Утечка информации и несанкционированный доступ. Принципы, методы и средства защиты сведений, составляющих государственную тайну

Государственной тайны.
ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Предварительный контроль представляет собой оценочную проверку обоснованности мер защиты государственной тайны до начала работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Текущий контроль - это проверка в процессе работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Текущий контроль может быть периодическим, повседневным или непрерывным.

Контроль устранения недостатков - это проверка, проводимая после устранения ранее допущенных нарушений норм и требований по защите государственной тайны на контролируемом объекте.

Внутренний контроль проводится на объекте контроля силами собственного подразделения контроля или с привлечением на договорной основе организации, имеющей лицензию на оказание услуг по контролю (аттестации) объектов.

Ведомственный контроль проводится на объекте контроля силами вышестоящей организации в рамках одного ведомства.

Межведомственный контроль (надзор) проводится специально уполномоченными государственными органами, не входящими в одну систему с подконтрольным объектом. Межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют ФСБ, МО, ФАПСИ, СВР, Гостехкомиссия России и их органы на местах, на которые эта функция возложена законодательством РФ.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются в заключаемом с ней международном договоре, разделы (статьи, пункты) которого должны содержать:

соотнесение степеней секретности передаваемых сведений в Российской Федерации и в иностранном государстве;

перечень компетентных органов, уполномоченных осуществлять прием (передачу) сведений и несущих ответственность за их защиту;

порядок передачи сведений;

требования к использованию и обработке передаваемых сведений;

обязательства о нераспространении передаваемых сведений третьим странам и их защите в соответствии с внутренним законодательством принимающей стороны;

порядок разрешения конфликтных ситуаций и возмещения возможного ущерба.
45. Понятие комплексной защиты информации от технических разведок и от ее утечки по техническим каналам.
Понятие комплексной защиты информации может рассматриваться с различных точек зрения.

1. Защита считается комплексной, если она осуществляется против всех опасных в данной обстановке угроз : различных видов разведки, несанкционированного доступа, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на информацию.

2. При комплексной защите осуществляется защита всех уязвимых составных частей объектов, на всех этапах их жизненного цикла.

3. Комплексная защита подразумевает использование всего спектра мер и средств защиты информации, включая правовые, организационные, технические, социально-экономические и другие меры. При чем, эти меры должны быть не изолированными, а образовывать систему мер.

4. Комплексная защита предполагает наличие управления мерами и средствами защиты по результатам отслеживания обстановки и контроля состояния защиты информации
46. Физическая защита носителей информации.
Физическая защита включает:

защиту носителей информации от несанкционированного доступа к ним посторонних лиц;

защиту носителей информации от внешних воздействующих факторов.

Под несанкционированным доступом понимается проникновение к защищаемым объектам. Последствиями несанкционированного доступа могут быть: кража объекта, фотографирование объекта, копирование информации, циркулирующей на объекте, физическое воздействие на него с целью уничтожения, нарушения нормального функционирования и другие последствия, влияющие на защищаемую информацию.

Защита носителей информации от несанкционированного доступа к ним посторонних лиц осуществляется путем создания систем охранной сигнализации и всевозможных устройств, препятствующих доступу (проникновению) этих лиц к защищаемым объектам (сейфов, закрываемых хранилищ, управляемых пунктов пропуска и т. д.).

Под внешними воздействующими факторами понимаются природные или техногенные явления и процессы, а также действия субъектов, в результате которых может произойти несанкционированное и/или непреднамеренное воздействие на носитель на информацию. Последствиями воздействия таких факторов могут быть уничтожение носителей информации или только одной информации, сбои в их функционировании, в том числе систем защиты информации. Примерами внешних воздействующих факторов могут служить воздействие повышенной температуры окружающей среды, повышенный радиационный и электромагнитный фон, возникновение мощных электромагнитных полей при ударах молнии, повышенная влажность воздуха, его загрязнение, наличие в воздухе агрессивных веществ и т.д.

Защита информации от внешних воздействующих факторов достигается мерами, изолирующими носители информации от внешней среды, повышением помехозащищенности средств передачи и обработки информации, дублированием информации. К мерам защиты от внешних воздействующих факторов относятся экранирование помещений, поддержание постоянной температуры и влажности воздуха системами искусственного климата, применение систем автономного электропитания и другие меры.


47. Защита информации от ее утечки по техническим каналам.
Технический канал утечки информации - совокупность объекта защиты, физической среды и средства технической разведки, которым добывается защищаемая информация.

Мероприятия по технической защите информации от ее утечки по техническим каналам направлены на исключение или существенное затруднение получения разведками защищаемой документированной информации, а также недокументированной речевой, телевизионной и другой информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.

К объектам защиты от утечки информации по техническим каналам относятся:

технические средства обработки информации (ТСОИ), которые подразделяются на основные (ОТСС) и вспомогательные средства и системы (ВТСС);

помещения, где они установлены ТСОИ;

выделенные помещения (ВП), специально предназначенные для ведения секретных переговоров.

Для добывания информации могут быть использованы следующие внешние проявления объектов защиты:

основные излучения средств и систем радиосвязи, если по ним передаются охраняемые сведения в открытом виде;

побочные электромагнитные излучения ОТСС, используемых для обработки или передачи охраняемых сведений, и наводки от ОТСС на ВТСС, а также на токопроводящие линии (в том числе на цепи питания и заземления, системы водо-, тепло-, газоснабжения, выходящие за пределы контролируемой зоны);

наблюдаемые через стекла зданий документы, экраны мониторов, артикулярные проявления речи;

наличие защищаемой информации или ее элементов в электронных базах данных ЭВМ, включенных в компьютерные сети открытого типа.

К основным мероприятиям по защите информации в ОТСС и ВТСС относятся:

2. Обеспечение при эксплуатации ОТСС контролируемой зоны, радиус которой определяется категорией ОТСС и размерами опасной зоны (зоны 2).

3. Размещение ВТСС за пределами зоны, в которой возможно создание электромагнитными излучениями работающих ОТСС наводок информативного сигнала на ВТСС.

4. Размещение телефонных линий, сетей электропитания, сигнализации и т.п. (“распределенных антенн”), имеющих выход за границы контролируемой зоны, в местах, где не создаются наводки электромагнитных излучений защищаемых ОТСС.

5. Оборудование помещений, в которых эксплуатируются ОТСС системой схемного заземления, осуществляемой по схеме “ветвящегося” дерева, не имеющей замкнутых контуров.

6. Обеспечение электропитания ОТСС от автономного источника питания, расположенного в пределах контролируемой зоны.

7. При невозможности обеспечения контролируемой зоны заданных размеров рекомендуется проведение частичной экранировки помещения или применение систем пространственного зашумления в районе размещения защищаемого ОТСС.

8. Применение средств линейного электромагнитного зашумления линий электропитания, радиотрансляции, заземления, связи имеющих выход за пределы контролируемой зоны.

К основным мероприятиям по защите информации от ее утечки в выделенных помещениях относятся :

2. Назначение сотрудников, ответственных за выполнение требований по защите информации в выделенных помещениях.

3. Разработка для выделенных помещений частных инструкций по обеспечению безопасности информации в помещениях.

4. Обеспечение контроля за доступом в выделенные помещения, а также в смежные помещения.

5. Проведение в ВП обязательных визуальных (непосредственно перед совещаниями) и инструментальных (перед ответственными совещаниями и периодически) проверок на наличие внедренных закладных устройств, в том числе осуществление контроля всех посторонних предметов, подарков, сувениров и прочих предметов, оставляемых в ВП.

6. Исключение неконтролируемого доступа к линиям связи, управления сигнализации в ВП, а также в смежные помещения и в коридор.

7. Оснащение телефонных аппаратов ГАТС, расположенных в выделенных помещениях, устройствами высокочастотной развязки и подавления слабых сигналов. Оснащение телефонов специальными шифраторами (скремблерами).

8. Исключение применения в выделенных помещениях технических средств и аппаратуры, не прошедших специсследований, спецпроверки и не разрешенных для использования в данном помещении.

9. Осуществление контроля за проведением всех монтажных и ремонтных работ в выделенных и смежных с ними помещениях, а также в коридорах.

10. Обеспечение требуемого уровня звукоизоляции входных дверей ВП.

11. Обеспечение требуемого уровня звукоизоляции окон ВП.

12. Демонтирование или заземление (с обеих сторон) лишних (незадействованных) в ВП проводников и кабелей.

13. Отключение при проведении совещаний в ВП всех неиспользуемых электро- и радиоприборов от сетей питания и трансляции.

Основными методами защиты государственной тайны являются следующие:

Скрытие;

Ранжирование;

Дезинформация;

Дробление;

Страхование;

Морально-нравственные;

Кодирование;

Шифрование.

1. Скрытие - это один из наиболее общих и широко приме­няемых методов защиты информации. B основе своей он является реализацией на практике одного из основных организационных принципов защиты информации - максимального ограничения числа лиц, допускаемых к секретам. Реализация этого метода дос­тигается обычно путем:

Засекречивания информации, т.е. отнесение ее к секретной или конфиденциальной информации различной степени секретности и ограничение в связи с этим доступа к этой информации в зависимости от ее важности для собственни­ка, что проявляется в проставляемом на носителе этой ин­формации грифе секретности;

Устранения или ослабления технических демаскирующих признаков объектов защиты и технических каналов утечки сведений о них.

2. Ранжирование как метод защиты информации включает: во- первых, деление засекречиваемой информации по степени секрет­ности; во-вторых, регламентацию допуска и разграничение доступа к защищаемой информации, т.е. предоставление индивидуальных прав отдельным пользователям на доступ к необходимой им кон­кретной информации и на выполнение отдельных операций. Раз­граничение доступа к информации может осуществляться по тема­тическому признаку или по признаку секретности информации и определяется матрицей доступа.

Ранжирование есть частный случай метода скрытия: пользова­тель не допускается к информации, которая ему не нужна для вы­полнения его служебных функций, и тем самым эта информация скрывается от него и всех остальных (посторонних) лиц.

3. Дезинформация - один из методов защиты информации, за­ключающийся в распространении заведомо ложных сведений отно­сительно истинного назначения каких-то объектов и изделий, дей­ствительного состояния какой-то области государственной деятель­ности. Обычно дезинформация проводится путем распространения ложной информации по различным каналам, имитацией или иска­жением признаков и свойств отдельных элементов объектов защи­ты, создания ложных объектов, по внешнему виду или проявлениям похожих на интересующие соперника объекты, и др.

4. Дробление представляет собой расчленение информации на части с таким условием, что знание какой-то одной части инфор­мации (например, одной операции технологии производства како­го-то продукта) не позволяет восстановить всю картину, всю техно­логию в целом. Применяется достаточно широко при производстве средств вооружения и военной техники, а также при производстве некоторых товаров народного потребления.

5. Страхование как метод защиты информации пока еще только получает признание. Сущность его сводится к тому, чтобы защи­тить права и интересы собственника информации или средства ин­формации как от традиционных угроз (кражи, стихийные бедст­вия), так и от угроз безопасности информации, а именно: защита информации от утечки, хищения, модификации (подделки), разру­шения и др.

6. Морально-нравственные методы можно отнести к группе тех методов защиты информации, которые, если исходить из расхожего выражения, что «тайну хранят не замки, а люди», играют очень важную роль в защите информации. Именно человек, сотрудник предприятия или учреждения, допущенный к секретам и накапли­вающий в своей памяти колоссальные объемы информации, в том числе секретной, нередко становится источником утечки этой ин­формации или по его вине соперник получает возможность несанк­ционированного доступа к носителям защищаемой информации.

Морально-нравственные методы защиты информации предпо­лагают прежде всего воспитание сотрудника, допущенного к секре­там, т.е. проведение специальной работы, направленной на форми­рование у него системы определенных качеств, взглядов и убежде­ний (патриотизма, понимания важности и полезности защиты ин­формации и для него лично), а также обучение сотрудника, осве­домленного в сведениях, составляющих охраняемую тайну, прави­лам и методам защиты информации, привитие ему навыков работы с носителями секретной и конфиденциальной информации.

7. Учет - это также один из важнейших методов защиты ин­формации, обеспечивающий возможность получения в любое время данных о любом носителе защищаемой информации, о количестве и местонахождении всех носителей засекреченной информации, а также данные о всех пользователях этой информации. Без учета решать проблемы было бы невозможно, особенно когда количество носителей превысит какой-то минимальный объем.

Принципы учета засекреченной информации:

Обязательность регистрации всех носителей защищаемой информации;

Однократность регистрации конкретного носителя такой информации;

Указание в учетах адреса, где находится в данное время дан­ный носитель засекреченной информации;

Единоличная ответственность за сохранность каждого носи­теля защищаемой информации и отражение в учетах пользо­вателя данной информации в настоящее время, а также всех предыдущих пользователей данной информации.

8. Кодирование - метод защиты информации, преследующий цель скрыть от соперника содержание защищаемой информации и заключающийся в преобразовании с помощью кодов открытого текста в условный при передаче информации по каналам связи, направлении письменного сообщения, когда есть угроза, что оно может попасть в руки соперника, а также при обработке и хране­нии информации в СBТ.

Для кодирования используются обычно совокупность знаков (символов, цифр и др.) и система определенных правил, при помо­щи которых информация может быть преобразована (закодирована) таким образом, что прочесть ее можно будет если потребитель ее располагает соответствующим ключом (кодом) для ее раскодирова­ния. Кодирование информации может производиться с использова­нием технических средств или вручную.

9. Шифрование - это метод защиты информации, используемый чаще при передаче сообщений с помощью различной радиоаппара­туры, направлении письменных сообщений и в других случаях, ко­гда есть опасность перехвата таких сообщений соперником. Шиф­рование заключается в преобразовании открытой информации в вид, исключающий понимание его содержания, если перехватив­ший не имеет сведений (ключа) для раскрытия шифра.

Шифрование может быть предварительным (шифруется текст документа) и линейным (шифруется разговор). Для шифрования информации может использоваться специальная аппаратура.

Знание возможностей рассмотренных методов позволяет актив­но и комплексно применять их при рассмотрении и использовании правовых, организационных и инженерно-технических мер защиты секретной информации.

Сохранности своих секретов оно уделяет особое внимание, жестко наказывая тех, кто осмелится их раскрыть. Перечень сведений, не предназначенных для чужих ушей, составляет весьма внушительный список, а п роцедура доступа к государственной тайне отличается сложностью и многоступенчатостью. П роверяют все и всех: ближайших родственников, наличие судимостей, визиты за границу и т.д.

Понятие " государственной тайны"

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Такое определение содержится в Законе РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон).

Сведения, подлежащие защите

Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" . Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:

  • военная;
  • экономика, наука и техника;
  • внешняя политика и экономика;
  • разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.
В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

  • первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  • вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  • третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.
Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Если у вас есть допуск к сведениям высокой степени секретности, то он же является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы). Тщательность проверки уполномоченными органами зависит от формы допуска.

Так, оформление доступа по третьей форме производится без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. Решение принимается на основании анкетных данных. Исключение составляют оформление допусков руководителям организаций и работникам подразделений, связанных с защитой государственной тайны. В отношении этих лиц проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке.

Первоначальное "знакомство" с кандидатом на допуск начинается с анкеты, в которой, кроме всего прочего, необходимо указать следующие сведения: пребывание за границей, наличие судимостей, отношение к воинской обязанности, наличие близких родственников, в том числе за границей.

В допуске может быть отказано по следующим причинам:

  • признание гражданина судом недееспособным (ограничено дееспособным), рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
  • выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности РФ;
  • уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.
Есть отдельные категории граждан, которым нет необходимости оформлять допуск к государственной тайне. В соответствии со ст. 21.1 Закона таковыми являются:
  • члены Совета Федерации РФ,
  • депутаты Государственной Думы РФ,
  • судьи на период исполнения ими своих полномочий,
  • адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну.
Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, а также о привлечении их к ответственности в случае разглашения (берется соответствующая расписка).

Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц перед федеральным законодательством.

Ответственность за нарушение режима государственной тайны

Государство рьяно следит за сохранением государственной тайны и довольно серьезно карает ее нарушителей.

Так что государством довольно подробно проработан вопрос об уголовной ответственности граждан. Гражданин может быть осужден по четырем статьям УК РФ в случае нарушения им режима государственной тайны.

Государственная тайна установленный законодательством круг сведений, разглашение которых может привести к снижению обороноспособности страны или причинить существенный вред национальной безопасности, экономическим или политическим интересам. Защите от несанкционированного распространения подлежит , относящаяся к следующим сферам:

  • Вооруженные силы государства.
  • Сведения о внешнеполитической деятельности государства.
  • Информация о научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, данные об экономических показателях по отдельным направлениям.
  • Сведения, относящиеся к деятельности органов национальной безопасности, внешней разведки и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными структурами.

Для сохранения государственной тайны законодательством страны вводится особый административно-правовой порядок в данной сфере - режим секретности. Для его обеспечения разрабатывается комплекс мер по защите таких сведений от разглашения и противодействия шпионажу и разведке иностранных государств. С этой целью вводится уголовная ответственность за передачу секретной информации третьим лицам или незаконного ее распространения.

Важность сведений, относящихся к государственной тайне различна, часть из них может носить стратегический, оперативный или локальный характер. Соответственно этому и вводится понятие о степени секретности для каждого из перечисленных уровней. В каждой из стран устанавливается своя система обозначений в указанной области, которая закрепляется законом или иными нормативно-правовыми актами.

Любая информация, в том числе и относящаяся к секретной, существует на носителях разных видов. Это могут быть и материальные объекты: бумага и виртуальные - компьютерные файлы на жестких и лазерных дисках, картах памяти и тому подобное. Носителем информации признается и человек, обладающий секретными сведениями. Доступ к государственной тайне производится на основании допуска, который оформляется компетентными органами после проверок.

Законодательное обеспечение и состав секретных сведений в РФ

В Российской Федерации правовое регулирование в данной области осуществляется на самом высоком уровне. В 1997 году 6 октября Государственной Думой принят Федеральный закон, который получил наименование «О государственной тайне». Впоследствии отдельные положения данного нормативного акта редактировались и в них вносились изменения. Документ такого высокого уровня, регламентирующий вопросы сохранения государственной тайны в нашей стране, принят впервые.

Этим законом уточняется состав секретной информации в соответствующих разделах. В частности, в военной сфере государственной тайной считаются:

  • Стратегические, оперативные и мобилизационные планы, а также документы по управлению, строительству и развертыванию армии и флота.
  • Перспективные разработки в сфере НИОКР, проектирования новых и модернизации существующих образцов боевой техники и вооружений.
  • Технология производства, хранения и утилизации боевых частей ядерного оружия и их компонентов и способы их применения.
  • Тактико-технические данные оружия и техники.
  • Дислокация воинских частей, оборонных объектов их назначение и состояние.

В сфере экономики и перспективных научно-технических исследований секретными являются сведения о планах подготовки страны или отдельных областей к войне и мобилизационных ресурсах. Кроме того, не подлежат разглашению данные об объектах гражданской обороны, размерах и составе оборонного заказа. Государственной тайной является информация о запасах драгоценных металлов и камней, а также стратегических материалов. Список их определяется Постановлением Правительства.

В области внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности к категории секретных отнесены сведения, неконтролируемое распространение которых может нанести вред безопасности или интересам страны. Не подлежит разглашению также и информация о политика в сфере финансов по отношению к иностранным государствам.

В области внешней разведки и обеспечения национальной безопасности государственную тайну составляют данные о составе и задачах соответствующих органов и их финансировании. Секретными являются сведения об оперативно-розыскных мероприятиях, которые ими проводятся. Тайну составляют также данные о защите информационных систем и средств правительственной связи.

Понятие о степени секретности и грифах документов

Степень секретности сведений устанавливается исходя из важности информации для безопасности страны. Для ее определения производится оценка возможного ущерба, который может быть нанесен в случае их разглашения. В РФ установлены следующие степени секретности:

  • Особой важности;
  • Совершенно секретно;
  • Секретно.

Указанные обозначения используются в качестве грифов секретности на официальных документах. Для доступа к данной информации лицо должно имеет допуск соответствующего уровня, который оформляется после проверки органами национальной безопасности. Использование перечисленных грифов для засекречивания сведений, прямо не отнесенных законом к государственной тайне, строго запрещается.

В иностранных государствах существуют свои собственные системы, направленные на обеспечение сохранности секретов. Так, в Соединенных Штатах Америки не существует специального закона о государственной тайне. Деятельность правительственных органов в этой сфере регулируется Указом Президента № 13526. Степени и грифы секретности в госорганах США аналогичны тем, что установлены в нашей стране:

  • Top Secret – совершенно секретно, особой важности.
  • Secret – совершенно секретно.
  • Confidential – секретно.

Отсутствие единого закона, впрочем, не означает отсутствия уголовной ответственности за разглашение сведений, относящихся к государственной тайне. Для этого приняты ряд законов «О шпионаже» и другие.

Свои особенности имеет система защиты государственных тайн в Великобритании. Уровней секретности здесь больше всего их пять, в дополнении к трем вышеназванным введены такие грифы, как Restricted (ограниченный доступ) и Protect (защищенная информация). Помимо степени секретности имеются ограничения связанные с гражданством лица:

  • «UK eyes only» - только для подданных Великобритании.
  • «Canukus eyes only» - только для британских подданных, а также граждан Канады и США.
  • «Auscannzukus» - для граждан государств участников договора о РЭБ.

В Китайской Народной Республике режим секретности обеспечивается специальной организацией, которая имеет статус национальной администрации. В стране установлено три уровня важности сведений, составляющих гостайну:

  • Совершенно секретно.
  • Высокая секретность.
  • Секретно.

Помимо государственных систем охраны информации существуют и такие что созданы в рамках международных организаций и военных союзов: НАТО, Европейская комиссия и других. Они имеют определенные особенности, связанные с необходимостью организации доступа к секретной информации граждан участников этих альянсов.

Зашита информации, составляющей гостайну

Каждая страна тщательно оберегает свои секреты от внимания потенциальных противников и конкурентов. Для этих целей в государстве создаются специальные органы в компетенции, которых разработка порядка и правил обращения со сведениями ограниченного доступа, организации проверок и допуска лиц к ним. В РФ координация деятельности всех служб, работающих в указанной сфере, осуществляется соответствующей межведомственной комиссией.

Данный орган действует на основании Положения, утвержденного Президентом страны. Режим секретности в органах власти обеспечивается специальными отделами, которые осуществляют хранение документации, защиту информационных систем и средств связи. Органы с подобными функциями имеются также на предприятиях и в учреждениях, выполняющих государственные оборонные заказы и тому подобное.

За нарушения законодательства в области защиты государственной тайны установлена уголовная ответственность. Выявление каналов утечки и лиц, причастных к такого рода деятельности, осуществляется Федеральной службой безопасности. В Вооруженных силах задачи по защите гостайны решаются особыми отделами военной контрразведки, которые имеются во всех воинских частях и гарнизонах.

В США такими вопросами занимаются несколько организаций: Федеральное бюро расследований, Агентство национальной безопасности и Министерство внутренней безопасности. Каждое из названных ведомств решает свой круг задач, свои структуры имеют также Армия, Военно-морские силы, Корпус морской пехоты, предприятия Министерства энергетики и другие учреждения.

Обеспечение сохранности государственной тайны и IT – технологии

С развитием средств связи и появлением информационных сетей вопросы защиты режима секретности приобретают особое значение. В нашей стране создана государственная система, в задачи которой входит обеспечение сохранности сведений ограниченного доступа. В рамках этой системы формируются соответствующие структуры, ориентированные на решение следующих задач:

  • Противодействие технической разведке иностранных государств.
  • Формирование и реализация единой технической политике в сфере защиты государственной тайны.
  • Координация усилий и деятельности всех структур в данной сфере.

Государственной системе защиты информации предоставлено право издавать нормативные акты, а также контрольные функции по проверке полноты выполнения мероприятий. В структуру данной организации входит ФАПСИ, которое обеспечивает правительственную связь, а также обеспечение безопасности систем хранения и обработки информации.

Понятие государственной тайны возникло одновременно с появлением первых устойчивых общественных образований. Защита секретов от разглашения является одной из важнейших функций органов власти в каждой стране. Информация об обороноспособности страны, экономические показатели, мобилизационный потенциал и внешняя политика - важнейшие сферы от которых нередко зависит существование самого государства.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш