Федерального агентства правительственной связи и информации при президенте. Федеральные органы правительственной связи и информации

П Р И К А З Федерального агентства правительственной связи и информации от 1 октября 2002 г. N 284 Об утверждении Положения Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 5 ноября 2002 г. Регистрационный N 3901 В целях совершенствования правового регулирования и повышения эффективности деятельности центров правительственной связи приказываю: Утвердить Положение о центре правительственной связи (приложение 1) для каждого центра правительственной связи согласно приложению 2. ___________ Приложение 1 при Президенте Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 284 П О Л О Ж Е Н И Е о центре правительственной связи I. Общие положения 1. Центр правительственной связи (далее - Центр) является федеральным органом правительственной связи и информации, осуществляющим в пределах своей компетенции на территории соответствующего субъекта Российской Федерации организацию, эксплуатацию и развитие правительственной связи и иных видов специальной связи, меры по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи, информационное обеспечение органов государственной власти. Центр входит в единую систему федеральных органов правительственной связи и информации. 2. Центр подчиняется управлению Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации в соответствующем федеральном округе. 3. Центр при решении возложенных на него задач взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от форм собственности. 4. Центр в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФАПСИ, а также настоящим Положением. 5. Центр является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, бюджетные лицевые счета в органах федерального казначейства и в разрешенных случаях - текущие счета в банках. Центр от своего имени приобретает и осуществляет гражданские права, несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в суде. 6. Центр имеет необходимые для осуществления своей деятельности соответствующие печати, штампы, бланки. 7. Центр имеет действительное и условное наименования. 8. Материально-техническое и тыловое обеспечение Центра, а также социально-бытовое, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудников Центра осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФАПСИ. 9. Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, находящегося на балансе Центра, осуществляют Минимущество России и ФАПСИ, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 10. Центр финансируется из федерального бюджета, а также из других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 11. Реорганизация и ликвидация Центра осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. II. Основные задачи Центра 12. Основными задачами Центра являются: 1) обеспечение правительственной связью и иными видами специальной связи органов государственной власти, а также организаций независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе из неподготовленных в отношении связи районов и при чрезвычайных ситуациях); 2) обеспечение функционирования, развития и совершенствования систем правительственной связи и иных видов специальной связи; 3) участие в обеспечении в пределах своей компетенции криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи и информационной безопасности в информационно-телекоммуникационной системе специального назначения в интересах органов государственной власти (ИТКС), обнаружение и предупреждение информационных воздействий на ИТКС; 4) осуществление государственного контроля за организацией, обеспечением функционирования и безопасности шифрованной связи на подконтрольных объектах шифрслужб; 5) обеспечение радиоконтроля в полосе частот, используемых в интересах федеральных органов правительственной связи и информации; 6) участие в проведении государственной политики в области правовой информатизации России, реализация мероприятий по правовой информатизации в субъекте Российской Федерации; 7) участие в пределах своей компетенции в информационном обеспечении органов государственной власти; 8) участие в формировании государственных информационных ресурсов в субъекте Российской Федерации; 9) участие в пределах своей компетенции в обеспечении защиты государственной и иной охраняемой законом тайны. III. Основные функции Центра 13. Основными функциями Центра в соответствии с возложенными на него задачами являются: 1) участие в пределах своей компетенции в обеспечении президентской связи; 2) проведение мероприятий по организации и обеспечению в установленном порядке правительственной связи и иных видов специальной связи в мирное и военное время, а также в случае возникновения чрезвычайных ситуаций с использованием возможностей взаимоувязанной сети связи Российской Федерации и ведомственных сетей связи; 3) организация резервных каналов связи, восстановление правительственной связи и иных видов специальной связи при повреждениях на взаимоувязанной сети связи Российской Федерации; 4) эксплуатация технических средств сетей правительственной связи и иных видов специальной связи; 5) обеспечение готовности к работе в условиях военного времени резервных станций правительственной и засекреченной связи на запасных пунктах управления органов государственной власти, поддержание в постоянной готовности к задействованию по предназначению технических средств правительственной связи и иных видов специальной связи на этих пунктах; 6) участие в пределах своей компетенции в организации и проведении работ по обеспечению информационной безопасности помещений органов государственной власти и организаций независимо от форм собственности; 7) участие в пределах своей компетенции по просьбам таможенных органов Российской Федерации в организации и проведении экспертизы радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств), имеющих в своем составе шифровальные средства, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых из Российской Федерации; 8) осуществление инспектирования и проверок по специальным вопросам подконтрольных объектов шифровальных служб; 9) участие в координации деятельности по созданию, эксплуатации и развитию защищенных информационно-телекоммуникационных систем; 10) участие в пределах своей компетенции в лицензионной и сертификационной деятельности; 11) противодействие техническим разведкам; 12) взаимодействие с органами, осуществляющими надзор за связью в субъекте Российской Федерации, при согласовании вопросов установки радиосредств, поиск источников радиопомех в полосах частот, используемых в интересах федеральных органов правительственной связи и информации, а также при осуществлении радиотехнического контроля; 13) осуществление совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и соответствующими органами государственной власти субъекта Российской Федерации сбора и аналитической обработки документированной открытой информации, а также информации ограниченного распространения о социально-экономической и общественно-политической ситуации в субъекте Российской Федерации, правовой и другой информации; 14) взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти при решении задач, возложенных на Центр; 15) участие в пределах своей компетенции в информационном обеспечении органов государственной власти; 16) участие в создании и ведении информационных систем, формировании банка данных информационных ресурсов субъекта Российской Федерации; 17) участие в создании, обеспечении функционирования и развития информационно-телекоммуникационных систем и баз данных органов государственной власти субъекта Российской Федерации; 18) участие в создании общероссийской сети публичных центров правовой информации в субъекте Российской Федерации; 19) техническое обслуживание и программное сопровождение информационно-телекоммуникационных систем главного федерального инспектора (федерального инспектора) аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе; 20) выполнение в установленном порядке функций заказчика строительства и реконструкции объектов правительственной связи и иных видов специальной связи, а также жилищного строительства; 21) обеспечение в пределах своей компетенции государственной и иной охраняемой законом тайны; 22) подготовка предложений по совершенствованию организационно-штатной структуры Центра; 23) проведение мероприятий по обеспечению безопасности военной службы, сохранению и укреплению здоровья сотрудников Центра, предотвращению их гибели и травматизма; 24) проведение кадровой, воспитательной и правовой работы в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФАПСИ; 25) обеспечение во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности и другими правоохранительными органами мероприятий по защите сотрудников Центра и членов их семей от противоправных посягательств, а также по профилактике правонарушений среди сотрудников Центра; 26) организация охраны и обороны зданий и сооружений Центра, обеспечение безопасности перевозок специальных грузов - носителей сведений, составляющих государственную тайну; 27) проведение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов в местах расположения объектов Центра; 28) формирование фонда служебного жилья и управление им, подготовка предложений по обеспечению жильем сотрудников Центра и учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий; 29) организация и ведение бухгалтерского учета в порядке, установленном для бюджетных организаций; составление и своевременное представление статистической и бухгалтерской отчетности в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФАПСИ; 30) выполнение других функций, предусмотренных федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами ФАПСИ. IV. Основные права Центра 14. Центр имеет право в установленном порядке: 1) проводить в пределах своей компетенции специальные обследования помещений, специальные проверки и специальные исследования технических средств органов государственной власти и организаций независимо от форм собственности; 2) осуществлять контроль защищенности технических средств и объектов органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, защита которых входит в компетенцию Центра; 3) давать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами предписания в части организации, обеспечения функционирования и безопасности правительственной связи и иных видов специальной связи, а также по иным вопросам в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; 4) осуществлять доступ на объекты связи независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, на территории которых проходят линии правительственной связи или на которой размещены средства правительственной связи, а также пользоваться технической документацией таких объектов и выполнять на них работы, связанные с осуществлением функций, возложенных на Центр; 5) налагать ограничения по согласованию с соответствующими органами, ведающими распределением и назначением радиочастот, на использование радиоэлектронных средств любого назначения, если они работают с нарушением требований нормативных актов и создают радиопомехи работе средств правительственной связи и иных видов специальной связи; 6) проводить в пределах своей компетенции мероприятия по контролю за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности (за исключением шифровальных органов министерств и ведомств Российской Федерации); 7) работать со сведениями, составляющими государственную тайну; 8) заключать для решения возложенных на Центр задач и функций договоры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 9) арендовать в установленном порядке в пределах выделенных лимитов денежных средств необходимые для решения возложенных на Центр задач помещения, строения и другую недвижимость; 10) оказывать содействие на договорной основе организациям независимо от форм собственности в разработке и реализации мер защиты сведений конфиденциального характера с помощью технических средств, если это не противоречит задачам и принципам деятельности федеральных органов правительственной связи и информации; 11) оказывать при соблюдении мер защиты информации услуги местной и междугородной связи, а также подвижной радиосвязи с использованием ресурсов сети общего пользования при получении в случае необходимости лицензий соответствующих федеральных органов исполнительной власти; 12) осуществлять на договорной основе приносящую доход деятельность по предоставлению услуг правительственной связи и иных видов специальной связи физическим и юридическим лицам и взимать плату по тарифам, установленным ФАПСИ по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. V. Организация деятельности Центра 15. Структуру и штат Центра утверждает генеральный директор ФАПСИ. 16. Центр возглавляет начальник Центра, который непосредственно подчиняется начальнику управления Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации в соответствующем федеральном округе. Назначение на должность и освобождение от должности начальника Центра осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и ФАПСИ. 17. Начальник Центра: 1) руководит деятельностью Центра и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Центр задач; 2) руководит подготовкой и воспитанием сотрудников Центра; 3) осуществляет без доверенности действия от имени Центра; 4) является прямым начальником сотрудников Центра. Пользуется в отношении военнослужащих правами, установленными общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации; 5) принимает в установленном порядке на военную службу (работу), назначает на воинские должности (должности), увольняет с военной службы (работы), предоставляет отпуска, а также реализует в пределах своей компетенции другие права при работе с кадрами; 6) утверждает положения о подразделениях Центра и должностные обязанности сотрудников Центра; 7) обеспечивает соблюдение штатной и финансовой дисциплины; 8) распоряжается денежными средствами Центра в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФАПСИ; 9) отвечает за обеспечение безопасности военной службы, необходимых условий труда для сотрудников Центра, обеспечение их правовой и социальной защищенности, осуществление мероприятий по охране труда, соблюдение правил охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности; 10) организует прием граждан, рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб по вопросам, входящим в его компетенцию; 11) осуществляет другие функции, пользуется другими правами в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФАПСИ. ___________ Приложение 2 к приказу Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 284 П Е Р Е Ч Е Н Ь центров правительственной связи I. Центральный федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Белгородской области (г. Белгород) 2. Центр правительственной связи в Брянской области (г. Брянск) 3. Центр правительственной связи во Владимирской области (г. Владимир) 4. Центр правительственной связи в Воронежской области (г. Воронеж) 5. Центр правительственной связи в Ивановской области (г. Иваново) 6. Центр правительственной связи в Калужской области (г. Калуга) 7. Центр правительственной связи в Костромской области (г. Кострома) 8. Центр правительственной связи в Курской области (г. Курск) 9. Центр правительственной связи в Липецкой области (г. Липецк) 10. Центр правительственной связи в Орловской области (г. Орел) 11. Центр правительственной связи в Рязанской области (г. Рязань) 12. Центр правительственной связи в Смоленской области (г. Смоленск) 13. Центр правительственной связи в Тамбовской области (г. Тамбов) 14. Центр правительственной связи в Тверской области (г. Тверь) 15. Центр правительственной связи в Тульской области (г. Тула) 16. Центр правительственной связи в Ярославской области (г. Ярославль) II. Северо-Западный федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Республике Карелия (г. Петрозаводск) 2. Центр правительственной связи в Республике Коми (г. Сыктывкар) 3. Центр правительственной связи в Архангельской области (г. Архангельск) 4. Центр правительственной связи в Вологодской области (г. Вологда) 5. Центр правительственной связи в Калининградской области (г. Калининград) 6. Центр правительственной связи в Мурманской области (г. Мурманск) 7. Центр правительственной связи в Новгородской области (г. Великий Новгород) 8. Центр правительственной связи в Псковской области (г. Псков) III. Южный федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Республике Адыгея (Адыгея) (г. Майкоп) 2. Центр правительственной связи в Республике Дагестан (г. Махачкала) 3. Центр правительственной связи в Республике Ингушетия (г. Назрань) 4. Центр правительственной связи в Кабардино-Балкарской Республике (г. Нальчик) 5. Центр правительственной связи в Республике Калмыкия (г. Элиста) 6. Центр правительственной связи в Карачаево-Черкесской Республике (г. Черкесск) 7. Центр правительственной связи в Республике Северная Осетия - Алания (г. Владикавказ) 8. Центр правительственной связи в Чеченской Республике (г. Грозный) 9. Центр правительственной связи в Краснодарском крае (г. Краснодар) 10. Центр правительственной связи в Ставропольском крае (г. Ставрополь) 11. Центр правительственной связи в Астраханской области (г. Астрахань) 12. Центр правительственной связи в Волгоградской области (г. Волгоград) 13. Центр правительственной связи на Кавказских Минеральных Водах (г. Кисловодск) IV. Приволжский федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Республике Башкортостан (г. Уфа) 2. Центр правительственной связи в Республике Марий Эл (г. Йошкар-Ола) 3. Центр правительственной связи в Республике Мордовия (г. Саранск) 4. Центр правительственной связи в Республике Татарстан (Татарстан) (г. Казань) 5. Центр правительственной связи в Удмуртской Республике (г. Ижевск) 6. Центр правительственной связи в Чувашской Республике - Чувашии (г. Чебоксары) 7. Центр правительственной связи в Кировской области (г. Киров) 8. Центр правительственной связи в Оренбургской области (г. Оренбург) 9. Центр правительственной связи в Пензенской области (г. Пенза) 10. Центр правительственной связи в Пермской области (г. Пермь) 11. Центр правительственной связи в Самарской области (г. Самара) 12. Центр правительственной связи в Саратовской области (г. Саратов) 13. Центр правительственной связи в Ульяновской области (г. Ульяновск) V. Уральский федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Курганской области (г. Курган) 2. Центр правительственной связи в Тюменской области (г. Тюмень) 3. Центр правительственной связи в Челябинской области (г. Челябинск) VI. Сибирский федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Республике Алтай (г. Горно-Алтайск) 2. Центр правительственной связи в Республике Бурятия (г. Улан-Удэ) 3. Центр правительственной связи в Республике Тыва (г. Кызыл) 4. Центр правительственной связи в Республике Хакасия (г. Абакан) 5. Центр правительственной связи в Алтайском крае (г. Барнаул) 6. Центр правительственной связи в Красноярском крае (г. Красноярск) 7. Центр правительственной связи в Иркутской области (г. Иркутск) 8. Центр правительственной связи в Кемеровской области (г. Кемерово) 9. Центр правительственной связи в Омской области (г. Омск) 10. Центр правительственной связи в Томской области (г. Томск) 11. Центр правительственной связи в Читинской области (г. Чита) VII. Дальневосточный федеральный округ 1. Центр правительственной связи в Республике Саха (Якутия) (г. Якутск) 2. Центр правительственной связи в Приморском крае (г. Владивосток) 3. Центр правительственной связи в Амурской области (г. Благовещенск) 4. Центр правительственной связи в Камчатской области (г. Петропавловск-Камчатский) 5. Центр правительственной связи в Магаданской области (г. Магадан) 6. Центр правительственной связи в Сахалинской области (г. Южно-Сахалинск) 7. Центр правительственной связи в Еврейской автономной области (г. Биробиджан) ___________

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации
Эмблема ФАПСИ, 1999 г.
Страна: Россия
Создана: 24 декабря 1991 года
Распущена (преобразована): 1 июля 2003 года
Штаб-квартира: Москва , Россия
Руководство
Руководитель:

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации - Спецслужба Российской Федерации , существовавшая в период с 24 декабря 1991 года по 1 июля 2003 года .

В 1990-х годах должность главы ФАПСИ называлась «Генеральный директор - Главнокомандующий войсками» [источник? ] .

Генеральные директора ФАПСИ

  • Старовойтов, Александр Владимирович (24 декабря 1991 - 7 декабря 1998)
  • Шерстюк, Владислав Петрович (7 декабря 1998 - 31 мая 1999)
  • Матюхин, Владимир Георгиевич (31 мая 1999 - 11 марта 2003)

См. также

Источники

  • Указ Президента РСФСР N 313 от 24 декабря 1991 г. «О создании Федерального агентства правительственной связи при Президенте РСФСР»;
  • Закон РФ N 4524-1 от 19 февраля 1993 г. «О федеральных органах правительственной связи и информации»;
  • Указ Президента РФ N 338 от 15 марта 1999 г. «Об учреждении геральдического знака - эмблемы федеральных органов правительственной связи и информации»;
  • Указ Президента РФ N 1228 от 15 октября 2001 г. «О флаге Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и знамени войск Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 11 марта 2003 года N 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации».

Ссылки

  • Правительство России и федеральные органы исполнительной власти до 1995 г. ;

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации" в других словарях:

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации (официальное полное действительное наименование); на английском языке The Academy of Federal Security Guard… … Википедия

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации (официальное полное действительное наименование); на английском языке The Academy of Federal Security Guard… … Википедия - Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя… … Википедия

    Флаг Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации ФАПСИ Россия … Википедия

    Эмблема ФАПСИ, 1999 г. Флаг ФАПСИ, 2001 г. Спецслужба Российской Федерации, существовавшая в период с 24 декабря 1991 года по 1 июля 2003 года. Полное наименование: Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте… … Википедия

    ВЧК при СНК РСФСР (1917 1922) ГПУ при НКВД РСФСР (1922 1923) ОГПУ при СНК CCCР (1923 1934) … Википедия

Составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федера­ции, входящей в систему федеральной исполнительной власти, являются федеральные органы правительственной связи и информации (ФОПСИИ). Их назначение, правовая основа, принципы организации и основные на­правления деятельности, система, обязанности и права, силы и средства, а также виды и порядок контроля и надзора за их деятельностью определя­ются Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. «О федераль­ных органах правительственной связи и информации» 1 (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 7 ноября 2000 г.).

Согласно Закону на ФОПСИИ возложено обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации (далее - государственные органы), организаций, предприятий, учреждений специальными видами связи и информации, а также организа­ция деятельности центральных органов федеральной исполнительной вла­сти, организаций, предприятий, учреждений по обеспечению криптографи­ческой и инженерно-технической безопасности шифровальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом, осуществление госу­дарственного контроля за этой деятельностью. В пределах своей компетен­ции ФОПСИИ участвуют с Главным управлением охраны РФ в организа­ции и обеспечении президентской связи.

Правовую основу деятельности ФОПСИИ составляют Конституция РФ, законы «О безопасности», «Об обороне», «О внешней разведке», «О феде­ральных органах правительственной связи и информации», а также прини-

1 Ведомости РФ. 1993. № 12. Ст. 423.

Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка

маемые в соответствии с ними нормативные акты Президента и Правитель­ства РФ.

ФОПСИИ строят свою деятельность на основе принципов законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, сохранности государст­венных секретов, подконтрольности и подотчетности высшим органам государственной власти Российской Федерации. В единую систему ФОПСИИ входят:

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (далее - Федеральное агентство);

Органы правительственной связи и информации (центры правительст­венной связи, информационно-аналитические органы) в субъектах Россий­ской Федерации;

Учебные заведения, научно-исследовательские организации, предпри­ятия.

На ФОПСИИ возложены следующие основные обязанности:

Обеспечивать правительственной связью в местах постоянного или временного пребывания Президента Российской Федерации, Председателя Федерального Собрания, Председателя Государственной Думы, Председа­теля Правительства РФ, Председателя Конституционного Суда РФ, Пред­седателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;


Участвовать в пределах своей компетенции совместно с Главным управлением охраны РФ в организации и обеспечении президентской свя­зи, соблюдая при этом ее единство, надежность, безопасность и оператив­ность;

Осуществлять разведывательную деятельность в сфере шифровальной, засекреченной и иных видов специальной связи;

Обеспечивать высшие органы государственной власти Российской Фе­дерации, центральные органы федеральной исполнительной власти, Совет Безопасности РФ специальной информацией, необходимой им для приня­тия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техни­ки, международных отношений, экологии, а также мобилизационной го­товности;

Обеспечивать безопасность правительственной связи Российской Фе­дерации;

Обеспечивать готовность систем правительственной связи и специаль­ной информации для работы в военное время и в чрезвычайных ситуациях, поддерживать в постоянной боевой готовности технические средства опо­вещения государственных органов.

Для реализации обязанностей, возложенных на ФОПСИИ, им предос­тавлены следующие основные права:

Издавать нормативные акты в части организации, обеспечения функ­ционирования и безопасности правительственной, шифровальной и иных

^Глава 13. Органы обеспечения безопасности

|видов специальной связи, а также безопасности информационно-анали­тических сетей, комплексов технических средств, баз данных высших ор­ганов государственной власти и Совета Безопасности РФ;

Налагать ограничения по согласованию с соответствующими органами, > владеющими распределением и назначением радиочастот, на использование " радиоэлектронных средств любого назначения, если они работают с нару-: шением требований нормативных актов и создают радиопомехи работе

средств правительственной связи;

Осуществлять разведывательную деятельность в сфере шифровальной, I засекреченной и иных видов специальной связи с территории Российской | Федерации и за ее пределами с использованием радиоэлектронных средств! и методов;

Определять порядок проведения работ в Российской Федерации по вы­явлению электронных устройств перехвата информации в технических сред­ствах; осуществлять лицензирование деятельности по выявлению электрон­ных устройств перехвата информации в технических средствах и помещени­ях государственных структур;

Осуществлять контакты и сотрудничество с соответствующими служ­бами иностранных государств по вопросам обеспечения правительственной международной связи, разведывательной деятельности в сфере шифроваль­ной, засекреченной и иных видов специальной связи, защиты информации, организации шифровальной связи и поставок шифровальных средств.

Контроль за ходом выполнения основных задач, возложенных на Фе­деральное агентство, утверждение программ развития ФОПСИИ и санкционирование проведения мероприятий этих органов, затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации, осуществляет Прези­дент РФ.

Парламентский контроль за деятельностью ФОПСИИ осуществляется в форме заслушивания отчетов генерального директора Федерального агент­ства, а также сообщений должностных лиц ФОПСИИ в парламенте. Надзор за исполнением законов Российской Федерации ФОПСИИ осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО И

АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА


Курсовая работа на тему:

“Правовое положение Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ”


Выполнил: xxxxxxxxxx

Проверил: старший преподаватель кафедры

xxxxxxxxxxxxxxxx

Оценка “4”

Москва, 2000 год


В современном мире информация становится стратегическим национальным ресурсом, одним из основных богатств экономически развитого государства. Быстрое совершенствование информатизации в России, проникновение ее во все сферы жизненно важных интересов личности, общества и государства повлекли помимо несомненных преимуществ и появление ряда стратегических проблем. Одной из них стала необходимость защиты информации. Оценивая роль и место государственной системы защиты информации в общей системе безопасности страны, следует отметить, что в настоящее время все большее значение приобретают не силовые, а информационные факторы. Происходит явное смещение центра тяжести с открытых силовых методов и средств к тонким, несиловым информационным методам и средствам воздействия.

Это касается и экономической мощи государства. В настоящее время экономический потенциал все в большей степени определяется уровнем развития информационной инфраструктуры. В то же время растет потенциальная уязвимость экономики по отношению к информационным воздействиям.

Наступает новый этап и в военном деле. Наметилась устойчивая тенденция перехода от оружия массового поражения к высокоточному и информационному оружию. Расчеты и моделирование показывают, что в случае разведанности характеристик зенитных комплексов их эффективность снижается на 25-30%. Чем это чревато - видно из опыта военных конфликтов.

Государственная система защиты информации была организована в нашей стране в 1973 году. В те времена она соответствовала политической обстановке и действовала в основном в интересах Министерства обороны и Военно-промышленного комплекса.

Цели защиты информации достигались в основном за счет реализации принципа максимальной секретности, в соответствии с которым доступ ко многим видам информации не всегда обоснованно был ограничен. В то же время не существовало каких-либо положений, определяющих защиту информационных прав граждан, конфиденциальность личной информации.

С переходом к политике создания в России открытого общества и правового государства существенно изменились условия обеспечения защиты информации.

Сегодня не единичны случаи, когда отдельные государственные и негосударственные организации, предприятия и граждане, получив каким-либо путем информацию, продают ее за бесценок, нанося ущерб государству и даже своему бизнесу.

В последние годы реализован комплекс политических и правовых мероприятий, направленных на обеспечение большей предсказуемости действий вооруженных сил. В него входят уведомление об определенных видах военной деятельности, обмен ежегодными планами и военной информацией, проведение инспекций и визитов по оценке информации о вооруженных силах и планах развертывания основных систем вооружения.

Новые подходы к защите информации реализованы при создании новой Государственной системы защиты информации от ее утечки по техническим каналам. Положение об этой системе введено в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1993 года. Определены структуры, задачи и функции, а также организация работ по защите информации применительно к сведениям, составляющим государственную и служебную тайну.

Основные задачи Государственной системы защиты информации - проведение единой технической политики, организация и координация работ по защите информации в оборонной, экономической, политической, научно-технической и других сферах деятельности страны.

Организует функционирование системы - Гостехкомиссия России, которая, являясь коллегиальным органом, формирует общую стратегию и определяет приоритетные направления защиты информации. Гостехкомиссией России:

Утвержден Перечень федеральных органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, проводящих работы по защите информации;

Приняты меры по недопущению разрушения организационных структур Государственной системы защиты информации;

Определены первоочередные задачи и мероприятия по совершенствованию защиты информации в органах исполнительной власти;

Разработаны новая "Концепция защиты информации", рекомендации по организации работ в региональных органах исполнительной власти, издан ряд нормативно-методических документов;

В стране началось лицензирование в области защиты информации. К настоящему времени более 150 предприятий имеют лицензии на предоставление услуг по защите информации. Все эти меры в определенной степени воспрепятствовали разбазариванию национального информационного ресурса.

Обеспечение надежного функционирования и развития защищенных информационно-телекоммуникационных систем России как инструмента органов государственной власти и управления в проведении реформ в стране - это важнейшее и приоритетное направление деятельности ФАПСИ в настоящее время. Ясно, что такие системы должны обеспечивать необходимый уровень безопасности обрабатываемой информации.

По мере развития и усложнения средств и методов обработки, хранения и передачи информации по каналам связи повышается потенциальная угроза потери ее конфиденциальности.

Несмотря на изменение международной обстановки, деятельность технических разведок иностранных государств по добыче информации не сокращается и принимаются меры по повышению ее эффективности.

Результаты постоянно проводимой ФАПСИ контрольно-инспекторской работы по проверке состояния безопасности шифрованной связи свидетельствуют о том, что к большинству наших линий связи включая закрытые проявляется постоянный неослабевающий интерес со стороны иностранных спецслужб. Более того, по высказыванию бывшего директора АНБ Уильяма Студмена, в последнее время одним из приоритетных направлений в деятельности этого агентства стал "сбор разведывательной экономической информации общего характера" т.е. целенаправленное электронное слежение за конкретными компаниями, получение подробных сведений о разрабатываемых технологиях, новых товарах, готовящихся сделках, а также об отдельных руководителях различного уровня. Значительный интерес для технических разведок стала представлять не только секретная, но и служебная информация не относящаяся к категории секретной, но позволяющая путем анализа и сопоставления содержащихся в ней данных получить важные сведения.

Поэтому защита информации должна носить комплексный характер и обеспечивать:

Равноправную защиту информации на всех этапах ее накопления, обработки, хранения и передачи по каналам связи;

Гарантированную защиту информации в каналах связи с обязательным применением криптографических методов (обеспечение конфиденциальности информации);

Целостность и подлинность информации на всех этапах ее хранения, обработки и передачи по каналам связи (имитозащита);

Аутентификацию сторон, обменивающихся информацией (подтверждение подлинности отправителя и получателя информации с использованием электронной цифровой подписи);

Контроль за доступом к информационным системам и базам данных;

Защиту технических средств от утечки информации по побочным каналам и от возможного внедрения в них электронных устройств съема информации;

Защиту программных продуктов средств вычислительной техники информационных систем от внедрения программных "вирусов" и закладок.

Велика роль средств шифрования и криптографической защиты, прошедших всесторонние исследования в ФАПСИ и отвечающих современным требованиям безопасности. В комплексе с другими средствами и системами защиты они обеспечивают необходимый уровень конфиденциальности информации, ее целостности и подлинности.

Решение такой проблемы на современном этапе под силу только развитым странам, обладающим мощным научно-техническим потенциалом, собственными криптографическими научными школами, а также сложившимися шифровальными и дешифровальными службами, службами радиоэлектронной разведки и защиты информации. Всем этим Российская Федерация в полной мере обладает, что позволяет нашему государству поддерживать на необходимом уровне научно-технической паритет с техническими разведками ведущих иностранных государств. Однако если не принять соответствующие меры, то мы можем допустить отставание в этой области.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О федеральных органах правительственной связи и информации" ФАПСИ предоставлено право выдачи предприятиям и организациям независимо от форм собственности разрешений на лицензии по созданию и эксплуатации шифротехники, включая средства криптографической защиты технических средств, а также на предоставление услуг засекреченной связи. Защита информации в Российской Федерации должна проводиться организациями, имеющими лицензию ФАПСИ, а средства защиты должны иметь сертификаты агентства.


В статье 1 Закона Российской Федерации "О федеральных органах правительственной связи и информации" о назначении федеральных органов правительственной связи и информации сказано: “Федеральные органы правительственной связи и информации являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и входят в систему органов федеральной исполнительной власти. Федеральные органы правительственной связи и информации обеспечивают высшие органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, центральные органы федеральной исполнительной власти, Совет безопасности Российской Федерации (далее - государственные органы), организации, предприятия, учреждения специальными видами связи и информации, а также организуют деятельность центральных органов федеральной исполнительной власти, организаций, предприятий, учреждений по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом, осуществляют государственный контроль за этой деятельностью. Федеральные органы правительственной связи и информации в пределах своей компетенции участвуют с Главным управлением охраны Российской Федерации в организации и обеспечении президентской связи.”


Правовую основу деятельности федеральных органов правительственной связи и информации составляют Конституция Российской Федерации, Законы Российской Федерации "О безопасности", "Об обороне", "О внешней разведке", настоящий Закон, другие законы Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.


Деятельность федеральных органов правительственной связи и информации осуществляется в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными либо признанными Российской Федерацией.

Федеральные органы правительственной связи и информации издают в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты в пределах своей компетенции.

Создание и деятельность политических партий и организаций в федеральных органах правительственной связи и информации не допускается.


Основными направлениями деятельности федеральных органов правительственной связи и информации являются: организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной информации для государственных органов; обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов; организация и обеспечение криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом; организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов; обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, Совета безопасности Российской Федерации достоверной и независимой от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально-экономического мониторинга), необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности.


Деятельность федеральных органов правительственной связи и информации строится на основе принципов законности; уважения прав и свобод человека и гражданина; сохранности государственных секретов; подконтрольности и подотчетности высшим органам государственной власти Российской Федерации.

Федеральные органы правительственной связи и информации действуют на основе:

единства системы федеральных органов правительственной связи и информации; централизации управления системой федеральных органов правительственной связи и информации; сочетания линейного, территориального и объектового принципов организации деятельности федеральных органов правительственной связи и информации.


Единую систему федеральных органов правительственной связи и информации составляют:

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ);

органы правительственной связи и информации (центры правительственной связи, информационно-аналитические органы) в субъектах Российской Федерации;

учебные заведения, научно-исследовательские организации, предприятия.

Федеральные органы правительственной связи и информации создают структурные подразделения по финансовому, материально-техническому, инженерно-строительному, медицинскому и иному обеспечению своей деятельности.

При Федеральном агентстве действует Академия криптографии Российской Федерации.

ФАПСИ находится в непосредственном ведении Президента Российской Федерации и является центральным органом федеральной исполнительной власти, ведающим вопросами организации и обеспечения правительственной связи, иных видов специальной связи для государственных органов, организации и обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи, организации и ведения разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, специального информационного обеспечения высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти. Возглавляет Федеральное агентство и руководит его деятельностью генеральный директор. Подразделения и части радиоразведки Федерального агентства, обеспечивающие организацию и ведение разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, образуют орган внешней разведки Федерального агентства, руководимый генеральным директором и действующий в соответствии с Законом Российской Федерации "О внешней разведке". Федеральное агентство осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам, находящимся в его ведении. Нормативные акты, предписания Федерального агентства в части организации, обеспечения функционирования и безопасности правительственной, шифрованной и иных видов специальной связи обязательны для исполнения государственными органами, а также организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм с учетом взаимно согласованных требований ведомственных инструкций по организации и обеспечению безопасности шифрованной связи.

Задачи, функции, организация и структура Федерального агентства определяются Положением о Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации по согласованию с Комитетом Верховного Совета Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности.

Федеральное агентство организует, руководит и непосредственно проводит работу по направлениям деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, издает приказы, указания, положения, инструкции и другие нормативные акты, обязательные для исполнения в системе федеральных органов правительственной связи и информации.

Органы правительственной связи и информации в субъектах Российской Федерации входят в систему органов государственного управления и осуществляют на соответствующей территории руководство в области организации и обеспечения правительственной связи, иных видов специальной связи и информации, сбора и передачи информации экономического характера в интересах государственных органов; в пределах своей компетенции они непосредственно проводят работу по основным направлениям деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, организуют, координируют и контролируют деятельность подчиненных им подразделений и несут ответственность за обеспечение государственных органов специальными видами связи и информации.

Организация деятельности органов правительственной связи и информации в субъектах Российской Федерации определяется соответствующими положениями, утверждаемыми генеральным директором Федерального агентства по согласованию с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации.

Войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации включают в себя войска правительственной связи, части радиоразведки и инженерно-строительные части, которые создаются, содержатся и используются, в том числе за пределами Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Командующим войсками Федерального агентства является генеральный директор.

Федеральные органы правительственной связи и информации решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с Министерством безопасности Российской Федерации (Федеральной службой безопасности), Министерством обороны Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством связи Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Главным управлением охраны Российской Федерации, Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, с иными государственными органами и организациями.

Государственные органы обязаны оказывать федеральным органам правительственной связи и информации содействие в их деятельности по обеспечению функционирования правительственной связи, иных видов специальной связи, по сохранности государственных секретов и специальному информационному обеспечению высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти.

Федеральные органы правительственной связи и информации обязаны:

а) обеспечивать правительственной связью в местах постоянного или временного пребывания Президента Российской Федерации, Председателя Верховного Совета Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации;

б) участвовать в пределах своей компетенции с Главным управлением охраны Российской Федерации в организации и обеспечении президентской связи, соблюдая при этом ее единство, надежность, безопасность и оперативность;

в) обеспечивать правительственной связью, иными видами специальной связи государственные органы, высшее военное руководство и командования объединений Вооруженных Сил Российской Федерации, а также организации, предприятия, банки и иные учреждения. Принципы организации и порядок использования правительственной связи определяются Положением о правительственной связи Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации по согласованию с высшими органами законодательной и судебной власти Российской Федерации;

г) осуществлять разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи;

д) обеспечивать высшие органы государственной власти Российской Федерации, центральные органы федеральной исполнительной власти, Совет безопасности Российской Федерации специальной информацией, необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности;

е) осуществлять координацию деятельности по вопросам безопасности (в том числе на этапах создания, развития и эксплуатации) информационно-аналитических сетей, комплексов технических средств баз данных высших органов государственной власти и Совета безопасности Российской Федерации;

ж) обеспечивать безопасность правительственной связи Российской Федерации;

з) координировать на безвозмездной основе в интересах обеспечения сохранения государственной и иной охраняемой законом тайны деятельность организаций, предприятий, учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности в области разработки, производства и поставки шифровальных средств и оборудования специальной связи;

и) координировать деятельность центральных органов федеральной исполнительной власти, организаций, предприятий, банков и иных учреждений по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом, снабжать их ключевыми документами;

к) участвовать в обеспечении защиты технических средств обработки, хранения и передачи секретной информации в учреждениях, находящихся за рубежом Российской Федерации, от ее утечки по техническим каналам;

л) обеспечивать совместно с соответствующими службами высших органов государственной власти Российской Федерации защиту особо важных помещений этих органов и находящихся в них технических средств от утечки секретной информации по техническим каналам;

м) организовывать деятельность центральных органов федеральной исполнительной власти, организаций, предприятий, банков и иных учреждений по выявлению в технических средствах электронных устройств перехвата информации и обеспечивать выявление устройств перехвата информации в особо важных помещениях и технических средствах, предназначенных для использования в органах государственной власти Российской Федерации;

н) проводить разработку и изготовление специализированных технических средств и систем для обеспечения основных направлений своей деятельности;

о) обеспечивать в своей деятельности сохранность государственной и иной специально охраняемой законом тайны;

п) обеспечивать готовность систем правительственной связи и специальной информации для работы в военное время и в чрезвычайных ситуациях; поддерживать в постоянной боевой готовности технические средства оповещения государственных органов;

р) поддерживать и обеспечивать свою мобилизационную готовность.

Федеральные органы правительственной связи и информации имеют право:

а) издавать нормативные акты, предписания в части организации, обеспечения функционирования и безопасности правительственной, шифрованной и иных видов специальной связи, а также безопасности информационно-аналитических сетей, комплексов технических средств баз данных высших органов государственной власти и Совета безопасности Российской Федерации;

б) доступа в установленном порядке на объекты связи независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, в которых проходят линии или размещены средства правительственной связи, а также выполнять на таких объектах работы, связанные с решением задач, возложенных на федеральные органы правительственной связи и информации;

в) получать на приоритетной основе в соответствующих органах, ведающих распределением и назначением радиочастот, полосы радиочастот для исключительного использования их радиосредствами правительственной связи на всей территории Российской Федерации, а также заключать договоры на аренду линий и каналов связи для обеспечения деятельности федеральных органов правительственной связи и информации в пределах выделенных средств;

г) налагать ограничения по согласованию с соответствующими органами, ведающими распределением и назначением радиочастот, на использование радиоэлектронных средств любого назначения, если они работают с нарушением требований нормативных актов и создают радиопомехи работе средств правительственной связи;

д) привлекать силы и средства связи Вооруженных Сил Российской Федерации (по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации), центральных органов федеральной исполнительной власти для обеспечения специальной связью в чрезвычайных ситуациях;

е) взимать плату за пользование правительственной связью, иными видами специальной связи и распределять поступающие средства в соответствии с порядком, устанавливаемым Президентом Российской Федерации, Верховным Советом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации; оплата услуг правительственной и иных видов специальной связи осуществляется по тарифам, согласовываемым с Министерством финансов Российской Федерации;

ж) осуществлять разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории Российской Федерации и за ее пределами с использованием радиоэлектронных средств и методов;

з) предоставлять информационные материалы органа внешней разведки Федерального агентства высшим органам государственной власти и Совету безопасности Российской Федерации в соответствии с порядком, утверждаемым Президентом Российской Федерации и Председателем Верховного Совета Российской Федерации;

и) требовать и получать безвозмездно от центральных органов федеральной исполнительной власти, органов государственного управления субъектов Российской Федерации, государственных организаций, предприятий, учреждений, расположенных на территории Российской Федерации, независимо от их ведомственной принадлежности информацию в соответствии с утверждаемыми перечнями показателей и регламентом их представления и поручениями Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации;

к) определять порядок разработки, производства, реализации, эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации в Российской Федерации; осуществлять в пределах своей компетенции лицензирование и сертификацию этих видов деятельности, товаров и услуг;

л) определять порядок и обеспечивать выдачу лицензий на экспорт и импорт шифровальных средств и нормативно-технической документации на их производство и использование; участвовать в определении порядка и обеспечении выдачи лицензий на экспорт и импорт защищенных технических средств передачи, обработки и хранения секретной информации;

м) осуществлять лицензирование и сертификацию систем и комплексов телекоммуникаций высших органов государственной власти Российской Федерации, а также закрытых систем и комплексов телекоммуникаций органов государственной власти субъектов Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, организаций, предприятий, банков и иных учреждений, расположенных на территории Российской Федерации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;

н) осуществлять государственный контроль за состоянием криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в центральных органах федеральной исполнительной власти, в организациях, на предприятиях, в банках и иных учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности, а также секретно-шифровальной работы в учреждениях, находящихся за рубежом Российской Федерации (кроме секретного делопроизводства в загранаппаратах Службы внешней разведки Российской Федерации);

о) участвовать в определении порядка разработки, производства, реализации и эксплуатации технических средств обработки, хранения и передачи секретной информации, предназначенных для использования в учреждениях, находящихся за рубежом Российской Федерации;

п) участвовать в разработке нормативных актов по реализации и контролю мер защиты технических средств обработки, хранения и передачи секретной информации на местах их эксплуатации в учреждениях, находящихся за рубежом Российской Федерации;

р) определять порядок проведения работ в Российской Федерации по выявлению электронных устройств перехвата информации в технических средствах; осуществлять лицензирование деятельности по выявлению электронных устройств перехвата информации в технических средствах и помещениях государственных структур;

с) осуществлять контроль реализации рекомендаций по устранению возможных технических каналов утечки секретной информации из особо важных помещений высших органов государственной власти Российской Федерации; осуществлять контроль защищенности технических средств и объектов центральных органов федеральной исполнительной власти, защита которых входит в компетенцию Федерального агентства;

т) осуществлять контакты и сотрудничество с соответствующими службами иностранных государств по вопросам обеспечения правительственной международной связи, разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, защиты информации, организации шифрованной связи и поставок шифровальных средств;

у) проводить научно-исследовательские, опытно-конструкторские, строительные и производственные работы самостоятельно и по договорам с организациями, предприятиями;

ф) выдавать рекомендации в соответствии с законодательством Российской Федерации по заявкам на изобретения, полезные модели и промышленные образцы в области шифровальных средств, разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, а также в пределах своей компетенции по вопросам защиты помещений и технических средств от утечки информации;

х) разрешать своим сотрудникам, являющимся военнослужащими, хранение и ношение табельного оружия и специальных средств; обеспечивать охрану объектов, зданий и сооружений силами подразделений охраны, а в необходимых случаях - с привлечением подразделений войск Федерального агентства или Вооруженных Сил Российской Федерации (по согласованию с командованием Вооруженных Сил Российской Федерации на местах), с использованием имеющихся технических средств; организацию охраны и сопровождения особо важных и совершенно секретных изделий, грузов и документов; при этом осуществлять применение сотрудниками физической силы, специальных средств, а также табельного оружия в порядке, предусмотренном общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации;

ц) создавать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, организационные структуры (подразделения и организации), необходимые для решения задач, возложенных на федеральные органы правительственной связи и информации;

ч) арендовать или приобретать необходимые для решения поставленных задач помещения, строения и другую недвижимость на территории Российской Федерации и за ее пределами;

ш) оказывать содействие на договорной основе организациям, предприятиям, учреждениям независимо от форм их собственности в разработке и реализации мер по защите коммерческой тайны с помощью технических средств, если это не противоречит задачам и принципам деятельности федеральных органов правительственной связи и информации.

Сотрудниками федеральных органов правительственной связи и информации являются военнослужащие, служащие и рабочие. Общая численность сотрудников федеральных органов правительственной связи и информации определяется Президентом Российской Федерации.

На службу в федеральные органы правительственной связи и информации принимаются граждане Российской Федерации, способные по своим личным, моральным, деловым и профессиональным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять задачи, поставленные перед этими органами. Комплектование войск военнослужащими осуществляется в добровольном порядке - по контрактам, а также на основе призыва граждан Российской Федерации на военную службу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие федеральных органов правительственной связи и информации проходят военную службу на основании законодательства Российской Федерации, воинских уставов, других нормативных актов и положений, регламентирующих военную службу. Они и члены их семей пользуются правами и льготами, предоставленными военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и членам их семей. Военнослужащие федеральных органов правительственной связи и информации, уволенные в запас с военной службы, зачисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в запас Министерства безопасности Российской Федерации или Министерства обороны Российской Федерации.

Трудовая деятельность служащих и рабочих федеральных органов правительственной связи и информации регламентируется законодательством Российской Федерации о труде и о государственной службе, а также издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Федерального агентства.

Обязанности и права конкретных категорий сотрудников федеральных органов правительственной связи и информации определяются настоящим Законом, другими законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Федерального агентства.

Сотрудники федеральных органов правительственной связи и информации могут быть награждены нагрудным знаком "Почетный сотрудник федеральных органов правительственной связи и информации". Основания и порядок представления к награждению указанным нагрудным знаком определяются генеральным директором Федерального агентства.

Сотрудники федеральных органов правительственной связи и информации при исполнении служебных обязанностей находятся под защитой государства. Никто, кроме должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность.

Требования сотрудников федеральных органов правительственной связи и информации, предъявляемые в пределах их компетенции при исполнении служебных обязанностей, являются обязательными для исполнения государственными органами, организациями, предприятиями, учреждениями Российской Федерации.

Защита от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, а также на имущество сотрудника федерального органа правительственной связи и информации и членов его семьи при исполнении им служебных обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не допускается привод, административное задержание сотрудника федерального органа правительственной связи и информации, а также личный досмотр и досмотр его вещей, личного и используемого транспорта при исполнении им служебных обязанностей без участия представителя этого органа либо без санкции прокурора.

При получении от кого бы то ни было приказа или указания, противоречащего законодательству Российской Федерации, сотрудник федерального органа правительственной связи и информации вне зависимости от его служебного положения обязан выполнять только требования законодательства.

Сотрудникам федеральных органов правительственной связи и информации запрещается организация забастовок и участие в их проведении.

Военнослужащие федеральных органов правительственной связи и информации не вправе заниматься внеслужебной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Служащие и рабочие федеральных органов правительственной связи и информации имеют право на создание профессиональных союзов.

Законодательные акты Российской Федерации по вопросам труда, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социальной и правовой защиты граждан применяются в отношении служащих и рабочих федеральных органов правительственной связи и информации независимо от объявления об их введении в действие приказами руководства Федерального агентства.

Сотрудники федеральных органов правительственной связи и информации, исполняющие обязанности, связанные с требованиями повышенной секретности и особыми условиями службы (работы), пользуются дополнительными льготами по денежному содержанию (заработной плате), исчислению выслуги лет (трудового стажа) и социальному обеспечению, устанавливаемыми высшими органами государственной власти Российской Федерации.

Сотрудники федеральных органов правительственной связи и информации при осуществлении своих должностных функций действуют в соответствии с обязанностями и правами, установленными законодательством Российской Федерации. Действия сотрудников обжалуются в федеральные органы правительственной связи и информации и в суд.

Отключение правительственной и иных видов специальной связи у Президента Российской Федерации, Председателя Верховного Совета Российской Федерации и Председателя Конституционного Суда Российской Федерации без их ведома, неправомерное прекращение предоставления услуг правительственной и иных видов специальной связи другим пользователям без ведома лиц, наделенных правом разрешать предоставление этих услуг, преследуются по закону.

За противоправные деяния сотрудники несут предусмотренную законодательством дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность.

Государство гарантирует социальную защиту сотрудников федеральных органов правительственной связи и информации, а также жилищное и пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сотрудники федеральных органов правительственной связи и информации, направляемые в служебные командировки, пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостинице и приобретения проездных документов на все виды транспорта в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации, Верховный Совет Российской Федерации и Правительство Российской Федерации могут устанавливать или распространять на сотрудников федеральных органов правительственной связи и информации и иные не предусмотренные настоящим Законом льготы и меры социальной защиты.

Федеральные органы правительственной связи и информации в пределах своей компетенции разрабатывают, создают и используют специальные технические средства, а также обеспечивают их сохранность с целью реализации поставленных перед ними задач и возложенных на них обязанностей.

Порядок использования специальных технических средств устанавливается нормативными актами Федерального агентства по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации (Государственной Думой).

Финансовое и материально-техническое обеспечение федеральных органов правительственной связи и информации осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.

Годовой бюджет федеральных органов правительственной связи и информации утверждается Верховным Советом Российской Федерации (Государственной Думой) по представлению Президента Российской Федерации одновременно с республиканским бюджетом Российской Федерации.

Порядок материально-технического обеспечения федеральных органов правительственной связи и информации устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению генерального директора Федерального агентства.

Правительство Российской Федерации определяет перечень предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм, которые на приоритетной основе в рамках государственного заказа осуществляют разработку, производство и поставку вооружения, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения для федеральных органов правительственной связи и информации.

Финансовое, тыловое и техническое обеспечение войск (за исключением средств связи) осуществляется довольствующими органами Министерства обороны Российской Федерации. Расчеты за обеспечение войск всеми видами довольствия в мирное время осуществляются централизованно за счет средств Федерального агентства. В военное время такое обеспечение производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о военном положении.

Земельные участки, предприятия, здания, сооружения, помещения, оборудование и другое имущество, а также иные объекты, находящиеся в ведении или в оперативном управлении федеральных органов правительственной связи и информации, являются исключительно федеральной собственностью.

Лица, оформляемые на службу (работу) в федеральные органы правительственной связи и информации, которые по роду своей деятельности будут иметь доступ к сведениям, составляющим государственную или иную специально охраняемую законом тайну, проходят процедуру оформления допуска к указанным сведениям и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение порядка сохранения этих сведений.

Сотрудникам федеральных органов правительственной связи и информации после прекращения их службы (работы) в этих органах запрещается использовать, разглашать, распространять, передавать ставшие известными им сведения и приобретенные знания о государственных шифрах, методах разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, содержащие государственную или иную специально охраняемую законом тайну, без разрешения Федерального агентства.

Все лица, получившие доступ к государственным шифрам, а также к сведениям о деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, составляющим государственную или иную специально охраняемую законом тайну, несут ответственность за нарушение порядка их сохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Документальные материалы, касающиеся деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, хранятся в архивах этих органов. Материалы архивов федеральных органов правительственной связи и информации, представляющие историческую и научную ценность и рассекреченные в соответствии с законодательством Российской Федерации, передаются в Государственную архивную службу Российской Федерации.

Для поддержания на должном уровне криптографического потенциала Российской Федерации генеральный директор Федерального агентства имеет право создавать криптографический резерв из числа ушедших в запас или в отставку высококвалифицированных криптографов, а также из числа других специалистов по своему усмотрению. Зачисляемые в криптографический резерв дают согласие на возвращение, в случае необходимости, на работу и выполнение обязанностей, определяемых генеральным директором Федерального агентства.

Генеральный директор Федерального агентства имеет право в пределах выделенных ассигнований создавать специальный фонд и определять порядок его использования для привлечения специалистов в криптографический резерв.

Президент Российской Федерации осуществляет контроль за ходом выполнения основных задач, возложенных на Федеpальное агентство, утверждает программы развития федеральных органов правительственной связи и информации и санкционирует проведение мероприятий этих органов, затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации.

Контроль Верховного Совета Российской Федерации (Государственной Думы) за деятельностью федеральных органов правительственной связи и информации осуществляется в форме заслушивания отчетов генерального директора Федерального агентства, а также сообщений должностных лиц федеральных органов правительственной связи и информации в Верховном Совете Российской Федерации (Государственной Думе).

Контроль Верховного Совета Российской Федерации (Государственной Думы) за деятельностью федеральных органов правительственной связи и информации осуществляет Комитет Верховного Совета Российской Федерации (Государственной Думы) по вопросам обороны и безопасности.

Народные депутаты Российской Федерации могут получать охраняемые законом сведения о деятельности федеральных органов правительственной связи и информации в порядке, определяемом законами Российской Федерации.

Надзор за исполнением законов Российской Федерации федеральными органами правительственной связи и информации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Федеральные органы правительственной связи и информации осуществляют информирование общественности о своей деятельности через создаваемые в составе этих органов соответствующие службы.

Представляемые средствам массовой информации материалы о деятельности федеральных органов правительственной связи и информации не должны содержать сведений, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Сотрудники федеральных органов правительственной связи и информации выступают в средствах массовой информации по вопросам деятельности этих органов только с санкции их руководителей. Материалы о деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, подготовленные к опубликованию бывшими сотрудниками этих органов или при их содействии, представляются на рассмотрение в соответствующие федеральные органы правительственной связи и информации для вынесения мотивированного решения о возможности или невозможности их публикации.

В настоящее время в рамках разработки Концепции информационной безопасности России, которая проводится по заказу Совета Безопасности Российской Федерации, подготовлен ряд законопроектов, в том числе проектов и законов. "Об информации, информатизации и защите информации", "О коммерческой тайне", "Об информатизации регионального развития", "Об информационным обеспечении экономического развития и предпринимательской деятельности", "О правовой информации", "О праве граждан на информацию и защите персональных данных", "Об охране прав граждан в условиях информатизации", "Об участии в международном информационном обмене и контроле за экспортом и импортом информационной продукции". Эти законопроекты предусматривают ответственность, в том числе и уголовную, за правонарушения в процессе обработки информации и использования информационных ресурсов.

Несомненно, будет усиливаться экспансия зарубежных спецслужб и организаций в отношении программ информатизации России. Объект устремлений - информация, которая может быть использована для государственного и промышленного шпионажа, продажи, шантажа, вымогательства, непосредственного обогащения. Причем информация может быть использована как зарубежными спецслужбами и организациями, так и преступными группами, и отдельными правонарушениями.


Список литературы :

1. Конституция Российской Федерации

2. Закон Российской Федерации "О федеральных органах правительственной связи и информации" от 19 февраля 1993 года
№ 4524-1

3. Белая книга российских спецслужб. Москва, 1996


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

КонсультантПлюс: примечание.

Указом Президента РФ от 11.03.2003 N 308 с 1 июля 2003 года Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ упразднено. Функции данного агентства переданы Федеральной службе безопасности РФ, Службе внешней разведки РФ и Службе специальной связи и информации при Федеральной службе охраны РФ.

1. Федеральное агентство находится в непосредственном ведении Президента Российской Федерации и является центральным органом федеральной исполнительной власти, ведающим вопросами организации и обеспечения правительственной связи, иных видов специальной связи для государственных органов, организации и обеспечения криптографической и инженерно - технической безопасности шифрованной связи, организации и ведения разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, специального информационного обеспечения высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти. Возглавляет Федеральное агентство и руководит его деятельностью генеральный директор.

Подразделения и части радиоразведки Федерального агентства, обеспечивающие организацию и ведение разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, образуют орган внешней разведки Федерального агентства, руководимый генеральным директором и действующий в соответствии с Законом Российской Федерации "О внешней разведке".

2. Федеральное агентство осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам, находящимся в его ведении.

Нормативные акты, предписания Федерального агентства в части организации, обеспечения функционирования и безопасности правительственной, шифрованной и иных видов специальной связи обязательны для исполнения государственными органами, а также организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно - правовых форм с учетом взаимно согласованных требований ведомственных инструкций по организации и обеспечению безопасности шифрованной связи.

3. Задачи, функции, организация и структура Федерального агентства определяются Положением о Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации по согласованию с Комитетом Верховного Совета Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности.

4. Федеральное агентство организует, руководит и непосредственно проводит работу по направлениям деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, издает приказы, указания, положения, инструкции и другие нормативные акты, обязательные для исполнения в системе федеральных органов правительственной связи и информации.