Национальная безопасность россии в современном мире. Понятие национальной безопасности

Варианты определения термина

Национальная безопасность - защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.

По другому определению - национальная безопасность - совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Национальная безопасность - способность нации удовлетворять потребности, необходимые для ее самосохранения, самовоспроизведения и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей ее нынешнего состояния.

По определению российского политолога Н. А. Косолапова , национальная безопасность - это стабильность, которая может поддерживаться на протяжении длительного времени, состояние достаточно разумной динамической защищенности от наиболее существенных из реально существующих угроз и опасностей, а также способности распознавать такие вызовы и своевременно принимать необходимые меры для их нейтрализации.

БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ - защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства (интересов национальных), при котором обеспечивается устойчивое развитие общества, своевременное выявление, предотвращение и нейтрализация угроз национальным интересам в разных сферах жизнедеятельности общества и государства.© Сытник Г.П.

Существуют два подхода относительно операционализации понятия Б.Н. .Согласно первому, она рассматривается в контексте защиты национальных интересов, а согласно второму – базисных ценностей общества. В пределах обоих подходов возникает ключевая проблема – определение совокупности национальных интересов или совокупности национальных ценностей. Проблема может быть сведена к триаде вопросов: ценности национальные (интересы) – какие, кого, за счет кого (чего) их защищать (реализовывать)? Однозначно ответить на эти вопросы вне пределов политического процесса (компромисса) достаточно трудно.

Когда понятие Б.Н. вошло в политический лексикон на Западе, оно использовалось в качестве синонима обороноспособности государства и фактически к середине восьмидесятых годов ХХ ст. под этим понятием главным образом понимали военную и политическую безопасность. С начала 90-х годов прошлого столетия в теоретических исследованиях, в философско-социологической и политической литературе понятие Б.Н. и проблему ее обеспечения рассматривают с учетом экономических, социо-культурных и других факторов. Сегодня, в известной мере, сформировалось общее понимание базисных категорий, которые используются при решении проблемы Б.Н. , что способствует разработке достаточно структурированных, с относительно четким понятийным аппаратом, руководящих документов по вопросам ее обеспечения. Есть понимание, что Б.Н. – достаточно сложное социально-политического явление, которое отображает последствия многогранной жизнедеятельности, накопленный исторический опыт, предпочтения и культуру каждого человека (индивида), общества, государства, в целом – земной цивилизации, что оно имеет много оттенков, закрепленных правом как совокупное состояние, которое аккумулирует бесконечное число видов убытков (потерь), а также возможных представлений об угрозах и их последствиях для интересов национальных. Но до сего времени у исследователей отсутствует единое мнение о том, что целесообразно понимать под понятием Б.Н. – состояние или категорию, которая характеризует состояние.

Отечественные и иностранные исследователи, нормативные документы дают разные толкования сущности понятия Б.Н. из-за его сложного, многокомпонентного и междисциплинарного характера. Поэтому есть основания утверждать, что в международной политике, внутренней и внешней политике государств, в теории и практике государственного управления, не существует понятия, которое могло бы сравниться по степени туманности, частоте относительно не четкого употребления с понятием Б.Н. .

Это свидетельствует об отсутствии единого понимания сущности, природы возникновения, диалектики развития, механизмов формирования и возможного управленческого влияния на системные характеристики явления, которое означают понятиям Б.Н. В то же время наиболее распространенным является мнение, что Б.Н. – категория, которая характеризует степень (меру, уровень) защищенности жизненно важных интересов, прав и свобод личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз или степень отсутствия угроз правам и свободам человека, базовым интересам и ценностям общества и государства.

То есть, это понятие тесно связано со всеми формами, направлениями и проявлениями взаимодействия в системе «природа – человек – общество». Как понятие Б.Н. используется по отношению к широкому кругу объектов и процессов для характеристики их защиты от разных негативных влияний природного и социального характера (часто – в контексте характеристики условий развития или функционирования указанных объектов и процессов). Поэтому Б.Н. должна рассматриваться как специфическое свойство динамических систем, как комплексный критерий оценки их качества, который характеризует динамику развития и техническое воплощение системы.

Б.Н. имеет три взаимозависимых уровня: безопасность человека (гражданина), безопасность общества и безопасность государства. Приоритетность указанных уровней определяется действием многих внешних и внутренних факторов субъективного и объективного характера, в частности, характером общественных отношений, политической системой, экономическим укладом, степенью развития институтов гражданского общества, состоянием внешних отношений с другими странами и другими факторами.

Б.Н. является переменной величиной потому, что по своей сути это интегральная многокомпонентная оценка имеющегося, желаемого или прогнозируемого уровня (меры, степени) защищенности жизненно важных национальных интересов и условий их реализации, в частности, состояния социально-экономической системы, социальных и политических институтов в стране, возможности сил и средств сектора безопасности противостоять угрозам указанным интересам и тому подобное.

Конкретное значение Б.Н. всегда находится в интервале от абсолютной безопасности (идеальное состояние), когда события, явления, процессы, которые порождают опасности для реализации национальных интересов полностью отсутствуют, к абсолютной опасности, когда совокупное влияние указанных опасностей ставит в повестку дня вопрос о самой возможности существования социальной системы (государства), например, ее распад, насильственное изменение конституционного строя и так далее. Поэтому при любых условиях Б.Н. нельзя рассматривать как состояние, когда нет опасности. Исторический опыт не содержит примеры, когда бы такого состояния удалось достичь даже отдельному человеку, не говоря уже о разных формах социальных образований. Напротив, пытаясь защитить себя от тех или других, угроз, они создали такие виды и системы производственных и технологических мощностей, вооружений и в таком количестве, что это стало, одной из наибольших угроз для каждого человека. Поэтому в качестве основы для раскрытия содержания понятия Б.Н. необходимо рассматривать определенное состояние системы (объекта, процесса), которое достигнуто в результате предотвращения вреда ее развитию (жизнедеятельности).

Желаемый уровень Б.Н. (гарантированный, критически допустимый или недопустимый и тому подобное) часто рассматривается как цель, способ или необходимое условие успешного функционирования и существования человека, общественной группы, общества или государства, а их развитие представляется как движение по определенной траектории в среде, которая характеризуется совокупностью взаимообусловленных факторов внешнего и внутреннего характера, которые могут быть описаны определенным набором показателей (индикаторов). В таком понимании Б.Н. является системной количественно-качественной характеристикой развития социальной системы, как объекта реальной действительности на тот или другой момент времени. С учетом иерархичности построения социальных систем можно утверждать, что Б.Н. представляет собой сложную многоуровневую систему, которая формируется в ходе объективных и субъективных процессов, под прямым и опосредствованным влиянием многих факторов.

Эти факторы могут иметь экономическое, политическое, военное, естественное, техногенное или другое происхождение. Диалектическое единство всех составляющих Б.Н. как системы обусловлено неразрывностью процесса функционирования и развития человека, общества, государства не только в пространстве, но и во времени. © Сытник Г.П. «Словарь-справочник» Государственное управление в сфере национальной безопасности/ Под ред. Г.П. Сытника. – Киев: Русское слово, 2012. – 41 с.

Структура национальной безопасности

Национальная безопасность включает в себя :

  • государственную безопасность - понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз;
  • общественную безопасность - понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера;
  • техногенную безопасность - уровень защищенности от угроз техногенного характера;
  • экологическую безопасность и защита от угроз стихийных бедствий ;
  • энергетическую безопасность
  • безопасность личности

Обеспечение национальной безопасности - комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.

Обеспечение национальной безопасности включает в себя:формирование улучшенного стабильного экономического состояния гражданина в отношении других граждан проживающих на территории данного государства.

  • защиту государственного строя ;
  • защиту общественного строя ;
  • обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета ;
  • обеспечение политической и экономической независимости нации;
  • обеспечение здоровья нации;
  • охрана общественного порядка ;
  • борьба с преступностью .
  • обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.

Органы, обеспечивающие национальную безопасность, - армия, службы разведки и контрразведки, правоохранительные органы, медицинские органы.

Примечания

Ссылки

  • Борщевский Г. А. Роль государства в формировании преемственного исторического сознания в контексте проблемы обеспечения национальной безопасности России // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение » . - 2012. - № 1 (январь - февраль).
  • Исторические, теоретические и правовые аспекты противодействия угрозам национальной безопасности

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Национальная ассоциация участников электронной торговли.
  • Национальная библиотека Австралии

Смотреть что такое "Национальная безопасность" в других словарях:

    Национальная безопасность - см. Безопасность национальная. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

    Национальная безопасность РФ - национальная безопасность состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную … Официальная терминология

    Национальная безопасность - см. Безопасность … Энциклопедия права

    НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - (National Security), США, 2003. Комедийный боевик. Стать полицейским мечта многих мальчишек. Стать офицером мечта многих курсантов полицейской академии. А быть офицером службы «Национальной безопасности» означает только одно быть неудачником. Эрл … Энциклопедия кино

    Национальная безопасность - это защищенность государства от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного прогресса общества и… … Политология. Словарь.

    Национальная безопасность - см. Безопасность … Большой юридический словарь

    Национальная безопасность - (national security state), понятие, используемое для описания и объяснения увеличения аппарата нац. безопасности, что особенно было важно в эпоху холодной войны (1946 90). Мн. считают, что сочетание внеш. опасности, исходящей от идеологич. и… … Народы и культуры

    Национальная безопасность - одна из центральных проблем геополитики. Большинство государств имеют доктрины национальной безопасности, включающих военно политические и экономические направления внешней и внутренней политики. Доктрины предусматриваютзащиту многомерного… … Геоэкономический словарь-справочник

Национальные интересы РФ:

Во внутренней политике:

Сохраненеие конституционного строя, территориальной целостности, единого правового пространства, обеспечение высокого уровня жизни, оздоровление окружающей среды и др.

Угрозы национальной безопасности РФ: с остояние ее экономики. Снижение ВВП, упадок аграрного сектора, рост долга (2000г.; несовершенство организации государственной власти; Отсутствие единого правового поля; социально-политическая поляризация общества; рост преступности; увеличение масштабов терроризма; усложнение МО. Снижение роли ООН, ОБСЕ, распространение ОМУ, ослабление СНГ; сокращение рождаемости; кризис здравоохранения.

Взамен концепции нац безопасности утверждена -

Концепция 1997г (2000) на момент её принятия в 1997 году формулировала всего лишь вектор деятельности государства в различных сферах обеспечения нац безопасности, уточнялся порядок выявления угроз нац безопасности. Стратегия же кардинально изменяет принцип обеспечения нац без, определяет в кач направления обеспечения нац без стратегические нац приоритеты + формирует новый механизм реализации консолидированных усилий государства и общества, оценки их результативности в такой сложной области гос упр-я, как обеспечение нац без.

Отличается от предыдущих не только по этому, сколько по тому, что существенно усилилось российское государство, у него появились другие возможности и желание иначе противостоять тем угрозам, реальным и кажущимся, которые появляются («РФ обладает достаточным потенциалом, чтобы рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для ее закрепления в числе государств - лидеров в мир эк на основе эффективного участия в МРТ, повышения глобальной конкурентоспособности нац хозяйства, оборонного потенциала, уровня гос и общ безопасности»).

Стратегия - отражение ситуации прошлого года (ряд шагов и заявлений, декларирующих принципиально новые подходы руководства страны к проблемам безопасности). В документе констатируется ключевая роль России в мире.

Негативные тенденции в мире: вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в МО, противоречия между основными участниками мирпола, угроза распространения ОМУ и его попадания в руки террористов, совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях , в сфере высоких технологий; глобальное информационное противоборство. Отход от межд договоренностей в области огранич и сокр вооружений.
Конкурентная борьба за ресурсы может = > к решению проблем с применением военной силы. - может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ РФ и границ ее союзников; риск увеличения числа ядерных государств ; возможное размещении в Европе элементов глобальной системы ПРО США; фин-эк кризис .



Политика РФ: В долгосрочной перспективе – выстраивание МО на принципах МО, равной безопасности для всех. Для защиты своих нац интересов Россия, оставаясь в рамках МП, будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику , исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений.
Проведение предсказуемой и открытой внешней политики неразрывно связано с реализацией задач устойчивого развития России.

Региональные приоритеты:

  1. ООН – центр элемент стабильной системы МО. Наращивание взаимодействия с Г8, Г20, БРИК. СНГ - приоритетное направление внеш политики . ОДКБ, ЕврАзЭс, ШОС
  2. ЕС (Долгосрочным национальным интересам России отвечает формирование в Евроатлантике открытой системы коллективной безопасности на четкой договорно-правовой основе.)
  3. НАТО: определяющий фактор в отношениях с НАТО - неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к ее границам и попытки придания ему глобальных функций, идущих вразрез с нормами МП.
  4. США - выстраивание равноправного и полноценного стратег партнерства на основе совпадающих интересов и с учетом ключевого влияния рос-амер отношений на состояние международной обстановки в целом. Приоритет - новые договоренности в сфере разоружения и контроля над вооружениями, укрепление мер доверия, наращивание антитерро сотрудничества, урегулирования региональных конфликтов.
    РФ предпримет все необходимые усилия на наименее затратном уровне по поддержанию паритета с США в области СНВ в условиях развертывания ими глобальной системы ПРО и реализации концепции глобального молниеносного удара с исп страт носителей в ядерном и неядерном оснащении.

Угрозы военной безопасности: политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах. Путем формирования в одностороннем порядке глобальной системы ПРО и милитаризации околоземного космического пространства. В пограничной сфере - деятельность межд террорист и экстрем организаций. трансграничных преступных групп.

О стратегической стабильности: В отношениях с межд сообществом РФ опирается на принципы сохранения стабильности и предсказуемости в области страт наступ вооружений, придает особое значение достижению новых полноформатных двусторонних договоренностей по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Стратегическому партнерству м способствовать присутствие в конфликтных регионах контингентов ВС РФна основе норм МП в целях решения полит, эк и иных задач невоенными методами.
О миротворчестве – межд миротворчество - действенный инструмент урегулирования вооруженных конфликтов (в соответствии с принципами Устава ООН)

Стратегия-2009 впервые поднимает тему энергобезопасности: внимание международного сообщества будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов на Бл. Востоке, шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Касп моря и в Ц.Азии. Арбатов : «Упоминание Арктики, освоение которой начнется не раньше 2020 г связывается с тем, что решить, будет ли регион ареной сотрудничества, надо уже сейчас - его освоение в условиях конфронтации невозможно». Условие обеспечения нац и глоб энергобезопасности - многостороннее взаимодействие в интересах формирования отвечающих принципам ВТО рынков энергоресурсов, разработка и межд обмен перспективными энергосберегающими технологиями, + использование экологически чистых, альтернативных источников энергии.

Также серьезные проблемы в ходе реформы связывают с неоправданностью передачи медицинского обеспечения ВС гражданским специалистам, ликвидацией военных училищ и академий, переводом учебных заведений из Москвы, увольнением в запас офицеров 45-55 лет, нерешенной жилищной проблемой (предполагается уволить около 200 тысяч.

Говоря о международной безопасности, прежде всего, необходимо отметить, что возросло количество внешних угроз. В первую очередь, речь идет о процессах, запускающихся непосредственно вблизи границ Российской федерации. Отношения России и США становятся все более напряженными. Формально обсуждаются договоры СНВ, ПРО, ДОВСЕ, фактически – США и НАТО по-прежнему занимаются спектром вопросов от наращивания наступательных вооружений в обход существующих договоренностей до милитаризации космоса.

Тенденция такова, что США, меняя варианты тактики, выдерживают свою конфронтационную стратегию.

Милитаризация Кавказского региона не прекращается, а лишь усиливается. Высок риск возникновения провокаций и конфликтов.

Представляется целесообразным, чтобы в доктрине национальной безопасности (помимо традиционных регионов) была отражена необходимость повышенного внимания к Северному Кавказу и странам СНГ, и лишь потом – трансцендентальным угрозам глобального характера.

В любом случае, России нужно определяться с приоритетами и проводить последовательную и четкую внешнюю политику, исходя из своих национальных интересов.

Обращаясь к вопросам пограничной безопасности, необходимо заметить, что в настоящее время, к сожалению, площадь Российской Федерации продолжает сокращаться. Япония претендует на все острова Курильской гряды. Россия передала часть земли Китаю, более того, происходит ассимиляция малозаселенного Дальнего Востока гражданами Китая. Существуют проблемы потенциально сепаратистских территорий. О наличии центробежных тенденций косвенно свидетельствует тот факт, что все большее число государств СНГ, например, пытается выйти из зоны влияние РФ, руководствуясь преимущественно экономическими соображениями и зачастую не делая большой разницы в вопросе последующего присоединения между НАТО, ЕС или «Восточным партнерством».

Одним из важнейших критериев экономической безопасности является устойчивость функционирования финансовой системы страны. Несмотря на то, что Россия – страна с открытой экономикой, представляется более целесообразным развивать собственное производство внутри страны.

Также важным моментом является то, что наиболее экономически рациональным решением является ориентация на выпуск максимально готовой диверсифицированной продукции. Особенно если речь идет об экспорте, то есть следует стремиться не к поставке каких-либо материалов в «сыром» виде, а перерабатывать их до стадии максимальной приближенности к готовности.

Многие экономисты и предприниматели возражают, что в России не было и нет возможности и условий для развития бизнеса, тем более, прозрачного и легального. Но власть не считает необходимым идти на снижение налогов даже в условиях кризиса.
Также очевидно, что необходимо все же обозначить долю государственного регулирования в экономике. На сегодняшний день нет однозначной позиции относительно протекционизма. До наступления кризиса в качестве ориентира была обозначена саморегуляция рынка как основа либеральной экономики, теперь же все чаще государство прибегает к механизмам оказания помощи в виде финансовых влияний в ряд отраслей и сфер.

Еще одним пластом для обеспечения экономической безопасности в стране может и должна служить разработка нормативно-правовой базы, касающейся, прежде всего, деятельности госкорпораций и вопросов лоббизма. В противном случае ни вывод активов, ни коррупцию не удастся победить.

Национальная валюта рубль должен быть обеспечен золотом. Также возможно проводить дальше финансовую политику с Белоруссией, то есть переход на рубли в двусторонней торговле. Далее, возможно, будет оправданным отрабатывать подобный механизм и с другими странами.

Россия, будучи сырьевой державой, тотально зависит от ресурсов и их цен на мировом рынке. Большая часть федерального бюджета формируется исключительно за счет дивидендов от продажи. И эта зависимость будет сохраняться, во всяком случае, в среднесрочной перспективе.

Наша страна является одной из мировых лидеров по запасам природного газа. По прогнозам некоторых экспертов, основными экспортерами газа к 2030 году будут Россия, Иран и Катар. Как известно, газ является возобновляемым природным ресурсом, поэтому освоение и разработка газовых месторождений, безусловно, перспективное направление развития российской энергетики.

Планы об инновациях и переходе на альтернативные источнике энергии, безусловно, заманчивы. Но нужно реалистично оценивать временной интервал, который потребуется нашей стране для прохождения от этапа идеи к этапу реализации.

В настоящее время в России забота об экологической безопасности выражается в основном в том, что существует перечень требований к промышленным предприятиям. То есть государство осуществляет проверку наличия/отсутствия очистных сооружений для контроля выбросов. Но помимо соблюдения требований Киотского протокола необходимо заниматься также другими проблемами. Сброс количества химический веществ в водоемы и атмосферу невероятно высок. Остро стоит вопрос о свалках бытового мусора.

По мере разрастания урбанизации и все большей оторванности человека от природы человек все реже задумываемся о последствиях нашего потребления. Экологическое воспитание необходимо внедрять на уровень культуры, активно пропагандировать. А вопросы, касающиеся вырубки и экспорта сырого леса, утилизации отходов, нерационально-варварской эксплуатации нефтяных месторождений необходимо просто более жестко законодательно регулировать.

В России проблема демографии становится все более острой. Причем, у нас причины ее существования и возникновения несколько специфичны. Существуют, конечно, и объективные причины сложившейся ситуации: недоступность качественного медицинского обслуживания, социальная незащищенность, сложности с жилищными условиями, климатически неблагоприятные для освоения и жизни регионы РФ, миграция, ассимиляция. В то же время, нужно осознавать и то, что уничтожение российского народа и русского этноса осуществляется целенаправленно. Проблемы, которые уже стали имманентными, в действительности привнесены извне и являются сгенерированным результатом, прежде всего – результатом информационной войны. К таковым относятся: рост наркомании, алкоголизации, табакокурения, увеличение числа сирот, беспризорников, рост преступности, увеличение пенсионного возраста.

В настоящее время руководство страны в контексте этнической безопасности наибольшее внимание уделяет вопросам неконтролируемой миграции и защите прав соотечественников за рубежом. Но комплекс проблем, требующих решений, гораздо шире. Этническая безопасность во многом зависит от демографического фактора, например, вопрос ассимиляции населения на территории Дальнего Востока и Сибири обусловлен, в числе прочих, незаселенностью территорий, а приток мигрантов – еще и социально-экономическими причинами.

Существует пласт территориальных угроз, таких как сепаратистские настроения в некоторых регионах. Причины их возникновения зачастую обусловлены не столько экономическим, сколько этническим фактором. В первую очередь, это касается моноэтнических республик, что потенциально (но не обязательно) является предпосылкой для возникновения национального шовинизма и расовой дискриминации, а также экстремизма.

Большая часть войн в современном мире ведется в информационной плоскости, в основном с помощью СМИ. Очевидно, что в России этот процесс активизировался после краха СССР. В 90-ые годы страну сотрясало политической нестабильностью и экономическими проблемами, складывалось впечатление, что вопросам информационной безопасности не уделяет внимание никто, кроме профильных отделов спецслужб, информационную интервенцию, казалось, не замечали. Вот лишь некоторые результаты целенаправленной информационной кампании против России и россиян за эти 18 лет: утрата идентичности, нивелирование роли института семьи, формирование общества атомизированных индивидуумов, разрушение социальных общностей и коллективных начал. То есть происходила и происходит дискредитация традиционных ценностей: от религии и сакральности до патриархальных первооснов российского общества, выхолащивается наша пассионарность.

Информационные войны против России идут как на международном и межгосударственном уровнях, так и внутри страны. Медийные атаки целенаправленно трансформируют систему ценностей россиян, культивируя послушный конвейер общества потребления, атеистичных нигилистов, руководствующихся практической сиюминутной выгодой и не мыслящих стратегическими категориями.

Вышеперечисленное воздействие приводит к тому, что требуется заботиться и о психологической безопасности. Поскольку значительный пласт российского общества незаметно оказался в уязвимом положении и систематически ощущает те или иные формы психологического дискомфорта и когнитивной диссоциации с происходящим. Во многом этому мы обязаны именно СМИ, навязывающих нам определенный уровень образа жизни, стереотипизирующих наше сознание. Люди, чувствуют фальшь происходящего вокруг, но занимают пассивную позицию. Что, в свою очередь, трансформируется в ту или иную степень фрустрации и социальную дистанцированность, потенциальную агрессивность, абсентеизм.

Помимо ставших традиционными «утечки умов», развала НИИ, нивелирования интереса к истории и культуре, сейчас происходит разрушение системы образования. Причем, это происходит, начиная с уровня средней общеобразовательной школы. С внедрением ЕГЭ требования к знаниям учеников заметно снизились, что отразилось, прежде всего, на русском языке, литературе, истории.

Система высшего образования также претерпела качественные изменения не в лучшую сторону с введением Болонской системы: согласно социологическим данным, большинство выпускников не могут сейчас трудоустроиться по профессии.

Социальная безопасность в России напрямую зависит от экономической. Коротко говоря, людям необходимо жилье, работа - необходимый уровень дохода для обеспечения семьи. Исходя из экономического же признака, выделяют социально незащищенные слои, то есть это: пенсионеры, малоимущие, многодетные семьи, инвалиды, сироты, ветераны.

Социальные проблемы усугубляются растущей безработицей, что особенно заметно в регионах, снижаются темпы экономического развития, растут объемы невыплат, прогнозируется дефицит бюджета, инфляционные показатели превосходят прогнозируемый уровень, резервные запасы заканчиваются, увеличивается процент невыплат кредитов, стоит вопрос о необходимости внешних займов. В совокупности, все вышеперечисленные факторы приводят к росту социального напряжения в стране. Падает доверие к нынешней власти.

В продовольственной сфере в настоящее время в России сложилась противоречивая ситуация. В нашей стране существует объективная возможность обеспечивать самих себя большинством необходимых продуктов: от злаков и овощей, до мяса и рыбы, питаться качественным, свежим и разнообразным рационом. Но отмечается, что крупные городские агломерации на 75 % обеспечиваются продовольственными товарами за счет импорта, а отечественная пищевая промышленность экспортонезависима лишь в отношении мяса птицы и водки.

Следовательно, развитие села, аграрного сектора, рыбных промыслов и повышение производительности труда в целом должны стать приоритетными направлениями государственной политики, должны всячески поддерживаться и развиваться. Таким образом, в России может быть решено сразу несколько проблем: обеспечение продовольственной самодостаточности и увеличение объемов экспортируемой продукции, создание рабочих мест, недопущение поставок вредных и генетически модифицированных продуктов на российский рынок, развитие регионов в целом.

Для достижения внутриполитической безопасности необходимо наличие следующих условий.

1) Власть должна быть не просто легальна, но и легитимна. Это касается не только действующего руководства, но и таких институтов как система разделения властей и выборы.

2) Государство должно иметь внятную идеологическую платформу, проводить последовательную, публично озвучиваемую, социально ориентированную политику. Стратегические приоритеты должны быть не только доведены до населения, но и разделяться им.

3) Федеральный центр и регионы должны проводить консолидированную политику, направленную на повышение социально-экономического уровня жизни страны.

4) Осуществление эффективного государственного управления путем поддержания систематической обратной связи с населением на федеральном, региональном и муниципальном уровнях для оперативного и адекватного реагирования на возникающие проблемы.

5) Соблюдение всеми гражданами Конституции и других законодательных актов.

6) Установление действенных механизмов по борьбе с коррупцией, ужесточение законодательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с поставленными задачами в работе:

Рассмотрено понятие «национальная безопасность», под которой понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Краткое описание

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что проблема обеспечения национальной безопасности вызывает сегодня серьезную озабоченность общественных и государственных деятелей, ученых, всех граждан России. Многоаспектность и комплексность этой проблемы сделали ее предметом исследования специалистов практически всех отраслей научного знания: философии, социологии, права, психологии, экономики, математики, экологии, биологии, здравоохранения и др.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ, НОРМАТИВНАЯ БАЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ.
Понятие национальной безопасности России
Нормативно-правовое обеспечение национальной безопасности России
Стратегические приоритеты в сфере национальной безопасности России
ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Военная, международная, пограничная безопасность
Экономическая, энергетическая, экологическая безопасность
Демографическая, этническая безопасность
Идеологическая/информационная, психологическая, интеллектуальная безопасность
Социальная, продовольственная, внутриполитическая безопасность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Концепция национальной безопасности РФ – документ (комплекс мер, рекомендации к действию), отражающие совокупность целей и взглядов, мер и стратегий в отношении обеспечении безопасности государства, общества и каждого гражданина от внутренних и внешних угроз (информационных, экологических, техногенных, военных, социальных, политических и экономических).

Концепция национальной безопасности 10 января 2000 года утратила свою юридическую силу и была преобразована в Стратегию национальной безопасности РФ, утвержденную Президентом 12 мая 2009 года. Новый документ действует до 2020 года. Необходимость создания нового документа была озвучена в 2008 году, в период вооруженного противостояния в Южной Осетии.

Основные задачи концепции (стратегии) национальной безопасности РФ

Главные задачи составления и реализации стратегии следующие:

Мобилизировать развитие российской экономики и повысить активность внешнеторговых взаимоотношений;
- улучшить общее качество жизни граждан РФ, обеспечить им стабильную заработную плату и пенсии;
- обеспечить политическую стабильность;
- укрепить все сферы правопорядка страны, обеспечить государственную безопасность и оборону;
- повысить престиж РФ на мировой арене и ее конкурентоспособность экономики.

Разделы концепции (стратегии) национальной безопасности РФ

Документ состоит из нескольких основных разделов :

1. Общие положения

В разделе раскрываются:

Основные тенденции развития государства в последние несколько лет,
- суть основных направлений в стратегических и национальных приоритетах,
- важность национальной стратегии, ее признания и всесторонней поддержки сто стороны сил обеспечения нацбезопансости;
- суть основных понятий – угроза национальной безопасности Российской Федерации, национальные интересы РФ, стратегические национальные приоритеты. Кроме этого, раскрывается суть таких определений, как система обеспечения национальной безопасности, средства обеспечения национальной безопасности и так далее.


2. Современный мир и РФ: состояние и принципы развития

В разделе делается упор на основных направлениях развития России в сфере международных отношений, проводится подробный анализ текущих тенденций в мировом сообществе, акцентируется внимание на стремлении к глобализации, переходу от блокового противостояния к принципам всеобъемлющей дипломатии. Делается упор на тот факт, что национальные интересы России могут пострадать в случае вероятных рецидивов и силовых подходов в решении важных международных вопросов.

Особое внимание уделяется важности рассмотрения проблем с демографической ситуацией в мире, такими движениями, как неонацизм, наркоторговля, торговля людьми, организованная преступность, незаконная миграция и так далее. Российская Федерация делает упор на выстраивание равных отношений с другими странами на основе международного права. При этом основная задача – достижение равноправия, уважения, взаимовыгодного сотрудничества,

В основе Стратегии лежат планы России продолжить активную работу в «большой восьмерке» и «большой двадцатке», деятельность в объединениях БРИК и РИК, а также возможность привлечения новых государств к активному и плодотворному сотрудничеству.

Особое внимание уделяется продвижению НАТО к границам РФ. Как и прежде, национальная концепция направлена на воспрепятствование этому процессу для обеспечения международной безопасности РФ. С целью обеспечение стабильности планируется ведение работы по обеспечению социальной стабильности, повышение качества работы органов государственных структур, обеспечение роста экономики страны, повышение мобилизацонного потенциала и так далее.

3. Национальные интересы РФ и стратегические приоритеты

Основные направления деятельности – обеспечение незыблемости конституционного строя и территориальной целостности, развитие демократии, повышение конкурентоспособности экономики и ее развитие.

В документе отмечается, что основной упор делается на реализацию следующих приоритетов:

Повышения качества жизни людей, проживающих на территории РФ за счет стабильного экономического роста и обеспечения личной безопасности;
- развитие технологической и научной сферы, здравоохранения, образования и культуры;
- достижение высоких стандартов жизнеобеспечения;
- укрепление роли государства и его становление, как равного партнера для любой из стран мира;
- проведение активной деятельности в сфере экологии и поддержание рационального использования ресурсов планеты за счет совершенствования технологий, оптимизации, потребления, целесообразного использования всего природо-ресурсного потенциала.

4. Обеспечение национальной безопасности.

Это раздел в котором особое внимание уделяется стратегической, общественной и государственной безопасности, перспективам экономического роста, повышению качества жизни жителей РФ и так далее. Эта част документа состоит из нескольких основных параграфов, в которых рассмотрены:

Особенности национальной обороны РФ
- государственная и общественная безопасность;
- сфера культуры;
- качество жизни граждан РФ;
- экономический рост;
- образование, технологии, наука;
- область здравоохранения;
- экология живых систем и оптимальное использование ресурсов природы;

Стабильность стратегии и партнерские отношения.

В каждом из разделов делается упор на перспективы каждой из сфер до 2020 года, основные направления внешней и внутренней политики, а также ключевые приоритеты. При этом конечная цель каждой из поставленных задач – обеспечение национальной безопасности страны.

5. Основы реализации Стратегии (информационные, правовые, нормативные и организационные).

Согласно данному разделу Государственная политика РФ при реализации всех задач будет согласовывать все свои действия с Советом Безопасности РФ. Достичь основных целей планируется за счет объединения общих усилий и ресурсов страны, взаимодействия институтов и органов власти, а также комплексного использования правовых, социальных, организационных, политических и ряда других мер. При этом координация корректности соблюдения и выполнения текущего документа возлагается на Совбез РФ.

По Концепции (стратегии) национальной безопасности РФ основные функции борьбы с терроризмом и наркопреступностью берет на себя НАК (Национальный антитеррористический комитет), а также ГАК (Государственный антинаркотический комитет) соответственно.

Вся нормативная и правовая поддержка данной концепции определяется на основании Конституции РФ, федеральных законов страны, указов, законодательных актов и распоряжений.

Особое внимание уделяется потенциальным угрозам в сфере информационной безопасности, а также важности усовершенствования системы информационно-телекоммуникационной поддержки, нужд системы обеспечения и прочих аспектов нацбезопасности в сфере информационных технологий.

Контролировать ход реализации данной Стратегии берет на себя Секретарь Совбез РФ с ежегодным докладом Президенту РФ. В докладе должны содержаться текущие отклонения от реализации стратегии, а также меры по повышению национальной безопасности в будущем.

6. Характеристики национальной безопасности .


Тенденции укрепления национальной безопасности можно распознать по нескольким основным характеристикам:

Качеству обеспечения страны в сфере здравоохранения, культуры, науки, образования в отношении к общему ВВП страны;
- уровню роста потребительских цен;
- уровню обеспеченности ВВС РФ качественными кадрами и техникой;
- величине государственного долга (внутреннего и внешнего). Оценка производится по отношению к общему ВВП страны;
- уровню безработицы в РФ;
- объему ежегодного обновления в сфере вооружения специальной и военной техники;
- дециальному коэффициенту.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш