зимой носили нагольные овечьи «шубы одинакового с мужиками покроя». Женская обувь, так же как и мужская, была проста: лапти, коты, сапоги, редко – башмаки 25 . Зато особое внимание женщины уделяли головным уборам и украшениям, что стоило не так уж мало.

Впрочем, «женщины все сии наряды получают продажею холстов своей работы, не причиняя тем мужьям своим убытка, тем более, что между крестьянами в обычае, дабы и девки 16-летние одевались сами, не требуя от отца» 26 .

Незамужние девки заплетали в косы ленты и бисерные кисти. Замужние крестьянки надевали кокошники или сороки (род кокошника, но весьма низкий, с высоким подзатыльником). Кокошники и сороки богато украшали бисером, вышивкой золотом, гарусом или шелком, смотря по достатку семьи. Сверху кокошников надевали шелковые или холстяные платки 27 .

Работа по обеспечению всех членов семьи одеждой лежала на женской части семьи. Причем заняты этим делом были девочки с 8-10 лет, молодые и старые женщины. То есть это была работа, продолжавшаяся почти всю жизнь крестьянки. Приблизительно с Юрьева дня (27 ноября), с началом Филиппова (Рождественского) поста и по апрель женщины мяли, чесали лен, пряли шерсть, вязали, вышивали. Обычно за рукоделье женщины садились после обеда, ближе к вечеру, когда выполнены все работы по дому и уходу за скотом. Зажигали лучину и работали до ужина. После ужина работа возобновлялась и продолжалась далеко за полночь. Зимними вечерами, когда не запрещалось постом, собирались на супрядки, которые начинались перед ужином или сразу после ужина.

В одну из изб по приглашению хозяйки приходили женщины и девушки со своей работой. Иногда хозяйка угощала приглашенных, иногда на огонек заглядывали деревенские парни, которые не ушли в отход, на заработки в город. На супрядках не только занимались работой, но и пели, рассказывали сказки, порой танцевали, беседовали. И, пожалуй, для женщин-крестьянок это было одно из главных развлечений и отдыхом.

Вывод

Исходя из поставленных задач в данной работе можно сделать следующие выводы:

1. Мною не обнаружены фундаментальные монографические труды историков-краеведов по данной теме.

Основным источником данной работы является Генеральное собрание по Тверской губернии из подробного топографического камерального по городам и уездам описания, 1783-1784 г.г., напечатанное в журнале Тверская старина в 1992-1993гг.

2. На протяжении XVIII века менялся быт народа. Правда, эти изменения, как любые новшества в России, приживались очень медленно. Плодами просвещения в народе еще долго не использовались. По-прежнему среди крестьян были распространены болезни: от различных хворей, в частности, от оспы, люди (особенно дети) во множестве умирали.

Крестьянские избы освещались лучинами. Зимой, когда работы у подневольных земледельцев фактически не было, крестьяне плели веревки и лапти, женщины пряли. Питались жители деревень черным хлебом, молоком, ели вареные овощи. Мясо употребляли в пищу только по праздникам. Стало быть, и само его употребление могло считаться праздником.

Одежду в основном шили проживавшие в деревнях портные, выделавшие лапти, овчинные шубы, кафтаны из грубого сукна, холщовые штаны, балахоны, сарафаны из холстины.

Представления крестьян об окружающем мире мало отличались от взглядов их предков.

Тверской крестьянин считал, что хозяином леса является лесовик, в домах «заправляют» домовые, в реках и озерах обитают русалки и водяные.

Лечили народ знахарки и ворожеи при помощи заговоров на ключевой или речной воде, добытой из быстрины.

Автор «Генерального соображения…» разделил крестьян Тверской губернии на две группы. Жившие на Волге, Тверце, Мсте были «проворны и смелы», а лесистой местности, например, Осташковском уезде,- «робки и неповоротливы». Быт сельских жителей менялся в связи с улучшением имущественного положения. «Имущие и в промыслах упражняющиеся крестьяне строят избы с красными окнами, а в некоторых местах и печи с трубами», - указывалось в «Генеральном соображении…». А в Корчевском уезде, где проживало много сапожников-отходников, крестьянские строения были «хорошо крыты по большей части тёсом или дранью, избы высокие, у некоторых с красными окнами и трубами». О крестьянах Вышневолоцкого уезда, проживавших близ Петербургской дороги, говорилось, что они «одеваются опрятнее, обувь употребляют по большей части кожаную». Жительницы Кашинского уезда, в избытке продававшие холст, носили «повязки тафтяные… в косы вплетали шелковые ленты алого и других цветов». В праздник они надевали красные и синие сарафаны с пестрой набойкой по краям.

Библиографический список

1 Генеральное собрание по Тверской Губернии, извлеченное из подробного топографического камерального по городам и уездам описания, 1783-1784//Твер. Старина.

1992.-№1.-С.60.

2 Там ж.-С.42.

3 Преображенский В. Описание Тверской губернии в сельскохозяйственном отношении.-Спб., 1854.-С.156.

4 Генеральное соображение…//Твер. Старина.-1993.-№1.-С.60.

5 ГАТО, ф.59, оп.1, д.126, л.78 об.

6 Генеральное соображение…//Твер. Старина.-1993.-№4-5.-С.100.

7 Там же. - С.88.

8 Генеральное соображение…//Там же.- 1991.-№1.-С.66.

9 Тм. С.88.

10 Генеральное соображение…//Там же. – 1993. №4-5. С.42, 54.

11 Там же. – С.43.

12 ГАТО, ф. 103, оп. !, д.1602, л. 17, 27; д. 1585, л. 11 об.; ф.59, оп.1, д.126, л.62, 66 и др.

13 ГАТО, ф.59, оп. 1, д.5, л. 15.

14 Генеральное соображение…//Твер. Старина.- 1992. - №1. – С.41, 51, 58; 1991.- №2.- С.31, 50; Приклонский В. Ответы на заданные от Вольного Экономического общества вопросы, касающиеся до земледелия и внутреннего деревенского хозяйства по Кашинскому уезду//Труды Вольного экономического общества и поощрению в России земледелия и домостроительства. – Спб., 1774. – Ч. 26. – С.90.

15 Генеральное соображен…//Твер старина.- 1991. № - С.48.

16 Генеральное соображен…//Твер старина.- 1991. - №2. – С.31, 42, 50; 1992. - №1. – С. 41, 51, 59,; 1993. - №4-5. – С. 41, 53, 65, 77, 86, 98.

17 Генеральное соображение…//Там же. – 1993. - №4-5. С.65.

18 Генеральное соображение…//Там же. – 1992. - №1. – С. 51.

19 Генеральное соображение…//Там же. - №2. – С.51.

20 Генеральное соображение…//Там же. - №1. – С.51.

21 Генеральное соображение…//Там же. – 1993. - №4-5. – С.53.

22 Генеральное соображение…//Там же. – 1991. - №1. – С.32

23 Генеральное соображение…//Там же. – 1993. - №4-5. – С.42.

24 Генеральное соображение…//Там же. – 1991. - №1. – С.66.

25 Генеральное соображение…//Там же. – 1991. - №2. – С.32.

26 Генеральное соображение…//Там же. – 1993. - №4-5. – С.100.

27 Генеральное соображение…//Там же. – 1992. - №1. – С. 60.

Примечание : материалы для приложения предоставлены музеем Тверского быта и Ржевским краеведческим музеем.


Усиление крепостной зависимости во второй половине XVIII века. Положение крестьян и работных людей. Причины крестьянской войны

Непрерывное усиление крепостной зависимости и рост и повинностей на протяжении первой половины XVIII века вызывали ожесточенное сопротивление крестьян. Главной ᴇᴦο формой было бегство. Беглые уходили в казачьи области, на Урал, в Сибирь, на Украину, в северные леса.

Нередко они создавали "разбойные шайки", которые не только грабили на дорогах, но и громили помещичьи усадьбы, уничтожали и документы на владение землей и крепостными.

Не раз крестьяне открыто восставали, захватывали помещичье имущество, избивали и даже убивали своих господ, сопротивлялись усмирявшим их войскам. Часто повстанцы требовали перевести их в разряд дворцовых или государственных крестьян.

Участились волнения работных людей, стремившихся вернуться с заводов в родные деревни, и, с другой позиции, добивавшихся улучшения условий труда и повышения жалования.

В 1771 г. разразился Чумной бунт в Москве. Пришедшая с турецкого фронта чума быстро распространилась в городе из-за слабого соблюдения гигиенических правил. Ежедневно умирало до тысячи человек. В надежде на чудесное спасение огромные толпы собирались у Варварских ворот, где находилась чудотворная икона Богоматери. Архиепископ Амвросий, стремясь избежать скопления народа в условиях эпидемии, приказал увезти икону.

Толпа взбунтовалась. В Чудовом монастыре и в Кремле произошел погром. Амвросий был убит. Три дня мятежники сражались с правительственными войсками. Подавить бунт удалось лишь после появления в Москве Г.Г. Орлова с гвардейскими полками. При подавлении восстания было убито свыше ста человек, многие наказаны кнутом. К концу 1771 г. эпидемия пошла на убыль. В самой бессмысленности Чумного бунта проявилась ненависть городских низов к властям, готовность видеть во всяком их распоряжении злонамеренный умысел.

Частая повторяемость народных выступлений, ожесточенность повстанцев свидетельствовали о неблагополучии в стране, о надвигающейся опасности.

О том же говорило и распространение самозванчества. Претенденты на трон объявляли себя то сыном царя Ивана, то царевичем Алексеем, то Петром II. Особенно много было "Петров III" - шесть до 1773 г. Это объяснялось тем, что Петр III облегчил положение старообрядцев, пытался перевести монастырских крестьян в государственные, а также тем, что он был свергнут дворянами. (Крестьяне верили, что император пострадал за заботу о простом народе). Однако лишь одному из многочисленных самозванцев удалось всерьез потрясти империю.

Усиление крепостной зависимости во второй половине XVIII века. Положение крестьян и работных людей. Причины крестьянской войны - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Усиление крепостной зависимости во второй половине XVIII века. Положение крестьян и работных людей. Причины крестьянской войны" 2015, 2017-2018.

  • - Текст рукописей XVI–XVIII вв.

    1. Текст рукописных книг и документов передается буквами современного алфавита с соблюдением правописания подлинника. 2. Опускается твердый знак после твердой согласной в конце слова и в середине слова, если он стоит между двумя согласными. 3. Буквы (ять), - десятиричное,... .


  • - Сравнительно-историческое исследование в исторических теориях XVIII-XX вв.

    Мы условились, что нас интересует сравнительно-историческое исследование как метод построения метанарратива. По этой причине мы не будем возвращаться к историческим трудам эпохи Просвеще­ния, задача которых была дать нравоучительные примеры и посему «события и деяния»... .


  • - Социокультурная ситуация рубежа XVIII-XIX вв.

    Конец XVIII - начало XIX в. прошли под знаком последствий Великой французской революции и наполеоновских войн. В этих условиях формируются новые подходы к осмыслению задач научного исторического знания. Особенностью XIX в. является фор­мирование альтернативных,... .


  • - Русская монетная система в XVIII - начале XX в.

    Денежная реформа Петра I. Конец XVII в. характеризуется кризисным состоянием монетного дела и денежного обращения. Копейка, представлявшая практически единственный номинал денежной системы, стала к этому времени чрезвычайно легкой монетой (последний раз ее вес был понижен... .


  • - Русская метрология XVIII–XX вв.

    Так как к началу этого периода русская система мер в основных своих чертах уже сложилась, основной задачей стала унификация мер и их уточнение, а также организация специальной службы надзора в области метрологии. В 1753 г. были ликвидированы внутренние таможни, что... ..


  • Укрепление централизованного русского государства и расширение его границ при Иване IV. Опричнина
  • "Смутное время" на русской земле
  • Русско–польская война 1654–1667 гг. И ее итоги. Добровольное воссоединение Украины с Россией
  • Начало модернизации России. Реформы Петра Великого
  • Крепостная Россия во второй половине XVIII века
  • Родословная таблица до Екатерины II
  • Крестьянская война 1773–1775 гг. Под предводительством е.И. Пугачева
  • Отечественная война 1812 года – патриотическая эпопея русского народа
  • Ордена Российской империи в порядке убывания иерархической лестницы и получаемой при этом степени дворянского состояния
  • Движение декабристов и его значение
  • Распределение населения по сословиям в Российской империи
  • Крымская война 1853-1856 гг.
  • Общественно–политические движения в России во второй половине XIX в. Революционные демократы и народничество
  • Распространение марксизма в России. Возникновение политических партий
  • Отмена крепостного права в России
  • Крестьянская реформа 1861 года в России и ее значение
  • Население России по вероисповеданию (перепись 1897 г.)
  • Политическая модернизация России 60–70–х годов XIX века
  • Русская культура XIX в
  • Русская культура в XIX столетии
  • Политическая реакция 80–90–х годов XIX века
  • Международное положение России и внешняя политика царизма в конце XIX века
  • Развитие капитализма в России, его особенности, причины обострения противоречий на рубеже XX века
  • Рабочее движение в России в конце XIX века
  • Подъем революции в 1905 году. Советы рабочих депутатов. Декабрьское вооруженное восстание – кульминация революции
  • Расходы по внешней защите страны (тыс. Руб.)
  • Третьеиюньская монархия
  • Аграрная реформа п.А. Столыпина
  • Россия в годы первой мировой войны
  • Февральская революция 1917 года: победа демократических сил
  • Двоевластие. Классы и партии в борьбе за выбор исторического пути развития россии
  • Нарастание революционного кризиса. КорнилоВЩина. Большевизация советов
  • Общенациональный кризис в россии. Победа социалистической революции
  • Второй всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов 25–27 октября (7–9 ноября) 1917 года
  • Гражданская война и иностранная военная интервенция в россии. 1918–1920 годы
  • Рост численности ркка в годы гражданской войны
  • Политика «военного коммунизма»
  • Новая экономическая политика
  • Национальная политика советской власти. Образование союза советских социалистических республик
  • Политика и практика форсированной индустриализации, сплошной коллективизации сельского хозяйства
  • Первая пятилетка в ссср (1928/29–1932 гг.)
  • Достижения и трудности в решении социальных проблем в условиях реконструкции народного хозяйства ссср в 20–30–е годы
  • Культурное строительство в ссср в 20–30–е годы
  • Основные итоги социально–экономического развития ссср к исходу 30–х годов
  • Внешняя политика ссср накануне великой отечественной войны
  • Укрепление обороноспособности ссср накануне немецко–фашистской агрессии
  • Великая отечественная война. Решающая роль ссср в разгроме фашистской германии
  • Трудовой подвиг советского народа в восстановлении и развитии народного хозяйства ссср в послевоенные годы
  • Поиск путей социального прогресса и демократизации общества в 50–60–е годы
  • Советский союз в 70–е – первой половине 80–х годов
  • Ввод в действие жилых домов (млн. Квадратных метров общей (полезной) площади жилищ)
  • Нарастание застойных явлений в обществе. Политический поворот 1985 года
  • ПроБлеМы развития политического плюрализма в переходном обществе
  • Кризис национально–государственного устройства и распад ссср
  • Численность и этнический состав населения республик в составе Российской Федерации
  • Экономика и социальная сфера Российской Федерации в 90–е годы
  • Промышленная продукция
  • 1. Топливно–энергетические отрасли
  • 2. Черная металлургия
  • 3. Машиностроение
  • Химическая и нефтехимическая промышленность
  • Промышленность строительных материалов
  • Легкая промышленность
  • Бытовые товары
  • Уровень жизни населения
  • Производство на душу населения, кг (в среднем за год)
  • Сельское хозяйство
  • Животноводство
  • Хронологическая таблица
  • Содержание
  • Лр № 020658
  • 107150, Г. Москва, ул. Лосиноостровская, 24
  • 107150, Г. Москва, ул. Лосиноостровская, 24
  • Крепостная Россия во второй половине XVIII века

    Во 2–ой половине XVIII в. Россия раздвинула свои границы на юге и западе, присоединив Причерноморье и Приазовье, бужско–днестровские земли, Белоруссию, часть прибалтийской территории.

    По сравнению с первой половиной XVIII в. к концу столетия население выросло в 2 раза и составило 36 млн. чел., причем только 4% населения проживало в городах, в России преобладающим населением было сельское. До половины населения – частновладельческие крестьяне.

    Освоение присоединенных территорий сопровождалось ростом феодально–крепостнических отношений вширь и вглубь.

    За 1783–1796 гг. крепостное право распространилось на украинские земли, Крым и Предкарпатье. Сельское хозяйство развивалось, в основном, экстенсивно, за счет новых российских земель и продвижения в пригодные районы Приуралья и Сибири.

    С усилением эксплуатации крестьян крепостничество расширялось вглубь. Указом 1765 г. помещикам разрешалось ссылать своих крестьян без суда и следствия на каторжные работы в Сибирь, что засчитывалось как выполнение рекрутской повинности. Широко была распространена продажа крестьян, жестокие наказания. По указу 1763 г. крестьяне сами оплачивали расходы, если признавались зачинщиками, за подавление волнений. Наконец, в 1767 г. Екатерина II издала указ, запрещающий крестьянам жаловаться на своих господ.

    Во 2 половине XVIII века в России определились два больших района с различными формами крепостнической эксплуатации. В черноземных губерниях с плодородной почвой и на юге преобладала барщина. Иногда помещик отбирал землю у крестьянина, и тот превращался фактически в батрака, работающего за скудную плату. В районах с неплодородной почвой преобладал денежный оброк. Некоторые помещики стремились поднять доходность своих имений, применяли технические устройства, вводили севообороты, внедряли новые культуры, завезенные из других стран – табак, картофель, подсолнечник, строили мануфактуры, используя затем на них труд своих крепостных. Все эти новшества были признаком начала разложения крепостнических отношений.

    В 1785 г. специальным "ремесленным положением" (из "Жалованной грамоты городам") регламентировалось развитие ремесла в городах. Ремесленники группировались по цехам, избиравшим старшин. Такая организация жизни ремесленников создавала лучшие условия для их труда и ученичества. Этим положением правительство рассчитывало превратить городских ремесленников в одно из сословий феодального общества.

    Наряду с городом ремесла получили широкое развитие в промышленных селах. Так, Иваново славилось текстильным производством, Павлово – металлическими изделиями, Хохлома – деревообработкой, Гжель – керамикой и т.д.

    Вторая половина XVIII в. для России –это дальнейший рост мануфактурного производства. Если в середине века было более 600 мануфактур, то в начале XIX в. до 1200. Преобладали мануфактуры с применением труда крепостных. Но появились мануфактуры с использованием и вольного труда, в частности в текстильном производстве. В роли вольнонаемных выступали крепостные крестьяне, отпущенные на оброк. Отношения вольного найма были отношениями капиталистическими.

    В 1762 г. было запрещено покупать крепостных крестьян к заводам, и мануфактуры, основанные после этого года, использовали уже вольнонаемный труд.

    В 1775 г. была разрешена крестьянская промышленность, что привело к увеличению числа владельцев предприятий из купцов и крестьян.

    Процесс складывания капиталистических отношений становился все более заметным и необратимым. Появился и стал расти рынок вольнонаемного труда. Однако новые отношения появлялись в стране, где.господствовало крепостничество, которое влияло на этот процесс.

    Во 2–й половине XVIII в. продолжал формироваться всероссийский рынок. Заметнее стала специализация районов: черноземный Центр и Украина производили хлеб, Поволжье поставляло рыбу, кожу, шерсть, Урал – железо, Новгород и смоленские земли – лен и пеньку, Север – рыбу, меха, Сибирь – меха и т.д. Все это обменивалось на торгах и ярмарках, число которых росло. Через порты Прибалтики и Причерноморья Россия вела активную внешнюю торговлю, вывозя свои товары – металл, лен, пеньку, парусное полотно, лес, кожи, хлеб. Ввозила Россия сахар, сукно, шелк, кофе, вина, фрукты, чай и др. Ведущим российским торговым партнером России в это время была Англия.

    Торговля в первую очередь обслуживала потребности государства и господствующий класс. Но она содействовала становлению капиталистического уклада в стране.

    Во 2–й половине XVIII в. укрепляется сословный строй страны. Каждая категория населения – дворянство, духовенство, крестьянство, горожане и др. – соответствующими законами и указами получала права и привилегии.

    В 1785 г. в развитии Манифеста о вольности дворянства (1762 г.) была издана Жалованная грамота дворянству, где подтверждалось исключительное право помещиков владеть землей и крестьянами. Дворяне освободились от обязательной службы и личных податей, получили право на особое представительство в уезде и губернии в лице предводителей дворянства, что повышало их роль и значение на местах.

    Укрепление сословного строя в XVIII в. было попыткой удержать власть господствующего класса, законсервировать феодальный строй, тем более, что это происходило в канун, Великой Французской революции.

    Таким образом, во 2–й половине XVIII в. резервы феодализма в стране еще не были исчерпаны, и он мог еще обеспечить продвижение вперед, несмотря на развитие капиталистических отношений.

    Екатерина II . Просвещенный абсолютизм 60–80 гг. XVIII в. Екатерина II (1762 – 1796 гг.), заняв престол в сложное время, выказала недюжинные способности государственного деятеля. И действительно, наследство ей досталось нелегкое: казна практически была пуста, армия давно не получала денег, большую опасность для господствующего класса представляли проявления постоянно растущего протеста крестьян.

    Екатерине II предстояло выработать такую политику, которая отвечала бы потребностям времени. Эта политика получила название просвещенного абсолютизма. Екатерина II решила опереться в своей деятельности на отдельные положения идеологов Просвещения – известного философского течения XVIII в., ставшего идейной основой Великой французской буржуазной революции (1789–1794 гг.). Естественно, Екатерина II ставила целью использовать только те идеи, которые могли способствовать укреплению крепостничества и феодальных порядков в стране.

    В России не было, кроме дворянства, других сил, способных олицетворять собой общественный прогресс.

    Французские энциклопедисты Вольтер, Дидро, Монтескье, Руссо разработали основные положения просветительства, затрагивающие проблемы общественного развития. В центре их раздумий была теория "естественного права", согласно которой все люди от природы были свободны и равноправны. Но человеческое общество в своем развитии отклонилось от естественных законов жизни и пришло к несправедливому состоянию, угнетению и рабству. Чтобы вернуться к справедливым законам, следовало просветить народ, считали энциклопедисты. Просвещенное общество восстановит справедливые законы, и тогда свобода, равенство и братство будут главным смыслом существования общества.

    Осуществление этой цели философы возлагали на просвещенных монархов, мудро пользующихся своей властью.

    Эти и другие идеи взяли на вооружение монархи Пруссии, Австрии, России, но подошли к ним с позиций крепостничества, связывая требования равенства и свободы с укреплением привилегий господствующего класса.

    Такая политика не могла быть долговременной. После Крестьянской войны (1773 – 1775 гг.), а также в связи с революцией во Франции наступил конец просвещенному абсолютизму, слишком очевиден стал курс на усиление внутренней и внешней реакции.

    Екатерина II вела с 1763 г. переписку с Вольтером и его единомышленниками, обсуждая с ними проблемы российской жизни и создавая иллюзию заинтересованности в применении их идей.

    Стремясь успокоить страну, укрепить свое положение на престоле, Екатерина II в 1767 г. создавала в Москве специальную комиссию в целях составления нового свода законов Российской империи для замены "Соборного положения" 1649 г.

    В работе Комиссии было задействовано 573 депутата – от дворян, различных учреждений, горожан, государственных крестьян, казачества. Крепостные крестьяне не участвовали в этой Комиссии.

    Комиссия собирала наказы с мест для определения народных нужд. Работа Комиссии строилась в соответствии с подготовленным Екатериной II "Наказом" – своеобразным теоретическим обоснованием политики просвещенного абсолютизма. Наказ был объемен, содержал 22 главы с 655 статьями, большая часть текста – цитатник из сочинений просветителей с обоснованием необходимости сильной монархической власти, крепостничества, сословного деления общества в России.

    Начав свои заседания летом 1767 г., Комиссия торжественно присвоила Екатерине II титул "великой, премудрой матери Отечества", тем самым заявив о признании ее русским дворянством. Но затем неожиданно в центре внимания оказался крестьянский вопрос. Некоторые депутаты критиковали систему крепостничества, были предложения прикрепить крестьян к особой коллегии, которая бы из крестьянских податей платила помещикам жалованье, в этом виден был намек на стремление освободить крестьян от власти помещиков. Ряд депутатов потребовали четко определить крестьянские повинности.

    Комиссия работала больше года и была распущена под предлогом начала войны с Турцией, так и не создав нового уложения.

    Екатерина II узнала из депутатских выступлений о настроениях в обществе и в дальнейшей законодательной практике исходила из своего "Наказа" и материалов этой Комиссии.

    Работа Уложенной Комиссии показала растущий критический, антикрепостнический настрой в русском обществе. Преследуя целью влиять на общественное мнение, Екатерина II занялась журналистикой, стала издавать в 1769 г. сатирический журнал "Всякая всячина", в котором, стремясь отвлечь внимание от критики крепостничества, предложила критику человеческих слабостей, пороков, суеверий вообще.

    С других позиций выступил русский просветитель Н.И. Новиков. В издаваемых им журналах "Трутень" и "Живописец" он выступил, отстаивая конкретную критику пороков, а именно бичевал неограниченный произвол помещиков, бесправие крестьян. Дорого обошлась Н.И. Новикову эта позиция, более 4–х лет ему пришлось провести в Шлиссельбургской крепости,

    Критика крепостничества и общественная деятельность Новикова внесли свой вклад в формирование антикрепостнической идеологии в России.

    Первым русским революционером – республиканцем принято считать А.Н. Радищева (1749 – 1802 г.). Его взгляды сложились под сильным воздействием внутренних и внешних обстоятельств. Это и Крестьянская война Е. Пугачева, и идеи французских и русских просветителей, и революция во Франции, и война за независимость в Северной Америке (1775 – 1783 гг.) и творчество Новикова, и высказывания депутатов Уложенной Комиссии.

    В произведении "Путешествие из Петербурга в Москву", оде "Вольность" и др. Радищев выступил с призывом уничтожения рабства и передачи земли крестьянам, за революционное свержение самодержавия.

    Екатерина II назвала Радищева "бунтовщиком хуже Пугачева". Он был арестован и приговорен к смертной казни, замененной 10–летней ссылкой в Сибирь (Илимский острог).

    Итак , Екатерина II – традиционный деятель, несмотря на отрицательное ее отношение к русскому прошлому, на то, что она внесла новые приемы в управление, новые идеи в общественный оборот. Двойственность тех традиций, которым она следовала, определяет и двоякое отношение к ней потомков. Историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, развивавшиеся раньше.